Внимание и деятельность — справочник студента

Введение. Ведущим типом деятельности любого студента является учебная деятельность.  Эта деятельность связана с обработкой большого количества разного рода информации, переключением с одной деятельности на другую.

Успешность учебной деятельности определяется развитием свойств когнитивных функций организма, одним из которых является внимание.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Известно, что внимание происходит от образованных свойств личности и вместе с тем является опорным свойством, которое влияет на формирование других свойств личности, которые проявляются в деятельности и во взаимоотношениях людей [4].

Исследование закономерностей между когнитивными параметрами и личностными характеристиками актуально тем, что человек, получив сведения о личных особенностях, способен, на основе этих данных, улучшить свои возможности для последующего эффективного использования своего времени.

Целью нашей работы явилось исследование свойств внимания (объема, распределения, переключаемости) в зависимости от личностных параметров организма (экстраверсии, интраверсии) у студентов вуза в условиях Севера.

Объект и методы исследования. Объектом исследования выступили студенты 1-2 курсов Института психологии СВФУ из числа добровольцев в возрасте 17-25 лет (n=48).

Для определения свойств внимания использовали методику красно-черных таблиц Шульте-Платонова на АПК “НС-Психотест” (ООО “Нейрософт”, г. Иваново, Россия), определение личностных параметров (уровня экстра-интраверсии) проводили с помощью опросника Айзенка (EPI) [3].

Результаты. Полученные нами результаты показали, что среди студентов Института психологии большую часть составляют амбиверты (40%) и интроверты (32%), меньшую часть – экстраверты (28%).

Исследование свойств внимания в группах экстравертов, интровертов и амбивертов показало следующие результаты.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Алгебра логики. логика как наука - справочник студента

Оценим за полчаса!

Наибольшее количество студентов с высоким и выше среднего объемом внимания отмечается среди экстравертов (76,8%), наименьшее среди амбивертов (57,9%) (см. рис.1).

Также среди амбивертов больше всего студентов с низким и ниже среднего уровнем объема внимания (15,78%), чем у студентов интровертов и экстравертов.

Внимание и деятельность - Справочник студента

Рисунок 1. Распределение студентов с разным уровнем объема внимания в зависимости от экстра-интраверсии (в %)

Полученные результаты подтверждают, что экстраверты в силу своей общительности и направленности энергии вовне, способности улавливать большее количество информации об объекте, могут с легкостью удерживать в центре внимания несколько объектов и оперировать ими без особых затруднений [1,5]. Амбиверты, напротив, при получении какой-либо информации не могут воспринимать ее в большем количестве.

Результаты исследования распределения внимания показало, что наибольшее количество студентов с высоким уровнем распределения внимания встречается среди интровертов (33,3%), лиц со средним уровнем распределения внимания больше всего среди экстравертов (53,8%), а лиц с наименьшим уровнем распределения внимания больше среди амбивертов (36,84%) (см. рис.2). 

Внимание и деятельность - Справочник студента

  • Рисунок 2. Распределение студентов с разным уровнем распределения внимания в зависимости от экстра-интраверсии (в %)
  • Такой результат можно объяснить тем, что возможно у интравертов внимание имеет большую направленность в ситуацию, чем у экстравертов [2], что позволяет лучше распределить внимание на выполнение нескольких действий для более успешной деятельности.
  • Представленные на рисунке 3 результаты исследования переключаемости внимания в трех группах показало что, как и ожидалось, наибольшей переключаемостью внимания обладают экстраверты (76,91%), наименьшей – амбиверты – 26,35% студентов имеют низкий и ниже среднего уровень переключаемости внимания.
  • Внимание и деятельность - Справочник студента
  • Рисунок 3. Распределение студентов с разным уровнем переключаемости внимания в зависимости от экстра-интраверсии (в %)

Вполне ожидаемо, что у экстравертов будет наивысший показатель переключаемости  внимания, ведь в силу того, что монотонная деятельность не для них, им свойственно быстро переходить от одного дела к другому в отличие от тех же интровертов.

Произвольное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Низкие показатели у амбивертов говорят о том, что им наоборот труднее быстро перестроиться, имеются некоторые сложности в приложении усилий во время выполнения каких-либо задач.

Таким образом, полученные нами результаты исследования, что внимание как когнитивный процесс зависит от личностных особенностей каждого человека. Студенты с экстраверсией отличаются  наиболее высокими показателями по таким свойствам внимания как объем и переключаемость, интроверты – по распределению внимания.

Амбиверты же, имея черты сразу двух типов личности, ориентируются в зависимости от той ситуации, в которой они находятся, что должно говорить об их гибкости и способности быстро находить решения.

Однако, по результатам нашего исследования среди амбивертов отмечаются низкие показатели по всем предоставленным параметрам внимания, в отличие от экстравертов и интравертов.

Список литературы:

  1. Айзенк Г. Ю. Структура личности. – СПб.: Ювента, М.: КСП+, 1999. –  464 с.
  2. Башанаева Г.Г. Особенности направленности внимания интровертов и экстравертов в эмоционально значимой ситуации // Вестник «Здоровье и образование в XXI веке». – 2015. – том 17 [11]. – С.11-14.
  3. Практическая диагностика: методики и тесты. – Самара: Бахрат-М, 2007-672 с.
  4. Страхов И.В. Воспитание внимания школьников — М.: Учпедгиз, 1958. — 128 с.
  5. Юнг К.Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского; Пер. с нем. С. Лорие. — СПб.: Азбука, 2001.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xii/67027

Внимание и деятельность

Жизнь людей в обществе характеризуется тем, что в процессе труда они производят предметы для удовлетворения своих потребностей. Результат труда работника, т.е. предмет, который он производит, должен быть в виде сознательного представления в его голове.

  • Для возведения какой-либо постройки, изготовления любой вещи, важно не только воспринимать внешние условия, но и мысленно видеть перед собой то, что должно получиться в результате трудовых действий.
  • Говоря другими словами необходимо, чтобы деятельность человека с одной стороны, сообразовалась с внешними материальными объектами, а с другой стороны, подчинялась объектам, которые существуют только мысленно, только в идеальной форме – как продукт переработки в голове человека впечатлений действительности.
  • Действия человека, возникнув на основе труда и в связи с трудом, приобрели свойственную ему особенность – подчиняться сознательному представлению их результата и относится это не только к труду, но и ко всем действиям, которые приобретают сознательный, целенаправленный характер.

Внимание и деятельность - Справочник студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эта специфическая роль сознательного отражения действительности как раз и обнаруживается в целенаправленности действий человека.

Чтобы действие в своем результате могло воплотить определенную цель, представление этой цели должно иметь субъективную форму. Важно, чтобы эта форма была сопоставима с реальными непосредственно воспринимаемыми предметами.

Форма сознательного отражения реальности как раз ей и является. Например, для создания какой-либо вещи из древесины, предварительно отбирается подходящий кусок материала, который мысленно сопоставляется с задуманной вещью.

В процессе производства вещи учитываются промежуточные результаты действий, иногда вносятся поправки в образ, первоначально сложившийся в голове. Происходит изменение относительных размеров, соотношения отдельных частей вещи, упрощение её конструкции и др.

Вывод

Таким образом, человек осознает свои действия по отношению к окружающим его внешним предметам действительности и по отношению к тому, что отражается в его голове и стремится достичь того, что существует только в его представлении. В результате действия человека подчиняются этому представлению, он как бы «примеривает» окружающие предметы друг к другу, сопоставляет, сравнивает их и свои представления между собой.

Наиболее устойчивый круг интересов выделяется в трудовой и учебной деятельности, именно на них чаще всего направляется произвольное внимание человека. Содержание деятельности и его цели, которые выражаются в речевой форме, постепенно занимают в сознании все большее место. В результате, возникает привычка обращать внимание на данный круг предметов и на определенную деятельность.

Знания дают возможность подмечать в предметах или мыслях такие детали, на которые не специалист не обратит внимание.

Например, профессионализация внимания педагога, проявляется в том, что он начинает обращать внимание на недостатки поведения людей, находящихся вне школы и не может пройти мимо нарушений норм поведения.

Технические знания заставляют инженеров присматриваться ко всякой новой машине. Мысль ученого становится предметом его размышлений, а значит и внимания.

Умение поставить в центр внимания главное, новое в жизни, связано с её направленностью.

Деятельность как психологическая категория

Определение

Деятельность в психологической науке понимается как динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром. Роль сознания в разных видах деятельности – исполнительской, управленческой, научной, естественно, различна. В сложной деятельности роль психологической составляющей будет высокой.

Как бы там ни было, в любом случае в качестве основы для формирования личности, выступает именно деятельность. Личность деятельностью порождается. Личность в психологии, таким образом, рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности и, прежде всего, в труде и общении.

Воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей действительности, происходит в процессе деятельности. Далее отношение субъекта к предметной действительности, возникшее на основе этого образа, реализуется.

Как компонент деятельности, подобная психическая реальность возникает на ранних стадиях становления человека, в ходе его ориентировочно-исследовательской деятельности.

Все животные, включая человека, в процессе такой деятельности обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию своего поведения. Различие между ними состоит в том, что деятельность человека может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений в силу развития коллективного труда и общения.

Важнейшими компонентами в содержании деятельности выделяются познавательные, эмоциональные, волевые.

Особенности феномена деятельности человека

Главными особенностями феномена деятельности человека С.Л. Рубинштейн считал следующие:

  • Деятельность субъектна, т.е. принадлежит конкретному человеку;
  • Её осуществление происходит только в условиях совместной деятельности субъектов;
  • В ходе деятельности предполагается взаимодействие субъекта с объектом, что говорит о её предметности, реальности, содержательности;
  • Деятельность сознательна и целенаправленна;
  • В творческой и самостоятельной деятельности психика человека, и сам человек не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются. Именно в деятельности они могут быть объективно исследованы.

Категория деятельности используется здесь как выражение неразрывной связи человека с миром и понимание психического как изначально включенного в эту связь.

Осуществление психологического анализа структуры деятельности может быть на основе различных критериев:

  • Основные психологические компоненты – мотивы, побуждающие к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты деятельности, операции, помогающие в реализации деятельности и др.
  • Функции, которые выполняются каждым из выделенных компонентов в процессе деятельности;
  • Качественные особенности результата.

Помимо критериев при анализе деятельности обычно выделяются три основных плана:

  1. Генетический. Исходная форма любой деятельности в этом плане – это совместная деятельность людей. В качестве основного механизма развития психики работает процесс интериоризации, который обеспечивает переход внешней деятельности во внутреннюю психическую деятельность;
  2. Структурно-функциональный. В основе этого плана лежит принцип рассмотрения строения деятельности «по единицам». План рассматривает мотивы, цели деятельности, а также отдельные действия – мыслительные, моторные, чувственные. Между такими единицами деятельности иерархические связи подвижны. Место отображаемого объекта в структуре деятельности может изменить содержание психического отражения, его уровень – сознательный или бессознательный, а также вид регуляции деятельности – произвольной или непроизвольной;
  3. Динамический. Механизмы, поддерживающие способность человека к деятельности, условия, которые обеспечивают её движение и развитие, появление её новых форм, изучаются на основе этого плана. С его помощью исследуются условия, обеспечивающие устойчивость целенаправленной деятельности в обстановке часто меняющейся реальности. Здесь большую роль играет анализ психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность.

Только человеческой деятельности свойственна предметность. Субъектность деятельности выражена в таких аспектах, как прошлый опыт, потребности, установки, эмоции, цели и мотивы, определяющие избирательность и направленность деятельности.

Деятельность в психологии, таким образом, рассматривается, как форма активного отношения человека к действительности и направлена на достижение сознательно поставленных целей.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vnimanie/vnimanie_i_deyatelnost/

Психология внимания и памяти

профессор, кандидат психологических наук Иванов Ф.Е.

Пояснительная записка

Курс Общей психологии «Внимание и память» рассчитан на студентов, обучающихся по специальности «Психология», и охватывает раздел познавательных процессов, знание которых является основой гуманитарного знания будущих специалистов психологов.

Психология познавательных процессов или когнитивная психология возникла в середине прошлого века почти одновременно с гуманистической психологией личности. Сегодня эти направления становятся все ближе друг к другу. Учебный настоящий раздел.

Обшей психологии — особый: он характеризует проблематику психологии познаватель¬ных процессов, представляющих основу личностного знания, используемого индивидуальностью в поведении.

Целью данного курса является:

  • знакомство студентов с основами закономерностей формирования знания овнешнем и внутреннем мире «субъекта познания»;
  • изучение субъективного опыта на исходном базовом уровне когнитивнойсферы психики в понятиях, явлениях и феноменах внимания и памяти

Задачи курса:

  • сформировать представления о разграничении процессов внимания и памяти,
  • ознакомить студентов с современными теориями внимания и памяти;
  • рассмотреть методы исследования внимания и памяти;
  • овладеть адекватными представлениями видов классификаций, феноменов ибазовых законов внимания и памяти.
  • Программа рассчитана на 20 лекций и 12 семинаров: всего 64 часа.
  • В целях практической апробации теоретических знаний предусматривается проведение общепсихологического практикума по данным разделам общей психологии.
  • Ключевые понятия: поле внимания, селекция, предвнимание, непроизвольное и произвольное внимание, послепроизвольное внимание, устойчивость, кон¬центрация, переключение, распределение внимания, рефлексивный уровень, объем внимания, усилие и активация при внимании, ассоциация, запомина¬ние, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, кратковременная память и долговременная память, эйдетическая память, произвольное и не¬произвольное запоминание, ретроактивное и проактивное торможение, реми¬нисценция, мнемотехника, модели памяти.

Содержание курса

Раздел I. Внимание

Тема 1.1. Общие представления о внимании

Природа внимания (теории внимания, дискуссия). Внимание как познавательный процесс. Свойства внимания. * Классификация внимания.

Тема 1.2. Виды внимания

Непроизвольное внимание (рефлекторное, инстинктивное, первичное). Связь непроизвольного внимания с познавательной активностью. Факторы детерминанты непроизвольного внимания. Процессы предвнимания (У.Найсер) и их роль в организации поведения.

Произвольное внимание. Психологические механизмы. Особенности условий, возникновения поддержания произвольного внимания. Роль средств в организации произвольного внимания. Методика двойной стимуляции при анализе опосредованных форм внимания.

Читайте также:  Решение задач на максимум и минимум с помощью производной - справочник студента

Послепроизвольное внимание (Добрынин Н.Ф.) условия его возникно¬вения.

Внимание и творческий процесс.

Тема 1.3. Основные свойства внимания

Методы исследования свойств внимания. Зависимость объема и устой¬чивости внимания от структуры материала, характера деятельности и устано¬вок личности.

Факторы детерминанты переключения и распределения внима-ния.

Зависимость успешного решения задач от индивидуальных свойств внимания.

Тема 1.4. Основные принципы организации процесса внимания. Меха низмы внимания (проблемы и подходы к их решению)

Внимание и сознание. Ясность и отчетливость содержания сознания Внимание как свойство восприятия (Коффка, Келлер).

Избирательность внимания. Понимание внимания (и его критика) как специфического механизма фильтрации информации (Черри, Бродбент Трейсман).Внимание и память. Внимание как результат слияния перцептивного образа с реальными объектами (Джеймс, Ланге, Норман, Найсер).

Психофизиологические индикаторы и механизмы внимания. Роль на¬стройки моторных и сенсорных систем при внимании (показатели ориентиро¬вочного рефлекса, движения глаз, вызванные потенциалы).

Усилия и активация при внимании (Соколов, Каннеман).

Тема 1.5. Развитие внимания

Стадии развития внимания и факторы, их определяющие. Пути разви¬тия высших форм внимания.

Произвольное внимание как высшая психическая функция. Развитие внимания как «истории развития организованности поведения» (Л.С.Выготский).

Тема 1.6. Внимание и деятельность

Теория внимания как объединение различных планов анализа сознания, деятельности и физиологических механизмов. (А.Н.Леонтьев).

Анализ структуры деятельности и внимания (физиологическая концеп¬ция уровней построения движений и механизм кольцевого регулирования Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин).

Внимание и практика (учебная деятельность, оперативная деятельность, производственная, спортивная и т.д.). Обучение и внимание. Внимание в проблемной ситуации.

Раздел II. Память

Тема 2.1. Общие представления о памяти

Психологический статус памяти как процесса. Значение памяти в жизни и деятельности человека.

Научное определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохране¬ние, воспроизведение, узнавание, забывание.

Тема 2.2. Виды памяти и их особенности

Основные классификации видов памяти: по времени сохранения ин¬формации, по модальности, по связанности с эмоционально-волевой сферой, по использованию мнемических средств.

Особенности кратковременной и долговременной памяти. Трансформа¬ция информации в памяти.

Особенности образной, словесно-логической, эмоциональной и мотор¬ной памяти. Эйдетическая память.

Зрительная и слуховая память. Сфера их профессионального использо¬вания.Непроизвольная и произвольная память. Анализ соотношения произ¬вольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, П.И.Зинченко.

Индивидуально-психологические различия памяти. Феноменальная па¬мять. Нарушения памяти.

Тема 2.3. Теории памяти в психологии

Ассоциативная, гештальт-теория, смысловая концепция, психоаналитическая деятельностная-концепция Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, информационно-кибернетическая.

Тема 2.4. Основные факты и закономерности психологии памяти

Влияние характера запоминаемого материала (объема, степень однородности, привычность, осмысленность), организация материала субъектом (ритмическая, конфигурационная, семантическая группировки) и структура упражнений (оптимальное распределение).

Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в процессах памяти. Методика прерванных действий (эффект Зейгарника).

Классические исследования забывания (Эббингауз, Пьерон). Ретроак¬тивное и проактивное торможение. Забывание намерений (З.Фрейд, К.Левин). Забывание стихийное и забывание как действие. Мнемотехника, основные факторы и теории реминисценции.

Тема 2.5. Основные принципы организации памяти

Психофизиологические и нейропсихологические аспекты организации памяти.Виды ассоциаций и закон их образования. Экспериментальные исследования памяти Г. Эббингауза. Критика ассоцианистского подхода.

Навыки и память. Законы научения. Критика Н.Л.Бернштейна механистического понимания процесса формирования навыков (бихевиоризм)

Память как совокупность процессов приема, преобразований и хранения информации (Найссер, Линсдей, Норман, Аткинсон, Шифрин, Клацки). Кри¬тический анализ исследований памяти в когнитивной психологии.

Использование средств как специфический принцип организации памя¬ти человека (П.Жане, Ф.Бартлет, Л.С.Выготский). Память и речь.

Тема 2.6. Память и деятельность

Включенность памяти в решение жизненных задач личности, ее обу¬словленность строением и динамикой мотивационной сферы.

Тема 2.7. Развитие памяти

Две линии развития (филогенетическая и онтогенетическая).Теории и концепции памяти как высшей психической функции (П.П.Блонский, П.Жане, Л.С.Выготский. А.А.Смирнов, А.Н.Леонтьев).

Тема 2.8. Прикладные аспекты изучения памяти

Пути улучшения памяти. Мнемотехника. Тренировка памяти. Роль различных видов памяти в практической деятельности. Коррекция нарушений памяти.

Внимание и деятельность - Справочник студента

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihologiya-vnimaniya-i-pamyati

Учебная деятельность студента, Психологические факторы успешности, Монография, Ишков А.Д., 2004

  • Книги и учебники →
  • Книги по психологии

СкачатьЕще скачатьСмотреть Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Учебная деятельность студента, Психологические факторы успешности, Монография, Ишков А.Д., 2004.

В монографии рассмотрены психологические факторы, обеспечивающие успешность студента, как во время обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Поскольку обучение современною специалиста продолжается всю жизнь, то перед высшим образованием «в полный рост» встает новая задача — научить студентов учиться самостоятельно.

Решение данной задачи требует от студентов знания своих психологических особенностей и наличия определенных навыков самоорганизации, позволяющих эффективно организовать собственную учебную и профессиональную деятельность. В работе приведены методики диагностики соответствующих психологических факторов, даны рекомендации по их коррекции и развитию.

Для специалистов-психологов, преподавателей, студентов и всех, кто интересуется вопросом повышения собственной эффективности.Внимание и деятельность - Справочник студента

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Успешность обучения студента в вузе определяется как внутренними (психологическими), так и внешними (социальными и педагогическими) факторами. К социальным факторам относят социальное происхождение студента, место жительства, материальное и семейное положение и т.п.

Группа педагогических факторов, обусловливающих успешность обучения, включает уровень и качество довузовской подготовки студента, уровень организации учебного процесса в вузе, развитость его материально-технической базы, уровень компетенции и мастерства преподавателей и др. Среди психологических факторов выделяют две подгруппы (Ильясов И.И.. 2003): познавательную н личностную.

К подгруппе познавательных факторов. детерминирующих успешность обучения, относят: восприятие, мышление. понимание, воображение, память, речь, внимание, интеллектуальные стили познания. В подгруппу личностных факторов входят мотивационные, волевые, эмоциональные факторы н самосознание (самооценка).

Список факторов, влияющих на успешность обучения студентов в высших учебных заведениях, рассмотренный в статье С.Д. Смирнова (2004): конституция (телосложение), темпераментальные особенности, общее интеллектуальное развитие, социальный интеллект, специальные способности, креативность (творческость).

учебная мотивация, уровень самооценки, волевые качества, акцентуации характера, владение навыками самоорганизации. планирования и контроля своей деятельности. И.Л. Соломин (2000) отмечает, что «успешность учебной деятельности зависит не только от уровня и структуры интеллекта, не только от степени выраженности черт личности, но и от содержания потребностей».

Человек — это очень сложное, многомерное образование, поэтому среди специалистов существуют различные точки зрения о комплексе факторов. оказывающих наибольшее влияние на эффективность обучения.

Чтобы определиться с точкой отчета, воспользуемся подходом, рассматривающим человека в виде набора параметров, который еще с начала XX века принято называть профилем личности (Милорадова Н.Г., 2000 и др.).

  • Оглавление
  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООРГАНИЗАЦИИ
  • ГЛАВА 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ САМООРГАНИЗАЦИИ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С УСПЕШНОСТЬЮ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ1.1.

Темпераментальные особенности1.2.Тревожность1.3.Стиль деятельности1.4.Учебная мотивация1.5.Акцентуации характера1.6.Интеллектуальное развитие2.1.Понятие «самоорганизация» и его связь с понятиями «саморегуляция» и «самоуправление»2.2.Психическая самоорганизация2.3.Проблема связи самоорганизации с учебной деятельностью2.4.Структурно-функциональные модели процесса самоорганизации2.

5.Основные компоненты самоорганизации2.6.Известные методики диагностики особенностей процесса самоорганизации3.1.Опросник диагностики особенностей самоорганизации3.2.Информативный и факторный анализ утверждений опросника3.3.Устойчивость распределения суммарных баллов и корреляционный анализ шкал и утверждений опросника3.4.Надежность опросника3.5.Валидность опросника4.1.

Связь компонентов самоорганизации студентов с успешностью в учебной деятельности4.2.Связь личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности4.3.Связь личностных качеств студентов с компонентами самоорганизацииПРИЛОЖЕНИЯЛИТЕРАТУРА.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Учебная деятельность студента, Психологические факторы успешности, Монография, Ишков А.Д., 2004 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 — pdf

Скачать файл № 2 — djvuСкачать файл № 3 — fb2Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
— djvu — Яндекс.Диск.

Скачать
— fb2 — Яндекс.Диск.

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

13.08.2017 22:30 UTC

Источник: https://obuchalka.org/2017081395774/uchebnaya-deyatelnost-studenta-psihologicheskie-faktori-uspeshnosti-monografiya-ishkov-a-d-2004.html

Внимание и деятельность

Здравствуйте, уважаемые читатели! Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует следующий вопрос: «Как взаимосвязаны внимание и деятельность в психологии? Приведите наглядные определения данным понятиям. Жду вашего мнения.
 

В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна и сложна.

Поэтому, для глубокого и основательного понимания темы, разберемся, что принято называть психологией? ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.

После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ВНИМАНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИГРА.   

 

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

 ТЕОРИЯ – это учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел. ВНИМАНИЕ – это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это специфически-человеческая форма активности, обусловленная наличием сознания.

ИГРА – это такой тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе.

 

Так, что же принято понимать под вниманием и деятельностью в психологи? Стоит отметить, что деятельность — осмысленные и целесообразные действия, производящие нечто значимое для самого человека или других людей. Это целесообразное, осмысленное, серьезное и многосоставное дело, в отличие от развлечений и интересов, рефлексов и элементарных операций.

 

Также, обратим свое внимание на то, что внимание — сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект.

Внимание можно уподобить лучу или потоку света: то, на что направлено внимание, становится для нас более ясным, освещенным светом сознания.

Стоит дополнить, так как под внимание понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса.

 

Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и, причем той их стороной, в которой они выступают, как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания. Я полагаю, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего урока. Если же что-то осталось непонятным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.  

Желаем успехов в учебе и в творческой деятельности!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/vnimanie-i-deyatelnost/

Модели внимания. Внимание и деятельность

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. В научной психологии проблема внимания стоит особняком, и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия.

Это связано:

  1. «Несамостоятельность» внимания как психического процесса (не выступает изолированно от других феноменов, не имеет своего отдельного специфического продукта).
  2. Является психическим инструментом активности субъекта.

На нынешнем новом этапе приверженцы когнитивной психологии описывают его как отдельную инстанцию и рассматривают либо как блок селекции информации, либо как специфическую предвосхищающую активность (Величковский, 1982, Дормышев, Романов, 1995).

Если попытаться обобщить всю феноменологию внимания, то можно прийти к следующему определению: внимание – осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием (Лурия, 1976).

Многие современные модели внимания основываются на экспериментальных исследованиях с использованием методического приема «вечеринка с коктейлем».

Дональд Бродбент («Восприятие и коммуникация», 1958) сравнил функционирование внимания с работой фильтра – осуществление отбора (селекции) информации, предохранение канала передачи информации от перегрузки.

Термин прижился в когнитивной психологии и породил множество моделей. Их можно условно разделить на модели:

— Канеман изложил трактовку внимания как умственного усилия (модели внимания «второго поколения»). Внимание – ресурс. Умственное усилие равнозначно акту внимания. Определяется не столько желаниями или сознательными интенциями субъекта, сколько сложностью задачи (одновременное выполнение двух деятельностей сразу).

— Рубинштейн, развивая свою концепцию психической Деятельности, полагал, что внимание не имеет собственного содержания. Оно – «сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как Деятельность, направленная на объект».

— Выготский рассматривал внимание через призму организации поведения, а его развитие связывал с овладением, то есть с возможностью произвольно управлять своими действиями. Внимание как способ регуляции поведения.

— Идеи были развиты Гальпериным – «Внимание и интериоризированный контроль» – внимание возникает после того, как действие контроля переходит от родителя к ребенку и интериоризируется, автоматизируется, сокращается. Тогда возникает феномен внимания. Фокус внимания – область ясного сознания.

— Гиппенрейтер – природа внимания может быть раскрыта только через анализ Деятельности. Уровневая организация Деятельности (Бернштейн), в большинстве своем уровни неосознаваемые, внимание связывается лишь с ведущим уровнем этой организации.

На сегодняшний день, в рамках когнитивной психологии существуют следующие модели внимания:

  • внимание как ресурс – в качестве базового свойства внимания – способность распределяться. Если считать, что внимание это ресурс, то он может быть распределен. При распределении должен соблюдаться баланс. Внимание можно дробить (распределение как переключение или только между автоматизированной и неавтоматизированной работой). Правополушарное и левополушарное прослушивание – может ли человек услышать сразу все (эксперимент);
  • внимание как фильтр – работает со свойством избирательности. Внимание понимается как процесс фильтрации важной информации. Низкоуровневые фильтры – отбрасывается все, что не нужно для решения задачи. Феномен Черри – человек приходит на вечеринку, с кем-то общается, но если где-то произносится его имя, он реагирует. Мнение – что связь с людьми всегда вызывает внимание. Вынужденное внимание;
  • внимание как действие. Внимание как активный, целенаправленный процесс – спланированное внимательное наблюдение. Деятельности слежения, оператор.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/255-2008-09-04-12-44-27.html

38. Внимание. Определение, свойства, виды. Внимание и деятельность

Внимание
не является самостоятельным познавательным
процессом, так как оно само по себе
ничего не отражает и как отдельно взятое
психическое явление не существует.

Вместе с тем внимание является одним
из важнейших компонентов познавательной
деятельности человека, так как оно,
возникая на основе познавательных
процессов, организует и регулирует их
функционирование.

Поскольку познавательная
деятельность осуществляется сознательно,
то внимание выполняет одну из функций
сознания.

Внимание
– это особое состояние сознания,
благодаря которому субъект направляет
и сосредотачивает познавательные
процессы для более полного и четкого
отражения действительности. Внимание
связано со всеми сенсорными и
интеллектуальными процессами. Наиболее
заметно эта связь проявляется в ощущениях
и восприятиях.

Характеристики
внимания:

Устойчивость
– длительность привлечения внимания
к одному и тому же объекту или к одной
и той же задаче.

Концентрация
внимания – повышение интенсивности
сигнала при ограниченности поля
восприятия. Концентрация предлагает
не только длительное удержание внимания
на объекте, но и отвлечение от всех
других воздействий, не имеющих значения
для субъекта в данный момент.

  • Сосредоточенность
    внимания проявляется в результате
    концентрации сознания на объекте с
    целью получения наиболее полной
    информации о нем.
  • Распределение
    внимания – субъективно переживаемая
    способность человека удерживать в
    центре внимания определенное число
    разнородных объектов одновременно.
  • Переключаемость
    – это скорость перехода от одного вида
    деятельности к другому (рассеянность
    – плохая переключаемость).

Предметность
внимания связана со способностью
выделять определенные комплексы сигналов
в соответствии с поставленной задачей,
личной значимостью, актуальностью
сигналов и т.д.

Объем
внимания характеризуется количеством
объектов, на которые может направить и
сосредоточить внимание субъект в доли
секунды. Определяется объем внимания
посредством специальных приборов-тахистоскопов.
В одно мгновение человек может обратить
внимание только на несколько объектов
(от 4 до 6).

Читайте также:  Учет транспортного налога - справочник студента

Виды
внимания:

Проявление
внимания связано как с сенсорными, так
и с интеллектуальными процессами, а
также с практическими действиями и с
целями и задачами деятельности. В связи
с этим выделяют следующие виды внимания:
сенсорное, интеллектуальное, моторное,
преднамеренное и непреднамеренное
внимание.

Сенсорное
внимание возникает при действии объектов
на органы чувств. Оно обеспечивает
четкое отражение предметов и их свойств
в ощущениях и в восприятиях человека.

Благодаря сенсорному вниманию возникающие
в сознании образы предметов являются
ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание
может быть зрительным, слуховым,
обонятельным и т.д. В основном у человека
проявляется зрительное и слуховое
внимание.

Лучше всего в психологии
изучено зрительное внимание, так как
его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное
внимание направлено на движения и
действия, совершаемые человеком. Оно
дает возможность более четко и ясно
осознавать приемы и способы, применяемые
в практической деятельности. Моторное
внимание регулирует и контролирует
движения и действия, направленные на
предмет, особенно в тех случаях, когда
они должны быть особенно четкими и
точными.

Интеллектуальное внимание
направлено на более эффективное
функционирование таких познавательных
процессов как: память, воображение и
мышление. Благодаря этому вниманию
человек лучше запоминает и воспроизводит
информацию, создает более четкие образы
воображения, ясно и продуктивно мыслит.

Поскольку это внимание имеет внутренний
характер и мало доступно для исследования,
то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное
(произвольное) внимание возникает при
наличии у субъекта цели или задачи быть
внимательным к какому-либо внешнему
предмету или к внутреннему умственному
действию.

Оно в основном направлено на
регулирование внешних сенсорных и
моторных действий и внутренних
познавательных процессов.

Преднамеренное
внимание может стать произвольным,
когда субъекту необходимо проявить
волевое усилие для того, чтобы направить
и сосредоточить внимание на объекте,
который необходимо познавать или с
которым надо действовать

Если
направленность и сосредоточенность
внимания связаны с сознательной целью,
речь идет о произвольном внимании. Н.
Ф.

Добрынин выделил еще один вид внимания
– послепроизвольное внимание (это
внимание, естественно сопровождающее
деятельность личности; возникает оно,
если личность поглощена деятельностью;
связано с наличной системой ассоциаций).

Это может иметь место в том случае, когда
цель проявлять внимание остается, но
исчезают волевые усилия. Такое внимание
начинает проявляться, когда деятельность,
требующая волевых усилий, становится
увлекательной и осуществляется без
особых затруднений.

Если
направленность и сосредоточенность
носят непроизвольный характер, речь
идет о непроизвольном внимании. По
мнению К.К. Платонова, одной из форм
непроизвольного внимания является
установка (состояние готовности или
предрасположенности личности к действию
определенным образом). Непреднамеренное
(непроизвольное) внимание возникает
само собой без всякой цели со стороны
человека.

Его вызывают значимые для
человека свойства и качества предметов
и явлений внешнего мира. Одним из таких
свойств является новизна объекта.
Непроизвольное внимание привлекают
также все сильные раздражители: яркий
свет, громкий звук, резкий запах и т.д.
Иногда внимание могут привлечь и не
очень заметные раздражители, если они
соответствуют потребностям, интересам
и установкам личности.

Модели
внимания. Внимание и деятельность

Никакой
другой психический процесс не упоминается
так часто в повседневной жизни и не
находит себе с таким трудом место в
рамках психологических концепций, как
внимание. В научной психологии проблема
внимания стоит особняком, и у исследователей
возникают значительные трудности в
трактовке этого понятия. Это связано:

«Несамостоятельность»
внимания как психического процесса (не
выступает изолированно от других
феноменов, не имеет своего отдельного
специфического продукта).

Является
психическим инструментом активности
субъекта.

На
нынешнем новом этапе приверженцы
когнитивной психологии описывают его
как отдельную инстанцию и рассматривают
либо как блок селекции информации, либо
как специфическую предвосхищающую
активность (Величковский, 1982, Дормышев,
Романов, 1995).

Если попытаться обобщить
всю феноменологию внимания, то можно
прийти к следующему определению: внимание
– осуществление отбора нужной информации,
обеспечение избирательных программ
действий и сохранение постоянного
контроля за их протеканием (Лурия, 1976).

Многие
современные модели внимания основываются
на экспериментальных исследованиях с
использованием методического приема
«вечеринка с коктейлем».

Дональд Бродбент
(«Восприятие и коммуникация», 1958) сравнил
функционирование внимания с работой
фильтра – осуществление отбора (селекции)
информации, предохранение канала
передачи информации от перегрузки.

Термин прижился в когнитивной психологии
и породил множество моделей. Их можно
условно разделить на модели:

Канеман
изложил трактовку внимания как умственного
усилия (модели внимания «второго
поколения»). Внимание – ресурс. Умственное
усилие равнозначно акту внимания.
Определяется не столько желаниями или
сознательными интенциями субъекта,
сколько сложностью задачи (одновременное
выполнение двух деятельностей сразу).

Рубинштейн,
развивая свою концепцию психической
Деятельности, полагал, что внимание не
имеет собственного содержания. Оно –
«сторона всех познавательных процессов
сознания, и притом та их сторона, в
которой они выступают как Деятельность,
направленная на объект».

Выготский
рассматривал внимание через призму
организации поведения, а его развитие
связывал с овладением, то есть с
возможностью произвольно управлять
своими действиями. Внимание как способ
регуляции поведения.

Идеи
были развиты Гальпериным – «Внимание
и интериоризированный контроль» –
внимание возникает после того, как
действие контроля переходит от родителя
к ребенку и интериоризуется,
автоматизируется, сокращается. Тогда
возникает феномен внимания. Фокус
внимания – область ясного сознания.

Гиппенрейтер
– природа внимания может быть раскрыта
только через анализ Деятельности.
Уровневая организация Деятельности
(Бернштейн), в большинстве своем уровни
неосознаваемые, внимание связывается
лишь с ведущим уровнем этой организации.

На
сегодняшний день, в рамках когнитивной
психологии существуют следующие модели
внимания:


внимание как ресурс – в качестве базового
свойства внимания – способность
распределяться. Если считать, что
внимание это ресурс, то он может быть
распределен. При распределении должен
соблюдаться баланс.

Внимание можно
дробить (распределение как переключение
или только между автоматизированной и
неавтоматизированной работой).

Правополушарное и левополушарное
прослушивание – может ли человек
услышать сразу все (эксперимент);


внимание как фильтр – работает со
свойством избирательности. Внимание
понимается как процесс фильтрации
важной информации.

Низкоуровневые
фильтры – отбрасывается все, что не
нужно для решения задачи. Феномен Черри
– человек приходит на вечеринку, с
кем-то общается, но если где-то произносится
его имя, он реагирует.

Мнение – что связь
с людьми всегда вызывает внимание.
Вынужденное внимание;


внимание как действие. Внимание как
активный, целенаправленный процесс –
спланированное внимательное наблюдение.
Деятельности слежения, оператор.

Источник: https://studfile.net/preview/2045477/page:29/

Внимание как сторона деятельности

Разрабатывая это положение А.Н.Леонтьева, профессор МГУ Юлия Борисовна Гиппенрейтер настаивает на необходимости анализа явлений внимания в трех планах (рис. 10.4, а), не ограничиваясь каким-либо одним из них.

. 1. Деятельность и ее уровневая структура: мотив, побуждающий и направляющий деятельность; цель, определяющая действие; операции, позволяющие достичь цели в данных условиях .

2. Сознание — совокупность явлений, задающих внимание по субъективному критерию, а также его субъективные эффекты: разделение сознания на фокус и периферию, субъективную ясность и отчетливость объекта внимания, переживание умственного усилия и др. , ,

3. Физиологические механизмы — «реализаторы и средства деятельности» . Обращаясь к их анализу, Ю. Б. Гиппенрейтер обогащает психологическую теорию деятельности идеями уровневой концепции построения движений , которая была разработана Н.А.Бернштейном1.

Согласно концепции Н.А. Бернштейна, любое движение человека можно рассмотреть как процесс решения двигательной задачи в заданных условиях.

Движение строится на нескольких уровнях, иначе говоря, обеспечивается несколькими «этажами» центральной нервной системы, от более простых и древних до более сложных, развитых только у человека. Всего Н.А.Бернштейн выделяет 5 таких уровней.

Нижний уровень (автор обозначает его буквой А) участвует в любом движении и отвечает за поддержание тонуса мышц. Верхний (Е) участвует в осуществлении так называемых символических двигательных актов наподобие письма или речи, а в других двигательных актах обычно не востребован.

Практически в любом движении задействованы сразу несколько уровней, среди которых можно выделить ведущий уровень, соответствующии смыслу задачи, и нижележащие «фоновые» уровни, которые обеспе

чивают отдельные аспекты ее выполнения и не связаны прямо с содержанием задачи.

Если задача требует не более чем точных и метких движений (как, например, в случае метания снежком в товарища), то ведущим станет уровень пространственного поля (С).

Однако очевидно, что кинуть снежок расслабленной рукой невозможно (а значит, будет востребован и уровень А) и что для броска потребуется скоординированная работа отдельных мышц, за которую отвечает уровень синергии, или мышечно-суставных увязок (В).

Если задача требует манипуляции с предметами (скажем, если нужно налить чай из чайника или пришить пуговицу, оторванную во время игры в снежки), то движение будет строиться на более высоком уровне — уровне предметных действий (D).

Процесс построения движения осуществляется циклически: на смену декартовой идее рефлекторной дуги в работах Н.А.Бернштейна приходит идея «рефлекторного кольца». По ходу осуществления движения оно корректируется как на ведущем, так и на фоновых уровнях в соответствии с задачей и с изменениями в окружающей среде.

Коррекции осуществляются за счет того, что у человека есть информация о необходимых характеристиках движения, определяемых его программой, и информация о том, как движение осуществляется в данный момент.

Эта идея сходна с представлением о циклической активности человека в процессе  построения перцептивного образа, которое реализовано в модели «перцептивного цикла» У. Найссера .

Для Ю. Б. Гиппенрейтер наиболее важна идея о том, что смысловая структура решаемой человеком задачи определяет ее двигательный состав и тот ведущий уровень, на котором решение задачи будет выстраиваться и регулироваться при поддержке «фоновых» уровней. Несмотря на то что у Н.А.

Бернштейна это всегда двигательная задача, в принципе она может быть и перцептивной . Для психолога, который обращается к работам Н.А.

Бернштейна, принципиален прежде всего ход анализа — от задачи двигательного акта к его физиологическим механизмам (а не наоборот, что было характерно для классической физиологии).

Ю. Б. Гиппенрейтер определяет внимание как «феноменальное и продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности» .

Иными словами, это характеристика всей функционально-физиологической системы деятельности, не элемент данной системы, но только проявление ее работы в сознании и в результатах деятельности, обеспечиваемое физиологическими механизмами.

Внимания не существует как отдельной деятельности, мы не можем обнаружить его в форме отдельных действий, а все его проявления так или иначе связаны с целью и программой иных осуществляемых человеком целенаправленных действий.

Непроизвольное внимание, по мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, связано с организацией поисковых действий, которые побуждаются неопредмеченн'ой познавательной потребностью.

Ориентировочная реакция на новый неожиданный сильный стимул предстает здесь как длящийся процесс непроизвольного внимания — перцептивной деятельности, продуктом которой является более ясный и отчетливый образ объекта.

Вероятнее всего, такой образ строится в результате циклического переобследования ситуации.

Произвольное перцептивное внимание — сторона целенаправленных перцептивных действий, которым предшествует заранее поставленная и удерживаемая перцептивная цель и которые в результате приводят к построению ясного и отчетливого образа целевого объекта. Еще в трудах У. Джемса появляется базовое представление о «преперцепции» как механизме произвольного внимания.

В модели «рефлекторного кольца» Н.А. Бернштейна с «преперцептором» может быть сопоставлен механизм, содержащий информацию о требуемых характеристиках образа, которая подлежит сличению с актуальным положением дел.

То же самое касается и произвольного исполнительного внимания, связанного с удержанием требуемого направления деятельности при наличии отвлекающих факторов.

Свойства внимания в рамках подобного подхода определяются через структуру деятельности. Направленность внимания задается целью осуществляемого перцептивного или исполнительного действия. Его переключаемость соотносится с легкостью смены актуальной направленности деятельности, изменения текущей цели и соответствующих ей процессов ведущего уровня организации деятельности.

Объем внимания — количество блоков, или «порций», программы на «задающем приборе» ведущего уровня, предельно допустимое число «единиц деятельности», размер которых может меняться по ходу ее освоения. Например, когда ребенок только учится читать, объем его внимания при взгляде на страницу текста измеряется в буквах.

Для взрослого человека такими единицами будут уже слова и даже целые фразы, а ведущий уровень организации его деятельности — не анализ формы отдельных знаков (эта операция уходит на один из, «фоновых» уровней), а смысловой анализ более крупных элементов текста, соответствующих более крупным блокам выполняемой программы.

Степень внимания, связанная с субъективным переживанием усилия, соответствует степени загрузки ведущего уровня организации деятельности.

К примеру, в искаженных или зашумленных условиях восприятия мы вынуждены осуществлять на ведущем уровне выделение и анализ информации, которая обычно автоматически анализируется «фоновыми» процессами.

Поэтому, например, так сложно выполнять задачу вторения в условиях дихотического предъявления.

Феномены невнимания могут быть поняты через отсутствие необходимых в данный момент средств деятельности или неадекватность этих средств условиям осуществления деятельности.

С одной стороны, подобное часто наблюдается у детей: они невнимательны потому, что еще просто не умеют организовать собственную перцептивную, мнемическую и мыслительную деятельность1.

С другой стороны, «ошибки внимания» могут быть следствием дезорганизации деятельности или адресации «фоновым» уровням организации перцептивной деятельности того, что должно быть обработано на ведущем уровне. Яркий пример — «профессорская рассеянность».

Когда ученый обдумывает решение некой научной задачи, внешние раздражители не достигают ведущего уровня организации его повседневных действий, скажем по приготовлению завтрака.

Оттого и наблюдаются забавные ошибки, когда, например, в сковороду с яичницей вместо соли попадает сахар, а в чашку кофе вместо молока — средство для мытья посуды.

В исследовании С.Д.Смирнова2 было смоделировано в лабораторных условиях явление сродни профессорской рассеянности — постепенное поуровневое «снятие» регуляции решения зрительной задачи при усложнении параллельно решаемой умственной задачи. Испытуемый должен был решать мыслительную (математическую) задачу и одновременно следить за движущимся зрительным объектом.

В качестве «объекта внимания» выступал движущийся по экрану арифметический пример, записанный в столбик. Достигая одного края экрана, пример вновь появлялся с другой стороны.

Участников эксперимента просили решить этот пример по алгоритму, который задавался перед началом предъявления.

Сам пример мог быть более или менее сложным, а в качестве контрольного условия использовалась ситуация, когда испытуемый мог быть просто внимателен к задаче слежения: его просили фиксировать какую-либо деталь объекта и прослеживать изменение его положения на экране.

Когда умственная задача отсутствовала и не отвлекала внимания испытуемого, слежение за зрительным объектом осуществлялось с должной скоростью и на адекватном уровне построения движений глаз, с привязкой взгляда к пространственной позиции целевого объекта (уровень «пространственного поля», или уровень С по Н.А. Бернштейну).

Когда арифметическая задача становилась сложнее, испытуемый продолжал осуществлять слежение, сохраняя скорость движений глаз приблизительно равной скорости движения зрительного объекта.

Однако пространственная привязка движений глаз к положению целевого объекта на экране нарушалась: объект уже не удерживался в центральном поле зрения, что соответствует функционированию более низкого уровня В (уровня синергии) по Н.А.Бернштейну.

При еще большем усложнении умственной задачи в решении задачи слежения сохранялось только направление движений глаз, соответствующее направлению движения объекта, однако движения глаз происходили уже без соответствия скорости объекта и без привязки к его пространственному положению. Задача слежения передавалась на еще более низкий уровень организации деятельности, а для стороннего наблюдателя испытуемый был просто менее внимателен в ее выполнении.

Точно так же мы поверхностно слушаем надоедливого собеседника, не вдаваясь в смысл его сообщения, когда нас занимают собственные мысли и проблемы.

Наша неспособность воспроизвести впоследствии то, о чем он говорил, в соответствии с мнемическим критерием внимания может быть рассмотрена как следствие невнимательности к собеседнику.

Но если мы обратимся к механизмам этой невнимательности, то за ней будет стоять, скорее всего, анализ и переработка сообщения собеседника на недостаточно глубоком уровне .

Источник: https://students-library.com/library/read/61750-vnimanie-kak-storona-deatelnosti

Ссылка на основную публикацию