Психодиагностика. психологический диагноз и прогноз — справочник студента

В результате освоения материала главы студент должен: знать

  • • содержание понятия психологический диагноз;
  • • принципы организации психодиагностического обследования;
  • • принципы подбора психодиагностического инструментария;
  • • отличительные особенности психодиагностического обследования;
  • • принципы написания психодиагностического заключения; уметь
  • • выделять ключевые признаки психологического диагноза;
  • • формулировать психодиагностические гипотезы;
  • • разрабатывать различные типы рекомендаций; владеть
  • • навыками формулирования психологического диагноза;
  • • навыками сбора психологического анамнеза.

Понятие психологического диагноза

Понятие психологического диагноза является одним из ключевых в понятийном аппарате психодиагностики. Слово «диагноз» заключено в самом названии этой научной дисциплины (от греч. |/г>хЛ — «душа» и Siayvcoaiq — «распознавание»).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Понятие «диагноз» широко используется в различных областях науки и техники, поскольку задача распознавания состояния какого-либо объекта или человека является значимой для решения ряда практических задач в технике, медицине, психологии, педагогике, биологии и пр.

Значительный вклад в разработку теории психологического диагноза и его основных содержательных характеристик внесен А. Ф. Ануфриевым, Л. Ф. Бурлачуком, Л. С. Выготским, К. М. Гуревичем, Ю. М. Забродиным, С. Н. Костроминой и др.

Так, Л. С. Выготский указывал на различия между психологическим измерением и психологическим диагнозом.

По мнению Выготского, основным назначением психологического измерения является выявление, установление симптома, в то время как психологический диагноз относится к окончательному суждению об изучаемом явлении и строится на основании толкования и сопоставления симптомов, выявленных в результате психологического измерения.

Психологический диагноз представляет собой конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности[1].

Важно запомнить!

С. Н.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Понятие инвестиционной деятельности. объекты и субъекты инвестиционной деятельности - справочник студента

Оценим за полчаса!

Костромина приводит следующее определение психологического диагноза: «Психологический диагноз — (1) краткое емкое обозначение актуального состояния психической системы или се параметров, (2) обусловливающего особенности поведения и деятельности конкретного человека, (3) представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения (умозаключения), (4) на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего развития (будущего состояния) и (5) формулирование рекомендаций»[2].

  • Таким образом, психологический диагноз представляет собой психологическое заключение о количественных и качественных особенностях психических образований, отражающее уровень и состояние психического развития человека на конкретном этане его жизненного пути.
  • В то же время важно отметить, что психологический диагноз не ограничивается констатацией определенных особенностей, отражающих актуальное состояние развития человека, но включает в себя предвидение, прогноз дальнейшего развития изучаемой характеристики и выработку рекомендаций на основании анализа всего комплекса данных, полученных в ходе обследования и в соответствии с его задачами.
  • К основным характеристикам психологического диагноза относят следующие[3].
  • Психологичность (антропоцентричность) включаемых в него категорий и суждений (И. Шванцара, А. Ф. Ануфриев), что подразумевает необходимость ориентации при постановке психологического диагноза на механизмы и категории, имеющие психологическую природу и психологическое содержание.
  • Функциональность (А. Р. Лурия, И. А. Коробейников), которая отражает возможность вариативности психических функций в определенном интервале (мере) и в сторону усиления, и в сторону снижения. Диагностические категории и суждения, характеризующие необратимые явления, выходят за рамки компетенции психологического диагноза.
  • Динамичность (Л. С. Выготский, М. М. Семаго, С. Т. Посохова), которая обуславливает содержательную направленность психологического диагноза в сторону вероятного будущего, тенденций и перспектив развития в зависимости от дальнейших условий жизнедеятельности и потенциалов собственного развития человека.
  • Практическая направленность, которая отражает необходимость включения психологического диагноза в целостную деятельность психолога в процессе решения развивающих, профилактических, просветительских задач, а также задач оказания психологической помощи (Ю. 3. Гиль- бух, И. В. Дубровина, Ю. М. Забродин, А. М. Прихожан).

Вопрос для размышления

В чем вам видятся основные различия между медицинским диагнозом и психологи чески м диагнозом ?

Далее — уровни психологического диагноза по Л. С. Выготскому и А. А. Невскому[4].

  • 1. Симптоматический (эмпирический) диагноз ограничивается констатацией и описанием определенных особенностей поведения или симптомов, на основании которых строятся практические выводы. Л. С. Выготский не считал симптоматический диагноз научным потому, что он не выявляет причин, не раскрывает сущности процессов, лежащих в основе описываемых симптомов. Симптоматический диагноз доступен широкому кругу лиц, тесно общающихся с человеком и имеющих возможность наблюдать его поведенческие проявления. Основными методами постановки симптоматического диагноза являются наблюдение и самонаблюдение, поэтому зачастую ошибки восприятия и интерпретации приводят к поверхностным, ошибочным заключениям об индивидуальных особенностях человека.
  • 2. Этиологический диагноз ориентирован не только на выявление определенных особенностей человека (симптомов), но и на анализ причин их возникновения. Изучение истории развития того или иного симптома, выяснение механизмов симптомообразования являются ключевыми характеристиками этого вида диагноза. Л. С. Выготский отмечал, что ошибки в процессе постановки этиологического диагноза могут быть следствием двух причин:
  • 1) упрощенного понимания этиологического диагноза, что предполагает указание на общие факторы и причины, например биологические или социальные, в качестве основных детерминант возникновения исследуемого симптома;
  • 2) игнорирования подлинных причин, определяющих явление, подмены их отдаленными причинами.
  • 3. Типологический диагноз представляет собой высший уровень психологического диагноза, заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности, а также в среднестатистическом ряду. Типологический диагноз ориентирован на определение пути, по которому пойдет дальнейшее развитие исследуемых характеристик, личности в целом. С. Н. Костромина выделяет феноменологический и каузальный уровни типологического диагноза. Первый предполагает выявление психологических синдромов или симптомокомплексов, иод которыми понимается устойчивая совокупность признаков- симптомов, соответствующая одному и тому же явлению и объединенная общей причиной[5]. Постановка каузального типологического диагноза сопряжена с ориентацией на теоретические представления о структуре личности, что сопряжено с определенными трудностями в силу многообразия соответствующих теорий и подходов.

Вопросы для размышления

Как вам кажется, используется ли симптоматическая диагностика в практической деятельности психолога? Для решения каких практических задач в работе психолога возможно и корректно применить симптоматическую диагностику?

Помимо описанных Л. С. Выготским и А. А. Невским уровней психологического диагноза выделяют следующие его виды.

По способу обоснования — клинический и статистический (Я. тер. Лаак, П. Миль, П. В. Яныпин и др.).

  • Клинический диагноз — строится преимущественно на данных клинического интервью, беседы и собственном впечатлении специалиста. Основные приемы, используемые в процессе постановки клинического диагноза: наблюдение, сравнение и классификация. Клинический диагноз в большей степени ориентирован на изучение человека как целостной системы.
  • Статистический диагноз — строится преимущественно на данных психометрических тестов и предполагает проведение диагностического обследования по плану, в котором описаны правила сопоставления полученных данных. Обработка, анализ и интерпретация данных диагностического обследования подчиняются формальным схемам. Статистический диагноз в большей степени ориентирован на объективность, точность и непредвзятость используемой для постановки диагноза информации.

По времени постановки — первичный и вторичный (Н. Семаго, М. Семаго, С. Н. Костромина и др.).

  • Первичный диагноз — диагноз, который основан на описании диагностируемого феномена или симптома в начале его развития.
  • Вторичный диагноз — ориентирован на оценку степени выраженности симптомов, являющихся результатом наличия более ранних (с этиологической точки зрения) проблем. Согласно Семаго, вторичный диагноз ориентирован на оценку динамики развития обследуемого лица, отслеживание эффективности работы по психологическому сопровождению либо оценку состояния и индивидуальных особенностей клиента на этапе завершения работы с клиентом.

По степени сложности — одномерный, многомерный (К. Вайзе, В. М. Воловик, С. Н. Костромина).

  • Одномерный диагноз — ориентирован на изучение отдельного психического процесса, свойства или состояния личности (или рядоположных по своей психической природе процессов).
  • • Многомерный диагноз — представляет собой заключение в отношении разнородных по своей психической природе процессов или анализ ряда причин диагностируемого явления.

