Методы исследования в педагогике — справочник студента

Методы исследования в педагогике - Справочник студентаМетоды педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных.

Эти методы тесно связаны с изучением текстов: трудов классиков в области человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических документов; периодики педагогической печати, справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы дает возможность определить, какие проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, какие вопросы еще не решены.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии (перечень источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой), реферирование (краткое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике), конспектирование (выделение главных идей и положений изучаемой работы), аннотирование (краткая запись общего содержания книги или статьи), цитирование (дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике).

Методы теоретического исследования позволяют выделить и рассмотреть отдельные признаки, особенности, свойства педагогических явлений.

Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, появляется возможность выявить в них общее и особенное.

Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений, возможность видеть их целостность и системность.

Вторую группу методов педагогического исследования составляют методы изучения педагогического опыта (это скорее эмпирические методы). Такие методы используются для изучения как передового, инновационного педагогического опыта, так и для изучения опыта рядовых учителей.

Данные методы позволяют обнаружить реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. В этой группе методов применяются: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности учащихся, педагогической документации.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Наблюдение проводится по заранее намеченному плану и имеет следующие этапы: определение цели и задач наблюдения (для чего ведется наблюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения (как наблюдать); выбор способов регистрации (как вести записи); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Наблюдение может быть включенным (когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение) или невключенным; открытым или скрытым; сплошным или выборочным; лонгитюдным (продольным) и ретроспективным (обращенным к прошлому). Основной недостаток этого метода заключается в том, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа, интервью и анкетирование составляют блок опросных методов. Беседа применяется с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Важными условиями проведения беседы являются выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение им мотивов исследования. Беседа проводится по заранее намеченному плану и ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии.

В этом случае исследователь задает заранее намеченные вопросы в определенной последовательности, а ответы открыто фиксирует. Анкетирование — метод массового сбора материала, когда респонденты дают письменные ответы на вопросы. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов.

Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос предлагаются на выбор анкетируемому готовые ответы. Смешанная анкета содержит элементы того и другого типа.

Результативность методов опроса (беседы, интервьюирования, анкетирования) во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов, а при очной форме — и от возникшего контакта между участниками.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование, которое осуществляется по отобранным стандартизированным вопросам и заданиям со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых.

Наиболее часто в педагогических исследованиях применяют тесты для выявления успеваемости учащихся и тесты для определения профессиональной предрасположенности людей, а также используют результаты психодиагностических исследований, проведенных психологами (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, личностные тесты и т.п.).

  • Среди методов педагогических исследований большое распространение получили социометрические методы, которые позволяют изучать скрытые межличностные отношения в коллективе.
  • Метод изучения продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, контрольных и творческих работ) может дать информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области, о его интересах и способностях.
  • Метод изучения педагогической документации (классных журналов, протоколов собраний и заседаний, личных дел учащихся и их медицинских карт) дает исследователю некоторые объективные данные, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и возможностей воздействия исследователя на педагогическое явление. В эксперименте обычно выделяют следующие этапы: теоретический (формулировка проблемы, определение цели, объекта, предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования — его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция); аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций).

Педагогический эксперимент может быть констатирующим (только устанавливающим реальные состояния процесса) или преобразующим (когда проводится целенаправленное изменение методов, форм и содержания образования с целью более эффективного воздействия на развитие личности или учебного коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп, которые необходимы для сравнения с экспериментальными.

В педагогических исследованиях для обработки полученных данных применяются математические и статистические методы. Они позволяют оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование и шкалирование. С помощью статистических методов определяются тенденции в изучаемом явлении, величина отклонений, коэффициенты вариаций и др. Эти методы позволяют установить количественные зависимости между изучаемыми явлениями.

Вспомогательными в сборе эмпирического педагогического материала могут выступать психофизиологические методы и методики. Например, фиксация протекания физиологических процессов: давление крови, частота пульса, устойчивость реакций в определенных ситуациях. Это дает возможность судить о глубине переживаний ребенка, эффективности оказываемых на него педагогических воздействий.

Источник: https://psyera.ru/4988/metody-pedagogicheskogo-issledovaniya

Педагогика

Рассмотрим основные методы педагогических иссле­дований в порядке их значимости и традиционности без группировки на теоретические и эмпирические.

Наблюдение

Наблюдение — один из наиболее распространенных методов педагоги­ческого исследования; представляет собой целенаправленный и планомер­ный процесс сбора информации.

Наблюдение отличается от обычной фик­сации явлений систематичностью, опорой на определенную педагогическую концепцию.

Позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании, проверяет адекватность и истинность теории в педагогической практике.

В результате наблюдения формулируются гипотезы, которые проверя­ются, уточняются в ходе последующих наблюдений, переходя в тео­рию, объясняющую педагогические явления. Наблюдения имеют определенную цель, проходят по заранее продуманному плану с детальным перечислением изучаемых вопросов.

Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных задач. Раз­личают:

  • полевые наблюдения (в естественных условиях) и лабораторные;
  • формализованные (проводятся по жесткой программе) и неформали­зованные;
  • включенные и участвующие (в зависимости от участия наблюдателя в событиях и процессах);
  • по частоте применения — постоянные, повторные и однократные на­блюдения;
  • по объему — сплошные и выборочные;
  • по способу получения — прямые (непосредственные), косвенные (опос­редованные);
  • в зависимости от объекта наблюдения — внешние, объективные, само­наблюдения.

Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого коли­чества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц, излишняя идентифи­кация наблюдателя со средой, недоступность наблюдению некоторых явлений и процессов; наблюдения не позволяют вмешиваться в изуча­емый процесс, изменять ситуацию, делать точные замеры. Поэтому ре­зультаты наблюдения необходимо сопоставлять с данными, получен­ными другими методами.

Изучение опыта

Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования.

В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычле­нение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

С помо­щью этого издавна применяемого метода педагогического исследования анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешен­ные заключения о целесообразности их применения в новых историчес­ких условиях. Поэтому данный метод называют еще «историческим».

Он тесно смыкается с другим методом — изучением первоисточников, называемым также архивным.

Читайте также:  Поперечность электромагнитных волн - справочник студента

Тщательному научному анализу подверга­ются памятники древней письменности, законодательные акты, про­екты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съез­дов и конференций и т. д.

Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий — словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

Часто под изучением опыта понимают изучение передового опыта твор­чески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.

Научно-педагогические исследования предполагают анализ школьной документации, отражающей учебно-воспитательный процесс. Источни­ки информации — классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распо­рядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стеног­раммы уроков и т. п.

Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, резуль­татов эстетического и технического творчества — о многом скажет опыт­ному исследователю. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени», «хобби-занятия».

Опросные методы в педагогике

Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения дан­ных широкого тематического спектра. В педагогике используются три общеизвестные разно­видности опросных методов: беседа, анкетирование, интер­вьюирование.

Беседа — диалог исследователя с испы­туемыми по заранее разработанной программе.

К общим правилам использования беседы относятся выбор компе­тентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом; вопросы, прове­ряющие искренность ответов и другие. Практикуются от­крытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы.

Близок к методу исследовательской беседы метод интервью. Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по из­учаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испы­туемых.

Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызы­ваемых исследователем у испытуемых. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти исследователя.

Не допускается в педагогической науке оба опросных ме­тода, смахивающих на допрос.

Анкетирование как письменный опрос более продукти­вен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов ан­кетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет ис­следователем при непосредственном его общении с испы­туемыми.

Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рас­сылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетиро­вание реализуется через анкету, размещенную в газете.

После заполнения таких анкет читателями редакция опе­рирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Известны три типа анкет.

  1. Открытая анкета со­держит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого.
  2. Анкета закрытого типа постро­ена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы.
  3. Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент — научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, изучение исследуемого педагоги­ческого явления в специально созданных и контролируемых условиях.

Занимает все более важное место в педагогических исследованиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, экс­перимент в педагогике имеет созидательный характер.

Экспе­риментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитатель­ной деятельности.

Основное назначение эксперимента — проверка научных предположе­ний и такое изучение разнообразных сторон обучения и воспитания, которое невозможно провести другими методами.

Различают естественный и лабораторный эксперименты.

Естественный эксперимент проводится в обычных условиях жизни и воспитания школьников. В этом случае экспериментатор вносит лишь некоторые необходимые условия в игру, учебу, организацию жизни. Цель этих условий состоит в выяснении влияния вводимых изменений на испытуемых.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных усло­виях. Он позволяет точно регистрировать (при помощи приборов) характер воздействий на испытуемых и их ответные реакции. Естествен­ный и лабораторный эксперименты, как правило, используются во вза­имосвязи.

Метод эксперимента требует большой предварительной подготовки ис­следователя. Необходимо проводить такие эксперименты, которые не нанесут ущерба обучению и воспитанию учащихся.

С целью подтверждения полученных в результате эксперимента данных они проверяются несколько раз в обычных условиях.

Только после тща­тельной проверки и всесторонней оценки новые приемы или формы обу­чения и воспитания могут быть рекомендованы для внедрения в практику.

Тестирование

Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объек­тивно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников, определять параметры педагогического процесса.

Существуют международные тесты для сравнения показателей достигнутого в образова­нии и развитии детей и взрослых. Тесты воспринимаются как экзамены на пригодность людей к той или иной сфере деятельности.

Все большее распространение получают компьютерные программы тестирования, позволяющие использовать ЭВМ в интерактивном режиме диалога в си­стеме человек-машина. Различают тесты для выявления успеваемости учащихся, тесты для определения профессио­нальной предрасположенности людей.

Используются тесты и в педагогических исследованиях. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирова­ния, укажем прежде всего на использование тестов успевае­мости.

Широко применяются тесты элементарных умений, та­ких, как чтение, письмо, простейшие арифметические опера­ции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности — выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

В психологической науке используются тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности (способностей), тесты проективные, тесты личностные и так далее.

От других методов об­следования тестирование отличается точностью, простотой, доступно­стью, возможностью автоматизации.

Терминологические методы

Терминологические методы исследований получают все большее распростра­нение в педагогике в последние годы. Их возникновение связано с отработкой лингвистики компьютерных систем.

Появление тезаурусов, рубрикаторов, дескрипторных словарей как инструментов, размещения информации в памяти ЭВМ приводит к разра­боткам моделей обучения и исследований путем опериро­вания базовыми и периферийными понятиями.

Сущность терминологических методов исследований в том, что ученые идут к анализу педагогических явлений не от практи­ки, а от того, что уже закреплено в языке теории педагогики, ее лексическом фонде. Неразвитый словарь описания той или иной области педагогики означает ее неизученность и свидетельствует о дефиците научных знаний.

Количественные методы в педагогике

Необходимо различать два основных направления в исполь­зовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьюте­ризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Пальму первенства держит освоенный исследователями ста­тистический метод. В его пределах широко применяются сле­дующие конкретные методики.

Регистрация — выявление определенного качества у явле­ний данного класса и подсчет количества по наличию или от­сутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).

Ранжирование — расположение собранных данных в опре­деленной последовательности (убывания или нарастания за­фиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал:

  • 1) шкалы наименований (или номинальные);2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шка­лы;
  • 4) шкалы отношений.

Все более мощным преобразующим средством педагогичес­ких исследований становится моделирование. Научная модель — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте.

Моделирова­ние — это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования — целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным обра­зом за счет анализа — расчленения целого на части; синтезом как таковым практически пренебрегали.

Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные сис­темы и исследует их функционирование.

Моделирование в дидактике успешно применяется для ре­шения следующих важных задач:

  • оптимизации структуры учебного материала;
  • улучшения планирования учебного процесса;
  • управления познавательной деятельностью;
  • управления учебно-воспитательным процессом;
  • диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

В педагогических исследованиях в сочетании с другими методами широко используется социометрия. Этот метод мы рассмотрим более подробно в следующем параграфе.

Читайте также:  Измерение потенциала проводника - справочник студента

Таков состав наиболее распространенных методов пе­дагогического исследования.

Сравнительно реже приме­няются заимствованные из других наук: методы контекст-анализа, рейтинга, провокаций, документального анализа, репертуарной решетки, методы парного сравнения, Дельфи, мемуаров и другие.

Педагогика использует ряд инструментальных ме­тодов физиологии и медицины; тремограммы, ЭЭГ, КГР, изменяющиеся скорости реакции, другие объективные показателисостояния человека. Применяются комбинации методов.

Литература

  1. Методы системного педагогического исследо­вания: Учебное пособие. / Под ред. проф. Н.В. Кузьминой. — М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
  2. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 512 с.
  3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педаго­гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  4. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заве­дений: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.

Источник: https://www.ckofr.com/pedagogika/528?showall=1

Методы исследования в профессиональной педагогике

как и в педагогической науке в целом, делятся на теоретические — теоретический метод анализа педагогических идей, математические и статистические методы; эмпирические — наблюдение, беседа, анкетирование, изучение и анализ документов, обобщение опыта, педагогический эксперимент.

Для получения объективных количественных данных широко применяются инструментальные методы — специальные эмпирические методы исследований явлений и процессов, недоступных непосредственному восприятию, с применением приборов, инструментов, аппаратов.

Эти методы используются в исследованиях, связанных с формированием профессиональных умений, проблемами профессиональной ориентации и профотбора, профессиональной адаптации рабочих, специалистов и т.д.

Как правило, они специализированы и служат для изучения конкретных явлений.

В то же время комплексное применение инструментальных методов, тем более в сочетании с экспериментом и другими общенаучными методами, позволяет составить довольно полную картину изучаемых явлений и получить результаты, которые без них вообще не могли бы быть получены.

Инструментальные методы включают три группы — хронометраж, биомеханические методы, психофизиологические методы.

Хронометраж применяется в исследованиях, связанных с определением показателей трудовых действий, в том числе в процессе их освоения, и представляет собой замеры отрезков времени, требующегося для выполнения отдельных действий, с целью определения оптимальных сроков, норм и режима труда, в том числе ученических на разных этапах производственного обучения, темпа работы, режима труда, а также для изучения временной структуры движений, оценки тренированности учащихся или рабочих и т.д. При хронометраже используются либо обычные часы или секундомер, либо специальные приборы с датчиками — электронные секундомеры, хроноскопы, если исследователь не может зафиксировать отдельные моменты, например быстрые движения. Так, временная структура деятельности станочника может быть зафиксирована хронографом — самописцем, подсоединенным с помощью специальных датчиков к станку. Любое взаимодействие со станком — включение, переключение подачи, вращение рукояток, соприкосновение инструмента с заготовкой — фиксируется на бумажной ленте самописца — хронограмме, по которой производится дальнейшая обработка данных.

Фотографирование является разновидностью хронометража; при этом в течение рабочего дня или урока производственного обучения измеряют и анализируют все затраты времени, что позволяет выявить прежде всего потери рабочего времени и их причины, а также организацию труда. В этих же целях применяется самофотографирование: учащийся (или рабочий) сам наблюдает за своей работой и результаты замеров заносит в специальный листок наблюдения.

Биомеханические методы — изучение пространственных, временных и силовых параметров трудовых движений — определение степени их совершенства, силового взаимодействия работающего с инструментом, станком, кинематики движения инструмента и рук, позы работающего и т.д.

Исторически первым в этой группе был циклографический метод. Циклограмма представляет собой проекцию последовательных элементов движения. Для получения циклограммы к инструментам, рукам или ногам прикрепляются электрические лампочки.

Рабочий процесс фотографируется фотоаппаратом с постоянно открытым затвором. На фотопластинке остаются изображения лампочек в виде светлых точек, дающих траекторию соответствующего движения.

Анализ траектории позволяет определить скорость, ускорение, темп, ритм, направление и другие компоненты движения.

Применение методов биомеханики не обязательно связано с использованием сложной аппаратуры. Можно привести такой простейший пример. К обуви учащихся прикрепляются на резинках металлические пластинки с небольшим выступом, а на полу у рабочего места стелется лист бумаги и любое переступание ног фиксируется следом на бумаге.

Психофизиологические методы применяются для изучения функционального состояния организма человека в процессе и в результате учебной и трудовой деятельности. Среди них наиболее часто используются следующие методы:

О электромиография — запись электрических потенциалов работающих скелетных мышц. Работа любой мышцы происходит при ее возбуждении, передаваемом из головного мозга по двигательным нервам в виде электрических импульсов. Электрическая активность мышцы определяет силу ее сокращения.

Электрические потенциалы мышцы с помощью специальных электродов подаются на усилитель и после усиления — на самописец, регистрирующий электрические сигналы на бумажной или какой-либо другой ленте. (Эта запись называется миограммой.

) Так, с помощью миографии установлено, что даже высококвалифицированные слесари и станочники, одинаково успешные по результативным характеристикам (точности и производительности труда), выполняющие одну и ту же работу, сильно различаются по внутренней психофизиологической структуре действий: она энергетически более экономна и рациональна у тех, кто первоначально получил профессиональную подготовку в стационарном профессиональном учебном заведении под руководством квалифицированного мастера-наставника;

О электрокардиография — регистрация электрических потенциалов сердечной мышцы. Так же как и скелетные мышцы, сердечная мышца сокращается под воздействием поступающих из мозга электрических сигналов. В профессиональной педагогике электрокардиография используется для оценки работоспособности. Например, по частоте сердечных сокращений можно судить о степени утомления человека во время работы;

О электродермография — регистрация электрических потенциалов кожи. Работа потовых желез, расположенных в коже человека, также происходит под воздействием электрических сигналов мозга.

Электродермограмма является в первую очередь показателем эмоционального состояния человека в процессе работы.

Так, состояние водителя автомобиля, не уверенного в себе на дороге, отразится резкими колебаниями электрических потенциалов на дермограмме.

Источник: https://studref.com/472488/pedagogika/metody_issledovaniya_professionalnoy_pedagogike

Методы педагогического исследования — Лекции по курсу Педагогика

Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования.

Существует несколько классификаций педагогических методов, объединяющихся по разным основаниям. Например, по уровню исследования методы в педагогике делятся на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические и математические.

В соответствии с этапами проведения научного исследования методы делятся на организационные, методы сбора данных, обработки данных, интерпретационные (см. таблицу 10.).

Таблица 10

Методы педагогического исследования

1. Методы организации исследования
  • комплексный — как совокупность методов, направленных на изучение педагогического объекта как системы;
  • —          сравнительный обеспечивает изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения;
  • —          лонгитюдный направлен на  выявление изменений в течение длительного времени.
  1. 2. Методы сбора данных
  2. Эти методы
  3. направлены
  4. на изучение
  5. педагогического
  6. опыта
  • —          выявление, анализ, обобщение педагогического опыта;
  • —          педагогическое наблюдение;
  • —          самонаблюдение, самоанализ;
  • —          беседа и интервьюирование;
  • —          анкетирование;
  • —          педагогический анализ ситуаций и фактов;
  • —          педагогический консилиум (групповой экспертный анализ) как обсуждение и принятие коллективного решения;
  • —          экспертные оценки;
  • —          анализ педагогической документации;
  • —          анализ и оценка результатов учебной деятельности (выполнения обучающимися самостоятельных заданий, контрольных, графических, творческих, лабораторных работ и др.);
  • —          педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная работа, замер времени выполнения действий, определение умений и личностных качеств по обученности и воспитанности, способов мышления и деятельности по творческим проявлениям);
  • —          педагогический эксперимент;
  • —          сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определенной проблеме и сравнение его с отечественным);
  • —          праксиметрические методы (хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись).
3. Методы обработки данных —          математические (регистрация, ранжирование, шкалирование); —          качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез и обобщение).
4. Методы интерпретации и оценки данных
  1. —          теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на основе существующей теории, концепции);
  2. —          сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала, но в сравнении с ранее собранными материалами или полученными другими исследователями);
  3. —          каузальный (констатации и объяснения причин, движущих сил педагогических процессов, явлений);
  4. —          структурный (выявление структурных элементов);
  5. —          системный (выявление взаимосвязи элементов, системных свойств и функций);
  6. —          генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций);
  7. —          факторный (определение факторов, их роли и влияний);
  8. —          апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов, полученных в ходе исследования и опытно-экспериментальной работы).
Читайте также:  Гистерезис - справочник студента

Как следует из таблицы, по названию часть методов педагогики совпадает с методами других наук (например, психологии, социологии). Но специфика исследования педагогической действительности и образовательных процессов определяет особенности применения методов.

  • Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка какой-либо технологии или методики, системы работы для выявления их педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в исследуемых педагогических процессах и явлениях, которая предполагает:
  • —          опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;
  • —          активное воздействие исследователя на педагогическое явление;                                                
  • —          измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия;
  • —          неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.
  • Выделяют 4 этапа эксперимента:
  • —          теоретический постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;
  • —          методический разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;
  • —          собственный эксперимент– проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций «испытуемых»);
  • —          аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или  кратковременным.

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий, формирующий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

Вышеназванные методы наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов учебной деятельности и педагогической документации, которые используются для сбора научно-педагогических фактов, называются методами эмпирического познания педагогических явлений.

                                                                                                                                                                 Таблица 13

Источник: https://students-library.com/library/read/56899-metody-pedagogiceskogo-issledovania

Методы научных педагогических исследований

Методы педагогического исследования – это способы изучения пед явлений, получения информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Все их разнообразие можно разделить на 3 группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи наблюдений.

Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения, Можно выделить следующие этапы наблюдения: – определение задач и цели; – выбор объекта, предмета и ситуации; – выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать); – выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести запись); – обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное – «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

  Наблюдение – это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.

Беседа – это самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, ответы записываются открыто.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Беседу и интервью называют опросом «Лицом к лицу», анкетирование – заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.

План беседы, интервью и анкета – это перечень вопросов (вопросник).

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его пед эффективности.

Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания. Выделяют следующие этапы эксперимента:- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования); – методический (разработка методики исследования и его плана, программы);

– собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); – аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. Различают эксперимент естественный и лабораторный – создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо владеть техникой его проведения, здесь требуется особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Место исследовательского компонента в структуре деятельности учителя

Теоретический анализ – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя.

Систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило.     Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.

Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.

Теор методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теор методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и спец работ по педагогике; худ литературы о школе, воспитании, учителе, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии – перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование – дословная запись выражений, фактических и цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математ и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.

Источник: https://studentguide.ru/shpargalki-po-pedagogike/metody-nauchnyx-pedagogicheskix-issledovanij-misce-doslidnickogo-komponentu-v-strukturi-diyalnosti-vchitelya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector