Теории происхождения государства — справочник студента

Здесь можно купить и скачать » Коллектив авторов — Теория государства и права. Краткий курс» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентРИПОЛ15e304c3-8310-102d-9ab1-2309c0a91052, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Теории происхождения государства - Справочник студента

Описание и краткое содержание «Теория государства и права. Краткий курс» читать бесплатно онлайн.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Теория государства и права». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также подготовиться и успешно сдать экзамен или зачет по данному предмету.

Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Теория государства и права. Краткий курс

© Обложка. ООО Группа Компаний РИПОЛ классик», 2016

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Структурные методы управления конфликтом - справочник студента

Оценим за полчаса!

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016

1. Предмет, метод и функции теории государства и права

1. Теория государства и права – одна из юридических дисциплин, совокупность которых называется юриспруденцией.

Юриспруденция – это наука, изучающая политические и правовые отношения в обществе. Помимо юриспруденции эти отношения изучаются также политологией и социологией.

Юридическое знание предполагает особый, юридический подход к общественным явлениям. Оно стремится:

• к юридическому определению государства. Государство изучают как правовой порядок, как совокупность формально определенных правил, распределяющих отношения подчинения и управления между лицами;

• к юридическому пониманию самого права. В этой связи право понимается как выражение справедливого порядка отношений между людьми. Признание справедливого характера правовых норм является для юриспруденции обязательным и специфичным, отличающим ее от иных способов исследования права.

Правовые и политические отношения исследуются в юриспруденции с различными целями и различными методами, которые приводят к различным результатам, являющимся предметом юридических наук. В зависимости от этого выделяют следующие группы юридических дисциплин.

1. В группу исторических юридических дисциплин входят: история римского права; история национального государства и права; история государства и права; история политических и правовых учений.

Исторические юридические дисциплины исследуют правовые системы, которые утратили юридическую силу, но сохраняют значимость для современного мира как образцы правового мышления. Исторические дисциплины используют исторический, генетический и сравнительно-исторический методы.

Исторический метод – это мысленное воссоздание явлений прошлого по сохранившимся источникам (следам его существования в настоящем времени). Генетический метод – поиск причин какого-либо правового явления, выявление условий, при которых появилось то или иное правовое явление.

Поскольку историческое знание, в том числе и история права, имеет дело с процессом, т. е. изменением во времени, в нем применяется сравнительно-исторический метод. Он предусматривает сравнение состояний одноименных (либо существенно похожих) правовых институтов по признакам.

Это позволяет выявить произошедшие в праве изменения.

Исторические юридические дисциплины создают дескриптивную модель государства и права, дающую описание и объяснение политических и правовых явлений.

2. Отраслевая (догматическая) юриспруденция занимается изучением действующего права, т. е. исследует законодательство, сохраняющее юридическую силу.

Этот раздел юриспруденции получил наименование «догматической», поскольку ее специалисты сосредоточили усилия на исследовании правовой догмы.

Кроме того, наименование «догматическая» показывает и специфически-юридическое отношение к праву, с наибольшей полнотой выраженное именно в отраслевых юридических науках. Отраслевая юриспруденция осуществляет толкование действующего законодательства догматически (некритически).

Догма – положение, которое принимается на веру без обсуждения. В данном случае «догматическое» означает, что отраслевая юриспруденция принимает действующее законодательство как выражение справедливости, независимо от личного отношения исследователя к праву.

Цель отраслевых дисциплин – исследование объективных регулирующих возможностей действующего права. Право предстает для человека как совокупность велений и разрешений, которые иногда не даны явным образом в текстах законодательства, а должны быть извлечены (реконструированы) из законодательства для того, чтобы создать модель правомерного (ненаказуемого) правового поведения.

Для отраслевой юриспруденции характерен так называемый «специально-юридический» метод. Его применение основано на следующем допущении: отраслевая юриспруденция рассматривает право как системное, логически-стройное образование, к которому применимы процедуры логического вывода.

Отраслевая юриспруденция создает прескриптивную модель права, предписывающую то, как правомерно поступать в конкретной правовой ситуации.

К отраслевой юриспруденции относятся науки уголовного, административного, гражданского, семейного, трудового права и др.

Частью отраслевой юриспруденции выступают прикладные юридические науки: криминалистика, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия, юридическая психология, правовая статистика, юридическая кибернетика.

Их специфика в том, что они используют идеи неюридических наук (физики, химики, медицины) для решения правовых проблем.

