Пути профессионального развития педагога — справочник студента

  • Пути профессионального роста современного учителя.
  • Современного учителя отличает стремление к достижению профессионального успеха и осознание путей профессионального роста, а именно: развитие своих сил и способностей на основе полученной информации и её использование в своей деятельности; постоянный анализ своего опыта, опыта коллег на основе новейших достижений педагогики и психологии; изучение передового опыта с учётом индивидуальных особенностей.
  • Первый уровень (репродуктивный) предусматривает знакомство с основамиисследовательской деятельности.
  • Формы организации деятельности:
  • индивидуальные консультации;
  • самостоятельное изучение литературы;
  • научно-методические, психолого-педагогическиесеминары.

Второй уровень (эвристический) предполагает включение учителя начальной школы вдеятельность поисково-исследовательского характера, направленную на решение проблем, актуальных для современного процесса образования, обеспечивает перевод деятельности учителя из режима получения информации в режим совместного поиска передового педагогического опыта, исследовательской деятельности по его изучению.

Формы организации деятельности:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • проблемные группы (внутрикафедральные,межкафедральные, ИМЦ);
  • школа передового опыта;
  • школа педагогического мастерства;
  • спецкурс по узким проблемам.
  1. Третий уровень (креативный) призван обеспечить возможность каждому учителю –носителю педагогического опыта осуществить исследовательскую деятельность по его
  2. обобщению.
  3. Формы организации деятельности:
  • курсы учителей-исследователей, направленные на изучение методологии педагогического исследования, обоснование собственной исследовательской проблемы;
  • открытые занятия по различным темам и вопросам УВР;
  • педагогические советы;
  • научно-методические конференции;
  • педагогические выставки, педагогические чтения и т.д.

Такой подход по изучению и обобщению передового педагогического опыта создаётусловия для перехода от личностно-профессиональной отстранённости к личностно-профессиональной включённости каждого педагога начальной школы в процессвыделения и осознания коллективных педагогических достижений.

Даёт возможностьпредставить широкую картину опыта, его масштабы, уровень и специфику; позволяет формировать у каждого учителя начальной школы активную позицию, даёт ему возможность осознать личную причастность к качественным изменениям в лицее.

Формирует понимание необходимости взаимодействия, партнёрства, ибо результатработы всей начальной школы складывается из успешности труда каждого. Повышениепрофессиональной компетентности перестаёт быть формальной обязанностью. Обмен опытом, сотрудничество рождают новое качество,повышающее результативность и мотивационную основу педагогического труда.

Результативность представленной модели можно определить по количественным и качественным показателямповышения профессиональной компетентности учителей начальных классов и положительной динамике уровня обученности и развития учащихся

лицея.

I этап – повышение квалификации педагогических кадров, работа по самообразованию и саморазвитию. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

   В школе созданы необходимые условия для прохождения курсовой подготовки педагогов, получения высшего образования на базе среднеспециального.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Полупроводники p и n типа, p-n переход - справочник студента

Оценим за полчаса!

Удалось не только достигнуть 100% показателя своевременности прохождения курсов повышения квалификации, но и по итогам 2013-2014 года превысить этот показатель на 6%, что позволило педагогическому коллективу школы занять первое рейтинговое место среди четырнадцати образовательных учреждений района.

Одним из важнейших направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Каждый учитель школы работает по индивидуальной теме самообразования, которая определяется в контексте с общей методической темой школы, затруднениями педагога спецификой его индивидуальных интересов.

Срок работы над темой может варьировать от 1 года  до 3 лет. Работа педагога строится с привлечением специальной литературы, осмысления передового опыта, формирования Портфолио, обобщения собственной практической деятельности.

Для представления полученных результатов педагог вправе выбрать различные формы отчета: самопрезентацию по изучению педагогических технологий, открытый урок, внеурочное занятие, проведение мастер-класса, методическую папку и т.д. Работа по самообразованию профессионально самовоспитывает учителя, направляет на сознательную работу по развитию личности как профессионала.

Мною разработана карта профессионального роста педагога школы, которая стимулирует его на самоанализ своей профессиональной деятельности, обеспечивает его личную заинтересованность в результате своего труда.

II этап – методическая деятельность учителя. В школе организована работа четырех предметных методических объединений учителей-предметников, которых связывает и объединяет общая цель-решение сложных вопросов и проблем, участие в поисковой и исследовательской деятельности.

Разнообразна деятельность МО: проведение открытых уроков с анализом и самоанализом; практикумы, деловые игры, семинары, обсуждение наиболее сложных вопросов обучения и воспитания. Новой формой работы методических объединений является подготовка и проведение общешкольного методического мероприятия в рамках постоянно действующего семинара «ФГОС-пути реализации».

В текущем учебном году с целью активизации творческой активности ШМО методический совет реализует проект-конкурс «Лучшее методическое объединение школы». Согласно разработанному положению каждое ШМО представляет результаты методической деятельности за год в форме самопрезентации  на расширенном итоговом заседании методического совета.

В содержание презентации входят значимые, интересные, эффективные формы работы педагогов, достижения членов группы. Уже сейчас можно отметить, что конкурс заставил по-новому работать предметные объединения, находить нестандартные формы проведения заседаний, ответственно и на высоком уровне проводить мероприятия в рамках школы.

МО учителей филологии и искусства (руководитель Ильина С.В.) провело семинар-практикум «Методические приемы формирования универсальных учебных действий в основной школе».

III этап – обобщение опыта своей работы. Обобщить свой педагогический опыт-это, значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить, как достигаются положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.

Задача методической службы — выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других членов педагогического коллектива.

Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие – возможность раскрыть свой профессиональный потенциал.  В прошлом году был реализован проект-конкурс «Мой открытый урок», в котором приняли участие 80% педагогов школы.

Итог конкурса-новые педагогические находки, интересные приемы активизации познавательной деятельности, которые стали доступны каждому педагогу. На педагогов победителей и призеров оформлены модульные анкеты передового педагогического опыта «Применение ИКТ в преподавании русского языка и литературы»-Ильина С.В.

; «Преподавание курса ОРКиСЭ в школе»-Неустроева Л.В. Еще одна инновация года — участие 6 педагогов школы во Всероссийском Интернет-конкурсе  методических разработок, все педагоги стали дипломантами конкурса, а главное – это вызвало желание других педагогов принять участие, поделиться своими наработками.

Достаточно эффективной формой передачи и внедрения лучшего педагогического опыта является наставничество. Пополнение, которое получил педагогический коллектив школы в 2011 году, отличается стремлением стать высокопрофессиональными педагогами.

Третий год в  школе функционирует «Школа молодого учителя», 3 педагога успешно закончили её, пройдя аттестацию на I категорию, ещё 3- аттестованы на соответствие должности.

Ощутить первые радости в педагогической деятельности, познать первые успехи в освоении профессии позволила «Неделя молодого специалиста», в ходе которой молодые специалисты получили возможность принять участие в конкурсе открытых уроков, внеурочных занятий, методических разработок.

Лучшим молодым специалистом 2013 года признана учитель математики Кутикова Ю.А., выпускница  Куртамышского филиала Курганского педагогического колледжа. Совсем недавно она получила диплом о высшем образовании, закончив Шадринский пединститут.

Ежегодно на базе школы проводятся заседания районных методических объединений учителей-предметников, на  которых педагоги школы делятся опытом работы по применению современных педагогических технологий, результатами своей инновационной деятельности (апробация новых УМК, внедрение ФГОС НОО, реализация модели внеурочной деятельности младших школьников).В 2013-2014 учебном году таких заседаний проведено четыре, в рамках которых показаны открытые уроки с применением современных технологий; состоялся семинар руководителей образовательных учреждений района, на котором школа представила опыт реализации Программы развития. По мнению участников, все мероприятия прошли на высоком методическом уровне.

  • Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию
  • имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
  • Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
  • Самообразование педагога многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов могут быть:
  • • Ознакомление с новыми нормативными документами ;
  • • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • • Ознакомление с передовой практикой образовательных учреждений;
  • • Повышение общекультурного уровня.
  • Алгоритм работы над темой самообразования
  • • Подбор темы
  • • Определение целей и задач
  • • Дата начала работы над темой
  • • Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
  • • Подбор источников самообразования
  • • Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне
  • Алгоритм составления плана по самообразованию
  • На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
  • • название темы
  • • цели
  • • задачи
  • • предполагаемый результат
  • • этапы работы
  • • сроки выполнения каждого этапа
  • • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
  • • способ демонстрации результата проделанной работы
  • • форма отчета по проделанной работе
  • Направления самообразования педагога.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием методиками воспитания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

  1. • Профессиональное (предмет преподавания)
  2. • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
  3. • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
  4. • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
  5. • правовое
  6. • эстетическое (гуманитарное)
  7. историческое
  8. • иностранные языки
  9. • политическое
  10. • информационно-компьютерные технологии
  11. • охрана здоровья
  12. • интересы и хобби
Читайте также:  Механизмы электропроводности - справочник студента

Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые выполняет педагог . Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • • Телевидение
  • • Газеты, журналы
  • • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
  • • Интернет
  • • Видео, аудио информация на различных носителях
  • • Платные курсы
  • • Семинары и конференции
  • • Мастер-классы
  • • Мероприятия по обмену опытом
  • • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
  • • Курсы повышения квалификации
  • • Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

  1. • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
  2. • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
  3. • разработка новых форм, методов и приемов обучения
  4. • доклады, выступления
  5. • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
  6. • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
  7. • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
  8. • создание комплектов педагогических разработок
  9. • проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
  10. Продуктивность процесса самообразования :
  11. Самообразование педагога будет продуктивным, если:
  12. • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.

Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя- профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).

При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

  • • Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  • • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  • • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Источник: https://infourok.ru/puti-professionalnogo-rosta-sovremennogo-uchitelya-3111176.html

Пути профессионального развития педагога

       Гармония 
в структуре личности учителя 
достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счет максимального 
развития тех способностей, которые 
создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл 
всей жизни и деятельности педагога. Об этом же, по существу, говорят специалисты, придавая особое значение такому компоненту, как расположенность к детям, которая пронизывает все стороны 
деятельности учителя. Эти же идеи в 
центре внимания представителей гуманистической 
психологии.

       Важным 
профессиональным качеством учителя 
является его стрессоустойчивость. Проявления стресса в работе учителя 
разнообразны и обширны.

Так, в первую очередь, выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание. В отечественных исследованиях 
в перечень стрессовых реакций учителей включается до 14 различных проявлений.

Поэтому стрессоустойчивость рассматривается 
как профессионально значимое качество личности учителя.

       Важным 
фактором социальной адаптации к 
стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности педагога.

Нетерпимость в значительной мере обусловлена 
стереотипами личности, негативными 
установками межличностного оценивания.

На ее проявление могут влиять различные 
черты характера: агрессивность, эгоцентричность, доброжелательность, доминантность 
и др.

       С ростом внутреннего контроля учителя 
высокого уровня педагогического мастерства эффективнее справляются с трудностями (стрессорами) учебно-воспитательного 
процесса.

В то же время у педагогов 
низкого уровня педагогического 
мастерства частые профессиональные неудачи, приводящие к повышению стрессовых реакций, отрицательно сказываются 
на внутренней локализации контроля над значимыми событиями, что, в 
свою очередь, способствует выработке 
у них механизма противодействия 
стрессу по типу защитной экстернальности.

3. Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития личности педагога

       Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог 
живет до тех пор, пока учится, в 
современных условиях приобретает 
особое значение.

