На сегодняшний день наше общество проходит новый этап в своем развитии, причем в совокупности и в рамках права, экономики, политики, научно-технического прогресса и конечно же в социальном плане.
Этот этап развития спровоцировал потребность в развитии личности с учетом новых условий жизни, для адаптации в мире, где специалист будет жить и трудиться. Именно поэтому сегодня возрастают требования к специалистам, к психологам, в частности.
Касательно сферы оказания услуг психологической помощи на первом плане среди профессионально значимых качеств личности выступает эмоциональная сфера.
К сожалению, современная подготовка будущих психологов не уделяет достаточное количество внимания эмоциональной сфере личности, как итог мы наблюдаем у начинающего специалиста неспособность к пониманию чувств и эмоций как своих, так и клиента. Неумение распознавать чувства, порождает неспособность управлять своими эмоциями так, например, студенты демонстрируют неумение направлять свои чувства в позитивное русло, и таких примеров много.
Мы видим, что рост самостоятельности и активности личности, изменение ее ориентаций и ценностей требует изменений и в вопросе профессионального обучения, резонным является пересмотр и изменение всей системы взглядов в профессиональной подготовке кадров, в психологических вузах особенно. Потому внимание, которое исследователи уделяют вопросу подготовки и развития эмоциональной сферы студентов-психологов не является случайным, а вполне закономерным и обоснованным. Эмоциональные умения у студентов не всегда полностью формируются в рамках обучения в вузе, поскольку они зависят от особенностей профессии, и потому не могут быть неизменными, а также растут и развиваются с ростом личности как специалиста. Эмоции оказывают влияние на понимание окружающих и происходящих в социуме ситуаций, влияют и на реакцию, и на то насколько адаптивной она будет.
Переходя непосредственно к такому явлению как эмоциональная сфера, стоит уточнить, что она отражает весь спектр испытываемых человеком эмоций.
Именно в эмоциональных процессах находят свое отражение внешние условия и задачи деятельности человека, формируется и проявляется отношение к тому, что происходит вокруг.
Эмоции связаны с конкретными ситуациями, чувства же носят предметный характер, всегда связаны с событием, человеком, предметом, в своей совокупности и эмоции и чувства делают мир человека ярче, его восприятие ярким и содержательным, способствуют к активным действиям и преодолению сложностей на его пути.
Особенности развития эмоциональной сферы у студентов сегодня относятся к малоизученной части психологического знания. А ведь именно в студенчестве, выпадающем на юношеский возраст, происходит развитие основных потенциалов личности, и существенной составляющей становится эмоциональная сфера.
Именно студенческий период в жизни отличается максимальным включением личности в самые разные сферы общественных отношений, а это требует от человека мобилизации всех его ресурсов и определяет повышенные требования к его эмоциональной сфере, это и обуславливает актуальность избранной темы исследования.
Предлагаю обратиться к рассмотрению самого возрастного периода развития личности, именуемого как юность. Юность – это стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек — 16-20. [1]
Этап юности – эмоциональные, морально-нравственные и конечно интеллектуальные изменения в личности, им предшествуют изменения в индивидуальном сознании. Юношество – период, когда личность еще плохо контролирует свои эмоции, стремиться пробовать все и сразу, а вот о последствиях не задумывается.
Важный момент для студента как личности 18 – 20 лет – осознание и принятие на себя ответственности за свою жизнь, формирование жизненных целей и планов, начало экономической активности, т.е. способность вести самостоятельную производственную деятельность, проба социальных ролей взрослого человека, в том числе создание семьи. [2]
Жизненные планы, выстраиваемые студентом, включает в себя ряд противоречий, которые подметил И.С. Кон. Так, в своих ожиданиях относительно будущей профессии и семейных отношений, и юноши и девушки вполне реалистично мыслят.
А вот что касается образовательной сферы, материального благополучия то тут заметно завышенные ожидания.
И потому у студентов появляется много эмоций, которые они вынуждены брать под контроль, дабы они не стали препятствием для учебы.
Юношеский возраст отличается возникновением в жизни личности чувства собственной неповторимости, уникальности. Отличительная особенность этого временного отрезка – «ролевой мораторий».
[3] данное явление можно охарактеризовать следующим образом: спектр социальных ролей в копилке личности расширяется, но для юношества свойственно не усваивать их окончательно и принимать всерьез, это скорее примерка, проба пера.
Фактически период юношества существует между детством и взрослостью, некоторые авторы условно называют этот период «третий мир», чтобы подчеркнуть его особенность. С точки зрения биологии это период завершения физического созревания, а вот социальное положение не так однородно. Так, например, юношество завершает период первичной социализации личности.
И знаменует период развития умственных способностей, с двух сторон с количественной и качественной. Количественные изменения подразумевают изменения в уровне развития интеллекта, что позволяет решать возникающие перед личностью задачи быстрее и эффективнее.
Качественные же изменения – перемены в структуре самих мыслительных процессов, то есть не то какие задачи решает человек, а как он это делает. [3]
Если рассматривать студенческий возраст с позиции Б.Г. Ананьева, то студенческий возраст это сенситивный период для развития основных социогенных потенций человека.
Автор в своей работе «К психофизиологии студенческого возраста» пишет, что содержанием стадии «студенческий возраст» является воспитание специалиста, общественного деятеля и гражданина, освоение и консолидация многих социальных функций, формирование профессионального мастерства. Таким образом, с позиции исследователя студенческий возраст является основой для воспитания личности и создания у нее предпосылок для дальнейшего развития профессионализма. Это согласуется и с тем, что слово «студент» — латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», то есть овладевающий знаниями. [4]
Исходя из анализа научной литературы по вопросу студенческого возраста, можно сделать вывод, что психологические показатели данного возраста крайне противоречивы, и демонстрируют сложную и неравномерную динамику протекающих психических процессов личности в студенческом возрасте, и это определяет кризисный характер этого временного периода.
Опираясь на исследование таких авторов как М.И. Дьяченко и Л.А.
Кандыбович можно указать следующие особенности данного возрастного периода: высокая интенсивность общения, устремление к новым идеям и преобразованиям, высокая восприимчивость и даже определенная склонность к риску, сложность нахождения себя, своей самобытности личностью, как следствие – противоречивость внутреннего мира студента.
В работе М.И. Дьяченко и В.А.
Пономаренко «О подходах к изучению эмоциональной устойчивости» указаны результаты исследования, в частности акцент сделан на том факте что развитие в студенческий период характеризуется подъемами и спадами.
Так в момент повышения какой-то функции, другая будет стабилизирована либо снижаться. Так же авторы указывают на существенные изменения в мотивационной сфере, системе ценностных ориентиров, ролевых позиций и межличностных отношений.
Характеризуя эмоциональные процессы у студентов-психологов в ходе учебы, стоит отметить такую же интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование высших чувств.
А вот неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, — условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях, в совокупности с информацией, получаемой в рамках образовательного процесса.
В широком спектре компонентов эмоциональной сферы студента-психолога особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др.
Хочется отдельно выделить такую особенность эмоциональной сферы студента, как адаптивная способность, то есть «способность человека приспосабливаться к окружающим требованиям среды без возникновения чувства внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой».
[5] Адаптацию можно рассматривать как предпосылку активной деятельности и условие, которое необходимо для ее эффективности. В этом прослеживается значение адаптационного механизма для обеспечения успешной жизнедеятельности личности в той или иной социальной роли.
Сам период адаптации непосредственно связан с ломкой имеющихся у человека стереотипов, и это может объяснить низкую успеваемость и трудности общении студента на первых этапах обучения в вузе.
Интересно, что одних студентов формирование нового стереотипа происходит скачкообразно, в то время как у других новый стереотип формируется ровно.
Особенности данных изменений связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, но все же социальные факторы здесь имеют превалирующее значение.
В исследованиях адаптации студентов к вузу ученые обнаруживают обычно следующие трудности: негативные переживания, которые связаны с поступлением, неопределенность с выбранной профессией, сюда же можно отнести и недостаточную психологическую подготовку к ней.
Неумение студентов осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, а также поиск нового приемлемого режима труда и отдыха в новых условиях, формирование быта и самообслуживания.
К трудностям в рамках обучения можно отнести такие как: отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.
Что может помочь справиться с дезадаптивным синдромом? На помощь придет знание индивидуальных особенностей студента, на основе которого строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения. Студент-психолог, в процессе обучения получает знания, способствующие пониманию своих индивидуальных особенностей, и это помогает процессу адаптации пройти максимально ровно и психологически комфортно.
Таким образом, эмоции человека делая его жизнь ярче и насыщеннее, отражают весь спектр его переживаний. Студенты в силу особенностей возраста, испытывают сложности в процессе адаптации к новым условиям существования.
Примерка новых социальных ролей, новые условия жизни, оттачивание навыка контроля эмоциональных состояний, все это факторы, способствующие формированию личности.
Эффективные способы прохождения адаптационного периода быстро и безболезненно имеются у студентов-психологов, в связи с чем формируется неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, — условие результативности деятельности в сложных для студента-психолога ситуациях.
Список литературы:
- Кондаков И.М. Психологический словарь./ И.М. Кондаков; Столичн. гуманитарн. ин-т.// М., 2000. — С. 27.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии. — С. 688.
- Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей-слушателей курсов после диплом. образования / А. Л. Гройсман; М. Магистр 1999. — С. 359.
- Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – 6-е изд., Издательский центр «Академия», 2007. — С. 464 .
- Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. — № 2.
Источник: https://sibac.info/journal/student/72/151449
Психологическая безопасность: учебное пособие
…
Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие).
Источниками эмоций и чувств являются объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов деятельности меняется и отношение к предмету потребности.
Чувства и эмоции – два разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности.
Эмоция – непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. д.). Эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции в определенной мере обусловлены уровнем общественного развития.
Человек удовлетворяет свои потребности, учитывая их уместность и имеющиеся возможности. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями.
Так, первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, это непосредственная реакция на какие-то его внешние проявления.
Чувство – это постоянное, устоявшееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга, совести, стыда, гордости, любовь к труду), сложная форма отражения.
В ней обобщаются эмоциональное отражение и понятия. Чувства свойственны только человеку; они социально обусловлены.
Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании.
Эмоции и чувства выполняют сигнальную и регулятивную функции.
Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.
Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения.
Когда эмоции достигают крайнего напряжения, они трансформируются в такие процессы, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Например, плач обычно продолжается не более 15 мин.
Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы снять избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление.
Эмоции и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психических явлений: фазность, полярность, выражение отношения личности к объекту ее чувств.
Фазность характеризует эмоции и чувства с процессуальной стороны. Это проявляется в нарастающем напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать по мере изменения внешних обстоятельств. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения.
В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность или проявляться в скованности действий, мыслей, поступков человека.
Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение или полная обессиленность.
Полярность – это противоположность переживаемых чувств. Например: радость – печаль, удовольствие – страдание, любовь – ненависть.
Выражение отношения к объекту проявляется в положительном, отрицательном или неопределенном (ориентированном) переживании. Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникает положительное эмоциональное переживание.
Если же что-то препятствует удовлетворению потребности или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.
Неопределенное (ориентированное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с окружающим миром или при знакомстве с неизвестными прежде предметами деятельности.
Это состояние не является длительным или устойчивым. Оно снимается изменением ситуации, переходя в положительную или отрицательную эмоцию.
В зависимости от того, какое состояние – активное или пассивное – вызывают эмоции, повышают или уменьшают они жизнедеятельность человека, различают стенические (от гр. stheneia – сила) и астенические (astheneia – слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение и бодрость.
К ним относятся радость, возбуждение, гнев, ненависть и т. д. Астенические эмоции (печаль, тоска, уныние, подавленность) уменьшают активность, энергию, жизнедеятельность человека. Индивидуальные различия в проявлении эмоций в значительной степени зависят от волевых качеств личности.
Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием.
Различают две пары наиболее простых эмоциональных переживаний: удовольствие – неудовольствие; напряжение – разрешение.
Эмоции удовольствия или неудовольствия биологически развивались как отражение связи организма с внешней средой и установление в процессе этой все более усложняющейся связи требований, предъявляемых организмом к среде.
Удовлетворение этих требований отражается как удовольствие, а неудовлетворение – как неудовольствие. В основе простейших эмоций удовольствия (приятного) или неудовольствия (неприятного) лежат безусловные рефлексы.
Более сложные переживания «приятного» и «неприятного» развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т. е. уже как чувства. Эмоции удовольствия и неудовольствия, сопровождающие выполнение какого-либо действия, играют важную роль в превращении его в привычку.
При этом надо учитывать, что эмоциональная память лучше сохраняет переживание, удовольствия, и поэтому поощрение – более сильное воспитательное средство, чем наказание.
Эмоция напряжения всегда связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Чем сложнее создаваемая или ломаемая система условных рефлексов, тем большим напряжением сопровождается этот процесс. Завершение его переживается как эмоция разрешения (облегчения).
Чувства классифицируют по содержанию и по силе стремления к объекту.
1. По содержанию их подразделяют на моральные, интеллектуальные, эстетические. Моральные, или нравственные, чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному.
К ним относится чувство симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.
Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, долга и совести, обусловленные мировоззрением – системой взглядов и убеждений человека. Они порождаются человеческими отношениями и регулирующими их этическими нормами.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами.
Это радость поиска при решении какой-нибудь проблемы или тяжелое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить ее.
К интеллектуальным чувствам относятся также любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильном решении задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.
Эстетические чувства – это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, подлости; чувство трагического и комического.
2. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения. Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие энергию, направленную на достижение единственной цели или предмета.
Предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека, определенные вещи, лица другого пола. Основным признаком страстей является их действенность, единство волевых и эмоциональных компонентов.
Страсть всегда побуждают людей к активной деятельности, через которую она удовлетворяется и на основе которой развивается. Страсти характеризуются стойкостью, длительностью времени, в течение которого они проявляются и владеют человеком.
Увлечение отличается от страсти переменчивостью и тем, что оно органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлекаются чаще всего люди импульсивные, легко возбудимые, эмоциональные. Увлечение может перерасти в страсть.
Выделяют эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Они обусловлены типом нервной деятельности.
При наблюдении удается уловить силу, темп и ритм эмоциональных реакций. Выраженность эмоциональных особенностей колеблется от легкой эмоциональной возбудимости до эмоциональной инертности, от импульсивности и эффективности до сдержанности.
К эмоциональным свойствам относятся впечатлительность и отзывчивость.
Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния – настроения, аффекты, напряженность и фрустрация – составляют эмоциональную сторону личности.
Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, в течение некоторого времени захватывающее всю личность и отражающееся на деятельности и поведении человека. Одно настроение может сохраняться недели, а иногда и месяцы.
Настроение может быть стеническим (активным) или астеническим (пассивным, ригидным). Вызывается оно различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человек осознает не всегда.
Настроение может передаваться от одного человека к другому в процессе общения. Этот процесс называется «заражением».
Аффект – наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию, протекающая стремительно и бурно. Есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций: радость – восторг, страх – ужас, горе – отчаяние, гнев – ярость.
Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие. Более склонны к аффектам лица с неуравновешенным типом нервной системы, с преобладанием возбуждения.
В состоянии аффекта суживается объем сознания – оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием.
Физиологическая особенность аффекта – освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры, что проявляется в яркости внешних проявлений переживаемого.
У подростков аффекты проявляются обычно чаще, чем у взрослых, так как процессы торможения выражены у них еще недостаточно. Однако следует подчеркнуть, что сдержаться, не потерять власть над собой на первой стадии аффекта может каждый человек, в том числе и подросток. На дальнейших стадиях осуществлять волевой контроль гораздо труднее. Поэтому важно вовремя сдержать развитие аффекта.
- Напряженность – это психическое состояние, вызванное неординарными для данной личности условиями, которое проявляется в скованности движений и неуверенности при выполнении новых действий, грозящих какой-либо опасностью. По степени выраженности различают следующие уровни напряженности:
- • незначительная, быстро исчезающая напряженность;
- • выраженная напряженность, появившаяся после какого-либо события;
- длительная, резко выраженная напряженность, практически неисчезающая, несмотря на принятые активные меры.
Фрустрация – состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели. Это состояние дезорганизации сознания и деятельности, вызванное объективно непреодолимыми или переживаемыми препятствиями на пути к желаемой цели.
В состоянии фрустрации человек практически всегда находится в негативном состоянии, которое вызывается мыслью: «Я хочу, но не могу». У него имеются потребности, желания, которые не могут быть реализованы, а намерения блокированы.
Чем сильнее выражены потребности и желания, чем более значимы цели и чем существеннее препятствия на пути их реализации, тем большее эмоциональное напряжение испытывает человек. Состояние фрустрации негативно влияет на жизнедеятельность организма, постепенно подтачивает его силы, ослабляет нервную систему.
Устранение фрустрирующих обстоятельств обычно снимает нервное напряжение.
Методика изучения эмоций
Применяется для обследования подростков и взрослых.
Цель: изучение дифференциации эмоций, определение доминирующего эмоционального состояния.
Описание. Для определения эмоционального состояния используется специальная шкала.
Дифференциальная шкала эмоций
- Инструкция. Оцените по 4-балльной шкале, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент:
- 1 – совсем не подходит;
- 2 – пожалуй, верно;
- 3 – верно;
- 4 – совершенно верно.
Обработка результатов. Подсчитываются суммы баллов по каждой строке (1-10) и эти значения проставляются в графу «Сумма». Так обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого.
- КС – коэффициент самочувствия (КС) определяется следующим образом:
- Психология bookap
- если КС >1 – положительное самочувствие;
- если КС
Источник: https://bookap.info/psywar/solomin_psihologicheskaya_bezopasnost/gl29.shtm
Методическая разработка на тему: Роль эмоций и чувств в работе педагога | Социальная сеть работников образования
- Роль эмоций и чувств в работе педагога
- в процессе подготовки специалиста
- Душу в нас формирует не тело,
- А сердечность и праведность дела.
- Чем активней душа, тем моложе,
- И по сути на Солнце похожа.
- З. Бражникова
Сегодняшний выпускник любого учебного заведения – это должен быть специалист с высокой интеллектуальной культурой, планетарным мышлением, профессионально и технологически подготовленный к исполнению своих обязанностей.
Процессы обновления, происходящие в социальной сфере, образовании, производстве, требуют от современного специалиста гуманистической направленности, культуры, духовного богатства, нравственной устойчивости.
Актуальность данной темы состоит в том, что умственная и практическая деятельность, жизнь и быт людей не могут функционировать без участия эмоций и чувств, а также переживаний. Обобщая понятие «эмоции», К.Д.
Ушинский характеризовал их следующим образом: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно нас самих, наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного отношения, а всего содержания души нашей, ее строя» (соч. Т.9 стр. 117-118).
Во всем многообразии проявляются чувства людей к окружающей действительности и характеризуют особенности каждого человека, его мироощущение, мораль, привычки, его внутренний мир. Эмоции и чувства оказывают сильное, даже решающее влияние на возбуждение и торможение всех сфер жизнедеятельности человека.
Поэтому педагогу для осуществления своей деятельности необходимо обладать такими качествами, как профессиональный долг, дисциплина, гражданственность, терпимость, ответственность и др.
1
Эмоциональное состояние одного – душевная боль или радость другого.
Психическое состояние одного эхом отзывается на другом, и процесс общения, его динамика (движение, изменение) непосредственно зависят от психического состояния другого.
Ничто не доставляет человеку столько радости, восторга, восхищения, как общение с духовно богатым человеком. Как к солнцу тянется цветок, так и человек к человеку, если этот другой доставляет радость.
Ничто не оказывает такого сильного воздействия на обучающегося, как эмоциональное состояние преподавателя.
Представьте себе различные ситуации из жизни: Например, если педагог возмущен; то и обучающийся начинает возмущаться; если один угнетен, подавлен, плачет, то и другой приходит в такое же состояние; если один смеется, то и другой делает это же самое.
Педагогический труд – это особая сфера общественной жизни, обладающая относительной самостоятельностью, он выполняет важные специфические функции.
Воспитание чувств — это воспитание человека в человеке. Не развивая в себе чувства памяти, благородности, человек разрушает себя. Без чувства идеи холодны, светят, а не греют, лишены жизненности и энергии, неспособны перейти в дело.
Итак, полнота жизни и совершенство человеческой натуры заключается в органическом единстве разума и чувства.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного и неприятного процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.
Любые проявления активности обучающегося сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов.
Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности.
2
Эмоции — один из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Эмоции, утверждал Ч.
Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей. Эмоции выполняют и важную мобилизационную, интегративно- защитную функцию.
Они поддерживают жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Они разрушают ситуацию различными способами:
- 1)бегством
- 2)оцепенением
- 3)агрессией и др. (на примере студентов группы ТВ-101д)
Эмоциональные состояния регулируют ход протекания психических и органических процессов. В этом заключается их регулирующая функция. Эмоции, по сути дела, явились для человека первым «языком», которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Очевидна еще одна функция эмоций — коммуникативная.
По мнению ученых «язык эмоций» вполне доступен и высшим животным.
Чувства же свойственны только человеку. Самая древняя по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, полученное от удовлетворения потребностей и неудовлетворения.
Например, преподаватель получает удовольствие от обучающихся, если они хорошо подготовились к уроку, а обучающиеся от хороших оценок. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на эмоции, чувства и аффекты.
Исследования ученых показали, что отрицательные эмоции снижают работоспособность утром на 10% — вечером на 64 %.
Умеем ли мы уходить от отрицательных эмоций? Обратимся к самоанализу элементов эмоциональной техники, т.е. на способы выхода из плохого настроения. Например, нужно поставить цель: «Когда у меня плохое настроение, я иду в лес или читаю книгу, занимаюсь стиркой» и др.
3
Это примерный рекомендательный список способов выхода из плохого настроения.
Аналогично можно провести самоанализ по методике незаконченного предложения: «Когда у меня радостное настроение, я слушаю музыку» и др.. Такая методика дает возможность каждому выйти из отрицательной эмоции или доставить радостное настроение себе и другим. Эмоции и чувства — личностные образования.
Они характеризуют личность социально — психически. Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам.
Предметом любви — ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия –не удовольствия.
Эмоции переживания и различные психические состояния, если они испытываются постоянно, оказывают непосредственное влияние на формирование устойчивого отношения к учению, на формирование мотивации учения.
При положительных эмоциях удовлетворяются любознательность, потребность в эмоциональном благополучии. При отрицательных эмоциях наблюдается отход от учебной деятельности, так как не удовлетворяется ни одна из жизненно важных потребностей.
Желанная цель не создает реальной перспективы личности. И положительная мотивация не формируется, но зато формируются мотивы избегания неприятностей.
Например, такое можно наблюдать в любом учебном заведении: если педагог на базе эмоций выразил свое отношение к обучающемуся (например, к прогульщику, к неуспевающему и т. д. ).
В индивидуальном развитии человека эмоции и чувства играют социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы.
На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются интересы и потребности.
4
Чувства — высший продукт культурно — эмоционального развития человека. Чувства выполняют в жизнедеятельности человека, в общении мотивирующую роль. В отношении окружающего мира человек действует так, чтобы подкрепить, усилить положительные чувства. Чувства связаны с работой сознания. Устойчивые чувства, действующие в течение длительного времени именуют настроением.
Чувства, эмоции, эмоциональные состояния заразительны переживания одного непроизвольно воспринимаются другими и могут приводить этого другого в более сильное эмоциональное состояние. Существует так называемая модель «цепной реакции». В такое состояние иногда приходят обучающиеся, когда смех одного «заражает всех». По модели «цепной реакции» начинаются массовые психозы, паника, аплодисменты.
При общении с обучающимися огромную роль играет личный пример педагога, который выполняет роль эмоционального механизма. Так если преподаватель входит в класс с улыбкой, то в классе устанавливается приятная, спокойная атмосфера.
И наоборот, если преподаватель пришел в возбужденном состоянии, то и в группе среди обучающихся возникает соответствующая эмоциональная реакция.
Аффекты — это реакция возникающая в результате совершенного действия или поступка и выражающая субъективную эмоциональную окраску характера достижения поставленной цели и удовлетворения потребностей.
Одним из наиболее распространенных видов аффектов — стресс. Стресс представляет состояние сильного психологического напряжения, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку.
Преподаватель не может быть нейтральным к социальным оценкам своего поведения. Признание, похвала или осуждение поступков окружающими влияют на самочувствие и самоуважение личности. Именно они заставляют личность быть особенно чувствительным к отношению других, сообразоваться с их мнением.
5
Понимание значимости чувств помогает преподавателю правильно определить линию собственного поведения, а также воздействовать на эмоционально — чувственную сферу воспитанников.
В поведении личности чувства выполняют определенные функции: регулятивную, оценочную, прогностическую, побудительную. Воспитание чувств — длительный, многофакторный процесс. Итак, эмоции и чувства в работе педагога играют большую роль в процессе подготовки специалиста. Исходя из этого, можно сделать следующие рекомендации:
Рекомендации преподавателям:
1.Сдерживайте отрицательные эмоции.
2.Создайте оптимальные условия для развития нравственных чувств, в которых сочувствие, сопереживание, радость выступают элементарными структурами, формирующими высоконравственные отношения, при которых нравственная норма превращается в закон, а поступки в нравственную деятельность.
3.Умейте управлять своими чувствами и эмоциями, и чувствами обучающихся.
4.Чтобы все это реализовать обращайтесь к методике А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Педагогическая поэма», «Как воспитать настоящего человека» К.Д. Ушинского, «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» Д.Карнеги, «Общение – Чувства – Судьба» К.Т. Кузнечиковой.
Педагогическая копилка рациональных одухотворенных действий, окрашенных эмоционально, у каждого педагога своя. Пусть больше будет в ней семян разумного, доброго, вечного.
6
Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2015/06/18/rol-emotsiy-i-chuvstv-v-rabote-pedagoga