Различие психики человека и животных — справочник студента

Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №3 (3) Октябрь, 2016

УДК 159.92

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Дата публикации 29.10.2016

Угликова Роза АнатольевнаИнститут сервиса, туризма и дизайна, филиал Северо-Кавказского Федерального Университета, г. Пятигорск

Аннотация: В статье рассмотрено поведение человека и животных в различных ситуациях. Выявлены различия человеческого мозга от мозга животных. Проанализировано поведение животных в дикой среде.Ключевые слова: мышление, инстинкт, человек, животные, психика, психология, эмоции, стресс, интеллект

Comparative analysis of the human psyche and the animal

Uglikova Rosa AnatolyevnaInstitute of service, tourism and design, branch of the North Caucasian Federal University, Pyatigorsk

Abstract: The article considers the behavior of humans and animals in various situations. The differences of the human brain from the animal brain. Analyzed animal behavior in the wild.Keywords: thinking, instinct, man, animals, psyche, psychology, emotions, stress, intelligence

Сравнивая психику человека и животного, можно найти множество различий.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Производство в кассационной и надзорной инстанции по гражданским делам - справочник студента

Оценим за полчаса!

Но в данной статье будет выделены лишь самые значительные различия. Прежде всего, нужно дать определение понятию психики.

Психика – это форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.

Высшая форма психики – это сознание, которое присуще только человеку. [1]

Психика – это понятие, которое объединяет  многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Существуют два различных философских понимания проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

Согласно первому: психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – первичное. Первичность материи и вторичность психики доказывает то, что психика возникает на определенном этапе развития материи.

Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство организованной материи –мозга.Согласно второму:сущность психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

Психика, по мнению идеалистов, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – идеи. В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же.[2]

Согласно мнению ученых (Г. Уэллс, Г.В.Лейбниц), склонных  к идеалистической философии, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. В эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить  законы и движущие силы развития.

Научные и биологические исследования человеческого организма и животных показали, что человеческая и животная физиологии почти полностью совпадают. Но человек как природный вид  не повторим своим психическим устройством, который значительно отличается от психики животных. Человеческое сознание не проявляются ни у одного из видов животных, даже с наиболее развитым интеллектом.

Но в тоже время можно наблюдать некоторые сходства психики человека и животных. И человек и животные общаются с помощью  движений, поз, мимики, прикосновений. До середины XVII в. исследователи  считали, что между человеком и животными нет ничего общего, ни в поведении, ни в происхождении.

Из-за теории Ч. Дарвина в прошлом столетии начались быстрые исследования психики человека и животных. В начале настоящего столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П. Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. ученые (В.А. Вагнер, В. Штерн) стали искать связь в  групповых формах поведения человека и животных.[3]

Психология поведения человека и животного: передается по наследству, либо усваивается в процессе жизнедеятельности. У человека психология связана с обучением и воспитанием. Человек достигает большего, чем животное уровня развития. В результате обучение и воспитания, которым можно сознательно управлять.

Немного о психики животных. Психика животных – это внутренний мир животного, который охватывает: восприятие, память, мышление, намерения и сны. Сюда можно включить элементы психического опыта: ощущения, образы и эмоции.[4] Для животных характерно инстинктивное поведение, которое включает врожденные и наследственные компоненты поведения.

Под инстинктом понимают врожденную форму поведения,способность совершать целесообразные действия в ответ на определенный стимул или обстоятельства. Инстинктивное поведение животных связано с наследственными компонентами поведения.

 Инстинкт – врожденные поведенческие реакции, направленные на приспособление к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей человека и животных. На разных этапах развития инстинкты у животных могут меняться подобные изменения можно характеризовать как навык. Навык подразумевает действие, которое доведено до автоматизма, путем повторений.

Это не самостоятельной форма поведения,  а механическая форма, в основе которой находится инстинкт.[5] В дальнейшем идет переход от простейших форм поведения к более высоким.

