Личность в группе — справочник студента

Изучение личности и коллектива студентов

Изучение личности и коллектива студентов — важный аспект деятельности куратора, ибо ее успех в большой степени зависит от знания конкретного человека и процессов, происходящих в коллективе. Чтобы куратор работал профессионально, нужно знать методы изучения и правильно их применять, учитывая современные научные достижения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Изучение личности и коллектива студентов и воспитание — единый процесс.

Однако в работе куратора, и, прежде всего, преподавателя, наблюдаются две крайности: одни преподаватели придерживаются позиции «сам себе психолог», игнорируя целенаправленное изучение студентов; другие, наоборот, абсолютизируют психологию и считают, что анкеты и тексты дадут ответ на любой вопрос. Вместе с тем, анализ типичных трудностей, с которыми сталкиваются кураторы, показывает, что они связаны с недостаточным знанием индивидуальных и возрастных особенностей студентов.

Перед куратором, начинающим работу с группой, неизбежно встают вопросы: что изучать; как изучать; для чего изучать. Только ясное представление о том, на что будет направлено внимание, позволит управлять воспитательным процессом.

Целесообразно использовать следующие принципы изучения:

  • систематичность и последовательность — изучение проводится не от случая к случаю, а в определенной системе в соответствии с задачами воспитательной работы;
  • планомерность — методы и способы изучения избираются в соответствии с содержанием и применяются в определенные сроки;
  • научность — используются известные методики, что не исключает творческого подхода, когда психолог может, например, самостоятельно составить анкеты; главное — обеспечить достоверность изучения;
  • разносторонний подход — важно проводить комплексное изучение, уделяя внимание всем видам деятельности и личности, и коллектива;
  • оптимистический подход — необходимо выявить положительные качества личности, что позволит в дальнейшем с опорой на них осуществлять эффективное воспитательное воздействие;
  • педагогический такт — любые методы сбора информации должны проводиться с соблюдением уважения к личности;
  • конфиденциальность — любое обследование должно проводиться с согласия студента, результаты анализа не подлежат разглашению без его разрешения.
  • Следует еще раз подчеркнуть, что изучение личности и коллектива студентов должно быть ориентировано на решение актуальных педагогических задач и органически связано с учебно-воспитательным процессом.
  • Ниже приводятся материалы, которые помогут организовать изучение личности студентов на занятиях и при подготовке и проведении воспитательных мероприятий.
  • Схема изучения личности и коллектива студентов.
Что изучать (содержание) Как изучать (формы и методы) Где использовать полученные данные
1 Состав группы: количественный, половозрастной, социальный Изучение документации, анкетирование При планировании воспитательной работы, организации коллективных творческих дел
2 Межличностные отношения Социометрия, анкетирование При составлении характеристики
3 Интересы и увлечения Анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы При планировании, для организации мероприятий
4 Актив Наблюдение, индивидуальные беседы со студентами, преподавателями Для улучшения работы органов самоуправления
5 Общественное мнение Анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы Для совершенствования воспитательной работы в группе
6 Возрастные особенности студентов Изучение соответствующей литературы, наблюдение Для работы с родителями студентов
7 Студенты группы риска Наблюдение, индивидуальные беседы с преподавателями, родителями Для предупреждения возможных негативных поступков
8 Социально-психологический портрет Для работы со студентами и родителями студентов

Кураторам для определения интересов, увлечений и потребностей студентов рекомендуется использовать анкеты для опроса на часах куратора.

На основании проведенных анкет необходимо построить план работы куратора на отчетный период. План воспитательной работы, являясь программой действий участников педагогического процесса, — основа всей работы куратора.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Закон рф «об образовании» - справочник студента

Оценим за полчаса!

План предшествует практической деятельности и должен отразить:

  • результаты и оценку достигнутого;
  • цели, стратегические ориентиры будущей деятельности;
  • программу действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей;
  • реальные сроки реализации намеченного;
  • ответственных за выполнение конкретных дел.

При составлении плана определяются требования, следование которым обеспечивает качество планирования. Обобщая все вышесказанное, можно выделить следующие критерии планов воспитательной работы.

Соответствие содержания плана положениям основных нормативных документов (закон Российской Федерации «Об образовании», государственные образовательные стандарты, Устав учебного заведения и т.д.).

Актуальность плана предусматривает отражение в нем важных событий в жизни общества, реакцию на существующие сегодня острые проблемы. План должен учитывать такие наиболее важные проблемы, вмещающиеся в деятельности учебного заведения.

Целесообразность плана предлагает педагогическую обоснованность всех проводимых мероприятий: для чего, ради чего и для кого проводится то или иное дело, как учтены особенности развития коллектива, его традиции.

Конкретность плана означает, что в него включены практические дела, за которые персональную ответственность несут те или иные лица и которые проводятся в строго определенные сроки.

Общие формулировки (например, оказание помощи активу, повышение качества трудовой деятельности, беседа об успеваемости и дисциплине и т.д.

), никого и ни к чему не обязывающие, являются серьезным недостатком плана и должны решительно корректироваться.

Реальность плана предусматривает правильный отбор и равномерное по времени распределение дел, необходимых и достаточных для решения воспитательных задач. Следует иметь в виду, что при обилии мероприятий снижается возможность качественной их подготовки, а значит, и результаты будут соответствующими.

Единство цели и средства воспитания означает, что поставленной цели должны отвечать правильно отобранные дела.

Календарная последовательность плана предусматривает, что все воспитательные мероприятия должны планироваться в хронологической последовательности.

Склярова Е.А., Факультет естественных наук и математики

Источник: http://portal.tpu.ru/departments/centre/csr/inst_kur/material

Особенности развития личности студента

Авторами изучен большой объем фактического материала.Данная статья посвящена теме становления личности студента в высшей школе. Авторы исследовали виды адаптации студентов.

Студенту как человеку определенного возраста и как личности можно дать характеристику с трех сторон:

  1. с психологической, представляющую собой целостность психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, возможности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Но при этом, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
  2. с социальной, которая воплощает социальные взаимоотношения, качества, обуславливаемые принадлежностью студента к конкретной общественной группе, национальности и т.д.
  3. с биологической, включающую тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, абсолютные рефлексы, инстинкты, физическую силу, сложение тела, физиологические особенности личности. Данная сторона в основном определена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах меняется под влиянием жизненных обстоятельств.

Исследование этих сторон раскрывает качества и способности студента, его возрастные и индивидуальные характерные черты.

Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и вербальные сигналы, оптимум абсолютной и разностной восприимчивости анализаторов, наибольшая гибкость в образовании сложных психомоторных и других умений. В случае если сопоставить с другими возрастами, в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения интереса, решения вербально-логических вопросов и т.д. Отсюда следует, что студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» итогов, которые базируются на всех предшествующих процессах биологического, психологического и социального формирования.

Если изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет — это промежуток более интенсивного формирования моральных и эстетических чувств, развития и стабилизации нрава и, что в особенности немаловажно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С данным периодом неразрывно связано начало «экономической активности», под которой демографы подразумевают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание своей семьи.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Отличительной особенностью нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения.

Значительно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, уверенность, упорство, самостоятельность, активность, умение владеть собой.

Увеличивается заинтересованность к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Вместе с тем эксперты в области возрастной психологии и физиологии обращают внимание на то, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неспособность предугадать последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы.

Канадский психолог Джеймс Марша в 1966 г. выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.

  1. Неопределенная, размытая идентичность» . Этот этап характерен тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
  2. Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
  3. Этап «моратория» обуславливается тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
  4. Достигнутая зрелая идентичность» характеризуется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.

Профориентационная работа с молодыми людьми, поступающими в высшую школу, весьма значима. С целью установления способностей, которые необходимы для овладения той или иной профессией, требуется предварительное описание профессиограмм.

Согласно требованиям, предъявляемыми профессиограммой к психике человека, выделяются три уровня: 1) абсолютно необходимые; 2) относительно необходимые; 3) желательные. Применение данных профессиограмм дает положительные результаты.

Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е.

формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.

Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности.

Важным условием эффективной работы студента считается освоение новых для него особенностей учебы в вузе, которые устраняют чувство внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой.

В течение начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и обихода, вводится система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Открытие И.П.Павловым психофизиологического явления — динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям, составляет основу резкой ломки многолетнего привычного рабочего стереотипа.

По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении.

Поэтому важно знать характерные особенностей студента, на основе которых строится система вовлечения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно акцентируют внимание на следующие главные трудности: отрицательные переживания, которые связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неясность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неспособность реализовать психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.

Социальная адаптация студентов в вузе делится на:

  • профессиональную адаптацию, которая определяется как приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
  • социально-психологическую адаптацию представляющую собой приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

Адаптация обуславливается как предпосылка интенсивной работы и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

Исследователи выделяют три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

  1. адаптация формальная, которая касается познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее условиям, к собственным обязательствам;
  2. социальная адаптация — процесс внутренней интеграции (организации) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
  3. дидактическая адаптация, которая касается подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Многие первокурсники первое время испытывают большие трудности, которые связанны с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, анализировать информацию большого объема, четко и ясно формулировать собственные мысли.

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, немаловажно понимать жизненные планы и интересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, степень требований, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т.д. Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза.

Читайте также:  Определение готовности к изменениям - справочник студента

Процесс адаптации каждого студента проходит индивидуально. Юноши и девушки, которые имеют трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники — к академической работе.

Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза.

К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; мероприятие «Посвящение в студенты»; выступления ведущих преподавателей в группах; ознакомление с историей вуза и выпускниками, которые прославили свой вуз; проведение кураторских часов, где студенты могут получить ответы на интересующие их вопросы. Кураторы организуют совместные походы, для сближения студентов, нахождения общих тем и интересов. А также для раскрепощения, выражения своих мыслей и идей, лучшего вовлечения в образовательный процесс создаются группы, кружки, конкурсы, проводятся тренинги. Создается студенческий совет, где решаются важные вопросы. Для проведения досуга студентов организуют концертные программы, а самым главным событием является «Студенческая весна», где студенты могут пошутить и отвлечься.

В основном же развитие личности студента, как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:

  1. закрепляются идеологическая уверенность, профессиональная направленность, формируются требуемые возможности;
  2. улучшаются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт;
  3. повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;
  4. растут требования личности студента в области своей будущей профессии;
  5. на базе активной передачи социального и профессионального навыков и развития необходимых качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;
  6. повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;
  7. укрепляются профессиональная независимость и стремление к будущей практической работе.

Психологическое формирование личности студента — диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.

Источник: https://novainfo.ru/article/15935

Типология личности студента

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени, влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, — их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, — ими можно управлять. К первой категории, в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся непосредственным источником информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную точку для воздействий на студентов. Факторы первой категории работают преимущественно на этапе адаптации. Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают, играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п. Именно это в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через пять лет покинет стены вуза. В вуз приходят совершенно различные люди с разными установками и разными «стартовыми условиями». Типология, разработанная В.Т. Лисовским, наиболее полно отражает представления о студенте, как о гармонично развивающемся субъекте с учетом специфики его деятельности. Выглядит она следующим образом:

  • 1. «Гармоничный». Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и общественной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.
  • 2. «Профессионал». Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. Принимает участие в общественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него — хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется уважением в коллективе.
  • 3. «Академик». Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на «отлично». Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.
  • 4. «Общественник». Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной и научной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.
  • 5. «Любитель искусств». Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойствен развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.
  • 6. «Старательный». Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.
  • 7. «Середняк». Учится «как получится», не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Его принцип: «Получу диплом и буду работать не хуже других». Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно кончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения.
  • 8. «Разочарованный». Человек, как правило, способный, но избранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно кончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте.
  • 9. «Лентяй». Учится, как правило, слабо, по принципу «наименьшей затраты сил». Но вполне доволен собой. О своем профессиональном призвании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе студенческой группы к нему относятся как к «балласту». Иногда норовит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга.
  • 10. «Творческий». Ему свойствен творческий подход к любому делу — будь то учеба, или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу «мне это интересно» или «мне это не интересно». Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет оригинальное самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов.
  • 11. «Богемный». Как правило, успешно учится на так называемых «престижных» факультетах, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям. Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам относится пренебрежительно. «Обо всем» наслышан, хотя знания его избирательны. В сфере искусства интересуется, главным образом, «модными» течениями. Всегда имеет «свое мнение», отличное от мнения «массы». Посещает кафе, и ночные клубы.

Успешность обучения определяется таким психическим свойством человека, как обучаемость. Под этим понятием подразумеваются личные особенности (адаптивность, пластичность личности, напряженность мотивации и т. п.) и весь интеллектуальный потенциал человека.

Непосредственная зависимость успешности любой деятельности, в том числе и учебной, в первую очередь от уровня интеллектуального развития.

Взаимосвязь между интеллектуальными способностями и деятельностью диалектична: эффективное включение в любую деятельность требует определенного уровня способностей к этой деятельности, которая, в свою очередь, определяющим образом влияет на процесс развития и формирование способностей.

Успеваемость студентов зависит не только от общего интеллектуального развития и специальных способностей, что вполне понятно даже с точки зрения здравого смысла, но также от интересов и мотивов, черт характера, темперамента, направленности личности, ее самосознания и т. п.

В основе направленности личности лежат ее потребности, которые могут быть материальными (потребность в пище, одежде, жилище и т. д.) и духовными (потребность, познании, музыке, книге, труде и т. д.).

Потребности предполагают свое дальнейшее удовлетворение и поэтому порождают влечения, желания, стремления, эмоциональные состояния, которые заставляют студента проявлять активность. Потребности могут быть ясно осознанными и неосознанными или осознанными лишь частично.

Стремление стать хорошим специалистом, освоить преподаваемые дисциплины, стать эрудированным и культурным человеком — это выражение четко осознанных духовных и материальных потребностей студента.

Важным условием оптимизации потенциальных возможностей личности является ее активность, направленность на определенный вид деятельности. «Именно то, что особенно значимо для человека, выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности».

Обнаружена прямая корреляционная связь между направленностью на получение знаний и уровнем академической успешности. Направленность на получение профессии и направленность на получение диплома не отражаются непосредственно на результатах академической успешности.

Отсутствие взаимосвязи между направленностью на получение диплома и академической успешностью мы объясняем тем, что, как показывает ряд данных, зачастую студенты при подготовке к экзаменам применяют «штурм», который далеко не всегда приводит к положительным результатам.

Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются чувством долга, целеустремленностью, сильной волей, умением мобилизовать свои физические и психические силы на учебу, высокой регулярностью учебной деятельности.

Комплекс всех этих черт в совокупности с направленностью на получение знаний и обеспечивает высокую учебную успешность.

В процессе работы со студентами педагог должен учитывать не только уровень и структуру мотивации, но также энергетический, умственный потенциал и целый ряд жизненных обстоятельств.

Так, если у студента большой перерыв в учебе или он с трудом адаптируется к новой форме обучения, задача педагога будет состоять в том, чтобы научить студента оптимальной организации труда.

При хороших же потенциальных возможностях, высокой интеллектуальной лабильности студента, которая служит критерием хорошей обучаемости, педагог имеет основания предъявить к нему более высокие требования, апеллировать к его волевым качествам. Одной из важных потребностей является потребность в общении.

В общении студенты познают не только других, но и себя, овладевают опытом социальной жизни. Потребность в общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями.

Также одной из важнейших потребностей личности является потребность в достижениях. Жизнь студентов специфична по возможностям удовлетворения ряда потребностей. Имеются известные ограничения в удовлетворении их духовных и материальных потребностей в соответствии с требованиями учения в вузе и будущей профессии.

Наряду с ситуативными мотивами, непосредственно побуждающими к деятельности, важную роль играют мотивы, воплощающие в себе устремления направленности студента в будущее.

Важным элементом направленности личности являются: разнообразные по содержанию интересы к преподаваемым предметам, спорту, музыке, технике и т. д. Они различаются также по устойчивости, широте влияния на деятельность.

Устойчивый интерес студента к своей будущей профессии вызывает у него активность, творчество, стремление быстрее и лучше овладеть специальностью. Возникновение глубокого и устойчивого интереса студентов к учению, различным предметам является важным условием успешного формирования их личности.

Познавательные интересы могут развиваться, но могут и затухать. Причиной затухания интереса к учению может быть появление больших трудностей, недостатки в методике обучения, организации учебных занятий.

В деятельности и развитии студентов большую роль играет мировоззрение — система представлений, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы.

Существенные особенности в поведении и деятельности студентов вызываются различиями в темпераментах. Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение студентов на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки.

Темперамент влияет на ход и результаты различных видов деятельности.

Также в деятельности студентов проявляется и их характер — относительно устойчивый психический склад человека. Это совокупность черт, влияющих на все его поведение. Характер студента представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам.

Это, во-первых, группа интеллектуальных черт — наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональных черт — уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-третьих, группа волевых черт — целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество и др.

; четвертая группа — нравственные черты: чувство долга, честность, правдивость и др. Характеры делятся на слабые и сильные, замкнутые и эгоистичные, цельные и противоречивые. Главное, что раскрывает характер студента, — это поступки и действия, особенно поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа.

Характер формируется в процессе деятельности в зависимости от ее мотивов и общего отношения студента к окружающей действительности.

В деятельности студентов ярко проявляются способности, то есть такие их психологические особенности, которые позволяют успешно овладеть программой вуза, эффективно совершенствоваться как будущим специалистам. В структуру способностей входят внимательность, наблюдательность, определенные качества мышления, памяти и т. д.

Способности студентов развиваются вместе с совершенствованием их внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности, а также путем компенсации недостающих качеств.

Способности складываются на основе закрепления и проявления свойств человека в связи с особенностями его деятельности.

Опосредствованно на успеваемость оказывает влияние и тип конституции (телосложения) студента, которому соответствует определенный тип реактивности организма, тип нервной системы.

Влияют на успеваемость и особенности самосознания и самопонимания. В исследованиях установлена достаточно устойчивая и подтверждающаяся на разных выборках зависимость успешности обучения от таких особенностей самосознания, как степень адекватности самооценки. В отсев попадают студенты при излишней самоуспокоенности, беззаботности и неадекватности самооценки.

Лабильность и сила нервной системы влияют на отбор приемов деятельности, в частности учебной. Стилем учебной деятельности называется предпочтительно используемая индивидом совокупность приемов самоподготовки, учебной работы.

Студенты с сильной нервной системой компенсируют нерегулярность учебной деятельности «авралом», занятиями по ночам; будучи малотревожными, они легко используют при ответах на экзамене шпаргалки и т. п.

Студенты со слабой нервной системой, накопив в результате несистематической работы большое количество неизученного материала, не могут работать за счет сна. Их тревожность на экзамене, куда они приходят плохо подготовленными, мешает им выявить даже имеющиеся знания.

Так нерегулярность работы в сочетании со слабой нервной системой становится причиной неуспеваемости студентов, а зачастую — и отчисления их из вуза.

Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития: 1) интеллекта, 2) самоанализа, 3) воли.

Недостаточный уровень развития любого из этих свойств приводит к существенным просчетам в организации самостоятельной работы, следствием чего и является низкий уровень регулярности занятий, неполная подготовленность к экзаменам.

Существует два типа студентов — с высоким и, низким уровнем регулярности учебной деятельности. Эмоциональные состояния, уровень развития волевых качеств, особенности психосоциотипа студента существенно влияют на учебный стиль и успешность обучения, на характер взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями.

Знание психологических особенностей личности студента — способностей, общего интеллектуального развития, интересов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, самосознания и т. д. — позволяет изыскивать реальные возможности их учета в условиях современного массового обучения в высшей школе.

адаптация личность студент лидерство

Источник: https://studwood.ru/615795/psihologiya/tipologiya_lichnosti_studenta

Психология

Во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный сплав психологического и социального. Это постоянно проявляется в ее связях с социальным окружением.

Особенности конкретного исторического периода, принадлежность личности к тому или иному социальному классу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют определенные образцы ее поведения.

Читайте также:  Падение тел - справочник студента

Как говорил Вольтер: «Каждый человек является созданием времени, в котором он живет».

Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро– и микроуровне.

Под макроуровнем имеется в виду «широкая» социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы, но, конечно, в первую очередь следует отметить роль социальных влияний того конкретного общества, к которому принадлежит личность. Нельзя не упомянуть здесь воздействия государства в целом и тех или иных его органов на личность.

Микроуровень – это ближайшее социальное окружение личности – его семья, круг друзей, коллеги по работе, соседи, т. е. люди, с которыми непосредственно общается личность в тех или иных ситуациях повседневной жизни. Наблюдаемые эффекты различных воздействий макро– и микросреды на психику и поведение личности дают богатую пищу для социально-психологического анализа.

Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности.

Каждый из нас каким-либо образом влияет на других людей, общаясь с ними в сферах труда, учения и досуга. Воздействует личность и на макросреду.

Голосуя за того или иного кандидата на выборах, принимая участие в каких-либо демонстрациях или забастовках, личность выступает как субъект политической деятельности, оказывая влияние на преобразование макросреды.

Более того, личность – это субъект исторического процесса, ибо каждый человек выступает в нем как действующее лицо.

Итак, социально-психологический подход к личности требует рассмотрения ее в тесной связи с социальным окружением. Прежде всего имеются в виду социальные группы, в состав которых личность входит, с членами которых взаимодействует. Для того чтобы лучше понять взаимосвязи личности и ее социальной среды, психологи обращаются к положениям ролевой теории личности.

Мысль о том, что люди в их жизнедеятельности подобны актерам на сцене театра, высказывалась еще в очень давние времена. Римский философ-стоик Эпиктет, живший в I–II вв. н. э., часто сравнивал человека с актером.

Так, он заявлял: «Не забудь – ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса – коротка и роль, длинна – длинна и она. Даст он тебе роль нищего – старайся вернее создать его тип, как и тип калеки, высшего правительственного лица или частного человека».

Под автором здесь имеется в виду Бог как высшая сила.

  • В. Шекспир в пьесе «Как вам это понравится» устами одного из своих героев говорил:
  • Весь мир – театр.
  • В нем женщины, мужчины – все актеры.
  • У них свои есть выходы, уходы,
  • И каждый не одну играет роль[30].

В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е годы американские исследователи Д. Мид и Р. Линтон. Последний определял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции.

Являясь членом тех или иных социальных групп, вступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) – местом в данной конкретной системе социальных взаимосвязей. Так, на предприятии четко различаются официальные позиции директора, бухгалтера, юрисконсульта, начальника цеха, мастера, рабочего и т. д.

Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле. Например, можно выделить общественно-политические позиции (депутат, член какой-либо партии или инициативной группы граждан), профессиональные (инженер, врач, артист) и ряд других (гражданин, потребитель, пенсионер).

Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности.

Отдельно следует упомянуть позиции, занимаемые в своей семье и вообще среди родственников (дед, отец, муж, брат, племянник и т. д.) Определенные права и обязанности выступают в качестве регуляторов и в семейных отношениях.

Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор». Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как учитель, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза.

Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подразумевает наличие других связанных с ней позиций. Отсюда выводится известная взаимозависимость и между людьми, находящимися в связанных между собой позициях.

Например, позиция руководителя подразумевает существование позиции подчиненного. Позиция учителя подразумевает присутствие позиции ученика.

Имеется определенная взаимозависимость между сотрудниками любой организации, членами семьи, родственниками, вообще между индивидами, вступающими друг с другом даже в один-единственный непродолжительный контакт (например, между продавцом и покупателем, кондуктором автобуса и пассажиром).

Таким образом, можно говорить о наличии соответствующих взаимоотношений между указанными лицами. В рамках данных отношений индивиды выполняют определенные социальные роли, а эти взаимоотношения называются ролевыми.

В настоящее время имеется много определений понятия «социальная роль», и в его интерпретации существуют заметные расхождения между исследователями. Мы будем понимать роль как нормативную систему действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальной позицией (положением).

Отсюда следует, что роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним официальным предписаниям, а выполнение роли студента – другим.

Эти предписания безличны, они никак не ориентированы на особенности характеров тех или иных преподавателей и студентов.

Существует ряд классификаций социальных ролей. Так, все их многообразие можно подразделить на роли приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Такие роли называются тендерными.

Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать неодинаковым образом, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек – готовить пищу и шить.

Очевидно, что даже в современных странах с развитой демократией, несмотря на социальное равенство полов, существуют ожидаемые наборы образцов поведения, присущего мужчинам и женщинам. И эти наборы имеют существенные различия.

Так, наша общественная мораль терпимо относится к поведению юноши, если он на улице пытается познакомиться с понравившейся ему девушкой.

Однако если бы подобную активность проявила девушка, это было бы расценено (во всяком случае, многими представителями старшего поколения) как отклонение от ожидаемых в обществе правил поведения. Тендерные роли предписывают также определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В странах Востока различие между тендерными ролями еще более заметно.

К достигнутым ролям относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области (например, роли директора предприятия, доктора философии, тренера футбольной команды).

Следует отметить, что возможности достижения личностью какой-либо роли существенным образом предопределены социальными условиями микро– и макросреды, в которых находится личность. Для одних индивидов эти возможности сравнительно широки, для других – весьма ограничены.

Так, на острове Кижи в Карелии дети всех возрастов находятся в одном и том же классном помещении во время школьных занятий. Учитель дает каждому индивидуальное задание.

Вряд ли выпускник такой школы при поступлении в вуз составит успешную конкуренцию своим сверстникам, окончившим городские школы.

В соответствии с другим логическим основанием можно выделить специфические роли и диффузные роли. В ролях специфических взаимоотношения строятся на основе особых четко ограниченных целей.

Например, кассир, продающий билеты в кинотеатре, гардеробщик, принимающий верхнюю одежду, парикмахер, подстригающий своих клиентов. Активность лиц, выполняющих диффузные роли, наоборот, не имеет подобной специальной направленности.

Такова роль матери, которую интересует буквально все, что касается ее ребенка: его здоровье, настроение, стремления, желания, вкусы, привычки и т. д. Этот интерес очевидным образом проявляется в отношении матери к ребенку.

Все семейные взаимоотношения вообще (если, конечно, говорить о норме) строятся на основе диффузных ролей. В форме таких ролей могут проявляться и отношения между близкими друзьями, влюбленными. При этом ролевые взаимосвязи осуществляются на почве широкого круга взаимных интересов.

Нередко для того, чтобы окружающие имели необходимую информацию о социальной роли той или иной личности на данный момент, прибегают к ролевым символам. Примером такого символа может быть какая-либо униформа.

Знаки отличия у военных, обозначающие род войск и звание данного лица, свидетельствуют о его социальном статусе и соответствующей роли.

Или, например, строгие вечерние платья женщин и костюмы темных цветов мужчин могут подчеркивать официальный характер какой-либо ситуации.

Место социального взаимодействия каких-либо индивидов также обладает характеристикой ролевого знака. Как отмечает английский профессор Ч.

Ханди, менеджеры часто ведут себя совершенно различным образом на месте своей работы и вне его, даже имея дело с одним и тем же лицом.

Изменение местоположения используется ими порой для того, чтобы показать соответствующее изменение их роли, скажем, переход от роли начальника к роли друга.

Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания.

Эти ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запреты (то, чего человек не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли).

Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным.

Необходимо подчеркнуть при этом, что в ролевых ожиданиях, исходящих от конкретных лиц или групп, ярко проявляются и их социально-психологические особенности.

Так, взаимные ролевые ожидания двух сотрудников, использующих одно и то же оборудование, обусловлены не только их официальным положением в данной организации, но и свойствами личности каждого из этих работников.

Допустим, один из них, отличающийся аккуратностью и следящий за безукоризненной чистотой рабочего места, будет требовать от своего коллеги такого же отношения к делу. Другой работник, не столь аккуратный, может игнорировать эти требования, полагая, что достаточно лишь иметь все оборудование в исправном состоянии.

Отметим, что человек обладает известной степенью свободы в отношении своего ролевого поведения. Вот почему выполнение одних и тех же социальных ролей разными индивидами часто имеет некоторые различия, хотя при всем этом их действия могут оцениваться как успешные.

Возьмем, например, двух студентов, заканчивающих вуз. Один из них, готовясь к экзаменам, прорабатывал только обязательную литературу, другой же читал наряду с ней еще и книги из дополнительного списка.

Однако с формальной точки зрения и первый, и второй вполне удовлетворяют требованиям, предъявляемым к студенту.

Ролевые ожидания нередко касаются не только поведения индивида в той или иной роли, но и его внешнего облика – одежды и ее аксессуаров, украшений, прически.

Так, чиновник, приглашенный на дипломатический прием, вряд ли явится туда в свитере и джинсах, а профессор даже жарким летом не рискнет предстать на лекции перед студентами в майке и шортах.

В некоторых официальных ситуациях форма одежды сравнительно строго регламентируется.

Каждый человек обладает множеством социальных ролей. Подобно тому, как он имеет определенный «статусный набор», можно говорить и о соответствующем «ролевом наборе» индивида.

Так, имея статус отца, человек выступает в разных ролях по отношению к своей жене, сыну, своим родителям, тестю и теще, учителям школы, где учится сын. Там он может быть еще и членом родительского комитета.

Каждое из ролевых взаимодействий, вытекающих из статуса отца, характеризуется своей спецификой (сравните, например, следующие парные взаимодействия: отец, муж – его жена, отец – его сын, отец – его мать, отец – теща, отец – учитель школы и т. д.).

Психология bookap

Работая на том или ином предприятии, в учреждении, человек также выполняет ряд социальных ролей, соответствующих его статусному набору. Возьмем, например, такие его статусы, как инженер, начальник цеха, член профсоюза, совладелец акций компаний. При этом роли, выполняемые индивидом, имеют официальный характер.

Кроме того, человек обладает определенным ролевым «набором» и в системе неофициальных отношений, сложившихся в его организации. Часто эти роли являются следствием некоторых индивидуальных свойств личности.

Двое рабочих, занятых на одной и той же операции, но имеющих различные черты характера, могут выполнять совершенно разные неформальные роли в своей бригаде. Так, спокойный и рассудительный человек порой выступает в роли «третейского судьи», к которому обращаются остальные рабочие в спорных ситуациях.

Другой рабочий, обладающий организаторскими способностями и стремлением к лидерству, иногда становится неофициальным лидером какой-либо группы лиц в своей бригаде.

Порой та или иная роль навязывается человеку со стороны других членов группы. Часто это обусловлено не только индивидуальными особенностями данного человека, но главным образом его положением в группе.

Например, ученик в производственной бригаде может рассматриваться со стороны других ее членов как объект всевозможных шуток и розыгрышей. Однако роли, которые человек выполняет в тех или иных группах, подвержены изменениям.

Так, бывший ученик, вырастая до уровня высококвалифицированного рабочего, прекращает свое пребывание в роли «козла отпущения», приобретая другую неофициальную роль как следствие его нового, более высокого социального статуса.

Источник: https://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl94.shtm

Характеристика группы студентов 1 курса СПО

В группе 33 человека, 30 юношей и 3 девушки. Студенты группы ______ характеризуются спокойным, уравновешенным характером. Лиде­ров пока нет. Старосту группы вызвался сам, возражений не было. Старостой стал Студент 1.

Из 33 студентов — 25 человек проживают в общежитии, 8 — прожи­вают с родителями.

  • Школу  окончили — 21 человек. Лицей — 1 человек.
  • Гимназию — 11 человек.

По месту предыдущего жительства:

  • городские — 28 человек;
  • из поселков —  4 человек;
  • деревенских — 1 человек
  • 14 человек приехали из соседней Республики.

Семьи  полные у 24 человек; неполные у 9 человек.

Материальное положение у многих затрудненное. Ребята в основном добрые, отзывчивые, «легки на подъем», исполнительные. В случае не­обходимости у классного руководителя отпрашиваются, на занятия ходят пока с удовольст­вием.

С первого дня студенты стали интересоваться, каким образом можно поучаствовать в общественной жизни техникума, есть ли театральная студия, проводятся ли игры КВН, какие спортивные секции есть в техникуме и какие спортивные мероприятия проводятся. Очень много студентов, увлекающихся спортом, входили в сборные школ, были ведущими игроками, занимались легкой и тяжелой атлетикой, готовы выступать за честь техникума на любом спортивном мероприятии.

Домашнее задание готовят с 18.00 до 21.00 часов — все. Самоорганизация учащихся довольно хорошая.

В группе есть студенты, которые требуют особого внимания и контроля: Студент 2, Студент 3 – держатся пока обособленно, Студентка 1 не контактирует с другими девушками, поскольку Студентка 2 и Студентка 3 уже нашли подруг – второкурсниц и живут в общежитии в разных комнатах.

Студент 4 постоянно жалуется на головную боль и пропускает из-за этого занятия, кроме того, он заметно пытается внести смуту в коллектив во время занятий, хотя остальные пытаются его урезонить.

На фоне всего коллектива Студент 4 выделяется как единственный человек, который пришел в техникум не столько учиться, сколько общаться.  

Полный текст материала Характеристика группы студентов 1 курса СПО смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?Оставьте комментарий

Источник: https://pedsovet.su/charakteristika_gruppy/46014

Ссылка на основную публикацию