Методы исследования личности в психологии — справочник студента

Вакулов Вадим Романович

Статья на тему ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Изучение личности студента в практике высшей школы осуществляется по следующим показателям: мотивы поступления в вуз, уровень общеобразовательной подготовки, характер деятельности до поступления в вуз, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, уровень развития способностей, особенности характера, состояние здоровья, соответствие их содержанию и требованиям к будущей профессии. Для выявления всего этого широко используются опросы, наблюдения, рецензирование самостоятельных работ студентов, результаты выполнения контрольных заданий, зачетов, экзаменов, тестирование. На основе такого изучения осуществляется дифференцированный подход к студентам. Выявляются трудности в учебе и практической работе, предпочтение учебным дисциплинам и видам занятий, самооценка уровня своей деятельности и себя как личности, степень удовлетворенности.

Деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации, состоящим личности и коллектива по осуществлению управления и руководства.

Деятельность студента имеет большое социальное значение, так как ее главное назначение — обеспечить подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства, реализовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим воспитанием. Студенческая деятельность в целом не относится к сфере материального производства.

Основное в деятельности студента — учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью.

К числу особенностей деятельности студента следует отнести: своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, овладение знаниями, навыками, развитие личных качеств), особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде); деятельность студента протекает в запланированных условиях (программы, сроки обучения); особые средства деятельности — книги, лабораторное оборудование и т.д.; для деятельности студента характерна ннтенсивность функционирования психики, необычно высокое интеллектуальное напряжение; в ходе деятельности у студентов возникают перегрузки и появляются задачи, вызывающие напряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т.д.).

Успешность обучения определяется таким психическим свойством человека, как обучаемость. Под этим понятием подразумеваются личностные особенности (адаптивность, пластичность личности, напряженность мотивации и т.п.) н весь интеллектуальный потенциал человека.

Успех любой деятельности, в том числе и учебной, в первую очередь зависит от уровня интеллектуального развития.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Виды коммерческих организаций - справочник студента

Оценим за полчаса!

Взаимосвязь между интеллектуальными способностями и деятельностью диалектична: эффективное включение в любую деятельность требует определенного уровня способностей к этой деятельности, которая в свою очередь определяющим образом влияет на процесс развития и формирования способностей.

Успеваемость студентов зависит не только от общего интеллектуального развития и специальных способностей, что вполне понятно даже с точки зрения здравого смысла, но также от интересов и мотивов, черт характера, темперамента, направленности личности, ее самосознания и т.п.

В процессе работы со студентами педагог должен учитывать не только уровень и структуру мотивации, но также энергетический, умственный потенциал и целый ряд жизненных обстоятельств.

Так, если у студента большой перерыв в учебе или он с трудом адаптируется к новой форме обучения, задача педагога будет состоять в том, чтобы научить студента оптимальной организации труда.

При хороших же потенциальных возможностях, высокой интеллектуальной лабильности студента, которая служит критерием хорошей обучаемости, педагог имеет основания предъявить к нему более высокие требования, апеллировать к его волевым качествам.

Одной из важных потребностей является потребность в общении. В общении студенты познают не только других, но и себя, овладевают опытом социальной жизни. Потребность в общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями.

Также одной из важнейших потребностей личности является потребность в достижениях. Жизнь студентов специфична по возможностям удовлетворения ряда потребностей.

Имеются известные ограничения в удовлетворении их духовных и материальных потребностей.

Данные исследований показывают, что повышение эффективности деятельности студента связано прежде всего с развитием их духовных потребностей в соответствии с требованиями обучения в вузе и будущей профессии.

В деятельности и развитии студентов большую роль играет мировоззрение — система представлений, идей, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы.

Существенные особенности в поведении и деятельности студентов вызываются различиями в темпераментах.

Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение студентов на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Темперамент влияет на ход и результаты различных видов деятельности.

В деятельности студентов проявляется и их характер — относительно устойчивый психический склад человека. Это совокупность черт, влияющих на все его поведение. Характер студента представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам.

Это, во-первых, группа интеллектуальных черт — наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональных черт — уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-третьих, группа волевых черт — целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество и др.

; четвертая группа — нравственные черты — чувство долга, честность, правдивость и др. Характеры делятся на слабые и сильные, замкнутые и эгоистичные, цельные и противоречивые. Главное, что раскрывает характер студента — это поступки и действия, особенно поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа.

Характер формируется в процессе деятельности в зависимости от ее мотивов и общего отношения студента к окружающей действительности.

В деятельности студентов ярко проявляются способности, т.е. такие их психологические особенности, которые позволяют успешно овладеть программой вуза, эффективно совершенствоваться как будущим специалистам. В структуру способностей входят внимательность, наблюдательность, определенные качества мышления, памяти и т.д.

Способности студентов развиваются вместе с совершенствованием их внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности, а также путем компенсации недостающих качеств.

Способности складываются на основе закрепления проявлений психических процессов, мотиваций поведения и свойств человека в связи с особенностями его деятельности.

Экспериментально установлена взаимосвязь интеллектуального развития и успеваемости студентов разных вузов, специальностей и курсов.

Плохую успеваемость нередко имеют молодые люди, обнаружившие низкую продуктивность по данным интеллектуальных тестов, более того, значительная часть этих студентов отличается уже с первых курсов.

Диагностировать, а потом и применить активно формирующий метод, позволяющий студенту преодолеть трудности в учебе, раскрыть конкретные психологические действия для совершенствования индивидуализации процесса обучения, — вот основная цель.

В процессе учебной деятельности значительно повышает эффективность учебного труда прием предварительной подготовки к предстоящей лекции, актуализация необходимых для ее восприятия знаний. Особенно он ценен в математике и других точных науках.

Значительная часть студентов стремится рационализировать свою учебную деятельность, найти наиболее эффективные приемы изучения материала. Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития: 1) интеллекта, 2) самоанализа, 3) воли.

Недостаточный уровень развития любого из этих свойств приводит к существенным просчетам в организации самостоятельной работы, следствием чего и являются низкий уровень регулярности занятий, неполная подготовленность к экзаменам.

Легко усваивая учебный материал, интеллектуально более развитые студенты в обычных, рассчитанных на среднего студента условиях обучения не стремятся к выработке рациональных приемов усвоения знаний.

Этот стиль учебы — штурмовщина, риск, недоучивание материала — складывается еще в школе.

Потенциальные возможности таких студентов остаются нераскрытыми, особенно при недостаточном развитии воли, ответственности, целеустремленности личности.

К оптимизации учебного процесса психология и педагогика могут подходить с разных позиций: совершенствования методов обучения, разработки новых принципов построения учебных программ и учебников, совершенствования работы деканатов, создания психологической службы в вузах, индивидуализации процесса обучения и воспитания при условии более полного учета индивидуальных особенностей обучающегося и др. Во всех этих подходах центральное звено — личность обучающегося. Знание психологических особенностей личности студента — способностей, общего интеллектуального развития, интересов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, самосознания и т.д., — позволяет изыскивать реальные возможности их учета в условиях современного массового обучения в высшей школе.

Интеграция данных о каждом конкретном человеке производится с помощью психографии. Психография является методом познания конкретного человека путем обобщения разноуровневых характеристик, а также структурных и генетических связей между ними.

При использовании психографического метода за точку отсчета берутся уровень и структура интеллекта как условие, необходимое для стратегической организации поведения.

Индивидуальную беседу желательно проводить в отдельном помещении, без посторонних лиц, предварительно сообщив студенту о том, что полученные о нем сведения будут храниться в тайне.

Существенно расширяет возможности куратора в изучении студента методика самооценок. Процедура самооценивания максимально проста. Студент в зависимости от самооценки своих личных качеств должен поставить отметку (вертикальную черту) между двумя полюсами предложенной ему шкалы. Размер последней 10 см, но для студента он не указан, шкала не градуирована.

При обработке полученной информации экспериментатор измеряет на шкале расстояние от левого полюса до отметки, сделанной испытуемым. Результат в сантиметрах переводится в баллы. Это и будет самооценка студентом того или иного своего качества.

Выполнил под руководством Варнавской Д.С.

Источник: https://infourok.ru/psihologopedagogicheskoe-izuchenie-lichnosti-studenta-3760030.html

Введение

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Подготовка квалифицированных молодых специалистов — аграрников является одним из важнейших направлений молодежной политики нашего государства. Следовательно, актуальной задачей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования республики является задача развития конкурентоспособности будущих специалистов, которая отвечала бы возрастающим требованиям рынка труда к качеству трудовых ресурсов, на основе интеграции образования, науки и производства.

  • Основной целью развития социально-психологической службы в вузе, является психолого-педагогическое сопровождение личности обучаемого в процессе образования, формирование у студента психологической готовности к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное и профессиональное развитие.
  • Сегодня, наряду с процессом обучения, значительную роль в реализации этой задачи приобретает процесс воспитания, поскольку мы должны подготовить не только грамотного специалиста, но и личность, которая стремится к развитию и самосовершенствованию.
  • Педагоги, осуществляющие воспитательную работу в условиях вуза, обязаны знать, что одна из сложнейших задач — это обеспечение социализации студентов, создание позитивного морально-психологического климата в коллективе и условий для проявления активной жизненной позиции, инициативы, самостоятельности, формирования навыков здорового образа жизни.

Среди многочисленных аспектов учета индивидуальных особенностей в организации учебного процесса один приобретает главное значение — это индивидуализация содержания образования в соответствии с возможностями человека. Только при разрешении данной проблемы мы можем создать условия для реализации в учебном процессе потенциальных возможностей каждого и избежать трагических фрустрирующих ситуаций, калечащих личность, порождающих неверие в собственные силы и озлобленность по отношению к внешнему миру.
В данной брошюре представлены методические разработки педагогов — психологов УО «БГСХА». Приведен разнообразный методический инструментарий, который будет способствовать повышению уровня социально-психологической компетентности воспитателей общежитий, кураторов студенческих групп. В условиях современного вуза построение правильной конфигурации воспитательного воздействия на студенческий коллектив возможно лишь при условии полного и ясного представления о психологическом состоянии группы, которое находит отражение в таких показателях, как микроклимат, уровень воспитанности, познавательный и творческий потенциал и др. Это обстоятельство обуславливает потребность в изучении индивидуальных личностных характеристик каждого в отдельности взятого студента, которые должны служить основой для построения эффективной системы воспитательной работы со студенческим коллективом. При решении поставленной задачи неизбежно возникает ряд проблем объективного характера: это и отсутствие приемлемого методического обеспечения, опыта подобной работы, времени, а порой, и заинтересованности кураторов и т.д. Но, одной из основных выступает проблема, вызванная тем, что в вуз приходит не «сырой материал», а сформированная личность с уже устоявшейся системой жизненных ориентаций. Задача куратора при этом сводится не столько к формированию личности студента, сколько к коррекции (насколько это возможно в юношеском возрасте) его негативных личностных проявлений. Кураторам, воспитателям студенческих общежитий необходимо стремиться, используя весь свой педагогический и жизненный опыт, помочь студенту увидеть и осознать положительное и отрицательное в самом себе, помочь ему осознать потребность в коррекции этого отрицательного.

  1. Прежде чем выделить более или менее устойчивые ориентиры в работе куратора, без которых обращение к психологической проблематике вряд ли будет плодотворным, следует хотя бы в двух словах обозначить некоторые фундаментальные категории, которые связаны с понятием «ЛИЧНОСТЬ».
  2. Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
  3. Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его направление, организацию, поддержку.
  4. Адаптация в наиболее общем смысле рассматривается как процесс общего приспособления организма к условиям существования обычно новым или внезапно изменившимся.

Понятием противоположным адаптации, является дезадаптация. Она выражается в неспособности человека соответствовать собственным потребностям и притязаниям, выполнять требования, которые предъявляют к нему среда и собственная социальная роль.

  • Тревожность — психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности.
  • Фрустрированность — эмоционально — отрицательное переживание человеком какой-либо неудачи, утраты, крушения надежд, сопровождаемые чувством безысходности, тщетности прилагаемых усилий.
  • Нейротизм — свойство человека, характеризующее его повышенной возбудимостью, импульсивностью, тревожностью.
  • Интеллект — способность индивида к продуктивной деятельность, решению проблем, которые определяют успешную реализацию любой деятельности.
  • Вербальный интеллект — интеллект связанный с речью человека.
  • Невербальный интеллект — интеллект не связанный с речью человека.
  • Валидность — качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он был предназначен.
  • Сегодня психология трактует личность как социально — психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе.

Огромное значение в определении специфики того или иного целого, его особенностей, свойств имеет структура — внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи взаимодействующих его компонентов. В качестве примера структурирования личности может служить структура личности, предложенная К. Платоновым. Различают статистическую и динамическую структуры личности. Статистическая — характеризует основные компоненты психики индивида. Ее параметры: всеобщие свойства психики, т. е. общее для всех людей (ощущение, восприятие, мышление, эмоции); социально-специфические особенности, т. е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (специальные установки, ценностные ориентации); индивидуально-неповторимые свойства психики, т. е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности). Динамическая структура фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. Динамическая структура личности по К. Платонову

Название подструктур Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Уровень анализа Виды формирования
Направленность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, желания Биологического почти нет Социально — психологический Воспитание
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Психолого-педагогический Обучение
Особенности психических процессов Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального Индивидуально — психологический Упражнения
Биохимические свойства Темперамент, половые и возрастные свойства Социального почти нет Психофизиологический Тренировка
Читайте также:  Коллектив: создание и развитие - справочник студента

Методы и диагностические методики для изучения личности студента.

Первый и самый действенный метод — это метод наблюдения: в учебной деятельности, в практической деятельности, в общении и т. д.

  1. Наблюдение — это метод исследования объектов, который состоит в восприятии объектов, предметов, феноменов с целью изучения их трансформаций в условиях той или иной среды.
  2. Эффективным является метод беседы.
  3. Для коррекции поведения эффективно используется метод убеждения и личного примера.
  4. Из всего многообразия известных сегодня диагностических методик по углубленному изучению психологических особенностей и проявлений личности в условиях аграрного вуза наиболее применимы ниже приведенные.

Для изучения интеллектуальных способностей студента целесообразно использовать тест возрастающей трудности «Методику Дж. Равена».

Тест Дж. Равена используется для диагностики интеллекта людей с 8 до 65 лет. Диагностируется «визуальная логика», логическое мышление, невербальный интеллект.

Согласно Равену — это тест испытания способностей воспринимать определённые формы, охватывать их особенности, характер, и взаимные отношения, и ансамбль — совокупность отношений, а поэтому он требует по некоторым задачам методологических рассуждений. При этом следует отметить, что таким образом нельзя производить измерение некоего абсолютного интеллекта, однако результаты тестирования дают возможность понять, что измеренные умения и навыки в определённой мере репрезентируют интеллект.

Для изучения мотивационной сферы личности наиболее приемлемы в использовании: методика «Конструктивность мотивации».

Относительно этой методики имеются данные о положительных корреляциях конструктивности мотивации с особенностями интеллекта и свойствами личности по параметрам реактивности и активности.

Методика КМ используется для непосредственного диагностирования индивидуальных различий людей. Несложность, общедоступность содержания методики позволяет применять ее в широких возрастных и социальных диапазонах.

Методика валидна и вполне стандартизуема.

  • Методика «Анкета изучения жизненных ценностей». (Приложение 1)
  • Методика «Мотивация обучения в вузе». (Приложение 2)
  • Для изучения эмоциональной сферы личности рекомендуется использовать:

методику «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина». (Приложение 3)

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

Выбор данной методики обусловлен тем, что она является единственной, которая позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

В силу того, что тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий личности, необходимо сопоставить ее с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности устанавливаются проявления фрустрированности, агрессивности, нейротизма.

Для получения более полной информации об эмоциональном состоянии студента необходимо использовать «Методику диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана, модификация В.В. Бойко. (Приложение 4)

Этот опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

Иногда, состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием, озлобленностью и др.

Их энергетика побуждает активно действовать интеллект, но он не находит выхода из ситуации, потому что препятствия и трудности объективно непреодолимы, в результате эмоциональное напряжение еще больше усиливается Человек должен был бы вести себя рационально — либо понизить свои притязания, либо смириться с трудностями, либо перестать думать о том и о другом, но он не в состоянии оборвать возникшую энергетическую завязку между интеллектом и эмоциями. Он оказывается в психологическом стрессе.

Состояние фрустрации отрицательно влияет на жизнедеятельность организма, постепенно подтачивает его силы, ослабляет нервную систему. Устранение фрустрирующих обстоятельств обычно снимает нервное напряжение.

Фрустрированная же личность бывает неприятна в общении, она реагирует на происходящее в рамках своего дисфункционального стереотипа эмоционального поведения — некоммуникабельного, энергетически-информационно перегруженного.

Фрустрированный человек обычно выдает себя жесткой экспрессией, склонностью срывать зло на партнерах, грубостью, недоброжелательным обращением.

Для углубленного изучения характерологических проявлений индивида целесообразно использовать «Личностный опросник Г. Ю. Айзенка для взрослых (EPQ)». (Приложение 5)

Содержание этого опросника служит для определения личностных черт человека по двум основным «осям»: интроверсия — экстраверсия замкнутость или обращенность во вне) и стабильность — нестабильность (уровень тревожности и нейротизма).

Экстраверсия проявляется в общительном, активном, оптимистическом, самоуверенном, импульсивном поведении. Для интровертов характерно поведение необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудительное.

Человеку с высоким уровнем нейротизма свойственны сверхчувствительные реакции, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим миром. Высокие показатели по шкале нейротизма говорят о высокой психической неустойчивости индивида.

Наиболее информативными и удобными методиками для изучения межличностных отношений в студенческой группе, внутригрупповой структуры, являются:

«Социометрическая методика «.

Адаптированный (упрощенный) вариант этой методики не требует специальной психологической подготовки и с успехом может использоваться куратором группы. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально — психологической совместимости членов конкретных групп.

В любой группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий.

Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др.

Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние.

  1. Методика позволяет выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии неофициального аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
  2. Методика «Атмосфера в группе». (Приложение 6)
  3. В контексте исследования проблемы формирования и развития личности процесс социальной адаптации является одним из актуальных.

«Методика диагностики социально — психологической адаптации К. Роджерса и Р.

Даймонда» наиболее информативна и целесообразна для использования при изучении симптомов социальной дезадаптации и уровня адаптированности человека к новым социальным условиям. (Приложение 7).

Результаты интерпретируются по нескольким направлениям: адаптация, самоприятие, приятие других, эмоциональная комфортность, отношение внутреннего контроля к внешнему, стремление к лидерству и эскапизм (уход от проблем).

Обобщенные результаты комплекса диагностики дают основание для разработки индивидуальной карты развития личности студента, которая в свою очередь является отправной точкой при построении индивидуальной программы воспитательного воздействия на личность студента.

Но для одного куратора это достаточно сложная и трудоемкая задача. Поэтому индивидуальную карту кураторам рекомендуется составлять совместно с психологом на так называемых «проблемных» студентов.

При этом следует исходить из того, что эффективность психологической работы куратора определяется полнотой изучения личностных особенностей студента и правильно разработанной коррекционной программой.

Это позволит куратору либо самому пытается помочь студенту, либо корректно направить его на консультацию к психологу, и далее этим студентом уже занимается специалист.

Рассмотренные методики апробированы психологами управления воспитательной работы с молодежью УО «БГСХА» и рекомендуются к широкому применению в учебно-воспитательной деятельности воспитателям, кураторам, преподавателям.

Для более основательного знакомства и использования их в работе следует обратиться в социально — психологическую службу управления воспитательной работе.

По желанию диагностика может быть проведена как самим куратором группы (с использованием методик, не требующих специальной психологической подготовки), так и психологом УВР.

Источник: https://studbooks.net/897197/psihologiya/izuchenie_psihologicheskih_komponentov_lichnosti_studenta

Психологическое исследование структуры личности

В современной психологии можно насчитать около семи основных теорий, которые описывают структуру личности. Структуру личности можно условно разделить на компоненты, составные части, особенности.

Но при исследовании структуры личности психологи-практики прежде всего опираются не на теоретические основы, а на эмпирический (экспериментальный) материал.

Несмотря на то, что вопрос о понимании структуры личности занимает важное место на протяжении уже многих лет, точных методов исследования личности пока не существует.

Самым популярным и универсальным методом исследования личности является личностный опросник. Существует множество методик, построенных как опросникам, но в профессиональной психологии принято использовать стандартизированные многофакторные методики исследования личности.

С помощью них исследователь может выявить наиболее характерные для человека черты или группы черт. Таким образом появляется возможность создать определенный личностный профиль, то есть описать особенности взаимодействия между группами личностных черт и выявить наиболее выделяющиеся или же, наоборот, наиболее незаметные черты.

Все это является крайне важным с диагностической точки зрения.

В зависимости от типа выбранного опросника, по результатам исследования можно получить информацию о характерологических особенностях человека, о его склонностях, социальном взаимодействии.

Важными результатами будут данные об интроверсии или экстраверсии человека, о его самоидентификации, уровне тревожности и депрессии, о его эмоциональном фоне, уровне самоуважения, мотивации, наличия дезадаптации.

При обследовании детей применяют иные варианты, такие как игровые тесты или рисуночные и проективные тесты. Ребенок тоже является личностью, однако в теоретической психологии принято выделять несколько этапов рождения – становления личности.

Тесты такого рода могут быть использованы и в работе со взрослыми, если в силу определенных обстоятельств не возможно использовать опросники. Например при серьезной органической патологии.

Читайте также:  Основные признаки государства - справочник студента

Проективные тесты могут быть крайне информативными в отношении исследования структуры личности, при этом эффективность такого рода методик, в первую очередь связана с профессионализмом исследователя, так как не опирается на статистически достоверные методы и не имеет количественного способа измерения.

Личность человека – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которая направлена на поддержание индивидуального своеобразия и на устойчивость поведения человека и его представлений о самом себе. При различных нарушениях личности нарушается не только внутреннее состояние человека, но и межличностные взаимоотношения.

При различных психических патологиях, где присутствуют нарушения мышления и памяти, со временем можно увидеть, как нарушается личностная организация, распадается идентичность и нарушаются даже такие устойчивые представления человека о самом себе, как о человеке с определенными особенностями поведения и потребностями.

Существующие методики исследования личности так или иначе связаны с ее теоретическими описаниями.

Некоторые методики связывают особенности личности с особенностями нервной деятельности, типом нервной системы и генетически наследуемыми особенностями. Важными составляющими исследования личности являются показатели уровня тревожности, депрессии, самооценки и способности к адаптации, уровня агрессии.

  • Эффективным является 16-факторный опросник Кетелла, позволяющий определить свойственные человеку способы поведения и взаимодействия с миром и собой.
  • Наиболее современные психодиагностические методики, например, психосемиотический анализ текста, позволяют при помощи математических методов получить представление о картине мира индивида.
  • Таким образом, современные методы исследования личности представляют большой спектр возможностей для понимания природы человека и дают возможность подобрать для каждого человека, с его особенными личностными чертами, наиболее подходящие рекомендации для улучшения качества его жизни или же преодоления внутренних и социальных сложностей.

Источник: https://arbat25.ru/nashi-metodyi/psixologiya/psixologicheskoe-issledovanie-strukturyi-lichnosti

Методы исследования личности (стр. 1 из 3)

  • Методы исследования личности.
  • План
  • 1. Психологические методы исследования личности
  • 2. Социологические методы исследования личности

3. Общественная мисль как социологический метод исследования.

1.Психологические методы исследования личности.

Изучение личности не может развиваться, если не будет пополняться новыми и новыми фактами.

Методы изучения личности. Долгие годы в психологии считалось, что единственным методом познания психических явлений есть субъективный метод интроспекции — непосредственное наблюдение человеком за собственными психическими процессами.

Вместе с тем, современное развитие психологической науки показал невозможность субъективного исследовательского приема психики, невозможность с его помощью открыть действительно закономерности психических явлений.

Итак, можно сделать вывод, что самонаблюдение не может быть основным методом изучения психики. Вместе с тем это не означает, что при изучении психических процессов совсем не нужно учитывать высказывание человека о том, что он переживает и как именно.

Таким образом, метод самонаблюдение можно рассматривать как вспомогательный при изучении личности. Учитывая его результаты в комплексе с другими методами можно получить ценный материал об исследуемых фактах.

Самонаблюдение, самоанализ предусматривает проявление способности личности сознавать себя, свои качества, действия, поступки, отношение к обществу, к другим людям, к себе. На его основе складывается самооценка руководителя, которая может быть завышенной, заниженной или адекватной.

В соответствии с принципом объективности для изучения феноменов личности используется целостная система методов и методик. Среди них наиболее распространенным является метод наблюдения.

Значение и ценность названного метода состоит в том, что материал для наблюдения берется непосредственно из жизни при наблюдении за психической деятельностью людей, что обнаруживается в их движениях, действиях, поступках, высказываниях.

Данный метод характеризуется как один из эмпирических методов психологического исследования, которое обнаруживается в чувствительном познании явления или исследуемого предмета.

Различается наблюдение как научный метод (при таких обстоятельствах наблюдения всегда целенаправленные, спланированные и систематизированные; оно становится методом психологического изучения людей тогда, если от описания переходит к объяснению психологической природы явлений) и жизненное наблюдение. Таким образом сущность метода наблюдение состоит в намеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации психических явлений с целью дальнейшего изучения их специфических изменений при определенных условиях, их анализа и использования для потребностей практической деятельности.

Научное наблюдение подчиняется ряду правил и требований: во-первых, любое исследование, которое стремится к объективности, состоит в определении круга исследуемых фактов, а также дальнейшего их наблюдения; во-вторых, отбор способа наблюдение; в-третьих, складывание плана и программы исследования; в-четвертых, направленность наблюдения на важные явления, обособление важного от несущественного, главного от второстепенного; в-пятых, объективная и точная регистрация фактов, формулирование из них определенных выводов; в-шестых, наблюдение требует ведения журнала;наблюдений и регистраций событий, стенографических записей, протоколов и т.п., в которых фиксируются не только факты, которые характеризуют действия, поступки, поведение, а и условия, в которых они происходили; в-седьмых, наблюдение следует проводить в естественных условиях и не вмешиваться в ход событий; в-восьмых, проверяя обоснованность и надежность полученных результатов, следует выполнить повторные аналогичные наблюдения (на том же объекте и в одних и тех же условиях); в-девятых, наблюдение необходимо при возможности повторять в разное время, в разных условиях и ситуациях.

  1. При использовании метода наблюдения могут встречаться определенные трудности:
  2. 1) может возникнуть опасность получения необъективной, искривленной информации об исследуемом объекте;
  3. 2) наблюдение не всегда дает возможность отделять случайные факты от закономерных;

3) толкование полученных данных могут иметь субъективный характер, то есть на результаты наблюдения влияют личные качества исследователя, его жизненный опыт, установки, эмоциональные состояния и т.п.;

4) исследователь находится в пассивном состоянии, то есть не может изменить ход психического явления и вынужден ждать, пока появятся те или другие процессы, не имея возможности повтора;

5) наблюдение требует значительных затрат времени; 6) этот метод не дает возможности количественно проанализировать собранный материал.

Относительно преимущества метода наблюдение сравнительно с другими, то она состоит в том, что психика проявляется в естественных условиях, то есть наблюдение дает информацию о действиях индивидов независимо от их установок на «желательную», «одобряемое» поведение.

Различают такие виды психологических наблюдений:

включенное наблюдение (оно предусматривает, что исследователь сам на определенное время становится членом группы — объекта исследования и есть равноправным ее членом);

невключенное наблюдение (это наблюдения «со стороны»: наблюдатель не является участником группы — объектом наблюдения).

В зависимости от позиций наблюдателя относительно объектов наблюдения выделяют открытое (при таком наблюдении исследуемые знают, что они являются объектом наблюдения) и скрытое (при таких условиях исследуемые не подозревают, что ведется наблюдение за их поведением и деятельностью) наблюдение.

За фактором регулярности наблюдения разделяют на систематическое (при таком наблюдении исследователь посещает исследуемый объект на протяжении определенного времени) и эпизодическое.

Наблюдение может также быть сплошным, если фиксируются все проявления психологической деятельности на протяжении определенного времени и выборочным, если регистрируются только те явления, которые непосредственно касаются вопроса, который изучается

Много общего с методом беседы имеет анкетный метод, при котором в отличие от метода беседы не обязательный личный контакт. Речь идет об анкете (опросное письмо), которое составляет собою совокупность упорядоченных по смыслу и форме вопросов.

Являются определенные требования, которых следует придерживаться при проведении анкетирования: во-первых, вопросы на протяжении анкетирования остаются неизменными; во-вторых, для начала необходимо провести инструктаж о порядке заполнения анкеты; в-третьих, наличие гарантии анонимности; в-четвертых, надежность и достоверность информации, которое можно получить в результате опрашивания, в значительной мере предопределяются конструированием и редакцией вопросов (к их формулированию выдвигаются высокие требования — они должны быть четкими, короткими, постановка в начале анкеты простых вопросов, которые постепенно усложняются, вопросы составляют с учетом личностно-психологических особенностей респондента: уровня образования, возраста, пола, наклонностей и преимуществ и т.п.).

Преимущественно каждая анкета не является простой суммой вопросов, она имеет определенную структуру и может состоять из таких коммуникативных компонентов: первый — эпиграф к анкете их обращение к респонденту (это делается с целью создания положительного эмоционального расположения духа респондента, содействию активизации его умственной деятельности в нужном направлении, положительного влияния на формирование мотивации к участию в опрашивании, подчеркивание роли общественной мысли); второй — сообщение о цели исследования, условия анонимности опрашивания, направление использования полученных результатов и их значение, правила заполнения анкеты и объяснение; третий — основная часть анкеты, которое содержит вопрос о фактах, поведении, продукте деятельности, мотивы, оценки и мысли респондентов; четвертый — вопрос о социально-демографических характеристиках респондентов (это своеобразная визитная карточка респондента, его схематический автопортрет, который можно разместить как в начале, так и в конце анкеты).

Преимуществом метода анкетирования перед беседой есть возможность собрать большое количество материала, выучить большое количество управленцев, представителей разных категорий управленческого состава.

А недостатком этого метода есть то, что на объективность полученной информации существенным образом влияет, с одной стороны, наличие или отсутствие установки у опрашиваемого на искренность в ответах, из другого, — способность респондента объективно оценивать поступки людей, ситуации, свои качества и качества других людей.

Тест (от англ. lest — проба, экзамен, испытание) является одним из методов, с помощью которых устанавливают определенные психологические качества человека, наличие или отсутствие определенных способностей (дидактических, коммуникативных, организационных), навыков, умений.

Он используется с целью диагностики и есть разновидностью эксперимента, который при этом имеет экзаменационный, измерительный характер.

Следовательно, тестом принято называть специально разработанные задачи и проблемные ситуации, использование которых в результате количественной и качественной оценки может стать показателем развития определенных психологических качеств, свойств личности. Современная психодиагностика различает и использует такие основные виды тестов:

1) mecmы интеллекта (задачи на логические отношения, обобщение, сообразительность);

2)тесты достижений (речь идет о выявлении степени конкретных знаний);

Источник: https://mirznanii.com/a/197909/metody-issledovaniya-lichnosti

Методы изучения личности

Методы изучения личности

Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношение к деятельности.

Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психических процессов: наблюдательность, чувствительность, внимательность.

Как отношения могут быть охарактеризованы и мотивы деятельности: потребности и интересы.

  • Поэтому общие принципы психологического исследования личности определяются тем, как понимаются отношения личности.
  • Характеристики личности (обобщенно): статус, позиция, роли, функции, цели, ценности, мотивационная сфера, характер, способности.
  • Проблемы исследования личности:

1. Свойства личности всегда индивидуально своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. Однако условия эксперимента должны быть общими для всех. Выход формирующий эксперимент (например, педагогический или терапевтический).

2. Свойства личности это свойства нравственно оцениваемые; поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и, стремясь к положительной оценке может обнаруживать не те свойства, какие ему в действительности присущи. Методы борьбы с тестовой установкой:

  1. создание различных шкал личности (только в опросниках);
  2. введения ограничения времени;
  3. одмена объекта оценки;
  4. создание мнимой безоценочности (испытуемый не знает о присутствии экспериментатора).

3. Экспериментатор заинтересован в более полном проявлении активности. Но всякий эксперимент предполагает ее ограничение. Частично это устраняется в проективных методиках и анализе продуктов деятельности.

Методы:

Метод беседы специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д.

Большое значение имеет правильная постановка вопросов. Необходимое условие при данном методе наличие доверительного контакта испытуемого с экспериментатором.

Метод характерологической беседы является особой формой естественного эксперимента.

Особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом, занимает «естественный эксперимент » А.Ф. Лазурского.

Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого обстановке.

Пользуясь методом естественного эксперимента, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями испытуемого позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах.

Биографический метод позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.

Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт.

Можно выделить 2 вида опросников: одномерные диагностируется одна какаялибо характеристика и многомерные дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Вопросы только закрытые.

Опросники состоят из ряда шкал или факторов. В состав каждой шкалы входит набор вопросов / утверждений, направленных на выявление того или иного свойства.

Примеры опросников:

MMPI основные шкалы (10): ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественностиженственности, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании, социальной интраверсии + 3 контрольных (лжи, контроля достоверности).

16PF 16факторный личностный опросник Кеттелла. ПДО (Патахарактерологический диагностический опросник) выявление акцентуаций характера. Исследование экстраверсииинтроверсии и нейротизма по Айзенку. Исследование личностной и ситуативной тревожности (СпилбергерХанин). Экспрессдиагностика эмпатии. Оценка уровня притязаний и т.д.

Недостаток метода применения опросников характеристика личности основывается на данных самооценки.

Проективные методы

Группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха)…

Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы.

Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление.

К проективным методам условно можно отнести метод анализа продуктов деятельности изучение продуктов творческой деятельности (живопись, стихи, дневники…).

источник: azps.ru

Источник: https://hr-portal.ru/article/metody-izucheniya-lichnosti

Ссылка на основную публикацию