Литература по психологии всегда востребована как специалистами, так и широким кругом читателей. В одной из наших подборок мы представили книги, которые будут интересны людям, начинающим изучать психологию – как студентам, так и неспециалистам.
В данной подборке «Литература по психологии» мы приводим книги, предназначенные уже больше именно для студентов ВУЗов, для специалистов, повышающих квалификацию.
Представлена психологическая литература, которая носит теоретический, методический и практический характер.
Е.Ю. Патяева
Информация о книге:
Е.Ю. Патяева — психолог, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры «Психология личности» факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Монография посвящена анализу мотивации человеческих действий с позиций культурно-деятельностного подхода.
Детально рассматривается устройство системы социокультурного мотивирования человеческого поведения и возможности появления свободных самоопределяемых действий.
Выделены и описаны ступени развития действий человека с точки зрения их мотивационного строения: простые импульсивные действия, социальные импульсивные действия, внушенные и заданные действия, действия по желанию, сопричастные действия, действия по убеждению, рациональные действия, свободные самоопределяемые действия. Особое внимание уделено самоопределяемым действиям разного уровня и тем психологическим умениям и личностным актам, которые лежат в их основе.
Книга предназначена для психологов, студентов психологических факультетов и всех, кого интересует психология, кому интересно мотивационное строение человеческих действий.
Купить книгу
А.Ф. Ануфриев
Информация о книге:
А.Ф. Ануфриев — доктор психологических наук. Профессор кафедры общей, возрастной и педагогической психологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. В книге представлена оригинальная трактовка психодиагностики с позиций каузального подхода.
Раскрывается специфика работы психолога по оказанию психологической помощи на основе распознавания психологических особенностей человека, рассматриваются научные основания диагностической деятельности психолога, проводится сопоставительный анализ традиционного психометрического, клинического и каузального подходов в психодиагностике. Рассматриваются теоретические основы решения психологом диагностических задач, выявляется специфика его диагностического мышления, приводятся результаты экспериментальных исследований диагностической деятельности психолога на основе моделирования диагностических задач.
Книга – хороший методический и практический учебный материал, предназначенный для преподавателей психологии и студентов вузов, изучающих психологию, практических психологов.
Купить книгу
Т.Г. Визель
Информация о книге:
Т.Г. Визель — доктор психологических наук, ведущий отечественный нейропсихолог, профессор Института дефектологии и медицинской психологии. «Основы нейропсихологии» Т.Г.
Визель — отечественный учебник для студентов вузов, посвященный изучению высших психических функций человека, их развитию и нарушениям. В учебнике изложены важнейшие теоретические положения современной нейропсихологии.
Предлагаются пути совершенствования диагностики и коррекции нарушений высших психических функций, в том числе речи, у детей и взрослых.
Актуальный учебник, адресован студентам дефектологических и психологических факультетов вузов, логопедам, педагогам, профессиональным психологам.
Купить книгу
И. Ялом
Информация о книге:
И. Ялом — Американский психиатр и психотерапевт, доктор медицины. Один из основателей школы экзистенциальной терапии.
Эта книга — фундаментальный и обстоятельный, при этом всегда актуальный труд известного американского психотерапевта, одного из самых ярких представителей экзистенциально-гуманистического направления. Экзистенциальная терапия представлена в ней как целостный подход — от теоретической структуры до технических приемов.
Психологам, психотерапевтам любой теоретической ориентации необходимо знакомство с этим направлением, так как экзистенциальная терапия фокусируется на базисных проблемах существования человека.
Эта книга будет интересна вам, и если вы профессиональный психолог, и если вы студент, изучающий психологию.
Купить книгу
Н.Л. Белопольская
Информация о книге:
Н.Л. Белопольская — профессор кафедры «Специальная психология» факультета клинической и специальной психологии МГППУ (Москва), профессор кафедры детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования.
В хрестоматию по детской патопсихологии вошли работы ведущих отечественных психологов, а также дефектологов и психиатров по всем основным разделам детской патопсихологии, опубликованные в периодической печати и труднодоступных изданиях.
Тексты систематизированы по тематике и снабжены вводными пояснениями, обобщающими современные научные представления об особенностях психического развития детей при умственной отсталости, задержке психического развития, эпилепсии, шизофрении, аутизме, неврозах, психопатиях, генетических заболеваниях, синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Хрестоматия является учебным пособием по курсам «Детская патопсихология», «Дефектология», «Специальная психология», «Психология аномального ребенка».
Предназначена для студентов психологических, педагогических и медицинских специальностей, будет полезна работникам детских садов, школ и специальных детских учебных заведений.
Купить книгу
В ТОП «Литература по психологии» мы подобрали книги, которые будут полезны студентам ВУЗов, книги, которые отражают разные подходы и разные стороны работы современных психологов.
Вернуться в раздел
Источник: http://www.knigi-psychologia.com/posmotret-pochitat/literatura-po-psikhologii-5-knig-dlya-studentov-vuzov-i-dlya-spetsialistov-povyshayushchikh-kvalifik/
Преподавание психологии в вузе
05 февраля 2012 17:56
Психология является очень важным предметом во всех вузах, независимо от факультетов и специализации, так как ни один квалифицированный специалист не сможет нормально работать и выполнять поставленные задачи, если у него есть букет психологических проблем, комплексов и нерешенных ситуаций.
Поэтому сегодня практически во всех вузах студенты в обязательном порядке изучают хотя бы вводный курс психологии.
На гуманитарных факультетах психологию учат несколько семестров, в технических вузах – всего один, но при желании получить достаточную базу и понимание основных психологических законов, понятий и явлений, сделать это возможно и за один семестр.
Преподаватели в вузах играют очень важную роль, так как именно от них зависит, понравится ли студенту предмет, захочет ли он получить дополнительные знания, усвоить информацию.
Основная задача преподавателя психологии (как и любого другого предмета) – добиться, чтобы студенты не просто запомнили знания и они отложились где-то в голове, но сделать так, чтобы студенты использовали творческий подход к обучению, заинтересовались полученными сведениями, не заучили, а поняли каждое сказанное преподавателем предложение.
Ведь сегодня, благодаря информационным технологиям, найти и заучить можно что угодно.
