Навыки и память — справочник студента

Современный человек живёт в мире информационных технологий, где потоки информации пронизывают всё пространство, неся в себе обилие цифр, данных, фактов. Для того чтобы усваивать эту информацию и эффективно использовать её в процессе учебно-профессиональной деятельности, студентам необходимо активно использовать имеющиеся психические ресурсы, в том числе, и память.

Согласно общепризнанным определениям, память – «форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта» [1, с. 158]; «процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания» [2, с. 230].

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В психолого-педагогической литературе широко представлен тот факт, что любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с учётом индивидуальных особенностей ученика, студента.

Память, включая в себя процессы восприятия, сохранения и узнавания, обладает различными особенностями, которые определяют индивидуальные различия в процессах запоминания. Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов.

С одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной. С другой стороны, память различных людей может отличаться и по уровню своей организации [1, с. 162]. В нашем исследовании рассматриваются индивидуальные различия первого типа.

Данный выбор обусловлен тем, что в процессе обучения в современных российских вузах используются различные наглядные пособия, мультимедийные презентации, учебные фильмы и т.п., которые, несомненно, могут повышать эффективность запоминания.

Однако эти средства не всегда могут быть действительно эффективны из-за преобладания у студентов того или иного типа перцептивной модальности.

Таким образом, нами была выдвинута следующая гипотеза: у студентов 1-го курса клинической психологии наблюдаются различные особенности памяти, способные оказывать влияние на успешность обучения.

Особое внимание на этапе эмпирического подтверждения гипотезы было уделено кратковременной памяти, наглядно проявляющей себя на всех этапах учебной деятельности будущих психологов, в том числе лекционных и семинарских занятиях.

Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой следующую цель: изучить особенности кратковременной памяти у студентов 1-го курса клинической психологии с различным типом ведущей модальности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Условия и факторы возникновения и развития менеджмента - справочник студента

Оценим за полчаса!

Выборку исследования составили 29 студентов-первокурсников факультета клинической психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» (далее ОрГМУ).

Для достижения цели был избран психодиагностический инструментарий: диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцевой и методика исследования кратковременной памяти Джекобсона.

В ходе исследования кратковременной памяти, предполагающей запоминание рядов цифр при их вербальном предъявлении, было выявлено, что у большинства (44,8%) опрошенных отмечаются трудности в запоминании стимульного материала. В частности, высоким уровнем кратковременной памяти обладают 6 человек, средним – 10, низким – 13.

В результате изучения доминирующей перцептивной модальности было выявлено, что наиболее распространённым типом доминирующей перцептивной модальности является аудиальный тип (10 человек, 34,5%), наименее распространённым – смешанный (5 человек, 17,2%). Визуальный и кинестетический типы распределились среди испытуемых поровну (по 7 человек).

  • При сопоставлении данных по кратковременной памяти и типу перцептивной модальности, нами было получено следующее соотношение (таблица 1).
  • Таблица 1
  • Уровни кратковременной памяти у студентов 1-го курса с различным типом перцептивной модальности (в %)
Тип перцептивной модальности Уровни сформированности кратковременной памяти
Низкий Средний Высокий
Аудиальный 50 40 10
Визуальный 28,6 28,6 42,9
Кинестетический 28,6 42,9 28,6
Смешанный 80 20

Детальное сопоставление аудиального и визуального типов, а также кинестетического и смешанного типов представлены на рис. 1 и 2.

Как следует из рис. 1, у студентов с аудиальным типом перцептивной модальности преобладают низкий и средний уровень кратковременной памяти. В то же время у студентов-визуалов преобладает высокий уровень кратковременной памяти.

Следовательно, у студентов, относящихся к доминирующему типу перцептивной модальности, обнаруживается низкая способность к запоминанию вербального материала.

Навыки и память - Справочник студента

Рисунок 1. Уровень кратковременной памяти у студентов-аудиалов и студентов-визуалов

Как видно из рис. 2, у студентов-кинестетиков неявно преобладает средний уровень кратковременной памяти, тогда как у студентов со смешанным типом наблюдается заметное преобладание низкого уровня.

Навыки и память - Справочник студента

Рисунок 2. Уровень кратковременной памяти у студентов с кинестетическим и смешанным типами перцептивной модальности

В данном сопоставлении наблюдается определенное противоречие: было бы справедливым предположить, что наличие смешанного типа перцептивной модальности будет обеспечивать более эффективное запоминание. Однако полученные данные демонстрируют обратное и требуют дополнительных исследований.

Таким образом, проведенное исследование выдвинутую гипотезу в целом не подтверждает. Независимо от типа перцептивной модальности уровень выраженности кратковременной памяти у большинства студентов находится в диапазоне низкого-среднего.

Особенно ярко это проявилось в группе студентов с аудиальным типом модальности, являющимся ведущим среди первокурсников факультета клинической психологии. В то же время, у студентов с визуальным и кинестетическим типами обнаружен самый значимый показатель высокого уровня кратковременной памяти.

С одной стороны, полученные результаты подтверждают имеющиеся в научной литературе данные о преобладании у человека зрительно-двигательной памяти как ведущего способа познания окружающего мира.

С другой стороны, выявленные противоречия открывают перспективные направления дальнейшей разработки заявленной темы в плане установления взаимосвязи типа перцептивной модальности, уровня кратковременной памяти и показателей успешности студентов-первокурсников в учебной деятельности.

Список литературы:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.
  2. Краткий психологический словарь // Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского / составитель Л.А. Карпенко. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xlvii/63366

Память и способы ее развития у специалистов

Николай Французов, нейропсихолог и научный сотрудник «Викиум», специально для Нетологии рассказал о проблемах памяти и способах ее развития у людей разных профессий: дизайнеров, маркетологов, аналитиков.

Известно, что временные нейронные связи, которые образуются в коре головного мозга, могут сохраняться многими годами и десятилетиями. В случае их подкрепления время от времени или возобновления, данные связи сохраняются навсегда.

Программа обучения: «Big Data: основы работы с большими массивами данных»

Человек находится под влиянием различных вредных факторов, оказывающих негативное воздействие. Это приводит к снижению мыслительной и творческой активности, особенно в профессиональных видах деятельности. Сначала снижаются функции памяти.

Труднее становится вспоминать значимую информацию, запоминать большие объемы нового материала, повторно воспроизводить, то, что уже знаешь, и оперировать доступными нам знаниями. Все заканчивается отсутствием гибкости мышления и креативности.

Немного о строении памяти

Простейший тест на память: закрыть глаза и рассказать, что где стоит в комнате. Или рассказать стихотворение.

Все это разные случаи воспроизведения той или иной информации, восстановления, обнаружения ранее образованных временных нейронных связей.

В осуществлении работы памяти задействованы множественные структуры головного мозга, которые имеют строгую организацию и закономерности.

В процессах кратковременного запоминания или памяти на текущие события, активности сознания и внимания участвуют подкорковые структуры (базальные отделы, продолговатый мозг и ствол).

А в процессах зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти принимают участия корковые отделы обоих полушарий мозга. Это обширная затылочная и нижнетеменная область, височная и часть лобных отделов.

Не менее важными являются медиобазальные и префронтальные отделы лба, которые отвечают за регуляцию психической деятельности и контроль над ее протеканием.

Именно они ответственны за сознательную организацию памяти, ее смыслообразующую составляющую, словесно-логическую форму и произвольность.

Пересечение височных, нижне-теменных и затылочных областей (зона ТРО) ответственны за пространственную организацию мнестических следов, созданию связующих зрительных образов и представлений, созданию семантических понятий (долговременная память).

Во время преднамеренного запоминания, начало работы происходит в лобных отделах, после организации мнестических следов в зоне ТРО (здесь происходит формирование множественных нейронных связей) и далее в процессах воспроизведения снова участвуют лобные отделы. Так происходит горизонтальная организация на физиологическом уровне. Нужно учитывать и вертикальную организацию: участие подкорковых структур в связях с корой больших полушарий.

Борьба с забыванием

Далеко не все из того, что мы однажды запомнили (намеренно или нет), навсегда сохраняется в нашей памяти. Мы многое забываем, из-за чего зачастую становимся не успешны, особенно в своей профессии.

Забывание — это длительный процесс, который развивается постепенно.

И для успешной борьбы с ним необходимо принять во внимание следующие положения:

  • Основное средство борьбы — это повторение изучаемого материала. Всякое знание, которое не подкрепляется повторениями, постепенно забывается.
  • Повторять выученное нужно не тогда, когда оно уже забыто, а в момент, пока забывание еще не началось.
  • При переходе от заучивания материала к заучиванию другого, нужно всегда делать небольшой перерыв (5–10 минут), давая себе в это время полных отдых от всякой умственной работы.
  • Необходима системность, нужно организовывать свои занятия так, чтобы запоминаемые материалы были по менее сходным предметам. Необходимо разграничение, чтобы не происходило наложение одинаковых тем друг на друга, чтобы не возникли трудности в припоминании конкретных образов.
  • Особенно важный для вас, ответственный и трудный материал полезно возобновлять в памяти непосредственно перед сном: именно сон дает самые благоприятные условия для закрепления результатов запоминания.

Воспитание памяти для специалистов своего дела

Каждый человек хотел бы иметь лучшую память. Это вполне естественное желание, но для его осуществления необходимо отдавать себе ясный отчет в том, что такое хорошая память.

Наличие исключительно сильной способности к механическому заучиванию еще не является само по себе очень ценным свойством.

Психологический анализ показывает, что в биографиях многих выдающихся людей отмечается их замечательная память, и все дело не в способностях механического запоминания, а в исключительном развитии смыслового запоминания. Чем же определяется его развитие?

Тем, на что направлена психическая жизнь человека, каковы ее интересы. Смысловое запоминание характеризуется тем, что человек запоминает существенную и нужную для него информацию, то, что ему интересно. Чем шире, разнообразнее и содержательнее интересы человека, тем богаче и содержательнее будут «запасы» его памяти. Память человека зависит от того, чем он интересуется.

Развитие памяти напрямую зависит от умственного развития человека. Тот, кто имеет большие и разносторонние знания, легко найдет много смысловых связей для нового материала, который ему необходимо запомнить. Чем больше у человека знаний, тем лучше становится его память в соответствующих областях.

Системность, организованность в запоминании является важнейшим условием в развитии памяти. Необходимо стремиться к системе знаний, а не к простому накоплению фактов.

Существует ряд способов, которые могут являться методами ежедневных тренировок, позволяющих укрепить и развить работу памяти. Большинство из них применимы в повседневной жизни и отвечают проблематике запросов различных специалистов.

Для дизайнеров и разработчиков полезным будет развитие наглядных образов и представлений, которые организуют функцию памяти. Для этого можно выполнить легкое упражнение. Исключите из пользования на время одно или несколько познавательных чувств. Попробуйте есть с завязанными глазами, примите душ с закрытыми глазами или заткните уши во время выполнения обычных дел.

Подобное исключение будет способствовать не только развитию остальных познавательных функций и закреплению уже созданных рабочих нейронных связей, но и формированию образности происходящего. Построению логики между данными образами — это благоприятно скажется на развитии наглядно-образного мышления.

Отличным методом будет равное развитие функций обеих рук.

То есть, используйте свою не ведущую руку в различных видах деятельности. Например: почистить зубы с утра, причесаться или использовать компьютерную мышку. Попробуйте написать небольшой текст обеими руками одновременно или поменяйте местами нож и вилку во время приема пищи. Данный метод способствует развитию нейронных связей в новых областях и активации головного мозга.

Как уверяет Гэри Сполл: «шоппинг является прекрасной тренировкой для памяти», ходя по магазинам, человек взаимодействует с новыми людьми, обращает внимание на их лица, постоянно активизирует функцию внимания, рассчитывает цены. Выполняет все те действия, которые заставляют работать различные области мозга, и при этом они следуют друг за другом.

Читайте также:  Модификация поведения человека в организации - справочник студента

Для аналитиков и маркетологов, будет полезна способность системного мышления и системной организации своей памяти. Для этого необходимо тренировать наблюдательность.

К примеру, в течение всего дня обращайте внимание только на зеленый цвет или на автомобиль определенной модели из общего потока, придумайте какую-либо тему и сосредоточьтесь на ней.

Тем самым вы разовьете определенные свойства функции внимания и памяти: концентрация, избирательность, распределение, переключение, кратковременное запоминание.

Как можно больше читайте и записывайте.

После того как прочли или выучили что-то, попробуйте это записать хотя бы раз. Один раз записать — это как дважды прочесть и все организовать в своей голове.

Делайте предполагаемый для заучивания материал в доступном и удобном именно для вас формате. Если вам легче запоминать с помощью зрительной памяти, то организуйте нужный материал в графической форме.

Важна системная организация всей той информации, которую вы стараетесь запомнить. Записывайте необходимые факты и устанавливайте между ними смысловые связи, запомнив которые вы будете видеть всю картину целиком.

Читать еще: «12 максимально практических книг по маркетингу»

Помимо представленных методов по развитию и укреплению функции памяти существуют программы развития на когнитивных играх-тренажерах.

Они представляют собой научно обоснованное сочетание определенных развивающих задач, представленных в игровой форме, выстроенных в логической последовательности с учетом нейропсихологических закономерностей, повышения уровня сложности и индивидуальных особенностей пользователей.

Навыки и память - Справочник студента

Навыки и память - Справочник студента
Примеры заданий с онлайн-сервиса «Викиум»

Вывод

В нашей жизни постоянно что-то происходит, мы часто спешим и должны все успеть, при этом ничего не забыть.

В подобных условиях у нас возникают трудности в сосредоточении своего внимания и процессах запоминания, но еще большие трудности возникают в процессах обучения эффективным способам запоминания.

Поэтому рекомендуем вам воспользоваться предложенными способами и советами, как развить память.  

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Источник: https://netology.ru/blog/pamyat-u-specialistov

Психология внимания и памяти

профессор, кандидат психологических наук Иванов Ф.Е.

Пояснительная записка

Курс Общей психологии «Внимание и память» рассчитан на студентов, обучающихся по специальности «Психология», и охватывает раздел познавательных процессов, знание которых является основой гуманитарного знания будущих специалистов психологов.

Психология познавательных процессов или когнитивная психология возникла в середине прошлого века почти одновременно с гуманистической психологией личности. Сегодня эти направления становятся все ближе друг к другу. Учебный настоящий раздел.

Обшей психологии — особый: он характеризует проблематику психологии познаватель¬ных процессов, представляющих основу личностного знания, используемого индивидуальностью в поведении.

Целью данного курса является:

  • знакомство студентов с основами закономерностей формирования знания овнешнем и внутреннем мире «субъекта познания»;
  • изучение субъективного опыта на исходном базовом уровне когнитивнойсферы психики в понятиях, явлениях и феноменах внимания и памяти

Задачи курса:

  • сформировать представления о разграничении процессов внимания и памяти,
  • ознакомить студентов с современными теориями внимания и памяти;
  • рассмотреть методы исследования внимания и памяти;
  • овладеть адекватными представлениями видов классификаций, феноменов ибазовых законов внимания и памяти.
  • Программа рассчитана на 20 лекций и 12 семинаров: всего 64 часа.
  • В целях практической апробации теоретических знаний предусматривается проведение общепсихологического практикума по данным разделам общей психологии.
  • Ключевые понятия: поле внимания, селекция, предвнимание, непроизвольное и произвольное внимание, послепроизвольное внимание, устойчивость, кон¬центрация, переключение, распределение внимания, рефлексивный уровень, объем внимания, усилие и активация при внимании, ассоциация, запомина¬ние, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, кратковременная память и долговременная память, эйдетическая память, произвольное и не¬произвольное запоминание, ретроактивное и проактивное торможение, реми¬нисценция, мнемотехника, модели памяти.

Содержание курса

Раздел I. Внимание

Тема 1.1. Общие представления о внимании

Природа внимания (теории внимания, дискуссия). Внимание как познавательный процесс. Свойства внимания. * Классификация внимания.

Тема 1.2. Виды внимания

Непроизвольное внимание (рефлекторное, инстинктивное, первичное). Связь непроизвольного внимания с познавательной активностью. Факторы детерминанты непроизвольного внимания. Процессы предвнимания (У.Найсер) и их роль в организации поведения.

Произвольное внимание. Психологические механизмы. Особенности условий, возникновения поддержания произвольного внимания. Роль средств в организации произвольного внимания. Методика двойной стимуляции при анализе опосредованных форм внимания.

Послепроизвольное внимание (Добрынин Н.Ф.) условия его возникно¬вения.

Внимание и творческий процесс.

Тема 1.3. Основные свойства внимания

Методы исследования свойств внимания. Зависимость объема и устой¬чивости внимания от структуры материала, характера деятельности и устано¬вок личности.

Факторы детерминанты переключения и распределения внима-ния.

Зависимость успешного решения задач от индивидуальных свойств внимания.

Тема 1.4. Основные принципы организации процесса внимания. Меха низмы внимания (проблемы и подходы к их решению)

Внимание и сознание. Ясность и отчетливость содержания сознания Внимание как свойство восприятия (Коффка, Келлер).

Избирательность внимания. Понимание внимания (и его критика) как специфического механизма фильтрации информации (Черри, Бродбент Трейсман).Внимание и память. Внимание как результат слияния перцептивного образа с реальными объектами (Джеймс, Ланге, Норман, Найсер).

Психофизиологические индикаторы и механизмы внимания. Роль на¬стройки моторных и сенсорных систем при внимании (показатели ориентиро¬вочного рефлекса, движения глаз, вызванные потенциалы).

Усилия и активация при внимании (Соколов, Каннеман).

Тема 1.5. Развитие внимания

Стадии развития внимания и факторы, их определяющие. Пути разви¬тия высших форм внимания.

Произвольное внимание как высшая психическая функция. Развитие внимания как «истории развития организованности поведения» (Л.С.Выготский).

Тема 1.6. Внимание и деятельность

Теория внимания как объединение различных планов анализа сознания, деятельности и физиологических механизмов. (А.Н.Леонтьев).

Анализ структуры деятельности и внимания (физиологическая концеп¬ция уровней построения движений и механизм кольцевого регулирования Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин).

Внимание и практика (учебная деятельность, оперативная деятельность, производственная, спортивная и т.д.). Обучение и внимание. Внимание в проблемной ситуации.

Раздел II. Память

Тема 2.1. Общие представления о памяти

Психологический статус памяти как процесса. Значение памяти в жизни и деятельности человека.

Научное определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохране¬ние, воспроизведение, узнавание, забывание.

Тема 2.2. Виды памяти и их особенности

Основные классификации видов памяти: по времени сохранения ин¬формации, по модальности, по связанности с эмоционально-волевой сферой, по использованию мнемических средств.

Особенности кратковременной и долговременной памяти. Трансформа¬ция информации в памяти.

Особенности образной, словесно-логической, эмоциональной и мотор¬ной памяти. Эйдетическая память.

Зрительная и слуховая память. Сфера их профессионального использо¬вания.Непроизвольная и произвольная память. Анализ соотношения произ¬вольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, П.И.Зинченко.

Индивидуально-психологические различия памяти. Феноменальная па¬мять. Нарушения памяти.

Тема 2.3. Теории памяти в психологии

Ассоциативная, гештальт-теория, смысловая концепция, психоаналитическая деятельностная-концепция Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, информационно-кибернетическая.

Тема 2.4. Основные факты и закономерности психологии памяти

Влияние характера запоминаемого материала (объема, степень однородности, привычность, осмысленность), организация материала субъектом (ритмическая, конфигурационная, семантическая группировки) и структура упражнений (оптимальное распределение).

Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в процессах памяти. Методика прерванных действий (эффект Зейгарника).

Классические исследования забывания (Эббингауз, Пьерон). Ретроак¬тивное и проактивное торможение. Забывание намерений (З.Фрейд, К.Левин). Забывание стихийное и забывание как действие. Мнемотехника, основные факторы и теории реминисценции.

Тема 2.5. Основные принципы организации памяти

Психофизиологические и нейропсихологические аспекты организации памяти.Виды ассоциаций и закон их образования. Экспериментальные исследования памяти Г. Эббингауза. Критика ассоцианистского подхода.

Навыки и память. Законы научения. Критика Н.Л.Бернштейна механистического понимания процесса формирования навыков (бихевиоризм)

Память как совокупность процессов приема, преобразований и хранения информации (Найссер, Линсдей, Норман, Аткинсон, Шифрин, Клацки). Кри¬тический анализ исследований памяти в когнитивной психологии.

Использование средств как специфический принцип организации памя¬ти человека (П.Жане, Ф.Бартлет, Л.С.Выготский). Память и речь.

Тема 2.6. Память и деятельность

Включенность памяти в решение жизненных задач личности, ее обу¬словленность строением и динамикой мотивационной сферы.

Тема 2.7. Развитие памяти

Две линии развития (филогенетическая и онтогенетическая).Теории и концепции памяти как высшей психической функции (П.П.Блонский, П.Жане, Л.С.Выготский. А.А.Смирнов, А.Н.Леонтьев).

Тема 2.8. Прикладные аспекты изучения памяти

Пути улучшения памяти. Мнемотехника. Тренировка памяти. Роль различных видов памяти в практической деятельности. Коррекция нарушений памяти.

Навыки и память - Справочник студента

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihologiya-vnimaniya-i-pamyati

Как улучшить память?

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.Навыки и память - Справочник студентаКак улучшить память

Память – это такой тонкий инструмент деятельности человеческого мозга, который требует постоянного поощрения и отслеживания негативных моментов.

Порою человек начинает замечать – вроде бы привычная трудовая деятельность выполняется на отлично, а что-то новое уже вызывает затруднения, усвоение материала перестает протекать так, как это было раньше.

Человеческая индивидуальная память – это хранилище, куда складывается все, что индивидуум когда-либо узнал. Его опыт и навыки, без которых на сегодняшний момент не выжить в современном обществе. И когда этот механизм начинает давать сбои – следует реагировать незамедлительно.

Методики улучшения памяти

Специалистами разработаны наиболее действенные методики по улучшению параметров индивидуальной памяти:

  1. Главный принцип – отсутствие лени: во всем – и в мыслях, которые расслабляют и погружают мозговую деятельность в зыбучие болота, и в трудовой деятельности – повышенный тонус в организме: наилучший «кнут» для памяти.
  2. Желая что-то запомнить – рекомендуется максимально сосредоточиться на поставленной задаче. Провести параллели с уже известным материалом, проанализировать, рассортировать – способом имеется множество, подберите наиболее подходящий и действенный.
  3. Прочитав что-то, что требует запоминания — мысленно пробегитесь по основным моментам, перескажите их, восстановите последовательность, акцентировав их: своеобразные «зарубки» в мозговой ткани.
  4. Побольше двигайтесь: фитнесс либо танцы, пробежки в парке либо ходьба из дома до рабочего места – движение активизирует кровообращение, кислород более активно поступает в структуры мозга, в том числе, и отвечающие за процессы запоминания.
  5. Включите воображение – те, кто отлично запоминает большие объемы текстов либо цифровые коды – имеют весьма развитые параметры воображения: они представляют материал в виде цветка либо дома, размещая блоки информации в отдельные ниши.
  6. Повторяйте то, что требуется запомнить: не пять раз сразу же после прочтения, а пять суток подряд, по одному разу, но с анализом прочитанного, лучше перед отправкой на ночной отдых.
  7. Займитесь каким-либо видом рукоделия – поверьте, плетение фенечек, либо вышивание бисером – превосходная тренировка памяти.
  8. Скорректируйте рацион – морепродукты и рыба, масло из оливок и овощи, зелень и фрукты: микроэлементы жизненно необходимы для полноценной деятельности мозговых структур.

Еще несколько рекомендаций:

  • В момент интенсивного напряжения собственной памяти – окружайте себя разнообразными ароматами. К примеру, перед выступлением на рабочем собрании – подушитесь теми же духами, которые были в момент подготовки доклада. А аромат кофе поможет изложить свои мысли и доводы перед коллегами в рабочей обстановке.
  • Учите стихи любимых поэтов – эта методика издавна отлично помогала тренировать память всем великим деятелям прошлого. Заучивая ежедневно по маленькому стихотворному произведению, человек подстегивает нервные импульсы именно в районе коры мозга, отвечающей за сохранение ясной памяти на многие годы.
  • Рассказывая то, что необходимо было выучить – делайте паузы по 3 секунды, за это время память обновляется, а слушатель наоборот, активирует свою мыслительную деятельность.

Изучение иностранных языков, чтение литературы на заданную тему – методик запоминания и тренировки человеческой памяти множество – выберите подходящую и – не ленитесь. 

Человек и в преклонном возрасте может иметь память, как в двадцать лет – секрет прост: активная жизненная позиция и ежедневные тренировки. 

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Источник: https://medstudents.ru/2016/04/26/kak-uluchshit-pamyat/

Соотношение типов памяти и способов запоминания учебного материала студентами при подготовке к экзаменам

Пивнева Виктория Сергеевна1, Пивнева Марина Сергеевна11Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Pivneva Victoria Sergeevna1, Pivneva Marina Sergeevna11Taganrog Institute of A.P. Chekhov (branch) «Rostov State University of Economics»

Библиографическая ссылка на статью:
Пивнева В.С., Пивнева М.С. Соотношение типов памяти и способов запоминания учебного материала студентами при подготовке к экзаменам // Современная педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6248 (дата обращения: 10.02.2019).

Память в совокупности с другими психическими процессами несет ответственность за получение, сохранение и переработку, а также воспроизведение информации в учебной деятельности. Многие психологи (А. Агатов, А. Асмолов, Р. Гарифуллин, М. Ярошевский, А. Леонтьев, В. Зинченко, Дмитрий Авдеев и др.) отмечают, что от уровня развития памяти зависит успешность обучения.

Основными формами организации познавательной деятельности студентов являются разные виды учебных занятий (лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия, самостоятельная работа студента, педагогическая практика). Контрольной точкой определения качества знаний студентов является зачет или экзамен.

Эффективность запоминания и воспроизведения студентами учебной информации на экзамене (зачете) определяется, в частности, соответствием способов запоминания индивидуально-специфичным типам памяти.

Установление такого соответствия представляет один из важных аспектов развития студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности, что характеризует его в целом как субъекта процесса профессионализации [1; 2; 3; 4; 5].

Задачей нашего исследования является анализ соответствия применяемых студентами способов запоминания учебного материала при подготовке к экзаменам индивидуально-специфичным типам памяти и соотнесение выявленного соответствия или несоответствия с академической успеваемостью студентов.

Существуют разные типы памяти в зависимости от того, какого рода материал человек эффективнее запоминает и каким сенсорным модальностям он отдает предпочтение при восприятии запоминаемого материала.

Проблемой изучения индивидуальных типов памяти занимались многие отечественные психологи: П.П. Блонский, П.И. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Шардаков, Л.В. Занков и другие В соответствии со степенью участия ключевых анализаторов в ходе запоминания выделяют следующие типы памяти: зрительный слуховой, двигательный и смешанный (включает в себя все вышеперечисленные типы памяти) [6; 7; 8].

Изучая индивидуальные типы памяти студентов, можно также проследить, что некоторые из них лучше запоминают учебный материал, читая его про себя, другие, для других предпочтительнее читать учебник или конспект вслух или слушать преподавателя, для третьих – выписывать информации, а затем – проговаривать ее. У некоторых проявляются смешанные типы памяти: зрительно-слуховой, зрительно-моторный, моторно-зрительно-слуховой.

Каждому студенту присущи определенные способы запоминания, которые они используют при подготовке к семинарским занятиям и экзаменам, при этом может быть различной эффективность запоминания и воспроизведения учебного материала.

Для одних студентов достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение преподавателя. При этом они не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученную информацию.

Эти студенты зачастую выделяются среди других успехами в учебной деятельности.

Некоторые студенты медленно запоминают учебный материал, но долгое время хранят в памяти заученное. Таких студентов нужно побуждать заучивать учебный материал, применяя различные приемы: слушать, читать про себя и повторно просматривать прочитанное, читать вслух, делать записи, проговаривать прочитанное.

Среди студентов встречаются и такие, которые быстро запоминают учебный материал, но также быстро его забывают. Таким студентам лучше всего давать индивидуальные задания, предпочтительно – с учетом индивидуальных особенностей памяти.

Для других студентов характерно медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Иногда они затрачивают достаточное количество времени и сил на заучивание материала, а воспроизводят его неточно и быстро забывают.

Читайте также:  Электрический заряд. закон его сохранения - справочник студента

Плохое запоминание наблюдается у студентов, которые часто пропускают занятия, не систематически выполняют учебные задания, не владеют приемами запоминания.

Для того чтобы добиться максимальной эффективности запоминания необходимо знать, какие из основных типов памяти наиболее развиты у студентов. Правильное определение ведущего типа памяти позволит повысить качество обучения студентов. Педагог сможет строить учебный процесс, опираясь на данные о типах памяти студентов, при проведении семинарских и практических занятий.

В исследовании по определению индивидуального типа памяти студентов приняли участие 50 студентов 2 и 3 курсов факультета психологии и социальной педагогики.

Сначала мы провели исследование типов памяти студентов с помощью методики 10 слов [9]. Эксперимент проводится в 4 этапа или серии. В каждой серии студентам предъявлялся один ряд слов (10). Серии отличались характером предъявления и формами организации процесса запоминания.

Первая серия – предъявление стимульного материала на слух. Студентам предлагалось внимательно прослушать 10 слов и через 1 минуту записать на листе бумаги запомнившиеся слова. Интервал между зачитыванием отдельных слов составлял 4-5 секунд.

Вторая серия – зрительное предъявление стимульного материала. Участникам эксперимента было предложено внимательно просмотреть слова второго ряда, написанные на карточке, а затем через минуту по памяти записать их.

Третья серия предполагала проговаривание и прописывание в воздухе слов при запоминании. Студентам предлагалось внимательно слушать слова, зачитываемые вслух, затем произнести их шепотом и «записать» в воздухе. Через минуту они должны были написать слова.

Четвертая серия – зрительно-двигательно-слуховое запоминание. Студентам было смотреть на предъявляемые слова, одновременно – слушать их зачитывание, каждое слово произнести шепотом и «записать» в воздухе. Через минуту запомнившиеся слова написать на бумаге.

Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Типы памяти студентов

Типы памяти Кол-во студентов (%)
1. Зрительный 64
2. Слуховой 12
3. Смешанный (зрительно-моторно-слуховой) 12
4. Моторно-слуховой 8
5. Зрительно-слуховой 4
  • С целью изучения индивидуальных способов запоминания учебной информации студентам был предложен опросник, который включал в себя 4 вопроса.
  • 1. При подготовке к экзамену Вы:
  • а) читаете учебник, конспекты;
  • б) читаете учебник и конспекты и проговариваете по вопросам;
  • в) читаете учебник и кратко записываете ответы на каждый вопрос;
  • г) просите однокурсников проговорить ответы на вопросы.
  • 2. Как, по Вашему мнению, лучше запоминается информация при подготовке к экзамену:
  • а) зрительное восприятие информации;
  • б) прослушивание ответов;
  • в) проговаривание информации;
  • г) запись ответов на отдельные вопросы;
  • д) многократное прочтение?
  • 2. Проранжируйте способы запоминания по степени эффективности (укажите место по степени эффективности):
  • а) зрительное восприятие информации;
  • б) прослушивание ответов;
  • в) проговаривание информации;
  • г) запись ответов на отдельные вопросы;
  • д) многократное прочтение.
  • 3. При каком способе запоминания Вы получаете наиболее высокие оценки на экзамене:
  • а) зрительное восприятие информации;
  • б) прослушивание ответов;
  • в) проговаривание информации;
  • г) запись ответов на отдельные вопросы;
  • д) многократное прочтение?
  • Отвечая на каждый вопрос, студенту необходимо было выбрать варианты предлагаемых ответов – те способы запоминания, которые в наибольшей степени он использует при подготовке к экзамену.
  • Полученные данные мы представили в таблице 2.
  • Таблица 2. Способы запоминания учебного материала
Способы запоминания Кол-во студентов (%)
1. Зрительный 44
2. Зрительно-моторный 20
3. Смешанный (зрительно-моторно-слуховой) 12
4. Зрительно-слуховой 12
5. Моторный 8
6. Слуховой 4

Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что основная масса студентов используют при запоминании зрительную память (44%), т.е. они визуально концентрируют собственное внимание на том, какая им информация необходима при подготовке к семинарским занятиям и экзаменам.

  1. На втором месте оказался способ запоминания зрительно-двигательный (20%), данной группе студентов для лучшего запоминания необходимо не только прочитать изучаемый материал, но и подготовить конспект, а также проговорить ответ.
  2. Третье место разделили смешанный способ запоминания – просматривание, прослушивание, проговаривание, записывание (12%) и зрительно-слуховой – просматривание и прослушивание (12%).
  3. На четвертом месте – двигательный способ запоминания, предполагающий проговаривание и (или) записывание  (8%) и на последнем месте – слуховой способ, подразумевающий только прослушивание рассказа преподавателя или товарища по группе (4%).

Следующий шаг нашего исследования состоял в том, чтобы сравнить данные эксперимента, опроса и результаты академической успеваемости студентов в ВУЗе. В таблице 3 представлены результаты сравнения.

Таблица 3. Сравнительный анализ полученных результатов

Соответствие типов памяти и способов запоминания учебного материала Кол-во студентов (%) Академическая успеваемость (средний балл по зачетным книжкам)
1. Полное соответствие 42 4,7
2. Частичное соответствие 34 4,2
3 Несоответствие 24 3,6

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод, что у 42% студентов (21 человек) совпадает выявленный в экспериментальных пробах тип памяти со способами запоминания учебного материала при подготовке к экзаменам с их типом памяти.

У 34% (17 человек) студентов обнаружилось частичное соответствие: например, при зрительно-моторном типе памяти студенты только просматривают материал по конспекту или учебнику, или при зрительно-слуховом типе – только просматривают учебник или только прослушивают пересказ ответа товарищем.

У 24% студентов (12 человек) тип памяти и способ запоминания материала при подготовке к экзаменам совершенно не совпадает.

Подсчет средних баллов академической успеваемости показал, что чем выше соответствие индивидуально-специфичных типов памяти и применяемых студентами способов запоминания, тем выше средние баллы успеваемости, выявленные на основании изучения зачетных книжек студентов. При соответствии типов памяти и способов запоминания учебного материала отмечен средний балл, близкий к максимальному (4,7), при частичном соответствии – более низкий (4,2), при несоответствии – минимальный (3,6).

На основе результатов проведенного исследования можно сделать вывод о том, что студентам при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам целесообразно практиковать способы запоминания учебного материала с учетом типа памяти.

В случае преобладания зрительного типа памяти необходимо внимательно просматривать текст учебника или конспекта, желательно – неоднократно, просматривать схемы, таблицы и т.д., представленные в тексте.

При слуховом типе памяти важно внимательно слушать на занятиях объяснения преподавателя и ответы студентов, а при подготовке к сессии – обсуждать с товарищами вопросы к экзамену или зачету, прослушивать их комментарии.

При моторном типе памяти желательно проговаривать ответы на каждый вопрос, а также кратко записывать их, то есть, согласно популярной рекомендации преподавателей, составить шпаргалки, но в день экзамена оставить их дома. При смешанных типах памяти целесообразно комбинировать элементы описанных приемов запоминания учебного материала.

Библиографический список

  1. Ефремова О.И. Психологическая служба вуза как один из институтов профессионализации будущих психологов образования//Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2015. № 2. С. 257-262.
  2. Ефремова О.И. Уровни и показатели готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду//Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. № 1. С. 146-151.
  3. Кобышева Л.И. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов вуза//Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 4. С. 40-46.
  4. Кобышева Л.И. Теория и практика самоопределения студентов в условиях вуза//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 10. С. 76-80.
  5. Молодцова Т.Д., Скуднова Т.Д., Гура В.В., Ефремова О.И., Пташинский И.А., Меньшикова Т.И. Проблема психологического сопровождения студентов в учебно-воспитательном процессе вуза/под редакцией Т. Д. Молодцовой. Таганрог, 2013.
  6. Жорник Е.В. Общая психология: познавательные процессы. Харьков: Изд-во: ХНУ, 2002.
  7. Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка. М, 1930.
  8. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1980.
  9. Жорник Е.В. Общая психология: познавательные процессы. Харьков: Изд-во: ХНУ, 2002.

Источник: http://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6248

Как это устроено: обучение и память

А как вообще устроен процесс обучения в нашем организме? Что в нашем мозге позволяет нам постоянно приобретать новые знания?

Память — основа всего

Понятное дело, что без действующих механизмов работы памяти никакого обучения и быть не может. Взять, к примеру, людей с антероградной амнезией, при которой нарушается память о событиях после начала заболевания. Эти люди не могут выучить ничего нового — все потому, что у них «сломалась» система перемещения информации из кратковременной в долговременную память.

Память вообще устроена очень непросто — ученые до сих пор до конца не разобрались, как вся эта система работает. Известно, что есть память кратковременная и долговременная — это классификация по «сроку действия». Каждая из них содержит информацию разного формата и содержания — это уже функциональная классификация памяти.

Для успешного обучения важны все компоненты памяти — причем все они так сложно взаимодействуют, что иногда нереально отделить один механизм запоминания от другого.

Но мы все же попробуем хотя бы примерно разобраться, как это работает.

Декларативная память

Еще в 80-х годах прошлого века ученые обнаружили, что есть два вида памяти, которые задействуют разные нейрональные структуры и выполняют разные функции.

Первая — это декларативная память. Ее в дальнейшем подразделили на семантическую и эпизодическую. Именно декларативная память в первую очередь страдает у пациентов с амнезией и нейродегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера.

Что же хранится в декларативной памяти? Какие процессы обучения «завязаны» на ней?

Семантическая декларативная память — это то, что мы учим. Ребенок, который учится говорить, студент на лекции, интернет-маркетолог, которая записывает новые английские слова в приложение — все они пользуются семантической памятью.

Это «подразделение» нашей памяти отвечает, скажем так, за понятийный аппарат. Слова и термины, факты, даты — вся эта база знаний укладывается в семантической памяти. Эта информация в мозге не связана с каким-либо контекстом, она пребывает там как бы сама по себе.

Проще говоря, семантическая память связана с изучением информации об окружающем мире. БОльшая часть того, чему нас учат в школе, откладывается именно там.

Эпизодическая декларативная память — это то, что мы пережили. Обучение через опыт и впечатления — это подход, который задействует эпизодическую память. Сегодня, например, появляется все больше музеев естественных наук, в которых можно взаимодействовать с объектами — так дети (и взрослые) получают информацию об окружающем мире через непосредственный контакт с ним.

Эпизодическая память не находится в вакууме — она всегда связана с определенными событиями в жизни человека, с каким-то контекстом.

И в этом есть свои плюсы: восстановив в памяти свой поход в музей, человек может вспомнить, как работает пищеварительная система. Иногда это работает лучше, чем обучение через семантическую память — когда нужно серьезно «порыться» в ворохе фактов и определений у себя в голове, прежде чем вы вытащите оттуда какую-либо информацию.

Хранится декларативная память преимущественно в коре височной доли и гиппокампе. Сначала информация, которую мы получаем — визуальная, вербальная и прочая — на несколько секунд попадает в краткосрочную память. Это некий буфер, в котором происходит сортировка данных: эти «закодировать» и отправить на хранение в долгосрочную память, а остальные выбросить и забыть.

Вот как раз та информация, которая прошла через все фильтры и обосновалась где-то в гиппокампе, становится частью декларативной памяти.

Процедурная память

Второй вид памяти — процедурная. Это менее «когнитивный» участок памяти, поэтому, даже когда нарушаются мыслительные функции — при той же болезни Альцгеймера — процедурная память может долго оставаться незатронутой. За процедурную память отвечают в основном мозжечок, полосатое тело и ассоциативные зоны коры больших полушарий.

Процедурная память — это то, что мы умеем делать. Обучение различным моторным навыкам — ходить, кататься на велосипеде, водить машину, играть на музыкальном инструменте — основано на механизмах процедурной памяти.

После того, как мы научились что-либо делать, этот навык начинает работать на уровне автоматизма. И утратить его довольно сложно. Вот почему говорят, что «нельзя разучиться кататься на велосипеде».

Обучение с помощью процедурной памяти можно подразделить на два типа. Один из них — ассоциативныйсвязан с наградами и/или наказаниями, поощряющими либо ограничивающими определенное поведение.

Ассоциативное обучение обычно происходит там, где вы специально учитесь что-то делать. Например, вы пытаетесь лучше всех сделать гимнастическую стойку или дальше всех прыгнуть в длину, чтобы получить приз — в процессе вы приобретаете новые моторные навыки посредством ассоциативного обучения.

Неассоциативное обучение происходит просто так. Малыш учится ходить не потому, что ему пообещали за это какие-то «плюшки» — просто в какой-то момент он встает и делает свои первые шаги. После еды вы встаете и моете за собой тарелку, перед выходом из дома выключаете везде свет и запираете квартиру — эти действия часто даже не замечаются, проходят мимо сознания.

Все потому, что это выученные моторные навыки, действия, которые вы осуществляете «на автомате». Они закрепились в силу привычки, после многократного повторения, и теперь вы о них даже не думаете.

Разрушить такую привычную последовательность действий довольно непросто. Именно поэтому можно особенно не волноваться, что вы забыли закрыть дверь на ключ или выключить утюг — процедурная память наверняка позаботилась о том, чтобы этого не произошло.

Как учиться более эффективно?

Память, независимо от ее вида, формируется примерно одинаково. Сначала информация кодируется и консолидируется, затем появляются способы извлечь ее из глубины воспоминаний. «Повторение — мать учения», поэтому при каждом таком цикле происходит реконсолидация, и знания и навыки закрепляются в мозге.

С семантической памятью особых лайфхаков нет — чтобы выучить, например, какое-то новое слово, нужно регулярно его вспоминать и употреблять. Все так просто и так сложно одновременно.

Вот почему вызубренная в ночь перед экзаменом информация не держится в голове долго — она, может, и сохранится где-то в глубине долговременной памяти, но вытащить ее оттуда уже через неделю будет практически невозможно. И наоборот — если вы объясните математическую теорему друзьям и коллегам пару-тройку раз, это знание останется с вами надолго.

Эпизодическая память несколько облегчает доступ к знаниям. Вы можете постараться восстановить контекст, при котором вы усвоили новую информацию — какой был день недели, где вы находились, какие люди вас окружали, о чем вы думали, какие эмоции испытывали, какие были запахи, цвета, вкусы, — и это поможет достать ее из памяти. 

Не зря многие используют мнемонические техники для запоминания сложных терминов. Такие техники позволяют создать эмоциональный контекст, который затем помогает извлечь определение из памяти — и тут для изучения новых слов используется уже не семантическая, а эпизодическая память.

Ну а для закрепления навыков в процедурной памяти нужна практика, практика и еще раз практика. Хотите научиться что-то делать, будь то слепая печать или новая полезная привычка — тренируйтесь как можно больше!

Можно использовать систему поощрений, чтобы организм скорее запомнил нужное поведение — например, сразу после подъема с утра приступать к зарядке и включать любимую музыку. Но даже если вы будете делать что-то ежедневно без «морковки», исключительно на силе воле, благодаря многократному повторению это скоро войдет в привычку и станет частью процедурной памяти.

Фото на обложке: pixabay.com

Похожее

Источник: https://techfusion.ru/kak-eto-ustroeno-obuchenie-i-pamyat/

Ссылка на основную публикацию