Системный подход к управлению — справочник студента

Управление персоналом в организации подразумевает обеспечение предприятия качественным персоналом, умеющим и способным выполнять свои определенные функции и способствующим эффективному производству. Как правило, существует несколько подходов, относящихся к сфере управления кадрами. Самый популярный и действенный из них – системный подход к управлению персоналом.

Суть понятия

Системный подход к управлению - Справочник студента

В целом сущность системного подхода к управлению персоналом заключается в следующем:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • Формирование целей, которые хочет реализовать организация, и устанавливается их иерархия. Иными словами данная функция называется «дерево целей».
  • Получение максимального эффекта в достижении определенных целей посредством сравнительного анализа разнообразных альтернативных путей и способов достижения этих самых целей и задач, последующее осуществление выбора той или иной стратегии.
  • Количественная оценка целей, а также средств и способов приближения к ним или их полного достижения.

Системный анализ

В содержание системного подхода также входит понятие системного анализа. Это совокупность различных научных методов, практических приемов для решения множества проблем, которые возникают в сфере целенаправленной общественной деятельности, действующих в основе системного подхода и понимания объекта как системы.

Системный анализ главным образом характеризуется логически обоснованным и упорядоченным подходом к исследованиям проблем, а также применением возможных существующих методов их решения, которые могут разрабатываться и в рамках других наук.

Цель системного анализа – всесторонняя, полная проверка вариантов действий с позиции качественного и количественного сопоставления затрачиваемых ресурсов с получающимся эффектом.

Понятие системы

С точки зрения системного подхода и системного анализа как его составляющей, исследования тех или иных явлений строятся на использовании категорий системы.

Под системой понимается единство взаимовлияющих и взаимосвязанных элементов, которые расположены в определенной закономерности во времени и пространстве.

Эти элементы действуют совместно и направлены на достижение какой-либо конкретно поставленной цели. Сама же система должна удовлетворять следующим двум основным требованиям:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Психология личности - справочник студента

Оценим за полчаса!
  • поведение каждого из элементов той или иной системы обязательно влияет на характер развития и поведения всей целостной системы, а если система каким-либо образом расчленяется, то существенные свойства этой системы будут утеряны}
  • поведение каких-либо системных элементов и их воздействие на систему в целом находятся во взаимной зависимости} отделение хотя бы одного из основных элементов от всей системы также ведет к потере существенных свойств.

Если рассматривать управление персоналом как систему, то управление персоналом выступать как:

  • отдельная часть,
  • отдельный элемент организационного управления,
  • комплекс различных взаимодействующих между собой частей: процессов, субъектов и объектов, отношений, которые образуют целостность организации.

В то же время управление персоналом можно рассматривать как самостоятельно функционирующую и должным образом организованную подсистему, в которой функционируют определенные отношения, имеются свои объекты и субъекты, а также разрабатываются, анализируются и реализуются разные задачи по рациональному использованию ресурсов человека.

Одновременно управление персоналом как система, являясь одним из компонентов управления предприятием, находится во взаимодействии с его окружающей средой, удовлетворяет и учитывает ее интересы. Система управления действует в рамках общепринятых в этой окружающей среде принципов и норм, которые определяют всю основу управления кадрами.

Функции и цели управления с точки зрения системного подхода

Системный подход к управлению персоналом в конкретной организации представляет собой управление сотрудниками как определенную систему, которая должна преследовать следующие цели:

  • помощь организации в достижении общих целей, которые будут отвечать эффективности производства}
  • эффективное использование возможностей и квалификации как каждого из сотрудников, так и всего коллектив в целом}
  • обеспечение организации заинтересованными и высококвалифицированными исполнителями и специалистами}
  • стремление к наиболее полному удовлетворению работников своей трудовой деятельностью и их максимально полному профессиональному самовыражению.

Функции управления, с точки зрения системного подхода, рассматриваются как конкретный вид деятельности управленцев. Принято выделять несколько уровней касательно управленческих функций.

Административно-организационные функции в управлении кадрами

Функции такого рода связаны с основными задачами в организации деятельности управленцев на том или ином предприятии:

  • планирование – разработка и балансирование анализируемых комплексов работ и ресурсов, которые направлены преимущественно на благоприятное достижение целей организации}
  • разработка системы по распределению ресурсов, ее организация и назначение определенных исполнителей, ответственных за конкретный комплекс тех или иных работ}
  • мотивация, побуждение работников к добросовестному выполнению комплекса своих установленных обязанностей}
  • контроль – сопоставление непосредственно фактических результатов по трудовой деятельности с запланированными, выявление причин их несоответствия или отклонения и последующая корректировка определенных действий.

