Взаимосвязь государства и власти — справочник студента

Соотношение и взаимосвязь государства и права необходимо анализировать, учитывая 3 момента:

  1. общие аспекты права и государства;
  2. разница между правом и государством;
  3. взаимодействие между ними.

Замечание 1

Право и государство являются близкими, тесно связанными между собой, «родственными» явлениями. По историческим меркам в теории они возникли в одно время, практически в силу одинаковых социальных причин. Оба понятия формируются в качестве общественного продукта, когда общество достигает соответствующего уровня развития.

Взаимосвязь права и государства обусловлена тем признаком, что они всегда существуют вместе, вместе происходит их возникновение, развитие и функционирование.

Государство и право объединяет то, что оба они представляют собой политические явления: проявляются в качестве результата политического расслоения общества и представляют собой основные инструменты управления политически дифференцированным обществом. В этом случае важно учитывать и согласовать противоречивые интересы всех социальных групп.

Оба понятия также тесным образом связаны с таким понятием, как власть.

Аспекты связи права и государства

Соотношение права и государства необходимо рассмотреть на основе общих черт, которые объединяют эти категории. В их число можно включить:

  • одновременное возникновение;
  • появление в силу одних и тех же социальных причин;
  • совместное функционирование;
  • политическая природа;
  • главные, основные инструменты управления обществом, его политическим состоянием;
  • тесная связь с властью.

При наличии общности права и государства, их необходимо рассматривать как разные явления.

Определение 1

Государство представляет собой особую организацию общества: систему, которая включает разного рода организации (властные органы и прочие государственные учреждения). Право является социальным регулятором: системой, которая состоит из особых норм, правил поведения.

Зависимость между государством и правом

Право и государство друг с другом взаимодействуют, помогая решать общие задачи, взаимно зависят. Здесь можно рассмотреть 2 линии зависимости. Первая из них заключается в том, что государство зависит от права. Оно нуждается в праве и не способно обойтись без него в решении своих задач.

Кроме этого, право конституирует страну, делая законным ее существование в качестве властной организации всего общества. На основании юридических норм происходит определение статуса и компетенции государственных органов, форм их деятельности. Здесь же происходит закрепление форм государственного правления и устройства.

Без наличия права государство не способно осуществлять управление общественными процессами, нормативно выражая свою волю и добиваясь согласия в обществе.

Замечание 2

По этой причине полный отказ от права в своей деятельности не могут позволить себе даже деспотические, тоталитарные и полицейские страны.

Вторая линия зависимости заключается в зависимости права от государства, которое также во многом зависит от него. Рассмотрим 3 типа деятельности государства, от которых зависит право:

  1. правотворческая деятельность. Государство не «творит», не порождает право: определенные нормы, правила в соответствии со своим содержанием формируются в недрах социального организма, выступая в качестве правовых притязаний общества. Тем не менее, правила, которые складываются в обществе, становятся юридическими нормами лишь после того, как происходит их официальное оформление (издание) государством и устанавливаются санкции за их нарушение;
  2. правоисполнительная деятельность. Реализация существенной доли норм права невозможна без властного содействия органов государства, которые в этих случаях занимаются изданием специальных юридических актов (актов правоприменения). В этих актах индивидуально, то есть применительно к определенному случаю, происходит решение вопроса о реализации правовой нормы;
  3. правоохранительная деятельность, то есть охрана юридических норм от нарушений, для чего государство устанавливает специальный аппарат охраны законности и правопорядка, определяя процедуры его работы.

Замечание 3

Рассматривая взаимодействие права и государства, важно отметить и обстоятельство, заключающееся в не всегда мирном протекании их взаимодействия. Относительная самостоятельность государства от общества дает возможность ему осуществлять противоправные действия, принимать противоправные решения, включая издание законов, которые противоречат праву (неправовые законы).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/vzaimosvjaz-i-sootnoshenie-prava-i-gosudarstva/

Взаимодействие государства с другими субъектами политической системы общества

В данной статье рассмотрена роль государства как особого звена в политической системе общества. Автором делается оценка места государства относительно других субъектов политической системы общества.

При исследовании вопроса о роли и месте государства как особого звена в политической системе общества очень важно определить характер связей между государством и другими субъектами политической системы общества. Взаимоотношения государства с другими субъектами политической системы показывают, насколько схожи их принципы построения и функционирования, и демонстрируют степень совпадения их конечных целей и задач.

Взаимодействие государства с политическими партиями

«Политическая партия — имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей» [3, с. 678]. Иными словами, политической партией является сформированная группа единомышленников, целью которой выступает реализация интересов части общества посредством полного завоевания государственной власти или же путём частичного участия в её осуществлении. По способу завоевания власти политические партии разделяются на: 1) партии, участвующие в парламентской деятельности; 2) партии, которые завоевывают власть демократическим путём; 3) партии, которые ставят перед собой задачу по насильственному преобразованию общественного строя. По степени участия в государственных делах можно выделить не только парламентские партии, но и партии, уже стоящие у власти – правящие. Политическая партия реализовывает свою власть путём расстановки своих членов на главные государственные посты. Бывают такие случаи, когда взаимодействие партии с государством приводит к политической системе, определяемой термином «партийное государство». В таком государстве функционирует лишь одна властвующая партия, её идеология становится государственной, в итоге происходит объединение партии и государственного аппарата. Партийный лидер фактически становится главой государства. В партийном государстве все иные общественные организации находятся под партийным контролем, а политическая система становится тоталитарной.

Абсолютной противоположностью такой политической системе являются многопартийные политические системы, в которых важные государственные решения принимаются демократическим путём.

В таких политических системах государство организовывает свои взаимоотношения с парламентскими партиями по следующему принципу: «сформулированные как правовые требования претензии различных классов и социальных групп переходят в предмет анализа в ходе законодательного процесса, с соблюдением политико-правовых норм и процедур» [1, с. 102].

Взаимодействие государства с общественными объединениями

Взаимоотношения между государством и общественными объединениями выступают одним из главных показателей демократичности государственной власти.

Когда государство старается сотрудничать с общественными объединениями, обеспечивая им свободное функционирование и помогая им развиваться, при этом гарантируя их самостоятельность в принятии решений собственных проблем, связанных с внутренней организацией, то подобное государство имеет характеристику демократического, так как оно оказывает содействие в реализации одного из важнейших прав человека – права объединяться в различные союзы с целью охраны и защиты своих интересов, а также для достижения общих целей.

Взаимоотношения государства с общественными объединениями имеют двухсторонний характер. Это означает, что государство устанавливает статус общественных объединений, а также определяет пределы их деятельности и объём принадлежащих им полномочий.

Общественные объединения, в свою очередь, принимают участие в определении политики государства, осуществляют контроль за качеством деятельности органов государственной власти. В юридической литературе [2, с.

311 — 132] определяется ряд основных направлений в области сотрудничества государства с общественными объединениями: 1) государственное информирование общественных объединений относительно положения дел в разных сферах жизни общества, а также о решениях принимаемых органами государства; 2) совместная деятельность государства и общественных объединений в области решения общесоциальных проблем, таких как охрана труда, окружающей среды, общественного порядка и памятников культуры; 3) осуществление правотворчества и законотворчества: с помощью депутатов и партийных фракций общественные объединения оказывать влияние на процесс правотворчества, изучая общественное мнение, они проводят социальную экспертизу законопроектов и прочих нормативных правовых актов.

В свою очередь, государство производит контроль над: 1) законностью существования общественных объединений и их деятельности путём регистрации и проверки их уставных документов, а также наблюдения за тем, чтобы деятельность таких общественных объединений не выходила за границы, обозначенных в уставе целей и задач; 2) законностью источников доходов таких объединений; 3) своевременной уплатой объединениями установленных налогов, если их деятельность вообще подлежит налогообложению. Государство вправе приостановить деятельность общественных объединений, запретить всякое их участие в жизни общества (по решению суда), а также ликвидировать их вовсе в случаях ,предусмотренных законом.

Взаимодействие государства с церковью

Церковь – это общественная организация, которая объединяет людей, соблюдающих определённую религиозную веру или конфессию. В политических системах большинства стран церковь исключена из их состава. Именно поэтому и произошло отделение государства от церкви. Данный принцип зафиксирован в конституциях таких стран.

Государство формально не включается в церковные дела, а церковь — в государственную жизнь и политику. В случае такого взаимодействия реализуется принцип свободного вероисповедания и автономии религии.

Таким образом, в зависимости от уровня отношений с церковью, различают три вида государств: светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает полное изолирование церкви от государства при разграничении сфер их деятельности.

В таком государстве церковь не исполняет политических функций, а, следовательно, не может являться элементом политической системы общества.

Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви, однако при этом находится на страже законной деятельности религиозных организаций, регулируя самые важные аспекты.

Теократическое государство является очевидной противоположностью светскому государству, ведь в нём прерогатива осуществления власти принадлежит церкви. В таком государстве монарх одновременно является и верховным священнослужителем (в качестве примера такого государства можно привести Ватикан).

Промежуточным вариантом между светским и теократическим государствами выступает клерикальное государство.

Такое государство не едино с церковью, но тем не менее церковь при помощи институтов, установленных законодательно, определяющим образом оказывает влияние на государственную политику.

В клерикальных государствах церкви принадлежит право регистрации актов гражданского состояния, а в некоторых случаях – и возможность регулирования брачно-семейных отношений.

Воздействие церкви и религиозных организаций на политическую жизнь определяется прежде всего уровнем развития демократии в стране и характером политического режима.

В государствах с демократическим устройством обычно признаётся равенство религий и их церквей, в обществе существует свобода вероисповедания, а церковь изолирована от государства. Привилегии и любая дискриминация по отношению к той или иной религиозной организации запрещены.

В тоталитарных политических системах за формальным невмешательством в дела религиозных организаций скрывается фактический контроль деятельности церкви, а также попытки установления контроля над священнослужителями.

Что касается обществ, где господствуют религиозные системы, такие как ислам, то в них религиозные организации имеют особое влияние на функционирование государственных органов, задавая и определяя социальные цели и выступая фактически в качестве самого важного института политической системы.

Читайте также:  Вопрос о природе души; душа как особая сущность - справочник студента

В таких обществах отношения государства с религиозными образованиями крайне противоречивы, они изменяются от абсолютного подчинения государственных органов религиозным организациям и их требованиям до острых конфликтов между государством и членами религиозного фундаментализма.

Итак, государство является важнейшим элементом системы общества, однако все свои функции оно выполняет только лишь во взаимодействии со всеми рассмотренными институтами.

Политическая система общества является гармоничным симбиозом государства и других социальных элементов, которые, несмотря на различные политические функции, объединяются вокруг целей и идеалов, господствующих в конкретном обществе, с целью завоевания, удержания и использования власти и связанных с ней ценностей.

Характер политических систем определяется социальной средой, в которой они возникают и функционируют в интересах тех или иных социальных сил либо всего общества в целом.

Источник: https://novainfo.ru/article/6115

Государство и личность

Соотношение личности и государства

Отношения личности и государства выстраиваются посредством сохранения баланса между возможностью личности беспрепятственно развиваться и удовлетворять свои потребности и законные интересы и признанием, поддержкой личностью государства.

Это обусловило существование двух основных подходов к соотношению категорий «государство» и «личность»:

  • индивидуалистический (личностный). Суть данного подхода состоит в том, что личность является самой целью, государство выступает средством достижения этой цели. Иными словами, личность изначально, с рождения наделена рядом прав и владеет ими независимо от государства. Государству необходимо создать такие условия, которые позволили бы личности эти права реализовать; при этом права личности  не должны быть ущемлены. Объем прав может быть изменен и расширен, однако фундаментальные, основные права остаются неизменными;
  • государственный (этатический, юридико-позитивистский). Данный подход базируется на том, что права даны человеку государством и обществом. Государство в данном случае выступает в качестве источника и гаранта прав человека, благодаря которому последние получают свое законное закрепление. При этом права личности могут быть изменены в зависимости от государственных целей и возможностей.

Отношения государства и личности выражаются во взаимном воздействии, во взаимных правах и обязанностях.  Зачастую человек не замечает эту связь.

Тем не менее, государство принимает активное участие в жизни личности с момента его рождения – вносится запись в книгу актов гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о рождении, и до смерти (справка о смерти).

Институт гражданства

Наиболее ярко отношения государства и личности проявляются в такой категории как гражданство. Институт гражданства наглядно демонстрирует существование или отсутствие связи лица с данным государством, законодательно определяя при этом, какое лицо является гражданином, какое – иностранцем, лицом без гражданства, апатридом, бипатридом и т.д.

Статус гражданина предоставляет лицу более широкий спектр прав перед лицами, которые этого статуса не имеют, но и порождает большие обязанности перед государством.

Однако, все люди – независимо от гражданского статуса личности – имеют право на защиту жизни, свободы, своего имущества государством, на территории которого они находятся, и, в свою очередь, обязаны знать и соблюдать законы страны проживания.

Итак, отношения личности и государства можно описать словом «многоаспектность», «многоплановость». Государство, с одной стороны, предоставляет различные права и свободы личности, с другой стороны, сдерживает их посредством норм права, тем самым предотвращая хаос, беззаконие, вседозволенность и сохраняя при этом коллективное благо, общественный и национальный вес.

Права личности

Права личности, о которых неоднократно упоминалось выше, принято делить на четыре категории:

  • права, выражающие равноправие личностей (как правило, это естественные права человека, право на жизнь, безопасность и пр.);
  • социально-экономические (право на труд, образование, охрану здоровья и т.д.);
  • политические (право на свободу слова, объединений, собраний и др.);
  • личные (право на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и т.д.).

Все эти права так или иначе закреплены в Конституциях всех стран мира. Это в свою очередь обязывает государство предоставить личности гарантии защиты жизни, свободы, достоинства, т.е. гарантировать  реализацию ею своих прав. В противном случае, лицо может обратиться с исковым заявлением против государства в суд за защитой своих прав и интересов.

Однако, личность имеет только права, но и обязанности по отношению к государству.

В самом общем виде обязанности личности сформулированы как конституционные требования исполнять Конституцию, законы и иные нормативные акты государства, соблюдать принятые нормы международного права и общественные нормы страны пребывания. Человек обязан уплачивать налоги, проходить срочную или альтернативную службу в армии, защищать конституционный строй и свободный демократический порядок и т.д.

Государство, в свою очередь, также имеет права и обязанности по отношению к личности. Государство вправе требовать от индивидов соответствующего нормам права поведения, в противном случае государство вправе применить санкции.

Уплата налогов, соблюдение общественного порядка, забота о сохранении культурного и исторического наследия страны, забота об окружающей среде и природе и пр. – все это относится к правам государства по отношению к личности. За нарушение этих прав государство применяет меры взыскания, санкции.

В тоже время, государство выполняет определенные обязанности по отношению к личности. Государство обязано защищать человека и гражданина, создать безопасную среду для его развития; предоставить различные социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, гарантии труда и отдыха); должно принимать меры по улучшению условий жизни индивидов.

Вывод

Таким образом, характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

 Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль.

Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/gosudarstvo-i-lichnost/

Соотношение государства и права. — ТГП ответы

Государство
и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин, в результате
разложения родового обществ и перехода его в цивилизационное состояние.

На
определенной ступени развития общества возникает потребность охватить общим
правилом повторяющиеся день ото дня даты производства, распределения и обмена
продуктов. Чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и
обмена.

Это правило сначала выражается в обычае, затем становится законом.
Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его
соблюдение -публичная власть, государство (Энгельс).

  • Тем
    не менее государство и право самостоятельные явления и их отождествление
    недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется.
  • Модели
    соотношения государства и права:
  • 1)
    Этатическая модель, которая безраздельно господствовала в советской
    политико-идеологической практике, государство и есть право.
  • 2)
    Либеральная модель, когда право выше государства
  • 3)
    Прагматичная модель, когда государство создает право, но связано с ним.
  • Функциональные
    аспекты государства и права: единство, различие, взаимодействие

1)
Единство, выражается в их происхождении, типологии, культурными, историческими
судьбами, гарантируют права личности. Однако это не означает, что все что
свойственно государству, свойственно праву, они автономы и самобытны.

2)
Различия, вытекают из онтологического статуса и общественной природы. Если
государство есть политико-территориальная организация публичной власти, то
право — система официально установленных и охраняемых норм. Государство-сила,
право-воля.

3)
Взаимодействие, выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Государство
воздействует на право тем, что оно его создает, изменяет, совершенствует,
охраняет, исполняет. Право результат государственной деятельности, его продукт.

Право же в свою очередь легализует и конституирует государственную
деятельность, определяет границы дозволенности и недозволенности, обеспечивает
контроль над законностью (легитимностью) этой деятельности.

С помощью права
закрепляется внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат,
механизм управления, статус и компетенция. Государство создает право для
регламентации собственной деятельности.

В
вопросе о взаимодействии права и государства в мировой науке сложились два
основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный).
Этатистический признает примат (первенство) государства т.е. согласно этому
подходу государство является определяющим фактором по отношению к праву,
поскольку право устанавливается и санкционируется гос-ом (юрид-ий позитивизм).

Согласно естественно правовому либеральному подходу не государство, а право
является определяющим фактором. Государство зависит от права и должно ему
подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко
выражен в теории правового государства). Государство должно быть подчинено
праву.

Есть ещё и 3ий подход который не отдает предпочтение государству или
праву, а рассматривает государство и право в их взаимосвязи. Позитивное право
независимо от того выражает оно социально оправданную свободу поведения или нет
тесно взаимодействует с гос-ом. Оно не может существовать без государства,
равно как и государство не может существовать без него.

Позитивное право не
может существовать без государства в силу следующих обстоятельств:

1)
Позитивное право не может возникнуть без государства поскольку оно либо
устанавливается либо санкционируется гос-ом.

2)
Позитивное право не может функционировать без государства, поскольку оно должно
быть обеспечено гос-ым принуждением. Таким образом право не может не возникнут
не существовать без государства.

Государство в свою очередь не может обойтись
без права: при помощи позитивного права государство себя конституирует т.е.
юридически оформляет (с помощью конституции, законов и др). Государство
использует позитивное право как основной инструмент социального регулирования.

С помощью позитивного права государство устанавливает в обществе именно тот
порядок, который необходим и выгоден государству.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/sootnosenie-gosudarstva-i-prava

Профиль ОРГАНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ | Факультет политологии Санкт-Петербургского государственного университета

Профиль ОРГАНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Научный руководитель профиля — Сморгунов Леонид Владимирович,профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой политического управления СПбГУ, вице-президент Российской ассоциации политической науки, представитель СПбГУ в Европейском консорциуме политических исследований (Великобритания), автор более 380 печатных работ, известный специалист в области теории публичной политики.  
  КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
Цель — подготовка компетентных и инициативных GR-менеджеров для эффективного взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством, продвижения их интересов и формирования корпоративной социальной ответственности. Профиль предназначен для подготовки новых для России GR-специалистов, способных

  • к взаимодействию коммерческих фирм и предприятий с органами государственной власти;
  • к исследованию и анализу моделей отношений ассоциаций гражданского общества с органами государственной власти.

Программа политологического профиля по GR-деятельности разработана с учетом быстро меняющихся перспектив одной из наиболее востребованных профессий XXI века. В процессе обучения используются инновационные методы образования, компьютерные программы и базы данных, деловые игры и практикумы.В процессе обучения предполагается формирование коммуникативных способностей, приобретение компетенций для использования современных эффективных методов и технологий в GR-деятельности.

  • Программа профиля ориентирована на формирование у выпускников следующей системы компетенций (знаний, способностей и умений):
  • Аналитические компетенции:
  • знание политической среды деятельности фирмы или ассоциации гражданского общества;
  • умение использовать современные методы анализа  внешней среды, оценки качества политических программ;
  • знание методик оценки конкурентных преимуществ организации в различных политических условиях;
  • знание корпоративной публичной политики и умение участвовать в ее разработке, анализе и продвижении.

Коммуникативные компетенции:

  • знание  профессиональной этики;
  • умение работать в команде; способности коммуникации в сложных и неопределенных обстоятельствах;
  • знание и умение использовать коммуникационные методы взаимодействия с политиками и чиновниками;
  • умение писать публичные тексты; знание риторики.

Организаторские компетенции:

  • знание теории и методов организации;
  • умение организовывать и проводить публичные мероприятия, знание ивент-менеджмента;
  • умение использовать методы лоббирования;
  • формирование лидерских качеств, знание организации GR-отделов и умение организовывать свой карьерный рост.
Читайте также:  Понятие и система трудового воспитания - справочник студента
    ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
  • История и методология политической науки
  • Методологические проблемы теории государственной политики и управления
  • Новейшие тенденции и направления в современной политической науке
  • Современная российская политика
  • Современные концепции философии науки
  • Современные теории мировой политики
  • Современные технологии анализа и прогнозирования политических процессов
  • Теории и методы политических изменений  
  • GR и медийное пространство. Формирование событий
  • GR-деятельность общественных организаций
  • GR и теория взаимодействия групп интересов и политики
  • GR как вид профессиональной деятельности
  • GR-технология и вовлечение в публичность
  • Коммуникативные механизмы и технологии GR-деятельности
  • Лоббизм как специальная технология
  • Методологические подходы к GR-деятельности
  • Система частно-государственного партнерства
  • Структура, функции и стратегии в GR-компаниях и организациях
  • Технологии GR-деятельности и оценки их эффективности
 Основные направления исследований, в рамках которых возможно написание магистерских диссертаций
  • Развитие политики частно-государственного партнерства (на примере жилищно-коммунального хозяйства) в РФ;
  • GR-взаимодействие логистических компаний с органами государственной власти в современной России (на примере Санкт-Петербурга);
  • Эффективность интернет-технологий в GR-деятельности (сравнительный анализ российского и международного опыта);
  • Особенности политико-управленческих режимов взаимодействия органов государственной власти  и бизнеса  (на примере пивоваренных компаний Санкт-Петербурга);
  • Сетевые GR-стратегии транснациональных корпораций табачного сектора (сравнительный анализ России и Европейского Союза);
  • Представительство интересов нефтепромышленного комплекса в современной российской политике;
  • «Открытое правительство» как институт взаимодействия государственных органов власти, бизнеса и гражданского общества;
  • Государственное регулирование Интернет-рынка финансов (на примере КНР);
  • Сетевые стратегии формирования корпоративной публичной политики;
  • GR  в системе формирования корпоративной социальной ответственности бизнеса;
  • GR-стратегии транснациональных корпораций в условиях антимонопольной политики в КНР;
  • Взаимодействие органов государственной власти и бизнеса в противодействии коррупции в России.
Возможная карьера выпускников:
Выпускники профиля магистратуры могут работать в органах государственной и муниципальной власти, бизнесе, НКО, ВУЗах и научно-исследовательских институтах, аналитических центрах. Перечень ключевых профессий:

  • аналитик, специалист по оценке политических программ
  • консультант
  • эксперт
  • исследователь
  • советник по взаимодействию с органами государственной и муниципальной власти
  • менеджер корпоративных публичных программ
  • государственный и муниципальный служащий
  • лоббист
  • специалист по мониторингу внешней среды организации

Примеры организаций, в которых работают выпускники профиля программы магистратуры:

  • Межпарламентская ассамблея СНГ
  • Центр гражданских инициатив Ленинградской области
  • Finnish Graduate School for Russian and East European Studies (Хельсинский университет, Финляндия)
  • Региональная Общественная Организация по работе с детьми и молодежью «Центр «Инновации»
  • Совет муниципальных образований Санкт-Петербурга
  • Компания “Arla Foods”
  • Пивоваренная компания «Балтика»
  • ЗАО «ЛАТРЭС»
  • Группа компаний Lux Express – Международный автобусный перевозчик

Образовательная программа магистратуры  ПОЛИТОЛОГИЯ (практико-ориентированная модель магистратуры) КАК ПОСТУПИТЬ НА ПРОГРАММУ

Источник: http://politology.spbu.ru/obrazovanie/magistratura/programma_politologiya/organizatsiya_otnosheniy_s_organami_gosudarstvennoy_vlasti/

Взаимодействие государства и права с политикой

2.1. Общая характеристика политики. Термин «политика» (греч. politika – государственные или общественные дела от polis – государство) имеет разные смысловые значения.

Но обычно под политикой понимают ту сферу общественной жизни, которая характеризуется: взаимоотношениями между государствами; между классами, нациями, другими социальными группами по поводу завоевания, организации и осуществления государственной власти; участием в делах государства; определением форм, задач, содержания деятельности государства и т. д. В самом общем виде политику можно определить как область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями[79]. Но иногда политику определяют достаточно просто: как стратегический курс развития страны[80].

Политика зарождается в условиях разложения первобытнообщинного строя в связи с расслоением общества на большие социальные группы, обладающие своими собственными интересами.

Поэтому политика имеет место там, «где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами»[81].

В то же время окончательное становление политики как особого социального явления связано с возникновением государства, поскольку политика – это сфера борьбы за государственную власть. Борьба за государственную власть, за государство – в политике самое главное.

Политика относится к числу сложных и весьма многогранных явлений. Существует довольно много ее разновидностей. Есть, например, внутренняя и внешняя политика, есть экономическая, социальная, национальная, культурная, военная, финансовая и многие другие виды политики.

  • С точки зрения своей структуры политика охватывает:
  • а) организованную деятельность социальных групп и представляющих их учреждений по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом;
  • б) общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования;

в) политическое сознание и культуру, составляющие неотъемлемую сторону политической деятельности и отношений;

г) совокупность политических организаций и норм, с помощью которых реализуются политические взгляды, цели и интересы и осуществляется политическая власть[82].

Суть политики во многом характеризуют методы ее осуществления. Помимо обычных, традиционных, методов в ней издавна использовались и различные нечистоплотные приемы, такие как хитрость, лесть, обман, ложь, интриги, устранение соперников и т. п.

2.2. Взаимосвязь государства и права с политикой. Взаимодействие государства и права с политикой обусловлено, прежде всего, их взаимосвязью, которая выражается в их тесном и неразрывном единстве. Политика практически не обходится без государства и права.

Ведь политика всегда сопряжена с борьбой за государственную власть. Подчинив себе государственную власть, определенные политические силы претворяют свою политику в жизнь через государство и позитивное право. Вследствие этого происходит политизация и государства и позитивного права.

Государство, как известно, всегда рассматривается в качестве определенной политической организации, что свидетельствует о его тесной связи с политикой. С политикой связано и позитивное право, поскольку государство претворяет ту или иную политику в жизнь, прежде всего, через позитивное право. Как отмечал Ф.

Энгельс, «все юридическое в основе своей имеет политическую природу»[83]. А по В. И. Ленину, «закон есть мера политическая, есть политика»[84]. Правда, в настоящее время отдельные авторы пытаются опровергать эти тезисы, заявляя, что право выше политики и не должно ей подчиняться.

Однако не видеть того, что политика всегда присутствует в позитивном праве и через него претворяется в жизнь – значит грешить против истины.

2.3. Взаимовлияние государства, права и политики. В данном вопросе речь пойдет о взаимном влиянии государства и права, с одной стороны, и политики – с другой. Вначале рассмотрим влияние политики на государство и право.

Политика самым непосредственным образом влияет в первую очередь на государство, поскольку государство и государственная власть являются непосредственным объектом политической борьбы.

Политические силы, пришедшие к власти в результате этой борьбы (или иным путем, например, в результате государственного переворота), используют государство как инструмент претворения в жизнь своей политической линии, как инструмент воздействия на общество в соответствующем направлении.

Вследствие этого политика оказывает прямое влияние на форму государства и ее элементы, задачи и функции государства в тех или иных сферах общественной жизни, систему органов государственной власти, их компетенцию и т. д.

Подвержено влиянию политики и позитивное право. Коль скоро политика влияет на государство, она влияет и на позитивное право, потому что позитивное право – результат правотворческой деятельности государства.

Те задачи, которые политика ставит перед государством, те функции, которые им осуществляются, та система государственных органов, которые формируются в соответствии с поставленными перед государством задачами, так или иначе, получают свое закрепление в позитивном праве.

Поэтому, влияя на государство, политика влияет и на позитивное право, используя его как инструмент регулирующего воздействия на общественные отношения.

Следует обратить внимание на то, что влияние политики на государство и право может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное влияние политики выражается в том, что государство и право могут и, в принципе, должны использоваться политикой в общественных интересах.

Разумеется, при этом и сама политика должна носить социальный характер и осуществляться в интересах общества. Отрицательное же влияние политики на государство и право имеет место тогда, когда государство и право используются в узкокорыстных интересах тех или иных политических сил вопреки интересам общества. Так, применительно к праву И.

Кант отмечал: «Право может служить как средством ограничения произвола, так и средством попрания свободы человека»[85].

Говоря о влиянии политики на государство и право, необходимо вместе с тем иметь в виду, что на государство и право влияют и другие социальные явления. При освещении предыдущего вопроса отмечалось влияние на них экономики.

Влияют на государство и право также идеология, культура, религия, мораль, обычаи и многие другие явления общественной жизни. Кроме того, государство и право могут выступать и как самостоятельные социальные и культурные ценности.

Поэтому говорить о государстве и праве как о сугубо политических явлениях, орудиях, инструментах политики и приносить их в жертву политике едва ли правильно, хотя на практике подобное нередко случается.

Государство и право, испытывая на себе влияние политики, сами в свою очередь оказывают влияние на политику. Это влияние, как представляется, выражается в следующем.

Во-первых, государство является основным субъектом политики, и оно нередко само формирует политику. Особенно это характерно для государств с антидемократическими режимами, а также для государств с неразвитой демократией.

В демократически развитых государствах политика как стратегический курс развития страны разрабатывается (формируется) политическими партиями, а выбор этого курса осуществляется населением, избирателями[86].

В антидемократических государствах и государствах с неразвитой демократией и разработка, и выбор стратегического курса развития страны осуществляются в основном государством, что свидетельствует о господстве государства в сфере политики.

Не случайно в связи с этим политику иногда отождествляют с государством и рассматривают ее в качестве деятельности органов государственной власти.

Во-вторых, государство и право выступают в качестве основных средств реализации политики, претворения ее в жизнь.

Независимо от того, кто разрабатывает и выбирает стратегический курс развития страны, его реализацией, претворением в жизнь занимается, прежде всего, государство, широко используя для этого нормы позитивного права. Государство и право – это самые мощные инструменты претворения в жизнь политики.

В-третьих, государство с помощью позитивного права легитимирует политику, придает ей законный характер. Те направления политики, которые получают закрепление в праве, приобретают официальный и законный характер. При этом сама политика приобретает характер правовой политики.

В-четвертых, с помощью позитивного права осуществляется регулирование политической деятельности в стране. Как государство, так и другие субъекты политических отношений должны действовать в рамках права, закона, соблюдать и исполнять предписания правовых норм.

И, в-пятых, позитивное право закрепляет и обеспечивает помимо других политические права и свободы человека и гражданина.

Политика, воплощаясь в деятельности государства, приобретает официальный характер и становится государственной политикой. Государственная политика – это линия поведения государства, его деятельность как внутри страны, так и на международной арене.

Поскольку государство – главный инструмент управления обществом, государственная политика имеет множество направлений, охватывая и общество в целом, и отдельные его сферы.

Можно сказать, государственная политика – это главная разновидность политики и основа всей политической жизни общества.

Составной частью государственной политики является правовая политика. Правовая политика – это деятельность государства, основанная на праве, а также в области самого права и правового регулирования.

Деятельность государства, основанная на праве, – это деятельность, связанная правом и протекающая в рамках права и закона, деятельность, которая осуществляется правовыми средствами и методами.

Что же касается другого аспекта правовой политики, а именно деятельности государства в области права и правового регулирования, то он, как представляется, выражен в двух основных направлениях: правотворчестве и правореализации.

В правотворчестве правовая политика проявляется в виде идей, целей, задач, принципов, программ, установок, которые закладываются в право и правовое регулирование. В правореализации правовая политика проявляется главным образом в принятии компетентными органами юридически значимых решений по конкретным жизненным вопросам.

В качестве еще одного направления правовой политики в области права и правового регулирования выделяют также деятельность государства по правовой пропаганде и правовому воспитанию, т. е.

деятельность, направленную на повышение правовой культуры населения.

Особенно актуальным это направление правовой политики является для нашего государства, поскольку с правовой культурой населения дела у нас обстоят более чем неблагополучно.

Таким образом, государство и право находятся в тесном единстве с политикой и взаимно влияют друг на друга.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/45235.html

51. Соотношение и взаимосвязь государства и права

  • Прежде чем
    характеризовать единство, различия и
    взаимосвязь государства и права,
    необходимо сначала определить данные
    понятия.
  • Государство

    это организация политической власти,
    содейст­вующая преимущественному
    осуществлению конкретных классовых,
    общечеловеческих, религиозных,
    национальных и других интересов в
    пределах определенной территории.
  • Право
    — это система общеобязательных, формально
    определен­ных юридических норм,
    выражающих общественную, классовую
    волю (конкретные интересы
    общества),устанавливаемых и обеспечиваемых
    государством, и направленных на
    урегулирование об­щественных отношений.
  • Единство
    состоит в том, что госуд-во и право:
  • 1) возникают и
    развиваются совместно;
  • 2) имеют одинаковые
    подходы к сущности и типологии;
  • 3) выступают
    средствами управления, инструментами
    власти;
  • 4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и
    общественные интересы;
  • 5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными
    факторами,
  • Различия между
    государством и правом:
  • 1) если государство
    есть особая организация политической
    вла­сти, то право есть социальный
    регулятор;
  • 2) если государство
    выражает силу, то право — волю;
  • 3) если
    первичным элементом госуд-ва явл.
    госуд-ный орган, то первичным элементом
    права — норма;
  • 4) они
    также не совпадают по формам, функциям.
  • Взаимодействие
    госуд-ва и права:
  • — с
    одной стороны, воздействие госуд-ва на
    право состоит в том, что первое формирует,
    изменяет, отменяет второе (правотворчест­во),
    а также реализует и охраняет его
    (правоприменение);
  • — с
    другой стороны, право воздействует на
    госуд-во, упорядочивая деятел-ть
    госуд-ного аппарата, устанавливая
    компе­тенцию его органов.
  • Выделяют
    два основных типа взаимоотношения между
    госуд-вом и правом:
  • 1) когда
    госуд-во стоит над правом, выступая
    определяющим фактором (характерно для
    антидемократических государств);
  • 2) когда
    право стоит над госуд-вом, выступая его
    ограничите­лем (характерно для правовых
    государств).

52. Правовое государство: понятие и принципы

  1. Правовое
    государство

    — это такая организация политич. власти,
    создающая условия для наиболее полного
    обеспечения прав и
  2. свобод
    человека и граж-на, а также для наиболее
    последовательного связывания с помощью
    права госуд-ной власти в целях недопу­щения
    злоупотреблений.

  3. Можно
    выделить
    два основных принципа
    правового
    государства:
  4. 1) наиболее полное
    обеспечение прав и свобод человека и
    граж­данина, создание для личности
    режима правового стимулирования
    (со­циальная, содержательная сторона);
  5. 2) наиболее последовательное связывание
    с помощью права гос-ной власти, формирование
    для госуд-ных структур пра­вового
    режима ограничения (формально-юридическая
    сторона).

Первый
принцип нашел свое закрепление в
Конституции РФ, где установлено, что
«человек, его права и свободы явл. выс­шей
ценностью». Правовое гос-во должно
последовательно ис­полнять свое
главное предназначение — гарантировать
каждому граж­-ну возможность
всестороннего развития личности. Речь
идет о та­кой системе социальных
действий, при которой права человека и
граж­данина являются первичными,
естественными, в то время как возмож­ность
осуществления функций госуд-ной власти
выступает вто­ричной.

  • Второй основной
    принцип воплощается в жизнь с
    использовани­ем следующих способов,
    выступающих в качестве самостоятельных
    принципов:
  • — разделения власти
    на законодательную, исполнительную и
    су­дебную ветви с целью исключения
    злоупотреблений ею;
  • — федерализма,
    который дополняет горизонтальное
    разделение власти еще и разделением ее
    по вертикали;
  • — верховенства
    закона (закон, принятый верховным органом
    власти при строгом соблюдении всех
    конституционных процедур, не может быть
    отменен, изменен или приостановлен
    актами исполнитель­ной власти);

— взаимной
ответственности госуд-ва и личности.
Кроме них можно выделить и другие
принципы: высокий уровень правосознания
и правовой культуры в общ-ве; наличие
гражданского общ-ва и осуществления
контроля с его стороны за выполнением
законов всеми субъектами пра­ва.

Идея
правового госуд-ва есть идея взаимоуправления
граж­данского общ-ва и госуд-ва,
предполагающая разрушение монопо­лии
госуд-ва на власть с одновременным
изменением соотношения свободы госуд-ва
и общ-ва в пользу последнего и отдельной
лич­ности.

При
всем многообразии принципов правового
госуд-ва два из них все равно остаются
главными, определяющими, которые
необходи­мо рассматривать во
взаимосвязи.

Если анализировать первое
(социаль­ный, показывающий
привлекательность, ценность идеи
правовой госу­дарственности, ее
самоцель) без второго
(формально-юридического, олицетворяющего
собой средства достижения названных
привлекатель­ных идеалов), то не ясно,
как добиться наиболее полного обеспечения
прав и свобод человека и гражд-на. Если
же, напротив, брать за осно­ву только
формально-юридический аспект, тогда
становится не совсем понятно, во имя
чего и ради кого необходимо ограничивать
госуд-ную власть посредством права.
Ведь такое ограничение — не само­цель.
Можно его так ограничить, что госуд-во
вообще не выполнит ни одной из своих
функций. И тогда то же гражданское общ-во
от этого ничего не выиграет, а, наоборот,
только проиграет.

Источник: https://studfile.net/preview/1635623/page:25/

Официальный сайт Юридического факультета ВИ ЭУиП (филиала) РГУ

главная / статьи / Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества

Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества

Дмитриев

Ю.А.

Учение о власти — один из наиболее сложных и спорных разделов исследований политической и правовой науки на всем протяжении их существования. Не составляют исключения в этом плане и отечественные политология и правоведение.

Предметом их внимания в разные периоды развития становились как общие вопросы теории власти, так и различные аспекты содержания, структуры и соотношения понятий «политическая» и «государственная» власть. Однако, как отмечает М.И.

Байтин, «вопрос о власти в указанном аспекте стал предметом специальной разработки в советской юридической науке сравнительно недавно, примерно с начала 60-х годов, и нуждается в дальнейшем глубоком изучении»'.

Прежде чем анализировать позиции различных ученых-юристов относительно содержания государственной и политической власти, представляется необходимым уточнить, что такое власть как общесоциологическая категория.

В этом качестве власть присуща любой в той или иной мере организованной общности людей, и действует она как в масштабах всего общества, так и в каждой отдельной образующей его части.

Теоретические исследования большинства юристов советского периода, посвященные проблеме власти, основывались на взглядах классиков марксизма-ленинизма, наиболее выпукло, по мнению М.И. Байтина, сформулированных в статье Энгельса «Об авторитете».

В ней Энгельс писал: «Авторитет в том смысле, о котором здесь идет речь (как о субъекте, обладающем властными полномочиями. — Ю.Д.), означает навязывание нам чужой воли; с другой стороны, авторитет предполагает подчинение». Созвучные цитируемым мысли неоднократно высказывались Лениным

.

Неудивительно, что идея господства одного субъекта над другим в том или ином виде присутствует в определениях власти, сформулированных многими советскими юристами. Так, в одном из первых изданий Энциклопедии государства и права В.Н. Максимовский определял власть как «всякое отношение господствующего к подчиненному».

Аналогичной позиции придерживались М.А. Аржанов, писавший, что «свойством всякой власти является прежде всего способность властвующего принудить подвластных следовать его воле», Б.М. Лазарев и А.И. Лукьянов, определявшие власть как «способность подчинять поведение и деятельность людей воле всего общества, группы людей или отдельного человека».

В том же духе высказывался и ряд других авторов.

Очевидно, что чрезмерное выпячивание таких свойств власти, как насилие, господство, стремление к подчинению, объясняется заданностью теоретического подхода, характерного для прошлого периода развития отечественной науки и вытекающего из доминировавших в советской науке теоретических взглядов Маркса, Энгельса и Ленина с их преувеличенным вниманием к вопросам классовой борьбы, подчинением этой идее всех выстраиваемых ими конструкций. Такой подход, приемлемый для периодов революционной смены политических режимов, переходов от одной общественно-экономической формации к другой, вряд ли может быть универсальным для любой политической ситуации, особенно мирного, спокойного развития.

Очевидно, что в такие периоды возможны и властеотношения, которые исходят из авторитета власти, добровольного ее признания объектом властного воздействия. На наличие таких отношений указывали И.Е. Фарбер и В.А. Ржевский, отмечая, что понятия властеотношения и принудительной власти неправильно характеризуют суть власти в общенародном государстве.

Однако в пользу своих доводов они не представили веских аргументов и были подвергнуты критике М.И. Байтиным. Думается, что дефиниции так называемого общенародного государства вряд ли составляют исключение в марксистской теории властеотношений, но все же в обществе можно найти такие отношения, которые построены не на подчинении власти, а на добровольном ее признании.

К таковым, по мнению автора, можно отнести отношения в эгалитарной семье, контрактно-договорные отношения в производстве и экономических сообществах, признание международных соглашений методом консенсуса и некоторые другие.

Авторитет власти в этом случае не требует подчинения, а предполагает добровольное согласие с волей властного субъекта, восприятие его решения как своего собственного.

Источник: http://faclaw.narod.ru/tgp/tgp16.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector