Территориальная организация государства — справочник студента

Все государства, независимо от формы государственного устройства, обладают государственной территорией. Пределы территории государства в тех или иных формулировках обозначаются в конституциях.

Основные законы закрепляют государственную территорию, ее неделимость, гарантии территориальной целостности, устанавливают территориальное верховенство. Государства распоряжаются своей территорией, определяют правовые режимы территорий, устанавливают административно-территориальное устройство.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Взаимоотношения между государствами по поводу их государственной территории обусловливаются присущим каждому государству территориальным верховенством, выраженном в международном праве.

Принципы правового регулирования территории стали складываться еще в древности. Духовные грамоты русских великих князей были важными правовыми актами, вершившими судьбу и режим территории.

Так, в «Поучении своим детям» (Духовной грамоте) князь Владимир Мономах, изложив события своей жизни и давая своим наследникам, советы по разным вопросам, завещал уменьшить на подвластной территории жестокость даже в справедливых наказаниях, а проходя с войсками по русским землям, ни в коем случае не дозволять делать вред жителям в селах или портить хлеб на полях. В современную эпоху эти принципы, отшлифованные веками, закреплены конституциями государств и отражены в международных договорах (многосторонних и двусторонних).

В сущности, аналогичные идеи были выдвинуты и Г. Гроцием, который считал, что «власти обыкновенно подчинены двоякого рода предметы: во-первых, лица — этот предмет иногда достаточен сам по себе, как, например, толпа переселенцев на новые места — мужей, жен и детей; во-вторых, пространство, называемое территорией».

Именно тип властных отношений, характерных для государства, обусловил принцип, по которому каждый, находясь на территории государства, подпадает под действие законов этого государства.

Однако уже обычное право предусматривает исключение из этого правила для послов, а впоследствии и для помещений, земельных участков, послами занимаемых.

Писаные источники права указывают на понятие «иммунитетная территория».

Понятие «территориальная государственная организации может и должно рассматриваться в двух аспектах».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Психология личности - справочник студента

Оценим за полчаса!

Во-первых, под территориальной государственной организацией следует понимать само государство как одну из организаций общества, в которой связь между населением и властью осуществляется по территориальному принципу. Как писал Ф. Энгельс: «По сравнению со старой родовой организацией государство отличается…

разделением подданных государства по территориальным делениям».

В отличие от догосударственной организации, когда население было организовано по кровно-родственному принципу, государство является классовой организацией общества, при которой обеспечивается осуществление прав и обязанностей граждан по месту их жительства, безотносительно к роду и племени.

Во-вторых, в понятие территориальной государственной организации следует ввести определение составных элементов самой организации, включающих экономико-географический и национально-государственный факторы, определение составных частей и организацию взаимоотношений между ними.

  • Таким образом, территориальная государственная организация — это административно-территориальное и национально-государственное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его экономико-географическими составными частями, между нациями и народностями, населяющими его территорию.
  • Территориальная государственная организация показывает:
  • — из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • — каково правовое положение этих частей и как строится соподчиненность их органов;
  • — как должны складываться вместе государственно-правовые отношения между центральными, национальными и местными частями государства;
  • — в какой государственной форме выражаются интересы наций, проживающих на территории данного государства
  • Территориальная государственная организация включает два элемента: административно-территориальное деление и национально-государственное устройство и существует в унитарной или федеративной формах.

Административно-территориальное деление, складываясь исторически, — остается достаточно подвижной частью в системе государственной территориальной организации. Так, согласно Конституции Итальянской Республики, административное деление территории Италии осуществлено на области, провинции и коммуны (ст.114).

Области, созданные как автономные образования с собственными правами и функциями (ст.

115), выполняют административные функции в пределах основных принципов, установленных законами государства, и в сферах, прямо указанных в конституции или конституционных законах, кроме вопросов исключительно местного значения, которые могут передаваться законами республики провинциям, коммунам или другим местным учреждениям (ст.117 и 118).

