Методы инновационной деятельности организации — справочник студента

Как правило, инновационный потенциал формируется с целью обеспечения результативной инновационной деятельности фирмы и имеет прямую связь с необходимостью разрешения сложных методических, а иногда и методологических трудностей.

Для инновационной деятельности особое значение имеет управление, трудовой коллектив, а также работников компании, прикладывающие дополнительные усилия. При этом такие затраты ресурсов, времени и сил никоим образом не компенсируются, в частности на стадии инициирования инновации.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Следовательно, высшее управление предприятия должно заняться созданием особенных форм организационного процесса, которые бы обеспечивали альтернативные, нетипичные стимулы для реализации инновационной деятельности.

Параллельно с этим такой вид деятельности служит основой для расширения и углубления ассортимента реализуемой продукции фирмы, что тем или иным образом усложняет структуру производства и организации.

На практике проблемы такого плана руководство должно пытаться разрешить различными методами путем создания особых организационных форм. Стоит детально рассмотреть классификацию организационных форм и методов инновационной деятельности компании.

Двойная управленческая система и формирование двойного бюджета

Главной особенностью данного метода является то, что каждое подразделение организации задействовано в планировании стратегического плана. Специфика данного плана заключается в том, что он подразумевает распределение бюджетов и приоритетов по оперативным и стратегическим направлениям деятельности.

Оперативной частью плана является тот или иной набор задач, программ целей и бюджетов, помогающих извлечь текущую прибыль. Каждое из подразделений фирмы участвует в реализации программ такого типа. Под стратегической частью подразумевается набор независимых инновационных проектов, ориентированных на развитие предприятия.

Чтобы координировать деятельность фирмы, появляется необходимость в формировании особых управленческих групп в рамках стратегии:

  • советы, комитеты, а также рабочие группы, разрабатывающие тех. политику;
  • центральные службы и отделения, развивающие новых продуктов и осуществляющие координацию деятельности относительно инноваций;
  • комитеты, занимающиеся инновационными проектами. Они необходимы для создания условий для результативного взаимодействия осуществляющих оперативную деятельность подразделений, а также участников процесса внедрения инноваций.

Двойной системе свойственен довольно весомый недостаток. Дело в том, что власть и ответственность за развитие стратегии предприятия независимы от оперативного руководства. В таком случае руководство не способно всегда воспринимать и понимать проблемы текущей хоз. деятельности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Значение целей, принципы и правила их постановки - справочник студента

Оценим за полчаса!

Формируется такой бюджет из двух действующих бюджетов, один из которых является оперативным, а другой стратегическим, направленным на развитие инноваций.

Цель исполнения оперативного бюджета заключается в сохранении текущей прибыли предприятия благодаря имеющим место быть актуальным производственным возможностям. Если же говорить про цель стратегического бюджета, то она заключается в улучшении стратегической конкурентной позиции хоз.

субъекта. Как правило, здесь подразумевается финансирование куда более перспективных направлений по расширению ассортимента продукции.

Двойной бюджет может формироваться в виде конкретных инновационных фондов, которые необходимы для стимулирования внедрения инноваций из дохода. По большей части такие фонды являются венчурными фондами, деньги из которых идут собственным или независимым венчурным фирмам, которые представляют интерес для предприятия.

Замечание

Главным преимуществом рассмотренного выше бюджета является то, что чтобы достичь долговременных целей, достаточно должным образом распределить финансовые средства. Кроме того, появляется возможность сравнения итогов и расходов по стратегической и оперативной деятельности по отдельности. Одновременно с этим проблемы системы менеджмента и производства остаются всё также актуальными.

Формирование выделенных временных структур

Данный метод подразумевает под собой учреждение целевых групп специалистов или же полноценных подразделений, разрабатывающих инновационную программу. На деле обычно встречается довольно обширное разнообразие таких структурных образований, которые друг от друга отличаются целями, составом, полномочиями и многими другими аспектами.

