Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны. Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:
- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.
К первой группе относятся законодательные документы: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Основные принципы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.
Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, другими ведомствами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
По поручению Правительства Минфин России разработал и утвердил Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 № 34н, действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, за исключением Банка России и кредитных организаций.
На основе положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Минфин России разрабатывает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.
Основная цель стандартов заключается в выработке единого содержания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, в достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности. Положения по бухгалтерскому учету (документы второго уровня), также как и документы первого уровня носят строго обязательный характер.
К третьей группе документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции; рекомендации; методические указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней.
- Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России ( открыть в оригинальном размере)
- Рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия, а также положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации составляют четвертую группу.
- Документы четвертого уровня утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и содержат:
- выбранные организацией способы бухгалтерского учета в соответствии с документами по регулированию бухгалтерского учета первого и второго уровней нормативных документов;
- способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;
- особенности применения выбранных организацией способов бухгалтерского учета в соответствии со спецификой условий хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.)
Названия документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения руководство организации определяет самостоятельно.
Источник: http://www.funansust.ru/buxgalterskij-uchet/rol-i-zadachi/261-sistema-normativnogo-regulirovaniya-buxgalterskogo-ucheta.html
Система нормативного регулирования учета в российской федерации
В результате изучения главы 3 студент должен:
знать
- o основные законодательные акты и нормативные документы РФ;
- o Международные стандарты финансовой отчетности;
- уметь
- o применять действующий План счетов бухгалтерского учета, национальные бухгалтерские стандарты (ПБУ) и другие законодательные акты, регулирующие бухгалтерский учет;
- владеть
- o навыками формирования учетной политики в соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета в Российской Федерации;
- o умением менять учетную политику в случаях изменения законодательства РФ или нормативных правовых актов, а также при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете руководство бухгалтерским учетом в нашей стране осуществляется Правительством РФ. Как следует из Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г.
№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде четырехуровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
1. Законодательный уровень. К первому уровню относятся документы, прямо или косвенно регламентирующие организацию и ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации: федеральные законы, постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ.
Основным актом первого уровня является Закон о бухгалтерском учете, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.
К первому уровню системы следует также отнести: Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» и др.
- 2. Нормативный уровень. Ко второму уровню относятся документы, разработку и принятие которых регламентирует Минфин России: это система национальных бухгалтерских стандартов — Положений по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности (ПБУ). По состоянию на 1 января 2012 г. разработаны и действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина России. Документы этого уровня носят обязательный характер.
- 3. Методический уровень. К третьему уровню относятся методические рекомендации, инструкции, призванные конкретизировать учетные стандарты в соответствии с российским законодательством и отраслевой спецификой. Разработкой их занимаются отраслевые министерства и ведомства. К документам этого уровня относятся: План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91-н, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и др. Документы этого уровня носят рекомендательный характер.
- 4. Организационный уровень. К четвертому уровню относятся рабочие документы конкретной организации, разрабатываемые главным бухгалтером и утверждаемые руководителем. Это учетная политика организации, рабочий план счетов, план документооборота на предприятии, формы отчетности организации и структурных подразделений, приказы руководителя и др.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) в системе нормативного регулирования являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон о бухучете по каждому объекту учета. ПБУ разработаны на основе МСФО, но в них отражены и особенности национальной системы бухгалтерского учета.
Национальные стандарты по бухгалтерскому учету, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.
Далее необходимо рассмотреть взаимосвязь российских бухгалтерских стандартов (ПБУ) с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), отметить наиболее существенные отличия, имеющиеся между правилами конкретных МСФО и ПБУ, в отношении отражения в отчетности отдельных элементов отчетности и операций. Данные о действующих международных и российских бухгалтерских стандартах представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Международные стандарты финансовой отчетности и российские бухгалтерские стандарты
МСФО | ПБУ |
МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» | ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» |
МСФО (IAS) 2 «Запасы» | ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» |
МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» | ПБУ 23/11 «Отчет о движении денежных средств» |
МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» | ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», ПБУ 22/10 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» |
МСФО (IAS) 10 «События после окончания отчетного периода» | ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» |
МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство» | ПБУ 2/08 «Учет договоров строительного подряда» |
МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» | ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» |
МСФО (IAS) 16 «Основные средства» | ПБУ 6/01 «Учет основных средств» |
МСФО (IAS) 17 «Аренда» | — |
МСФО (IAS) 18 «Выручка» | ПБУ 9/99 «Доходы организации» |
МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» | ПБУ 10/99 «Расходы организации» |
МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной ПОМОЩИ» | ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» |
МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют» | ПБУ 3/06 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» |
МСФО (IAS) 23 «Затраты но займам» | ПБУ 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам» |
МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» | ПБУ 11/08 «Информация о связанных сторонах» |
МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам» | — |
МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» | — |
МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия» | |
МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике» | |
МСФО (IAS) 31 «Участие в совместном предпринимательстве» | ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» |
МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации» | — |
МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию» | — |
МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» | — |
МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» | — |
МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» | ПБУ 8/10 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 21/08 «Изменения оценочных значений» |
МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» | ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов», ПБУ 17/02 «Учет расходов на НИОКР» |
МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» | ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» |
МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество» | — |
МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» | — |
МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» | |
МСФО (IFRS) 2 «Платеж, основанный на акциях» | — |
МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» | — |
МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования» | — |
МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» | ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» |
МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых» | ПБУ 24/11 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» |
МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» | — |
МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» | ПБУ 12/10 «Информация по сегментам» |
В системе нормативного регулирования План счетов бухгалтерского учета занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, не имеющими нормативно-правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
С 1 января 2001 г. в России действуют План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94и (далее — План счетов и Инструкция по его применению).
План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
Субсчета, предусмотренные Планом счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных субсчетов, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.).
В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов, выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов — в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций.
Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. В начале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I «Внеоборотные активы», раздел II «Производственные запасы»).
Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (разделы III-VI). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения.
Имущество отражено в разделах по принципу ликвидности — от труднореализуемого к легкореализуемому.
Обязательства организации отражены в разделе VI. В разделах VII и VIII отражены капитал и финансовые результаты организации.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.
В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации разрабатывают и утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Минфином России вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Деятельность отдельных организаций и ведение ими бухгалтерского учета дополнительно регулируется отраслевыми документами, разрабатываемыми и принимаемыми соответствующими министерствами и ведомствами.
Источник: https://studme.org/1658100510697/buhgalterskiy_uchet_i_audit/sistema_normativnogo_regulirovaniya_ucheta_rossiyskoy_federatsii
Нормативное регулирование бухгалтерского учета. Уровни
Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.
Понятие и особенности системы регулирования
Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:
- ФЗ «О бухучете».
- Положение по осуществлению бухучета.
- План счетов бухучета, Положение о документообороте.
- Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.
Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику.
Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета.
Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:
- Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
- Основание адекватных стандартов.
- Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
- Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
- Приведение законов в соответствии с нормами.
Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.
Существующие уровни
Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:
- Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
- Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
- Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
- Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.
В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.
Что регулируют федеральные стандарты?
Образцы федерального уровня устанавливают следующие положения:
- Признаки предмета бухучета, особенности их классификации, порядок списания.
- Методы вычисления объекта бухучета.
- Порядок перерасчета размера предмета учета в валюте в рубли.
- Требования к учетной политике предприятия, движению документации, применяемых электронных подписей.
- План счетов и порядок его использования.
- сведений, которые указываются в бухгалтерских документах.
- Перечень приложений к балансу.
- Условия признания достоверности отчетности.
- Состав первой и завершающей отчетности при реорганизации ЮЛ.
- Состав завершающей отчетности при ликвидации ЮЛ.
- Упрощенные методы формирования бухучета.
Вся документация предприятия должна соответствовать принятым стандартам. Основная цель существования стандартов – упорядочивание организации и ведения бухучета. Они должны применяться всеми филиалами компании.
Организация с дочерними предприятиями имеет право на установление собственных стандартов. Они не должны вступать в противоречие с федеральными нормами.
Что представляют собой рекомендации по ведению бухучета?
Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:
- Правильного понимания и использования принятых стандартов.
- Снижения трат на ведение бухучета.
- Распределения прогрессивного ведения учета.
- Применения новейших разработок в области бухучета.
ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.
Локальные документы предприятия
Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:
- Учетная политика компании.
- Первичная учетная документация.
- График движения документов.
- План счетов бухучета.
- Форма локальной отчетности.
Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.
ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.
Основные принципы регулирования бухучета
Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:
- Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
- Единство системы регулирования.
- Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
- Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
- Создание условий для использования принятых стандартов.
- Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.
Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».
Функции органов, регулирующих учет
Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:
- Утверждением программы установления стандартов.
- Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
- Установлением норм оформления программ.
- Участием в работе над международными нормами.
Функции ЦБ РФ:
- Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
- Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
- Участие в работе над международными стандартами.
- Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.
Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.
Скопировать урл
Распечатать
Источник: https://assistentus.ru/buhuchet/sistema-normativnogo-regulirovaniya/
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России
Целью нормативного регулирования бухучета является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, предоставляющей объективную картину финансового положения и результатов хозяйственной деятельности предприятия. Рыночная экономика потребовала разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации, а также определения роли государственных органов в ее создании.
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Все вопросы организации бухучета регламентируются Министерством финансов РФ.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.
Первый уровень – Законодательный.
К данному уровню относятся документы, прямо или косвенно регламентирующие организацию и ведение бухучета в организации, а также представление бухгалтерской отчетности в РФ: федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ).
Особое место в этом уровне системы занимают: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Налоговый кодекс РФ.
Второй уровень – Нормативный. Ко второму уровню относятся документы, разработку и принятие которых регламентирует Минфин: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности.
Они должны охватить требования, относящиеся к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, условно в разрезе трех групп: общие вопросы раскрытия информации, активы и обязательства организации, финансовые результаты ее деятельности.
Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики. Документы данного уровня носят обязательный характер.
Третий уровень – Методический. К третьему уровню относятся указания по ведению бухучета, в том числе в инструкциях, рекомендациях. Разработкой их занимаются отраслевые министерства и ведомства.
К этой группе документов относятся метод рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), метод указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др.
Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Документы данного уровня носят рекомендательный характер.
Четвертый уровень – Организационный. Сюда относят рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.
Наряду с документом об учетной политике организации здесь имеется ряд других документов – внутренние инструкции, необходимые для успешной организации и ведения бух учета в системе управления организацией и решения задач ее функционирования.
Важным нормативным документом является Концепция бух учета в рыночной экономике России. В ней сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета до 2010 г. Концепция является основой построения системы бух учета в стране.
В Концепции изложены: цель бух учета (отдельно для внешних и внутренних пользователей); основы организации бух учета; содержание информации, формируемой в бух учете, и требования, предъявляемые к ней; состав информации, предназначенной для внешних пользователей; критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов; оценка активов, обязательств, доходов и расходов.
и значение Федерального закона «О бухгалтерском учете»
21 ноября 1996г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:
а) устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета;
- б) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
- в) закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет;
- г) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
- Закон «О бухгалтерском учете» состоит из трех разделов и 19 статей.
В I разделе «Общие положения» дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).
В разделе указан также свод законодательных актов РФ о бухгалтерском учете: Федеральный закон, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Определена сфера действия Федерального закона (он распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ).
- Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.
- Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
- Во II разделе «Основные правила ведения бухгалтерского учета» изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте РФ, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
- В III разделе «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
- В IV разделе «Заключительные положения» определены ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и вступлении в силу закона.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s59732t1.html
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета
- Система нормативного регулирования – это совокупность актов, регламентирующих организацию и ведение учета на предприятиях и определяющих компетенцию государственных органов.
- В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета[1]:
- 1-й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;
- 2-й уровень – Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
- 3-й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;
- 4-й уровень – рабочие документы организации.
- Бухгалтерский учет – это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта (юридического лица).
- Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, действующие на территории РФ.
- Основные задачи бухгалтерского учета[2]:
- — формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами и иными заинтересованными организациями и лицами;
- — обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- — своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности;
- — выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование;
- — оценка фактического использования выявленных резервов.
Предмет финансового учета
- Предмет бухгалтерского финансового учета – финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
- В ходе работы предприятия происходит кругооборот хозяйственных средств, в котором выделяют три процесса[3]:
- — снабжение,
- — производство,
- — реализация.
- В учете эти процессы представлены отдельными хозяйственными операциями, то есть задокументированными действиями с имуществом.
Объекты финансового учета
Объекты бухгалтерского учета – имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые ими в процессе их деятельности.
- Важнейшие объекты учета на предприятии: нематериальные активы, основные средства, материалы, инвентарь, расчеты по заработной плате, производство продукции и затраты на него, готовая продукция и ее реализация, расчетно-кредитные операции, финансовые результаты.
- Объекты бухгалтерского учета можно объединить в две группы:
- 1. обеспечивающие хозяйственную деятельность (хозяйственные средства и их источники);
2. составляющие хозяйственную деятельность (хозяйственные процессы).
Цели и концепции финансового учета
Цель финансового учета – формирование информации для внутренних и внешних пользователей.
Концепция определяет основы построения системы финансового учета в современных условиях хозяйствования.
Она призвана обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению финансового учета; помогать потребителям финансовой информации в понимании данных, содержащихся в финансовой отчетности; определять основы организации и ведения финансового учета для предприятий всех видов деятельности, отраслей и организационно-правовых форм.
Учет переводов в пути
Понятие «переводы в пути» применяется для учета движения денежных средств (переводов) в случаях, когда имеется временной разрыв между моментом документально подтвержденного списания и моментом зачисления денежных средств на соответствующий счет учета.
Основанием для принятия на учет по счету 57 «Переводы в пути» являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторами и т.п.
Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 обособленно.
Учет товаров
В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 «Товары» применяют для учета материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, или когда стоимость готовых изделий, приобретенных для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а возмещается покупателем отдельно.
Приобретенные товары и тара принимаются на учет по счету 41 по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражают по дебету счета 41 и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов.
- Порядок учета продажи товаров зависит от момента признания выручки от продажи товаров.
- Аналитический учет материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, ведётся в порядке, предусмотренном для учета производственных запасов.
- Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 помимо ТМЦ, приобретенных в качестве товаров для продажи, учитывают также покупную тару и тару собственного производства.
- К счету 41 могут быть открыты следующие субсчета:
- 41-1 «Товары на складах»;
- 41-2 «Товары в розничной торговле»;
- 41-3 «Тара под товаром и порожняя» и др.
Приобретенные товары и тара принимаются организациями торговли на учет по счету 41 по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражают по дебету счета 41 и кредиту счета 60 и других счетов.
Товары, принятые на ответственное хранение и на комиссию, учитывают на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 004 «Товары, принятые на комиссию».
Аналитический учет по счету 41 ведут по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров.
Учет расходов на продажу
К расходам на продажу относятся расходы, связанные с продажей продукции, оплачиваемые поставщиком.
Учет расходов на продажу ведется на счете 44 «Расходы на продажу».
По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи».
Аналитический учет по счету 44 ведется по видам и статьям расходов.
Учет уставного капитала
- Учет уставного капитала акционерного общества ведется на счете 80 «Уставный капитал». В зависимости от состояния фактической задолженности акционеров по акциям уставный капитал АО целесообразно учитывать на следующих субсчетах[4]:
- 80-1 «Объявленный капитал»,
- 80-2 «Подписной капитал»,
- 80-3 «Оплаченный капитал»,
- 80-4 «Изъятый капитал».
Фактическое поступление сумм вкладов учредителей в оплату акций отражается по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями». При этом дебетуемые счета определяются в зависимости от вида ценностей, вносимых учредителями в уставный капитал в соответствии с учредительными документами.
Учет резервного капитала
Резервный капитал – часть накопленного капитала, выделяемого из прибыли организации, для покрытия возможных убытков и других потерь, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций.
Резервные фонды – отчисления от прибыли, имеющие целевое назначение для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска и других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности организации.
Нераспределенная прибыль используется на формирование резервного капитала. В акционерных обществах резервный капитал (фонд) формируется за счет ежегодных отчислений от прибыли, размер которых не должен быть менее 5% чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом.
Резервный капитал учитывается на пассивном счете 82.
Учет добавочного капитала
Добавочный капитал организации – часть собственного капитала, который является общей собственностью всех участников организации. Добавочный капитал образуется в основном в процессе деятельности организации. Также он может быть сформирован и на этапе формирования уставного (складочного) капитала организации.
- На этапе формирования уставного (складочного) капитала организации источниками образования добавочного капитала являются:
- — суммы эмиссионного дохода акционерного общества, возникающие при продаже акций по цене выше номинальной стоимости;
- — положительные курсовые разницы, связанные с расчетами с учредителями по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, если стоимость имущества в виде вклада выражена в иностранной валюте.
- Добавочный капитал учитывается на пассивном счете 83, к которому открывают субсчета[5]:
- 83-1 «Прирост стоимости имущества по переоценке»;
- 83-2«Эмиссионный доход»;
- 83-3 «Курсовые разницы».
- Аналитический учет ведут по источникам образования и направлениям использования средств.
Учет прибылей и убытков
Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году используют счет 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету – расходы и убытки.
Хозяйственные операции отражают на счете 99 нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период.
Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации.
Аналитический учет по счету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.
Учет распределения прибыли
Для учета наличия и движения нераспределенной прибыли предназначен счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток»). К счету 84 могут быть открыты субсчета «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток») отчетного года» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток») прошлых лет».
При реформации баланса сумма чистой прибыли отчетного года списывается в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».
Сумма начисляемых к выплате дивидендов акционерам – физическим лицам, являющимся работниками организации, отражается по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», юридическим лицам и физическим лицам, не являющимся работниками организации, по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».
Отчетность и ее виды
Бухгалтерскую отчетность обязаны предоставлять в налоговые органы все организации любой организационно-правовой формы и формы собственности. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета.
- Виды бухгалтерской отчетности:
- 1. В зависимости от того, для какой сферы использования используются данные:
- · управленческая отчетность;
- · налоговая отчетность.
- 2. В зависимости от того, за какой период составляется отчетность:
- · годовая;
- · промежуточная.
- 3. В зависимости от назначения:
- · внешняя, или «публичная»;
- · внутренняя.
- 4. По степени обобщения данных:
- · индивидуальная отчетность;
- · сводная отчетность;
- · консолидированная отчетность.
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
- Бухгалтерская отчетность должна отвечать следующим требованиям[6]:
- — достоверности и полноты;
- — нейтральности;
- — целостности;
- — последовательности;
- — сопоставимости;
- — соблюдения отчетного периода;
- — правильного оформления.
70. Состав и содержание бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность – неотъемлемый элемент всей системы бухгалтерского учета, она завершающий этап учетного процесса. Это обусловливает единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
- Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту[7].
- При определении содержания составляющих бухгалтерской отчетности организациям рекомендовано учитывать перечень сведений, которые, согласно действующим положениям по бухгалтерскому учету, подлежат раскрытию в определенных формах бухгалтерской отчетности.
- Источник:
1. https://megaobuchalka.ru/11/63721.html — Четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
2. https://findout.su/2×45260.html — Правовая характеристика, понятие и задачи бухгалтерского учета.
3. https://studopedia.ru/4_175281_krugooborot-hozyaystvennih-sredstv.html — Кругооборот хозяйственных средств.
Источник: https://cyberpedia.su/5x93c8.html