Требования, предъявляемые к системам контроля — справочник студента

Требования к Системе в целом.Разрабатываемая АСУТП должна соответствовать ГОСТ 24.104-85 ЕСС АСУ «Автоматизированные системы управления. Общие требования» с учетом требований, изложенных в данном разделе.

Требования к структуре и функционированию Системы.По функциональным признакам структура АСУТП подразделяется на следующие категории:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • Распределенная система управления (в дальнейшем РСУ), базирующаяся на специализированной микропроцессорной технике, предназначенной для управления технологическим процессом совместно с оперативным персоналом в режиме реального времени, и предоставления информации в виде технологических данных, трендов, отчетов в заводскую ЛВС — директору завода, главному инженеру, диспетчеру, главным специалистам, начальникам технологических цехов;
  • Система противоаварийной защиты (в дальнейшем ПАЗ), базирующаяся на специализированной микропроцессорной технике повышенной надежности, предназначенной для предотвращения аварийных ситуаций, и автоматического перевода технологического процесса в безопасное состояние при возникновении предаварийных ситуаций;
  • Периферийное оборудование — понятие, объединяющее датчики, анализаторы, преобразователи и исполнительные механизмы, а также электрические и другие приводы, установленные как непосредственно на технологическом оборудовании, так и в специальных помещениях, и подключенные к РСУ и ПАЗ. АСУТП должна быть ориентирована на работу в жестком реальном времени, и быть предсказуемой, то есть обеспечивать выполнение всех функций с заданной периодичностью и точно в назначенный срок.

Должна быть обеспечена надежная защита АСУТП:

  • От несанкционированного доступа;
  • От разрушения или останова работы программного обеспечения в результате некорректных действий оператора технологического процесса;
  • От проникновения в Систему вирусов.

Должна быть обеспечена возможность полного исключения на использование станции оператора в качестве персонального компьютера для непроизводственных целей, выходящих за рамки инструкций технолога-оператора.

Для удобства восприятия информации и выработки соответствующих стереотипов у технолога-оператора, вся технологическая информация должна быть организована иерархически, воспроизводя организационную структуру производства в естественной для технологического персонала форме:

  • Производство / Цех
  • Отделение
  • Технологический узел
  • Контур (параметр).

Должна быть возможность управления технологическим процессом с любого рабочего места оператора-технолога в данном помещении управления — операторной.

В составе программного обеспечения Системы должен быть набор программных модулей — функциональных блоков, позволяющих осуществлять контроль и управление технологическими объектами различных классов. Система должна иметь возможность оперативного конфигурирования прикладного программного обеспечения на отдельной инженерной станции без нарушения работоспособности Системы.

Конфигурирование и настройка Системы под конкретный объект управления должна производиться в человеко-машинной интерактивной среде, обученными работе с Системой специалистами. АСУТП должна иметь гибкую структуру, обеспечивать модификацию алгоритмов решения задач и наборов участвующих в них переменных, конфигурирование схем регулирования и управления.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Теории происхождения государства - справочник студента

Оценим за полчаса!
  • Работа распределенной системы управления не должна влиять на работу системы противоаварийной защиты — как в нормальном режиме работы, так и в случае нарушения своей работоспособности.
  • В Системе должны иметься аппаратные и аппаратно-программные средства диагностики сетей, станций, блоков и модулей.
  • Пуск и останов технологических установок будет производиться технологическим персоналом в автоматизированном режиме с помощью дистанционного управления под контролем АСУТП.
  • Система противоаварийной защиты должна строиться на автономно функционирующих средствах микропроцессорной техники, измерительных датчиках и исполнительных механизмах, и обеспечивать гарантированную реализацию алгоритмов защиты технологического процесса в предаварийных ситуациях.

Технические средства РСУ и ПАЗ должны быть резервированы. При выходе из строя какого-либо из модулей (блоков) должен происходить автоматический переход на резервный модуль (блок) с регистрацией и выдачей соответствующего сообщения. Должна быть предусмотрена возможность замены неисправных модулей в оперативном режиме работы РСУ и системы ПАЗ.

  1. АСУТП должна иметь программные и аппаратные средства для подключения к локальной вычислительной сети производства (завода), а также к единой («корпоративной») сети предприятия.
  2. Гарантийный срок на оборудование систем РСУ и ПАЗ должен быть не менее 1 года с учётом срока хранения и при соблюдении Заказчиком условий хранения, монтажа и эксплуатации, оговоренных настоящим ТЗ, проектной и эксплуатационной документацией.
  3. Требования к численности и квалификации персонала.Персонал автоматизированной системы в соответствии с ролью, выполняемой им в процессе функционирования Системы, делится на 2 основные категории:
  1. Оперативный (технологический) персонал;
  2. Эксплуатационный (обслуживающий) персонал.

К оперативному персоналу относятся лица, непосредственно участвующие в принятии решений по управлению технологическим процессом и в выполнении функций защиты. В данном случае — это аппаратчики, начальники смен и технологических установок, технологи и начальники цехов.

  • Количество и квалификация технологического персонала определяется действующим штатным расписанием.
  • Внедрение Системы не повлияет на численность технологического персонала, однако потребует от него специальной подготовки.
  • К эксплуатационному (обслуживающему) персоналу относятся лица, обеспечивающие нормальные условия функционирования Системы в соответствии с Инструкциями по эксплуатации и обслуживанию, и выполняющие работы по техническому обслуживанию Системы.
  • Предполагается, что обслуживающий персонал подразделения АСУТП будет состоять как минимум из следующих категорий работников, прошедших соответствующее обучение:
  • Начальник сектора АСУТП
  • Ведущий инженер-электроник
  • Ведущий инженер-программист
  • Инженер-электроник
  • Инженер-программист
  • Сменный инженер.

Примечание

  1. По согласованию с администрацией предприятия численность и состав персонала сектора АСУТП может быть оставлен в соответствии с существующим штатным расписанием.
  2. Перед вводом Системы в эксплуатацию технологический и эксплуатационный персонал должен пройти соответствующее обучение.
  3. Помимо персонала АСУТП, работу Системы обеспечивает также ремонтный персонал, непосредственно в функционировании Системы не участвующий, однако способный выполнить ремонт отказавших технических средств.

Требования к показателям назначения.Оборудование РСУ и ПАЗ должно иметь модульную архитектуру, предусматривающую возможность расширения и развития функций АСУТП.

  • Программное обеспечение АСУТП должно иметь гибкую структуру, давать возможность легко адаптироваться к изменениям характеристик технологических процессов, обеспечивать модификацию алгоритмов решения задач и наборов участвующих в них переменных, переконфигурирование схем регулирования и управления.
  • Система ПАЗ должна обеспечивать функции противоаварийной защиты по заданным в технологическом регламенте алгоритмам, и иметь возможность переконфигурации при изменении алгоритмов защиты технологического процесса.
  • На стадии подготовки спецификаций проекта необходимо предусмотреть достаточные резервы по оперативной и дисковой памяти, а также по быстродействию микропроцессорных устройств и промышленных сетей, которые (резервы) потребуются для развития функций Системы.
  • Как РСУ, так и система ПАЗ, должны иметь 10% резерв по информационным и управляющим каналам.

Требования к надёжности.Показатели надежности Системы должны отвечать требованиям ГОСТ 24.701-86 ЕСС АСУ «Надежность автоматизированных систем управления. Основные положения». Обеспечение необходимого уровня надежности требует проведения специального комплекса работ, выполняемых на разных стадиях создания и эксплуатации АСУТП.

При решении вопросов обеспечения требуемого уровня надежности АСУТП необходимо учитывать следующие особенности:

  1. 1) АСУТП является многофункциональной Системой, функции которой имеют различную значимость и, соответственно, характеризуются разным уровнем требований к надежности их выполнения;
  2. 2) В работе АСУТП участвуют различные виды обеспечения, в том числе и так называемый «человеческий фактор», который может в существенной степени влиять на уровень надежности АСУТП;
  3. 3) В состав АСУТП входит большое количество разнородных элементов (включая технологический и эксплуатационный персонал). При этом в выполнении одной функции АСУТП обычно участвуют несколько различных элементов, а один и тот же элемент может участвовать в выполнении нескольких функций Системы.

Поэтому при решении вопросов, связанных с надежностью АСУТП, количественное описание, анализ, оценка и обеспечение надежности необходимо проводить по каждой функции АСУТП в отдельности.

В обоснованных случаях необходимо использовать анализ возможности возникновения в Системе аварийных ситуаций, ведущих к значительным техническим, экономическим или социальным потерям вследствие аварии объекта управления или автоматизированного комплекса в целом.

Уровень надежности АСУТП в существенной степени зависит от следующих основных факторов:

  1. Состав и уровень надежности используемых технических средств, их взаимодействие и взаимосвязь в структуре комплекса технических средств АСУТП;
  2. Состав и уровень надежности используемых программных средств, их содержание, взаимосвязь и взаимодействие в структуре программного обеспечения АСУТП;
  3. Уровень квалификации, организации работы, и уровень надежности технологического, эксплуатационного и обслуживающего персонала;
  4. Рациональность распределения задач, решаемых Системой, между КТС, программным обеспечением, и персоналом;
  5. Режимы и организационные формы эксплуатации КТС АСУТП;
  6. Степень использования различных видов резервирования (структурного, информационного, алгоритмического, функционального, временного и др.);
  7. Степень использования методов и средств технической диагностики;
  8. Реальные условия функционирования АСУТП.

Пояснение

Свойства информационного, математического, лингвистического, правового обеспечения АСУТП влияют на надежность АСУТП косвенно — через функционирование технических и программных средств, действия технологического и эксплуатационного персонала, поэтому при решении вопросов, связанных с надежностью АСУТП, отдельно не учитываются.

При анализе надежности АСУТП необходимо учитывать, что элементы, входящие в состав какой-либо функциональной подсистемы, должны решать задачи взаимной компенсации нарушений нормальной работы, сводить к минимуму их неблагоприятные последствия, и предотвращать переход этих нарушений в отказы выполнения соответствующих функций:

  1. Программное обеспечение функциональной подсистемы должно предотвращать возникновение отказов в выполнении функций АСУТП при отказах технических средств функциональной подсистемы и при ошибках персонала, участвующего в выполнении этой функции, либо должно обеспечить перевод отказов, ведущих к большим потерям, в отказы, сопряженные с малыми потерями;
  2. Технические средства функциональной подсистемы должны не допускать перехода определенных нарушений в работе программного обеспечения и персонала в отказ выполнения функции АСУТП, либо минимизировать последствия отказа;
  3. Технологический и эксплуатационный персонал должен принимать активные меры к недопущению отказов в работе функциональной подсистемы при отказах технических средств или при выявлении ошибок в программном обеспечении, либо к снижению потерь от таких отказов.

Выбор состава показателей надежности АСУТП необходимо производить на основе установленного данным Техническим заданием перечня функций Системы, видов их отказов, и перечня аварийных ситуаций, для которых регламентируют требования к надежности. Исходными данными для определения обоснованных требований к надежности АСУТП являются:

  1. Виды и критерии отказов по всем рассматриваемым функциям АСУТП;
  2. Уровень эффективности по всем функциям Системы и величины ущербов по всем видам отказов;
  3. Состав персонала, технических и программных элементов, участвующих в выполнении каждой функции Системы;
  4. Возможные пути повышения надежности для каждой функции АСУТП, и связанные с ним затраты;
  5. Величины ущербов, связанные с возникновением в АСУТП аварийных ситуаций;
  6. Возможные пути снижения опасности возникновения аварийных ситуаций, и связанные с ними затраты.
  1. Требования по обеспечению надежности АСУТП должны определяться путем сопоставления потерь, связанных с отказами АСУТП в выполнении функций и с возникновением аварийных ситуаций, и затрат, связанных с обеспечением и повышением надежности АСУТП, включая удорожание оборудования.
  2. Надежность технических средств и программного обеспечения, предназначенных для реализации каждой из функций Системы, должна обеспечивать в совокупности выполнение указанных требований по надежности функций Системы в целом.
  3. Необходимый уровень надежности конкретной АСУТП должен обеспечиваться специальным комплексом работ, проводимых на всех этапах создания и функционирования Системы. К обязательным работам по обеспечению надежности АСУТП, которые следует выполнять в процессе создания АСУТП, относятся:
  1. Анализ состава и содержания функций разрабатываемой АСУТП;
  2. Определение конкретного содержания понятия ОТКАЗ, и критериев отказа по каждому виду отказов для всех функций Системы;
  3. Определение конкретного содержания понятия АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ для данной Системы и критериев аварийной ситуации по каж

Источник: https://automation-system.ru/spravochnik-inzhenera/34-glava7/305-7-5.html

Основные требования, предъявляемые к контролю

Контроль, его виды, этапы осуществления

Основы приемов влияния на людей. Создание нормального социально- психологического климата в коллективе.

1. В современном менеджменте именно такой показатель, как контроль различного типа, позволяет достичь предприятию поставленных целей.

Это процесс оценки фактического положения дел в компании с последующим его сравнением с планами развития организации.

Исходя из особенностей теории управления, контроль является непрерывным видом административной деятельности, состоящим из наблюдения, оценки и регулирования.

Виды контроля в менеджменте

Сегодня весь процесс контроля в менеджменте, в зависимости от времени, принято делить на три основных этапа:

1. Предварительный.

2. Текущий.

3. Заключительный.

Предварительный контроль

Предварительный или входной контроль производится еще до фактического начала рабочего процесса.

Целью данного действия является обеспечить все необходимые условия для бесперебойного функционирования предприятия, то есть определить, готовы ли персонал, система управления, производственная сфера компании к началу работ.

Если смотреть с точки зрения управления персоналом, то этот вид контроля в менеджменте позволяет ответить на вопрос, можно ли с помощью данного штата сотрудников решить поставленные перед организацией задачи.

Предварительный контроль в большей части ложится на плечи представителей кадровой службы, которым с помощью тестов и собеседований предстоит определить профессиональную пригодность сотрудников предприятия. Нужно также получить ответ на вопрос, знает ли персонал свои обязанности, права, понимает ли глобальные цели, стоящие перед организацией.

Еще одна составляющая предварительного этапа контроля в менеджменте – оценка финансовых и материальных ресурсов компании. Главные средства оценки финансовой сферы – такие документы, как бюджет или смета организации, а материальные возможности определяются проверкой состояния складских помещений, наличием сырья, гарантированностью поставок.

Текущий контроль

Читайте также:  Диэлектрики - справочник студента

Следующая форма контроля в менеджменте – текущая оценка, которая проводится непосредственно в процессе хозяйственной деятельности компании. Основное предназначение данной процедуры – усовершенствовать производственный процесс и максимально скорректировать его для скорейшего достижения поставленной цели.

На данном этапе необходимо выявить все отклонения от заданных рабочих параметров и устранить их. Есть две формы текущего контроля в менеджменте – стратегическая и оперативная.

Оперативный контроль проводится в то же время, когда происходит выполнение основной работы, здесь происходит оценка распределения времени, соблюдения последовательности производственных операций, качества труда персонала.

Что касается стратегической составляющей, она показывает эффективность использования ресурсов предприятия в рамках достижения глобальной цели. Выясняется, происходит ли во всех подразделениях внедрение новых методов работы, ведется ли поиск более совершенных технологий и т.д.

Заключительный контроль

Третий вид контроля в менеджменте – заключительный, который производится после окончания производственного процесса. Происходит подведение итогов, изучается поведение руководителя и анализируются результаты работы, чтобы скорректировать планы организации на будущее.

  • Основные требования, предъявляемые к контролю
  • Основными требованиями, предъявляемым к системам контроля являются:
  • 1) соответствие планам — систем контроля должна соответствовать деятельности, которую она контролирует;
  • 2) соответствие уровню руководителя – контроль, осуществляемый главным инженером, будет отличаться от контроля, осуществляемого мастером участка;
  • 3) соответствие личным качествам руководителя — информация о состоянии контролируемого объекта должна подаваться руководителю в удобном для него виде;
  • 4) эффективность, достигаемая за счет предоставления руководителю информации именно об отклонениях в контролируемом процессе;
  • 5) объективность, достигаемая за счет того, что контроль опирается на измеримые критерии и нормативы;
  1. 6) гибкость — система контроля не должна давать сбои при изменении планов и нормативов;
  2. 7) экономичность — контроль должен окупать затраты на него.
  3. Эффективность и экономичность системы контроля достигается за счет определения и контроля критических точек контролируемого процесса, которые представляют собой:
  4. либо ограничивающие факторы, позволяющие оценивать расход ресурсов;
  5. либо параметры, лучше других, отражающие ход выполнения плана.

Это дает возможность руководителю контролировать большее количество подчиненных, т.е. расширять диапазон управления.

Основные этапы контроля

Первый этап процесса контроля – определение стандартов, т. е. конкретных, поддающихся измерению целей. Для управления должны быть созданы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его основных областей.

  • Второй этап – измерение фактически достигнутых результатов деятельности организации и персонала.
  • Третий этап – сравнение показателей функционирования с установленными стандартами, определение масштаба допустимых отклонений от установленных норм.
  • Основные характеристики эффективного контроля.

1. Стратегическая направленность контроля – отображение и поддержание общих приоритетов организации. 2. Соответствие процессу. Контроль должен беспристрастно измерять и оценивать то, что важно для организации на конкретном этапе ее развития. 3. Направленность на результаты.

Итоговая цель контроля – собрать информацию, определить стандарты и обнаружить проблемы, для того чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Эффективный контроль способствует достижению поставленных целей. 4. Простота.

Эффективный контроль должен соответствовать потребностям и возможностям персонала, взаимодействующего с системой контроля и осуществляющего ее. 5. Контроль должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к изменениям, происходящим в окружающей среде и внутри организации. 6.

Своевременность осуществления измерений или оценок. 7. Экономичность. Необходимо четко отслеживать затраты на осуществление контроля в организации.

8. Контроль должен осуществляться не только руководителем, но и персоналом организации,т. к. лучший контроль – это самоконтроль. Для повышения надежности контроля следует расширять границы полномочий персонала.

2. Социально-психологический климат (СПК) – это общее, относительно стабильное, психологическое настроение сотрудников одного предприятия, которое имеет проявление в разнообразных формах деятельности.

Каждый коллектив независимо от количества человек редко существует разрозненно, и взаимодействие его членов неизбежно, будь-то взаимопомощь, ориентация на результат, стремление к общей цели и корпоративный дух с одной стороны, и усталость, вражда, нарушение дисциплины и воровство с другой стороны.

Благоприятная атмосфера в коллективе всегда положительно влияет не только на психологическое состояние каждого сотрудника, но и на финансовые (или другие) показатели в большой мере.

Когда психологический климат положительный, можно выделить такие его признаки, как доверие друг к другу и руководству, ощущение защищенности и стабильности, общий оптимизм и готовность вместе справиться даже с самой трудной ситуацией, приятное общение, поддержка, симпатии между людьми, уверенность, внимание и теплота, бодрость, готовность идти на компромисс, свободомыслие в допустимых рамках, желание и возможность профессионально и интеллектуально развиваться, творчески подходить к решению поставленных задач, инициативность и так далее.

Противоположная ситуация в коллективе ведет к негативным последствиям и даже к самым необратимым. Не каждый руководитель понимает, что именно человеческий фактор играет одну из самых важных ролей в успешной работе предприятия в целом.

Лишь изредка можно наблюдать корпорации и сетевые фирмы, где хозяин бизнеса может позволить себе доверить свой бизнес опытным и надежным менеджерам, и спокойно наслаждаться жизнью.

В большинстве случаев возникает необходимость постоянного самостоятельного контроля.

Определить атмосферу в группе людей не так сложно. Даже одного дня достаточно, чтобы выявить явные признаки сплоченности коллектива, психологическое состояние, темп работы и общее настроение. Примитивным примером можно привести частную гостиницу, в которой персонал состоит из 12-15 человек.

В первый же рабочий день стажер (пусть будет администратор) уже к вечеру слышит от сотрудников бесчисленное множество историй друг про друга, причем в не самом благоприятном свете. Места для персонала как такового нет, где люди могут спокойно пообедать и отдохнуть.

Горничные уходят домой раньше времени, не предупредив менеджера. При всем этом каждый сотрудник боится и недолюбливает начальство.

Здесь можно сразу сделать вывод о том, что если сплетни допустимы, значит, хозяйка или хозяин сами подают такой пример, либо не участвуют в работе с персоналом и допускают такое поведение.

Неблагоприятные условия труда (отсутствие комнаты для персонала) порождают усталость, апатию, незаинтересованность в работе, а неприязнь к руководству вызвана безосновательными штрафами, задержкой или неуплатой заработной платы, личными обидами. Большие группы людей следует подвергать более глубинному анализу для выявления причин неблагоприятного психологического климата с последующей корректировкой сложившейся ситуации. Основными признаками анализа являются:

  1. • Производительность труда работников • Степень кадровой текучести • Качество продукции • Прогулы и опоздания на работу • Количество претензий клиентов и сотрудников • Обращение с оборудованием (небрежность либо аккуратность)
  2. • Степень приверженности к своему коллективу сотрудников

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s40421t6.html

Контроль знаний и умений

Контроль знаний и умение студентов — один из главных элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалистов.

Благодаря контролю между преподавателем и студентом устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса

Функции контроля

Проверочная функция. Показатели контроля служит главным основанием для суждения о результатах учения. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку учебной деятельности отдельных студентов и преподавателей, но и состояние учебно-воспитательной работы всего колледжа.

Обучающая функция. В ходе контроля происходит повторение, закрепление и совершенствование знаний путем уточнения и дополнения, переосмысливание и обобщение пройденного материала. Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

Развивающая функция. Контроль заключается в том, что он дает возможность для развития меткости студента, формирования его познавательных способностей.

Контроль протекает в условиях обостренной работы внимания, мышления, воображения.

При любой проверке студент воспроизводит усвоенное, перерабатывает и систематизирует имеющиеся знания, делает выводы, обобщения, проводит доказательство, что эффективно содействует развитию обучения.

Воспитательная функция заключается в воспитание чувства ответственности и активной учебной деятельности. Правильно осуществляющий контроль преподаватель имеет возможность постоянно побуждать студентов к совершенствованию своих знаний и умений, к развитию потребности в самоконтроле.

Методическая функция. Организуя контроль, преподаватель анализирует результаты своей работы, оценивает свои методы преподавания, выбирает оптимальные варианты обучающей деятельности.

Контроль должен быть: 

  • Планомерным и систематическим, т.е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять, исправлять ошибки;
  • Объективным, позволяющим реально оценивать успехи и недостатки учебной деятельности студентов. Объективность определяется обоснованностью целей и содержания обучения, требований к знаниям умениям и навыкам студента, соответствиям содержания проверочных заданий целям проверки;
  • Всесторонним, т.е. более полно выясняющим фактический уровень усвоения студентами учебной информации, охватывающим все разделы программы;
  • Индивидуальным, т.е. учитывать психолого-физиологические особенности студентов. Требования предъявлять ко всем одинаковые, но принимать во внимание индивидуальные качества каждого (природной медлительности, робость, застенчивость, измененную самоуверенность, физические недостатки);
  • Экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных работ, и их обстоятельную оценку в короткий срок;
  • Педагогически тактичным, т.е. осуществляться в спокойной деловой обстановке. Не следует торопить студентов с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.

Виды контроля. 

Предварительный контроль. Служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом.

Он позволяет определять наличный (исходный) уровень знаний и умений студента, чтобы использовать его как фундамент.

На основании данных предварительного контроля преподаватель вносит коррективы в КТП, определяет каким разделам программы больше уделить внимание, намечает пути устранения выявленных пробелов студентов.

Текущий контроль. Основной вид проверки знаний, умение навыков студентов. Его задача — регулярное управление учебной деятельности студентов и ее корректировка.

Он позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, а также стимулировать регулярную, напряженную и целенаправленную работу студентов.

Этот контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением закрепляемым повторением и применением учебного материала.

Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого студента. Иначе студенты перестают регулярно готовиться к занятиям, а, следовательно, и систематически закреплять пройденный материал.

Периодический (рубежный) контроль позволяет определять качество изучения студентами учебного материала по разделам, темам, предметам. Обычно такой контроль проводится несколько раз в семестр. Примером такого контроля могут служить контрольные работы, контрольно – учебные и обобщающие занятия, зачеты.

С помощью периодического контроля обобщаются и усваиваются целые разделы (тема, выявляется взаимосвязями с другими разделами, предметами) Контроль охватывает студентов и всей группы и приводится в виде устного опроса, письменных и графических, практических работ.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени освоения студентами освоения системой знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Итоговый контроль осуществляется на семестровых и переводных экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных экзаменах, защите дипломной работы, проектов.

Итоговые семестровые оценки по предметам, не выносимым на экзамены, выставляется по результатам текущего и исследовательского контроля. При переводе студентов на следующий курс они приравниваются к экзаменационным оценкам.

  • Методы контроля.
  • Это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляется усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.
  • Устный опрос, устанавливает непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает информацию об усвоении студентами учебного материала. 
  • Различают:
  • Фронтальный опрос, который проводится в форме беседы преподавателя с группой и вовлекает в активную умственную работу всех студентов. Вопросы должны допускать краткую форму ответа. С помощью такого опроса проверяется выполненное домашнее задание, выясняется готовность к изучению нового материала, определяет усвоение нового материала, проверяется подготовка студентов к выполнению лабораторных, практических занятий;
  • Индивидуальный опрос предполагает постановку таких вопросов, которые требуют развернутого ответа. Вопросы должны быть четкими, ясными, конкретными, иметь прикладной характер, охватывать основной изученный материал. С целью активизации групп или ответа товарища можно предположить ей составить план ответа, дать рецензию, подготовить дополнительный опрос, дополнить ответ и т.д.
  1. Заключительная часть устного опроса — подробный анализ ответов студентов, где отмечаются положительные стороны, указываются недостатки, делается вывод о том, как изучен материал.
  2. Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий).
  3. Письменные работы по содержанию и форме:
  • диктанты (математические, химические, биологические, экономические и др.); 
  • сочинения;
  • решение задач и примеров; 
  • составление тезисов; 
  • выполнение чертежей, схем;
  • подготовка различных ответов, рефератов;
  • контрольные работы (по конкретным вопросам);
  • самостоятельные работы (учитывают индивидуальные особенности студента);
  • домашние контрольные работы (10-15 дней) охватывают большой раздел учебной программы, требуют работы с книгой и другими материалами.

Практическая проверка позволяет выявить умения применять полученные знания на практике. Этот метод используется при изучении общеобразовательных, общетехнических и особенно специальных дисциплин.

Предлагаются самые разнообразные задания: произвести различные измерения, осуществить сборку, наладку, разработать документацию, выполнить практическую работу, проанализировать производственную информацию и т.п.

Широко применяются для контроля решение профессиональных задач, деловые игры и т.д.

Стандартизованный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей задания и эталона.

Задания бывают:

  • альтернативные, когда студент должен ответить «да» или «нет»; 
  • множественного выбора, предлагает выбор одного ответа из нескольких (пяти, шести);
  • перекрестного выбора, т.е. задание на сопоставление, которое устанавливает соответствие между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке;
  • с конструированными ответами, выполняются путем внесения дополнений, формул, определений и т, п.
  • Эталон представляет образец правильного и последовательного выполнения задания.
  • Формы контроля
  • Учебные планы и программы средних профессиональных учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умение студентов.

Обязательные контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов. Тематика контрольных работ разрабатывается преподавателем, рассматривается на заседании кафедры и утверждается.

Сроки проведения целесообразно определять таким образом, чтобы избежать перегрузки студентов. Целесообразно составлять график проведения, рационально распределив работы в течение семестра.

Используются следующие виды контрольных работ:

  • теоретические, проверяют усвоение основных теоретических работ;
  • практические, проверяют умения применять полученные знания для решения конкретных задач;
  • комплексные, содержат задания теоретического и практического характера.

При проверке контрольных работ преподаватель исправляет каждую ошибку и определяет полноту изложения вопроса, качество и точность расчетной и графической части, учитывает развитие письменной речи, четкость и последовательность изложения мыслей.

Зачет как форма промежуточной аттестации студентов предусматривается по дисциплинам:

  • которые согласно учебному плану изучаются на протяжении нескольких семестров;
  • на изучение которых, согласно рабочему учебному плану, отводится наименьший, по сравнению с другими, объем часов обязательной учебной нагрузки;
  • знания, умения и навыки по которым не являются определяющими для изучения последующих дисциплин.

Основанием для выставления зачета по дисциплине могут являться:

  • текущие оценки успеваемости студентов;
  • результаты классной контрольной работы;
  • результаты защиты домашней контрольной работы;
  • результаты выполнения лабораторных работ и практических занятий и др.
  1. Курсовое и дипломное проектирование — важнейшая форма проверки овладения студентами теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.
  2. Задание для курсового и дипломного проектирования отбирают с конкретным производственным содержанием.
  3. Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает глубокую и систематическую проверку подготовленность студентов к профессиональной деятельности.
Читайте также:  Осуществление права собственности - справочник студента

Защита диплома происходит на открытом заседании Государственной квалификационной комиссии. Эта комиссия на основании анализа выполнения дипломного проекта (пояснительной записки и графической части), заключения руководителя проекта, рецензии на проект, результатов защиты дает объективную оценку уровню знаний, умений дипломника и готовность молодого специалиста к самостоятельной работе.

Семестровые и переводные экзамены. Являются ведущими и наиболее значительными формами организации контроля. Форма проведения экзамена по дисциплине (устная или письменная) определяется преподавателем дисциплины в начале семестра и доводится до сведения студентов.

  • Государственные экзамены — заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе.
  • Экзаменационные билеты для устного экзамена и задания письменных экзаменационных работ составляют преподаватели, обсуждаются на заседании кафедры и утверждаются не позднее, чем за месяц до сессии заместителем директора по учебно-методической работе.
  • Оценка знаний и умений студентов.
  • Требования к оценке знаний и умений:
  • Объективность. Оценка должна отражать действительно уровень усвоения учебного материала, предусмотренного программой, а также насколько сознательно и кратко студент владеет этим материалом, самостоятельно его использует.
  • Индивидуальный характер означает, что оценка фиксирует результат сугубо индивидуального процесса, уровень знаний конкретного студента.
  • Гласность. Оценка, будучи оглашенной, оказывает воздействие на студента, которому она дана, так как она получает корректирующую информацию. Оценка оказывает воздействие и на группу, которая соотносит знания и умения с требованиями контроля и выливается в форму сооценки с их стороны.
  • Обоснованность. Оценка должна быть мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением коллектива студентов. Обоснованность — необходимое условие сохранений авторитета преподавателя и престижа его оценки в глазах студентов.

В педагогической теории и практики принято различать итоговую и текущую оценку.

Итоговая оценка характеризует достижения студентов в целом, уровень его обученности в соответствии с требованиями учебной программы. 

Текущая оценка является педагогическим инструментом, регулирующим взаимодействие преподавателя и студента в учебном процессе.

Преподаватель в индивидуальном порядке показывает студенту уровень его конкретных достижений, усилий.

По текущей оценке можно судить о прилежности и старательности студента, но трудно делать заключение о его общем развитии. Именно поэтому, итоговая оценка не должна быть средней арифметической от текущих.

Пока нет общепринятых критериев оценки. Исходный момент в оценке — ориентация на желаемый результат. С ним сопоставляются достигнутый реальный результат.

Учебную деятельность студентов можно оценивать следующим образом (по примерным критериям):

  • «5» — за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется, понятийным аппаратом, умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа (как в устной, так и в письменной форме), качественное внешнее оформление;
  • «4» — если студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа имеют отдельные неточности;
  • «3» — если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения;
  • «2» — если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач;
  • «1» — за полное незнание и непонимание учебного материала или отказа отвечать.

Источник: http://student39.ru/lector/control/

Статья: «Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся»» | Социальная сеть работников образования

«Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся»»

2019

«Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке.»                                 (Липкина А.И.)

В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества образования.

Педагоги ежедневно контролируют учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время занятий и путем оценки различных письменных работ.

Цели оценки знаний и умений учащихся:                                                                                -диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;                                                  -учет результативности отдельного этапа процесса обучения;                                                           -определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает допустимый уровень, что, очевидно, ограничивает ее ценность.

Различия между оценкой и отметкой.

Оценка – отношение к результату проверки знаний в сравнении с эталоном (требования программы). Отметка – это зафиксированный в баллах результат оценки (пятибалльная шкала, процентная шкала, диаграмма успешности…).

  • Оценка — процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
  • Отметка — результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).
  • Функции отметки: 
  • контролирующая 
  • (на каком уровне усвоен материал);
  • стимулирующая
  • констатирующая 
  • (занимается ученик по этому предмету или нет);
  • уведомляющая 
  • (какой балл получил ученик за изученный материал);
  • карательная
  • (все нормально в учебе или пора принимать меры);
  • регулирующая
  •  (позволяет добывать положительные отметки).

Почему технология оценивания  занимает сегодня все более важное место?

  • Меняется формат: автономия учащегося –  необходима техника мониторинга и самооценки.
  • Меняется среда : возможность мерить то, что раньше  было неизмеряемо.
  • Оценивание все больше становится механизмом развития учащегося (формирующее оценивание).
  • Оценивание становится механизмом развития образовательного учреждения и всей системы образования страны.
  • Качественное оценивание необходимо для подотчетности обществу.

Новые формы оценивания знаний.

  • Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
  • Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;
  • Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
  • Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.

Традиционные и новые средства оценки результатов обучения

В педагогической теории и практике различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль — основной вид проверки знаний, умений и навыков учащихся. Его задача — регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка.

Он позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, а также стимулировать регулярную, напряженную и целенаправленную работу .

Этот контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением закрепляемым повторением и применением учебного материала.

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе знаний, умений и навыков познавательной деятельности. Диагностика помогает получить достоверные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Нельзя допускать больших интервалов в контроле. Иначе ученики перестают регулярно готовиться к занятиям, а, значит, и систематически закреплять пройденный материал.

Периодический (рубежный) контроль позволяет определять качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам, предметам. Обычно такой контроль проводится несколько раз в полугодие. Примером такого контроля могут служить контрольные работы.

  • Рубежный контроль, как правило, охватывает учеников всего класса и проводится в виде устного опроса или письменных работ.
  • Обязательные контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения темы или раздела (модуля). Сроки их проведения необходимо определять таким образом, чтобы избежать перегрузки учащихся
  • Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения отдельного предмета.

Итоговый контроль — это интегрирующий контроль и именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся.

При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания и умения на новый уровень.

При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.

Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.

Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества.

В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса.

С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.

Однако не все тесты могут дать желаемый результат. Пользоваться необходимо соответствующими тестовыми измерителями, разработанными и проанализированными в соответствие с правилами и требованиями тестологии, на уровне мировых стандартов. При этом в настоящее время такой тестовой продукции пока слишком мало.

В нашей стране только создаются службы сертификации тестовых материалов. Недостаточно квалифицированных специалистов, способных обеспечить высокое качество создаваемых тестов.

В связи с чем целесообразно каждому педагогу, школе создавать свой тестовый банк на основе требований Центра тестирования МОиН РФ для проведения внутреннего тестового контроля знаний по всем предметам и направлениям подготовки выпускников.

Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.

Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося.

Рейтинг (от английского «rating») — это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию».

В вузовской практике рейтинг — это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень знания учащегося по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.).

Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно; она применяется во многих западных университетах и некоторых вузах России.

Процесс внедрения рейтинговой системы в школах нашей страны связан с изменением образования в соответствие с современными запросами общества, которое должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, способов оценки достижений обучающихся.

Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия чему будет способствовать рейтинговая система оценки знаний, которая может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам.

  1. Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:
  2. 1) учитывает текущую успеваемость учащегося и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всей четверти;
  3. 2) более объективно и точно оценивает знания учащегося за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;
  4. 3) создает основу для дифференциации учащегося, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
  5. 4) позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учащимся.
  6. В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме понятия «диагностика» все чаще стали использовать понятие «мониторинг».
  7. Под мониторингом в системе «педагог — обучающийся» понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку.

Иначе говоря, мониторинг — это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог — обучающийся», позволяющие наблюдать и, по мере необходимости, корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию. Мониторинг — это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе.

В педагогической науке выделяют шесть функций мониторинга.

Таблица 1

Функция педагогического мониторинга Характеристика
интегративная обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в системе образования
диагностическая оценка состояния системы образования и происходящих в ней изменений
экспертная осуществление экспертизы состояния, концепций, форм, методов развития системы образования
информационная регулярное получение информации о состоянии и развитии системы образования
экспериментальная поиск и разработка диагностических материалов и апробация их на технологичность, надежность
образовательная изучение и удовлетворение образовательных потребностей педагогов по проблемам контрольно-оценочной деятельности

Мониторинг качества образования призван сыграть особую роль в управлении качеством образования. Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг).

Современная мировая образовательная практика исходит из нескольких фундаментальных подходов к построению, описанию и анализу образовательных процессов, каждый из которых определяет основные особенности процессуального содержания. Рассмотрим три основных понятия теории управления качеством образовательных процессов: оценка, диагностика и мониторинг.

Оценка — представляет собой единовременное действие или взаимодействие между преподавателем и учеником, результатом которого является количественный или качественный результат, отражающий достижения субъекта на определенном этапе образования.

Диагностика, в отличие от оценки, предполагает не только оценку, но и сравнение этой оценки с некоторыми стандартизированными нормами. Соответственно, диагностика, как правило, применяется не чаще двух раз на протяжении одного курса: в начале изучения (диагностика остаточных знаний или входного уровня компетентности) и в конце изучения (диагностика уровня достижений).

Мониторинг включает в себя и оценки и диагностику, однако не сводится ни к тому, ни к другому. Задача мониторинга, в организации целостной системы оценивания и диагностики, позволяющей не только получать объективную информацию о ходе и результатах образования, но о состоянии и динамике всех образовательных факторов, включая содержание, технологии, результаты и способы их оценки.

В теории социального управления мониторинг рассматривается как механизм контроля и слежения за качеством образования.

В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принимаемых решений. Иными словами, в рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий.

При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

  • Описание любой системы мониторинга должно предполагать выяснение следующих моментов:
  • название модели мониторинга;
  • краткое описание способа применения методики;
  • контекст модели (где и при каких условиях модель эффективна);
  • внутренние возможности оптимизации модели;
  • управление (указания по разработке и внедрению методики);
  • требования, предъявляемые к студентам, задействованным в проведении системы мониторинга;
  • требования к материально-техническому обеспечению учебного заведения, на базе которого будет применяться разработанная система;
  • интегративная модель оценивания (указания по использованию текущих оценок на промежуточной или итоговой аттестации);
  • принципиальные преимущества и недостатки модели.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/08/28/innovatsionnye-sistemy-kontrolya-i-otsenki-znaniy

Ссылка на основную публикацию