Замечание

Отдел, занимающийся исследовательскими и конструкторскими задачами, является традиционным подразделением, создающим новейшие товары. Их роль на больших предприятиях стремительно возросла за последние годы, что обусловлено необходимостью разрабатывать и доводить до этапа освоения новые идеи, которые имеют большой потенциал.

Аналитические группы, в которые входят исследователи, специалисты и менеджеры, необходимы для прогнозирования развития научного и технического прогресса в определенной области знаний, в ранжировании и оценке наиболее перспективных идей и так далее.

Во временно сформированные целевые группы входят специалисты из различных подразделений. Цель таких групп — разработка конкретных шагов планирования и реализации того или иного инновационного продукта.

Под временным инновационным проектом подразумевается форма организации инновационной деятельности на отечественных хоз. субъектах, получившая наибольшее распространение. Среди ключевых проблем деятельности проектов подобного плана можно отметить:

  • необходимость рациональным образом распределять время всех, кто участвует в проекте между его инновационной и текущей деятельностью;
  • подключенные к проекту специалисты мотивируются дополнительно, поэтому у них возникает желание дольше продлевать работу в проекте.
Читайте также:  Падение тел - справочник студента

Венчурные проекты внутреннего типа основываются на выделении конкретной группы, в которую входят специалисты, а также линейные и функциональные руководители, необходимые для претворения в жизнь комплексной инновации.

Одновременно с этим, в сравнении с внутренним инновационным проектом, где члены группы совмещают свои основные должностные обязанности с инновационной деятельностью, в случае венчурных проектов они командируются на тот или иной период для осуществления инновационного проекта, в распоряжение выбранного руководством менеджера и работают под его надзором.

Главный недостаток такого проекта заключается в том, что инновационная и операционная функции организации противопоставлены относительно друг друга.

Рассмотренные выше проекты обладают общим преимуществом. А именно, если инновации будут успешно внедрены, тогда такие группы с большой вероятностью могут стать ядром будущего дочернего предприятия.

Если отталкиваться от опыта зарубежных компаний, становится понятно, что именно такие группы выступают в качестве основной формы организации инновационного процесса.

Такая методика положительным образом сказывается на результативности.

Стратегические бизнес-единицы

Замечание

Согласно данному методу, к имеющей место быть организационной структуре компании добавляют автономные подразделения, которые ориентированы на стратегические перспективы с целью получения текущей прибыли. Структуре такого типа в некоторых случаях свойственно обладать формой центра развития, чья задача заключается в завоевании рыночных позиций за счетом роста продаж.

Если говорить о венчурных подразделениях, то их создают на основе отделов разработки или опытного производства (самостоятельные производственные цеха).

Подразделения такого типа осуществляют свою деятельность, полностью концентрируясь на инновационной продукции. По этой причине они лишены изъянов, свойственным временным и венчурным проектам.

Одновременно с этим есть и проблема в виде учета взаимных услуг.

Немаловажное значение имеет то, каким образом фирма будет реализовывать все свои функции. Еще одной отличительной чертой инновационной деятельности можно назвать то, что она объективно сосредоточена на расширении границ хоз. портфеля организации.

Это говорит о том, что руководство, выходя на не освоенный ранее рынок со своей инновационной продукцией, может столкнуться с новыми проблемами управления, которые ранее не считались актуальными.

Персонал, а также структура знаний управления опыта не способны их решить.

Замечание

Чтобы активизировать процесс инновационной деятельности, в первую очередь необходимо будет адаптировать систему управления под условия функционирования бизнеса, которые постоянно меняются. Лишь с учетом данного подхода можно рассчитывать на достижение поставленной цели и желаемую эффективность инновационного процесса.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/metodi-innovacionnoj-deyatelnosti-organizacii/

Инновационные методы обучения студентов

Статья опубликована в рамках: Выходные данные сборника:

Инновационные методы обучения студентов

Черкасов Михаил Николаевич

канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВПО «МАТИ — Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского», г. Москва

  • Е-mail: mixantyt@mail.ru
  • INNOVATIVE METHODS OF STUDENTS’ TRAINING
  • Mikhail Cherkasov

PhD of Economics, the assistant professor «MATI — Russian State Technological University named after K.E.Tsiolkovsky», Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и современного инновационного инструментария, который используется преподавателями вузов. Обоснованы преимущества инновационного подхода по сравнению с традиционными формами подготовки студентов.

ABSTRACT

The issues of the day of introduction, development and use of innovative receptions and methods in the process of educating of students are exposed in the article.

The analysis of front-rank and modern innovative tool that is used by the teachers of Institutions of higher education is conducted.

Advantages of innovative approach are reasonable as compared to the traditional forms of preparation of students.

Ключевые слова: обучение; вуз; инновации; студент; активные инструменты; специалист; информационные технологии.

Keywords: educating; institution of higher education; innovations; student; active instruments; specialist; information technologies.

Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего.

Преобразование постиндустриального общества в глобальное информационное, основанное не только на знаниях, но и на компетентности специалистов, значительно актуализировало проблему инновационных подходов к организации образовательных процессов.

В результате чего к системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия. Для достижения поставленной цели в Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики [1]. Ведущее место в такой системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся в системе высшего образования, которые в будущем будут непосредственно причастны к формированию и обеспечению реализации инвестиционной и инновационной политики.

В современной научной литературе, посвященной проблемам управления инновационными процессами в сфере образовательной деятельности, отмечается сложность и многоаспектность данного процесса.

Особое внимание сосредоточено на том, что инновационный подход к обучению студентов должен быть системным и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке будущих специалистов, при этом должны быть пересмотрены теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки преподавателей, разработке новых технологий и методов обучения. Обозначенную проблематику активно изучают отечественные и зарубежные исследователи, такие как Дж. Мартин, Л. Свенсон, И. Лернер, М. Скаткин, В. Беспалько, В. Сластенин, О. Пехота, С. Сысоева и др. Однако большинство исследований направлено на общеобразовательные учебные заведения, а высшая школа незаслуженно остается без внимания отечественных ученых. И работ, которые посвящены рассмотрению особенностей и отличительных черт инновационных методов обучения студентов, а также выявлению преимуществ и перспектив использования различных инновационных форм обучения, не так много.

Как известно, основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов [2].

Поэтому при подготовке специалистов в высшей школе применение инновационных форм и методов необходимо органично сочетать с прагматическим пониманием целей и задач обучения и подготовки кадров.

В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества [3].

Они создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию профессиональных качеств будущего специалиста. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию [5]. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.

Рассмотрим некоторые из представленных методов более подробно.

В игровом имитационном моделировании широко представлены различные игры: деловые, аттестационные, организационно-деятельностные, инновационные, рефлексивные игры по снятию стрессов и формированию инновационного мышления, поисково-апробационные и т. д. [4].

При использовании деловых игр преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. В частности, для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального.

Деловые игры в учебных целях получили в настоящее время достаточно широкое распространение в вузах и применяются, в основном, на старших курсах при изучении специальных дисциплин, особенно тех, которые связаны с экономикой, организацией и управлением, бухгалтерским учетом, правоведением, с новыми формами хозяйствования в рыночных условиях.

Инновационная образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов.

Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы).

Смысл и цель педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста.

Метод проектов относится к исследовательским.

В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей [3].

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых — индивидуальную, парную или групповую, которую студенты выполняют в течение определенного промежутка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей.

  1. Креативное обучение предполагает свободный доступ каждого студента к ресурсам сети Интернет и базируется на следующих принципах:
  2. ·  основой креативного обучения является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан студентом;
  3. ·     соответствие внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям;
  4. ·     индивидуальная образовательная траектория учащегося в образовательном пространстве;
  5. ·     интерактивность занятий, осуществляемых с помощью телекоммуникаций;
  6. ·     открытая коммуникация по отношению к создаваемой студентом образовательной продукции.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации решения. Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Список литературы:

  1. Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука Красноярья. — 2012. — № 4. — С. 103—113.
  2. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182—188.
  3. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201—206.
  4. Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. — 2012. — № 1. — С. 76—84.
  5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 URL: http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/ (дата обращения: 27.10.2012)

Источник: https://sibac.info/conf/innovation/xiv/30122

Инновационная деятельность студентов в региональном техническом вузе — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1
Косушкин В.Г. 1
1 Калужский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Организация научно – исследовательской работы студентов является ключевым моментом в подготовке будущих инженеров.