Особое внимание в современной психодиагностике уделяется проблеме качества психологического диагноза (Я. тер. Лаак, Р. Хогарт, А. Ф. Ануфриев, А. Л. Венгер, С. Н. Костромина, Г. А. Цукерман и др.).

Основная трудность в процессе постановки психологического диагноза состоит в том, что психодиагносту необходимо «увязать» особенности наблюдаемых в поведении проявлений развития и личностных характеристик, данные об индивидуальных особенностях развития диагностируемых психических образований, информацию о возможных причинах диагностируемых симптомов и ресурсные или компенсаторные возможности человека.

Для характеристики качества психологического диагноза используют термины: «правильность» (А. Ф. Ануфриев), «адекватность» и «валидность» (С. Н. Костромина). Все эти термины стремятся отразить такие ключевые характеристики качественного психологического диагноза, как истинность, точность и соответствие реальности.

Костромина указывает, что валидный психологический диагноз представляет собой достоверный вывод об индивидуально-психологических особенностях обследуемого[6].

Валидность психологического диагноза обеспечивается: а) наличием (совпадением) основных признаков, характеризующих диагностируемое явление (содержательная валидность); б) сопоставлением информации из разных источников в отношении выдвинутых диагностических гипотез и психологических особенностей личности (валидность соответствия); в) установлением взаимосвязи между первичными результатами диагностики и данными, полученными через некоторое время (прогностическая валидность); г) проверкой результатами коррекционно-развивающей работы (катамнез).

А. Ф. Ануфриев признаками качества психологического диагноза называет также его своевременность и коммуникативную ценность. Своевременность диагноза проявляется в его быстроте и оперативности. Быстрота — критерий, который связан со скоростью постановки диагноза.

Оперативность отражает своевременность постановки психологического диагноза, что в значительной мере определяет эффективность возможного психологического вмешательства как с точки зрения его уместности, востребованности, так и с точки зрения возможной модификации тактики проведения обследования и дальнейшей работы с клиентом.

Читайте также:  Интерактивное общение - справочник студента

«В параметре оперативности скрыто умение диагноста четко и быстро определять зону психодиагностического поиска, осуществлять деятельность в соответствии с выдвинутыми предположениями, соотносить конкретный случай с общими и индивидуальными представлениями о причинах актуального состояния объекта психодиагностики, сокращать количество обследуемых элементов психического развития и направлять внимание на наиболее важные факты при получении феноменологических и анамнестических данных, не отвлекаясь на диагностику дополнительных, необязательных для данного случая признаков»[7]. Коммуникативная ценность диагноза характеризуется возможностью передачи психодиагностической информации заявителю, не являющемуся, как правило, специалистом в области психологии[8].

Г. Витцлак в качестве важного критерия качества психологического диагноза рассматривает его трудоемкость.

Данный критерий качества психологического диагноза отражает меру временных, интеллектуальных и иных ресурсных затрат в процессе постановки психологического диагноза.

Трудоемкость психологического диагноза определяется уровнем профессиональной подготовки психодиагноста, особенностями используемых им психодиагностических средств, особенностями конкретного случая.

Для решения практических задач особую роль играет прогностическая ценность психологического диагноза (И. В. Дубровина, К. М. Гуревич, Я. тер. Лаак), что подразумевает возможность предсказания дальнейшего пути развития изучаемых характеристик, а также особенностей реагирования и поведения в значимых ситуациях или при наличии специфической системы требований.

Источник: https://studme.org/247355/psihologiya/psihodiagnostika_prakticheskaya_deyatelnost_psihologa

Психологической диагностики для студентов

Слайд 1

Психологической диагностики для студентов. Выполнила Магистрант 2 курса Воробьева М.А.

Слайд 2

Основные направления деятельности психолога психологической службы, виды психологической работы и используемые методы представлены в таблице. Направление работы Вид психологической работы Используемые методы 1.

Отбор студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование 2.Адаптация новых студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование 3.

Изучение мотивации учебной деятельности студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации Психологическая коррекция Тренинги

Слайд 3

4.Изучение взаимоотношений студентов в учебном коллективе Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации 5.

