Психологическая экспертиза — справочник студента

Изучаемая дисциплина является обязательной для получения квалификации клинический психолог.

Основой для ее освоения являются следующие изучаемые ранее курсы: общая психология (в частности такие разделы как психология восприятия, мышления личности и эмоций), клиническая психология (в первую очередь принципы использования и интерпретации данных, полученных с помощью методов патопсихологического исследования), психодиагностика, психология развития и возрастная психология, юридическая психология.

Цель дисциплины – ознакомить студентов с основами работы клинического психолога  при проведении  судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ) и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ).

В результате обучения студент должен получить представления об особенностях деятельности клинического психолога при проведении СПЭ и КСППЭ.

Кроме того, слушатели курса должны ознакомиться с принципами и техниками использования различных методик для решения разнообразных психодиагностических и коррекционных задач, в том числе непосредственно решаемых психологами при СПЭ и КСППЭ.

Курс состоит из двух разделов.  Первый  раздел посвящен общим проблемам клинической психологии в судебной практике, методологическим   принципам, организационно-правовым основам, этическим проблемам СПЭ и КСППЭ.

Во втором разделе дается материал, касается предметных видов СПЭ и КССПЭ, таких как: «отставания несовершеннолетнего обвиняемого в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, оказавшим существенное влияние на способность к произвольной регуляции собственного поведения» (ч.3. ст.

20 УК РФ), аффекта, индивидуально-психологических особенностей обвиняемых, потерпевших и свидетелей. 

Знания, умения и навыки, которые должен получить студент в результате обучения:

Знания:

  • Сформировать представление о деятельности клинического психолога при производстве СПЭ и КСППЭ.
  • Ознакомиться с основными принципами  клинико-психологической диагностики в рамках проведения СПЭ и КСППЭ.

Умения:

  • Ориентироваться в основных видах и формах психологической экспертной деятельности.

Навыки:

  • Сформировать элементарные навыки проведения экспериментально-психологического исследования при проведении СПЭ и КСППЭ, интерпретации данных и написания экспертного заключения.  

Содержание курса

Раздел I. Общие проблемы клинической психологии в судебной практике

Тема 1.  Роль и место клинического психолога при производстве СПЭ и КСППЭ.   Методологические   принципы СПЭ и КСППЭ. Организационно-правовые основы и этические проблемы  СПЭ и КСППЭ

Роль и место клинической психологии в системе психологических наук. Теоретические дисциплины   и  прикладные  отрасли  психологии. Структура клинической и юридической психологии.

  Судебно-психологическая, судебно-психиатрическая  и комплексная судебная  психолого-психиатрическая экспертиза  как  основная   формы профессиональной  деятельности  судебного  психолога.  Объект и предмет деятельности судебного эксперта-психолога.

Специальные познания эксперта-психолога:  содержание, объем. Пределы компетенции судебного эксперта-психолога.  Компетентность судебного эксперта-психолога.  Правовые основания назначения СПЭ и КСППЭ.  Порядок  назначения судебной экспертизы. Виды СПЭ и КСППЭ.

Права и обязанности эксперта-психолога. Этапы производства экспертизы.  Структура заключения эксперта.  Оценка заключения судом. 

Тема 2.  Формы диагностической работы клинического психолога при проведении СПЭ и КСППЭ (психологический анализ медицинской и судебной документации, клиническая беседа, экспериментально-психологического исследования). Подготовка экспертного заключения

Виды  классификации СПЭ и КСППЭ, имеющих значение для практики судопроизводства. Уголовные и гражданские экспертизы. Экспертизы по месту и условиям проведения  Виды экспертиз по процессуальному положению подэкспертных.

Последовательность психологического обследования при проведении СПЭ и КСППЭ.  Методики экспериментально-психологического исследования. Специфика диагностики при проведении экспертизы в уголовном и гражданском процессе.  Установочное поведение подэкспертных.

Цели и задачи психологического исследования при проведении СПЭ и КСППЭ. Подготовка экспертного заключения.

Раздел II. Предметные виды СПЭ и КССПЭ

Тема 1.  Основные закономерности психического развития несовершеннолетних (зарубежные и отечественные концепции) в контексте судебной практики.  Периодизации психического развития подростков и формирование способности к произвольной регуляции. Проблема «психологического возраста» в экспертной практике. Экспертиза «отставания несовершеннолетнего обвиняемого в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, оказавшим существенное влияние на способность к произвольной регуляции собственного поведения» (ч.3. ст. 20 УК РФ)

Отечественные и зарубежные взгляды на проблему психического развития  подростка в контексте формирования произвольной регуляции деятельности при решении юридически значимых задач.  Периодизации психического развития подростков и формирование способности к произвольной регуляции. Анимальное психическое развитие подростков.

Юридическое значение  экспертизы несовершеннолетних обвиняемых. КСППЭ способности несовершеннолетних обвиняемых осознавать фактический  характер и  общественную  опасность своих действий либо руководить ими.

Зависимость судебного решения от экспертного установления  наличия  психического расстройства у обвиняемого подростка и его возможности в полной мере осознавать и регулировать свое  поведение в юридически значимый период. Понятие «возрастной невменяемости». Проблема «психологического возраста». Вопросы судебно-следственных органов и особенности проведения экспертизы.