Читайте также:  Феномены памяти - справочник студента

Возможности современного государства позволяют реализовать не только учебные задания, но и настоящие инновационные проекты. Одну из таких возможностей можно реализовать в рамках конкурса У.М.Н.И.К., проводимого государственным фондом поддержки малого инновационного предпринимательства (фондом Бортника).

В работе рассмотрены особенности организации инновационной деятельности студентов, обучающихся по направлению «Наноинженерия» при подготовке и реализации междисциплинарных проектов, направленных на практическую реализацию новых идей.

Одной из возможностей реализации этого процесса является привлечение студентов к участию в прикладных научных исследованиях включая финансовое обеспечение работ.

Условия для реализации предоставляются успешно действующими на территории нашей страны фондами, среди которых фонд Бортника выделяется системным подходом, надёжной экспертизой, соблюдением всех конкурсных формальностей, доверием к молодым людям, предложившим инновационные идеи.

научно – исследовательская работа студентов
1.

Инновации в образовании: монография /Л.В. Кожитов, С.Г. Емельянов, В.А. Дёмин ; Юго – Зап. гос. ун-т. – Курск, 2010. 640с
2. Косушкин В.Г., Черникова А.А., Верхович В.С., Подготовка инноваторов в вузах. Инновации №2 (172), 2013, с.77-87
3. Косушкин В.Г., Гомон И.В. Концептуальные основы инноваций и инновационной деятельности.

Евразийский международный научно – аналитический журнал. С – Петербург, 2010, №3 (55) с.16-19
4. Косушкин В.Г., Шерейкин М.Л. Реализация образовательного и научно – инновационного потенциала Калужской области для подготовки инноваторов. Инновации. 2012.-№8
5. Косушкин В.Г. Модель специалиста для инновационной деятельности на базе компетентностного подхода.

Труды XI Международной конференции «Перспективные технологии, оборудование и аналитические системы для материаловедения и наноматериалов. ФЗГУ, НИТУ МИСИС, Курск. 2014.- ч.1. с.

411-417
Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных не только генерировать идеи и новшества, но и реализовать инновационные процессы продвижения разработок на рынок является актуальной проблемой не только отечественной, но и мировой экономики.

Результаты развития ведущих экономик мира позволяют определить прямую зависимость между уровнем экономического развития и инвестициями в подготовку кадров.

Калужская область, на примере которой рассматривается проблема подготовки инноваторов со студенческой скамьи, в определённой мере является экспериментальной площадкой для отработки модели территории инновационного развития экономики. В области разработаны и реализуются программы развития инновационного потенциала, создана и развивается инфраструктура и организационная поддержка инноваторов с привлечением не только региональных ресурсов, но и возможностей бюджетов других уровней [1-3]. Наряду с экономическими задачами программы инновационного развития способствуют решению проблем развития и научно — образовательного комплекса региона. Предусмотрено создание всех элементов региональной инновационной образовательной системы, позволяющее объединить крупные филиалы вузов, работающих в регионе и региональный университет. Важнейшим результатом является удовлетворительная кадровая обеспеченность инновационных производств выпускниками местных вузов через создание системы подготовки кадров для инновационной сферы Калужской области.

Для Калужской области приоритетной признана разработка эффективных образовательных моделей для инновационного сектора экономики [4-5].

Решение этих вопросов тесно связано, во-первых, с необходимостью обеспечить интеграцию усилий промышленных предприятий области и системы подготовки кадров.

Во-вторых, сформированные механизмы интеграции должны способствовать созданию региональной системы подготовки кадров в сфере предпринимательства, которая позволит обеспечить реализацию стратегии инновационного развития Калужской области.

Целью настоящей работы является анализ возможностей использования программ фонда развития малого предпринимательства в инновационной сфере для активизации процессов в обучении студентов в региональном техническом вузе.

Участие в научной работе кафедры позволяет студентам реализовать свой творческий потенциал в процессе учебы в вузе.

Их вклад в научно-исследовательскую деятельность кафедры может быть реализован при выполнении курсовых и дипломных проектов в форме НИР, участии в проведении исследований магистров аспирантов кафедры и других формах [2].

Комплексная система научно — исследовательской работы, которой отведено заметное место в современных учебных планах, в сочетании с практиками на передовых предприятиях должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения.

Важным принципом этой системы является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом необходимо, чтобы сложность и объем знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе выполняемой ими научной работы, возрастали постепенно.

Развитие инновационной сферы экономики обусловливает особую актуальность задачи подготовки специалистов, обладающих не только базовыми научно-техническими знаниями, но и экономическими знаниями.

Студентов нужно учить вопросам коммерциализации результатов исследований и разработок, составлению бизнес-планов, проведению маркетинговых исследований и налаживать информационное и деловое сотрудничество с профессиональными менеджерами.

Реальные материальные и кадровые ресурсы развития региональных вузов ограничены и государственная поддержка инновационных проектов является практически единственной возможностью подготовки инвестиционных проектов.

Большие возможности для развития инновационной деятельности студентов создаёт программа У.М.Н.И.К., реализуемая государственным фондом развития предпринимательства в научно — технической сфере (фондом Бортника).

Можно согласиться с авторами [2] в том, что У.М.Н.И.К. является самой мощной программой в России по поддержке прикладных разработок студентов и молодых учёных.

Студент, прошедший конкурсный отбор и получивший реальные 200 тысяч рублей на выполнение работы, расходует их в течение года.

Если проект, по мнению квалифицированной экспертизы, развивается успешно, то по итогам годового отчёта принимается решение о продлении финансирования в том же объёме. Программа даёт возможность не только развить свои идеи, но и лучше разобраться молодому человеку в себе.

Ведь среди У.М.Н.И.К.ов много не только будущих перспективных учёных, но и квалифицированных организаторов которые смогут реализовать себя не только в прикладных и фундаментальных исследованиях, но и в руководстве разработками новых продуктов и технологий.

Конкурс У.М.Н.И.К. позволяет реализовать технологию творческого обучения, даёт возможность раскрыться талантливым ребятам на разных этапах обучения, найти и полнее реализовать себя в науке, а впоследствии, возможно и в бизнесе.

Участники конкурса при корректном и грамотном руководстве со стороны преподавателей формируют потенциал руководителей предприятий научно — технической сферы деятельности.

Программа даёт и существенные косвенные результаты — студенты не только начинают лучше учиться, что подтверждается их успехами в получении различных стипендий, участии в творческих конкурсах и олимпиадах, но и даёт ребятам потенциал для дальнейшего развития, формирует уверенность в своих силах и стремление к дальнейшему движению. Например, студент, проект которого будет рассмотрен ниже, стал победителем и лауреатом нескольких выставок молодёжного творчества, а также инициатором ещё нескольких инновационных проектов.

Некоторые особенности, возникающие в ходе разработки и реализации инновационных проектов мы рассмотрим на примере проекта «Разработка микронасоса — охладителя электронного оборудования».

Проблема теплоотвода является ключевой при проектировании и эксплуатации радиоэлектронного оборудования, причём уменьшение размеров активных элементов приборов делает эту проблему всё более сложной, т.к. резко растут удельные выделения тепла, которые очень трудно рассеять традиционными пассивными радиаторами. Студент С.

на базе известного микронасоса фирмы Murata разработал автоматическое устройство, позволяющее за счёт направленного мощного воздушного потока отводить большое количество тепла от важнейших элементов радиоэлектронных устройств.

Особенностью разработки была система автоматического управления, позволявшая поддерживать стабильные условия работы элементов схемы в зависимости от изменения нагрузки элементов и исследование возможности использования отечественных материалов (специальной пьезокерамики) в качестве активного элемента микронасоса.

В ходе разработки студент встретился с проблемами, выходившими за рамки его направления подготовки, что потребовало привлечения к работе студентов, обучающихся на других направлениях. Это подтвердило важность одной из тенденций развития современного образования — возрастания роли и значения междисциплинарных знаний в решении технических задач.

В качестве ещё одного результата можно подчеркнуть необходимость помощи в реализации этой потребности со стороны преподавателей — потребность способствовала и объединению усилий преподавателей разных предметов. Эти взаимодействия способствовали и совершенствованию учебных планов новых дисциплин.

Основными проблемами при подготовке проекта были:

1. Недостаточность навыков и умений студентов в формулировании целей разработки и определении задач, ведущих к этой цели.

2. Недостаточная экономическая подготовка для оценки рыночного потенциала разработки.

3. Недостаточные навыки планирования инновационных разработок.

4. Недостаточное умение организации работы команды.

Результаты, полученные на этапе подготовки проекта, позволяют сделать вывод о том, что существует разрыв между фундаментальной подготовкой студентов — будущих инженеров и требованиями прикладных разработок.

Пути преодоления этого противоречия лежат в использовании современных форм обучения, включающих погружение студентов в решение конкретных задач, начиная с младших курсов.

Эта методика позволяет мотивировать студентов к более осознанному овладению фундаментальными основами будущей профессии, более внимательно относиться к практической части (лабораторным, курсовым работам).

Можно согласиться с авторами [2] в том, что У.М.Н.И.К. является самой доступной программой в России по поддержке коммерчески ориентированных работ студентов и молодых учёных.

Студент, прошедший конкурсный отбор и получивший реальные 200 тысяч рублей на выполнение работы, расходует их самостоятельно в течение года. Если проект, по мнению экспертизы, развивается успешно, то по итогам годового отчёта принимается решение о продлении финансирования в том же объёме.

Это даёт возможность не только развить свои идеи, но и лучше разобраться молодому человеку в себе. Ведь среди У.М.Н.И.К.ов много перспективных будущих учёных, которые могут найти себя не только в прикладных, но и фундаментальных исследованиях.

Уже на этапе отбора проектов тонко настроенное «сито» позволяет «пропустить» учёных и «оставить» менеджеров, представляющих, в основном, заимствованные идеи.

Анализ особенностей подготовки инноваторов на базе регионального вуза позволяет констатировать, что важнейшим условием подготовки высококвалифицированного специалиста является самостоятельное выполнение студентом научных исследований и участие в инновационной деятельности по продвижению результатов интеллектуальной деятельности от генерации идей или новшества до выпуска и продажи конечного продукта. Комплексная система научно-исследовательской работы студентов в вузах при многоуровневой системе подготовки кадров обеспечивает непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения.

Заключение

Развитие инновационной сферы экономики, которая должна определять будущее нашей страны, обусловливает особую актуальность задачи подготовки специалистов, обладающих не только базовыми научно-техническими, но и экономическими знаниями, способных защищать создаваемую интеллектуальную собственность, составлять бизнес-планы, проводить маркетинговые исследования и реализовывать информационное и деловое сопряжение с профессиональными менеджерами. Одной из возможностей реализации этого процесса является привлечение студентов к участию в прикладных научных исследованиях включающих финансирование работ. Условия для реализации предоставляются успешно действующими на территории нашей страны фондами, среди которых фонд Бортника выделяется системным подходом, надёжной экспертизой, соблюдением всех конкурсных формальностей, доверием к молодым людям, предложившим инновационные идеи.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №15-13-40001

Рецензенты:

Кривов С.И., д.п.н., профессор, профессор Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга;

Дуфлот В.Р., д.п.н., профессор Обнинского института атомной энергетики (филиал МИФИ), г. Обнинск.

Библиографическая ссылка

Косушкин В.Г. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23788 (дата обращения: 22.03.2020).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23788

Ссылка на основную публикацию