Трушина Светлана Юрьевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательнаяк казачья школа» Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Цель и целеполагание на уроке ФГОС
«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» К. Д. Ушинский Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения Что же такое цель? С точки зрения психологии, цель — субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Она должна обладать следующими свойствами: конкретностью, измеримостью, достижимостью, ориентированностью на результат, соотносимостью с конкретным сроком. Как формулировать цель? -Цели формируются через результаты, выраженные в действиях учащихся. — Цель, сформулированная через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать, называется диагностической (диагностичной, диагностируемой или операциональной)
-Цель описывает желаемый, но возможно еще не достигнутый результат
Целеполагание урока — одно из самых «больных» мест педагогической деятельности. Почему? Ответ на этот вопрос отчасти лежит в плоскости другого вопроса: а насколько привычным для нас является деятельность целеполагания в повседневной жизни? Ведь это довольно трудоемкая деятельность, требующая большой концентрации внимания. Гораздо проще и удобнее жить «как придется» — в полном соответствии с обстоятельствами и уже сложившимися стереотипами. Целеполагание здесь становится ненужным. Вопреки этому некоторые ученые считают целеполагание главной функцией «образа Я» человека. То есть — если человек осуществляет целеполагание, то он обладает «образом Я». А если целеполагания нет — нет и «Я». Человек вроде бы как-то живет, что-то желает, но оказывается, что он подобен зомби: вместо того чтобы самому ставить цели, он слепо следует каким-то чужим, извне навязанным целям. Например, некритично реагируя на рекламу, идет и покупает не очень- то нужный ему товар, выполняя цели совсем чужих людей — сотрудников службы фирмы, которая выпустила товар. Дети очень хорошо ощущают разницу, что за учитель ведет урок: учитель, имеющий свое «Я» и сознательно ставящий цели, или «учитель-зомби». В общем, ставить цели педагогической деятельности и, в частности, урока и можно, и нужно. Но здесь начинает действовать очередной миф, который звучит примерно так: «Цели и задачи урока формулируются каким-то особым, научным языком, недоступным простому смертному». Отсюда — первый страх перед целеполаганнем: «Я — обычный человек, и никогда не научусь выражаться тем «научным» туманно-витиеватым языком, которым принято сформулировать цели и задачи». Существует и страх учителя перед целеполаганием. Цели урока ставить страшно, потому что тогда будет вдвойне страшно констатировать, что они не достигнуты. Лучше уж вовсе не ставить, не облекать в словесные формы, а оставлять где-то «там», в подсознании, чтобы потом интуитивно определять: «получился» урок или «не получился». И почаще говорить себе, что «получился», чтобы не чувствовать себя во всем неудачником.
Целеполагание является проблемой современного урока.
В чем суть проблемы? · Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики? · Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками. · Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели — это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком — это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель. · Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.
В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату
Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели. Цели должны быть: · Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные. · Конкретные. · Понятные. · Осознанные. · Описывающие желаемый результат. · Реальные. · Побудительные (побуждать к действию). · Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
Под целями занятия понимают те результаты, которые предполагает достичь педагог в процессе совместной деятельности с обучающимися при их обучении, воспитании, развитии.
Все три цели тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении занятия различна. На занятии практически решаются все три цели.
Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогают достижению главной, ведущей цели
Основные категории учебных целей | Характеристика целей | Ключевые слова для постановки задач |
Образовательная | Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения. | Повторить, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить, выполнить, систематизировать… |
Развивающая | Формирование обще учебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки. | Обеспечить развитие, способствовать формированию умений, учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук,развивать умение ориентироваться на местности. |
Воспитательная | Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств. воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адекватного поведения в любом обществе. | Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать, вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять… навыки |
Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. 1. Визуальные: · Тема-вопрос · Работа над понятием · Ситуация яркого пятна · Исключение · Домысливание · Проблемная ситуация Группировка.
2. Аудиальные:
· Подводящий диалог · Собери слово · Исключение
· Проблема предыдущего урока.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания. Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание. Обязательными условиями использования перечисленных приемов является: – учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность. Работа над понятием Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока » Спряжение глаголов». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Словосочетание», «Прямоугольник». Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель. Домысливание Предлагается тема урока и слова «помощники»: Повторим Изучим Узнаем Проверим С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока. Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову). Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока. Проблема предыдущего урока В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. «На запоминание и воспроизведение»: — Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей, художников , композиторов. «На понимание и синтез»: -Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках музыки фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо персонажу любого произведения, сочинить письмо одного литературного или музыкального героя к другому и т. д. «На понимание и применение»: — Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей музыкального произведения и терминов, а ребенку осознать важность внимания
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным
Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта — наиболее эффективный способ целеполагания.
А по внешним «плодам» учеников всегда можно судить и о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных качеств учащихся (Хуторской Андрей Викторович, докт. пед.
наук, академик Международной педагогической академии, зав. лабораторией методологии общего среднего образования ГНУ ИСМО РАО, г. Москва).
Источники: www.uchportal.ru/publ/24-1-0-1981 uchebnikfree.com/osnovyi-pedagogiki/tselepolaganie-uroka-4175.html ivlieva56.ucoz.ru/publ/6-1-0-4 Каким должен быть современный урок. www.it-n.ru.
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Источник: https://uchportfolio.ru/articles/read/654
По следам постановки целей
olegyanovВ этот вторник мне посчастливилось провести занятие с двумя группами студентов на юридическом факультете СФУ. Среди множества интереснейших идей, которыми я хотел бы поделиться, я выбрал постановку целей, так как именно этот раздел, на мой взгляд, быстрее всего может привести к стремительному росту. Человека нельзя обучить всему, ведь я не знаю, что каждому конкретному человеку нужно, но если помочь ему поставить перед собой качественные цели, он сам сможет найти все необходимые ресурсы.
И теперь для тех, кто не мог посетить это занятие, хотел бы повторить то, о чем мы говорили или просто заинтересован в личном росте я и пишу эту статью.
Подходы к постановке целей очень условно можно разделить на западный и восточный подход — по доминированию источника идей. Как вы дальше убедитесь, они действительно очень сильно различаются. Но, тем не менее, на мой взгляд, это не причина отказываться от одного из них.
Наоборот, только соединив оба подхода можно достигать высоких показателей в долгосрочной перспективе.
Западная модель помогает дать четкое определение того, куда мы идем. Помогает увидеть конечный результат, пункт назначения, место, куда мы идем — как вам нравится.
Ее можно представить своеобразной мишенью для стрел.
Начинать в этой сфере лучше всего с критериев SMART, так как они дадут прочную основу для дальнейших идей и в той или иной интерпретации будут повторяться и дальше.
Критерии SMART
Specific
Конкретность. Цель должна быть определена максимально конкретно, чтобы ее можно было достигнуть.
К примеру, цель: карьерный успех. Что под ним понимается? Генеральный прокурор РФ, председатель Конституционного Суда, президент адвокатской палаты — все это успех, эти люди представляют элиту своей профессии, выше них никого нет.
Но нельзя быть всеми тремя сразу, и идти по трем этим дорогам тоже нельзя, т.к. они почти во всех аспектах друг друга исключают.
Другой пример: хочу купить машину. Ока — это машина, Bugatti Veyron тоже (и не надо сарказма про первое).
Первая и вторая приобретаются совершенно по-разному.
Не очень хорошо, но все же не критично, если вы, скажем, не можете выбрать между объектами, которые достигаются одинаковым или очень похожим образом.
Но здесь тоже есть некоторые аспекты: к примеру, ваша цель тогда может сойти до нижестоящего уровня – заработать достаточно ресурсов.
И в такой ситуации надо всегда поддерживать перед собой видение именно того ради чего вы действуете, конечной цели.
Measurable
Измеримость. Цель должна обладать конкретными показателями измеримости, чтобы мы могли подсчитать степень ее реализации.
В ходе обсуждения этого критерия у студента возник вопрос: как различить конкретность и измеримость? Ответ может быть таким: конкретность — это качественный показатель цели, а измеримость — количественный.
Если цель поставлено конкретно, то в ней всегда будут и количественные показатели, и временные. Да и недостижимую цель конкретно поставить тоже вряд ли возможно.
Все эти критерии связаны, но каждый раскрывает свой аспект.
Achievable
Достижимость. Достижимость означает только то, что вы видите возможность реализации цели. Даже простейшая цель может быть недостижима, если вы элементарно не понимаете, что нужно сделать.
Всегда нужно соотносить цель с временем на ее выполнение и вашим тешим текущим положением.
Заработать миллион рублей за месяц, являясь студентом 1го курса, без работы, образования и связей неимоверно сложно (хоть и не невозможно), и для большинства такая цель недостижима.
Если цель находится в рамках ваших навыков и ресурсов, она, естественно, достижима. Если она находится за их пределами — не факт что она недостижима, возможно, простой переориентацией ресурсов вы сможете ее достигнуть.
Представьте, что ваши ресурсы превратились в огромный резиновый шар наполненный воздухом. Все, что находится внутри, достижимо и не требует никаких дополнительных усилий. Если же цель за пределами этого шара, то вы можете либо расширить весь шар, либо сжать его в одном направлении, сконцентрировавшись для сиюминутного достижения этой цели.
Ярким примером в этом критерии будет Стив Джобс. Человек, не видевший границ этого шара и, соответственно, границ людских способностей. Он просто приходил и добивался того, чего хотел, создавал то, что многие считали на тот момент невозможным.
Самое простое доказательство того, что что-то возможно — это то, что кто-то это уже сделал (неизвестный автор).
Apple никогда не создавала невозможного, потому что невозможное называется так не без причины, но они видели пути достижения их целей и не обращали внимание на критиков.
Так что если вам начинают доказывать, что что-то невозможно, не кидайте камнями в этого человека, а спросите его: почему он так считает? И если он ничего, кроме собственного опыта вам не предложит, не поинтересовавшись у вас, почему вы считаете, что это возможно — улыбнитесь и проходите мимо, а потом наслаждайтесь его ошарашенным взглядом, когда достигните этого.
Result oriented
Ориентированность на результат. Я думаю, многим из вас знакома цель или фраза – пойду/пойти поработать. Итак, человек поработал час, два… и? Зачем была проделана эта работа? Чтобы поработать? Или же пойти почитать по работе/учебе 50/75/100 страниц.
Эти люди серьезно заинтересованы в том, чтобы провести глазами по строчкам? Я думаю, нет. Каждую работу мы делаем ради какого-то результата. Он может принимать форму знания, навыка, объекта внешнего мира. Даже в спорте, если вы будете часами тягать железо просто, чтобы тягать железо, вы добьётесь гораздо меньшего.
Даже если вы работаете в удовольствие, результат вашей работы — это огромная часть удовлетворения от нее.
- Замечательно и очень важно быть сфокусированным на процессе (ссылка на янга), но если от вашей работы нет никакого результата, то явно что-то идет не так.
- Иногда вместо Result oriented (ориентированная на результат) можно встретить критерий Relevant (относимая), но об этом как-нибудь в другой раз.
- Timed
Ограниченность во времени. Всем знакома ситуация, когда времени для дела очень много. Что обычно происходит в такой ситуации? Бесконечное откладывание.
Так как у вас объективно нет причин делать какую-либо работу именно сегодня. Если она будет сделана завтра, вы объективно ничего не потеряете, кроме одного дня.
Подробнее о том, как преодолеть это, читайте здесь (ссылка на искусство работать сжато).
К этому же критерию отлично подходит «закон Паркинсона». Запомните его накрепко, его знание и использование может сэкономить вам кучу времени: работа займет столько времени, сколько вы на нее выделите.
Как их просто запомнить? Все умные, успешные люди применяют эти критерии, а «умный» на английском — SMART.
Иерархия целей
Естественно, что большая, важная цель может быть невозможной к немедленному исполнению. Как правило, человек и планирует только что-то, что нельзя выполнить за один-два шага.
Мелкие цели, обычно, начинают планироваться, только когда их становится слишком много. В терминологии тайм-менеджмента важная и большая цель или дело называются «Слон».
Слона невозможно съесть за раз, поэтому приходится есть по кусочкам.
Возьмем, к примеру, такую цель: написать диплом/курсовую (пока она критериям не отвечает, не беда). К ней невозможно подступиться, так как она огромна, и из словосочетания «написать диплом» невозможно понять, что же конкретно надо делать. Значит, первая задача — составить план работ. И начинаем:
Сейчас я показал модель на примере интеллект-карты (с этим методом я обязательно познакомлю вас подробнее, но воспринять ее вы, думаю, сможете и сейчас), но естественно это можно сделать и на листке бумаге, и в файле Word.
С таким предварительным планом организационной деятельности, накиданным за 5 минут, уже можно работать. Он позволит создать цель, максимально отвечающую критериям SMART, теперь ее уже можно начать реализовывать.
Кроме того, ответив на вопросы уже этого плана, вы существенно сократите объем неизвестного вокруг предстоящей работы, что положительным образом скажется на ее выполнении. Затем уже можно приступать к плану именно самого диплома.
Вот как выглядела интеллект-карта по конкретным разделам и идеям моего диплома (картинку можно открыть на отдельной вкладке и увидеть в полный размер):
Восточная модель: определение, откуда мы идем
Важно не только грамотно и четко поставить цель, но и понять, откуда мы начнем свой путь к ней. Представьте, что нужно начертить линию, соединяющую точки А и В. Мы знаем, где находится B, но не знаем, где точка A.
Справитесь ли вы с таким заданием? У каждого из нас разные жизненные обстоятельства, ресурсы и возможности, разные ценности, знакомые и методы решения проблем. Отсюда совершенно логично, что путь, пройденный одним человеком, может быть совершенно неприемлем для другого.
Кому-то нужно спускаться, кому-то подниматься для достижения одной и той же цели. Чтобы Биллу Гейтсу стать миллионером — нужно деньги тратить, чтобы стать миллионерами большинству людей, деньги надо зарабатывать.
Поэтому, чтобы достигнуть цели, мало только хорошо ее поставить, нужно и еще кое-что знать. Более того, очень часто мы следуем за целями, которые поставили не мы. А цель, исходящая не от нас, скорее всего не сможет получить полную поддержку всего нашего существа.
Методы определения принадлежности цели и собственного положения.
1. Мемуарник – в конце каждого дня записывайте главное событие, которое сегодня произошло. Чем бы оно ни было, если вы считаете его самым важным, самым эмоционально наполненным — записывайте. А рядом запишите ценность, которую это событие воплощает.
Из записанных за 7 дней вы выводите главное событие недели (далее — месяца, квартала, года (по желанию). Это очень мощный инструмент, с которого у меня начались сильнейшие преобразования.
Просто записывая важнейшее дело дня, я с досадой думал: и что — это все? «Это лучшее на что я великий способен»? И приходилось подтягиваться до поставленного себе уровня.
Очень смешной пример с мемуарником приводил Дмитрий Суханов, директор Красноярской Молодежной Бизнес Школы (КМБШ): «Если у вас в 20 лет самое важное событие дня это секс, то, в принципе, все классно, вы молодец. Если за неделю — тоже неплохо, а вот если оно так окажется за год, то год вы про…ли».2. Медитация – это отличный способ узнать себя лучше.
Самый простой способ медитации может быть таким: сядьте в удобную для вас позу и 5/10/15/20 минут считайте вдохи от 1 до 10. Досчитали, сбились — ничего страшного, начните с единицы.3. «И ЧЕ?» – не стесняйтесь задавать себе вопросы о том, как эта цель заставляет вас чувствовать себя сейчас.4.
Проверка себя в будущем – проверка себя в будущем заключается в том, что вы мысленно переноситесь во время, когда эта цель достигнута. Представьте себе это максимально ярко. А теперь ответьте себе на вопросы из предыдущего пункта. Если ваша цель все еще вызывает бурю эмоций, то это классно. Наверное, ей действительно стоит заняться и там уже посмотреть, что выйдет.
Глеб Архангельский в своей лекции в МГУ приводит пример: примерно в одно время он достиг двух целей – 1) защитил кандидатскую по экономике и 2) купил квартиру в старом районе Москвы. С тех пор прошло уже достаточно много времени. Кандидатская больше не вызывает ярких эмоций: классно, конечно, но «ОК».
В то же время, тот факт, что он купил такую квартиру до сих пор наполняет его энергией и он каждый раз наслаждается моментом, когда встает утром и смотрит на улицу из окна.
Его предложение заключается в том, чтобы каждую цель сопоставлять с ценностями из мемуарника. Если цель отвечает большинству ценностей, то это отличная цель, стоит приступать к ее исполнению. Но чем меньшим ценностям она отвечает, тем меньше внутренней поддержки она получит.
Я вовсе не считаю, что нельзя брать цели, которые отвечали бы только одной ценности, просто, в таком случае, цель должна быть мега важной для этого спектра. Количество можно компенсировать качеством (но на самом деле, скорее всего, вы просто не можете еще просчитать всю важность для других ценностей, но об этом в другой раз).
Но если цель не отвечает ни одной ценности или отвечает нескольким, но с натяжкой — подумайте, стоит ли в такое вообще ввязываться.
Ошибки и отмена целей:
Есть такая фраза, которую можно услышать на тренингах по тайм-менеджменту: как вы относитесь к тому, что человек поставил цель на месяц, а завершил ее за 29 дней, это хорошо поставленная цель? Обычно тут тренер говорит: нет, это неправильно поставленная цель, это цель на 29 дней, а не на 30. И начинает вдалбливать, что нужно быть конкретным и никогда не сворачивать.
Но тут надо вспомнить одну простую вещь. Мы люди и не в наших силах предсказать все возможные ситуации и последствия. Я выполняю свой план в среднем на 80-90%, и это дает мне огромные результаты.
Я понимаю, что план составляется, чтобы исполнять его на 100% и всеми силами стараюсь его исполнить, но не особо огорчаюсь, если не достигаю этой заветной цифры, а принимаю все в расчет и учитываю это завтра.
Также я понял, что неизменными цели тоже оставаться не могут. До поступления в ВУЗ мне хотелось стать судьей, затем адвокатом, затем медиатором, сейчас преподавателем и тренером в сфере юридического образования.
Я понимаю, почему передо мной стояли эти цели, но проходя все дальше по своему пути, я получал все больше и больше информации о том, что меня окружает. А оставлять цели в столь изменившихся условиях я уже не мог.
Я узнал поближе то, чего хотел, и то, чем еще могу заняться. И понял, что для меня важнее всего.
Информация в данной статье не покрывает всех возможных аспектов постановки целей. Мотивация, виды планирования, использование и получение ресурсов, и многое другое будет обсуждаться на этих страницах дальше.
Успехов! И сделаем мир лучше вместе.
Олег Янов
Источник: https://olegyanov.livejournal.com/7964.html
Доклад "Целеполагание. Способы формулирования и доведения до студентов целей урока"
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 190
- Школа молодого педагога
- Целеполагание. Способы формулирования и доведения до студентов целей урока
- (Доклад)
- Докладчик:
Мастер по Хамедова Л.Д.
Каменский, 2015
«По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет.»
Кромвель
Целеполагание осуществляется в трех аспектах (так называемая триединая цель урока — ТЦУ):
- познавательный аспект (обучающая цель)
- развивающий аспект
- воспитывающий аспект
Ключевое слово здесь «триединая«. То есть цель по своей сути одна! И урок — единая целостная система деятельности, не разбитая на три отдельных этапа. Цель именно триединая, то есть вы планируете результат, в котором проявляются три вышеназванных образовательных аспекта.
Триединая цель урока — это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть, достигнут им самим и обучающимися в конце урока.
Важно знать:
- обучающая цель формулируется через ожидаемый результат обучающихся
- развитие идет медленнее, чем обучение, поэтому развивающий аспект может быть запланирован на несколько уроков
- следует помнить, что обучение должно быть воспитывающим (это достигается через подбор форм организации деятельности на уроке, за счет правильного подбора содержания урока и т.д.)
Познавательный аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
- Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других, значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
- Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность.
- Формировать навыки — точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
- Формировать умения — сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
- Формировать то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
Развивающий аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для педагога аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения.
Первая причина заключается в том, что нередко педагог стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие студента происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития относительна, и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:
Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение обучающимися художественными образами, выразительными свойствами языка. Это показатель интеллектуального и общего развития ученика
Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить обучающихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.
Воспитывающий аспект ТЦУ
По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим, «учить и воспитывать — как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка — творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся.
Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
Образовательные
- обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем
- обеспечить формирование умений…
- установить уровень знаний по теме…
- обеспечить обобщение изученного материала по теме…
- обеспечить систематизацию изученного материала по теме…
- обеспечить отработку умений студентов.
Развивающие
создать условия для:
- развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить
- аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);
- развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);
- развития мировоззрения;
- развития навыков устной и письменной речи;
- развития памяти;
- развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
- развития эстетических представлений и художественного вкуса;
- развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа),
- развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
- развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);
- развития у обучающихся рефлексивной деятельности
- развития способности четко формулировать свои мысли;
Воспитательные
создать условия для:
- воспитания уважения к своей Родине;
- воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;
- формирования общечеловеческих ценностей: порядочности, тактичности, следования велению совести и чувства справедливости;
- воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;
- воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;
- воспитания гуманизма и любви к прекрасному;
- подведения обучающихся к выводу о самоценности человеческих качеств;
- формирования взглядов (привычек, идей…);
- воспитания чувства гордости за избранную профессию, умения управлять эмоциями;
- воспитания сознательности обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других;
- воспитания любознательности обучающихся, нравственно-эстетического отношения к действительности с помощью экскурсий, семинаров, конференций, встреч с работниками базовых предприятий;
- воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
- воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
- воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
- воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
- воспитания умения управлять собой, своим поведением.
Очень важно довести до сознания студентов цель урока, помочь им достичь ее.
Для этого студенту необходимо осознать и принять цель, затем перевести ее с внешнего уровня осознания на внутренний.
Осознание студентами поставленных задач, стоящих перед ними определяет успехи в учении и отношении к предмету. Принятие цели студентами — первый этап на пути, ведущий ее к достижению.
Чтобы рассчитать реальность приближения к цели, студентам нужно взвесить свои возможности, сопоставляя их с требованиями данного этапа урока.
Используются различные приемы целеполагания.
В одном случае педагогом сообщается и разъясняется цель урока. В другом, чтобы активизировать студентов и мобилизовать их внимание, а так же чтобы научить их ставить перед собой цель, учитывая свои силы и возможности, задается ряд вопросов — ориентиров, чтобы подвести студентов к определению содержания урока и принятию цели.
Тем самым изменяется механизм обучения, усилия занимающихся; их мысли направлены на процесс учения, студенты становятся активными участниками познавательной деятельности, а не исполнителями воли учителя.
На каждом уроке выделяется самое существенное в конкретном учебном материале. Важно научить студентов выделять сначала «грубые» ошибки, определять пути их устранения, затем — менее существенные ошибки и детали техники: почему не получается, в чём ошибка. Проявлению активности в данном случае способствует сформированность определённых знаний.
В какой части урока целесообразно обсуждать цели? Взгляды на этот вопрос расходятся, и идеального ответа здесь нет. Всё зависит от вашего стиля преподавания и удобства. Зачастую на практике обсуждение целей урока вообще выносится за скобки.
Многие считают, что преподавателю достаточно держать их в уме и нет никакой необходимости в дополнительном проговаривании.
Если же цели урока всё-таки озвучены, это больше похоже на ультиматум, чем на дискуссию: студентов ставят в известность, не требуя обратной реакции.
Как сделать обсуждение целей плодотворным? Во-первых, необходимо быть ясным. Рассказав о целях урока, следует проверить, понятны ли они студентам или что-то требует дополнительных объяснений. После этого нужно перенести акцент на важность обозначенных для данного занятия целей.
Планируя урок, помните, что в нём должно найтись место дискуссии о целях, в какую бы часть занятия вы её ни поставили. Как мы написали выше, можно сказать о целях урока в самом начале, вдохновив студентов на изучение темы.
Можно, наоборот, подвести их к самостоятельному определению целей. Какой бы путь вы ни выбрали, конструктивная дискуссия поможет вам соединить свои преподавательские цели и стремление студентов к плодотворному изучению.
Источник: https://infourok.ru/doklad-celepolaganie-sposobi-formulirovaniya-i-dovedeniya-do-studentov-celey-uroka-3256206.html
Цель обучения в вузе
Вернуться в раздел Юридическое образование. Как стать успешным юристом?
Вуз – это не только следование порядку обучения, предложенному высшим учебным заведением. Это множество шансов для своего развития: конкурсы, стажировки и гранты, дополнительные дисциплины по выбору.
Выбор огромен, и использовать все возможности у студента просто не хватит времени.
Поэтому прежде чем бросать все силы на участие в каком-либо конкурсе или программе, советуем сначала для себя понять, зачем это нужно.
В первую очередь студенту будет полезно спросить себя: «Для чего я учусь здесь?» Внутренне важно понимать свою цель, конкретизировать ее (к примеру, поставить цель получить «красный» диплом, пройти стажировку у адвоката), чтобы знать в какую сторону двигаться. Даже можно написать эту цель на бумаге и повесить на видном месте или начать вести дневник саморазвития.
Как правило, основной целью студента является получение знаний, умений и навыков достаточных для дальнейшего устройства на высокооплачиваемую работу юристом той или иной специализации. При этом ориентиром являются конкретно те знания, умения и навыки, которые перечислены в Стандарте образования бакалавра.
После определения цели, необходимо поставить перед собой задачи.
Например, получать только высшие баллы по своей специальности, посещать дополнительно курсы, кружки, выбрать предмет, который ведет определенный преподаватель, заранее определиться с темой диплома, пройти учебную практику в какой-то конкретной организации.
При этом не стоит забывать и о теоретических дисциплинах, поскольку для юриста успех в практической деятельности напрямую зависит от его знания теории права. К тому же, перестав посещать такие занятия, студент рискует оказаться отчисленным, и уже ни о какой блестящей карьере не может идти и речи.
Поэтому правильная постановка цели — не только важный момент обучения в вузе, но и ключ к рациональной расстановке приоритетов и распределению собственных сил. Ведь именно в стенах вуза начинается планирование карьеры юриста, и от того, насколько разумно студент подойдет к данному вопросу зависит его будущее.
Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.
- Это может быть интересно:
- Как правильно ставить цели?
- Планирование карьеры
- Дневник саморазвития
- Стипендиальные программы и гранты
- Участие в конкурсах
- Курсы, кружки и дополнительные занятия
- Стажировка в иностранных вузах
- Как не оказаться отчисленным
Источник: https://moeobrazovanie.ru/cel_obucheniya_v_vuze.html
Целеполагание
Кратко
Цели урока должны выводиться из заданных в Приложении к Стандарту планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.Определите тему урока.Определите знания, которые должны быть освоены при изучении данной темы (объем изучаемой на уроке информации).
Знания – это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром, т. е. факты, понятия, суждения, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы.
Определите умения, которые должны освоить ученики на данном уроке (какие действия должны совершить ученики с изучаемой информацией?).
