Педагогика как наука о воспитании, основы которой заложены в передаче опыта и активного его усвоения подрастающим поколением, зародилась в давние времена. Связано это с поэтапным историческим развитием человеческого общества.
Еще в первобытном обществе с разделением труда возникла специально организованная деятельность по приобщению детей к тем занятиям, которые поддерживали жизнь взрослых людей: охота, собирательство, земледелие, приготовление пищи.
Старшие не только прививали младшим трудовые навыки, но и рассказывали о традициях и обрядах, действующих в конкретном роде и племени, обучали нормам поведения, знакомили со сложившимися преданиями и верованиями.
К этому же времени можно отнести и появление роли педагога, осуществлявшего данную деятельность, но воспринимавшегося в тот период, прежде всего, как наставник.
Педагогика в Древнем мире непременно была связана с развитием письменности и чтения, с правилами которых знакомили в первых центрах обучения при храмах и царских дворцах.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Первые шаги на пути к становлению системы образования были сделаны в странах Древнего Востока. Именно там возникают прототипы современных школ, отличавшиеся однако по характеру реализуемой деятельности. Так, существовали жреческие школы, готовившие служителей культа, дворцовые школы для подготовки писцов-чиновников, а также школы военного дела.
Круг преподаваемых дисциплин был довольно широк. Например, в Вавилонских школах помимо письма, счета и чтения, изучали право, астрологию, медицину и цикл религиозных дисциплин. Обучение длилось около десяти лет, и было весьма дорогим, что делало его недоступным для детей ремесленников и землевладельцев.
Занятия продолжались с утра до позднего вечера и нередко применялись телесные наказания.
В период расцвета Древней Греции и Древнего Рима, именуемого эпохой античности (III тыс. до н.э. — V века н.э.) происходило дальнейшее развитие школ и воспитательного процесса. Тогда и входит в употребление сам термин «педагог» греческого происхождения, обозначавший рабов, сопровождающих детей своих хозяев в школу и прислуживающих им на занятиях.
Первым профессиональным педагогом принято считать римлянина Марка Фибия Квинтилиана, отмечавшего, достичь гармонии человеку можно за счет правильно организованного обучения с упором на общегуманитарное развитие детей.
Квинтилиан впервые высказал идею о требованиях, предъявляемых к личности учителя, среди которых совершенствование своих знаний, любовь к детям и уважение их личности.
Своими педагогическими высказываниями в форме философских идей стали также известны великие мыслители Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон.
Система греческого воспитания строилась на существовании образа идеального человека, развитого умственно, физически и нравственно. Педагоги стремились максимально расширить кругозор подрастающего поколения, большое внимание уделяли развитию чувства прекрасного. В связи с этим каждый ребенок стремился быть самым лучшим и достичь славы в жизни.
Иной порядок воспитания и обучения господствовал в Спарте, где духовное невежество и безграмотность мало учитывались, а преимущество отдавали развитию физических качеств и военной подготовке.
В римских школах предпочтение отдавали изучению грамматики и системы права. Для лиц аристократического происхождения действовали риторские школы, в основе которых лежало овладение ораторским искусством.
Педагогика в эпоху Средневековья и Нового времени
В эпоху Средних веков (V–ХVII вв.) в сфере образования господствовала церковь и ее деятели, в руках которых сосредоточились ценнейшие письменные источники на латинском языке. Школы действовали при храмах и соборах и в большинстве своем отражали религиозную идеологию и мировоззрение.
В Западной Европе параллельно церковным школам сложилась особая рыцарская система воспитания для светских феодалов, в основе которой лежали «семь рыцарских добродетелей» (верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы, стихосложение или игра на музыкальных инструментах).
Постепенно с развитием городов и появлением мануфактур возникла потребность в повышении уровня образования. В этот период возникают самостоятельные образовательные центры – университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Краковский), в стенах которых действовали богословский, юридический, артистический факультеты.
Западноевропейская педагогическая мысль была представлена именами ученых, писателей и философов, в числе которых Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, а Востоке развивались идеи ученых–энциклопедистов: Аль-Фараби, Ибн-Сины, Омара Хайяма и других.
На Руси система образования начинает развиваться с появлением письменности и алфавита Кирилла и Мефодия (IХ в.). Народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народ¬ная педагогика, включавшая педагогические представле¬ния, наиболее полно проявлявшиеся в обы¬чаях, традициях, фольклоре.
После принятия христианства повсеместно открывались церковные и приходские школы, в которых обучение письму, чтению и счету тесно переплеталось с верой. Педагогическими памятниками письменности того времени считаются «Изборник Святослава», «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой».
В начале XVII в. педагогика выделяется как отдельная отрасль научного знания. Этому способствовал трактат Ф. Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», в котором он попытался классифицировать все науки.
Важный вклад в развитие зарубежной педагогики внесли многие деятели того времени. Среди них Коменский Я. А., сформулировавший целый блок дидактических принципов и выдвинувший идею классно-урочной системы обучения, Локк Дж.
, делавший акцент на психологических основах обучения, Руссо Ж.-Ж., заложивший основы «свободного воспитания», Песталоцци И., обосновавший теорию элементарного обучения всестороннего развития детей, Гербарт И.
, открывший понятие «воспитывающее обучение» и другие.
Видными представителями отечественной педагогической мысли по праву считают Ломоносова М. В., развивавшего идею об общеобразовательном и бессословном характере средней школы, Бецкого И. И., выступившего инициатором создания Смольного института благородных девиц, Радищева А. Н.
, высказавшего свое представление об идеале человека и его воспитании в духе демократических и антикрепостнических идей, Чернышевского Н. Г. и Добролюбова Н. А., занимавшихся проблемой женского воспитания и образования. Основоположником всей отечественной системы педагогики заслуженно признают Ушинского К. Д.
, являвшегося автором первого капитального труда по педагогической антропологии – «Человек как предмет воспитания». В то же время большое значение имеют педагогические труды Толстого Л. Н., реализовавшего в своей школе идею свободного воспитания, Лесгафта П. Ф., отводившего первостепенную роль семейному воспитанию, Пирогова Н. И.
, выступавшего с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловече¬ского воспитания.
Развитие педагогики в ХХ веке
Основные изменения в школьном деле произошли после окончания Первой мировой войны (1918–1922гг.) и проявились в усилении централизации управления школами и продлении сроков обучения в начальной школе в большинстве стран.
Первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели нового человека, содержания, организации и методов его формирования. В это время развивается теория Д.
Дьюи о значении самостоятельно детского опыта под руководством учителя, система индивидуального обучения «Виннетка – план», система индивидуализированного обучения «Дальтон – план», предусматривавший совместное планирование учебной нагрузки учениками и учителями.
В 1919 году в Германии открылась школа для детей работников фабрики «Вальдорф-Астория», ставшая известной как Вальдорфская школа, инициатором и теоретиком которой стал Рудольф Штейнер. Основу его педагогической концепции составили идеи свободного воспитания и развитие личности ребенка через искусство.
В России после Октябрьской революции 1917 года и образования СССР система воспитания и обучения подверглась глубоким изменениям. Педагогика развивалась с учетом коммунистической идеологии, а важнейшей ее задачей стало воспитание физически здорового человека.
Образование было бесплатным и доступным, вводилось совместное обучение лиц обоего пола. Школа провозглашалась светским учреждением. Основной формой организации учебной работы был признан урок со строгим расписанием занятий. В конце года вводились обязательные проверочные испытания для всех учащихся по каждому предмету.
Значимыми деятелями педагогической науки данного периода считаются Макаренко А. С. (идея коллективного трудового воспитания), Сухомлинский В. А. (идея гуманизации школьного образования), Блонский П. П. (идея трудовой народной школы), Каптерев П. Ф. (учение о педагогическом процессе), Шацкий С. Т.
(эксперимент по созданию детского сообщества в процессе совместного производительного труда), Вахтерев В. П. (концепция «эволюционной педагогики»).
После Второй Мировой войны (1939-1945 гг.) для стран в целом было характерно прежде всего стремление к созданию единых систем образования и повышение общего интеллектуального уровня обучения.
Права человека и права ребенка, признанные международными конвенциями, во всем мире дали толчок развитию таких подходов к образованию и воспитанию, которые ориентированы на учет потребностей и возможностей духовного и физического развития личности.
Появляются и активно развиваются концепции развивающего, проблемного и программированного обучения (Давыдов В. В., Эльконин Д. Б., Лернер И. Я., Гальперин П. Я.).
Ряд социально-экономических явлений обусловил возникновение в сфере образования таких направлений, как экологическое воспитание и борьба с детской преступностью и наркоманией.
Также стала очевидна необходимость и неизбежность внедрения в образование компьютерных средств.
К концу ХХ века во всём мире были признаны принципы демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, его вариативность и альтернативность, национальный характер.
Сегодня педагогика не стоит на месте, а продолжает развиваться с появлением новых концепций, образовательных технологий, методов и средств обучения, способов организации учебно-воспитательного процесса, а также решений всевозможных педагогических ситуаций.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/vozniknovenie_i_razvitie_pedagogiki/
Возникновение и развитие педагогики
- Раздел 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
- Лекция 1. Педагогика в системе наук о человеке
- Возникновение и развитие педагогики
Термин «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «педагогика» означает «детовождение».
В Древней Греции педагогом называли, раба, который вел за руку ребенка своего хозяина в школу, где обучением занимался другой раб — ученый.
С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслялось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни: обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.
Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно-обоснованную систему знаний, а на практике — в искусство использования этих закономерностей, т.е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.
Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений.
С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций.
Так зародилась народная педагогика, включавшая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявлявшиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, устной народной речи.
Вначале педагогические знания являлись элементом философии. С накоплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке.
Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.
), в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Незыблемые принципы догматического обучения, характерные для злого периода, просуществовали почти двадцать веков.
И хотя среда деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин Блаженный (354-430), Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274), создавшие труды о воспитании и обучении, педагогическая теория в этот период незначительно обогатилась новыми идеями.
Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения, давшей целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, среда которых итальянец В. да Фельтре (1378-1448), француз Ф. Рабле (1494-1554), англичанин Т. Мор (1478-1535).
Они систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом, немецкий педагог В.
Ратке (1571-1635) одним из первых в Европе написал учебник для детей и методические пособия для учителей.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку относится к ХVII в. и связано с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского (1592-1670).
В его трудах впервые были определены предмет, задаче и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной, принадлежности. Демократические идеи Я.А.
Коменского отражены в работе «Великая дидактика», написанной на опыте работы народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ. Большая заслуга Я.А. Коменского состоит в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы.
Английский философ и педагог Дж. Локк (1632-1704) сосредоточил главное внимание на теории воспитания. В работе «Мысли о воспитании» он изложил взгляды на воспитание джентельмена — человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.
Передовые французские мыслители Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности.
Широко известны труды русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861). Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский (1824-1870), Н.И. Пирогов (1810-1881), Л.Н. Толстой (1828-1910), К.Н. Вентцель (1857-1947) и др.
Константин Дмитриевич Ушинский считается основоположником русской педагогической психологии и педагогики. Он доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания. К.Д. Ушинский подошел к пониманию воспитания как к целенаправленной деятельности.
Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. В его работах рассматриваются важнейшие проблемы дидактики, трудового воспитания, школоведения.
Многие дидактические высказывания сохраняют свое значение и в наше время.
Яркими представителями теории «практики свободного воспитания » России были Лев Николаевич Толстой и Константин Николаевич Вентцель. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачей которой было развитие самостоятельности, творческой и познавательной активности ребенка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука».
Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов, выступавший с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания.
Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить П.Ф. Каптерева (учение о педагогическом процессе), С.Т. Шацкого (социальная педагогика), Н.К. Крупскую (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения), А.С.
Макаренко (учение о коллективе), Д.В. Занкова и Д.Б. Эльконина (теория развивающего обучения), П.Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина (теория содержания образования и методов обучения), Ю.К.
Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива и педагогического руководства им, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины.
Первыми авторами учебных пособий «Педагогика», в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский (1884-1941) и А.П. Пинкевич (1884-1939).
Новые явления в педагогической теории и практике возникли в период «хрущевской оттепели» второй половины 1950-х — начале 1960-х гг.
В этот период развернулась новаторская деятельность педагогов, обогативших образовательно-воспитательную практику. Существенный вклад внесли В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Э.Г. Костяшкин; К.Н. Волков, С.
А. Гуревич, позднее И.П. Волков, Ш.А, Амонашвили, Н.П. Гузик и др.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы сохраняют свое значение в настоящее время при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и образования.
Перестройка, начатая в вашей стране в 1980-е гг.
, затронула все сферы человеческой деятельности: политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения, народное образование.
Главное в перестройке образования — изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике.
Источник: https://megaobuchalka.ru/8/24741.html
Возникновение и развитие педагогической профессии. — ответы к госам по педагогике
Профессия педагога — одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным.
В течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими.
По предположениям ученых воспитание как объективный процесс начало складываться в период перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной.
В обществе стала формироваться объективная потребность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой — подготовить их к будущей самостоятельной жизни.
Первоначально эта потребность удовлетворялась в совместной деятельности взрослых и детей. Но воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли и поведение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты.
Это знаменовало зарождение собственно форм воспитания.
С упорядочением брачных отношений, появлением парного брака зарождаются домашне-семейные формы воспитания, где функцию воспитания выполняют родители, родственники.
Усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей повлекло за собой изменения в воспитании детей и подростков. Возникает первая в истории человечества форма воспитания и обучения — инициация.
Инициация это совершение ритуальных обрядов посвящения юношей и девушек в класс взрослых. Перед инициацией мальчиков и девочек собирали (раздельно) в специальные дома или лагеря молодежи, где шла поэтапная подготовка.
Эти дома и лагеря можно считать прообразом школы.
Тогда же в общине выделились лица, посвятившие свою жизнь обучению и воспитанию молодежи. Конечно, это еще не учителя в полном смысле слова, но они, несомненно, являлись историческими предшественниками педагогов-профессионалов.
Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях раб следил за ребенком, и его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель
Позднее педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. В современном понимании учитель — это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание.
Воспитатель дошкольного учреждения — одна из массовых современных педагогических профессий. Она возникла в XVII-XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения.
В Европе, в том числе и в России, такие учреждения первоначально предназначались для детей-сирот.
Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища» во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, ясли-приюты в России).
Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей.
Лица, которые осуществляли присмотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т.е. выполняли воспитательную работу, в разных странах именовались по-своему: нянями, руководительницами, учителями, наставницами, воспитателями.
В 1840 г Ф.Фребель(1782-1852), выдающийся немецкий педагог дал своему дошкольному заведению (год открытия — 1837-й) в г. Бланкенбурге название детский сад. Однако новым было не только название дошкольного учреждения, но и его назначение, а именно: обучить матерей с помощью практического руководства и показа приемов правильному воспитанию детей.
Идеи Ф. Фребеля и разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира.
Не составила исключение и Россия, где были организованы детские сады по системе Ф. Фребеля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них.
Воспитательниц, работавших во фребелевских детских садах, стали называть садовницамиили «фребеличками».
Этапы развития педагогической профессии:
Этапы | Условная хронология | Субъекты педагогической деятельности | Содержание и направление педагогической деятельности. |
Допрофессиональный |
|
|
Обучение и воспитание осуществлялось в виде коллективной помощи старших младшим, совместной деятельности взрослых и детей. Воспитание в целях сохранения обычаев рода, ритуалов, религиозных культов. Первая форма воспитания и обучения — инициация — ритуальные обряды посвящения девушек и юношей в класс взрослых. Передача знаний в отдельных областях трудовой деятельности. |
Условно профессиональный. |
|
|
Появилась письменность, очень сложное и трудоемкое дело. Ему необходимо было посвятить много времени. Появляются люди, владеющие письмом и умеющие ему обучать. Обучение становится самостоятельным видом деятельности. Роль учителя повышается, хотя он не имеет спец. образования. Педагогическая деятельность находилась в полной зависимости от религиозной идеологии. Общий уровень образования резко снизился. Создавались университеты. Осуществлялась простейшая подготовка учителей. |
Собственно профессиональный | Эпоха индустриального общества. | Специалисты, имеющие профессионально – педагогическую подготовку и специализирующиеся в различных направлениях профессиональной деятельности. | Педагогическая профессия становится массовой, цели и содержание профессионально педагогической деятельности обусловлены интересами, целями и ценностями правящего класса (капитализму или социализму) |
Современный | Эпоха постиндустриального общества | Педагоги, учителя, имеющие разный уровень профессионально – педагогического образования, осуществляющие деятельность в различных образовательных учреждениях. | Содержание профессии педагога – это создание условий для разностороннего развития личности, формирование общей культуры, адаптации к жизни в обществе, осознанном выборе и овладении профессией. |
Источник: https://students-library.com/library/read/53308-vozniknovenie-i-razvitie-pedagogiceskoj-professii
1.2. Возникновение и развитие педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.
Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания.
Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей.
Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание.
Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».
Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), его ученик Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35–96).
Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.
Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.
В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой «народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими маслиновыми рощами.
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен.
Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков.
И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), Аквинат (1225–1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я – человек, и ничто человеческие мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466–1536), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378–1446), французы Франсуа Рабле (1494–1553) и Мишель Монтень (1533–1592).
Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., – одна из первых научно-педагогических книг.
Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории.
«В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»; «Слух необходимо соединять со зрением и слово – с деятельностью руки»; необходимо учить «на основании доказательств посредством, внешних чувств и разума».
Разве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педагога?
В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632–1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.
Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д: Дидро (1713–1784), К. Гельвеции (1715–1771), П.
Гольбах (1723–1789) и особенно Ж.Ж. Руссо (1712–1778). «Вещей! Вещей! – восклицал он.
– Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов».
Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). «О, любимый народ! – восклицал он. – Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.
Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841) – крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики.
Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений) известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.
«Ничего не постоянно, кроме перемены», – учил выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1886), занимавшийся исследованием многих важных проблем, но более всего – изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.
Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811–1848), А.И. Герцена (1812–1870), Н.Г. Чернышевского (1828–1889), Н.А. Добролюбова (1836–1861).
Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н. Толстого (1828–1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810–1881).
Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824–1871).
Главное сочинение Ушинского «Педагогическая антропология» начало печататься в 1867 г. Уже через год вышел первый том «Человек как предмет воспитания», спустя некоторое время — второй. Третий остался незавершенным.
В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания.
Он подмечает простой закон-парадокс: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. Но «как бы ни были чисты и возвышенны цели воспитания, оно должно иметь еще силу, чтобы достичь этих целей».
Руководящая роль принадлежит школе, учителю. «B воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Шаг за шагом Ушинский пересматривает всю педагогику. Он требует полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: «… одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине».
На основе новейших достижений психологии составляет подробнейшие рекомендации о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций. Раскрывает пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности обучения.
Строит концепцию развивающего обучения.
Ушинский намного опережает свою эпоху в понимании роли трудового воспитания: сломав лед устоявшихся взглядов, предлагает сделать труд полноценным воспитательным средством.
В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: «Сделать как можно более пользы моему отечеству». Он достиг цели.
В конце XIX – начале XX р. интенсивные исследования' педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли.
Не отягощенные догмами инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в современном обществе и быстро достигли ощутимых результатов.
Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей.
Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи (1859–1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874–1949), прославившийся исследованиями процесса обучения и созданием хотя бы и прагматически приземленных, но весьма действенных технологий.
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С.Т. Шацкий (1878–1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР.
Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский (1884–1941), написавший книги «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925), и А.П. Пинкевич (1884–1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы.
Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869–1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского Движения. А.С.
Макаренко (1888–1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В.А. Сухомлинский (1918–1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи.
Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы.
Источник: https://studfile.net/preview/5793365/page:28/
Читать
М. Б. Кановская
Шпаргалки. Педагогика
Общие основы педагогики
1. Педагогика как наука. Предмет педагогики
Слово «педагогика» произошло от греческих слов «пайдос» («дитя») и «ara» («вести»). Дословно слово «пайдагогос» означает «детоводитель».
В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал в школу.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле: так обозначалась способность «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать его, развивать и обучать. Со временем, по мере накопления знаний, возникла особая наука о воспитании детей.
В теории произошел переход от конкретных фактов к более общим случаям. Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века.
И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики таково: «Педагогика – это наука о воспитании человека».
Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение и развитие.
Педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, об управлении его развитием в соответствии с потребностями общества.
Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи – освоить опыт предыдущих поколений, обогатить, приумножить и передать его следующим поколениям. И более подробное определение понятия «педагогика» звучит так: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда».
Предмет педагогической психологии – процесс изучения психологических закономерностей обучения и воспитания – как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание.
2. Основные категории педагогики
Раскрывая понятие «предмет педагогики», необходимо назвать и ее категории (греч. kategoria – суждение) – научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.
К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.
Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение – целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением.
Общая педагогика изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).
Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности.
Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осужденных.
3. Функции и задачи педагогики. Педагогическая система
- Можно выделить две основных функции педагогической науки – теоретическую и технологическую.
- Теоретическая функция:
- изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);
- выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);
- проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).
- Технологическая функция:
- разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);
- внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);
- анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).
- Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.
- Исходя из этого, основными задачами педагогики являются:
- анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
- разработка теоретико-методологических основ образования;
- выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
- определение содержания образования в конкретных условиях;
- разработка образовательных стандартов;
- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;
- внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;
- изучение истории развития образования и педагогической мысли.
Образование является открытой социальной системой, поэтому в педагогике как науке об образовании выделяют категорию «педагогическая система».
В нее включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организационного и целенаправленного педагогического влияния на процесс развития, обучения и воспитания личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система.
4. Возникновение и развитие педагогики
Наука о воспитании сформировалась тогда, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма заметную роль в жизни людей.
Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений.
Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.
Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны первые попытки обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание.
Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».
Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), его ученик Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.). В их трудах были глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа Марка Квинтилиана (35–96 гг.).
Труд Квинтилиана на протяжении долгого времени был основной книгой по педагогике: наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=207199&p=1
Возникновение и развитие педагогики в России (стр. 1 из 3)
- КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
- Возникновение и развитие педагогики в России
- ПЛАН
- Введение
- 1 Определение педагогики
- 2 Возникновение и развитие педагогики
- 3 Развитие педагогики в России
4 К.Д. Ушинский – учитель русских учителей
5 Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов
Вывод
Педагогика – удивительная и мудрая наука. Она вобрала в себя многовековой опыт обучения и воспитания детей, результаты многолетних научных исследований. Педагогика прошла долгий и сложный путь поисков истины и превратилась в научно-обоснованную систему знаний, а на практике – в искусство обучения и воспитания многих поколений человечества.
На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.
Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI – XVII вв. она отпочковывается от философии, став самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых.
Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.
1 Определение педагогики
Термин педагогика имеет два значения: первое — это область научного знания, наука, второе — область практической деятельности, ремесло, искусство. Педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании. Каждая наука имеет свой предмет — область действительности, которую она исследует. Педагогика изучает воспитание и образование.
Воспитание имеет два значения. Воспитание — это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни.
Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой — всем социальным устройством.
Воспитание в педагогическом смысле — это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.
Образование и обучение являются частью процесса воспитания и тоже составляют предмет педагогики. Термин формирование употребляется в значении «развитие» и в значении «воспитание».
Уточняя предмет педагогики, надо помнить, что изучать значит объяснять, находить законы, по которым протекают процессы.
Поэтому предметом педагогики являются закономерности конкретно-исторического процесса воспитания — устойчивые, объективные связи между явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания, педагогическая практика.
2 Возникновение и развитие педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.
Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания.
Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей.
Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений.
Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии. Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460 — 370 гг. до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание.
Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу», «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».
Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427 — 347 п. до н.э.), Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития гречески-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35 — 96 гг.
). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.
Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическим развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.
В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими маслиновыми рощами.
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен.
Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков.
И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например Тертуллиан (160 — 222), Августин (354 — 430), Аквинат (1225 — 1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466 — 1536), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378 — 1446), французы Франсуа Рабле (1494 — 1553) и Мишель Монтень (1533-1592).
Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 — 1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А.
Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах», «Слух необходимо соединять со зрением и слово — с деятельностью руки».
Необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума».
В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632 — 1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.
Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII века Д. Дидро (1713 — 1784), К. Гельвеций (1715 — 1771), П.
Гольбах (1723 — 1789) и особенно Ж.Ж. Руссо (1712 — 1778). «Вещей! Вещей! — восклицал он.
— Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы в делаем только болтунов».
Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746 — 1827). «О, любимый народ! — восклицал он. — Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.
Иоганн Фридрих Гербарт (1776 — 1841) — крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики.
Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.
«Ничего не постоянно, кроме перемены», — учил выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 — 1886), занимавшийся исследованием многих важных проблем, но более всего — изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.
Источник: https://mirznanii.com/a/174060/vozniknovenie-i-razvitie-pedagogiki-v-rossii