Проблема «нормального» характера — справочник студента

Проблема «нормального» характера - Справочник студента

Оптимизация двигательной активности детей старшего

Проблема «нормального» характера - Справочник студента

Двигательная активность детей дошкольного возраста в

Проблема «нормального» характера - Справочник студента

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ по организации двигательной

Проблема «нормального» характера - Справочник студента

Формирование мотивации физической активности

Проблема «нормального» характера - Справочник студента Проблема «нормального» характера - Справочник студента

Здоровьесберегающая педагогика и технологии ее реализации

Проблема «нормального» характера - Справочник студента

Мандрыка Л.А. — Развитие быстроты двигательной реакции

Проблема «нормального» характера - Справочник студента

ПРОТОКОЛ № 2 от «29» января 2015г.

Проблема «нормального» характера - Справочник студента

ВВЕДЕНИЕ — Омский колледж профессиональных технологий

Проблема «нормального» характера - Справочник студента

Мотивация как явление человеческой деятельности и её роль в

334 женский спорт с точки зрения зависимости двигательной

Справка по результатам тематического контроля по

Рекомендации по выполнению практической работы по

Конспект педагогического совета по теме Двигательная

Клиническая (медицинская) психология

Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста

Развитие двигательной активности детей

занятие №21. Организация физической деятельности

Voronezh State University :: How to Apply

Цветкова Н. В., Кошкина А. В. — КГБ ПОУ Комсомольский

Положение О службе по содействию трудоустройству

Движение — Волгоградский медицинский колледж

Источник: https://studylib.ru/doc/221270/problema-normal._nogo-funkcional._nogo-razvitiya-studentov

Современные проблемы питания студентов

  • СОВРЕМЕННЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  ПИТАНИЯ  СТУДЕНТОВ
  • Чепурная  Екатерина  Александровна
  • студент  II   курса  специальности  «Сестринское  дело»  группы  «В-21»,  ГБОУ  СПО  «Краснодарский  краевой  базовый  медицинский  колледж»  Министерства  здравоохранения  Краснодарского  края,  РФ,  г.  Краснодар
  • E mail
  • Павлова  Татьяна  Юрьева
  • студент  II   курса  специальности  «Сестринское  дело»  группы  «В-21»,  ГБОУ  СПО  «Краснодарский  краевой  базовый  медицинский  колледж»  Министерства  здравоохранения  Краснодарского  края,  РФ,  г.  Краснодар
  • E mailtatiana_pavlova_1997@mail.ru
  • Климова  Ирина  Геннадьевна
  • научный  руководитель,  преподаватель  ГБОУ  СПО  «Краснодарский  краевой  базовый  медицинский  колледж»  министерства  здравоохранения  Краснодарского  края,  РФ,  г.  Краснодар
  • Рудь  Наталья  Кареновна
  • научный  руководитель,  преподаватель  ГБОУ  СПО  «Краснодарский  краевой  базовый  медицинский  колледж»  министерства  здравоохранения  Краснодарского  края,  РФ,  г.  Краснодар

Актуальность:   Проблема  здорового  питания  —  одна  из  самых  актуальных  в  наши  дни.

  Полноценное  питание  предусматривает  потребление  достаточного  количество  белков,  жиров,  углеводов,  витаминов,  макро-  и  микроэлементов  для  нормального  функционирования  организма  в  целом.  Многие  болезни  желудочно-кишечного  тракта  «молодеют»  —  это  гастриты,  язвенная  болезнь  желудка  и  различные  нарушения  обмена  веществ.

  Наше  физическое  здоровье,  состояние  иммунитета,  долголетие,  психическая  гармония  —  все  это  напрямую  связано  с  проблемой  здорового  питания  человека.

Для  студентов  проблема  питания  стоит  особенно  остро.  В  связи  с  недостатком  времени  у  студентов  нет  возможности  соблюдать  правильный  режим  приемов  пищи  в  количестве  3—4  раз.  Также  характерен  в  основном  сидячий  образ  жизни  —  гиподинамия.

  В  сочетании  с  плохим  рационом  питания  это  пагубно  влияет  на  организм  и  его  состояние.  Студенческая  пора  очень  насыщенна  и  разнообразна,  отличается  большим  перенапряжением  нервной  системы.

  Нагрузка,  особенно  в  период  сессии,  значительно  увеличивается  вплоть  до  15—16  час  в  сутки.  Хроническое  недосыпание,  нарушение  режима  дня  и  отдыха,  характера  питания  и  интенсивная  информационная  нагрузка  могут  привести  к  нервно-психическому  срыву.

  В  компенсации  этой  негативной  ситуации  большое  значение  имеет  правильно  организованное  рациональное  питание.

Материалы  и  методы.  В  данной  работе  нами  были  использованы  следующие  источники:

•      В.А.  Тутельян,  А.И.  Вялков,  А.Н.  Разумов  и  др.  «Научные  основы  здорового  питания».  Панорама,  2010.

•      В.М.  Куковякин.  «  Азбука  здорового  питания  ».  Рипол  Классик.  2007.

•      М.М.  Безруких,  Т.А.  Филиппова,  А.Г.  Макеева.  «  Формула  правильного  питания  »  (методическое  пособие).  ОЛМА  Медиа  Групп,  2009.

•      «Гигиена  »  под  редакцией  Ю.  П.  Пивоварова;  в  двух  томах.  Москва,  издательский  центр  «Академия»,  2013.

Нами  было  проведено  анкетирование  учащихся  колледжа,  в  котором  приняло  участие  100  студентов.  Мы  сравнили  количество  калорий,  потребляемые  студентами,  и  сопоставили  их  с  нормами.

  Подсчитали  потребление  белков,  жиров  и  углеводов  учащихся  в  рационе  их  питания  за  день  и  также  сравнили  их  с  нормами,  установленными  для  их  возраста.

  Полученным  результатам  и  посвящена  наша  работа.

Анкетирование  проводилось  среди  студентов  2  курса.  В  анкетировании  принимали  участие  девушки  в  возрасте  16—18  лет.

  Женский  пол  был  выбран  в  связи  с  тем,  что  среди  молодых  девушек  очень  популярна  практика  неполноценных  диет,  направленных  на  уменьшение  потребления  калорий  и  снижение  веса  за  короткие  сроки.  Их  попросили  заполнить  следующую  таблицу:

Таблица  1.

Суточный  рацион  питания

Приемы  пищи Наиме
нование  продуктов
Масса  продукта,  г Содержание Калорий
ность  продуктов,  ккал
Общая  калорий
ность,  ккал
Б,  г Ж,  г У,  г
завтрак 1.
2.
3.и  т.  д.
обед 1.
2.
3.и  т.  д.
ужин 1.
2.
3.и  т.  д.
Итог:

Исходя  из  полученных  данных,  нами  были  рассчитаны  белки,  жиры  и  углеводы  в  каждом  продукте,  а  также  калорийность  блюд  и  общая  калорийность  за  день.

Суточная  потребность  калорий  для  студенток  16—18  лет  I  группы  интенсивности  труда  («легкий  труд»)  составляет  2300  ккал.  Потребность  в  белках  —  75  г,  в  жирах  —  80  г,  в  углеводах  —  300  г.  Этого  количества  достаточно  для  нормального  функционирования  организма  и  поддержания  нормальной  умственной  и  физической  активности.

  1. Результаты  исследования  таковы: 
  2. •      Среднее  суточное  потребление  калорий  составило  1269;
  3. •      Студенты  употребляют  белки  в  количестве  52  г;
  4. •      Количество  употребляемых  жиров  составило  60  г;
  5. •      Среднее  количество  употребляемых  углеводов  —  154  г.

Как  видно  из  полученных  данных,  студентки  явно  получают  недостаточно  калорий  с  пищей.  В  рационе  питания  общее  употребление  калорий  снижено  на  45  %  (см.  диаграмма  1),  по  сравнению  с  установленными  нормами.  Употребление  белков  в  пище  снижено  на  31  %,  употребление  жиров  —  на  25  %,  а  углеводов  —  на  49  %  (см.  диаграмма  2).

Проблема «нормального» характера - Справочник студента

Диаграмма  1.  Соотношение  суточной  нормы  калорий  с  потребляемой  студентами

Проблема «нормального» характера - Справочник студента

Диаграмма  2.  Соотношение  норм  Б,  Ж,  У  с  действительным  рационом  студентов,  в  г

Полученные  данные  свидетельствует  о  неполноценном  питании,  недоедании  и  несбалансированном  рационе.  В  среднем  около  61  %  учащихся  пропускают  завтрак,  либо  употребляют  бутерброды  с  чаем,  что  является  неполноценным  завтраком.

  В  норме  на  первый  прием  пищи  необходимо  употреблять  продукты,  содержащие  сложные  углеводы  и  клетчатку  (различные  каши,  цельнозерновой  хлеб,  фрукты).  Практически  все  опрошенные  не  потребляют  в  обеденный  прием  пищи  горячих  и  жидких  блюд.

  2  %  девушек  из  числа  опрошенных  сознательно  пропускают  ужин,  так  как  следуют  диетам  для  контроля  веса.  87  %  студентов  практически  не  употребляют  фрукты  и  ягоды,  что  приводит  к  несезонным  гиповитаминозам. 

Последствия  такого  питания  могут  быть  очень  серьезными.  Систематическое  недоедание  ведет  к  падению  веса,  исхуданию,  понижению  работоспособности,  снижению  реактивности  и  сопротивляемости  организма  к  заболеваниям.

Читайте также:  Основные требования к подготовке педагога - справочник студента

  Отдаленные  последствия  недоедания  выражаются  в  ослаблении  функций  пищеварительных  органов,  умственных  способностей  и  др.  А  так  как  в  организме  молодых  людей  еще  не  завершено  формирование  ряда  физиологических  систем,  в  первую  очередь  нейрогуморальной,  то  они  очень  чувствительны  к  нарушению  сбалансированности  пищевых  рационов.

  Также  недоедание  может  привести  к  ряду  нервных  расстройств  (появляется  нервозность,  расстройства  сна  и  памяти).

В  результате  проделанной  нами  работы,  мы  получили  следующие  выводы:

•      Студенты  нашего  колледжа  получают  недостаточное  количество  калорий,  белков,  жиров  и  углеводов,  т.  е.  не  доедают.  Фрукты  и  овощи  составляют  очень  малый  процент  от  всего  рациона.

•      Многие  студенты  поддерживают  неправильный  рацион  питания.  Пропускают  один  или  несколько  приемов  пищи,  что  негативно  сказывается  на  самочувствии  студентов  и  их  успеваемости.  Как  показало  анкетирование,  у  44  %  опрошенных  имеются  заболевания  ЖКТ,  а  у  78  %  периодически  проявляются  симптомы  этих  заболеваний.

  • •      Нежелание  портить  себе  имидж  среди  студентов  приводит  к  тому,  что  учащиеся  не  приносят  домашнюю  полезную  еду  с  собой  в  колледж.
  • •      Студенты  в  колледже  часто  перекусывают  вредными  продуктами  —  чипсами,  сухариками,  шоколадками,  что  неизбежно  приводит  к  негативным  последствиям.
  • Проанализировав  полученные  выводы,  мы  составили  рекомендации  студентам  по  улучшению  качества  рациона  питания:

•      Питаться  не  менее  3—4  раз  в  сутки.  Включать  в  рацион  жидкие  и  горячие  блюда.

  1. •      Приносить  с  собой  в  колледж  фрукты  или  домашнюю  еду  для  перекусов  между  приемами  пищи.
  2. •      Проводить  подобное  анкетирование  самостоятельно  в  домашних  условиях  для  подсчета  суточного  потребления  пищи,  выявления  отклонений  от  нормы.
  3. •      Сократить  потребление  вредных  продуктов  (чипсов,  сухариков,  шоколада).
  4. •      Отказаться  от  неполноценных  диет  по  снижению  веса.

Источник: https://sibac.info/studconf/natur/xviii/37942

Проблемы “нормального” характера

В какой степени характер человека стабилен? Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и, активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера.

Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери.

То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (вспомним первую стадию личностного развития по Э.Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве.

Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых.

В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.

Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни.

Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами.

Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

  • В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.
  • К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
  • Теперь обратимся к выяснению того, как соотносятся характер и личность.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память.

Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле.

В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием.

Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым.

Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Читайте также:  Движущие силы и диалектика воспитания - справочник студента

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта — замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, — экстраверсия и интроверсия.

Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К. Юнг1.

«Рассматривая течение человеческой жизни, — писал он, — мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью»2.

Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй — интровертированным.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям.

В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг.

В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг.

Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.

С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстратив-ность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно.

Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью, психастеничностью.

Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.

Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

Источник: https://studwood.ru/1547859/psihologiya/problemy_normalnogo_haraktera

Кононенко Н.А. Специфика совладающего поведения у студентов

Библиографическая ссылка на статью:
Кононенко Н.А. Специфика совладающего поведения у студентов // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2238 (дата обращения: 26.03.2019).

Многие задачи, возникающие в период студенчества и непосредственно после окончания вуза (поиск работы и первое трудоустройство, решение учебных и профессиональных задач, решение бытовых вопросов в связи с уходом из родительской семьи, и прочие) требуют проблемно-ориентированной стратегии совладания [8; 12] для достижения поставленных целей – не только для восстановления нормального эмоционального состояния, но и для получения реального результата [5,11]. Период студенчества является периодом, новообразованием которого должно выступать предпочтение реального решения проблем перед другими стратегиями совладания [6], поскольку именно данная стратегия совладания обуславливают мобильность, и как следствие, конкурентоспособность будущего специалиста [4,7]. В соответствии с данным требованием к личности студента следует, что в период студенчества необходимо осуществление формирования проблемно-ориентированной стратегии совладания – совокупности когнитивных, эмоциональных и регулятивно-поведенческих компонентов совладания, обеспечивающих разрешение критических ситуаций.

К когнитивным компонентам проблемно-ориентированного совладания относятся формирование адекватной оценки субъектом себя, возникшей ситуации, имеющихся и требуемых для ее разрешения ресурсов, и достигнутых результатов; к эмоциональным компонентам совладания – отношение к себе как субъекту, способному к разрешению данной ситуации и отношению к ситуации как разрешимой; к регулятивно-поведенческому – способность к поставке задач, выбору способов их решения и контролю за достигаемыми результатами.

Также ряд исследований указывают на специфику формирования совладающего поведения в данном возрасте.

Результаты исследования С. С. Гончаровой [3], направленного на изучение оценки юношеством эффективности способов психологического преодоления негативных событий, свидетельствуют о следующих предпочитаемых молодыми людьми способах преодоления критической ситуации (Таблица 1):

  • Таблица 1
  • Распределение способов преодоления негативных событий
  • по параметру эффективности по мнению юношества

(по результатам исследования С. С. Гончаровой, 2005)

ранг Наименование способа преодоления % выборов
1 Уединение с целью обдумать ситуацию и найти выход 45, 1
2 Анализ проблемы 43, 4
3 Обращение за поддержкой 38, 5
4 Оптимизм 37, 8
5 Отвлечение (на учебу, хобби) 33, 9
6 Конструктивная деятельность 31, 6
7 Альтруизм (внимание к себе идрузьям) 30, 3
8 Переключение внимания 28, 9
9 Сохранение самообладания 28, 6
10 Компенсация 23, 4
11 Эмоциональная разрядка 21, 7
12 Солидарность 19, 7
13 Поиск смысла ситуации 19, 4
14 Игнорировании действительности 17, 8
15 Повышение самооценки 17, 4
16 Относительность 15, 1
17 Религиозность, вера в Бога 13, 8
18 Юмор 13, 5
19, 5 Принятие и стоицизм 11, 8
19, 5 Подавление чувств 11, 8
21 Поиск виновных, ярость 10, 9
22 Пассивное сотрудничество 10, 2
23 Поиск информации по проблеме 9, 9
24 «Мыслительная жвачка» (постоянные мысли о случившемся) 8, 9
25 Самообвинения 8, 2
26 Концентрированное расслабление 7, 2
27 Пессимизм 5, 9
28, 5 Возмущение, жалость к себе 5, 6
28, 5 Активное избегание 5, 6
30 Смирение 3, 3

Кроме того, С. С. Гончарова указывает, что в среднем каждый респондент в своем репертуаре называет от 3 до 9 эффективных способов преодоления (М=5,73±2,96), что также свидетельствует об одновременном использовании нескольких стратегий преодоления критических ситуаций.

Данный показатель несколько ниже, чем у взрослых (М=6,52±3,54).

При этом исследователь указывает на невозможность однозначной оценки преимуществ более широкого «репертуара» способов преодоления кризисной ситуации перед меньшим количеством способов преодоления, приводя результаты исследований, свидетельствующих, что при большем количестве способов преодоления совладание более эффективно [9], так и о «хаотическом») типе личности [16]. Тем не менее результаты данного исследования демонстрируют, что студены имеют верное представление о степени эффективности того или иного способа совладания и понимают возможность использования совокупности различных способов совладания.

Читайте также:  Концепция д. б. эльконина - справочник студента

Но в реальности далеко не всегда студенты используют соответствующую стратегию совладания. Так результаты исследования С. С.

Гончаровой свидетельствуют, что в ситуациях с высокой интенсивностью переживания спектр «помогающих» способов преодоления сужается и наиболее частым становится использование пассивных способов преодоления, связанных с эмоциональным совладанием – «жалость к себе», «самообвинение», «поиск виновных», в поведенческой сфере – «уход от решения ситуации».

Аналогичны и результаты исследований Е. В. Битюцкой [2], которые свидетельствуют, что для преодоления трудной жизненной ситуации, по содержанию связанной с учебной или профессиональной деятельностью, студенты предпочитают использовать стратегии, связанные с привлечением других людей.

Используемые студентами стратегии совладания в ситуациях, связанных с учебной деятельностью, направлены на взаимодействие с социумом характер. Но при этом в меньшей степени задействованы другие компоненты проблемно-ориентированной стратегии совладания – реализацию активных действий.

В случаях, если ситуация возникает однократно или крайне редко, то наиболее интенсивно используются такие копинг-стратегии, как риск, уход от решения проблемы, отказ от активности – что является непродуктивной эмоциональной стратегией совладания. Большинство студентов к окончанию вуза нередко не владеют всеми компонентами проблемно-ориентированной стратегии совладания, не умеют осознанно использовать их в необходимой совокупности.

При этом степень сформированности проблемно-ориентированной стратегии совладания у студентов зависит от индивидуально-личностных особенностей студентов. Так, А. А. Баканова [1] выделяет в период юношества следующие общие способы преодоления кризисной ситуации:

  1. эффективное разрешение благодаря осознанию смысла кризисной ситуации, использованию конструктивных копинг-стратегии и внутренних ресурсов;
  2. неэффективное разрешение из-за неспособности видеть смысл в ситуации и сильной сосредоточенности на эмоциональных переживаниях;
  3. уход от разрешения кризисной ситуации, избегание связанных с ней негативных переживаний, перекладывание ответственности за преодоление ситуации на других людей.

При этом выбор стратегии совладания в значительной степени зависит от гендерной принадлежности. Так, «специфической особенностью девушек является глубокое эмоциональное проживание кризисной ситуации и умение увидеть в ней смысл.

Девушки, сталкиваясь с кризисом, углубляются в его переживание и осмысление, в результате чего становятся способными обращаться к экзистенциальным аспектам трудных жизненных обстоятельств, наделять их особых смыслом. Специфической же особенностью юношей является стремление снижать эмоциональную значимость критической ситуации за счет ухода от ее глубокого осознания.

Юноши теряются, сталкиваясь с кризисом, оказываются слишком захвачены негативными переживаниями, что заставляет их в итоге уходить от осознания своих переживаний»[1,С.83].

Результаты исследования совладающего поведения студенток, проведенного И. Л. Шелеховым, О. Г. Берестеневой и И. А. Дубининой [17] свидетельствуют, что у студенток в зависимости от различий в успешности обучения отличаются и выбираемые стратегии совладания в различных критических ситуациях.

Так, для отличниц характерны высокие значения по таким непродуктивным стратегиям, как «самообвинение» и «уход в себя», а также «активный отдых».

В целом же для успешных студенток характерны эмоционально-доминантый и мобилизационный стили совладания, из чего следует, что отличницы оценивают критическую ситуацию либо как неудачу, либо как вызов.

Значительно в меньшей степени отличницы выбирают проблемно-ориентированный и социотропный стили совладания, что указывает, что успешные студентки редко воспринимают успешные образы критической ситуации как «разрешимой проблемы» и как «задачи для других» (или «совместно с другими»).

Изучив наиболее часто встречающиеся критические ситуации в период студенчества, Т. В. Сборцева [13] выделила три предпочитаемых студентами стратегии совладания – активная, компенсаторная и пассивная.

При этом было выявлено, что когнитивная составляющая индивидуальности студента оказывает влияние на выбор стратегии, особенно такие характеристики, как уровень притязаний и ценностные ориентации. Между уровнем интеллекта и стратегией саморегуляции прямой связи не обнаружено. Также Т. В.

Сборцева указывает, что в значительной степени выбор стратегии определяют особенности эмоциональной сферы, а именно такие характеристики, как внутренняя конфликтность, тревожность и фрустрированность личности.

Особо значимые различия были обнаружены по поведенческому компоненту, а именно в позиции личности, направлению и типу реакции в ситуации фрустрации и особенностям поведения в ситуациях типа конфликта. Результаты исследования, проведенного М. Ш.

Магомед-Эминовым с коллегами [10], направленного на оценку эмоций и копинг-стратегий, возникающих у студентов в результате экстремального события (событие идиосинкразического характера), указывают на следующую особенность: хотя экстремальное событие в наибольшей степени вызывает сильнейшие отрицательные эмоции (тревога, паника, ужас, негодование), тем не менее, преобладающими стратегиями когнитивного совладания были поиск информации о ситуации и выдвижение гипотез о происходящем (то есть поиск дополнительной информации о ситуации), из чего следует, что сами по себе сильнейшие негативные эмоции в экстремальной ситуации сохраняют способность у студентов к дальнейшему анализу ситуации. Как указывают ученые, поиск информации (которую исследователи оценивают как адаптивную копинг-стратегию в данной ситуации) значительно превалирует над неадаптивными и не достаточно адаптивными копинг-стратегиями (рассеянность, агрессия, поиск виновного). Поведенческие копинг-стратегий в основном были представлены в форме активности по эвакуации и в форме продолжения реализации обычного поведения (то есть респонденты, участвующие в исследовании, отметили преобладание стратегий, направленных на решение проблемы и игнорирование ситуации). В целом результаты данного исследования указывают, что в критической ситуации, решение которой жестко ограничено временем, у студентов одновременно реализуются несколько копинг-стратегий – причем если когнитивные копинг-стратегий в большинстве случаев можно считать эффективными по отношению к ситуации, то поведенческие и эмоциональные далеко не всегда продуктивны в представленной ситуации. При оценивании совокупности используемых компонентов стратегий совладания представленные стратегии совладания (примерно в равных пропорциях) соответствуют модели адаптивного копинг-поведения и моделью псевдоадаптивного копинг-поведения (по типологии Н. А. Сирота и В. М. Ялтонского [14]).

Итак, для студентов в отличие от взрослых людей характерен более узкий репертуар стратегий совладающего поведения, при этом в ситуациях с повышенной критичностью и более высокой степенью неопределенности наиболее характерными стратегиями совладания являются стратегии, связанные с эмоциональным совладанием, и стратегии, направленные на всяческое избегание возникшей ситуации, и в меньшей степени – проблемно-ориентированные стратегии, в связи с чем становится актуальным вопрос об условиях формирования компонентов проблемно-ориентированной стратегии совладания у студентов.

Библиографический список

  1. Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте//Безопасность жизнедеятельности – профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт – Петербург, 19-20 ноября 2002 г. – СПб., 2002. – С. 82-84.

Источник: http://human.snauka.ru/2013/01/2238

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector