Сложное высказывание — справочник студента

А.А. Ивин, А.Л. Никифоров

От редакции

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Список сокращений, принятых в словаре
АБСОЛЮТИЗАЦИЯ
АБСОЛЮТНЫЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ
АБСТРАКТНЫЙ ПРЕДМЕТ (англ. – abstract entity)
АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio – отвлечение)
АБСУРД (от лат. absurdus – нелепый, глупый)
АВТОМАТ (от греч. automatos – самодействующий)
АВТОНИМНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ (от греч. autos-сам, опота – имя)
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ (от греч. axios – ценный, logos – понятие, учение), или: Оценочная модальность,
АКСИОМА (от греч. axioma – значимое, принятое положение)
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД
АКСИОМАТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
АЛГЕБРА БУЛЯ
АЛГОРИТМ (АЛГОРИФМ)
АЛОГИЗМ (от греч. а – не, logos – разум)
АМФИБОЛИЯ (от греч. amphibolia – двусмысленность, двойственность)
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. А. (от греч. analysis – разложение)
АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ (в логике).
АНАЛОГИЯ (от греч. analogia – соответствие)
АНТЕЦЕДЕНТ И КОНСЕКВЕНТ (от лат. antecedent – предшествующий, предыдущий и consequens – следствие)
АНТИНОМИЯ (от греч. antinomia – противоречие в законе)
АНТИНОМИЯ РАССЕЛА
АНТИТЕЗИС (от греч. antithesis – противоположение)
АПОДИКТИЧЕСКИЙ (от греч. apodeiktikos – доказательный, убедительный)
АПОРИЯ (от греч. aporia – затруднение, недоумение)
АРГУМЕНТ (лат. argumentum)
АРГУМЕНТАЦИИ ТЕОРИЯ
АРГУМЕНТАЦИЯ (от лат. argumentatio – приведение аргументов)
АРГУМЕНТАЦИЯ КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ
АРГУМЕНТАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
АРГУМЕНТАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ
АРГУМЕНТ К АВТОРИТЕТУ (от лат. i pse dixit – сам сказал)
АРГУМЕНТ К АУДИТОРИИ
АРГУМЕНТ К ЖАЛОСТИ
АРГУМЕНТ К НЕЗНАНИЮ, или невежеству,
АРГУМЕНТ К СИЛЕ («палочный» довод)
АРГУМЕНТ К СКРОМНОСТИ
АРГУМЕНТ К ТЩЕСЛАВИЮ
АССЕРТОРИЧЕСКИЙ (от лат. asserto – утверждаю)
БЕССМЫСЛЕННОЕ
«БРИТВА ОККАМА»
ВЕРА
ВЕРБАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verificatio – доказательство, подтверждение)
ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА
ВЕРОЯТНОСТЬ
ВОЗМОЖНОСТЬ ЛОГИЧЕСКАЯ
ВОЗРАЖЕНИЕ
ВОПРОС
ВОПРОСОВ ЛОГИКА, или: Эротетическая, интеррогативная логика,
ВЫВОД ЛОГИЧЕСКИЙ
ВЫСКАЗЫВАНИЕ
ВЫСКАЗЫВАНИЕ ДЕСКРИПТИВНОЕ (от англ. description – описание), или: Высказывание описательное,
ВЫСКАЗЫВАНИЕ КАТЕГОРИЧЕСКОЕ
ВЫСКАЗЫВАНИЕ (ПРЕДЛОЖЕНИЕ) КОНТРФАКТИЧЕСКОЕ (от лат. contra – против, factum – событие)
ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneuo – разъясняю, истолковываю)
ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ (от греч. hypostasis – сущность, субстанция)
ГИПОТЕЗА (от греч. hipothesis – основание, предположение)
ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД
ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
ГОМОМОРФИЗМ, ИЗОМОРФИЗМ
ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН
ДВУЗНАЧНАЯ ЛОГИКА
ДВУЗНАЧНОСТИ ПРИНЦИП
ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio – выведение)
ДЕЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ
ДЕНОТАТ (от лат. denoto – обозначаю), или: Десигнат, предметное значение,
ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (от греч. deon – долг, правильность),
ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ (от греч. deon – долг, правильность),
ДЕСКРИПЦИЯ ОПРЕДЕЛЕННАЯ (от лат. descriptio – описание)
ДИАГРАММЫ ВЕННА
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
ДИЗЪЮНКТИВНЫЙ СИЛЛОГИЗМ
ДИЗЪЮНКЦИЯ (от лат. disjunctio – разобщение, различение)
ДИЛЕММА (от греч. di(s) – дважды и lemma – предположение)
ДИСКУРСИВНЫЙ (от лат. discursus – рассуждение, довод, аргумент)
ДИСКУССИЯ (от лат. discussio – рассмотрение, исследование)
ДИСТРИБУТИВНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ СВОЙСТВА. Д. с.
ДИХОТОМИЯ (от греч, dicha и tome – рассечение на две части)
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО КОНСТРУКТИВНОЕ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПО СЛУЧАЯМ, или: Доказательство разбором случаев,
ДОКАЗУЕМОСТЬ
ДОПОЛНЕНИЕ К МНОЖЕСТВУ
ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП
ДОСТАТОЧНОЕ УСЛОВИЕ
ДОСТОВЕРНОСТЬ
ЗАБЛУЖДЕНИЕ
ЗАКОН АССОЦИАТИВНОСТИ (от лат. associatio – соединение)
ЗАКОН ГИПОТЕТИЧЕСКОГО СИЛЛОГИЗМА
ЗАКОН ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ
ЗАКОН ДЕ МОРГАНА
ЗАКОН ДИСТРИБУТИВНОСТИ (от англ. distribution – распределение, размещение)
ЗАКОН ДУНСА СКОТА
ЗАКОН ИМПОРТАЦИИ
ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО
ЗАКОН КЛАВИЯ
ЗАКОН КОММУТАТИВНОСТИ (от лат. commutatio – изменение, перемена)
ЗАКОН КОММУТАЦИИ (от лат. commutatio – изменение, перемена)
ЗАКОН КОМПОЗИЦИИ (от лат. compositio – сочинение, составление)
ЗАКОН КОСВЕННОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
ЗАКОН ЛОГИКИ
ЗАКОН МЫШЛЕНИЯ
ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ
ЗАКОН ЭКСПОРТАЦИИ
ЗНАК
ЗНАНИЕ
ЗНАЧЕНИЕ
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ИДЕМПОТЕНТНОСТИ ЗАКОН (от лат. idempotens – сохраняющий ту же степень)
ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio – прояснять)
ИМПЛИКАЦИЯ (от лат. implicatio – сплетение, от implico – тесно связываю)
ИМПЛИКАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ
ИМЯ
ИНДИВИД (от лат. individuum – неделимое)
ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА
ИНДУКТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ИНДУКЦИИ КАНОНЫ (от греч. canon – правило, предписание)
ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio – наведение)
ИНДУКЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ, ПОЛНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ
ИНДУКЦИЯ НЕПОЛНАЯ
ИНДУКЦИЯ ПОЛНАЯ
ИНДУКЦИЯ ПОПУЛЯРНАЯ
ИНТЕНСИОНАЛ И ЭКСТЕНСИОНАЛ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (от лат. interpretatio – разъяснение, истолкование)
ИНТЕРСУБЪЕКТИВНЫЙ (от лат. inter – между)
ИНТУИТИВНАЯ ЛОГИКА
ИНТУИЦИОНИЗМ
ИНТУИЦИОНИСТСКАЯ ЛОГИКА
ИНТУИЦИЯ (от лат. intuitio – пристальное, внимательное всматривание, созерцание)
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный)
ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО ЗАКОН
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
ИСТИНА
ИСТИННОСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ИСЧИСЛЕНИЕ
КАВЫЧКИ
КАТЕГОРИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ
КАТЕГОРИЯ (от греч. kategoria – высказывание, обвинение, признак)
КАУЗАЛЬНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ
КЛАСС, МНОЖЕСТВО (В ЛОГИКЕ И МАТЕМАТИКЕ)
КЛАССИФИКАЦИЯ
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
КОНВЕНЦИЯ (от лат. conventio – соглашение)
КОННОТАЦИЯ (от лат. connotatio – добавочное значение)
КОНСТРУКТИВНАЯ ЛОГИКА
КОНТЕКСТ (от лат. contextus – сцепление, соединение, связь)
КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНТРАДИКТОРНАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ (от лат. contradictorius – противоречащий)
КОНТРАПОЗИЦИИ ЗАКОН
КОНТРАРНАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ (от лат. contrarius – противоположный)
КОНЦЕПТ (от лат. conceptus– понятие)
КОНЪЮНКЦИЯ (от лат. conjunctio – союз, связь)
КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
КРУГ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ (лат. – circulus in demonstrando)
КРУГ В ОПРЕДЕЛЕНИИ
ЛЕММА (от греч. lemma – предположение)
«ЛЖЕЦА» ПАРАДОКС
ЛОГИКА (от греч. logos – слово, понятие, рассуждение, разум), или: Формальная логика,
ЛОГИКА ВРЕМЕНИ, или: Временная логика,
ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ, или: Пропозициональная логика,
ЛОГИКА ДЕДУКТИВНАЯ
ЛОГИКА ИЗМЕНЕНИЯ
ЛОГИКА КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ
ЛОГИКА КЛАССИЧЕСКАЯ
ЛОГИКА КЛАССОВ
ЛОГИКА КОМБИНАТОРНАЯ (от лат. combinare – соединять, сочетать)
ЛОГИКА МНОГОЗНАЧНАЯ
ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или: Логика науки,
ЛОГИКА НЕКЛАССИЧЕСКАЯ
ЛОГИКА НОРМ
ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ
ЛОГИКА ПРЕДИКАТОВ, или: Функциональная логика, теория квантификации, кванторная логика,
ЛОГИКА ТРАДИЦИОННАЯ
ЛОГИКА ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ (от греч. episteme – знание)
ЛОГИСТИКА
ЛОГИЦИЗМ
ЛОГИЧЕСКАЯ МАШИНА
ЛОГИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ
ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА
ЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ
ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
ЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМАТИКИ
ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ
ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
ЛОГИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС
ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ
ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДОВАНИЕ
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
ЛОГОС (греч. logos)
ЛОЖЬ, см. Истинностное значение.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
МАТЕРИАЛЬНАЯ СУППОЗИЦИЯ
МЕТАМАТЕМАТИКА
МЕТАТЕОРИЯ (от греч. meta – после, за, позади)
МЕТАФОРА (от греч, metaphora – перенос, образ)
МЕТАЯЗЫК (от греч. meta – после, за, позади)
МЕТОД (от греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, изложения)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
МНОГОЗНАЧНАЯ ЛОГИКА
МНОГОЗНАЧНОСТИ ПРИНЦИП
МНОГОЗНАЧНОСТЬ
МНОЖЕСТВ ТЕОРИЯ
МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА
МОДАЛЬНОСТЬ (от лат., modus – мера, способ)
МОДЕЛЬ (от лат. modulus – мера, образец, норма)
МОДЕЛЬ СЕМАНТИЧЕСКАЯ
МОДУС (лат. modus – мера, способ, образ, вид)
МОДУС ПОНЕНДО ТОЛЛЕНС (лат. modus ponendo tollens)
МОДУС ПОНЕНС (лат. modus ponens)
МОДУС ТОЛЛЕНДО ПОНЕНС (лат. modus tollendo ponens)
МОДУС ТОЛЛЕНС (лат. modus tollens)
МЫШЛЕНИЕ
НАУКА
«НЕ ВЫТЕКАЕТ», «НЕ СЛЕДУЕТ» (лат. поп sequitur)
«НЕДОКАЗАННОЕ ОСНОВАНИЕ» ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
НЕЗАВИСИМОСТЬ (в логике и математике)
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
НЕОБХОДИМОСТЬ (логическая)
НЕОБХОДИМЫЕ И ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ (в логике и математике)
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ (в традиционной логике)
НЕПРАВИЛЬНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
НЕПРЕДИКАТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
НЕПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАКОН
НЕСОБСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ
НЕТОЧНОСТЬ
НЕЧЕТКОЕ МНОЖЕСТВО
НЕЯСНОСТЬ
НОМОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (от греч. nomos – закон, logos – учение, понятие)
НОРМА
НОРМАЛЬНОЕ МНОЖЕСТВО
НОРМАТИВНАЯ ЛОГИКА
НОРМАТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ
НОРМАТИВНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, или: Деонтическое высказывание,
ОБОБЩЕНИЕ (лат. generalisatio)
ОБОЗНАЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЕ
ОБОСНОВАНИЕ
ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНОК
ОБРАЗЕЦ
ОБРАЩЕНИЕ (лат. conversio)
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
ОБЩЕЕ СУЖДЕНИЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ (СЛОЖЕНИЕ) КЛАССОВ (МНОЖЕСТВ)
ОБЪЕКТИВНОСТЬ
ОБЪЕКТНЫЙ (ПРЕДМЕТНЫЙ) ЯЗЫК
ОБЪЯСНЕНИЕ
ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ
ОМОНИМИЯ (от греч. homos – одинаковый, опута – имя)
ОПЕРАТОР (от лат. operator – действующий)
ОПИСАНИЕ
ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ (англ. state description)
ОПИСАТЕЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
ОПИСАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ (лат. definitio)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКСИОМАТИЧЕСКОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЕ (от греч. genesis – происхождение, источник)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЕ, или: Определение через род и видовое отличие,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕЯВНОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМИНАЛЬНОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТЕНСИВНОЕ (от лат. ostentus – показывание, выставление напоказ)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАЛЬНОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВНОЕ
ОПРОВЕРЖЕНИЕ
ОСМЫСЛЕННОСТЬ
ОСНОВАНИЕ И СЛЕДСТВИЕ
ОТНОШЕНИЕ (в логике) отождествляется с многоместным предикатом.
ОТНОШЕНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ КЛАССА В КЛАСС
ОТНОШЕНИЕ НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ (иррефлексивное)
ОТНОШЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТА КЛАССУ (МНОЖЕСТВУ)
ОТНОШЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ
ОТНОШЕНИЕ СИММЕТРИЧНОЕ
ОТНОШЕНИЕ ТИПА РАВЕНСТВА
ОТНОШЕНИЕ ТРАНЗИТИВНОЕ
ОТНОШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ (ОДНОЗНАЧНОЕ)
ОТРИЦАНИЕ
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
ОЦЕНКА
ОЦЕНОК ЛОГИКА
ОЦЕНОЧНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ
ОЦЕНОЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
ОШИБКА ЛОГИЧЕСКАЯ
ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma – пример, образец)
ПАРАДОКС (греч. paradoxos)
ПАРАДОКСЫ ИМПЛИКАЦИИ
ПАРАЛОГИЗМ (от греч. paralogismos – неправильное, ложное рассуждение)
ПАРАНЕПРОТИВОРЕЧИВАЯ ЛОГИКА
ПЕРЕМЕННАЯ
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ КЛАССОВ (МНОЖЕСТВ)
ПОДМЕНА ТЕЗИСА (лат. ignoratio elenchi)
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
ПОЗНАНИЕ
ПОЛЕМИКА
ПОЛНОТА (в логике и дедуктивных науках)
ПОНИМАНИЕ
ПОНЯТИЕ
ПОРОЧНЫЙ КРУГ
«ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО» (лат. post hoc ergo propter hoc)
ПОСПЕШНОЕ ОБОБЩЕНИЕ
ПРАВИЛО ВЫВОДА
ПРАВИЛО ЛОККА
ПРАГМАТИКА
ПРАВИЛО ОТДЕЛЕНИЯ
ПРЕВРАЩЕНИЕ (лат. obversio) в традиционной логике
«ПРЕДВОСXIЩЕНИЕ ОСНОВАНИЯ» (лат. petitio principii)
ПРЕДИКАТ (от лат. praedicatum – сказанное)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, или: Универсум рассуждения, область теории,
ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛОГИКА
ПРЕДСКАЗАНИЕ
ПРЕСКРИПТИВНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
ПРИВЕДЕНИЕ К АБСУРДУ, или: Редукция к абсурду, приведение к нелепости (лат. reductio ad absurdum),
ПРИМЕР
ПРИНЦИП ВЗАИМОЗАМЕНИМОСТИ
ПРИНЦИП МНОГОЗНАЧНОСТИ
ПРИНЦИП ОБЪЕМНОСТИ (экстенсиональности) (от лат. extentio – протяжение)
ПРИНЦИП ОДНОЗНАЧНОСТИ
ПРИНЦИП ПРЕДМЕТНОСТИ
ПРИЧИННАЯ СВЯЗЬ
ПРИЧИННОСТИ ЛОГИКА
ПРОБЛЕМА (от греч. problema – преграда, трудность, задача)
ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗКА
ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ЛОГИЧЕСКАЯ
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДИКАТУ
ПРОТИВОРЕЧИЕ
РАВЕНСТВО
РАВНОЗНАЧНОСТЬ (равносильность, эквивалентность)
РАВНООБЪЕМНОСТЬ
РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ
РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-УСЛОВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
РАЗРЕШАЮЩАЯ ПРОЦЕДУРА
РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМА, или: Разрешимости проблема,
РАЗРЕШИМАЯ ТЕОРИЯ
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. ratio – разум)
РЕКУРСИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ (от лат. recurso – возвращаюсь)
РЕЛЕВАНТНАЯ ИМПЛИКАЦИЯ
РЕЛЕВАНТНАЯ ЛОГИКА
РЕФЕРЕНТ (от лат. refero – называть, обозначать)
РЕФЕРЕНЦИЯ
СВОЙСТВО
СВЯЗКА
СЕМАНТИКА ЛОГИЧЕСКАЯ
СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ
СЕМИОТИКА
СИЛЛОГИЗМ (от греч. sillogismos) категорический
СИМВОЛ (от греч. symbolon – знак, опознавательная примета)
СИМВОЛИКА ЛОГИЧЕСКАЯ
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
СИМВОЛЫ СОБСТВЕННЫЕ И НЕСОБСТВЕННЫЕ
СИНКАТЕГОРЕМАТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ
СИНОНИМИЯ
СИНТАКСИС (греч. syntaxis – построение, порядок)
СИНТАКСИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
СЛЕДОВАНИЕ
СЛЕДСТВИЕ
СЛОЖНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
СЛУЧАЙНОСТЬ ЛОГИЧЕСКАЯ
СМЫСЛ
СОВМЕСТИМОСТИ УСЛОВИЕ
СОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ
СОВМЕСТИМОСТЬ
СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИКА
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
СОРИТ (от греч. soros – куча)
СОФИЗМ
СПОР
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ
СТРОГАЯ ИМПЛИКАЦИЯ
СТРОГОСТЬ
СУЖДЕНИЕ
СУППОЗИЦИЯ (от лат. suppositio – подкладывание, подмена)
СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК
СХОДСТВО
ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ
ТАВТОЛОГИЯ
ТЕЗИС
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ТЕОРИЯ (от греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование)
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
ТЕРМИН (от лат. terminus – граница, предел, конец ч.-л.)
ТЕРМИН ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ТЕРМИН ЭМПИРИЧЕСКИЙ
ТЕРМИНЫ СИЛЛОГИЗМА
ТИПОВ ТЕОРИЯ
ТИПОЛОГИЯ (от греч. tipos – отпечаток, форма)
ТОЖДЕСТВА ЗАКОН
ТОЖДЕСТВО
ТРАДИЦИОННАЯ ЛОГИКА
ТРАНЗИТИВНОСТИ ЗАКОН
УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СУЖДЕНИЙ С ОТНОШЕНИЯМИ
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ
УНИВЕРСУМ РАССУЖДЕНИЯ
УСЛОВНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
УСЛОВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
УЧЕТВЕРЕНИЕ ТЕРМИНОВ (лат. quaternio terminorum)
ФАКТ (от лат. factum – сделанное, совершившееся)
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от лат. falsus – ложный, facio – делаю)
ФИГУРА СИЛЛОГИЧЕСКАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ
«ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА»
ФОРМАЛИЗАЦИЯ (от лат. forma – вид, образ)
ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА, или: Л о г и к а,
ФОРМАЛЬНАЯ СУППОЗИЦИЯ
ФОРМАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
ФОРМЫ МЫСЛИ, или: Формы мышления,
ФУНКТОР
ФУНКЦИЯ (от лат. functio – осуществление, выполнение)
ЦЕЛЕВОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЦЕЛЬ-СРЕДСТВО
ЧАСТНОЕ СУЖДЕНИЕ
ЭВРИСТИКА (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю)
ЭЙЛЕРА КРУГИ
ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ, или: Равнозначность,
ЭКВИВОКАЦИЯ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (от лат. existentia – существование)
ЭКЛЕКТИКА
ЭКСПЛИКАЦИЯ (от лат. explicatio – разъяснение)
ЭКСТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ
ЭЛЛИПТИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ЭНТИМЕМА (от греч. in thymos – в уме)
ЭПИХЕЙРЕМА (от греч. epiheirema – умозаключение)
ЭРИСТИКА (от греч. eristika – искусство спора) – искусство ведения спора.
«ЮМА ПРИНЦИП»
ЯЗЫК
ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребление языка,
ЯЗЫК ЛОГИКИ
ЯЗЫК НАУКИ
ЯЗЫК СЕМАНТИЧЕСКИ ЗАМКНУТЫЙ
ЯСНОСТЬ

Читайте также:  Методы инновационной деятельности организации - справочник студента

Словарь представляет собой справочник, излагающий основные понятия, операции и законы логики. Его задача – познакомить читателя с логикой как одной из теоретических основ информатики. Словарь будет полезен учителям, учащимся старших классов, студентам педагогических институтов, а также всем, интересующимся проблемами логики.

От редакции

Цель издания словаря – дать широкому читателю доходчивый, удобный в пользовании справочник, разъясняющий основные, наиболее употребительные понятия и термины современной логики. Словарь рассчитан прежде всего на преподавателей средней школы, но будет полезен студентам, школьникам и всем тем, кто стремится самостоятельно овладеть основами логики.

Специфика словаря наложила определенные ограничения на полноту словника. В результате многие узкоспециальные понятия либо не вошли в словарь, либо включены в статьи более общего характера.

Главное внимание уделено раскрытию фундаментальных понятий, операций и законов логики, описанию основных разделов современной логики, совершенствованию практических навыков последовательного и доказательного мышления.

Статьи словаря позволяют читателю получить относительно полный объем сведений, относящихся к интересующему его предмету. В состав словаря включен ряд терминов, используемых как в логической литературе, так и в философии, педагогике, методологии научного познания и т. д.

В словаре применяются обычные для справочных изданий сокращения (их список приводится ниже). Вместо полного названия статьи в ее тексте приводятся лишь первые буквы составляющих это название слов. Ссылки на другие статьи даются курсивом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Редакция будет благодарна читателям за отзывы и пожелания, которые помогут ей в дальнейшей работе над словарем.

Источник: Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-po-logike/

Слишком нормативный русский

В НИУ ВШЭ рассчитали специальный индекс для оценки сложности прочтения российских законов.

По мнению специалистов, российское законодательство усложняется год от года, и гражданам без специального образования все сложнее в нем разобраться.

Читайте также:  Шкала электромагнитных волн - справочник студента

При этом Конституция России до сих пор оставалась одним из самых легких для прочтения текстов в корпусе российского законодательства. После внесения поправок и она может немного усложниться.

Институт государственного и муниципального управления Высшей школы экономики провел исследование, чтобы оценить сложность языка, которым написаны российские законы. Авторы пришли к выводу, что язык этот с каждым годом усложняется, один из его основных недостатков — пассивность: в нем слишком мало используются глаголы.

Язык российского законодателя в среднем вдесятеро сложнее литературного русского.

При этом тексты становятся все многословнее: по сравнению с 1991 годом среднестатистический закон стал в 2,5 раза длиннее, средняя статья в нем — втрое длиннее.

Ученые НИУ ВШЭ также критикуют законодательный язык за отказ от введения емких сокращений для громоздких понятий, часто состоящих из восьми слов.

В законах почти никогда не используются таблицы, и даже математические формулы описываются словами.

В ходе исследования специалисты ВШЭ проанализировали 592 закона и разработали свой «Индекс синтаксической сложности нормативно-правовых актов» (ИСЗ), рассчитываемый по семи параметрам:

  • доля глаголов от общего числа слов;
  • отношение количества слов, зависимых от существительного, к количеству существительных;
  • количество слов между двумя зависимыми словами;
  • количество слов в одном абзаце;
  • количество причастных оборотов на одно предложение;
  • количество слов в одном предложении;
  • количество предикативных ядер (подлежащее плюс сказуемое) в одном предложении.

По этим параметрам в НИУ ВШЭ сравнили российские законы с рядом произведений художественной литературы — «Анной Карениной» Льва Толстого, «Географ глобус пропил» Алексея Иванова, «Текстом» Дмитрия Глуховского и «Авиатором» Евгения Водолазкина, а также с «Критикой чистого разума» Иммануила Канта. Значимость каждого параметра для интегрального индекса оценивалась путем эксперимента с участием профессиональных юристов и студентов магистратуры ВШЭ.

Самым значимым параметром оказалась доля глаголов от общего количества слов в тексте. В российских законах по итогам 2019 года она составляет лишь 3,8%.

Параметр неуклонно падает с 1991 года, когда он составлял 5,4%. В художественной литературе показатели выше: так, в «Тексте» он составляет 19%. Второй по значимости параметр — отношение количества зависимых слов к общему количеству существительных: чем их больше, тем текст сложней для восприятия.

В российских законах это отношение составляет 3,69: это заметный рост по сравнению с 1991 годом (2,9). В «Анне Карениной», для сравнения, лишь 1,2 зависимых слова на каждое существительное. Расстояние между зависимыми словами также влияет на восприятие текста: чем больше слов между ними, тем трудней читать.

В российских законах зависимые слова в среднем разделяют 2,49 слова, а в «Авиаторе» Евгения Водолазкина — 1,96.

В одном абзаце российского закона в среднем 30,4 слова, это почти на треть больше, чем в 1991 году (21,3 слова). По этому параметру Лев Толстой (37 слов) и Дмитрий Глуховский (32,3 слова) все-таки обошли современных российских законотворцев.

Количество причастных оборотов на одно предложение в законах составляет в среднем 0,48, это существенно больше значения 1991 года (0,3) и на порядок больше, чем в романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил» (0,02). На 2019 год в одном предложении российского закона в среднем 20,7 слова — на 2,7 слова больше, чем в 1991 году.

По этому параметру Лев Толстой снова впереди: в «Анне Карениной» в среднем 13,63 слова в одном предложении. Количество предикативных ядер на одно предложение в законе составляет 1,2.

Интегральный индекс сложности текста законов неуклонно растет с 1991 года: тогда он составлял 30,8, сейчас — 40.

Для сравнения, интегральный индекс для «Критики чистого разума» составляет 48. Самые сложные российские законы имеют индекс 65.

Такую оценку получили законы «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и «О применении положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

По расчетам авторов исследования, в каждый закон с момента принятия примерно 20 раз вносились изменения, и каждое из них увеличивало индекс сложности на 0,1 пункта. Рекордсменом по усложнению законов стал VI созыв Госдумы (декабрь 2011 — сентябрь 2016): за время его работы ИСЗ повысился на 2 пункта.

До этого рекорд удерживал V созыв, повысивший его на 1,6. Напомним, шестой созыв Госдумы впервые работал пять лет вместо четырех. «В большинстве случаев (48%) последняя редакция (закона.— “Ъ”) была более сложной по сравнению с исходной»,— говорится в исследовании.

В 40% случаев текст практически не изменился, в 12% — упростился.

«Законы написаны таким образом, что трудночитаемы даже для практикующих юристов,— говорит заместитель директора Института государственного и муниципального управления ВШЭ Сергей Плаксин.

— У нас 77 законов сложнее текстов Иммануила Канта, которые проходят в аспирантуре. Простым гражданам разобраться в том, что написано, практически невозможно.

Например, закон «О госуслугах», который как раз написан для людей, доступен, к сожалению, очень немногим».

Конституция РФ, находящаяся сейчас в процессе редактирования, к сложным законам не относится: ее индекс сложности составляет 24 пункта.

Но после принятия поправок Основной закон читать станет сложнее: доля глаголов в нем станет меньше (6,66% вместо 7,35%), среднее количество слов в абзаце вырастет с 19,07 до 24,56. Самый длинный абзац в новой версии Конституции составит 153 слова против нынешних 93. Индекс сложности вырастет до 26,2.

«Основной закон остается одним из наиболее легких и понятных текстов, если сравнивать с другими действующими законами,— говорит старший научный сотрудник Института государственного и муниципального управления Александр Кнутов.

— В новой редакции текст незначительно усложнился, но, несмотря на это, он в полтора раза легче для восприятия, чем федеральное законодательство». По сложности Конституция занимает 589-е место из 592, а после вступления в силу поправок переместится на 586-е.

В целом авторы исследования считают, что российским законодателям следовало бы утвердить методические рекомендации для подготовки законопроектов с нормативами по синтаксису, внедрить алгоритм анализа синтаксических конструкций и проверять через него каждый вносимый законопроект, а также уточнить требования к юридико-техническому оформлению законопроектов.

Политолог, специалист по проблемам законотворчества Екатерина Шульман говорит, что проблема российских законов не столько в сложности, сколько в «невнятности», которая создает «пространство произвола» для правоприменителя.

«В идеале закон должен быть прост, как табличка на столбе: «Не влезай — убьет»,— считает эксперт.— В нашем же случае применение законов зависит от воли судей, полицейских, налоговых инспекторов и других низовых исполнителей».

Исполнители же цепляются за такие «слова-паразиты» российского законодательства, как «безопасность», отмечает госпожа Шульман: «Такие слова могут означать все что угодно и произвольно применяться к любой ситуации».

Проверкой синтаксиса, по ее мнению, проблему не решить: «Бороться с невнятностью законов можно только политической конкуренцией, чтобы каждый хотел написать закон лучше, чем у соседа, и привлекал для этой цели качественную экспертизу. А если некому возразить, то нечего и стараться».

Андрей Винокуров

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4291932

сложное высказывание — это… Что такое сложное высказывание?

  • высказывание контрфактическое — (от лат. contra против, factum событие) сложное высказывание, в котором с помощью союза если бы…, то бы… объединяются два высказывания A и В. В естественном языке ему соответствуют предложения, имеющие форму условно сослагательного наклонения …   Словарь терминов логики
  • Высказывание (Предложение) Контрфактическое — (от лат. contra против, factum событие) а сложное высказывание, в котором с помощью союза лесли бы…, то бы …   Словарь терминов логики
  • ВЫСКАЗЫВАНИЕ — грамматически правильное повествовательное предложение, взятое вместе с выражаемым им смыслом. В логике употребляется несколько понятий В., существенно различающихся между собой. Прежде всего это понятие дескриптивного, или о п и с а тельного,… …   Философская энциклопедия
  • Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство, микротекст, период) — группа тесно взаимосвязанных законченных предложений, объединенных общностью темы в смысловой блок. Смысловые отношения, объединяющие самостоятельные предложения в С. с. ц., подкрепляются различными средствами: лексическими (повторение в… …   Педагогическое речеведение
  • условное высказывание — сложное высказывание, формулируемое обычно с помощью связки если…, то… и устанавливающее, что одно событие, состояние и т. п. является в том или ином смысле основанием или условием другого. Напр.: Если есть огонь, то есть дым , Если число… …   Словарь терминов логики
  • логика высказываний — (Пропозициональная логика) раздел логики, формализующий употребление логических связок и , или , не , если, то и т. п., служащих для образования сложных высказываний из простых. Высказывание называется простым, если оно не включает в себя другие… …   Словарь терминов логики
  • таблица истинности — таблица, с помощью которой устанавливается истинностное значение сложного высказывания при данных значениях входящих в него простых высказываний. В классической математической логике предполагается, что каждое простое (не содержащее логических… …   Словарь терминов логики
  • ИМПЛИКАЦИЯ — [лат. implicatio сплетение, переплетение] лог. логическая операция, образующая сложное высказывание из двух высказываний посредством логической связки, соответствующей союзу «если… то…». Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. импликация …   Словарь иностранных слов русского языка
  • ИМПЛИКАЦИЯ — (от лат. implicatio сплетение, от implico тесно связываю) логическая связка, соответствующая грамматической конструкции «если.., то…», с помощью которой из двух простых высказываний образуется сложное высказывание. В импликативном высказывании… …   Философская энциклопедия
  • Троичные функции — Троичной функцией в теории функциональных систем и троичной логике называют функцию типа , где   троичное множество, а   неотрицательное целое число, которое называют арностью или местностью функции. Элементы множества  цифровые… …   Википедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/logic/343

Цитаты про студентов

  • Я прошу, я умоляю человека, который смог купить Для Российской Федерации даже Евровидение, купить мне, студенту, жалкий диплом.
  • Студенчество – свободное, счастливое время между двумя отсидками: в школе и не работе.
  • Лекция – это процесс, который усыпляет большую часть студентов, но заставляет некоторых из них превращать словесные конструкции в письменные.

Студенты – самые экстремальные люди.

Им скучно поглощать материал постепенно, в течении семестра, они предпочитают резко запихнуть его себе в задницу целиком, за день до сессии.

  1. Откладывать неизбежное – удел каждого студента.
  2. Преподаватели одинаково сильно не любят студентов, которые не хотят ничего знать, и тех, которые желают знать чересчур много.
  3. Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два.

Студент и женитьба понятия несовместимые. Уделять время жене – появятся хвосты. Постоянно учиться – вырастут рога. Успевать и то и другое – так и копыта отбросить можно!!!

  • Природный парадокс – у всех животных хвосты растут от жопы, а у студентов – жопа от хвостов.
  • Продолжение цитат читайте на страницах:
  • Засыпание на лекциях – короткая дорога к “засыпанию” на экзаменах
  • Если студенту хватило время для подготовки к экзамену, значит, он к нему не готов.
  • Презерватив в кармане студента-отличника Сидорова недавно отпраздновал своё трёхлетие.

Устала, как жопа на лекциях!!!

  1. Что упало у студента, то поставит студентка
  2. Как говорил Ленин, “Учиться, учиться и учиться – это лучше, чем работать, работать и работать”…
  3. Миру-мир, студентам – beer!
  4. Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл.
  5. Каша в голове студента на экзамене чудесным образом превращается в лапшу на ушах преподавателя.

Студенту хорошо, когда он сыт. А сыт он после пива.

  • Среднестатистический студент это Змей Горыныч наоборот – голова одна, а хвостов три. ( (Юмор) / СТУДЕНТ )
  • Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные.
  • Во время сессии институт из существительного превращается в местоимение
  • СТУДЕНТ = Сонное Теоретически Умное Дитя Естественно Не желающее Трудиться.

  Цитаты про май

И был день. И была ночь. И пришла сессия.

У студента есть 2 состояния: Есть и спать. Но есть еще и третье – сессия: когда не есть и не спать.

  1. Студент всегда отчаянный романтик!
  2. Некоторым людям для того чтобы почувствовать себя великим, достаточно выучить сопромат и устроиться преподавателем.
  3. Самый тяжелый экзамен тот который тебе еще предстоит сдать…

Чай студенческий. Без сахара. Без заварки.

Кто не был в шкуре студента, тот никогда не поймет! Как хочется, хочется кушать и спать! Как хочется начальство послать! Так хочется бросить все и уйти гулять!

  • если водку ты не пил,
  • Когда я учил начертательную геометрию, то всё время повторял её первые три слога.
  • не валялся в луже – значит ты плохой студент!
  • Девушки в этой общаге двух типов: “лучше, чем ничего” и “лучше уж ничего”.
  • Если на экзамене студент не пользуется шпаргалкой, то он либо всё знает, либо не знает ничего.
  • В компании студентов самой скромной была закуска.

Первая пара вот-вот уйдет в историю, а потом на десять минут университет вновь станет похожим на психиатрическую клинику с уклоном устойчивого всеобщего помешательства.

Коридоры наводнят толпы разношерстных пациентов: уличные рэперы, редко принимающие душ ботаники, готы, гопники, эмо, хипстеры, трэши, да и просто те, кто плывет по течению и не парится за свои идеалы.

А факультет иностранного языка порой и вовсе напоминает фильм Властелин Колец Питера Джексона.

Когда у студента наступает сессия, тогда и живые завидуют мертвым.

Студенчество – это когда у тебя права уже как у взрослого, а обязанности еще как у ребенка.

Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. А для студенток бывают еще и залетные.

  1. Не легко в учении?забирай документы
  2. Старая студенческая традиция: каждый год мы с друзьями ходим на сессию.
  3. Знание профессора не больше твоего, но у него лучше организовано невежество.
  4. Голоднее студента может быть только студент, у которого ещё и девушка есть…

  Цитаты про друга

Сессия – слово мужского рода. Ибо ни одна женщина не смогла бы зае**ть такое количество людей!

  • Ну и паримся там…((
  • На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше…
  • И живые позавидовали мертвым.
  • Наша учительница на уроке химии проводила эксперимент, смешивая красную жидкость с синей и в результате
  • В нашей стране большинство людей после окончания вуза работают не по специализации, диплом, по сути дела, является справкой, подтверждающей, что ее обладатель – не дурак.

Скоро сессия. Вежливость студентов стала просто невыносимой.

  1. Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него.
  2. Студенты – сопельменники
  3. По итогам проверки школьных сочинений Как я провел лето было раскрыто: три грабежа, два теракта и пять изнасилований.

Сегодня будильник я не завел. Надеюсь, на милость Господа пусть он решит, пойду на первую пару или нет.

  • Совесть – вещь дорогая, а мы студенты – люди бедные…
  • Правильный студент живёт весело! На грани… отчисления…
  • Преподователи – они разные. Одни несут знания, другие – ахинею
  • Больше всего начинаешь любить электронные книги, когда тащишь сдавать учебники через весь город.

лучше попой съехать с тёрки…чем учиться на пятёрки..

Водка – враг студента, но… студент врагов не боится!!!

  1. Зайдешь раз и останешься здесь …
  2. Встану рано утром, выпью банку ртути и пойду подохну в этом институте
  3. Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном.
  4. Быть студентом хорошо… только учёба мешает
  5. Зачем нам учеба нам ум не товарищ!
Читайте также:  Соответствие культуры принятой стратегии - справочник студента

получала зеленую. Мы посчитали ее ведьмой и сожгли ее нахер.

Ученье – свет, а неученье – приятный полумрак..

  • Глубина декольте у платья студентки, пришедшей сдавать экзамен, обратно пропорциональна глубине ее знаний.
  • Наш преподаватель работает по принципу работы Святой Инквизиции: проповедует, проповедует, а потом пытает и казнит.
  • Студент на первом курсе любит учиться, на втором – учиться любить, на третьем – учит любиться, а на последнем вспоминает, что он там любил вначале?

  Цитаты о войне

  1. Только в общежитии можно сделать винегрет из ничего; и только в общежитии можно его не успеть попробовать. (
  2. Если профессор еще не потерял самообладание, то зачем студенту терять надежду?
  3. Две самые ненавистные категории студентов: те, кто ничего не знает и знать не хочет… и те, кто все знает и хочет знать еще больше.

Половина студентов, приходящих на экзамен в очках далеко не близорука,как может показаться… она хитрожопа!!!

Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет.

Студенческий тост за родителей: “За тех, кто думает, что мы здесь учимся!”

Ради того, чтобы сдать зачет, студент может пойти на все, даже на лекции…

За семестр накопилось столько гранита, что теперь его надо весь сожрать за неделю!!

  • За “базар”, что в семестре, отвечают на сессии.
  • При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему.
  • Студент сначала не понимает, а потом привыкает.
  • На лекциях надо спать, так информация лучше усваивается.

Сессия – удивительная вещь. Из всех ее этапов празднуется закрытие, а не открытие, в отличии от других “мероприятий”.

Когда приходит нежданно экзамен, тогда за короткое время хоть, что- то обязательно узнается…

Водка – враг студента, но…студент врагов не боится!!!)))

  1. Хоть может сдать на двойку романтизм.
  2. В нашей студенческой столовой теперь нет тараканов, новое меню даже им по вкусу не пришлось.
  3. Наш институт расположен на самой высокой точке Приволжской возвышенности, а умный в гору…
  4. Если в здание зашел студент, то и бедствие спешит за ним, что является самым страшным для здания.
  5. Самая большая студенческая ложь: “Список использованной литературы”.

Водка – враг студента! Студент врагов не боится!!!!

Я бросил лень на пару деньков… Надо нам с ней подумать над нашими отношениями… Она слишком много внимания к себе требует, это уже выходит за рамки!

Три студенческие З: Заучил, сдал, забыл.

Источник: https://icitata.ru/citaty-pro-studentov/

Афоризмы и цитаты об учебе

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь.

1614Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание».

577Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.

472Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!

437Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.

425Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.

310Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие.

293Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно! Беседовать с другом, приехавшим издалека, — разве это не радостно! Не быть по достоинству оцененным светом и не таить обиду — разве это не возвышенно!

283Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Учатся у тех, кого любят.

274Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

272Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится.

271Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

249Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем.

244Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.

243Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Чем больше у меня дела, тем больше я учусь.

235Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.

231Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе.

230Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.

225Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

224Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Только для созидания должны вы учиться!

224Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

223Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

222Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Живое слово учит.

214Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребенка.

213Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Ситом черпает воду тот, кто хочет учиться без книги.

212Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Не всякий возраст подходит для школьной учебы.

212Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Куда полезнее изучать не книги, а людей.

209Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало.

208Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Оттого, что человек много ест, он не становится здоровее, чем тот, который довольствуется только необходимым: точно так же и ученый — это не тот, кто много читает, а тот, кто читает с пользою.

208Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома научился пяти языкам, в этом ведь часть от других стран.

207Ссылка на цитату7 минут на осмысление

У знающих учись, а незнающих сам учи.

206Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти-то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем.

206Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Знать хотят многие, добывать знания — немногие.

204Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Учение имеет лишь одно назначение — отыскание утраченной природы человека.

203Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Тот, кто не желает учиться, — никогда не станет настоящим человеком.

203Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?

202Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.

201Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

В учении нельзя останавливаться.

201Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней.

200Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.

200Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени.

198Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Ученье свет, а неученье — тьма. Дело мастера боится.

198Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы.

197Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Порядок больше всего помогает ясному усвоению.

197Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться.

195Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Учись или отойди.

195Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Практика без теории ценнее, чем теория без практики.

193Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Чему бы ты ни учился — учишься для себя.

191Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое.

189Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Не скоро забывается то, что долго заучивалось.

188Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Примеров лучше не приводить.

188Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Ничего нет отраднее, чем занимать безмятежно Светлые выси, умом мудрецов укрепленные прочно.

185Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Упражнение — мать учения.

185Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Учись слушать (выслушивать).

185Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости.

185Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Природа начинает, искусство направляет, практика завершает.

184Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

184Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Корни науки горьки, плоды — сладки.

183Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками, в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными.

182Ссылка на цитату7 минут на осмысление

И у врага дозволено учиться.

180Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Хуже всего то, что кто смолоду плохо обучен, тот до старости в этом не сознается.

179Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Ученым никто не рождается.

178Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Непрестанно учась, к старости я прихожу.

178Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Отучить от чего-либо — труд более тяжелый и первоочередной, чем научить чему-то.

177Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.

177Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Изучай все не из тщеславия, а ради практической пользы.

177Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Учиться никогда не поздно. Осуждают то, чего не понимают.

176Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Только когда сердце очищено от скверны, можно браться за чтение книг и изучение древности. Иначе, узнав про один добрый поступок, захочешь извлечь из него пользу для себя, а услыхав одно умное слово, захочешь оправдать им свои пороки. Учиться с такими мыслями в голове — все равно что «дарить оружие врагу и посылать провиант разбойникам».

176Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Что приобретается при чтении посредством пера — превращается в плоть и кровь.

175Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.

175Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Примеры учат (поучают).

174Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными.

174Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

На нашем пути бывает период, когда мы учим других тому, что знаем сами, затем, однако, приходит пора, когда учишь тому, чего и сам не знаешь.

173Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Желание высказаться почти всегда бывает сильнее, чем желание чему-нибудь научиться.

172Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль.

171Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

171Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Не учитель к ученику, а ученик к учителю должен идти.

170Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Цель учения — достичь наибольшего удовлетворения в получении знаний.

170Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Ученик не выше своего учителя.

169Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Учись, но у ученых (знающих).

169Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Обучать — значит вдвойне учиться.

168Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Учиться никогда не поздно.

167Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!

167Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Порицать человека для его же пользы — значит не хулить, а вразумлять его.

167Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Для жизни, а не для школы мы учимся.

166Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, нежели успевает.

166Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Можно поучиться и у врага.

165Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

На примерах учимся.

165Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Без примера ничему не выучишься.

165Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Не удивляться, не возмущаться, но понимать!

162Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Пока мы способны учиться, нет никаких причин для отчаяния разума.

161Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Невозможно отучить людей изучать самые ненужные предметы.

159Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Ученость — это сладкий плод горького корня.

157Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Во всех делах наставник — практика.

157Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Сытое брюхо к ученью глухо.

155Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Ходить учатся ходьбой.

155Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Когда болвана учат мудрецы, Они посев бросают в солонцы, И как ни штопай — шире, чем вчера, Назавтра будет глупости дыра.

155Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Лучше поздно учиться, чем никогда.

154Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Ученый человек всегда представляет собой богатство.

153Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Нужно учиться до старости и смерти, когда учение прекращается само собой.

152Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Буква учит, буква же и портит.

151Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Повторение — мать учения.

151Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Лучше совсем не знать чего-либо, чем знать плохо.

151Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Обучая, люди учатся.

151Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Плохому учатся и без учителя.

150Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Устно изложенное более успешно усваивается, чем написанное.

150Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Век живи — век учись тому, как следует жить.

150Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Источник: https://time365.info/aforizmi/temi/ucheba

Ссылка на основную публикацию