Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты.
Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты.
В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни.
Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями.
Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
- • включают систему санкций – от правовых до морально-этических;
- упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
- • обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
- Функции социальных институтов: явные (заявлены официально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Образец задания
C5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.
Ответ: Институт общества – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области.
Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества – сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.
Тема 6. Многовариантность общественного развития. Типология обществ
Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:
– экономические реформы – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
– социальные реформы – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
– политические реформы – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития – реформа и революция – противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика.
Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией (от англ.
innovation – нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderniser – современный) – это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация.
Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения.
По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
- Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:
- 1) дописьменные и письменные;
- 2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
- 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
- 4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
- 5)
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895).
Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».
Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками.
На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации.
Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:
- Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.
- Термин «цивилизация» (от лат. civis – гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:
- – как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);
– как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);
- – как синоним культуры (например, А. Тойнби);
- – как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.
- Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
- В современной теории цивилизации выделяются два подхода.
Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А.
Тойнби (1889–1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная).
Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы – западную и восточную.
Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация – на локально-региональном, уникальном, своеобразном.
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.
Образец задания
B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ: Революция.
237 000 книг и 43 000 аудиокниг
Источник: https://MyBook.ru/author/petr-anatolevich-baranov/obshestvoznanie-polnyj-spravochnik-dlya-podgotovki/read/?page=3
Традиционное общество: определение. Особенности традиционного общества :
Внимание к традиционному обществу обусловлено кардинальными изменениями в мировоззрении человечества. На данном этапе развития социум является разнородным, в нём вынужденно сосуществуют богатые и бедные, высокообразованные и не имеющие начального образования личности, верующие и атеисты.
Современное общество нуждается в индивидах, социально адаптированных, нравственно стойких и обладающих стремлением к самосовершенствованию. Именно эти качества формируются в раннем возрасте в семье. Традиционное общество наиболее отвечает критериям воспитания в человеке приемлемых качеств.
Понятие традиционного общества
Традиционное общество – преимущественно сельское, аграрное и доиндустриальное объединение больших групп людей.
В ведущей социологической типологии «традиция – современность» оно выступает основной противоположностью индустриальному. По традиционному типу социумы развивались в древнюю и средневековую эпохи.
На современном этапе примеры таких обществ выраженно сохранились в Африке и Азии.
Признаки традиционного общества
Отличительные черты традиционного общества проявляются во всех сферах жизнедеятельности: духовной, политической, хозяйственной, экономической.
Община является основной социальной ячейкой. Она представляет собой замкнутое объединение людей, сплоченных по родовому или локальному принципу. В отношениях «человек-земля» именно община выступает посредником. Ее типология различна: выделяют феодальную, крестьянскую, городскую. Вид общины и определяет положение человека в ней.
Характерная черта традиционного общества – сельскохозяйственная кооперация, которую составляют клановые (родственные) связи. Отношения основываются на коллективной трудовой деятельности, использовании земельных угодий, систематических переделах земли. Такому обществу всегда свойственна слабая динамика.
Традиционное общество – это в первую очередь закрытое объединение людей, которое является самодостаточным и не допускает внешнего воздействия. Традиции и законы определяют его политическую жизнь. В свою очередь, социум и государство подавляют личность.
Особенности экономического уклада
Традиционное общество характеризуется преобладанием экстенсивных технологий и применения ручных орудий труда, господством корпоративной, общинной, государственной форм собственности, в то время как частная собственность все-таки остается неприкосновенной. Уровень жизни большей части населения является невысоким. В труде и производстве человек вынужден приспосабливаться к внешним факторам, таким образом, социум и особенности организации трудовой деятельности зависят от природных условий.
Традиционное общество – это противостояние природы и человека.
Экономический уклад вступает в полную зависимость от факторов природно-климатического характера. Основу такого хозяйства составляют скотоводство и земледелие, результаты коллективного труда распределяются с учетом положения каждого члена в социальной иерархии. Кроме сельского хозяйства, люди в традиционном обществе занимаются примитивным ремеслом.
Социальные отношения и иерархия
Ценности традиционного общества заключаются в почитании старшего поколения, старых людей, соблюдении обычаев рода, неписаных и писаных норм и принятых правил поведения. Конфликты, возникающие в коллективах, решаются при вмешательстве и участии старшего (вожака).
В традиционном обществе социальная структура подразумевает сословные привилегии и жесткую иерархию. При этом социальная мобильность практически отсутствует. Например, в Индии строго запрещаются переходы из одной касты в другую с повышением статуса.
Основными социальными ячейками общества выступали община и семья. Человек прежде всего был частью коллектива, входящего в традиционное общество. Признаки, указывающие на неподобающее поведение каждого индивида, обсуждались и регулировалось системой норм и принципов.
Понятие индивидуальности и следование интересам отдельного человека в такой структуре отсутствуют.
Социальные отношения в традиционном обществе строятся на подчинении. Каждый включен в него и ощущает себя частью целого. Рождение человека, создание семьи, смерть происходят в одном месте и окружении людей. Трудовая деятельность и быт строятся, передаваясь от поколения к поколению. Выход из общины всегда сложен и затруднителен, иногда даже трагичен.
Традиционное общество – это объединение по общим признакам коллектива людей, в котором индивидуальность не является ценностью, идеальный сценарий судьбы — исполнение социальных ролей. Здесь запрещено не соответствовать роли, в противном случае человек становится изгоем.
Социальный статус оказывает влияние на положение личности, степень приближенности к лидеру общины, жрецу, вождю. Влияние главы рода (старшего) непрекословно, даже если индивидуальные качества ставятся под сомнение.
Политическое устройство
Главным богатством традиционного общества является власть, которая ценилась выше, чем закон или право. Армии и церкви принадлежит главенствующая роль. Формой правления в государстве в эпоху традиционных обществ была преимущественно монархия. В большинстве стран представительные органы власти не имели самостоятельного политического значения.
Так как наибольшей ценностью выступает власть, то она не нуждается в обоснованиях, а переходит следующему вождю по наследству, ее источником является Божья воля. Власть в традиционном обществе деспотична и сосредоточена в руках одного человека.
Духовная сфера традиционного общества
Духовной основой общества выступают традиции. Сакральные и религиозно-мифические представления имеют господство как в индивидуальном, так и в общественном сознании.
Религия оказывает значительное влияние на духовную сферу традиционного общества, культура гомогенна. Устный способ обмена информацией преобладает над письменным. Распространение слухов является частью социальной нормы.
Количество людей, имеющих образование, как правило, всегда незначительно.
Обычаи и традиции также определяют духовную жизнь людей в общине, которой свойственна глубокая религиозность. Религиозные догматы находят отражение и в культуре.
Иерархия ценностей
Совокупность культурных ценностей, почитаемых безоговорочно, также характеризует традиционное общество. Признаки ценностно ориентированного социума могут быть общими или сословными. Культуру определяет ментальность социума. Ценности имеют строгую иерархию.
Высшей, без сомнения, является Бог. Стремление к Богу формирует и определяет мотивы поведения человека. Он выступает идеальным воплощением благонравного поведения, высшей справедливости и источником добродетели.
Другой ценностью можно назвать аскезу, которая подразумевает отказ от благ земных во имя обретения небесных.
Верность является следующим принципом поведения, выраженном в служении Богу.
В традиционном обществе выделяют также ценности второго порядка, например, праздность – отказ от физического труда вообще или только в определенные дни.
Необходимо отметить, что все они имеют священный (сакральный) характер. Сословными ценностями могут выступать праздность, воинственность, честь, личная независимость, что было приемлемо для представителей знатных слоев традиционного социума.
Соотношение современного и традиционного обществ
Традиционное и современное общество тесно взаимосвязаны. Именно в результате эволюции первого вида социума человечество вышло на инновационный путь развития. Современное общество характеризуется достаточно быстрой сменяемостью технологий, беспрерывной модернизацией.
Культурная действительность также подвержена изменениям, что обуславливает новые жизненные пути для последующих поколений. Для современного общества характерен переход от государственной формы собственности к частной, а также пренебрежение индивидуальными интересами. Некоторые черты традиционного общества присущи и современному.
Но, с точки зрения европоцентризма, оно является отсталым ввиду закрытости от внешних связей и инноваций, примитивным, продолжительным характером изменений.
Источник: https://BusinessMan.ru/new-tradicionnoe-obshhestvo-opredelenie-osobennosti-tradicionnogo-obshhestva.html
ТРАДИЦИО́ННОЕ О́БЩЕСТВО
Авторы: Д. Г. Подвойский
ТРАДИЦИО́ННОЕ О́БЩЕСТВО, термин, используемый в социальных науках для характеристики разнородной совокупности доиндустриальных обществ, включающей как многочисл.
«первобытные» общества, так и цивилизации древности и Средневековья с их сложной сословной или кастовой структурой, формами хозяйств. жизни и разделения труда, организацией власти и управления, институтами государственности, письм. культурой и т. д. Как идеальный тип Т. о.
обычно противопоставляется совр. обществу, приходящему ему на смену (модерн, индустриальное общество).
При всём содержат. многообразии конкретных Т. о. можно выделить некоторые их ключевые особенности. Это преим.
аграрное общество или основанное на кочевом скотоводстве либо на присваивающей экономике, для него характерны принцип самообеспечения и простое воспроизводство; большинство населения занято ручным трудом, направленным на удовлетворение элементарных потребностей (см. Натуральное хозяйство). Регламентация деятельности, социальный контроль и трансляция культурного опыта осуществляются гл. обр. при посредстве традиций, которые воспринимаются как свод «священных» правил, не подлежащих изменению. Это относится и к легитимации форм господства и социального расслоения (авторитета власти отца, вождя, старейшин, монарха, подчинения «младшего» «старшему», женщины мужчине и т. д.). Статус большинства индивидов определяется от рождения, социальная и пространственная мобильность низкая (исключение составляют кочевничество и этнич. миграции в древности). Массовое образование отсутствует, обучение осуществляется в процессе трудовой деятельности.
Для социального опыта личности типичны ориентация на «значимых других» из ближайшего окружения, укоренённость в локальных сообществах, партикуляризм. Для духовной жизни многих Т. о.
характерны монополия жреческих или церковных институтов на конструирование мировоззренч. систем, исключит. роль религ. культа и практик богопочитания.
В сознании широких слоёв населения развитие личной инициативы блокируется коллективистскими и патерналистскими ценностями.
Процессы модернизации, активизировавшиеся начиная с эпохи Нового времени, в т. ч. рационализация форм мышления и практич. поведения, научно-технич. прогресс, глобализация и т. д.
, приводят к постепенному разложению Т. о. в разных регионах земного шара. Однако его отдельные структурные компоненты (институты, обычаи и т. п.
) сохраняются, происходит их адаптация к условиям жизни совр. мира.
Источник: https://bigenc.ru/philosophy/text/4199280
3 типа общества: характеристики и их признаки
Наиболее распространенной в науках об обществе сегодня является точка зрения, согласно которой все человеческие сообщества можно отнести к трем основным типам.
Типы общества:
- Традиционное общество
- Индустриальное общество
- Постиндустриальное общество
1. Традиционное общество
Традиционное общество – тип общества с аграрным укладом. Основывается на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:
- Ручной труд и примитивные технологии.
- Преобладание сельского хозяйства.
- Сословный строй.
- Низкая социальная мобильность.
- Преобладание ценностей коллективизма.
- Влияние церкви на общественную жизнь.
- Патриархальная семья.
Признаки
- Основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство.
- Очень низкие темпы развития.
- Общество направленно в прошлое, инерционно, боится новвоведений.
- Полное поглощение личности коллективом.
- Общество направленно на удовлетворение бытовых потребностей.
2. Индустриальное общество
Индустриальное общество —определяется уровнем технического, индустриального развития.
Характерные черты индустриального общества
- Преимущественное развитие промышленности.
- Серийное машинное производство и автоматизация..
- Превращение науки в общественный институт.
- Рождение массовой культуры.
- Классовый строй.
- Предоставление прав и свобод людям.
- Формирование гражданского общества.
Признаки
- Общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда.
- Базовой структурой общества становится экономика.
- Основным движущим механизмом общества является стремление к экономическому росту.
- Общество стремится к удовлетворению социальных потребностей (деньги, карьера, качество жизни).
- Оно направленно на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
- Основной способ принятия решения – эмпирическое исследование массовость.
3. Постиндустриальное общество
Постиндустриальное общество или информационное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве. Развитие вычислительной и информационной техники.
Характерные черты постиндустриального общества
- Развитие сферы услуг.
- Единицей товара становится информация (знания).
- Развитие информационных технологий.
- Профессиональное деление общества.
- Широкое использование компьютерных технологий.
- Глобализация экономики.
- Осуществление научно-технической революции.
- Доминирование семьи партнерского типа.
Признаки
- Так как сельское хозяйство и промышленные продукции в таком обществе производятся больше, чем оно может употребить, более 50% населения переходит в сферу услуг.
- Главный фактор развития этого общества — теоретические знания или информация.
- Общество ориентированно на будущее и основной фактор принятия решений – моделирование и аналитические методы.
- Социальная коммуникация протекает на уровне «человек-человек», а не на уровне «человек-природа» или «человек-машина».
- Ведущая технология является умственная технология, а не ручной труд как в традиционном и не машинная технология как в индустриальном.
По степени открытости:
- Закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.
- Открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.
По наличию письменности:
- Дописьменные
- Письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)
По степени социального расслоения:
- Простые — догосударственные образования (нет руководителей и подчинённых)
- Сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.
Источник: https://bingoschool.ru/blog/100/
Теоретический материал
- Лекция 1. Человек как член общества
- Ключевые слова: человек, индивид, личность, индивидуальность, психика, антропогенез, задатки, способности, талант, гениальность.
- Читать лекцию
- Лекция 2. Мировоззрение и его виды
- Ключевые слова: мировоззрение, виды и формы мировоззрения, обыденное мировоззрение, мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, научное мировоззрение, менталитет.
- Читать лекцию
- Лекция 3. Познание и виды знаний
- Ключевые слова: познание, агностицизм, скептицизм, гностицизм, эмпиризм, рационализм, эмпирический и теоретический уровни познания, формы познания, чувственное и рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, знание.
- Читать лекцию
- Лекция 4. Истина, её виды и критерии
- Ключевые слова: истина, относительная и абсолютная истина, объективная и субъективная истина, критерии истины, практика, заблуждение, ложь.
- Читать лекцию
- Лекция 5. Мышление и деятельность
- Ключевые слова: мышление, деятельность, структура деятельности, виды деятельности, творческая деятельность.
- Читать лекцию
- Лекция 6. Потребности и интересы
- Ключевые слова: потребности, виды потребностей, табу, сублимация, интересы.
- Читать лекцию
- Лекция 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
- Ключевые слова: свобода, необходимость, ответственность, фатализм, волюнтаризм.
- Читать лекцию
- Лекция 8. Понятие общества и его строение
- Ключевые слова: общество, социум, признаки общества, сферы жизни общества.
- Читать лекцию
- Лекция 9. Институты общества
- Ключевые слова: социальный институт, функции социальных институтов.
- Читать лекцию
Лекция 10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
- Ключевые слова: культура, функции культуры, формы культуры, субкультура, контркультура, традиции и новаторство.
- Читать лекцию
- Лекция 11. Наука и научное мышление
- Ключевые слова: наука, функции науки, парадигма, гипотеза, закономерность, научный закон, теория, уровни познания, методы познания.
- Читать лекцию
- Лекция 12. Образование, его значение для личности и общества
- Ключевые слова: образование, функции образования, структура образования в России, тенденции развития образования.
- Читать лекцию
- Лекция 13. Религия
- Ключевые слова: религия, функции религии, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, политеизм, монотеизм, церковь.
- Читать лекцию
- Лекция 14. Искусство
- Ключевые слова: искусство, функции искусства.
- Читать лекцию
- Лекция 15. Мораль
- Ключевые слова: мораль, табу, обычай, традиция, принципы морали, право, функции морали, нравственность, «золотое правило нравственности», гуманизм.
- Читать лекцию
- Лекция 16. Общественный прогресс
- Ключевые слова: прогресс, регресс, экстенсивное и интенсивное развитие, революция, эволюция, противоречивость прогресса.
- Читать лекцию
- Лекция 17. Многовариантность общественного развития
- Ключевые слова: реформа, революция, типология обществ, традиционное, аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества, модернизация.
- Читать лекцию
Лекция 18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Ключевые слова: глобальные проблемы, экологическая, демографическая проблемы, проблемы угрозы войны, эпидемий и пандемий, проблема «Север — юг».
Читать лекцию
- Лекция 1. Понятие «экономика» и предмет её изучения
- Ключевые слова: экономика как наука и как хозяйство, экономические блага, производство, распределение, обмен, бартер, потребление, экономическая культура.
- Читать лекцию
- Лекция 2. Экономическое содержание собственности
- Ключевые слова: право собственности, виды собственности, право владения, право пользования, право распоряжения, национализация, приватизация.
- Читать лекцию
- Лекция 3. Факторы производства и факторные доходы
- Ключевые слова: факторы (ресурсы) производства, земля, труд, капитал, предпринимательская способность, факторные доходы.
- Читать лекцию
- Лекция 4. Экономические системы
- Ключевые слова: экономические ресурсы, натуральное и товарное хозяйство, главный вопрос экономики, традиционная, командная (плановая), рыночная, смешанная экономика.
- Читать лекцию
- Лекция 5. Издержки производства
- Ключевые слова: издержки, внутренние и внешние издержки, постоянные и переменные затраты.
- Читать лекцию
Лекция 6. Рынки. Классификация рынков
- Ключевые слова: рынок, покупатель, продавец, виды рынков, рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистический, рынок монопольный, рынок монопсонистический, олигополия, монополия, монопсония, биржа.
- Читать лекцию
- Лекция 7. Законы рыночной экономики
- Ключевые слова: конкуренция, демпинг, спрос, предложение, закон спроса и предложения, равновесная цена, кризис перепроизводства, дефицит товара, «невидимая рука рынка», эластичность спроса и предложения, закон убывающей предельной полезности.
- Читать лекцию
Лекция 8. Финансовые институты. Банковская система
- Ключевые слова: финансовый институт, банк, Центральный банк РФ, вклады, депозиты, кредиты, норма обязательных резервов, учётная ставка (ставка рефинансирования).
- Читать лекцию
- Лекция 9. Деньги и денежно-кредитная политика
- Ключевые слова: деньги, квазиденьги, функции денег, ликвидность, денежная масса, скорость обращения денег, денежно-кредитная политика, деноминация.
- Читать лекцию
- Лекция 10. Основные источники финансирования бизнеса
- Ключевые слова: внутренние и внешние источники финансирования бизнеса, бухгалтерская и чистая прибыль, доходы.
- Читать лекцию
- Лекция 11. Ценные бумаги
- Ключевые слова: ценная бумага, акция, облигация, вексель, сберегательный сертификат, чек, эмиссия ценных бумаг, дивиденды, купонный доход.
- Читать лекцию
Лекция 12. Рынок труда. Безработица
- Ключевые слова: рабочая сила, труд, рынок труда, производительность труда, зарплата, безработица, виды безработицы, формы безработицы, вакансия, занятость.
- Читать лекцию
- Лекция 13. Виды, причины и последствия инфляции
- Ключевые слова: инфляция, дефляция, девальвация, ревальвация, виды и формы инфляции, стагфляция.
- Читать лекцию
Лекция 14. Экономический рост и развитие. Валовой внутренний продукт
- Ключевые слова: экономический рост, система национальных счетов, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, чистый валовой продукт, национальный доход.
- Читать лекцию
- Лекция 15. Роль государства в экономике
- Ключевые слова: смешанная экономика, денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, правовое регулирование рынка, методы вмешательства государства в экономику.
- Читать лекцию
- Лекция 16. Налоги
- Ключевые слова: налоги, функции налогов, налогооблагаемая база, прямые и косвенные налоги, ставка налога, шкалы налогообложения.
- Читать лекцию
- Лекция 17. Государственный бюджет
- Ключевые слова: государственный бюджет, виды бюджета, государственный долг, доходы и расходы бюджета, дефицит и профицит бюджета, межбюджетные отношения.
- Читать лекцию
- Лекция 18. Мировая экономика
- Ключевые слова: мировая экономика, мировой рынок, международное разделение труда, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса, фритредерство, протекционизм.
- Читать лекцию
- Лекция 19. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
- Ключевые слова: потребитель, суверенитет потребителя, номинальный доход, реальный доход, уровень жизни.
- Читать лекцию
- Лекция 1. Социальная стратификация и мобильность
- Ключевые слова: социальная стратификация, страта, социальное неравенство, социальная мобильность, исторические типы стратификации, виды мобильности, социальные лифты, каналы социальной мобильности.
- Читать лекцию
- Лекция 2. Социальные группы
- Ключевые слова: социальная общность, социальная группа, квазигруппа, виды групп, организация, конформизм, нон-конформизм.
- Читать лекцию
- Лекция 3. Молодёжь как социальная группа
- Ключевые слова: социальная группа, молодёжь, эпатаж.
- Читать лекцию
- Лекция 4. Этнические общности
- Ключевые слова: этническая общность, этническая идентичность, род, племя, народность, нация, диаспора, этнические меньшинства.
- Читать лекцию
- Лекция 5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
- Ключевые слова: межнациональные отношения, этнический конфликт, культурный плюрализм, межнациональная дифференциация, межнациональная интеграция, национализм.
- Читать лекцию
- Лекция 6. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации
- Ключевые слова: национальная политика, федеративные отношения.
- Читать лекцию
- Лекция 7. Социальный конфликт
- Ключевые слова: конфликт, причина и повод для конфликта, компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж.
- Читать лекцию
- Лекция 8. Виды социальных норм
- Ключевые слова: социальная норма, обычаи, традиции, мораль, право, эстетические нормы, дозволение, предписание, запрет.
- Читать лекцию
- Лекция 9. Социальный контроль
- Ключевые слова: социальный контроль, санкции, виды санкций, совесть.
- Читать лекцию
- Лекция 10. Свобода и ответственность
- Ключевые слова: свобода, ответственность, виды ответственности.
- Читать лекцию
- Лекция 11. Отклоняющееся поведение и его типы
- Ключевые слова: отклоняющееся поведение, девиантное и делинквентное поведение, группы риска.
- Читать лекцию
- Лекция 12. Социальная роль и социальный статус
- Ключевые слова: социальная роль, социальный статус, престиж, авторитет, ролевые конфликты.
- Читать лекцию
- Лекция 13. Социализация индивида
- Ключевые слова: социализация, виды социализации, агенты социализации, факторы социализации, десоциализация, ресоциализация.
- Читать лекцию
- Лекция 14. Семья и брак
- Ключевые слова: семья, брак, функции семьи, виды семьи, брак.
- Читать лекцию
- Лекция 1. Власть: понятие, виды
- Ключевые слова: власть, источники власти, функции власти, политическая власть, легитимность и легальность власти, теория разделения властей.
- Читать лекцию
- Лекция 2. Государство и его функции
- Ключевые слова: государство, теории происхождения государства, признаки государства, функции государства, формы государства, государственный аппарат.
- Читать лекцию
- Лекция 3. Политическая система
- Ключевые слова: политика, политическая система, компоненты (подсистемы) политической системы общества, функции политической системы.
- Читать лекцию
- Лекция 4. Формы правления
- Ключевые слова: форма правления, монархия, республика, виды монархий и республик.
- Читать лекцию
- Лекция 5. Типология политических режимов
- Ключевые слова: политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, демократия, анархия, охлократия, тирания.
- Читать лекцию
- Лекция 6. Демократия, её основные признаки и ценности
- Ключевые слова: демократия, политический плюрализм, представительные органы власти, теория разделения властей, парламент, местное самоуправление.
- Читать лекцию
- Лекция 7. Формы государственного устройства
- Ключевые слова: формы государственного (территориально-государственного, административного) устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, содружество.
- Читать лекцию
- Лекция 8. Гражданское общество и правовое государство
- Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, суверенитет народа, разделение властей.
- Читать лекцию
- Лекция 9. Политическая элита
- Ключевые слова: политическая элита, власть, ротация.
- Читать лекцию
- Лекция 10. Политические партии и движения
- Ключевые слова: политическая партия, фракция, классификация партий, общественно-политическое движение.
- Читать лекцию
- Лекция 11. Средства массовой информации в политической системе
- Ключевые слова: средства массовой информации, цензура, электронные и печатные СМИ.
- Читать лекцию
- Лекция 12. Избирательная кампания в Российской Федерации
Источник: https://social-studies.ru/theory/
Типы общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество
Человеческие общества многообразны, и в науке существуют разные способы делить их на типы. Например, марксизм предлагает формационный подход: делит общества на первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические. Другая теория предлагает рассматривать историю человечества как процесс модернизации.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному обществу в процессе промышленной революции. В дальнейшем стали говорить о переходе индустриального к постиндустриальному обществу.
Три типа обществ отличаются друг от друга устройством экономики, политической сферы, социальной структурой, культурой и духовными ценностями.
Теория модернизации оформилась в США в середине XX века. В дальнейшем ее нередко критиковали за то, что она приравнивает развитие к «вестернизации» — прогрессу по пути западных стран — и тем самым отвергает возможные альтернативы.
Современная теория модернизации признает индивидуальные особенности этого процесса в разных странах.
Ученые стали признавать не только положительные, но и отрицательные последствия модернизации: ущерб экологии, уничтожение традиционных общественных институтов, социальные конфликты.
Таким образом, модернизация уже не рассматривается как линейный, неизбежный и исключительно позитивный процесс.
Традиционное общество и его признаки
Традиционное (аграрное) общество регулируется традицией и обычаями.
Экономика аграрного общества опирается на сельское хозяйство — в этой сфере занято больше половины населения. Главный фактор производства — земля. Основной производимый продукт — пища. Господствует натуральное хозяйство.
В традиционных обществах низкая социальная мобильность: социальные структуры замкнуты, людям сложно перейти из сословия в сословие.
Политические свободы в таких обществах обычно отсутствуют. Власть авторитарна, преобладают монархические формы правления.
В духовной сфере господствуют религиозные ценности, коллективизм преобладает над индивидуализмом.
Примерами традиционных обществ могут служить любые общества до начала промышленной революции: Древний Египет, средневековая Русь, Англия до XVIII века etc.
Индустриальное общество и его признаки
Индустриальное (промышленное) общество основано на машинном производстве, механическом труде.
Для индустриального общества характерны массовое производство, развитие рынка товаров и услуг. Главным фактором производства становится капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.
Социальная мобильность повышается: структуры общества становятся подвижными, положение человека все чаще зависит от его личных заслуг, а не от происхождения.
Провозглашаются политические свободы и равноправие. Абсолютизм сменяется ограниченной монархией или республикой. Идет формирование гражданского общества.
На смену религиозным ценностям приходят идеалы прогресса и успеха, индивидуализма. Возникает массовая культура.
Постиндустриальное общество и его признаки
Постиндустриальное общество возникает в результате научно-технической революции, когда основой экономики становятся наука и знания. Автоматизация и компьютеризация резко повышают производительность труда.
Большая часть населения в постиндустриальном обществе занята в сфере услуг. Главным фактором производства становится информация, поэтому данный тип общества еще называют информационным обществом.
Социальная мобильность становится максимальной, а общество — более демократичным. Положение человека в нем больше определяет не капитал, а знания, умения, приносимая обществу польза — реализуется принцип меритократии.
В политике провозглашаются ценности плюрализма, гражданского общества, демократии консенсуса.
Сравнительная таблица: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество
Критерии сравнения | Традиционное общество | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество |
Экономическая сфера |
|
|
|
Социальная сфера | Низкая социальная мобильность.Закрытые социальные структуры — сословия | Социальная мобильность повышается.Подвижные социальные структуры — классы | Максимальная социальная мобильность. Профессиональная дифференциация |
Политическая сфера | Отсутствие политических свобод, преобладают монархические формы правления | Провозглашение политических свобод, равенства граждан перед законом, отход от абсолютной монархии | Политический плюрализм, гражданское общество, демократия консенсуса |
Духовная сфера | Религиозные ценности, коллективизм | Ценности прогресса, индивидуального успеха | Ценности индивидуализма |
Установите соответствие между типами обществ. Ответы на вопросы из ЕГЭ
Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо различать традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество, знать их основные признаки. Для примера разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.
Задание 1. Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
|
1) традиционное (аграрное)2) индустриальное |
Ответ: 12112
Задание 2. Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ТИП ОБЩЕСТВА |
|
|
Ответ: 1213
Задание 3. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
|
|
Ответ: 32311
Задание 4. Студент работает над рефератом «Общество традиционного типа». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны).
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.2) В политической сфере господствуют церковь и армия.3) Экономической базой общества является промышленность.4) Социальная структура сословно корпоративна, стабильна.
5) Преобладает экстенсивная технология.6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
Ответ: 1245
Задание 5. Студент работает над рефератом «Признаки индустриального общества». Какие характерные черты индустриального общества из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.
)1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.2) В политической сфере господствуют церковь и армия.3) Экономической базой общества является промышленность.4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.5) Преобладает интенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
Ответ: 356
Задание 6. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.1) развитие сферы услуг2) рост численности рабочего класса3) отсутствие социальной стратификации4) использование информационных технологий
5) новые интеллектуальные технологииОтвет: 145
Источник: https://www.anews.com/p/120223724-tipy-obshhestva-tradicionnoe-industrialnoe-i-postindustrialnoe-obshhestvo/