Общая характеристика способностей человека — справочник студента

Отечественная теория способностей создавалась трудами многих выдающихся психологов – Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Тепловым, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.

Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака, которые лежат в основе многих работ:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  2. они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо Деятельности или многим Деятельностям;
  3. способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

Способность – это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки.

Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки – это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка.

На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности.

На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с Деятельностью. Способности всегда развиваются в Деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека. Виды Деятельности, в которых формируются способности всегда конкретны и историчны.

Одним из основных принципов отечественной психологии является личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов.

I. Проблема способностей возникает при рассмотрении Личности как субъекта Деятельности. Большой вклад в понимание единства способностей и качеств Личности сделан Ананьевым, который рассматривал способность как интеграцию свойств субъективного уровня (свойств человека как субъекта Деятельности). В его теории структура свойств человека имеет 3 уровня:

  1. Индивидуальный (природный). Это половые, конституциональные и нейродинамические особенности, их высшими проявлениями являются задатки.
  2. Субъективные свойства характеризуют человека как субъекта труда, общения и познаний и включают особенности внимания, памяти, восприятия и прочее. Интеграцией этих свойств выступают способности.
  3. Личностные свойства характеризуют человека как социальное существо и связаны прежде всего с социальными ролями, социальным статусом и структурой ценностей. Высший уровень в иерархии личностных свойств представлен характером и склонностями человека.

Уникальное сочетание всех свойств человека образует индивидуальность, в которой центральную роль играют личностные свойства, преобразующие и организующие индивидуальные и субъектные свойства.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Соответствие культуры принятой стратегии - справочник студента

Оценим за полчаса!

II. Чаще всего рассматривается взаимоотношение направленности Личности и ее способностей. Интересы, склонности, потребности человека побуждают его к активной Деятельности, в которой формируются и развиваются способности. Успешное выполнение Деятельности, связанное с развитыми способностями благоприятно отражается на формировании положительной мотивации к Деятельности.

III. Велико влияние характерологических черт Личности на формирование способностей.

Целеустремление, трудолюбие, упорство необходимы для того, чтобы добиться успехов в решении поставленных задач, а следовательно и развитии способностей.

Недостаток волевых черт характера может помешать развитию и проявлению намеченных способностей. Исследователи отмечают характерологические черты, свойственные одаренным людям – инициативность, креативность, высокая самооценка.

Сходные представления о способностях высказывают и зарубежные психологи. Они связывают их с достижениями в различных видах Деятельности, рассматривают как основу достижений, но не связывают способности и достижения как тождественные характеристики.

Способности – это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в Деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.

  • Общие способности – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.
  • Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности.
  • Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.
  • Теплов связывал общие способности с общими моментами в разных видах Деятельности, а специальные – с особыми специфическими моментами.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/497-2008-10-15-15-03-57.html

75. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, трактуется неоднозначно.

  • В настоящее время все существующие подходы к исследованию способностей можно свести к трем основным типам.
  • В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний.
  • С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
  • Третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет или обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый Б.М. Теплов. Он выделил три основных признака понятия «способность».

  1. Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
  2. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятель-ностей.
  3. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Читайте также:  Методы исследования в педагогике - справочник студента

Несмотря на то что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, в то же время это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями.

Во-первых, от способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков.

Во-вторых, приобретение этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, можно поддерживать и развивать у себя соответствующие способности.

Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/30254

Способности человека список, виды способностей, навыки и умения человека, развитие способностей и уровня личности

Качества личности — комбинация различных психических свойств. С их помощью человек ведет активную деятельность в социуме. Чтобы понять какими именно качествами обладает человек, нужно посмотреть на его действия и слова. 

Многие качества присуще людям с детства: проявление агрессии, доброжелательность или целеустремленность. Генетически нам передаются множество разных свойств. Но не только по генетике они передаются. Дети учатся у взрослых как себя вести, они смотрят на них и копируют поведение взрослого человека. 

В осознанном возрасте человек может сам выбирать каким он хочет быть. У каждого есть недостатки. Разница в том, что кто-то над ними работает, а кто-то нет. 

Бывают физические качества человека, которые определяются природными данными и выносливостью, а другие качества относят к нраву и чертам характера. И те, и те формируются в течении жизни человека и их можно менять. 

Также качества бывают: положительные и негативные, профессиональные, волевые, деловые, моральные и нравственные. Подробнее о качествах можно увидеть в этой статье. 

Мы предлагаем множество различных статьей на тему «качества человека». Поможем вам разобраться в них: как они проявляются в повседневной жизни, как развить эти качества или как от них избавиться. 

Навык — намеренное действие, возникшее путем долгой и упорной практики, которое впоследствии станет автоматизмом, и будет облегчать некоторые моменты в жизни. Существует много различных навыков, которые могут пригодиться как в бытовых ситуациях, так и в профессиональных. В профессиональных ситуациях навыки помогают работу делать быстро и четко.

Навыка совершается с помощью волевого компонента. Бывает, что его путаются с привычкой, но это не так: навыком пользуются только в подходящие случаи и он появляется у человека намеренно. 

Навык просто так появится не сможет. Для этого необходимо для начала иметь желание. Потом нужны знания, для того чтобы узнать как и что делать, и умения, чтобы понимать как делать. А потом просто по проверенной схеме набирается опыт. 

Навыки делятся на несколько групп: перцептивные, двигательные, мыслительные и коммуникативные. Про них подробнее вы можете посмотреть здесь. 

Вы можете прочитать про разные навыки, которые нужны именно вам. Возможно, вы ищите навыки для творчества или для учебы. У нас представлен целый список навыков, которые поделены на различные группы. Таким образом, поиск нужного навыка будет гораздо легче. 

Источник: http://sposobnosti.info/

Общая характеристика способностей человека

  • Московский автомобильно-дорожный государственный
  • Технический университет (МАДИ)
  • Кафедра социологии и управления
  • РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ
  • на тему: «одаренность талант гениальность и психология способностей »
  • Выполнила: студентки 1 бЭМТ

Рассолова В.В.,Карих К.Г

Проверил: ст. преподаватель

Дворянинова И.С.

Москва

Введение

В наше время, в период научно-технического прогресса современным детям приходится многое вмещать в свою память. Кроме этого, родители хотят видеть своё чадо всесторонне развитым и стараются записать одновременно в несколько кружков или секций.

Иногда их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Порой это становится причиной эмоциональных срывов и подавленности. А в школе – учебная нагрузка.

Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

Мы выбрали эту тему не случайно . Проблема выявления способностей, одарённости и таланта постоянно ставится жизнью перед человеком. Даже в относительно одинаковых условиях жизни и деятельности психические свойства людей неодинаковы и развиваются в разной степени. Поэтому, на наш взгляд, проблема выявления способностей, одаренности и талантаактуальна и в наше время.

  1. В разные периоды человечества, в зависимости от представлений о природе людей, к способностям и одаренности относились по-разному.
  2. Цель нашей работы – изучить особенности и условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как одаренность, талант, гениальность.
  3. Цель реализуется следующими задачами:
  4. — дать общую характеристику способностей человека, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста;
  5. -изучить общее понятие одаренности, особенности детской одаренности и ее виды, влияние социальной среды на одаренность;
  6. — изучить теоретико-психологические основы таланта;
  7. — раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными;
  8. — дать общие рекомендации для работы с одаренными, талантливыми детьми, гениями.
  9. Глава I
  10. Способности.
  11. Общая характеристика способностей человека

Понятие способности используется в быту для объяснения случаев, когда разные люди в одинаковых условиях добиваются разных успехов (особенно если эти успехи очень сильно разнятся между собой).

В этой связи можно сразу указать на тот феномен, что люди вообще-то очень часто склонны выдавать своё «не хочу» за «не могу». Под этим «не хочу» может скрываться безволие, лень, низкая мотивация иные личностные особенности.

И за этим «не могу» (низкими способностями) во многих случаях скрывается психологическая защита. Размытость бытового понимания феномена способностей оказало влияние и на теоретическую психологию.

Слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности — качественная и эффективная деятельность, низкие способности — некачественная и неэффективная деятельность.

Б. М.

Теплов выделил три основных признака понятия «способность»: — индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого (если какое-то качество не уникально, как у всех, это не способность), — индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей, — способности могут существовать без ЗУНов.

Классический пример: знаменитый художник В. И. Суриков, не смог поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него ещё не было сформировано. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию

Преподаватели часто ошибаются и не могут отличить отсутствие ЗУНов от отсутствия способностей.

Не менее распространена обратная ошибка: развитые ЗУНы воспринимаются как развитые способности (хотя молодой человек может быть просто «натаскан» своими родителями и предыдущими педагогами).

Тем не менее, в современной психологии и педагогике сложилось представление о том, что ЗУНы и способности тесно связаны. А именно: в овладении ЗУНами способности не только раскрываются, но и развиваются. Как считал Б. М.

Теплов, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, со временем утрачиваются. Примеры областей человеческой деятельности, в которых развиваются способности: — наука, — музыка, — техническое творчество, — художественное творчество, — литература, — математика,

— спорт.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s43569t3.html

Психологическая характеристика способностей человека

Введение

Методы это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования. Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией.

Все сказанное относится и к психологии.

Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования.

Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Человек это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому не случайно одной из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода.

В процессе развития знаний в области психологии, ее вычленения в отдельную науку, разветвлению психологии на различные области изучения у нее, как и у других научных дисциплин определилась и своя методологическая база, т.е. такая совокупность применяемых в науке методов, с помощью которых исследователи могут наиболее эффективно исследовать все психические процессы, происходящие в мозгу человека, в том числе и подростка.

Предметом исследования курсовой работы являются методы исследования возрастной психологии.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, рассмотреть проблему методологии изучения способностей, определить основные методы ее исследования и особенности их применения относительно разных возрастных групп.

Объектом анализа настоящей работы являются теоретическая база, разработанная ведущими учеными-психологами, социологами в области современной возрастной и педагогической психологии.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести метод моделирования и прогнозирования, различные способы психологического анализа социальных явлений.

  • 1. Понятие о способностях
  • 1.1 Понятие и сущность способностей человека
  • Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Конкретное психологическое содержание понятия «способности» до сих пор остается дискуссионным. Предельно широко способности понимались в так называемой психологии способностей, разрабатывавшейся Христианом Вольфом. В русле его концепции говорилось о способности мыслить, воспринимать и т. д. В результате само понятие «способности» утратило конкретный психологический смысл.

Читайте также:  Специфика эмоций и чувств у людей - справочник студента

После попыток Декарта, Локка и других философов раскрыть природу мышления подобное употребление термина стало совершенно неприемлемым, а Локк даже создал концепцию так называемой «чистой доски» (tabula rasa), по существу отрицавшей само понятие о потенциальных возможностях психики. Любые достижения были объявлены им исключительно результатом научения, как тексты, написанные мелом на чистой доске.

Новый, практически важный аспект проблемы способностей открыл Ф.Гальтон, положивший начало измерениям психофизиологических различий людей. Смело для своего времени, но наивно с наших современных позиций он пытался оценить интеллект человека (т. е. умственные способности) путем измерения простых сенсорных порогов.

Термин «способность» употребляют в житейском обиходе очень широко; в психологической литературе им немало злоупотребляли. Так называемая психология способностей сильно дискредитировала это понятие.

Наподобие мольеровского ученого врача, который «объяснял» усыпляющее действие опиума тем, что опиум имеет «способность» усыплять, эта психология объясняла любое психическое явление тем, что приписывала человеку соответствующую «способность».

Способности, таким образом, в ученом арсенале этой психологии служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей.

«Функции» тоже нередко трактовались как такие способности; это в свою очередь означало, что способности трактовались как органические функции и в связи с этим рассматривались как некие первичные, природные, преимущественно врожденные особенности. Ввиду этого, прежде чем вводить понятие «способности» в систему психологической науки, необходимо точнее очертить его истинное содержание.

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIIIXIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

Существуют и другие определения способностей человека. Согласно утверждениям профессора А.В.Петровского: «способности это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся».

Способности это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые дают возможность человеку успешно приобретать опыт и продуктивно выполнять какую-либо деятельность. Так в свих трудах утверждает еще один специалист в области отечественной психологии СорокунП.А.

В любом случае, всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности.

Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека.

Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе подхода, согласно которому, способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый Б.М.Теплов.

  1. Он выделил следующие три основных признака понятия «способность».
  2. Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
  3. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
  4. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Так понимаемые способности это умения второго порядка, умения приобретать умения. Как в механике, где ускорение определяет не темп продвижения (он задан скоростью), а его изменение, т. е. вторую производную пути по времени. Способности в процессе учения и научения формируются стихийно, параллельно с прочими умениями и навыками.

Способности складываются в некую форму активности и определяют ее успешность. Один вид деятельности человек выполняет хорошо, демонстрируя соответствующие качества, а к другому у него может не быть способностей.

К сожалению, в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике. Классическим примером такого рода может служить неу

Источник: https://www.studsell.com/view/137303/

Развитие организаторских способностей студентов высших учебных заведений

Расцвет культуры, экономики, рост благосостояния любого государства неразрывно связана с развитием образования и науки. В современных условиях высшее образование является одним из важных социальных институтов общества и выполняет экономическую, социальную и культурную функцию.

Для качественной реализации указанных функций в высших учебных заведениях необходимо создать педагогические условия, способствующие формированию у обучаемых самостоятельности, инициативности, работоспособности, целеустремленности для реализации в будущем себя как организатора учебно-воспитательного процесса на основе гуманистических принципов, как специалиста, как тонкого психолога, понимающего личность в целом.

Одной из важных задач ученых, педагогов, психологов, социологов, методистов, просветительных работников является выработка условий, мер и механизмов формирования всесторонне развитого поколения.

Одним из действенных факторов и механизмов реализации данной задачи является Национальная программа по подготовке кадров, которая направлена на воспитание новой формации граждан республики, формирование «духовно-богатой и нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающейся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценности».

Формирование и развитие организаторских способностей способствует развитию самостоятельности и самоуправления, повышает эффективность воспитательного воздействия и расширяет возможности каждого обучаемого в будущем активно участвовать в организации хозяйственного и культурного строительства. Эффективность подготовки будущих воспитателей к их профессиональной деятельности во многом зависит от степени разработанности психолого-педагогических основ процесса формирования и развития организаторских способностей в период их обучения в высшем учебном заведении.

Формирование личности, адекватной приоритетам демократического общества, происходит под влиянием двух факторов — непосредственно социальной практики и целенаправленного воспитания и образования.

Каждый человек становится личностью, лишь пройдя через систему образования, социального воспитания и развития, профессионального становления. Важнейшими показателями эффективности социализации человека является его осознанное участие в общественных процессах и влияние на их ход развития.

Организаторские способности — это одна из форм проявления социальной характеристики личности, общественной её активности.

Поэтому необходимо подготовить студентов высших учебных заведений к организаторской деятельности, т. к. они являются организаторами учебно-воспитательного процесса и воспитателями всесторонне развитого поколения.

Основы организаторских качеств закладываются в дошкольные годы, когда ребёнок учится овладевать различными видами деятельности (игровой, учебной, художественно-речевой и др.). Следовательно, воспитатель. Работающий с детьми и родителями, должен обладать общими и специфическими организаторскими способностями и качествами.

Первые включают практичность и глубину ума, активность и инициативность, настойчивость в достижении поставленных целей и самообладания в сложных ситуациях, организованность, наблюдательность, общительность.

Что касается вторых — специфических способностей, то особо значимыми для организационной деятельности личностными качествами являются такие, как: организаторское чутье, которое проявляется в интуиции; практический ум как находчивость при распределении заданий среди детей с учетом их индивидуальных психических и физических возможностей; психологический такт — чуткость, внимательность к детям, простота и естественность в обращении, справедливость и объективность.

Склонность к организаторской деятельности — избирательная направленность индивида на работу организатора, потребность заниматься ею. Она проявляется в виде задатков в стремлении человека брать на себя ответственность, не бояться риска, следовать сказанному слову и выполнять данные обещания, быть справедливым и доброжелательным к детям, коллегам, родителям и др.

Не менее существенными для развития личности, развития у подрастающего поколения организаторских способностей является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности.

Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду.

В первом случае будет формироваться коллективист, во втором — индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу — постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение.

Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.

Вышеизложенное свидетельствует, что формирование и развитие у подрастающего поколения организаторских способностей является не только психолого-педагогической проблемой, но и приобрело социальную значимость.

Формирование организаторских качеств в период ранней юности способствует развитию самостоятельности и самоуправления, повышает эффективность воспитательного воздействия и расширяет возможности каждого обучаемого в будущем активно участвовать в организации хозяйственного и культурного строительства. Эффективность подготовки будущих воспитателей к их профессиональной деятельности во многом зависит от степени разработанности психолого-педагогических основ процесса формирования у личности организаторских качеств в период их обучения в высшем учебном заведении.

Формирование и развитие организаторских способностей у студентов высших учебных заведений предполагает решения следующих задач:

1.      Высшее образование как социальный институт выполняет экономическую, социальную и культурную функции. Для реализации указанных функций в высших учебных заведениях необходимо создание педагогических условий, т. е.

обстановки, в которой возможно формирование дисциплинированности, самостоятельности, инициативности, работоспособности, целеустремленности.

Данные качества необходимы каждому студенту для реализации себя как специалиста, так и личности в целом.

2.      Для создания педагогических условий формирования у студентов высших учебных заведений организаторских способностей необходимо знание педагогом психологических особенностей развития личности.

3.      На основе стратегии развития личностного потенциала обучаемого образовательный процесс следует осуществлять с использованием технологии концентрированного обучения, предусматривающего комплексность применяемых форм, методов обучения по формированию и развитию у учащихся самостоятельности, инициативности, работоспособности, целеустремленности, творческой активности.

4.      Идея совершенной личности испокон веков была заветной мечтой нашего народа, органичной частью его духовности.

Глубокое изучение и анализ произведений Фараби, Беруни, Ибн Сины, Наваи и многих других великих мыслителей Востока, в произведениях которых красной нитью проходит мысль о необходимости нравственного воспитания подрастающего поколения, уважения личности ребенка, изучении его интересов с учетом природных и возрастных особенностей. На этой основе формировать у студентов положительных и преодоление отрицательных черт характера. К положительным прежде всего относятся: дисциплина, принципиальность, целеустремленность, инициатива, предприимчивость, стойкость, умение преодолевать трудности. Среди отрицательных черт чаще всего приходится сталкиваться с эгоизмом, лживостью, грубостью, неуважением к старшим.

5.      Целенаправленно проводить работу по развитию организаторских качеств у студентов высших учебных заведений в процессе занятий и проведения различных мероприятий. Организовывать специальные тренинги, деловые игры с целью расширения знаний об организаторской деятельности будущих учителей.

  • Следовательно, для решения вышеуказанных задач, современному педагогу необходимо обладать высоким профессионализмом и профессиональной компетентностью, сущность которых составляют системное мировоззрение и модельное мышление, профессиональное творчество педагогической деятельности, информационная вооруженность, компетентность деятельности общения и саморазвития, конкретно-предметные знания.
  • Эти все требования отражаются в Национальной Программе Республики Узбекистан по подготовке кадров, которая направлена на воспитание новой формации граждан республики, формирование духовно-богатой и нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающейся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценности.
  • Литература:

1.                 Каримов И. А. Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. –Ташкент:Ўзбекистон, 2000. — С.94

2.                 Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент, 1997. — С.63

3.                 Закон об образовании Республики Узбекистан. Ташкент, 1997.

4.                 Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. М., 2006.

5.                 Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. -Т., 2005.

Источник: https://moluch.ru/archive/68/11652/

Ссылка на основную публикацию