- THE FACTORS OF EFFECTIVENESS OF FAMILY UPBRINGING
- Marina Mazalova
- candidate of philological sciences, associate professor, head of the chair of pedagogy and methods of primary education, Saratov state university,
- Russia, Balashov
- АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются отдельные аспекты организации воспитания ребенка в семье, выделяются некоторые факторы, влияющие на его эффективность, к которым относятся воспитательный потенциал, педагогическая культура родителей, ориентация на лучшие высокоэффективные практики семейного воспитания. В числе лучших образцов рассмотрены исторические традиции элитного семейного воспитания.
ABSTRACT
The paper discloses separate aspects of organizing a child’s upbringing in the family; we single out some factors influencing its effectiveness to which belong educational potential, the pedagogical culture of parents, an orientation to the best highly effective practices of family upbringing. Among the best samples historical traditions of elite family upbringing are considered.
Ключевые слова: Воспитание ребенка в семье, факторы эффективности семейного воспитания, воспитательный потенциал, педагогическая культура родителей, высокоэффективные практики семейного воспитания.
Keywords: child’s upbringing in family, factors of effectiveness of family upbringing, educational potential, pedagogical culture of parents, highly effective practices of family upbringing.
Семья традиционно является первичной и главной окружающей средой для ребенка. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из социальных институтов не может сравниться с семьей.
В семейной педагогике имеются многочисленные исследования, рассматривающие различные аспекты семейного воспитания, вопросы его содержания, принципов, организации, отклонений и проблем в домашнем воспитании детей. Безусловно, одним из главных направлений в исследованиях семейного воспитания является важнейший практический вопрос о факторах, позитивно влияющих на его эффективность.
Среди таких факторов следует выделить воспитательный потенциал, которым обладает в той или иной степени каждая семья. Он складывается из совокупности материальных и духовных, объективных и субъективных условий жизнедеятельности семьи, ее наличных возможностей.
Воспитательный потенциал семьи определяется комплексом системообразующих элементов: обеспеченности жильем и материальными средствами для организации и предоставлении условий для гармоничного развития личности ребенка; уровнем образованности отца и матери; сложившимся в семье социально-психологическим климатом и уровнем доверия детей ко взрослым членам семьи, наличием не всегда осознаваемой, но тем не менее существующей целостной системой воспитательных воздействий.
В оценке воспитательного потенциала выделяются критерии эффективности воспитания детей в семье: понимание родителями целей и задач семейного воспитания, осознание родителями личной и социальной ответственности за результаты развития детей, положительное отношение родителей к восприятию психолого-педагогических знаний, их активное присвоение; умение применять полученные знания в практике семейного воспитания, единство и согласованность школы и семьи в воспитании детей.
Другим не менее важным фактором успешности и результативности семейного воспитания является высокий уровень развития педагогической культуры родителей, которую мы понимаем как часть общей культуры личности, основанную на освоении родителями психолого-педагогических теоретических и эмпирических знаний, овладении опытом эффективного взаимодействия с детьми и развитии определенных качеств отцов и матерей, отражающих степень их зрелости как воспитателей и проявляющуюся в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию детей [3].
На практике педагогическая культура родителей реализуется через достигнутый ими уровень педагогического мастерства и педагогический такт, который предполагает разумное сочетание требовательности и чуткости, оценку поступков детей с позиции гуманизма и безусловной любви, внимание к их чаяниям и устремлениям. Характеризуя педагогическую культуру родителей, необходимо отметить наличие у родителей таких качеств личности, как гражданская и социальная активность, жизненный опыт, уровень образованности родителей, профессиональные и индивидуальные черты личности.
Педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Вместе с тем исследования убедительно показывают, что в современной социокультурной ситуации отмечаются кризисные явления в семейном воспитании [6].
Основными причинами снижения воспитательного потенциала семьи в настоящее время являются значительная занятость родителей на работе, недостаточный уровень педагогической культуры родителей, экономические трудности.
Анализ потенциала семьи как среды, обеспечивающей возможности для формирования и развития лучших качеств и черт элитной личности, представляется весьма перспективным направлением научных изысканий.
В истории отечественного семейного воспитания сложились традиции, ориентированные на высокий уровень развития креативных способностей личности, ее неадаптивной и гражданской активности, поддержку и высокий уровень воспитанности лучших, наиболее способных, одаренных в какой-либо сфере представителей молодежи.
В этой связи «обращение к наследию отечественной педагогической науки и практики, в котором рассматривались различные стороны подготовки элиты русского общества, позволяет выявить наиболее оптимальные пути и средства элитного образования и воспитания» [4, с. 621].
Таким образом, ориентация на лучшие элитные практики семейного воспитания прошлого – еще один фактор эффективности и результативности воспитания современного.
Особую значимость в этом плане приобретает выявление прогностического значения сложившихся в семьях лучших представителей различных сословий России ценностей, установок, систем, механизмов, психолого-педагогических условий элитизации личности и разработкой на этой основе методических рекомендаций по организации семейного воспитания для родителей, классных руководителей, педагогов-психологов. Всестороннее развитие ребенка, ориентация на реализацию его талантов в общественно значимой деятельности, высокий уровень духовно-нравственной воспитанности конкретизируют характеристику элитного в семейном воспитании [1; 2; 5].
Лучшее, что было создано в воспитательном наследии прошлого в сочетании с инновациями и современными наработками, позволит интенсифицировать обучение и эффективнее использовать возможности семейного воспитания.
Элитное семейное воспитание и домашнее образование всегда и без исключения базируется на индивидуальном подходе, уделяет большое внимание развитию творческого начала в личности, дает возможность раскрыть ее оригинальность и своеобразие.
В современной социокультурной ситуации семейное воспитание, основанное на исторически сложившихся элитных традициях, может стать той уникальной средой, где реализуется система развития ребенка по индивидуальной траектории, что и соответствует критериям элитности.
Список литературы:
- Мазалова М.А. Воспитание элитной личности в семье // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. – Саратов, 2016. – С. 919–924.
- Мазалова М.А. Об «элитном» и «элитарном» как сущностных характеристиках практики семейного воспитания // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 11 (139). – С. 156–161.
- Мазалова М.А. Развитие педагогической культуры родителей // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов, 2016. – С. 208–212.
- Мазалова М.А. Становление и развитие элитивистских тенденций в теории и практике семейного воспитания и домашнего обучения в России в XVIII веке // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 14. – № 2 (3). – 2012. – С. 621–625.
- Мазалова М.А. Эволюция элитности в семейном воспитании купечества в XIX веке // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5 (120). – С. 91–95.
- Остробородова А.С., Мазалова М.А. Кризисные явления в семейном воспитании // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов, 2016. – С. 265–269.
Источник: https://sibac.info/conf/innovation/lxii/62147
Условия эффективности семейного воспитания
Беляева Ирина Вячеславовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1 имени К.И.Щелкина»
- г.Белогорска Республики Крым
- Условия эффективности семейного воспитания
- 1. Эффективное семейное воспитание и его роль в развитии ребенка
2. Правила для реализации эффективного семейного воспитания.
Эффективное семейное воспитание и его роль в развитии ребенка Основными общими условиями эффективности воспитания детей являются: субъектно-личностные условия; социокультурные условия; социально-методические; организационно-управленческие.
При рассмотрении семьи, как части воспитательной системы, эти условия можно применить и к семейному воспитанию. Семья служит источником и звеном для передачи ребенку социально – исторического опыта и взаимоотношений между людьми. Семья — важный институт воспитания и социализации ребенка.
Отказ от семейного воспитания наносит ущерб развитию личности ребенка. Сила и действенность воспитания в семье не сопоставимы даже с квалифицированным воспитанием в любом воспитательном учреждении.
Домашнее воспитание уникально своей первичностью, значением близких людей в жизни ребенка, обусловленным биологической и психологической зависимостью от них. Семейное воспитание должно строиться на родительской любви к детям и привязанность, доверие, нежность детей к родителям.
Эффективность воспитания в семье также обусловлено постоянством и длительностью воспитательных воздействий старших членов семьи в процессе жизнедеятельности семьи, их регулярностью. Воспитательному процессу в семье также способствует включение детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность.
Семья постепенно приобщает ребенка к социальной жизни, поэтапно расширяет его кругозор и опыт. Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа: по возрасту, полу, по профессии. Такая особенность микрогруппы позволяет ребенку ярче проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности.
Факторы, которые характеризуют жизнедеятельность семьи и влияют на развитие ребенка, подразделяются на:
- социально-культурный,
- социально-экономический,
- технико-гигиенический,
- демографический.
Социально–культурный фактор один из самых важных в воспитательной деятельности семьи. Он определяется отношением родителей к этой деятельности: равнодушно, ответственно или легкомысленно. Эффективность воспитания зависит от того, насколько родители осознают ответственность за воспитание своих детей, как относятся к своей социальной обязанности полноценного члена общества.
Отношения между членами семьи формируют микроклимат семьи, который оказывает влияние на эмоциональное состояние всех ее членов, через него воспринимается окружающий мир и личное место в нем. В зависимости от отношения со стороны взрослых ребенок воспринимает этот мир притягательным или отталкивающим, вызывающим доверие или недоверие.
Доверие к миру — основа положительного самоощущения ребенка. Благоприятные внутрисемейные взаимоотношения в семье стимулируют чувства и действия направленные друг на друга. Благополучие ребенка в семье транслируется на другие сферы взаимоотношений ребенка. Конфликты в семье лежат в основе дефектов развития и воспитания.
Социально-экономический фактор зависит от имущественных характеристик семьи и степени занятости родителей. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг.
Содержание детей, обеспечение их полноценного развития обусловлено общественно-политическим и социально-экономическим положением в государстве. Для семей с низким уровнем дохода проблематична организация отдыха, культурно-спортивного досуга и качественного здравоохранения, а также образования и воспитания детей.
Технико-гигиенический фактор влияет на процесс семейного воспитания с точки зрения места и условий проживания, оснащенности жилья необходимой техникой. Демографический фактор, то есть когда структура и состав семьи диктуют свои особенности воспитания детей.
- Правила для реализации эффективного семейного воспитания
- Сформулируем основные правила для реализации эффективного воспитательного процесса в семье. Правила отношения к ребенку:
- Проявлять любовь к ребенку через похвалу, ласку и нежность, зарождая в ребенке ощущение защищенности, уверенности и свободы.
- Относиться к ребенку как к равному.
- Уважать ребенка и признавать его как личность.
- Проявлять сочувствие и переживать совместно детские беды и радости, налаживать дружеские и доверительные отношения с ребенком.
- Воспринимать детство не как преддверие жизни, а как полный глубоких и ярких переживаний отрезок жизни.
- Верить в возможности ребенка и лучшие качества маленькой личности, в случайность и временность неверного поведения.
- Поддерживать радостную и оживленную атмосферу в семье.
- Не стремиться подчинить ребенка воле родителей.
- Соблюдать справедливость и меру в поощрениях и наказаниях детей.
- Правила, способствующие развитию детей:
- Создание для ребенка возможностей, соответствующих и опережающих его уровень развития.
- Оказание помощи ребенку в познании, самовыражении, самоопределении.
- Готовность отвечать на любые вопросы ребенка.
- Не бояться предоставлять ребенку свободу выбора.
- Отказаться от стандартов в отношении ребенка.
- Поощрять творческое начало в любой работе.
- Правила для создания благоприятной эмоциональной атмосферы вокруг ребенка:
- Присутствие любви, взаимопонимания, сотрудничества в отношениях между родителями.
- Зрелое отношение родителей к воспитанию детей.
- Гуманно-личностный подход к ребенку: любить, понимать, сострадать, помогать.
- Любовь и доброта, участие и сотрудничество во взаимодействии с детьми.
- Формирование в семье культа матери и авторитета отца.
- Внимание к физическим психологическим особенностям своих детей.
- Использовать собственный пример для воздействия на ребенка.
- Семейное воспитание должно носить гуманный характер, для этого следует придерживаться следующих правил:
- Не применять по отношению к детям насилия, ни при каких обстоятельствах.
- Не срывать свое плохое настроение на ребенке.
- Не применять физическое наказание ребенка.
- Не лгать ребенку.
- Не запугивать ребенка.
- Исключить нотации из общения с ребенком.
- Не осуждать ребенка, а исключительно его поступки.
- Ограничивать ребенка как можно меньше в его действиях.
- Не бояться активности ребенка, не сдерживать его инициативы.
- Не превозносить дитя и не потакать ему.
Исключить фразы: «Я тебя не люблю, я тебя брошу и т.д.».
- Не втягивать ребенка в семейные конфликты.
- Не смеяться над неудачами ребенка.
- Не нарушать обещаний, данных ребенку.
Источник: https://multiurok.ru/files/usloviia-effektivnosti-semeinogo-vospitaniia.html
Семейное воспитание
В статье рассмотрен вопрос о воспитании детей в семье. Статья включает в себя: методы семейного воспитания, цели и задачи. Также затронут вопрос о различных семьях детей.
Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни.
В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями.
Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой [1, с. 85].
В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» [6, с. 97].
Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом. Семейное воспитание — это очень сложная система.
На семейное воспитание влияет не только такая важная часть, как наследственность, но и биологическое (природное) здоровье как детей, так и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, а также только положительное отношение к ребёнку. Всё это переплетается и в каждом случае проявляется по-разному [2, с. 25]. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что «проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к своим родителям.
Самая главная, очень важная и общая задача семейного воспитания — это подготовка детей к жизни в уже существующих социальных условиях. Более узкая задача семейного воспитания — это усвоение детьми знаний, умений и навыков, которые необходимы для формирования личности в условиях семьи. По мнению Сулеймановой Ф.М. и Шмаковой Е.В.
, целью семейного воспитания является, безусловно, только формирование качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды и которые могут, к большому сожалению, встретиться на жизненном пути каждого ребёнка. Счастье детей зависит как от семьи, так и от родителей детей.
Именно родители — это первые воспитатели в жизни каждого маленького человечка, ведь только они имеют самое сильное влияние на своих детей, они знают все повадки своего чада, поведение и даже могут предвидеть заранее неприятную ситуацию, в которую может попасть их ребёнок и, соответственно, её успеть вовремя предотвратить.
Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий [5, с. 9].
Ребёнок, который недополучил родительской любви на протяжении всего «счастливого» детства обязательно, к очень большому сожалению, вырастает недоброжелательным, озлобленным на весь мир, чёрствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда даже замкнутым, неприкаянным и даже чрезмерно застенчивым, что в будущем может очень отрицательно повлиять на жизнь ребёнка. Ребёнок, который вырос в атмосфере чрезмерной любви, ласки, заботы, благоговения и почитания, маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия, что тоже может сказаться отрицательно во взрослой жизни ребёнка.
Если в семье нет ни гармонии, ни чувств, то в таких семьях развитие ребёнка осложняется и семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся.
Никогда и ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Самая естественная и необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребёнку в любом возрасте с любовью, пониманием, заботой, лаской и внимательностью, ведь это никогда не повредит в любом возрасте растущего человека.
Существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Семья заметно влияет на процессы и результаты становления личности и именно семье должны уделять первостепенное знание правильного воспитательного воздействия.
Методы воспитания детей в семье — это те пути, при помощи которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение их же детей. Методы семейного воспитания несут яркий отпечаток личности родителей и, вероятно, неотделимы от них. Сколько родителей — столько и различных методов воспитания детей существует.
Основные и важные методы семейного воспитания:
- убеждение (объяснение, внушение, совет);
- личный пример (родителя, старшего поколения);
- поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
- наказание (лишение каких-либо удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).
Контроль за негативными родительскими оценками ребёнка необходим ещё потому что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, которые возникли совсем по иным поводам.
За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие даёт возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца».
Печаль, но не гнев, сочувствие, но не мстительность — именно таковы эмоции тех понимающих родителей, которые истинно любят своих детей [3, с. 70].
Цель семейного воспитания — это формирование таких качеств личности у ребёнка, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, которые могут встретятся на жизненном пути малыша на протяжении всей его жизни.
Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, также нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура, также большое влияние имеет физическое здоровье детей, их счастье — всё это зависит, безусловно, от семьи, в которой воспитывается ребёнок, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания — это приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребёнку, тем больших результатов он добьется. Именно родители — первые воспитатели. Они имеют колоссальное влияние на детей. Ещё Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий.
Таким образом, семейное воспитание играет главную роль в процессе развития личности.
Источник: https://novainfo.ru/article/13026
Особенности семейного воспитания
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
- В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующие:
- 1) гуманность и милосердие к ребенку;
- 2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
- 3) открытость и доверительность отношений с детьми;
- 4) оптимистичность взаимоотношений в семье;
- 5) последовательность в своих требованиях;
- 6) оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;
- 7) социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни).
- Содержание семейного воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности человека*: духовную (мировоззренческое воспитание, самовоспитание, эстетическое воспитание); гуманитарную (нравственное воспитание; воспитание культуры речи; подготовка к семейной и супружеской жизни); организационную (правовая и политическая культура личности, ее активная жизненная позиция), материальную (трудовое воспитание, экологическое, воспитание культуры здорового образа жизни).
Воспитание ребенка в семье – забота в равной степени и матери, и отца. Они в равной степени незаменимы в своеобразном влиянии на ребенка и дополняют друг друга.
Нужны единство и согласованность педагогических воздействий всех взрослых членов семьи.
Отсутствие единых взглядов, единой точки зрения на проблемы в семье у родителей, представителей старшего поколения (бабушек, дедушек) является одной из причин появления в практике воспитания так называемых «трудных» детей.
Разногласия между родителями в предъявлении требований учат детей лавировать, приспосабливаться к обстановке. В ситуации, когда один из взрослых запрещает то, что разрешает другой, у детей, как правило, задерживается формирование навыков правильного поведения, плохо формируются разумные привычки, послушание.
Не менее важно, чтобы семья всячески поддерживала требования детского дошкольного учреждения, а затем школы. Отсутствие такой поддержки и взаимопонимания наносит урон и авторитету родителей, и авторитету педагогов-профессионалов.
Дети часто идут на обман, выбирают для себя наиболее выгодный вариант решения вопроса.
Единство требований предполагает прежде всего знание и учет каждым воспитателем возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объяснение ему смысла предъявляемых требований, приучение его к соблюдению норм и правил поведения.
Наиболее трудная задача в семейном воспитании – это вопрос дисциплины в семье. Если ребенок приучен иметь много прав и никаких обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье, то это прежде всего говорит о неспособности родителей к воспитанию, о сформировавшейся у них иллюзии – «все воспитается само собой».
Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни. Важно именно на этом этапе, чтобы в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда, а не под «горячую руку», накажут.
С раннего возраста, когда ребенок начинает понимать речь, его следует приучать к обязанностям, помощи родителям, труду. Начинать необходимо с мелочей (относить свою посуду, поливать цветок, помогать убирать постель, класть свои игрушки на место и др.
), используя игру; с эмоциональных, подвижных, очень коротких дел, с частыми переключениями, а с годами реализовывать линию на выполнение более сложных, требующих внимания, размышлений, усидчивости, настойчивости; приучать постепенно делать не только то, что нравится, доставляет удовольствие, но и по принципу «обязан, должен».
Важно также заметить разницу между принятием дисциплины, обязательных правил и попытками родителей навязать детям свои вкусы, чувства, настроения и переживания.
В качестве основных требований семейной дисциплины можно было бы сформулировать следующие: 1) обязанность всех в семье следовать одним и тем же правилам; 2) постоянная потребность и стремление родителей понять причины поведения ребенка, его точку зрения, вкусы и интересы; 3) родители должны хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью дисциплины, а что не может быть навязано принуждением; 4) в семье для каждого должны быть установлены повседневные домашние обязанности.
Одной из важных сторон жизни семьи является формирование основ будущей семейной жизни ребенка. Эта работа должна начинаться с воспитания у детей привычек.
Необходимо, например, развивать в детях привычку каждое начатое дело доводить до конца. При этом создается чувство большей ответственности за каждое предпринимаемое дело и приобретается опыт претворения желаний в дело. Конечно, семейная воспитательная среда особенно благоприятна для того, чтобы укрепить эту привычку без подавления воли ребенка.
Прививая привычки у ребенка, не нужно проявлять излишней настойчивости. Для формирования привычки требуется время. Воспитатель, который торопится с этим, рискует вовсе не закрепить их. Если привычка поддерживается только рамками семьи, то по удалении от нее она будет утрачиваться как нечто ненужное.
Умелое развитие разумных привычек (как физического, так и социально-психического характера) способствует сохранению их на всю жизнь.
Для искоренения плохих привычек необходимо по возможности устранять повод к их проявлению и в то же время направлять деятельность ребенка в другую сторону.
Если у ребенка есть склонность ко лжи, надо поощрять его правдивость; если у него наблюдается злость, надо искать случаи пробудить в нем нежные чувства; если он раздражителен, надо стараться не возбуждать его, а действовать успокаивающе.
Ребенку необходимо дать возможность быть разумно деятельным.
При этом родители не должны забывать, что искореняемая вредная наклонность ребенка, нарушая привычную сферу его внутренней деятельности, потребует себе замещения и если не найдет достойной замены, то обратится в прежнюю или создаст новую, может быть, даже худшую. Вот почему так важно создание для ребенка такой атмосферы, в которой он легко мог бы сам найти себе деятельность.
Наряду с формированием хороших привычек, уважение к ребенку способствует развитию у него инициативы, творческой смекалки и осознания ответственности. Необходимо настолько уважать свободу ребенка, чтобы в его опыте развивалась творческая активность.
Развитию ребенка способствует постоянная двигательная активность, разнообразие игр, посильное физическое, познавательное и трудовое напряжение, радость постижения мира и преодоленных трудностей. Обеспечение разнообразия – одна из важных задач родителей.
Особое место в семейном воспитании занимает проблема формирования личностных качеств ребенка и развития способности достигать тех целей, которые он себе ставит.
В этом отношении нужно быть очень осторожным, предоставляя ребенку свободу самому находить решения, ничего ему не навязывая.
С раннего детства полезны разговоры «по взрослому», взаимные обсуждения, совместные игры и дела, уроки великодушия и справедливости, добрые советы и приучение к самостоятельности, обоснованному выбору и правилу самому отвечать за него и его последствия.
При возникновении у ребенка недостатков правильнее не столько «пресекать» их, сколько опираться на сильные качества, пробуждать и усиливать иные интересы, увлечения, которые сами приведут к ослаблению и исчезновению недостатков.
Не менее важной задачей семейного воспитания является контроль и коррекция внесемейных влияний на детей. Начинать эту работу надо рано, имея в виду возможные «дворовые» влияния, а также влияние телевидения, видеофильмов, компьютера. Особенно нужна она после поступления ребенка в школу и по нарастающей – в дальнейшем. Обязательно тесное сотрудничество родителей со школой.
Им следует понимать, что их исключительное влияние на ребенка заканчивается и это может содержать угрозу многолетним усилиям. Особую опасность представляет это в «переходном, трудном» возрасте (11 – 15 лет).
В это время целесообразно строить отношения с сыном, дочерью преимущественно «по взрослому», проявляя разумность, серьезность и решимость при первых же негативных проявлениях в их поведении.
Стремление к подражанию, желание быть похожим на героев сказок, фильмов, отца, мать и других обнаруживается у ребенка уже с 2-5 лет.
Оно резко возрастает в подростковом возрасте, приобретая черты определенной осмысленности, обоснованности и связано нередко с выполнением специальных упражнений (по развитию силы, выносливости, смелости, манер поведения, речи, походки, жестов и др.).
Часто – это слепое подражание, ложное представление о достоинствах: за смелость принимается дерзость, за самостоятельность – действия вопреки советам старших, за культуру – следование нормам «массовой культуры» или примеру развязного поведения ее идолов.
Родители поступят мудро, если будут побуждать ребенка к осознанному самоформированию. Важно суметь заинтересовать его этим, убедительно раскрывать достоинства человека, предопределяющие успех в жизни, возможности и способы их приобретения и самооценки. Такое посильно родителям, знакомым с психологическими и педагогическими аспектами работы с детьми.
Эффективность воспитания в семье во многом зависит от семейного микроклимата. При этом имеется в виду не только отношение к ребенку, но и отношения взрослых членов семьи друг к другу.
Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке он спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Неблагоприятная же семейная атмосфера предопределяет и плохое психическое самочувствие ребенка в семье.
У него растет чувство непрочности семейного дома, он начинает с тревогой относиться ко всяким новым обстоятельствам, которые могут оказаться, по его мнению, не под силу его родителям, и семья распадется, а он останется один в непонятном и враждебном мире.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает то, что видит и слышит вокруг. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, взвинченность, ворчливость, мелочность, хмурые лица.
Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе.
Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание ребенка, существует опасность воспитать эгоиста.
Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.
Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: во-первых, традиций семейного общения, нравственно-психологической атмосферы в доме; во-вторых, степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; в-третьих, форм участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве; в-четвертых, типа семьи – многодетная, малодетная, ее состава – полная или неполная, ее структуры – главенство и подчинение; в-пятых, психических и личностных свойств родственников, степени их совместимости, контактности.
Уважение должно стать ведущим принципом всей воспитательной работы в семье и проявляться в отношении к ребенку любого возраста. Особенно это важно при взаимоотношениях с подростками. Имея собственное мнение и пытаясь отстаивать его, они нередко оказываются в оппозиции по отношению к старшему поколению семьи.
В результате утрачивается эмоциональный контакт родителей с детьми, возникает нетерпимость к другим позициям.
Вот почему так важно для родителей и воспитателей знать присущие каждому возрасту достоинства и недостатки, чтобы лучше регулировать жизнедеятельность растущего человека, создавать оптимальные условия для раскрытия его дарований и способностей, избирать наиболее действенные средства воздействия на него.
Незнание же возрастных особенностей детей приводит к излишней опеке их со стороны родителей и создает тем самым искусственную задержку накопления ребенком самостоятельного опыта, ослабляя его развитие, делая личность нестойкой.
Основой педагогической деятельности родителей должна стать педагогическая культура как составная часть общей культуры человека. В процессе овладения педагогической культурой прежде всего необходимо формирование знаний, которые помогут родителям узнать своего ребенка, выражаясь словами К.Д. Ушинского, «во всех отношениях».
Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать и соответствующими умениями, позволяющими эти методы применять.
Кроме того, успешность воспитательной деятельности родителей определяется любовью к детям и отношением к своим родительским обязанностям.
Одна из характерных особенностей современной семьи –ее повышенная конфликтность и, как следствие, возросший уровень разводов.
Среди наиболее распространенных причин разводов называется низкая культура чувств, этическая неграмотность, неумение супругов строить повседневные отношения, бездумность в выборе супруга и др.
В связи с этим очень важно помочь подрастающему поколению в развитии необходимых личностных качеств для будущей семейной жизни.
Процесс подготовки к семейной жизни сложный – многосторонний. Здесь хотелось бы выделить следующие важные, на наш взгляд, аспекты. Это прежде всего формирование чувства важности семьи для него. Каким он будет, во многом зависит от личного опыта и примера родителей.
Вот почему так необходимы беседы родителей с детьми о проблемах собственной семейной жизни. От действий родителей во многом зависит и полноценное психосексуальное развитие детей. Именно родителям следует вести ребенка по ступеням психосексуального развития.
Все воспитание ребенка в семье, начиная с рождения, должно быть направлено на становление его как будущего родителя.
Педагогический такт и культура нравственного обогащения внутрисемейных отношений, создание атмосферы психологического комфорта для развития ребенка составляют те необходимые условия, от которых во многом зависит успешная подготовка молодежи к семейной жизни.
Источник: https://students-library.com/library/read/57015-osobennosti-semejnogo-vospitania
Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Семейное воспитание — целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
Воспитательный потенциал семьи — совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).
Особенности семейного воспитания:
- • органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;
- • непрерывность и длительность воздействия;
- • многократность и противоречивость воспитательного воздействия;
- • интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
- • относительная замкнутость;
- • общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);
- • взаимная направленность формирующих воздействий. Негативные факторы семейного воспитания:
- • преобладание материальных ценностей;
- • бездуховность родителей;
- • авторитаризм или безграничный либерализм;
- • безнравственность, аморальный стиль и топ отношений;
- • отсутствие нормального психологического климата;
- • неразвитость родительских чувств;
- • фанатизм в любых его проявлениях;
- • противоправное (криминальное) поведение взрослых;
- • отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.
Родительская установка — система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
Неверные установки в семейном воспитании:
- • предпочтение женских (мужских, детских) качеств у детей;
- • страх утраты ребенка;
- • проекция на детей собственных отрицательных качеств;
- • амбиции родителей в отношении собственных детей;
- • внесение в сферу воспитания конфликтов родителей. Принципы семейного воспитания:
- • целенаправленность;
- • культуросообразность;
- • гуманизм;
- • связь воспитания с жизнью детей и их потребностями;
- • единство и согласованность общественного и семейного воспитания;
- • учет возможностей и особенностей развития личности ребенка;
- • единство требования и воспитательных позиций;
- • включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.
Условия семейного воспитания:
- • семейный быт, уклад;
- • семейные традиции;
- • семейные отношения, эмоциональный климат семьи;
- • общение и совместная деятельность;
- • понимание и принятие ребенка;
- • чувство долга и ответственности за воспитание детей;
- • педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности;
- • авторитет родителей;
- • организация жизненного пространства ребенка.
Принятие ребенка — признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, и на родителей в том числе; утверждение неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами.
Несколько слов об авторитете родителей. А. С.
Макаренко определял авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. Им описаны в статье о родительском авторитете виды ложных родительских авторитетов: авторитет дружбы, любви, чванства, резонерства, подкупа и др.
Источник: https://studme.org/46503/pedagogika/psihologo-pedagogicheskie_osnovy_semeynogo_vospitaniya