Сама жизнь поставила 
на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.

Дистервег 
писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным 
воспитанием и образованием»

       Профессиональное 
саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов 
и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в 
самосовершенствовании.

       Различают внешние и внутренние источники 
активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают 
в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития.

Вызванная извне потребность 
педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового 
самолюбия и т.п.).

Эта потребность 
стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых 
во многом предопределяется содержанием 
профессионального идеала.

Другими 
словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда 
и проявляется потребность в 
самосовершенствовании, тогда и 
начинается процесс саморазвития.

       Наиболее 
эффективный путь профессионального 
самообразования педагога — его участие 
в творческих поисках педагогического 
коллектива, в разработке инновационных 
проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.

Саморазвитие 
имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны — это 
те изменения, которые происходят в 
личностном развитии и профессиональном росте, а с другой — овладение самой 
способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий 
педагог этой способностью, можно 
по тому, научился ли он осуществлять следующие 
действия

  • 1) целеполагание: 
    ставить перед собой профессионально 
    значимые цели и задачи саморазвития;
  • 2) планирование: выбирать средства и способы, 
    действия и приемы саморазвития;
  • 3) самоконтроль: осуществлять сопоставление хода 
    и результатов саморазвития с 
    тем, что намечалось;
  • 4) коррекция: 
    вносить необходимые поправки 
    в результаты работы над собой.  
          
          
      
  • 4.Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на профессиональный рост

       В настоящее время утверждение 
о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым.

Гуманизация 
образования в значительной степени 
зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности.

Уровень 
творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его 
личности, обусловливающей авторский 
педагогический стиль.

       Творческую 
индивидуальность учителя характеризует 
прежде всего потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более 
полной реализации своих потенций в 
профессиональной деятельности. Потребность 
в самореализации характерна для 
человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.

       Теоретическое и практическое значение в этой связи 
приобретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога.

Согласно этой идее необходимо учитывать не только уже проявившиеся, существующие, но и потенциальные 
характеристики личности, те природные 
особенности, которые еще не проявились.

Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также 
объективные перспективы и возможности ее развития.

       С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет 
стать, к чему он активно стремится, т.е. его характеризует не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сферой возможного развития.

       Деятельность 
учителей-новаторов, мастеров педагогического 
труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее 
сочетаются в нем профессионализм 
и духовная культура, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует 
окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся, обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.

       Творческий 
потенциал педагога формируется 
на основе двух компонентов: педагогического 
профессионального и социального 
опыта. Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно.

Только эрудированный и 
имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа 
возникающих ситуаций и осознания 
сущности проблемы путем творческого 
воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

       В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как 
определение индивидуальных путей 
своего профессионального роста 
и построение программы самосовершенствования.

        
Итак, педагогическое творчество 
само по себе — это процесс, 
начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, 
репродукция, воспроизведение знаний 
и опыта), переходящий к преобразованию 
существующего опыта. Это путь 
от приспособления к педагогической 
ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики 
творчества учителя. 

       Каждый 
педагог, так или иначе, преобразует 
педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется 
за кардинальные преобразования и сам 
в этом деле является наглядным примером.

Заключение

       Вне самообразования идея личностного 
и профессионального развития учителя 
неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический 
закон), развития в саморазвитие, образования 
в самообразование.

       Развитие 
личности профессионала характеризуется 
активным преобразованием своего внутреннего 
мира, определяемое процессами самодвижения личности и ее деятельности, способностью встать в практическое отношение 
к своей жизнедеятельности в 
целом.

Однако, выход за пределы наличных условий жизни не предопределяет того, что эти условия будут 
реально изменены.

Необходимы внутренние ресурсы, энергетически превышающие 
инерцию наличных условий существования, способствующие пробуждению Я-духовного, которое обусловливает постоянное развитие личности в профессии.

       Результат проведенной работы исследования позволили показать, что личностное становление профессионала является сложным процессом, и на каждом его этапе обеспечивается различными механизмами.

       В ходе работы можно выделить несколько этапов профессионализации. На I этапе профессионализации основная активность личности проявляется в сфере увлечений, а также обучения и образования.

На следующем этапе становления в профессии наблюдается повышенный интерес к сферам профессиональной и общественной жизни. На III этапе профессионализации ценности реализуются в сферах профессиональной жизни и обучения и образования.

Сфера увлечений также занимает высокое место среди сфер проявления активности человека. На I этапе профессионализации наибольшую значимость имеет такая ценность, как материальное положение, к остальным ценностям положение индифферентное.

На следующем этапе становления в профессии, предпочитаемой ценностью, является сохранение собственной индивидуальности. Также высокую значимость приобретают собственный престиж, креативность, активные социальные контакты, достижения.

На III этапе становления предпочтение отдается креативности, духовному удовлетворению и развитию себя. Резко снижена необходимость в престиже, высоком материальном положении и достижениях. Даже значимость сохранения собственной индивидуальности оказывается сниженной, что свидетельствует о переходе от индивидуализации к интеграции.

       Таким образом, цель достигнута. Задачи, поставленные в начале работы, выполнены в полной мере. 
      
      
      
  

Список 
используемой литературы

1. Елканов, 
С.Б. Основы профессионального 
самовоспитания будущего учителя 
[Текст]: учебник /С.Б. Елканов. — М.: Академия, 1989. – 364 с.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учеб. пособие/Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Екатеринбург,  2000. – 554 с. 

3. Мищенко, А.И. Введение в педагогическую профессию [Текст]: учебник/А.И. Мищенко. – М.: Новосибирск, 1991. – 268 с.

4. Мухамедьянов, С.А. Практическая педагогика [Текст]: учебник для вузов/С.А. Мухамедьянов. – Уфа.: «ЧУРАГУЛ», 2007. – 292 с. 

Источник: https://student.zoomru.ru/pedagog/puti-professionalnogo-razvitiya-pedagoga/84323.683937.s2.html

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Лыткина А.В., Отт Н.Г.

Липецкий государственный педагогический университет

lav-40@yandex.ru

Основу педагогической подготовки учителя составляет базовое педагогическое образование, которое реализуется профессионально-образовательными программами двух уровней.

Они предоставляют обучающимся возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных знаний по избранному направлению подготовки и профилю.

Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие — педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика.

Не секрет, что результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения тому или иному учебному предмету.

Но главное — учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся.

В этой связи значимыми звеньями содержания педагогического образования являются самообразование студентов и их практическая деятельность. Самообразование — это совершенствование своих знаний и умений в различных областях действительности, а также совершенствование специальных знаний и умений в конкретной сфере деятельности.

Содержание самообразования должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям. Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль.

Приступая к педагогическому самообразованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.

Профессионализм учителя включает в себя и ряд личностных качеств: моральные, нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение не только в воспитательной работе, но и в освоении учебных предметов. Следовательно, учитель-профессионал должен не только знать основы этики, но и уметь им следовать.

Начинающему педагогу предлагается оценить свои личностные и профессиональные качества и сопоставить их с мнением экспертов (методиста, завуча), опираясь на следующие критерии: литературная начитанность, культура, эрудиция; уважение к личности ученика, умение наладить духовный контакт с ним; методическое мастерство; культура устной и письменной речи; эстетический вкус; артистические данные; профессионально значимые личные качества.

После этого ему предлагается определить, какие качества своей личности он считает профессионально значимыми, и обозначить свой уровень развития как вполне достаточный, требующий совершенствования. В совокупности эти данные помогут педагогу составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные и слабые стороны и наметить пути самосовершенствования и самообразования.

