Система воспитания в колонии «бодрая жизнь» — справочник студента

Станислав Теофилович Шацкий – один из ярких представителей российской социальной педагогики. Заслуга Шацкого в том, что предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды.

Шацкий первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников, лидерство в детском коллективе. Главная задача школы, по мнению Шацкого – приобщение детей к культурным ценностям человечества.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В настоящее время теоретические взгляды Шацкого и его практический опыт обращают на себя внимание учителей оригинальным решением ключевых проблем педагогики – проблем социализации личности, методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и окружающей среды, функционирования школы в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания.

Шацкий родился в 1878 году в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В течение десяти лет он пытался найти себя в различных профессиях, учился в Московской консерватории, Московском университете, сельскохозяйственной академии, но все эти поиски только разочаровывали молодого человека и не приносили удовлетворения.

Затем Шацкий познакомился с Александром Зеленко, и эта встреча кардинальным образом изменила жизнь героя нашей статьи. Зеленко прекрасно разбирался в опыте американских школ, и предложил Шацкому организовать клуб с целью повышения культурного уровня населения.

Так в Москве появилось сообщество «Сетлемент». Однако его деятельность прервалась в 1907 году по решению столичного градоначальника. Причиной называлось «распространение клубом социалистических идей среди молодежи».

Но в 1908 году Шацкий и его друзья создали новое сообщество «Детский труд и отдых», продолжающее дело «Сетлемента».

А в 1911 году в рамках общества организовали детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». В опытной работе здесь проверялась связь умственной, эстетической и трудовой деятельности, взаимоотношения воспитателей с детьми, изучалась динамика развития детского коллектива.

Результаты работы колонии были представлены в монографическом исследовании, получившем высокую оценку и международное признание. Шацкий пришел к выводу, что созданные им и его соратниками клуб и колония не уступают лучшим учебным заведениям Европы.

Февральская революция вдохновила Шацкого, октябрьскую он не принял. Он был одним из организаторов учительской забастовки от Всероссийского учительского союза, направленной против прихода к власти большевиков.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Введение в социальную психологию - справочник студента

Оценим за полчаса!

С возмущением талантливый педагог отверг предложение принимать участие в работе Наркомпроса, и только ответственность за детские судьбы и любовь к педагогической деятельности заставили его два года спустя все же пойти на сотрудничество с Наркомпросом.

Система воспитания в колонии «Бодрая жизнь» - Справочник студента

«Первая опытная станция по народному образованию»

В 1919 году С.Т.Шацким была создана Первая опытная станция по народному образованию, бессменным руководителем которой он являлся до 1932 году, вплоть до закрытия станции. Это было уникальное учреждение в истории образования.

Станция занимала весь район, включала в себя 14 начальных школ и две средние, читальные залы, детские сады, колонию «Бодрая жизнь».

Ключевой задачей станции было изучение влияния среды на развитие ребенка, использование в воспитании детей всего позитивного и ценного в культуре данной среды, а также активное внедрение родителей в процесс воспитания.

В 1931 году работы станции была прекращена в связи с постановлением Центрального комитета и всеобщим разгромом педагогики.

Шацкого приняли на должность директора Московской консерватории, где он также стремился к реализации своих педагогических идей, создал музыкальный интернат для одаренных воспитанников, деятельность которого определила ключевые достижения советских музыкантов 30-50-х годов.

Однако регулярная травля, неудовлетворенность работой и потеря смысла жизни привели к тому, что 30 октября 1934 года выдающийся педагог скончался. Имя Шацкого было предано забвению после его смерти. И лишь сейчас интерес к его творчеству начал возрождаться в США и Европе.

Его произведения переиздаются, творчество ученого становится предметом внимательного изучения в педагогических университетах, к его теории и практике обращаются учителя.

Система воспитания в колонии «Бодрая жизнь» - Справочник студента

Методология Шацкого

Шацкий всегда призывал принимать во внимание воздействие улицы и семьи на развитие ребенка, а также использовать в педагогической работе то подлинно ценное, что в них есть. Изучение только специально, искусственно организованного воспитательного процесса Шацкий полагал в корне ошибочным, низкоэффективным и ограниченным.

Ведь существуют такие воздействия, которые в большей мере определяют развитие детей, чем школа. Источник развития ребенка, по убеждению Шацкого – не генетические задатки, а скорее экономическая и социальная среда, в которой ребенок воспитывается и формируется как личность.

Ученый выступал против идей о первичности биологических предпосылок развития детей, широко распространенных в те годы, а также против примитивных попыток относиться к ребенку как к материалу, из которого можно сконструировать определенный тип личности.

Подлинное воспитание, как утверждал Шацкий, требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его знания, опыт, потребности, интересы. Этого подхода не разделяли прожектеры от педагогики тех лет, которые видели перед собой лишь одну цель – сделать из детей коммунистов.

Система воспитания в колонии «Бодрая жизнь» - Справочник студента

Методология Шацкого характеризовалась целостным исследованием образовательного процесса, позволяющим получить объективное представление о мыслях, чувствах, переживаниях детей, о взаимоотношениях между ними в естественных условиях воспитания.

Метод заключался в наблюдении за деятельностью и жизнью детей, дополнялся материалами анкетирования, а также бесед и сочинений. В составлении анкет воспитанники сами принимали активное участие. В целях создания максимально благоприятной обстановки дети самостоятельно раздавали и собирали анкеты.

Материалы социально-педагогического исследования использовались в планировании и организации воспитательной и учебной работы станции.

Эксперимент коллектива по улучшению бытовой культуры населения

В 1926 году Московским отделением Первой опытной станции было проведено исследование 88 семей, в которых воспитывались 122 ребенка от 8 до 15 летнего возраста.

Результаты показали, что 82% детей не имеют собственной постели, у 20% дома нет книг, 67% подвергаются физическому наказанию со стороны родителей, у 67% отсутствуют элементарные гигиенические навыки, 7% детей часто употребляют алкоголь, 36% — изредка, 21% детей курит.