Кадровые функции

К ним относятся все функции, которые связаны с воздействием на персонал организации: набор персонала, расстановка, профессиональная ориентация сотрудников, аттестация и оценка их трудовой деятельности, развитие кадров и увольнение.

Технолого-производственные функции

Их направленность падает на реализацию действий, относящихся к созданию и производству какой-либо продукции или же предоставлению какой-либо услуги. К ним относятся:

  • нормирование производства – разработка как качественных, так и количественных элементов, которые используются в управленческом процессе}
  • Системный подход к управлению - Справочник студентакоординация производства – согласование задач и заданий по времени, необходимому для их исполнения, и распределение между работниками}
  • внесение изменений или полная регуляция существующих нормативов, методов выполнения каких-либо задач, а также принятие оперативных мер, направленных на устранение конфликтных или проблемных ситуаций в процессе производства}
  • общее распределение или диспетчеризация и согласование задач с обязанностями между исполнителями (работниками) и подразделениями, за которыми они закреплены.

Методология системного подхода в управлении персоналом

Системный подход к управлению человеческими ресурсами на том или ином предприятии имеет свои методы – способы и приемы, при помощи которых руководитель может полноправно оказывать воздействие на трудовую деятельность каждого из членов коллектива и весь коллектив в целом.

Такой набор методов принято разделять на три большие группы: административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы

Это комплекс методов, направленных на конкретизацию всех форм воздействия в деятельности управления персоналом организации, а также на своевременную выдачу административных распоряжений всем подразделениям организационной структуры.

Кроме того, данные методы отвечают за постановку целей и задач для исполнителей в системе управления кадрами для обеспечения технико-организационной и экономической регуляции процесса производства тех или иных товаров или же услуг, которыми занимается организация.

Экономические методы

Основаны на материальной заинтересованности как всего коллектива в целом, так и отдельных сотрудников в результатах своей трудовой деятельности.

Положительное стимулирование оказывается посредством различных поощрений (как материальных, так и моральных).

Формы этих поощрений могут быть самыми разнообразными: объявление благодарности какому-либо сотруднику, премирование, предоставление путевок в дома отдыха или санатории, повышение и назначение на новую, более высокооплачиваемую, должность и т.д.

Социально-психологические методы

Это разнообразные средства воздействия, основанные на изучении производственных коллективов и психологического климата в них, а также социально-психологических тонкостей и аспектов деятельности данных коллективов, которые могут быть направлены на улучшение и повышение эффективности управленческого труда деятельностью организации. В настоящее время данная группа методов является одной из основных, требующихся для планирования социальной динамики и развития коллектива на предприятии. Главная цель применения социально-психологических методов – урегулировать и улучшить взаимоотношения в коллективах, создать оптимальный психологический климат в них.

Основополагающие принципы системного подхода управления персоналом:

  1. Целостность. Этот принцип позволяет рассматривать как целостную систему, так и одну из подсистем для вышестоящих уровней.
  2. Иерархичность. Иерархичность строения подразумевает наличие множества (или хотя бы двух) элементов, которые располагаются на основе подчинения элементов более низшего уровня и так далее по убыванию. Реализация данного принципа явно видна на примере абсолютно любой организационной структуры, ведь, как известно, любая из организаций представлена взаимодействием двух основных подсистем, а именно – управляющей и управляемой подсистемами.
  3. Структуризация. Этот принцип позволяет анализировать элементы системы, а также их взаимосвязи в рамках какой-либо конкретной организации. В принципе, функционирование системы обуславливается не только свойствами отдельных ее элементов, но и непосредственно свойствами самой структуры.
  4. Множественность. Данный принцип позволяет применять различные кибернетические, экономические и математические модели, требующиеся для описания как отдельных элементов, так и всей системы в целом.

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/article/sistemnyy-podhod-v-menedzhmente-k-upravleniyu-personalom

Теория организаций, Системный подход, Истомин Е.П., Соколов А.Г., 2009

  • Книги и учебники →
  • Книги по менеджменту

СкачатьЕще скачатьСмотреть Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Теория организаций, Системный подход, Истомин Е.П., Соколов А.Г., 2009.

    В учебнике раскрываются вопросы исследования организации как сложного социального образования — социально-экономической системы, обладающей упорядоченной внутренней структурой, многообразием связей между элементами, включая человеческие отношения, требующей некоторых специфических методов и подходов.

Организация рассматривается и исследуется с применением системного, структурного, функционального, процессного, поведенческого, информационного и ситуационного подходов.

Учебник разработан с учетом требований государственных образовательных стандартов и предназначен для студентов высших учебных заведений экономических и неэкономических специальностей, может быть использован в качестве методического материала при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в сфере управления, а также в научной и практической деятельности.Системный подход к управлению - Справочник студента

Общие понятия теории систем.

Изучение любого сложного объекта предполагает представление его как системы. Особенно это актуально в условиях изменчиво-неопределенной среды, динамики внешних и внутренних процессов организации.

Под системой будем понимать упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство [1,2,3].Как правило, все системы искусственного происхождения являются целенаправленными, т.е. создаются и существуют для достижения определенной цели (целей).

Читайте также:  Феномены памяти - справочник студента

Можно выделить базовые признаки системы [3]:• существует определенный порядок расположения и взаимодействия материалов, энергии и информации (конструкция, структура системы);• существует цель, для достижения которой создана система;• выходы материалов, энергии и информации размещены в соответствии с заранее установленным порядком;• существует совокупность предпочтений (приоритеты, критерии, оценки), обеспечивающая оптимальное (рациональное, предпочтительное) сочетание и взаимодействие элементов системы.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ — СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

1.1. Общие понятия теории систем 1.2. Организация как система 1.3. Теория организации в системе наук 1.4. Эволюция взглядов на организацию

  • 2. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
  • 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
  • 4. ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
  • 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
  • 6. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
  • 7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Сложность организации 2.2 Формализация 2.3. Соотношение «централизация / децентрализация» 2.4. Основные виды организационных структур 3.1. Принятие решений в организациях 3.2. Координация 3.3. Организационные коммуникации 3.4. Организационная эффективность 4.1. Основная и обеспечивающая деятельность компании 4.2. Правила выделения процессов в организации 4.3. Система управления бизнес-процессами 4.4. Современные методики описания бизнес-процессов 4.5. Реинжиниринг 5.1. Руководитель — менеджер — лидер 5.2. Организационная культура 5.3. Межгрупповые отношения в организации 5.4. Доверие в организациях 6.1. Диагностика и анализ ситуаций 6.2. Модели ситуационного подхода к организации 6.3. Формы организаций в России 6.4. Интеграция организаций 6.5. Организационные изменения и развитие 7.1. Влияние информационных систем на организацию 7.2. Информация в организации 7.3. Создание и внедрение информационных систем 7.4. Роль информационных систем в деятельности организаций 7.5. Электронный бизнес и электронная коммерция ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРАКТИКУМ ПО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ П1. Общие рекомендации по изучению курса П2. Методические рекомендации П3. Темы практических занятий П4. Материалы для внедрения в процесс обучения СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Теория организаций, Системный подход, Истомин Е.П., Соколов А.Г., 2009 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать книгу Теория организаций, Системный подход, Истомин Е.П., Соколов А.Г., 2009 — pdf — Яндекс.Диск.

31.05.2014 06:25 UTC

Источник: https://obuchalka.org/2014053177787/teoriya-organizacii-sistemnii-podhod-istomin-e-p-sokolov-a-g-2009.html

Системный подход в управлении

Заключение

Становление системного подхода связано с серединой двадцатого века, но на самом деле он начал применяться гораздо раньше. То есть его использование в экономике было принято и в девятнадцатом веке, но оформился он как стройная теория именно в середине двадцатого.

Системный подход в управлениипредполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (включая задачи, технологии, организационную структуру и людей), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Системный подход характеризуется использованием систематизирующих и интегрирующих принципов — разработку и применение теории систем, теории исследования операций, экономико-статистических методов и компьютеризации.

Сегодня этот метод можно назвать универсальным, — системный подход используется в управлении любой организацией. Его значение в управлении трудно переоценить.

Системой управления с точки зрения системного подхода является реализация совокупного воздействия на объект (систему — фирму либо на подсистему), для того, чтобы достичь определенной цели, основанной на прогнозе, составленном по информации о поведении объекта и состоянии окружающей его среды.

Системный подход учитывает различия в социально-культурных особенностях людей, которые работают на предприятии, культурные традиции общества, в котором действует организация. Менеджеры могут легко координировать свою работу с данной организацией в целом, если они понимают систему и свою роль в ней.

Недостатком системного подхода, является то, что система означает определенность, последовательность, целостность, а в реальной жизни этого не наблюдается. Но подобные вещи имеют отношение к любой теории, и это не делает ее неоднозначной или противоречивой.

В теории любой пользователь должен найти ключевые принципы и корректировать их в зависимости от ситуации.

В рамках системы можно также привлечь внимание к проблеме копирования стратегии или технологии ее формирования, которая может работать в одной фирме и быть совершенно бесполезной в другой, И дело здесь как раз в характеристиках и индивидуальных особенностях этих фирм.

Системный подход в управлении предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, задачи, ресурсы, структура, технологии. Системная теория управления позволяет избежать ситуаций, когда решение, принятое в одной области, превращается в проблему для другой области.

Ускорение развития производства и повышение его эффективности, значительные объемы инвестиций требуют таких методов организации бизнес-процессов, которые обеспечивают наибольшую отдачу на каждый рубль вложенных средств.

Поэтому правильная постановка учета всех видов затрат и полученных результатов, всесторонний анализ производственных процессов, оценка полученных финансовых результатов и контроль за точностью их отражения в отчетности становятся решающими факторами успешного управления бизнесом.

С прозрачными стратегическими целями, установленными приоритетами и ключевыми показателями результативности управление бизнес-процессами становится эффективным инструментом для воплощения стратегии развития компании.

Список литературы

  1. Бир С. Наука управления (перев. с англ.). М.: Энергия, 1971
  2. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. М., 2009.
  3. Гапоненко А.Л. Теория управления: Учебник. М., 2011
  4. Дафт Р.Л. Менеджмент: учебник. СПб., 2001
  5. Жариков О.Н. Системный подход к управлению. М., 2010
  6. Захаров М.М. Теория управления. М., 2010.
  7. Игнатьева А.В., Максимцов М.М Исследование систем управления организацией: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010
  8. Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. М., 2011.
  9. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». М., 2001
  10. Коренченко Р.А. Общая теория организации. М., 2009.
  11. Куткин А.С. Системный подход к управлению рисками в лизинговой компании // Управление финансами и рисками в лизинговой компании. 2010. № 1. С. 54-56
  12. Локтионов М.В. Системный подход в менеджменте: учебник. М., 2009.
  13. Лопатин В.А. Система управления бизнес-процессами // Управление в кредитной организации. 2011. № 6. С. 26-28
  14. Лопатин В.А. Сервисный подход к управлению бизнес-процессами // Управление в кредитной организации. 2011. № 5. С. 54-56
  15. Максимцова М.М. Менеджмент: учебник / М.М. Максимцова, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др. М., 2002
  16. Минеева Н.В. Исследование систем управления и системный анализ. СПб., 2010
  17. Мухин В.И. Исследование систем управления. М., 2009
  18. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: учебное пособие. М., 2000.
  19. Никаноров С.П. Системный анализ и системный подход. В сб.: Системные исследования. М., 2012.
  20. Парасоцкая Н.Н. Бизнес-процессы как способ повышения эффективности принимаемых управленческих решений // Все для бухгалтера. 2010. № 6. С. 18-20
  21. Печатникова С.М. Системное управление «по образу и подобию» как фактор выживания предприятия на рынке // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 16-19
  22. Рогожин С.В. Теория организации: учебник. М., 2009
  23. Розманов В.С. Теория управления. М., 2009.
  24. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учебник. М., 2010
  25. Старостенко A.M., Якушина Н.В. Исследование систем управления. Учебно-методическое пособие. Орёл, 2010
  26. Уколов В.Ф. Теория управления. М., 2009

Источник: https://cesstudent.ru/sistemnyi-podhod-v-upravlenii2.html

Роль системного подхода в профессиональной подготовке студентов

В работе рассматривается роль системного подход в обучении и формированию специалиста в области информационной безопасности.

Показана интегрирующая роль вычислительной техники и информационных технологий в инновационной подготовке современного специалиста.

Рассматривается возможность применения в практикуме программных продуктов Mathcad, MATLab, MS EXCEL и GPSS, помогающих в понимании и применении системного подхода к объектам профессиональной деятельности.

Современный этап развития общества характеризуется повышением роли системности. «Исследователь ощущает свое невежество тем больше, чем больше он знает…» – это парадоксальное замечание крупнейшего физика нашего времени профессора Р.

Оппенгеймера как нельзя более точно характеризует парадоксальную ситуацию в современной науке. Многообразие и возрастающий объем информации требует принципиально нового подхода в решении задач. Такой подход получил название комплексного или системного подхода.

Уже сегодня системный подход используют во всех областях знания, хотя в ее различных областях он проявляется по-разному.

Так, в технических науках речь идет о системотехнике, в кибернетике – о системах управления, в биологии – о биосистемах и их структурных уровнях, в социологии – о возможностях структурно-функционального подхода, в медицине – о системном лечении сложных болезней. В самой природе науки лежит стремление к единству и синтезу знания. Весь окружающий мир по своей структуре имеет системную природу. Системность – это новое качество знаний, разорванное «лишь по произволу самим человеком» (Макс Планк).

