Изменения в экономической, политической и нравственной сферах жизни общества оказывают существенное влияние на структуру экономического сознания и, в том числе, на структуру мотивов и потребностей человека.
Невозможность удовлетворения важных потребностей снижает активность человека, либо меняет направление этой активности, длительное неудовлетворение потребностей человека приводит к возникновению состояния фрустрации.
В связи с этим, изучение структуры потребностей человека является актуальной проблемой современной психологической науки.
В нашем исследовании мы исходили из положения, что потребность –
это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно существование организма, его жизнедеятельность. Как внутренние сущностные силы организма, потребности, побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, деятельности.
Таким образом, потребности проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. Являясь составной частью модели мотивации (Р.Л.Дафт), потребности занимают определенное место в структуре экономического сознания (А.В.
Филлипов, С.В. Ковалев).
Главным основанием для выделения видов потребностей является характер деятельности, к осуществлению которой потребность побуждает
субъекта. В нашем исследовании мы руководствовались классификацией потребностей А. Маслоу (Мотивация и личность, 1954 г.). Принимая
за основу выделенные Маслоу группы потребностей, мы не разделяли его мнения о врожденной природе потребностей и идеи о невозможности возврата к уже удовлетворенной потребности более низкого уровня.
В экспериментальном исследовании участвовали студенты первого
курса Ангарской государственной технической академии и служащие негосударственных учреждений г. Ангарска Иркутской области. Для изучения структуры потребностей мы воспользовались тестом
«Парные сравнения» (Сост. Н.А. Литвинцева), который оценивает степень неудовлетворенности основных потребностей человека. В результате выявляются основные потребности-мотиваторы, т.е. потребности,
входящие в модель мотивации деятельности, и ведущие группы потребностей в соответствии с классификацией А.Маслоу. В группу материальных потребностей вошли потребности зарабатывать на жизнь,
обеспечить себе материальный комфорт и покупать хорошие вещи. В группу потребностей в безопасности – обеспечить себе будущее, упрочить свое положение, избегать неприятностей.
В группу социальных, или межличностных потребностей – иметь теплые отношения с людьми, иметь хороших собеседников, быть понятым другими.
В группу потребностей в признании – добиться признания и уважения, повышать уровень мастерства и компетентности, обеспечить себе положение влияния среди окружающих.
В группу потребностей в самовыражении – развивать свои силы и способности, стремиться к новому и неизведанному, заниматься делом, требующим полной отдачи. При обработке данных подсчитывалось количество выборов (баллов), приходящихся на каждый вид потребностей и на каждую группу потребностей. На рисунке показано соотношение средних значений по группам потребностей у студентов и служащих.
- 30
- 25
- 20
- 15
- 10
- 5
- 1 2 3 4 5
- С т у д е н т ы
- С л у ж а щ и е
- Структура потребностей студентов и служащих.
- Примечание. По оси абсцисс обозначены группы потребностей:
- 1 материальные, 2 в безопасности, 3 – социальные, 4 – в признании, 5 –
в самовыражении. По оси ординат – средние значения в баллах.
Как видно на рисунке, различие в степени выраженности социальных потребностей у студентов и у служащих не значительно.
Достоверность различий по остальным группам потребностей мы оценили при помощи Uкритерия Манна-Уитни, используемого для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака. Значения U-критерия МаннаУитни приводятся в таблице.
Как видно из таблицы, достоверными можно считать различия в группах потребностей в безопасности и материальных потребностей.
Значения U-критерия Манна-Уитни
Таблица 1
Группы потребностей |
Значение U-критерия |
Материальные потребности | 46,5 |
Потребности в безопасности | 111,5 |
Социальные потребности | 209 |
Потребности в признании | 290,5 |
Потребности в самовыражении | 230,5 |
Примечание. Критические значения U-критерия: 121 для уровня достоверности 0,01 и 147 для уровня достоверности 0,05. Чем меньше значения критерия, тем выше достоверность выявленных различий.
- В ходе исследования отмечено, что если удовлетворить потребность более высокого уровня не удается, у индивида может произойти возврат к уже удовлетворенной потребности более низкого уровня. Так, работник,
- которому не удается добиться повышения квалификационного уровня, получения новых знаний, личностного роста, может вернуться к более низким по уровню потребностям и направить все свои усилия на достижение признания обществом его заслуг, вклада в работу или
- на увеличение доходов.
