Методы эмпирического психолого-педагогического исследования — справочник студента

Их можно обнаружить только в ходе практической работы, исследований и экспериментов.

Отличительной чертой эмпирического объекта считается возможность его эмоционального отражения. Последствия анализа эмпирических данных в процессе исследования выражаются не только в форме установления фактов но и в форме эмпирических обобщений.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные о психолого-педагогических процессах, относятся те, которые связаны непосредственно с практикой. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение начального материала для создания психолого-педагогической доктрины.

Наиболее популярными эмпирическими методами исследования в педагогике признаются научное наблюдение, различные виды педагогических экспериментов, работа с научными прецедентами – описание полученных результатов, их классификация, систематизация, анализ и обобщение, выборочные опросы, беседа.

Виды и сущность эмпирических методов

Наблюдение

Одним из эмпирических методов психолого-педагогического исследования является наблюдение. Оно подразумевает целенаправленное, планомерное и постоянное восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.

Методы эмпирического психолого-педагогического исследования - Справочник студента

Отличительными чертами данного исследовательского метода считаются стремление к определенной цели, планомерность и систематичность, объективность в восприятии изучаемого и его фиксации, сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.

Наблюдение может быть представлено в нескольких видах:

  • целенаправленное и случайное;
  • сплошное и выборочное;
  • конкретное и опосредованное;
  • длительное и кратковременное;
  • открытое и закрытое;
  • констатирующее и оценивающее;
  • неконтролируемое и контролируемое;
  • естественное и лабораторное.

Наблюдение – это с одной стороны, простой и доступный метод исследования, а с другой, весьма сложный процесс, так как можно наблюдать, но не видеть сущности и особенностей педагогических процессов и явлений. Наблюдающий записывает в протокол исключительно тогда, когда что-то напрямую или косвенно может помочь решению изучаемой проблемы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Коллектив: создание и развитие - справочник студента

Оценим за полчаса!

Беседа

Беседа является достаточно распространенным методом в психологии и педагогике.

Она предоставляет информацию об изучаемом явлении в закономерной форме, как от исследуемой персоны, членов изучаемой группы, так и от находящихся вокруг людей.

Научное значение данного метода содержится в установлении индивидуального контакта с исследуемым объектом, возможности получить большое количество информации сразу и уточнить необходимые вопросы в форме собеседования.

Методы эмпирического психолого-педагогического исследования - Справочник студента

Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что дает возможность резко объединять и подвергать анализу полученную информацию.

Неформализованная беседа ведется в более свободной форме, что позволяет поочередно ставить дополнительные вопросы, отталкиваясь от образовавшейся ситуации.

В ходе неформализованной беседы, как правило, достигается более узкий контакт между исследователем и исследуемым, что содействует получению более полной и объективной информации.

Методы выборочного опроса

Данные методы психолого-педагогического исследования предполагают письменные или устные, конкретные либо опосредованные обращения изыскателя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые открывает отдельные стороны изучаемой проблемы. Такие методы используют, когда объектом исследования выступают люди — конкретные участники изучаемых процессов и явлений. Так, можно получить информацию о различных событиях и фактах, о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Существует несколько форм выборочного опроса:

  • интервью (устный опрос),
  • анкетирование (письменный опрос),
  • экспертный выборочный опрос,
  • тестирование (с предлагаемыми вариантами ответов),
  • социометрия (позволяет на базе выборочного опроса выявить межличностные отношения в группе людей).

Психолого-педагогический эксперимент

Это всесторонний метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную базу выдвинутой в начале исследования гипотезы.

Он дает возможность глубже, чем иные методы, выяснить эффективность тех либо других нововведений в сфере обучения и воспитания, сопоставить значимость всевозможных причин в структуре педагогического процесса и выбрать лучшее их сочетание для конкретной образовательной обстановки, выявить требуемые условия реализации поставленных педагогических задач.

Эксперимент дает возможность найти повторяющиеся, устойчивые, значительные взаимосвязи между педагогическими действиями, то есть исследовать закономерности, отличительные черты конкретного педагогического процесса.

Однако педагогический эксперимент весьма сложный метод исследования, поскольку требует от изыскателя высочайшей методологической культуры, кропотливой разработки программы и верного критериального аппарата, позволяющего фиксировать эффективность образовательного процесса.

Последствия педагогических экспериментов в психолого-педагогических исследованиях не стоит абсолютизировать. Они непременно нуждаются в подкреплении и проверке с применением иных научных методов психолого-педагогического исследования.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/metody_issledovaniya_v_pedagogike/metody_empiricheskogo_psihologo-pedagogicheskogo_issledovaniya/

Эмпирические методы психолого – педагогического исследования

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные о психолого-педагогических процессах, можно отнести те, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой.

Они обеспечивают на накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания психолого-педагогической теории.

