Метод опроса — справочник студента

Опрос как метода исследования 1.00/5, 1 голос. Метод опроса - Справочник студента

Свои задачи наука решает с помощью определенных методов. Метод — это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.

Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс).

Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый — опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д.

В данной работе мы рассмотрим метод опроса.

Опрос — метод, используемый для изучения мнений, отношений или поведения индивидов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.

Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных.

Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д.

Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).

В США созданы специальные институты, лаборатории и отделы, обучены десятки тысяч инструкторов для проведения самых различных опросов, начиная с зондажа общественного мнения и кончая исследованием личных вкусов различных слоев потребителей американской продукции.На основании массовых опросов различных общественных слоев делаются попытки давать далеко идущие прогнозы как в области внутренней политики, так и в сфере потребления, торговли, мод и т. д. Литература по технике и процедурам опроса только в одних США насчитывает сегодня не менее трехсот наименований.Говоря о методе опроса, имеют обычно в виду метод анкетирования, метод интервью и социометрический метод. Все эти методы прекрасно разработаны, и современный исследователь не испытывает особого труда при составлении вопросов для различного рода анкет или ведения бесед с испытуемыми.

Советские исследователи также широко используют методы опроса, однако при обращении к ним соблюдается известная осторожность и сдержанность, ибо все они хороши и эффективны не сами по себе, а лишь в гибком сочетании с другими, как упомянутыми нами, так и не упомянутыми методами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Правовая система российской федерации - справочник студента

Оценим за полчаса!

Например, интересные данные были получены при помощи метода анкет в сочетании с другими методами (интервью, наблюдения, естественного эксперимента) при изучении отношения к труду молодых рабочих, причин текучести рабочей силы, изучения бюджета времени трудящихся (А. Г. Здравомыслов, В. А.

Ядов).

Метод опроса был эффективно использован в работах по изучению жизненных планов, интересов и стремлений советской молодежи, по особенностям формирования общественного мнения (Б. А. Грушин, В. Т. Лисовский).

2. разноводности метода опроса

Опрос — самый распространённый метод сбора первичной информации.

В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению.

Вот почему опрос незаменим, когда речь идёт об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях.

Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым и опосредованным, например по телефону.

Цель интервью — извлечение необходимой информации из ответов собеседника на заранее подготовленные и специальным образом поставленные вопросы.

Если при анкетировании носитель информации имеет возможность, обдумав и изучив вопросы, дать на них письменный ответ (и часто делает это в отсутствие экспериментатора), то интервью представляет собой акт непосредственного общения индивидов (интервьюера — опрашивающего и респондента — отвечающего), и характер, полнота, глубина полученных сведений здесь во многом зависят не только от умело и четко поставленных вопросов, но и от особенностей межличностных отношений, которые устанавливаются в процессе беседы.

Сформулировав исходную гипотезу, исследователь определяет факторы, которые собирается изучить, и обдумывает систему вопросов, исходя не только из задач и целей исследования, но и предварительных сведений о респонденте (уровень образования, возраст).

После того как респондент начинает говорить, интервьюер не должен прерывать его, комментировать его ответ или подталкивать к определенным выводам. Лишь после ответа опрашивающий переходит к обсуждению данного вопроса с собеседником, уточнению деталей, конкретизации отдельных замечаний, высказываний и т. д.

Отвечающий должен чувствовать, что его понимают, испытывать к собеседнику расположение. Это во многом зависит от того, как держится интервьюер.

В зависимости от целей исследования различают глубинное интервью (выяснение какого-то одного вопроса при сохранении свободы в способе ведения беседы и свободы в форме ответов), свободное (вопросы заранее не конкретизируют и не уточняют, а лишь указывают на определенную тему, направление беседы), косвенное (подлинный смысл вопроса отличается от его внешней формы. Например, прямой вопрос: «Часто ли Вы смотрите телепередачи?», косвенный: «Можете ли Вы перечислить понравившиеся Вам телепередачи за последние два-три месяца?»), экстенсивное (многократные беседы с большим числом лиц, позволяющие подвергнуть ответы статистической обработке).

Существующие часто представления о легкости техники анкетирования и способах обработки анкет кажущиеся. Прежде всего различают анкеты с открытыми и закрытыми вопросами. Первые разрешают свободную форму ответа, вторые — одну из предложенных экспериментатором: «Да», «Нет», «Не знаю».

Для каждой формы анкет существует соответствующая процедура обработки. Если цель анкетирования — высказать отношение к чему-либо или оценить что-то, целесообразно разработать анкеты с вопросами открытого типа, которые позволяют испытуемому изложить свое мнение в относительно развернутом виде.

Например, желая выяснить причину малой престижности некоторых профессий в глазах школьников, экспериментатору не стоит ставить их в жесткие рамки стандартных безоттеночных ответов.

Например, на вопрос: «Нравится ли тебе данная профессия?» — в анкете с вопросами закрытого типа могут предполагаться ответы: «Да», «Нет», «Не задумывался», а в анкете с вопросами открытого типа этот же вопрос может звучать так: «В чем ты видишь привлекательность (непривлекательность) данной профессии?»Необходимо учитывать существование различий между анкетой и опросником. Если анкета чаще всего преследует цель выяснить отношение респондента к какой-то одной проблеме, то опросник предполагает выяснение системы отношений респондента к каким-то явлениям или какой-то проблеме.

Читайте также:  Условия и факторы возникновения и развития менеджмента - справочник студента

Анкета — чаще всего инструмент макросоциального исследования, опросник — микросоциального. Это различие сказывается и в количестве предлагаемых для ответа вопросов. Если анкета включает в себя от 3 до 15 вопросов, то опросники предлагают испытуемым несколько десятков вопросов.

Одним из видов анкетирования! является метод полярных профилей, который успешно был применен Г. Гибшем, М. Форвергом (ГДР) и П. Тофштеттером (ФРГ) и в настоящее время широко используется во многих исследованиях.

В отличие от обычной анкеты, которая может предполагать один из двух ответов («Да», «Нет») или в крайнем случае нескольких («Да», «Нет», «Не знаю»), в отношении вполне определенных качеств или объектов, шкала полярных профилей позволяет, например, выявить мнение испытуемоего не только о наличии или отсутствии у него или других людей каких-то конкретных качеств или характеристик, но и о степени их выраженности.

Метод полярных профилей делает анкету более информативной и позволяет глубже вникнуть в сущность изучаемых явлений.

Используя указанный метод, экспериментатор обычно уже располагает стандартизированным набором (с учетом возраста испытуемых и целей исследования) качеств личности, выраженность которых может быть оценена по 4-балльной шкале для каждого профиля (0, 1, 2, 3).

Если испытуемый считает, что данное качество присуще характеризуемому им члену группы в высшей степени, то он дает ему максимальную оценку в 3 балла. Антипод этого качества («щедрый» — «скупой») оценивается согласно предполагаемой степени выраженности отрицательным баллом.

Полученный профиль подвергается обычной процедуре статистической обработки, и на этой основе делается вывод о том, насколько качества оцениваемого индивида совпадают с существующими в данной среде эталонными представлениями.

Большое распространение, и в частности в педагогике, получил в настоящее время метод обобщения независимых характеристик, разработанный К. К. Платоновым. Суть его сводится к сбору и анализу мнений опрашиваемых о личности человека, с которым они сталкиваются в различных сферах совместной деятельности.

Например, желая глубже изучить особенности личности учащегося, педагог может использовать мнения о нем не только учителей-предметников, но и товарищей, пионерского и комсомольского актива, родителей, тренера, вожатой и т. д.

Проанализировав и обобщив собранные характеристики, педагог получает исходные данные для монографического (углубленного, всестороннего) изучения личности ученика.

Несмотря на то, что каждая из характеристик содержит в себе субъективные оценки, в итоге имеется возможность при соответствующей обработке и анализе создать объективный образ личности.

В обобщенной характеристике каждая учитываемая черта может оцениваться определенным баллом по выбранной шкале, например так, как это делается и при оценке черт личности по методу полярных профилей. По сути дела метод обобщения независимых характеристик является разновидностью одного из методов эмпирической социологии, получившего название «метод компетентных судей». В зарубежной социальной психологии разновидность этого метода известна также и под названием «рейтинг».

Особое место среди различных методик проведения опроса занимает социометрический метод. Социометрические процедуры исследования уровня и характеристики межличностного общения в малых группах, разработанные и предложенные Д.

Морено, прочно вошли в практику социально-психологического эксперимента.

Однако если еще совсем недавно социометрия считалась одним из наиболее перспективных направлений в социальной психологии, то сегодня уже отчетливо стали видны как сильные, так и слабые стороны социометрического подхода к изучению феноменов группового развития.

Сторонники социометрии считают несомненным ее достоинством количественное определение предпочтений, выраженных во взаимоотношениях людей друг к другу. Социометрический метод, как отмечает один из первых его интерпретаторов Е. С.

Кузьмин, позволяет дать снимок с динамики внутренних отношений в коллективе, установить близость взаимоотношений, группировки, авторитетность членов в группах и т. д.

Чуть ли не каждое социально-психологическое исследование, проводимое в школьном коллективе, начинается обычно с социометрической процедуры, так как с ее помощью можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе.

Одним из первых социометрические методики для изучения школьного коллектива применил в СССР Я. Л. Коломинский. Ему же принадлежит ряд работ, в которых он дает оценку этому методу и его возможностям.

Будучи весьма удобен как «экспресс-прием», социометрический метод тем не менее оказывается бессильным заглянуть за фасад «выборов» и «предпочтений», он не в состоянии ответить на очень важный вопрос, за что или почему А. выбирает или оказывает предпочтение Б.

; социометрический прием не поможет отличить сложившийся коллектив от диффузной (случайной, несплоченной) группы.

Вот почему только творческий подход к социометрии позволяет избежать ограниченности данного метода.

В настоящее время доказано, что известная ограниченность, присущая социометрическим процедурам, может быть успешно преодолена, если социометрию, направленную на выявление симпатий и антипатий в группе, дополнить другими видами измерений внутригрупповой дифференциации, направленной на выявление значимых связей в группе.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

В специализированных опросах главный источник информации — компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.

Отсюда ещё одно широко распространённое в социологии название таких опросов — экспертные опросы и оценки.

Одна из сложных проблем интервьюирования — не подтолкнуть опрашиваемого к желательной для социолога как личности информации; не трактовать рыхлые и неточные ответы как близкие к своему собственному мнению; избежать того, чтобы его отождествляли с представительством властных и других влиятельных структур; воздержаться от личных ценностных оценок в процессе опроса и максимально сохранить «нейтралитет».

Заключение

Методы опроса — устный опрос: интервью, беседа, экспертная оценка. Опрос — прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях. Опрос метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей.

Опросы могут быть: письменные (анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка); очные и заочные (почтовые, прессовые и т.д.); экспертные и массовые; выборочные и сплошные; первичные и повторные. Опрос наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке, интерпретации, хранению.

В проведении опроса участвуют два участника: корреспондент – исследователь; респондент— опрашиваемый.

Список литературы

  1. Барчуков И.С. Научные методы исследования в туризме. М., 2008.
  2. Герасимов И. Д. Научное исследование/Герасимов И.Д.М., 1982. 
  3. Лукашевич В. К. Научный метод/Лукашевич В.К. М., 1991. 
  4. Рузавин Г. И. Методология научного исследования. — М., 1999. 

Источник: http://otlithnik.ru/obschestvo/opros-kak-metoda-issledovaniya.html

Опрос клиента — методы, выборка, анализ и подсчет результатов

В прошлый раз мы рассказали вам о том, как самостоятельно составлять анкеты для опросов клиентов. Сегодня мы поговорим непосредственно о процессе опроса: каким способом проводить опрос, сколько на это выделять времени, как оформить анкету и что делать с результатами.

Потребителей можно опрашивать лично или по телефону, зачитывая вопросы и отмечая ответы, либо давать им анкеты на самозаполнение на бумаге, по электронной почте или онлайн.

Рассмотрим вкратце, чем хорош каждый метод опроса

  1. Личный опрос клиента: вы общаетесь с клиентом лично, задаете ему вопросы и сами фиксируете ответы в анкете. Анкету составляете в бумажном или электронном виде (на ноутбуке, планшете). При необходимости покажите клиенту товар (услугу), о котором спрашиваете. Если клиент лоялен к вам, задайте ему дополнительные вопросы.

  2. Опрос по телефону: вы звоните клиенту, зачитываете вопросы, получаете ответы и фиксируете их. Анкета в этом случае тоже бумажная или электронная. Время интервью и удобство разговора в конкретный момент нужно оговорить сразу: «Беседа займет 10 минут, вам удобно поговорить сейчас?» Если клиент занят, свяжитесь с ним позже.

  3. Самозаполнение анкеты: вы передаете клиенту печатную анкету для заполнения дома или отправляете по электронной почте. Для такой анкеты напишите несколько вступительных слов — инструкцию, как правильно фиксировать ответы. Например: «Ответьте, пожалуйста, на каждый вопрос. На вопросы А1, А2 и т. д. обведите кружком нужный вариант ответа 1, 2, 3, и т. д.

    , число возможных вариантов указано в вопросе. На вопросы В1, В2 и т. д. укажите ответ своими словами в произвольной форме». Обязательно сообщите, когда, кому и как анкету вернуть, оставьте свой номер телефона или укажите другой способ связи.

  4. Онлайн-опрос клиента: вы даете ссылку на специальную форму в интернете, программа дает возможность отметить варианты ответов, делает нужные переходы, сохраняет данные и выдает их потом в виде таблиц.

Сколько длится интервью с клиентом

По общему правилу оно не должно занимать больше 15 минут, лучше меньше. Слишком длинная анкета утомит клиента, он пропустит вопросы и ответит невнимательно, а то и вовсе откажется от опроса. Но в отдельных ситуациях и при индивидуальном отношении с клиентами возможны варианты.

  • Если у клиента есть пара минут на кассе, пока вы принимаете оплату, дайте ему короткую анкету (при необходимости свяжетесь с ним еще раз).
  • Если вы можете опрашивать в ходе предоставления услуги, например, в салоне красоты, ресторане — отлично, у вас есть около часа, но не мучайте клиента вопросами все это время.
  • Анкеты на самозаполнение или онлайн, как правило, довольно ёмкие, так как респондент сам выбирает время для их заполнения. Если у вас доверительные и близкие отношения с клиентами, можете рассчитывать на длительные интервью.

Оформление анкеты

Особой разницы в форме и содержании анкеты для разных способов опроса нет.

Иногда их можно даже комбинировать, например, если у клиента нет времени на личное общение, позвоните ему или передайте анкету на самозаполнение (не забудьте внести необходимые изменения, о которых мы говорили ранее).

Только профессиональные исследователи могут себе позволить сложные многостраничные анкеты с таблицами и переходами, специальные программы сбора и обработки данных. Если вы сами составляете и обрабатываете анкету, пользуйтесь принципом «чем проще, тем лучше».

При оформлении анкеты не поленитесь сделать ее удобной, понятной, приятной к рассмотрению и прочтению. Используйте выделение шрифтом, подчеркивание. Оставляйте достаточно места для ответов.

Выборка (сколько потребуется интервью)

Расчет выборки — это один из главных пунктов любого исследования.

Выборка — это количество полученных анкет или число участников исследования. По законам статистики для того, чтобы сделать выводы о поведении большей части потребителей (генеральной совокупности), достаточно опросить их часть.

Для генеральной совокупности от 10 тысяч до 1 млрд человек достаточно 400 интервью.

Например, если вы продаете товары только женщинам в своем регионе или оказываете услуги через интернет клиентам со всего мира, можете ориентироваться на такую выборку.

Большая выборка может потребоваться, если нужно изучить отдельные сегменты потребителей, на каждый из которых придется опросить свои 400 человек.

Если же у вас узкая целевая аудитория, например, вы оказываете услуги бизнесу или людям отдельно взятой возрастной категории, с определенными интересами, то интервью потребуется меньше. Если потребителей теоретически не больше 500, то выборка сократится до 200. Если 200 и меньше, то лучше попробовать опросить всех.

В интернете есть специальные сервисы — калькуляторы выборки, — с помощью которых можно рассчитать нужное количество интервью при известном объеме генеральной совокупности.

Узнать о численности населения в регионе, в том числе по полу, возрасту можно на сайтах статистических органов. Для оценки численности более узких целевых групп потребуются поиск дополнительных данных или экспертные оценки.

Обратите внимание: если анкет слишком мало, вы не получите количественных выводов (то есть сколько потребителей ведет себя так или иначе). В этом случае выводы будут качественными, то есть будет известно, что потребители имеют определенные модели поведения, потребности и проблемы, но для какого числа потребителей это характерно, точно неизвестно.

Если вам доступна только небольшая клиентская база и нет возможности опросить достаточное число потребителей, не отказывайтесь от исследования, но воспринимайте его результаты как качественную, а не количественную информацию. Она также будет полезна и позволит вам найти правильное направление развития.

Например, для такого метода качественных исследований, как глубинные интервью, целью которых является изучение потребностей, мотивов потребителей, получение инсайтов, новых идей достаточно всего 10-30 интервью.

Как считать показатели

Эта часть, пожалуй, самая сложная, тут много математики. Профессиональные исследователи пользуются специальными программами обработки статистических данных, некоторые возможности расчетов и анализа дают сервисы онлайн-опросов. Но представим, что у нас есть только бумажные анкеты и таблица Excel. Заодно поймем сам механизм.

Итак, берем анкеты, делаем таблицы в Excel, заносим данные (есть ответ — 1, нет — пусто), суммируем.

Два основных показателя, которые нам нужны: «В % от опрошенных» и «В % от ответивших» (на данный вопрос). Если ответ на вопрос предполагался один, в сумме должно получиться 100%. Если несколько, то больше 100%.

Читайте также:  Психодиагностика. психологический диагноз и прогноз - справочник студента

Вот такой примерно результат может у вас получится, после обработки анкет:

Метод опроса - Справочник студента

Пример обработки анкеты

Выводы в данном примере могут быть такие:

  • «Среди всех участников исследования за последний год товар покупали 80%.
  • Из них 62% (50 человек из 80, или 25% + 37% ответивших) были полностью или частично удовлетворены его качеством.
  • Индекс удовлетворенности в интервале (-1… 1) составил 0,27, что можно оценить как средний уровень удовлетворенности.
  • Расчет: (20%*1+30%*0,5+20%*(-0,5)+5%*(-1))/75% = 0,27
  • Индекс (-1… -0,5) — низкий уровень, большинство не удовлетворены;
  • Индекс (-0,5… 0) — уровень ниже среднего, неудовлетворенных больше, чем удовлетворенных;
  • Индекс (0… 0,5) — средний уровень, удовлетворенных больше, чем неудовлетворенных;
  • Индекс (0,5… 1) — высокий уровень, большинство удовлетворены.

Основной причиной недовольства качеством была указана Причина 1, ее отметили 40% неудовлетворенных (10 человек из 25).

Среди других причин были отмечены…»

Полученные данные вы можете оформить в таблицы и диаграммы, выбрав их дизайн по своему вкусу и желанию или в угоду вкусам целевой аудитории. Можно дополнить анкеты текстовыми выводами, написать отчет в Word или Power Point.

Что делать с результатами опроса?

Самая простая рекомендация — использовать! Вы проделали большую работу, потратили время и силы, возможно, деньги. Если вами руководил интерес и любопытство, вы проанализировали результаты и сделали выводы.

Сразу предостерегу: не воспринимайте всю информацию буквально. Это не истина в последней инстанции, а пища для размышлений.

Любая информация часто оценивается с точки зрения личного опыта: если совпадает с ожиданиями исследователя — «Похоже на правду. Я и так это знал», если не совпадает — «Неправда. Наверное, где-то ошибка». И то и другое в какой-то мере обесценивает результаты. Постарайтесь быть объективным. Если клиенты не довольны, исправляйтесь! Если видите возможности для развития — используйте их!

Расскажите про ваш опыт проведения анкетирования. А какие ещё методы взаимодействия с клиентами используете вы?

Источник: https://azconsult.ru/ankety-v-biznese-chast-2-provodim-opros/

Метод опроса — Психологос

Метод опроса - Справочник студента

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюирумемы посредством получения от субъекта ответов на зараенее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются.

Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные.

Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме.

Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

Вопросы

Правила составления вопросов

  • Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
  • Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
  • Вопросы должны быть краткими.
  • Вопросы должны быть конкретными.
  • Вопросы не должны содержать подсказку.
  • Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  • Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
  • Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка.

Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа.

Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.

Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

  • Субъективные — проективные

Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/metod-oprosa

Исследование причин низкой успеваемости студентов

Здраствуйте! Я провожу опрос с целью определения качества успеваемости студентов. Результаты исследования пойдут на пользу всем студентам.

Ответы
Всего ответов: Не ответивших: 104

На какой основе вы учитесь?

Ответы График % Количество
Бюджет 62.5 65
Контракт, оплачиваю сам 6.73 7
Контракт, оплачивают родители 28.85 30
Другое 1.92 2
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

Оцените свою посещаемость занятий, где 5 — полностью посещаю, 1 — полностью пропускаю:

Ответы График % Количество
5 43.27 45
4 38.46 40
3 12.5 13
2 4.81 5
1 0.96 1
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

Оцените, на сколько понятно преподаватель объясняет на занятиях, где 5 — все понятно, 1 — ничего не понятно:

Ответы График % Количество
5 18.27 19
4 42.31 44
3 32.69 34
2 3.85 4
1 2.88 3
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

Если у вас возникают вопросы, задаете ли вы их преподавателю, где 5 — всегда задаю, 1 — никогда не задаю?

Ответы График % Количество
5 16.35 17
4 24.04 25
3 26.92 28
2 26.92 28
1 5.77 6
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

Если преподаватель задает вопросы, пытаетесь ли вы на них ответить, где 5 — да, всегда, 1 — нет, никогда?

Ответы График % Количество
5 20.19 21
4 34.62 36
3 26.92 28
2 13.46 14
1 4.81 5
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

Интересны ли вам занятия?

Ответы График % Количество
Очень интересно 8.65 9
Интересно 35.58 37
Скорее интересно, чем неинтересно 34.62 36
Скорее неинтересно, чем интересно 14.42 15
Неинтересно 4.81 5
Совершенно неинтересно 1.92 2
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

Оцените, как сильно вы устаете на занятиях, где 5 — полностью устаю, 1 — совсем не устаю:

Ответы График % Количество
5 15.38 16
4 38.46 40
3 38.46 40
2 4.81 5
1 2.88 3
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

Легко ли вам сосредоточиться на занятие?

Ответы График % Количество
Очень легко 1.92 2
Легко 27.88 29
Скорее легко, чем сложно 42.31 44
Скорее сложно, чем легко 18.27 19
Сложно 7.69 8
Очень сложно 1.92 2
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

Были ли у вас конфликтные ситуации с преподавателями?

Ответы График % Количество
Да 19.23 20
Нет 63.46 66
Затрудняюсь ответить 17.31 18
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

Оцените, какие у вас отношения в группе, где 5 — часто общаемся, 1 — практически не общаемся:

Ответы График % Количество
5 27.88 29
4 29.81 31
3 27.88 29
2 10.58 11
1 3.85 4
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

Оцените, как сильно знания студентов зависят от преподавателя, где 5 — полностью от преподавателя, 1 — полностью от студентов:

Ответы График % Количество
5 25 26
4 39.42 41
3 27.88 29
2 4.81 5
1 2.88 3
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

На сколько вы уверены, что полностью сдадите предстоящую сессию, где 5 — полностью уверен, 1 — полностью не уверен?

Ответы График % Количество
5 33.65 35
4 39.42 41
3 19.23 20
2 2.88 3
1 4.81 5
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

Как активно вы проявляете себя на практических занятиях(выходите к доске, отвечаете на вопросы преподавателя), где 5 — очень активно, 1 — совсем пассивно?

Ответы График % Количество
5 13.46 14
4 33.65 35
3 27.88 29
2 13.46 14
1 11.54 12
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

Ваш пол?

Ответы График % Количество
М 21.15 22
Ж 78.85 82
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

На каком курсе вы учитесь?

Ответы График % Количество
1 19.23 20
2 33.65 35
3 17.31 18
4 13.46 14
5 16.35 17
Всего ответов: Не ответивших: 104 0

Источник: https://webanketa.com/forms/6grkedsf68s6ack3c8vp2/ru/statistic

Образовательный процесс в ОрелГИЭТ глазами студентов

Главной целью проведения в ОрелГИЭТ оценки качества занятий, преподавательского мастерства и организации учебного процесса является повышение качества образовательных услуг.

В Орловском государственном институте экономики и торговли в рамках мониторинга мнений студентов о качестве преподавания учебных дисциплин и организации учебного процесса в декабре 2014 г.

на основе анонимного анкетирования осуществлен опрос студентов 4 курса и магистрантов 2 курса, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью».

Цель опроса заключалась в выявлении степени удовлетворенности и требований внутренних потребителей образовательных услуг, предоставляемых ОрёлГИЭТ, их объемом и качеством. Исследование носило выборочных характер.

В качестве опрашиваемых респондентов были выбраны студенты и магистранты последнего года обучения, имеющие наибольший опыт вузовской жизни.

В анкетировании приняли участие 75% от общей обучающихся по направлению подготовки бакалавриата и 67% от общей численности магистрантов.

Анкета, заполняемая студентами четвертого курса, включала два блока вопросов.

Первый блок посвящен оценке качества преподавания учебных дисциплин и лекторского мастерства преподавателей института, ведущих у них занятия.

Вырабатывая критерии оценки деятельности преподавателя, основывались на том, что качество преподавания не сводится только к качеству подготовки преподавателя, а основывается на комплексе личностных свойств, внутренней мотивации педагога, социальной значимости, его взаимоотношения со студентами и т.д. Студентам предлагалось ответить на вопросы, в которых перечислялись профессиональные и личные качества преподавателя вуза. Выбранные для оценки показатели в анкете оценивались в баллах, каждому баллу соответствует определенный уровень проявления качества. Эти качества предлагалось оценить по 9-тибальной шкале, где: 9-8 баллов – качество проявляется практически всегда; 7-6 баллов – качество проявляется часто; 5-4 балла – качество проявляется на уровне 50%; 3-2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует; 0 баллов – не могу оценить.

Преподаватели ОрелГИЭТ, работающие со студенческой аудиторией, получили следующие оценки (табл. 1). Если исходить из предложенной бальной шкалы оценки, качество преподавания учебных дисциплин варьируется от «качество проявляется часто» до «высокое мастерство преподавательского искусства проявляется практически всегда».

Таблица 1 – Студенческие оценки качества преподавательского мастерства профессорско-преподавательского состава ОрелГИЭТ

Средняя оценка, полученная преподавателями 8,1 балла

Источник: https://orelgiet.ru/public/Oprosy/Obrazovatelnyy_protsess_v_OrelGIET_glazami_studentov11545

Метод анкетирования — это… Что такое Метод анкетирования?

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статистических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 211 дней].

Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму.

Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное — опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное — опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

  • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное — анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте;
    • Публикация анкет в прессе;
    • Публикация анкет в Интернете;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн-анкетирование

Основная статья: :en:Computer-assisted web interviewing

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса.

К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Примечания

  1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.
  • Ядов В. А. Социологическое исследование — методология, программа, методы. — М.: Издательство «Самарский университет», 1995. — ISBN 5-230-06020-4

Источник: https://dik.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/71523

Ссылка на основную публикацию