Основные формы и принципы правотворчества — справочник студента

Основные формы и принципы правотворчества - Справочник студента

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная

    1. на создание правовых норм, а также
    2. на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования.

Главное для правотворчества – выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.

Сущность правотворчества:

    • это возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания.

На современном этапе развития правотворчество проявляется, прежде всего, как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами.

В некоторых современных странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента. Все большее значение сегодня приобретает также заключение имеющих нормативное содержание договоров между различными субъектами права.

Принципы правотворчества

Принципы правотворчества представляют собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. К ним относятся:

    1. демократизм;
    2. законность;
    3. гуманизм;
    4. научный характер;
    5. профессионализм;
    6. тщательность подготовки проектов;
    7. техническое совершенство принимаемых актов.
  • Демократизм проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.
  • Законность предполагает, что нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы.
  • В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав.

Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

Принцип гуманизма предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

Научный характер правотворчества подразумевает его максимально полное соответствие назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.

Профессионализм правотворчества – это участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

Тщательность, скрупулезность подготовки проектов предполагает максимальное использование зарубежного и отечественного опыта, результатов социологических и иных исследований, разного рода справок и иных материалов. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.

Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники.

Формы правотворчества

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

    1. принятие нормативных актов полномочными органами государства;
    2. принятие нормативных актов органами местного самоуправления;
    3. принятие нормативных актов народом путем референдума;
    4. заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).
  1. Принятие нормативных актов органами государства является наиболее распространенной в Российской Федерации формой правотворчества.
  2. Правом принятия нормативных актов обладают Государственная дума, представительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, краевые, областные, автономной области, автономных округов, органы законодательной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга.
  3. К числу правотворческих органов относятся также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации, президенты, правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав Федерации, главы администраций (губернаторы), правительства, департаменты соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований.

Правотворческими полномочиями обладает в пределах своей компетенции администрация объединений, комбинатов, предприятий и учреждений (локальное правотворчество). Полномочия на издание нормативных актов каждого органа определяются Конституцией Российской Федерации и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов Российского государства.

Принятие нормативных актов органами местного самоуправления  (районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские представительные органы власти и соответствующие им местные администрации) обеспечивает самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

Референдум как вид правотворчества – один из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

На всенародное ание может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.

Заключение нормативных соглашений, содержащих обязательные для исполнения правовые предписания, все шире используется в правотворческой практике российского государства, причем такие соглашения заключаются между различными субъектами права и их юридическая сила неодинакова.

Примером такого рода соглашений может служить, в частности, Федеративный договор, явившийся правовой базой создания Российской Федерации на новой основе. Он содержит нормы о распределении компетенции между государственными образованиями Российской Федерации, о предметах исключительного ведения Федерации и ее субъектов, а также их совместного ведения.

Практикуется заключение соглашений и по экономическим, политическим и иным вопросам между Федерацией и отдельными ее членами, между субъектами Федерации.

Характерной особенностью современных взаимоотношений между общественными объединениями и государственными структурами является заключение разного рода соглашений, содержащих нормативные предписания. В первую очередь, это касается регулирования трудовых отношений.

  • Так, наряду с коллективным договором законом предусматривается также заключение разного рода соглашений – правовых актов, содержащих обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории.
  • В зависимости от сферы регулируемых отношений заключаются соглашения генеральные, устанавливающие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, отраслевые (тарифные), которые определяют направления социально-экономического развития, условия труда и оплаты труда, социальные гарантии для работников отрасли (профессиональных групп), и, наконец, специальные, устанавливающие условия решения определенных социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями.
  • Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-printsipi-i-formi-pravotvorchestva-v-rossiyskoy-federatsii

Основные формы и принципы правотворчества

Основные формы и принципы правотворчества - Справочник студента

Правотворчество, как и любой другой вид юридической деятельности, имеет свои формы и принципы. Они зависят как от субъекта, осуществляющего данный процесс, так и от принятых в обществе норм справедливости и морали.

Формы правотворчества

В современной России выделяют четыре основные формы правотворчества. Перечислим их:

  1. волеизъявление народа на референдуме;

  2. принятие законов и других нормативно-правовых актов государственными органами;

  3. принятие постановлений и распоряжений муниципалитетами;

  4. заключение нормативно-правовых соглашений.

А теперь остановимся на каждой из форм правотворчества отдельно.

1) Референдум – это свободное волеизъявление народа по важнейшим вопросам государственного устройства и законодательства. Способ привлечения населения к управлению государством, основанный на демократических принципах.

Во время референдума народ выступает как субъект правотворчества. Решения, принятые большинством граждан, имеют высшую юридическую силу и должны быть исполнены всеми ветвями власти без какого-либо дополнительного утверждения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

2) Самая распространенная форма правотворчества – это принятие законов и других нормативных актов государственными органами. Правом на осуществление данной деятельности обладает Государственная дума России и региональные парламенты.

Президент и Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства также относятся к числу субъектов правотворчества. Главы республик, входящих в состав нашей страны, губернаторы краев и областей могут принимать нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции.

3) Органы местного самоуправления вправе выступать в качестве субъектов правотворчества. Мэрии городов, администрации районов и сельских поселений, представительные органы власти муниципалитетов издают постановления и распоряжения, касающиеся вопросов местного значения.

4) В правотворческой практике современной России все более широко используется заключение нормативно-правовых соглашений между различными органами власти, общественными объединениями, учреждениями и организациями, работодателями и трудовыми коллективами предприятий.

Такие соглашения бывают либо генеральными, устанавливающими общие принципы деятельности в рамках сферы регулируемых отношений, либо отраслевыми или специальными. Они могут затрагивать вопросы экономического развития, условий и охраны труда, социальных гарантий работникам и т.п.

Замечание 1

В пределах своих полномочий руководящие органы предприятий и организаций тоже наделены правотворческими функциями. Они вправе издавать приказы и распоряжения, обязательные для выполнения сотрудниками.

Рисунок 1.

Принципы правотворчества

Правотворческая деятельность в современной России базируется на следующих семи основных принципах:

  1. демократизм;

  2. законность;

  3. гуманизм;

  4. научный характер;

  5. профессионализм;

  6. тщательность подготовки проектов;

  7. техническое совершенство принимаемых актов.

Рассмотрим каждый из них по порядку.

1) Принцип демократизма наделяет исключительным правом на издание федеральных законов народ России или высший представительный орган государственной власти страны.

Всенародное обсуждение законопроектов, открытый для общества порядок подготовки и принятия нормативно-правовых актов, учет мнения населения – все это обеспечивает соблюдение принципа демократизма в процессе правотворчества. Законопроекты, затрагивающие интересы населения России, обязательно широко освещаются в СМИ, они должны пройти проверку независимых экспертов.

2) Соблюдение принципа законности гарантирует, что нормативно-правовые акты принимаются органами государственной власти и должностными лицами, правомочными на осуществление данной деятельности, строго в рамках их полномочий. Изданные законы, постановления, распоряжения и другие документы должны соответствовать Конституции России и действующим нормативным актам.

Строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и публикации законов, разграничение предметов ведения между федеральными и региональными органами власти, соответствие принятой в юридической практике форме нормативно-правовых актов – гарантия соблюдения принципа законности.

3) Принцип гуманизма означает направленность правотворческого акта на защиту прав и свобод каждой личности, максимально полное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека. Целью законодательной деятельности является забота об интересах людей.

Читайте также:  Индукционные методы измерения магнитных полей - справочник студента

4) Научный характер правотворчества гарантирует использование последних достижений юриспруденции и опыта общественной практики при издании законов и иных нормативно-правовых актов. Осуществление данной деятельности должно основываться на компетентном мнении ученых-правоведов, их непосредственном участии в разработке и подготовке проектов.

5) Принцип профессионализма и компетентности предполагает, что правотворческой работой могут заниматься лишь специалисты, обладающие всеми необходимыми знаниями и опытом в данной сфере. Юристы, социологи, лингвисты, политологи, экономисты, финансисты и представители других областей знаний должны обеспечить подготовку качественных законопроектов, свободных от всевозможных ошибок.

6) Подготовка законопроектов требует тщательной, скрупулезной работы. Этот вид деятельности не должен осуществляться в спешке, что убережет население страны от негативных последствий скоропалительных решений, принятых под влиянием сиюминутных политических настроений.

7) Техническое совершенство нормативных актов означает использование выработанных юридической наукой и утвержденных правотворческой практикой методов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов. Данный принцип гарантирует неукоснительное соблюдение правил законодательной техники.

Рисунок 2.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/subekty_pravotvorchestva/osnovnye_formy_i_principy_pravotvorchestva/

Источник: https://pozakona.ru/formy-pravoobrazovanija.html

Сущность и принципы правотворчества

  • Определим сущность правотворчества, а также рассмотрим принципы правотворчества.
  • Правотворчество представляет собой деятельность, прежде всего, органов государственной власти, направленная на принятие, изменение и отмену юридических норм и нормативных актов.
  • В качестве субъектов правотворчества могут выступать:
  • – государственные (федеральные и региональные) органы власти;
  • – граждане при принятии законодательных актов на референдумах;
  • – негосударственные образования (органы местного самоуправления, профсоюзы), которые были наделены необходимыми полномочиями.
  • Сущность правотворчества заключается в создании системы регулятивных предписаний, использование которых позволяет создать предпосылки для гармоничного общественного взаимодействия.

Правотворчество выступает одним из элементов правообразования, которое является более широким понятием. Правообразование – естественно-исторический процесс становления и развития права, в рамках которого осуществляется анализ и оценка сущности правовой действительности, разработка взглядов и теорий о прогрессивном правовом регулировании, а также выработка и издание нормативных предписаний. При этом правотворчество является завершающей стадией правообразования.

Возведение государственной воли в нормы права отражает сущность правотворчества. Нормы права принимают форму юридических предписаний, которые наделены общеобязательным характером.

Сущность правотворческой деятельности проявляется и в том, что она реализуется на основе принятых процессуальных норм и процедур, которые отражены в Конституции, законах, регламентах и т.д.

  1. Таким образом, сущность правотворчества характеризуется тем, что:
  2. – оно выступает главным инструментом управления делами общества, в нём находят предметное отражение стратегия развития государства и наиболее важные принципы поведения его представителей;
  3. – оно предполагает активную и ответственную деятельность государственных служащих;
  4. – его основным результатом выступают правовые нормы, находящие выражение преимущественно в нормативных актах (а также в правовых обычаях, юридических прецедентах, нормативных договорах);
  5. – уровень и качество правотворчества, и соответственно качество издаваемых нормативно-правовых актов являются индикаторами развития цивилизованности и культуры общества.

Принципы правотворчества – основополагающие идеи и начала, исходные ориентиры в деятельности, которая связана с принятием, изменением или отменой юридических норм. Принципы правотворчества вступают ориентиром для субъектов, создающих право.

  • Правотворчество как юридическое явление характеризуется следующими основными принципами:
  • принцип законности, то есть оно должна производиться в рамках и на основе Конституции и в целом законодательства;
  • принцип системности, то есть результаты правотворчества (нормативные акты) должны соотноситься друг с другом в рамках единого правового механизма;
  • принцип ясности, то есть содержание нормативных актов должно быть понятно всем заинтересованным адресатам;
  • принцип гласности, то есть правотворческий процесс должен иметь открытый и прозрачный характер для широкой общественности;

принцип профессионализма, то есть правотворчество надлежит поручать лишь компетентным специалистам (юристам, экономистам и т.д.);

  1. принцип научности, то есть в процессе подготовки нормативно-правовых актов следует учитывать объективные потребности развития общества, а также реальную социально- политическую, экономическую и стороны жизни государства;
  2. принцип народовластия, то есть должно обеспечиваться максимально уместное участие граждан в данном процессе как непосредственно, так и через представителей;
  3. принцип оперативности, то есть предполагает своевременность издания нормативных актов.

Таким образом, сущность правотворчества заключается в создании системы регулятивных предписаний, применение которых позволяет сформировать условия для гармоничного устроения общественных отношений. Правотворчество характеризуется следующими принципами: законность, системность, ясность, гласность, профессионализм, научность, народовластие, оперативность.

Источник: https://lecu.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava/173-sushchnost-i-printsipy-pravotvorchestva

§ 2. Основные формы и принципы правотворчества

Правотворческой деятельности государства присущи различные виды и формы. В каждой стране имеются свои особенности этой деятельности.

Для Великобритании, например, типичны такие ее виды, как законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты); правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика); правотворческая деятельность центральных органов государственного управления и местных органов государственной власти (самоуправления), издающих собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.

В идеальном государстве, по мнению английских авторов, законодательная власть «предположительно должна была бы оставаться исключительной привилегией парламента — законодателей, непосредственно подотчетных избирателям».

Теоретически эта посылка справедлива и для государственного механизма современной Англии, но в реальной жизни парламенту «приходится передавать часть своих законодательных полномочий подчиненным ему правоустанавливающим органам».

Министры короны, органы местного управления, независимые корпорации, англиканская церковь, частные компании, комиссии и Совет европейских сообществ — «все они наделены парламентом полномочиями по изданию правовых актов».

И все же, заключают авторы, суверенитет парламента в правовой сфере сохраняется, так как ни один из нижестоящих органов не может законодательствовать иначе как на основе законов, исходящих от парламента, а также по поручению и с разрешения парламента1.

В России согласно Конституции правотворческая деятельность осуществляется высшими (на уровне Федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти; непосредственно самим народом путем проведения референдума как высшего непосредственного выражения власти народа (п. 3 ст. 3); субъектами Федерации — республиками, краями и областями, городами федерального значения — Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью и автономными округами путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные положения и веления.

В соответствии с Конституцией предусматривается, например, заключение правовых договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти России, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов Федерации — с другой. Признается также нормативно-правовой характер договоров, заключаемых между ними и по другим вопросам.

Сравнивая различные виды правотворческой деятельности, осуществляемой в России, с аналогичной деятельностью государственных органов Великобритании и других стран, нетрудно заметить, что между ними есть как общие черты, так и различия.

Последнее проявляется, в частности, в наличии собственных видов правотворческой деятельности (в Великобритании — судебная правотворческая деятельность, в России — правотворчество с помощью референдума и путем заключения правовых договоров), различной процедуры принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов, в установлении особого порядка законодательного закрепления правотворческой деятельности государственных органов и др.

  • Важной составной частью механизма правотворчества являются его основополагающие принципы.
  • В научной и учебной литературе указывается, что правотворческая деятельность современных цивилизованных государств должна осуществляться на базе ряда общих, основополагающих принципов, представляющих собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.
  • Среди этих принципов выделяются такие, как демократизм, предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности; законность и конституционность, исходящие из необходимости строгого и неуклонного следования конституции и законам в процессе правотворческой деятельности; гуманизм, выражающийся в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей; профессионализм, проявляющийся в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса.

Большое значение для повышения качества и эффективности правотворческого процесса имеют и другие, лежащие в основе его организации и осуществления принципы. Среди них особо следует выделить принцип постоянного технического совершенствования принимаемых актов.

Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени использовать выработанные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов новых нормативных актов, оптимального изложения их содержания и технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.

Для повышения качества нормативно-правовых актов законодательная техника порой имеет не меньшее значение, чем само содержание.

Ведь от того, насколько четко и логично изложено содержание того или иного нормативного акта, имеются ли в нем явные и скрытые противоречия, наконец, насколько точно и определенно используется общепринятая юридическая терминология, зависят не только уровень восприятия текста и содержания нормативно-правового акта, но и эффективность его применения.

Особо важен при этом язык изложения правовых норм. В правотворческой деятельности различных стран к изложению текста нормативно-правовых актов предъявляются требования краткости, компактности, ясности и доступности.

В изложении текстов законов по общему правилу используется особый, официально-деловой стиль. Он существенно отличается от стиля как художественных литературных произведений, так и обыденной разговорной речи.

В текстах законов и иных нормативно-правовых актов не должно быть общих рассуждений и художественных сравнений, деклараций, призывов, текстовых длиннот, неоправданных сокращений, в них не должны излагаться какие-либо научные положения и т. д.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2700_chapter_57__2._Osnovnye_formy_i_prinipy_pravotvorchestva.html

Понятие, принципы и формы правотворчества в Российской Федерации

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная

    1. на создание правовых норм, а также
    2. на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования.

Главное для правотворчества — выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.

Сущность правотворчества:

    • это возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания.
Читайте также:  Тесты способностей - справочник студента

На современном этапе развития правотворчество проявляется, прежде всего, как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами.

В некоторых современных странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента. Все большее значение сегодня приобретает также заключение имеющих нормативное содержание договоров между различными субъектами права.

Принципы правотворчества

Принципы правотворчества представляют собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. К ним относятся:

    1. демократизм;
    2. законность;
    3. гуманизм;
    4. научный характер;
    5. профессионализм;
    6. тщательность подготовки проектов;
    7. техническое совершенство принимаемых актов.

Демократизм проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.

Законность предполагает, что нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы.

В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав.

Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

Принцип гуманизма предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

Научный характер правотворчества подразумевает его максимально полное соответствие назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.

Профессионализм правотворчества — это участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

Тщательность, скрупулезность подготовки проектов предполагает максимальное использование зарубежного и отечественного опыта, результатов социологических и иных исследований, разного рода справок и иных материалов. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.

Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники.

Формы правотворчества

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

    1. принятие нормативных актов полномочными органами государства;
    2. принятие нормативных актов органами местного самоуправления;
    3. принятие нормативных актов народом путем референдума;
    4. заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

Принятие нормативных актов органами государства является наиболее распространенной в Российской Федерации формой правотворчества.

Правом принятия нормативных актов обладают Государственная дума, представительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, краевые, областные, автономной области, автономных округов, органы законодательной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга.

К числу правотворческих органов относятся также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации, президенты, правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав Федерации, главы администраций (губернаторы), правительства, департаменты соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований.

Правотворческими полномочиями обладает в пределах своей компетенции администрация объединений, комбинатов, предприятий и учреждений (локальное правотворчество). Полномочия на издание нормативных актов каждого органа определяются Конституцией Российской Федерации и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов Российского государства.

Принятие нормативных актов органами местного самоуправления  (районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские представительные органы власти и соответствующие им местные администрации) обеспечивает самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-printsipi-i-formi-pravotvorchestva-v-rossiyskoy-federatsii

Правообразование и правотворчество: понятие, виды, принципы

«Правообразование» — понятие более широкое, чем «правотворчество».

Понятие «правообразование» акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт — результат правотворчества (сознательно-волевой деятельности), т.е.

правотворчество как бы завершает правообразование, к исходным моментам которого относится возникновение общественных отношений, требующих правовой регламентации, формирование связанного с этим соответствующего правосознания («идея права», «образ права»), его объективирование ( например, в правотворческом процессе в форме проекта нормативно-правового акта).

Правообразование(в ряде учебных и научных источников используется термин «формирование права») – естественноисторический процесс формирования права, происходящий в результате анализа и оценки сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний.

Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования. Таким образом, правотворчество и правообразование соотносятся как часть и целое.

Правотворчество – деятельность, направленная на установление, изменение, отмену правовых норм.

Правотворческая деятельность может осуществляться в самых различных формах и зависит от многих факторов: типа правовой системы общества, правовых традиций, степени развития демократии и культуры в целом.

Правотворчество является составной частью более широкого процесса – правообразования. Ученые условно выделяют две фазы в процессе правообразования:

1) возникновение потребностей в правовом регулировании общественных отношений (объективный процесс), а именно объективные изменения в структуре общественных отношений, осознание новых потребностей, формирование правовых идей;

2) правотворческая деятельность компетентных органов (сознательно-волевой процесс). Следовательно, правотворчество это финальная стадия процесса образования права. Такое понимание позволяет признать за государством роль не создателя права, а субъекта, который лишь оформляет, придает соответствующую юридическую форму нормам права, выработанным самим обществом.

Классификацию правотворчества проводят по различным основаниям. В зависимости от субъекта правотворчества выделяют следующие виды. Правотворческая деятельность компетентных государственных органов – это наиболее распространенный и целесообразный вид правотворчества.

Непосредственное правотворчество народа (референдум) является специфическим видом и осуществляется лишь по наиболее важным вопросам (например, принятие конституции).

Делегированное правотворчество характеризуется передачей парламентом права издания законов правительству по определенному кругу вопросов на конкретный срок и при осуществлении контроля самим законодательным органом. Такая практика существует в Италии, Франции, Бразилии.

В России к делегированному правотворчеству можно отнести правотворчество органов местного самоуправления. Локальное правотворчество  осуществляется в учреждениях, организациях. В данном случае имеет место санкционированное (разрешенное, подтвержденное) правотворчество.

  • В федеративных государствах правотворчество подразделяется также на общефедеральное и правотворчество субъектов федерации.
  • В зависимости от формы права принято выделять принятие (изменение, отмену) нормативно-правовых актов; признание правовым сложившегося обычая; принятие решения по конкретному делу, которое послужит примером при последующем разрешении подобных дел (создание правового прецедента); заключение нормативного договора (договорное правотворчество).
  • Наряду с этим выделяют также чрезвычайное правотворчество, представляющее собой принятие нормативных правовых актов для регулирования общественных отношений в условиях режима чрезвычайного положения.

Правотворчество основано на определенных принципах — руководящих, исходных началах, соблюдение которых обеспечивает создание нормативных актов высокого качества. К числу основных принципов относятся следующие. Демократизм, то есть активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности.

Обсуждение важнейших нормативных актов гражданами и общественными организациями, учет отзывов и предложений. Важной составляющей демократизма является гласность, т.е. открытость правотворческого процесса для граждан, их информирование не только о принятых, но и разрабатываемых нормативных правовых актах.

Законность и конституционность, исходящие из необходимости строгого и неуклонного следования конституции и обыкновенным законам в процессе правотворческой деятельности. Нормативные правовые акты должны издаваться строго в пределах компетенции уполномоченного органа, с соблюдением установленной процедуры.

При этом содержание принимаемых норм права не должно противоречить положениям Конституции РФ, законам, общепризнанным принципам и нормам международного права. Гуманизм выражается в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей.

Профессионализмпредусматривает обязательное участие квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса. Для принятия эффективных нормативных правовых актов следует учитывать научные рекомендации ученых-юристов и практикующих юристов.

Научная обоснованностьпредполагает объективный анализ потребностей общества, всесторонний учет социальной, экономической и политической ситуации в стране, а также общественное мнение относительно предполагаемого закона.

Большое значение для повышения качества и эффективности правотворческого процесса имеют и другие лежащие в основе его организации и осуществления принципы. Однако особо следует выделить принцип постоянного технического совершенствования принимаемых актов.

Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативных правовых актов в максимальной степени использовать выработанные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов новых нормативных актов, оптимального изложения их содержания и отвечающего общепринятым в мире стандартам технического их оформления. Для повышения качества и эффективности нормативных правовых актов законодательная техника порой имеет не меньшее значение, чем само содержание. Ведь от того, насколько четко и логично изложено содержание того или иного нормативного акта, имеются ли в нем или отсутствуют явные и скрытые противоречия, наконец, насколько точно и определенно используется общепринятая юридическая терминология — от всего этого в огромной степени зависит не только уровень восприятия текста и содержания нормативного правового акта, но и эффективность его применения.

Источник: https://students-library.com/library/read/76467-pravoobrazovanie-i-pravotvorcestvo-ponatie-vidy-principy

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

В результате изучения данной главы студент будет знать:

  • ? понятие правотворчества, его основные черты и факторы;
  • ? принципы и виды современного правотворчества;
  • ? стадии правотворческого процесса;
  • ? чем определяется действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
  • ? формы систематизации нормативно-правовых актов; уметь:
  • ? находить и анализировать конкретные объективные признаки и факторы правотворчества;
  • ? оценивать качество правотворческого процесса через реализацию его основных принципов;
  • ? различать процессы правотворчества и правоприменения, соотносить между собой понятия «правотворчество», «законотворчество» и «нормотворчество»;
Читайте также:  Электрический заряд. закон его сохранения - справочник студента

владеть:

  • ? навыками анализа конкретных видов правотворчества;
  • ? навыками анализа стадий правотворческого процесса на примере принятия конкретных нормативных актов;
  • ? методологией определения предметного, временного и пространственного действия конкретных нормативно-правовых актов;
  • ? навыками определения тех или иных форм систематизации нормативно-правовых актов.

Понятие правотворчества и его принципы

Проблемы правотворчества постоянно находятся в сфере интересов правоведов, и это не случайно: правотворчество — одна из важнейших государственно-правовых категорий, основное начальное звено механизма правового регулирования.

Между тем в юридической литературе нет единого подхода к определению правотворчества. А элементарное требование, предъявляемое к любой научной категории, — четкость и однозначность ее дефиниции.

Наряду с правотворчеством в собственном смысле слова довольно часто используют термины «правообразование», «правоустановление», «нормотворчество», «формирование права» и др.

И дело здесь не только в терминологическом разнообразии, но главное в содержании, которое авторы вкладывают в предложенный ими термин.

В теории права понятиям «правотворчество» и «правообразование» иногда попытаются придать самостоятельное, отличное друг от друга значение.

Так, некоторые авторы считают, что правообразование — это процесс формирования государственной воли в законе, которое включает в себя научный анализ, оценку действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, максимальный учет замечаний и предложений партий, общественных движений, отдельных граждан и их объединений и т.д., а правотворчество же охватывает деятельность компетентных органов и организаций по выработке и принятию нормативных актов, т.е. правотворчество — решающий этап формирования права, его логическое завершение[1]. Следовательно, согласно этой позиции, право- образование — подготовительная стадия правотворчества.

Термины «правотворчество» и «нормотворчество» обычно используют как синонимы, полагая, что нормативные правовые акты являются продуктом особого рода деятельности — нормотворчества (правотворчества)[2], хотя второе понятие, несомненно, значительно шире. Результат правотворчества — собственно правовая норма, тогда как результат нормотворчества — любая социальная норма — религиозная, моральная, политическая, корпоративная и правовая.

Обратимся к соотношению понятий «правотворчесво» и «право- установление». Российский академик В.С. Нерсесянц считал, что последнее точнее выражает смысл и содержание той специфической деятельности, которая именуется правотворчеством.

«Правоустановление — это форма (и направление) государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права».

[3] И важнейшей формой правоустановления является именно прямое государственное нормотворчество — издание соответствующими государственными органами нормативно-правовых актов. Но, как подчеркивал В. С.

Нерсесянц, нормативно-правовые акты — это лишь один из источников позитивного права, а установление законов и подзаконных актов — лишь одна из форм правоустановительной деятельности.

Действительно, нормативно-правовые акты являются основным источником (формой) права в романо-германской правовой семье, а понятие «правоустановление» включает в себя различные виды правоустановительной деятельности, которые отражают особенности процесса выражения и закрепления нормативно-правового характера и содержания разных источников действующего права — нормативно-правовых актов, судебного прецедента, нормативного договора и др.

При общепринятом подходе категория «правотворчество» понимается обычно как форма деятельности государства либо непосредственное волеизъявление народа, направленные на создание, изменение или отмену правовых норм, т.е.

речь, как правило, идет о процессе правотворчества, присущем континентальной правовой системе, к которой в значительной степени относится и Россия. При характеристике правотворчества обычно выделяют именно формально-юридический аспект, который раскрывает «технологию», способы и процесс правотворчества.

В иных правовых системах правотворческая деятельность осуществляется и за рамками государства, а важная роль отводится толкованию как способу развития права. Так, древнейшими толкователями права были служители культа (в индуизме брахманы, в иудаизме раввины, в исламе муджтахиды и в римском праве понтифики).

И если в Риме функция толкования права перешла со временем от понтификов к юристам, то на Востоке ситуация оставалась неизменной вплоть до нового времени. Да и сегодня элементы подобного толкования существуют в ряде мусульманских стран.

И все же в отечественной литературе сложилась традиция рассматривать правотворчество в узком смысле слова, как деятельность прежде всего государственных органов по созданию и совершенствованию единой внутренне согласованной системы правовых норм.

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств должна соответствовать ряду основополагающих принципов, таких как законность, демократизм, гуманизм, профессионализм, научность, гласность, исполнимость, а также техническое совершенство принимаемых актов. Рассмотрим эти принципы более подробно.

  • 1. Законность. Нормативно-правовой акт должен приниматься субъектов правотворчества исключительно в пределах его компетенции и только в установленном процедурном порядке. Кроме того, в нем не должно быть противоречий с уже принятыми, обладающими большей юридической силой актами, т.е. речь идет об их субординации. В Российской Федерации необходимым условием является соответствие актов субъектов Федерации общегосударственным актам.
  • 2. Демократизм. Соблюдение этого принципа в значительной степени зависит от уровня демократичности формирования высших правотворческих, прежде всего законодательных, органов. Он проявляется в принятии законов на референдуме, возможности обращения в правотворческие органы с предложениями, а также обсуждении проектов наиболее важных нормативно-правовых актов в средствах массовой информации. Хотя последнее, как правило, малоэффективно: трудно проверить насколько были учтены предложения пользователей средств массовой информации при доработке законопроектов.
  • 3. Гуманизм. Этот принцип выражается в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей.
  • 4. Научность. Правотворчество должно максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники и т.п.
  • 5. Профессионализм. Этот принцип непосредственно связан с предыдущим и предполагает обязательное участие в подготовке нормативно-правовых актов высококвалифицированных специалистов-профес- сионалов на всех стадиях правотворческого процесса.
  • 6. Гласность. Содержание нормативно-правовых актов должно быть доведено до сведения народа. Но данный принцип не должен (не может) наносить ущерб интересам государства и гражданам, поэтому в мировой практике вполне допустимой считается возможность не публиковать отдельные решения, содержащие, к примеру, государственную или служебную тайну, а доводить их до сведения только ограниченного круга адресатов.
  • 7. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и практикой способов и приемов подготовки и оформления текстов актов, правил юридической техники.
  • 8. Исполнимость. Этот принцип означает, что при подготовке проекта акта, его принятии необходимо учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных условий, наличие которых позволит эффективной реализации акта.

Выделяют и иные принципы. Так, В.С.

Нерсесянц особо выделяет такой принцип, как правовая легитимность, смысл которого состоит в том, что сама правоустановительная деятельность должна соответствовать основным требованиям права, протекать в надлежащих правовых формах и процедурах, в строгом соответствии с законодательно установленными правомочиями (компетенцией) субъектов этой деятельности, а также принцип общесоциальной легитимности. Этот принцип требует, чтобы правоустановительная деятельность государства опиралась на широкую базу социального ожидания, согласия и поддержки правоустановительных преобразований и решений, на активное участие членов общества и различных общественных объединений в обсуждении, подготовке и принятии таких решений, на либерально-демократические формы и процедуры опроса, выявления и учета общественного мнения по вопросам права, на открытый, общедоступный, публичный характер всего правоустановительного процесса111. Но, как нетрудно заметить и правовая, и общесоциальная легитимность — это по своему содержанию те же принципы демократизма, гласности, законности и др.

Правотворчество, как известно, так или иначе, реагирует на любые социальные изменения, зависит от определенных факторов, влияющих на процесс формирования права. Среди таких правоформирующих факторов: экономические, политические, национальные, идеологические, организационно-волевые. В этом контексте нельзя не упомянуть о таком феномене, как лоббизм.

Общеизвестно, что большинство законов фактически в той или иной степени затрагивают интересы как отдельных граждан, так и различных слоев населения (учащихся, пенсионеров и иных социальных групп).

В связи с этим объективно возникает определенная заинтересованность у отдельных лиц, организаций, корпоративных, отраслевых, ведомственных, религиозных структур, финансово-промышленных групп в принятии вполне определенных решений, отвечающих их интересам.

В результате конкретные лица начинают оказывать различного рода давление на структуры власти, должностных лиц и общественное мнение для достижения желаемого результата.

Речь в данном случае идет о лоббизме, под которым понимается система и практика реализации интересов различных групп граждан путем организованного воздействия на деятельность (законодательную и административную) государственных органов с целью добиться принятия или отклонения того или иного закона, решения. Это может быть и давление на парламентария путем личного или письменного обращения либо иным способом (организация массовых петиций, публикаций) со стороны каких-либо групп или частных лиц.

Лоббизм в демократических странах — распространенное явление, сопровождающее правотворческий процесс. В разных странах мира он в правовом плане реализуется по-разному. Впервые закон, регулирующий лоббистскую деятельность, был принят в 1946 г. в США. В соответствии с ним лоббисты были обязаны регистрироваться и предоставлять отчеты о своей деятельности.

Сама лоббистская деятельность на Западе давно вступила в стадию профессионализма, и лоббисты повсеместно добились признания своей профессии (Великобритания, Германия, Канада, Франция, Австрия, Нидерланды). Подтверждение тому находим и на уровне Европейского Союза, где зарегистрировано Общество Евролоббистов (Society of European Affairs Practitioners).

Лоббирование — это естественное явление в правотворчестве, если только оно не приобретает форму теневого лоббирования, с которым ассоциируются незаконные средства давления, такие как подкуп депутатов, должностных лиц, коррупция, сговор и др.

Такая оценка лоббизма встречается не только в России, но и на Западе, в том числе и в политических кругах.

Но в этом случае речь идет скорее не о негативной оценке лоббизма как такового в целом, а лишь о неприемлемых средствах и методах лоббистской деятельности.

Таким образом, понятие лоббизма, которое еще недавно связывалось исключительно с негативными сторонами западной политической жизни, сегодня раскрывается как явление сложное, многогранное, имеющее как отрицательные, так и положительные свойства и, безусловно, нуждается в глубоком политико-правовом исследовании, особенно в условиях России.

Источник: https://bstudy.net/640855/pravo/pravotvorchestvo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector