Воля помогает человеку добиться жизненного успеха, занять достойное место в обществе, достигать поставленных целей или избавляться от вредных привычек.
Но не все понимают полного значения этого слова или не знают, как правильно совершенствовать в себе эти черты.
В статье я подробно расскажу о волевых качествах личности, объясню, что это такое в психологии, и приведу этапы их формирования и развития.
Основные понятия
Это комплекс свойств, способствующих выполнению конкретных задач. Сюда входят такие характеристики, как целеустремленность, стратегичность, упорство, дисциплина. Они относительно устойчивы и не зависят от ситуации.
С помощью такой совокупности индивидуум может сознательно регулировать свое поведение, взять власть над собой. Часто их рассматривают, как персональную особенность свободы от обстоятельств, страха или лености, которые так часто мешают достичь желаемого. В кратком виде я уже обозначила положительные стороны.
Но есть и отрицательные свойства, указывающие на слабость: стеснительность и робость, отсутствие инициативы.
Виды волевых качеств
«Фундаментом» является сила воли – особое состояние, которое можно назвать своеобразной привычкой психики. Она не всегда бывает врожденной. В большинстве случаев людям приходится ее тренировать: реализуя свои желания и стремления.
Если давать более точное определение, то это умение индивида мобилизовать свой организм и психику так, чтобы воплотить конкретную цель. Если он не отступает от задачи, не перестает действовать на полпути к успеху и не опускает руки после первой же неудачи, то можно считать, что проблем с этой чертой характера у него нет.
К набору особенностей, характеризующих это понятие, приписываются:
- Самостоятельность. Это способность работать без помощи со стороны, а также умение критически прислушиваться к советам, анализируя их с точки зрения собственных убеждений и взглядов. Такая личность может сама организовать свою деятельность. Она не ждет подсказок, а также активно отстаивает собственное мнение.
- Инициативность – навык искать и находить нестандартные решения и способы их реализации.
Также сюда относят стойкость воли – навык удержания степени усилий. Другими словами, человек сохраняет силу в течение продолжительного времени. Ведь сосредоточиться на день может каждый, а вот упорно двигаться вперед долгие месяцы – проблема посложнее.
Классификация
Волевые качества подразделяются на две категории: экстраординарные и моральные. Первая группа является основой для совершенствования второй. Расскажу о каждой из них.
Первичные
Список всех пунктов как положительных, так и отрицательных, довольно широк. Поэтому я обозначу самые важные черты, которые проявляются, как однонаправленные действия сознания.
Энергичность
Человек с подобным отлично развитым свойством умеет быстро принимать решения и действовать, прикладывая при этом максимум физических и духовных сил. Такая личность всегда настроена на позитивный лад, не останавливается перед трудностями, которые ее не тормозят, а, наоборот, еще больше активизируют.
Не бывает и минуты, когда энергичный индивид не стремится к новой цели, не строит планов или не увлекает за собой других.
Это уникальная способность одним простейшим усилием мысли превращать свои внутренние ресурсы в энергию, при этом вдохновляя на очередные подвиги окружающих.
Кстати говоря, не стоит путать это понятие с общей энергичностью, присущей конкретному темпераменту или зависящей от особенностей генетики.
Терпеливость
Многим знакома ситуация, когда во время работы возникает усталость, головная боль и прочие болезненные состояния. Человек со слабо развитой силой воли легко подвергается этим обстоятельствам и откладывает свои дела на потом. Терпеливый индивид благодаря волевым усилиям будет поддерживать интенсивность деятельности несмотря на внутренние препятствия, пока не получит нужный результат.
Психолог Дарья Милай
Но понятие можно охарактеризовать и со стороны противоположности первой черте. Если энергичность – это умение быстро принимать решения, то терпеливость – это навык долго и упорно идти к цели, ждать и сохранять спокойствие даже, если видимых плодов его функционирования пока не наблюдается. Но не стоит путать это с пассивностью.
Самообладание
Способность не идти на поводу у собственных чувств и эмоций. Ведь отсутствие контроля приводит к необдуманным, импульсивным поступкам, а они, в свою очередь, могут свести на нет все предыдущие усилия.
Человек умеет сохранить холодный рассудок при любых обстоятельствах, даже если все идет не так, как было запланировано. То есть эмоциональный фон не отклоняется ни в одну из сторон: агрессивную, паническую или апатичную. Также к этому волевому качеству относится возможность воздержаться от действий, которые очень хочется совершить, но это представляется нерациональным и ошибочным.
Смелость
Сознательный мыслительный процесс по преодолению обоснованных опасений и страхов.
Если во время деятельности перед индивидом возникает риск для его здоровья, социального положения, репутации или даже жизни, то он способен сохранить стабильность организации своих психических функций и не уменьшить качественные показатели работы. То есть это способность противостоять боязни и идти к цели, принимая во внимание возможные опасности.
Системные
Выше я указала простые проявления воли. Но есть и более сложные, представляющие собой совокупность однонаправленных выражений. Системность задействует несколько дополнительных психологических сфер: эмоциональную и интеллектуальную, а свойства называются вторичными. Например, храбрость – синтез выдержки, смелости и энергичности.
Эта категория волевых качеств личности является довольно разнообразной, а ее развитие будет трудным, если первичные стороны находятся на низком уровне. Но преодолеть барьер можно. На моей консультации я подробно расскажу, что сделать, чтобы повысить свою продуктивность, личностный рост и добиться успеха в жизни. А пока обозначим основные черты, присущие данной группе.
Целеустремленность
Это сознательное и активное направление на достижение конкретного результата. Такой человек ясно видит конечную цель и идет к ней, несмотря на внутренние преграды в виде усталости или плохого настроения, а его усилия всегда обоснованы.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Я выделю 2 типа: стратегическую и тактическую. Они относятся к задачам различного масштаба. Первый определяет стремления в довольно длительной перспективе: понадобятся месяцы, а то и годы для их реализации. Эта разновидность проявляется в конкретных принципах личности, ее идеалах.
Второй вид, как его еще называют, оперативный, заключается в способности правильно настраиваться на кратковременные цели. Поэтому, если для стратегии на передний план выходят дисциплинированность, последовательность и следование принципам, то для тактики большое значение имеет возможность быстро собраться с силами и прорваться через мелкие провалы и неудачи, чтобы получить нужный результат.
Настойчивость
Эта особенность сопряжена с целеустремленностью, так как без нее человек не сможет пробиваться на пути к успеху. Но все же между ними есть различие.
Если целеустремленный индивид знает, что он хочет и идет к конкретно поставленной задаче, то настойчивый таким пониманием обладает не всегда.
Нередко он тратит усилия и ресурсы впустую, так как недостаточно ясно представляет, что ему нужно получить в итоге.
Но с другой стороны, это качество позволяет на длительное время сохранять непоколебимость. Никакие преграды не остановят на пути к достижению цели, даже если работать над ней придется много лет.
Принципиальность
В своих действиях принципиальная личность берет за основу собственные взгляды. Она умеет отстаивать свое мнение, если оно целесообразно и объективно. Такой индивидуум остается верен словам и убеждениям.
Характеристика выражается в дисциплинированном поведении, а также в верных и честных поступках.
Противоположностью считается беспринципность, когда деятельность происходит по указке других, так как индивид не имеет своей точки зрения или боится ее высказать.
Инициативность
Это отклонение от шаблонизации и возможность предлагать нестандартные решения, помогающие получить лучший результат. Личность проявляет самостоятельность, а также умственную и волевую активность, умеет своевременно начать действовать, достигая как общие, так и индивидуальные стремления.
Инициативный индивидуум – это энергичный, находчивый человек, свободно выражающий свое мнение и готовый взять за свои поступки ответственность. Эта особенность проявляется не под воздействием указаний со стороны.
Это осознанное желание к работе и преобразованиям. Инициативность присуща не только в областях, связанных с риском.
Она имеет место в общественной деятельности (активисты, помогающие улучшить жизнь населения), творчестве (новаторство, креативные идеи).
Решительность
Навык принятия обдуманных решений и возможность воплощать их в последовательном порядке. Это качество отличается оперативностью.
Когда возникает проблема или ставится задача, человек сразу же начнет думать над дальнейшими действиями и воплощать их.
При возникновении трудностей он не растеряется и не будет надеяться, что все разрешится само собой – это удел людей со слабой волей. Только им присуща неуверенность в собственных силах или сомнение в успешном исходе.
Решительный индивидуум не станет колебаться. Но не стоит путать это понятие с импульсивностью, где поступки совершаются под влиянием эмоций. Нет, такая личность руководствуется исключительно логикой и быстро переходит от размышлений к делу.
Стратегичность
Индивид с таким свойством всегда видит конечную цель и последовательно к ней идет. Каждый шаг он сверяет с желаемым результатом. Он умеет расставлять приоритеты и не только составляет подробный план деятельности, но и может вовремя его изменить в соответствии с меняющимися условиями или неполадками.
Самодостаточность
Для многих справиться с собственной инертностью или несамостоятельностью – это довольно серьезная задача. Ведь осознанные поступки для достижения желаемого может совершить только самодостаточное лицо.
Но если индивид с ранних лет привык, что повод для его действий находится извне (потому что так сказали родители или так написано в правилах), то впоследствии ему сложно будет достичь цели.
Дорога к результату строится из множества шагов. И если ждать одобрения каждого из них, то можно потратить гораздо больше времени, чем планировалось.
И это при условии, если он не «перегорит» на половине пути.
Однако самодостаточность – это не только способность принимать решения, но и не поддаваться воздействию со стороны. Это умение критично оценивать предложения других, но работать на основе собственных убеждений, внося правки из полученных рекомендаций только в соответствии со здравым смыслом.
Кратко о волевых качествах человека и их развитии
Воля возникает и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности. Конечно, характеристики закладываются еще в детстве, но вот дальнейший прогресс зависит уже от того, как малыш будет реагировать на преграды и преодолевать их.
В раннем возрасте ребенок действует согласно инстинктам выживания. Его поведение основывается на потребностях в приеме еды, безопасности, сне и прочих первичных нуждах. Но после четырех лет дети уже могут принимать самостоятельные решение, поскольку вместе с инстинктивной составляющей появляется воспитание. Кстати, именно в этот период начинают формироваться моральные свойства.
В случае когда они пытаются справиться с препятствиями и достигать пусть маленьких, но целей, то вероятность, что они будут проявлять это в дальнейшем, значительно повышается.
Метод исследования своих волевых качеств
Узнать степень развития своей силы воли можно с помощью теста, созданного Н.Е. Стамбуловой. Участник имеет возможность оценить любую черту: самодостаточность, настойчивость, проявление инициативы.
Здесь вы найдете вопросы, требующие утвердительного или отрицательного ответа, либо с различным уровнем уверенности: «может быть», «скорее, нет» и так далее.
На каждую особенность приходится порядка 20 вопросительных пунктов.
Совершенствование
Первые этапы формируются в детском возрасте. И огромную роль в этом деле играет воспитание, предоставляемое родителями.
Если они балуют свое чадо, делают все, что он попросит, и стремятся всячески ему потакать, то, скорее всего, он вырастет капризным, в отрицательном смысле упрямым с пассивными склонностями.
Это влечет за собой некую опасность, так как войдя во взрослую жизнь, индивид будет ожидать подобного родительского поведения и от окружающих.
Но если мама с папой изначально выставляют малышу серьезные требования (не путать с деспотичными), то уже с ранних лет ребенок научится достигать поставленных задач.
И один из эффективных способов для этого — отдать его в кружок. Но выбрать его должен именно он, так как навязывание увлечений чревато негативными последствиями в будущем.
Важно не полностью контролировать интересы детей, а способствовать их развитию.
Допустим, мальчик или девочка очень любят рисовать. Значит такой аспект, как увлеченность, уже присутствует. Но второй фактор – терпеливость и дисциплинированность, необходимо создавать. Поэтому стоит давать малышу задания по рисованию, хвалить результаты и предоставлять награду за достижения.
Но заниматься развитием можно и во взрослом возрасте, хотя сделать это будет намного сложнее, если привычка в самодисциплине отсутствует. Рассмотрим один из способов пошагово:
- Выбрать инструмент. Подразумевается сфера, где будут прикладываться силы: профессия, интересы и хобби. Лучший вариант – избрать ту область, где опыт находится на нулевой отметке. Тогда прогресс будет виден намного ярче.
- Постановка задач. В первое время они должны быть небольшими. Так, например, мужчина, впервые пришедший в тренажерный зал, вряд ли поднимет штангу весом 100 кг. То же самое и в программировании, писательстве или живописи. Если сразу ставить себе глобальные цели, можно быстро «перегореть», не получив желаемый результат.
- От простого к сложному. Как только вы начинаете уверенно выполнять простейшие действия, то увеличивайте сложность. Иначе есть риск остаться на прежнем уровне.
- Записывайте. Фиксируйте успехи и анализируйте и неудачи. Это придаст дополнительную мотивацию и предотвратит дальнейшие ошибки.
Заключение
Исходя из набора волевых качеств личности и их характеристик, становится понятно, что совершенствовать их можно в любом возрасте. Главное, не останавливаться на достигнутом и помнить, что стать профессионалом в достижении целей может каждый.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Записаться на консультацию
Интенсивный ритм жизни? Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Skype, Viber.
Записаться на консультацию
Источник: https://damienmilay.com/basis/volevye-kachestva-lichnosti-chto-eto-formirovanie-i-razvitie-harakteristika/
Психологические особенности волевых качеств личности студента
Данная работа посвящена изучению воли, волевых качеств личности на примере студентов. Тема актуальна потому, что человеческое поведение зависит от многих факторов, но прежде всего от нашей воли.
Когда гармонично сочетаются воля и убеждения, студент способен ответственно выполнять учебную и трудовую деятельность, успешно преодолевать все трудности и даже совершать благородные и героические поступки.
Данная работа посвящена изучению воли, волевых качеств личности на примере студентов. Тема актуальна потому, что человеческое поведение зависит от многих факторов, но прежде всего от нашей воли.
Когда гармонично сочетаются воля и убеждения, студент способен ответственно выполнять учебную и трудовую деятельность, успешно преодолевать все трудности и даже совершать благородные и героические поступки.
Проблема исследования волевых процессов поднялась в XIXв. Но в начале XXв. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план.
Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе.
Но игнорировать её полностью было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений, жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.
По этой причине в начале XXви в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов.
Однако, вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого понятия как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, операционалазируемыми и вериприцируемыми, т.е. такими, которых можно наблюдать и оценивать.
Анализируя сегодня работы таких известных психологов прошлого, как У.Джеймс в США и С.Л.Рубенштейн в России, мы обнаруживаем, что воля вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми признаками.
Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы.
Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением, способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направления и темп [1].
По мнению многих психологов, воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.
Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик.
Например, Юм, определив волю как “внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаем, когда сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа”, фактически указал на то, что человеку присуще сознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты осуществляются сознательно, волеизъявление предшествует действию.
Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название «волевые качества».
Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.
Воля и волевые качества студента постоянно проявляются в его деятельности, наиболее заметно при преодолении трудностей учения, в сложных ситуациях, возникающих при сдаче экзамена, разработке дипломных работ и т. д. Какие-то отдельные стороны учебного труда или общественных поручений являются для студентов трудоемкими, поэтому они их не выполняют, так как у них не в полной мере развиты волевые качества.
Для определения волевого потенциала студентов мы провели исследование. В нем приняли участие 50 оппонентов разных курсов и факультетов Кубанского Государственного Аграрного Университета.
Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что 22% студентов обладают слабой силой воли: делают то, что им легче и интереснее, к обязанностям относятся безответственно, подвержены влиянию со стороны, не умеют преодолевать трудности или делают это, но с трудом; 52% студентов обладают средней силой воли: способны преодолевать трудности и препятствия, к выполнению работы относятся с ответственностью, но не возьмут на себя лишние обязанности, не проявляют инициативу; 26% студентов обладают сильной силой воли: очень ответственны и старательны при выполнении данной им работы, принципиальны, готовы выполнить любые поручения, но не обладают такими качествами, как снисходительность, гибкость[2].
Подготовка к выступлению, докладу, самостоятельная работа в целом требуют организованности, собранности, настойчивости.
Поэтому воля и волевые качества студента являются одной из важных психологических предпосылок успешного преодоления трудностей в его деятельности, особенно на первых курсах, поддержания и сохранения высокой работоспособности и достижения высокой успеваемости.
В воле и волевых качествах студента выражается активность его личности, способность к саморегуляции, сознательному мобилизующему усилию и управлению своим поведением. Вместе с тем в них выражаются опыт, знания, навыки, индивидуальные особенности, мотивы и мировоззрение студента. Главными побудителями волевой активности являются мотивы: личностные, ситуативные и др.
Помимо общих черт, каждое волевое качество имеет некоторые особенности. Так, целеустремленность состоит в том, что студент устойчиво руководствуется в своей жизни и повседневной деятельности определенной целью. В самообладании и выдержке ярко проявляется суть воли как власти над собой. Это — сохранение самоконтроля в любой обстановке, особенно в напряженных ситуациях деятельности.
Дисциплинированность является своеобразным синтезом нравственных убеждений, духовных потребностей, навыков и привычек поведения. Она опирается не только на умение управлять собой в различных ситуациях, но и на знания, мышление, эмоции, чувства и физические качества студента.
Чтобы развивать волевые качества, студентам необходимо ставить перед собой значимые для них цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей.
Чем больше препятствий преодолеет студент, тем более развитой будет его волевая сфера.
Благодаря наличию воли студент чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение [3].
Таким образом, большую роль в волевой подготовке студентов играет повышение положительных мотивов к проявлению воли, накопление опыта волевого поведения, придание целеустремленности самовоспитанию.
Источник: https://novainfo.ru/article/1884
Волевые качества личности и их развитие
Выполняя различную деятельность, человек преодолевает различные внутренние и внешние препятствия, при этом у него вырабатываются волевые качества. Под волевыми качествами понимают устойчивые, независимые от ситуации психические образования, свидетельствующие об определенном уровне сознательной саморегуляции поведения личности.
К волевым качествам относится сила воли, то есть способность преодолевать затруднения, препятствующие достижению цели. Чем труднее препятствие на пути к цели, тем выше и сильнее проявления воли. Только преодоление препятствий с помощью волевых усилий свидетельствует об объективном проявлении силы воли.
К волевым качествам также принято относить выдержку и самообладание. Они проявляются в способности сдерживать свои чувства в случае необходимости, не допуская необдуманных и импульсивных действий, умении выполнять задуманное действие. Таким образом, самообладание и выдержка выражаются в способности волевым усилиям ослаблять действия, мысли, которые мешают достижению цели [1].
По мнению В.К. Калинина, существует два вида волевых качеств: базальные или первичные и системные качества. Рассмотрим их подробнее.
К базальным волевым качествам относятся: энергичность, выдержка и самообладание, терпеливость и смелость [2].
Энергичность – способность быстро поднимать уровень активности с помощью волевого усилия.
Смелость – способность сохранять устойчивость психических функций в случае появления опасности, а также выполнять деятельность на обычном уровне. Данное качество связано с умением идти на риск для достижения цели, а также противостоять своему страху.
Терпеливость – умение поддерживать интенсивность работы дополнительным усилием на задано уровне при возникновении внутренних препятствий, таких как, плохое настроение, усталость и т.д.
Системные волевые качества – это объединение однонаправленных проявлений сознания. Их системность связана с волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферами.
Базовые волевые качества выступают основой для развития системных волевых качеств.
Среди системных волевых качеств выделяют: целеустремленность, настойчивость, принципиальность, инициативность, решительность, организованность, самостоятельность, самоконтроль и самооценку.
Целеустремленность – умение человека руководствоваться твердыми убеждениями и взглядами в своих действиях. Выделяют два вида целеустремленности: стратегическую (умение руководствоваться определенными принципами во всей жизнедеятельности) и оперативную (умение ставить точные цели для выполнения отдельных целей).
Настойчивость – умение добиваться цели долгое время, не смотря на трудности. Такие люди готовы длительно двигаться к достижению цели, оценивать обстоятельства и находить в них то, что может помочь.
Принципиальность – умение руководствоваться устойчивыми принципам и взглядами в своих поступках. Она имеет свое появление в устойчивой дисциплине поведения и поступках.
- Инициативность – умение генерировать и предлагать нешаблонные способы решения ситуаций, а также предпринимать попытки по реализации этих решений.
- Решительность – проявляется в отсутствии колебаний при борьбе мотивов, в быстром и точном принятии решения.
- Организованность – умение человека руководствоваться намеченными планами в поведении, и проявлять гибкость при изменении обстоятельств.
- Последовательность в действиях проявляется в том, что совершаемые поступки вытекают из одного принципа.
- Самостоятельность – умение обходиться без чужой помощи, выполняя какую-либо деятельность.
Воля формируется в процессе возрастного развития человека. До четырехлетнего возраста волевая сфера ребенка характеризуется неустойчивостью.
Обычно желания сменяют друг друга быстро, могут носить неопределенный характер. Уже в четырехлетнем возрасте желания приобретают более устойчивый характер.
В этом возрасте появляется борьба мотивов, то есть дети способны после некоторых раздумий сделать выбор между несколькими действиями.
Воля не развивается сама по себе, а в связи с общим развитием личности. У детей творческого типа или увлеченных интересным занятием формируется достаточно высокий уровень развития воли. Именно увлеченность делом, сопровождаемая трудом, способствует формированию волевых качеств.
Формирование воли в первую очередь зависит от родителей. Одно из важных условий воспитания выступает формирование у ребенка сознательной дисциплины. Развитие волевых качеств является предпосылкой дисциплинированности, которая помогает понимать необходимость соблюдения правил поведения, а также регулировать свои желания.
В воспитании волевых качеств важную роль играет школа. Она предъявляет ряд требований к ребенку, без которых не возможно школьное обучение, формирует дисциплинированность ребенка.
Учитель оказывает непосредственное влияние на формирование волевых качеств ребенка, а также различных характеристик. Дети часто стремятся подражать поведению учителя.
Физическое воспитание ребенка оказывает не менее важное влияние на развитие волевых качеств ребенка. В старшем возрасте формирование волевых качеств не прекращается. Они достигают наивысшего развития в трудовой деятельности.
Развитие волевой регуляции происходит в нескольких направлениях:
- Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
- Обретение контроля над поведением.
- Выработка волевых качеств.
Все перечисленные процессы начинаются с того момента, когда ребенок начинает овладевать речью.
Внутри каждого из этих направлений происходит специфические преобразования, способствующие развитию волевой регуляции.
Например, воля как познавательный процесс вначале выступает как форма внешнеречевой регуляции, а затем выступает как форма внутриречевого процесса.
В поведении сначала волевое управление касается произвольных движений только отдельных частей, а позже становится сложным комплексом движений. В развитии происходит движение от первичных качеств к системным.
Кроме того существует еще одно направление развития волевых качеств когда человек сознательно ставит перед собой трудно достижимые цели и задачи, требующие волевых усилий.
Развитие волевой регуляции поведения у детей связано и с интеллектуальным уровнем, проявлением личностной и мотивационной рефлексии. В связи с этим воспитывать волю, не обращая внимания на общее психологическое развитие не целесообразно.
Особая роль в развитии волевых качеств у детей отводится игре, как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте. Разные виды игры вносят свой специфический вклад в развитие волевых качеств.
Предметные игры способствуют развитию произвольной регуляции. Сюжетно-ролевые игры закрепляют у ребенка необходимые волевые качества. Коллективные игры укрепляют саморегуляцию поступков.
Учение вносит наибольший вклад в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов [2].
Список литературы:
- Еникеев, МИ. Общая психология. Учебник для студентов вузов / М.И. Еникеев. – М.: «ПРИОР», 2000. – 400 с.
- Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. — СПб: Питер, 2017. — 582 с
Источник: https://sibac.info/studconf/hum/lxvi/109789
Волевые качества личности и их формирование
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.
К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.
Целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения.
Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление.
Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.
Решительность — волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность — может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.
Смелость — это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность.
Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности.
Подлинная смелость волевого человека — это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.
Настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней.
От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство.
Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.
Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество — импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.
Мужество — это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.
Инициативность — это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.
Самостоятельность — волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения.
Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость.
Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.
Дисциплинированность — это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.
Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример руководителя и требования коллектива.
Источник: https://students-library.com/library/read/60872-volevye-kacestva-licnosti-i-ih-formirovanie
Волевые качества личности и их формирование
Волевые качества советского человека формируются на основе коммунистической идейности и нравственности. Политическая сознательность — основа воли советского человека.
Вместе с тем у каждого человека существуют индивидуальные жизненные обстоятельства: определенные взаимоотношения в семье,, в школе, различные жизненные цели и т. п. Все это в комплексе с господствующими в обществе традициями, нормами создает среду для формирования волевых свойств личности.
В волевой деятельности формируются и проявляются соответствующие волевые качества личности. Их можно было бы отметить довольно много. Здесь речь идет лишь о тех, которые являются наиболее существенными в спортивной деятельности.
Целеустремленность — проявление воли, характеризующееся ясностью цели, задач, неуклонным стремлением к их достижению, несмотря ни на какие трудности, подчинением решению этих задач всех мыслей, чувств и действий. Целеустремленный человек — это одержимый (в хорошем понимании этого слова) человек. Он четко знает, за что бороться, что делать. Ясность цели — вот его основное достоинство.
Настойчивость и упорство — проявление воли, характеризующееся неуклонным активным достижением намеченной цели, постоянным контролем своего поведения, преодолением многих (в том числе и неожиданно возникающих) трудностей, несмотря на временные неудачи. Настойчивый человек способен к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонному движению к намеченной цели.
Противоположным проявлением настойчивости и упорства являются упрямство и негативизм,, которые свидетельствуют о недостатке воли. Упрямый человек отстаивает свои неверные позиции, несмотря на разумные основания.
Решительность и смелость — проявления воли, характеризующиеся способностью быстро, продуманно и без колебаний принимать обоснованные решения в ответственные моменты деятельности, активно действовать в условиях риска и опасности для достижения цели. Решительному и смелому человеку свойственны критичность ума, смелость мысли, устойчивость в решениях, постоянство в действиях, направленных на достижение цели.
Противоположностью их волевых качеств являются нерешительность и трусость, которые проявляются в колебании, сомнении в момент принятия решения или реализации его. Нерешительный человек вначале откладывает решения или принимает поспешные, необдуманные решения, торопится избавиться от неприятного состояния напряжения.
Инициативность и самостоятельность — это про^ явления воли, выражающиеся в способности человека самостоятельно ставить цели, намечать пути ее реализации, по собственному почину организовывать свою деятельность, вносить в нее творчество, не поддаваться влиянию сложившихся ситуаций, других людей, их действий и поступков. Самостоятельный, инициативный человек не ждет подсказки, указаний от других людей, он активно отстаивает свою точку зрения, свое понимание цели и путей ее реализации. Он критичен. Как правило, является организатором, может повести за собой.
Противоположными качествами являются безынициативность, зависимость. Человек, отличающийся ими, легко поддается влиянию других людей, их действий, поступков, собственные же решения и действия ставит под сомнение, не уверен в их правильности и целесообразности.
Выдержка и самообладание — проявление воли, характеризующееся ясностью ума, способностью постоянно контролировать свое поведение, состояние и действия, умение владеть собой в экстремальных и стрессовых условиях, в ситуациях нарастающего утомления, при неожиданных трудностях, мешающих достижению воли. Выдержка и самообладание — свойства личности, в которых выражена и закреплена тормозная функция воли. Выдержке и самообладанию противостоит невыдержанность, т. е. неумение человека владеть собой в сложных жизненных ситуациях.
Человек, не поддающийся в сложной, опасной, неожиданной обстановке чувству страха, растерянности, обладает сильной волей, удерживает себя от действий, вызываемых раздражением, досадой, злостью. Эти качества имеют большое значение в условиях спортивного соревнования.
Дисциплинированность — проявление воли, характеризующееся сознательным, точным и своевременным выполнением задач и обязанностей. Выражается оно в умении подчинять свои действия установленным правилам и нормам поведения, задачам коллектива.
Сознательная дисциплинированность предполагает не слепое подчинение по принуждению, а добровольное, основанное на по-
нимании необходимости, осознании своего долга. Она также включает в себя инициативу, творчество в решении поставленных задач, повышенное чувство ответственности за результаты волевых действий, развитый самоконтроль.
Воля человека, проявляемая в его волевых качествах, формируется в трудовой деятельности под влиянием политического, идейного и профессионального воспитания. На формирование ценных волевых качеств положительно влияют такие свойства личности, как развитое чувство долга, ясность жизненных целей, страстное желание их достичь.
При формировании волевых качеств велика роль коллектива. В коллективе человек чувствует себя более ответственным. Благодаря одобрению, помощи он приобретает уверенность в своих силах, испытывает чувство удовлетворения от совместной деятельности с другими людьми.
Проблема воли занимает одно из центральных мест в спортивной деятельности человека, а волевая подготовка — одна из существенных обязательных сторон обучения и воспитания спортсмена.
Источник: https://megaobuchalka.ru/2/7265.html
Волевые качества личности
В статье рассматриваются волевые качества личности, раскрывается понятие воли человека, определены преодоления препятствий.
Ключевые слова: воля, трудность, волевое качество личности, воспитание воли, достижение цели, способность человека, поведение человека, качество, препятствие.
Человек на протяжении всей своей сознательной жизни ставит различного рода цели, которые стремится достичь. Но для их достижения, человеку каждый раз необходимо преодолевать разнообразные трудности, проблемы, препятствия, осуществляя те или иные действия. Для преодоления этих препятствий человеку приходится прикладывать физические, умственные силы и проявить свои волевые усилия.
Темой воли занимались такие психологи как Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, Е. П. Ильин, И. М. Сеченова, Ч. Шеррингтон, В. К. Калина, Л. М. Веккер, Р. Мэй, В. Д. Шадриков и др.
- История развития представлений о воле указывает на неоднозначность и многоплановость понимания данного понятия.
- Воля — это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели [2].
- К содержанию воли при описании поведения, поступков и действий человека мы обращаемся:
- – когда человек, проходя через препятствия, которые встречаются на его пути достижения цели, продолжает свои попытки для достижения этой цели, применяя при этом, всевозможные способы; зачастую человек может испытывать дискомфорт, идет на определенные лишения
- – когда человек сознательно отказывается от каких-либо возможностей, действий; такие отказы, как правило, сопровождаются лишениями и дискомфортом, может доходить до физических и нравственных страданий
- – когда идет речь о свободе выбора поступка, действия в условиях многих факторов определения поведения человека
Одна из функций воли это регулирование познавательной и практической деятельности, которая регулирует поведение человека. Таким образом, воля, как и мысли, восприятие регулирует и управляет поведением, воля обусловлена окружающей человека действительностью.
Препятствия, трудности различают по значимости и их силе. Например, трудовая деятельность, связанная с физической выносливостью (космонавты, шахтеры). Внутренние препятствия тоже характеризуются разной силой своего проявления.
Существует два вида препятствий, трудностей — внутренние и внешние. К внутренним трудностям относят чувство страха, эмоциональное состояние, нежелание что-то делать, необходимость выполнения и решения задач, противоречащие мотивы и т. д. К внешним трудностям относят неожиданные обстоятельства, противодействия и т. п.
Воля всегда связана с другими сторонами психики человека. Ее содержание заключается в процессах мышления, воображения, внимания, памяти, в представлениях. Начало и завершение данных процессов напрямую будут зависеть от волевого регулирования.
Воля есть сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сознательная задержка их от активности [2].
Воля возникла в историческом процессе деятельности (труда) на ряду с развитием сознания человека. Волевые действия личности образуются под влиянием воздействий окружающего мира.
К воле человека относят совокупность разных волевых проявлений и свойств. Воля чаще всего будет проявляться в самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, решительности, самообладании, выдержке.
Самостоятельность будет проявляться в способности намечать и совершать поступки, руководствуясь исключительно личными убеждениями и взглядами, при этом, основываться лишь своими знаниях, умениями и навыками. Без деятельности не будет происходить формирования и развития самостоятельности.
Для личности такое качество воли, как целеустремленность является важнейшим свойством, которое будет выражаться в способности человека реализовывать свои жизненные цели. Убежденность тесно связана с направленностью, убеждениями и мировоззрением человека.
Настойчивость будет характеризоваться умением достигать поставленной цели, решая все трудности на пути к ее достижению.
Решительность будет проявляться в умении вовремя и без прочих сомнений принимать обдуманные, взвешенные, уверенные решения, реализовывая их. На всех стадиях выполнения действия: принятие решения, в процессе его реализации и при завершении действия — будет проявляться решительность.
- Способность совладать собой, своими поступками и действиями, поведением и настроением — это и есть самообладание и выдержка.
- Быть выдержанным человеком — это значит уметь контролировать себя и свои поступки.
- Человеку, которому присуще качество настойчивости, как правило, не отступает от принятых им решений, в случае неудачи начинает действовать с удвоенной силой и энергией.
- Дисциплинированность выражается в осознанном подчинении поведения социальным правилам и нормам общества.
- Смелость будет проявлением готовности бороться и преодолевать сложности и опасности на пути к достижению своей цели.
В итоге неверного воспитания у человека могут развиться противоположные волевым качества личности. К примеру, противоположное решительности формируется нерешительность, с которой человек часто сомневается в своих решениях, выдержке — неумение сдерживать и контролировать себя и отсутствие высоких нравственных убеждений, а мужеству личности — трусость, страх.
В целом, воспитание воли едино с воспитанием чувств и сознания личности. Воля, чувства, сознание образуют единый комплекс, который связан с единой системой воспитания человека.
В ходе своего психического развития, а также формирования личности важную ролью выступает самовоспитание, работа которой нацелена на совершенствование своих личных качеств.
Зачастую, личность ставит перед собой задачи по развитию воли. Самовоспитание помогает совершенствованию психических качеств, свойств личности, убирает некоторые ее недостатки.
Для воспитания воли необходима тренировка в волевых действиях [2].
Основную роль в организации поведения человека необходимо относить к волевым качествам личности. Приходится констатировать, что в понимании того, какие качества личности можно отнести к волевым, нет единого мнения [4].
В литературе по психологии по-разному определяется содержание и сущность волевых качеств личности. Где-то говорится, что это проявление воли, в других, что это умение преодолевать трудности, а где-то, что это способности человека.
Психолог Е. П. Ильин считает волевые качества фенотипической характеристикой, присущих возможностей человека.
«В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками, а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычной при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять» [1].
Волевые качества — есть качества, присущие личности, обеспечивающие свободу выбора его жизненного пути. Человек свободен в выборе собственной судьбы и, соответственно, ответственна за свои поступки. Воля будет формироваться, исходя из потребностей и желаний индивида, личности. У личности в необходимости преодолеть трудности и препятствия будут формироваться определенные формы поведения.
В. Д. Шадриков: «Волевые свойства личности являются выражением его сущностного волевого качества — свободы воли» [4].
Литература:
1. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
2. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
4. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.
Основные термины (генерируются автоматически): волевое качество личности, трудность, воля, воспитание воли, достижение цели, поведение человека, способность человека, качество, действие, личность.
Источник: https://moluch.ru/archive/267/61647/