Учебная программа Менеджмент довольно обширная, многогранная. После окончания вуза можно выбрать для себя любую сферу деятельности: от муниципального управления до частного бизнеса. Это является одним из главных плюсов менеджмента, вы не ограничиваете себя конкретной отраслью экономики. А значит, возможностей найти хорошую работу намного больше.
Менеджер – это руководитель, управленец, а не агент по продажам
Содержание статьи
Мифы и реальность в профессии менеджера Профессиональные качества менеджера Профессии в области менеджмента Вузы, в которые можно поступить на менеджмент Шансы поступить на бюджет и освоить профессию менеджер
Кто такой менеджер?
Для начала нужно разобраться, кто такой менеджер и чем он занимается. Это слово пришло к нам от английского глагола «to manage» — управлять, руководить. Другими словами, менеджер – это руководитель.
В России понятия менеджер сильно искажено. Агента по продажам принято называть менеджером по продажам или страхового агента часто называют менеджером по страхованию.
Доходит до того, что некоторые компании нанимают «менеджеров по клинингу», а не уборщиц.
В действительности же, суть менеджмента заключатся в управлении и выполнении задач прогнозирования, планирования, организации, мотивации, контроля и координации в организации. Он не имеет ничего общего с продажами, если только это не начальник отдела продаж.
Если говорить про карьерный рост общими словами, то можно выделить три вида менеджмента:
- Линейный менеджер — это начало менеджерской карьеры, на такие позиции берут сразу после вуза, можно даже без опыта работы. Зарплата такого сотрудника начинается от 35 000 рублей.
- Менеджеры среднего звена – это руководители проектов и малых рабочих групп с опытом работы 3-6 лет. В зависимости от масштаба компании и сферы деятельности, зарплата начинается от 70 000 рублей и достигает 150 000 рублей.
- Топ-менеджеры – это ведущие специалисты, руководители компании или генеральные директора. Их часто называют элитой менеджмента, и попасть туда достаточно сложно. Зарплаты у них соответствующие, от 500 000 рублей и выше.
Стать топ-менеджером можно, лишь пройдя большой профессиональный путь
Выпускник вуза по специальности менеджмент – готовый управленец. Увы, это не так.
Часто сотрудники, которые долго работают в одном месте и успешно справляются с однотипными задачами, претендуют на руководящую позицию в своем подразделении. На самом деле, хороший специалист не значит хороший руководитель.
Руководитель должен не только разбираться в процессе, но и правильно его организовать, контролировать ход выполнения работ.
Менеджмент и экономика – это одно и то же. Но экономистов не учат стратегическому менеджменту, бизнес-планированию, управлению персоналом и пр. В свою очередь, менеджеры получают знания по микро- и макроэкономике, финансовому анализу, инвестиционному планированию и многое другое.
Читайте нашу статью «Лучшие экономические вузы»
«Я буду работать просто менеджером!». Так не бывает. Чтобы элементарно составить резюме, вам нужно подписать, менеджером какой сферы вы хотите быть/ являетесь: менеджер по продажам, операционный менеджер, менеджер онлайн-курсов и т.п.
Менеджмент – программа ни о чем и ни про что. На самом деле вы получите в вузе широкий спектр универсальных знаний.
Дополнительное преимущество менеджмента заключается в том, что выпускник вуза может грамотно провести анализ рынка и составить бизнес-план для собственного дела.
Также он может писать бизнес-планы на заказ и продавать за большие деньги. Поэтому человек с дипломом менеджмент всегда найдет пути самореализации.
Менеджер работает в условиях многозадачности
В университете вы получите знания о всех видах менеджмента, начиная с теории менеджмента, заканчивая инвестиционным менеджментом и управлением проектов. Помимо этого, вас научат анализу структуры рынка, финансовому менеджменту, анализу рисков, инструментам управления, теории игр, инновационным технологиям управления и пр.
После окончания вуза вы будете уметь:
- Принимать стратегические решения
- Проводить анализ потребностей населения в условиях динамики рынка
- Разрабатывать маркетинговые стратегии
- Моделировать бизнес-процессы
- Планировать производственную деятельность организации
В том числе менеджеры обладают знаниями в области психологии, юриспруденции, бизнес-этикета, маркетинга и другие. Как видите, поступая в вуз по специальности «Менеджмент», вы получите большой багаж знаний и практических навыков в разных областях.
Профессии в области менеджмента
Исходя из предыдущего пункта, профессий в области менеджмента тоже великое множество. Вы можете работать в следующих сферах:
- Бизнес-консалтинг
- Маркетинг и реклама
- Управление персоналом
- Финансы и банковское дело
- Страхование
- Топ-менеджмент в любой отрасли экономики
- Муниципальное управление
- Собственный бизнес
После окончания университета у вас появится возможность выбрать одну из приведённых выше специальностей. Часто студенты, особенно на последних курсах, начинают подрабатывать и уже строят свою карьеру руководителя. Прохождение практики дает опыт работы в одном из направлений деятельности. Это поможет определиться с перспективами.
Постоянно повышая квалификацию и работая над своим профессионализмом, вы получаете все шансы стать топ-менеджером. Ваша ценность будет определяться не только полученным образованием и опытом работы, но и личными достижениями, например, успешными проектами. Успех вашей карьеры будет зависеть только от вас.
Изучая менеджмент в вузе, вы учитель управлять процессами и выстраивать коммуникации
Вузы, в которые можно поступить на менеджмент
В настоящий момент абсолютное большинство вузов предлагают программы подготовки в области менеджмента. Это говорит о том, что специалисты в области управления нужны в любой отрасли.
Менеджеров готовят даже в спортивных университетах, институтах кино и телевидения и пр.
В таких специализированных вузах учат менеджеров в конкретную сферу деятельности, в которой есть свои особенности управления.
Список наиболее популярных вузов с программой подготовки в сфере менеджмента достаточно велик, мы вынесли ТОП-9 из них.
- МГУ имени М.В. Ломоносова– Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- СПбГУ – Санкт-Петербургский государственный университет
- НИУ ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- РУДН – Российский университет дружбы народов
- Финансовый университет при Правительстве РФ
- СПбГИЭУ – Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
- МГИМО – Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
- РЭУ – Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
- РАНХиГС – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- ВАВТ – Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России
Читайте нашу статью «Государственная служба: суть, преимущества, вузы»
Эти и другие вузы предлагают следующие программы подготовки по программе бакалавриата (4 года):
- Управление малым и средним бизнесом
- Антикризисное управление
- Государственное и муниципальное управление
- Логистика и управление цепями поставок
- Маркетинг и управление инновационными проектами
- Международный бизнес
- Менеджмент банковского дела
- Менеджмент в строительстве
- Менеджмент на воздушном транспорте
- Производственный менеджмент
- Рекламный менеджмент
- Технологии управления в цифровой экономике
Это далеко не полный список программ, которые вы можете освоить в вузах.
Шансы поступить на бюджет и освоить профессию менеджер
Стоит сказать, что конкурс по специальности Менеджмент довольно высокий и стоимость платного обучения немаленькая. Но при правильном подходе вы быстро окупите свое обучение. Если не получается набрать нужное количество баллов, то стоит рассмотреть альтернативные варианты с низким проходным баллом. Об этом вы узнаете из статьи «Куда легче всего поступить».
Профессия менеджер, безусловно, имеет свои преимущества, такие как высокий уровень зарплаты, положение в обществе, перспективы развития. Но, как и у любой профессии, есть свои недостатки.
Во-первых, у вас будет высокая степень ответственности. Неверное стратегическое решение может стоить компании миллионы рублей, и за это будет нести ответственность руководитель. Во-вторых, подчиненные обычно не любят своих начальников.
Даже если вы будете лояльны к своим подчиненным, найдутся те, кто будут считать вас тираном. Невозможно быть хорошим для всех. В-третьих, вам придется работать в условиях повышенного стресса и многозадачности.
Вам всегда нужно быть максимально собранным и сосредоточенным.
Однако, получая образования по специальности менеджмент, вы открываете для себя широкие перспективы деятельности и большие возможности найти престижную, высокооплачиваемую работу. Также вы сможете открыть свой бизнес и работать на себя. Вы получите знания в нескольких областях, которые сможете применять в разных сферах экономики.
Источник: https://propostuplenie.ru/article/kem-rabotat-posle-bakalavriata-menedzhment/
Генезис менеджмента. Перспективы развития менеджмента
- Содержание
- Обзор литературных источников
- Введение
-
Возникновение и эволюция менеджмента.
- А) эпохи исторического развития
- Б) Виды управленческой деятельности
- В)Периоды в направлении деятельности людей, занимавшихся управлением.
-
Особенности различных моделей менеджмента и их развитие.
- А) англо-американская
- Б)японская
- В)немецкая
-
Российская модель менеджмента.
-
Современная система взглядов на менеджмент. Перспективы менеджмента.
А) Основные моменты современной системы взглядов на менеджмент
Б) Направления развития менеджмента в 21 веке
-
Новая парадигма управления
Заключение
-
Обзор литературных источников
Основным литературным источником при написании реферата был: Чудновская С.Н. «История менеджмента. Учебник для ВУЗов». Этот учебник представляет менеджмент не в застывшем состояниию, как некая аксиома, а в процессе их возникновения, накопления и устремления в будущее.
По истории менеджмента пока еще мало литературы, однако история необходима, так как она укрепляет знания, превращает их в убеждения. Сложность истории состоит в том, что она постоянно пополняется новыми знаниями, обладает некой избыточностью информации.
Но важно понимать, что эта дисциплина может носить как информационный, так и научно-профессиональный характер, которая дает не только знание прошлого, но и предвидение будущего. В таком ракурсе, как мне представляется, написан учебник Светланы Николаевны Чудновской.
В книге наряду с теоретической частью предоставлены логическими схемами качественных и количественных взаимосвязей рассмотренных условий, факторов и проблем. Этот учебник будет весьма полезным в подготовке современного менеджера.
В отличие от аналогичных изданий, учебник В.И. Королева имеет ряд особенностей. Во-первых, включает в себя не только теоретическую часть, но содержит задания семинарских занятий, практические вопросы и деловые игры, позволяющие закрепить и углубить полученные знания.
Во-вторых, структура изложения материала построена таким образом, чтобы получить базовые представления по основным направлениям современного менеджмента. В целях обеспечения логической связи рассматриваемых вопросов, выделены несколько разделов.
В-третьих, материал изложен простым, доходчивым языком.
Учебник Казначевской Г.Б. отличается от аналогичных изданий, прежде всего, простотой изложения материала, большим количеством контрольных вопросов и заданий в конце каждой главы, что позволяет использовать его наряду с изданием под редакцией Королева В.И., как самоучитель.
Так же большое внимание уделено психологическим аспектам менеджмента, отдельные главы посвящены правилам делового общения, компетенции в общении и стилям руководства.
Также несомненным преимуществом книги является проектирование теоретической части материала на конкретные практические ситуации, предлагаемые для обсуждения.
Также при написании реферата использовались материалы из книги А.И.Кравченко «история менеджмента». В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней.
Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней — взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файоля, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или)руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др.
- Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента.
- Книга адресована студентам экономических и социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами управления.
- Введение
Что такое менеджмент? Является ли понятие «менеджмент» синонимом понятия «управление»?
Понятие «менеджмент» не переводится дословно на русский язык. Однако нам привычно употреблять это слово, вкладывая в него тот же смысл, что и в понятие «управление». Однако, различия все-таки есть. Менеджер – специалист широкого профиля.
Под его началом могут работать экономисты, бухгалтеры, статистики и др. Менеджером не является специалист в своей области, занимающий высокую должность.
Считается, что настоящим менеджером может быть только человек, имеющий высшее образование по узкой специальности, второе высшее образование по специальности «менеджмент» и проработавший не менее 3-х лет в выбранной сфере.
- «К тому же есть еще несколько различий:
- — управление возникло существенно раньше менеджмента.
- — управление существует в любой экономической системе, в том числе административно-командной экономике, тогда как менеджмент – элемент рыночной экономики.
- -менеджмент имеет ряд специфических особенностей, которые не позволяют говорить о полном единстве с управлением.»1
Действительно, управление существовало с древних времен. Менеджмент же является функцией управления. Ему свойственны и свойства управления и специфические черты, определяемые современными потребностями рыночной экономики.
Какова история менеджмента и его перспективы?
-
Возникновение и эволюция менеджмента
Эпохи исторического развития | Характеристика производительных сил | Характеристика рынка и отношение предпринимателей к рынку | Задачи предпринимателей |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Массовое производство (до конца 20-х годов) | Развитие индустрии (паровая и хлопковая очистительные машины и др.), создание сети железных дорог и другой инфраструктуры. Появление новой формы социальной организации – фирмы, четкое разграничение отраслей | Почти неограниченный спрос на рынке (определяется ценой). Рынок продавца. Стремление подавить или поглотить соперника. Успех фирмы, предлагающей самую низкую цену | Создание и внедрение новых промышленных технологий, разработка соответствующей организации производства. Совершенствование массового производства, снижающего издержки выпуска продукции | Отсутствие вмешательства со стороны государства и общества. При необходимости государственное обеспечение мер экономического протекционизма. |
Массовый сбыт (до середины 50-х годов) | Пересмотр отношения к экономическому развитию как к главному двигателю социального прогресса | Насыщение рыночного спроса на основные потребительские товары, конкуренция.. Возникновение потребности в межотраслевых организационных связях. Неравномерное научно-техническое развитие (из-за войн, наличия ресурсов и др.) Быстрое изменение структуры спроса. | Балансировка противоречивых требований производства. Возникновение маркетинга. Обеспечение технологических прорывов, стратегическое и долгосрочное планирование. Преодоление сопротивления консервативных управляющих, ориентация их на рассмотрение задач управления не изнутри, а извне, как ориентация на потребителя. | Начало утверждения политического и социального контроля со стороны общества. Перераспределение социальных приоритетов в пользу экологии, борьбы с инфляцией, монополистическими ограничениями. Усиление роли государственного регулирования. Сильное вмешательство в деятельность предпринимателей во время Второй мировой войны и в период послевоенного развития |
Постиндустриальная (с середины 50-х годов) | Нехватка природных и других ресурсов | Индивидуализация спроса, международная конкуренция. Развитие рынка потребителя | Ориентация на ресурсы при сохранении задач эпохи массового сбыта. Выполнение требований социально-этического маркетинга | Усиление социально-политических связей фирм с внешней средой |
Управленческая мысль в докапиталистическое время и в древности не была направлена на управление самим производством. Этим занимались сами производители: крестьяне, ремесленники и т.д. возникновение менеджмента как научной дисциплины началось с поиска методов воздействия на работников, которые не видели результатов своего труда и, соответственно нуждались в стимулировании производительности.
«В фабричную эпоху (XIX век) работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, весьма далеким от научной организации труда.
Но позже менеджмент распадается на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства.
Язык догадок и интуиции обретал четкую калькуляционную основу — все переводилось в формулы и деньги. Создается современная система бюджета предприятия.
Таким образом, каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только функций стало много, появилась проблема их координации и соединения на новой основе.
А как их объединить? Оказывается, только одним способом — закреплением за каждой функцией штата специалистов (отдела, подразделения), и передачи общих координационных функций менеджеру.
Так возникли прообразы нынешних отделов кадров, планового отдела, ОТиЗа, отдела главного технолога и т. п.
Итак, вначале менеджер и собственник — одно лицо. Затем управление отделяется от капитала и производства, вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеры и наемные руководители. Менеджеров много, и каждый следит за конкретной функцией: планированием, производством, снабжением.
После этого функция каждого менеджера-специалиста вновь дробится и вместо одного человека появляется сообщество специалистов, которые образуют плановое бюро, конструкторский отдел, бюро контроля. Менеджер отныне координирует работу специалистов.
Ученые изобрели особые инструменты координирования деятельности людей, в частности, систему принятия решений, определение целей политики компании, философию управления.»3
В результате разделения менеджмента по функциям появились определенные виды управленческой деятельности:
- административное управление
- экономическое управление
- целевое управление
- управление проектом
- антикризисное управление
- корпоративное управление
- стратегический, тактический и оперативный менеджмент
- маркетинг и др.
В организациях, ориентированных на социальную ответственность, развивался корпоративный менеджмент.
«Временем зарождения корпоративного управления принято считать корпоративный менеджмент в период становления корпоративного менеджмента руководство компаний в основном состояло из предпринимателей-компаньонов.
С опытом они приобретали навыки профессиональных менеджеров, и владение небольшим капиталом не мешало принимать рискованные решения.»4
Три рассмотренных подхода к управлению постепенно переплетались и послужили основой для разработки различных управленческих теорий. Их выразителями были представители разных сфер бизнеса.
«Экономика настолько сильно влияет на общественные отношения, что выделяют периоды по направлению деятельности людей, занимавшихся управлением.
- «Промышленный капитализм (1776-1890) бы эпохой специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие из бизнесменов соглашались с философией «Богатства народов» Адама Смита в том, что одна только здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Слабость промышленных капиталистов заключалась в отсутствии внимания к финансовым аспектам бизнеса.
- При финансовом капитализме (1890-1993) доминировал финансист. Не участвуя в производстве товаров, он бы сосредоточен на манипуляции финансовыми ресурсами для поучения наибольшей прибыли. Господствовал принцип социального дарвинизма Герберта Спенсера, который учил , что «выживание самых приспособленных» в социальной сфере не тоько было допустимо, но являлось наилучшим возможным путем достижения материального благополучия для всех.
- Национальный капитализм (1933-1950) – период, когда народ, представляемый правительством, вынужден был восстать и защитить себя от злоупотреблений и крайностей финансовых капиталистов. В СССр в это время новая форма хозяйствования добивалась успехов. Для этого периода характерны разнообразные программы правительства. Эта особенность все еще проявляется и в нашем обществе.
- Управленческий капитализм (с 1950 г.) характерен для современной эпохи, в которой люди управляют, а не владеют своими компаниями. Редко принимаются решения по индивидуальному предпринимательскому риску. В большой корпорации объединяются таланты и способности множества людей. Иногда, однако, люди теряются на фоне крупномасштабных процессов. Но выходы ищут, как правило, в совершенствовании управления»5
-
Особенности различных моделей менеджмента и их развитие.
Современный менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд специфических особенностей.
Они отражают общие экономические потребности, уровень развития научно-технического прогресса, модель общественных отношений и многие другие черты.
Таким образом, так называемая «местная специфика» начинает играть огромную роль в управлении. Выделяются следующие модели менеджмента:
Источник: https://studizba.com/files/show/doc/217345-1-genezis-menedzhmenta-perspektivy.html
Перспективы менеджмента: возможное и вероятное
В этом разделе даются ответы на вопросы, какую роль в развитии менеджмента играют глобализация, интернационализация и интеграция экономики, с какими трудностями в этих условиях сталкивается менеджмент организаций, какие задачи помогают решать корпоративная культура, интеграция и дифференциация менеджмента.
РАЗВИТИЕ СФЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Проблематика:
- 1. Формирование типологии менеджмента.
- 2. Формы собственности и корпоративные отношения.
- 3. Функции и модели корпоративного управления.
К середине XX столетия менеджмент становится органичной частью организации и важнейшим фактором повышения производительности и эффективности труда. Функции и методы менеджмента используются на всех уровнях и во всех подразделениях, но не только это сопутствовало успеху организации.
Эффективность менеджмента в больших организациях с массовым производством во многом определялась быстрой, слаженной работой линейных и функциональных звеньев, зависела от сложившейся системы взаимоотношений между собственниками организации, менеджментом, от системы регулирования и распределения прав и обязанностей по обеспечению результативности между владельцами, менеджерами и другими заинтересованными лицами.
При этом владельцы и руководители для оценки результатов работы стали использовать не только традиционные показатели доходов и расходов, но и организационную и управленческую эффективность.
Крупнейшие компании США, Германии и Франции внедрили особые формы отчетности перед общественностью. Как дополнение к балансу организации, составлялся социальный баланс, в котором представлялся отчет о соответствии деятельности компании нормам ответственности перед обществом (экономические цели, общественные издержки, социальная ответственность, полезность деятельности).
- В функции и задачи руководства и менеджмента стали входить служение не только заказчикам и потребителю, но и сотрудникам, инвесторам и обществу.
- Постепенно из важнейшего фактора получения прибыли менеджмент становился институтом, представляющим плюрализм интересов собственников, работников и общества.
- Следует отметить, что проблема социальной ответственности нс раз использовалась исследователями бихевиористского направления теории менеджмента.
- В результате разделения управленческой деятельности по функциям, профессионализации, дифференциации полномочий, введения социальной ответственности и учета особенностей окружающей среды в менеджменте организации стали обособляться специфические виды управленческой деятельности:
- • Административное управление.
- • Экономическое управление.
- • Целевое управление.
- • Управление проектом.
- • Антикризисное управление.
- • Корпоративное управление.
- • Стратегический, тактический и оперативный менеджмент.
- • Маркетинг и другие.
В каждой организации, для реализации сформировавшихся типов менеджмента, могли разрабатываться свои организационноэкономические механизмы и свои подходы (рис. 4.1.1).
Рис. 4.1.1. Взаимосвязь целей корпоративного менеджмента
В больших организациях, ориентированных на социальную ответственность, стал развиваться корпоративный тип управления.
Важное значение для развития менеджмента имели исследования и выводы А. Файоля, состоящие в том, что если по мерс служебного продвижения управляющий сможет «освободиться» от узкоспециальных (инженерных, экономических, технических) навыков и обязанностей, он может мыслить «надфункционально» и руководить подчиненными на нескольких участках деятельности организации.
Истоки корпоративного управления относятся к середине XIX в. Первые успехи в железнодорожном бизнесе США показали, что корпорация частного (акционерного) капитала и социальные функции помогают профессионально подготовленным служащим решать специальные задачи (контрольные, координационные, технические, учетно-финансовые, сервисные) и задачи развития общества.
Впоследствии корпоративное управление помогло подразделениям за счет координации снижать издержки на единицу продукции за счет увеличения скорости и объема поставок. Умение координировать работу всех подразделений давало конкурентное преимущество всей организации.
В период становления корпоративного менеджмента руководство компаний в основном состояло из иредпринимателей- компаньонов. С опытом они приобретали навыки профессиональных менеджеров, владение небольшим капиталом не мешало принимать рискованные решения.
В дальнейшем происходило увеличение размеров компаний в результате крупных организационных преобразований (объединений с другими организациями) и в процессе создания и приобретения новых, с другими видами деятельности, что нс позволяло собственникам быть одновременно и профессиональными корпоративными менеджерами (рис. 4.1.2).
Рис. 4.1.2. Факторы конкурентоспособности современного менеджмента
Объединение нескольких компаний (акционерных) требовало создания централизованного руководства. Наряду с промышленниками в правление компаний входили банкиры, они нередко предъявляли высокие требования к прибыли на вложенный капитал.
Прогрессивные изменения требовали разработки новых структурных элементов корпоративного управления. В США раньше, чем в других странах, корпоративное управление получило юридическую поддержку разграничения прав и функций собственников и менеджеров.
- Перемены и изменения роли собственников и собственности работников, которые происходили в корпорациях, требовали развития новой корпоративной культуры, исповедующей философию и ценности корпорации.
- Следует отметить, что корпоративная культура в организации с собственностью работников отличается от традиционных структурированных иерархических организаций своей ориентацией на эффективность.
- В США, известных своими новациями в менеджменте, для организаций с собственностью работников была разработана теория управления «ownership» и лозунг «Лучший работник — это собственник, лучший собственник — это работник».
- Новая теория корпоративного менеджмента использовала все достижения научных школ, но правила и принципы управления были адаптированы к современным информационным и организационным технологиям. Многие правила действуют во всех корпорациях в настоящее время:
- 1. Правила, действующие в корпорации, должны быть четко и ясно сформулированы в письменном виде.
- 2. Символика корпорации является символом доверия к работникам.
- 3. Управленческие решения в корпорации должны приниматься на тех уровнях и теми, кто является наиболее компетентным.
- 4. Максимально вовлекать работников в процесс управления до самого высокого уровня.
- 5. Информационные потоки должны свободно проходить сверху вниз и снизу вверх. Сокрытие информации — противоестественно.
В компаниях с собственностью работников руководители любят открыто говорить, что люди и идеи — главное богатство компании.
Но для того, чтобы это богатство преумножалось, работники должны учиться, владеть партисипативными методами управления, активно участвовать в обсуждении системы стимулирования и оплаты груда, пенсионных и других социальных планов, которые увязывают трудовой вклад с программами участия в собственности.
В развитии корпораций важную роль играет национальноисторическая среда.
Акционерная собственность вносит свою специфику в деятельность корпорации, но это только одна особенность целой совокупности отношений, которые определяют процесс производства и получения прибыли. Важным является уровень развития акционерной формы собственности (в разных государствах он разный), закрепленный с правовой точки зрения.
Владельцы собственности могут иметь право влияния на производственный процесс в определенной форме контроля или право участия в разработке стратегии компании.
В разных странах несмотря на сходство юридического статуса, целей и задач корпорации, существуют различия в управлении и способах решения проблем. Управление корпорацией, как и любой организацией, опирается на правовую базу, исторический опыт, сложившуюся культуру и организацию управления.
Национально-исторические особенности корпораций проявляются в составе и структуре ключевых участников корпоративного управления, их правах и обязанностях, в механизмах взаимодействия участников и порядке формирования высших органов управления.
Исследования мировой практики корпоративного управления выделяют три модели:
- 1. Англо-американская модель (англо-саксонская) корпоративного управления.
- 2. Немецкая модель корпоративного управления.
- 3. Японская модель корпоративного управления.
В табл. 4.1.1 отмечены особенности и принципиальные отличия моделей корпоративного управления. Англо-американская модель отличается особой демократизацией управления.
Здесь высокие требования к нормативно-правовой базе, открытости информации, сведениям об акционерах и др. В европейских и японских корпорациях — высокая концентрация крупных пакетов акций в руках немногих собственников и роль банков.
Управление в корпорациях Германии и Японии имеет свои характерные черты, но нередко их модель называют германо-японской.
Таблица 4.1.1
Национально-исторические особенности корпоративного управлении
Критерии сравнения | Модель корпоративного управления | ||
Англо-американская модель | Японская модель | Немецкая (европейская) модель | |
Страны использования модели | Великобритания, США | Япония | Германия, Нидерланды, Канада, Австралия, Скандинавия, Новая Зеландия (частично), Франция и Бельгия |
Общая характеристика | Значительное число индивидуальных акционеров, в большинстве своем независимых, нс связанных с деятельностью корпорации (аутсайдеров), законодательная база, определяющая права и обязанности участников разработана | Значительное количество банков и различных компаний в составе акционеров корпорации | Наблюдается участие банков в качестве долгосрочных акционеров. Их представители выбираются в состав советов директоров на постоянной основе. Есть предпочтение банковского финансирования акционерному |
Ключевые участники | Управляющие, директора, акционеры (в основном институциональные), биржи, правительство | Ключевой банк и финансово-промышленная сеть (кэйрецу), правление, правительство | Банки,корпорации (в отношении нс аффилированных компаний) |
Структура акционерной собственности | Институциональные инвесторы (Великобритания — 65%, США — 60%); индивидуальные инвесторы (США — 20%) | Страховые компании владеют 50% акций, корпорации — 25%, иностранные инвесторы — 5% | Банки — 30% акций, корпорации — 45%, пенсионные фонды — 3%, индивидуальные акционеры — 4% |
Критерии сравнения | Модель корпоративного управления | ||
Англо-американская модель | Японская модель | Немецкая (европейская) модель | |
Представительство в управлении (совет директоров) | Инсайдеры — лица, работающие в корпорации, либо тесно с ней связанные. Аутсайдеры — лица, напрямую не связанные с корпорацией. Количество — от 13 до 15 чел. | Практически полностью состоит из внутренних участников. Государство может назначить своего представителя. Количество — до 50 чел. | Двухпалатный совет директоров: наблюдательный совет (представители рабочих и акционеров) и правление (сотрудники корпорации). Количество членов наблюдательного совета — от 9 до 20 чел. (устанавливается законодательно) |
Требования к открытости информации | В США: квартальный отчет, годовой отчет, включающий информацию о директорах, владении ими акциями, зарплате; данные об акционерах, владеющих более 5% акций; сведения о возможных слияниях и поглощениях. В Великобритании: полугодовые отчеты | Полугодовой отчет, сообщающий информацию о структуре капитала, членах совета директоров, их жаловании, сведения о предполагаемых слияниях, поправках в Устав. Сообщается список 10 крупнейших акционеров корпорации | Полугодовой отчет с указанием структуры капитала, акционеров, владеющих более чем 5% акций корпорации, информации о возможных слияниях и поглощениях |
|
Избрание директоров, назначение аудиторов, выпуск акций, слияния, поглощения, поправки к Уставу | Выплата дивидендов, выборы совета директоров, назначение аудиторов, внесение изменений в Устав, слияния, поглощения | Распределение дохода, ратификация решений наблюдательного совета и правления, выборы наблюдательного совета |
Критерии сравнения | Модель корпоративного управлении | |
Англо-американская модель | Японская модель | Немецкая (европейская) модель |
Взаимоотношения и интересы участников | Акционеры могут осуществлять свое право голоса по почте или по доверенности, не присутствуя на собрании акционеров | Корпорации заинтересованы в долгосрочных и аффилированных акционерах. Ежегодные собрания акционеров носят формальный характер |
Источник: https://studme.org/154054/menedzhment/perspektivy_menedzhmenta_vozmozhnoe_veroyatnoe