Юлия Гиппенрейтер
Введение в общую психологию: курс лекций
- Моему мужу и другу
- Алексею Николаевичу Рудакову
- посвящаю
Предисловие
ко второму изданию
Настоящее издание «Введения в общую психологию» полностью повторяет первое 1988 г.
Предложение переиздать книгу в ее первоначальном виде оказалось для меня неожиданным и вызвало некоторые сомнения: возникла мысль, что, если уж переиздавать, то в измененном, а главное – дополненном виде.
Было очевидно, что такая доработка потребует немало сил и времени. Вместе с тем высказывались соображения в пользу ее быстрого переиздания: книга пользуется большим спросом и давно стала остродефицитной.
Хочу очень поблагодарить многих читателей за положительные отзывы о содержании и стиле «Введения». Эти отзывы, спрос и ожидания читателей определили мое решение согласиться на переиздание «Введения» в его настоящем виде и одновременно взяться за подготовку нового, более полного его варианта. Надеюсь, силы и условия позволят осуществить этот замысел в не очень отдаленном будущем.
Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер
Март, 1996 г.
Предисловие
Настоящее пособие подготовлено на основе курса лекций «Введение в общую психологию», который я читала для студентов I курса факультета психологии Московского университета на протяжении ряда последних лет. Первый цикл этих лекций был прочитан в 1976 г. и отвечал новой программе (ранее первокурсники изучали «Эволюционное введение в психологию»).
Замысел новой программы принадлежал А. Н. Леонтьеву.
Согласно его пожеланию, в вводном курсе следовало раскрыть фундаментальные понятия, такие как «психика», «сознание», «поведение», «деятельность», «бессознательное», «личность»; рассмотреть основные проблемы и подходы психологической науки. Это, по его словам, следовало делать так, чтобы посвятить студентов в «загадки» психологии, пробудить к ним интерес, «завести мотор».
В последующие годы программа «Введения» неоднократно обсуждалась и дорабатывалась широким составом профессоров и преподавателей кафедры общей психологии.
В настоящее время вводный курс охватывает уже все разделы общей психологии и читается в течение первых двух семестров.
По общему замыслу он в сжатой и популярной форме отражает то, что студенты затем подробно и углубленно проходят в отдельных разделах основного курса «Общая психология».
Главная методическая проблема «Введения», на наш взгляд, состоит в необходимости сочетать широту охватываемого материала, его фундаментальность (ведь речь идет о базовой подготовке профессиональных психологов) с его относительной простотой, доходчивостью и занимательностью изложения.
Как ни заманчиво звучит известный афоризм, что психология делится на научную и интересную, в преподавании он не может служить ориентиром: неинтересно поданная на первых шагах изучения научная психология не только не «заведет» никакого «мотора», но, как показывает педагогическая практика, будет просто плохо понята.
Сказанное делает очевидным, что к идеальному решению всех задач «Введения» можно прийти только методом последовательного приближения, только в результате продолжающихся педагогических поисков. Настоящее пособие следует рассматривать как начало подобных поисков.
Моя постоянная забота состояла в том, чтобы делать изложение трудных, а иногда и весьма запутанных вопросов психологии доступным и по возможности живым.
Для этого приходилось идти на неизбежные упрощения, максимально сокращать изложение теорий и, наоборот, широко привлекать фактический материал – примеры из психологических исследований, художественной литературы и просто «из жизни».
Они должны были не только иллюстрировать, но также раскрывать, уточнять, наполнять смыслом научные понятия и формулировки.
Практика преподавания показывает, что начинающим психологам, особенно молодым людям, пришедшим со школьной скамьи, очень не хватает жизненного опыта и знания психологических фактов.
Без этой эмпирической основы их знания, приобретаемые в учебном процессе, оказываются весьма формальными и потому неполноценными.
Усвоив научные формулы и понятия, студенты слишком часто затрудняются в их применении.
- Вот почему обеспечение лекций возможно более солидным эмпирическим фундаментом мне представлялось совершенно необходимой методической стратегией данного курса.
- Жанр лекций допускает в рамках программы некоторую свободу в выборе тем и определении объема, отводимого на каждую из них.
- Выбор тем лекций данного курса определился рядом соображений – их теоретической значимостью, особенной разработанностью их в рамках советской психологии, традициями преподавания на факультете психологии МГУ, наконец, личными предпочтениями автора.
Некоторые темы, особенно те из них, которые до сих пор недостаточно освещены в учебной литературе, нашли в лекциях более обстоятельную проработку (например, «Проблема самонаблюдения», «Неосознаваемые процессы», «Психофизическая проблема и др.).
Конечно, неизбежным следствием явилось ограничение круга рассматриваемых тем. Кроме того, в пособие включены лекции, читаемые лишь в первом семестре I курса (т. е. не вошли лекции по отдельным процессам: «Ощущение», «Восприятие», «Внимание», «Память» и др.).
Таким образом, настоящие лекции следует рассматривать как избранные лекции «Введения».
Несколько слов о структуре и композиции пособия. Основной материал распределен по трем разделам, причем они выделены не по какому-либо одному, «линейному» принципу, а по достаточно разным основаниям.
Первый раздел представляет собой попытку подвести к некоторым основным проблемам психологии через историю развития взглядов на предмет психологии. Такой исторический подход представляется полезным в нескольких отношениях.
Во-первых, он вовлекает в главную «загадку» научной психологии – в вопрос о том, что и как она должна изучать. Во-вторых, помогает глубже понять смысл и даже пафос современных ответов.
В-третьих, приучает корректно относиться к существующим конкретно-научным теориям и взглядам, понимая их относительную истинность, необходимость дальнейшего развития и неизбежность смены.
Во втором разделе рассматривается ряд фундаментальных проблем психологической науки с позиций диалектико-материалистического представления о психике. Он начинается со знакомства с психологической теорией деятельности А. Н. Леонтьева, которая служит затем теоретической базой для раскрытия остальных тем раздела.
Обращение к этим темам осуществляется уже по «радиальному» принципу, т. е. от общей теоретической основы – к разным, не обязательно непосредственно связанным между собой проблемам.
Тем не менее они объединяются в три крупных направления: это рассмотрение биологических аспектов психики, ее физиологических основ (на примере физиологии движений), наконец, социальных аспектов психики человека.
Третий раздел служит непосредственным продолжением и развитием третьего направления. Он посвящен проблемам человеческой индивидуальности и личности. Основные понятия «индивид» и «личность» здесь также раскрываются с позиций психологической теории деятельности.
Темам «Характер» и «Личность» уделено в лекциях относительно большое внимание потому, что они не только интенсивно разрабатываются в современной психологии и имеют важные практические выходы, но и наиболее соответствуют личным познавательным потребностям студентов: многие из них пришли в психологию, чтобы научиться понимать себя и других.
Эти их стремления, конечно, должны найти поддержку в учебном процессе, и чем раньше, тем лучше.
Мне казалось также очень важным знакомить студентов с именами наиболее крупных психологов прошлого и настоящего, с отдельными моментами их личной и научной биографии.
Такое приближение к «личностным» аспектам творчества ученых очень способствует собственному включению учащихся в науку, пробуждению эмоционального отношения к ней.
В лекциях содержится большое количество обращений к оригинальным текстам, знакомство с которыми облегчено выходом в издательстве МГУ серий хрестоматий по психологии. Несколько тем курса раскрываются путем прямого анализа научного наследия того или иного ученого.
Среди них – концепция развития высших психических функций Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, физиология движений и физиология активности Н. А. Бернштейна, психофизиология индивидуальных различий Б. М. Теплова и др.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=118897&p=5
Душа
Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит, не сердечная мышца – душа болит.
диакон Андрей
Душа́ 1) составная, субстанциональная часть человеческой сущности, обладающая свойствами, отображающими Божественные совершенства (Быт.1:26); 2) отличная от тела часть человеческой ипостаси (Быт.2:7); 3) человек (Быт.46:26); 4) животное (Быт.1:24) и его жизненная сила (Быт.1:30).
Иногда термины дух и душа могут использоваться как синонимы.
Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.
Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения.
Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей.
Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.
Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность.
Следуя св. Иоанну Дамаскину: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом». Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.
Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.
Говоря о человеческой душе, свв. Отцы делали два важных уточнения.
Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.
Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. «Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине – невещественно и бестелесно».
Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя свв.
Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.
В строении души свв. Отцы выделяют три силы (способности) – разумную, раздражительную и вожделевательную (ум, чувства и волю).
Разумная сила души (γνωστικον, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души.
В своем неповрежденном состоянии разумная сила «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям» (св. Симеон Новый Богослов).
Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чувствующая, эмоциональная сила. Св. Василий Великий называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало.
Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. «Дело раздражительной части души гневаться на дьявола», – говорят свв. Отцы.
Раздражительная сила души также именуется сердцем.
Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать.
«Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.
Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. Симеона Нового Богослова, от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству Святой Троицы.
Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы – душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова, срастворенны неслиянно.
Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» (св. Симеон Новый Богослов).
При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.
На чём основано православное учение о двусоставности человека (душа и тело)?
Православное учение о двусоставности человека основано на прямых свидетельствах Священного Писания и Священного Предания.
В повествовании о создании человека ясно говорится, что тело Адама было создано из праха земного, а душа была вдохнута в него Богом (Быт.2:7). В этом контексте следует понимать и слова Экклезиаста, указывающие на смерть как на разлучение души с телом: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7).
Вообще же Священное Писание неоднократно указывает на то, что каждый человек состоит из души и тела, например: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:20); «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1).
О том, что душа — не продукт жизнедеятельности тела (центральной нервной системы), ясно сообщается в притче о богаче и Лазаре, из которой следует убедительно, что после разлучения с телом (то есть после физической смерти человека) душа продолжает жить, причём, жить сознательной жизнью.
Так, душа богача, пребывая в аду, узнаёт души Авраама и Лазаря (последние находятся в особой области — лоне Авраамовом) (Лк.16:23), ведёт с душой Авраама беседу (Лк.16:24-26), ощущает мучение и испытывает осознанное желание облегчить свои муки (Лк.
16:24), стремится проявить заботу о живущих земной жизнью братьях (Лк.16:27-31).
С верой в загробное существование душ связана практика молитвенного поминовения усопших, а также практика молитвенного общения верующих с почившими о Господе святыми. Таким образом, отрицание в человеке субстанциональной души является грубейшим противлением против Православия, против Церкви.
* * *
Понятие души
Душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть; она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать. У слов «душа» и «дышать» общее происхождение. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью.
Нельзя сказать, что она бессмертна, потому что бессмертен по природе только Бог, душа же наша неуничтожима – в том смысле, что она не теряет своего сознания, не исчезает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неведение Бога. И в этом отношении она может умереть.
Потому и сказано в Писании: «Душа согрешающая, она умрет» (Иез.18:20).
Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по природе своей невидимая для телесных глаз, разумная и мыслящая. Не имеющая формы, пользующаяся снабженным органом – телом, предоставляющая ему жизнь и возрастание, чувствование и порождающая силу.
Имеющая ум, но не иной, по сравнению с ней самой, а как чистейшую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, т.е. добровольно меняющаяся, поскольку сотворена.
Получивши все это по природе от благодати Создавшего ее, от Которого она и получила свое бытие.
Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее просто частью тела.
И они при этом лживо ссылаются на Библию, на текст Екклесиаста, где ставится вопрос о том, подобна ли душа человека душе животных: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (Еккл.3:19).
Потом Екклесиаст сам и отвечает на этот вопрос, чем пренебрегают сектанты, он говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). И здесь как раз мы понимаем, что душа неуничтожима, но может и умереть.
Силы души
Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной, желательной и вожделевательной. Но при этом надо понимать, что у души есть и другие силы.
Все они разделяются на разумные и неразумные. Неразумное начало души состоит из двух частей: одна непослушно разумная (разуму не повинуется), другая послушно разумная (повинуется разуму).
К высшим силам души относятся ум, воля и чувства, а к неразумным относятся жизненные силы: сила сердцебиения, семенная, возрастательная (которая образует тело) и т.д. Действие силы души оживляет тело.
Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человеческий разум не отвлекался на управление сердцебиением, дыханием и т.д. Существуют разные технологии, связанные с управлением человеческим телом, которые пытаются повлиять на эту жизненную силу.
Чем усиленно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения и страшно этим гордятся. На самом деле гордиться здесь абсолютно нечем: Бог сознательно освободил нас от этой задачи, и заниматься этим глупо.
Представьте себе, что, помимо вашей обычной работы, вас заставят выполнять работу ЖЭКа: организовывать вывоз мусора, перекрывать крышу, контролировать подачу газа, электроэнергии и т.д.
Сейчас многие люди в восторге от всяких оккультных, эзотерических искусств, они гордятся тем, что в какой-то степени овладели регулировкой этой жизненной силы души, которая неподвластна разуму.
Фактически они гордятся тем, что поменяли работу преподавателя университета на работу ассенизатора. Это связано с глупой идеей, что будто бы разум лучше справится с телом, чем неразумная часть души. Я отвечу, что на самом деле справится хуже.
Давно известно: всякие попытки рационально построить жизнь приводят к очень нерациональным последствиям. Если мы пытаемся силу нашего разума обернуть на то, чтобы правильно управлять нашим телом, получится полная глупость.
Зачем Антоний Великий говорил, что монах должен даже на количество капель воды, которые выпьет, взять благословение? Для того, чтобы максимально освободить разум монаха от жизненных забот.
Задача послушания – это прямая противоположность йоге.
Если йог или оккультист пытаются своим телом управлять при помощи разума, то православный монах полностью высвобождает свой разум от заботы о теле, чтобы переключить его весь на Бога.
священник Даниил Сысоев
***
По человеческой природе Христос обладал телом и душой. Поскольку человеческая и Божеская природы соединены в Лице (Личности) Сына Божьего, постольку можно утверждать, что душа Христа — душа воплотившегося Сына Божьего.
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет.3:18-19).
- Из Часов пасхальных: «Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный».
- ***
- См. ДУХ, ЧЕЛОВЕК, АНТРОПОЛОГИЯ, ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИИ
Источник: https://azbyka.ru/dusha
Наша Душа. Онтология психической реальности — Михайлов Юрий Петрович — чтение книги бесплатно
Эта книга представляет собой обзор сведений о человеческой душе: о природе и сущности сознания; о становлении личности; о развитии ума; о структуре духовной организации человека.
Но прежде всего, это рассказ о том, что душа у нас есть. И она не менее реальна, чем физически ощущаемое тело.
О временном благополучии плоти многие из нас пекутся так ревностно, что упускают из виду главное — заботу о своей вечной душе. А многим вообще до сих пор неизвестно, что от состояния духа напрямую зависят и самочувствие, и время земной жизни, и сами условия существования, возникающие как бы случайно, а также личная судьба и посмертная участь каждого из нас.
- Без нормального питания, регулярного очищения, развивающих упражнений организм, как известно, истощается, слабеет, заболевает.
- Душа тоже нуждается в очищении от зла, в благодатной духовной пище, в умственных и нравственных упражнениях, укрепляющих силы сознания.
- Тело рискует погибнуть при несоблюдении человеком защитных ограничений: «правил уличного движения», «техники безопасности», нормативов общества, законов природы.
- Духовное (нравственное) беззаконие приводит к худшему: к личностной деградации, именуемой гибелью души.
- Потеря совести в любом возрасте чревата развитием «комплекса малодушия», с вытекающими последствиями: слабоумием, слабоволием, бессилием.
О том, как избежать этого при воспитании детей, как уберечь потомство от врожденных (генетических) пороков, сохранить свои силы и разум на многие годы, не стать жертвами «духовных вампиров» (сектантов, колдунов, бесноватых «целителей» и пр.) также говорится в данной книге.
Кроме того, в ней упоминается об истории научных исследований в области психологии; об отрицании и утверждении факта «психической реальности»; о парадоксах и феноменах мозга; об отличии человеческого разума от психики бессловесных животных; о первичности и превосходстве духа над плотью и, наконец, об онтологической (сущностной) основе нашего бытия.
Учитывая необъятность темы и неизбежную для многих трудность восприятия некоторых новых сведений, автор старался придать своим сообщениям доступную форму, но не упрощенную, однако, до примитивно-развлекательного уровня.
Информационная насыщенность материала предполагает определенную степень умственного напряжения и внимания со стороны читающего. Тем более, что основное содержание текста ориентировано именно на укрепление и расширение сознания — нашего главного душевного богатства.
В итоге, по прочтении книги, все, кто проявят реальный интерес к практическому самопознанию, смогут вскоре воочию убедиться в действенности и неотразимой силе непреложного нравственного закона, регламентирующего и благодатно стимулирующего жизнь духа, души и всего человека в целом.
1. Психологическая прелюдия
Определение
Веками вопросы о душе человека и природе сознания волнуют умы исследователей. Более трех тысячелетий мыслители различных философских школ и направлений науки дебатируют о духе и материи, о тайнах жизни и смерти, о бытии Бога и происхождении человека. Меняются взгляды, концепции, гипотезы; к единому мнению полемика не приводит.
Современные научные определения не столько отвечают на вопрос о сущности сознания, сколько перечисляют его функции, констатируя и без того очевидные факты психической реальности (бытия души). Что же касается природы психических (душевных) явлений и самой субстанции духа, то здесь мнения исследователей, как и прежде, всецело зависят от их мировоззренческих позиций.
Материалисты настаивают на безусловной «физиологичности» человеческой психики, якобы вытекающей из органических процессов в клетках головного мозга.
Идеалисты, опираясь на опыт интроспекции (смотрения внутрь) сознания, остаются при своем мнении о душе как особой бестелесной сущности.
Спиритуалисты (адепты безрелигиозной мистики) черпают свои воззрения из древней, прежде всего индо-буддийской, философии. На базе этих представлений развивается оккультизм с его суевериями о перевоплощении душ и причинно-следственном «законе кармы».
Ни те, ни другие, ни третьи не дают вразумительных ответов на вечные вопросы, провозглашенные еще Сократом: «Что такое жизнь? Что такое душа? Что такое сознание?» Однако, несмотря на принципиальные разногласия между собою, и атеисты, и мистики проявляют удивительную сговорчивость в отрицании положений Христианской онтологии (учения о Сущем) на основании того, что ее категории соответствуют догматам Православной веры. И дело всегда преподносится так, будто веровать допустимо лишь в то, чего на самом деле нет.
Между тем, онтология, в отличие от множества философских, научных и лженаучных «измов», никем до сих пор объективно не опровергнутая, утверждает следующее.
Человек, сотворенный по образу и подобию Бога, представляет из себя «тримерию»: дух, душа, тело. Жизнь биологического организма (тела) обусловлена единством всех трех составляющих.
Нематериальная (бессмертная) часть человека (дух и душа) является носителем сознания и всех связанных с ним психических функций.
Телесные органы в течение земной жизни служат человеку физическим инструментарием, позволяющим живой душе осваивать окружающий материальный мир.
Это лишь общее предварительное определение, не касающееся множества деталей и связей. Но чтобы его оспорить, например, с позиции материализма, оппоненты должны владеть фактами, убедительно свидетельствующими о биологическом происхождении душевных феноменов.
Добыванием, выискиванием, а то и выдумыванием таких фактов на протяжении полутора веков безуспешно занимались тысячи высокообразованных и интеллектуально одаренных людей. В итоге, вопреки прогнозам естественников, психическая реальность, как таковая, была признана наукой.
На идеологическом противостоянии это, впрочем, почти не отразилось.
В знаменитом «Оксфордском словаре» имеется определение, согласно которому душа — «источник жизни; источник мысли; средоточие эмоций, чувств и настроений», и далее: «духовная составляющая человека, которая рассматривается в ее моральном аспекте по отношению к Богу».
Само по себе данное определение не очень конкретно, но все же оно показывает, как мало преуспели противники онтологических взглядов в деле отрицания самобытности нематериальной души. И это вполне закономерно, поскольку всякая теория, претендующая на объективность, проверяется практикой жизни и проходит испытание временем.
Психическая реальность
Немногим более ста лет назад на волне бурных успехов естествознания стала формироваться новая наука о душе — психология.
Отпочковавшись от идеалистической философии и ее метода исследования — интроспекции, новое учение уверенно устремилось в строй естественных наук. Ради этого физиологи (они стояли у истоков психологии) взяли дело в свои руки.
Воздействуя на органы чувств различными раздражителями и исследуя реакции организма, они надеялись экспериментально раскрыть сокровенные тайны человеческой психики.
При этом учение о душе как самостоятельном начале они априорно отрицали.
Опыты, однако, вскоре показали, что без учета чисто психических феноменов разумного человека исследовать невозможно. Да что говорить о человеке, когда даже в реакциях обезглавленной лягушки к механизму рефлекса (нервного отражения) обязательно добавляется не поддающийся объяснению дополнительный фактор психического свойства.
И если понятие о рефлексе физиологам представлялось тогда достаточно ясным, то наличие ощущения, которое испытуемый человек объяснял словами (по-иному оно не регистрировалось), не подлежало физиологическому истолкованию. Ощущение, как неизбежный при любом опыте «психический остаток» некуда било деть, и оно требовало однозначного признания его в качестве душевного фактора.
Принятое в психологии за «элемент сознания», ощущение, будучи малой частью (периферией души), тем не менее выражает собой сознание в целом. Духовная субстанция не делится на молекулы и атомы.
И если мы воспринимаем собственную психику в виде элементов и частей, то только потому, что имеем дело с объектами множественного материального мира.
Отсюда, собственно, и возникает представление о различии частных психических функций.
Даже онтологически, в составе неделимой души, дух (сознательное ядро), включающий ум, волю и силу духа, обособляется от функционального рассудка (способности к различению качеств, счету, чтению и т. д.) и, желательно-чувственной периферии, именуемой собственно душою.
Источник: https://nemaloknig.com/read-94652/
Душа — ее природа и предназначение Среднее время прочтения:
Существование души человека
Люди так устроены биологически, что их мозг воспринимает окружающую действительность при помощи имеющихся у них чувств, не подвергают сомнениям и считают реальным только видимую, осязаемую и воспринимаемую другими чувствами ее часть.
А может ли существовать иная, нематериальная часть Вселенной, другие измерения, где есть разумная жизнь и не действуют привычные для нас физические законы? И существует ли в окружаемом нас физически мире некая связующая оба мира субстанция, способная существовать по обе стороны бытия?
— Salik.biz
Речь конечно идет о душе человека, существование которой пока никто не смог как доказать так и опровергнуть. Попытаемся понять, что такое душа, какова ее природа, в чем ее предназначение и суть.
Душа – это вопрос веры
Сразу заметим, что даже ученый мир, который в большинстве своем придерживается материалистической точки зрения, допускает многовариантность измерений и существование других форм жизни.
Если вы считаете что все разговоры о существовании души только лишь бред разыгравшегося воображения, то вспомните что — все в этом мире относительно! Уже много раз самые невероятные предположения находили свое подтверждение.
Множество людей, стремясь к реально достижимому сиюминутному благу, стремятся следовать логике известных изречений: «Надо жить здесь и сейчас», «Живи сегодняшним днем», которые уже стали жизненным кредо большинства, не только убежденных атеистов, но и тех, кто только допускает существование Бога, считающих что, кроме материального, все таки что то еще существует в Мире.
Они всеми силами стараются взять больше чем нужно, мало, или вовсе не задумываясь над тем, что будет потом, после физической смерти человека и гордо называют себя реалистами, уверенных в правильности своего видения мира, которое по сути сводится к слепой вере в его величество Случай. Всякая другая вера для них — просто бред слабоумных, но спросишь их: «Почему нет души и Бога»? В ответ можно услышать: «Потому, что я этого не могу увидеть»! По этому поводу приведем такой любопытный случай:
Рекламное видео:
Говорят, однажды Сталин спросил у ученого-хирурга, архиепископа Симферопольского и Крымского Валентина Войно-Ясенецкого (Луку):
«Неужели знаменитый врач верит в существование души?».
«Верю», – сказал хирург.
«Вы нашли ее в теле человека во время операции?» .
«Нет».
«Так как же можно верить, что душа существует?»
«А верите ли вы, что у человека есть совесть?» — задал встречный вопрос Войно-Ясенецкий.
Сталин некоторое время молчал, а после ответил: «Верю».
И тогда знаменитый врач сказал: «В телах оперируемых больных я совести также не обнаружил».
Атеистов можно понять, им так удобно, просто, а главное понятно и приятно так жить, своего рода безнаказанность, по принципу «не пойман не вор» и отвечать ни за что не придется, ведь для этого есть нужные связи и деньги, «а после нас, хоть потоп». Они хотят иметь «синицу в руках» (земной временный рай), а «журавль в небе» (небесный вечный рай) для них всего лишь неудобный миф. Они предпочитают сами себя считать божками жизни, зачем им некий мифический Высший Разум.
Вести споры с такой категорией людей на метафизические темы можно вечно и… безрезультатно. Атеисты — дети системы, которые впитали материалистические взгляды с «молоком матери», изменить которые можно лишь при помощи неопровержимых фактов, чуда или чрезвычайных обстоятельств (к примеру клиническая смерть).
Ценности верующих в Бога находятся не в этой жизни, а в жизни после смерти. Справедливости ради заметим, что большинство из них далеко не ангелы, воспылавшие чистой, бескорыстной любовью к Богу и ничего не ожидающие получить взамен своей любви.
Они простые люди, которые стремятся получить свое главное благо, но только по окончании земной жизни и в бесконечном эквиваленте.
Логика их действий продиктована выбором в пользу обещанного Господом вечного блаженства и нормальной боязнью потерять это «райский бонус».
Как мы видим, у каждого человека имеется своя жизненная стратегия, но вот каким «местом» прежде всего он ее выбирает? Ответ очевиден — умом. И это нормально.
Разум в опасном материальном мире должен играть решающую роль, иначе человек попросту может не выжить. А любое разумное существо стремится к благу и хочет обезопасить свое существование.
Все сводится к тому, что одни выбирают кратковременную жизнь с очевидным исходом, другие сделали ставку на Абсолют — бессмертие души.
Хотя по большому счету, если люди верят в Бога и не совершают зла, лишь только из за страха наказания в ином мире, то это по сути корысть, и выбор, основанный на страхе, далек от выбора который делается с душой. На первый взгляд, выбор то вроде одинаков, а вот причины побудившие к такому выбору, кардинально отличаются.
Подводя итог вступительной части, можно сказать, что нет смысла кого-то переубеждать в вопросах веры. Но, порассуждать на вечные темы, оперируя не только домыслами исходящими из религиозных воззрений, но и предположениями которые опираются на реальные технологии, можно и нужно.
Суть человеческой души – информация
Итак, скорей всего никто не будет отрицать очевидного факта, что человек — это биологический носитель неопределенного объема информации, неизвестный процент которой приходится на его сознание и личность.
Говоря по другому, личностное «Я» можно выразить как информацию, которая является ядром нашей сущности.
Зарождение, формирование и эволюция данного «Я», происходит в синтезе с некой иной, происходящей не из нашего бытия субстанцией, которая имеет предположительно энерго-информационную природу.
«Все замещает мозг» — можете сказать вы. Нет, не все! Человеческий мозг — это только биокомпьютер находящийся в черепной коробке, «логическая машина», которая исключает все, что нельзя чувственно зафиксировать или имеет иррациональную природу.
Мозг человека, вне всякого сомнения мощный инструмент, но не следует забывать, что он наделяет нас только рассудком, дает возможность мыслить рационально-логически, но вот некоторые чувства… сомнительно, что мозг способен автономно продуцировать безрассудное состояние любви, ненависти или желание спасти чужую жизнь, ценою своей, и т. д.
Человека делает человеком не его физическое тело, но и нечто еще.
Возможно это нечто вроде программного кода, вносящего какую-то подсознательную коррекцию, и как результат, мы осознаем себя и становимся разумными, в полном смысле этого слова, живыми существами которые наделены эмоциями, свободой, желанием творить? Возможно по-разному называть этот код, в религии эта таинственная субстанция называется просто — душа.
Так что такое душа человека? Какова ее сущность? Из различных источников, в том числе и из Библии, следует, что душа суть есть человек.
Под определением человека понимается не биологическая, а его нравственная, информационная (духовная) сущность. Тело это смертная оболочка, вместилище души.
Душа в свою очередь, — это информационный канал, который связывает этот мир и высший, тот, откуда мы черпаем любовь, творческую энергию и куда после смерти переходит наше сознание.
Или, душа — это инсталлированный «пакет» высших чувств и законов, делающими нас людьми, а не биороботами с холодным рассудком, некое хранилище жизненной энергии, Слова и Света Божьего, всего, что возможно отнести к понятиям божественной категории. Душа — это навигатор который указывает высший путь развития. Может быть, душа одновременно и навигатор и хранилище и мостик между реальностями.
Напрашивается грубая аналогия с компьютерной операционной системой и набором других системных подпрограмм, а также необходимой для работы компьютера электроэнергии. Без души и божественного духа человек, как «мертвый» компьютер без каких-то цифровых данных и электропитания.
Наука пока не может понять структуру души и выделить ее в отдельную от тела матрицу. Неясно даже где в нас находится душа. Но несмотря на отсутствие научных знаний, глупо в теории отрицать ее наличие, а также потенциальную возможность в будущем научиться «упаковывать» человеческое «Я» в некий «файл».
Конечно, может найтись немало скептиков, которые посчитают аналогию человека и компьютера некорректной или категорично определят все вышесказанное как бред.
На всякий случай «воинствующим атеистам» хочется сказать, что все излагаемое можно принимать как фантазию, имеющую право на существование.
Она не более бредовая, чем любая научная гипотеза о случайном происхождении Вселенной, не приближающая к пониманию истины. В науке вообще версии по этому вопросу нередко меняются.
Приняв за истину мысль о том, что душа — суть информация, а тело человека — ее носитель, зададимся вопросом: «А возможно ли перемещение души вне тела и существование скрытого в нас механизма обеспечивающего эту транзакцию, активация которого запрограммирована и происходит, к примеру, при полном отключении или разрушении мозга»? Вопрос по сути риторический. Ответ на него очевиден — конечно да! Наличие подобной биотехнологии вполне вероятно.
Есть множество подтверждений сознательного «выхода из тела» в Астрал, людей которые побывали в критическом состоянии.
Люди пережившие клиническую смерть рассказывали о сохранении своего сознания и путешествии через темный тоннель, в конце которого был свет.
Объяснение такого явления галлюцинациями, возникающими якобы по причине интоксикации организма медикаментами и так называемым трубчатым зрением, не выдерживает критики.
Сомнительно, что в результате интоксикации «умершие» будут испытывать один и тот же «визуальный эффект» ( видеть себя со стороны ), рассказывать как проходила операция или что делали другие люди находящиеся на значительном удалении, к примеру, от операционной где проходила операция, просматривать свою жизнь как некий фильм, встречаться с умершими родственниками, а случаи когда от рождения слепые люди описывали то что они по сути не способны описать (например попробуйте слепому от рождения объяснить что такое красный цвет!)…
Так почему тогда атеисты так категоричны в отрицании души и ее перемещения после смерти в иной мир или измерение? Неужели разумная жизнь возможна только в одной привычной нам форме? А может быть мы — создания высшей бессмертной расы, которая существует вне времени и материи, а на Землю нас отправляют для прохождения обучения, созревания душ в школе жизни и те, кто достойно прошел «обучение» получит шанс на вечную жизнь? Ответы на эти вопросы вы можете дать только сами себе…
Путь души после смерти
Попробуем представить, ведь у нас есть воображение, тот посмертный мир, куда по утверждению верующих, попадает после земной жизни душа. Говорится не о поиске доказательств реальности загробного мира — при жизни этого сделать нельзя в принципе, как говорится: «Пока не умер, не проверишь есть ли рай или ад«.
Все соображения относительно «загробной темы» людьми не религиозными воспринимаются как чистая абстракция. Но, любая мысль, какой бы она не казалась фантастической, может оказаться объективной реальностью. Больше того, не исключено, что наша реальность в действительности только жалкая, искаженная копия настоящего Идеального Бытия.
Каким же может быть загробный мир, который после смерти физической становится вечным пристанищем души?
Начнем с главного. У всего есть первопричина. Без нее ничего не может возникнуть само по себе. Какие бы операции с нулями не совершали, без единицы результат всегда будет нулевым.
То есть, в абсолютном изначальном Небытие не могло само по себе появиться из ниоткуда «число», должна была быть первопричина выступающая единицей, некая сила, которая заставила двигаться частицы.
Исходя из этого, допустим существование Автора, Сверхразума или Творца всего сущего, имен у Него много, но есть одно обобщающее емкое понятие — Бог. Примем Его как данность. С какой целью Им был создан Мир?
Наверно с той же самой, с какой творческий человек создает свое творение, посредством которого он выражает внутреннюю созидательную энергию, любовь или некие другие переживания, вытекающие из души.
Может быть Творец пожелал создать подобие того идеала, бесконечного счастья, каким Он сам является и малая копия этого Оригинала вовсе не тело материальное, а какие-то другие субстанции находящиеся внутри нас и составляющие нашу сущность — дух, душа, разум.
Ведь если человек-творец захочет создать свое подобие, под ним будет подразумеваться прежде всего разумная основа, наиболее близкая к оригиналу (искусственный интеллект) и заключенная в рамки человеческой логики. Оболочка в которую создаваемая сущность будет помещена вторична.
Не будем углубляться в осмыслении Божьего Замысла, которого человеку понять наверно не дано. Эта тема — попытка представить Путь и суть души.
Практически во всех религиозных источниках сказано, что на Том свете жизнь вечная. Почему бы и нет. Человек в земной жизни тоже стремится к бессмертию и одна из гипотетических концепций в этом направлении заключена в переносе сознания из умирающего тела, во что-то новое, в идеале — в вечное. А что не способно разрушить время? Только нематериальное не боится времени.
Если загробный мир нематериален, тогда там царит другая логика, которая не подчиняется физическим законам нашего бытия. Возможно там отсутствует привычное для нас течение времени, все вечное исключает необходимость этой категории.
Земную жизнь следует воспринимать как некую школу, где личность проходит испытания. И лишь достойно прошедший этот путь человек, попадает в царство Божие называемое раем. Чем больше душа на «выходе-входе» сохранит в себе от Бога, тем выше и ближе к Господу она вознесется.
И напротив — индивидуум, накопивший на протяжении жизни критическую массу грехов (зла), тот, в ком искажение абсолютного эталона (Бога) будет очень большим, отправится в ад. Говоря по другому, все мы проходим через фильтр, предназначение которого — не допустить проникновение зла в рай.
Устройство этой модели бытия с рациональных позиций вполне понятно и объяснимо.
Подведя черту под вышесказанным, можно просто сказать, человек наделен свободой выбора и каждый сам волен решать, что такое душа, и есть ли она у него или нет. Так что выбор за Вами…
«Интересная газета»
Источник: https://salik.biz/articles/20669-dusha-ee-priroda-i-prednaznachenie.html
Вопрос о природе души; душа как особая сущность
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Вопрос о природе души; душа как особая сущность |
Рубрика (тематическая категория) | Гуманитарные дисциплины |
Articles-ads |
С материалистической точки зрения учение о душе развивалось как часть материалистической философии, вершинои̌ которой был атомистический материализм. Родоначальниками учения были Левкипп (V век до н.э.) и ᴇᴦο ученик Демокрит. Считая душу материальнои̌, верили в после смерти человека душа рассеивается в воздухе, по϶тому смертны и тело, и душа.
Понятие
Стоики – ϶то представители философской школы стоицизма, возникшей в период раннᴇᴦο эллинизма. Своим названием школа обязана портику Стоа Пойкиле – расписнои̌ портик в Афинах, портик храмаСтоит отметить, основателем стоицизма считают Зенона Китийского, проповедовавшᴇᴦο свое учение о душе как модификации ʼʼпневмыʼʼ – огненного воздуха.
Философы идеалистического лагеря, например, Фалес, считали, что душа ϶то что-то особое, отличное от тела, а пифагорейцы верили в бессмертие и переселение души, считая при ϶том тело чем-то случайным.
Впервые душу как источник нравственности человека рассматривает Сократ, считая её психическим качеством индивида и свойственным только разумным существам. По своей природе душа выше тленного тела, по϶тому должна властвовать над ним и направлять жизнь человека.
Но часто происходит обратное, когда тело берет душу в свои оковы. Тело заботится о своем пропитании, подвергается разным недугам, страхам и соблазнам. Из-за потребностей тела возникают ссоры и войны.
Наконец, именно тело мешает чистому познанию мира, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ античные психологи называли важнейшей функцией души, выделяя сначала только две ступени в ϶том процессе – ощущение и мышление.
Понятие
Можно выделить три точки зрения на природу души, которые сформулированы в словаре Уэбстера:
- первая точка зрения говорит о том, что душа трактуется как сущность или объект и про в человеческом целенаправленном мышлении, являясь субъектом опыта, нарабатываемого с помощью тела. Душа не ум, но мыслит;
- вторая точка зрения отождествляет душу с умом или сознательным опытом, являясь общей концепцией идеалистов;
- в третьей точке зрения душа рассматривается как функция или сумма функций мозга.
Мозг выделяет мысль, учил Пьер Кабанис (1757-1808), как желудок переваривает пищу.
Говоря о нынешней тенденции мирового мышления, Уэбстер останавливается на концепции Фехнера, которая рассматривает душу как цельный единый духовный процесс, неразрывно связанный с цельным единым телесным процессом. Уэбстер считает ϶то промежутком между идеалистической и материалистической точками зрения.
Научное изучение природы души и психики началось с бурным расцветом естественных наук в XVI веке. Так, по мнению английского философа Ф. Бекона (1561-1626), чувственная душа есть телесная субстанция, содержащаяся в мозге.
Она движется по нервам и артериям, а так как она сильно разреженная, то её не видно. Идеи Бекона в какой-то степени послужили толчком развития научных представлений о высшей нервнои̌ деятельности.
На смену анимизму приходит учение о всœеобщей одушевленности мира, получившее название гилозоизм. Эᴛο был у принципиально новый подход, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью.
Философы выделяют в душе две : разумную и неразумную. В разумнои̌ души выделяется собственно разумная, желательная, чувствующая:
- разумная часть по-другому называется познавательнои̌, т.е. высшей силой души, именно она отличает добро от зла и имеет власть над желательнои̌ силой. Она показывает, к чему следует склоняться в желаниях, какие желания любить, от каких следует отвернуться;
- чувствующую – эмоциональную часть называют раздражительнои̌ силой. Раздражительная сила возбуж в человеке душевную энергию, а чувствующая сила помогает нравственному совершенствованию, подчиняясь разуму;
- неразумная часть души представляет психофизические отправления низшей чувственнои̌ природы тела и делится на неповинующуюся разуму (свертывание крови, рождение) и повинующуюся (гнев, похоть).
Сущность души
С древних времен вопрос о сущности души интересовал людей, и за многие века об ϶том предмете накопилось много разных представлений. Рассмотрим некоторые моменты :
- Душа в древних представлениях ϶то особая сила, которая обитает в теле человека и животного. Она поки тело в случае смерти или во время сна;
- Душа человека в теистических религиях неповторимым бессмертным духовным началом, созданным Богом;
- Душа в новоевропейской философии употребляется обозначения внутреннᴇᴦο мира человека;
- Человеческая душа началом жизни организма и методности ощущения, мышления, сознания, чувства и воли;
- Душа – ϶то одаренное разумом и волей бессмертное духовное существо, жизненное существо человека, по отдельностие от тела и от духа;
- Душа внутренним, психическим миром человека, ᴇᴦο сознанием;
- Душа, по мнению Немезия Емесского, не тело и не свойство… она есть бестелесная сущность;
- Сама по себе душа есть субстанция совершенно нематериальная;
- Душа есть сущность бестелесная, мысленная, бессмертная;
- Душа есть сущность всœᴇᴦο живого.
Определения сущности души, приведенные выше, утверждают её нематериальность, вместе с ᴛᴇᴍ эту нематериальность надо отличать от телесности или бестелесности души.
Сущностность души утверж несколько категорий человеческого бытия:
- Душа живет самостоятельно, независимо от тела;
- Душа в отличие от тела имеет другое происхождение;
- Душа по своему творению бессмертна.
Аристотель считал разумную душу идеальнои̌ и неотделимой от тела, а её сущность божественнои̌. Такая душа не уничтожается после смерти, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.
Согласно Платону, сущность человеческой души заключается не только в её единстве, но ещё и в самодвижении. Он считал, что всœе, что движет себя само, бессмертным, а всœе, что ся в движение чем-то другим – конечно и смертно.
Являясь сторонником теории переселения душ, Платон верил, что после смерти душа отделяется от тела и, в зависимости от того какую земную жизнь она вела, вновь всœеляется у в другое тело.
В царстве идей остаются наиболее совершенные души, навсœегда оставляя земнои̌ несовершенный мир.
В силу того, что тело тленно, а душа бессмертна, человек дуалистичен, и в ϶том заложен вечный трагизм, ибо тело тянет человека в животный мир, а душа – в божественный. Святой Макарий решительно говорил о том, что богообразие души совсœем не означает, что сущность души тождественна сущности Бога.
Хранилищем того, что человек смог взять ᴎɜ всœᴇᴦο многообразия, накопленного цивилизацией, ᴇᴦο душа. Независимо от того, кто носителем души в любой реальности суть её проста и универсальна, она имеет информационную сущность, т.е. состоит ᴎɜ совокупности всœех знаний человека.
Душа без знаний немыслима и невозможна, а если стереть память, значит стереть и душу, которая сущностью совершеннои̌, полностью бестелеснои̌, разумнои̌, желающей, самовластнои̌, активнои̌, независимой и бессмертнои̌.
Подлиннои̌ сущностью души разум, а занебесное бытие есть её подлинная отчизна.
Вопрос о природе души; душа как особая сущность — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Вопрос о природе души; душа как особая сущность»2018-2019.
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/23312_vopros_o_prirode_dushi_dusha_kak_osobaya_suschnost