Повышение стрессоустойчивости студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации Психологическая коррекция Тренинги 6.

Развитие навыков делового общения у студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации Психологическая коррекция Тренинги

Слайд 4

Особенности психологической диагностики, проводимой психологом Направление работы Название методики Цель использования 1.Отбор абитуриентов 1.МЛО «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В.

Чермянина Изучение нервно-психической устойчивости, коммуникативных навыков и моральной нормальной нормативности, составляющих личностный потенциал, а также выявление акцентуаций характера. 2.

Изучение мотивации профессиональной деятельности Методика «Мотивация на успех или избегание неудач», методика «Мотивация обучения в ВУЗе» Выявление доминирующих мотивов, направленности личности на достижение успеха или избегание неудач

Слайд 5

Методики для социальной активности студентов «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева), «Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан, В.А.

Якунин модификация М.Ц. Бадмаевой), «Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн» (Модификация А.М. Прихожан), «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана), Методика «Шкала эмоционального отклика» (А.

Меграбян и Н. Эпштейн)

Слайд 6

«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана) Автором методики является А. А. Реан. Направлена на изучение мотивации успеха. Тест состоит из 20 утверждений, на которые испытуемый должен отвечать «да», «нет».

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.

При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Слайд 7

«Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева) Джеймс Крамбо и Леонард. Махолик, на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла, в 1968 г. разработали тест «Цель в жизни» (PIL — Purpose in Life). Д.А.

Леонтьев исследовал факторную структуру теста осмысленности жизни и на основании полученных при факторном анализе результатов тест осмысленности жизни был преобразован в многомерный «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО).

Цель данной методики — изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я. Методика СЖО включает 20 описаний действий, переживаний или состояний, которые оцениваются по семибалльной шкале в зависимости от того, насколько они характерны, типичны для испытуемого.

Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля: «Цели в жизни», «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)», «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни».

Слайд 8

Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале.

Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия.

После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым. Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.

Слайд 9

«Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин модификация М.Ц. Бадмаевой) Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.

Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа. Цель теста: диагностика учебной мотивации студентов.

Методика включает в себя 7 шкал — коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа, всего 34 мотива учебной деятельности, каждый из которых испытуемому предлагается оценить по 5-балльной системе по значимости для самого испытуемого: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов — максимальной. При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

Слайд 10

«Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн» (Модификация А.М. Прихожан) Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн названа по именам двух ее авторов. Тамара Дембо данную методику разрабатывала с целью изучения представлений о счастье. С. Я. Рубинштейн создала модификацию методики Дембо для изучения самооценки. А.М.

Прихожан также модифицировала методику, добавив еще три шкалы: «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками, внешность». А вместо шкалы «счастье» введена шкала «уверенность в себе». Таким образом данная методика имеет 7 шкал.

Тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки, устойчивость самооценки, степень реалистичности (адекватности) самооценки, степень критичности, требовательности к себе, степень удовлетворенности собой.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е.

уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.

При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается).

Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам). Затем рассчитывается средняя величина каждого показателя по всем шести шкалам.

Слайд 11

Методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейн) Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним.

Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия или несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии.

Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни. Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия или несогласия с каждым из них.

Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. По сравнению с исходным вариантом опросника несколько изменена шкала ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки. Обработка проводится в соответствии с ключом.

За каждый ответ начисляется от 1 до 4 баллов. Для анализа полученных данных использовались методы математико-статистической обработки данных: Описательная статистика; Корреляционный анализ.

Слайд 12

МЕТОДИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ (А.А.РЕАН И В.А.ЯКУНИН, МОДИФИКАЦИЯ Н.Ц.БАДМАЕВОЙ) Инструкция к тесту Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Слайд 13

ТЕСТ 1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия. 2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. 3. Хочу стать специалистом. 4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности. 5.

Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии. 6. Чтобы не отставать от друзей. 7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания. 8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов. 9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте. 10.

Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми. 11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого. 12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке. 13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу. 14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих. 16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем. 17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5». 18. Просто нравится учиться. 19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его. 20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям. 21.

Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы. 22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания. 23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности. 24. Любые знания пригодятся в будущей профессии. 25. Потому что хочу принести больше пользы обществу. 26.

Стать высококвалифицированным специалистом. 27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью. 28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей. 29. Быть на хорошем счету у преподавателей. 30. Добиться одобрения родителей и окружающих. 31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой. 32.

Потому что знания придают мне уверенность в себе. 33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение. 34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

Слайд 14

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА • Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32. • Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19. • Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34. • Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26. • Шкала 5.

Мотивы творческой самореализации: 27, 28. • Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24. • Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

Слайд 15

«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана Инструкция : отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет».

Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.

Слайд 16

Текст опросника Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех. В деятельности активен. Склонен к проявлению инициативности. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

Читайте также:  Учет транспортного налога - справочник студента

Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Слайд 17

Ключ к опроснику Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20. Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Обработка результатов и критерии оценки За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7 , то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20 , то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13 , то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.

При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех. Мотивация на успех относится к позитивной мотивации.

При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели.

целеустремленность. Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий.

Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах.

Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/03/10/psihologicheskoy-diagnostiki-dlya-studentov

Психологическое заключение. Психологический диагноз

Содержание:

В психологическом заключении резюмируются данные об особенностях развития ребенка, полученные при обследовании.

Обосновываются пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательность коррекционно-развивающих мероприятий, а также подключения к работе с ним тех или иных специалистов.

Оценивается уровень адаптации ребенка в социуме и образовательной среде и делается прогноз его дальнейшего развития как при благоприятных, так и при неблагоприятных условиях. Все это чрезвычайно важно для определения образовательного маршрута.

  • Структура психологического заключения представляет собой взаимосвязь общей и итоговой частей.
  • Общая часть психологического заключения содержит: • основные данные ребенка (фамилия, имя, возраст на момент обследования); • жалобы родителей или педагогов; • наиболее важные анамнестические данные; • описание внешнего вида, поведения ребенка в процессе обследования, адекватность, критичность; • характер деятельности (целенаправленность, вид используемой помощи); • операциональные характеристики деятельности, в том числе сформированность регуляторной сферы; • особенности познавательной деятельности и ее компонентов (мнестической, речемыслительной); • результирующую оценку уровня интеллектуального развития; • характеристику аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей, межличностных отношений ребенка;
  • • краткое описание сформированности системы базовых составляющих (произвольной регуляции, пространственно-временных представлений и уровней аффективной организации) с определением уровней, которые дефицитарны.
  1. Итоговая часть заключения психолога: • психологический диагноз; • вероятностный прогноз развития;
  2. • рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
  3. Общая часть заключения психолога ориентирована не только на специалистов, но и на тех, кто контактирует с ребенком (педагоги, администрация, другой обслуживающий персонал), и должна давать представление о его трудностях и особенностях.
  4. Итоговая часть адресована профильным специалистам — психологу, логопеду, дефектологу, врачам, другим специалистам сопровождения (скачать «Образец заключения психолога»).

В начале общей части психологического заключения необходимо описать отношение ребенка к обследованию, мотивацию его деятельности. Далее приводятся темповые характеристики деятельности, особенности работоспособности, их динамика (в процессе работы, при воздействии каких-либо помех и т.п.).

Детализируются те результаты, которые выходят за рамки социально-психологического норматива (СПН) как в сторону снижения, так и в сторону повышения результативности.

Отмечаются сильные качества ребенка, позволяющие компенсировать имеющиеся трудности (например, устойчивая работоспособность, высокая помехоустойчивость, отсутствие проблем мнестического характера, высокая мотивация).

Отмечается уровень сформированности произвольной регуляции психической активности, в первую очередь функции контроля и программирования деятельности.

Описание развития когнитивного звена традиционно включает характеристику особенностей мнестической деятельности, особенности переключения, распределения внимания, наличие инертности речи. Здесь же приводятся результаты выполнения заданий, вербального и невербального (перцептивно-логического) характера, их результативность по сравнению с условно нормативными показателями.

Принципиально важно отметить особенности сформированности пространственно-временных представлений, а именно на каком их уровне возникают проблемы. Это дает возможность определить начальный уровень коррекционной работы, ориентированной на познавательную деятельность. Именно здесь необходимо отметить объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого, обучаемость ребенка в целом.

В плане оценки аффективно-эмоциональной сферы описываются общий эмоциональный фон, его изменения и адекватность ситуации на протяжении обследования, преимущественный тип эмоционального реагирования, в том числе на стрессогенные ситуации в процессе обследования.

Если они имеются, отмечаются неадекватные ситуации реакции, фантазии и идеи, выраженность аффективных переживаний (по отношению к собственной деятельности, к зонам своих интересов, к реакциям окружающих).

Делается вывод о зрелости эмоциональной сферы, сформированности самооценки и уровня притязаний, специфике отношений с детьми и взрослыми. Желательно объединить всю эту информацию в целостное представление о «профиле» аффективной организации (сформированности ее уровней).

Результирующей такого целостного представления о ребенке является психологический диагноз.

Сама его постановка предполагает понимание механизмов и вероятных причин, приведших к данному варианту развития.

Наше мнение о праве психолога на постановку психологического диагноза и непосредственно связанного с ним определении образовательного маршрута неоднократно высказывалось в наших лекциях.

В психологический диагноз включается краткое, но емкое описание следующих важных элементов: • типологический вариант развития как основной вывод специалиста; • уровень общего психического тонуса, психической активности и работоспособности;

• характер (профиль) латеральных предпочтений.

В свою очередь,вероятностный прогноз развития опирается на понимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей ситуации развития. Его следует рассматривать как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях. Здесь же можно оценить адаптационные возможности ребенка в образовательном пространстве.

В рекомендациях должна быть прописана структура предполагаемого образовательного маршрута ребенка: тип и вид обучения; форма и режим обучения; последовательность включения в работу с ребенком тех или иных специалистов; организация сопровождения ребенка специалистами «вспомогательного плана» (психологами, психотерапевтами, логопедами, специалистами медицинского профиля и пр.).

Педагогу должны быть даны предложения по организации наиболее продуктивной работы с ребенком с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения, необходимого уровня индивидуализации процесса обучения с учетом регуляторной, мотивационной и эмоциональной зрелости ребенка.

При необходимости кардинального изменения вида или даже типа образовательного учреждения психолог должен рекомендовать родителям обращение в ППМС-центр или непосредственно на ПМПК. Родителям даются рекомендации в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и пониманием ими проблем ребенка.

В случае несогласия родителей с предлагаемыми мероприятиями их отказ следует зафиксировать. При необходимости (по желанию родителей) дубликат заключения может быть выдан им в письменном виде. В этом случае заключение должно быть написано таким образом, чтобы, не ущемляя прав ребенка, дать достоверную информацию в понятной для родителей форме.

Скачать образец психологического заключения

Наталья СЕМАГО, кандидат психологических наук Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наук

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/psihologicheskoe-zaklyuchenie-psihologicheskii-diagnoz.html

Клинико – психологическая диагностика в клинической психологии, её цели, задачи

Диагностический процесс — это процесс различения нормы и патологии. Он проводится через анализ различной информации о развитии и жизни человека с целью сделать выводы о природе и причинах имеющейся проблемы. Диагностический процесс завершается постановкой диагноза — определением характера расстройства. Следует различать медицинский и клинико-психологический диагноз.

Медицинский диагноз фокусируется на формальном отнесении видимой психологической проблемы к конкретной таксономической единице — наиболее подходящему названию, включенному в принятую систему классификации. Правильное определение названия расстройства автоматически предопределяет возможный круг его причин и соответствующее воздействие на них посредством специфического лечения.

Клинико-психологический диагноз представляет собой психологический анализ проблемы (оценка поведения, психических функций и эмоций, состояния личности и внешних обстоятельств нарушения).

Фактически клинико-психологический диагноз представляет не просто правильное распознавание и выбор подходящего названия расстройству, а описание особенностей поведения, мыслей и чувств, характерных для того или иного психического расстройства.

Цель диагностического процесса — ответить на психологически поставленные вопросы и подготовить фундамент для решений в рамках процесса решения проблемы.Относительно простую, но действующую схему хода диагностического процесса выдвигает Камински, предлагая следующие пошаговые действия: постановка вопроса, сбор данных, диагноз, консультация, лечение, заключение.

Клинико-психологическая диагностика имеет следующие функции: описание, классификация, объяснение, прогноз, оценка, которые могут относиться как к отдельным индивидам, так и к межличностным системам (партнерам, семьям, группам, организациям) и имеют значение и для исследования, и для практики. В зависимости от функции и цели выбираются разные диагностические концепции и процессы, а также не в последнюю очередь разные методы обследования.

  • описание проблемы или расстройства (главные и сопутствующие признаки; степень выраженности — продолжительность, интенсивность, частота возникновения и глубина проблемы; обстоятельства, при которых происходит возникновение или обострение патологического состояния);
  • —   формальная классификация проблемы или расстройства (определение типа);
  • —   объяснение возможных причин или условий возникновения проблемы или расстройства;
  • —  прогноз развития проблемы или расстройства (формулирование предположений о развитии патологического состояния в определенных обстоятельствах);
  • общая психологическая оценка (позволяет составить дальнейший план действий и затем оценить их эффективность в процессе сравнения оценки до начала и после окончания терапевтических воздействий).
  • Специфика клинико-психологической диагностики:
  • синдромальность — выделение и качественное описание синдрома,
  • прогностичность (ключевая характеристика эффективности любой оценочной (тестовой) процедуры).

Диагностика — это первая стадия деятельности клинических психологов. Существует целый ряд диагностических задач: Клинико-нозологическая диагностика в психиатрической клинике — занимается собиранием данных для психологической диагностики.

Топическая психологическая диагностика — занимается анализом различных локальных поражений мозга. Личностная (типологическая) диагностика — уделяет своё основное внимание людям с высоким уровнем психосоматических, нервно-психических заболеваний и пограничных расстройств.

  1. Функциональная диагностика — осуществляет экспертные задачи, оценивает динамику психического состояния человека и прочее.
  2. Также существует диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных случаях аномального развития и диагностика с целью психологических изменений.
  3. Диагностика бывает:

1)  нозологическая — основной акцент в нозологически ориентированной клинико-психологической диагностике делается на различении отдельных признаков расстройства и определении их связи с патологическим процессом. Патологические признаки обозначаются с помощью системы симптомов.

  • Симптом — это строго фиксированное по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией.
  • Совокупность всех симптомов образует симптомокомплекс, в котором можно выделить ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов, образующих синдром.
  • Синдром — это строго формализованное описание закономерного и устойчивого сочетания симптомов.
  • Использование понятий симптома и синдрома позволяет описать состояние пациента строго формализованно, поскольку раскладывает целостную психическую деятельность на отдельные типичные единицы, что важно для распознавания сущности нарушения.
  • 2)  топическая — заключается, главным образом в помощи психологов в нахождении поражённой области мозга, поражения мозга;
  • 3) индивидуально-психологическая — основана на диагностике личности человека, для того, чтобы узнать его предрасположенность к разным болезням посредством его личных черт и особенностей, а также этот способ позволяет сделать коррекционные и реабилитационные рекомендации после болезни;
  • 4)  диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза с целью выявления случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития психики;

5)  диагностика, взаимосвязанная с разными способами психологического влияния. Психологическая диагностика должна быть до момента какого-либо воздействия.

Норма – отдельно взятый критерий или система показателей (нормативов) необходимого состояния, ориентир желаемого направления процесса, которые соответствуют знаниям общества и удовлетворяют его потребности.

Всякое отклонение от установленной нормы можно охарактеризовать как патологию. Под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма, но в клинической психологии в содержание этого понятия также включаются и такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов.

Термин «патология» происходит от оригинального значения древнегреческого слова patos, означающее страдание.

Следовательно, под патологиейможно понимать только такие отклонения от нормы, при которых человек чувствует эмоциональный дискомфорт.

Однако в области психических, личностных и поведенческих отклонений от нормы у человека зачастую не возникают никакого субъективного дискомфорта и чувства страдания.

Источник: https://students-library.com/library/read/64818-kliniko-psihologiceskaa-diagnostika-v-kliniceskoj-psihologii-ee-celi-zadaci

Ссылка на основную публикацию