Умение – освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.
Выберите из заданных в Приложении к Стандарту планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы те, которые соответствуют теме урока (Справочник – Планируемые результаты).
Преобразуйте выбранные формулировки из общих в конкретные планируемые достижения (перечень конкретных знаний и умений, которые предполагается сформировать у школьников на уроке).Сформулируйте цель как конкретный, достижимый, понятный и диагностируемый результат урока.
- Начинайте с глагола действия (что должны сделать учащиеся?): собрать, систематизировать, рассчитать, изобразить, обсудить, оценить, сформулировать…
- Цель урока = результат деятельности учащихся (Что должны сделать учащиеся?)
- Как это выглядит в Консрукторе уроков:
-
Уровень Предметный результат Метапредметный результат Личностный результат Стандарт Блок «Выпускник научится…» Блок «Выпускник научится…» Блок «Выпускник научится…» Повышенный Блок «Выпускник получит возможность научиться…» Блок «Выпускник получит возможность научиться…» Блок «Выпускник получит возможность научиться…» ХОД УРОКА Этап Постановка задания Деятельность учащихся Результат деятельности Контроль Рефлексия
Подробно
«Как построить урок в соответствии с ФГОС» Миронов А. В.
Цели урока должны выводиться из заданных в Приложении к Стандарту планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Выделяют следующие три уровня описания планируемых результатов, заданных в виде целей:1. Цели-ориентиры.
Это такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, развитие познавательных потребностей. В Стандарте эти цели заданы в виде требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы.
Оценка достижений этих целей ведется, как правило, в ходе анонимных процедур и лишь для получения информации о работе образовательного учреждения в целом.
То есть учителю, приступившему к работе по ФГОС, не грозит «опасность» проверки у его подопечных «сформированности основ гражданской идентичности», «развитости этических чувств» и других качеств личности, названных в требованиях к личностным результатам освоения программы.
Поскольку достижение этих целей – дело не одного урока, то и пытаться как-то сформулировать эти цели при составлении плана (плана-конспекта) конкретного урока не обязательно.2. Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу. Эта группа целей приводится в блоке «Выпускник научится».
Например, при изучении раздела «Человек и общество» в «Окружающем мире» ученик научится различать государственную символику Российской Федерации, при изучении раздела «Человек и природа» – различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы. (См. раздел «Планируемые результаты начального общего образования».
)Обращаем внимание: планируемые результаты включают умения («ученик научится»), но не знания, к чему привык учитель. В идеале это должны бы быть компетенции, как обобщенный результат образования, проявляющийся в способности и готовности выполнять ту или иную деятельность. Однако компетенция – категория трудно диагностируемая.
А результат урока должен быть известен уже на самом уроке, и не только учителю, но и, что, пожалуй, важнее, самим ученикам. Ближе всего к понятию «компетенция» в смысле деятельностного подхода стоит понятие «умение», оно тоже в определенной степени понятие синтетическое, поскольку включает в себя и способ деятельности, и соответствующие знания.
Таким образом, каждый современный урок в качестве целей (задач) должен включать формирование тех или иных умений. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить. «Проверяться будет только то, что школьник действительно умеет» – было записано в одном из вариантов проекта Стандарта.
Важно и то, что задачи урока сформулированы для школьников («научиться», а не «научить», «сформировать» и т. п.). Кроме предметных умений, в качестве опорного материала включается и формирование универсальных учебных действий (УУД). Следовательно, формирование и развитие УУД также должно включаться в цели (задачи) урока.
Очевидно, что на одном уроке невозможно работать над всеми УУД. Необходима определенная выборка и соответствующее определение целей (задач) урока. Критериями отбора могут быть:– содержание урока. Не каждый урок в равной степени представляет возможности для формирования тех или иных УУД.
Например, урок по теме «Разнообразие живой природы» уже традиционно предполагает распределение представителей живой природы на группы (звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся и т. д.
), то есть само содержание «подталкивает» учителя к использованию и формированию у школьников приема классификации;– составляемая учителем программа формирования УУД, в которой должна быть зафиксирована последовательность формирования универсальных учебных действий по годам обучения.
Так, на первом году обучения в задачи урока может включаться регулятивное УУД «осуществляет действия по реализации плана» в варианте «учится работать по предложенному плану», в третьем и четвертом классе уже можно в качестве задачи обозначить «обучение самостоятельному составлению плана и работе по нему».При изучении опорного материала идет формирование и личностных компетенций.
Выше было сказано, что в стандартном варианте цели, касающиеся личностных компетенций, попадают в блок целей-ориентиров и в этом виде в цели урока не включаются. В то же время бывают ситуации, когда урок, а чаще внеклассное мероприятие, направлены именно на формирование конкретных нравственных, экологических или иных отношений.
В этом случае определение целей, относящихся к личностным компетенциям, уместно. Пример. В ходе исследований отношения школьников к различным представителям живой природы выявлен факт негативного отношения к ряду животных (волку, змеям, паукам, жабам и др.), имеющий отрицательные экологические последствия.
Исходя из этого определяется направление работы – преодоление негативного отношения к данным животным. В рамках этого проводится внеклассное мероприятие – инсценировка сказки Р. Киплинга «Маугли», – целью которого является формирование положительного отношения к волку. В таком виде цель уместно зафиксировать в конспекте (разработке) мероприятия. 3. Возможно и определение целей, касающихся изучения более сложного материала, чем тот, что задан системой опорных знаний и умений. В Примерных программах эти цели приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться». Эти цели отрабатываются не со всеми учениками и требуют реализации индивидуального подхода. Итак, главный вывод, который мы делаем из сказанного – цели урока должны отражать заданные в Приложении к Стандарту планируемые результаты. При этом предполагается, что цели уроков в комплексе должны охватить все планируемые результаты. Планируемые результаты передают формируемые умения в самой обобщенной форме. Например, рассмотрим умение «находить место изученных событий на ленте времени». Это умение дифференцируется в соответствии с содержанием урока на более частные, например умение «определять на ленте времени события Отечественной войны 1812 года». Формирование таких частных умений можно рассматривать в качестве задач урока. При этом вместо традиционного понятия «задачи» можно воспользоваться близким к «планируемым результатам» термином «планируемые достижения».
Планируемые достижения – это перечень конкретных знаний и умений, которые предполагается сформировать у школьников на конкретном уроке. Если цели урока формулируются для учителя и до школьников не доводятся, то планируемые достижения выступают в качестве цели не только для учителя, но и для школьников и доводятся до школьников в качестве их целей. В конце урока эти результаты оцениваются.
«Компетентностно-ориентированный урок» Пашкевич А. В.Алгоритм постановки цели до внедрения ФГОС (традиционный подход): определить тему урока; чему будем учить детей; как это сделать: подобрать материал для достижения цели. Цель урока формулировалась с учетом содержания учебного материала, затем ставились задачи урока, определялись его тип и структура.
Алгоритм постановки цели по ФГОС: в зависимости от содержания темы определить обра-зовательный результат, на формирование которого рассчитан урок, разработать стратегию по достижению данного результата, выбрать тип и структуру урока с учетом специфики содер-жания учебного предмета, определить дидактическую цель урока, на основе дидактической це-ли определить задачи урока.
Выбрать технологию и методы, средства достижения, определить деятельность субъектов и способы оценивания. Определить место урока в теме, как этот урок связан с предыдущим, как данный урок повлияет на последующие уроки.
Так как правильно поставленная цель представляет собой определенную последователь-ность конкретных действий, то каждый этап урока предполагает наличие мини-цели, оценка уровня достижения которых позволяет оперативно «корректировать» курс урока.
Цель распадается на систему задач, и их будет столько, сколько промежуточных действий необходимо выполнить, чтобы достичь конкретного результата. Грамотное описание задач представляет собой не что иное, как план достижения цели.Как можно определить, что цель сформулирована правильно? Покажем несколько приме-ров, как это можно проверить.
Для этого необходимо ответить на следующие вопросы или провести трансформацию цели в задачи:– Посильна ли цель для учеников?– Конкретна ли цель?– Способствует ли достижению запланированного результата?– Можно ли оценить достигнутый результат?– Цели сформулированы в действиях учащихся?– Заложен ли в формулировке конечный результат? (Диагностична ли цель?)
- – Прописаны ли задачи, способствующие достижению цели?
- Цель урока трансформируется в педагогические задачи:
- информационная: что будем учить и чему будем учиться?
- операционная: как и каким образом будем учиться?
- мотивационная: зачем нам это надо?
- коммуникативная: с кем и где?
Если вышеперечисленные задачи выполнены в полном объеме, то цель урока сформулиро-вана правильно.
Также необходимо отслеживать реалистичность цели урока с точки зрения достаточности времени на ее выполнение; соответствия подготовленности учащихся; соответствия возможно-стям и способностям учащихся и учителя.
Для оценки, диагностично ли поставлена цель, пыта-емся представить себе результат, который получим в итоге работы: можем ли оценить, изме-рить, определить эффективность, успешность нашей деятельности. Если образ результата
четкий, значит, цель поставлена диагностично.
Источник: http://www.ProTema.ru/lib/didactics/forms-of-learning/item/325-tselepolaganie