- У испытуемых, находящихся на пятой ступени иерархии потребностей, отмечается низкий уровень тревожности, агрессивности,
- фрустрации. Это связано с тем, что удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление
- желаний, но и развитие личности, личностный рост. Напротив, у испытуемых с доминированием материальных потребностей, потребностей в безопасности или в признании в отдельных случаях
наблюдается средний и высокий уровень тревожности, агрессивности, фрустрации. Причины фрустрации студентами оцениваются чаще как внешние: невыгодные условия, высокие требования, плохое окружение и т.п. Служащие чаще, чем студенты, выделяют внутренние причины
фрустрации: плохо подготовлен к выполнению, работы, задания, безволен, неорганизован и т.п. В данном случае, когда причины неуспеха оцениваются как устранимые, фрустрация может выступать фактором,
усиливающим мотивацию. Появляется повышенное эмоциональное возбуждение и острое желание уничтожить преграды. Психологический механизм запуска энергетических резервов психики заключается
- в наличии помех в достижении цели, и в оценке данных помех как
- устранимых.
- Люди, достигшие уровня самоактуализации, отличаются следующими чертами: ориентация на объективную реальность и свобода от иллюзий, юмор, терпимость, независимость в мнениях и поступках, творческие
- способности.
- Полученные данные позволяют сформулировать следующие выводы.
- Социальное положение испытуемых влияет на структуру их потребностей.
В группе студентов на первом месте находятся потребности в безопасности и материальные потребности, в группе служащих – потребности самовыражении и потребности в признании. Качественные различия в структуре потребностей обусловлены также возрастом.
У служащих в возрасте до двадцати трех лет, как и в группе студентов, наблюдается преобладание материальных потребностей и потребностей в безопасности. Данные факты подтверждают тезис о социальной природе человеческих потребностей, которая проявляется в их содержании, происхождении и способах реализации.
Потребности человека формируются в процессе освоения им социальной действительности, становления его личности, в процессе общественного производства материальных благ и духовных ценностей.
Геранюшкина Г.П. (Иркутск, БГУ ЭП)
Материал взят из книги Экономическая психология (Карнышева А.Д.)
Источник: http://studik.net/dinamika-struktury-potrebnostej-u-studentov-i-sluzhashhix/
Потребность и необходимость управления
- Понятие менеджмента (управления)
- Эффективность управленческой деятельности
Управление является одной из древнейших разновидностей деятельности человека, зарождение которой произошло тогда, когда появилась совместная, коллективная деятельность, когда производственная и иная работа стала осуществляться сообща.
Жизнь отдельного человека и общества в целом заключает в себе множество видов деятельности, которые отличаются как своим содержанием, так и формой. определяет следующие известные разновидности человеческой деятельности:
- государственная;
- экономическая;
- производственная;
- общественная;
- научная, исследовательская;
- культурная;
- образовательная и пр.
Одним из особых, самостоятельных видов деятельности является управленческая. Она сформировалась в ходе разделения труда под влиянием различных факторов социально-экономического плана, таких как способы и технологии производства, характер и содержание труда.
Согласно «Капиталу» К. Маркса, необходимость в управлении возникает тогда, когда требуется установить согласованность между отдельными людьми, осуществляющими совместный, коллективный труд в достаточно большом масштабе.
Деятельность любого предприятия заключает в себе исполнительную и управленческую части. Первая представляет собой работу, выполнение которой разделено между разными отделами и индивидуальными работниками.
Управленческая часть состоит в координации действий всех работников, направленных на решение общих задач и получение конечных результатов. Как только конечные цели определены, начинается само управление (менеджмент).
Оно происходит на этапе организации, проектирования, строительства либо реконструкции, непосредственного функционирования предприятия. Достижение главных целей деятельности и есть задача управления.
Оно объединяет сообщество людей, подчиняет их единым целям, определяет ключевые методы и средства. Важно, чтобы цели управления были реально достижимыми, ясно выраженными, конкретными, понятными и неизменными.