  • 2. В отечественной литературе сложились две точки зрения о предмете теории государства и права:
  • • теория государства и права исследует общие закономерности возникновения, развития, строения и функционирования государства и права;
  • • теория государства и права исследует их сущность в соотношении с государственными и правовыми явлениями.

Эти точки зрения не исключают друг друга и являются взаимодополняющими. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что и сущность, и закономерности права исследуются не на конкретных примерах существования того или иного национального государства и права.

Последние не могут показать в полной мере ни сущности, ни закономерности права.

Национальные образцы государства и права – развивающиеся образования, которые не выявили еще полностью своего содержания, а часто даже в неразвитом состоянии правовой и политической системы уже присутствуют черты деформации, искажающие сущность как права, так и государства.

Исследование государства и права в рамках теории носит нормативный характер: исследуется должное, т. е. отвечающее представлению о совершенстве справедливости состояния государства и права.

3. Метод теории государства и права – это совокупность приемов и способов, при помощи которых происходит изучение ее предмета. Традиционно теория государства и права тесно связана с философией, в частности, с таким ее разделом, как философия права.

Метод, которым пользуется теория государства и права, называется юридическим аксиологическим методом («аксио» – ценность), который предполагает выведение производной ценности из другой, более общей.

В качестве общей ценности выступает идеальное состояние государства и права, которое традиционно называется режимом законности. В качестве производных ценностей, выводимых из этого идеального состояния, выступают: правовой формализм, правовое государство, системность законодательства и т. д.

Теория государства и права выводит производные ценности из понятия режима законности, упорядочивает их, выявляет необходимые логические связи между сторонами идеального состояния государства и права.

4. Под функцией понимается обнаружение сущности, необходимых фундаментальных характеристик изучаемого объекта. Выделяют следующие функции:

• аксиологическую (оценивающую): теория государства и права создает масштаб оценки для реально существующего государства и права;

• методологическую: теория создает систему фундаментальных категорий, отображающих сущность права и государства, которые используются в отраслевых дисциплинах для изучения специфики проявления права в сфере гражданских, уголовных, конституционных и других правоотношений;

• прогнозирующую: теория государства и права предвидит создание тех или иных государственных или правовых институтов в реальном обществе, если развитие этого общества носит прогрессивный, устойчивый характер.

Кроме того, теория формулирует выводы и предложения о наиболее рациональной государственной организации и правовой системе, а также прогнозирует, какое воздействие на общество будет оказывать то или иное решение в сфере права.

2. Происхождение государства

  1. 1. Под возникновением (генезисом) государства понимаются следующие процессы:
  2. • возникновение государства как особого образования в истории человечества;
  3. • возникновение нового государства в результате политической и правовой революции;

• возникновение нового государства в государственно-организованном обществе в результате мирной сецессии территориальных частей государства (раздел Чехословакии в 1993 г. на два независимых образования: Чехию и Словакию), в результате военной сецессии (распад Югославии начиная с 1991 г.);

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Теории происхождения государства - Справочник студента
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Источник: https://www.libfox.ru/678931-kollektiv-avtorov-teoriya-gosudarstva-i-prava-kratkiy-kurs.html

Теории происхождения государства

Существует большое количество теорий происхождения государства. Действительно, интересно, откуда оно взялось. Рассмотрим основные теории происхождения государства.
Теории происхождения государства - Справочник студента

Их общая сущность в том, что происхождение государства объясняется вмешательством высших сил, то есть, по мнению философов, которые создают эти концепции, государство ведет свое происхождение от Бога. К этим теориям относятся теории Платона, древнеиндийская, древнекитайская и некоторые другие. Например, теологическая теория, которая стала очень знаменита благодаря трудам Фомы Аквинского. Она гласит, что государство является проявлением и божественной, и человеческой воли; что касается власти, то она тоже может быть Божественный и богопротивной.

Таблица “Теории происхождения государства”

Теологическая Патриархальная Классовая Договорная Насилия Волюнтаристские
Государство от бога Выросло из семьи Результат классовой борьбы Следствие общественного договора Основано на подчинении разные

В основе патриархальной концепции лежат представления о государстве как о чём-то, что выросло из семейных отношений. В связи с этим роль главы государства соотносится с ролью отца в семье.

Самые знаменитые философы, которые придерживались этой концепции,- это Конфуций и Аристотель. Глава государства рассматривается как отец нации, а его подданные – как дети, о которых он заботится.

Современные ученые считают эту теорию ошибочной хотя бы уже потому, что семья и государство возникли примерно одновременно.

Они рассматривают происхождение государства как результат эволюции в обществе, государство видится им неким плодом на дереве социального устройства. Сейчас эти концепция также не считаются актуальными: философы полагают, что нельзя переносить все особенности биологической эволюции на развитие общества. К органическим концепциям относится теория Конта, теория Спенсера и другие.

Большую группу теорий составляют естественно-правовые концепции, их называют еще договорными.

Суть их в том, что государство возникает в результате общественного договора, оно выгодно всем людям, которые обладают личными и экономическими правами изначально, но часть своих прав они передают государству в обмен на защиту.

Философы видят в этой концепции тоже ряд минусов; в первую очередь это отсутствие внимания к объективным факторам, например военно-политического характера. К этой группе относятся теория Гоббса, сторонники которого полагали, что в естественном состоянии люди находятся постоянно в антагонизме.

Человек всё время стремится к эгоистическим целям и готов агрессивно действовать с целью их достижения. Поэтому в целях общественной безопасности и сохранения мира люди, чтобы решить свои проблемы, были вынуждены заключить общественный договор об учреждении государства.

Договорная теория рассматривает возникновение государства иногда как попытку избежать социального неравенства, однако неравенство, напротив, усиливается. Жан Жак Руссо выдвигает проект нового договора, который будет призван исправить историю.

Это договор общины, в рамках которой личность и имущество каждого будут защищены. Предложенный Руссо договор дает государству неограниченную власть над всеми людьми, но это власть, направляемая общей волей.

При этом Руссо не видел необходимости в гарантиях прав и свобод людей.

Подобных взглядов в России придерживался Александр Радищев.

Суть их в том, что государство возникает в результате внутреннего или внешнего насилия. Например, в результате завоевания одного народа другим. Аппарат государства, таким образом, навязывается силой. Это теории Дюринга, Каутского и др.

Очередная группа – психологические теории происхождения государства.

В их основе лежит убеждение, что человеческой психике свойственна потребность жить в коллективе; каждый человек стремится к поиску авторитета, того, кому он хотел бы подчиняться.

Читайте также:  Геометрический смысл дифференциала - справочник студента

Государство – это продукт разрешения противоречий между активными личностями, готовыми занять руководящие посты, и пассивный массой, стремящейся выполнять распоряжения. К этой группе относятся теории Коркунова и другие.

Это материалистическая классовая теория; она гласит, что государство возникает в результате изменения социальных и экономических отношений в обществе. Это итог возникновения классов и результат классовой борьбы.

То есть марксистская концепция рассматривает государство как средство подавления; после исчезновения угнетения государство также должно исчезнуть. Эту концепцию разрабатывали Фридрих Энгельс и Владимир Ленин.

Существует группа современных волюнтаристических теорий. Рассмотрим некоторые из них.

Ирригационная теория связана с именем Карла Виттфогеля; это ученый-марксист, который объяснил возникновение государства тем, что возникла необходимость строительства ирригационных сооружений; такой вывод он сделал, рассматривая первые государства Месопотамии, Египта, Китая, где и в самом деле требовались ирригационные системы.

  • Расовая теория основана на том, что люди изначально делятся на две породы или росы: рабовладельцы и рабы; одни призваны владеть и управлять, другие – работать и подчиняться; арийцы являются высшей расой, евреи – низшей; эта теория получила распространение в нацистской Германии, Гитлер использовал ее для обоснования права на уничтожение низших народов.
  • От расовой надо отличать диффузионную теорию; она тоже утверждает передачу государства от одного народа к другому, но не декларирует принцип природного неравенства.
  • Еще одна теория – спортивная школа права; она связывает возникновение государства со спортом; физическое воспитание, по мысли исследователей, было подготовкой к военному делу и иерархии: победители в соревнованиях — это будущая родовая аристократия.

В наше время выделяют обычно три теории: норманскую, центристскую, антинорманскую.

Норманская теория происхождения древнерусского государства (не «нормандская»!) основана на том, что государственность на Русь принесли извне варяги; эта теория основана на эпизоде из «Повести временных лет», где сообщалось, что в 862 году славяне попросили варягов править их землями.

Норманская теория выдвинута в 18 веке в Академии наук, ее авторы, немецкие ученые Байер и Миллер, считали, что без варягов отсталый славянский народ не создал бы государства. Ломоносов и другие ученые выступили против норманской теории, выдвинув свою, антинорманскую (славянскую).

Высказывалось мнение, что Рюрик был не варягом, а славянином из Пруссии.

В наше время эти теории не противопоставляются друг другу; принято считать, что процесс государственности у славян был естественным. Но роль варягов в нём также заметна, влияние династии Рюриковичей велико, но оно не является абсолютным.

К моменту появления на Руси Рюриковичей здесь уже было развито земледелие с использованием железных орудий труда, можно было заметить распад родовой общины, появление большого количества городов и другие явления, свойственные началу государственности.

Центристская теория как раз и объединяет норманскую и славянскую, утверждая, что древнерусское государство возникло в результате развития общества на Руси, но варяги также приняли участие в этом процессе.

Кратко о теории происхождения государства рассказать невозможно, ведь существует множество теорий происхождения государства, у всех есть плюсы и минусы, но все они вызывают ту или иную критику. Однако ясно, что на происхождение государства влияют многие факторы: экономические, политические, психологические и т.д.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 208.

Источник: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/osnovnye-teorii-proishozhdeniya-gosudarstva-kratko.html

Основные теории происхождения государства, их общая характеристика. — ТГП ответы

Теории
о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень
развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на
некоторых из них:

ü 
Теологическая теория является одной из
самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу
божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей,
подчиняться ей во всем.

Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон)
говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили
Хаммурапи править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога,
раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен).

В
древнем Китае император именовался Сыном неба. В более близкие нам времена идею
богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, — говорится в послании
апостола Павла к римлянам, — ибо нет власти не от Бога, существующие власти от
Бога установлены».

  • Согласно
    теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, —
    Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность
    государства невозможно.
  • В
    наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления
    духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.
  • ü 
    Патриархальная теория была широко
    распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе
    дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до
    наших дней.

У
истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой
естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с
себе подобными невозможно.

Как существа общественные, люди стремятся к объединению,
к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их
объединение приводят к образованию государства.

Аристотель утверждал, что
государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Патриархальная
теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог,
публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н.
Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился
непосредственно из власти отцовской.

Видимо, не без влияния данной теории пустила
глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа»,
хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за
всех.

По сути такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное
ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс
социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Традиции
патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или
невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды,
считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно
широким полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические
«оруженосцы».

ü 
Теория договорного
происхождения

государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты
читали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с
целью обеспечения справедливости.

Сторонники
названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное
состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в
естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса
это состояние «войны всех против всех».

Затем ради мира и
благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым
государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной
власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять
неотчуждаемые права человека, т. е.

право собственности, свободу, безопасность.

Теория
договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и
каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем.
Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ.
Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной
ценности.

Она
впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин)
как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это
фактически первый созданный людьми общественно-политический институт,
оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп,
классов, всего общества.

ü 
Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения
государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической
философии Г. В. Гегель (1770—1831).

Он утверждал, что в основе всех явлений природы
и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и
разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум»,
«мировой дух» В своем произведении «Философия права» Гегель
с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения
государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства
в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей
воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто
объективное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании от
признания воли отдельных лиц.

Государство
не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех
целей.

         Государство имеет высшее право в
отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом
государства.

Гегель
отвергает народный университет как основание государства и вытекающую из него
идею демократии. Верховная власть, по мнению, Гегеля, не может выражать интересы
народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля»,
но не знает даже того, чего он сам хочет.

Таким
образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного
происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в
конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции.

В
его учении государство изображается как воплощение высших нравственных
ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

ü 
Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение
в конце XIX — начале XX в. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е.
Дюринг и другие опирались на известные исторические факты (возникновение
германских и венгерских государств).

Мать государства, утверждают сторонники теории
насилия, — война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович
писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство
возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе.

Кроме того, это
всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании
и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого
населения»1. Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое
общество, чем биологизирует социальные явления.

По его словам, над действиями
диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

К.
Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и
государство появляются вместе как продукты войны и завоевания.
«Государство и классы, — писал он, — начинают свое существование одновременно.

Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их
землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на
победителей, платить им дать или подати.

Первые классы и государства образуются
из племен, спаянных друг с другом актом завоевания»1.

Ф.
Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая
гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы.

Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития,
который позволил бы содержать государственный аппарат и производить
соответствующее военное оружие.

Если подобных экономических условий нет,
никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства.

ü 
Марксистская теория происхождения государства
наиболее полно изложена в работе Ф.

Энгельса «Происхождение семьи, частной
собственности и государства», самоназвание которой отражает связь явлений,
обусловивших возникновение анализируемого феномена.

В целом теория отличается
четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно,
представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Для
марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она
связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества
на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство
есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Отрицать
влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет
оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было
отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения
классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более
глубинные и общие факторы.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/osnovnye-teorii-proishozdenia-gosudarstva-ih-obsaa-harakteristika

Современные теории происхождения государства

Саидахмедова Г. Р. Современные теории происхождения государства // Молодой ученый. — 2019. — №27. — С. 213-214. — URL https://moluch.ru/archive/265/61335/ (дата обращения: 23.03.2020).



Рассматривая этапы развития политической мысли и сознания людей, мы можем проследить основные изменения видения государства.

Например, характерный для античности демократизм отразился в теориях Аристотеля и Цицерона, которые считали, что государственная власть основана на модели семьи, власти её главы и государство представляет собой союз объединенных между собой людей.

Следующий этап — эпоха Средневековья, это время огромного влияния церкви на все сферы жизни общества, соответственно на первый план выдвигается теологическая теория происхождения государства, целью которой является еще большее укрепление власти церкви.

В Новое время, c появлением стремления людей к созданию лучших условий жизни, появляется идея о возникновении государства на основе заключения договора об образовании объединения cвободных граждан, которые также имели право на раcторжение этого договора, если государство не выполнит условия соглашения.

Марксистско-ленинское учение объяcняло государство как аппарат классового господства и подавления, следовательно их представление о происхождении государства было основано на данной идее. Однако на этом появление новых теорий не завершилось, ученые-правоведы так и не пришли к единому мнению относительно причин и факторов происхождения государства. Этим и объясняется появление современных теорий происхождения государства. В данной статье я хочу рассмотреть данные теории происхождения государства и проследить возможность появления новых теорий.

В XIX веке Клод Леви-Стросс, известный французский этнограф и социолог, предложил инцестную теорию происхождения государства, согласно которой причиной создания государства являлось введение запрета инцеста, т. е. кровосмешения между родственниками.

Необходимость соблюдать этот запрет потребовала появления в обществе особой группы людей. Эти же люди применяли принуждение в случае, если не соблюдали запрет. С течением времени они стали исполнять и иные общественные, а позднее и государственные функции.

Таким образом, последователи инцестной теории считают что, не улучшение орудий труда и развитие производства привели к разделению общества и появлению государства, а понимание того, что запрет на кровосмешение будет способствовать развитию человеческого рода, что и повлечёт за собой формирование государства.

Следующей теорией необходимой для рассмотрения является теория специализации. Автором данной теории являетcя доктор юридических наук — Татьяна Васильевна Кашанина.

Данная теория предполагает, что закон cпециализации — это всеобщее правило развития окружающего мира и биологичеcкие процессы, происходящие в нем являются её результатом.

Большее влияние закон специализации оказывает на социальный мир, постепенно специализируется производственный труд.

Формирование первоначальных разновидностей специализации в экономической сфере способствовало развитию общества в целом. Вследствие этого происходила дальнейшая специализация труда. Дальнейшим этапом являлась потребность в политической специализации.

В политической сфере также произошло общественное разделение труда на законодательную, исполнительную и судебную власть (деятельность).

Таким образом, представители теории специализации считают что, государство — это результат синтеза экономической и политической специализации.

Читайте также:  Векторный потенциал и его связь с вектором индукции магнитного поля - справочник студента

Кризисную теорию происхождения госудaрства сформулировал Анaтолий Борисович Венгеров, советский и российский ученый. Дaнная теория связывает появление государства с завершением неолитической революции, то есть с переходом человечествa от присваивающей экономики к производящей.

Согласно кризисной теории этот переход, произошел из-за экологического кризиса, примерно 10–12 тыс. лет нaзaд. Глобальные климатические изменения, поставили под угрозу сам факт существования человека как биологического вида. Как только человечество справилось c экологическим кризисом путем перехода к производящей экономике, изменилась его социальная организация.

Именно это и привело к появлению классов, а следовательно и возникновению государства.

Представителями и авторами дуалистической теории происхождения государства являются В. С. Афанасьев и А. Я. Малыгин. Также, как и кризисная теория данная теория предполагает, что процесс происхождения государства связан с неолитической революцией.

Разница заключается в том, что сторонники дуалистической теории рассматривают два пути происхождения государства — восточный и западный.

Восточный путь возникновения государства считается универсальным, так как он характерен для многих государств Азии, Африки и Америки, а западный соответственно является уникальным, вследствие того, что он приписывается только европейским государствам.

Восточный путь основывается на том, что государство сформировалось на основе аппарата управления, образованного в первобытном обществе который был необходим для осуществления ирригационных работ, из-за этого возникла необходимость создания специального аппарата, для осуществления централизованного управления.

Постепенно, лица, выполнявшие функции управления образовали государственный аппарат. Западный путь, в свою очередь кардинально отличается от восточного.

Так как западный путь основан на идее образования государства вследствие разделения общества на классы, которое произошло в результате возникновения частной cобcтвенноcти.

Мы изучили основные современные теории происхождения государства, но тем не менее нельзя поставить точку в многочисленном списке идей и представлений о возникновении государства.

Каждая новая точка зрения, основываясь на развитии сознания, общественных идеях и развитии политической мысли человечества, практически полноcтью опровергает положения предыдущей и cоздает своё собственное видение на происхождение государства.

Возможно в ближайшем будущем мы услышим имена новых ученых, которые сформулируют совершенно новые, тем не менее имеющие право на жизнь теории происхождения государства.

Литература:

  1. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. — М.: Издательство » Проспект «, 2012 г. — 60 с.
  2. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. М.: Юристъ, 1999. — С. — 52; 55–56; 73; 82–83.
  3. Шумаков Д. М. Происхождение государства и права// Основы государства и права. 1999. № 7.

Основные термины (генерируются автоматически): возникновение государства, происхождение государства, теория происхождения государства, теория, современная теория происхождения государства, разделение общества, появление государства, политическая специализация, неолитическая революция, кризисная теория, западный путь, государство, экологический кризис.

Источник: https://moluch.ru/archive/265/61335/

Основные теории происхождения государства

Основные теории происхождения государства — теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная (гидравлическая). Они ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена Средневековья. Ее основателем считается Фома Аквинский, сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879 г.

энцикликой папы Льва XIII учение Ф. Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж.

Дабен, Й. Месснер и др.).

Теологическая теория умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же доктрина недоказуема, ибо построена на вере.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского и др.

Эти ученые обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи.

В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения количества этих семей приводит в конечном счете к образованию государства.

Таким образом, государство — продукт разросшейся семьи, своеобразная большая семья. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти патриарха, подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые действительно вполне могли быть сравнимы с первобытной семьей. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители патриархальной теории упрощают процесс возникновения государственности, по сути, заменяют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляют с категориями соответственно «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др.

По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии.

Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ.

В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно ответственность за их невыполнение.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность.

Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, но, в свою очередь, имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

Договорная теория, с одной стороны, была шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями.

Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военнополитических) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.

Теория насилия наиболее логично обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военнополитических факторах — насилии, порабощении одних племен другими.

Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Государство — «естественным» образом (т.е.

путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим, а насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства.

В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы, завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

Военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).

Однако степень использования насилия в этом процессе была разной, поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с другими.

К тому же военнополитические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим.

Органическая теория происхождения государства получила распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Ф. Ратцеля и др. В ту эпоху наука, в том числе гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, выдвинутой Ч. Дарвином.

Государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство — продукт социальной эволюции, которая является разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство «уравнивается» с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические существа.

Однако нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим.

Это хотя и взаимосвязанные, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся своим закономерностям и имеющие в основе неодинаковые причины возникновения.

К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина. Они объясняют возникновение государственности социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделились скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом).

Разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности.

Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру — государство, которое служит инструментом проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Вместе с тем в теории заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. Петражицкого, Г. Тар- да, 3. Фрейда. Они связывают появление государственности с особыми свойствами психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др.

Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от элиты.

Именно из власти, приписываемой элите, и возникает власть государственная.

Однако всегда существовали люди, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в рамках подобных психических качеств личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов.

Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях сознания.

Государство — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим эти решения.

Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства не следует преувеличивать. Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться лишь как моменты государствообразования, ибо психика формируется под влиянием соответствующих социально- экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Ярким представителем патримониальной теории происхождения государства является К. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя.

Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью.

Правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность, народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.

В соотношении понятий «власть — собственность» представители патримониальной теории отдают приоритет праву собственности.

Владение собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории конкретной страны, в том числе государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.

Однако в период возникновения государственные институты не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя.

К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей.

В процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.

Представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Витт- фогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах.

Это сопровождается увеличением количества чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора.

Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

Ирригационные проблемы, по мнению Э. Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджерско-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджер- ской» цивилизации.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство, и т.п.

К тому же бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

Источник: https://bstudy.net/672365/pravo/osnovnye_teorii_proishozhdeniya_gosudarstva

Ссылка на основную публикацию