Родители были ознакомлены с результатами анкетирования. Совместно с ними была разработана программа охраны детского здоровья. Школьный врач дал родителям рекомендации по оптимальному режиму питания и сна.

На уроках естествознания и природоведения изучался полезный и необходимый материал, позволяющий улучшить санитарно-гигиенические условия жизни детей. Во дворах разбивались цветники, строились игровые площадки и уголки.

Семьи под руководством коллектива Шацкого кооперировались для закупки книг, продуктов, тканей, обуви, учебных пособий. Велась культурно-просветительская работа среди родителей. В результате уровень бытовой культуры населения значительно повысился.

В 1922 году был начат этот эксперимент, в 1926 году он был завершен. Условия жизни подопечных ощутимо изменились в лучшую сторону, что свидетельствует об эффективности учебно-воспитательной работы станции.

Система воспитания в колонии «Бодрая жизнь» - Справочник студента

Цели образования и воспитания по Шацкому

Шацкий говорил о том, что цели воспитания отражают потребности государства и общества, определяются временем и пространством, но в то же время находятся в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей ребенка. На каждом этапе развития воспитатель должен создавать максимально благоприятную атмосферу для возможно полного раскрытия способностей ребенка, его духовных и физических сил.

Шацкий стремился к созданию условий для творческой активности детей. По мнению ученого, школа должна учить воспитанников объединять усилия для достижения совместных целей. Особое внимание уделялось детскому самоуправлению как важному инструменту в саморегулировании детской жизнедеятельности.

Благоприятная психологическая обстановка в коллективе достигалась благодаря сотрудничеству учителей и учеников, их доверительному отношению друг к другу, открытости коллектива к росту, инновациям, умению преодолевать неизбежно возникающие трудности.

А школьная реформа, по мнению Шацкого, должна начинаться с реформы подготовки педагогов, которые должны быть способны к рефлексии, должны уметь анализировать собственные достижения и ошибки, и на основе этого анализа двигаться вперед.

Роль окружения

Условием постановки воспитательных целей должно являться макро-и микросоциальное окружение ребенка. Позитивное и негативное начало детской субкультуры должно глубоко и тщательно исследоваться школой в широком ее понимании.

Так, согласно концепции Шацкого, цель воспитания соотносится с целями социального окружения, в котором осуществляется педагогический процесс. Строительным материалом для обучения и воспитания служит позитивный элемент в детской субкультуре.

Подлинная школа развивает ребенка всесторонне и целостно, на первый план выдвигает трудовую, физическую, умственную, эстетическую и социальную деятельность. Важнейшая цель воспитания, как полагал Шацкий – проектирование процесса развития ребенка.

Система воспитания в колонии «Бодрая жизнь» - Справочник студента

Средства образования

Эффективно воспитывает только та школа, которая организует деятельность учеников с целью решения жизненно важных для них вопросов. Классические гимназии не уделяли внимания интересам и потребностям детей, условиям их жизни.

В результате из нее выпускалась теоретически подкованная, но не способная решать практические задачи молодежь. Шацкий утверждал, что обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать.

Детей не нужно изолировать от острых современных вопросов, а нужно учить их справляться с ними, опираясь на общечеловеческие идеалы и ценности.

Школа как центр воспитания в социальной среде использовала в качестве дидактического средства краеведческие материалы, представленные в виде удобных карт, схем и таблиц. Все педагоги Первой опытной станции использовали в своей работе карту местности, на которую были нанесены селения, школы, кооперативы, а также справочная информация из разных сторон жизни волости.

К примеру, изучая пособия, составленные по материалам местной экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, каждая из них в год приносит такой-то доход и такой-то убыток, применяется такая-то рациональная технология. Указывались книги, в которых можно прочитать об уходе за курами.

Составлялись арифметические задачи, решая которые, дети лучше узнавали нюансы экономики ведения сельского и городского хозяйства.

Система воспитания в колонии «Бодрая жизнь» - Справочник студента

Также необходимым условием эффективного образования Шацкий полагал творчество. Его школа пробуждала в детях интерес к самостоятельному поиску решения проблем. «Ты сам дойди до этого», — такова была любимая поговорка ученого.

В гимназиях же ученики не имели возможности свободной реализации своих интересов и потребностей, с чем и было связано непримиримое отношение Шацкого. Главную ценность ученый видел в развитии мышления детей.

Что касается детского производительного труда – саму постановку вопроса о том, что труд этот может окупить затраты на образование, Шацкий называл опасной. Детский труд, по его мнению, имеет воспитательное значение в первую очередь.

Учащиеся овладевают различными формами трудовой деятельности, поскольку это поможет им в дальнейшем решать хозяйственные и производственные вопросы. Воспитанники школы Шацкого умели самостоятельно готовить еду, выращивать урожай, шить и вязать одежду, убирались в школе.

Но весьма популярный в те годы вопрос о детском самообеспечении встречал здесь резко негативный отклик. Даже в самом страшном сне коллектив Шацкого не мог себе представить, что детский труд может массово применяться на уборке картофеля, к примеру. Это не только не способствует развитию детей, но является формой эксплуатации, утверждал Шацкий.

Система воспитания в колонии «Бодрая жизнь» - Справочник студента

Оценка деятельности педагога

Для России, да и не только для нее, концепция Шацкого о социализирующих факторах учебно-воспитательного процесса прозвучала ново и оригинально. Иностранные педагоги, знакомясь с работами ученого, отмечали принципиально инновационный подход в его задачах и целях. Поражал воображение масштаб работы Первой опытной станции. В то время ничего подобного на Западе не существовало.

Коллектив прекрасно владел педагогическими технологиями, все формы организации жизни воспитанников были тщательно отлажены, и это отмечалось всеми без исключения посетителям станции. Сохранился в книге записей отзыв делегации немецких учителей, в котором говорилось о громадном значении этого педагогического исследовательского института. Здесь трудились выдающиеся педагоги тех лет.

Однако Шацкому мешала обстановка в стране. Станция работала под постоянной угрозой расформирования. Негативным образом влияла на нее ситуация бесправия и насилия. Поэтому сложно говорить о том, насколько закончена, оформлена и целостна проведенная Шацким работа.

Однако его теория и практика получила широкое признание не случайно, и сегодня она вновь привлекает внимание исследователей.

Источник: https://paidagogos.com/shkola-kak-tsentr-vospitaniya-v-sotsialnoy-srede-pedagogika-s-t-shatskogo.html

Школа-колония «Бодрая жизнь»

В 1911 году на участке в Калужской губернии была организована детская колония. Колония получила название «Бодрая жизнь». Целью ее было организовать летний отдых членов Марьинского клуба, продолжить работу над организацией дружного детского коллектива, приобщить ребят к труду, самоуправлению, всемерно развивать их творческие способности.

Здесь Станислав Теофилович вместе со своими сотрудниками в опытной работе проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества.

Это было детское учреждение, ставшее затем образцом подражания для школ-коммун, которые организовывались в последующее десятилетие, но особенно массово в период гражданской войны.

Оно и понятно, ведь Шацким была предложена модель по сути самоокупаемого воспитательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых удавалось получить средства для существования.

Впрочем, хотя труд и занимал в колонии важное место, ему придавалась, прежде всего, воспитательная направленность. Питомцам был ясен практический смысл их деятельности: они налаживали хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. Так приходило ощущение радости в труде.

Основой всей жизни колонии являлось сообщество детей и взрослых, и строилось оно на принципах самоуправления. Ребята были не мнимыми, а подлинными хозяевами «Бодрой жизни».

И конечно, как и во всех учреждениях, которые создавал Шацкий, в колонии царило и правило Его Величество Творчество. Взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты, много слушали музыку и исполняли музыкальные произведения.

Оркестры, хор, театр органично соединялись с трудом на полях, занятиями в кружках с различными играми. [6]

Все важные вопросы жизни решались на собраниях, которые проводились каждый день. На одном из первых собраний дети назвали свою колонию «Бодрая жизнь». Вместе со взрослыми колонисты решили, что основой их жизни должен быть труд. Однако, по мнению Шацкого, труд детей должен быть, в отличие от труда взрослых, прежде всего образовательным. [2]

Наблюдая за жизнью детей, их интересами и способностями, Шацкий приходит к выводу, что необходимо создать условия и для их полноценного умственного развития — открыть школу — значит, обеспечить постоянное пребывание колонистов в «Бодрой жизни», но для этого требовалось резко увеличить финансирование колонии, что пока не представлялось возможным. До 1918 года колония существовала главным образом за счёт средств общества «Детский труд и отдых» и М.К. Морозовой.

Читайте также:  Сложное высказывание - справочник студента

В работу колонии революция внесла коренные перемены. С 1918-1919 учебного года летняя колония преобразуется в постоянную, где на средства государства воспитываются дети-сироты.

В это время начинают проводиться учебные занятия, а затем организуется школа для детей, живущих в колонии. Педагоги под руководством Шацкого составили свои учебные программы, которые опирались на личное творчество ребёнка и на опыт «Бодрой жизни».

Колония получает возможность развернуть широкую общественную деятельность в деревне среди крестьян.

В октябре 1918 года декретом ВЦИК РСФСР было утверждено «Положение о единой трудовой школе». В школе устанавливалось две ступени: первая от 8 до 13 лет, вторая от 14 до 17 лет. В колонии стала действовать девятилетняя школа. Станислав Теофилович получает возможность применить разработанные им педагогические идеи к строительству новой школы.

В начале 1919 года Шацкий и его соратники — В.Н. Шацкая, А.А. и Е.Я. Фортунатовы, Н.В. Всесвятский — обратились в Наркомпрос с предложением о создании Опытной станции по народному образованию, представив её проект.

16 мая 1919 года «Положение о Первой Опытной станции Наркомпроса» было утверждено. Первая опытная станция по народному образованию создаётся в составе двух отделений: сельского — в Калужской области, на базе «Бодрой жизни», и городского — в Москве.

Директором станции в целом был назначен сам Шацкий, а его жена стала заведующей школой «Бодрая жизнь».

Цели Первой опытной станции в «Положении» определялись так: «Содействовать культурному строительству республики путем организации и постановки всевозможных опытов и исследований в области культурной работы всех ее видов».

Поэтому в задачи Станции входила не только организация учебного и воспитательного процесса с детьми, но и проведение активной работы среди окружающего населения, участие педагогов во всех видах деятельности на деревне.

Трудовые заботы колонистов остались прежними, но хозяйство расширилось, а труд стал включать в себя больше научных знаний.

9 мая 1932 года Первая Опытная станция была закрыта. Причиной закрытия объявлялась необходимость экономии средств.

На базе Станции в Москве была создана Центральная педагогическая лаборатория (ЦПЛ), которая должна была заняться обобщением передового опыта школ и учителей страны.

Отныне школа-колония «Бодрая жизнь» становится средним общеобразовательным учебным заведением с интернатом и методическим центром для школ Угодско — Заводского района. [10]

  • Подводя итог, следует отметить, что деятельность этого научно-педагогического учреждения, любимого «дома радости» для колонистов, слава о котором прогремела по всей стране, сыграла огромную роль в развитии народного образования.
  • Заключение
  • Концепция Шацкого об использовании социализирующих факторов в учебно-воспитательном процессе была новой и оригинальной не только для России.

Педагогические идеи СТ. Шацкого, которые нашли воплощение в структуре и деятельности школы — коммуны, получили широкое распространение именно потому, что они удовлетворяли потребностям развития общества.

С.Т. Шацкий, человек высокой культуры, владевший несколькими иностранными языками, был чужд национальной и классовой ограниченности. Он всегда был в курсе отечественной и зарубежной педагогики, часто бывал заграницей и охотно использовал лучшие ее образцы в практике работы Первой опытной станции.

Чрезвычайно занятый и перегруженный практической работой, С.Т. Шацкий, к сожалению, уделял мало времени обработке эмпирического материала, фиксации полученных результатов.

После него осталось несколько педагогических произведений, но они не дают полного представления о том большом влиянии, каким пользовался С.Т.

Шацкий среди учительства, о том, как он создавал из своих соратников и последователей педагогов-энтузиастов и какое влияние оказал он на строительство советской школы.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s53681t2.html

Ответы Mail.ru: О колонии "Бодрая жизнь"

Еще несколько веков назад педагоги во всем мире пытались представить себе возможность создания «детского рая», то есть такой организации совместной жизни детей, где они могли бы жить единым дружным коллективом и каждый получал бы всестороннее и гармоничное развитие. По этому поводу высказывались разные мнения.

В большинстве своем они сводились к тому, что это — утопия, что это невозможно сделать в тех ужасных условиях, в которых находились дети в те времена. А дети — дети крестьян, дети рабочих, дети мелких служащих — действительно жили очень плохо, в грязи и нищете.

Они не представляли себе другой жизни, где не было бы постоянной борьбы за существование, без воровства и пьянства взрослых. Бывали, правда, незначительные успехи (например, школы Льва Толстого для крестьянских ребят) ; этого, конечно, было очень мало.

Но в начале двадцатого столетия, а точнее, в 1911 году, одним российским педагогом был проведен эксперимент, который оказался наиболее приближен к воплощению старых идей «детского царства». Речь идет о трудовой колонии «Бодрая жизнь», основанной в 100 км от Москвы, на территории нынешней Калужской области. Этим педагогом был Станислав Теофилович Шацкий.

Чем же интересна эта колония, в чем ее уникальность. А аналогов ей в то время не было нигде. Во-первых, воспитанниками колонии были дети разного возраста из беднейших рабочих семей Москвы. Как известно, царское правительство не стремилось дать этим детям нормальное образование и воспитание, и дети росли в невыносимых условиях московских трущоб.

Шацкий же ставил своей задачей дать им возможность пожить среди чистой природы, в компании таких же, как они сами. С другой стороны, воспитанники колонии сами много трудились: готовили пищу, работали на огороде, проводили дорожки, — но это был не тяжелый труд взрослого работника, а бодрый и радостный детский труд (как писал сам Шацкий) .

Эта жизнь готовила их к будущей сложной взрослой жизни, но не отнимала у них детство, как в городе: дети много гуляли, играли в разные игры, общались. Во-вторых, сотрудники и воспитанники колонии жили как друзья, а не как начальники и подчиненные.

Дети сами организовывали свою жизнь в колонии, выступали с интересными инициативами на своих собраниях, придумывали новые занятия. Этот момент был очень важен для самого Шацкого. Еще несколько слов вкратце о дальнейшей судьбе колонии.

Поселок все больше рос, о «Бодрой жизни» узнало педагогическое сообщество во всем мире, сюда стали призжать гости, в том числе иностранные. Вскоре произошла Октябрьская революция. Советская власть поставила важнейшую задачу: дать образование широким массам.

Школа-колония, которая уже работала и зимой, стала педагогическим центром большого округа, превратившись в Первую Опытную станцию при Наркомпросе. Ее высоко оценили Ленин, Крупская, Луначарский и другие. Тяжелым потрясением для участников колонии стал уход Шацкого с должности руководителя, затем его смерть. Во время Великой Отечественной войны школа перестала существовать. А в 50-е годы на этом месте возник город науки, город первой АЭС — Обнинск. Правопреемницей колонии стала школа №1 имени Шацкого.

С детьми она работает «Бодрая жизнь», летняя трудовая колония для детей и подростков из рабочих семей одной из окраин Москвы. Образована в 1911 С. Т. Шацким и В. Н. Шацкой под Калугой. До 1919 входила в состав дет. учреждений об-ва «Детский труд и отдых» — и содержалась на его средства. В «Б. ж. » ежегодно проводили лето 60-80 детей, посещавших дет.

учреждения об-ва. В колонии осуществлялся эксперимент организации жизни детей на принципах разнообразной трудовой деятельности: самообслуживание, благоустройство территории, приготовление пищи, работа в огороде, саду, поле, на скотном дворе. Дет. коллектив вместе с педагогами обсуждал все дела колонии.

Свободное время дети проводили по своему желанию (игра, чтение, пение, постановка спектаклей-импровизаций, муз. и др. занятия, содействующие развитию творческих способностей воспитанников) . Практич. деятельность в «Б. ж. » позволила Шацкому и его сотрудникам продолжить исследование дет. коллектива. Содержание, методы и формы новаторской воспитат.

работы в колонии обобщены в монографии: Шацкая В. Н. , Шацкий С. Т. , «Бодрая жизнь» (1915). В 1919 «Б. ж. » стала постоянной школой-колонией и вошла в состав первой опытной станции по нар. образованию Наркомпроса РСФСР. С 1923/24 уч. г. в ней начали учиться дети из окружающих деревень. В школе-колонии продолжалось изучение содержания и организации уч.

-воспитат. процесса, взаимодействия шк. работы и трудовой жизни, разрабатывались вопросы связи деятельности школы с пионерской и комсомольской орг-циями, окружающей средой. Школьники вели работу с населением (политпросвещение, ликбез, библиотечное обслуживание) . В «Б. ж. «накоплен большой опыт худож. развития детей (театр, живая газета, хор и др.) .

В 1934 преобразована в ср. школу, ей присвоено имя С. Т. Шацкого (г. » Обнинск Калужской обл.).

у меня хорошее мнение по этому поводу

если за сто лет американцы не запатентовали опыт — лучше бы его не было вообще. . утрирую не надо Одлянов, не надо Педагогическх Поэм.. . Лучше дать ребенку достойную небедную жизнь.. .

это читать надо и конспектировать

Анд Ник, педагог дополнительного образования …Мне повезло учиться в школе 204 им Горького, в Москве, которая была собственно и основана на педагогике Шацкого. Эта школа входила в Первую Опытную станцию…. Она находится на Сущевском Валу и его перекрестье с Тихвинской улицей. Мне пришлось там учиться с 1965 года.

Отношение к детям в этой школе было особенное — каждую неделю мы ходили в театр, а после уроков часто ходили на экскурсии и прогулки в Зуевский Парк… Наши первые учительницы были как члены семьи, Неуспевающих было очень мало, а лучше сказать — практически не было. Многие учителя имели Ученые степени и Звания.

В каждом классе были еще тогда аудиовизуальные средства — кинопроектор, эпидиаскоп, диапроектор, проигрыватель пластинок, а кабинеты иностранных языков были «лингофонными классами». И вообще, школа работала в непосредственном контакте с семьей. Отношение к детям было теплое и как говорят, неформальное… Но требования к дисциплине были жесткими и неукоснительными.

Школа-Колония «Бодрая жизнь» имеет началом дореволюционное время. «Бодрая жизнь» основана Станиславом Теофиловичем Шацким.

В мае 1911 года на 15-й разъезд Брянской железной дороги, на территорию нынешнего стадиона «Труд» (тогда в этом месте был лес) прибыла группа детей со своими руководителями, Станиславом Теофиловичем и Валентиной Николаевной Шацкими. Это были дети московской окраины, Марьиной Рощи, из семей рабочих, не имевших возможности создать для них нормальные условия жизни.

Она познакомилась с Шацким в Москве в созданном им обществе «Детский труд и отдых» . Маргарита Кирилловна Морозова принимала самое активное участие в делах общества, оказывала ему финансовую поддержку. Зимой 1911 года она предложила Шацкому устроить на её земле постоянную колонию для летнего отдыха детей.

Она обещала обеспечить это дело средствами на обустройство колонии, на постройку необходимых сооружений. Дети прибыли почти в лес. К их приезду был построен барак. Большой, двухэтажный с хорошей террасой и двумя балконами на север и юг по всей длине второго этажа. Кроме того из остатков от постройки сколотили шалаш, туда поставили металлическую плиту.

Это было первой кухней. Самую трудную корчёвку произвели рабочие, но создать для себя нормальные условия жизни предстояло самим детям. Шацкий сразу предоставил детям возможность самим решать свои дела. все важные вопросы жизни решались на собраниях, которые проводились каждый день. На одном из первых собраний дети назвали свою колонию «Бодрая жизнь» .

Вместе со взрослыми колонисты решили, что основой их жизни должен быть труд. Однако, по мнению Шацкого, труд детей должен быть, в отличие от труда взрослых, прежде всего образовательным. Работа началась сразу. Разделились по возрасту и интересам на группы и бригады, выбрали «заведующих» и «бригадиров» .

Появились рабочие бригады по благоустройству территории из мальчиков 14-16 лет, которые вместе с Шацким и другими педагогами выкорчёвывали пни, прокладывали дорожки, достраивали помещения и выполняли другие трудовые работы. Младшие дети вскапывали землю, закладывали огород, высаживали ягодники и яблоневый сад.

Девочки были направлены на кухню, в пекарню, прачечную и общежития для обустройства домашнего хозяйства. Педагоги стремились организовать жизнь детей так, чтобы через труд они учились самообслуживанию, получали навыки жизни в коллективе, приобретали разносторонний жизненный опыт из контактов с окружающим миром. Мы, как ученики школы Щацкого, много слышали о его методах контакта с детьми. Искренне благодарен Судьбе, за то, что учился в этой школе и в ЭТОЙ атмосфере Добра и внимания

Педагогика Шацкого, Сухомлинского и многих других учителей-новаторов к сожалению, мало используется теперь. Мне, как школьному преподавателю биологии, приходилось учиться именно по методам тех Учителей и я очень сожалею, что искреннее и открытое общение детей и взрослых сегодня не в чести.

Эксперименты Шацкого имели далеко идущие последствия в образовании СССР. Многое светлое и хорошее, которое мы получали в школе, взросло в душе и дало результаты.

Теперь все сухо и бездушно, Поэтому, нынешние дети не общаются со взрослыми, и растут по новым, малопригодным законам развития, формирующим эгоизм и гордыню…

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/72249731

Создание детского коллектива по Шацкому. Часть I

Станислав Теофилович Шацкий (1878 — 1934) – русский и советский педагог, человек, посвятивший всю свою жизнь педагогическим поискам и попыткам переломить ту систему отношений, в которой ему самому пришлось получать образование.

Биографию Шацкого без труда можно найти в сети интернет. Я лишь хочу отметить, что его работа актуальна и сейчас, и из его опыта нужно извлекать то, что поможет нам преобразовать существующую систему образования и поднять ее на более высокий уровень.

Меня особенно интересуют его исследования по созданию детских коллективов. Детские коллективы были для того времени чем-то совершенно новым. Да что кривить душой, до сих пор для нас эта тема не раскрыта полностью.

Шацкий воспитывал в детях такие ценности, которые позволяли из группы случайных детей создавать настоящий коллектив. За такие идеи в 1908 году было закрыто его общество «Сетлемент», а сам Шацкий был арестован.

Общество было закрыто за попытку «ввести социализм в среду детей», как было сказано в обвинительном акте. Однако после этого Шацкий свою работу не бросил, а стал работать другими методами. После 1917 года вел исследования по вопросам народного образования.

В 1911 году он организовал колонию для детей «Бодрая жизнь», на базе которой в дальнейшем и проводил свои исследования-эксперименты. Кстати, название колонии дети придумали сами.

Интересны методы, которые применялись Шацким при создании детского коллектива. Сам Шацкий мало пишет именно о создании коллектива, он пишет о воспитании детей, об улучшении их человеческих качеств.

Этого он достигал через создание коллектива посредством совместного труда. Об этом Станислав Теофилович вместе со своей женой рассказывает в книге «Бодрая жизнь». Книга написана живым и интересным языком.

Очень рекомендую ее к прочтению.

Детская колония «Бодрая жизнь» была создана Шацким после его опытов летнего проживания с детьми на даче.

Такой опыт был не совсем полноценен, так как трудиться детям приходилось только над кратковременными задачами, а значит и полного сплочения, а также изменения самих детей, не происходило.

Шацкого очень заботило, что дети, живя жизнью взрослых в городе, очень сильно «напитывались» этой взрослой жизнью, их проблемами и неудачами, что затрудняло их собственное развитие, а часто и «тянуло вниз». Одной из таких проблем было использование самой грязной брани.

В результате было принято решение о создании колонии. Сам Шацкий пишет: «Зимой 1911 года М.К. Морозова предложила устроить постоянную колонию на ее земле в Калужской губернии, обеспечив наше дело средствами на постройку необходимых зданий, устройство и оборудование колонии».

В предисловии к книге «Бодрая жизнь», супруги Шацкие пишут:

«Наблюдения над жизнью детского общества приводят к такому выводу: между основными сторонами детской жизни — физическим трудом, игрой, искусством, умственным и социальным развитием — существует определенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и в конечном итоге те или другие изменения в одном направлении (это касается и форм детских деятельностей и их организации) вызывают соответственные изменения в другой области.

Читайте также:  Виды рынка - справочник студента

В данном случае была поставлена задача установить влияние организации физического труда на жизнь детского коллектива.Это влияние кажется авторам достаточно выясненным в основных чертах; оно формулируется примерно следующим образом: виды и формы детского труда и его организация, претерпевая в своем развитии ряд нормальных изменений — все к большему разнообразию в формах и большей стройности в организации, — влекут за собой соответственные изменения в социальной, эстетической и умственной жизни детей».

Каким образом происходили эти изменения?

Во-первых, это самоуправление. Шацкий стал устраивать собрания всех колонистов и сотрудников дважды в неделю. На этих собраниях и проходила вся организационная жизнь. Сначала на собраниях обсуждались только общие вопросы о работе, об организации жизни.

«Очень скоро по приезде детей жизнь выдвинула новые обязанности. Первое время за провизией и всем инвентарем смотрела одна из сотрудниц. На одной из общих бесед мы предложили детям выбрать кого-нибудь из их среды для того, чтобы выдавать поварам провизию, считать, сколько стоит продовольствие на каждый день, следить за тем, что из провизии у нас на исходе».

Такой ответственный человек был выбран, а затем были созданы и другие «должности», которые дети исполняли довольно хорошо, и иногда им не нужна была помощь сотрудников совсем. Затем он пишет о собраниях:

«И постепенно на них, кроме всяких хозяйственных дел, стали подниматься вопросы о взаимоотношениях, обсуждаться несоответствующее нашим порядкам поведение кого-либо из колонистов; стали высказываться и мысли относительно улучшения жизни колонии».

Шацкий и дальше в своей книге подчеркивает, что самовоспитание детей в социальном и моральном плане стало происходить только после того, как дети взяли на себя ответственность за жизнь в колонии, стали получать радость от труда.

Одной из проблем была так называемая «общественная работа». Работа по обслуживанию самих себя (кухня, помещения и т.д.

) была детям понятна, а вот работы, например, на огороде принимались не полностью, так как дети не были уверены в том, что они на следующий год снова приедут в колонию (в колонии дети жили с мая по октябрь).

Но как только обязательность «общественных работ» была снята, а детям было объяснено, что те, кто хорошо работает, становятся друзьями колонии, и к ним уже относятся как к друзьям, дети стали работать охотнее и получать радость от такой работы.

«Таким образом, решение бросить обязательные работы и перейти к свободным имело очень хорошие результаты: в работе дети нашли что-то понятное для себя, и это понятное была радость рабочего напряжения.

Вместе с тем проявилась и еще одна сознательная черточка: дети стали чувствовать ответственность за свою работу. Часто стали отдельные группы брать себе работу «на урок», т.е.

измерять работу не временем, а количеством ее».

Это стало шагом к очередному развитию детей в социальном плане:

«Становилось как будто чуть-чуть более ясным, что как в работе своей каждый колонист связан с работой других, так и в поступках — живет не как хочет, а есть и общая цепь, связывающая всю колонию: дернуть в одном месте — страдают многие. Если в труде можно было уже приветствовать зачатки ответственности за свою работу, то жизнь ребят должна была складываться так, чтобы проявлялась ответственность за их слова и поступки».

После это стало возможным бороться с такой проблемой как брань, дети стали сами за собой следить. Были и случаи, приведшие к тому, что дети стали относиться друг к другу более чутко. Об окончании первого лета, проведенного в колонии Шацкий пишет:

«Лето прошло. И можно было оглянуться на свою работу. Было ли в этой жизни что-либо сильное, особенно влиявшее на детей?

Да, было несомненно, и это был труд. Труд вносил смысл и порядок в детскую жизнь. Труд вносил некоторую стройность и в самую жизнь колонии. При таком значении труда в колонии нельзя было обойтись без сознательного отношения детей к нему, необходимо было всеми силами привлечь детей к обсуждению того, где и как они будут работать. Чем больше такой сознательности, тем легче работать. Отсюда появилась практическая важность наших собраний.Стала складываться общественная жизнь детей, как прямой результат нашей трудовой обстановки. Чувствовали ли дети связь между собой? Соединяло ли что детей?Итак, если смотреть на это первое лето колонии, как на опыт, то он убедил нас в возможности для детей серьезного труда. Труд может быть основой детской жизни, но именно детский, радостный и бодрый труд. К дальнейшей организации его и должна сводиться наша будущая работа.Но один труд дает внешнюю связь, форму, порядок детской жизни. Нужно было бы позаботиться об организации не только физических, но и духовных сил наших детей. Это составляло вторую нашу задачу».

В результате первого лета в колонии дети настолько привыкли к размеренному труду и своему коллективу, что даже когда их повезли на экскурсию на несколько дней, дети заскучали и раньше времени запросились обратно. Радость от такого результата работы должна быть понятна любому педагогу.

Источник: https://flojolet.livejournal.com/165368.html

Система воспитания в колонии «Бодрая жизнь»

В 1911 году именитый педагог С. Т. Шацкий после успешнои̌ деятельности созданного им в Москве общества ʼʼДетский труд и отдыхʼʼ получил предложение от известнои̌ русской меценатки М. К. Морозовой организовать на её земле большую колонию летнᴇᴦο отдыха детей. Она не только принимала активное уе в разработке вопроса, но и оказывала материальную помощь на благоустройство территории и постройку необходимых сооружений.

К приезду группы у было построено большое двухэтажное здание с превосходнои̌ лоджией и двумя балконами на север и юг по всœей длине второго этажа. Из остатков строительных материалов соорудили импровизированную кухню – шалаш, куда поставили железную плиту. Самую тяжелый труд, корчёвку пней, произвели рабочие, но обустроить себя необходимые условия жизни предстояло лично детям.

Основная деятельность

На следующий год в колонию прибыло у 55 ребят. К данному времени тут содержались лошадь, куры и гуси, за которыми ухаживали сами дети. Через несколько лет количество колонистов выросло до 100-150 человек.

Воспитанники издавали собственный рукописный журнал ʼʼНаша жизньʼʼ, в котором описывали свои общественные и хозяйственные дела.

Наблюдая за жизнью в колонии, Шацкий пришел к выводу, что нужно сделать условия и всœестороннᴇᴦο умственного развития детей — открыть среднее учебное заведение. После революции летняя колония преобразуется в круглогодичную, где на средства государства воспитываются дети-сироты.

В ϶то время начинают проводиться учебные занятия, а далее организуется среднее учебное заведение с девятилетним сроком обучения.

Воспитатели под управлением Шацкого составили собственные учебные программы, которые опирались на индивидуальное творчество ребёнка и на опыт ʼʼБодрой жизниʼʼ.

В начале 1919 года благодаря стремлениям Шацкого и ᴇᴦο соратников было утверждено ʼʼПоложение о первой опытнои̌ станции по народному образованиюʼʼ. Станция была создана в составе двух отделений: сельского — в Калужской области, на базе ʼʼБодрой жизниʼʼ, и городского — в Москве. Директором станции в целом был назначен сам Шацкий, а ᴇᴦο супруга стала заведующей школой ʼʼБодрая жизньʼʼ.

В задачи станции входила не только организация учебного и воспитательного процесса с колонистами, но и проведение интенсивнои̌ в ϶том направлении среди населения. Сотрудники Шацкого приняли уе в просвещении народа, создавая опорные пункты по ликбезу. В данную работу обширно вовлекались и старшие колонисты.

Они организовывали крестьян выступления и спектакли, обучали сельских ребятишек растить цветы в палисадниках, вели борьбу за чистоту и гигиену в жилищах и на улицах.

Итогом станции в сфере теории и методики преподавания явились бессчетные методические разработки учителей, учебные пособия и заметки по педагогике.

Педагоги старались привить ребятам любовь к музыке, литературе, театру, живописи. Вечера, приуроченные к слушанию традиционнои̌ музыки, сопровождались разговорами о композиторах, о времени, в котором жили.

На данных вечерах Станислав Теофилович исполнял оперные арии, а Валентина Николаевна аккомпанировала и читала лекции. Шацкий управлял и собственным театром, где совместно с детьми в роли актеров выступали учителя.

У младших ребят был кукольный театр.

После строительства районнои̌ электростанции в колонии была проложена электропроводка, появились радиоприемники. На полях загудел трактор, ыли приобретены сеялка, косилка. Все данные машины обслуживали старшие воспитанники. В ϶тот период колонию навещало немало гостей, желавших познакомиться с навыком организации учебного процесса и воспитательнои̌ .

При ϶том в скором времени станции начинается сложный период. В обществе сгущалась аатмосфера подозрительности и недоверия. Все обсуждения вопроса в педагогике были прекращены, прервались взаимосвязи с иностранными коллегами.

На Шацкого посыпались многочисленные обвинения, в том числе и за увлечённость трудовым воспитанием. В 1932 году станция была закрыта. Колония ʼʼБодрая жизньʼʼ стала средним общеобразовательным учебным заведением с интернатом и методическим центром школ Угодско-Заводского региона.

Через два года грубое отстранение от любимого дела катастрофически сказалось на самочувствии Шацкого, и сердце не выдержало.

Школе было присвоена имя её отца, и она стала именоваться школой-колонией ʼʼБодрая жизньʼʼ имени С.Т. Шацкого. В память о знаменитом советском учителе на территории колонии был установлен монумент Шацкому.

Тридцатилетняя работа уникального научно-педагогического учреждения, любимого ʼʼдома радостиʼʼ колонистов, известность о котором прогремела по всœей стране, сыграла огромную роль в развитии народного образования.

Бесценный опыт педагогической практики С. Т. Шацкого неоднократно исследовался отечественными и зарубежными учеными, и сегодня спустя почти сто лет концепция ʼʼБодрой жизниʼʼ предоставляет большой научный интерес.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/19393_sistema_vospitaniya_v_kolonii_bodraya_zhizn

Читать

Т.П. Бугаева, Н.В. Гафурова

Современная воспитательная система вуза: условия выхода из кризиса Монография

Введение

Актуализация воспитания на современном этапе обусловлена кардинальными изменениями человека и социальных общностей, произошедшими за последний относительно небольшой отрезок времени и проявившимися в перемене ценностных основ общества, а с ними – способов воспитательного воздействия, возможность воспитания молодежи по жизненным траекториям старшего поколения. Поиск и реализация перспективных подходов в воспитании обусловлены еще и тем, что современное общество стало информационным, виртуальный мир – более реальным, чем мир живой природы. Появились феномены, не известные в прошлые эпохи. Изменились социокультурная и бытовая среда, существенно влияющие на образ жизни современного человека. Электронная фальсификация жизненного мира не нуждается в реальных общественных отношениях и, следовательно, в традиционном воспитании. Поэтому существующая система воспитания с традиционным подходом стала серьезным препятствием на пути культурных и социальных преобразований в российском обществе, где остро проявляются потребности поиска перспективных подходов к воспитанию молодежи.

Проблемное поле концептуальных подходов к воспитанию в современной педагогике достаточно обширно. Все они исходят из позиции сильной критичности в отношении к традиционному воспитанию, которое, как считают авторы, не соответствует изменившимся общественным условиям, новой образовательной ситуации.

Потеря обществом нравственных и ценностных ориентиров, наличие выросшего в таких условиях целого поколения молодежи, становящейся сегодня воспитателями собственных детей, востребовали поиск механизма выхода из сложившейся ситуации, который содержит в себе системный подход.

Недостаточный учет идей системного подхода пагубно отражается на педагогической практике, на ее результатах, что нашло неоднократное подтверждение в последние десятилетия во всей системе образования страны.

Обращение к системному подходу в любой педагогической задаче естественно и, как правило, не вызывает дополнительных вопросов.

Такой подход содержит в себе механизм выхода из сложившейся ситуации в результатах воспитательной деятельности современного вуза.

Он создает условия для реализации воспитательных целей относительно всех субъектов, участвующих в жизнедеятельности вуза. Более того, он позволяет реализовать эти цели более эффективно.

В монографии представлен авторский взгляд на методологию системного подхода как механизма вывода из кризиса воспитательной системы образовательного учреждения.

Такая позиция позволила реализовать педагогический эксперимент в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Институт цветных металлов и золота»1.

В экспериментальной работе приняли участие 2500 студентов первого курса всех институтов и факультетов университета, 106 кураторов студенческих групп первого курса, администрация всех уровней управления, преподаватели, сотрудники, обеспечивающие занятость студентов во внеучебное время, родители студентов.

В качестве научных результатов авторами монографии заявлены: определение необходимости поиска системообразующего элемента воспитательной системы, обеспечивающего ее переход от этапа кризиса к этапу становления; понятие кураторской деятельности; системообразующий элемент воспитательной системы образовательного учреждения – кураторская деятельность, способствующая конструктивному развитию воспитательной системы и переходу ее от кризиса к становлению как коллективного субъекта; организационно-педагогические условия кураторской деятельности в воспитательной системе.

В работе представлены приложения (CD-диск), иллюстрирующие реализацию предложенных научных решений проблемы выхода из кризиса воспитательных систем образовательных учреждений. Эти приложения могут оказаться востребованными в практической вузовской деятельности.

Авторская позиция по теме монографии была неоднократно представлена в научных публикациях, конференциях, а также на курсах повышения квалификации преподавателей вузов по федеральной программе «Современные педагогические технологии».

Глава 1. Сущность воспитательной системы образовательного учреждения

Данная глава посвящена современному пониманию воспитательных систем образовательного учреждения, этапам их функционирования, основным их характеристикам.

Первой официально выраженной международной идеей воспитания была принятая в 1948 г. ООН «Всеобщая декларация прав человека», провозглашавшая идею гуманизации человеческой личности.

Учебно-воспитательный процесс, согласно тезисам Декларации, должен быть ориентирован на полное развитие человеческой личности, содействие взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, содействие деятельности ООН по поддержанию мира [60].

На последующих конференциях по образованию указанные принципы в той или иной форме получили отражение в международных документах.

На рубеже ХХ-ХХI в.

проблемы воспитания значительно обострились, переходя в разряд доминирующих тем международных исследований, дающих национальным образовательным системам конкретный перечень ключевых понятий (постоянно расширяющийся), в соответствии с которыми, по мнению исследователей, необходимо выстраивать национальную политику в сфере воспитательного воздействия. В системе образования в современный период зреет осознание необходимости разработки общенациональной программы воспитания, основанной на базовых духовно-нравственных ценностях.

1.1. Воспитательная система образовательного учреждения как психолого-педагогический феномен

История воспитания имеет глубочайшие корни. Оно возникло еще до формирования самой науки педагогики и позднее стало одной из основных ее категорий. Истории воспитания посвящены многочисленные научные труды.

Мы остановимся лишь на современных подходах к этому вопросу потому, что, во-первых, общество переходит в новое состояние и закономерно меняет ценности и цели воспитания; во-вторых, на современном этапе в педагогической науке и обществе происходят значимые изменения в понимании процесса воспитания; в-третьих, цель нашей работы требует тщательного рассмотрения современного состояния вопроса воспитания в педагогической науке и практике.

Особенностью современного периода, отражающегося на воспитании, является смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание образования, иные подходы к его субъектам, иное право субъектов, иные отношения между субъектами, иная позиция в деятельности преподавателя и студента. Истоки этой образовательной парадигмы лежат в инновационных процессах в воспитании и основываются на опыте «новых школ» в конце ХIХ – начале ХХ столетий [240, 151, 265, 162]:

− школы «свободного воспитания» (Л.Н.Толстой, в Ясной Поляне);

− «трудовой школы» (колония М.Горького и коммуна Ф.Э.Дзержинского под рук. А.С. Макаренко; «Бодрая жизнь» под рук. С.Т. Шацкого);

− «Дома свободного ребенка» (М. Монтессори) и др.

Создаются и внедряются в практику воспитания современные авторские концепции, технологии, функционируют авторские школы, представляющие собой инновационные воспитательные системы.

В настоящее время получили развитие авторские идеи педагогов:

1) «личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности как основы воспитания» (И.П. Иванов, С.Д. Поляков) [99, 188];

2) «подхода к человеку с оптимистической гипотезой» (А.С. Макаренко), «школа радости» В.А. Сухомлинского и его идеи духовного развития [151, 235];

3) воспитательной технологии «самосовершенствования школьника» (Г.К. Селевко) [209, 210];

4) «гуманно-личностной педагогической технологии» («Школа жизни Ш.А. Амонашвили») [8];

5) «преподавания литературы как искусства и нравственно-эстетического курса» (Е.Н. Ильин) [102];

6) «школы адаптирующей педагогики» (Н.П. Капустин, К.А. Ямбург) [112, 287];

7) воспитания на основе «диалога культур» (В.С. Библер, Н.Б. Крылова) [31, 132] и многие другие.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=638891&p=1

Ссылка на основную публикацию