Экспертные критерии определения  возможности  несовершеннолетних  осуществлять полноценную регуляцию своих противоправных действий.  Конкретные примеры судебной экспертизы несовершеннолетних обвиняемых.

Тема 2.  СПЭ и КСППЭ индивидуально-психологических особенностей обвиняемых. Особенности СПЭ и КСППЭ у обвиняемых особых эмоциональных состояний в момент совершения инкриминируемых деяний

Понятие темперамента, характера, личности в общей и клинической психологии. Структура личности.  Понятие акцентуации личности. Личность и психологические механизмы (мотивация) поведения.  Понятие индивидуально-психологических особенностей. Правовые основания  и юридическое значение СПЭ и КСППЭ индивидуально-психологических особенностей обвиняемого.

  Учет личностного  фактора  в  судебном  разбирательстве.  Индивидуализация уголовной ответственности и наказания. Вопросы судебно-следственных органов и особенности  проведения  СПЭ и КСППЭ обвиняемых. Экспертное определение существенного влияния личности обвиняемого на его криминальное поведение как ограничения способности обвиняемого к осознанной регуляции общественно опасных действий.

  Конкретные примеры СПЭ личности обвиняемых.

Тема 3. Судебно-психологическая экспертиза аффекта у обвиняемых

Теории эмоций. Классификация эмоций. Функции эмоций. Эмоции и аффекты. Юридическое значение  СПЭ и КСППЭ аффекта у обвиняемого.  Понятие аффекта в уголовном кодексе. Аффект как экспертное понятие.

Вопросы судебно-следственных органов и особенности проведения  экспертизы.  Экспертные критерии определения аффекта.  Виды аффектов. Специфика диагностики аффекта у несовершеннолетних обвиняемых.

Конкретные примеры экспертизы аффекта.

Тема 4.  СПЭ и КСППЭ  свидетелей и потерпевших

Правовые основания и юридическое значение СПЭ и КСППЭ  свидетелей и потерпевших.  Психологические факторы,  исключающие и ограничивающие  возможность человека быть свидетелем по уголовному делу. Вопросы судебно-следственных органов и особенности проведения СПЭ и КСППЭ.

  Исследование высших психических функций и  личностных  особенностей  при экспертизе свидетелей.  Критерии экспертной оценки способности свидетелей правильно воспринимать важные для  уголовного  дела обстоятельства  и давать о них правильные показания.  Проблема «достоверности» свидетельских показаний.

  Роль возрастного фактора  при проведении СПЭ и КСППЭ несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.

Психологическая экспертиза - Справочник студента

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/osnovy-kliniko-psihologicheskoj-ekspertizy

Предмет, компетенция и структура судебно-психологической экспертизы | Студент-Сервис

Судебно-психологическая экспертиза — один из видов судебных экспертиз и, следовательно, одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств.

Возникновение судебно-психологической экспертизы относится к рубежу XIX и XX вв. Развитие теории доказательств и экспериментальной психологии создало объективную предпосылку для учета психологических факторов в судопроизводстве.

Основателями судебно-психологической экспертизы можно считать таких крупных исследователей, как В. Штерн («Показания юных свидетелей по делам о половых преступлениях»), Г. Гросс («Криминальная психология»), К.

Марбе («Психолог как эксперт в уголовном и гражданском делах»), Л. Е. Владимиров («Психологические исследования в уголовном деле»), А. Е. Брусиловский («Судебно-психологическая экспертиза.

Ее предмет, методика и пределы»).

Из современных отечественных исследователей следует отметить М. М. Коченова («Судебно-психологическая экспертиза», «Введение в судебно-психологическую экспертизу»), В. Костицкого («Судебно-психологическая экспертиза»), А. И. Кудрявцева («Комплексная судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертиза»).

Уже первые советские уголовно-правовые нормативные акты признали судебно-психологическую экспертизу в качестве источника доказательств. В Инструкции Наркомюста РСФСР от 23 июля 1918 г. «Об организации и действии местных народных судов» указывалось на необходимость привлечения экспертов для исследования психики обвиняемого.

1918 г.

в Петрограде, затем в Москве, Ростове, Баку и некоторых других городах были созданы кабинеты по изучению преступности и преступника, в задачи которых входила и судеб-но-психологическая экспертиза. Созданные впоследствии на этой базе областные институты научно-судебной экспертизы наряду с криминалистическими экспертизами проводили и криминально-психологические исследования.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г. признавал обязательным проведение экспертизы, если у суда или следователя возникали сомнения по повод психического состояния обвиняемого или свидетеля. Ведущие процессуалисты того времени поддерживали концепцию Л. Е.

Владимирова о необходимости в определенных случаях экспертного исследования психических качеств обвиняемого, потерпевшего и свидетеля. Однако компетенция судебно-психологических экспертиз тогда не редко трактовалась расширительно, а научно-методические возможности были еще ограничены.

Значительного распространения судебно-психологическая экспертиза в то время не получила.

В середине 30-х гг. исследования в области судебно-психологической экспертизы полностью прекратились: репрессивное судопроизводство обходилось без научно-психологических исследований.

Однако исследования психических особенностей обвиняемого, свидетеля и потерпевшего, по существу, не прерывались — они в известной мере осуществлялись в рамках судебно-психиатрической экспертизы.

(До сих пор вопросы психологического содержания нередко адресуются эксперту-психиатру.) Между ем психиатрия, как известно, изучает патологические проявления психики.

Изучение же психики здорового человека и ее непатологических отклонений — компетенция психологии.

Предметом судебно-психологической экспертизы являются психические особенности лица и психологизированные обстоятельства, имеющие существенное значение для установления истины по делу, выявление которых требует специальных научных познаний.

Судебно-психологическая экспертиза некомпетентна решать вопросы юридического содержания — определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т. п.

Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед экспертизой вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

В обязанности всех судебных экспертов — они определены законом. В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

При исследовании так называемых пограничных состояний (олигофрении, инфантилизма, акцентуаций характера, психопатии) осуществляется комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Для исследования влияния соматических (телесных) заболеваний на психическое состояние индивида назначается комплексная медико-психологическая экспертиза.

Заключение судебно-психологической экспертизы как источник доказательства излагается письменно и в требуемом законом порядке, предусматривающем определенную его форму, структуру и содержание.

Оно состоит из трех частей: вводной, исследовательской, заключительной — и должно быть написано понятным языком, а научные термины — разъяснены. Во вводной части указываются время и место составления заключения, сведения об эксперте, правовое основание проведения экспертизы, название исходного процессуального документа.

Здесь же указываются вопросы, поставленные перед экспертизой (без изменения возможных неточностей и терминологических ошибок).

В исследовательской части описываются все использованные диагностические методы, методики и процедуры, прилагаются протоколы их проведения.

Читайте также:  Системный подход к управлению - справочник студента

В заключительной части даются ясные и четкие ответы на поставленные вопросы.

Невозможность получения информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ невозможен, он может быть вероятностным.

Ответы на поставленные вопросы и являются выводами экспертизы.

Если получение ответа требует знаний специалистов из смежных отраслей науки, в заключении указывается на необходимость назначения психолого-психиатрической, медико-психологической, инженерно-психологической или другой экспертизы.

В заключении комплексной экспертизы указывается, какие исследования проведены раздельно и совместно, и приводятся соответствующие результаты.

Ответы в заключительной части могут быть даны как по нескольким видам экспертизы, так и раздельно.

Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Эксперт может быть допрошен следователем или судом. Заключенные экспертизы подлежит их оценке. Следователь, суд, другой полномочный орган или должностное лицо определяют обоснованность заключения и его значение в системе доказательств. Необоснованное заключение может быть отвергнуто. При этом назначается повторная экспертиза.

Заключение судебно-психологической экспертизы может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые также могут ходатайствовать о повторной экспертизе.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/predmet-kompetentsiya-i-struktura-sudebno-psihologicheskoj-ekspertizy/

Кафедра клинической и судебной психологии — Общая информация | МГППУ

Целью работы кафедры клинической и судебной психологии является подготовка кадров с высшим профессиональным образованием, учеными степенями, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, в том числе обучение по дополнительным образовательным программам, а также проведение научных исследований.

Задачи кафедры

Реализация основных образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования и программ послевузовского образования в соответствии с лицензией, требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВО) по специальности  37.05.

01 «Клиническая психология», по направлению подготовки (магистратура) 37.04.01 «Психология», специальность (аспирантура) 19.00.

06» Юридическая психология» и запросами заинтересованных сторон — обучающихся, работодателей, общества и государства на основе сочетания фундаментальности классического университетского образования,отраслевой практической направленности и инноваций.

  • Разработка основных образовательных программ ВО по вновь вводимым направлениям подготовки (специальностям) и дополнительного профессионального образования по профилю Университета.
  • Развитие научно-исследовательской деятельности по направлениям клинической и судебной психологии, соответствующим профилю кафедры, использование результатов научных исследований в научно-инновационно-образовательном процессе с целью формирования в Университете исследовательского типа обучения.
  • Совершенствование педагогических методов обучения и методов научных исследований на базе инновационных и информационных технологий и   использования лучших отечественных и зарубежных практик, достижение постоянного прогресса знаний  для повышения качества подготовки  специалистов, магистров и научно-педагогических кадров.
  • Взаимодействие с академической  и/или отраслевой наукой, работодателями   и потребителями учебно-методической и научной продукции Университета.
  • Участие в формировании внутрифакультетской и внутривузовской систем обеспечения качества обучения, вовлечение обучающихся, аспирантов и персонала кафедры в работу по постоянному совершенствованию качества обучения.
  • Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества в процессе обучения и выполнения научных исследований
  • Воспитание  у обучающихся  чувства  патриотизма, любви и уважения к народам, национальным традициям и духовному наследию России, ответственного отношения к репутации Университета.
  • Формирование у обучающихся гражданской позиции, развитие творческого начала, коммуникабельности, самостоятельности и высоких моральных принципов.
  • Историческая справка

Кафедра открыта на факультете юридической психологии 14 декабря 2007 на основе договора между МГППУ и Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Научно-практической базой кафедры является лаборатория судебной психологии Центра им. Сербского (руководитель – Ф.С. Сафуанов).

Достижения

Участие в разработке ГОСТ Р 57344-2016 «Судебно-психологическая экспертиза. Термины и определения» (введена в действие 04.01.2017; ответственные исполнители – Сафуанов Ф.С. Секераж Т.Н.)

Дворянчиков Н.В. эксперт, руководитель экспертных групп, представителей экспертных организаций для включения в реестр экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации профессиональных компетенций.

Награждения

Грамота Департамента образования города Москвы, (2015) Дворянчикову Н.В.

Почетная грамота Министерства здравоохранения (2008) Сафуанову Ф.С.

Награды Минюста России Секераж Т.Н.

Гранты

РГНФ: 16-26-08001 а(м) — Как здоровье приходит к детям? Развитие социальных представлений о здоровье у детей и подростков с точки зрения кросс-культурной перспективы (Франция/Россия). 2016 — 2017 – Бовина И.Б. Дворянчиков Н.В.

Источник: https://mgppu.ru/project/122

Психологическая экспертиза, психологическое исследование

Исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в исследуемый момент. Определяется состояния аффекта, психологический анализ личности участников исследуемого процесса.

Независимая психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий момент, определение состояния аффекта, психологический анализ личности заинтересованных участников процесса.

Психологическая экспертизаОбщим объектом психологической экспертизы является психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимый период. Экспертному психологическому исследованию подвергаются:

  •  — живые лица, требующие очного обследования;
  •  — лица, в отношении которых обследование проводится заочно ( в отсутствии лица либо в отношении умершего лица, посмертные);
  •  — вещественные доказательства: тексты (рукописные, печатные), видео- и аудиозаписи, предметы;
  •  — документы и материалы дела.

Специфика объекта психологической экспертизы обусловлена недоступностью психики непосредственному познанию. Однако исследование психической деятельности возможно через анализ действий и поступков, являющихся отражением этой деятельности.

Эксперт-психолог получает информацию из материальных источников, а также путем экспертного психологического обследования живых лиц с применением соответствующих методов.

При этом зафиксированные результаты экспериментально-психологического обследования также становятся источниками информации, которые содержат общие психологические сведения о субъекте и сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности (в том числе поведения) субъекта в определенный период.

Экспертному исследованию и анализу подвергаются показания родственников и знакомых, неформальные характеристики, трудовые книжки; послужные списки; авторские произведения, письма, дневниковые записи и проч.

; справки, медицинская документация; показания участников процесса; письменные доказательства, вещественные доказательства; аудио- и видеозаписи; заключения других экспертиз: медицинской, психиатрической, криминалистической, например, портретной, фоноскопической, автороведческой, почерковедческой и др. Изучение и анализ материалов дела является основным методом психологической экспертизы.

Психологическая экспертиза личности

Такая экспертиза проводится в случаях, когда следствию (суду) необходим «психологический» портрет обвиняемого, информация о механизмах поведения обвиняемого, психологических мотивах его поступков (действий). При назначении экспертизы необходимо указывать, какие конкретно психологические качества интересуют следствие или суд.

В рамках данного вида психологической экспертизы может быть поставлен вопрос:

  • Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Имеются ли у несовершеннолетнего [ФИО] признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием? Если да, то в чем конкретно они выражаются?
  • Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, был ли испытуемый [ФИО] в состоянии в полной мере сознавать характер и значение своих действий?
  • Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, в какой мере он мог руководить своими действиями?
  • Какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение [ФИО] в исследуемой ситуации?
  • Учитывая индивидуальные особенности зрения (или органов чувств) и конкретные условия, в которых происходило событие (указать какое), был ли испытуемый [ФИО] в состоянии правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (конкретизировать)?
  • Учитывая психическое состояние [ФИО] в момент восприятия, был ли он способен правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, запоминать их и давать о них правильные показания?
  • Имеются ли у испытуемого [ФИО] признаки повышенной внушаемости?
  • Свойственна ли ему повышенная склонность к фантазированию?
  • Имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти?
  • Может ли испытуемый (при выявленном у него уровне развития речи) давать правильные показания?
  1. Вопросы, решаемые психологической экспертизой несовершеннолетних по уголовным делам 
  2. Психологическое исследование аудио- и видеозаписей с целью диагностирования наличия/отсутствия признаков оказания психического воздействия на конкретное лицо, группу лиц
  3. Подобные исследования проводятся в случаях, когда обвиняемый (-ые) утверждает (-ют), что свои показания, зафиксированные с помощью средств аудио- и видеозаписи, он/они давал/-и под влиянием допрашивающего лица или иных лиц, присутствующих при проведении следственного действия.
  4. Вопросы, которые могут быть решены в рамках такого исследования:
  • Имеются ли на представленной записи признаки психического воздействия на испытуемого со стороны допрашивающего либо третьих лиц?
  • В каком эмоциональном состоянии находился испытуемый (допрашиваемый) в период допроса (другого следственного действия)?
  • Каким образом это эмоциональное состояние могло повлиять на показания испытуемого (допрашиваемого) в ходе следствия?
  • Какие психологические факторы свидетельствуют в пользу достоверности показаний испытуемого, а какие — против?

Одновременно проводится психологическое обследование испытуемого

Для достижения наилучшего результата такие исследования проводятся в рамках комплексных экспертиз: видеофонографической и психологической либо видеофонографической и психолого-лингвистической. 

По гражданским делам:

По фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в его воспитании:

  • Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка (детей) и его (их) родителей, систему их эмоциональных отношений, взаимоотношений между ними, а также конкретную ситуацию, с кем из родителей с психологической точки зрения наиболее благоприятно постоянное проживание ребенка (детей)?
  • Учитывая психологические факторы, каким образом должно осуществляться участие родителей в воспитании ребенка (детей)?
  • Учитывая сложившиеся эмоциональные взаимосвязи матери и ребенка, условия ее проживания, интересы ребенка, возможно ли увеличение сроков общения ребенка с матерью в соответствии с предъявляемыми ею требованиями (указать требования)? Какой график общения матери с ребенком наиболее приемлем? 

По определению факта причинения морального вреда:

  • Имеются ли у испытуемого, а если имеются, то какие, индивидуально-психологические особенности, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективного переживания им действий и высказываний ответчика?
  • В какой мере отразились действия и высказывания ответчика на основных показателях психического состояния и деятельности испытуемого?
  • Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей испытуемого, не нанесен ли ущерб?
  • Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности испытуемого, а если имеются, то в чем они выражаются?
  • Если таковые изменения обнаружены, состоят ли они в причинной связи с действиями ответчика? 
Читайте также:  Эффект пельтье - справочник студента

По делам о сделках, совершенных лицами с пороками воли:

  • Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и конкретные обстоятельства заключения сделки (указать, какой), мог ли испытуемый в полной мере сознавать значение своих действий, их правовые и имущественные последствия?
  • В какой мере он мог руководить своими действиями?
  • Свойственна ли испытуемому повышенная внушаемость?
  • Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Не находился ли испытуемый в момент заключения сделки в психическом состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его способность понимать значение своих действий и руководить ими? 

Специалисты компании проконсультируют Вас по следующим вопросам:

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальном насилии:

  • Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, была ли испытуемая в состоянии понимать характер и значение совершаемых с ней действий?
  • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и содержание исследуемой ситуации, была ли испытуемая в состоянии оказывать сопротивление?
  • Какие индивидуально-психологические особенности Н. могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
  • Не находилась ли испытуемая в исследуемый период в эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на ее сознание и психическую деятельность? Если да, то каким образом?
  • Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, был ли несовершеннолетний в состоянии адекватно оценивать мотивы поведения потерпевшей и ее психическое состояние в исследуемый период? 

Судебно-психологическая экспертиза с целью определения физиологического состояния аффекта и иных эмоциональных состояний:

  • Не находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?
  • Не находился ли он в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  • Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Учитывая психическое состояние и индивидуально-психологические особенности испытуемого, а также обстоятельства дела, мог ли он точно соотносить свои оборонительные действия с объективными требованиями ситуации? 

Посмертная судебно-психологическая экспертиза:

  • Находился ли погибший в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству?
  • Если погибший находился в предрасполагавшем к самоубийству состоянии в период, предшествовавший смерти, чем это состояние могло быть вызвано?

Судебно-психологическая экспертиза по делам об авариях на транспорте и на производстве.

Данная экспертиза назначается в тех случаях, когда следователь имеет основания полагать, что в момент аварии требования ситуации превышали индивидуально-психологические особенности человека, и он находился в психическом состоянии, делавшем невозможным либо затруднительным выполнение профессиональных функций. Назначить судебную психологическую экспертизу.

 ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Был ли испытуемый способен, учитывая его индивидуально-психологические особенности и психическое состояние, правильно оценить ситуацию (или ее элементы), принять правильное решение и реализовать его?
  • Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций?
  • Соответствует ли уровень сформированности профессиональных навыков у испытуемого требованиям конкретной ситуации?

Психологическое исследованиеДиагностика и экспертные заключения по результатам психологического обследования детей, подростков и взрослых:

Исследование психологической готовности ребенка к школе

(для дошкольников и младших школьников)

ДЛЯ ЧЕГО?

В последние годы значительно возросло количество обращений к психологам со стороны родителей младших школьников с единственной проблемой – ребенок отказывается ходить в школу, наотрез отказывается учиться. Хотя до этого ребенок нормально посещал детский сад, подготовительные занятия и внешне «не было никаких проблем».

В таких обращениях со стороны родителей часто звучит слово «гиперактивность» — термин, который используют школьные педагоги, не задумываясь о его точном (медицинском) значении, и путая его с обычной активностью здорового ребенка.

Однако родителям необходимо понимать принципиальное различие между болезненной «гиперактивностью» и нормальной активностью ребенка, понимать, в чем состоит различие.

Определить, что именно происходит с вашим ребенком, в чем причина нежелания учиться, связано ли оно с недоразвитием психических функций, с темпераментом ребенка или эмоциональным фоном в школе — в этом поможет разобраться специальная диагностика, которую необходимо провести с ребенком и получить ответы на ваши вопросы.

Мы проводим:

  • Диагностику состояния психических функций (мышление, память, внимание);
  • Диагностику структуры интеллекта;
  • Диагностику школьной тревожности.

Исследование эмоционального климата в семье, детско-родительских и внутрисемейных отношений

ДЛЯ ЧЕГО?

Ни для кого не секрет, что на ребенка, его учебу, его поведение (в том числе деструктивное) влияет, прежде всего, тот психологический семейный климат, в котором ребенок живет и развивается.

Часто родители (а тем более бабушки и дедушки) сами не замечают, что именно они становятся причиной эмоциональных, психологических и поведенческих проблем, ярким «выразителем» которых оказывается ребенок.

Чтобы понять истоки указанных проблем и определить стратегию их преодоления, необходимо провести глубинный анализ семейных взаимоотношений всех сторон конфликта. Психологическая экспертиза ребенка.

Для этого мы проведем:

  • Диагностику детско-родительских и семейных отношений;
  • Диагностику стилей воспитания;
  • Диагностику эмоционального состояния ребенка и взрослого;
  • Диагностику характера личности ребенка и взрослых и особенностей их взаимоотношений.

Исследование индивидуальных особенностей при профотборе

ДЛЯ ЧЕГО?

Далеко не каждый старшеклассник к 9-му или даже к 11-му классу знает, чем бы он хотел заниматься в дальнейшей — профессиональной жизни. Бывает и так, что подростка раздирают противоречия, иногда прямо противоположные. С одной стороны, хочется быть врачом, с другой – изучать юриспруденцию. Или – вообще ничего не хочется, но родители настаивают на выборе, потому что «время поджимает». Иногда выбор делают спонтанно, наспех, молодые люди не задумываются о том, как именно они будут реализовываться в будущей профессии и хватит ли у них для этого личных ресурсов. И неудивительно, ведь выбор часто делается с ориентацией на какой-то яркий пример: эффектное выступление адвоката или красивый костюм военного. Это естественно для молодого человека.Поэтому никогда не будет лишним узнать о том, на какие свои личные способности, особенности темперамента и характера можно будет опираться, выбирая ту или иную профессию. И поможет вам в этом грамотная психологическая диагностика:

  • Диагностика способностей к определенным видам профессиональной деятельности (подростки и уже работающие взрослые);
  • Диагностика готовности к профессиональной деятельности (стрессоустойчивость, склонность к лидерству, конфликтность, работоспособность, эмоциональное выгорание и другие индивидуальные особенности) – эти показатели могут быть исследованы как для старшеклассников или студентов, так и уже для работающих специалистов разных уровней.

Есин Эксперт

Источник: https://esin-expert.ru/expertiza/stati-po-teme/psikhologicheskaya-ekspertiza-psikhologicheskoe-issledovanie

Психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза

вид деятельности психолога, требующий соотнесения определенных психологических особенностей с условиями организации, содержанием, структурными компонентами конкретного вида деятельности.

Основное отличие ситуации экспертизы в сфере образования состоит в доминировании административного контроля в ходе волеизъявления о необходимости экспертизы и внедрении результатов экспертного заключения в образовательную практику.

Психолого-педагогическая диагностика в данном случае выступает в качестве объективизирующей основы, связывающей психические функции человека и выполняемую деятельность.

Кроме того, появляется возможность сравнительного анализа развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для оптимизации образовательного процесса и повышения его эффективности.

Чаще всего психологическая экспертиза в образовании связана с содержанием дидактических и методических материалов, учебных программ, учебников, а также качеством контрольных и проверочных заданий тестового характера (так называемых тестов достижений).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

18
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
В предлагаемой главе рассматриваются различные виды психотерапии, поведенческой и когнитивной терапии, а также некоторые близкие методы, такие как релаксация. Эта тема обширна, и чтобы читателю было легче в ней разобраться, следует обратить

Психологическая защита
поведенческая реакция на ситуации, воспринимаемые как угроза. Функция психологической защиты состоит в сохранении целостности структуры «Я», и прежде всего – в преодолении тревоги. Еще одна функция психологической защиты – нейтрализация горя и

Психологическая инкапсуляция
состояние эмоциональной и личностной отчужденности человека в отношениях с другими людьми. Основными признаками такого состояния выступают: изолированность от референтной группы (например, в среде сверстников) и одиночество, несовпадение

Психологическая диагностика Анамнез психологический
(от греч. anamnesis — воспоминания) – в психологии он рассматривается как сбор и систематизация информации о человеке, которая включает:? биографический фон и связанные с ним истории развития, которые могут быть

Диагностика психологическая
см. Психодиагностика.

Психологическая профилактика
один из видов профессиональной деятельности психолога, включающий комплекс мероприятий, направленный на предотвращение у людей возникновения нарушений, их обострений, социально-психологической и личностной дезадаптации. В работе

Психологическая служба (ПС)
1) структурное подразделение учреждения, основной функцией которого является оказание психологической помощи его членам посредством разнообразных видов деятельности (психологическое консультирование, психологическая профилактика,

Психологическая настройка
Чтобы начать психологическую настройку, а заодно подготовить массирующую руку к монотонному простукиванию, проделаем зарядку для пальцев. Нижеприведенное упражнение должен выполнять массажист перед началом любой мануальной практики:

Психологическая настройка
Чтобы начать психологическую настройку, а заодно подготовить массирующую руку к монотонному простукиванию, проделаем зарядку для пальцев. Ниже приведенное упражнение должен выполнять массажист перед началом любой мануальной практики:

Источник: https://info.wikireading.ru/56371

Психологическая экспертиза — Автономная некоммерческая организация

Судебные разбирательства часто нуждаются в заключении эксперта в той или иной специальной области знаний. Поскольку вопросы, которые следует разрешить в ходе судебного процесса, как правило, связаны непосредственно с личностями, которые принимают участи в деле, судами нередко назначается проведение психологической экспертизы.

Зачем назначается проведение психологической экспертизы?

Проведение такой экспертизы может помочь получить данные, которые подтвердят или опровергнут обстоятельства, на которые ссылаются стороны в деле. Психологическая экспертиза способна раскрыть смысл действий человека, способности его восприятия, отношения к тому или иному обстоятельству и проч.

Читайте также:  Адиттивность масс системы. закон сохранения массы - справочник студента

Особенность психологической экспертизы

Следует отметить, что эта экспертиза проводится специалистами-психологами, а её предметом является сознание психически здорового человека. Её часто путают с судебно-психиатрической экспертизой, которая призвана выявить патологии в психике исследования.

Психологическая экспертиза – экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний, индивидуально – психологических особенностей, порока воли, морального вреда, детско-родительских отношений (по делам о месте проживания ребенка, участия в воспитании, целесообразности усыновления), психологического воздействия и психического воздействия, социального взаимодействия.

Когда назначается проведение психологической экспертизы?

Как правило, психологическая экспертиза имеет место в уголовных делах и назначается для того, что понять состояние жертвы в момент преступления, отношение преступника к содеянному и возможность физиологического аффекта, способность свидетелей достоверно воспринимать информацию и проч.

Но довольно часто бывают случаи, когда такого вида экспертиза необходима и в гражданских делах: например, важно знать, способен ли был человек осознавать значение своих действий в момент заключения сделки.

Так, например, экспертиза дтп может включать в себя проведение психологической экспертизы, для оценки психического состояния водителя.

Деятельность центра абсолютно независима от существующих государственных экспертных учреждений. Она направлена на содействие решений судебных и досудебных процессов. Наши эксперты профессиональны и имеют большой опыт в области экспертных оценок.

Если у вас возникли сложности с оформлением независимой экспертизы, рекомендуем обращаться к профессионалам нашего центра, специализирующимся на независимой экспертизе.
Если у вас возникли какие-либо вопросы, напишите нам.

Наши сотрудники всегда будут рады Вам помочь.

Консультация специалиста 3 000 руб.
Психологическая экспертиза по мед. документам от 30 000 руб.
Исследование по определению места проживания ребенка 40 000 руб. (тестирование одного ребенка)
Исследование с использованием полиграфа от 30 000 руб.
Рецензия на заключение эксперта/специалиста 40 000 руб.

Источник: https://cmki.ru/psihologicheskaya-ekspertiza.shtml

Психолого-педагогическая экспертиза для суда

  Если у Вас есть дети и Вы в разводе или планируете развестись, а вопрос с местом жительства ребенка не решен.

     Или не определен порядок встреч с отдельно проживающим родителем. Вероятнее всего Вам нужна психолого-педагогическая экспертиза.

     Второй родитель желает лишить Вас возможности общаться с собственным ребенком? Суд назначил психологическую экспертизу ребенка или Вы планируете иск самостоятельно?  Вы хотите узнать как правильно поставить вопросы перед экспертами?

  •   Вы можете провести экспертизу ребенка и родителей по определению суда или по договору с экспертной организацией. 
  •    Прочтите информацию и Вы узнаете как Вы можете провести экспертизу.
  •    Наши экспертизы принимаются судами Москвы и Московской области!

Как и где провести? Как поставить вопросы? Сроки и стоимость экспертизы 

         Судебная психологическая экспертиза детско-родительских отношений (психолого – педагогическая экспертиза) проводится по делам о разводе, определении места жительства ребенка, лишении родительских прав или установления судом частоты встреч с ребенком.

          В ходе указанной экспертизы могут исследоваться личность ребенка, отца, матери и иных родственников, проживающих или планирующих проживать с ребенком после решения суда, психологические особенности их взаимоотношений.

       Нередко судебному экспертному исследованию предшествуют длительные судебные тяжбы между родственниками ребенка. Эти тяжбы и разбирательства, не смотря на все благие намерения противоборствующих сторон, не всегда учитывают действительные интересы ребенка.

  1. Примерные вопросы экспертам
  2. Сроки и стоимость проведения экспертизы
  3. Заключение эксперта по семейным спорам о воспитании детей

Психолого-педагогическая экспертиза для органов опеки и попечительства

      Помимо судебной экспертизы экспертное психологическое исследование ребенка проводится для предоставления органам по опеки и попечительству. В этом случае экспертиза идет по вопросам, которые интересуют указанное государственное учреждение для реализации программ защиты детей и их интересов, представления ребенка в суде.

   В некоторых обстоятельствах судебно-правового разбирательства по определению места жительства ребенка или порядка встреч с ним, например при обвинении одного из родителей другим в психических нарушениях или неумении общаться с ребенком, возникает необходимость проведения психологической экспертизы по определению психологической возможности конкретных лиц (отца или матери) обеспечить воспитание детей.

     В этих обстоятельствах проводится психологическая или психолого-психиатрическая экспертиза родителя или опекуна. Подробно о ней можно экспертиза опекуна, родителя, отца, матери.         

               Бесплатно проконсультироваться по вопросам связанным проведением экспертизы можно позвонив профессиональному судебному эксперту – психологу по телефону 8(495)118-31-03.  

Сроки и стоимость проведения экспертных исследований. Срок проведения психолого-педагогической экспертизы

   В некоммерческих экспертных учреждениях Москвы полноценная психолого-педагогическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений для предоставления заключения в суд обычно длится, в зависимости от сложности, не менее 10 дней.

     В государственных экспертных учреждениях на это уходит обычно не менее месяца.

   Психодиагностика одного человека может быть проведена в течении трех-пяти суток, в зависимости от профессионализма и загруженности эксперта. Исследование для органов опеки и попечительства длится обычно 3-7 суток.

Психолого-педагогическая экспертиза детей и взрослых. Стоимость экспертных исследований ребенка и детско-родительских отношений

виды экспертных исследований срок цена результат
Психологическая диагностика ребенка 3-5 суток 13 000 Справка психолога
Психологическая диагностика родителя (опекуна) 3-5 суток 13 000 Справка психолога
Психологическое исследование для органов опеки и попечительства 3-7 суток 14 000 Справка эксперта
Психологическая (психолого-педагогическая) экспертиза для суда (по определению суда) от 6 до 14 суток от 43000 Заключение эксперта по результатам судебной психолого-педагогической экспертизы
Психологическая (психолого-педагогическая) экспертиза для суда (по инициативе сторон) от 6 до 14 суток от 37 000 Заключение психологической экспертизыЗаключение психолого-педагогической экспертизы
Очная консультация по вопросам судебной экспертизы 30 мин 2500 ответы на вопросы, устные рекомендации судебного эксперта
Постановка экспертом вопросов для судебной экспертизы 24 часа 5000 письменные рекомендации судебного эксперта

Звоните прямо сейчас 8(495)741-11-72 
и мы ответим на все Ваши вопросы!

 Основной целью психологической экспертизы детско-родительских отношений является необходимость обеспечения суда объективной информацией о психологических особенностях ребенка, его родственников, отношений между ними через призму интересов ребенка, его дальнейшей судьбы, участия в этой судьбе родственников в той мере, в которой они могут максимально позитивно обеспечить непрерывность и качество процесса воспитания и развития ребенка, ухода за ним. 

           Где проводится психолого-педагогическая экспертиза? Место проведения экспертизы:

– Москва, ул. Тверская, д.20, стр.1,

  • (станции метро: Пушкинская, Тверская, Чеховская).
  • – Место проведения экспертизы в регионах – уточняйте по телефону 8(499)390-32-97 или у регионального представителя.

Экспертные задачи судебной психолого-педагогической экспертизы детско-родительских отношений.  

  1. Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:
  2. -Благоприятен ли для воспитания и развития ребенка микроклимат в семье?
  3. -Имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком?
  4. -К кому из родителей ребенок привязан больше?
  5. -Как часто ребенок хотел бы общаться с матерью в случае проживания в семье отца?
  6. -Как часто ребенок хотел бы общаться с отцом в случае проживания в семье матери?

-Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?

  • -Каков уровень тревожности ребенка?
  • -Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на  психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?
  • -Каково действительное отношение матери и отца к ребёнку?
  • -Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?
  • -Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?
  • -Каково реальное психологическое отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?
  • -Каково реальное психологическое отношение ребенка к мачехе?
  • -Каково реальное психологическое отношение ребенка к отчему?
  • -Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?
  • -Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?
  • -Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?
  • -Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?
  • -Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?
  • -Каково мнение ребёнка относительно порядка и графика встреч с отдельно проживающим родителем?

-Выражает ли ребёнок какое-либо мнение относительно проживания с кем-либо из родителей? Если выражает то какое?

  1. -Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребенка сформировалось желание (мнение ребёнка) проживать с матерью (отцом)?
  2. -Соответствует ли уровень психического  развития ребенка возрастным нормам?
  3.         Данный перечень вопросов не является исчерпывающим.
  4.      Вопросы на рассмотрение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений должны подбираться в каждом случае индивидуально в соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации, исходя исключительно из потребности в специальных психологических познания дознания, следствия и суда.

          Как правильно поставить вопросы на разрешение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений?

   Для того, чтобы четко понимать для чего суду нужна судебная психологическая экспертиза данного вида необходимо подробно ознакомиться с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.1998 №10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”.

  •    В данном документе Пленум верховного Суда четко определяет юридические приоритеты судебного разбирательства по делам связанным с разводами и определением места жительства ребенка, его прав, прав разводящихся супругов. 
  • Позвоните сейчас нам по телефону:
  • 8(495)741-11-72
  • или
  • Оставьте заявку в форме обратной связи
  • и мы перезвоним Вам сами
  • Заполняя данную форму и нажимая на кнопку “Отправить”, Вы принимаете Положение и Согласие на обработку Ваших персональных данных.

Источник: https://www.psy-expert.ru/sppe/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector