Теория экзестенциального анализа и логотерапия в. франкла — справочник студента

« Назад

10.10.2017 17:13

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Теория экзестенциального анализа и логотерапия В. Франкла - Справочник студента

Виктор Франкл родился в Вене в 1905 г. В университете Франкл изучал медицину со специализацией в области неврологии и психиатрии. Занимался он и у Фрейда, и у Адлера. Однако, впоследствии стал выступать с возражениями против их идей, и в итоге был исключен из «Общества индивидуальной психологии» А.Адлера.

В 1930 г. Франкл получает степень доктора медицины. Он не успел эмигрировать из Германии и в 1942 г. всё-таки попал в концентрационный лагерь, где находился до 1945 г.

Несмотря на невыносимые условия, в которых он страдал сам, Франкл мужественно продолжил своё дело. Результаты его психотерапевтической работы обобщены в статье «Психолог в концентрационном лагере».

Труд, который невозможно читать без слез.

После войны Франкл работал директором Венской неврологической поликлинической больницы, много писал и путешествовал.

В 1985 г. Франкл приезжал в Советский Союз.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Функции рынка - справочник студента

Оценим за полчаса!

Несмотря на то, что в доперестроечное время его работы были у нас почти неизвестны, всего лишь две его лекции собрали в зале Московского университета множество людей со всей страны.

Первой большой публикацией Франкла, увидевшей свет в нашей стране, стал его труд «Человек в поисках смысла». Книга была выпущена в 1990 г. и несмотря на достаточно большой тираж, быстро стала библиографической редкостью.

Идеи Франкла невероятно актуальны и для нашего времени, поэтому я подробно расскажу о теории экзистенциального анализа и логотерапии, тем более, что в своей практической работе я широко использовал эти идеи.

Прежде всего Франкл поднимает вопрос о смысле жизни. Он считал, что сомнения в смысле жизни нельзя приписывать к проявлениям психической патологии, поскольку они отражают истинные человеческие переживания. Эти переживания являются признаком человека в самом человеке, потому как только человек задумывается о смысле своего существования и сомневается в нем.

Проблема смысла жизни временами может буквально завладеть всем человеком. Деятельность его невозможно представить в отрыве от исторического контекста. Особенно это справедливо в случае неврозов, когда человек искажает действительность, и его поведение определяется не прошлым или будущим, а только «вне-историческим» настоящим.

Многие невротики говорят, что они предпочли бы жить вдали от борьбы за существование. Конечно, можно временно взять «отпуск» от своих повседневных обязанностей и забыться, например в алкоголе. Но потом все равно жизнь предъявит свои права. Если человек забывает цель и увлекается средствами, у него возникает «невроз выходного дня» — ощущение пустоты собственной жизни.

Жертвы данного невроза напиваются для того, чтобы спастись от ужаса этой пустоты.

Логотерапия и экзистенциальный анализ помогают человеку бороться с такими страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными самой жизнью.

По мнению Франкла, традиционная психотерапия только проявляет в сознании глубинные явления душевной жизни, а логотерапия обращает внимание сознания к подлинным духовным сущностям и приводит человека к осознанию собственной ответственности. Именно ответственность является основой человеческого существования.

Франкл считал, что духовные проблемы нельзя описывать как симптомы, потому что они являются не симптомами, а достоинствами, выражающими уровень осмысленности, который достиг или желает достичь пациент. Особенно это относится к людям, потерявшим своих любимых.

Такие люди утрачивают духовный стержень и оказываются не способны противостоять ударам судьбы в трудные периоды жизни. Но философская позиция должна проявиться рано или поздно. И если человек не сможет придумать доводы в пользу жизни, то рано или поздно у него возникают мысли о самоубийстве.

Задайте себе вопрос о том, почему вы не думаете о самоубийстве, и вы найдете смысл своего существования.

Франкл считал, что есть какой-то сверхсмысл, который людям никогда не удастся понять, как и ветвям никогда не понять смысла дерева. Однако вера в сверхсмысл имеет огромное психотерапевтическое и психогигиеническое значение. Такая вера делает человека более жизнеспособным. Для такой веры нет ничего бессмысленного.

Когда она имеется, человек понимает, что ни одно внутреннее потрясение в его жизни не проходит впустую, даже если оно тщательно скрыто от окружающих. «Роман, прожитый каждым индивидом, остается более грандиозным произведением, чем любое из произведений, когда-либо написанных на бумаге».

Дорогие читатели, прочтите еще раз эту фразу и проникнитесь той любовью к отдельно взятому человеку, которую испытывал Франкл! Тот человек, который верит в сверхсмысл, осознает, что содержание его жизни сохраняется и оберегается. Прошедшее — тоже вид бытия и, может быть, самый надежный.

Это своего рода склад, из которого уже ничего не пропадет.

К явлениям и состояниям, которые не могут быть смыслом жизни, Франкл относил удовольствие, радость и счастье. Потому что удовольствие — это следствие результата наших стремлений, радость всегда направлена на какой-то объект, а стремление к счастью само по себе не может быть смыслом человеческого существования.

Человек, который отчаянно рвется к счастью, самим своим рвением отрезает себе дорогу к нему. Любой предмет привлекателен, пока ты не стал им обладать. Так, например, привлекательность сексуального партнера существует до тех пор, пока человек находится в состоянии сексуального возбуждения.

После ослабления этого чувства начинает казаться, что партнер потерял привлекательность или даже никогда ее не имел.

Франкл утверждал, что пациентам необходимо разъяснять богатство мира ценностей и помогать им вырабатывать гибкость и способность переключаться на другую ценностную группу, если к настоящей утратился интерес. По его мнению, пациенту нужно было показывать, что его положение и профессия абсолютно ничего не значат. Решающим является лишь то, как он работает и справляется со своим кругом обязанностей.

Обыкновенный человек, действительно справляющийся со своим кругом обязанностей и задачами, которые ставит перед ним его положение в обществе, несмотря на свою «маленькую» жизнь, более велик, чем «великий» государственный деятель, безнравственные решения которого могут нести большое зло

Франкл выделил несколько категорий ценностей:

― Созидательные ценности (ценности творчества)

Реализуются в процессе продуктивных творческих действий. Чертами творчества в любом, даже самом небольшом деле, являются: полная самоотдача, вдохновение, серьезность и ответственность.
Виктор Франкл считал, что по-настоящему человечными люди становятся лишь тогда, когда «направленность на дело дает силы не только жить, но и умереть ради него».

― Ценности переживания

Переживание высоких чувств, ощущение духовного экстаза от текущего момента.

Такие жизненные пики определяют осмысленность всей жизни, поэтому даже единичное событие может задним числом наполнить смыслом все предшествующее.

Например, если я на закате своей педагогической карьеры воспитаю одного гения, весь мой прошлый преподавательский труд приобретет глубокий смысл, даже если тогда, в прошлом, он казался нелепым.

Ценности переживания также реализуются в процессе отношений с другими людьми. Переживание чувств, которые мы испытываем к другим людям, общаясь с ними, способно глубоко взволновать нашу душу и наполнить жизнь смыслом. Также Франкл предупреждал, что нельзя ничего требовать и ожидать от другого человека другому человеку необходимо относиться, нуужно лишь познавать его как личность.

― Ценности отношения

Данные ценности реализуются в периоды серьёзных потрясений, потому что в пору серьёзных страданий и лишений, у человека всегда остается внутренняя свобода. Лишь твердая позиция по отношению к этим обстоятельствам дает человеку возможность преображения страдания в победу.

И поэтому то, как он несет свой крест, мужество, которое он проявляет в страданиях и достоинство, которое он выказывает, когда он приговорен и обречен, —  является мерой того, насколько он состоялся как человек.

 Преодолевая тяжелые испытания, живя вопреки жестокой судьбе, человек больше становится человеком.

Теория экзестенциального анализа и логотерапия В. Франкла - Справочник студента

Франкл пришел к выводу, что жизнь человека по сути своей никогда не может быть бессмысленной. И пока сознание его не покинуло, до последнего момента своего существования, человек постоянно обязан реализовывать ценности. И даже если у него не будет для этого возможностей, ценности отношения всегда остаются для него доступными.

Франкл приводил такой пример

В одной больнице парализованный больной находился при смерти. Единственную радость в его жизни составляли книги и музыка, но потеря зрения и слуха лишила его и этого. В день своей смерти, о которой он случайно узнал от врачей, он попросил медсестру сделать укол вечером, чтобы не беспокоить ее ночью.

На одном из моих групповых занятий этот пример произвел столь сильное впечатление на одного ипохондрика (назовем его П.), что вскоре у него наметилось существенное улучшение.

Вот его рассказ:

«После окончания института меня планировали оставить в аспирантуре. Но судьба сложилась так, что я был призван в армию на кадровую службу. Для меня это было источником тяжелейших переживаний, и я вскоре заболел. Кстати, мой первый сосед по комнате в общежитии попал в такой же переплет. Но он быстро сориентировался. Позднее он стал космонавтом.

Я же через шесть лет службы после одной из «неприятностей» — перевод в нежелательный для меня гарнизон — заработал нарушение мозгового кровообращения. Мне не разрешалось подниматься с постели, и когда одеяло падало на пол, меня укрывал сосед по палате, больной лейкозом. Не думаю, что он не знал о своем смертельном заболевании. Но он укрывал меня.

Я жив, а он давно в могиле! Мне стыдно за себя!»

Франкл энергично выступал против эвтаназии и самоубийств. Он считал, что если бы судьба действительно готовила человеку смерть, она всегда нашла бы способ довести дело до конца.

Поэтому врач никогда не должен брать на себя роль судьбы. Кроме того, вывод о безвыходности ситуации обычно является субъективным.

Так, например, самоубийца похож на шахматиста, который зайдя в тупик просто смахивает фигуры с доски. Но ведь это не способ решения проблемы.

В связи с этим Франкл считал, что необходимо учить пациентов с благоговением относиться к своей жизни, а также помогать им наполнять свою жизнь смыслом. По его мнению, человек может преодолеть многие объективные трудности и субъективные неприятности, если перед ним стоит высокая задача — своего рода миссия.

Франкл считает, что есть ценности ситуативные и вечные. Осуществить ситуативную ценность человек может единственный раз в жизни. Если эта возможность упущена, она теряется безвозвратно. Следует помнить, что существование человека является конкретным и субъективным. Вот почему логотерапия призывает людей в своей собственной жизни реализовывать эти неповторимые и уникальные возможности.

Вот поэтому я всегда советую не мучиться с проблемой выбора. Если Вы читали книгу, а Вас пригласил на свидание любимый человек, то бросьте чтение и идите. Иначе эта ситуативная ценность будет упущена навсегда.

Не беспокойтесь, если встреча не оправдает Ваших ожиданий и Вас постигнет разочарование. Считайте, что вы уже одну задачу решили и больше с этим человеком встречаться не будете.

Потом Вы сможете вернуться к книге и читать ее более внимательно.

Цель логотерапии Франкла состоит в том, чтобы помочь человеку достичь максимальной состредоточенности на его жизненной задаче. Затем ему надо показать, что жизнь каждого человека имеет свою неповторимую цель, к достижению которой ведет один путь. Больному необходимо помочь понять неповторимость и своебразность его собственной жизни.

Ведь его все время учили быть «как все» и, следовательно, осознанно или неосознанно уничтожали. Как человеку разобраться, каким он должен быть в отличие от того, каков он есть? На этот вопрос отвечает Гете: «Как нам познать себя? Размышляя — никогда, но только действуя! Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, кто вы.

Читайте также:  Внутренняя среда организации - справочник студента

А что тогда является вашим долгом? Требования каждого дня!»

Невротичная личность как правило стремится выполнять какую-то одну задачу в ущерб остальным. Это в корне неверный подход, потому как можно пройти мимо огромного количества ситуативных ценностей, упустив их навсегда. Вот и сейчас мне захотелось отвлечься от изложения идей Франкла, чтобы рассказать о конкретных примерах их использования.

Хочу вернуться к П. и рассказать о некоторых деталях работы с ним. Я посоветовал ему не ставить себе жестких задач вроде получения статуса заведующего кафедрой, и вместо этого постараться посмотреть на вопрос шире и поставить себе цель получить Нобелевскую премию.

Такой подход сразу снимает многие ограничения. Для того, чтобы стать заведующим кафедрой, есть один путь. Для получения Нобелевской премии много путей. Перед больными я всегда ставил задачи большие, но реальные. Нельзя их путать с невозможными.

К таким я отношу задачу перевоспитания другого человека, изменение обстоятельств или изобретение вечного двигателя. Когда задача реальная, то даже если ее не удастся выполнить, в процессе ее решения можно достаточно высоко вырасти и получить уникальный опыт. Когда перед П.

появилась большая цель, то прежние проблемы быстро измельчали. Он перестал думать о карьере и сосредоточился на конкретных задачах.

В более запущенных случаях я предлагал пациентам делать то, что им хочется. Пусть это дело они потом и бросят, но хоть какой-нибудь навык приобретут.

Затем появится новое дело, и опять приобретется какой-нибудь навык, и жизнь все время будет осмысленной.

Я консультировал одного клиента, поставившего передо мной проблему перевоспитания младшего сына, который, обладая неплохими способностями, никак не мог определиться в жизни. Вот его рассказ:

«Ознакомясь с современными идеями, я проникся ими и решил не ограничивать желаний своего сына. К десяти годам он неплохо учился, но был весьма мнительным и непоседливым. У него не было стойких интересов.

Я решил не вмешиваться в его жизнь и способствовать выполнению его желаний. В течение года его успеваемость резко упала. Свободное время он проводил в основном на улице. Вскоре он превратился в двоечника. Все ругали.

Кроме меня.

Из-за двоек по математике его оставили на осень. Это было для него тяжёлым ударом. Он очень переживал и в итоге обратился ко мне. Я приободрил его и сказал, что он очень способный, поэтому сможет быстро усвоить математику. Надо только начать ей заниматься. К моему удивлению, за две недели он освоил программу четвертого класса. Еще через неделю он знал уже программу пятого класса.

Когда ему захотелось завести собаку, я не стал препятствовать этому, но предложил ему вначале вырастить цыплят, чтобы понять, сможет ли он ухаживать за собакой. Неделю он с увлечением выращивал цыплят, но вскоре это ему надоело. Когда цыплята начали дохнуть, мы отдали их соседям. Вопрос приобретения собаки был закрыт. Навык ухода за цыплятами остался.

Когда ему захотелось приобрести велосипед, я попросил его вскопать сад. Он справился с работой за один день, попросив о помощи своих друзей. Так он приобрел организаторские навыки.

Когда он решил стать телохранителем, я тоже не стал препятствовать. В итоге он два года интенсивно и с увлечением занимался ушу. Когда он поступил в медицинский институт, то на первых курсах метался и пытался заниматься бизнесом.

Я по-прежнему не препятствовал, и вскоре он сам понял, что бизнес не для него. На пятом курсе он увлекся хирургией.

И оказалось, что ему пригодились и навыки, приобретенные при выращивании цыплят, и хорошая физическая подготовка, и общительность, развившиеся в контактах с малознакомыми людьми, когда он пытался заниматься бизнесом. В настоящее время он стал неплохим хирургом».

С точки зрения логотерапии, жизненной задачи вообще не существует, как не существует лучшего хода в шахматах. Необходимо сделать не «самое лучшее», а «самое лучшее, на что ты способен в данной ситуации». Мы можем ошибаться, но возможность ошибки не избавляет нас от принятия решений.

Возможно, моя совесть ошибается. При этом я допускаю, что, возможно, совесть другого человека права. Это влечет за собой смирение, скромность и терпимость к другому мнению.

Быть терпимым — не значит присоединяться к верованиям другого, но это значит позволить другому верить в свою собственную совесть и подчиняться ей.
 

  • Психотерапия Карла Роджерса
  • Обзор книги Виктора Франкла «Сказать жизни – да»
  • 5 признаков невроза
  • Книги и аудиозаписи по теме:
  • ​Из Ада в Рай
  • Виктор Франкл «Человек в поисках смысла» 
  • Аудиозапись семинара «Философия здорового человека»

Источник: http://litvak.me/statyi/article_post/ekzistentsialnyy-analiz-i-logoterapiya-frankla

Логотерапия и экзистенциальный анализ. Базовый курс. Очная форма

  • Даты программы 01 октября 2019 года – 30 июня 2020 года
  • Количество часов 240 часов  
  • Формы обучения
  • заочная (дистанционная)

очная

Расписание очной формы обучения 19.00 – 22.00 (вторник), 

11.00 – 19.00 (один раз в месяц суббота) 

Удостоверение о повышении квалификации

О программе

Что такое логотерапия? Кто такой логотерапевт? Почему обучаться логотерапии нужно в МИП?
  1. Больше видео о логотерапии смотрите на нашем канале
  2. Московский институт психоанализа является единственным в России учебным заведением, аккредитованным Институтом Виктора Франкла (Австрия), предлагающим полный курс логотерапии и экзистенциального анализа согласно концепции Виктора Франкла.
  3. Образовательная программа «Логотерапия и экзистенциальный анализ» состоит из двух последовательных уровней обучения:

Базовый курс «Логотерапия и экзистенциальный анализ» — первый год обучения для тех, кто имеет высшее образование и студентов последних курсов вузов.  По итогам обучения и успешного прохождения итоговой аттестации слушателям вручается Удостоверение о повышении квалификации установленного в НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» образца.

В структуре Базового курса: введение в логотерапию, теоретические предпосылки появления, философские основы, основные концепции  логотерапии, биография Франкла, формирование логотерапевтичного мировоззрения. Выполнение домашних заданий, написание эссе, сдача экзамена. 

Базовый курс «Логотерапия и экзистенциальный анализ» реализуется в очном и дистанционном форматах.

Очный формат предполагает личное посещение лекций, семинаров, тренингов, практических занятий, дискуссий, занятий в клинике имени Ганнушкина.

Выполнение домашних заданий (3 за учебный год), написание эссе по результатам первого семестра, сдача итогового экзамена в конце учебного года.

Каждый слушатель имеет доступ в свой личный кабинет на портале института, где собраны все учебные материалы, пособия, видео контент. 

Продвинутый курс «Логотерапия и экзистенциальный анализ» — второй год обучения для тех, кто прошел базовый курс логотерапии в Московском институте психоанализа.  

По итогам обучения и успешного прохождения итоговой аттестации слушателям вручается 

  • Диплом о профессиональной переподготовке, установленного в НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» образца 
  • Сертификат Института Виктора Франкла (Австрия).

Логотерапия является одним из видов экзистенциальной психотерапии, который основан на анализе и поиске смыслов человеческого существования.

В процессе обучения слушатели получат возможность ознакомиться с теоретическими аспектами логотерапии и экзистенциального анализа; отработать на практике психотерапевтические приёмы метода, например, центрированные на смысле интервенции; научиться отслеживать поведенческие изменения, которые происходят с клиентом в процессе психотерапии; разбирать клиентские случаи с применением инструментов логотерапии.

  • Руководители курса: Александр Баттиани, (Alexander Batthyány) — профессор, президент и глава научно-исследовательского департамента Института Виктора Франкла (Вена, Австрия), Светлана Штукарева — психолог-консультант, логотерапевт, сертифицированный супервизор, Председатель координационного совета Профессиональной Гильдии психологов.
  • Образовательный процесс строится по направлениям, предложенным австрийским Институтом Виктора Франкла, а также на учебном плане Элизабет Лукас, где тесно переплетены теоретические и практические аспекты логотерапии и экзистенциального анализа, и основной упор делается на практическое применение метода на основе логотерапевтического мировоззрения.
  • Отличительная особенность логотерапии на практике заключается в том, что ее невозможно практиковать, не «пропитавшись» логотерапевтическим мировоззрением, основные идеи которого заключаются в том, что:
  • человек – существо свободное и ответственное; смысл нельзя передать, его можно открывать
  • вопрос о смысле задается не человеком, а человеку, и в каждый момент его бытия
  • человек — существо духовное, и если физические или психические его возможности могут быть ограничены, то духовные возможности помогают человеку быть полноценной личностью
  • духовность – это аспект личности, характеризующий способ, которым человек ищет и определяет смысл жизни и ее цель, а также способ переживания связи с настоящим, с собой, другими людьми, природой и значительными или священными для него явлениями
  • личности присуща самотрансценденция – выход за пределы самого себя,  превращение внутренней активности в изменения во внешнем мире и т.д. 

Поэтому разделу проживания логотерапии и формированию логотерапевтического мышления уделяется большое значение в рамках курса.

Почетным доктором Московского института психоанализа является Элеонора Франкл, вдова Виктора Франкла. Почетные профессора МИПа Проф. Александр Баттиани (Директор Института Виктора Франкла, Вена), Элизабет Лукас (выдающийся практик логотерапии, Австрия), Дэвид Гуттманн (друг и ученик Франкла, Израиль), Алекс Паттакос (основатель смыслологии, США-Канада)  

Интервью с профессором Александром Баттиани «О смысле жизни и терапевтической практике»

Задать вопросы по программе можно по прямому телефону:  8 (499) 650-75-25

Теория экзестенциального анализа и логотерапия В. Франкла - Справочник студента

Источник: http://inpsycho.ru/edu_all/edu_add/logoterapiya/logoterapiya_i_ekzistenczialnyij_analiz._bazovyij_kurs._ochnaya_forma/about

Логотерапия Франкла и тезисы экзистенциального анализа

Думали ли вы о том, для чего вам подарена жизнь? Какой смысл спрятан в ней? Далеко не всегда ответы на эти вопросы лежат на поверхности, иногда их поиски настолько мучительны, что человек теряется. Он плутает в собственных мыслях, злится, отчаивается.

Невозможность найти смысл бытия всегда трагична – в сознании человека может поселиться пустота, мысль о собственной никчемности и беспомощности. О высоком качестве жизни в этом случае говорить не приходится, чувство неудовлетворенности порождает серьезный невроз.

Вытащить человека из болота бессмысленности и безнадежности способно одно из направлений психологии – логотерапия.

Немного истории

«Логотерапия» в переводе с греческого означает буквально «лечение словом, речью» (logos – слово, thererapeia – уход, лечение). Это направление во многом основывается на положениях психоанализа, однако, неразрывно связано с гуманистической психотерапией.

В основе логотерапии – экзистенциализм, объектом изучения которого является человек и его внутренние переживания, поиски смысла собственного бытия. Термин «экзистенция» активно использовал в своих трудах Кьёркегор.

Свою лепту в развитие этого направления психологии внесли Э. Фромм, Ф. Пёрлз и др. Например, Пёрлз считал, что разработанное им направление гештальтерапии является одним из видов экзистенциальной психотерапии [2].

Однако, наибольшее развитие экзистенциальный анализ получил благодаря австрийскому ученому В. Франклу. Именно ему мир обязан появлением логотерапии и ее популяризации в обществе.

В. Франкл родился в Вене в 1905 году.  Ранние годы жизни тесно связаны с психоанализом: Франкл был учеником Фрейда. Однако уже в 30-х годах ученый увлекается работами экзистенциальных философов Ясперса и Шелера. Так, Виктор Франкл начал разработку собственного учения, в основе которого прослеживались положения психоанализа и экзистенциальной школы.

В 1938 году ученый впервые употребил в своих работах 2 ставших знаменитыми термина: логотерапия и экзистенциальный анализ.

Виктор Франкл – человек с непростой судьбой, как, впрочем, многие его современники, в жизнь которых стремительно и безжалостно ворвалась Вторая Мировая война. В 1943 – 1945 гг. ученый попадает в концентрационный лагерь. Здесь он на собственном опыте опробовал теоретические положения экзистенциализма и нашел подтверждение гипотез, выдвигаемых в рамках логотерапии.

Позже свои эмоции и умозаключения Виктор Франкл описал в статье «Психолог в концентрационном лагере». Это труд, который не оставляет равнодушным даже самых скептически настроенных оппонентов экзистенционального анализа.

Экзистенциальный вакуум

Франкл писал: «Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворенность, а ныне нас волнует другая проблема – разочарование в жизни.

Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни.

Вот что я называю экзистенциальным вакуумом» [1, С. 5].

По мнению ученого, поколение 2 половины ХХ века – это люди, у которых все есть. Они сыты, им не приходится думать о выживании. Физически жизнь стала проще, однако, эта упрощенность подарила возможность задавать вопросы, ответы на которые порой приходится искать всю жизнь.

Поиск смысла не есть отклонение от нормы, скорее наоборот, он является естественной человеческой потребностью. По наблюдениям Франкла, 80% алкоголиков и 100% наркоманов проваливаются в пучину зависимости от страданий, которые порождает невозможность найти смысл жизни. В сознании зависимых людей царит хаос.

Пустота, которая является его следствием, заполняется иллюзией самодостаточности и удовлетворенности. Если человек не получает удовлетворения от реальной жизни, то зависимость от химических средств неизбежна.

Проблемы не решаются, они нарастают, как снежный ком, но иллюзорное, искаженное под действием химических препаратов понимание действительности заставляет человека не замечать их и делать вид, что все в порядке.

Качество жизни человека, которого «поглотил» экзистенциальный вакуум, снижается в геометрической прогрессии. Одни из тревожных звоночков – угнетенность общего состояния, апатия, нежелание вести активную, направленную на созидание жизнь.

Франкл ввел понятие «невроз выходного дня». По мнению ученого, именно в выходной день человек наиболее часто думает о смерти, заглушает внутреннюю пустоту с помощью средств, полученных извне (алкоголь, психотропные вещества).

Если в будни мысли заняты рабочими делами, то в выходной «страдания от бессмысленности жизни» проявляют себя в полной красе. Кстати, Франкл отмечает, что выходной – то время, когда люди чаще всего размышляют о смерти и суициде.

Самотрансценденция

Поиск смысла жизни не безнадежен. Его можно найти, но для этого придется «выйти за пределы собственного Я» [2]. Чем чаще человек выходит из своих проблем, пытается объективно посмотреть на них и на окружающую действительность, тем больше шансов найти тот самый смысл. Этот феномен называется «самотрансценденция», он является основным условием качественной жизни.

Необходимо уходить от пассивной позиции жертвы обстоятельств, разрешить себе совершать поступки, жить активно. Созидательная деятельность – в основе этой активности.

Чем больше полезных действий, которые направлены на позитивное изменение окружающей действительности, человек совершает, тем быстрее он придет к осознанности.

В один прекрасный момент ответ на вопрос о собственном предназначении окажется очевидным.

Смысл в помощи. В желании сделать жестокий мир немного лучше, пусть и в рамках собственного окружения. Смысл в творчестве, в создании прекрасного, в продолжении рода и самосовершенствовании. Смысл жизни у каждого свой, он неповторим и порой может быть непонятным окружающим.

3 уровня осмысленности

По мнению Франкла, смысл – величина непостоянная, он меняется с течением жизни и переходит на новую ступень в рамках индивидуального духовного развития человека.

Ученый выделяет 3 уровня смысла:

  1. Ежедневный смысл, который достигается 3 путями: совершением поступка, переживанием ценности (например, когда человек восторгается красотой природы), путем страдания (связан с поиском собственного отношения к неизбежной конечности существования всего в этом мире).
  2. Смысл момента. Возможность чувствовать необходимость каждого мгновения жизни, быть благодарным, даже если он приносит страдания.
  3. Наивысший смысл, который проявляется на уровне мироздания.
Читайте также:  Интенсивность и давление света - справочник студента

Смысл жизни возможно потерять, но не утратить. Он не уходит даже в безнадежных ситуациях. Чтобы его найти, требуется колоссальная работа над собой, которая происходит ежеминутно.

Франкл говорит о сверхсмысле, который недоступен человеку. Людям не удастся его понять, как «и ветвям не понять смысл дерева». Однако в него необходимо верить. Эта вера имеет большое терапевтическое значение, она, как внутренний стержень, не позволяет человеку броситься в бездну бессмысленности. Благодаря ей рождается понимание, что все в этом мире не случайно.

Ученый также называет нам явления, которые не могут стать смыслом жизни. К ним относятся:

  1. радость (она всегда направлена на объект);
  2. удовольствие (оно является удачным следствием удовлетворения наших потребностей, стремлений);
  3. счастье (оно не может быть конечной целью, это путь и состояние человека).

Жизнь как череда уникальных возможностей для каждого

Ценности могут быть ситуативные и вечные. Возможность совершить ситуативную ценность единственна для каждого момента. Жизнь каждый день дает возможность дарить окружающему миру ситуативные ценности, наполнять собственное бытие смыслом. Упускать эти возможности – значит, упускать смысл.

Вечные ценности невозможны без ситуативных. Они осознаются тогда, когда приходит понимание собственной миссии. Часто это происходит через страдания.

Логотерапия призвана учить пациентов относиться с благоговением к каждому моменту собственной жизни. Именно поэтому Франкл выступал резко против эвтаназии и самоубийств. По его мнению, судьба не будет шутить.

Ученый отмечает: «Если бы она (судьба) действительно готовила человеку смерть, она бы нашла способ довести дело до конца» [3]. Потому врач не имеет морального права брать на себя функции судьбы.

Вывод о безысходности ситуации всегда субъективен, даже если он аргументирован вполне объективными фактами.

Логотерапия: задачи и методы

Цель логотерапии – помочь человеку сосредоточиться на задаче, которую ставит жизнь, и успешно решить ее. Болезнь, потери и страдания не случайны, в них есть смысл.

Франкл разработал множество методов взаимодействия терапевта и клиента, однако, наиболее популярны в современной науке два: дерефлексия и парадоксальная интенция.

Дерефлексия – противодействие рефлексии. Метод полезен в том случае, если пациент склонен к патологическому бесполезному самокопанию и самобичеванию.

Эта практика помогает избавиться от невроза навязчивых состояний, сексуальных расстройств.

Дерефлексия предполагает самозабвение, полную отдачу без анализа ситуации. Цель логотерапевта – научить пациента этому процессу.

Парадоксальная интенция – метод, основанный на самовнушении. В рамках этого метода интересно рассмотреть отношение Франкла к страхам. Ученый утверждает, что «страх порождает страх».

Если человек испугался однажды, то в будущем он будет бояться не только повторения этой ситуации, но и того, что испытанные ранее чувства снова напомнят о себе.

Человек программирует себя на негативное проживание ситуации, а значит, строит собственное поведение в соответствии с заданной программой.

Чтобы «сломать» этот алгоритм, Франкл предлагает использовать его в противоположном направлении. Индивид усилием воли внушает себе, что желает испытать эти неприятные чувства снова, прожить их более ярко.

Логотерапия уникальна. Ее миссия – научить пациента принимать решения и брать на себя ответственность. Без этих составляющих невозможно обрести осмысленность жизни, ее значимость будет нивелироваться и обесцениваться.

С точки зрения логотерапевта, не существует как таковой единой для всех жизненной задачи. Необходимо сделать не самое лучшее, а «самое лучшее, на что ты способен в конкретной ситуации».

Мы имеем право на ошибку, но ошибка – не повод снять с себя ответственность. Логотерапия помогает принимать ошибки с благодарностью, черпать пользу из полученного опыта и видеть смысл в каждой минуте собственной жизни.

Ценные умения, не правда ли?

Список использованных источников:

  • 1. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / Виктор Эмиль Франкль; пер.с англ. С.С. Панкова. – Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2015. – 95с. – (Пути философии).
  • 2. Экзистенциальная психотерапия. Логотерапия Виктора Франкла. — http://ratayana.com/ekzistentsialnaya-psikhoterapiya-logoterapiya-viktora-frankla-1
  • 3. Логотерапия и экзистенциальный анализ: статьи и лекции / Виктор Франкл; пер. с англ. О. Сивченко. Альпина Диджитал, 2015 г.
  • 4. Экзистенциальный анализ и логотерапия Виктора Франкла. — http://litvak.me/statyi/article_post/ekzistentsialnyy-analiz-i-logoterapiya-frankla

Генберг Екатерина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/biblioteka/693-frankls-logotherapy-and-existential-analysis

Экзистенциальный анализ и логотерапия В. Франкла

  • Определение
  • Экзистенциальный анализ может быть определен как феноменологически личностно-ориентированная психотерапия, которая ставит своей целью помочь человеку свободно и полно проживать свою жизнь, выйти на аутентичные установки и актуализировать собственную ответственность по отношению к собственной жизни и миру.
  • Сфера применения экзистенциального анализа: случаи нарушения восприятия и поведения, имеющие психосоциальные, психосоматические или психологические причины, такие душевные проблемы человека, как страхи, депрессии, зависимости, психосоматические заболевания, психозы.
  • Психотерапевтический процесс осуществляется с помощью феноменологического анализа эмоциональных переживаний, и сочетает работу с биографическим материалом и эмпатическую установку терапевта.
  • Логотерапия — это метод консультирования по проблемам смысла.
  • Краткое описание

Экзистенциальный анализ представляет собой психотерапевтический подход, соединяющий величайшее уважение к свободе человека принимать решения относительно его собственной жизни с эффективными терапевтическими приемами. Феноменологический подход позволяет исследовать весь диапазон переживаний клиента.

Современная антропология, разработанная Альфридом Лэнгле на основе представлений Виктора Франкла, сочетает теоретическую глубину с методологичностью и практичностью.

Она исходит из представления о том, что человеком движут четыре фундаментальные мотивации, к которым относится возможность принять условия жизни, потребность проживать нечто ценное и строить отношения с другими людьми, быть аутентичным и привносить в мир что-то значимое и имеющее смысл.

Эта концепция экзистенциальных мотиваций обеспечивает структуру для диагностики и устранения всех типов психических проблем.

Целью экзистенциально-аналитической психотерапии является освободить человека от фиксаций, искажений, односторонности и травматизаций, которые влияют на его переживания и поведение. В результате работы клиент становится свободен для осуществления целей, задач и достижения ценностей, которые воспринимает как аутентичные его жизни и ради которых он хочет жить.

Основные понятия экзистенциального анализа

Person глубинная духовная сущность человека, свободная и уникальная. Именно реализация ее потенциала придает жизни человека качество экзистенции.

Антропологическими предпосылками для экзистенции Франкл считал самодистанцирование и самотрансценденцию: человек должен дистанцироваться от самого себя, что делает его более открытым, чтобы затем оказаться способным выйти за пределы себя и отдаться внешнему миру с его предложениями и задачами.

Третьим основополагающим элементом экзистенции для Франкла выступал смысл, или призыв часа: человек даёт ответ на обращённые к нему запросы бытия, распознавая, что в данных обстоятельствах надлежит сделать.

Диалогическая открытость и диалогический обмен с внутренним и внешним миром являются теми средствами, благодаря которым достигается исполнение экзистенции.

Персональной основой экзистенции является решимость, актуализация свободной воли, что находит выражение в жизни, сопровождающейся внутренним согласием.

Без принятия решений и их воплощения, без свободы и ответственности исполнение экзистенции немыслимо. Ни один человек не может быть счастлив без своего на это согласия.

Экзистенцию характеризует то, что человек видит обращённый к нему запрос во всём, что он воспринимает и переживает, запрос, который призывает его занять персональную позицию. С этой точки зрения, всё становится для него задачей: он сам, окружающий мир, какая-то его проблема. Всё это бросает ему вызов и требует от него созидающего способа действий.

Чем глубже человек соотносится с данностями бытия и проникает в их суть,

  • тем больше он становится самим собой (аутентичным, уверенным в себе);
  • тем более исполненным становится его бытие;
  • тем более зрелым он становится как Person.

Основные разделы теории экзистенциального анализа

  • Антропология
  • Теория экзистенциальных мотиваций
  • Теория личности (Person)
  • Феноменология
  • Теория ценностей
  • Теория эмоций
  • Теория смысла

Антропология

Человек в своей целостности может быть описан в трех ракурсах: он одновременно тело, психика и дух

Эти три измерения в действительности неразделимы и находятся в сложной взаимосвязи. Каждое из них имеет собственные содержания и движущие силы, которые могут конфликтовать с устремлениями другого измерения.

  1. Ноэтическое измерение содержит в себе такие духовные опоры как надежда, верность, правда и вера, которые позволяют стремиться к смыслу, добру и справедливости иногда даже вопреки физическому нездоровью и психическому неудовольствию.
  2. Экзистенциальная теория мотивации
  3. Экзистенциальный анализ как эмпирическое направление имеет дело только с опытно познаваемыми данностями экзистенции, ибо только они приводят к страданию (если речь идёт об отрицательном опыте), или к исполнению (если возникает внутреннее соответствие между содержанием опыта и глубинной сущностью личности).

Фундаментальные условия исполненной экзистенции постоянно и везде пронизывают наше бытие, все его сферы, в том числе и мотивационную.

Человек постоянно занят тем, чтобы поддерживать эти фундаментальные условия в равновесии, по возможности хорошо их исполнять, им соответствовать и отвечать на них.

Поэтому эти четыре фундаментальных условия экзистенции одновременно представляют собой и четыре экзистенциальные фундаментальные мотивации человека.

Помимо физических и психических мотиваций каждый человек движим и четырьмя экзистенциальными мотивациями, которые включают в себя и физические и психические мотивации (драйвы, копинговые реакции). Они включают в себя, кроме описанного Франклом стремления к смыслу, еще три составляющие, которые глубинно и постоянно делают человека активным:

  • мотивация к физическому выживанию и духовному преодолению бытия, т.е. к тому, чтобы мочь быть (Sein-Konnen);
  • мотивация к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей, т.е. к тому, чтобы нравилось жить (Leben-Mogen);
  • мотивация к персональной аутентичности и к справедливости, т.е. к тому, чтобы иметь право быть таким, какой ты есть (So-sein-Durfen);
  • мотивация к экзистенциальному смыслу и созданию того, что имеет ценность, то есть к тому, чтобы долженствовать действовать (Handeln-Sollen).
  • Если Мочь, Нравится, Иметь право и Долженствовать присутствуют в жизни человека, то, значит, речь идёт об истинно персональном, экзистенциальном волеизъявлении.
  • Практика экзистенциального анализа
  • Экзистенциальный анализ исследует и помогает устранить препятствия на пути проживания экзистенции:
  • блокирующие развитие непроработанные травматические эпизоды прошлого
  • незнание и неспособность использовать свои собственные возможности и ресурсы
  • ощущение бессмысленности существования.

Для этих целей разработан широкий арсенал терапевтических методов как неспецифического и так проблемноориенированного характера.

К ним относятся персональный экзистенциальный анализ, биографический экзистенциальный анализ, метод нахождений позиции, нахождения смысла, метод усиления воли, нахождения мужества, методики работы со страхами, депрессиями и другими психическими расстройствами. Экзистенциальный анализ использует классические методики, разработанные В. Франклом: парадоксальную интенцию и дерефлексию

Основные шаги Персонального Экзистенциального Анализа

В современном экзистенциальном анализе дешифровка чувств стала центральной составляющей психотерапевтической работы. Человеку надлежит их ощутить как радость, так и печаль, ненависть, мужество, надежду. Следует также понять, что отражают чувства, о чём они говорят, что они означают.

Далее психотерапевтический процесс проходит через этап, на котором клиент или пациент занимает определенную позицию по отношению к самому себе или окружающему миру. При этом должно быть выявлено Собственное, которое выступает в форме оценочного суждения, обосновывающего персональную позицию.

По мере того, как человек устанавливает связь со своим Собственным, он становится настоящим партнёром по диалогу.

И, наконец, экзистенциально важно целенаправленно и соответственно ситуации привносить себя во внешний мир: на этом этапе терапии речь идёт о поступке как осуществлении экзистенции.

Источник: http://aeapp.ru/content/ekzistencialnyy-analiz-i-logoterapiya-v-frankla

Виктор Франкл. Логотерапия и Экзистенциональный анализ Полный курс Логотерапии

Длительность: 2 года (4 семестра). Можно ли сократить срок обучения? >>

Требование к абитуриенту: среднее образование. ВАЖНО! В представляемом здесь Полном курсе высшей европейской школы логотерапии (FLP-EU) отсутствует ограничения на наличие обязательного высшего психологического образования.

Для сравнения, австрийская школа логотерапии дает диплом (сертификат) логотерапевта, который действителен в EU только при наличии австрийского высшего психологического образования.

Для справки — дипломы, полученные в России, в EU официально не признаются.

Бленд-технологияобучения: дистанционная, включено (по желанию) посещение очных семинаров на территории ВУЗа-партнера или получение записей видео семинаров. Постоянно действующий обучающий лого-чат (супервизия и групповая работа).

Индивидуальная сопровождение (консультации) каждого студента (эссе, кейсовае работы, реферативные и выпускные семестровые работы), гибкая семестровая рейтингово-накопительная система контроля. Все это формирует у слушателей уникальные компетенции, дает опыт и практические отработанные знания.

На программе обучающиеся подробно разбирают теорию и практику формирования и уточнения клиентского запроса, как необходимое условие для успешной работы. В ходе обучения слушателям будут представлены уникальные методики прояснения запроса при помощи системной эннеаграммы.

На практическом блоке курса обучающимся будут представлены некогнетивные методы логотерапии.

В процессе тренингов слушатели овладевают прикладными навыками использования элементов арт-терапии, а также уникальной методикой с использованием метафорических логотерапевтических карт трансформации смысла и принятия решения, которую смогут применять при проведении некогнитивных групповых и индивидуальных психотерапевтических сеансов.

Выдаваемые одновременно документы (дипломы/сертификты, неограниченная по времени европейская лицензия) дают право практической деятельности логотерапевта и преподавания основ логотерапии, а также немедицинского сопровождение пациента в РФ и во всех странах EU без наличия высшего психологического образования (полученного в EU), а именно:

— Немецкий сертификат (уровень диплома) (в сумме 420 часов, включает 40 часов индивидуальной супервизии). Документ выдается на немецком языке.

  • — Бессрочная европейская лицензия и право носить титул Логотерапевт (R), официальное членство в РАЛЭ.
  • — Удостоверение государственного образца ВУЗа-партнера в России (72 часа) после первого модуля обучения (на русском языке), оформление оплачивается отдельно.
  • — Диплом профессиональной переподготовки ВУЗа-партнера в России государственного образца (520 часов) после второго модуля обучения (на русском языке), оформление оплачивается отдельно.
  • Стоимость:

— 36 000 тыс. рублей/семестр (6 000 рублей/мес, 6 платежей). Только для русскоязычных студентов. Стоимость обучения фиксируется на весь период. При оплате обучения целиком за семестр предоставляется скидка.

— Для категории слушатели, которым интересен сам курс Логотерапии, но нет необходимости в получении выпускных документов, стоимость обучения определяется индивидуально.

После обучения гарантируется: допуск к постоянным обновлениям и новостям. Обучение и помощь в формирование и развитии личного европейского бренда логотерапевта (психотерапевта) с использованием официальных рекламных площадок РАЛЭ.

Возможность создания и реализации на Виртуальной площадке eCDO собственных специaлизированных обучающих курсов. Возможность публикаций в официальном журнале РАЛЭ. Участие в европейских конгрессах и симпозиумах, официально используя атрибутику РАЛЭ.

И самое главное — получение опыта и вдохновения для самосовершенствования и развития, а также почет и уважение коллег!

Источник: http://logotherapie.ru/diplom_logotherapia

Ссылка на основную публикацию