Интеллект животных строится в рамках инстинктивного поведения, поэтому они связаны друг с другом. Под интеллектом понимают совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных. Поэтому с развитием интеллектуальной деятельности каждый поступок приобретает вариантность.

Каждое действие должно быть целесообразно и адекватно, достигаться  не бессознательно, а в результате познавательному отношению действительности. В противоположность инстинкту с его слепотой и навыкам с его автоматизмом «разумное» поведение является частью интеллекта.

Разумное действие связано  с объективными условиями действительности.

Способность животного видеть пространственные соотношение предметов является предпосылкой интеллекта. Развитие интеллекта связано с развитием двигательного аппарата, способностью к произвольному движению. Поэтому очень важно развитие руки и зрения и при этом наблюдать результаты  собственные воздействия на окружающий мир.

В результате появления интеллекта развитии руки и зрения, биологические предпосылки зарождаются у высших форм животных. Например, среди млекопитающих дельфины считаются более разумными так: есть много случаев, когда дельфины «спасали» тонущих людей, они быстро поднимали их наверх.

Такой же случай был замечен с белыми касатками, которые спасли свою дрессировщицу, внезапно упавшую на дно. Довольно развитым интеллектом обладают слоны. Они также объединяются в группы, которыми руководят наиболее мудрые и опытная слонихи. В длительные засушливые сезоны, они  способны  вывести свое стадо к воде, за многие километры от их обитания.

Поражает память, свойственная только мудрым  и опытным слонихам, спасающих свое стадо.

Интеллектуальное поведение животного связано с  восприятием сложных отношений между предметами внешнего мира, т.е. поведения, приспособленного к условиям внешней среды.[6] Сначала животное отражает отдельные предметы, которые использует в дальнейшем, затем начинает воспринимать целые образы предметов действительности и приспосабливается к ним.

Также у животных существует форма отражения, которая отражает не отдельные предметы и ситуации, а сложные отношений между отдельными предметами. Любая форма приспособления животного к окружающим условиям среды это деятельность, протекающая по рефлексам. Животное имеет определенные потребности, и всегда приспосабливаются к окружающей среде.

Но животное  не решает что-то в уме, а осуществляет  все процессе деятельности.

Сравнивая психику человека и животного, можно найти множество различий.

Можно отметить, что  существует особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного, заключается в том, что большинство знаний и умений человека формируются в обществе.

Они  не являются, результатом его собственного опыта, а приобретается в обществе, передается по наследству, поэтому отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.

Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.[7]

Мышление тесно связано с речью.

Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

Деятельность животных, значительно отличается от деятельности человека, так  как она является биологической. Деятельность животного возможна в связи с биологической потребностью, всегда оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе.

Возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются ограниченными, так как включают стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности, как у человека.

Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Наблюдая за действиями другого животного, они не будут помогать друг другу, так как они не выполняют коллективных действий.

Но есть исключение, например стайное поведение волков, которые помогают друг другу в нападении на добычу, сюда же можно отнести стаи шакалов и гиен. Довольно реальную помощь в охоте на добычу оказывает соединение в прайды так: львы обеспечивают безопасность львят и их матерей, а сообщество львиц специализируется на ловли добычи.

Происходит специализация внутри прайда. Интересно поведение сурикатов, мелких млекопитающих. Их организованные колонии успешно спасаются от нападения хищников: они выставляют дежурного, которого называют «часовый пустыни». При опасности он издает резкие крики, которые предупреждают об угрозе нападения.

Удивительно, что крики предупреждают конкретно о том кто, нападает (птицы, змеи, оцелоты и т.д). Ученые специально наблюдали за этим, и пришли к мысли, что сурикаты довольно умные и организованные животные способные спасти свою колонию.

Однако только человек может создавать орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт, передает его другим.

Также, память человека намного больше чем у животного. У животных она ограничена. Поэтому животные могут пользоваться только той информацией, которые приобретают в процессе жизнедеятельности. У человека память практически безгранична. Человек может хранить, воспроизводить, запоминать большее количество информации, все передает по наследству, будущему поколению.

Главным отличием считают символизацию.

Символизация – это уникальный, присущий только человеку психический процесс замещения одних образов другими образованиями, характеризующимися лишь отдаленным сходством с первичными представлениями – сходством, основанным на случайных, вторичных деталях. Другими словами, символизация – это психологическая операция, с помощью которой значимый объект для личности может быть заменен другим, менее значимым, за счет наличия у них общих черт.

Таким образом, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим и частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сочетаются друг с другом.

А животным присущи формы поведения, которые, на первый взгляд, говорят об их способности к  интеллектуальному поведению. Однако, у них отсутствуют такие важные психологические процессы, как усвоение общественного, коллективного опыта.

Весь опыт, который животное может освоить в течение своей жизни, базируется либо на самостоятельном изучении, либо на подражании. При сравнение психики человека и животного надо учитывать существенную разницу между ними.

Не смотря на кажущееся в некоторых случаях общность между ними. Поэтому споры о психики животных и людей будут вечны.

Список литературы

1. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2015, – 450 с. 2. Блейхер, В.М., Крук. И.В. Толковый словарь психиатрических терминов, / В.М. Блейхер, И.В. Крук. – М.: 2015 г. 3. Борнесса Э. М., Бернарда Д. Ф.

, Психоаналитические термины и понятия / Э. М. Борнесса, Д. Ф. Бернарда, – М.: Новое знание, 2015, – 640с. 4. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога, / С.Ю. Головин, Спб.:, 2013, – 440с. 5. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – 3-е изд., перераб. и доп. ¬ М.: Юрайт, 2015, – 639 с.

6. Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, / А.С. Никифоров, – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Новое знание, 2014, –510 с.7. Электронная библиотека по психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru/.html – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 18.10.2016).

Источник: http://SciPress.ru/pedagogy/articles/sravnitelnyj-analiz-psikhiki-cheloveka-i-zhivotnogo.html

3.3. Отличия психики животных и психики человека

А.В. Петровский
выделяет следующие существенные отличия
психики животных и человека:

  1. Различие в мышлении человека и животного. Многими экспериментами было доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление.

    Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

    «Язык» животных и язык человека различны и это тоже определяет различие в мышлении.

  2. Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия труда. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его в прок. Человек же создает орудие по заранее намеченному плану.

  3. Третье различие состоит в чувствах. И животное и человек не остаются безразличными к происходящему вокруг. Однако только человек способен сопереживать в горе и сорадоваться другому человеку.

  4. Важнейшее отличие психики животного от психики человека заключается в условиях их развития. Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции. Развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. Но только человек способен присваивать общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.

3.4. Сознание как высшая ступень психики

Качественно новым
уровнем развития психики явилось
возникновение человеческого сознания.
Сознание – высший уровень отражения
человеком действительности. Главным
условием возникновения и развития
человеческого сознания является
совместная, опосредованная речью
орудийная деятельность людей.

Сознание
трактуется в отечественной психологии
как присущая только человеку высшая
форма психического отражения
действительности в свете исторически
сложившихся общественных отношений и
социокультурного опыта.

Наряду с
социокультурной обусловленностью,
сознание характеризуется активностью,
интенциональностью (направленностью
на определенный объект), различной
степенью ясности, мотивационно-ценностным
характером и способностью к рефлексии
– самонаблюдению и отражению собственных
содержаний.

В сферу научных
интересов психологии попадают две
фундаментальные проблемы сознания: 1)
социально обусловленный характер
становления сознания в онтогенезе; 2)
динамическое соотношение сознательных
и бессознательных подструктур в целостной
системе человеческой психики.

Психологическая
структура сознания включает следующие
важнейшие характеристики: первая
характеристика сознания дана уже в его
наименовании: сознание есть знание об
окружающем мире.

Знания человек получает
с помощью познавательных процессов;
вторая характеристика сознания –
закрепленное в нем различие субъекта
и объекта, т. е.

того, что принадлежит
«Я» человека и его «не — Я»; третья
характеристика сознания – обеспечение
целеполагающей деятельности человека;
четвертая характеристика – наличие
эмоциональных оценок в межличностных
отношениях.

Читайте также:  Развитие речи у детей - справочник студента

Характеристики
сознания формируются в речевой
деятельности людей.

Не все психические
явления осознаются человеком. Некоторые
явления действительности, которые
человек воспринимает, но не отдает себе
отчета в этом восприятии, фиксируются
низшим уровнем психики, который в свою
очередь образует бессознательное.

Под
бессознательным понимается специфическая
форма отражения действительности, при
которой не отдается отчет в совершаемых
действиях, утрачивается полнота
ориентировки во времени и месте действия,
нарушается речевое регулирование
поведения.

Бессознательное начало
представлено практически во всех
психических процессах, свойствах и
состояниях человека.

Сфера бессознательного
включает в себя все психические явления,
возникающие во сне; некоторые патологические
явления; реакции человека, возникающие
в ответ на ощущения, реально воздействующие
на человека, но не ощущаемые им; движения,
бывшие в прошлом сознательными, но
благодаря повторению автоматизировавшиеся
и поэтому более не осознаваемые.

Впервые бессознательное
в структуре личности выделил З. Фрейд.
Согласно его теории, структура личности
включает три сферы: бессознательное
(ид – «оно»), сознание (эго – «я»), суперэго
(«сверх – я»). В развитии душевных
состояний З.

Фрейд выделил ряд механизмов,
которые назвал защитными механизмами
«я». К ним относятся механизмы отрицания,
вытеснения, проекции, рационализации,
включения, компенсации, идентификации,
сублимации.

Механизмы психологической
защиты работают в комплексе.

В настоящее время
вопрос об отношениях между бессознательным
и сознательным остается сложным и не
решается однозначно.

Источник: https://studfile.net/preview/5246606/page:6/

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Введение. Психика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятие, память, мышление, эмоции); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.

Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, само — регуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку.

Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам.

Цель реферативного исследования – изучить особенности психики человека и животных. В задачи работы входило дать общую характеристику познавательным процессам, определить интеллектуальные способности человека и животных, осветить вопросы эмоциональной сферы.

Сравнение психики человека и животных, позволяет выделить следующие основные различия между ними. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи.

Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости — сознательно. Мышление тесно связано с вещанием.

Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно [1].

Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий.

Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща. Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее.

Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим [3].

Отличие психики животных и человека состоит так же в эмоциональной сфере. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида.

Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

Биологические исследования человеческого организма и животных многократно продемонстрировали, что человеческая физиология почти полностью подобна таковой у некоторых видов животных (например, приматов). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным миром видом.

Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют аналогов ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллектом. По меткому выражению М.

Шелера, человек «не знает, что он такое и знает, что он этого не знает».

Личность отдельного человека складывается из собственно самого индивида и его положения в обществе других людей. Индивид представляет собой биологическое тело, возникающее и развивающееся по законам развития природы. Развитие его психики и определяющийся им социальный статус человека зависят от законов развития общества.

В свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики.

Очевидно, что, познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения людей, можно научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в повседневной жизни.

Но почему мы, люди, бываем так беспричинно жестоки и агрессивны? Почему иногда людей, которые не любили работать руками, да и не умели, тянет на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И меняются люди. А инстинкт собственности – один из самых мучительных для детей человека.

Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим.

Может быть, человек еще не совсем отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у животных, наших братьев, так как вышли мы все из природы.

Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь).

Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных – и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. – с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.

Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а память — произвольностью и опосредственностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе.

Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений. Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична.

Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации.

Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

Любая группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством, которое позволяло бы ее членам общаться между собой, направлять и координировать действия каждого из них.

Почти у всех видов животных имеются способы передачи информации, с помощью которых каждая особь может сообщать другим представителям своего вида об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Эти сигналы, однако, всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией.

По-видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к данному моменту.

Только человеческие существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным познание давних событий, а также сообщать заранее о некоторых событиях или действиях, предстоящих в будущем, или необходимых шагах для их осуществления [2].

Исследователи еще не пришли к единому мнению о том, в какой именно момент возник язык. Некоторые авторы считают, что это произошло очень давно, возможно 2 млн. лет назад, в эпоху, когда Нотo habilis изготовлял свои первые орудия. Разнообразие этих орудий и передача соответствующих навыков были бы невозможны без языка.

Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют и особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Имеем ли мы в этом случае процесс, похожий на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между ними несомненно существует. Внутренне же эти процессы в корне различны.

Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как на отраженную в речи реальность. Голосовое общение животных в корне отличается от нее. Легко доказать, что животное отвечает на голос сородича вне зависимости от того, что отражает данный ключевой сигнал: он имеет для него лишь определенный биологический смысл.

Или, например, у птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При этом совершенно безразлично, что действует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме.

Следовательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями действительности, сходством объективного отношениях ним животного. Иначе говоря, упомянутые крики животных лишены устойчивого объективного предметного значения.

То есть общение животных и по своему содержанию и по характеру осуществляющих его конкретных процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности.

Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер.

Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоции генных ситуациях. У высших животных – антропоидов – и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций.

У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Человек тоже скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется. Но у программы показа зубов есть еще два куда более мягких варианта. Первый — заискивающая улыбка. Так улыбается человек, вступая в контакт с тем, кого побаивается. Второй — это широкая улыбка. Так улыбается другому спокойный уверенный в себе человек.

В сущности, он тоже показывает вам, что вооружен и готов за себя постоять и в вашем снисхождении не нуждается. Но эта форма демонстрации настолько мягкая, что не только не вызывает у вас страха, а напротив, действует приветливо и умиротворяюще.

Давно замечено: когда человек, всю жизнь проживший при тоталитарном режиме, попадает в страну, где люди чувствуют себя свободно, его поначалу удивляет, почему окружающие все время улыбаются друг другу и ему тоже. Путешественник, привыкший, что вокруг никто не улыбается, а если и улыбается, то заискивающе, в первые дни думает, что от него чего-то хотят.

Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий [3].

Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивацииповедения людей и животных.

У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком.

Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно не решаемым, т.е. спорным. Это – потребности в общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности.

Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор неизвестно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации. У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных.

Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей. Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие – подчиненными [4].

Таким образом, человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.

До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е.

биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении.

Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение.

Список литературы:

1. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. – М., 2002. – С. 106-107.

2. Климов Е.А. введение в психологию труда. – М., 1998. – С. 43-45.

3. Филиппова Г.Г.Зоопсихология и сравнительная психология. – М., 2009. – С. 20-23.

4. [Электронный ресурс] http://psyznaiyka.net/view-razvitie.html?id=otlichie-psihiki-cheloveka

Источник: https://scienceforum.ru/2017/article/2017035833

Сравнение психики человека и животных

Ответ на вопрос о том, чем психика человека отличается от психики животных, является одновременно и сложным, и простым. Простым он может показаться потому, что отличия психологии и поведения человека от психологии и поведения животных вполне очевидны.

Читайте также:  Централизация и децентрализация - справочник студента

Сложным данный вопрос при его внимательном изучении оказывается по причине, что нам до сих пор до конца не известны психологические особенности животных, и зоопсихологи, изучая психологию и поведение животных в наши дни, открывают у них все новые формы психики и поведения, в том числе такие, которые сближают их с человеком.

Складывается достаточно противоречивая картина: с одной стороны, благодаря развитию культуры и техники человек все больше удаляется от животных, с другой стороны, новейшие открытия в области зоопсихологии все меньшей делают разницу между человеком и животными. К примеру, сейчас уже почти никто не сомневается в том, что у животных имеется человекоподобный интеллект (еще в конце XIX в.

такое могли предположить лишь наиболее смелые ученые, да и то без веских доказательств). Столько же очевидным стало признание существования у животных языка и многих прообразов культуры людей.

Тем не менее мы все же имеем возможность на основе достоверно установленных фактов напрямую сравнивать психологию и поведение людей и животных, делать вполне определенные выводы по поводу общего и различного, существующего между ними.

Общим для человека и животных признается существование у них ощущений, элементарных форм восприятия и врожденного анатомо-физиологического аппарата, обеспечивающего первичную обработку стимулов, поступающих в мозг через органы чувств.

Правда, в особенностях отдельных видов ощущений между людьми и животными имеются различия. Так, зрительные ощущения человека намного разнообразнее, чем у большинства животных.

Человек способен различать цвета, а это значит, что его глаз более чувствителен к электромагнитным волнам различной длины в пределах видимого диапазона, чем глаза большинства животных.

Вместе с тем проведенные исследования показали, что многие животные превосходят человека по таким ощущениям, как запахи и звуки. Ухо ряда животных, например собак, более чувствительно к слабым звукам, чем ухо человека.

Некоторые из животных, к примеру дельфины и летучие мыши, способны воспринимать ультразвуки, а человек их не воспринимает. Большинство животных более тонко реагируют на разнообразные запахи, чем человек.

Имеются, кроме того, животные, которые лучше реагируют на процессы, происходящие под землей и в воздухе, чем люди, способны предчувствовать землетрясение, извержение вулкана, наступление грозы.

Человеку это от природы не дано, если он воспринимает окружающий его мир только с помощью органов чувств. Однако с помощью изобретенных им приборов человек все это в состоянии делать намного лучше, чем все животные, вместе взятые.

Исходя из приведенных выше примеров нельзя однозначно утверждать, что человек по набору имеющихся у него ощущений и тонкости различения разнообразных физических, химических и других стимулов превосходит всех животных. Многие природные органы чувств у него не настолько хорошо развиты, как у некоторых животных.

Поэтому, если иметь в виду то, что дано человеку от природы, то, скорее всего, речь может пойти только о видовых сенсорных различиях.

Они, в частности, проявляются в том, что отдельные виды живых существ лучше, чем другие, приспособлены жить в условиях, которые им определила природа, и, следовательно, способны тоньше реагировать на связанные с этими условиями стимулы, чем существа, обитающие в другой природной среде.

Однако поскольку человек является самым высокоразвитым существом, способным приспособиться к жизни в любой среде, то имеющиеся у него от природы сенсорные (связанные с работой органов чувств) недостатки компенсируется использованием разнообразных высокочувствительных приборов и других средств, которые человек сам изобрел. Эти приборы и средства значительно повышают общую чувствительность людей к разнообразным сенсорным воздействиям. Если, к примеру, человеку не удается воспринять какой-либо вид энергии с помощью естественных органов чувств, например радиацию, то он может это успешно сделать посредством соответствующих физических приборов. Если человек не в состоянии воспринимать зрительно космические лучи или радиоволны, то за него это с успехом делают высокочувствительные физические приборы. Поэтому сенсорные возможности человека, вооруженного изобретенными им приборами и машинами, намного превосходят сенсорные возможности всех без исключения животных.

Аналогичную картину мы наблюдаем при сравнении восприятия человека и животных. Хотя восприятие имеется не только у человека, но и у животных, человеческое восприятие, особенно зрительное, намного более развито, чем восприятие животных. Это связано с тем, что восприятие людей в филогенезе и в онтогенезе развивается.

Человек научился многое воспринимать по-другому, чем это делают животные. Его восприятие в результате освоения им знаковых систем и орудий приобрело новые качества, которыми не обладает восприятие животных. Такими, например, качествами, как целостность, константность и категориальность, обладает только человеческое восприятие.

Кроме того, человек намного точнее, чем животные, способен воспринимать и оценивать пространственные характеристики разнообразных объектов, включая величину, форму, глубину и место расположения предметов в пространстве.

То же самое касается восприятия движений: пользуясь приобретенным жизненным опытом и разнообразными приборами, человек научился воспринимать и оценивать их намного точнее, чем это способны делать животные.

У человека и животных, безусловно, есть внимание. Однако у животных имеется лишь непосредственное и непроизвольное внимание, в то время как человек имеет произвольное и опосредствованное внимание, т.е. внимание, представляющее собой высшую психическую функцию, по Л.С. Выготскому.

Животные обращают внимание только на биологически значимые для них объекты, в то время как человек выделяет из окружающего мира и обращает внимание также и на социально значимые объекты, явления и события, связанные с его культурой.

У человека имеется множество средств регуляции внимания, которые он с успехом использует, например шрифтовые, цветовые, световые, звуковые и иные способы выделения того, на что нужно обратить особое внимание, имея дело с теми или иными предметами.

У животных, как и у человека, имеется память. Однако память человека не идет ни в какое сравнение с памятью животных. Во-первых, память человека намного продуктивнее, чем память животных. Во- вторых, у человека имеются такие виды памяти, которые у животных отсутствуют.

В-третьих, человек изобрел и использует для запоминания, сохранения и воспроизведения информации многочисленные орудия, приемы и средства, которых нет у животных. В-четвертых, человек в состоянии запоминать практически безграничное количество информации и сохранять ее сколько угодно времени. Память животных, напротив, во многих отношениях ограничена.

Скорость работы памяти человека выше, чем скорость работы памяти животных. Человек способен сохранить запомненную им информацию на гораздо больший срок, чем животные, он в состоянии передавать свой опыт, запечатленный в памяти, из поколения в поколение. Животным это не дано. Даже естественная память человека превосходит природную память животных.

Обученный и воспитанный человек располагает произвольной, логической и опосредствованной памятью, которые намного мощнее видов памяти, имеющихся у животных. Животные пользуются лишь своей прирожденной памятью, которая является непроизвольной, механической и непосредственной.

Люди имеют в своем распоряжении тысячи естественных и искусственных языков для записи информации, располагают сотнями способов хранения информации, начиная с записей на предметах, бумаге и кончая современными формами технической записи и хранения информации.

У людей есть многочисленные емкие, практически не ограниченные по своему объему хранилища накопленной информации, находящиеся за пределами человеческого мозга, включая книги, библиотеки, различные электронные устройства памяти, в том числе Интернет.

Мышление человека принципиально отличается от мышления животных.

У животных в лучшем случае можно обнаружить только признаки самого простого, примитивного вида мышления — нагляднодейственного мышления, или так называемого «ручного» интеллекта (умение решать задачи с помощью практических действий с предметами в наглядно воспринимаемой ситуации). Это мышление, которое также имеется и у маленьких детей.

У взрослого человека мышление, естественно, более развито, чем у ребенка. У него кроме наглядно-действенного имеется еще нагляднообразное и словесно-логическое мышление, теоретическое и творческое мышление.

Более того, полученные в ходе исследований данные указывают на то, что за пределами раннего возраста (до трех лет) даже ребенок практически перестает пользоваться только нагляднодейственным мышлением, обращается к употреблению нагляднообразного мышления.

Мышление трехлетнего ребенка уже намного превосходит мышление самого развитого взрослого животного, так как ребенок данного возраста владеет речью и многое научился делать руками.

Взрослые люди в своей деятельности используют, кроме того, высшую форму мышления — словесно-логическое, признаков которого у животных до сих пор не обнаружено.

О языке и речи человека и животных можно сказать следующее. У животных есть свой достаточно развитый и сложный язык, с помощью которого они могут общаться между собой.

Но этот язык по своему назначению напоминает примитивную способность людей обмениваться информацией друг с другом с помощью жестов, мимики и пантомимики или общаться на уровне знаков или звуков, ничего не выражающих, кроме актуального внутреннего состояния самого живого существа.

Возможности такого языка по сравнению с языком и речью людей весьма ограниченные.

У людей характерные для них язык и речь используются кроме выражения внутренних состояний в следующих функциях, в которых они практически никогда не применяются животными: для запоминания информации, для ее сохранения и передачи другим поколениям людей, для внутреннего управления процессами мышления, для улучшения работы других познавательных процессов, включая восприятие, внимание, память и воображение, для саморегуляции психических процессов, состояний и поведения.

Очевидно, что у животных нет никаких общих с человеком индивидуальных свойств, касающихся его личностных особенностей, кроме тех, которые связаны с темпераментом или с элементарными сенсорными и двигательными способностями.

Личностью, как уже говорилось ранее, может быть только человек, и в содержание этого понятия входят представления о многих индивидуальных особенностях людей, таких, например, как воля, характер, чувства, высшие потребности, отношения к кому-либо или к чему-либо.

Что касается животных, то из близких к перечисленным или напоминающих их свойств у них можно обнаружить только некоторые биологические эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей.

Вместе с тем, возвращаясь к психологической и поведенческой характеристике человека, следует признать, что, несмотря на наличие у него множества свойств, отличающих его от животных, он все же представляется комплексным, биосоциальным существом.

На него соответственно распространяются как биологические, так и социальные законы, как законы природы, так и те законы, по которым живет человеческое общество. Однако влияние биологических и социальных законов на психологию и поведение человека и животных не представляется одинаковым.

Воздействие общества на психику и поведение человека намного существеннее и заметнее, чем воздействие природы, а у животных дело обстоит наоборот. Вообще любое сравнение человека с животными, если оно касается их психологических возможностей и деятельности, идет в пользу человека, а не животных.

Поэтому совершенно несостоятельными представляются любые попытки ставить человека и животных на одну ступень эволюции и психологически их отождествлять.

Источник: https://bstudy.net/612884/psihologiya/sravnenie_psihiki_cheloveka_zhivotnyh

5.4. Сходство и различие психики человека и животных

  Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психикой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку.

Антро- пологизация психики животных широко применялась как в психологии, так и в художественной литературе.

Так, американский психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.

  Естественно возникает вопрос о том, в какой мере существует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.  1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психики: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свойства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их.

Животные, как и человек, имеют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность.

На основе субъективных образов у человека начинает функционировать предметное сознание, содержание которого определяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.   2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане.

У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мышление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшейся проблемной ситуации.

Однако способность к интеллектульным действиям у высших животных является лишь потенциальной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.  3. Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п.

Им свойственно также и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности.

Благодаря этому у человека появляется высшая форма интеллекта — отвлеченное теоретическое мышление, которое дает ему возможность освободиться от воздействий непосредственно воспринимаемой среды и произвольно регулировать свое поведение.

На основе отвлеченного мышления у человека формируется высший идеальный духовный мир, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеалы и мировоззрения.  4. И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям.

Но у животных он передается биологическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, существования и передачи общественно-исторического и индивидуального опыта.  5.

Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные моральные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формируется нравственный облик личности, связанный с переживанием чувства долга и совести перед людьми и перед самим собой.  6. Сходными у человека и у животных являются естественные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с естественными потребностями, существуют духовные потребности, благодаря которым человек обретает свободу и независимость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о своем телесном благополучии.  7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у животных саморегуляция имеет бессознательный характер, тогда как у человека она осуществляется сознательно и имеет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает ему возможность целенаправленно осуществлять поведение, мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению сознательно поставленной цели.

  Таким образом, в психике человека и животных имеется много сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика животных обусловлена исключительно природными условиями существования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер.

Психика обеспечивает не только телесное существование человека, но и духовное, нравственное бытие, которое является достоянием только человека. Но духовное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осуществляется под влиянием целенаправленного воспитания, которое происходит в семье, школе и в обществе.

Литература

  Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.  Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2, М., 1982.  Ладыгина-Котс Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.   Леонтьев А.Н.

Избранные психологические произведения. Т. 11. М., 1983.   Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.   Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.   Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.

  Титченер Э. Учебник психологии. М., 1914.

  Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

Источник: https://txtb.ru/144/20.html

Ссылка на основную публикацию