Понятие менеджмента (управления)
Менеджмент может выступать в следующих качествах:
- Научного предмета, который базируется на совокупности теорий, принципов, методов и взаимосвязан некоторым образом с рядом других дисциплин.
- Практической деятельности, которая заключается в осуществлении последовательности процедур, действий, применении определенных методов, появившихся до разработки теоретических положений.
- Управленческого мастерства, искусства руководить людьми.
Слово «менеджмент» имеет английские корни и переводится как «руководство», «управление». Нередко в литературных источниках и на практике термин «менеджмент» фактически приравнивают к «управлению». Тем не менее трактовки этих двух понятий в научной литературе имеют ряд важных отличий. Разные источники определяют менеджмент как:
- Один из способов обращения с людьми, набор навыков административного плана, властные полномочия, руководящий орган, искусство управлять («Оксфордский словарь английского языка»).
- Искусство управления совокупностью умственных, денежных и материальных ресурсов. («Толковый словарь русского языка»).
- Набор принципов, установок, способов, средств, форм руководства производственным процессом и коллективом организации на основе разработок управленческой науки («Современный экономический словарь»).
Понятие менеджмента применяется, как правило, к системам социально-экономического плана, то есть предприятиям, компаниям, организациям и т.д. Фундаментом этих структур служат люди и их деятельность по достижению общих целей. Эта деятельность требует управления коллективными трудовыми действиями людей их взаимными отношениями.
Как уже отмечалось в начале, управление имеет очень древнюю историю, поскольку люди в этой деятельности нуждались во все времена. Что касается непосредственно менеджмента, то его возникновение произошло в эпоху зарождения и становления капиталистического строя.
Менеджмент, являясь деятельностью по экономическому управлению, возможен исключительно в условиях свободных рыночных отношений, развития бизнеса и предпринимательской сферы. Необходимость в управлении существует во всех общественных системах и организациях, в том числе, государстве, армии, идеологической сфере, религиозных и общественных организациях.
Те люди, которые осуществляют менеджмент и управление, также представляют собой одно из ключевых различий этих двух понятий. Так, менеджмент – это деятельность профессиональных специалистов в области управленческой работы. А просто управлять людьми может каждый человек, не являющийся профессионалом.
Эффективность управленческой деятельности
Эффективность, высокий показатель производительности трудовой деятельности людей требует эффективного и производительного управления.
Чем более действенным будет труд управляющего звена организации, тем более результативным и производительным окажется функциональный труд персонала, а значит, организация будет иметь большую эффективность. Эффективность управления достигается тем, что ряд ключевых управленческих функций закрепляются за одним человеком либо группой людей.
К таким функциям относится в первую очередь принятие управленческих решений, а также контроль их реализации, исполнения. Таким образом, менеджеры (управляющие лица) – это фактически ограниченная группа профессионалов, узкая категория специалистов, обладающая полномочиями по осуществлению переданных им управленческих функций.
Такие условия (взаимодействие органа и субъекта управления) позволяют наиболее эффективным образом распорядиться имеющимися у организации трудовыми ресурсами и получить необходимые результаты деятельности, коими являются:
- в масштабах страны – формирование государственного дохода;
- в масштабах одной структуры (организации) – выпуск определенного продукта либо оказание услуг, выполнение работ.
Вывод можно сделать такой: человеческая деятельность во все времена не могла обходиться без управления, постановки четких целей и определения конкретных задач, а также контроля за реализацией действий по достижению этих целей и решению поставленных задач.
Передав управленческие функции одному человеку, можно достичь наибольших показателей эффективной деятельности и добиться желаемых результатов. При этом следует учитывать важность внутреннего управления и самоконтроля.
Осуществлять их способен лишь тот, у кого большая сила воли и крепкий дух.
Это также является управлением, фундаментом которому служит внутренняя мотивация, воздействующая действенным образом на человека и устремляющая его к достижению заветных целей.
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/potrebnost-i-neobhodimost-upravleniya/
Информационная справка по дисциплине «Человек и его потребности» для студентов первого курса, обучающихся по специальности 100200 «Туризм» квалификация
- Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М.: Ф и С, 1978
- Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития М., 1994.
- Буйленко В.Ф. Сервисная деятельность: организационные, этические и психологические аспекты : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервиса и туризма : рек. УМО по образованию а обл. сервиса и туризма / В.Ф. Буйленко. — Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008. — 158 с.: ил.
- Капран В.И. Психология и разработка рекламной продукции : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» : рек. Советом по психологии УМО по клас. унив. образованию / В.И. Капран, О.В. Капран. — М.: ACADEMIA, 2008. — 234 с.: ил.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология : Развитие человека от рождения до позд. зрелости : учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — 2-е изд. — М.: Сфера, 2009. — 464 с.: табл.
- Леонов Н.И. Конфликтология : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология» : рек. советом УМО по клас. унив. образованию / Н.И. Леонов ; Рос. акад. образования, Моск. психолог.-соц. ин-т. — 3-е изд., стер. — М.: [Изд-во Моск. психолог.-соц. ин-та]; Воронеж: [МОДЭК], 2010. — 231 с.: табл.
- Леонов Н.И. Психология делового общения : учеб. пособие : рек. Ред.-издат. Советом Рос. акад. образования / Н.И. Леонов ; Рос. акад. образования, Моск. психолог.-соц. ин-т. — 4-е изд., стер. — М.: [Изд-во Моск. психолог.-соц. ин-та]; Воронеж: [МОДЭК], 2010. — 255 с.: ил.
- Линчевский Э.Э. Типология и психология туризма : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101 : рек. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта / Э.Э.Линчевский, Ю.Н.Федотов. — М.: Сов. спорт, 2008. — 271 с.: ил.
- Неверкович С.Д. Коррекция мотивационной и личностной предрасположенности к освоению больших объемов научно-учебной иноформации / Неверкович С.Д., Хвалько Н.Г., Фомичёва Г.Ю. // Спортивный психолог. — 2009. — N 3 (18). — С. 70-73.
- Психология деятельности в экстремальных условиях : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физ. культура и спорт» : рек. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта / под ред А.Н. Блеера. — М.: ACADEMIA, 2008. — 254 с.: ил.
- Психология и этика делового общения : учеб. для студентов вузов : рек. М-вом образования РФ, Умо «Проф. учеб.» / под ред. В.Н. Лавриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2010. — 415 с.: ил.
- Психология развития : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии : рек. Умо ун-тов РФ / под ред. Т.Д. Марцинковской. — 4-е изд., стер. — М.: ACADEMIA, 2008. — 528 с.
- Современный психологический словарь : учеб. пособие для студентов вузов : рек. Советом по психологии УМО / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2008. — 490 с.
- Хозяинов Г.И. Основные факторы, оказывающие влияние на формирование опыта творческой деятельности обучаемых в учебном процессе / Г.. Хозяинов // Международная научная конференция психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», (11-14 июня 2006 г.) : материалы / Гос. Ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Рос. Ассоц. психологов физ. культуры и спорта. — М., 2006. — С. 307-309.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции : учеб. пособие / Ю.В. Щербатых. — М.; СПб.: Питер, 2008. — 255 с.: ил.
Источник: https://gigabaza.ru/doc/57776.html
Информационные потребности студента
Механизм возникновения и функционирования информационной потребности выглядит следующим образом: потребность в материальных и духовных ценностях – потребность в информации о предмете потребности – создание поискового образа потребности и соотнесение его с имеющейся во внутренней памяти информацией – поиск недостающей информации во внешней среде (при необходимости) – создание новой информации (при отсутствии необходимой) – анализ полученной из внешней и внутренней среды информации и осуществление деятельности по удовлетворению потребности [7].
В отличие от потребностей других видов с удовлетворением потребности информация не исчезает. Она теряет свою значимость для индивида, но продолжает оставаться актуальной для других пользователей, реально или потенциально ощущающих потребность в данной информации [18].
Информационные предпочтения отражают характер и уровень удовлетворения той или иной информационной потребности. Предпочтения могут быть сформированы лишь на фоне определенных представлений получателя информации об источниках необходимых ему сведений.
Изучение чтения в России началось в 19 веке, а отдельно студента-читателя в 60-х годах прошлого столетия.
Изучение информационных потребностей – нужды в информации, в данное время актуально так как в современном мире существует огромное количество информации.
Ученые изучают такие вопросы как напримеркакая информация нужна студентам, что их интересует, как они используют информацию, какими источниками им удобнее пользоваться Без получения необходимой информации, то есть без удовлетворения информационной потребности невозможно получение новых знаний, а следовательно и обучение в вузе, невозможно формирование полноценной личности студента.
Каждый студент, учащийся высшего учебного заведения, имеет свои четко выраженные информационные потребности.
Индивидуальные информационные потребности зависят от интеллектуального потенциала студента, степени его заинтересованности в учебной деятельности, зависят от личных интересов.
Неудовлетворение информационной потребности студента ведет к неосведомленности будущего специалиста по некоторым вопросам получаемой профессии.
Наступивший XXI век стал веком информации и научных знаний, а значит, и система образования должна решать новую проблему, связанную с подготовкой миллионов студентов к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного мира. Речь идет не просто о повышении уровня образованности людей, а о формировании нового образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся экономическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира [12].
Сегодняшняя реальность такова, что студент все в большей мере должен уметь самостоятельно включать в систему своей деятельности нарастающий поток информации, причем не, только собственно профессиональной, но и прямо не связанной с профессиональной деятельностью.
Непрерывный характер образовательного процесса повышает, таким образом, требования к личности студента, осуществляемой им деятельности, и предполагает, прежде всего, умение работать с любой информацией, что подразумевает, в свою очередь, высокий уровень развития его информационной потребности [5].
На протяжении длительного времени студенчество было и остается объективным индикатором социальных процессов. В частности именно оно является наиболее активным потребителем информационных ресурсов и, следовательно, информационно-потребительские характеристики студентов позволяют адекватно оценить состояние образовательной и информационной инфраструктуры в целом [23].
В современных условиях, чтение необходимо рассматривать как важную составляющую информационно-потребительской деятельности студента.
Основными предпосылками, обусловливающими необходимость более широкого подхода к изучению указанной деятельности, выступают: формирование информационного общества, требующее существенного расширения минимального набора знаний, позволяющих студентам ориентироваться в современном потоке информации, совершенствование их информационной культуры в целом, которая становится непременным условием существования [23].
Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация [19].
Мотивация – процесс выбора между возможными различными действиями. Она регулирует, направляет действие на достижение специфических для данного мотива целей и поддерживает эту направленность, а так же объясняет целенаправленность действий. Так придя в библиотеку, потребитель отбирает и запрашивает ту или иную информацию, которая соответствует его представлению как необходимая [19].
Мотивация студентов неоднородна, она зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей, уровня развития, например, учебная мотивация студентов, выступает как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае в учебную [23].
В основе читательской деятельности лежит мотив . В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства, переживания, все то, в чем находит воплощение потребность [17].
Мотивы чтения отражают социальный опыт читателя, его индивидуальность, его психологические характеристики [20].
Что же касается источников получения информации, то, по мнению студентов самыми важными для них являются Интернет и библиотека, далее лекции преподавателей, средства массовой информации и удовлетворение потребностей посредством личной библиотеки [12].
Студенты испытывают потребность, прежде всего в информации содержащей учебный материал (учебники, учебные и методические пособия). На втором месте справочная литература (различные виды справочников, словарей, энциклопедий), многие отдают предпочтение электронным документам [19].
Студенты активно пользуются каталогами (электронным и карточным), но сравнительно малой популярностью пользуются библиографические и реферативные издания [19].
Что касается электронного каталога, то сложности возникают при формулировке тематического запроса. Обычно трудности связаны с непониманием «предмета» изучения учебной дисциплины, контрольной или курсовой работы, что вызывает пробел в знаниях будущих специалистов той или иной профессии, студенты чаще всего посещают библиотеку как раз для того чтобы сделать тематический запрос.
Специфические затруднения студенты испытывают при работе с карточными каталогами, использовании алфавитно-предметного указателя (АПУ), систематического каталога (СК) [23].
Обнаруживается, что самой большой проблемой у студентов является составление заявки на издание, что подразумевает считывание информации с библиографической записи, знание соответствующих шифров, а именно это и отсутствует у многих читателей [32].
Большинство студентов обладает сформировавшимися навыками работы с информационно-компьютерными технологиями и интернетом. Основным источником информации, главным образом учебного материала у них выступает вузовская библиотека [32].
В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» библиотека определяется как «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам» [1]. Эти законодательно зафиксированные функции свидетельствуют о признании особой, все возрастающей роли библиотек в современном мире, о необходимости их развития одновременно во всех трех направлениях, о многогранности повседневного библиотечного труда.
Мы представили законодательную формулировку понятия библиотека, но понятие вузовская библиотека состоит из двух составляющих: вуз и библиотека.
В типовом положении «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ» говорится, что высшим учебным заведением в РФ является образовательное учреждение, «имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования » [4].
Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества и др. [4].
Вузовская библиотека – это структурное подразделение вуза, которое осуществляет информационное обслуживание студентов и преподавателей вуза, всячески содействуя их деятельности, а так же библиотека вуза способствует выполнению главных функций образовательного учреждения, указанных выше.
Словарь библиотечных терминов определяют вузовскую библиотеку как структурное подразделение высшего учебного заведения, которое организует библиотечное обслуживание студентов и преподавателей, обеспечивает учебный процесс и научную работу вуза литературой [30].
Терминологический словарь по библиотечному делу дает следующее определение библиотеке вуза. Библиотека высшего учебного заведения – библиотека, являющаяся структурным подразделением вуза; находится в непосредственном подчинении ректора.
Библиотека комплектует фонды по профилю вуза, обеспечивает студентов учебниками и учебными пособиями, собирает и хранит отчеты о научно-исследовательской работе и годовые отчеты вуза, материалы научных и научно-методических конференций, методические материалы, разработанные в вузе, а так же защищенные в вузе диссертации.
Библиотека вуза дифференцированно обслуживает читателей, полно и оперативно информирует о последних достижениях в области науки и техники, соответствующей профилю вуза, пропагандирует библиотечно-библиографические знания.
Библиотеки крупных вузов ведут научную работу в области библиотековедения и смежных наук по профилю вуза, составляют библиографические указатели, издают информационные материалы [31].
Библиотека в современном обществе выполняет ряд функций. Функции библиотеки – это назначение библиотеки, которое определяется стоящими перед ней задачами.
В советском библиотековедении выделялись две основные исходные функции: кумулятивная (выявлять, собирать, сохранять и передавать во времени и пространстве материализованные знания абонентам) и утилитарная (обслуживать абонентов необходимыми документами).
Сейчас исходные функции могут быть разделены по ряду различных оснований на менее емкие, например, с социально-технологической точки зрения – функции комплектования, обработки, размещения и хранения, выдачи документов; с точки зрения общественной роли библиотек – функции хранилища источников информации, пропаганды собираемых документов, научно-методических и научно-исследовательских центров в области библиотечного дела и т. д. в литературе часто выделяют еще три группы функций: социальная, научно-информационная, культурно-просветительная [20].
Число функций не ограничено, и специалисты выделяют еще ряд функций: мемориальная – способствующая социализации личности; информационная – служащая основой для осуществления информационной деятельности библиотеки; коммуникационная – обеспечивающая социальные и электронные коммуникации абонентов с информационными технологиями, а так же взаимодействие библиотеки с другими информационными структурами; ценностно-ориентационная – направленная на социализацию личности; просветительская – тесно связана с образовательной функцией [20].
Так же специалисты-практики к основным библиотечным функциям (сбор, хранение и предоставление в пользование источников информации) добавляют новую функцию, присущую современным библиотекам: сосредоточение электронных информационных нитей, ведущих к любым источникам [9].
Конечно же, все вышеперечисленные функции присущи и вузовской библиотеке. Однако у вузовской библиотеке как субъекта информационного обслуживания есть свои функции, характерные только для нее. Функции прописаны в Примерном положении о библиотеке высшего учебного заведения [4]. В данном документе выделены такие функции:
- Организация дифференцированного обслуживания читателей в читальных залах, на абонементах и других пунктах выдачи по единому читательскому билету, применяя методы индивидуального и группового обслуживания;
- Бесплатное обеспечение читателей основными библиотечными услугами (предоставление полной информации о составе библиотечного фонда, оказание консультационной помощи в поиске и выборе произведений печати и других документов, выдача документов во временное пользование, составление в помощь научной и учебной работе вуза библиографических указателей, списков литературы; выполнение тематических, адресных и других справок; организация книжных выставок и т. д.);
- Предоставление читателям других видов услуг, в том числе платных;
- Прививание навыков поиска информации и ее применения в учебном процессе и научной работе;
- Обеспечение комплектования фонда в соответствии с образовательно-профессиональными программами, учебными планами и тематикой научных исследований;
- Изучение степени удовлетворения читательского спроса с целью корректировки планов комплектования фондов, планирования выпуска литературы вузом и приведения в соответствие информационных потребностей читателей и состава фонда и др.
Примерное положение прописывает и основные задачи, стоящие перед вузовской библиотекой. Среди них:
- полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, учащихся, аспирантов, докторантов, научных работников, преподавателей, инженерно-технического персонала и других категорий читателей вуза в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к любым фондам;
- формирование библиотечного фонда в соответствии с профилем вуза и информационными потребностями читателей;
- расширение репертуара библиотечных услуг, повышение их качества на основе технического оснащения библиотеки, компьютеризации библиотечно-информационных процессов;
- проведение научных исследований и методической работы по вопросам библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.
Данные функции и задачи выполняют структурные подразделения библиотеки. Перечислим только те из них, которые заняты непосредственным информационным обслуживанием пользователей.
Это такие как отдел обслуживания научной литературой с секторами, отдел обслуживания учебной литературы с секторами, отдел гуманитарно-просветительской работы с секторами, научно-библиографический отдел с секторами, отраслевые отделы [3].
Кроме задач и функций библиотека имеет конкретную миссию в обществе. Понятие «миссия» происходит от латинского слова, переводимого как «посылать». Понятие «миссия» имеет много значений, среди которых наиболее подходящее для определения миссии библиотеки – ответственное задание, поручение.
Миссия библиотеки – это ответственное задание, поручение библиотеке как социальному институту, данное обществом.
Конечно миссия любой библиотеки, в том числе и вузовской – это информационное обслуживание всех категорий пользователей; обеспечение свободного доступа к мировым ресурсам информации
Источник: https://studizba.com/files/show/doc/56225-3-70150.html
Анкета определения потребностей в обучении
АНКЕТА
потребностей в обучении
ФИО сотрудника |
Подразделение |
Дата |
№ п/п |
Вопрос | Ответ |
1. Вопросы для определения Вашей потребности в обучении | ||
1.1 | Какие особо сложные задачи Вам приходится решать на рабочем месте? |
|
1.2 | В чем причина затруднений в выполнении этих задач, по Вашему мнению? |
|
1.3 | Что Вам необходимо уметь делать и знать для преодоления этих затруднений? |
|
1.4 | Почему это важно? | |
1.5 | Что будет наилучшим результатом обучения для Вас? |
|
1.6 | Каких изменений в своей работе Вы ожидаете после обучения? |
|
1.7 | Готовы ли Вы обучаться в свободное от работы время? |
|
1.8 | Какие направления обучения Вам были бы интересны? Пожалуйста, отметьте галочкой |
|
2. Вопросы для определения потребности в обучении Ваших сотрудников (заполняет только руководитель) |
||
2.1 | Какие особо сложные задачи приходится решать Вашим сотрудникам? |
|
2.2 | В чем причина затруднений в выполнении задач сотрудниками, с Вашей точки зрения? |
|
2.3 | Что Вашим сотрудникам необходимо уметь делать и знать для преодоления этих затруднений? |
|
2.4 | Почему это важно? | |
2.5 | Что будет наилучшим результатом обучения Ваших сотрудников? |
|
2.6 | Каких изменений в работе сотрудников Вы ожидаете после обучения? |
Подпись
- Обучение, Развитие, Тренинги
- Обучение персонала
- потребность в обучении
Оцените публикацию
Источник: https://hr-portal.ru/tool/anketa-opredeleniya-potrebnostey-v-obuchenii