Недостатки рынка — справочник студента

   2.1. Эффективность рынка.   2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния.   2.3. Справедливость и эффективность.   2.4. Общественный выбор. Теорема о невозможности.   2.5. Функции общественного благосостояния.

   В экономической теории общественного сектора необходимость государственного вмешательства в экономику обосновывается с позиций эффективности и справедливости, но главным образом – с позиций эффективности. Речь идет об экономической эффективности рыночной конкуренции. Там, где рыночная конкуренция дает сбои, т. е. не обеспечивает эффективного распределения и использования ресурсов, необходимо государственное вмешательство в экономику с целью более эффективного использования ограниченных ресурсов общества. Но прежде чем приступить к детальному анализу недостатков (сбоев) рынка, т. е. начать разговор о том, где государство должно вмешиваться в рыночную экономику, следует вспомнить из курса микроэкономики, как связаны между собой эффективность и конкуренция.   В современной рыночной экономике важнейшую роль играет частный сектор, в котором производится большая часть ВВП стран с развитой экономикой. Считается, что частный сектор, где господствует конкуренция, более эффективен, чем государственный сектор экономики.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

   В каком смысле конкурентная рыночная система является эффективной? Ответ на этот вопрос дают две фундаментальные теоремы экономической теории благосостояния, выступающие также важнейшими теоретическими предпосылками экономики общественного сектора.

   Благосостояние – это состояние благополучия или процветания, связанное с богатством, достатком.   Экономическая теория благосостояния (welfare economics) – направление современной экономической теории, которое исследует содержание индивидуального и общественного благосостояния, определяющие его факторы, влияние институциональных особенностей экономической системы на благосостояние общества.   Одной из важнейших проблем экономической теории благосостояния является вопрос о том, какие институты обеспечивают лучшее сочетание индивидуальных интересов и общественного блага. Рассматривается, главным образом, воздействие на общественное благосостояние таких институтов, как свободный рынок, рынок в сочетании с государственным регулированием, централизованное планирование. С возникновением этой теории связаны прежде всего имена итальянского экономиста Вильфредо Парето (1848–1923, Лозанская экономическая школа) и английского экономиста Артура Пигу (1877–1959, Кембриджская экономическая школа).   Прежде чем сформулировать фундаментальные теоремы экономической теории благосостояния, мы должны вспомнить, что такое общее конкурентное равновесие и условия, при которых экономика является эффективной. После этого понятия конкуренции и эффективности используются для формулировки фундаментальных теорем благосостояния.   Общее конкурентное равновесие существует тогда, когда субъекты рынка являются ценополучателями, а цены изменяются таким образом, что исчезают избыточные спрос и предложение, при этом рынки уравновешиваются.   Таким образом, поведение субъектов рынка в этом случае является конкурентным, т. е. потребители и производители цены принимают как данные. Цены, в свою очередь, изменяются в результате несовпадения спроса и предложения, вследствие этого исчезают избыточный спрос и избыточное предложение, на всех рынках устанавливается равновесие (markets clear). В условиях общего конкурентного равновесия потребители максимизируют свою полезность, а производители максимизируют получаемую прибыль. Общие условия максимизации полезности и максимизации прибыли, сформулированные в микроэкономической теории, выглядят следующим образом:   Условие максимизации полезности: потребители максимизируют свою полезность, когда предельные нормы замещения одного блага другим являются у них одинаковыми и равны соотношению цен этих благ.   Недостатки рынка - Справочник студента– условие максимизации полезности потребителя,   где X, Y – блага, приобретаемые индивидуумами А и В; MBSXY – предельная норма замещения блага Х благом Y; PX и PY– цены благ X и Y.   В теории потребительского поведения предельная норма замещения представляет собой количество товара Y, которое необходимо потребителю, чтобы компенсировать отказ от определенного количества товара Х; при этом потребитель имеет такой же уровень благосостояния, как и до замещения. Графически предельная норма замещения – это угол наклона кривой безразличия, который равен отношению предельных полезностей рассматриваемых благ, а также отношению цен этих благ.

   Условие максимизации прибыли (оптимального объема производства): производители максимизируют прибыль, когда предельные издержки производимых благ равны ценам этих благ.

   MCX = PX; MCY = PY – условие максимизации прибыли,   где MCX и MCY – предельные издержки производства благ X и Y.   Экономика является эффективной, если производится максимально возможный объем требуемых обществом благ при имеющихся ограниченных ресурсах. В современной экономической теории используется стандартное понятие эффективности экономики, называемое Парето-эффективностью или Парето-оптимальностью (эффективность по Парето или оптимальность по Парето).

   Оптимальность по Парето означает, что имеет место такое распределение ресурсов и готовой продукции, при котором отсутствует какой-либо вариант перераспределения, улучшающий, по крайней мере, положение одного индивида и не ухудшающий положения других.

   Для определения Парето-эффективности используется также понятие Парето-улучшения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Действие магнитного поля на ток - справочник студента

Оценим за полчаса!

   Парето-улучшение имеет место тогда, когда изменение экономической ситуации приводит к улучшению положения хотя бы одного индивидуума без ухудшения положения какого-то другого индивидуума.

   Другими словами, это такие изменения, при которых никто не проигрывает, но хотя бы кто-то выигрывает.

   Парето-эффективность, или Парето-эффективное состояние экономики, – это такое состояние, при котором все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы, новые Парето-улучшения невозможны. То есть невозможно улучшить чье-то благосостояние, не ухудшая благосостояния других.

   При каких условиях невозможны Парето-улучшения? Другими словами, при каких условиях имеет место Парето-эффективность? Различают три условия, которые называются также «условия Парето».   Во-первых, Парето-улучшение невозможно в том случае, когда предельные нормы замещения потребления благ равны для всех потребителей. Это имеет место при эффективности по Парето. Данное условие называют условием эффективности обмена.

   Условие эффективности обмена состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы замещения потребления благ равны для всех потребителей.

 Недостатки рынка - Справочник студента   Во-вторых, Парето-улучшение невозможно тогда, когда существует эффективное использование ресурсов, т. е. эффективное производство. Эффективность по Парето предполагает, что эффективное производство в экономике (максимальные объемы производства благ при имеющихся ресурсах) существует тогда, когда предельные нормы технического замещения труда капиталом равны в производстве всех благ. Данное условие называют условием эффективности производства.

   Условие эффективности производства состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы технического замещения труда капиталом равны в производстве всех благ.

   Недостатки рынка - Справочник студента – условие эффективности производства, где MRTSLk – предельная норма технического замещения труда капиталом.   В теории фирмы (теории поведения производителя) предельная норма технического замещения двух производственных ресурсов, в частности замещения труда капиталом, представляет собой количество труда, необходимого для замещения уменьшающегося объема капитала; при этом сохраняется тот же объем производства, что и до замещения. Величина предельной нормы технического замещения труда капиталом равна отношению предельного продукта капитала к предельному продукту труда. Графически она представляет собой угол наклона изокванты.   В-третьих, Парето-улучшение невозможно тогда, когда существует эффективное распределение (размещение) ресурсов. Эффективность по Парето предполагает, что эффективное распределение (размещение) ресурсов в экономике существует тогда, когда предельные нормы трансформации в производстве благ равны предельным нормам замещения потребления благ для всех потребителей. Данное условие называют условием эффективности (распределения) размещения ресурсов.

   Ни условие эффективности обмена, ни условие эффективности производства не обеспечивают наилучшую комбинацию производимых благ в экономике. Например, если благо Х– это ткань, а благо Y – это овощи и все ресурсы используются для производства овощей, то большинство потребителей предпочтут, чтобы часть ресурсов направлялась для производства тканей.

   Условие эффективности (распределения) размещения ресурсов сводит воедино потребление и производство в экономике, оно предполагает, что в экономике производится то, что хотят потребители. Данное условие часто называют условием высшего порядка.

   Условие эффективности (распределения) размещения ресурсов состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы трансформации в производстве благ равны предельным нормам замещения потребления благ для всех потребителей.

   Недостатки рынка - Справочник студента– условия эффективности размещения ресурсов, где MRTXY – предельная норма трансформации при перемещении ресурсов в производстве различных благ, или предельная норма трансформации блага А в благо В.   Предельная норма трансформации блага А в благо В при перемещении ресурсов в производстве этих благ представляет собой объем сокращения производства блага А при производстве дополнительного объема блага В. Она равна отношению предельных издержек производства товара В к предельным издержкам производства товара А. В модели кривой производственных возможностей предельная норма трансформации – это численное значение угла наклона кривой производственных возможностей.   Рассмотренные выше условия являются условиями эффективности по Парето. Концепция Парето-эффективности не является абсолютной, у нее есть свои недостатки. В частности, спорными являются лежащие в ее основе следующие общие предпосылки, представляющие собой субъективные нравственные суждения.   1. Индивидуумы определяют ценности, нет общества вне и за пределами индивидуумов, которые заинтересованы только в своем собственном благосостоянии.   2. Индивидуумы лучше всего могут оценить свое собственное благосостояние, только они знают, что для них хорошо и что плохо.   3. Общественное благосостояние увеличивается, если оно улучшилось хотя бы у одного человека и ни у кого не ухудшилось.   В принципе экономическая теория пытается избегать оценочных нравственных суждений. Вместе с тем современная экономическая теория благосостояния опирается на оценочные суждения, лежащие в основе концепции эффективности по Парето. А оценочные суждения, как правило, дискуссионны. Например, в отношении первой предпосылки Парето-эффективности многие не согласятся и будут утверждать, что отдельно существуют самостоятельные ценности таких общественных групп, как семья или класс, что важными являются такие блага, как культурное наследство, природа, национальное самосознание и т. д. Мы можем ценить природу не только потому, что мы получаем удовольствие от общения с ней, пользуемся ее дарами, но и потому, что нас беспокоит то, как будут жить будущие поколения людей.   В отношении второй предпосылки Парето-эффективности также можно возразить. Во-первых, не только дети, но и многие взрослые не знают, что для них является лучшим выбором в тех или иных обстоятельствах. Например, в случае болезни немногие могут поставить себе диагноз лучше, чем врач. Во-вторых, даже если мы знаем, что для нас лучше, у нас часто не хватает силы воли, чтобы выбрать оптимальный вариант. Ярким примером такого поведения индивидуума является поведение заядлого курильщика.

   Слабость третьей предпосылки Парето-эффективности состоит в том, что она ничего не может сказать о правильном, т. е. нужном, распределении (размещении) ресурсов.

Если один из упомянутых выше индивидуумов А и В потребляет все произведенные блага, а они оба эгоистичны, то другой умирает от голода.

Общий результат будет Парето-эффективным, но с точки зрения человеческой справедливости ненормальным.

   Таким образом, критерий эффективности по Парето ничего не говорит о справедливости распределения. В действительности ситуации в основном таковы, что одна группа людей предлагает одно решение, улучшающее их благосостояние, другая группа – другое решение, улучшающее их благосостояние. Дискуссия о налогах или о величине государственных расходов не может быть решена с использованием только критерия оптимальности по Парето.   Трудно не согласиться с ограничениями предпосылок в концепции Парето-оптимальности. В целом большинство экономистов понимают ее ограниченность, но принимают эффективность по Парето как необходимую точку отсчета в экономическом анализе.

   Рассмотренные выше условия представляют собой условия эффективности по Парето. Рассмотрим рыночные структуры (точнее, состояния рынка), при которых действуют эти условия. Связующими звеньями между понятиями общего конкурентного равновесия и условиями Парето-эффективности являются два теоретических положения, которые называются фундаментальными теоремами экономики благосостояния.

Источник: http://TheLib.ru/books/valeriy_anatolevich_isaev/ekonomika_i_finansy_obschestvennogo_sektora-read-3.html

Недостатки рыночной экономики

НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ

Недостатки рынка - Справочник студента

17 февраля 2014

Недостатки рыночной экономики

Долгое время словосочетание « рыночная экономика» казалось советским людям просто волшебным. Рыночная экономика – это конкуренция, а значит, это желание угодить покупателю, сделать, как лучше для клиента. Изобилие и вежливость обслуживающего персонала – вот что такое рыночная экономика.

  • Но с течением времени пришлось познакомиться и с другими особенностями рыночных экономических отношений.
  • Свободный рынок без всяких законодательных ограничений – достаточно жесткая система.
  • Недостатки рыночной экономики можно разделить на несколько подпунктов:
Читайте также:  Характер и личность - справочник студента

— Свободная торговля – это конкуренция, а при конкуренции есть победители и побежденные. Побежденными в этом случаи будут разорившиеся фирмы, а победителями – огромные фирмы-монополисты, а тысячи безработных и неконтролируемые цены – это результат борьбы. Только антимонопольные законы обеспечивают некоторую справедливость. Монополия на торговлю – это неконтролируемо высокие цены.

— Любая фирма стремится уменьшить расходы, и иногда покупка одной единицы техники делает ненужной работу нескольких человек. Любой рынок стремится к безработице, она ему выгодна, полезна и экономически выгодна.

— Рынок не производит общественные блага, забота о процветании граждан не входит в приоритетные направления развития. Это ложится на государство.

— Рынок стремится только к выгоде, забота об экологии, природных ресурсах и здоровье населения не входит в сферу интересов предпринимателей. Сами предприятия не заинтересованы в сохранении природы.

— Рыночная экономика приводит к увеличению богатства одних и обнищанию других, в результате разница в доходах самых богатых и самых бедных людей получается в десятки раз. Уровень жизни среднего класса так же отличается от бедных слоев населения. Социальные гарантии не обеспечиваются самими рыночными механизмами автоматически.

— Механизмы рынка порождают неполную информацию, которая подается к потребителям в виде рекламы. Практически любой конкурент заинтересован не в максимальной пользе для клиента, а в продаже своих услуг.

— Человек, который не обладает материальными ресурсами, не имеет шансов вырваться из нужды: он не может получить качественную медицинскую помощь и дать детям хорошее образование, а в результате и его дети не могут получить высокооплачиваемую работу. Социальное неблагополучие, таким образом, буквально передается по наследству, каждый новый ребенок в семье увеличивает риск остальных ее членов. Все эти механизмы расшатывают семью, которая постепенно перестает существовать, как институт.

Государство обеспечивает социальные гарантии, ограничивает разрушение окружающей среды законодательно, выплачивает пособие по безработице, таким образом, пытается выровнять недостьаки современной экономической системы. 

Инна Марус

Источник: http://www.donnews.ru/Nedostatki-rynochnoy-ekonomiki_1210

Преимущества и недостатки рынка. Внешние эффекты

Апрель 29, 2012

Недостатки рынка - Справочник студента

Преимущества и недостатки рынка

Как и у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам рынка относится:

  • эффективное распределение ресурсов – рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
  • гибкость, высокая адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям. Так, когда в начале 1970-х гг. резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;
  • оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. Стремясь максимизировать прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывают и производят новые товары, внедряют в производство новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;
  • свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.п.;
  • способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рынок имеет и негативные стороны:

  • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
  • не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;
  • не создает стимулы для производства товаров коллективного пользования – таких, как пожарная охрана, дорожная разметка, уличное освещение, армия, полиция и т.д.;
  • не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Экономическим субъектам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. Рынок воспроизводит существующее неравенство;
  • не обеспечивает самоокупаемость фундаментальных исследований в науке;
  • подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами и безработицей.

Решение перечисленных выше проблем, решить которые рыночная система не в состоянии, берет на себя государство.

Важнейшим аргументом критиков рыночной системы является то обстоятельство, что рынок допускает и даже стимулирует угасание своего главного регулирующего механизма – конкуренции. Они выделяют два основных довода при обосновании своей позиции:

— конкуренция досаждает индивидуальному производителю своим жестким повседневным воздействием. Предприниматели, стремясь получить максимальную прибыль и улучшить свое экономическое положение, пытаются освободиться от действия конкурентных отношений.

Недобросовестные действия предпринимателей и монополизация рынков способствуют ослаблению конкуренции. А.

Смит сформулировал этот тезис следующим образом: «Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены»;

— предполагается, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: а) использования больших объемов инвестиций; б) крупных рынков; в) богатых и надежных источников сырья.

Такого рода технология предопределяет существование огромных по своим масштабам компаний-производителей, которые обеспечивают своей продукцией целые регионы, страны и международные рынки.

Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно малых.

Внешние эффекты.

  Внешний эффект имеет место, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара, и когда его побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах.

Например, предприниматель, стремясь избежать дополнительных расходов на очистные сооружения, при производстве своей продукции загрязняет окружающую среду.

Загрязненная атмосфера и неочищенные стоки оказывают вредное воздействие на всех жителей данной местности, в том числе и на тех, которые не имеют отношения к сделкам купли-продажи произведенного предпринимателем продукта. Другими словами, издержки производства в данном случае перекладываются на людей, не вовлеченных в процесс производства или торговли; таким образом, процесс для них будет внешним.

Источник: http://vadim-galkin.ru/politics/microeconomics/preimushhestva-i-nedostatki-rynka/

Преимущества и недостатки рынка

  • Рыночный механизм как экономическое явление имеет определенные преимущества и недостатки.
  • Важнейшими преимуществами рынка являются:
  • · функционирование рынка как саморегулирующегося механизма, который через цены создает ориентиры для капиталовложений в производство;
  • · эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство товаров, пользующихся спросом;
  • · высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 1970-е годы на Западе вызвало внедрение ресурсосберегающих технологий, поиск альтернативных источников энергии;
  • · возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь информацию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономических ресурсов для нормального хозяйствования);
  • · рыночная экономика — бездефицитная экономика. В любых ситуациях рыночный механизм обеспечит равновесие спроса и предложения;
  • · создание рынком мощной системы стимулов;
  • См. также:      Понятие рынка       Сущность и условия существования рынка
  • · широкое использование достижений НТП. В погоне за прибылью товаропроизводители внедряют в производство новейшие достижения науки и техники, а конкуренция делает этот процесс непрерывным;

· обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.;

  1. · способность быстро и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей.
  2. См. также:     Субъекты рынка     Структура и инфраструктура рынка
  3. К недостаткам рынка относятся:
  4. · автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а методом проб и ошибок, в результате чего общество может нести существенные потери;
  5. · рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);
  6. · неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;
  7. · игнорирование рынком возможных негативных для общества последствий принимаемых решений;

· рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономических ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство должно решать социальные проблемы;

  • · отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;
  • · нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъюнктуры чередуются с ее падением.
  • Неспособность рыночного механизма решать определенные задачи требует вмешательства государства в рыночные отношения.
  • См. также:     Типы рынков     Функции рынка
  • Государство берет на себя функции, которые принципиально не может выполнять рыночный механизм:
  • · обеспечивает экономику нужным количеством денег и регулирует денежное обращение в стране;
  • · обеспечивает сохранность рыночного механизма, регулирует так называемые «внешние», или побочные, эффекты;
  • · организует производство благ для удовлетворения коллективных или общественных потребностей.

Государство может регулировать и ряд проблем социально-экономического характера, которые рынок может решить лишь отчасти. Это проблемы доходов, освоения достижений науки и техники, занятости.

Воздействуя на перечисленные процессы, государство создает условия для нормальной работы рынка, обеспечивает защиту рыночного механизма от экономических, социальных и политических потрясений, хотя и не гарантирует их полного устранения.

В то же время государственное регулирование экономики не должно нарушать существующие внутри рыночного механизма связи, обеспечивающие способность рынка к саморегуляции.

Поэтому предпочтение должно отдаваться экономическим методам регулирования, т.е. фискальной, кредитно-денежной и социальной политике.

Натуральное распределение ресурсов, административное ценообразование, директивное планирование должны быть исключены, поскольку эти меры несовместимы с самим содержанием рыночной экономики.

Закономерным процессом является изменение форм, границ и роли государственного вмешательства в экономику.

В зависимости от ситуации возможны как усиление экономической роли государства (например, при обеспечении широкомасштабной структурной перестройки хозяйства в чрезвычайных условиях), так и признание ограниченности его экономических возможностей с последующим сокращением государственного участия.

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-mikroekonomike/preimuschestva-i-nedostatki-rinka-323

Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда

  • А. АПОКИНэксперт Центра макроэкономического анализаи краткосрочного прогнозированиянаучный сотрудник ИНП РАН
  • М. ЮДКЕВИЧ
  • завлабораторией институционального анализа ГУ-ВШЭ

кандидат экономических наук

В последние десятилетия во многих странах наблюдается значительный рост студенческой занятости. Если в 1970 г.

в США учебу с работой на неполный рабочий день совмещали около 34% студентов, то к настоящему времени доля работающих студентов в возрастной когорте от 16 до 24 лет составляет около 50% (1) . В большинстве стран Западной Европы ситуация выглядит схожим образом.

Например, доля работающих студентов варьируется от 48% во Франции до 77% в Нидерландах(2).

Аналогично обстоит дело в Великобритании: исследования, проведенные в ряде британских университетов, свидетельствуют о том, что 70 — 80% молодых людей 16 -19-летнего возраста, зарегистрированных на очных образовательных программах, занимаются оплачиваемой трудовой деятельностью (3) . Жесткие финансовые ограничения, рост цен за обучение и жизненные расходы заставляют студентов искать временную работу.

На российском рынке труда также наблюдается непрерывный рост студенческой занятости в режиме как неполного, так и полного рабочего дня. По данным Мониторинга экономики образования, около 46% студентов, обучающихся в высших учебных заведениях на образовательных программах первого уровня (в бакалавриате), имеют работу (4).

Несмотря на то что доля российских студентов, занятых на рынке труда, и ее рост в целом соответствуют мировым тенденциям, имеют место и существенные особенности. Во-первых, нельзя с уверенностью сказать, что основным и единственным побудительным мотивом для выхода студентов на рынок труда является денежный фактор.

Многие студенты предпочитают работать по будущей специальности в качестве стажеров, пусть и зарабатывая при этом гораздо меньше, чем могли бы получать, скажем, в сфере услуг (работая барменами, официантами, шоферами и пр.). Некоторые студенты даже работают бесплатно.

Можно сказать, что частичная или полная занятость во время учебы в вузе служит механизмом более плавного перехода от учебы к работе.

Студенты начинают искать работу, как правило, на третьем или даже на втором курсе вуза, на четвертом курсе они уже ищут постоянную работу на полный рабочий день, так что выпускники в дополнение к диплому обладают в среднем 1-2-летним профессиональным опытом.

И хотя в целом склонность студентов к поиску работы обратно пропорциональна доходам их семьи, многие студенты из обеспеченных семей начинают работать достаточно рано. Во-вторых, студенты с более высокими академическими успехами в среднем начинают работать раньше.

Вместо того чтобы инвестировать в лучшее образование, они предпочитают тратить значительную часть времени на работу. На первый взгляд, это противоречит и «сигнальной» теории образования, и теории человеческого капитала. Однако работодатели часто ценят диплом о высшем образовании меньше, чем трудовой опыт соискателей. В-третьих, для значительной доли недавних выпускников связь между полученной ими в вузе специальностью и их профессиональной карьерой достаточно условна. И, наконец, в России студентам предоставляется отсрочка от армии, а при наличии в вузе военной кафедры призыв фактически заменяется ее посещением с последующими короткими сборами.

Далее мы предлагаем логику объяснения этих стилизованных фактов, основанную на анализе взаимозависимых стратегий студентов, университетов и работодателей.

Проблема студенческой занятости в современной научной литературе

В последние годы появилось большое количество работ, в которых анализируется совмещение студентами обучения на очных образовательных программах и работы. По мере роста студенческой занятости эта проблема привлекает все большее и большее внимание исследователей — как экономистов, так и социологов.

Причины занятости

Финансовые причины. Согласно результатам большинства исследований, необходимость финансовой поддержки в период обучения, значительная плата за обучение и недостаточные доходы являются основными факторами студенческой занятости. Основная часть этих исследований выполнена британскими экономистами и социологами на основе данных по британским университетам.

Такой интерес британского академического сообщества к теме студенческой занятости во многом объясняется значительными институциональными изменениями в системе финансирования высшего образования в Великобритании.

В начале 1990-х годов система государственных грантов на оплату обучения была заменена системой образовательных кредитов, которая наложила дополнительное финансовое бремя на студентов и их родителей.

Поиск частичной занятости в силу финансовых обстоятельств, изменившихся в результате сдвигов в системе финансирования образования, упоминается во многих работах(5). Статья Дж.

Форда и его коллег основана на исследовании, в котором участвовало более 1000 студентов из четырех британских университетов (6) .

Согласно полученным результатам, недостаточный доход является основным фактором поиска работы, в то время как социальные причины занятости находятся на втором месте.

В других исследованиях(7) этот вывод находит дополнительное подтверждение: работающие студенты чаще берут образовательные кредиты, влезают в долги по кредитным картам и проявляют большую готовность к займам на период обучения, чем те, кто не работает во время учебы. Интересно, что мотивация оплаты обучения, судя по исследованию панельных данных о студентах американских колледжей(8), не влияет на затраты времени студента на работу.

Социальные факторы. При принятии студентами решения о дополнительной занятости во время учебы наряду с финансовыми важную роль играют и социальные факторы. Например, Р. Лукас и Н. Ламмонт(9) отмечают, что респонденты проводившегося в 1994 — 1996 гг.

обследования учеников выпускных классов манчестерских школ и студентов городского университета Манчестера (Manchester Metropolitan University) часто обращают внимание на такой фактор, как приобретение новых друзей и получение навыков общения. Результаты фокус-группы, проведенной в городском университете Манчестера в 1999 г.

Читайте также:  Следствия теорем сложения и умножения - справочник студента

и описанной в работе С. Кертис и Р. Лукас(10), показали, что занятость предоставляет студентам важные неденежные преимущества — в частности, приобретение опыта работы и соответствующих социальных навыков.

В этой же статье отмечается, что студенческая занятость выгодна обеим сторонам: работодатели получают достаточно дешевую рабочую силу, готовую работать по гибкому графику, а студенты приобретают деньги и опыт(11).

Влияние занятости на академические показатели

Отдельный исследовательский вопрос — обладает ли занятость во время учебы отрицательным влиянием на показатели успеваемости. Последнее время этот вопрос привлекает внимание все большего количества ученых.

Результаты исследования, проведенного уже в 2002 г. в том же городском университете Манчестера(12), свидетельствуют, что частичная занятость студентов очного отделения имеет как отрицательные (пропуск занятий, снижение успеваемости), так и положительные (приобретение навыков, коммерческих знаний, рост уверенности в себе) последствия.

В ряде работ(13) отмечается, что от 2/3 до 3/4 опрошенных ими бакалавров, работающих во время семестра, сталкиваются с вызванными этим обстоятельством отрицательными последствиями (остается меньше времени для занятий, занятия пропускаются, срываются сроки сдачи работ и пр.). Помимо влияния непосредственно на учебу, было отмечено и негативное влияние работы на внеучебную активность. Наконец, результаты нескольких работ (14) демонстрируют значимое влияние работы во время учебы на вероятность быть отчисленным (drop out rates).

Исследование Дж. Ветцеля(15) основано на идее о том, чем больше времени студент тратит на работу, тем меньше времени он может уделить учебе.

Ветцель показывает наличие статистически значимой отрицательной зависимости между усилиями, прилагаемыми к учебе, и количеством часов, которые тратятся на работу.

Напротив, анализ панельной выборки студентов колледжей США(16) свидетельствует об отсутствии значимой связи между количеством часов, которые тратятся студентом на работу, и его средним баллом.

Количество исследований, в которых показано отрицательное влияние частичной занятости на академическую успеваемость на локальных данных, достаточно велико(17).

Р. Эренберг и Д. Шерман устанавливают наличие положительного влияния работы в пределах университетского кампуса и отрицательного — работы вне кампуса(18).

В другой работе используются данные об успеваемости по курсу «Основы макроэкономики» в Towson State University, собранных за семь семестров (в период с осени 1976 по осень 1979 — более 800 студентов) и показано отрицательное влияние работы на успеваемость(19).

Результаты, полученные Р. и Т. Стинебрикнерами, также позволяют сделать вывод о том, что работа мешает учебе(20). Подобно И. Хаккинену21, они обращают внимание на проблему эндогенности.

В самом деле, сложность в определении истинного влияния занятости на успеваемость возникает в значительной степени из-за того, что решение относительно количества часов работы в неделю принимается студентом с учетом целого ряда скрытых факторов.

В результате оценки эффектов могут отражать всего лишь наличие ненаблюдаемых различий в характеристиках индивидов, которые влияют как на вероятность работы во время учебы, так и на дальнейшие успехи на рынке труда.

Такая эндогенность может объяснить значительную положительную отдачу от работы во время учебы, хотя эта отдача должна уменьшаться по мере того, как индивиды приобретают больший опыт на рынке труда выпускников(22). Таким образом, любые рекомендации, касающиеся регулирования образовательной политики, должны делаться с большой осторожностью.

Анализ рынков труда США, Великобритании и Австралии показывает, что частичная занятость во время учебы, увеличивая доход и формируя определенные социальные навыки, в среднем наносит вред студенческой успеваемости. Поэтому необходима реформа образовательного рынка, которая позволит университетам адаптироваться к росту студенческой деятельности, сохраняя при этом студенческое образование как основную цель(23).

Структура и объем занятости

Типичный европейский студент тратит на оплачиваемую работу 11 часов в неделю, и его заработки составляют в среднем от 31 до 54% от его дохода(24).

В большинстве исследований констатируется, что студенты заняты в основном неквалифицированным трудом, и эта работа практически не связана с их будущей профессией(25).

Сходные результаты по британским студентам получены в работе Форда и его коллег. Подобные же процессы наблюдаются в Канаде и США(26).

В исследовании Лукаса и Ламмонт(27) респонденты, отвечая на вопрос о сфере занятости, отмечали сферу обслуживания и туризма, около 75% опрошенных респондентов работали на момент опроса в малых фирмах (менее 50 сотрудников) и были заняты в среднем 12 — 14 часов в неделю. Куртис и Лукас(28) также пишут, что студенты работают, как правило, в обслуживании, сферах питания, отельном сервисе и пр.

Будущие карьерные перспективы

Если в рамках описанных выше направлений ученые обратили внимание, главным образом, на систему образования как таковую, то при анализе будущих карьерных перспектив исследования ведутся в более широком контексте связи образовательной системы и рынка труда.

В одной из статей(29) дается детальное перечисление всех аргументов за и против занятости во время обучения в выпускных классах школы.

Автор указывает на положительный эффект, который оказывает работа во время обучения на будущие доходы и карьерные перспективы (на основании данных по США).

Он использует географические характеристики распределения учащихся для построения модели, позволяющей контролировать эндогенность принимаемых решений об объеме занятости.

Ходжсон и Спурс описывают пять идеальных категорий студентов, отличающихся причинами, по которым 16-19-летние подростки начинают работать(30).

В частности, они выделяют группу «коннекторов» (connectors), которые, в дополнение к финансовым мотивам, ищут работу, связанную с будущей карьерой. Однако в их выборке этот тип оказывается в меньшинстве. Л. Харви и др.

(31) пишут о том, что неполная занятость и подработка во время учебы вырабатывают у студента качества и навыки, крайне полезные с точки зрения будущего трудоустройства, повышающие шанс на успех при собеседовании.

Существует немало исследований, посвященных улучшению персональных характеристик и качеств в результате частичной занятости. В то же время гораздо меньше внимания отводится положению выпускников на рынке труда. Последнее во многом определяется представлениями работодателей, важностью формального опыта работы и пр.

Возможным объяснением такому смещению акцентов является то, что работа студентов во время учебы обычно не связана с их будущей профессиональной деятельностью. Будущие банкиры, медики или историки подрабатывают официантами, курьерами, секретарями.

Таким образом, основные вещи, которые ценят в опыте работы наниматели, сводятся к социальным качествам, собранности, ответственности и т. д.

Ситуация, складывающаяся в постсоциалистических странах, выглядит совсем иначе. Система высшего образования частично находится под влиянием зависимости от прошлого, социалистического пути развития(32), а также испытывает влияние процессов трансформации, происходящих на рынке труда.

Система высшего образования оказывается неспособной обеспечить студентов теми навыками и знаниями, которые являются реально востребованными рынком труда, и в результате многие студенты начинают строить свою карьеру задолго до окончания вуза.

Они сочетают обучение в вузе с работой (часто на полный рабочий день) по своей будущей специальности.

В свою очередь, потенциальные работодатели начинают рассматривать опыт работы как сигнал о положительных характеристиках, таких, как высокая мотивация и способности, и ранний выход на рынок труда улучшает возможности трудоустройства по окончании вуза.

С.

Рощин, основываясь на данных российского мониторинга социально-экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ/ RLMS), приходит к выводу, что работа во время учебы облегчает переход от учебы к работе, эффективно снижая период безработицы и страхуя от значительно более низких зарплат в первые периоды трудовой деятельности(33). Согласно Рощину, в случае, когда эффективность высшего образования как сигнала снижается, сигнальную роль начинает играть опыт работы. Также на основе анализа данных делается вывод о том, что опыт и знания — слабые субституты.

Литература, посвященная проблемам студенческой занятости, столь обширна, что мы не ставим задачу привести в данной работе ее полный обзор. Тем не менее имеет смысл сделать несколько замечаний общего характера(34). Прежде всего, это отсутствие единого взгляда на то, что собой представляет феномен «учеба — работа».

Кроме того, теоретическая основа этих эмпирических работ достаточно скромна: «Теоретические модели, в которых анализировалась бы работа во время учебы, практически отсутствуют»(35). Мы попытаемся восполнить этот пробел, акцентируя внимание на специфическом феномене студенческой занятости, характерном для России.

Эмпирические свидетельства подвергают сомнению возможность прямого применения существующих теорий: студенты с лучшей успеваемостью начинают работать в среднем раньше, чем остальные; практически все выпускники школ поступают в вузы и для большинства из них будущая карьера оказывается не связанной с полученным ими образованием.

Такие факты вступают в противоречие как с теорией человеческого капитала, основы которой были заложены Г. Беккером и Т. Шульцем (36), так и сигнальной теорией образования Спенса(37).

Таким образом, нам необходима рамка, увязывающая взаимозависимые стратегии студентов, работодателей и вузов, в которой можно предложить объяснение этим столь распространенным феноменам.

Студенты, работодатели и высшие учебные заведения: благие намерения и плохие равновесия(38)

Проведем мысленный эксперимент. Студент А поступил в вуз с правом на бесплатное обучение. По всей видимости, он доучится до выпуска без серьезных затруднений, хотя в случае недостатка прилежания его оценки, конечно, пострадают.

При этом для получения знаний, которые повысят его производительность, А придется долго и тяжело учиться — во многом самостоятельно, так как эти знания явно избыточны по сравнению с необходимыми для сдачи экзамена.

Зачастую они избыточны даже по сравнению с порогом оценки «отлично» по традиционной пятибалльной шкале(39).

Вместе с тем на одном курсе с А может учиться студент В, которому знания даются не столь легко.

В тем не менее также не испытывает существенных трудностей со сдачей экзаменов хотя бы на удовлетворительные оценки.

Введем логичное допущение: А понимает, что на рабочем месте он будет ценнее для работодателя, чем В. Но как узнает об этом работодатель, который, как известно, в приложение к диплому не смотрит?

Выходом для А могли бы стать альтернативные способы сертификации качества его человеческого капитала — например, рекомендация с места работы по будущей специальности, полученная во время учебы и/или релевантный опыт работы.

Так он может реализовать свои конкурентные преимущества перед В при устройстве на работу, если он, конечно, действительно более производителен. Менее успешному и талантливому студенту В совмещать работу и учебу было бы гораздо сложнее.

Предположим далее, что работа одновременно с учебой позволит студенту проявить свои способности прозрачным для будущего работодателя способом (40) .

Источник: https://institutiones.com/strategies/983-analiz-studencheskoj-zanyatosti.html

Преимущества и недостатки рынка — Экономическая теория — Николаева И. П. Библиотека учебников на русском языке

< Предыдущая Оглавление Следующая >
  • Как и любое экономическое явление, рыночный механизм имеет преимущества и недостатки.
  • Важнейшими преимуществами рынка являются:
  • o функционирование как саморегулирующийся механизм, который через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство;
  • o эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство товаров, пользующихся спросом;
  • o высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 1970-е годы на Западе вызвало внедрение ресурсосберегающих технологий, поиск альтернативных источников энергии;
  • o возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь информацию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономических ресурсов для нормального хозяйствования);
  • o рыночная экономика — бездефицитная экономика. В любых ситуациях рыночный механизм обеспечит равенство спроса и предложения;
  • o создание рынком мощной системы стимулов;
  • o широкое использование достижений НТР. В погоне за прибылью товаропроизводители внедряют в производство новейшие достижения науки и техники, и конкуренция делает этот процесс непрерывным;

o обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.;

  1. o способность быстро и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей;
  2. o рациональное использование ресурсов, принадлежащих фирме.
  3. К недостаткам рынка относятся:
  4. o автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а методом проб и ошибок, в результате чего общество может нести существенные потери;
  5. o рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);
  6. o неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;
  7. o игнорирование рынком возможных негативных для общества последствий принимаемых решений;

o рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономических ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство должно решать социальные проблемы;

  • o отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средств для теоретических исследований;
  • o нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъюнктуры чередуются с ее падением.
  • Неспособность рыночного механизма решать определенные задачи требует вмешательства государства в рыночные отношения. Государство берет на себя функции, которые принципиально не может выполнять рыночный механизм:
  • 1) обеспечивает экономику нужным количеством денег и регулирует денежное обращение в стране;
  • 2) обеспечивает сохранность рыночного механизма, регулирует так называемые внешние, или побочные, эффекты;
  • 3) организует производство благ для удовлетворения коллективных или общественных потребностей.

Государство может регулировать и ряд проблем социально-экономического характера, которые рынок может решить лишь отчасти. Это проблемы доходов, освоения достижений науки и техники, занятости.

Воздействуя на перечисленные процессы, государство создает условия для нормальной работы рынка, обеспечивает защиту рыночного механизма от экономических, социальных и политических потрясений, хотя и не гарантирует их полного устранения.

В то же время государственное регулирование экономики не должно нарушать существующие внутри рыночного механизма связи, обеспечивающие способность рынка к саморегуляции.

Поэтому предпочтение должно отдаваться экономическим методам регулирования, т.е. фискальной, кредитно-денежной и социальной политике.

Натуральное распределение ресурсов, административное ценообразование, директивное планирование должны быть исключены, поскольку эти меры несовместимы с самим содержанием рыночной экономики.

Закономерным процессом является изменение форм, границ и роли государственного вмешательства в экономику.

В зависимости от ситуации возможны как усиление экономической роли государства (например, при обеспечении широкомасштабной структурной перестройки хозяйства в чрезвычайных условиях), так и признание ограниченности его экономических возможностей с последующим сокращением государственного сектора.

< Предыдущая Оглавление Следующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/preimuschestva_nedostatki_rynka.php

Ссылка на основную публикацию