Введение в социальную психологию — справочник студента

Определение 1

Социальная психология – это область психологии, которая изучает психологические особенности деятельности людей внутри социальных групп.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Введение в социальную психологию - Справочник студента

  • Рисунок 1. Междисциплинарные связи социальной психологии
  • Социальная психология включает в себя психологию взаимоотношений людей, поэтому рассмотрим особенности общения как основу межличностных отношений, далее перейдем к изучению различных видов групп, их главных особенностей.

Общение и речь

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

Замечание

Так, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

Введение в социальную психологию - Справочник студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Пространственное преобразование фурье - справочник студента

Оценим за полчаса!

Структура общения

Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:

  1. перцептивная сторона общения;

  2. коммуникативная сторона общения;

  3. интерактивная сторона общения.

Выделятся ряд основных функций общения.

  1. Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.

  2. Контактная функция общения предполагает установление коннекции.

  3. Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей.

  4. Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.

  5. Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.

  6. Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.

  7. Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.

  8. Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.

  9. Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.

Виды общения

  1. Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи.
  2. Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др.

Развитие общения и речи

Эмоционально-личностное общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте. Так, уже в таком возрасте идет стремительное накопление знаний об окружающем мире посредством общения.

Замечание 1

Общение служит некой основой для формирования личности человека. Это подтверждается культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского. В ней он описывает процесс развития человека с точки зрения усвоения культурных аспектов. Инструментом усвоения культуры является язык. А моделью поведения для ребенка является взрослый.

Определенные аспекты культуры как бы «вращиваются» в сознание ребенка. Другими словами, они проходят процесс интериоризации (термин Л.С. Выготского). Интрериоризация в самом общем смысле – переход внешнего вовнутрь, то есть это процесс усвоения чего-либо.

Малая группа

Малая группа с точки зрения Г. Андреевой, представляет собой группу, в которой общественные отношения представлены в виде личных контактов.

Свойства малой группы

  1. Направленность группы.
  2. Степень организованность группы представляет собой способность к самоорганизации.
  3. Интегрированность группы – мера единства членов группы.
  4. Психологический климат группы. Комфортность пребывания в группе, психологическая безопасность и общая степень удовлетворенности группы каждым ее членом.
  5. Референтность – принятие групповых эталонов каждым членом группы.
  6. Лидерство.
  7. Интеллектуальная коммуникативность («нахождение общего языка»).
  8. Эмоциональная коммуникативность (степень эмоциональности межличностных контактов.
  9. Волевая коммуникативность включает в себя свойство стрессоустойчивости.

Межличностные взаимоотношения

Определение 2

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Компоненты межличностных отношений

Межличностные отношения включают:

  1. восприятие и понимание людьми друг друга;

  2. межличностная привлекательность;

  3. взаимодействие и поведение.

  1. Компоненты межличностных отношений:
  2. 1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы.
  3. Характеристики взаимопонимания:
  4. а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
  5. б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
  6. 2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми,
  7. 3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vvedenie_v_socialnuyu_psihologiyu/

Социальная психология: предмет изучения и специфика

Социальная психология – это довольно сложная и многопрофильная область психологической науки.

Она направлена на изучение практически каждой из отраслей жизни и деятельности человека в обществе: социального общения и взаимоотношения людей в социуме, психологических закономерностей социального поведения людей, а также мотивов объединения их в группы, конфликтов и общественных настроений. Социально-психологические знания необходимы любому индивиду, так как каждый общается и взаимодействует с прочими индивидами, а также сталкивается с межличностными проблемами.

Читайте также:  Прогнозирование сбыта - справочник студента

Знания теоретического плана касательно социально-психологических процессов разрабатывались в классических работах отечественных и заграничных авторов, таких как Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, Д. Майерс, Б.Д. Парыгин, Т. Шибутани и прочих. В данном материале отображены результаты исследований в социальной психологии, проводившихся в современное время.

Можно выделить следующие актуальные направления – введение в социальную психологию, понятие о группе как  социально-психологическом феномене, психологию общения, а также феномен личности в социальной психологии.

Введение в социальную психологию

Важно получить сведения об объекте и предмете социальной психологии, а также о ее задачах.

В начале двадцатого века, в 1908 году, были впервые напечатаны практически в одно и то же время работы англичанина В. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и американца Э. Росса, специализировавшегося на социологии, «Социальная психология».

Социальная психология в качестве отдельной науки появилась только в конце девятнадцатого столетия на стыке таких наук, как социология и психология.

Постепенное развитие социума ставило перед учеными деятелями разнообразные социально-психологические задачи, своевременное решение которых стало очень важным для совершенствования таких областей общественной жизни, как политика, воспитание, производственные отношения и управление и так далее.

Но оказалось, что данные проблемы довольно трудно изучать исключительно в рамках существовавших на тот момент научных дисциплин. Нужна была, в первую очередь, интеграция психологии и социологии, так как психология занимается изучением психики человека, а социология – изучением общества.

Психология и социология, по мнению Г.М. Андреевой, превратились в «материнские» дисциплины по отношению к появившейся социальной психологии.

И при этом нельзя думать, что социальная психология – это только некая часть психологии и социологии.

Самостоятельность этой сферы научного знания обуславливается спецификой предмета исследования, и он не способен изучаться в рамках одной из этих дисциплин.

Специфика предмета социальной психологии

Касательно специфики предмета социальной психологии есть разные мнения. В первую очередь под социальной психологией традиционно понимают многообразие проявлений социальной психики индивида: некие особенности его психического состояния, а также поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с прочими индивидами.

Во вторую очередь понятие «социальная психология» используется для обозначения научного направления, которое изучает закономерности психической жизнедеятельности индивида в обществе, в общении, а также во взаимодействии с прочими индивидами.

Здесь указывается определение данной научной сферы, которое наиболее распространено именно в отечественной социальной психологии.

Определение 1

Социальная психология – это наука, которая занимается изучением закономерностей поведения, а также деятельности индивидов, объединенных в некие социальные группы, а также психологических характеристик данных групп.  

Социальные группы формируются в рамках исторически определенного общества как некая совокупность людей, которые связаны между собой единством интересов, национальных и культурных ценностей, а также норм поведения.

Предмет изучения социальной психологии

Предметом изучения социальной психологии являются конкретные социально-психологические феномены, среди которых:

  • Некие психологические факты, закономерности, а также механизмы общения и взаимодействия индивидов при совместно осуществляемой деятельности.
  • Проявление, а также формирование определенных особенностей личности в разных общностях людей.
  • Психологические взаимосвязи, которые формируются между индивидами в процессе их взаимодействия друг с другом.
  • Психологические процессы появления, функционирования и развития разноплановых общностей индивидов и другие социально-психологические процессы и явления.

В конкретной зависимости от одного либо другого понимания предмета социальной психологии можно выделить базисные объекты социальной психологии, которые изучает данная наука, то есть носители социально-психологических явлений. К ним причисляют:

  • Личность в группе как в некой системе отношений.
  • Взаимодействие в рамках системы «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент, доктор-пациент и так далее).
  • Малая группа, такая как семья, трудовая бригада, учебный класс, воинский экипаж, группа приятелей и так далее.
  • Взаимодействие в рамках системы «личность-группа» (лидер-ведомый, руководитель-трудовой коллектив, ученик-учебный класс, командир-взвод и так далее).
  • Взаимодействие в рамках системы «группа-группа» (соревнование команд между собой, групповые переговоры, межгрупповые конфликтные ситуации и так далее).
  • Большая социальная группа (это может быть этнос, общественное движение, партия, социальный слой и так далее).

В последнее время большинство ученых, раздумывая над актуальными научными задачами, говорят о том, что активные социальные преобразования в мире требуют от специалиста любой психологической сферы социально-психологического понимания социальных процессов.

Замечание 1

Практика последних лет и десятилетий продемонстрировала, насколько важной проблемой является психологическая неготовность индивидов к изменениям — социальным, политическим, экономическим, идеологическим.

Знаменитый отечественный социальный психолог Б.Д.

Парыгин полагает, что большинство затруднений в социально-экономическом, политическом и правовом реформировании социума можно объяснить не только и не столько несовершенством одних либо других частных социальных проектов, сколько их полной несоотнесенностью с духовно-нравственным и социально-психологическим состоянием индивида. Он утверждает, что необходимо развивать и улучшать духовно-нравственную и социально-психологическую культуру, а также гражданское самосознание индивидов. Для успешного решения таких задач требуются глубокие и разноплановые знания в области именно социальной психологии.

Проводя оценку перспектив фундаментальных психологических исследований, Д.И. Фельдштейн рассматривает разные аспекты влияния глобальных общественных перемен на отдельного индивида.

Большой объем данных, дискредитация значительного числа нравственных ориентиров, манипулирование сознанием индивида через СМИ, нестабильность экологической, политической, общественной и экономической обстановки – все это меняет сознание, деятельность, а также мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности.

Одной из главнейших исследовательских задач Д.И. Фельдштейн называл исследование проблемы самоопределения индивида, а также его личной идентификации с конкретной группой – страной, этносом, человеческим сообществом в целом.

Нужно исследовать недостаточно изученные грани проблемы отношений, и в первую очередь «по вертикали»: дети-взрослые, молодые-пожилые.

При этом нужно рассматривать не только отношения детей и взрослых, но конкретно их взаимодействие, и в том числе взаимовлияние.

Г.М.

Андреева, указывая на важность развития психологии социального познания, утверждает, что нет ничего более значимого для индивида в сложном сегодняшнем мире, чем познание того, что его окружает, какие переживания данное окружение в нем вызывает и, конечно, как в подобных условиях нужно действовать. Практическая значимость социальной психологии, а также понимания предмета и методов социальной психологии, предопределяется важностью решаемых ею задач, напрямую связанных с жизнью индивида в обществе.

Задачи исследований социально-психологических феноменов действительно многогранны, среди них можно выделить:

  • Изучение содержания, форм проявления, а также закономерностей функционирования определенных социально-психологических процессов и явлений.
  • Установление всесторонних связей с представителями смежных наук, таких как социология, философия и прочие общественные науки, в совместном исследовании социально-психологических феноменов.
  • Прогнозирование экономических, политических, национальных и прочих существующих процессов в развитии государств на основании учета социально-психологических механизмов и закономерностей.

Социальная психология должна заниматься вопросами, которые волнуют определенное общество. В некоторых частях нашей планеты гораздо более значимы вопросы межрасовых отношений, а также дискриминации женщин.

В других на первый план выходят вопросы межкультурной миграции населения, реформы образования, мотивации трудовой деятельности, экологического сознания, перемен в институте семьи и брака и так далее. Изучая личность, социальная психология в одно и то же время учитывает микро- и макросоциум, в которые она включена.

Рассматривая социальные явления, наука помогает понять чувства, мотивы ценности стоящих за ними настоящих людей.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/vvedenie-v-sotsialnuju-psihologiju/

Владимир Крысько. Социальная психология. Учебник для вузов

   Люди живут и трудятся, вступают во взаимодействие и общение друг с другом, проявляют определенные чувства, конкретным образом относятся к себе и окружающему миру. Все это – общественная жизнь, отражающаяся в их сознании как психологическая реальность.

Социальная психология как наука изучает эту реальность, выражая ее в виде системы социально-психологического знания, которая включает в себя:   – научные представления о многочисленных и разнообразных социально-психологических явлениях и процессах, условиях, закономерностях и механизмах их возникновения и функционирования, а также отраслях социальной психологии;   – наиболее общие взгляды на направления развития социальной психологии и использования накопленного ею опыта осмысления общественной жизни и общественных отношений, конкретных результатов ее исследований.   Первоначально возникающими (базовыми) общественно-психологическими явлениями выступают взаимодействие, межгрупповые и межличностные отношения, общение и взаимное восприятие людей. По сравнению с ними все остальные социально-психологические явления и процессы (например, настроения и чувства людей, психологический климат в различных социальных группах и т. д.) вторичны.

   Социально-психологические закономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные зависимости, определяющие характер возникновения и динамику функционирования социально-психологических явлений и процессов.

   Социально-психологические механизмы – это превращения, посредством которых проявляются закономерности их функционирования и осуществляется социально-психологическая системность. Под общими механизмами в социальной психологии обычно понимаются подражание, заражение, идентификация и проявление социальных установок. К частным, как правило, относят конформизм, эмпатию, аттракцию, атрибуцию, рефлексию и др., проявление которых характеризует лишь определенные социально-психологические явления.   Отрасли социальной психологии ее составные части, которые изучают конкретные классы социально-психологических феноменов.   Взгляды на направления развития социальной психологии и использования накопленного опыта зависят от множества причин, среди которых – интересы общества и отдельных групп; востребованность социально-психологических знаний и значимость последних в жизнедеятельности людей, а также возможность их использования; степень образованности и подготовленности самого общества и т. д. В целом все эти факторы реализуются через: осуществление диагностики (экспертизы) характера и содержания отношений между людьми; оказание им помощи и поддержки, их консультирование и социально-правовое воспитание; организацию социально-психологического обеспечения профессиональной и политической деятельности в обществе; подготовку социальных психологов.   Социальная психология, как и любая другая наука, имеет свои объект, предмет и задачи, разрабатывает свои методологические и теоретические основы, понятийный аппарат, методы и методики исследования.

   Объект, предмет и задачи социальной психологии. Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители.

   Предметом выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов[1]), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.   Социально-психологические явления и процессы можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, по отнесенности к различным классам психологических явлений, по устойчивости, по степени осознанности и т. д.   Основополагающей и методологически более значимой выступает классификация социально-психологических явлений по их принадлежности к различным общностям и субъектам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их возникновения и функционирования.

   Во-первых, различают социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые группы.

   В больших группах – этносах (нациях), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных организациях (партиях, общественных движениях и т. д.) – функционируют специфические социально-психологические феномены, которые получили обобщенные названия «психология нации», «классовая психология», «религиозная психология», «психология политики». Они отличаются сложным содержанием, неоднозначно трактуемым многими учеными, разнообразными формами проявления. Их изучают соответствующие отрасли социальной психологии: этническая психология, психология классов, психология религии, политическая психология[2].   В малых группах функционируют, в основном, такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции. Следует помнить, что именно в малых группах осуществляются непосредственные и тесные контакты между всеми людьми, их составляющими. В то время как в больших группах такие всесторонние контакты между всеми членами невозможны. Отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические явления и процессы в малых группах, носит название «психология малой группы».   Во-вторых, кроме организованных общностей существуют еще и общности неорганизованные, под которыми принято понимать массы людей (толпу и другие их разновидности). Социально-психологические явления, которые здесь возникают, обычно называют массовидными, а поведение людей – стихийным. К ним обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникаций, психологию пропаганды (воздействия), психологию рекламы, психологию public relations и др. Отрасль социальной психологии, изучающая эти феномены, называется психологией массовидных социально-психологических явлений.   В-третьих, социальная психология изучает также и личность, поскольку она в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные социальные группы и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности.   По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и массовидные (стихийные).   Кроме того, по этому критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, как процессы и как образования. Однако эту классификацию нельзя абсолютизировать, так как психологическая наука считает возможным один и тот же феномен изучать и как явление, и как процесс, и как сложное образование. Все зависит от того, какие цели преследует конкретный исследователь.

Читайте также:  Синтетический и аналитический учет - справочник студента

   По устойчивости социально-психологические явления делятся на динамичные (например, различные виды общения), динамикостатичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции) [174. – С. 19].

   И, наконец, по степени осознанности социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными.   Задачами социальной психологии выступают:   1. Выявление или уточнение вместе с другими общественными науками: а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержание общественного сознания людей и психологии их больших и малых групп; б) соотношения между различными их компонентами; в) влияния последних на развитие социального бытия и социальных отношений.   2. Всестороннее осмысление и обобщение данных: а) об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов; б) об их воздействии на поведение и поступки людей как представителей различных социальных общностей.   3. Исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов в различных группах.   4. Выявление закономерностей возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов в обществе.   5. Социально-психологический анализ взаимодействия межгрупповых и межличностных отношений, общения, восприятия и познания людьми друг друга, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность влияния этих базовых общественно-психологических феноменов на их совместную деятельность и поведение.   6. Всеобъемлющее изучение социально-психологических особенностей личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях.   7. Осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов в малой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формирование психологического климата и атмосферы в ней.   8. Обобщение имеющихся представлений о мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и других характеристиках представителей различных наций и классов.   9. Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни общества, ее социально-психологического содержания и форм функционирования, а также особенностей влияния на взаимодействие и общение как верующих, так и неверующих.   10. Всестороннее изучение психологического содержания политической жизни и политической деятельности людей и их групп, своеобразия трансформации сознания общества под воздействием политических процессов, развивающихся в нем.   11. Исследование разнообразных массовидных социально-психологических явлений и процессов, их значения в общественной жизни, а также выявление их влияния на поступки и поведение людей в обычных, экстремальных и других условиях.   12. Социально-психологическая интерпретация сущности, содержания, форм и методов межгруппового и межличностного влияния людей друг на друга.   13. Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических факторов и закономерностей их формирования и развития.   Решение задач социальной психологии может достигаться различными способами. Во-первых, должна осуществляться тщательная и всесторонняя разработка теоретических и методологических основ этой отрасли знаний. Во-вторых, широкое поле для исследовательской деятельности представляет сравнительное изучение социально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом. В-третьих, социальная психология обязана сотрудничать с представителями других наук – социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и др.   Внутринаучные связи социальной психологии и ее отношения с другими отраслями знаний. Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают, предопределили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

   Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая занимается выявлением и описанием психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей.

   Психология религии отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в религиозные общности, а также их религиозную деятельность.   Политическая психология – отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.   Психология управления – отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы людей, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.   Психология межгруппового и межличностного влияния – недостаточно пока систематизированная отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей, форм и методов воздействия на людей и их группы в различных условиях развития общества.   Психология общения раскрывает не только своеобразие обмена информацией между людьми и социальными группами, но и показывает, как должны строиться, поддерживаться и развиваться взаимодействие и отношения между ними.   Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами первичного звена человеческого общества.   Психология конфликтных отношений (конфликтология) – бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацеленная на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление путей эффективного их предотвращения и разрешения.   В интересах своего продуктивного развития социальная психология должна поддерживать закономерные отношения с другими науками.

   Философия, социология, политология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов и специфики общественного сознания, их происхождения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.

Источник: http://TheLib.ru/books/vladimir_krysko/socialnaya_psihologiya_uchebnik_dlya_vuzov-read.html

Лекция 1. Введение в социальную психологию

1
вопрос.

Общее понятие и предмет социальной
психологии.

2
вопрос.

Социальная психология в системе научного
знания.

3
вопрос.

Современные представления о предмете
социальной психологии.

4
вопрос.

Задачи социальной психологии.

  • Ключевые
    понятия темы:
  • «Границы»
    социальной психологии как науки; теория
    психологии народов; теория психологии
    масс; теория социальных инстинктов.
  • Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. —
М., 1997.

2. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии.
— Л., 1967.

3. Куликов В.Н. Проблемы социальной
психологии. — Иваново, 1979.

4. Майерс Д. Социальная психология; Пер.
с англ. — СПб., 1996.

5. Парыгин Б.Д. Социальная психология.
Проблемы методологии, истории и теории.
— СПб., 1999.

6. Руденский Е.В. Социальная психология.
— М. — Новосибирск, 1997.

7. Уледов А.К. Общественная психология и
идеология. — М., 1985.

1 Вопрос

Социальная
психология

— это отрасль психологической науки,
изучающая закономерности возникновения
и функционирования психологических
явлений, существование которых обусловлено
взаимодействием людей в обществе и их
включенностью в различные социальные
группы.

Социальная
психология

изучает — индивидов, людей, составляющих
эти группы — что думает человек о других,
как они на него влияют, как он влияет на
группу, как он относится к ним.

Например,
рассматривая супружеские отношения,
социолог центром своего внимания сделал
бы тенденции браков, разводов и т.п.

, а
социальный психолог, в первую очередь,
стал бы исследовать то, почему определенные
люди привлекают друг друга.

Предметом
социальной психологии

выступают закономерности возникновения
и функционирования социально-психологических
явлений и процессов (общественно-психологических
феноменов), представляющих собой
результат взаимодействия людей как
представителей различных социальных
общностей.

Г.
М. Андреева
определила
предмет
социальной психологии
следующим
образом: социальная психология изучает
закономерности поведения, деятельности
и общения людей, обусловленные их
включением в социальные группы, а также
психологические характеристики самих
этих групп.

Следует
различать понятия «общественная
психология»

как феномен (нижний уровень) общественного
сознания и «социальная
психология»
,
изучающая явления общественной
психологии. На практике чаще употребляется
термин «социально-психологические», а
не «общественно-психологические»
явления.

  1. Социально-психологические
    явления и процессы

    можно классифицировать
    по разным основаниям:

  2. по
    принадлежности к различным социальным
    общностям и субъектам;

  3. по
    отнесенности к различным классам
    психологических явлений;
  4. по
    устойчивости;


по степени осознанности и т. д.

Основополагающей
и методологически более значимой

выступает классификация
социально-психологических явлений по
их принадлежности к различным общностям
и субъектам
,
поскольку именно этот критерий определяет
большинство закономерностей и особенностей
их возникновения и функционирования.

Во-первых,
различают социально-психологические
явления, возникающие в организованных
общностях людей, к которым относятся
большие и малые группы.

В
больших группах

— этносах (нациях), классах, религиозных
конфессиях, политических и общественных
организациях (партиях, общественных
движениях и т. д.

) — функционируют
специфические социально-психологические
феномены, которые получили обобщенные
названия «психология нации», «классовая
психология», «религиозная психология»,
«психология политики». Они отличаются
сложным содержанием, неоднозначно
трактуемым многими учеными, разнообразными
формами проявления.

Их изучают
соответствующие отрасли социальной
психологии: этническая психология,
психология классов, психология религии,
политическая психология.

В
малых группах

функционируют в основном такие
социально-психологические явления, как
межличностные отношения, групповые
устремления, настроения, мнения и
традиции.

Следует помнить, что именно
в малых группах осуществляются
непосредственные и тесные контакты
между всеми людьми, их составляющими,
в то время как в больших группах такие
всесторонние контакты между всеми их
членами невозможны.

Отрасль социальной
психологии, изучающая социально-психологические
явления и процессы в малых группах,
носит название психологии малой группы.

Во-вторых,
кроме организованных общностей существуют
еще и общности неорганизованные, под
которыми принято понимать массы людей
(толпу и другие их разновидности).
Социально-психологические явления,
которые здесь возникают, обычно называют
массовидными, а поведение в них людей
— стихийным.

К ним обычно относят
психологию толпы, психологию паники и
страха, психологию слухов, психологию
массовых коммуникаций, психологию
пропаганды (воздействия), психологию
рекламы, психологию рublic relations и др.

Отрасль социальной психологии, изучающая
эти феномены, называется психологией
массовидных социально-психологических
явлений.

В-третьих,
социальная психология изучает также и
личность, поскольку последняя в процессе
взаимодействия и общения с другими
личностями представляет собой совершенно
иной феномен, нежели индивид, не включенный
в различные социальные группы и
межличностные отношения. Более того,
под влиянием этих отношений личность
часто трансформируется. Все это и
принимает во внимание специальная
отрасль — социальная психология
личности.

  • По
    отнесенности к различным классам
    психологических феноменов

    социально-психологические явления
    можно разделить
    на:

  • рационально
    осмысленные (социальные взгляды,
    представления, мнения, убеждения,
    интересы и ценностные ориентации,
    традиции людей и их групп);

  • эмоционально упорядоченные (социальные
    чувства и настроения, психологические
    климат и атмосфера);

  • массовидные (стихийные).

Кроме
того, по этому же критерию
социально-психологические
феномены можно рассматривать

как явления, как процессы и как образования.
Однако эту классификацию нельзя
абсолютизировать, так как психологическая
наука считает возможным один и тот же
феномен изучать и как явление, и как
процесс, и как сложное образование. Все
зависит от того, какие цели преследует
конкретный исследователь.

  1. По
    устойчивости социально-психологические
    явления

    делятся
    на:
  2. 1.
    динамичные (например, различные виды
    общения);
  3. 2.
    динамико-статичные (например, мнения и
    настроения);

3.
статичные (например, обычаи, традиции).

И,
наконец, по
степени осознанности социально-психологические
явления могут быть

осознанными и неосознанными.

Источник: https://studfile.net/preview/4434595/

Ссылка на основную публикацию