Самообразование учителя находится в тесной взаимосвязи с самовоспитанием, проблема которого с годами не становится менее актуальной. Профессия учителя немыслима вне постоянного самосовершенствования, так как он должен быть образцом для своих учеников.

Самовоспитание педагога — сознательная и целенаправленная деятельность. При постановке целей самовоспитания важно определить их значимость и необходимость, соотнося себя реального с желаемым идеалом (результат самопознания).

Постановку целей мы понимаем как часть самопроектирования, выступающего в качестве мощного стимула развития. Самовоспитание начинается с момента появления плана — программы изменения своей личности.

В процессе профессионального самовоспитания педагога могут быть использованы различные приемы, среди них выделяются три группы: самоинформирование, самопобуждение, самоорганизация.

Самоинформирование основывается на самопознании, так как без точного знания и оценки своей личности человек не может определить направление работы над собой. Самопознание основывается на умении критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и их родителей.

Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Основными его формами являются самоодобрение, самоободрение и самоубеждение. Благодаря самоубеждению в сознании учителя формируются образы исходного и желаемого профессионально значимого качества личности.

Выявляя способности учителей к саморазвитию, И.М. Курдюмова и Н.И. Калиниченко установили, что больше всего педагоги ценят уверенность в своих силах и интерес к работе. Среди препятствующих факторов чаще всего называют дефицит времени, состояние здоровья и ограниченные материальные средства [1].

Читайте также:  Возникновение и развитие педагогики - справочник студента

Важным профессиональным качеством учителя является уверенность в себе.

Недостаточная уверенность в себе чаще всего связана с отсутствием профессионализма, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хотелось бы.

Задав себе вопрос: «Как бы на моем месте почувствовал себя педагог, являющийся для меня примером (идеалом)?» — студент входит в роль и действует по образцу воображаемого поведения.

Воображаемые педагогические ситуации помогут учителю прочувствовать состояние других людей: учеников и их родителей, коллег по работе.

Саморазвитию педагога помогает использование ролевой гимнастики, сущность которой заключается в умении входить в образ любого персонажа.

Продолжением этих техник являются психотехнические упражнения, приемы театрального мастерства, элементы психодрамы, ролевые игры.

В дальнейшем учитель формирует свое «педагогическое видение» и самоопределение в деятельности.

При этом происходит осмысление целей деятельности, рождается самостоятельный почерк, закладываются основы творческой индивидуальности педагога. При выполнении всех этих условий начинается полноценная реализация таланта учителя.

Он переживает свою деятельность как свободу проявления внутренних возможностей, зная, какие проблемы ему предстоит решать, в чем совершенствоваться.

Итак, индивидуальность и профессионализм — две неразделимые стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности.

Было бы неверным готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств.

Между тем, если профессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются при подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческой индивидуальности протекает стихийно.

Существует ряд требований к личности педагога, важнейшее из которых — профессиональная готовность к педагогической деятельности. Это понятие очень емкое и подвижное. Оно выражает, с одной стороны, физическую и психическую готовность, а с другой — теоретическую и практическую готовность учителя, его компетентность и профессионализм.

Содержание профессиональной готовности отражается в профессиограмме учителя. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы педагога.

С нашей точки зрения, если рассматривать профессиограмму с позиции системного подхода, структура ее будет следующей: знание профессии учителя, понимание ее социальной сущности; профессионально-педагогическая подготовка; совокупность основных признаков, характерных для профессии учителя; виды деятельности педагога; особенности педагогической профессии; условия труда педагога; основные требования к профессии учителя; перспективы профессионального роста.

Все указанные личностные и профессиональные качества составляют модель «идеального» или приближенного к идеалу учителя. Эти качества сами по себе привлекательны в любом человеке, но для педагога они являются еще и профессионально значимыми. Путь к этому идеалу проходит через постоянную самооценку, преодоление своих слабостей и недостатков.

Профессионально-личностное становление и развитие педагога проходит ряд этапов: самооценка (объективная); определение целей, планирование результатов; программа действий в соответствии с целями; поэтапное подведение итогов самосовершенствования и самоанализ; последующее планирование.

Программа саморазвития будущего учителя может начинаться с первых шагов по самосовершенствованию и должна отражать основные требования к педагогической профессии, к тому, что составляет в ней общее, особенное и индивидуальное. За основу такой программы можно взять пять первых шагов самоусовершенствования, предложенных В. Леви.

Шаг первый. Самооздоровление. Суть не только и не столько в результатах, а в том, как и зачем их добиваться. Физическое здоровье — не самоцель, но одно из средств одухотворения жизни.

Шаг второй. Самообщение. Переоценка ценностей. Обновление кредо. Пересмотреть и подвергнуть критическому разбору свои представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо».

Шаг третий. Развитие самобытности. «…Истинная самобытность достигается не стремлением к оригинальности, а одержимостью быть собой — возделыванием своего жизненного участка» [2, с. 59].

Необязательно быть дипломированным ученым, прыгать выше других, писать стихи.

Оригинальность возникает сама, самобытность развивается и цветет, когда человек становится поэтом, исследователем и рекордсменом своей собственной жизни, и совершенно при этом неважно, отличается ли он от других внешней формой существования.

Шаг четвертый. Самообразование. Необходимо спросить себя: все ли возможное ты делаешь для своего образования? Питаешь ли свой дух регулярно и полноценно, умеешь ли выбирать?

Шаг пятый. Выход из одиночества. «Есть только один путь выхода из одиночества. Есть только один способ найти настоящих друзей. Способ заключается в том, чтобы самому стать таким человеком, которого хотелось бы иметь другом…».

Выше сказанное, о том, что фактором профессионального развития становится не только функциональное совершенствование своих способностей, умений, навыков, но и субъективный смысл достигнутых результатов. Если человек их переживает как индивидуальное достижение, успех, радость, они становятся точкой для последующего роста.

Литература

1. Курдюмова И.М., Калиниченко Н.И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы // Педагогика. 1998. № 3.

2. Леви В. Разговор в письмах. СПб., 1993.

Источник: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/professionalno_lichnostnoe_razvitie_prepodavatelya_i_studenta_tradiczii,_problemyi,_perspektivyi2/sekcziya_6/professionalno_lichnostnoe_stanovlenie_i_razvitie_pedagoga

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440

1 Даулетбаева Г.К. 2 2 ФАО НЦПК «Өрлеу», ИПК ПР

Ключевой фигурой современной школы является учитель.

Современная школа требует нового учителя, который бы не только транслировал знания, но и ориентировал бы выпускника вдумчивому отношению к собственной жизни, окружающей среде, развитию индивидуальности, способного к самореализации.

Такое образование может осуществить только высококвалифицированный, творчески работающий, социально активный и конкурентоспособный учитель, ориентированный на национальные ценности.

Основной целью повышения квалификации педагогических работников школы является развитие их профессиональной компетентности, формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов, придание структурной целостности педагогической деятельности каждого из них, что в совокупности обеспечит выполнение требований по достижению современного качества образования.

Пути профессионального развития педагога и поддержание их на требуемом уровне происходит в двух основных формах: самообразования-самосовершенствования и повышения квалификации.

Самообразование-самосовершенствование – предоставляет творческую свободу педагогу. Содержательно он включает изучение и апробацию тех материалов, которые связаны с профессиональными потребностями учителя.

Повышение квалификации проводятся по обновленным программам.

Профессиональное развитие учителя осуществляется через переход от «учителя-информатора» к «учителю-фасилитатору». Учителям, которые были на курсах знакомы слова: фасилитатор, коллоборативное обучение, челленджер.

В теоретических и практических разработках в области обучения и воспитания Карла Роджерса и других психологов гуманистического направления исследованы особенности личности, деятельности, общения и творчества педагога-фасилитатора.

Учитель-фасилитатор – педагог, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие.

Педагогическая фасилитация как процесс – это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счет их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося.

Системообразующим фактором непрерывного образования стала идея развития человека как личности, субъекта деятельности и общения во все периоды его жизни.

Согласно научным исследованиям, непрерывным является образование, охватывающее все виды (уровни) образования, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее человеку право и возможности реализации индивидуальной программы его получения, пополнения и совершенствования ранее приобретенных знаний, умений и навыков на протяжении всей его жизни.

Библиографическая ссылка

Даулетбаева Г.К. ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 517-518;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9199 (дата обращения: 22.03.2020).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9199

Программа профессионального развития педагога

  • Программа профессионального развития педагога
  • Корнейчук Татьяны Александровны
  • В послекурсовой период в 2017-2020 году
Трудовая функция Трудовые действия Какие знания и умения необходимы Что предполагаю для этого сделать Каких результатов ожидаю
ТФ-1 Общепедагогическая деятельность. Обучение. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
  1. Умения: Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  2. Знания: Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;
  3. Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования Формирование мотивации к обучению, Формирование универсальных учебных действий
ТФ-2 Развивающая деятельность. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка; Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
  • Умения: Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
  • Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик
  • Знания: Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования Оказание адресной помощи обучающимся
ТФ-3 Воспитательная деятельность. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни; Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
  1. Умения: Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
  2. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
  3. Знания: Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
  • Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками;
  • Освоить
  • современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
Формирование у учащихся толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
ТФ-4 Предметное обучение. Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития
  1. Умения: Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  2. Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
  3. Знания. Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)
  • Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение;
  • Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую;
  • Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности.
  1. Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области «физика» и
  2. «астрономия»
  3. Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий;
  4. Формирование способности к постижению основ физических и астрономических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.

В 2017-2018 учебном году

Ведущие задачи по развитию профессиональной компетентности Ожидаемый результат
  • Осуществлять педагогическую практику через федеральные государственные стандарты нового поколения;
  • Разработать рабочие программы по физике (базе и углубленному курсу) и астрономии
  • Развивать познавательную активность у детей, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира.
  • Продолжать работать в направлении проектной деятельности.
  • Осуществлять тьюторское сопровождение образовательного процесса, освоить новые формы.
  • Осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу
  1. -Повышение качества и результативности в работе;
  2. -Повышение балла сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
  3. -Успешное выполнение учащимися мониторинга качества образования
  4. Профессиональное определение учащихся.

В 2018-2019 учебном году

Ведущие задачи по развитию профессиональной компетентности Ожидаемый результат
  • Продолжить работу по рабочим программам по физике и астрономии (база и углубленный уровень)
  • Создание для каждого обучающегося условий для развития ИОП: определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития
  • Продолжать работать в направлении исследовательской и проектной деятельности
  • Осваивать другие инновационные методы обучения
  • Способствовать развитию олимпиадного движения
  1. -Высокий (или выше среднего) результат качества образования при выполнении регионального мониторинга;
  2. -Активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников на муниципальном и региональном уровне;
  3. -Активное участие в конкурсной деятельности различного уровня

В 2019-2020 учебном году (возможна коррекция)

Ведущие задачи по развитию профессиональной компетентности Ожидаемый результат
  • Продолжить работу по рабочим программам по физике и астрономии (база и углубленный уровень)
  • Продолжать работать в направлении исследовательской и проектной деятельности.
  • Осваивать другие инновационные методы обучения, коучинг-технологию.
  • Способствовать развитию олимпиадного движения
  • Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
  1. -Повышение качества и результативности в работе;
  2. -Повышение балла сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
  3. -Успешное выполнение учащимися мониторинга качества образования
  4. Повышение заинтересованности учащихся в более глубоком изучении предмета.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_professionalnogo_razvitiya_pedagoga_131156.html

Ссылка на основную публикацию