Ощущение — справочник студента

Ощущение - Справочник студента ФОТО Getty Images 

Катрин де Витт оказалась в Пенсильванском университете вполне ожидаемо: она была активисткой и отличницей, и в первые две недели она, не сбавляя темпа, записалась во все группы и присоединилась к той же студенческой общине, что ее родители, когда они учились в Стэнфорде.Но встретившись со своими однокурсниками, она впервые засомневалась в себе. «Одна из моих новых подруг занималась фигурным катанием и участвовала в мировых чемпионатах. Другая была победителем в научном конкурсе, организованном компанией Intel. Все вокруг меня были такими интересными людьми! Хотелось бы и мне быть такой же». Казалось, однокурсники имеют все, что можно только вообразить. Каждое утро администрация рассылала очередной мейл о достижениях студентов факультета. Некоторые девочки приходили на занятия в потрясающих нарядах и с идеальным мейкапом. У Катрин де Витт было акне. Кто-то обсуждал будущие престижные стажировки в известных компаниях. Она же пока добросовестно пыталась справиться с домашними заданиями. Все вокруг нее, судя по сэлфи в сетях, каждый вечер бывали на потрясающих вечеринках, заводили новых друзей, и даже их еда в инстаграме выглядела вкуснее.

Промежуточные результаты посреди семестра поместили Катрин не в топ, как это неизменно бывало в школе, а где-то посредине списка.

Еще один удар по самооценке она получила, когда на лекции, бросив взгляд на мобильник сидевшего рядом с ней парня, прочитала: «С кем заговорить? С ней? Да я скорее прыгну с самолета».

Когда 17 января 2014 года Мэдисон Холлеран, тоже первокурсница, по общему мнению талантливая и популярная, шагнула с крыши, в посвященном ей блоге Катрин написала: «Какого черта, девочка? Это я должна была уйти! Тебе было для чего жить!»

Сама она к этому времени уже написала прощальные письма на розовой бумаге и купила пачку лезвий.

Мэдисон Холлеран была третьей из шести студентов Пенсильванского университета, которые ушли из жизни за истекший год. Американская статистика говорит о том, что более половины студентов колледжей сейчас имеют серьезные психологические проблемы, а депрессия и тревожность являются наиболее частыми диагнозами среди студентов.

В чем же причина? Еще в 2003 году в одном из исследований Университета Дьюка говорилось о том, какой стресс испытывают студентки, которым нужно быть «совершенными, но при этом без видимых явных усилий». В Стэнфорде есть даже название для этого явления — «утиный синдром».

Утка скользит по водной глади плавно и задумчиво — но это если не видеть, как под водой она безостановочно работает лапками. Мне же хочется перевести это как «синдром утенка». Очень много нового после выпускных волнений обрушивается на первокурсника — новый город, жизнь в отрыве от семьи, другой ритм и новые знакомства.

И новые требования. Как справляются со всем этим студенты?

Директор психологической службы Пенсильванского университет Уильям Александер заметил, что нынешние первокурсники иначе реагируют на испытания: «Для некоторых студентов ошибка имеет невероятное значение. Малейшее замечание, то, что раньше, в наши годы, могло вызвать ощущение неудовлетворенности, чувство, что надо в следующий раз поработать больше, теперь воспринимается ими как приговор самому себе».

Мита Кумар, работающий в этой службе психологом уже 16 лет, говорит о том же. Получить вместо «отлично» отметку «хорошо» для некоторых из них значит рассыпаться на мельчайшие осколки: «То, что мы с вами бы назвали неприятностями, они ощущают как полный провал».

…Катрин де Витт рассказывала, как с детства она знала, что должна учиться в элитном колледже. Хотя родители на нее не давили, тем не менее из их разговоров о том, как важно все делать хорошо, из рассказов о том, каких успехов достигают другие дети, она понимала, что от нее ожидают многого.

«Я чувствовала, что буду счастлива, если другие будут счастливы от того, что я делаю. Я человек, который живет по плану. У меня всегда есть план на год, на 3 года — даже на ближайшие 5 лет».

Для себя она решила, что, окончив университет, будет преподавать математику, а если встретит в колледже хорошего парня, они будут, так же как ее родители, жить вместе долго и счастливо.

Она просыпалась в 7.30, оставалась на собрания до 22.00, работала 10 часов в неделю в соответствии с условиями предоставленной ей финансовой помощи для обучения в университете и училась — наиболее подходящим эпитетом будет «яростно» — яростно готовилась к каждому занятию по математике.

Промежуточные итоги в середине семестра показали, что у нее всего лишь 60 из 100, — она решила, что провалит и дальнейшие испытания и с мечтой преподавать математику можно попрощаться. «Я видела четкую картину своего будущего, — говорит Катрин.

— И когда она разрушилась, я не стала воображать себе другую картинку». Боль от того, что она оказалась не той, кем считала себя, была невыносимой. Единственный выход, как ей подсказывала кривая логика депрессии, — уйти из жизни.

Она узнала, возвращает ли университет деньги за обучение родителям студентов, которые покончили жизнь самоубийством, и стала наносить себе порезы, «чтобы приготовиться и привыкнуть к боли».

Экзистенциальный вопрос «Зачем я здесь?» обычно сопровождает вопрос «Как я живу?». Мы определяем себя и то, чего мы стоим, исходя из сравнения с теми, кто нас окружает.В эпоху, когда значительная часть общения происходит в интернете, такие сравнения делаются после взгляда на экран, а изображение на нем мы принимаем за истину.

Забывая, что изображение до этого тщательно редактировалось и является, как любое фото или любой рассказ о себе, лишь частью большой картины, и кроме того, очень субъективной ее частью.Современные средства коммуникации вносят огромный вклад в формирование искаженного восприятия других людей. Студенты не верят, что кто-то еще кроме них может испытывать страдания.

Директор психологической службы Корнелльского университета Грегори Еллс отвечает студентам, которые рассказывают, что все кроме них выглядят счастливыми: «Я иду на работу и, здороваясь со всеми, отмечаю: «у этого студента депрессия и он недавно начал курс антидепрессантов», «вот этот недавно лежал в госпитале», «у нее нарушения пищевого поведения».

Как психотерапевт я знаю очень многое о том, как отличается внешняя картинка от того, что внутри».

Самоубийство Мэдисон Холлеран показало, каким бывает контраст между яркими картинками в инстаграме и темнотой в душе.

До последнего дня Мэдисон постила солнечные, яркие снимки, на которых она улыбается, дружески толкает кого-то из друзей на вечеринке, но своей старшей сестре она рассказывала, что ее жизнь не идет ни в какое сравнение с жизнью ее бывших одноклассников, с постами тех, с кем она вместе училась в школе.

За час до того, как она убила себя, Мэдисон запостила в инстаграм последнее фото, нежное и романтичное, сделанное ею с той самой крыши, — мерцающие сквозь ветки деревьев праздничные огни на площади Риттенхауз.Вместо того чтобы думать: «я сделал это не так уж хорошо», студенты думают: «я плохой».

Вместо «я потерпел неудачу» или даже «я провалился» они думают: «я неудачник». Культурный феномен перфекционизма и гиперответственности в США породил поколение детей и их родителей. которые сверхфиксированы на успехе, но не умеют проигрывать.

Читайте также:  Деловое общение в организации. проведение совещаний и бесед - справочник студента

Декан первокурсников в Стэнфорде Джулия Литкот-Хеймс говорит: «Я задавала на встречах с нашими новыми студентами простые вопросы, и они повергали их в ступор.

Они могли рассказать о своих достижениях, но не могли мне ответить, например, на вопрос «кто я»!» В то же время родители-«вертолеты», которые, как известно, «зависают» над своими чадами, трансформировались в родителей-«газонокосилок», которые буквально срезают малейшую травинку, которая бы помешала передвижению их ребенка. И их дети встречают такую заботу весьма благосклонно. Она назвала невозможность противостоять трудностям, делать жизненные выборы и недостаток самоосознания у современных студентов «экзистенциальной импотенцией».

Источник: http://www.psychologies.ru/roditeli/teenagers/sindrom-pervokursnika-pochemu-oni-ne-vyiderjivayut/

Сущность ощущений | Студент-Сервис

Ощущениями называются процессы отражения отдельных свойств предметов реального мира, непосредственно воздействующмх на наши органы чувств. Ощущения являются первичной формой познания.

На основе этих элементарных психических процессов строятся более сложные: восприятие, представления, память, мышление, так или иначе связанные с ощущениями.

Для возникновения ощущений необходим объект, действующий на наши анализаторы (воспринимающие аппараты).

И.П. Павлов описал три отдела анализаторов:

  • рецепторы (органы чувств), в которых расположены периферические веточки чувствительного нерва (зрительного, оптового, обонятельного и т.д.);
  • проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру;
  • центральная часть анализатора – соответствующие участки головного мозга, в которых факт реального раздражения перерабатывается в психический процесс – ощущения.

Таким образом, раздражитель (объект) вызывает первичную психическую форму его субъективного отражения.

Ощущения по своему происхождению и содержанию объективны, но по своей форме субъективны и зависят как от социальных структур личности (мотивов, направленности, профессионального опыта и знаний), так и от биологических особенностей, например, от степени развития анализаторов головного мозга.

В анализаторах различают экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира (зрительный, кожный, слуховой, обонятельный), и интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию (голод, жажда, равновесие, движение, состояние внутренних органов и т.д.).

Основным источником информации для зрительного анализатора, собирающего свыше 80% информации внешнего мира, является глаз – орган зрительных ощущений, к которым относятся ощущения цвета и света.

Ощущаемые нами цвета делятся на хроматические (например, цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, черный, серый).

Цветовой тон, содержащий около 150 переходов, зависит от длины действующей на глаз световой волны.

Слуховой анализатор дифференцирует слуховые ощущения. Ощущения звуков делятся на музыкальные и шумовые. Сами звуки бывают простыми и сложными, состоящими из нескольких тонов.

Один из этих тонов является основным, определяющим силу и высоту звука, другой – сопутствующим (обертон), определяющим своеобразие (тембр) звука.

Музыкальные звуки образуются благодаря периодическим ритмическим колебаниям звуковых волн, а шумы – в результате нерегулярных колебаний.

Иногда возможны случаи возбуждения слуховых ощущений зрительными и наоборот.

Такое содружество индуцируемых ощущений разных анализаторов называется синестезией. Синестезия встречается у 12% людей, “цветной слух” – у 4%.

Под “цветным слухом” понимается такой феномен, при котором звуковое ощущение (шум, тон, музыкальный аккорд) вызывает зрительный образ, световое или цветовое представление.

Некоторые музыканты обладали ярко выраженным “цветным слухом” (А.К. Скрябин, Н.А. Римский-Корсаков).

Большое значение, особенно в исполнительской деятельности человека, имеет развитие кинестетического или двигательного анализатора.

Кинестетические ощущения вызываются, например, раздражением нервных окончаний, заложенных в мышцах, суставах, связках и костях, а также возникающих в результате перемещения тела в пространстве, и обеспечивают организм необходимой информацией для осуществления координированных и сложных двигательных актов исполнителя, например, танцовщика.

К кожным ощущениям относятся осязательные или тактильные (ощущение прикосновения, шероховатости или гладкости) и температурные ощущения. Рецепторы кожных ощущений расположены в
коже и наружных слизистых оболочках.

Органом вкусовых ощущений, дающих человеку ощущение сладкого, горького, кислого, соленого, является поверхность языка и мягкая часть неба. Обонятельные
ощущения у человека тесно связаны со вкусовыми и подавлены в отличие от животных высокоразвитым зрением и слухом.

Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено, хотя существуют вибрационные ощущения, промежуточные между слуховыми и кожными, но возникающие в результате отражения колебаний порядка 15-1500 герц не ухом, а костью.

Функционально-компенсаторное значение имеет вибрационная чувствительность в жизни лиц с аномальной и дефектной чувствительностью (глухих, слепоглухих). Существует неосознаваемое зрячими людьми, но свойственное слепым своеобразное ощущение восприятия препятствий, которое сродни локационно-слуховой чувствительности летучих мышей.

Статическая или гравитационная чувствительность отражает положение в пространстве и связана с работой вестибулярного и зрительного анализаторов. Преодоление невесомости, например, может сопровождаться изменением работы зрительного анализатора (предметы расплываются или меняются в масштабе), вестибулярного аппарата, сдвигающего эмоциональное восприятие действительности (страх от

падения вниз, сменяемый чувством безмятежного счастья). Опыт космической и медицинской психологии показывает большое значение психорегулирующей тренировки в преодолении извращенной гравитации.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/sushhnost-oshhushhenij/

Читать

  • Галина Сергеевна Абрамова
  • Психология только для студентов
  • Учебное пособие для вузов и ссузов

© Г. С. Абрамова, 2018

© Издательство «Прометей», 2018

* * *

С любовью и надеждой

посвящаю моей внучке Абрамовой Ане.

  1. …Но времена я выбираю – как поступки,
  2. Зависящие лично от меня.
  3. Ю. Мориц

Предисловие

  • написано для тех, кто проявит интерес к этому тексту
  • Суть предисловия – пояснить задачи автора и дать возможность читателю решить для себя вопрос о целесообразности чтения книги в целом.
  • Мысль о необходимости написания такой книги возникла при работе со студентами много лет назад, когда я только начинала преподавать психологию.

Ситуацию экзамена, в которой мною были осознаны и сформулированы задачи как задание мне самой на всю мою профессиональную жизнь, я помню до последней детали. Это был нарядный летний день, когда все в природе и в людях наполнено той силой жизни, которая не ощущается до тех пор, пока не будет потеряна.

Передо мной в аудитории, наполненной этим летним, неповторимым светом, сидела девушка – красивая, как этот день.

Неестественными и чуждыми и ей самой, и всему дню были слова, которые она пыталась произносить, характеризуя мышление человека, как это предполагал экзаменационный билет.

Я ничего не сказала ей – не успела этого сделать. Она посмотрела мне в глаза и взмолилась (именно взмолилась):

– Не спрашивайте меня ничего о том, что я понимаю… Я здесь ничего не понимаю. Когда я начинала читать психологию, я думала, что это и обо мне, а тут ничего нет… Я все определения знаю. Спросите, я выучила.

Девушка училась заочно, значит, практически самостоятельно. Наша встреча с ней была первой и последней. Я не была ее преподавателем, я была для нее только экзаменатором (такое бывает в практике высшей школы).

Читайте также:  Физиологические основы речи - справочник студента

Но! Именно благодаря этой встрече смыслом всей моей преподавательской работы стало сообщение людям знания о них самих. Как у меня это получалось и получается, судят они сами.

У читателя будет возможность это сделать, если он прочтет текст.

Главную мою задачу я сформулирую так: показать студентам существование обобщенного знания о людях и о них самих, наметить пути и способы использования этого знания в организации ими собственной жизни.

Помня слова девушки во время того, теперь уже очень далекого экзамена, я хотела бы, чтобы каждый читатель нашел в тексте то, что было бы о нем. Ценность и необходимость информации каждый понимает по-своему.

Однако есть то, что заставляет прикладывать силы, тратить время и писать этот текст. Сегодня – это тот жизненный и профессиональный опыт, который разделяет людей на поколения и обостряет чувство заботы о будущем, вашем, мои читатели, и моего сына, как людей другого – нового поколения. Нас – мое поколение – уже будут называть иначе…

В мире много вечного – есть даже вечные проблемы.

В мире много преходящего – это жизнь каждого из нас. О ней и будем говорить языком науки, которая называется психологией.

Я написала текст только для студентов, чтобы

– наука не была для них набором правил и определений, а стала тем живым текстом, который порождает другие тексты, т. е. вызывает отношение;

– молодые люди не считали отчужденным от их жизни то научное знание, которым владеет психология;

– знание о себе и о других людях наполнило их жизнь новыми красками и оттенками чувств, которые взрослые люди называют еще жизненным богатством, помогающим решать сложнейшие жизненные задачи.

Чего не хотелось бы для моих читателей? Скуки, пустоты, иллюзий силы и опустошающего бессилия при неудаче.

Чего хотелось бы? Жизненного интереса, той неутолимой жажды жизни, которая способна преобразить и душу, и тело человека…

Жизненный интерес, как думается, не задается человеку другими людьми, а создается самим человеком, когда он…

Вот об этом, «когда он…» и пойдет речь в тексте, который перед вами. В нем использованы дневниковые записи молодых людей, с которыми мне приходилось встречаться во время профессиональной работы. Публикуются они с согласия их авторов.

В тексте использованы также данные тестовых исследований, материалы психологического консультирования, наблюдения за молодыми людьми в ситуациях обучения психологии, материалы бытового и профессионального общения с разными людьми, размышления о судьбе молодого поколения и о своей собственной в наше время, в нашей стране, в странах, которые сегодня называют постсоветским пространством и в Дании – стране, где я живу сегодня…

Хотела бы поблагодарить всех людей, чьи откровенные разговоры и доверие к психологическому знанию сделали возможным существование этой работы. Особую благодарность выражаю студентам Брестского государственного университета (Беларусь), тем из них, кто хотел и умел задавать вопросы, и тем из них, кто не умел этого делать, но стремился научиться.

Бесконечная благодарность моей семье – моим родителям за их жизнелюбие и доброту к людям, умение ценить каждое мгновение жизни. Спасибо сыну за его участие в моей жизни и мужу Børge Hansen за любовь и понимание.

Апрель – июнь 2000 – март 2017

Беларусь – Дания

Глава 1

Что такое психология?

  1. – Есть такие вопросы, на которые нельзя ответить?
  2. – Есть.
  3. – Тогда я тебе сейчас такой задам…
  4. (Из разговора ребенка с мамой.)
  • Ключевые понятия: предмет психологии, методология, методы исследования, методики, понятие теории.
  • В результате изучения данной главы студенты должны:
  • знать отличие бытового и научного психологического знания;
  • уметь различать методы и методики;
  • владеть техникой чтения научных текстов.

Можно сказать, что психология – это наука, которая изучает закономерности внутреннего мира человека, т. е. психическую реальность.

В историческом времени наука существует в виде текстов. Каждый текст – это способ изложения содержания научных понятий, позволяющих объяснить факты и явления как собственной жизни учёных, так и жизни других людей.

Психология как наука может существовать и как учебная дисциплина. Особенность любой учебной дисциплины в том, что она должна и может воспроизвести способы мышления об определённом предмете. Это значит, что человек, её преподающий, определил свою позицию по отношению к тому предмету и может осуществить рефлексивные действия.

Какие это действия? Их можно описать в виде вопросов к самому себе: «Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю именно так?» Эти вопросы я задала и самой себе, выбирая материал для этой книги. Ответом на них и стал текст, который вы читаете. Продолжу его.

Современная психология как наука существует как в виде научных текстов, так и в виде непосредственного профессионального общения людей, работающих в науке, в виде научных институциональных учреждений (институтов, лабораторий, центров и т. п.) и представляет собой систему знаний о психической реальности как особом предмете исследования.

Психология как наука позволяет выделить, зафиксировать и исследовать специфические качества своего предмета, их отличие от качеств других предметов. При этом фиксируются не только предмет исследования, но и средства и способы, которыми осуществляется воздействие на него с целью получения информации как об отдельных качествах, так и обо всем предмете в целом.

Вся информация (о качествах психической реальности, о средствах и способах воздействия на нее с целью изучения этих качеств) существует в виде научных понятий.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=594417&p=1

Синдром вечного студента | Социум | Наша Психология

В свое время Лена была гордостью школы: отличница, победительница олимпиад. Дальше стандартный сценарий: окончила престижный вуз с красным дипломом, защитила кандидатскую диссертацию, а затем вдруг получила второе высшее образование по другой специальности.

В результате к 30 годам у Лены составилась небольшая, но внушительная коллекция дипломов и отсутствовало всякое представление, что с ними делать. Родственники советуют остановиться и поискать работу по специальности, а Лена уже присматривается к новым курсам.

Зачем?

Ученье – свет, но бывает, что человек так увлекается процессом, что превращается в «вечного студента». Психологи утверждают, что желание как можно дольше пребывать в положении студента часто говорит о неготовности взрослеть.

Люди порой специально затягивают учебный процесс, потому что не хотят выходить из зоны комфорта и боятся ответственности. Ходить на пары и сдавать экзамены, может быть, и не самое легкое занятие, но оно привычно и знакомо, а что ждет за стенами университета, неизвестно.

И дело тут в наших страхах. Вчерашнему студенту непривычно брать на себя ответственность, самостоятельно утверждаться на новом месте. И похоже, это примета времени.

Специалисты отмечают, что в последнее время наше общество действительно стало более инфантильным.

Заведующая кафедрой практической психологии Российского нового университета Марина Хмелькова считает, что сегодня молодежь ищет ответы на вечные вопросы – в чем смысл жизни, где найти свое место в этом мире – не методом проб и ошибок, а в обучении.

Читайте также:  Следствия теорем сложения и умножения - справочник студента

Сегодня уже никого не удивишь наличием нескольких высших образований, причем по совершенно разным специальностям. С одной стороны, это ответ на требования времени: возможно, пришлось переучиваться.

Но случается и так, что взрослый человек, имеющий диплом, продолжает учиться и делает это не потому, что ему нужны дополнительные знания, а из-за стремления снова оказаться в привычной студенческой среде.

Тупиковый путь карьеры

Наверняка вы знаете людей, которые годами пишут кандидатскую диссертацию, но так и не заканчивают ее. То им нужно собрать дополнительный материал, то они хотят провести еще одно исследование, то просто нет времени.

При этом и в других сферах жизни «ученый» не может похвастаться большими успехами – карьера не складывается, личной жизни нет, а он отмахивается: «Сейчас не до этого, я же работаю над диссертацией».

Чаще всего речь идет об очередном «вечном студенте», который далек от реальной жизни.

Кстати, работодатели также не ждут молодых людей без практических навыков с распростертыми объятиями.

Генеральный директор коммуникационного агентства Нина Исайченко рассказывает, что на собеседованиях обязательно старается определить, не является ли претендент с «горящими глазами» таким «вечным студентом».

Сейчас представлять себя как постоянно развивающуюся личность стало очень модно, поэтому она предлагает обязательно спросить у кандидата: «Чему вы хотели бы научиться в ближайшее время и зачем?» Ответ на первую часть вопроса часто ставит в тупик «вечных студентов», которые хотят учиться всегда и почти всему. Они либо возьмут долгую паузу, пытаясь придумать самый подходящий вариант, либо начнут «пулеметом» перечислять все возможные виды курсов, о которых могли слышать. На вопрос «Зачем?» такие люди традиционно отвечают: «Это интересно».

К сожалению, плана практического применения своих знаний у них обычно не бывает.

Для бизнеса сотрудник, не готовый брать на себя ответственность и не нацеленный на результат, не представляет интереса, поэтому даже при наличии нескольких дипломов и обширных знаний эта категория соискателей почти никогда не делает карьеру и часто остается на начальных позициях, где требуется минимальная самостоятельность.

Синдром вечного студента часто сопровождается комплексом отличника и перфекциониста.

Елена Куроедова, заведующая кафедрой психологии Университета «Синергия», напоминает, что одной из составляющих портрета «отличника» является то, что он хорош в учебе, эту деятельность он освоил лучше других и может ей гордиться. Чтобы чувствовать себя самодостаточным, в этой зоне комфорта он стремится оставаться как можно дольше.

Есть распространенное мнение о том, что троечники добиваются в жизни большего, чем отличники. Этому есть простое объяснение, считает руководитель проекта «Бизнес-герои» Василий Ралько: «Отличник – это тот, кто отлично делает все, что ему поручат.

А троечник всегда задумывается о своей цели: если его цель – получить проходной балл с минимальными усилиями, он найдет для этого самый лучший способ. Таким образом, отличник тренируется в исполнительности, а троечник в постановке целей и анализе затрачиваемых средств».

Именно проблема с целеполаганием часто встречается у «вечных студентов».

Зона комфорта: ваш выход

Профессор психологии Тель-Авивского университета Хаим Омер связывает синдром «вечного студента» с другим явлением, ставшим весьма распространенным в последние годы, – «законной зависимостью».

Вместо того чтобы быть независимыми и строить свою жизнь, молодые люди все чаще и чаще предпочитают остаться в привычных условиях родительского дома и, более того, ожидают и даже требуют, чтобы родители продолжали их поддерживать материально. В определенных культурах ситуация, когда несколько поколений семьи живут под одной крышей, считается вполне нормальной.

И в России это не редкость, чаще всего из-за пресловутого квартирного вопроса, однако ученые утверждают, что в феномене «законной зависимости» основную роль играют не традиции, а мощные социальные изменения.

Юношеский период в жизни современного человека удлиняется.

Получение образования занимает больше времени, и до того момента, как человек становится по-настоящему конкурентоспособным на рынке труда, он остается зависимым от родителей.

Кроме того, студенты часто по несколько раз меняют учебные заведения и специализацию, и в итоге взрослый человек под 30 лет живет с родителями, изучает восточную философию и не задумывается о будущем.

Психологи отмечают, что сегодня мы переживаем настоящее поклонение перед поиском себя. Это стало своего рода философией целого поколения. С одной стороны, это хорошо: люди стремятся заниматься тем, к чему лежит душа. С другой, на практике такой подход часто оборачивается ничегонеделаньем, а поиск себя используется лишь как отговорка.

Елена Куроедова добавляет, что увеличение инфантильности в современном обществе во многом обязано родительской позиции по отношению к воспитанию ребенка.

Многие родители хотят, чтобы их чадо реализовалось в большей мере, чем они сами, а поскольку возможностей для образования сейчас больше, то вполне понятно, почему родители все чаще говорят ребенку: «Я тебя поддержу, только учись».

В результате человек привыкает к такой удобной ситуации и не торопится вылетать из гнезда.

Однако не все определяется воспитанием. Психолог и типолог Илья Ломейко уверен, что об эффекте «вечного студента» стоит говорить не как о синдроме, а как о свойстве определенного типа личности.

Для некоторых типов ценностью является интуиция возможностей, то есть постоянная потребность в новой информации и знаниях. Нужно различать, советует психолог, чем являются новые возможности для людей разных типов. Для одних это новые ощущения, и они воспринимаются как цель жизни.

Для других – инструмент достижения цели. Для третьих – просто радость, как конфеты для ребенка. Безусловно, в любом обществе есть люди, для которых работа и деловые качества не являются ценностью, а учеба, наоборот, на первом месте.

У таких студентов по жизни «целенаправленная деятельность для достижения конечного результата» не вызывает ничего, кроме скуки и отторжения. Нужно просто различать эти типы и знать их сильные и слабые стороны.

В мире по разному относятся к многолетнему обучению. Не будем забывать, что в нашем обществе все еще сохраняется пиетет перед высшим образованием.

В советское время высшее образование имело порядка 25 % населения. Тогда его наличие гарантировало хорошую работу, высокую зарплату и уважение в обществе.

В 2012 году Россия вышла на первое в мире место по числу людей от 25 до 64 лет, имеющих высшее образование, – 54 %.

А вот в Греции проблему «вечных студентов» уже начали решать на государственном уровне. В этой стране, где университет заканчивают менее 20 % студентов, вышел закон, согласно которому учащиеся, которые провели в стенах вуза более 11 лет на программах продолжительностью не более пяти лет, отчисляются из учебного заведения.

вечный студентинфантилизмкарьерастуденчествотипы личностиучеба

Источник: https://www.psyh.ru/sindrom-vechnogo-studenta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector