Обучение — ϶то метод организации образовательного процесса.
Процесс обучения в своей основе имеет взаимосвязь преподавания и учения. Синонимом формулировке ʼʼпроцесс обученияʼʼ используется понятие ʼʼучебный процессʼʼ. Учебный процесс – ϶то совместная деятельность педагога и учеников.
В ходе такой деятельности педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность учеников. Параллельно с этим учитель корректирует и проверяет работу учеников.
Задача обучаемого овладеть содержанием, видами деятельности, умениями и навыками.
Процесс обучения двусторонний, он содержит в своей структуре два элемента (Рис.1):
Преподавание подразумевает деятельность учителя, включающую передачу обучаемым информации, организацию учебно-познавательнои̌ деятельности, стимулирование интереса к познанию, самостоятельности, и оценку учебных достижений.
Понятие
Учение – ϶то деятельность, включающая освоение, закрепление и применение освоенных знаний, умений и навыков.
В процессе учения происходит осознание личностного смысла, социального значения культурных ценностей и человеческого опыта.
Понятие
Обучение – ϶то целенаправленный, социальный и индивидуальный, педагогически организованный процесс развития личности, который базируется на овладении системой научных знаний и методами деятельности, человеческой культурой.
Преподавание и учение взаимосвязаны. Учение начинается ещё до рождения и непрерывно продолжается до смерти. Учение предполагает изменения в поведении или методность применить эти изменения в будущем. Преподавание и учение — составляющие процесса обучения.
Преподавание
Процесс обучения протекает под руководством педагога. Он управляет активнои̌ и сознательнои̌ познавательнои̌ деятельностью учащихся.
Педагог ставит перед учениками задачи, постепенно усложняя их и обеспечивая движение мысли учеников в познании. Преподаватель соз требуемые условия успешного учения:
- определяет содержание в соответствии с поставленными целями;
- использует различные формы организации обучения;
- использует многообразие методов, за счет которых содержание становится достоянием обучаемых.
Управление процессом обучения проходит определенные этапы в соответствии со структурой педагогического процесса:
- планирование,
- организация,
- регулирование (стимулирование),
- контроль,
- оценка,
- анализ результатов.
- познавательная задача должна вытекать ᴎɜ предметного содержания сохранения системы знаний и научнои̌ логики;
- необходимо учитывать актуальный уровень развития и подготовки учащихся создания реальных условий выполнения задач;
- задача должна содержать информацию, которая требуется развития ума, воображения и творческих процессов;
- учащихся необходимо создать положительную мотивацию к обучению;
- необходимо научить учащихся решать задачи, обучить их методам решения.
Преподавание предполагает регулирование и получение информации о ходе научения учащихся и степени эффективности приемов и методов обучения. Регулирование и корригирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечивается подбадриванием, воодушевлением и использованием системы отметок.
Учение
Важным компонентом учения являются мотивы. Мотивы учения — ϶то побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебные действия или учебную деятельность в целом. Мотивы двигают ученика к овладению определенными знаниями и умениями. К учению школьника ряд различных мотивов, взаимодействующих друг с другом.
Все мотивы учения можно представить тремя группами:
- непосредственно-побуждающие мотивы, которые основаны на положительных или отрицательных эмоциях;
- перспективно-побуждающие мотивы, которые основаны на понимании важности знаний в общем и в частности учебных дисциплин;
- интеллектуально-побуждающие мотивы, которые основаны на получении удовлетворения от реализации процесса познания.
Следующий компонент учения — учебные действия, которые совершаются в соответствии с целью. Они могут быть внешними и внутренними. К внешним относятся:
- предметные действия (письмо, рисование, постановка опытов и т.п.),
- перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание и т.п.),
- символические действия, связанные с использованием речи.
К внутренним учебным действиям можно отнести:
- мнемические действия (запоминание материала, ᴇᴦο упорядочивание и организация),
- действия воображения (имерджентные),
- действия мышления (интеллектуальные).
Важным структурным компонентом учения контроль, оценка и анализ результатов.
Самоконтроль, самооценка и самоанализ, осуществляющиеся учениками в процессе обучения формируются на основе наблюдения педагога.
Формированию их методствует привлечение учащихся к наблюдению деятельности окружающих, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности по определенным критериям.
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/19264_prepodavanie_i_uchenie_kak_dve_storony_obucheniya
Вопрос №2 Преподавание и учение как компоненты дидактической системы
Вопрос №1 Дидактический процесс как система.
Любая наука имеет свой особый предмет изучения. Дидактика как часть педагогики изучает цели, содержание, закономерности, условия, методы воспитания и развития личности. Но в предмете дидактики должна отразиться специфика именно обучения и образования.
Мы исходим из того, что обучение — это воспитание и развитие в процессе учебной деятельности: учебно-познавательной, учебно-практической, учебном общении, а для вуза — и в исследовательской.
Значит, предмет дидактики — воспитание и развитие личности в процессе разных видов учебной деятельности.
Какие же конкретные отношения, складывающиеся в учебном процессе, служат приоритетным предметом изучения в дидактике?
Многие исследователи утверждают, что предметом дидактики выступает основное дидактическое отношение «учитель—ученик», «педагог—студент»; вспоминают слова А. С. Макаренко о том, что не сам человек, а педагогические отношения являются предметом педагогики. Однако такая трактовка не учитывает несколько принципиально важных аспектов.
Во-первых, в обучении существенное значение имеет не только общение в системе «педагог — учащийся», но и познание, выраженное в отношении «учащийся—изучаемый материал». Во-вторых, субъективные человеческие отношения есть не только отношения между личностями или между личностью и миром (действительностью), но и отношения личностей.
Воспитательные, в том числе дидактические, отношения не могут не включать человека, не охватывать личности как ученика, так и педагога. Иначе мы получим обезличенную, а еще резче сказать, бездетную и «бесчеловечную» педагогику.
Взгляды, чувства, мысли, оценки, способы деятельности ученика в учебном процессе не могут быть вынесены за рамки дидактики, хотя их специально изучает психология. То же самое относится к личности педагога, его замыслам, идеям, творческому потенциалу.
Важно в дидактическом плане и отношение «педагог—изучаемый материал», ибо это связано с отбором материала, проектированием, конструированием предстоящих актов обучения. Предметом дидактики служит и анализ процесса и результатов педагогической деятельности со стороны самого педагога или оценивающих его действия экспертов.
Предмет дидактики, таким образом, необычайно многогранен и сложен.
Он включает все три субъекта обучения: учителя, ученика и обучающийся коллектив (класс, группа) и все основные дидактические отношения: «ученик—учитель», «ученик—изучаемый материал», «учитель — изучаемый материал», а также отношения: «учитель—класс» и «ученик—класс».
Говоря точнее, предметом дидактики является регулирование и совершенствование указанных отношений, создание условий для развития и совершенствования всех субъектов учебного процесса, а также личности в процессе самообразования.
Вопрос №2 Преподавание и учение как компоненты дидактической системы.
К основным категориям дидактики относятся обучение, преподавание и учение. Обучение представляет собой способ организации образовательного процесса. Процесс обучения строится на основе взаимосвязи преподавания и учения. В качестве синонима понятию «процесс обучения» часто употребляется понятие «учебный процесс».
Учебный процесс представляется как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стумулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, в первую очередь предусмотренными в программах знаниями, умениями и навыками (В.И. Загвязинский).
Процесс обучения всегда является двусторонним, всегда содержит в своей структуре два элемента: деятельность учителя, преподавателя (преподавание) и деятельность учащегося, студента (учение).
Кроме того, все виды учебной деятельности предметны, направлены на освоение определенной действительности, значит, нетрудно выделить и третий элемент: факты, явления, понятия, величины, законы, теории.
В процессе обучения устанавливается соответствующая взаимосвязь и взаимозависимость между тремя выделенными элементами.
Преподавание – это деятельность учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной деятельности, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений.
Учение – это деятельность по освоению, закреплению и применению полученных знаний, умений и навыков; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта.
Обучение – целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества.
Преподавание и учение неразрывно связаны. Очевидно, что тот, кто интересуется преподаванием, должен представлять себе, как происходит процесс учения. Считается, что учение начинается еще до рождения и не прекращается до самой смерти. Учение предполагает определенные изменения в поведении или способность реализовать эти изменения в будущем.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s9645t2.html
Что такое обучение. Основные понятия
Каждая наука пользуется своими понятиями. Определенные понятия существуют и в педагогике. К таким понятиям относятся обучение, воспитание, образование и педагогический процесс.
- Обучение – это:
- 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями;
- 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике;
- 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека;
- 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).
Процесс обучения (или учебный процесс) включает большое количество разнообразных связей и отношений, множество факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений данного понятия.
В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение» или «процесс обучения» понимается преподавание. В начале ХХ века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение.
Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.
Несколько позже в понятии обучения нашли свое отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся. Важно отметить, что уточнение самого понятия обучения очень необходимо.
Дело в том, что если за основу обучения взять, например, передачу и усвоение знаний, то в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты. Но в таком случае будут упущены другие немаловажные стороны данного процесса обучения.
- Современные требования к процессу обучения таковы, что сегодня школа должна научить человека мыслить, развить его во всех отношениях. В связи с этим обучение будет иметь следующие характеристики:
- – двусторонний характер;
- – совместная деятельность учителей и учащихся;
- – руководство со стороны учителя;
- – специальная планомерная организация и управление;
- – целостность и единство;
- – соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
- – управление развитием и воспитанием учащихся.
Цели обучения определяются потребностями и возможностями общества. Сегодня современному российскому обществу необходим новый тип отношений, а особенно в высшей школе, где главными составляющими этих отношений выступают нравственная оценка знаний, интеллектуальная установка, инициатива, общение на равных, уважение, ответственность и компромисс.
С учетом современных требований сегодня акцент делается на специалиста «не просто знающего нормы профессиональной деятельности и способы их осуществления, а на субъекта, способного эффективно управлять собой и другими людьми» [12].
Обучение – это процесс очень сложный и важный. И от того как выстроится учебная деятельность, будет зависеть успех обучения в целом.
Учебная деятельность – это двусторонний процесс, в котором идеальная личность педагога взаимодействует с идеальной личностью учащегося.
Однако в действительности чаще всего мы имеем дело с тем, что преподаватель вуза сталкивается со студентом, который не хочет и не любит учиться и относится к обучению в вузе как к «каторжным работам». Такое отношение сложилось вследствие безответственного отношения к учебе со стороны учащегося.
Дело в том, что привычная система образования в школе требовала от учителей и классных руководителей ответственного отношения за обучение учащихся, при этом снижая ответственность за учебу самих учеников. Такое неумение учиться переносится и на вузовскую подготовку.
Сложившийся стереотип безответственного отношения к учебе не позволяет студентам брать на себя ответственность за свое обучение в институте, что создает массу проблем как для самого студента, так и для преподавателя.
Сегодня выстроить конструктивные отношения – это непростая задача.
Ее решение зависит от того, насколько сам молодой человек способен осознать предъявляемые самой жизнью требования и сделать собственный выбор в сторону высоких идеалов и личностного роста, «пока сам человек не поймет необходимости, значимости быть другим, никакие социальные перемены не помогут остановить бездуховность, наказать безнравственность и запретить деструктивные формы поведения» [13].
В зависимости от целей, обучение имеет свою специфику, в связи с чем можно выделить определенные виды обучения:
— обучение включенное – специально организуемая и планируемая учебная деятельность, направленная на получение практического результата, а необходимые для этого знания усваиваются попутно;
— обучение дистанционное – образовательная технология, при которой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или вуза.
Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набором современных информационных технологий: научная и методическая литература, компьютерная база, семинары, консультации преподавателей и пр.
Дистанционное обучение позволяет получить образование без отрыва от основной деятельности, а также позволяет не выезжать на сессии, а значит, увеличивает возможность получения образования в самых отдаленных районах России;
- — обучение интегрированное – совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних;
- — обучение контекстное – обучение, в котором соединяются предметное и социальное содержание будущего профессионального труда и тем самым обеспечиваются условия перевода учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста;
- — обучение политехническое – обучение, ориентированное на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства, овладение практическими приемами и навыками обращения с техническими средствами производства и орудиями труда и формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии, в тенденциях их развития;
- — обучение проблемное – активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский;
- — обучение программированное – один из видов обучения, осуществляемый по заранее составленной обучающей программе, которая реализуется обычно с помощью программированных (электронных) учебников и обучающих машин;
— обучение развивающее – ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
Главная цель развивающего обучения – подготовить учащихся к самостоятельному усвоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни: «способности жить своим умом».
Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».
Чтобы познать все тонкости процесса обучения, существует целая наука, которая затрагивает проблемы и особенности процесса обучения, – это дидактика. Дидактика (от греч.
получающий и изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога В. Ратке (1571–1635) для обозначения искусства обучения.
Аналогичным образом как «универсальное искусство обучения всех всему» трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.
Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем чему учить и как учить. Современная наука интенсивно исследует также проблемы когда, где, кого и зачем учить.
Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды и формы, методы, средства и результаты обучения.
В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения.
Отсюда получаем краткое и емкое определение дидактики: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Однако ведущими понятиями дидактики являются:
– преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний;
– учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные;
– обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Обучение строится согласно дидактическим принципам, которые придают характер системности, делают обучение целенаправленным и организованным процессом.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2430;
Источник: https://studopedia.net/5_31364_chto-takoe-obuchenie-osnovnie-ponyatiya.html
Обучение и учение: проблема взаимосвязи. План 1) Теоретические основы обучения 2) Процесс обучения и его методы 3) Учение как познавательная деятельность. — презентация
- 1 Обучение и учение: проблема взаимосвязи
- 2 План 1) Теоретические основы обучения 2) Процесс обучения и его методы 3) Учение как познавательная деятельность 4) Сравнительный анализ понятий «обучение» и «учение»
- 3 1. Теоретические основы обучения
- 4 Обучение это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия преподавателей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
- 5 Задачи обучения в педагогике: стимулирование учебной и познавательной деятельности обучаемых; развитие памяти, мышления, творческих способностей; совершенствование приобретаемых навыков и умений; организация деятельности по приобретению научных знаний и умений; выработка нравственно-эстетической культуры и научного мировоззрения.
6 Основу обучения составляют знания, умения, навыки. ЗНАНИЯ обладание проверенной информацией, позволяющей решать поставленную задачу. УМЕНИЯ это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
НАВЫКИ компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
- 7 Цели обучения ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели начатки трудовых и профессиональных навыков; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой.
- 8 2. Процесс, приемы и методы обучения
- 9 Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности.
- 10 Признаки процесса обучения: двусторонний характер; совместная деятельность учителей и учащихся; руководство со стороны учителя; специальная планомерная организация и управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; управление развитием и воспитанием учащихся.
- 11 Процесс обучения как система Процесс обучения – система, обладающая целостностью Процесс обучения как система состоит из следующих составных частей: o цели обучения, o деятельность преподавателя, o деятельность обучаемых, o конечный результат.
- 12 Методы обучения и их классификация Метод обучения — это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. Классификация методов — упорядоченная по определенному признаку их система: традиционная классификация классификация по типу познавательной деятельности бинарные классификации по дидактическим целям
- 13 Традиционная классификация Практические методы Наглядные методы Словесные методы Работа с книгой и видео методы
- 14 Классификация по типу познавательной деятельности объяснительно-иллюстративные методы репродуктивные методы проблемного изложения частично поисковые методы исследовательские
15 Бинарные классификации Методы преподавания Методы учения информационный; объяснительный; объяснительно- побуждающий; побуждающий. исполнительный; репродуктивный; частично-поисковый; поисковый.
16 По дидактическим целям методы, способствующие первичному усвоению материала беседа чтение книг методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний практика упражнения
17 3. Учение как познавательная деятельность
18 Что такое учение? Учение это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности. Цель учения — подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человека.
19 С точки зрения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), процесс учения состоит из четырех фаз: чувственный образ объекта активное формирование ходов решения закрепление и проверка знаний синтез новых знаний с прошлым опытом
20 Аспекты учения усвоение знаний о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации каких- либо видов идеальной или физической деятельности. Отсюда продукт учения — знания.
овладение способами использования усвоения знаний для выбора и контроля приемов и организаций каждому виду деятельности — умение.
овладение приемами и операциями, из которых складываются все виды деятельности — это навыки (автоматические умения).
- 21 результативность успешность процесса длительность процесса степень направленности процесса напряженность ОБЩИЕ СВОЙСТВА УЧЕНИЯ:
- 22 4. Сравнительный анализ понятий « обучение » и « учение »
- 23 миссия и цели критерии успеха продуктивность/финансирование распределение ролей Параметры сравнения:
- 24 Миссия и цели Обучение Учение Обучать Создавать учебную ситуацию Транслировать знания от преподавателей к студентам Добиваться, чтобы студенты сами открывали и конструировали знания Предложить программу и курсы Создать мощную учебную среду Улучшить качество преподавания Улучшить качество учения
25 Критерии успеха Обучение Учение качество и объем материального обеспечения учебного процесса; увеличение набора студентов, рост финансирования; качество преподавания, квалифицированность преподавательского состава. качественные и количественные характеристики результатов; увеличение роста учебной активности и эффективности; качество учения, способности студентов.
26 Продуктивность/финансирование Обучение Определение продуктивности стоимость одного часа обучения на одного студента. Финансирование академических часов. Учение Определение продуктивности — стоимость единицы учения на одного студента. Финансирование результатов учения.
27 Распределение ролей Обучение преподаватели прежде всего лекторы. преподаватели и студенты работают независимо и изолированно. линейное управление, независимость действий. Учение преподаватели прежде всего создатели методов. преподаватели развивают способности и дают проявиться таланту каждого студента. совместное управление, работа в команде.
28 Домашнее задание: 1. Обучение как целостная система. 2. Проблемы развивающего обучения. 3. Учение как средство воспитания. 4. Теории учения.
29 Литература: 1. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса. М., Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. — М.
: ЮНИТИ-ДАНА, c.- 5. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера. М., Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2010.
30 Благодарим за внимание!
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1327040/
Читать
Геннадий Торгашев
Методика преподавания юриспруденции в высшей школе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ
Автор
Торгашев Г. А., профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин РГУП, д-р философ, наук
Рецензенты:
Кардашова И. Б., зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Юридического института Академии Генеральной прокуратуры РФ, д-р юрид. наук
Марокко Н. А., декан факультета подготовки специалистов для судебной системы очной формы обучения РГУП, канд. юрид. наук
Предисловие
В обыденном сознании существует довольно стойкое убеждение, что в педагогике и воспитании, как и в кулинарии, разбирается каждый человек.
Некоторые люди даже в наше довольно просвещенное время полагают излишними научные знания о том, как надо воспитывать подрастающие поколения, обучать детей.
Считается, что в силу своего положения и жизненного опыта все взрослые люди, так или иначе, могут быть педагогами и воспитателями молодежи.
Не отрицая важности и значимости передачи социального опыта подрастающим поколениям путем подражательных действий, через личный пример старших, отметим, что такой упрощенный взгляд может привести общество к печальным результатам и даже деградации. Например, антиобщественные действия могут также передаваться из уст в уста, через наглядный пример, порождая с «младых ногтей» преступные мышление и действия.
История убедительно доказала непреложный факт общественного развития: эффективность социума напрямую зависит от налаженной системы образования и воспитания подрастающих поколений, педагогической культуры воспитателей. Аксиомой является то, что воспитанность и образованность, культура и духовность человека являются одним из важнейших источников устойчивого развития любого общества.
Подчеркнем, что культуру и духовность личности не следует сводить, как это порой делается, лишь к начитанности и эрудированности, хотя это ее важные компоненты, но они не исчерпывают всего ее богатства.
В духовную жизнь входит вся познавательная, нравственная, художественная практика человека, его поведение, отношения с другими людьми. Перед человеком море ценностей, созданных предшествующими поколениями, которыми он пользуется в силу своей образованности и воспитанности.
В житейской и научной мудрости прочно закреплена мысль о том, что истинное богатство человека заложено в его духовном мире.
По-настоящему человек богат своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая повседневность, упорядоченная жизнь, естественно, важны для человека, но если все его желания будут этим ограничиваться, легко потерять духовно-нравственные корни, основу бытия.
По тому, насколько человек воспитан и образован, связан с культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекте, способности рождать новые идеи и отстаивать истину.
И именно с помощью образования и воспитания формируется уникальный, неповторимый строй культуры личности, ее духовность.
В тех социальных изменениях, которые происходят в российском обществе с конца XX в., заметны и ощутимы потери духовного характера. Эти изменения уже сказались на общей культуре, духовной жизни общества далеко не лучшим образом.
В этой ситуации должны чаще звучать положительные примеры, должен изучаться опыт прежних поколений, внесших весомый вклад в обустройство России, ее культуру. Это напрямую зависит от педагогической культуры воспитателей, передающих молодежи знания и историю жизни своих предков.
В этой связи изучение педагогики, внедрение в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений современных методик образования и воспитания студентов является актуальной задачей не только профессиональных педагогов, но и социальных работников, врачей, руководителей разного ранга.
Особое место в этом ряду занимают юристы, являющиеся не только проводниками правовой культуры в обществе, но и непосредственно занимающиеся просветительской деятельностью, корректированием поведения людей, совершивших антиобщественные поступки, действия преступного характера. И здесь роль педагогической культуры юриста сложно преувеличить.
Любой юрист, независимо от своей специализации, так или иначе связан с вопросами обучения и воспитания.
В силу своих профессиональных обязанностей он оказывает воспитательное воздействие на человека, с которым взаимодействует, его деятельность имеет ярко выраженный педагогический аспект.
Такова гуманитарная составляющая профессии: юрист работает с людьми, работает во имя блага и достоинства конкретного человека, что заслуженно снискало у людей уважение к этой профессии.
В отечественной истории навсегда остались имена выдающихся юристов, которые своей подвижнической деятельностью снискали всенародную славу мудрецов и учителей. Здесь можно вспомнить И.А.Ильина, В.С.Нерсесянца, П.И.Новгородцева, Л.И.Петражицкого, Б.Н.Чичерина и многих других ярких представителей российской юриспруденции.
Педагогика развивалась вместе с человечеством и прошла длительный путь поиска закономерностей, методов, средств и форм обучения и воспитания людей, оформилась в научно обоснованную систему знаний. Изучение и творческое применение этих знаний является сегодня одним из показателей профессиональной культуры юриста.
Глава 1
Основы педагогики высшей школы
1.1. Возникновение и развитие высшей школы
В современном мире образование рассматривается как один из главных факторов развития человечества. Это связано с осознанием того факта, что важнейшей ценностью любого социума является человек; способный к обучению; творческому решению возникающих проблем.
Общественный прогресс стал возможен потому что каждое вступающее в жизнь поколение людей овладевало социальным и духовным опытом предков и, плодотворно перерабатывая и обогащая его, передавало своим потомкам.
Чем шире развивалась и усложнялась общественная практика; накапливались житейский опыт и научные знания; тем большее значение приобретала профессиональная подготовка подрастающих поколений к жизни; их специально организованное воспитание и обучение.
Таким образом образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Появление педагогики как науки связано с накоплением знаний о воспитании.
Педагогика – одна из древнейших отраслей знания. Она неотделима от всей истории развития человечества. Необходимость поддерживать и развивать связи между первобытными людьми стала предпосылкой становления воспитания как вида деятельности.
В древнейших цивилизациях (Шумеры и Египет) появившаяся пять тысяч лет назад письменность стала существенным фактором для межпоколенческого диалога; для накопления и хранения знаний. Начала педагогики отыскиваются уже в странах Древнего Востока и доколумбовой Америке.
Можно предположить; что в то время основным предметом изучения была религия; на основе которой строилась социальная жизнь. Усложнение древнейших обществ; активное распространение; кроме религиозных; гражданских и профессиональных форм деятельности означало появление потребности в подготовке людей к исполнению этих обязанностей.
Эта задача решалась непосредственно в самих организациях: в храмах, армии, различных лечебницах.
Со временем государственных и военных чиновников начали готовить в специальных школах, где обучение и воспитание было в основном организовано путем устной передачи и заучивания необходимых для их деятельности знаний, а также наказаний за недобросовестную учебу. Так на найденном археологами древнеегипетском папирусе написано: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют».
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=611450&p=11