К ним относятся: научное наблюдение, разные виды психологических и педагогических экспериментов, работа с научными фактами — описание полученных результатов, классифи-кация фактов, их систематизация, всевозможные способы анализа и обобще-ния; опросы, беседы, изучение результатов деятельности конкретных лиц и др.

Работа над литературой начинается с составления библиографии – спи-ска подлежащих изучению произведений, их перечня, научного описания, приведения необходимых указателей.

Одним из эмпирических методов психолого-педагогического исследо-вания, которому уделяется большое внимание, является наблюдение. Этот метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое вос-приятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и про-цессов.

  • Особенностями наблюдения как научного метода являются:
  • – направленностью к ясной, конкретной цели;
  • – планомерность и систематичность;
  • – объективность в восприятии изучаемого и его фиксации;
  • – сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.
  • Беседа – один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей.

Методы опроса психолого-педагогического исследования представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Анкетирование – метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.

Интервью – разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе интервью лежит обычная беседа. Однако в отличии от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.

Одним из наиболее эффективных методов сбора информации в психолого-педагогическом исследовании является экспертный опрос, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц.

Под ними понимаются не обычные респонденты, а высококвалифицированные, опытные специалисты, которые дают заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Результаты опросов, основанные на суждении специалистов, называются экспертными оценками.

Поэтому этот метод нередко называют методом экспертных оценок.

Социометрический метод (метод социометрии) позволяет выявить межличностные отношения в группе людей с помощью их предварительного опроса

метод тестирования это выполнение испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения. Этот метод позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствия определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.

  1. Метод изучения продуктов деятельности – это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие у него различных психологических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.
  2. Содержание и характеристика основных этапов исследования, их взаимосвязь и субординация.
  3. Структурные компоненты исследовательского процесса (предполагающего экспериментальную часть) в оптимальном варианте выстраиваются следующим образом.

Этап I. Общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ.На этом этапе устанавливается уровень ее разработанности, перспективность. Исследователь должен ясно осознавать и мотивировать потребности общества в знании по данной проблеме.

Этап II. Формулирование целей исследования.

Цели исследования выступают как достижение неких новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса или как качественно новое состояние –результат преодоления противоречия между должным и сущим. Помимо формулирования общей цели формируются частные, промежуточные цели.

Этап III. Разработка гипотезы исследования.

Гипотеза исследования становится прообразом будущей теории в том случае, если последующим ходом работы она будет подтверждена. Поэтому при разработке гипотезы исследователь должен иметь в виду основные функции научной теории.

Этап IV. Постановка задач исследования. Констатирующий эксперимент.

Гипотетически представленные внутренние механизмы функционирования исследуемого явления, предположительно описанные существенные его характеристики соотносятся с целями исследования, т.е. конечными проектируемыми результатами. Это соотнесение позволяет перейти к формулированию задач исследования.

Этап V. Вид преобразующего эксперимента и его организация.

Новый этап движения научного поиска наступает после формулирования исследовательских задач.

Должен быть представлен полный перечень существенных условий, как поддающихся регулированию, так и допускающих хотя бы стабилизацию.

Из этого описания становится ясным вид, содержание, набор средств направленного преобразования объекта (процесса, явления) с целью формирования у него заранее заданных качеств.

Этап VI. Организация и проведение эксперимента.

Организация и проведение эксперимента начинается с испытательной проверки экспериментальной документации: исследовательских методик, вопросников, анкет, программ бесед, таблиц или матриц для регистрации и накопления данных.

Этап VII. Обобщение и синтез экспериментальных данных.

На предшествующих этапах аналитическая стадия исследования закончилась. На этапе обобщения и синтеза экспериментальных данных начинается воссоздание целостного представления об исследуемом объекте, но уже с точки зрения сущностных отношений и на этой основе экспериментально преобразованного.

Основные понятия математических величин при количественном и качественном анализе.

Исключительно важную роль в анализе многих психолого-педагогических явлений играют средние величины, представляющие собой обобщенную характеристику качественно однородной совокупности по определенному количественному признаку.

Нельзя, например, вычислить среднюю специальность или среднюю национальность студентов вуза, так как специальность и национальность — качественно разнородные явления.

Зато можно и нужно определить среднюю количественную характеристику их успеваемости (средний балл), эффективности методических систем и приемов и т. д.

В психолого-педагогических исследованиях обычно применяются различные виды средних величин: средняя арифметическая, средняя геометрическая, медиана, мода и др. Наиболее распространены средняя арифметическая, медиана и мода.

Средняя арифметическая применяется в тех случаях, когда между определяющим свойством и данным признаком имеется прямо пропорциональная зависимость (например, при улучшении показателей работы учебной группы улучшаются показатели работы каждого ее члена).

Средняя арифметическая представляет собой частное от деления суммы величин на их число и вычисляется по формуле:

где X — средняя арифметическая; Хи Х2, Хъ… XN — результаты отдельных наблюдений (приемов, действий), N— количество наблюдений (приемов, действий), 2 — сумма результатов всех наблюдений (приемов, действий).

Мода (Мо) – это мера положения, определяемая как значение варианты, наиболее часто встречающееся в выборке. Варианта – это переменная, представляющая собой результаты измерений, которые варьируются, т.е. изменяются.

Медианой (Ме) называется мера положения, определяемая как значение переменной, которое является срединным, центральным (по положению) в общем упорядоченном ряду вариант выборки. Медиана делит выборку на две равные по количеству вариант части (половины).

Важное значение при использовании в психолого-педагогическом исследовании математических методов уделяется расчету дисперсии и среднеквадратических (стандартных) отклонений.

Дисперсия равна среднему квадрату отклонений значения исследуемой переменной от среднего значения.

Она выступает как одна из характеристик индивидуальных результатов разброса значений исследуемой переменной (например, оценок учащихся) вокруг среднего значения.

Вычисление дисперсии осуществляется путем определения: отклонения от среднего значения; квадрата указанного отклонения; суммы квадратов отклонения и среднего значения квадрата отклонения 1.

Значение дисперсии используется в различных статистических расчетах, но не имеет непосредственного наблюдаемого характера.

Величиной, непосредственно связанной с содержанием наблюдаемой переменной, является среднее квадратическое отклонение.

Среднее квадратическое отклонение подтверждает типичность и показательность средней арифметической, отражает меру колебания численных значений признаков, из которых выводится средняя величина.

11. Основные понятия, используемые в математической обработкепсихологических данных: признаки и переменные.

Признаки и переменные — это измеряемые психологические явления. Такими явлениями могут быть время решения задачи, количество допущенных ошибок, уровень тревожности, показатель интеллектуальной лабильности, интенсивность агрессивных реакций, угол поворота корпуса в беседе, показатель социометрического статуса и множество других переменных.

Читайте также:  Модернизация традиционной системы обучения - справочник студента

Понятия признака и переменной могут использоваться как взаимозаменяемые. Они являются наиболее общими.

Иногда вместо них используются понятия показателя или уровня, например, уровень настойчивости, показатель вербального интеллекта и др.

Понятия показателя и уровня указывают на то, что признак может быть измерен количественно, так как к ним применимы определения «высокий» или «низкий», например, высокий уровень интеллекта, низкие показатели тревожности и др.

Психологические переменные являются случайными величинами, поскольку заранее неизвестно, какое именно значение они примут.

Математическая обработка — это оперирование со значениями признака, полученными у испытуемых в психологическом исследовании. Такие индивидуальные результаты называют также «наблюдениями», «наблюдаемыми значениями», «вариантами», «датами», «индивидуальными показателями» и др. В психологии чаще всего используются термины «наблюдение» или «наблюдаемое значение».

Значения признака определяются при помощи специальных шкал измерения.

Основные понятия, используемые в математической обработке психологических данных: шкалы измерения.

Измерение — это приписывание числовых форм объектам или событиям в соответствии с определенными правилами (Стивене С, 1960, с.60). С.Стивенсом предложена классификация из 4 типов шкал измерения:

  • 1)номинативная, или номинальная, или шкала наименований;
  • 2)порядковая, или ординальная, шкала;
  • 3)интервальная, или шкала равных интервалов;
  • 4)шкала равных отношений.

Номинативная шкала— это шкала, классифицирующая по названию:потеп

Источник: https://infopedia.su/5×4244.html

Понятие, виды и сущность эмпирического психолого-педагогического исследования

Определение 1

В целом, эмпирические познания – это познания, которые заключаются в знании ключевых параметров изучаемых процессов и явлений, многофункциональных взаимосвязях между данными параметрами, а также в поведении этих объектов.

Они доступны к обнаружению исключительно в процессе практической работы, экспериментов и исследований. Отличительной чертой эмпирического объекта обычно считают возможность его эмоционального отражения. Продукты анализа эмпирических данных в ходе исследования могут выражаться не только в форме определения фактов, но также и в виде эмпирических обобщений.

К числу исследовательских основных методов педагогического исследования, дающих возможность приобрести эмпирически полученную информацию о психолого-педагогических процессах, относятся из них, которые находятся в непосредственной связи с практикой.

Благодаря ним обеспечиваются накопление, фиксация, классификация, а также обобщение базового материала с целью формирования психолого-педагогической доктрины.

В качестве самых часто используемых эмпирических методов исследования в педагогике принято считать научное наблюдение, разнообразные типы педагогических экспериментов, работу с научными прецедентами, другими словами создание описания полученным результатам, их классификация, систематизация, анализ, а также обобщение, выборочные опросы, беседа.

Виды и сущность эмпирических методов

К эмпирическим практическим методам педагогического исследования относится целый ряд разнообразных методик. Наблюдение представляет собой один из них в психолого-педагогического исследовании.

Наблюдение

Данный метод подразумевает под собой целенаправленное, планомерное и непрекращающееся восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических процессов и явлений.

Отличительными чертами приведенного исследовательского метода принято считать стремление к конкретной цели, планомерность и систематичность, объективное восприятие исследуемого явления и его фиксации, сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.

Наблюдение подразделяется на несколько следующих типов:

  • целенаправленное и случайное;
  • сплошное и выборочное;
  • конкретное и опосредованное;
  • длительное и кратковременное;
  • открытое и закрытое;
  • констатирующее и оценивающее;
  • неконтролируемое и контролируемое;
  • естественное и лабораторное.

Наблюдение представляет собой, с одной стороны, несложный и довольно доступный метод исследования, а с другой, весьма тяжелый в исполнении процесс по той причине, что возможна такая ситуация, когда наблюдение не приносит понимания сущности и специфических деталей педагогических процессов и явлений.

Наблюдающий производит запись в протокол исключительно в том случае, когда что-то напрямую или косвенно способно содействовать решению подверженной исследованию проблемы.

Беседа

Беседа является в достаточной мере часто применяемым методом в психологии и педагогике. Она позволяет получить необходимые данные об исследуемом явлении в закономерной форме, как от изучаемой персоны или же членов изучаемой группы, так и от находящихся вокруг него/них людей.

Научное значение приведенного метода заключается в установлении индивидуального контакта с подвергаемым исследованию объектом, возможности приобрести значительное количество информации сразу и уточнить определенные вопросы в форме собеседования. Беседа делится на два типа, она может быть формализованной или же неформализованной.

Формализованная беседа предполагает под собой стандартизированную постановку вопросов и запись ответов на них, что позволяет резко объединять и производить анализ полученной в процессе информации.

Неформализованная беседа проводится в несколько более свободной форме, что дает возможность поочередно задавать дополнительные вопросы, основываясь на существующей ситуации. В процессе неформализованной беседы, чаще всего, достигается наиболее близкий контакт между исследователем и исследуемым, что помогает получению максимально полной и объективной информации.

Методы выборочного опроса

Такие методы психолого-педагогического исследования подразумевают под собой письменные или же устные, конкретные либо опосредованные обращения изыскателя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает определенные стороны исследуемой проблемы.

Подобные методы находят свое применение в случаях, когда объектом исследования выступают люди, то есть конкретные участники исследуемых процессов и явлений.

Таким образом, существует возможность получить информацию о разнообразных событиях и фактах, о мнениях, оценках, предпочтениях подверженных опросу участников.

Выборочный опрос принято подразделять на несколько его форм:

  • интервью (устный опрос);
  • анкетирование (письменный опрос);
  • экспертный выборочный опрос;
  • тестирование (с предлагаемыми вариантами ответов);
  • социометрия (позволяет на базе выборочного опроса выявить межличностные отношения в группе людей).

Психолого-педагогический эксперимент

Данный метод исследования носит всесторонний характер и обеспечивает научно-объективную, а также доказательную основу выдвинутой в начале исследования гипотезы.

Он позволяет существенно глубже, чем другие существующие методы, определить действенность тех или иных нововведений в области обучения и воспитания, подвергнуть сравнению значимость всевозможных причин в структуре педагогического процесса и выбрать лучшее их сочетание для конкретной образовательной обстановки, найти необходимые условия осуществления поставленных педагогических задач.

Эксперимент позволяет исследователям определить повторяющиеся, устойчивые, значительные взаимосвязи между педагогическими действиями, другими словами изучить закономерности, отличительные черты отдельного педагогического процесса.

С другой стороны, педагогический эксперимент представляет собой весьма тяжелый в исполнении метода исследования по той причине, что для его реализации от изыскателя требуется обладание высочайшей методологической культурой, а также максимально кропотливая разработка программы и верный критериальный аппарат, дающий возможность фиксировать действенность образовательного процесса.

Последствия педагогических экспериментов в психолого-педагогических исследованиях не стоит абсолютизировать. Им, в любом случае, необходимы подкрепление и проверка с использованием других научных методов и методик психолого-педагогического исследования.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/empiricheskoe-psihologo-pedagogicheskoe-issledovan/

Характеристика эмпирических методов психолого-педагогических исследований

Эмпирические знания есть знания об основных параметрах исследуе-мых фактов, о функциональных связях между этими параметрами, о поведе-нии объектов.

“В качестве эмпирических данных об изучаемом объекте вы-ступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые обна-руживаются в ходе практической деятельности, наблюдений и эксперимен-тов. Характерный признак эмпирического объекта – возможность его чувст-венного отражения.

Результаты анализа эмпирических данных в ходе иссле-дования выражаются не только в форме установления фактов, но и в виде эмпирических обобщений”.

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические  данные о психолого-педагогических процессах, можно отнести те, которые непосредственно свя¬заны с реальностью, с практикой.

Они обеспечивают на накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания психолого-педагогической теории.

К ним относятся: научное наблюдение, разные ви¬ды психологических и педагогических экспериментов, работа с научными фактами — описание полученных результатов, классифи-кация фактов, их систематизация, всевозможные способы анализа и обобще-ния; опросы, беседы, изучение результатов деятельности конкретных лиц и др.

Работа над литературой начинается с составления библиографии – спи-ска подлежащих изучению произведений, их перечня, научного описания, приведения необходимых указателей.

Одним из эмпирических методов психолого-педагогического исследо-вания, кото¬рому уделяется большое внимание, является наблюдение. Этот метод пред¬полагает целенаправленное, планомерное и систематическое вос-приятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и про-цессов.

  • Особенностями наблюдения как научного метода являются:
  • – направленностью к ясной, конкретной цели;
  • – планомерность и систематичность;
  • – объективность в восприятии изучаемого и его фиксации;
  • – сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.
  • Беседа – один из основных методов психологии и педагогики, который предполага¬ет получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от ок-ружающих лю¬дей.

Методы опроса психолого-педагогического исследования представля-ют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Анкетирование – метод эмпирического исследования, основанный на опросе значитель¬ного числа респондентов и используемый для получения ин-формации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему от-ношений.

Интервью ¬ – разновидность метода опроса, специальный вид целена-правленного общения с человеком или группой людей. В основе интервью ле-жит обычная беседа. Однако в отличии от нее роли собеседников закрепле-ны, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.

Одним из наиболее эффективных методов сбора информации в психо-лого-педагогическом исследовании является экспертный опрос, предпола-гающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц.

  Под ними понимаются не обычные респонденты, а высококвалифицированные, опыт-ные специалисты, которые дают заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Результаты опросов, основанные на суждении специалистов, назы-ваются экспертными оценками.

Поэтому этот метод нередко называют мето-дом экспертных оценок.

Социометрический метод (метод социометрии)  поз¬воляет выявить межличностные отношения в группе людей с помощью их предварительного опроса

метод тестирования это выполнение испытуе¬мым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения. Этот метод позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствия определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.

Метод изучения продуктов деятельности – это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, на-выков и умений, интересов и способностей человека, развитие у него различ-ных психологических качеств и свойств личности на основе анализа продук-тов его деятельности.

Источник: https://students-library.com/library/read/96217-harakteristika-empiriceskih-metodov-psihologo-pedagogiceskih-issledovanij

Эмпирические методы психолого-педагогического исследования. Характеристика опросных методов исследования

Методы опроса психолого-педагогического исследования представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы.

К этим методам прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди – непосредственные участники изучаемых процессов и явлений.

С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Значение методов опроса в психологии и педагогике тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой сферы (психолого-педагогические процессы и явления) исследовательской информацией, и чем менее эта сфера доступна непосредственному наблюдению. В месте с тем, методы опроса не универсальны. Наиболее плодотворно они используются в сочетании с другими методами психолого-педагогического исследования.

Широкое применение методов опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее чем та, которую можно получить с использованием других методов. Она легко поддается обработке, получить ее можно сравнительно оперативно и дешево. 

Среди недостатков методов опроса можно указать следующие, во-первых, – субъективность получаемой информации: респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли в них; во-вторых, искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности (“выборки”), интерпретации данных;         в-третьих, необходимые сведения могут быть просто неизвестны опрашиваемым. 

Методы опроса в психолого-педагогических исследованиях применяются в следующих формах: в виде интервью (устного опроса), анкетирования (письменного опроса), экспертного опроса, тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса), а также с использованием социометрии, позволяющей на основе опроса выявить межличностные отношения в группе людей. Кратко охарактеризуем каждый из указанных методов.

Анкетированиеметод эмпирического исследования, основанный на опросе значитель­ного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.

Различают следующие варианты анкетирования – личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента) или опосредованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а респонденты отвечают на них в удобное время); индивидуальное или групповое; сплошное или выборочное.

Как и в беседе, в основе анкетирования лежит специальный вопросник – анкета. Исходя из того, что анкета – это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, разработка ее требует особого внимания, вдумчивости.

  • Целесообразно, чтобы анкета включала в себя три смысловые части: вводную, содержащую цель и мотивировку анкетирования, значимость участия в нем респондента, гарантию тайны ответов и четкое изложение правил заполне­ния анкеты; основную, состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответ; социально-демографическую, призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого.
  • Практика показывает, что к разработке анкеты исследования целесо­образно предъявлять следующие основные требования:
  • – апробирование (пилотаж) анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности (валидности), поиска оптимального варианта и объема вопросов;
  • – разъяснение перед началом опроса его целей и значения для ре­зультатов исследования;
  • – корректная постановка вопросов, предполагающая одновременно уважительное отношение к респондентам;
  • – оставление возможности анонимных ответов;
  • – исключение возможности двусмысленного толкования вопросов и использования специальных терминов и иностранных слов, которые могут быть непонятны респондентам;
  • – следить за тем, чтобы в вопросе не предлагалось оценить несколько фактов сразу или высказать мнение о нескольких событиях одновременно.
  • – построение анкеты по принципу: от более простых вопросов к бо­лее сложным;
  • – не увлекаться многословными, длинными вопросами и предложенными вариантами ответов на них, так как это затрудняет восприятие и увеличивает время на их заполнение;
  • – пос­тановка вопросов линейным (каждый последующий вопрос развивает, конкретизирует предыдущий) и перекрестным (ответ на один вопрос проверяет достовер­ность ответа на другой вопрос) способами создает у опрашиваемых благоприятную психологическую установку и желание давать искренние ответы;
  • – предусматривать возможность быстрой обработки большого количества ответов с использованием методов математической статистики.
  • Опыт проведения опросов свидетельствует о том, что ответы даются содержательнее и полнее, когда анкета включает небольшое количество вопросов (не более 7-10).

При составлении анкеты используются несколько вариантов построения вопросов. Это открытые, закрытые и полузакрытые вопросы, а также вопросы-фильтры.

Открытыми называют вопросы, на которые респонденты должны самостоятельно дать ответы и занести их в специально отведенные для этого места в анкете или в специальном бланке.

Такие вопросы используют в тех случаях, когда исследователь стремиться привлечь опрашиваемого к активной работе по формированию предложений, советов по какой-либо проблеме или когда не совсем ясен набор альтернатив по задаваемому вопросу.

Закрытыми называются вопросы, к которым в анкете предлагаются возможные варианты ответов.

Читайте также:  Учет транспортного налога - справочник студента

Они используются в тех случаях, когда исследователь четко представляет себе, какими могут быть ответы на вопрос, или когда надо оценить что-либо по определенным, важным для изучения признакам и т. д.

Преимуществами закрытых вопросов являются: возможность исключить неправильное понимание вопроса, сопоставить ответы различных групп респондентов, а также простота заполнения анкеты и обработки полученных данных.

Полузакрытый вопрос отличается от закрытого тем, что кроме предложенных вариантов ответов, имеется своеобразная строка, на которой респондент может отразить свое личное мнение по существу вопроса. Это делается в тех случаях, если исследователь не уверен, что для выражения своего мнения опрашиваемому будет достаточно списка возможных альтернатив.

Количество вариантов ответов в закрытых и полузакрытых вопросах не должно быть слишком большим – максимум до 15.

Кроме того, в любом вопросе закрытого или полузакрытого типа следует иметь альтернативу “затрудняюсь ответить”.

Это нужно для того, чтобы могли отразить свою позицию респонденты, которые не знают, как ответить на вопрос, или не имеют определенного мнения по затронутой в нем проблеме.

Довольно часто в анкетах используются вопросы-фильтры. Они состоят одновременно как бы из двух вопросов: сначала выясняется относится ли опрашиваемый к определенной группе или известен ли ему факт (явление), о котором пойдет далее речь. Затем респондентам ответившим утвердительно предлагается высказать свое мнение или оценку факта, события, свойства.

Существует еще одна разновидность вопросов анкеты, применяемых в психолого-педагогических исследованиях – вопросы на ранжирование. Их используют тогда, когда среди множества вариантов ответов требуется выявить наиболее важные и значимые для респондента. В этом случае опрашиваемый проставляет каждому ответу соответствующие номера в зависимости от степени его значимости.

Существенное значение имеет предварительное апробирование анкеты.

Внешние признаки ответов (стереотипность, односложность, альтернатив­ность, значительное число ответов типа – “не знаю”, “затрудняюсь отве­тить” или пропусков, белых полос; “угадывание” ответа желательного исследователю и т.п.

) говорят о том, что формулировки вопросов сложны, неточны, в известной мере дублируют один другого, сходны по содержа­нию, анкетируемые не осознали значения проводимого опроса, важности правдивых ответов для исследователя.

Анкетный опрос доступный, но и наиболее беззащитный от всякого рода субъективистских “рифов”, метод исследования. Его нельзя абсолю­тизировать, увлекаться “анкетоманией”.

Исследователю целесообразно прибегать к нему лишь в случаях, когда возникает необходимость выявить мнение большого количества незнакомых ему людей. Иначе говоря, нельзя подменять изучение реальных фактов изучением мнения о них.

При правильном применении анкетирование может получить достоверную и объективную информацию.

Интервью­ – разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе интервью лежит обычная беседа. Однако в отличии от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.

Специфика интервью состоит в том, что исследователь определяет заблаговременно лишь тему предстоящего исследования и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы.

Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его.

От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.

Интервью имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Главное различие между ними состоит в форме контакта. При анкетировании общение исследователя и опрашиваемого опосредуются анкетой. Вопросы, содержащие в ней, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно в пределах имеющихся у него знаний.

Он формирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который указан в тексте анкеты, либо объявлен лицом, проводящим опрос.

При проведении интервью контакт между исследователем и человеком – источником информации осуществляется при помощи специалиста (интервьюера), который задает вопросы, предусмотренные программой исследования, организует и направляет беседу с респондентами, а также фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

В этом случае явно выявляются следующие преимущества интервью: во-первых, в ходе работы с опрашиваемыми удается учесть его уровень подготовки, определить отношение к теме опроса, отдельным проблемам, зафиксировать его интонацию и мимику. Во-вторых, появляется возможность гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов.

В-третьих, можно поставить дополнительные (уточняющие, контрольные, наводящие, поясняющие и т.п.) вопросы. В-четвертых, приближенность интервью к обыденному разговору способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов. В-пятых, интервьюер может вести наблюдение за психологическими реакциями собеседника и при необходимости корректировать беседу.

В качестве основного недостатка этого метода следует выделить большую трудоемкость работы при незначительном количестве опрашиваемых респондентов.

По цели, которую стремиться реализовать исследователь, выделяют интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий, и интервью документальное, связанное с установлением фактов.1

Одним из наиболее эффективных методов сбора информации в психолого-педагогическом исследовании является экспертный опрос, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц.

 Под ними понимаются не обычные респонденты, а высококвалифицированные, опытные специалисты, которые дают заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Результаты опросов, основанные на суждении специалистов, называются экспертными оценками.

Поэтому этот метод нередко называют методом экспертных оценок.

  1. Метод экспертного опроса в психолого-педагогических исследованиях применяется для решения следующих задач:
  2. – уточнения основных положений методики исследования, определение процедурных вопросов, выбора методов и приемов сбора и обработки информации;
  3. – оценки достоверности и уточнения данных массовых опросов, особенно, когда существует опасность их искажения;
  4. – более глубокого анализа результатов исследования и прогнозирования характера изменений изучаемого психолого-педагогического явления;
  5. – подтверждения и уточнения сведений, полученных с помощью других методов;
  6. – анализа результатов исследования, особенно, если они допускают различное толкование.

В каждом из упомянутых случаев экспертный опрос подчинен целям и задачам конкретного исследования и является одним из инструментов для сбора информации об изучаемом объекте. Повышение достоверности результатов экспертного опроса достигается с помощью логических и статистических процедур, подбора специалистов, организации опроса, обработки полученных данных.

Практика показывает, что чем больше экспертов оценивает, тем более точным является общий результат оценки, тем точ­нее диагностируется уровень развития личности человека, группы респондентов. Учесть мнение всех экспертов по всем оцениваемым параметрам – задача трудная.

С целью оптимизации обобщения мнений экспертов обыч­но применяются количественные оценки. Экспертам предлагается выразить свое мнение в пятибалльной (иногда трех, четырехбалльной) дискретной шкале.

Применительно к оценке качества личности обычно приме­няют следующую шкалу:

  • 5 – очень высокий уровень развития данного качества личности, оно стало чертой характера, проявляется в различных видах дея­тельности;
  • 4 – высокий уровень развития данного качества личности, но прояв­ляется оно еще не во всех видах деятельности;
  • 3 – оцениваемое и противоположное качество личности выражены не рельефно и в целом уравновешивают друг друга;
  • 2 – заметно более выражено и чаще проявляется качество личности, противоположное оцениваемому;
  • 1 – противоположное оцениваемому качество четко выражено и прояв­ляется в различных видах деятельности, является чертой харак­тера личности.

Это самые общие критерии для формализации мнений экспертов. В каждом конкретном случае при оценке тех или иных параметров определя­ются более конкретные и содержательные критерии.

В том случае, когда мнение экспертов выражается количественно, то рассматриваемый метод исследо­вания нередко называют методом полярных баллов.

Формализация мнений экспертов позволяет использовать при обработ­ке результатов исследования математико-статистические методы1 и современную вычислительную технику. Она может производиться не только в шкале порядка, но и путем ранжирования личностей (групп или микрогрупп), то есть путем рас­положения их в порядке возрастания (или убывания) того или иного их признака.

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 405;

Источник: https://studopedia.net/4_42102_empiricheskie-metodi-psihologo-pedagogicheskogo-issledovaniya-harakteristika-oprosnih-metodov-issledovaniya.html

Методы психолого-педагогических исследований

  • Для решения конкретных задач изучения особенностей психики и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов.
  • Методы педагогических исследований — это пути и способы, с помощью которых педагоги-исследователи добывают знания о своем предмете: процессах и результатах воспитания, обучения, образования, развития, формирования личности.
  • Основные исследовательские методы — это наблюдение и эксперимент, которые применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом педагогом ведутся записи (протоколы) наблюдений, которые обычно проводятся по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий.

  • 1. Целенаправленность наблюдения. Заключается не только в преимущественной направленности наблюдений на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определенной педагогической или психологической концепции, в ее понятийнотерминологической системе. Наблюдатель уже имеет определенные представления об истории предмета, его развитии и структуре. Это позволяет сделать наблюдение не просто фиксированием воспринимаемого, а средством отбора необходимого, способом его первоначальной интерпретации.
  • 2. Аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются уже в ходе наблюдения.
  • 3. Комплексность наблюдения. Вытекает из целостного характера социально-педагогического процесса и требует не выпускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.
  • 4. Систематичность наблюдения. Необходимо не ограничиваться одноразовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменения и развитие наблюдаемого за определенный период.

Этапы наблюдения представлены на рис. 110.

Рис. 110. Этапы наблюдения

Различают следующие виды наблюдений:

  • • включенное;
  • • невключеннное («со стороны»);
  • • открытое и скрытое;
  • • сплошное и выборочное.

Метод опроса используется в двух основных формах: интервью (устный опрос), беседа и анкетирование (письменный опрос).

Методы опроса:

  • 1) беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, в свободной форме без записи ответов собеседника;
  • 2) интервью — разновидность беседы. Интервьюирование привнесено в педагогику из социологии. Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записывают открыто;
  • 3) анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности обучающихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности обучающегося, достигнутом уровне знаний, умений и навыков в той или иной области.

При характеристике исследовательских методов можно условно подразделить их на методы эмпирического и теоретического исследования.

Эмпирические знания — это знания об основных параметрах исследуемых объектов, функциональных связях между этими параметрами, поведении объектов.

В качестве эмпирических данных об изучаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые обнаруживаются в практической деятельности, при наблюдении, экспериментах. Характерный признак эмпирического объекта — возможность его чувственного отражения1.

Результаты анализа эмпирических данных исследования выражаются не только в форме установления фактов, но и в виде эмпирических обобщений. В педагогических исследованиях, например, статистически устанавливаются количественные отношения объектов, динамика их изменений и т.п.

На базе принципов, зафиксированных в существующих теориях, на эмпирическом уровне происходит классификация типов поведения, способов профилактики, сравнение зафиксированных фактов и их обобщение. Эти процедуры позволяют установить эмпирические выводы и зависимости.

Теоретическое знание и используемые для его добывания методы связаны с отвлечением от опыта, фактов, т.е. эмпирической базы, и с мысленным проникновением в сущность процессов, выявлением внутренних связей, структур движущих сил и факторов, тенденций и динамики развития.

Основные исследовательские методы, позволяющие получить эмпирические данные психолого-педагогического процесса, показаны на рис. 111.

В XXI в. весьма популярен такой исследовательский метод, как тестирование, позволяющее выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такое задание принято называть тестами.

Тест — стандартизированная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью.

1

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М., 2005. С. 90.

Рис. 111. Основные исследовательские методы, позволяющие получить эмпирические данные психолого-педагогического процесса

В результате тестирования обычно получают некую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности, которая должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами.

Таким образом, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

Существуют правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов, которые достаточно четко разработаны (рис. 112).

Каждый тест сопровождается конкретной инструкцией и методическими указаниями по обработке и интерпретации полученных данных.

Выделяют несколько типов тестов, каждому из которых соответствуют определенные процедуры тестирования1.

Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций и познавательных процессов.

Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются интеллектуальными.

К ним относятся: тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие субтесты теста Векслера и другие, а также тесты- задания на обобщение, классификацию и множество других тестов исследовательского характера.

Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированное™ конкретных заданий, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. Примерами могут служить все случаи тестовых экзаменационных испытаний.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М., 2005. С. 103.

Рис. 112. Основные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов

Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожности), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  • 1. Какими методами исследования являются наблюдение и эксперимент?
  • 2. Схематично изобразите основные черты наблюдения, отличающего его от обыденного восприятия.
  • 3. На основе рис. 110 разработайте этапы наблюдения по теме: «Использование интерактивных методов на занятии».
  • 4. Закончите фразу: «Пути и способы, с помощью которых педагоги-исследователи добывают знания о своем предмете: процессах и результатах воспитания, обучения, образования, развития, формирования личности, — это…»
  • 5. Какие тесты позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций и познавательных процессов?
  • 6. Подготовьте слайдовую презентацию по теме: «Основные исследовательские методы, позволяющие получить эмпирические данные психолого-педагогического процесса».
  • 7. Охарактеризуйте метод тестирования.

Источник: https://studref.com/659644/psihologiya/metody_psihologo_pedagogicheskih_issledovaniy

Ссылка на основную публикацию