Провинции и коммуны в Италии являются территориальными единицами государственного и областного деления (ст. 129). Территории провинций могут быть подразделены на округа с исключительно административными функциями в целях следующей децентрализации.

При конституционном закреплении единства и неотчуждаемости территории Белоруссии территория этого государства делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством (ч.2 и 3 ст.9 Конституции Республики Беларусь).

Российская административно-территориальная система до 1917 г.

подразумевала разделение территории государства на губернии, уезды и волости, то есть территориальные массивы, представлявшие собой относительно самостоятельные районы, в рамках которых выделялись сложившиеся поселения (села, поселки, города). Особое место занимала Финляндия. Советская власть сохраняла дореволюционное административно-территориальное деление до 1929 г.

Национально-государственное устройство, родившееся под лозунгом права нации на самоопределение, воплощает идею национальной государственности: «моя нация создает мое государство». Право наций на самоопределение вплоть до государственно-политического отделения — одна из фундаментальных идей марксизма-ленинизма.

Отвергая культурно-национальную автономию как реакционную идею, В.И. Ленин категорически ратовал за признание права наций на самоопределение вплоть до отделения.

«Социал-демократы России должны — писал он, — во всей своей пропаганде настаивать на праве всех национальностей образовать отдельное государство или свободно выбрать то государство, в составе которого они желают быть»

Не случайно, следуя такому пониманию, Ю.Г. Барсегов считал принцип самоопределения основным принципом территориального разграничения.

В советскую эпоху категорично и безмятежно утверждалось, что право на самоопределение исключает всякую аннексию, всякое насильственное удержание наций и народов в границах чуженационального государства.

Практическое воплощение данной концепции было осуществлено Эстонией, Латвией и Литвой, которые на основе ст.72 Конституции СССР 1977 г. (в ред. от 26 декабря 1990 г.) реализовали свое право свободного выхода из Советского Союза.

Территориальная государственная организация направлена на политическую и экономическую самостоятельность, опирается на концепцию самоуправления. Национальный и административный элементы территориальной государственной организации имеют разные векторы развития.

Смешение национального и территориального принципов — порождает противоречия. Так, стоило Б.Н. Ельцину в целях решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества Независимых Государств, в сфере общих интересов, инициировать создание в 1991 г.

Читайте также:  Введение в социальную психологию - справочник студента

Совета глав республик, как вопрос об аналогичной структуре поставили руководители республик, входящих в состав Российской Федерации.

Советское административно-территориальное деление основывалось на учете экономического районирования при основополагающем значении национального (этнического) фактора. В Декларации об образовании СССР (1922 г.), ставшей в 1924 г.

составной частью Конституции СССР, подчеркивалось, что Союз как государство является добровольным объединением равноправных народов. Конституция СССР 1924 г. закрепляла как состав территории СССР, включающей территории союзных республик (ст.

75), так и принцип территориального верховенства СССР (ст. 76, 81).

Конструирование советской государственной организации осуществлялось с революционным энтузиазмом. «Строительство советских республик шло… по линии создания опорных экономических пунктов, какими в первую очередь являются городские промышленные центры.

Поэтому, например, в Башкирскую автономную республику был включен город Уфа, хотя преобладающее население этого города русское. Поэтому и в Карельскую автономную республику включен русский город Петрозаводск.

По этому вопросу партия давала решительный отпор всяким националистам, пытавшимся противодействовать включению отдельных частей территории в ту или иную республику или область».

  1. Теоретики и практики социалистического государства рассматривали его территорию лишь как арену строительства социализма, на которой «в совместном труде скрепляются дружба и сотрудничество национальностей».
  2. Советская модель национальной системы территориальных единиц предполагала соединение национально-государственного устройства СССР с административно-территориальным делением союзных республик, прежде всего РСФСР.
  3. Следует отметить, что в общесоюзном масштабе существовало всего два акта, посвященных административно-территориальному устройству:
  4. — Закон СССР от 11 февраля 1957 г. «Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопросов областного, краевого административно-территориального устройства»;

— Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1957 г. (с более поздними редакциями) «Об упорядочении дела присвоения имен государственных и общественных деятелей административно-территориальным единицам, населенным пунктам, предприятиям, учреждениям, организациям и другим объектам».

Во всем остальном действовала ст. 79 Конституции СССР 1977 г., согласно которой именно союзные республики определяли свое краевое, областное и районное деление, решали все вопросы административно-территориального устройства.

В РСФСР действовало Положение «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г.

Данным Положением было определено, что образование и упразднение краев, областей и автономных округов, установление и перенесение их административных центров производятся Верховным Советом РСФСР, а в период между его сессиями — Президиумом Верховного Совета РСФСР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета РСФСР на очередной сессии.

Образование и упразднение районов, городов, районов в городах, установление и перенесение административных центров производятся Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполнительных комитетов краевых, областных, городов (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов, а в автономных республиках — Президиумами Верховных Советов автономных республик по представлению исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов с последующим утверждением Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Анализ правовых и документальных источников показал, что принцип внутреннего деления территории, исходя из национального состава населения, вступил в противоречие с существующей государственностью.

Национально-государственные территориальные системы либо рассыпались на самостоятельные государства, либо ликвидировались и заменялись на более стабильные — федеративные. В конце XX в.

наиболее яркой иллюстрацией этого процесса стала судьба двух крупнейших федеративных государств, — Советского Союза и Социалистической Федеративной Республики Югославии.

Отметим, что в Соглашении от 8 декабря 1991 г.

, в котором констатировано, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование», указаны некоторые территориальные аспекты дальнейшего государственного строительства Белоруссии, России, и Украины. В частности, они «признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества».

Принципиально важным документом, направленным на обеспечение территориальной целостности Российской Федерации, мы рассматриваем Закон РФ от 3 июля 1992 г. №3198-1 «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации».

Так, учитывая обострение общественно-политической обстановки и межнациональных отношений, изменившиеся правовые основы государственного устройства в Российской Федерации после подписания Федеративного договора, а также отсутствие сбалансированных механизмов государственно-территориального разграничения в России, Президент РФ вышел с законодательной инициативой об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации. Рассмотрев данное предложение, Верховный Совет РФ своим решением определил этот период до 1 июля 1995 г.

В течение переходного периода требовалось подготовить и осуществить необходимые правовые и организационные мероприятия, направленные на разрешение спорных территориальных вопросов только путем согласования интересов сторон на основе действующего законодательства; а также разработать законодательные акты Российской Федерации о границах в Российской Федерации и о порядке решения вопросов, связанных с изменением государственно-территориального и административно-территориального деления Российской Федерации.

Был также установлен запрет на самовольные захваты территорий и изменение территориальных границ. Любые действия, направленные на самовольные захваты территорий и изменение границ в Российской Федерации, объявлялись преступлением против России и влекли уголовную ответственность согласно действующему законодательству.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1360

Территориальная организация государства

Под территориальной организацией государства понимаются внутренняя организация государственной власти, деление государства на отдельные части, юридический статус (положение) этих частей, принципы взаимоотношений центральных и региональных (местных) государственных органов.

Государственная территория — это геофизическое пространство, на которое распространяется суверенитет государства.

В состав государственной территории входят сухопутное пространство в пределах государственных границ, внутренние воды (реки, озера и иные водоемы), территориальное море (прилегающая к суше часть открытого моря, обычно в пределах 12 морских миль), континентальный шельф (подводная часть материка), недра и воздушное пространство в пределах государственных границ. Территорией государства считаются также дипломатические представительства страны за рубежом, морские и воздушные суда, находящиеся вне территории других государств (кроме военных, которые, где бы они ни находились, всегда остаются территорией государства), а также надлежащим образом зарегистрированные космические объекты.

Территориальное деление государства — это система его территориальных единиц, т.е. составных частей его территории. Оно может включать разное число звеньев с различной степенью самостоятельности. Выделяют две основные формы территориальной организации государства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство — это единое, цельное, слитное государство, составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

Федеративное государство — это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, имеющих особый политико-правовой статус.

От федерации как формы территориально-политической организации государства следует отличать конфедерацию как международно-правовое объединение суверенных государств.

Такое объединение может преследовать различные цели: политические, военные, экономические и т.п. Со временем конфедерация может превратиться в федерацию, как это произошло в XIX в. в Швейцарии или в XX в.

в Объединенных Арабских Эмиратах, или, напротив, распасться, как это произошло с Объединенной Арабской Республикой и Сенегамбией.

Государства — члены конфедерации сохраняют свой суверенитет, продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах, однако часть своих полномочий делегируют конфедеративным органам.

Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношении государств-членов лишь в тех пределах, которые определены договором о создании конфедеративного объединения.

В настоящее время конфедераций в мире нет, однако конфедеративные элементы совершенно отчетливо проявляются в Европейском Союзе, особенно с принятием Конституции, представляющей по существу конфедеративный договор. Элементы конфедерации присутствуют в Британском Содружестве наций и Содружестве независимых государств. В 1997 г.

образовался Союз России и Белоруссии, который предусматривает создание союзного государства. Это государство в настоящее время представляет собой конфедеративный союз. В перспективе созданные в рамках этого союза конфедеративные органы смогут принимать решения, имеющие обязательную силу для обоих государств.

На форму территориальной организации государства оказывают влияние природно-географические факторы, исторические традиции, экономическое и политическое состояние общества, национальный состав населения и др.

В современных демократических государствах выбор формы государственной организации в ее территориальном аспекте, как правило, не связан с национальным составом населения, поэтому как унитарные, так и федеративные государства могут быть и однонациональными, и многонациональными.

Следует, однако, иметь в виду, что усиление миграционных процессов приводит к появлению в мононациональных государствах довольно крупных национальных меньшинств, что, впрочем, до сих пор не отражалось на сложившемся территориатьном делении.

Источник: https://ozlib.com/883444/pravo/territorialnaya_organizatsiya_gosudarstva

Территориальная организация государства

Государства как политическая организация общества различаются не только формой правления (монархия, республика), но и формой территориального устройства.

Территориальная организация государства описывает то, как взаимодействуют между собой целое и части, если под частями понимать области, регионы, штаты, кантоны и т. д. Иными словами, много или мало автономии, прав и возможностей центр сохранил за местными властями или он полностью растворил все в едином политическом пространстве.

С точки зрения территориального устройства государства подразделяются на унитарные (единое государственное образование); федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т. п.); конфедерации (государственно-правовые объединения).

В унитарном государстве административно-территориальные единицы не обладают собственной государственностью. Для всех одна конституция и гражданство.

Решения, принятые центральным правительством и общим парламентом, обладают силой для всей территории государства.

Унитарная форма государства лучше подходит для однонациональных стран, именно там она и сформировалась.

В федеративном государстве роль центрального правительства серьезно ограничена. Источником власти выступают крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны).

Федерация — это устойчивый союз почти самостоятельных государств, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

Такое устройство лучше подходит для многонациональных стран, где несколько народов имеют давно сложившиеся культурные традиции и образ жизни, говорят на разных языках, подчиняются разным нормам, исповедуют разные религии, скажем ислам и православие, а самое главное — не собираются жертвовать своей самобытностью и готовы ее отстаивать с оружием в руках. Здесь федеративное устройство — разумный компромисс и чуть ли не единственный выход из ситуации. Компромисс, поскольку для государства лучше быть единым, а разумный потому, что национальные меньшинства сохраняют свою самобытность, а большинство учится по-демократически, т. е. терпимо, уважая их права, относиться к ним.

В конечном итоге выходит, что школа терпения приносит огромную пользу именно большинству — оно постепенно становится все более цивилизованным.

В федеративном государстве все территориальные субъекты, например штаты, собираются и принимают общую конституцию, которая разграничивает полномочия центра и полномочия мест. В дальнейшем любые изменения в союзную конституцию вносятся только с согласия субъектов Федерации.

При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов Федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов.

За соблюдением разграничения прав центра и мест следит независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей этих самых субъектов.

В США и России происходит именно так. Но есть множество различий. Штаты наделены большими правами, чем субъекты Федерации в России. Если вспомнить историю, то США формировались снизу, штаты долго были самостоятельными, на объединение шли осторожно, каждый раз выкраивая себе максимум самостоятельности.

Время от времени то в одном, то в другом появлялась кучка радикалов, которые прямо заявляли о выходе штата из общего союза. В России федеративность нисходила сверху. Наша страна все время была унитарным, опыт федерализма невелик, какие права дать местам, решали в центре.

Время от времени наиболее сильные субъекты Федерации, прежде всего Татарстан и Чечня, что называется «взбрыкивали», считая, что получили из центра слишком мало прав. То силовым давлением, то угрозами отделиться, то иными акциями они стараются «выторговать» себе больше полномочий.

Постепенно, видимо, мы придем к тому же положению, что и США, когда каждый субъект получит тот максимум прав, который устраивает его и не разрушает общий союз. Правда, обнаружить «золотую середину» крайне сложно. Чужие модели здесь не срабатывают, приходится искать собственные, притом ощупью, совершая массу ошибок.

Ни один пьяный матрос не тратит деньги так быстро, как трезвый конгрессмен.
Американская мудрость

Читайте также:  Основные направления развития современной образовательной системы - справочник студента

Члены федерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков.

И федеративное, и унитарное государства доказали свою жизнеспособность и приняты большинством стран мира. А вот о конфедерации такого не скажешь. Их мало, они нестабильны и быстро распадаются. В 1695 г., после победы народа ашанти над соседними племенами, Осаи Туту основал на Золотом Берегу Африки государство, получившее название Конфедерация Ашанти.

Подчинив себе соседние территории, Конфедерация Ашанти стала мощным политическим союзом. Во главе государства стояли верховный вождь (ашантихене), его соправительница, часто направляемая королевой-матерью, и совет старейшин. Конфедерация была построена по иерархическому принципу, отдельные должности наследовались.

Исключение составляла сфера управления завоеванными территориями, которое осуществляли местные вожди (ашантийские короли).

Конфедерации существовали в США (1776—1787), Швейцарии (до 1848 г.), Германии (1315—1867) и некоторых других странах, но распались. На их основе формировались либо федерации, либо унитарные государства.

Знакомый нам пример — СНГ (Содружество Независимых Государств) — союз суверенных государств, координирующих свою деятельность только по общим вопросам. Это постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей.

Его члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Сколько Россия ни старается сохранить СНГ, мало что получается.

Решения, например о таможенном союзе, принятые на встрече глав государств, либо игнорируются всеми, либо частью из них, но и этого достаточно для того, чтобы завалить любое доброе намерение. Искусственность такой конфедерации чувствуется всеми, и все готовы к новым переменам, но только не знают, какими они должны быть.

СНГ образовался из союзных республик бывшего СССР, которые в 20-е гг., до возникновения СССР, пытались получить государственный суверенитет, быть независимыми. Но военной силой такие попытки быстро придавили, а потом в течение 70 лет их отучали даже думать о суверенитете.

Понятно, что как только принуждение исчезло, а произошло это в памятную «горбачевскую перестройку», все они кинулись из союза вон. Начался парад суверенитетов. В нем было много взаимных отвержений и обид, перегибов и ребячества. Но через это всегда проходят молодые демократии. Они, как и дети, учатся ходить сами.

Источник: https://psyera.ru/territorialnaya-organizaciya-gosudarstva_11775.htm

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды, факторы влияния

Форма государственного устройства представляет собой территориальную организацию власти, отражающую характер взаимодействия государства как целого с составными его частями, распределение властных полномочий между центральными и местными органами.

По форме государственного устройства различаются унитарные и федеративные государства.

Унитаризм является наиболее простой и распространенной формой территориально-политической организации государства (Польша, Франция, Великобритания, Испания и др.).

Для унитарного государства характерны единые (для всей страны) высшие органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные). Основной структурной единицей являются административно-территориальное образование (округ, воеводство и т.п.), не обладающее суверенитетом.

На территории государства действует единая система законодательства,  одноканальная система налогов, единое гражданство.

Существует две разновидности унитарного государства: централизованное и децентрализованное. В централизованном государстве отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности.

Децентрализованное унитарное государство основывается на развитой системе местного самоуправления в рамках отдельных административно-территориальных единиц (район, провинция, город и т.д.).

Административно-территориальное устройство при этом, как правило, увязывается с плотностью населения, проживающего на данной территории, особенностями природных ресурсов, перспективами развития промышленности, транспорта и др.

Более широкими правами по сравнению с административно-территориальными единицами обладает территориальная автономия.

Автономная территориальная единица (в пределах, установленных центральной государственной властью) самостоятельна в решении вопросов местного значения, в создании условий для всестороннего развития проживающего на данной территории населения, его исторических и культурных традиций.

Федерация – это единое союзное государство, субъекты которого строят свои взаимоотношения с центром на основе разделения предметов ведения. Составными частями федеративного государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны и т.д. В федеративном государстве существует одна неразделимая суверенная власть.

Наличие в федерации отдельных государственных образований не свидетельствует о разделении суверенитета между федерацией и ее составными частями. В противном случае суверенное государство превратилось бы в союз отдельных государств, имеющих возможность отделиться (выйти из состава федерации) в одностороннем порядке.

Для федерации типично наличие двух уровней в системе органов государственной власти — самой федерации, и ее субъектов, а также конституционно закрепленное разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами федерации (штатами, кантонами, землями). В ряде случаев устанавливается двойное гражданство. Союзный законодательный орган, как правило, двухпалатный: одна из палат представляет и выражает в федеральном парламенте интересы субъектов федерации.

Единую территорию федеративного государства образуют территории составляющих ее субъектов. Двухуровневая система права действует в рамках единого правового пространства, а федеральные законы имеют прямое действие на территории всех субъектов федерации.

Как правило, вся полнота власти осуществляется только всей совокупностью государственных органов: федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации.

Целостность федеративного государства, кроме того, обеспечивается единой денежной и налоговой системами, а также едиными вооруженными силами.

Федеративные государства формировались двумя путями. В зависимости от этого выделяют конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации (их большинство) создавались «сверху» путем децентрализации, преобразования унитарных государств. Договорные — образуются в результате объединения ранее независимых государств, существовавших, как правило, в рамках конфедерации.

Различаются национальные, территориальные и смешанные формы федерации.

Национальная федерация характеризуется тем, что составляющие федеративное государство субъекты отличаются национальным составом населения, компактно проживающим на определенной территории, особенностями его культуры, языка, быта и т.д.

Смешанная форма представляет собой сочетание некоторых признаков национально-территориальной организации союзного государства (в зависимости от национального состава населения) и административно-территориального устройства. Типичный пример смешанной федерации — Российская Федерация.

Следует заметить, что большинство зарубежных федераций построено по территориальному принципу. Несмотря на то, что в основном это многонациональные государства, перед ними не стоит проблема решения национального вопроса (Австралия, Бразилия, ФРГ, США и др.).

Источник: https://students-library.com/library/read/76432-politiko-territorialnaa-organizacia-gosudarstva-ponatie-vidy-faktory-vliania

Политико-территориальная организация государства — Право

  • Форма государственного устройства — способ территориального устройства государства, определяющий взаимоотношения центральной и местной властей — это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Данная категория дает ответы на следующие вопросы:
  • как организована территория государства; из каких частей оно состоит; каково их право положение;
  • на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

Унитарное государство (УГ)- представляет собой единую, слитную структуру, не имеющую в своем составе государственных образований. В государстве неделимость.

Составные части обладают статусом административных территориальных единиц; не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета) не имеют своего собственного законодательства. Признаки:

  1. один основной закон, одна система законодательства;
  2. единый центр государственной власти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти (единые высшие законодат, исполнительные и судебные органы);
  3. единое гражданство; единая судебная система;
  4. одноканальная система налогов, то есть все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;
  5. административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурных сферах.
  6. Три вида современных унитарных государств:
  7. Децентрализованные — местные органы избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью
  8. (имеют право законодательствовать, обладают финансовой автономией);
  9. Относительно децентрализованные — самоуправленческими началами наделяются мировые территориальные
  10. образования (общины, коммуны);
  11. Централизованные — государства, в которых отсутствует местное самоуправление (МСУ), а управление на
  12. местах осуществляют назначенные сверху чиновники.
  13. Симметричные УГ — административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус, занимают
  14. равное положение по отношению к государству в целом.
  15. Ассиметричные УГ — имеется политическая или административная автономия.
  16. Регионализм — форма УГ, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство
  17. (Испания, Италия) — это промежуточная форма между унитарным и федеративным государством.
  18. Федеративное государство (ФГ, федерация)- многосоставное государство, части которого обладают
  19. политической автономией (признаками государственного суверенитета). Это союзное, соединенное государство,
  20. в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической
  21. самостоятельностью. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на
  22. договоре или конституции(Малайзия, Канада, Мексика, Аргентина и другие).
  23. США — 50 субъектов (штатов), Швейцария — 23 кантона, в России — 83 субъекта.
  24. В мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные — Россия и малонациональные — Германия,
  25. Австрия.
  26. Федерация — это союз ряда государственных образований. Признаки:
  27. территория состоит из территорий ее субъектов;
  28. двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации);
  29. две системы законодательства — общегосударственная и субъектов;
  30. субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;
  31. отсутствие у субъектов федерации права сецессии — выхода из состава федерации;
  32. непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками). Это обусловлено тем, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов;
  33. финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (не имеют права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков);
  34. принцип двойного гражданства (не во всех федерациях);
  35. в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
  36. двухканальная система сбора налогов:
  37. разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов;
  38. субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене, этого не признает за ними и международное право.
  39. В зависимости от правовых оснований образования:
  40. УДоговорные федерации — образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза;
  41. УКонституционные федерации — основанием образования является факт закрепления в Конституции. По способу образования субъектовфедерации различают:

^ Территориальные федерации — субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещен односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия и другие).

Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции.

В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национальной культурной автономией, то есть правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и так далее;

^ Национальные федерации — субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее — СССР, Югославия, Чехословакия).

Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность.

  • УФедерации, образованные на основе сочетания территориального и национального принципов — Российская Федерация.
  • В зависимости от правового положения субъектов:
  • УСимметричные федерации — состоят из однопорядковых составных частей, то есть все субъекты федерации юридически и фактически равноправны (ранее — Чехословакия).

^ Асимметричные федерации — фактическое или юридическое неравенство субъектов; наряду с субъектами в состав федерации входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 года — Аляска в США), управление которых осуществляется специально назначенным из центра чиновником; могут быть федеральные владения (прибрежные остров у Аргентины, Австралии), федеральный столичный округ (столица); субъекты юридически равноправны, но отличаются по своему фактическому положению — Россия — 6 видов субъектов. В мире не существует абсолютно симметричных федераций, все они имеют элементы асимметрии. Также выделяют:

Дуалистический федерализм — жесткое разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Кооперативный федерализм — основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения — более предпочтителен в современных условиях.

Источник: https://student2.ru/pravo/1264072-politiko-territorialnaya-organizaciya-gosudarstva/

Ссылка на основную публикацию