Системность необходима:

  • для развития мышления, поскольку оно происходит через усвоение научной теории, внутренним свойством которой является системность;
  • для разработки различных социально-экономических систем (в том числе и технических), подход к которым должен быть системным;
  • для понимания знаний как результата синтеза; именно непонимание ведет к утрате желания учиться, к потере престижа высшей школы;
  • для повышения интереса студентов к науке и изучаемым дисциплинам, поскольку интерес вызывается в первую очередь пониманием;
  • для познания законов окружающего мира и формирования новых (ведь закон – это внутренняя, устойчивая, существенная связь и взаимная обусловленность явлений природы и общества);
  • для упорядочения знаний;
  • для получения научной картины мира как целостного усвоения знаний по основам наук, для формирования научного мировоззрения, для гармоничного развития личности.

По данным ЮНЕСКО, существуют три типа сферы инженерной деятельности:

  • инженер-исследователь-разработчик, выполняющий функции изобретателя, проектировщика и конструктора;
  • инженер-производственник, выполняющий функции технолога, организатора производства и эксплуатационника;
  • инженер-системотехник-системный аналитик, выполняющий функции управления сложной инженерной деятельностью и имеющий принципиально новое мышление.

Именно инженера с новым мышлением готовит кафедра Информационной безопасности телекоммуникационных систем Южного Федерального университета [1]. Значение системности для студентов данной кафедры велико, ведь «системный подход к явлениям – одно из важнейших интеллектуальных свойств человека» [2].

Системный подход является фундаментом для изучения большинства дисциплин кафедры, формирующих современного IT-специалиста по защите информации:

  • Устройства и методы защиты информации;
  • Защита программных средств защищенных телекоммуникационных систем;
  • Защищённые мультисервисные сети;
  • Информационное противодействие угрозам терроризма;
  • Проектирование защищенных телекоммуникационных систем;
  • Разработка защищенных телекоммуникационных систем специального назначения;
  • Защищенные телекоммуникационные системы;
  • Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности;
  • Микропроцессорные модули защищённых систем радиосвязи;
  • Информационная безопасность телекоммуникационных систем;
  • Проектирование защищённой оптической телекоммуникационной сети.

Подходить системно к каждой проблемной ситуации – главная задача преподавания специальных дисциплин на кафедре. При изучении каждой из названных выше дисциплин необходимы компетенции, полученные в основном на практических занятиях базовых дисциплин:

  • систематизация научно-технической информации по проблемам информационной безопасности телекоммуникационных систем;
  • способность применять соответствующий математический аппарат для решения профессиональных задач;
  • способность оценивать технические возможности и вырабатывать рекомендации по построению телекоммуникационных систем;
  • умение разрабатывать модели угроз информационной безопасности телекоммуникационных систем;
  • способность исследовать защищенные сети и системы передачи информации;
  • умение проектировать системы и средства защиты информации;
  • умение анализировать сети и системы передачи информации по показателям информационной безопасности.

В рамках выполнения практикума по моделирование систем и сетей телекоммуникаций студенты получают навыки по приведенным выше компетенциям.

При изучении дисциплин, оказывающих большое влияние на формирование будущего IT-специалиста по информационной безопасности, особое внимание уделяется понятию «проблема» и ее выделению в конкретных технических ситуациях. Как известно, в технике задача устранения проблемы приводит специалиста к нескольким альтернативным вариантам ее решения.

С помощью знаний, опыта, интуиции и, не в последнюю очередь, системного подхода специалист обоснованно выбирает оптимальное решение. Системный подход является методикой улучшающего вмешательства в проблемную ситуацию с целью решения проблемы. Принципов системного подхода стараются придерживаться и преподаватели профильных дисциплин [3,4].

Современный специалист должен быть готов использовать для разрешения проблемной ситуации любые необходимые знания и методы.

Нередко он сталкивается с проблемой выбора оптимального варианта объекта своей профессиональной деятельности. Специалист должен владеть инструментами выбора лучшей альтернативы.

Последнее обстоятельство особенно актуально для подготовки специалистов по информационной безопасности телекоммуникационных систем.

Неотъемлемой частью курса моделирование систем и сетей телекоммуникаций является практикум, на котором студенты знакомятся с необходимым математическим аппаратом и закрепляют полученные навыки на примерах.

Тем самым они приобретают необходимые специалисту компетенции. Традиционно эти занятия проводились при помощи обычной доски и мела.

Но развитие информационных технологий и появление современных программных продуктов таких как, MATLab [3], Mathcad, VisSim, GPSS, MS EXCEL, позволило кардинально изменить порядок проведения занятий, добавив в них наглядность и доходчивость.

Кроме того, программные продукты моделирования органично соединяет в себе современные информационные технологии и основы высшей математики, которые, как известно, преподаются отдельно друг от друга.

Одной из форм модельного представления изучаемых систем, объектов или проблемных ситуаций в моделировании систем и сетей телекоммуникаций является теория очередей [5]. Возможность включения в рабочую схему модели блоков визуализации процесса моделирования повышает интерес обучаемых к изучению моделирования систем и сетей телекоммуникаций, который перестает быть скучной дисциплиной.

Благодаря наличию в Mathcad готовых решений, он незаменим при моделировании и исследовании прикладных систем самого широкого диапазона применения. Mathcad – универсальный математический пакет, предназначенный для выполнения инженерных и научных расчетов.

Основное преимущество пакета – естественный математический язык, на котором формируются решаемые задачи. Объединение текстового редактора с возможностью использования общепринятого математического языка позволяет пользователю получить готовый итоговый документ. В ходе работы с системой пользователь готовит так называемые документы.

Они одновременно включают описания алгоритмов вычислений, программы управляющие работой систем, и результат вычислений. Пакет обладает широкими графическими возможностями, расширяемыми от версии к версии [5]. В данной среде присутствует возможность создавать новые приложения, интегрируя их с уже имеющимися.

Читайте также:  Американская модель менеджмента - справочник студента

Включение Mathcad в инструментарий студентов позволяет использовать современные информационные технологии на занятиях по моделированию систем и сетей телекоммуникаций, улучшает мотивацию студентов, а также повышает их конкурентоспособность на рынке труда после получения высшего образования.

Кроме того, обучаемые на практике знакомятся с применением математических знания, ведь зачастую эти знания носят для них абстрактный характер.

Системные исследования позволяют определить как количественные, так и качественные состояния телекоммуникационной системы, прогнозировать её поведение, оптимизировать состояние, определять параметры функционирования системы и границы изучения исследуемых методов защиты.

Mathcad является системой компьютерной алгебры. В него интегрированы средства символьной математики, что позволяет решать задачи не только численно, но и аналитически, используя встроенный символьный процессор, являющийся фактически системой искусственного интеллекта.

Занятия организованы так, что студенты в состоянии самостоятельно выполнить конкретные расчеты.

После этого они под руководством преподавателя переходят к исследованию зависимости результата от изменения параметров, выясняют допустимые пределы изменения, анализируют экстремальные свойства полученных решений.

Таким образом, к моменту окончания занятия каждый студент осваивает материал на достаточно высоком уровне. Студенты могут проводить исследования самостоятельно, поскольку для них подготовлены методические пособия с подробными указаниями и примерами решения типовых задач.

Студенты находят и анализируют полученные оптимальные решения с использованием теории массового обслуживания и теории телетрафика, создавая отчеты по полученным результатам. При этом от студента требуется понимание полученных решений, умение трактовать данные на языке исходной задачи.

Также на лабораторных занятиях они анализируют полученные модели сетей и систем.

Студенты учатся решать эти задачи как вручную, когда можно уловить смысл решения, переходя к более выгодному плану, понять динамику процесса, так и на компьютере, уже понимая суть проводимых компьютером вычислений и многовариантности решений поставленной задачи.

При построении моделей сложных телекоммуникационных систем используются такие возможности Mathcad, как нахождение локального экстремума, решение матричных уравнений, при этом исследуются каналы связи и структура трафика.

На занятиях решаются задачи оптимизации, задачи с использованием моделей управления потоками данных, проводится моделирование конфликтных ситуаций с помощью теории игр как сведением к задаче линейного программирования, так и с применением различных критериев.

В основе преподавания должен лежать компьютерный пакет, обладающий наглядным интерфейсом и универсальными возможностями.

Mathcad, представляющий собой интегрированную систему для автоматизации математических расчетов, является самым популярным пакетом для решения инженерных задач оптимизации.

Одно из основных преимуществ пакета состоит в том, что на сегодняшний день он является единственной математической системой, в которой описание решения задач дается в привычной унифицированной форме математических формул, символов и знаков, а также путем обращения к специальным функциям.

Такая методика позволяет привлекать студентов младших курсов к учебно-исследовательской работе по использованию современных информационных технологий при решении инженерно-технических задач в телекоммуникационных системах.

Источник: https://novainfo.ru/article/9323

Подходы к управлению (в менеджменте)

История развития науки управления включает в себя ряд этапов, зачатки управления появились очень давно, а вот теоретические основы стали развиваться в конце XIX столетия.

Концепции менеджмента, которые сформировали его теоретическую базу, принято делить на две большие группы (по классификации Виханского и Наумова).

1. Одномерные учения об управлении – эта группа учений включает в себя самые первые концепции, которые принято именовать школами менеджмента.

Здесь выделяются 4 школы – научная, административная, человеческих отношений и количественная. Каждая школа занималась изучением своего направления в менеджменте в отдельности, пытаясь доказывать свои гипотезы.
2. Синтетические учения об управлении – эта группа включает комплексные подходы к управленческим процессам.

В отличие от одномерных учений, которые рассматривают один управленческий процесс в отдельности, синтетические учения говорят, что управление это сложное явление, включающее в себя множество процессов. На сегодня выделяется три подхода к управлению или подхода к менеджменту:
— Процессный подход.
— Системный подход или системная концепция.


— Ситуационный подход.
Рассмотрим подробнее эти подходы и их особенности.

Процессный подход к управлению

Истоки зарождения процессного подхода можно увидеть еще в административной школе управления. Ведь еще Анри Файоль выделял в процессе управления пять функций – предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Подробнее о функциях управления и их специфике можно посмотреть в лекции 3.

Авторы процессного управления, по сути, продолжили идеи Файоля. Разница лишь в том, что они не разделяют части управления и само управление от организации, по их мнению, это все единое целое – ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ.

Основная заслуга данного подхода для современного менеджмента это формулировка базовых функций управления. Как отмечалось в предыдущей лекции таких функций 4 – планирование, организация, мотивация, контроль, и к этим функциям добавляются связывающие процессы – коммуникации и принятие решений. Все вместе они образуют так называемый процесс управления или цикл менеджмента.

Процессный подход рассматривает управление как сложно устроенную последовательность действий, каждая из которых вкладывает свой вклад в общий процесс управления.

Таким образом, мы и получаем что менеджмент это процесс управления, фактически набор определенных функций и правил, которые выполняет руководитель или вся система управления.
На рисунке приведем, вольную интерпретацию схемы цикла менеджмента. Последовательность функций всегда именно такая, лишь меняются направления работы.

Или планируем новое, потом выполняем, потом проверяем. Или находим способы улучшения работы, потом выполняем ее, потом проверяем, а в заключении сравниваем так все или не так как намечали.

Учитывая особенность синтетических учений об управлении можно сказать, что все подходы взаимосвязаны между собой. Так процесс управления можно рассматривать как систему, имеющую подсистемы.

Системный подход к управлению

Системный подход это сущность современной науки. Начав свое формирование в начале XX века, сегодня системная концепция есть во многих отраслях современной науки. С системами имеют дело в управлении, биологии и анатомии, химии и кристаллографии, социологии и психологии, экономике и педагогике. Системный подход глубоко проник во все научные процессы. Что же собой представляет системный подход?

Основа системного подхода это «Теория систем» Людвига фон Берталанфи и «Тектология» А.А. Богданова. Именно в их работах впервые появилось упоминание о системах и их частях. А уже позже эти теории были адаптированы и для других наук.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов, действия которых направлены на процесс жизнедеятельности всей системы.
Учитывая разработки уважаемых ученых, мы можем сказать, что все, что нас окружает это системы! Даже камень на дороге это тоже система – ведь он имеет свою вытуренную структуру.

Таким образом, системы могут быть биологическими техническими и социальными. Логично, что менеджмент имеет дело преимущественно с социальными системами – с людьми, но это никак не отменяет прочих положений Теории систем и Тектологии.

На сегодня существует множество классификаций систем, для характеристики системного подхода в управлении нам потребуется лишь одна базовая.

С точки зрения взаимодействия с окружающей действительностью, или как говорят в управлении с внешним окружением (внешней средой) выделяют 2 типа систем:
Закрытые системы – совершенно самостоятельны и для жизнедеятельности не требуют ничего от внешнего окружения.
Открытые системы – целиком и полностью зависимы от внешних процессов, так как существовать и работать без взаимного обмена со средой не могут.
Большая часть окружающих нас системы открытые. Это и человек, и дерево в лесу, и организация как главный объект управления.

Каждая открытая система в своей структуре имеет три элемента – вход, преобразование и выход.

Концептуально все открытые системы работают в окружении внешней среды. Среда эта влияет на деятельность систем, но и позволяет им функционировать, давая что-то и получая что-то взамен. Проследим, что же относится к этим базовым процессам на примере организации.

Все организации являются открытыми системами.

Системная концепция раскрывает основы функционирования организации и других систем, она говорит о том, что все системы в условиях внешнего окружения развиваются. Но вот процессы этого развития могут быть разнообразны, и на них могут влиять множество факторов и ситуаций.

Ситуационный подход к управлению

Ситуационная концепция одна из самых поздних концепций в менеджменте. Ситуационный подход не отменяет действия процессной и системной концепций. Наоборот учитывая их и основываясь на них, позволяет использовать свои преимущества для повышения качества управленческих процессов.

Основа ситуационного подхода это ситуация. Ведь в деятельности организации случаются разные события. И не все эти события можно решить при помощи знаний управленческой науки. Именно в этом и кроется особенность системной концепции – использовать под разные ситуации достижения тех наук, которые применимы в данном конкретном случае.

В книге Основы менеджмент Майкла Мескона предложен пошаговый алгоритм использования ситуационного подхода. Именно эти действия позволят повысить эффективность управленческого процесса и решить сложные ситуации.

На процесс качественного решения ситуаций влияет эффективно проведенный анализ. А на результаты анализа значительное влияние оказывают переменные, появляющиеся в каждой ситуации.

Ситуационные переменные очень разнообразны и зависят от показателей времени, экономических, политических процессов, научного прогресса и многих других элементов. Чем точнее определены эти переменные, тем проще проводить анализ и использовать разные методы управления. Все это составляющие внешней и внутренней среды организации, речь о которых пойдет в следующей лекции.

Источник: https://ya-prepod.ru/podhody-k-upravleniyu-v-menedzhmente.html

Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления

Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления

  • Системный подход – подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.
  • При использовании системного подхода организация рассматривается как система, состоящая из элементов и подсистем, обособленных между собой, но взаимосвязанных и взаимодействующих.
  • Но несмотря на то что элементы являются обособленными, изменение одного элемента ведет к изменению в других элементах и подсистемах. При этом необходимо изучать функционирование системы в динамике,
  • В основе системного подходи лежат следующие общие черты:
  • • при исследовании объекта как системы каждый элемент описывается с учетом его места в целом;
  • • в любом системном исследовании возникает проблема управления;
  • • исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования;
  • • для системного подхода специфична проблема порождения свойств целого из свойств элементов и наоборот;
  • • в системном исследовании недостаточны чисто причинные объяснения функционирования и развития объекта (целесообразность поведения не всегда, соответствует причинно-следственным схемам);
  • • источник преобразования системы или функций находится обычно в самой системе;
  • • самоорганизация систем связана с целесообразным поведением, допущением множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.
  • Системный подход обладает следующими достоинствами:
  • • расширение путей для познания объекта исследования, в том числе его синергетических свойств;
  • • возможность декомпозировать любой изучаемый объект с необходимой глубиной для достижения цели исследования, что обеспечивает выявление всего необходимого для изучения любого относительно неделимого элемента;
  • • создание более глубокой схемы Обоснования и выявления характера и достоверности связей и отношений в исследуемом объекте, и при этом формируются предпосылки для поиска новых механизмов эффективного функционирования объекта;
  • • тесная связь с другими методологическими направлениями науки, а при необходимости имеется возможность совместного интегративного применения других методологических подходов, что повышает результативность исследования.
  • При исследовании объекта системный подход использует различные науки и методы. К ним относятся:
  • • информатика;
  • • исследование операций;
  • • теория управления;
  • • теория организации;
  • • исследование операций;
  • • общая теория систем;
  • • системотехника и др.

Общая теория систем (ОТС) – подход к науке о системах, выдвинутый австрийским биологом Л. Берталанфи, в соответствии с которым системы любой природы могут быть изучены путем отыскания структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, обобщения этих законов, вывода обобщенных закономерностей.

Системотехника – дисциплина, изучающая вопросы создания, испытаний и эксплуатации сложных автоматизированных систем.

В рамках данной дисциплины решаются задачи прикладного исследования, связанные с планированием и созданием сложных систем управления. «Исследование операций» – объединение различных научных математических и количественных методов моделирования. В основе исследования операций лежат такие методы, как:

• теория игр – метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые компании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции.

Использование теории игр затруднено сложностью реального мира, которая обусловлена быстрыми изменениями окружающего мира, невозможностью прогнозирования реакции конкурентов на эти изменения. Наиболее эффективно их применение в ситуациях принятия решения в условиях конкурентной борьбы;

• теория вероятности – метод, который при принятии решений опирается на определение значения вероятности наступления определенных событий с последующим выбором наиболее предпочтительного среди возможных;

• методы линейного программирования: в процессе управления одной из главных является задача нахождения оптимального решения из всех имеющихся вариантов. Для достижения этого решения необходимо наличие определенных ресурсов: финансовых, трудовых, материальных, временных и т.д. Поэтому оптимальным вариантом решения будет являться тот, при котором поставленная цель будет достигнута:

• с минимальными расходами;

• максимальной эффективностью;

• наименьшими затратам времени и усилий. Задачей линейного программирования является достижение оптимального управления.

  1. Оптимальное управление – управление, которое удовлетворяет всем поставленным ограничениям. На выбор наилучшего решения налагаются 2 вида ограничений:
  2. • ограничения внешней среды: законы и условия природы;
  3. • ограничения, связанные с используемыми ресурсами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://marketing.wikireading.ru/41673

Ссылка на основную публикацию