Принципы государственной образовательной политики — справочник студента

Под системой образования понимается совокупность образо­вательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы. Характер системы образования в любом государстве определяется социально-эконо­мическим, политическим строем, культурно-историческими, на­циональными особенностями страны.

  • Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время в РФ действуют такие принципы:
  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие; единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур; общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений. См. Закон РФ об образовании, ст.2. Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики и, следовательно, характер образования и учебных учреждений в стране.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Образовательные учреждения

Образовательным называется учреждение, которое ведет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе Существуют следующие типы образовательных учреждений. Дошкольное: ясли, детский сад.

Общеобразовательное, со ступенями (начальное, основное, среднее общее): школы, лицеи, гимназии и пр.

Профессиональное (начальное, среднее, высшее): училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии и пр. Специальные (коррекционные) для обучения детей с откло­нениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр.

  1. Учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и пр.
  2. Учреждения для детей-сирот и детей без попечения родителей: интернаты, детские дома.
  3. Другие учреждения: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и пр.

По организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосудар­ственными (частными, общественных и религиозных организаций). Граждане могут использовать разные формы получения образования: в образовательном учреждении, с отрывом от работы рели без него, семейное образование, экстернат.

Органы управления образованием

К органам управления образованием относятся федеральные (общегосударственные), республиканские, краевые, областные,

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Пространственное преобразование фурье - справочник студента

Оценим за полчаса!

[автономных регионов, муниципальные (местные). Каждая сту­пень органов управления обладает своей компетенцией. В целомI управление — процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью образовательных служб.

Важнейшими функциями федеральных органов являются разработка образовательных программ и стандартов, аккредитация и аттстация учреждений и учителей, формирование образовательной инфраструктуры, финансирование, прогнозирование развития образования.

Напомним, что государственные образовательные стандарты — это обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной программы с уровнем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу.

  • Кроме того, органы управления руководят выпуском учебников, учебных пособий и средств, организуют подготовку и переподготовку кадров для образования, обеспечивают развитие педагогической науки.
  • ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  • Директор и коллегиальное управление школой

Школа является образовательным учреждением, и по закону ее деятельностью управляет совет образовательного учреждения (Совет школы). Деятельность совета и школы определяется уставом школы.

Непосредственное управление школой осуществляет директор школы, который может быть нанят, избран или назначен. Основная функция директора — организация, регулирова­ние и контроль учебно-воспитательного процесса, деятельности педагогического коллектива.

Конкретные направления работы по руководству выполняют заместители директора по учебной, воспитательной работе и др.

Управленческие функции выполняют и коллегиальные органы. К ним относится педагогический совет, куда входят все педагогические работники школы. Педагогический совет решает вопросы обучения и воспитания школьников, их аттестации, руководит вместе с заведующим учебной частью методической работой.

В Совет школы входят учителя, родители и представители общественности. По рекомендации Министерства образования туда вводят учеников, но это не везде бывает, равно как и сам совет школы. Этот орган управления находится в современной российской школе в стадии становления.

Его основное назначение — обеспечить представительство общественности, жителей в лице родителей в первую очередь, нуждающихся в образователь­ных услугах и имеющих право принимать участие в управлении школой. С этих же позиций предоставляется членство в совете школы и ученикам.

Учитель

Учитель — специалист, ведущий учебную и воспитательную  работу с учащимися в общеобразовательных школах различного типа. Преподавателем называют такого же специалиста в училище и профессиональной школе.

Того и другого называют также • педагогом. Профессиональные функции учителя школы — обучение, воспитание, научно-методическая и социально-педагогическая работа.

Учитель школы, специалист по преподаванию, [как правило, одного предмета, является обычно классным руководителем

Для выполнения своих функций учитель должен быть профессионально подготовлен в соответствии с государственными стандартами. В самых общих чертах стандартные требования к учителю имеются в квалификационной характеристике — документе на каждую специальность. Требования к учителю описаны; также в ведомственной и научной литературе.

Учитель должен иметь знания по своему предмету, по психо­логии, педагогике, философии и ряду общеобразовательных дисциплин.

Учитель должен владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепеда­гогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные.

Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, со­циально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педа­гогических способностей и профессионально значимых личностных качеств. К последним относятся навыки общения, педагогический такт, интуиция, эмпатия, эмоциональная уравновешенность, педа­гогическая техника.

Педагогическая наука считает, что одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гумани­тарная позиция: толерантность, эмпатическая способность по­нимать ребенка, умение видеть ситуацию глазами ребенка, родителей и умение стимулировать саморазвитие школьника.

Вместе с тем не стоит забывать о ведущей роли учителя, который осуществляет педагогическое руководство формированием личности, то есть определяет содержание и средства, весь характер воспитания.

Профессиональная подготовка, самоподготовка и повышение квалификации учителя ориентированы на стандарты педагогического образования, которые отражены в содержании психоло­го-педагогических курсов, в том числе в этом пособии.

3. Ученик

Учащиеся по Закону РФ об образовании обладают многими правами: правом на выбор образовательного учреждения, форм получения образования, на льготы и материальную помощь, на лечение и обучение в образовательном учреждении коррекционного характера.

Подростки с девиантным поведением, достигшие 11 лет, могут быть направлены по суду в специальные учебно-воспитатель­ные учреждения для медицинской и социальной реабилитации, образования.

По Закону создаются образовательные учреждения и для одаренных детей с выдающимися способностями.

Характеризуя организационно-правовые аспекты жизни уча­щихся, следует учесть социально-экономическую и социокультурную ситуацию, в которой находятся в настоящее время школьники.

Ситуацию определяют, с одной стороны, экономические трудности и финансово-материальное состояние большого числа семей, а также образовательных учреждений и учителей.

Это отражается на качестве жизни, обеспечении необходимых средств и условий для воспитания в семье и школе.

С другой стороны, изменения в стране вызвали фактический отказ образовательных учреждений, системы образования и всего общества от целенаправленных воспитательных воздействий на детей, имеется явный дефицит воспитательной работы на всех уровнях.

Это особенно пагубно в то время, когда культура постмодернизма, средства массовой информации, гласные и негласные установки общества сняли все моральные ограничения и прин­ципом жизни сделали простое: обогащайся и получай наслажде­ние.

Растлевающее влияние примитивного миропонимания сказывается прежде всего на детях. Стремительно растет число школьников, употребляющих наркотики, алкоголь, распростра­няется подростковая преступность, агрессия и другие социальные беды молодежи.

Именно поэтому нужны ответственные взрослые, продуманная педагогическая работа с детьми как в образовательных учреждениях, так и в открытой социальной среде, в «неор­ганизованной» жизни.

Для разумного руководства развитием учащихся школа как государственное учреждение должна иметь обоснованную кон­цепцию воспитания и образования детей. В настоящее время ее нет. Если основой этой концепции является ориентация на ученика, то требуется пересмотр всех компонентов системы образования: целей, содержания, методов и форм обучения, итогового контроля и приема в ВУЗы.

4. Методическая работа в школе

Методическая работа в школе — это деятельность администрации и учителей по совершенствованию педагогического мастерства преподавателей. Основные ее задачи состоят в углублении теоретической «подготовки и профессионального мастерства учителей.

Индивидуальная методическая работа является частью самообразования учителя. Коллективную методическую работу возглавляет педсовет, завуч и проводят методические объединения (комиссии, секции) учителей по предметам и секция классных руководителей.

Руководит работой  предметной методической комиссии опытный учитель.

Содержанием работы МО являются в основном вопросы методики преподавания предмета, планирование курса и изучение отдельных тем, использование новых технологий, методов, средств, форм обучения, изучение передового опыта, вопросы

проверки, качества знаний, формирования умений учащихся.

В практике сложились такие формы методической работы: [посещение и анализ уроков, обсуждение новинок литературы, [конференции, подготовка и обсуждение докладов, обмен опытом, коллективная и индивидуальная разработка тематических планов, рекомендаций. Методическая работа является одним из путей профессионального роста учителя, дает возможность творческой деятельности, научных исследований.

5. Педагогический опыт и инновации

Педагогический опыт — сплав профессиональной подготов­ки и суммы знаний, умений учителя, полученных в ходе работы, умение эффективно решать педагогические задачи, мастерство. Выделяют массовый, передовой, новаторский опыт.

Передовой опыт характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации обучения.

Новаторский опыт характеризуется еще и тем, что учитель открывает новые педагогические факты вводит новые педагогические средства, приемы и методы, создает свою систему работы.

В 80-е годы в России сформировалась группа учителей-нова­торов, каждый из которых имел свои новации в обучении, воспитании и развитии детей, дававшие высокие результаты.

Вместе с тем они имели некоторые общие черты, как-то: приемы активизации и облегчения учебной работы школьника, разработка средств управления познавательной деятельностью (опорные схемы, сигналы), изучение материала крупными блоками и др.

Особо надо отметить стремление новаторов сменить позицию учителя с авторитарной на демократическую, гуманную, что дало название их общему направлению — педагогика сотрудничества (см. литературу).

Передовой и новаторский опыт является предметом интереса как науки, так и практики. Поэтому его изучают учителя, распространяют и внедряют педагогические работники, в том чис­ле методические объединения.

К путям изучения, распростране­ния и внедрения опыта относятся наблюдение, беседы, анализ результатов, открытые уроки, средства массовой информации, создание специальной литературы, рекомендаций, разработок, встречи с авторами опыта, конференции, работа районных методических кабинетов, региональных и центральных служб, научно-исследовательских учреждений.

Новой формой изучения и распространения передового опыта и продуктов научной деятельности являются банки данных — автома­тизированные информационно-поисковые системы, содержащие сведения об опыте, результатах исследований, изобретениях, разработках.

Банк педагогических данных имеет информационные, гносеологические, дидактические и другие функции. Обычно в БПД информация отражена в виде библиографии, аннотации, реферата. В БПД Московского педагогического университета используется новый вид информации — информационно-педагогический модуль (ИПМ).

Это сжатое, без потери существенного смысла изложение опыта или научное сообщение. Модуль позволяет специалисту, не обращаясь к первоисточнику, использовать информацию в своих целях, исследо­вательских, методических, учебных, управленческих и пр.

Данное пособие написано на основе указанной технологии представления информации: содержание раскрыто в сжатых текстах-модулях.

Передовой, новаторский опыт и результаты научных иссле­дований являются основой для педагогической инноватики — научной отрасли о процессе обновления педагогической деятельности.

о принципах, закономерностях, методах и средствах ново­введений в работу всех педагогов, от воспитателя детского сада до ученого и руководителя.

Педагогические инновации, таким образом, — это нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, другой педагогической работы, ведущие к ее большей эффективности. Учитель, работая творчески, может и должен принимать

участие в инновационном процессе.

Современный педагогический процесс у нас в стране и за рубежом характеризуется наличием альтернативных школ. Под этим термином понимаются школы, разрабатывающие новые системы, технологии обучения и воспитания. Это своего рода экспериментальные площадки, работа которых стимулирует нововведения в образовании.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 218;

Источник: https://studopedia.net/10_2858_printsipi-obrazovatelnoy-politiki.html

Учебно-методический комплекс для слушателей специальности переподготовки 1-08 01 71 «педагогическая деятельность специалистов»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 3.
Менеджмент образования

Основы
менеджмента.
Система управления (менеджмента).
Цели и критерии управления.
Миссия и философия образовательного
учреждения.

Принципы
управления:
бюрократия, гибкость,
децентрализация, дисциплинированность,
единоначалие,
коллегиальность, кооперация,
корпоративность,
оперативность,
ротация,
специализация,
справедливое вознаграждение,
эффективность.

Методы
управления. Виды методов по
способам
воздействия на людей. Административные,
экономические,
социологические и
психологические методы.

Организация
системы управления.
Методика оформления и регистрации
образовательного учреждения.

Регламентация
управления.
Виды регламентов для образовательного
учреждения:
Правила
внутреннего трудового распорядка,
Положение
о подразделениях,
должностные
инструкции,
трудовые договоры.

Управление
реализацией стратегии. Три
уровня стратегических изменений в
образовательном учреждении: коренная
реорганизация,
радикальные изменения,
умеренные изменения, стратегические
изменения. Три
вида стратегий: наступления, обороны,
фокусирования и ликвидации.

Тема 4.
Маркетинг образования

Сущность и
концепции маркетинга. Система маркетинга.
Конкурирующие концепции маркетинга:
производственная, продуктовая, сбытовая,
потребительская
и социальная.

Маркетинг
образования. Понятие и характеристика
образовательных услуг. Отличительные
особенности образовательных услуг.

Оценка
конкурентного положения и сегментация
образовательных услуг.Матрица
Бостонской консалтинговой группы.Стратегии
и сценарии развития образовательных
услуг:
стратегия новатора, стратегия
последователя,
стратегия экономии на новациях, стратегия
перманентной посредственности.

  • Сущность
    маркетинговых коммуникаций:
    реклама,
    стимулирование продаж,
    связи с общественностью, прямой маркетинг,
    разработка фирменного стиля,
    ярмарочная и выставочная деятельность,
    сотрудничество.
  • Тема 5.
    Материально-техническая база и
    финансирование
  • учреждений
    образования

Сущность
материально-технической базы и состав
фондов образования. Основные и оборотные
фонды сферы образования. Пассивная и
активная часть основных фондов.

Основные
показатели материально-технической
базы отрасли образования. Натуральные
и стоимостные показатели оценки основных
фондов.
Направления развития материально-технической
базы в образовании.

Содержание
хозяйственного механизма. Исторические
типы хозяйственного механизма. Особенности
хозяйственного механизма в отрасли
образования.
Основные цели хозяйственного механизма
в сфере образования.

Финансирование
учреждений образования.

Распределение
обязанностей между образовательными
учреждениями (бюджетополучателями),
органами управления образованием
(распорядителями и главными распорядителями
бюджетных ассигнований) и органами,
исполняющими бюджет
Принципы бюджетной системы. Статьи
целевого расходования средств бюджетным
учреждением.
Основные
направления нецелевого использования
бюджетных средств.

Тема 6.
Кадровая политика в сфере образования

Сущность и
классификация персонала по категориям.
Рабочие, служащие, специалисты,
руководители. Персонал в системе
образования.

Типы власти
и стили руководства. Охлократия,
автократия, демократия. Авторитарный,
демократический, либеральный, смешанный
стили руководства. Система
работы с персоналом. Кадровая
политика. Подбор персонала. Оценка
персонала. Расстановка персонала.
Адаптация персонала. Обучение кадров.

Читайте также:  Параметры организационной роли - справочник студента

Труд работников
образования и его особенности.
Направления
повышения эффективности воспроизводства
научно-педагогических
кадров.

Организация
и оплата труда педагогических работников.
Сущность заработной платы и ее виды.
Премия, материальная помощь.Основные
принципы оплаты труда для организации.
Рабочее
время работников образования и его
виды. Нормы
рабочего времени педагогических
работников.

Основы и
методы ценообразования.
Методика расчета цен по формуле «издержки
плюс прибыль». Метод на основе издержек
является расчет цен, обеспечивающий
определенный размер валовой прибыли.
Метод
установления цены, близкой к цене спроса.
Следование
за конкурентами, за лидерами, ориентация
на текущий уровень цен. Политика
стандартных, изменяющихся или гибких
цен.

Ценообразование
в образовательном учреждении.
Ценовая стратегия. Основные
стратегии ценовой политики:
обеспечение выживаемости; максимизация
прибыли;
удержание рынка. Приемы
психологического ценообразования в
учреждении образования.

КУРС ЛЕКЦИЙ

Лекция 1.
СУЩНОСТЬ
И ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Сущность,
функции и виды образования. Принципы
государственной образовательной
политики.

2. Экономика
образования как наука и учебная
дисциплина.

3. Система
образования и характеристика ее
компонентов.

1. Сущность,
функции и виды образования. Принципы
государственной образовательной
политики.
Образование
с давних пор относится к значимой сфере
человеческой жизнедеятельности,
обеспечивающей социальный прогресс.

Объективно образование относится к
числу высших ценностейчеловека
и общества, поскольку оно выступает
предпосылкой их существования и развития.

Именно в сфере образования формируются
способности и жизненные устремления
всего населения, определяющие судьбы
любой страны на многие десятилетия
вперед.

  1. Понятие
    «образование» трактуется с различных
    позиций. Это –
  2. 1)
    результат усвоения систематизированных
    знаний, умений, навыков и воспитания
    соответствующих психологических,
    нравственных и иных социальных качеств
    личности;
  3. 2) подсистема
    социальной сферы государства,
    обеспечивающая процесс получения
    человеком систематизированных знаний,
    умений и навыков с целью их эффективного
    использования в профессиональной
    деятельности;
  4. 3) процесс
    обучения и воспитания в интересах
    человека, общества, государства,
    направленный на сохранение, приумножение
    и передачу знаний новым поколениям,
    удовлетворение потребностей личности
    в интеллектуальном, культурном, физическом
    развитии, подготовку квалифицированных
    кадров для отраслей национальной
    экономики.
  5. Главная
    цель и ценность образования

    – удовлетворение потребности людей в
    знаниях, умениях и навыках в интересах
    успешного развития духовных сил и
    способностей, творческого потенциала
    личности и общественного прогресса в
    целом.
  6. Функции
    образования:
    познавательная,
    воспитательная, гуманитарная помощь,
    культурное наследование, развивающая,
    преобразующая, гностическая, координирующая,
    адаптивная, профориентация, подготовка
    к трудовой, общественно-политической
    деятельности и к семейной жизни.
  7. Классификации
    образования:
  8. 1) по
    характеру знания:

    общее и специальное образование;
  9. 2)по
    уровням
    :
    основное
    и дополнительное образование;
  10. Основное
    образование обусловлено единством и
    непрерывностью,
    которые обеспечиваются преемственностью
    уровней образования,
    согласованностью образовательных
    стандартов, учебных планов
    и учебных программ, наличием учреждений
    образования.
  11. Дополнительное
    образование выражается во внешкольном
    воспитании
    и обучении, в повышении квалификации и
    переподготовке
    кадров;
  12. 3) по
    образовательному уровню
    :
    дошкольное, начальное, основное общее
    и среднее общее образование, профессиональное
    – начальное, среднее, высшее и
    послевузовское образование.
    Достижение каждого уровня удостоверяется
    выдачей
    соответствующего документа: аттестата,
    диплома;
  13. 4) по формам
    получения
    :
    очное (дневное, вечернее), заочное,
    дистанционное, экстернат (самостоятельное
    обучение);
  14. 5) по целям
    образования:

    подготовка специалистов с получением
    квалификации, повышение квалификации,
    переподготовка кадров с получением
    новой квалификации,
    дополнительное образование.
  15. Государственная
    политика в сфере образования
    основывается
    на следующих принципах:
  16. – приоритетность
    образования;
  17. – обязательность
    общего базового образования;
  18. – переход к
    обязательному общему среднему образованию;
  19. – доступность
    дошкольного, профессионально-технического
    и на
    конкурсной основе среднего специального
    и высшего образования;
  20. – преемственность
    и непрерывность уровней и ступеней
    образования;
  21. – национально-культурная
    основа образования;
  22. – приоритет
    общечеловеческих ценностей и прав
    человека;
  23. – гуманистический
    характер образования;
  24. – научность;
  25. – экологическая
    направленность образования;
  26. – демократический
    характер управления образованием;
  27. – светский
    характер образования.
  28. Признаки
    современного образования:
  29. – демократизация:
    общедоступность высшего образования;
    создание системы непрерывного
    образования;
  30. – диверсификация:
    многовариантная по содержанию, методам,
    формам, срокам и траекториям,
    личностно ориентированная система
    разноуровневых учебных заведений;
  31. – интернационализация:
    академическая мобильность учащихся и
    преподавателей; международное
    признание документов об образовании,
    ученых степеней и званий;
  32. – превращение
    образования в ключевой компонент
    комплекса мер по поддержке развития
    научно-технического прогресса,
    экономического роста и обеспечения
    занятости
    населения;
  33. – трансформация
    содержания, методов, ценностей, целей
    (процесс учения становится творческим,
    личностно ориентированным; широкое
    внедрение получают новые образовательные
    и информационные
    технологии);
  34. – коммуникации
    педагога и учащегося, которые стали
    соучастниками единого образовательного
    процесса.
  35. Современное
    о
    бразование должны
    отличать следующие черты:
  36. общедоступность,
    обеспечение предпосылок и гарантий
    качественного образования
    для всех;
  37. – создание
    условий качественного образования
    для каждого;
  38. непрерывность,
    творческий и новаторский характер
    ;
  39. – дальнейшее
    развитие системы оперативно обновляемого
    образования
    в течение всей жизни;
  40. фундаментальность
    и глубина
    общеобязательных
    основ начального, основного,
    общего среднего и профессионального
    образования;
  41. практическая
    направленность
    образования,
    полноценная подготовка подрастающих
    поколений к жизни и труду;
  42. адекватность
    образования, его соответствие потребностям
    и задачам раз
    вития
    экономики, культуры, науки и технологий,
    как
    в общенациональном контексте, так и в
    региональном и локальном измерениях;
  43. международный
    характер образования,
    органичное
    сочетание в его содержании и организации
    лучших отечественных традиций с подходами
    и принципами, утвердившимися в мировой
    практике.

В Республике
Беларусь достигнут достаточно высокий
уровень грамотности взрослого населения
– 99,7%. Базовое, общее среднее и
профессиональное образование имеют
98% занятого населения. Беларусь по
индексу уровня образования (в 2004 г. –
0,945) удерживает лидирующие позиции среди
стран СНГ (Россия, Украина – 0,920; Узбекистан
– 0,910).

Роль образования
в национальной экономике резко возросла
на рубеже XXI
в. Его удельный вес в структуре ВВП
увеличился с 2,5% в 1990 г. до 4,8% в 2004 г.
По этому показателю образование занимает
первое место среди отраслей
социально-культурной сферы.

2.
Экономика
образования как наука и учебная
дисциплина.

Экономика
образования

– это наука занимающаяся исследованием
и выявлением своеобразия экономических
категорий и законов в области образования,
анализирующая суть происходящих в ней
процессов и раскрывающая их движущие
силы.

Предмет
экономики образования

специфика производительных сил и
производственных отношений в отрасли,
создающей образовательные услуги и
удовлетворяющей потребности личности
и общества в них при ограниченных
ресурсах, выделяемых на эти цели. Она
исследует и выявляет особенности
действия экономических законов и
категорий в сфере обучения и воспитания
подрастающего поколения, подготовки
квалифицированной рабочей силы, повышения
образовательного и культурно-технического
уровня населения.

Объект и
субъект изучения

– своеобразные производительные силы
и экономические отношения, характерные
для организации и проведения процесса
образовательной деятельности.

Объект
– это экономические условия и формы
воспроизводства рабочей силы, формы
общественных затрат на развитие системы
образования и подготовку кадров, условия
возмещения этих затрат.

Субъект
исследования и изучения

люди,
большая часть населения, которая в той
или иной мере включена в образовательную
трудовую деятельность; дети,
воспитывающиеся в дошкольных заведениях,
учащиеся
различных школ, средних специальных
учебных заведений, студенты
вузов
и их
родители,

все, кто потребляет образовательные
услуги; воспитатели,
преподаватели

и другие работники
сферы образования. Сами экономические
отношения,

складывающиеся между различными
субъектами по производству, обмену,
распределению и потреблению образовательных
услуг, многолики и выходят за пределы
системы образования. К этим отношениям
можно отнести следующие: отношения
между государством и отдельным тружеником;
между обществом и всеми занятыми в
системе образования, а также в отдельных
ее звеньях и учебных заведениях; между
трудовыми коллективами общеобразовательных
школ, средних специаль­ных и высших
учебных заведений; между педагогическими
коллективами и учащимися; между
преподавателями и родителями учащихся;
между трудовыми коллективами
образовательных учреждений и их
отдельными членами; между коллективами
образовательных учреждений и трудовыми
коллективами других отраслей народного
хозяйства и т.д. В экономическом
исследовании и изучении эти многообразные
отношения должны рассматриваться в
системе, а не в отрыве, не в изоляции
друг от друга.

Самобытность
производственных отношений в сфере
образования проявляется и в том, что
здесь по-особому действуют объективные
экономические законы:

– НТР и
социальный прогресс порождают потребность
в интеллектуализации труда (закон
возвышения потребностей);

– образование
и квалификация превратились в
самостоятельные ценности, поскольку
одновременно удовлетворяют потребности,
как личности, так и общества.

Происходит
рост образовательного и квалификационного
уровня населения, к возрастанию
интеллектуальных затрат в материальном
и духовном производстве.

Тем самым
проявляется экономическая закономерность
более быстрого возрастания потребностей
в
образовательных услугах, чем в материальных
благах;

– в связи с
преобладанием бесплатного образования
спрос на образовательные услуги все
чаще не определяется платежеспособным
спросом потребителя (закон
спроса и предложения);

Экономические
категории

в области образования тоже проявляются
по-особому. Необычны здесь труд и его
компоненты, продукт труда – образовательные
услуги с их особой полезностью.

Основной
разновидностью собственности выступает
интеллектуальная собственность.

Своеобразное выражение получают и такие
общеэкономические категории, как товар,
его цена, заработная плата, хозяйственный
механизм и др.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/118334-p2.html

Организационная основа государственной образовательной политики: сущностная характеристика — 1 вопрос

1.Организационная основа государственной образовательной политики: сущностная характеристика.
Современная государственная образовательная политика  в РФ основывается на:

  • Нормативно-правовой базе. Это комплекс нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней, определяющих основные направления деятельности (концепции, программы, проекты) и в целом стратегию развития современного образования, его направленности.
  • Современном инструменте по реализации государственной политики в сфере образования.

Право на образование гарантируется статьей 43 Конституцией Российской Федерации:

  • Каждый имеет право на образование.
  • Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  • Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  • Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  • Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Основным правовым документом, регулирующим отношения при реализации этого права и во всей системе образования России, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также могут приниматься другие федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы в сфере образования (непосредственно или косвенно).

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на федеральном уровне принимаются указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты и письма Министерства образования и науки, а также документы федеральных ведомств, имеющих в своем ведении образовательные организации, по вопросам работы последних.

На уровне субъектов федерации может приниматься региональный закон об образовании, дополняющий на территории субъекта федерации нормы федерального законодательства с учетом особенностей системы образования конкретного субъекта Российской Федерации.

Образовательная политика государства базируется на целом ряде принципов – руководящих началах, обусловливающих стратегию и тактику образовательной политики на конкретном историческом этапе развития общества и на будущий период (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный периоды).Принципы закреплены в действующем законодательстве, регулирующем различные стороны национальной системы образования, и прежде всего, в конституционных актах и актах, имеющих содержательно-стержневой, характер для правового регулирования сферы образования (Закон РФ «Об образовании»).

Принципы госполитики в сфере образования (на основании ФЗ от 29.12.2012, «Об образовании в РФ», ст. 3, п.1):

  • Приоритетность образования;
  • Недопустимость дискриминации;
  • Гуманистический характер;
  • Единство образовательного пространства;
  • Международная интеграция;
  • Светский характер;
  • Свобода выбора;
  • Непрерывность;
  • Автономия, открытость;
  • Демократический характер управления;
  • Конкурентность;
  • Государственное и договорное регулирование отношений

Субъекты образовательной политики (по ФЗ от 29.12.2012, «Об образовании в РФ», ст. 3, п.1):

  • обучающиеся
  • родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
  • педагогические работники и их представители
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность;

Некоторые основные понятия, используемые в ФЗ от 29.12.2012, «Об образовании в РФ», ст. 3, п.1:

  • образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
  • воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
  • обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://genew.ru/organizacionnaya-osnova-gosudarstvennoj-obrazovatelenoj-politi.html

Принципы образовательной государственной политики

Современное образование — это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.

Целью государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

В статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется:

  • 1. право каждого жителя РФ на образование;
  • 2. общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
  • 3. право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или предприятии;
  • 4. основное общее образование является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования;
  • 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает основные формы образования и самообразования [13, 13-14].

Осуществление декларированных Конституцией РФ социальных гарантий, основным субъектом социальной политики, государством через следующие функции (главные задачи, направления): 1)обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества; 2)обеспечение политической устойчивости власти; 3)определение законодательной и нормативной базы социальной политики; 4)разработка целостной концепции, включающей ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (нормы, принципы, ресурсы, методы, координацию, контроль, прогноз); 5)непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики; невозможно без учета основополагающих ориентиров и руководств к действию, т. е. без принципов.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  • 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • 5) свобода и плюрализм в образовании;
  • 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Источник: https://studwood.ru/1470219/pravo/printsipy_obrazovatelnoy_gosudarstvennoy_politiki

Принципы образовательной политики рф — Педагогика

Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития.

Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.

Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996 г.). В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:

  1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  2. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.
  3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
  4. Иметь светский (т. е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).
  5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий — в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается).
  6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.
Читайте также:  Электромагнитные колебания - справочник студента

Система образования

Система образования, имеющая большое значение в процессе подготовки личности к жизни и самореализации в обществе, возлагает большую ответственность за свою организацию на государственный аппарат. В Российской федерации создано множество социальных институтов, призванных обеспечивать население возможностью получения разных видов образования.

Деятельность каждого из них управляется и регулируется Министерством образования Российской Федерации. Реализация педагогического процесса, включающего систему образования, происходит поэтапно.

Первым этапом является система дошкольного образования, далее идет общеобразовательная средняя школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров.

Для осуществления педагогической деятельности на каждом этапе созданы подходящие для этого социальные институты, организованные с учетом специфики возрастных особенностей учащихся и в соответствии с профилирующим направлением образования.

В России допускаются различные организационно-правовые формы образовательных учреждений, то есть они могут быть муниципальными, частными, религиозными, иметь статус общественных организаций. В зависимости от этого образовательные учреждения могут использовать различные программы обучения и образования, характеризующиеся различными методами достижения цели.

Однако все социальные институты, выполняющие образовательные функции подчиняются действиям законодательства Министерства образования Российской Федерации. Дошкольные образовательные учреждения созданы в дополнение к воспитательной деятельности семьи. Они призваны оказывать помощь в полноценном развитии физических и умственных способностей ребенка в возрасте до 6 лет. Особенно важны подобные учреждения для детей, имеющих различные отклонения в умственном или физическом развитии и нуждающиеся в коррекционном педагогическом воздействии.

  • Общеобразовательные учреждения включают в себя три уровня: начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа.
  • На первом уровне у детей главным образом стараются развить мотивацию к обучению и дают общие основы знаний об окружающем мире, что происходит в комплексе с физическим и эстетическим развитием.
  • Неполная средняя школа дает представление об основах научного мировоззрения и подготавливает учеников к полноценной жизни в современном обществе.

Третий уровень не является обязательным, так как, окончив неполную среднюю школу, можно продолжить обучение в специализированных профессиональных учебных заведениях. Полная средняя школа предполагает некоторую дифференциацию образования, уделяя большое внимание профильному обучению.

Особое место в системе образования занимают специальные образовательные учреждения, созданные для детей, имеющих отклонения в развитии. Такие учреждения призваны, помимо обычного образования, заниматься социальной адаптацией своих воспитанников.

К профессиональным образовательным учреждениям относятся училища, техникумы, колледжи, выполняющие образовательные функции, направленные на подготовку специалистов среднего уровня. Образовательный процесс в таких учреждениях построен с учетом создания возможности для учащихся продолжать обучение в высших учебных заведениях.

К высшим учебным заведениям относятся институты, университеты, академии. Получая высшее образование, человек готовится стать специалистом определенного уровня соответствующей профессии. Возможность получения образования этого уровня дает наличие полного среднего или среднего профессионального образования.

Послевузовское образование дают аспирантуры, докторантуры, ординатуры, которые выпускают специалистов более высокой квалификации. Получение послевузовского образования включает главным образом исследовательскую и изобретательскую деятельность.

Кроме перечисленного в Российской образовательной системе имеют место учреждения дополнительного образования, такие как музыкальные, художественные, спортивные и другие школы. Дополнительное образование дают так же различные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.

  1. Для детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих семьи, в России созданы учреждения для детей сирот.
  2. В системе образования Российской Федерации содержание образования во многом регламентируется соответствующими, принятыми законодательством, документами.
  3. К таким документам относится, например, учебный план – это утвержденный Министерством образования Российской Федерации документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и количество учебных часов отводимых на их изучение в определенных учебных группах.
  4. Учебная программа – документ, утвержденный Министерством образования Российской Федерации, определяющий содержание образования по каждому отдельному предмету и включающий систему научных, идеологических, нравственно-эстетических и мировоззренческих идей, а так же информацию о навыках и умениях, которые необходимо привить обучающимся.

Источник: https://student2.ru/pedagogika/559726-principy-obrazovatelnoy-politiki-rf/

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

  • 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
  • 1) признание приоритетности образования;
  • 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
  • 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
  • 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
  • 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
  • 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
  • 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
  • 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
  • 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
  • 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
  • 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

  1. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  3. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  4. Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
  5. Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

  • Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
  • Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
  • Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
  • Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 10. Структура системы образования

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

  1. Статья 12. Образовательные программы
  2. Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
  3. Статья 14. Язык образования
  4. Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
  5. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  6. Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
  7. Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
  8. Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
  9. Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
  10. Глава 3. ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  11. Статья 21. Образовательная деятельность
  12. Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
  13. Статья 23. Типы образовательных организаций

Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования

  • Статья 25. Устав образовательной организации
  • Статья 26. Управление образовательной организацией
  • Статья 27. Структура образовательной организации
  • Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
  • Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
  • Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
  • Статья 31. Организации, осуществляющие обучение
  • Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
  • Глава 4. ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ИХ РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)
  • Статья 33. Обучающиеся
  • Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
  • Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
  • Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты
  • Статья 37. Организация питания обучающихся

Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся

  1. Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях
  2. Статья 40. Транспортное обеспечение
  3. Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
  4. Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  5. Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
  6. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
  7. Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
  8. Глава 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, РУКОВОДЯЩИЕ И ИНЫЕ РАБОТНИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  9. Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

  • Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
  • Статья 49. Аттестация педагогических работников
  • Статья 50. Научно-педагогические работники

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

  1. Статья 52. Иные работники образовательных организаций
  2. Глава 6. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  3. Статья 53. Возникновение образовательных отношений
  4. Статья 54. Договор об образовании
  5. Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
  6. Статья 56. Целевое обучение
  7. Статья 57. Изменение образовательных отношений
  8. Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
  9. Статья 59. Итоговая аттестация

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

  • Статья 61. Прекращение образовательных отношений
  • Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Глава 7. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • Статья 63. Общее образование
  • Статья 64. Дошкольное образование
  • Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  • Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
  • Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
  • Глава 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • Статья 68. Среднее профессиональное образование
  • Статья 69. Высшее образование
  • Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
  • Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Статья 71.1. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования

  1. Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании
  2. Глава 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  3. Статья 73. Организация профессионального обучения
  4. Статья 74. Квалификационный экзамен
  5. Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  6. Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
  7. Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
  8. Глава 11. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  9. Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
  10. Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
  11. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
  12. Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
  13. Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
  14. Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
  15. Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств
  16. Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
  17. Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой

Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Глава 12. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Статья 89. Управление системой образования
  • Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности
  • Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
  • Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности
  • Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования
  • Статья 94. Педагогическая экспертиза
  • Статья 95. Независимая оценка качества образования

Статья 95.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся

Статья 95.2. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

Статья 98. Информационные системы в системе образования

Статья 98.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций

  1. Глава 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  2. Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
  3. Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
  4. Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц
  5. Статья 102. Имущество образовательных организаций
  6. Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности
  7. Статья 104. Образовательное кредитование
  8. Глава 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  9. Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
  10. Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
  11. Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве
  12. Глава 15. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  13. Статья 108. Заключительные положения
  14. Статья 109. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР
  15. Статья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации
  16. Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Закон РФ «Об образовании» — N 273-ФЗ — регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование.

Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности.

Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ был принят 21.12.2012 г.(29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)

Источник: https://ipipip.ru/zakon-ob-obrazovanii-2/3/

Ссылка на основную публикацию