Организация учебно-познавательной деятельности учащихся — справочник студента

Успех обучения во многом зависит от развитости познавательных способностей человека — его внимания, памяти, восприятия, воображения и т.д.

Общеизвестно, что традиционное обучение хоть в школе, хоть в вузе построено с опорой на память обучающихся.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Такие же психические процессы, как воображение и мышление, служащие базой развития творческой активности и инициативы, являются побочным продуктом традиционного обучения.

Активизация учебно-познавательной деятельности — едва ли не центральная проблема современной дидактики, а активные методы обучения — основная забота предметно-методических систем.

Называть методы активными не совсем корректно, поскольку стимулировать активность ученика призван любой метод обучения (в противном случае он вообще не метод).

Проблема «активизации познавательной деятельности» тоже в какой-то степени надуманная, поскольку в психологии познавательная деятельность — это «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное отражение человеческим сознанием объективной действительности, её предметов, процессов и законов» [27]. В этом определении содержатся отличительные черты познавательной деятельности — это отношение активное, определяемое социальной природой человека.

Практически все психологи едины во мнении, что познавательная деятельность связана не только с мышлением, но и включает в себя восприятие, память, внимание.

Активизацию познавательной деятельности связывают в первую очередь с экстенсивным воздействием на её структурные составляющие, например, разрабатывают приёмы более прочного запоминания или привлечения внимания.

Но ведь познавательная деятельность, как и любая другая деятельность, — это целостность функционирования психических процессов, их неразложимость на механические составляющие с момента появления познавательного интереса до момента достижения цели (усвоения знаний, идей и т.д.).

При этом ясно, что достижение одной и той же цели требует от разных людей разных психических затрат и усилий, то есть «различной степени напряжения регуляторных механизмов и разной величины расхода функциональных резервов организма» [37].

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Изохорический процесс - справочник студента

Оценим за полчаса!

Вопрос здесь в следующем: можно ли назвать эффективной познавательную деятельность, если результат получен человеком за счет высокой напряженности труда? Думается, что нет, ведь познавательная деятельность — это не просто процесс, а процесс социальный, следовательно, его совершенствование и упорядочивание необходимо связывать с социальной обусловленностью психики, а не с количественной оценкой результата деятельности. Из приведённого выше определения познавательной деятельности вытекает, что она порождается уровнем развития общественного способа бытия людей для решения ими возникающих на этом уровне задач. Появление новых средств деятельности, технические открытия последних десятилетий, лавинообразный рост информации поставили перед человеческим сообществом и образовательными заведениями новую проблему — интенсификацию познавательной (и уже — учебно-познавательной) деятельности. Полагаем, что интенсификация познавательной деятельности — это не индивидуально-физиологическая проблема, а проблема социальная, актуальная на современном этапе развития науки и техники. На это обратил внимание ещё в 1975 году А.Н. Леонтьев, который писал, что «следует поставить во главу угла не столько проблему разработки интенсивных методов, применяемых не всюду и не всегда, сколько проблему интенсификации любого обучения» [38]. Это наблюдение учёного совпадает по времени с бурным внедрением в учебный процесс обучающих технологий, главной целью которых является повышение эффективности учебной деятельности, в первую очередь, за счет использования ресурсных возможностей когнитивно-аффективных процессов и за счет создания оптимальных условий организации учебного процесса.

Термин «интенсификация» (от лат. Intensio- «усиление, напряжение») своей этимологией указывает на чисто количественное увеличение физических или умственных затрат в единицу времени.

Надо отметить, что в экономике и в материальном производстве интенсификация труда долго связывалась с увеличением его производительности. Под интенсификацией многие экономисты до сих пор понимают количественное увеличение затрат как источник увеличения продукции.

А между тем в понятия «интенсивность» и «интенсификация» в последние два-три десятилетия расширили своё содержание и изменили сферу применения.

Сейчас не только в производственных, но и в социальных практиках с этим понятием связывают не столько производительность, сколько эффективность деятельности, то есть акцентируется внимание на качественном значении терминов.

Это и понятно: ведь вполне можно добиться роста производительности и эффективности труда и без физических затрат и усилий. Но при этом человек должен изменить прежде всего средства труда (или шире _ средства производства). Ещё К. Маркс связывал рост эффективности общественного производства с дальнейшим совершенствованием орудий труда и называл это основной тенденцией развития производства в рамках человеческой истории [41].

Надо отметить прозорливость К. Маркса: он понимал интенсификацию не утилитарно, а скорее как рациональную многофакторную систему.

Так, он особое внимание уделял эффекту взаимодействия людей в коллективе, поскольку считал, что оно увеличивает производительную силу человека при грамотном управлении совместным трудом. Кроме социальных, К.

Маркс связывал интенсификацию также с экономией сырья, ресурсов и другими факторами, что позволяет рассматривать её как интегративно-многофакторное явление ведущее к росту эффективности. А.И.

Анчишкин считает, что «в конечном итоге понятие интенсификации можно определить как одну из частных характеристик процесса изменения эффективности» [2].

Он отмечает также, что и в экономике под интенсификацией в последнее время понимают процесс расширенного воспроизводства за счёт качественных, а не количественных факторов. Этот процесс основывается не только на новых прогрессивных средствах производственной деятельности и их рациональном использовании, в него вовлекаются и другие компоненты деятельности: высококвалифицированные кадры, благоприятные (адаптивные) условия труда, оптимальное управление трудом, более высококачественный предмет труда.

Сегодня эффективность — это уже не столько экономическое понятие, сколько социальное. Эффективность характеризует не просто любую деятельность, она определяет прогресс общественного развития и является результатом интенсификационных процессов.

Анализ работ А.Д. Урсул, А.М. Зимичева, Л.Д. Ершовой и др. позволяет сделать следующее определение.

Интенсивная деятельность — это такое количество действий за единицу рабочего времени, которое обеспечивает высокую эффективность деятельности за счёт рационального использования рабочего времени и средств, за счёт повышения качества функционирования психологических механизмов субъекта деятельности, за счёт создания оптимальных условий организации деятельности. Способами интенсификации вступают оптимизация и рационализация, а также различные открытия, изобретения и усовершенствования. Показателями интенсивного труда можно считать:

  • высокую работоспособность и быструю восстанавливаемость;
  • короткий период вхождения в проблему, «врабатываемость»;
  • высокую стабильность результатов;
  • сбалансированность, согласованность действий и элементов процесса;
  • использование резервных физических, эмоциональных, интеллектуальных возможностей для обеспечения оптимального хода процесса.

Интенсификация как тип расширенного воспроизводства (и в том числе знаний) означает опережающий рост производства новых знаний по сравнению с ростом затрат.

В этом случае интенсификация познавательной деятельности заключается в том, что «в каждый момент времени неизменное или даже меньшее количество усилий субъекта приводит в движение всё большую массу прошлого знания, воплощённого в более совершенных средствах познавательной деятельности, создаёт при меньших затратах всё большее количество продукта познания» [42]. Интенсификация учебно-познавательной деятельности означает, таким образом, что высокие результаты познания достигаются обучающимся при меньших затратах и ресурсах за счёт использования качественно новых средств познавательной деятельности. Прежде всего таким средством является технология обучения.

Технология включает в себя целый арсенал средств интенсификации. К таковым можно отнести создание оптимальных психолого-педагогических и организационных условий познавательной деятельности, а также использование компьютеров в учебном процессе. Э.Г. Юдин к таким средствам относит также характер управления, регулирования и корректировки [63]. И.С.

Морозова связывает интенсификационный процесс с четырьмя компонентами деятельности — потребностями, субъектом, средствами и предметом. А.М. Зимичев пришел к выводу, что ведущим психологическим фактором интенсификации профессиональной подготовки, ведущей к эффективности обучения, является оптимизация всей психологической структуры учащегося [21].

Авторы сборника «Интенсификация учебного процесса в вузе культуры. — Барнаул, 1988» под интенсификацией учебного процесса понимают увеличение дозы знаний на единицу времени на основе применения передовых АМО и компьютеризации (Петрик Л. К); использования идей педагогики сотрудничества и игровых методов обучения (Тамарин В.Э., Тамарина Н. В); образного изложения материала (Попов И. С).

К психолого-педагогическим средствам интенсификации познавательной деятельности студентов авторы названного сборника относят высокую самооценку (Лукьянова З. Н); общение (Лагусева Н. Н); стиль общения (Клейберг Ю. А); сотрудничество (Корнев В. С); развитие индивидуального творческого мышлении (Бегун П.И., Шукейло А. Ю).

Уплотнение и обобщение информации на основе структурно-логических схем, конденсирование информации во фреймах, опорах, слотах и т.п. мы бы также отнесли к резервам оптимизации обучения.

Источник: https://mirznanii.com/a/176244/uchebno-poznavatelnaya-deyatelnost-studentov

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Очевидно, что требуемые результаты не могут быть достигнуты посредством традиционных методов обучения.

Необходимо не увеличивать количество знаний, а улучшать качество их усвоения и формировать устойчивые умения применять их в жизни. Это подразумевает отказ от методик, требующих простого воспроизведения полученной информации, и обращение к таким дидактическим методам, которые делали бы обучающихся не пассивными слушателями, а активными и равноправными участниками образовательного процесса.

Этому способствует использование современных интерактивных методов.

В условиях современного общества организация познавательной деятельности педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением интерактивных методов, становится важной составляющей его профессионализма.

Понятие «деятельность» рассматривалось в различных трудах педагогов и психологов. Р.С. Немов определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования».1 И.Е.

Зимняя под деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром». 2 В трактовке, предложенной А.М.

Леонтьевым, деятельность представлена как действия, побуждаемые определенным мотивом и имеющие определенную цель, состоящие из ряда операций и имеющие результат, ограниченный рамками конкретных условий.3

Деятельность — это и активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество.

Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу.

Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную и духовную культуру, и, в конечном счёте, преобразовал самого себя.

Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей.4 В школьном возрасте основной деятельностью является познавательная деятельность. Уровень познавательной деятельности школьника определяет эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения.5

В нашей стране проблемы развития познавательной деятельности стали разрабатываться в 60-е годы XX века с целью усовершенствования учебной деятельности учащихся. Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы А.В. Брушлиского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, и многих других ученых.

Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.6 А. М. Леонтьев в познавательной деятельности человека выделяет два аспекта:

1) информационный (восприятие, хранение, преобразование и использование информации);

2) мотивационный (активность и направленность мысли, определяемые интересами и ценностями ориентации личности).7

Исходя из основных функций деятельности, А.М. Матюшкин условно выделяет два типа: адаптивный, обеспечивающий Рассматривая познавательную деятельность как непрерывный процесс, можно выделить этапы:

  • 1) Выделение познавательной цели, то есть умение найти цель в структуре учебной ситуации.
  • 2) Выбор и применение способов действия, приводящих к решению поставленной задачи.
  • 3) Контроль над ходом решения задачи и анализ полноты достижения цели.

Ш.А. Амонашвили в структуре познавательной деятельности учащихся выделяет:

  1. — мотив как движущую силу познавательной активности учащихся;
  2. — объект познания, имеющий дидактически организованную форму;
  3. — способы и средства действия с объектом с целью его усвоения (как сделать так, чтобы обеспечить лучшее восприятие, понимание и запоминание учебного материала);
  4. — посредническую роль педагога между познавательными силами учащегося и объектом усвоения;
  5. — результат познавательной активности.8

Управление познавательной деятельности школьников не возможно без форм организации познавательной деятельности.

Под формой организации познавательной деятельности понимают «целенаправленное формирование характера общения в процессе взаимодействия педагога и учеников, отличающихся моментом распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором категорий учебной работы и режимом — временным и пространственным».9

Формы познавательной деятельности учащихся бывают:

1) Индивидуально-обособленная форма. Она присутствует тогда, когда содержание учебного материала достаточно понятно для самостоятельного изучения учащихся.

2) Фронтальная форма познавательной деятельности. Она подразумевает выполнение ключевых задач всеми учениками класса для достижения ими всех познавательных заданий.

Она используется на уроках, на семинарах, на экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.

Читайте также:  Индивидуальный стиль деятельности педагога - справочник студента

Для того чтобы эта форма была более продуктивной, педагог должен заранее продумать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, которые определят намеченные аспекты всей цели.

3) Групповая форма организации познавательной деятельности. Она создается в организации таких учебных задач, при которых общая познавательная задача ставится перед конкретной группой школьников.

4) Коллективная форма познавательной деятельности. В.К. Дьяченко составил теоретические и технологические основы этой формы познавательной деятельности. Он выделяет, что это подобная форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива выступает активно в обучении всех остальных членов.

Методический прием — это система регулятивных принципов и правил составления педагогически целесообразной совокупности учителя и учащихся, используемая для достижения целей обучения.10

Выбор методического приема зависит от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общих дидактических методов.

Существует масса методических приемов, которыми учитель пользуется на занятии. Так, С.А. Морозова предлагает следующую классификацию методических приемов:

1) Приемы устного изложения теоретического материала. Сюда входят объяснение, рассуждение, характеристика, повествование (конспективное, сюжетное), описание.

2) Приемы организации познавательной деятельности (разнообразные приемы работы с учебным текстом: составление плана текста и аннотаций, рецензирование, составление словаря изученной темы, схематичной модели текста).

3) Приемы формирования учебных умений.11

Певцова Е.А. добавляет к этим приемам еще приемы словесной коммуникации (логическое осмысление правового явления, разъяснение, детализация, разносторонняя оценка, обнаружение тенденции, особенное значение факта).12 М.Т. Студеникин выделяет письменно — графические приемы: составление схем, графиков, сравнительно-юридических таблиц, словари новых слов, выполнение рисунков.13

Интерактивный метод является одним из методических приемов. Интерактивное обучение — способ понимания, созданный на диалоговых методах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, внедренное в общение, в процессе которого у учащихся формируются навыки совместной работы. Это метод, когда «все обучают каждого, а каждый обучает себя и всех».14

Понятие «интерактивный» -означает умение взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с другим человеком или с чем-либо. Таким образом, интерактивное обучение — это такое диалоговое познание, в процессе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.15

Инновационные потоки в сегодняшнем мире регулярно внедряются во все сферы жизни, в том числе и в систему учебного процесса. Учитель может уже сейчас переложить на интерактивные формы обучения большую часть своей работы. Однако именно в этом случае и проявляется одна из самых частых ошибок.

  • На современном этапе встает вопрос — как использовать сегодняшние инновационные методы обучения в образовательном процессе, и нужны ли они вообще.
  • Необходимо выделить следующие виды интерактивных форм обучения:
  • — формат и качество рисунка или изображения, нарисованного мелом на доске, не имеет сравнения с ясным, ярким, четким и цветным изображением на экране проектора; — повышается уровень использования наглядности на уроке;
  • — повышается производительность предмета и самого урока;
  • — легче устанавливаются межпредметные связи в учебе;
  • — учитель составляющий, или использующий технические средства обучения, обязан обращать большое внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
  • Интерактивный метод обучения включает несколько задач:
  • — формирует информативные умения и навыки, формирует установлению эмоционального восприятия между детьми;
  • — создает информационную деятельность, так как снабжает учащихся необходимой информацией, без которой не совместить общую деятельность;
  • — создает общие образовательные умения и навыки;
  • — содержит воспитательную функцию, потом что приучает работать сообща, опираться на чужое мнение.16 Таким образом, применение интерактивного обучения дает ребенку:
  • — развивать личностные качества;
  • — осмысливать вовлеченность в общую работу;
  • — формировать активную точку зрения в учебной деятельности;
  • — развивать умение общаться;
  • — принимать нормы и правила морали и нравственности общей деятельности;
  • — увеличивать познавательную активность.
  • Обществу (классу, группе):
  • — создавать дружную групповую общность;
  • — увеличивается интерес в познании нового;
  • — развивать умение анализировать в процессе групповой рефлексии;
  • Для учителя:
  • — возможность нестандартно провести образовательный процесс;
  • — создание мотивационной поддержки к объективных взаимодействиях в различных социальных ситуациях.17
  • Список использованных источников и литературы:

Амонашвили Ш.А. Единство целей. М., 2002. 235 с.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение. 2015. 176 с.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе. М.: Просвещение. 2006. 414 с.

Беркалиев, Т.Н. Инновации и качество школьного образования. М. 2007. 184 с.

Борытко М.Н. Теория обучения: учебник для студентов пед.вузов. Волгоград. 2016. 264 с.

Буланова-Топоркова Н.А., Духанева С.В. Педагогические технологии. М. 2014. 218 с.

Буряк В.Н. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Педагогика. 2007. №8. С.71-74.

Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся // Специалист. 2008. №2. С.31-33.

Зимняя И.Е. Педагогическая психология. М. 2015. 216 с.

Коджаспиров А. Педагогический словарь. М.: Наука. 2011. 342 с.

1 Немов Р.С. Психология. М., 2014, С. 21.

2 Зимняя И.Е. Педагогическая психология. М., 2015, С.43.

3 Леонтьев А.М. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005, С.67.

4 Буряк В.Н. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Педагогика. 2007, №8, С.71.

5 Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся // Специалист. 2008, №2, С.31.

6 Коджаспиров А. Педагогический словарь. М., 2011, С.231.

7 Леонтьев А.М. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005, С.67.

8 Амонашвили Ш.А. Единство целей. М., 2002, С.157.

9 Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. М., 2009, С.41.

10 Борытко М.Н. Теория обучения: учебник для студентов пед.вузов. Волгоград, 2016, С 31.

11 Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. М. 2012, С.143.

12 Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М. 2013, С.112.

13 Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. — М. 2014, С.64.

14 Гребенюк О.О. Общая педагогика, Калининград, 2016. С.112.

15 Борытко М.Н. Теория обучения: учебник для студентов пед.вузов. Волгоград, 2016, С 42.

16 Буланова-Топоркова Н.А., Духанева С.В. Педагогические технологии. М., 2014. С.118.

17 Борытко М.Н. Теория обучения: учебник для студентов пед.вузов. Волгоград, 2016, С 45.

Источник: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022145

Лекция № 74. формы организации познавательной деятельности на уроке

Лекция № 74. формы организации познавательной деятельности на уроке

  • Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Выделяют три формы организации:
  • 1) индивидуальная работа;
  • 2) фронтальная работа;
  • 3) групповая форма работы.
  • Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки. Это может быть следующее:
  • 1) работа по карточкам;
  • 2) работа с картой;
  • 3) работа у доски;
  • 4) заполнение таблиц;
  • 5) написание рефератов, докладов;

6) работа с учебниками и т. д.

  1. Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока, например, ее целесообразно использовать:
  2. 1) для закрепления полученных знаний;
  3. 2) для обобщения и повторения пройденного материала;

3) при самостоятельном изучении нового материала и т. д.

  • Однако у индивидуальной работы есть серьезный недостаток: способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания одноклассникам.
  • Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом. Это может быть следующее:
  • 1) беседа;
  • 2) обсуждение;
  • 3) сравнение;

4) диктант и т. д.

  1. Данная форма работы позволяет:
  2. 1) установить доверительные отношения с классом, так как ученик участвует в работе класса учащихся посредством своего рассказа, объяснения или беседы;
  3. 2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.

Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д.

У данной формы учебной работы есть и ряд недостатков. Она не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.

  • Групповая форма работы в классе предусматривает следующее:
  • 1) деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;
  • 2) количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);

3) при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.

  1. В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Групповая форма имеет и свои недостатки:
  2. 1) учитель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение;
  3. 2) существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.

Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется.

Только сочетание этих форм – групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные результаты.

Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/2832

Основные виды деятельности учащихся

Структура рабочей программы содержит раздел «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся» (п. 6).

Основные виды деятельности учащихся, описанные Беликовым В.А. в главе 5 «Основные виды и уровни организации учебно-познавательной деятельности учащихся» монографии «Образование. Деятельность. Личность.» (Издательство «Академия Естествознания», 2010) помогут в написании данного раздела.

Приведённый перечень не является окончательным – он только ориентир в помощь учителю, который может быть полезен при написании рабочей программы по предмету.

«… При изучении материала по предметам для использования на учебных занятиях, во внеурочное время, при выполнении домашних заданий могут быть рекомендованы следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.
  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  3. Самостоятельная работа с учебником.
  4. Работа с научно-популярной литературой.
  5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  6. Написание рефератов и докладов.
  7. Вывод и доказательство формул.
  8. Анализ формул.
  9. Программирование.
  10. Решение текстовых количественных и качественных задач.
  11. Выполнение заданий по разграничению понятий.
  12. Систематизация учебного материала.
  13. Редактирование программ.

II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  1. Наблюдение за демонстрациями учителя.
  2. Просмотр учебных фильмов.
  3. Анализ графиков, таблиц, схем.
  4. Объяснение наблюдаемых явлений.
  5. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
  6. Анализ проблемных ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной) основой:

  1. Работа с кинематическими схемами.
  2. Решение экспериментальных задач.
  3. Работа с раздаточным материалом.
  4. Сбор и классификация коллекционного материала.
  5. Сборка электрических цепей.
  6. Измерение величин.
  7. Постановка опытов для демонстрации классу.
  8. Постановка фронтальных опытов.
  9. Выполнение фронтальных лабораторных работ.
  10. Выполнение работ практикума.
  11. Сборка приборов из готовых деталей и конструкций.
  12. Выявление и устранение неисправностей в приборах.
  13. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов.
  14. Разработка новых вариантов опыта.
  15. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
  16. Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
  17. Проведение исследовательского эксперимента.
  18. Моделирование и конструирование.

Здесь перечень лишь тех видов учебно-познавательной деятельности учащихся, которые встречаются в образовательной практике и рекомендуются методистами. Этим списком многообразие видов учебно-познавательной деятельности не исчерпывается. Задача учителя, преподавателя – искать и находить новые, более эффективные виды деятельности учащихся на учебных занятиях.

Нужно отметить, что разделение всех приведённых в списке видов учебно-познавательной деятельности на три группы в достаточной степени условно. В основе этого разделения лежит признак – источник получения знаний, формирования умений и навыков.

В первой группе таким основным источником является слово, знак; во второй группе – образ, зрительное ощущение; в третьей группе – практическое действие.

Иными словами, можно условно определить виды деятельности первой группы как работу с текстом; виды деятельности второй группы – наблюдение за различными объектами; виды деятельности третьей группы – выполнение различных практических работ…»

Источник: http://www.rae.ru/monographs/76

Ответственный за информацию:

Черницына  Л. Ю., методист ГМЦ ДОгМ

Источник: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/informatika-ikt/fgos/osnovnye-vidy-deyatelnosti-uchashchikhsya.html

Технология организации учебно-познавательной деятельности

Учебно-познавательная деятельностьэто специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством.

Ее предметный результат — научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.

Воспитательно-развивающий результат — интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности.

Содержание учебно-познавательной деятельности — опыт, накопленный предшествующими поколениями, а место преимущественного осуществления — школа, класс. Основная организационная форма, в которой протекает организованное учение — урок.

Атрибутика учебно-познавательной деятельности предполагает наличие учебников, учебно-наглядных пособий, технических и других средств, помогающих освоению содержания образования.

Специфика учебно-познавательной деятельности: должен быть обязательный предметный результат в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Она требует научения знаниям, умениям и мышлению.

В то же время учение теснейшим образом связано со всеми другими видами деятельности, органично вбирая их в себя. Поэтому учение — важнейшее средство воспитания, целостного формирования личности.

На определенных этапах возрастного развития оно является ведущим видом деятельности.

  • Успешность организации учебно-познавательной деятельности определяется:
  • — целостностью или, напротив, разрозненностью представлений педагога о своем предмете, его целях, системе знаний, навыков и отношений, которые с помощью предмета можно сформировать у учащихся;
  • — видением педагога возможностей своего предмета;
  • — осознанием учащимися цели предмета и места того или иного урока в нем;

— технологией обучения учеников решению задач разных типов. Важным является формирование умения находить подход к решению любой задачи. Здесь основное время используется не на само решение задач, а на обучение способам их решения.

Технология организации усвоения урочной темы. Технология организации усвоения урочной темы обусловлена структурой процесса усвоения знаний: восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение. Эти этапы не могут уложиться во временные рамки одного урока.

Для того чтобы произошло усвоение урочной темы, необходимо такое учебное время, которое начинается в середине одного урока (с момента начала изучения) и заканчивается в середине второго. Такая технология усвоения урочной темы подтвердила свою эффективность в опыте педагога-новатора С.Д.

Шевченко.

Этапы технологии организации усвоения урочной темы:

• изучение нового материала (восприятие, осмысление 20-25 мин): ознакомление учащихся с содержанием темы; осуществление операций, направленных на выработку умений и формирование (на этой основе) навыков; осуществление операций, связанных с формированием мировоззренческих и нравственных убеждений;

  1. • закрепление (первичное повторение, закрепление 5 мин): первичное повторение содержания материала; организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые требовали бы увязки нового учебного материала с ранее усвоенными знаниями; проверка понимания учащимися нового учебного материала и установление уровня усвоения;
  2. • домашняя работа (15-20 мин): вторичное повторение учебного материала урочной темы — повторение и осмысление учебного материала урочной темы и всего курса с учетом новых знаний и умений, которые были получены учащимися в результате изучения урочной темы; дальнейшее осмысление новой информации, приобретенной в результате изучения урочной темы;
  3. • проговор содержания урочной темы вслух (5-6 мин): актуализация знаний и умений через словесное повторение; формирование навыка устных высказываний; еще одно повторение знаний, которые приобретаются в результате изучения урочной темы;
  4. • фронтальное повторение (фронтальная поверка 12-15 мин): актуализация знаний и умений, выделение главного в пределах урочной темы; организация тематического повторения (выделение главного, обобщение учебного материала, установление закономерностей); организация итогового повторения (в пределах всех учебных тем, которые уже пройдены).
  5. В технологическом планеурок есть элементарное звено процесса обучения, это значит, что большой процесс обучения складывается из отдельных звеньев — уроков, каждый из которых связан со всеми предыдущими в единую цепь.
  6. Технологические требования к уроку сводятся к следующему:
  7. — целенаправленность урока;
  8. — обеспечение урока (материальное, методическое);
  9. — психологический режим урока — эмоционально-положительный;
  10. — темп и ритм урока — оптимальный;
  11. — последовательность и преемственность учебных операций;
  12. — завершенность учебных операций;
  13. — экономия времени на уроке;
  14. — непрерывный контроль и самоконтроль;
  15. — восстановление делового равновесия при его нарушении;
  16. — закрепление знаний и умений.
Читайте также:  Ограниченность классического определения вероятности, статистическая вероятность и геометрические вероятности - справочник студента

Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 950;

Источник: https://studopedia.net/6_50084_tehnologiya-organizatsii-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti.html

Приемы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики

  • Приемы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики (Слайд 1)
  • Учитель математики-информатики
  • ГУО «СШ № 2 г. Островца»
  • Максимова Марина Анатольевна
  • Основная задача обучения математике в школе — прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.

«Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков» Дьёрдь Пойа (Слайд 2). Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность.

От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу. Остановлюсь на некоторых приемах и формах, которые способствуют успешному усвоению учебного материала, развитию познавательной активности школьников.

Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, прежде всего, оцениваю их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.

1.

Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с учебником (Слайд 3), являющимся одним из важнейших источников информации и знаний для учащихся.

Это эффективное средство закрепления материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления.

Но работа с учебником на уроках носит эпизодический характер, а хорошо бы обратить внимание на работу по овладению учениками навыков понимания прочитанного, так как: «Читать — это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чём главное дело» (К. Ушинский) (Слайд 4).

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания начинаю с 5 – го класса, так, как ученики начальной школы не имеют привычки работать с материалом учебника, а уже в 5 классе учебник содержит много теоретического материала, над которым нужно работать, возбудить желание читать.

Использую на уроке (если есть время) и дома следующие задания:

  • найти в тексте то, о чём не говорилось на уроке;
  • прошу объяснить значение тех или иных слов;
  • сколько раз в тексте встречается слово (например, дробь, сложение), всегда ли в одном и том же значении, что еще оно может обозначать;
  • найти определение некоторых терминов, правил;
  • конкурс на самое точное и краткое определение.

Все эти приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, приучают их к осмыслению логики усваиваемого материала и служат одним из средств стимулирования учебной работы.

  1. Еще одним из таких приемов является проведение нетрадиционных уроков – это уроки-сказки, уроки-путешествия, диспуты, соревнования, турниры, интегрированные уроки (Слайд 5).

    Уроки такого характера формируют положительные мотивацию и отношение школьников к учебной деятельности, развивают их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов, потребность в самообразовании, а также стимулирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся, повышают эффективность обучения.

    Например, интегрированные уроки «Алгоритм вычисления производной сложной функции», 10 класс (алгебра + информатика), «Десятичные дроби и действия над ними», 5 класс (математика + экология) и т.д.

3. На развитие познавательной активности и творческого мышления решающее значение оказывает рассмотрение различных способов решения задач (Слайд 6), ознакомление с различными методами, существующими в математических исследованиях, и закрепление их в практической деятельности.

Задачи делятся на алгоритмические, полуалгоритмические, эвристические. Роль алгоритмических задач в обучении математике очень важна. Решение задач этого типа легко и быстро приводят к желаемому результату, незнание же алгоритмов ведет к многочисленным ошибкам, потере времени и неуверенности в себе.

К полуалгоритмическим задачам относятся задачи, методы решения, которых имеют обобщенный характер и не могут быть полностью сведены к одному из известных алгоритмов. В эвристических задачах необходимо выявить некоторые скрытые связи между элементами условий и требований.

Это задачи олимпиадного характера.

В классе всегда найдется ученик, который мыслит отлично от остальных, нестандартно. После решения некоторых задач можно попросить решить ее по-другому. Например, решение задач на нахождение дроби от числа или числа по его дроби в 6 классе, задачи по геометрии и т.д.

4. Среди различных способов активизации познавательной деятельности одним из эффективных средств являются дидактические игры (Слайд 7). Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования.

Она не только позволяет проверить умения учащихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, развивает у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовать работу по ее решению, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи.

Включение в урок элементов дидактических игр и игровых моментов, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся.

Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

5. Еще одним средством активизации познавательной деятельности являются творческие задания (Слайд 8). На уроках и для домашних заданий я часто использую творческие задания такого характера, как:

  • Подготовка коротких докладов к урокам (например, о жизни и деятельности выдающихся математиков). Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний. Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение на уроках математики. Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Здесь уместным будут слова Ж.А. Пуанкаре «…Всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета…»
  • Составление задач по определенной теме, с иллюстрациями. (Некоторые из них можно решать на уроке, так как учащиеся не любят решать задачи, но всегда с удовольствием и интересом решают задачи собственного сочинения). При составлении задач вырабатывается навык творческой работы, давая возможность внести свой вклад в поиск рационального условия задачи, вы не только побуждаете их работать упорнее, но развиваете желательный склад ума.
  • Составление ребусов, кроссвордов на определенную тему, которые могут быть использованы при устном счете или для «угадывания» темы урока.

6. Использование практической направленности и межпредметных связей (Слайд 9) на уроках математики является еще одним приемом активизации познавательной деятельности.

В программе по математике указано, что математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время всё шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, всё более внедряется в традиционно далёкие от неё области.

Поэтому считаю важным вопрос осуществления межпредметных связей, что способствует повышению познавательного интереса.

Известно, что прочность и практическая значимость приобретённых знаний во многом зависит от того, насколько они применяются не только в той области, где эти знания приобретены, но и в других ситуациях.

Психологами давно доказано, что взаимосвязанное, логическое изучение учебных предметов наиболее благоприятно для лучшего усвоения учебного материала, повышения интереса учащихся к изучаемым предметам, для развития их мыслительных способностей.

На своих уроках я стараюсь показать, что знания математики необходимы во всех областях, а также знания других предметов можно использовать в математике.

Например: 1. «На земном шаре обитают птицы — безошибочные составители прогноза погоды на лето. Если вы правильно решите примеры, записанные на доске, то вы узнаете одну из них». Замените частные буквами, и вы узнаете такую птицу.

(Фламинго из песка строят гнёзда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым.

Если лето ожидается дождливым, то гнёзда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливое, то более низкими).

2. Или решив пример, вы получите массу черепахи-гиганта, живущей на островах Тихого океана. Она такой величины, что дети могут кататься, сидя на ее панцире.

(Самая крупная в мире черепаха весит 600 кг. Она называется дермохелис. Из ее панциря изготавливают украшения, а мясо и яйца идут в пищу).

3. Решая примеры и располагая ответы примеров в порядке возрастания, вы получите название города, единственного в своем роде, другого такого нет на свете. Он стоит в море, на 118 островах, расположенных в 4 км от суши. В этом городе нет автобусов, троллейбусов, а средством передвижения являются речные трамваи – катера и гондолы (Венеция).

4. Решив пример, вы узнаете, в каком году Петр I завез в Россию картофель.

Использование на своих уроках информации по другим предметам позволяет мне осуществлять межпредметные связи, воспитывать у учащихся любознательность, стремление познавать новое, расширить их кругозор. Поэтому подобные фрагменты я включаю во многие уроки.

В 6 классе начинается курс географии, и я применяю знания учащихся из этой науки на своих уроках в темах: «Масштаб», «Графики». Так, при изучении темы «Масштаб» мы работаем по географической карте России, выполняя практическую работу: «Определить расстояние от Благовещенска до Москвы на местности, измерив его на карте». Интерес учащихся на таких уроках высокий.

7. Следующим приемом является выполнение нестандартных заданий по математике (Слайд 10).

Известному французскому ученому Паскалю принадлежат слова: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным» (Слайд 11).

Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.

Эффективным и занимательным приемом является математический софизм. Софизм — это доказательство заведомо ложного утверждения.

Ученикам 7-8-х классов уже можно привести софизм об Ахиллесе и черепахе, или доказательство утверждения 1=2 и т. д. Сколько восторгов, мнений, споров, а главное — неподдельного интереса. Мои ученики с интересом выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки в решении.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

(Слайд 12)

Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, тем более что их реализация происходит как раз в той или иной форме деятельности.

В философском смысле понятие «форма» понимается как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определённым содержанием».

Любой урок осуществляется путём функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.

Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно­познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом — временным и пространственным» (Слайд 13).

1. Индивидуально-обособленная форма. (Слайд 14)Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников.

Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися.

Индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач по физике, химии, математике, самостоятельного выполнения письменных упражнений по русскому языку, иностранным языкам.

2. Фронтальная форма познавательной деятельности. (Слайд 15) Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

Педагогическая эффективность фронтальной формы познавательной деятельности во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу каждого из них, поддерживать внимание и рабочую дисциплину.

3.

Групповая форма организации познавательной деятельности(Слайд 16) это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

4. Коллективная форма познавательной деятельности учащихся. (Слайд 17)

До недавнего прошлого — это наименее разработанная в дидактике форма организации познавательной деятельности. Признаки,

характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:

  • Наличие у всех участников общей цели.
  • Между её участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.
  • Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Коллектив — это группа людей, сотрудничающих друг с другом.
  • Участники работы привлекаются к учёту и контролю за её выполнением.
  • Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость.
  • Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.
  • Всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого ученика.

5. Работа в парах. (Слайд 18)Здесь общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути.

Каждый оказывается в равных условиях. Каждый становится достаточно компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности.

Каждый ученик здесь непременно является то учеником, то учителем.

В заключении хочу отметить, что медики предлагают гипотезу, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять ум свежим, а человека работоспособным, энергичным. (Слайд 19)И моя задача, как учителя — убедить в этом учеников.

 «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием». Для учителя математики радость заниматься математикой, но ещё большая радость, если удаётся воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом ее учит.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/priiemy_i_formy_orghanizatsii_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchi

Ссылка на основную публикацию