И есть большая разница между тем, чтобы написать самостоятельно письменную работу и ничего в ней не понять и тем, чтобы оплатить диплом на заказ, но тщательно разобраться в теме и каждом написанном предложении, поняв и усвоив материал.
В таком случае даже то, что студент не писал самостоятельно работу, не играет никакой роли, так как он добился главного – понимания и усвоения темы и неважно, каким образом.
Определенные требования к преподавателю объясняются самой спецификой психологии.
Преподаватель обязан рассказать студентам про существующие в обществе этические нормы и правила, психологические явления, конфликтные ситуации, пути их разрешения, об особенностях человеческой психики, существующих отклонениях и т.д.
В данном случае речь идет, как правило, про непрофессиональную аудиторию, поэтому очень важно уметь понизить степень сложности материала, убрать ненужные подробности и термины.
Глубокое изучение предмета важно только для студентов, которые в будущем станут психологами, но в таком случае каждый преподаватель ведет свой предмет и упрощение материала неактуально.
Когда же преподаватель работает со студентами самых разных специальностей, для которых психология является общеобразовательным предметом, ему нужно сделать так, чтобы материал хорошо усвоился и запомнился, помог в будущем молодым людям.
Поэтому актуальным является уклон в сторону практических навыков и сведений, которые студенты смогут использовать в жизни, общении с другими людьми, в работе, а не требование заучивать сложные термины, от которых проку в повседневности нет никакого.
Источник: http://www.edu-all.ru/articles/stati-ob-obrazovanii/prepodavanie-psixologii-v-vuze
Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
- Вопрос № 69
- Характеристика курса психологии как учебной дисциплины
- Учение – это деятельность общества по подготовке к труду, это передача опыта в форме стихийной или специальной.
- Обучение – специально организованная, целенаправленная, особо регулируемая и контролируемая обществом форма учения.
- Научение – результат учения, возникновение психических новообразований.
- Воспитание – целенаправленно организуемый обществом процесс формирования личности.
- Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий в сфере научных понятий и саморазвития.
- Учебный процесс – через него учащийся изменяет самого себя.
Общая цель обучения психологии — нахождение эффективных способов реализации обучающимися потребности в познании и самопознании, в проф. и личностном самосовершенствовании и самоактуализации.
- Основные сферы реализации курса психологии в качестве учебной дисциплины:
- — среднее общеобразовательное учреждение,
- — среднее специальное учебное заведение,
- — высшуе учебное заведение различного профиля,
- — специализированное высшее учебное заведение по подготовке психологов.
- Основные целиобучения психологии в школе: освоение обучающимися основных психологических понятий, необходимых для реализации их в практические формы взаимодействия с окружающей действительностью; интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся; формирование таких черт характера и общечеловеческих ценностей как адаптивность к социальному окружению, терпение, толерантность, восприимчивость в другим, готовность к оправданному риску и решению проблем в неоднозначной ситуации.
- Цель психологического образования в среднем специальном учебном заведении и в высшем для студентов-непсихологов – психологическая грамотность для взаимопонимания, обучения, руководства (Климов).
- Цель изучения психологии студентами-психологами – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.
- Основа содержания учебного курса – концепция единства теории и практики обучения, предполагающая теоретико-методологическое обеспечение реализуемых на практике основных методологических положений процесса обучения психологии.
- Основные принципы отбора содержания:
- — принцип целостности в подходе к изучению психических явлений;
— принцип соответствия потребностям возраста с учётом зон актуального и ближайшего развития учащегося (особенно, в школе.
В частности, логика построения целостной системы психологического образования учащихся в школе, начиная с 3-го класса следующая: познавательные и эмоционально-волевые психические процессы; психические свойства личности: способности, характер, темперамент; психология общения; человек в группе и коллективе; психология деятельности; психология личности; психология самоопределения; психология как наука и практика).
- Основные положения конструирования предметного содержания учебного курса:
- — разработка концепции учебного курса относительно парадигм науки,
- — формирование смыслополагания и создание мотивации обучения психологии.
Специфика содержания курса психологии в среднем специальном учебном заведении строится по принципу профессиональной ориентации студентов как будущих специалистов. В частности, преподают такие дисциплины как Психология, Психология и педагогика, Человек и его потребности, Психология общения и т.д.
Специфика содержания курса психологии для студентов-психологов ориентируется на:
— полипарадигмальность психологии (т.е. наличие нескольких направлений – психоанализ, бихевиоризм¸когнитивизм, отечественная и т.д.),
— принцип целостности в подходе к изучению психических явлений (соответственно, последовательно идут дисциплины Общая психологии, Анатомия ЦНС, Физиология ВНД, Возрастная психология, Социальная психология и т.д.),
— наличие различных отраслей психологии (Организационная психология, Психология труда, Психология управления, психология семейных отношений и т.д.),
— различные направления деятельности психолога (Основы СПТ, Основы психологического консультирования, Методика преподавания психологии, Психодиагности и т.д. плюс спец. практикумы),
- — научный подход, различающий научную и житейскую психологию (Анатомия ЦНС, Физиология ВНД, методы исследования, методология).
- Вопрос 70
- Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
Одной из заметных тенденций последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбирают его достаточно часто. В 90-х гг. в России значительно возросло количество факультативных курсов по психологии в школах.
Одной из новых тенденций преподавания психологии в последнее десятилетие становится то, что психология уже часто преподается не только в старших классах (Немов; Климов), но также в среднем (Цукерман; Савина; Попова) и начальном (Никольская, Бардиер; Вачков; Бабаева; Карандашев) звене школы. Разрабатываются программы, в рамках которых психология преподается на разных ступенях общего образования (Серебрякова; Реан, Гатанов, Баранов).
- Целью преподавания психологии в школе можно считать овладение каждым школьников элементарной психологическо культурой, которая является частью общей культуры.
- Задачи преподавания психологии в школе:
- — формирование у школьников общих представлений о психологии как науке.
- — оказание детям помощи в открытии внутреннего мира.
- — пробеждение интереса ребёнка к другим людям и к себе.
- — развитие интеллектуальной и эмоционаьной сферы.
- — развитие самосознания.
- — раскрытие сущности личностной направленности.
- — понимание чувств, настроений, переживаний других людей.
- В настоящее время существует два основных типа программ обучения психологии в российских школах:
- 1) предметно-ориентированные;
- 2) личностно-ориентированные.
В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате его изучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также умения их практического использования.
В программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступают как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится (хотя может подразумеваться).
Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой программы.
Из опубликованных работ примеры программ предметно-ориентированного типа представляют: книга для учащихся по психологии Я. Л. Коломинского, пособие для учащихся Р. С. Немова, учебник для средней школы Е. А. Климова, учебное пособие по психологии для начальной школы под редакцией И. В. Дубровиной.
Уроки психологии личностно-ориентированного типа по содержанию и методам проведения похожи на внеклассные мероприятия развивающего характера. Такие занятия ставятся обычно вне учебного расписания, а участие в них является добровольным. Формы добровольного участия могут быть разными.
В одних случаях предполагается полная свобода: можно приходить (или не приходить) на любое занятие.
В других — добровольным является включение в группу, но в этом случае посещение занятий этой группы в течение определенного времени является обязательным (как и во многих психологических тренингах).
Из опубликованных работ примеры программ личностно-ориентированного типа представляют книги Ю. М. Забродина и М. В. Поповой, Г. А. Цукерман, И. Никольской и Г. Бардиер, М. В. Поповой.
Уроки предметно-ориентированного и личностно-ориентированного типа различаются по своим целям и задачам.
Но и те и другие имеют ценность для расширения психологического образования и повышения психологической культуры школьников и могут использоваться в системе учебно-воспитательной работы школы: уроки предметно-ориентированного типа в качестве классических уроков, уроки личностно-ориентированного типа в качестве внеклассных занятий. Таким образом, расширятся обучающие и развивающие возможности психологии.
Психологические знания нередко используются на уроках человековедения и человекознания, которые стали появляться в некоторых школах в 90-х гг. XX в. (Аверченко и Антилогова; Маленкова; Гуревич; Колмогорова).
- В целом можно сказать, что обучение психологическим знаниям и умениям, психологическое просвещение, повышение психологической культуры школьников может осуществляться в разных формах образовательной деятельности школы:
- 1) уроки психологии предметно-ориентированного типа;
- 2) уроки по другим школьным предметам;
- 3) внеклассные занятия личностно-ориентированного типа.
В 1990-х гт. в российское психологическое образование была внедрена многоуровневая система подготовки психологов, аналогичная американской.
В соответствии с ней первый уровень образования предполагает присвоение степени бакалавра. Второй уровень системы психологического образования — степень магистра психологии.
В настоящее время подготовку по таким программам проводит небольшое количество вузов России. Для получения этой степени обычно необходимо пройти 2-летний курс обучения после получения степени бакалавра.
Магистерские программы представляют собой специализированное психологическое образование в одной из отраслей психологии.
Особенностью базового психологического образования в России является то, что высшее образование самым тесным образом связано с профессиональной подготовкой студентов.
Кроме того, российское высшее психологическое образование отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов.
За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологических дисциплин.
Полный курс базового высшего психологического образования дает достаточную квалификацию для того, чтобы начать самостоятельную психологическую деятельность.
Министерство высшего образования и психологические организации разрабатывают определенные критерии и требования для того, чтобы обеспечить высокий уровень образования и профессиональной подготовки психологов (гос. стандарты, ключевые компетенции).
В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций:
1. «020400 — Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии».
2. «031000 — Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-психолог».
3. «022700 — Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клинический психолог).
Цель изучения психологии студентами-психологами – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.
Билет 71
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s31983t9.html
10 вузов для психологов
Работа психолога предполагает, как минимум, четыре роли: врач, консультант, педагог, исследователь-ученый. Мы изучили особенности обучения на наиболее крупных и престижных психологических факультетах Москвы, а также попытались понять, кому какой факультет подойдет.
4
ru.wikipedia.org
Количество бюджетных мест 103 Проходной балл 338 (Клиническая психология), 328 (Психология служебной деятельности) Стоимость обучения от 185 250 руб./год
Для многих абитуриентов, в особенности, иногородних, МГУ — российский университетский эталон, вершина, которую нужно с честью покорить.
Поступая сюда, вчерашние школьники ждут солидности, особой атмосферы студенчества и уверены, что только здесь им могут дать качественное фундаментальное психологическое образование.
Несмотря на то, что преподавание психологии ведется в МГУ с момента основания вуза, отдельный факультет был открыт в 1966 году.
С тех пор психфак МГУ доминирует на рынке психологического образования в стране, а в учебном процессе других вузов ведущее место занимает теория первого декана психологического факультета Московского университета Алексея Леонтьева. В деканате гордятся, что по стандартам психологического образования, разработанным на факультете психологии МГУ, ведется обучения на всех психологических факультетах страны.
В 2006 году на факультет пришел новый декан Юрий Зинченко; при нем начали развиваться новые направления: «компьютерная психология», «психологическая безопасность» и другие.
Несколько раз в год на главный психологический факультет страны наведываются мировые знаменитости психологической науки.
В числе особых курсов — курс по когнитивной психологии, его эксклюзивно для студентов психфака приезжает читать Борис Величковский, создатель первой в СССР и России кафедры когнитивных исследований, в эпоху перестройки уехавший жить и преподавать в Германию.
Количество бюджетных мест 60 Проходной балл 305 Стоимость обучения 250 000 руб./год
По неофициальному родительского-абитуриентскому рейтингу в Москве два ведущих университета — МГУ и НИУ ВШЭ.
Абитуриентские мечты о поступлении в Вышку подкрепляет желание быть студентом «не как все» — учиться по модульной системе и иметь возможность выбрать самостоятельно более 50% дисциплин и практикумов учебного плана, а также дополнительный профиль образования (социологию, экономику или любой другой из тех, что реализуются в ВШЭ).
Программа нацелена на подготовку психологов, специализирующихся в области когнитивной, социальной и организационной психологии, консультативной психологии и разработана с учётом опыта ведущих европейских факультетов психологии и нейронаук (neuroscience).
Обучение будущих психологов ведется в междисциплинарном ключе — на стыке психологии с нейробиологией, психофизиологией, экономикой, математикой, социологией.
Студенты углубленно изучают иностранные языки (со сдачей сертификационных экзаменов), что позволяет им участвовать в программах университетов-партнеров (Лондонская школа экономики и политических наук (Великобритания), бизнес-школа INSAED (Франция), университет Гумбольдта (Германия), Университет Метрополитен (Великобритания) и другие).
Количество бюджетных мест 97 Проходной балл от 175 Стоимость обучения от 77 800 руб./год
Поступающие на психфак РГГУ, как правило, ориентируются на бренд вуза (что бы там ни говорили в Министерстве образования). Кроме того, здесь довольно-таки креативный подход к организации учебного процесса. Планы по созданию в составе РГГУ психологического факультета (института) начали обговариваться в конце 1980-х, а открылся он в середине 90-х.
Имя Выготского было присвоено институту создателями и последователями выдающегося психолога только спустя год после его открытия — в канун столетия со дня рождения Льва Семеновича. В основу учебно-воспитательной концепции института положено утверждение ученого о том, что человек должен чувствовать себя источником своего поведения и деятельности.
Особенность обучения заключается в том, что в образовательном процессе должно присутствовать творчество. Едва переступив вузовский порог, студенты начинают практиковаться в институтских творческих мастерских.
На первом и втором курсах изучается рисование и коммуникации, работает психологический театр, на третьем курсе — психология режиссуры, на четвертом — психологическое проектирование, а на пятом — практическая методология психологии. Институт психологии РГГУ работает по системе двойных специализаций, т.е.
наряду с общим психологическим образованием по выбранному направлению студенты получают дополнительные знания, связанные со сферой применения науки (управление, педагогика, консультирование).
Самые сильные кафедры: кафедра педагогической психологии, которой руководит ученик Петра Гальперина Виталий Шабельников, кафедра психологии личности, возглавляемая Геннадием Кравцовым, в прошлом работавшим с академиком Николаем Поддьяковым, а также кафедра теории и истории психологии, где главная фигура Владимир Кудрявцев — заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования Института развития дошкольного образования РАО.
Количество бюджетных мест 15 Проходной балл 228 Стоимость обучения 103 800 руб./ год
Специальность «Клиническая психология» можно получить не только на психологических факультетах медицинских вузов, но многие абитуриенты уверены, что только учеба в Меде гарантирует для «клиника» хорошие перспективы. Старейший медицинский вуз страны — своеобразный академический «город контрастов».
К примеру, он имеет богатейшую учебную и научно-исследовательскую базу, и при всем этом отличается самыми низкими в столице цифрами преподавательских заработных плат.
Клиническая психология находится на границе между классической психологией и психиатрией, поэтому выпускники этой специальности могут преподавать, работать как на позициях психолога-консультанта, так и нейропсихологами или патопсихологами.
На 1-2 курсах практически все занятия здесь теоретические, причем с явным уклоном в сторону медицины. Профильные психологические дисциплины начинаются только на 3 курсе — студенты в течение года изучают неврологию и психиатрию и даже пробуют себя в качестве преподавателей азов психологии у первокурсников.
Программы 4 и 5 курсов почти полностью ориентированы на практику. Одно из главных достоинств кафедры медицинской психологии МГМУ заключается в том, что именно здесь разрабатываются образовательные программы и учебные пособия по психологии для медицинских вузов и колледжей.
Количество бюджетных мест 30 Проходной балл 228 Стоимость обучения 120 000 руб./год
Если стать студентом психфака первого меда не вышло, запасным абитуриентским аэродромом может стать психологический факультет «Пироговки». Проходной балл здесь примерно такой же, как и в «Сеченовке», но бюджетных мест намного больше.
«Второй мед» тоже берет свое начало от Московских высших женских курсов. До 1956 года вуз носил имя Сталина, затем здравый смысл, казалось бы, восторжествовал, и медицинскому университету было присвоено имя выдающегося медика Николая Пирогова.
Десятью годами позже к имени Пирогова добавилось имя другого советского вождя — на этот раз Ленина. «Пироговкой» он вновь стал только в 2010 году.
Сегодня вуз постепенно отходит от недавнего скандала с «мертвыми душами» и подтасовкой результатов ЕГЭ, когда более 70% зачисленных на первый курс студентов оказались несуществующими людьми.
Не так давно студенты РНИМУ пережили настоящую встряску — по итогам одной сессии в списках отчисленных оказались порядка 800 человек. Как и в первом меде, в РНИМУ готовят широкопрофильных клинических психологов. Общая практика начинается уже на 1-м курсе на клинических базах РГМУ, а со специализацией студенты определяются на старших курсах — чаще всего это нейропсихология и психотерапия.
Количество бюджетных мест нет Стоимость обучения 174 500 руб./академический год
Поступающие сюда абитуриенты по окончании вуза могут работать детскими психологами и психологами-консультантами. МПГУ создан на базе педагогического факультета бывших Высших женских курсов, организованных профессором всеобщей истории Московского университета Владимиром Герье.
Здесь преподавали ведущие ученые прошлых лет — основатель культурно-исторической теории в психологии Лев Выготский, выдающийся дефектолог и психоневролог Дмитрий Азбукин, психолог и философ Константин Корнилов, специалист по обучению детей с отклонениями в развитии и брат знаменитого врача-психиатра Всеволод Кащенко, создатель первых детских внешкольных воспитательных учреждений Станислав Шацкий. В настоящее время здесь также проходят лекции именитых профессоров, в том числе, и из-за рубежа. Выступать перед студентами-психологами сюда приезжает логотерапевт Альфрид Лэнгле — ученик знаменитого Виктора Франкла, специалист по нейродидактике Карл Оливестам и другие. Кроме того, МПГУ проводит международные обучающие тренинги по EMDR (методика работы с психическими травмами) и организует работу нескольких научно-образовательных центров. Приобщиться к международной исследовательской деятельности можно даже будучи школьником — на факультете педагогики и психологии работают специальные выездные программы-экспедиции для старшеклассников.
Количество бюджетных мест нет Стоимость обучения от 40 000 руб./год
Государственный вуз, который у всех на слуху, — примерно в таком ключе рассуждает большинство абитуриентов РГСУ. Рассматривать этот РГСУ имеет смысл, если вы стремитесь стать HR-специалистом — здесь обучают премудростям этой популярной сегодня профессии.
Наряду с традиционным университетским академическим курсом для будущих психологов, в Российском государственном социальном университете уделяется много внимания прикладным областям психологии: управлению персоналом, психологии организационной деятельности.
Приоритетным научно-исследовательским направлением считается психология социального здоровья личности. Студенческая практика проходит в основном в детско-юношеских летних лагерях в России, есть возможность стажироваться за рубежом: в Чехии и Болгарии.
Помимо профессиональных стажировок предусмотрены языковые — каждый семестр психологический факультет отправляет группу студентов в Великобританию в Региональный колледж Кембриджа (Cambridge Regional College).
С вузом сотрудничают несколько известных преподавателей: Николай Пряжников, работающий на психфаках МГУ и МГППУ, исследующий возрастную психологию и психологию труда, телеведущая и основатель метода метафорической психотерапии Галина Тимошенко, известный женский психотерапевт Жанна Гарданова.
Количество бюджетных мест 115 Проходной балл от 161 Стоимость обучения 120 000 — 140 000 руб./год
В МГППУ приходят абитуриенты, интересующиеся детской психологией и планирующие в будущем двигаться именно в этом направлении. Вуз также открывает дорогу тем, кто хотел бы стать специалистом в довольно редких областях, например, изучать склад личности вундеркиндов или исследовать влияние на детскую психику событий, пережитых в утробе матери.
МГППУ сооставляет единый комплекс с Психологическим институтом Российской академии образования и сетью московских центров практической психологии. Все эти структуры возглавляет ведущий российский специалист по возрастной психологии Виталий Рубцов. Приоритетным направлением в МГППУ является детская психология.
В рамках программ для студентов-психологов предусмотрена обязательная углубленная практико-консультативная работа в модельных ресурсных центрах, куда входят организации для оказания психологической помощи не только детям, но и взрослым, в первую очередь — родителям и педагогам.
Среди наиболее примечательных факультетов МГППУ стоит выделить факультет юридической психологии, где преподает руководитель лаборатории судебной психологии ГНЦССП им. В. П. Сербского Фарит Сафуанов, и факультет консультативной и клинической психологии.
Количество бюджетных мест 30 Проходной балл 186 Стоимость обучения 151 000 руб./академический год
Еще один психологический факультет, где готовят специалистов по детской психологии. Один из факторов, мотивирующих на выбор этого факультета, — довольно низкий для известного государственного вуза проходной балл.
Название вуза на слуху, поэтому многим кажется, что МГПУ существует уже много лет, а кто-то из нерадивых абитуриентов вовсе путает его с МПГУ или даже с МГППУ. В действительности, этот вуз был открыт правительством Москвы только в середине 1990-х.
Возможно, от путаницы в столичных «педах» могло бы избавить присвоение вузам имен выдающихся деятелей науки, но этого пока не планируется.
Психологический факультет, входящий в состав Института психологии, социологии и социальных отношений — один из первых и базовых в МГПУ.
Для прохождения практики учащиеся отправляются в основном на телефоны доверия, в больницы, кадровые центры, школы, интернаты и детские сады. Несмотря на то, что вуз педагогический, это не значит, что здесь учат только работе с детьми.
Психфак МГПУ выпускает психологов для работы со взрослыми, занимающими позиции учителей и воспитателей подрастающего поколения.
Количество бюджетных мест нет Стоимость обучения 84 400 руб./академический год
Большую часть абитуриентов психологического факультета ГАУГН можно поделить на две категории. Одних этот вуз привлекает перспективами устроиться по окончании в один из академических институтов. Другие стремятся попасть сюда потому, что считается, что учиться на психфаке ГАУГН относительно легко.
В начале 1990-х Российская академия наук созрела для создания собственного учебного заведения, которое впоследствии стало называться Государственным академическим университетом гуманитарных наук. Психологический факультет «приписан» к Институту психологии РАН. Такого количества академиков, как в ГАУГН, нельзя встретить ни в одном другом вузе страны.
Здесь изучают, в том числе, аналитическую психологию, психофизиологию, психологию труда, инженерную психологию, психологию личности, экспериментальную психологию, психодиагностику. Наряду отечественными учеными читать лекции в вуз приезжают исследователи из-за рубежа — университет сотрудничает с 30 вузами и исследовательскими центрами.
Нужно отметить, что количество студентов на каждом курсе не превышает 25 человек, что позволяет преподавателям давать материал в более интенсивном режиме.
Источник: https://www.ucheba.ru/article/129
Специфика преподавания психологии студентам
Попадая в вуз, студент невольно сравнивает его со школой. Для студента возникает непростая ситуация, требующая от него готовности к перестройке своей учебной деятельности. Особенно сложно это бывает для тех, кто в общеобразовательной школе сумел найти эффективные способы получения «отличных» оценок, способы построения взаимоотношений с преподавателями и т.п.
При построении взаимоотношений преподавателей со студентами-психологами в реальных современных условиях самим студентам важно понять главную идею — не ждать, пока преподаватели сначала «понравятся» студентам, а потом сами «предложат что-нибудь интересное» и «организуют совместную деятельность».
Если серьезно, то, конечно, преподаватели должны все это сделать, сделать «первый шаг» навстречу студенту. Но не все преподаватели готовы на такой «первый шаг», и тогда сами студенты должны постепенно взять инициативу в этом вопросе на себя.
Для будущих психологов очень важно научиться, не ждать, что их кто-то будет «развлекать» или «организовывать», а самим проявлять инициативу.
В каком-то смысле, получается «замкнутый круг»: студенты поступили на психологический факультет с надеждой, что их всему этому научат. А здесь предлагается «не ждать» и самим показывать свои «организаторские» и «коммуникативные» способности. Это один из парадоксов подготовки студентов-психологов.
В конце концов, студенты ведь пришли именно в психологический вуз, значит, какая-то внутренняя готовность к работе с людьми у них уже должна иметься. Из-за вечной нехватки времени (по причине необходимости постоянно зарабатывать деньги) стало намного меньше студенческих вечеров творчества, в которых активно участвовали и преподаватели, и т.п.
Все это требует поиска новых подходов в организации реальных (а не формальных) взаимоотношений студентов-психологов со своими преподавателями.
Можно выделить следующие проблемные моменты, возникающие при построении таких взаимоотношений:
- 1. Проблема смешения ролей преподавателя, когда он может восприниматься студентами в разных своих «ипостасях», что порождает путаницу и некоторую неопределенность во взаимоотношениях. Можно выделить примерно следующие такие ролевые позиции («ипостаси») преподавателя психологии:
- 1) «Преподаватель — специалист в своей области».
- 2) «Преподаватель — верный друг».
- 3) «Преподаватель-психотерапевт».
- 4) «Преподаватель — пример для подражания во всем».
- 5) «Преподаватель — объект насмешек».
- 6) «Преподаватель-полицейский».
- 2. Проблема несогласия с преподавателем. Вполне возможны ситуации, когда студент считает, что преподаватель «не прав», высказывая на своих лекциях какие-то мысли. Если преподаватель — корректный специалист, то он должен дать несогласному с ним студенту, хотя бы кратко обозначить свою точку зрения или сам заявить перед аудиторией иную позицию студента. Но делать это лучше либо на перерыве, либо на отдельном семинаре (тогда появится счастливая возможность сравнить и обсудить разные позиции), либо на другом занятии, предварительно подготовившись к ответной реакции на замечания студента.
- 3. Проблема равноправной дискуссии студента с преподавателем. Вполне возможны ситуации, когда студент в каких-то вопросах разбирается лучше своего преподавателя-учителя. Поэтому совершенно естественны и взаимно полезны и дискуссии, и острые споры. Но главное правило здесь — предварительная подготовка к таким спорам и дискуссиям. Научный спор, в отличие от «миленькой болтовни» или спора невежд, должен проходить только на основе логически выстроенных и проверенных аргументов, а также на основе взаимоуважения спорящих.
- 4. Проблема поиска студентом научного руководителя. Иногда поиск хорошего руководителя может стать основой будущей успешной научной карьеры студента, но часто надежды на это не оправдываются (даже «хороший» научный руководитель не в состоянии «пристроить» всех своих учеников).
- 5. Проблема смешения формальных и неформальных отношений между преподавателями и студентами. В отношениях «студент — преподаватель» чрезвычайно важно удерживание дистанции. Имеется в виду, что общение между ними должно ограничиваться официальным общением на учебных занятиях — напротив, студент вправе видеть в преподавателе человека, относящегося к нему личностно, неформально, с готовностью помочь — и не только в учебном плане. Вместе с тем складывающиеся между студентом и преподавателем добрые человеческие отношения не должны вмешиваться в их отношения в учебном процессе.
- 6. Проблема «наведения порядка» в вузе со стороны студентов в их взаимоотношениях с администрацией. Во взаимоотношениях студента с администрацией основные проблемы сводятся к лучшей организации учебного процесса. Главная проблема для студента, выясняющего свои отношения с администрацией вуза, — это понять для себя, что важнее — навести «порядки» в вузе (с учетом того, что это «вечная» проблема) или же получить качественное образование (приобщиться к научному методу познания) и получить диплом (формальная, но очень важная для будущего профессионала цель). Впрочем, студент, несомненно, имеет право на то, чтобы обсудить с администрацией существующее положение вещей, но это должно быть конструктивно, а не огульно-критически, что часто происходит.
- 7. Проблема учебной дисциплины и этикета (правил поведения) в конкретном психологическом вузе. Студент обычно сравнивает свое учебное заведение с другими вузами, особенно его волнуют реальные правила взаимоотношений, складывающиеся между самими преподавателями, между преподавателями и администрацией, между преподавателями и студентами, наконец, отношения между самими студентами. Осмысливающий эти правила студент нередко обнаруживает, что в чем-то в его «родном» заведении взаимоотношения «хуже», чем в других вузах (об этом студенты узнают от других студентов или из средств массовой информации). На формирование профессионального самосознания и просто на представление о себе как о студенте «хорошего» вуза все это оказывает отрицательное воздействие.
- 8. Проблема меры взаимной ответственности студентов и администрации за поддержание элементарного порядка в вузе, за более эстетическое оформление учебных аудиторий и различных помещений и т. п.
Преподавание психологии и ее прикладных отраслей имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Поскольку методика преподавания постоянно ищет наиболее доходчивые приемы и методы, то уже сегодня можно выделить ее некоторые методические особенности.
Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому. Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что уже знакомо. Третий — это, наоборот, то, что абсолютно неизвестно.
Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития. Другими словами, зона ближайшего развития — это расхождение между уровнем актуального развития (степень трудности самостоятельно решаемых задач) и уровнем потенциального развития (чего ученик может достигнуть).
Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкового и Д.Б. Эльконина.
Л.В. Занков выделил несколько принципов развивающего обучения:
- 1. Обучение на высоком уровне трудности. Стремление преодолеть трудности в «зоне ближайшего развития», которые выходят за рамки актуальных возможностей. Это ведет к развитию способностей и самостоятельности.
- 2. Ведущая роль теоретических знаний. Не просто изучается теория, а раскрываются в материале существенные связи и открываются закономерности между явлениями и процессами.
- 3. Высокий темп изучения материала. Повторение не является главным образовательным компонентом. Только при изучении нового материала следует обращаеться к повторению старой информации, если это необходимо.
- 4. Осознание процесса учения. Каждый обучаемый осознает себя как субъект учебной деятельности. Он должен задумываться над тем, зачем ему нужны знания, как лучше запоминается материал, что нового он узнал, как изменились его представления о мире, как меняется он сам и т.д.
- 5. Целенаправленная работа над развитием всех обучаемых. В этом случае нельзя разделять по способностям и нельзя сравнивать друг с другом. Каждый учащийся уникален и должен продвигаться в своем развитии в результате сотрудничества с разными по развитию детьми.
В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин выделили следующие дидактические принципы в своей концепции:
- 1. В обучении главную роль играет система научных понятий, на основе которых обучаемый овладевает универсальным принципом решения задач определенного типа.
- 2. Учебная деятельность направлена на абстрактно-теоретические формы мышления. Знания усваиваются посредством движения от общего к частному и выяснением условий происхождения содержания понятий.
- 3. Овладение теоретическими знаниями развивает у обучаемых теоретическое мышление, а также формирует творческий подход к осуществлению практической деятельности.
- 4. Усвоение знания происходит методом восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Это происходит таким образом. Обучаемый анализирует материал с помощью педагога. Затем выделяет в нем общее и фиксирует общее в знаковой форме, т.е. строит его содержательную конструкцию. Продолжая анализ материала, он раскрывает закономерные связи между общим и его различными проявлениями, т.е. получает частное.
- 5. Обучаемые не создают образовательных продуктов, а присваивают их в процессе учебной деятельности.
Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность обучаемых по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие их личности. При этом знания все равно передаются, но с применением дедуктивного подхода.
Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны.
Источник: https://studwood.ru/2021488/pedagogika/spetsifika_prepodavaniya_psihologii_studentam
Методика преподавания в высшей школе
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Методика преподавания в высшей школе» являются:
- формирование у аспирантов представлений о психологических основах, сущности исодержании педагогической деятельности преподавателя высшей школы, подготовка будущего преподавателя вуза к учебной и научно-исследовательской деятельности;
- формирование базовых понятий о методике преподавания в высшей школе, связанных с профессиональной деятельностью аспирантов;
- повышение общей и психологической культуры преподавателей высшей школы, ознакомление будущих специалистов с закономерностями усвоения аспирантами содержания высшего образования;
- овладение навыками преподавания по специальным вопросам профессиональной деятельности;
- формирование у аспирантов представлений о базовых этических нормативах преподавательской деятельности;
- овладение навыками формирования учебных программ и учебно-методического материала, в том числе, аудио-визуального для обеспечения учебного процесса;
2. Место дисциплины в структуре ООП
Данная дисциплина относится к основным образовательным программам высшего профессионального образования.
В программе курса нашел свое отражение интегративный подход к педагогике и психологии высшей школы как междисциплинарной области знания.
В этом качестве преподавание курса связано с другим курсом учебного плана: опирается на знания, получаемые аспирантами в результате изучения дисциплины «История и философия науки» (1-2 семестр), на базу предыдущего уровня образования.
Обучающийся по данной дисциплине должен иметь твердые знания по следующим темам:
- О предмете педагогики
- Предмет педагогики высшего образования и структура учебного пособия
- О предмете психологии высшего образования
- Краткая история и современное состояние высшего образования в России
- Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе
- Психология личности и проблема воспитания в высшей школе
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения
- Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе
- Психодиагностика в высшей школе
- Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза и проблема педагогического мастерства
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методика преподавания в высшей школе)».
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
1) общекультурные компетенции:
- способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень, способностью к развитию психолого-педагогического мышления:
- способностью развивать установку на постоянный поиск приложений философских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем обучения и воспитания;
- способностью адаптироваться к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности;
- способностью к активной социальной мобильности, способностью к организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, способностью к управлению научным коллективом.
2) профессиональные компетенции:
- способностью трактовать предмета педагогической науки, предмета педагогики и психологии высшего образования;
- способностью к глубокому усвоению норм профессиональной этики педагога, пониманию его ответственности перед студентами;
- определять обучение как совместную деятельность учащегося и преподавателя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами;
- способность управлять учебно-педагогическим процессом в высшей школе (магистратуре и аспирантуре);
- способность дифференцировать подходы к образовательному процессу на различных этапах высшего профессионального образования (бакалавриат – магистратура — аспирантура);
В результате освоения данной дисциплины аспирант (соискатель) должен:
Знать:
- содержание четырех блоков педагогического знания, составляющих в совокупности предмет педагогики высшей школы и других работ, связанных с исследовательской деятельностью;
- основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста;
- существо проблем психологии высшего образования;
- историю развития педагогической науки и профессионального образования в России (дореволюционный, советский и постсоветский периоды):
- правовые и нормативные основы функционирования системы образования
- рост гуманитарного компонента в биологии и биологическом образовании: биоэтика как отражение глобальной тенденции гуманизации образования;
- основы современных информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;
Уметь:
- уметь использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области;
- осуществлять руководство учебным процессом в высшей школе на разных этапах высшего профессионального образования (бакалавриат – магистратура — аспирантура);
- руководить планированием научной работы бакалавров и магистрантов
Владеть:
- технологиями управления педагогическим процессом в высшей школе;
- материала для написания методических указаний и учебных программ по специальным вопросам;
- умением коммуникации с различными группами учащихся и коллег в различных форматах (лекции, семинары, конференции;
- методикой подготовки и проведения презентации на профессиональную тему.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, из них аудиторных 36 и 108 часов самостоятельной работы.
4.1. Структура и содержание дисциплины
1. | Педагогика и психология высшей школы как самостоятельная дисциплина. Основные задачи курса | 2 | 2 | 8 | Входящий контроль, устный ответ, |
2. | Краткая история и современное состояние высшего образования в России. Болонская декларация и Болонский процесс. Современные тенденции высшего образования и их проекция на систему подготовки кадров | 2 | 2 | 8 | Устный ответ, конспект «История высшего образования в России», участие в работе круглого стола «Современные тенденции высшего образования в России и |
3. | Содержание и образовательные программы высшего профессионального образования. Образовательные стандарты. | 2 | 2 | 8 | Входящий контроль, устный ответ |
4. | Педагогические технологии обучения в системе высшей школы. Активные методы обучения | 2 | 2 | 8 | Устный ответ, опорный конспект |
5. | Психология учения и обучения студентов. Развитие личности в юношеском возрасте и молодости. Проблема личностного, жизненного и профессионального самоопределения | 6 | 8 | 20 | Устный ответ, конспект, работа по группам, защита проектов |
6. | Функции и специфика работы куратора и тьютора в высшей школе (бакалавриат-магистра-аспирантура | 2 | 2 | 8 | Устный ответ, конспект, работа по группам, защита проектов |
7. | Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе | 2 | 2 | 8 | Входящий контроль, устный ответ |
8. | Преподаватель высшей школы: сферы деятельности, культура, компетентность, мастерство, возможные траектории карьеры | 2 | 2 | 8 | Входящий контроль, устный ответ |
9. | ЭКЗАМЕН | 4 | |||
10. | ИТОГО | 22 | 14 | 108 |
5. Образовательные технологии.
Для достижения планируемых результатов обучения в обучении используются разнообразные образовательные технологии.
В ходе практических занятий проводятся краткие презентации по основным темам, изучаемым в рамках дисциплины.
При подготовке учебных практических занятий используются современные российские и зарубежные педагогические методики, включая аудио-визуальные технологии, учебные фильмы и мультимедийные презентации.
В целях закрепления пройденного материала, запланировано создание аспирантами учебных фильмов и видеоуроков по их научной тематики.
- В ходе проведения практических занятий применяются практико-ориентированные технологии, направленные на формирование системы практических педагогических знаний с целью обеспечения качественного обучения аспирантов.
- С целью формирования и развития проблемного мышления, мыслительной активности проводятся учебные дискуссии, обсуждение подготовленных презентаций с использованием профессиональной терминологии, мини-диспуты на темы, изучаемые в рамках дисциплины.
- В ходе учебного процесса используются технологии с целью учета различных способностей обучаемых, создания необходимых условий для развития их индивидуальных способностей, развития активности личности в учебном процессе (индивидуальные заданий, выполнение проектных работ, домашних индивидуальных заданий различного объема).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Для организации самостоятельной работы используются ресурсы сети Интернет с учетом профессионально значимой терминологии (аутентичные материалы, научные статьи, тезисы, обзоры), а также электронные словари, электронные учебники, учебно-методические комплексы, методические пособия и тематические разработки;
Внеаудиторная самостоятельная работа аспирантов включает текущую самостоятельную работу и практико-ориентированную деятельность аспирантов и является целостной системой планирования учебного процесса, имеющей следующие цели:
- приобретение новых знаний аспирантами посредством работы с дополнительными информационными ресурсами;
- развития коммуникативных навыков для педагогической и профессиональной деятельности;
- формирования методических приемов самостоятельной работы.
Текущая самостоятельная работа направлена на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных аспирантами, и включает:
- внеаудиторную работу студентов с материалом практического занятия в виде выполнения домашних (индивидуальных) заданий, в том числе с использованием интернет-ресурсов;
- подготовку к текущему, промежуточному и итоговому контролю;
- самостоятельное изучение отдельных тем по заданию или рекомендации преподавателя;
- написание учебно-научного реферата по вопросам психологии и педагогики высшего образования (магистратура-аспирантура)
Практико-ориентированная самостоятельная работа направлена на развитие комплекса общекультурных и профессиональных компетенций и включает:
- поиск, анализ и презентацию информации на профессионально значимые темы;
- выполнение заданий для проведения учебной дискуссии;
- самостоятельную подготовку материалов для участия в учебной дискуссии или мини-диспуте;
- подготовка учебно-методических пособий и программ дополнительного образования.
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы аспирантов используются:
- ресурсы сети Интернет (аудио-визуальные сайты по психологии и образованию);
- обучающие компьютерные программы, электронные учебники;
- учебно-методические комплексы, методические пособия и тематические разработки.
- Содержание и организация текущего, промежуточного и итогового контроля
- Текущий контроль осуществляется в течение семестра в устной форме (подготовка тем и обсуждения в ходе семинаров, подготовка презентаций на учебно-педагогические темы для аспирантов и бакалавров,
- Итоговый контроль проводится в виде экзамена курсу «Методика преподавания в высшей школе» для аспирантов и соискателей.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Основная литература:
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. М., Академия, 2014. 400 с.
- Резник, С. Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности [Текст] : учеб. пособие : рек. УМО / С. Д. Резник, О. А. Вдовина ; под ред. С. Д. Резника. — М. : Инфра-М, 2010. — 389 с.
- Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы [Текст]: учеб. пособие : рек. УМО / Ю.В. Сорокопуд. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 543 с.
- Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы : учеб. Пособие / Ф. В. Шарипов: М.: Логос, 2012. — 448 с.
Дополнительная литература:
- Болонский процесс [Текст] : основополагающие материалы / сост., пер. с англ. А. К. Бурцев, сост. В. А. Звонова. — М. : Финансы и статистика, 2006. — 88 с.
- Бурдуковская, Е. А. Личностное становление студента в социокультурной среде вуза [Текст] : моногр. / Е. А. Бурдуковская, А. А. Шумейко, Н. К. Щепкина. — Благовещенск : Изд-во Амур. гос. ун-та, 2006. — 176 с.
- Возрастная психология [Текст] : учеб. : рек. УМО / под ред. А. К. Белоусовой. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 592 с.
- Высшее образование: вызовы Болонского процесса и ВТО [Текст] : моногр. / под ред. В. П. Колесова, Е. Н. Жильцова, П. Н. Ломанова. — М. : ТЕИС, 2007. — 410 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] : учеб. : рек. УМО / Э.Ф. Зеер. — М. : Академия, 2009. — 340 с.
- Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. — М., 1993.
- Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст] : учеб. пособие: Доп. УМО / И.Ф. Исаев. — М. : Академия, 2002, 2004. — 208 с.
- Педагогика и психология высшей школы [Текст] : учеб. пособие: Рек. Мин. обр. РФ / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — Ростов н/Д : Феникс, 2002, 2006. — 544 с.
- Фокин, Юрий Георгиевич. Преподавание и воспитание в высшей школе [Текст] : методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для вузов / Ю.Г.Фокин. — М. : Академия, 2002. — 216 c.
- Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения [Текст] : учеб. пособие: рек. УМО / Н. Е. Эрганова. — М. : Академия, 2007
Периодические издания.
- Аккредитация в образовании
- Альма матер (Вестник высшей школы)
- Вопросы психологии
- Высшее образование в России
- Высшее образование сегодня
- Интеграция образования
- Мир образования – образование в мире
- Научные исследования в образовании
- Официальные документы в образовании
- Педагогика
- Педагогический журнал
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Обучение по данной дисциплине обеспечивается наличием учебных и учебно-методических материалов, словарей и справочников в библиотеке ПущГЕНИ, а также в научных библиотеках учебных центров ПущГЕНИ, в которых обучаются аспиранты (соискатели). В ПущГЕНИ имеется учебная аудитория, оснащенная аудио и видеотехникой, в главном здании ПущГЕНИ организован мультимедийный класс (9 компьютеров), в котором могут проводиться различные виды работы: работа в сети — Интернет.
Программа одобрена на Ученом совете ПущГЕНИ
Проректор по научно-инновационной работе ПущГЕНИ, канд. биол. наук Тирас Х.П.
Источник: https://iteb.ru/rec/units/degree/program/general-disciplines/methods/