- Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится медико-психолого-педагогической диагностике, позволяющей:
- •выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка;
- •определить оптимальный педагогический маршрут;
- •обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка в дошкольном учреждении;
- •спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- •оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- •определить условия воспитания и обучения ребенка;
- • консультировать родителей ребенка.
Все полученные данные заносятся в карту медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. В Карте указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение. Проводится анализ данных о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
Данная информация обязательна для изучения педагогами и воспитателями, работающими с ребенком, с целью создания необходимых условий для его развития в дошкольном учреждении.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.
Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).
Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).
В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго, Н.Н. Павлова и Л.Г. Руденко, Н.С. Немова.
По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
- Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
- • особенности контакта ребенка;
- • эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
- • реакция на одобрение;
- • реакция на неудачи;
- • эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
- • эмоциональная подвижность;
- • особенности общения;
- • реакция на результат.
- Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
- • наличие и стойкость интереса к заданию;
- • понимание инструкции;
- • самостоятельность выполнения задания;
- • характер деятельности (целенаправленность и активность);
- • темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
- • работоспособность;
- • организация помощи.
- Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
- • особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
- • особенности моторной функции.
В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения проводится педагогическое обследование.
Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников. При этом используются такие методы, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей.
Основные направления коррекционной работы
Источник: https://megaobuchalka.ru/11/63848.html
Психологическое обследование
Психологическое обследование
комплекс мероприятий с использованием средств психологической диагностики по выявлению (дифференциации) и оценке психологических характеристик человека, описанию их состояния, степени выраженности, функциональности, детерминантной нагруженности (причинности в тех или иных особенностях поведения) и определению возможности их дальнейшего развития, необходимости коррекции или реабилитации, потенциала в определенном виде деятельности.
Психологическое обследование чаще всего организуется для решения конкретной психодиагностической задачи (определение степени готовности к переходу из начальной школы в среднюю, выявление причин трудностей адаптации к школе и др.
), может быть индивидуальным, групповым или массовым (класс, параллель классов) и носит обычно комплексный характер.
С одной стороны, оно подразумевает использование сразу нескольких средств измерения и оценки применительно к реальному случаю, которые часто сконструированы на различных основаниях, имеют дифференцированные шкалы и теоретические психологические концепты.
С другой стороны, необходимо упорядочить подобранные методики в соответствии с целью психодиагностического процесса, чтобы «оценка по тесту приобрела диагностический смысл в сопоставлении с данными другого характера» (В. И. Войтко, Ю. З. Гильбух, 1976, с. 24). Иначе мы получим совокупность разрозненных характеристик, на основе которых будет трудно сделать адекватный диагностический вывод.
Структура комплексного психологического обследования, описанная Б. Г. Ананьевым (1968, с. 26), подразумевает, что используемые в нем системы оценивания должны быть соотносимы:
- 1) с различного рода факторами и условиями (начиная с социально-экономических, педагогических, правовых и кончая биотическими и абиотическими факторами среды обитания), детерминирующими развитие человека;
- 2) с основными характеристиками самого человеческого развития, внутренними закономерностями, механизмами, фазами эволюции, инволюции и стабилизации;
- 3) с компонентами индивидуальной структуры человека и их взаимосвязями.
Дополнительными факторами выступают: а) вид шкалы, с помощью которой производится измерение (номинальная шкала, порядковая шкала, шкала интервалов, шкала отношений) и б) заложенные в ее теоретический конструкт математико-статистические возможности обработки.
Они позволяют оценить адекватность каждого измерительного средства относительно его потенциала в установлении взаимозависимостей между различными показателями.
В случае некорректного применения математико-статистические методы «привносят» свою структуру в полученные данные и используемые конструкты, искажая причинно-следственные отношения и снижая ценность результата психологического обследования.
Исходя из вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что результат психологического обследования будет адекватным только в том случае, если уровень, на который он претендует, соответствует возможностям используемых диагностических средств, а сама применяемая измерительная система обеспечивает необходимые условия их сопоставления при достижении поставленных целей.
Можно выделить два этапа психологического обследования. Первый этап – первичное обследование.
Он предполагает изучение особенностей поведения и деятельности в реальных учебных ситуациях, определение характера отношения обучающихся к педагогам и учебным предметам, специфики активности на уроках, понимание особенностей психолого-педагогического климата на момент обследования.
Ведущим методом на этом этапе является наблюдение, включающее психологический анализ урока. Продуктивно дополнить его другим методом – опросом, позволяющим объективизировать первые впечатления и зафиксировать мнение непосредственных участников образовательного процесса (учащихся и педагогов).
Данные, полученные на этом этапе, необходимы для выбора дальнейшей стратегии работы и повышения надежности выводов, которые будут формулироваться в контексте новой психологической информации. Однако важно суметь выделить существенные факты, отделив их от второстепенных моментов. Следует помнить, что в ходе наблюдения и опроса естественно появление ошибок, которые могут появляться из-за присутствия на уроке постороннего человека.
Второй этап – углубленное обследование с использованием психодиагностических методик. Его целью является выделение специфических особенностей личности, которые могут иметь значение для решения поставленной психодиагностической задачи.
Собственно говоря, структура запроса и цель организации психодиагностического обследования, определяет набор методик, включенных в процедуру измерения и оценки психологических свойств и характеристик.
В то же время, выбирая методики, следует помнить, что: а) время обследования не должно превышать двух уроков, а в лучшем случае составлять 45 минут; б) применяемые методики должны быть полифункциональными, т. е.
затрагивать разные стороны психического развития детей; в) достоверность получаемых выводов должна быть обеспечена сопоставлением данных, зафиксированных по разным методикам, а также во взаимосвязи с результатами наблюдения, успеваемостью школьников и теми вербальными характеристиками, которые были получены в результате опроса (И. В. Дубровина, 1991, с. 118).
Следует помнить, что большинство методик являются срезовыми и фиксируют состояние оцениваемых качеств на момент диагностики. Таким образом, их прогностическая способность резко ограничена и не позволяет судить о ближайших перспективах развития изменяемых психологических функций и качеств. Перечень конкретных методик, который может быть использован для проведения целенаправленных массовых обследований школьников, приведен в Приложении.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://info.wikireading.ru/56375
Психолого-педагогическое обследование
Установление
характера дефекта и степени его
выраженности требует системного подхода
к анализу нарушений, учета структуры
дефекта в целом.
Поэтому
одной из наиболее актуальных проблем
в отношении детей с отклонениями в
развитии в настоящее время является
проблема качественной диагностики. В
задачи
психологической диагностики аномального
развития входит:
-
Определение первичного нарушения (для какой категории нарушения характерны обнаруженные отклонения в развитии).
-
Определение степени первичного нарушения. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка.
-
Определение оптимальных условий воспитания и индивидуальной программы развития ребенка.
-
Оценка динамики психического развития (использует ли помощь, перспективы развития).
Для того чтобы
диагностика отражала действительное
состояние ребенка и способствовала
правильному выбору методов коррекционной
работы с ним, при ее проведении необходимо
учитывать следующие принципиальные
положения:
- Обязательное осуществление комплексного подхода (исследуется состояние слуха, двигательной сферы, зрения, особенности соматического состояния, познавательная деятельность, поведение, эмоции каждого обследуемого ребенка).
- Принцип системного, целостного изучения ребенка, который подразумевает:
- а) установление причин нарушения;
- б) установление первичного дефекта и вторичных отклонений.
- Принцип динамического изучения (для этого используют диагностический обучающий эксперимент, особенно в случаях дифференциальной диагностики).
- Принцип качественного анализа данных (включает в себя анализ отношения испытуемого к обследованию, анализ способов действия, анализ характера ошибок, анализ отношения ребенка к результату).
- Диагностика аномального развития может быть только строго индивидуальной
Примерный
перечень материалов для
психолого-педагогического обследования
детей дошкольного и младшего школьного
возраста в медико-педагогических
консультациях:
Для исследования
внимания:
- Таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга
- Таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0++0…)
- Таблицы Шульте
- Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (субтест из методики Векслера)
Для исследования
восприятия:
- Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
- Набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие), четырех видов, четырех цветов (красные, зеленые, синие, желтые). Необходимо провести группировку с учетом указанного признака.
- «Почтовый ящик» (коробка форм).
- Доски Сегена разных вариантов сложности.
- Кубики Кооса.
- Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н.Головиной).
- Набор предметных картинок, разрезанных на 2 – 3 – 4 части.
- Картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине».
Для исследования
мышления:
- Таблица с изображением 4-х предметов. Необходимо исключить один из них, не подходящий к остальным по тем или иным признакам (по величине, форме, цвету, родовой категории)
- Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (прогрессивные матрицы Равена)
- Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным.
- Бланки с заданием на выделение существенных признаков.
- Бланки методик «Простые аналогии», «Сложные аналогии»
- Таблицы с пословицами и поговорками.
- Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение пар слов-понятий.
- Набор сюжетных картинок разной степени трудности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).
- Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
- Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием).
- Таблицы с загадками.
- Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов – подбор слов, противоположных по смыслу).
- Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я.Ивановой)
Для исследования
памяти:
- Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, слов, геометрических фигур и т.д.).
- Бланки для запоминания десяти слов.
- Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А.Н.Леонтьева).
- Пиктограмма (методика А.Р.Лурия).
- Бланки с текстами для воспроизведения.
Для исследования
эмоционально-волевой
сферы, качеств личности:
- Таблицы с набором задач разной трудности и соответствующие им карточки с номерами задач для проведения методики исследования уровня притязаний личности.
- Серия картин (один из вариантов детского ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т.д.
- Стимульный материал к тесту Роршаха.
- Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т.д.).
- Бланки с методикой незаконченных предложений.
- Бланки с вариантами заданий для исследования волевых усилий (корректурные пробы, лабиринты и т.д.).
-
Специальные
требования к процедуре проведения
обследования и к его методам: -
— Установление
контакта с ребенком: расположить, внушить
ему доверие к себе. -
— Обследование
начинать с игровой деятельности; в
зависимости от возраста, личности
ребенка это могут быть или настольные
игры, или подвижные, или ситуативные. -
— Беседа, диалог
поддерживаются в течение всего времени
обследования («немногословие»). -
— Взаимодействие
с ребенком во время обследования должно
быть максимально свободным, непроизвольным,
заинтересованным, интересным по
содержанию.
— В нужных случаях
создавать ситуацию соревнования (кто
лучше сделает, кто быстрее выполнит,
кто больше запомнит, кто лучше нарисует).
Давать ребенку возможность выигрывать,
но не всегда.
— Иногда процедура
проведения теста должна носить характер
урока,
(а не игры) при котором обязательно
следование строгим правилам. Например,
при работе с таблицей Шульте. При этом
надо стимулировать ребенка к деятельности,
стараться, чтобы работа была доведена
до конца.
—
При специальном
исследовании гнозиса, праксиса, речи
важно применять адекватный задаче
обследования показатель выполнения
теста. Например, при исследовании
фонематического слуха необходимо
исключить возможные ошибки в
звукопроизношении, а при опознании
предметных картинок ошибки называния.
— Для точности
постановки диагноза и установления
причины нарушения того или иного процесса
важным является соблюдение правила
предъявления объема, не превышающего
7
2 объекта для школьников и не более 3-5
для детей старшего дошкольного возраста.
— Непременное
условие обследования – учет сложности
и знакомости предъявляемого материала
(вербального и картиночного).
— Обратить особое
внимание на способ подачи материала в
зависимости от задачи исследования. В
одних случаях необходим только картиночный
материал без участия речи и испытуемого,
и психолога. В других только вербальный
без подкрепления картинкой, в противном
случае смешение материала не даст
возможности понять, что помогло выполнить
задание.
— Способ выполнения
ребенком теста должен соответствовать
задаче исследования, тому, что исследователь
хочет узнать.
— Для исследования
работоспособности ребенка необходим
учет утомляемости ребенка и ее влияния
на выполнение заданий, а также
врабатываемости.
— При проведении
диагностического обследования должны
быть исключены посторонние люди, шум,
предметы. Обычное обследование должно
происходить в отсутствие родителей
(родственников) и посторонних людей,
т.к. их присутствие и тем более вмешательство
может исказить получаемые данные.
Для того
чтобы составить общее мнение о ребенке,
о наличии и характере дефекта, нужно
подытожить все, что было получено во
время обследования.
Для решения вопроса
о направлении ребенка в тот или иной
тип специального учреждения необходимо
проанализировать все те материалы
обследования, на основании которых
составляется общая характеристика
ребенка.
Эта характеристика является
основанием для заключения о возможности
и необходимости помещения ребенка в
специальное учреждение для глухих,
слабослышащих или для детей с нарушениями
интеллекта.
Характеристика
составляется после окончания обследования,
в отсутствие ребенка и его родителей,
но обязательно до обследования следующего
ребенка. В характеристике представлены
следующие пункты:
-
Данные из истории развития ребенка, указывающие на возможную причину, время возникновения дефекта и его характер.
-
Данные медицинского осмотра.
-
Внешний вид ребенка.
-
Поведение и его оценка.
-
Состояние слуха.
-
Состояние речи.
-
Характеристика восприятия и интеллектуального развития.
-
Выводы.
-
Заключение.
Отграничение
глухих от слабослышащих, детей с
нарушениями слуха от детей с речевыми
и интеллектуальными нарушениями, детей
с отставанием в психическом развитии
от детей со снижением интеллекта, детей
с разными степенями снижения интеллекта
друг от друга в некоторых случаях бывает
невозможно произвести в процессе
однократного обследования.
В этих случаях
необходимо организовать диагностическое
обследование в виде обучающего
эксперимента, для чего желательно
организовать диагностические группы
или классы при областных и городских
медико-педагогических консультациях.
В тех случаях, когда нет диагностической
группы, рекомендуется назначение на
повторную консультацию через год.
Вопросы и задания
для самоконтроля
-
Какие дети подлежат направлению в специальную школу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?
-
Какие дети подлежат направлению во вспомогательную школу?
-
Какие дети подлежат направлению в специальные школы для глухих (слабослышащих)?
-
Какие дети принимаются в специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи?
-
Какие дети принимаются в специальные школы для слепых (слабовидящих)?
-
Какие дети принимаются в специальные общеобразовательные школы для детей с задержкой психического развития (классы интенсивной педагогической коррекции)?
-
Что входит в задачи психологической диагностики аномального развития?
-
Какие принципы необходимо учитывать при осуществлении психолого-педагогической диагностики детей с нарушением развития?
-
Какие материалы используются в психолого-педагогическом обследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста?
-
Каким специальным требованиям должна отвечать процедура проведения обследования и его методы?
-
Какие данные на ребенка должны быть представлены в его характеристике?
-
Назовите методики, используемые при отборе детей в специализированные учреждения.
-
Назовите виды помощи, которая может оказываться ребенку во время проведения обследования.
-
Составьте предполагаемую характеристику и заключение о характере дефекта (для слепого ребенка 7 лет, глухого ребенка 6 лет, умственно отсталого ребенка 4 лет)
-
Назовите основные принципы комплектования учреждений для аномальных детей.
-
Охарактеризуйте работу медико-педагогической комиссии.
-
Обоснуйте необходимость знаний об аномалиях развития для психолога.
Источник: https://studfile.net/preview/5458877/page:18/
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ПСИХОЛОГО-ПЕААГОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
Выбор оптимальной стратегии обучения и развития, формирование индивидуальной программы осуществляется на основе психолого-педагогической диагностики.
Психолого-педагогическое обследование детей с глубоким нарушением интеллекта непростая задача. Таким детям сложно выполнять тестовые задания и, кроме того, потенциал ребенка невозможно оценить за 1-2 занятия.
Работоспособность таких детей во многом зависит от их настроения, отношения к незнакомой обстановке и новым людям, и, наконец, от погоды и атмосферного давления.
В связи с этим наиболее эффективный путь обследования — это метод «обучающего эксперимента» и метод «экспертной оценки» ребенка разными специалистами, а также педагогами, воспитателями и родителями.
Для того чтобы экспертиза проходила в единой форме и создана методика «Карта наблюдений». Наблюдение и экспертиза происходят в контексте обучающих и развивающих заданий, предлагаемых экспериментальной программой развития детей с проблемами «Особый ребенок».
«Карта наблюдений» позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, воспитателя, психиатра, логопеда, методиста, родителя и психолога и разработать программу индивидуального развития и обучения ребенка с проблемами развития и воспитания, а также отслеживать ее эффективность на разных этапах, и, по мере необходимости, вносить необходимые коррективы.
Программу индивидуального развития и обучения ребенка мы называем «индивидуальным маршрутом развития».
Таким образом, «Карта наблюдений» является единым комплексным методом наблюдения за динамикой развития ребенка; выявления его «зоны ближайшего развития». В настоящий момент «Карта наблюдений» является компьютерной программой.
В результате диагностики с помощью этой программы составляется психолого-педагогический профиль личности на момент обследования (на каждого ребенка существует несколько «профилей», составленных различными экспертами, а также единый профиль группы экспертов).
Единый профиль группы экспертов не является просто среднеарифметическим профилем. Он составляется на основании обсуждения в рамках экспертной комиссии. Если по какому-либо параметру наблюдается серьезное расхождение во мнениях экспертов, каждый эксперт должен аргументировать свою точку зрения.
После серьезного обсуждения группа экспертов утверждает коллективный профиль, заключение и рекомендации педагогам и родителям.
- Анализ психолого-педагогического профиля, а также качественных комментариев и рекомендаций различных экспертов, дает возможность составить заключение, которое включает:
- § Индивидуальные психологические особенности развития ребенка.
- § Сильные стороны личности ребенка.
- § Сохранные механизмы психики ребенка и его компенсаторные возможности.
- § Виды и характер выявленных нарушений.
- § Эффективность используемых методов развития и обучения.
- § Предполагаемый потенциал реабилитации.
Представляем пример психолого-педагогического профиля (см. рис. 1) одной из учениц Кати Т., 12 лет и заключения по этому профилю.
Заключение по психолого-педагогическому профилю Кати Т., 12 лет
1. Индивидуальные особенности ребенка.
До поступления в школу девочка нигде не обучалась. Эмоционально неустойчива, можно наблюдать как вспышки агрессии, так и приступы капризов и депрессии. Поведение непредсказуемо. Проявляет черты лидера. Любит поучать, указывать, что кому делать. Моторно достаточно скоординирована.
2. Сильные стороны личности.
Девочка хорошо копирует манеру поведения взрослого. Имеет тенденцию к «передаче опыта». Не столько любит помогать педагогу, сколько распределять обязанности между детьми и следить за их выполнением. Может копировать целые фразы.
3. Индивидуальные особенности восприятия.
Доминирует зрительное восприятие. Лучше воспринимает новый материал и задания, когда при ней педагог объясняет кому-то другому. Путем копирования стиля педагога запоминает и затем выполняет задания самостоятельно.
Рис. 1. Психолого-педагогический профиль ребенка Кати Т., 12 лет с нарушением интеллекта.
Обозначения: пунктирная линия — первое обследование, сплошная линия — обследование спустя 1 год после коррекционного обучения.
Цифры на радиусах — номера обследованных параметров: 1 — сенсорноперцептивной сферы, 2 — внимания, 3 — памяти, 4 — мышления, 5 — речи, 6 -представлений о себе, 7 — эмоционально-волевой сферы, 8 — психомоторной сферы, 9 — социально-бытовой сферы, 10 — учебных навыков, 11 — трудовых навыков, 12 — коммуникативности. 4. Зона ближайшего развития.
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, внимания и памяти. Коррекция поведения.
5. Рекомендации.
Для успешности процесса социальной реабилитации и формирования новых умений и навыков девочке необходимо дать почувствовать себя значимой и полезной. Для этого педагогам рекомендуется сделать ее своей «главной помощницей».
Объяснить ей ее функции: следить за тем, чтобы все происходило правильно, по порядку.
Важно помнить, что настоящий «главный помощник» очень доброжелательный, он всегда стремится помочь, никогда не проявляет агрессивных действий по отношению у другим.
Для включения девочки в учебный процесс необходимо каждый раз просить ее помочь научить ребят важным вещам. «Посмотри как это делаю я.
Помогай мне также учить остальных. Следи, пожалуйста, за тем, чтобы все было на своих местах».
- Девочка не склонна к творческим видам деятельности, поэтому целесообразно поручать ей позитивно-контролирующую функцию в реализации коррекции поведения.
- Помимо традиционных методов обучения можно применять театрализованные игры и терапию с использованием игр на песке.
- На основании заключения планируются наиболее перспективные направления развития и обучения ребенка, а также осуществляется подбор наиболее эффективных для данного ребенка методов и приемов развития и обучения. На основе заключения составляются психолого-педагогические рекомендации педагогу и воспитателю и отдельно родителям и членам семьи ребенка, отражающие следующие позиции:
- § Сильные стороны личности ребенка.
- § Сохранные механизмы психики.
- § Индивидуальные особенности восприятия.
- § Зона ближайшего продвижения» ребенка.
- § Наиболее эффективные методы и приемы обучения, развития и воспитания.
- § Наиболее продуктивные виды деятельности для каждого ребенка.
Психолого-педагогическое обследование с помощью программы «Карта наблюдений» проводится в начале и в конце учебного года. В сложных случаях возможно дополнительное обследование в середине учебного года или по мере необходимости.
При повторном обследовании ребенка с помощью этой программы, производится анализ динамики его продвижения (для этого в программу введен специальный коэффициент), оценка эффективности используемых методов и планирование программы дальнейшего развития.
- Для получения «обратной связи» об эффективности коррекционно-раз-вивающей работы проводится анкетирование родителей.
- Анкета для родителей
- 1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________
- 2. Сколько времени Ваш ребенок посещает занятия_________________
- 3. Как ведет себя Ваш ребенок, приходя домой после занятий:
- а) как обычно
- б) немного возбужден
- в) более приветлив, контактен, с готовностью выполняет просьбы
- г) немного утомлен
- д) старается продолжить работу, которую выполнял на занятиях
- е)_______________________________________________________
- 3. Появилось ли что-то новое в поведении Вашего ребенка дома:
- а) стал лучше выполнять свои обязанности по дому
- б) демонстрирует новые для него навыки (какие)
- в) стал более спокойным уравновешенным
- г) стал более покладистым, лучше взаимодействует, общается с окружающими людьми
- д) появилось новое увлечение________________________________________
5. Что Вашему ребенку больше всего нравится делать дома? _________________
_________________________________________________________________________
6. Что ребенку не нравится делать? _______________________________
_________________________________________________________________________
7. Рассказывает ли Вам ребенок о своих занятиях в школе?___________________
_________________________________________________________________________
8. Рассказывает ли Вам ребенок о своих взаимодействиях с детьми, об особенностях окружающих его детей, об их действиях по отношению к нему?____________
_________________________________________________________________________
9. Чего Вы ожидаете от занятий ребенка в школе?___________________________
- _________________________________________________________________________
- 10. Ваши пожелания_____________________________________________________
- _________________________________________________________________________
- ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ
В первом опыте оценки по приведенным ниже шкалам специалисту или родителю помогает психолог. Он рассказывает сущность оценки, иллюстрирует понятия, помогает сформулировать мысли и наблюдения (для качественного анализа).
До непосредственной оценки с помощью компьютерной программы, специалист длительное время наблюдает ребенка (примерно 1—1,5 месяца). Если ребенок только что поступил в группу «Особый ребенок», психолог проводит диагностику со слов родителей. Впоследствии, в процессе обучения, другие специалисты получают возможность сравнить свою точку зрения со взглядом родителей.
Таким образом, специалисты и родители заносят в память компьютерной программы данные своих наблюдений за ребенком, структурируя их в соответствии с нижеизложенными параметрами.
Когда специалисты-эксперты привыкают к компьютерной системе диагностики, они могут самостоятельно заносить в программу данные без помощи психолога.
Когда все специалисты занесут свои данные в программу «Карта обследования» (примерно через 1,5-2 месяца с начала учебного года и последний месяц учебного года при повторном сравнительном обследовании), созывается экспертная комиссия, в которую входят: педагог-дефектолог, воспитатель-дефектолог, методист, логопед, психиатр, психолог.
Результатом работы комиссии в начале учебного года является индивидуальны й маршрут развития каждого ребенка, рекомендации различных приемов развития и обучения для педагогов и родителей.
Результатом работы экспертной комиссии в конце учебного года является разработка рекомендаций для родителей на лето (приемы работы для того, чтобы ребенок не растерял накопленный потенциал), а также оценка эффективности проделанной за год работы.
В основе методики лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:
- 1. Сенсорно-перцептивная сфера:
- § восприятие цвета;
- § восприятие формы и величины;
- § ориентация в пространстве.
2. Внимание.
3. Память.
- 4. Мышление
- 5. Речь:
- § понимание обращенной речи;
- § внятность речи;
- § лексический строй речи;
- § способность к рассказу и пересказу.
6. Представление о себе. Творческие проявления.
- 7. Эмоционально-волевая сфера:
- § импульсивность — рефлексивность;
- § тревожность — спокойствие;
- § агрессивность — миролюбие;
- § положительная мотивация учебной деятельности;
- § положительная мотивация трудовой деятельности;
- § тенденция к самостоятельности;
- § тенденция к ответственности;
- § тенденция к целенаправленным действиям;
- § ригидность — гибкость.
- 8. Психомоторное развитие:
- § мелкая моторика рук;
- § общая координация движений;
- § мимика.
- 9. Социально-бытовая адаптация:
- § сформированность навыков самообслуживания;
- § социально-бытовое ориентирование.
- 10. Учебные навыки:
- § чтение;
- § письмо;
- § счет.
11. Трудовые умения и навыки.
12. Коммуникативность.
- Порядок оценивания по шкалам
- Для удобства интерпретации каждая шкала разделена на 4 оценочных уровня
- 1. от 0 до 2 — низкий уровень состояния и развития функции;
- 2. от 3 до 5 — средний уровень состояния и развития функции;
- 3. от 6 до 8 — высокий уровень состояния и развития функции;
4. от 9 до 10 — очень высокий уровень развития функции.
Переход с уровня на уровень говорит о качественном скачке в развитии ребенка. Так, средний уровень можно назвать достаточным для жизнедеятельности. Высокий уровень свидетельствует о формировании самостоятельности ребенка.
ОПИСАНИЕ ШКАЛ
СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРА
По данной шкале наблюдается и оцениваются способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны, их свойства и отношения.
К таким сенсорным эталонам можно отнести цвет, форму, величину, направления в пространстве и пр.
Педагог, психолог и другие эксперты оценивают насколько ребенок владеет сенсорными эталонами цвета, формы, величины, знает ли он пространственные направления, способен ли он ориентироваться в пространстве.
Низкий уровень (0-2)
Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.
Средний уровень (3-5)
Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.
- Высокий уровень (6-8)
- Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, Когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.
- Очень высокий уровень (9-10)
- Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствительность (сенситивность) к цвету-полутонам и оттенкам, форме-гармонич-ность формы, к людям и окружающему миру вообще.
В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состояния сенсорно-перцептивной системы, а также информация о состоянии слуховой, вкусовой и обонятельной чувствительности.
- Восприятие цвета
Источник: https://infopedia.su/6xd2f.html