Концепция д. б. эльконина — справочник студента

Из журнала пользователя Ко-мне-на-ты-ЛАНА -PhotographerSHa

Доступно: Для всех

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

17 марта 2011, 09:17

База знаний Развитие, прогресс, регресс, биогенетических теория, социогенетична теория, психогенетична теория, деятельностный подход, периодизация, теория Д. Б. Эльконина, ведущая деятельность, социальная ситуация развития, противоречия, новообразования, сензитивни и кризисные периоды развития, концепция развития личности на протяжении жизни, взгляды Э. Эриксона, нормальная линия развития, аномальная линия развития, эпигенетических принцип, условия определяющих развитие на каждой стадии.

Основные положения

Развитие человека – это процесс количественных и качественных изменений, охватывающий становление человека в биологическом, психическом и социальном плане. Он характеризуется физическими (морфологическими, биохимическими, физиологическими, психическими изменениями (появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых качеств, расширением и углублением взаимосвязей различных свойств личности, новым уровнем функционирования и формирования психологических стратегий решений личных, профессиональных, социальных проблем, целостностью, интегративность т.д. Одним из важных моментов раскрытия сущности развития человека есть понимание тех законов, по которым происходит развитие, понимание движущих сил развития, источников, закономерностей и его этапов, роли кризисных периодов в жизни человека, возможностей ускорения процесса развития и т.п. Первое, с чем сталкиваются при изучении психического развития человека, это проблема соотношения в нем биологического и социального. Представители биогенетических подхода кладут в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Если представители этого подхода и говорят о роли социальной среды, то только как об условии для созревания заданных природой (генетически обусловленных) качеств и свойств. Представители социогенетичного подхода полностью отвергают значение биологических факторов и объясняют процесс развития человека через структуру общества, через способы социализации, взаимоотношения с окружающими, то есть социальное поведение человека объясняется через замкнутые в себе свойства среды, к которым человек должен приспособиться. Представители психогенетичнои теории трактуют психическое развитие как полностью спонтанный процесс, не зависящий ни от биологического, ни от социального. Такими самодетерминуючимы психическими явлениями могут быть эмоции, поезда, мотивы, познавательная сфера и т.п. Психологическое развитие трактуется как полностью спонтанный процесс. Представители психологии деятельности считали, что развитие личности происходит в процессе привлечения человека к разным видам деятельности. Нигде кроме деятельности человек не развивается. Проблема человеческого развития неспиввидносна по своей сложности из любой биологической проблемой. Развитие человека обусловлен взаимодействием многих факторов: наследственностью, средой биогенных, социальным, воспитанием, собственным психическим жизнью, деятельностью человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития. Распутать этот сложный клубок биологических и социальных нитей, понять истинный вклад природы, генетики, социальных связей общества, внутренних законов развития психического в развитие личности, а значит, научиться влиять и управлять ее формированием, возможно при условии изучения и анализа сущности и динамики развития человека на разных этапах ее жизненного пути.

Рассмотрим две концепции периодизации развития личности, авторами которых Д.Б. Эльконин и Э. Эриксон.

Д.Б. Эльконин выдвинул идею объединения двух линий развития: познавательного и собственно личностного (от рождения до окончания средней школы). Согласно его теории, развитие познавательной сферы ребенка и его личности (сфера потребностей и мотивов) происходит в русле различных ведущих деятельностей, последовательно сменяют друг друга в онтогенезе. Первым видом деятельности, с которой начинается формирование личности, является непосредственное эмоциональное общение младенца с матерью, другими окружающими людьми. Эта деятельность изменяется ролевой игрой, общей учебной деятельностью, общением, в процессе которых возникают новообразования, которые являются опорой дальнейшего развития. Новообразования – качества, свойства личности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на определенной стадии развития и которые в основном и определяют отношение к окружающему миру людей, самого себя и весь ход развития в данный период. При выполнении именно этой группы ведущих деятельностей и происходит развитие сферы потребностей и мотивов, сферы «я хочу». Вторую группу ведущих деятельностей составляют те, внутри которых происходит развитие познавательной сферы и соответствующих способностей у ребенка. Это манипулятивнопредметна деятельность, игра дошкольников с предметами, обучение и труд в школьном возрасте, это сфера «могу». Таким образом, от рождения до позднего юношества, последовательно и периодически сменяют друг друга ведущие деятельности предметного плана с одной стороны и формы общения – с другой, которые попеременно обеспечивают развитие познавательных процессов и сферы потребностей и мотивов личности. Концепция Д. Б. Эльконина разрабатывалась и дополнялась рядом ученых: Л. Выготский, Д. Фельдштейн, Л. Божович т.д. Обобщение этих теорий можно изобразить с помощью следующей таблицы (табл. 3). Переход от одной возрастной стадии в другую знаменуется перестройкой и изменениями в психическом развитии и может сопровождаться кризисом, который характеризуется обострением противоречий, возникающих в процессе развития, сильными эмоциональными переживаниями, нарушением взаимопонимания с окружающими и т.п.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Феномены памяти - справочник студента

Оценим за полчаса!

Существует сензитивний период развития, т.е. оптимальный срок для развития тех или иных качеств человека (например, 1-3 года – оптимальный период для развития языка, 6-11 г. – для развития навыков принятия решения, 11-16 г. – для развития абстрактного мышления и т. д.).

Пропустив этот срок, соответствующее свойство сформировать в другое время будет гораздо сложнее, а то и вовсе невозможно.

Причины сензитивности – неравномерность созревания мозга и нервной системы, а также то, что некоторые свойства личности могут развиваться только на основе уже сформированных.

Психическое развитие личности не ограничен каким определенным промежутком времени, только теми или иными периодами. Он происходит на всех этапах жизненного пути человека. При этом каждый этап, наряду с общими закономерностями развития характеризуется также особым и специфическим только для него. С этой точки зрения период зрелости не может рассматриваться как некий конечный пункт, к которому направлено развитие и которым он заканчивается.Концепция Д. Б. Эльконина - Справочник студента Концепция Д. Б. Эльконина - Справочник студента Чем более зрелой психологически и социально является личность, тем больше растут ее возможности в дальнейшем развитии. Период личностной зрелости открывает качественно новые возможности становления человека. С этой позиции интересно рассмотреть развитие личности на протяжении жизни. Эта концепция представлена эпигенетических теорией Эриксона. Сущность эпигенетические теории отражается в принципе: «Все, что растет, имеет общий план». Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит, пока все части, развились, не сформируют функциональное целое. Развитие личности, по Эриксону, – это закономерная смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношений и поведения человека, в результате чего она как личность получает то новое, характерное именно для данного этапа развития. Новообразования личности возникают не на пустом месте, их появление на определенном этапе подготовлена всем процессом предварительного развития личности. Новое в ней может возникнуть и закрепиться лишь тогда, когда в прошлом для него уже были образованы соответствующие психологические и поведенческие условия. Последовательность стадий психического развития личности, по Эриксону, – это результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека семья, общество. По Эриксону, любая человек проходит выделены стадии, к какой бы культуре она ни принадлежала, все зависит только от продолжительности его жизни.

Продолжение Восемь стадий развития. Эриксон.

Ко-мне-на-ты-ЛАНА -PhotographerSHaСанкт-Петербург

Подпишись на канал baby.ru в Концепция Д. Б. Эльконина - Справочник студента

Другие статьи на эту тему

Актуальные посты

сеансы галотерапиихарактеристика имени эмма беби.ру

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/22257803-452068/

Психологический возраст по Эльконину

Возрастная периодизация – это систематизация этапов развития личности человека от момента рождения до момента смерти. Для каждой возрастной периодизации характерно описание унифицированных для всего человечества этапов развития, их универсальность, а также наличие общих признаков и критериев для объективной оценки.

Читайте также:  Методы эмпирического психолого-педагогического исследования - справочник студента

В истории психологии было описано множество подходов к рассмотрению проблемы возрастной периодизации, но наиболее известной в отечественной науке является классификация периодов развития человека Даниила Борисовича Эльконина.

По мнению Эльконина, особенности периодизации развития психики человека являются важнейшей фундаментальной проблемой не только возрастной, но и всей психологической науки в целом. Разработка этого вопроса имеет исключительно важное теоретическое значение, т.к.

будет способствовать выделению движущих сил развития на каждом из этапов и построению оптимальной педагогической системы и структуры гармоничного воспитания в целом.

Концепция Д. Б. Эльконина - Справочник студентаДаниил Борисович Эльконин

В основе концепции Д.Б. Эльконина – особенности постепенной смены типов ведущей деятельности от одного этапа к другому, согласно этому положению он выделил содержательно различные стадии развития человека – эпохи, фазы и периоды. В свою очередь фазы могут быть:

  • Ориентированные на освоение мотивационной стороны той или иной деятельности
  • Направленные на овладение техническими и операциональными особенностями деятельности

Для характеристики каждого из этапов ученый ввел 4 основных критерия:

  1. Социальная ситуация развития – это влияние внешних социальных условий, непосредственно окружающих человека, на формирование определенных психических феноменов и отношений.
  2. Ведущая деятельность – это тип активности, который на конкретном этапе развития имеет наибольшее влияние на психику.
  3. Кризис – это промежуточные непродолжительные этапы развития, которые характеризуются резкими изменениями в психической составляющей жизни человека. Результатом положительного прохождения кризиса является переход на качественно новую ступень развития.
  4. Новообразования – изменения качественного характера в структуре развитии психики, впервые обнаруживающиеся на данном возрастном этапе.

На каждом из возрастных этапов должно произойти два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса:

  • Формирование аффективной (эмоциональной) составляющей и личностных особенностей.
  • Формирование технической стороны и интеллектуальной сферы.

Возрастная периодизация этапов развития человека Д.Б. Эльконина

Раннее детство

Период – Младенчество (от 2 до 12 месяцев)

  1. Актуальная социальная ситуация: на данном возрастном этапе ребенок уже отлучен от собственной матери в физическом смысле, но при этом имеет тесную и неразрывную психологическую связь, зависимость от нее.

    (“Мы”)

  2. Ведущая деятельность: аффективное общение и взаимодействие со значимыми близкими, установление контакта и формирование первичного доверия.
  3. Кризисы:
  • 0-2 месяца – изменение внешней ситуации развития, в связи с физиологическим отделением от матери.
  • 1 год – уход от “Мы” к большей самостоятельности
  1. Новообразования: перестройка и адаптация организма к другому типу жизнедеятельности, созревание индивидуальных психологических феноменов.

Период: Ранний детский возраст (от 1 до 3 лет)

  1. Актуальная социальная ситуация: обретение некой автономности и полной свободы передвижения, определенной самостоятельности, происходит постепенный уход от “Мы”.

  2. Ведущая деятельность: манипулирование орудиями и предметами, формирование речевых навыков ребенка.

  3. Кризис:
  • 3 года – в силу возрастающей самостоятельности и независимости ребенка резко возрастают и его требования, которые он может пока выражать только деспотичным образом и капризным поведением, негативизмом по отношению к различным действиям и решениям старших.
  1. Новообразования – формирование самосознания ребенка (возникает в разговорах местоимение “Я”), стремление к самостоятельности и независимости от любых взрослых, овладение деятельностью, напоминающей “взрослую”.

Детство

Период – Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

  1. Актуальная социальная ситуация: уход от общей со взрослым активности к самостоятельной.
  2. Ведущая деятельность: ввиду стремления к независимости и начала развития произвольных действий, у ребенка на первый план деятельности выходит сюжетно-ролевая игра.

  3. Кризисы: 6-7 лет – формирование особенностей внутренних переживаний у ребенка и их влиянии на поведенческую сферу, что может проявляться в угрызениях совести.

  4. Новообразования: происходит установление полноценных отношений ребенка с социумом, выполнение полезной, одобряемой обществом деятельности.

Период – Младше-школьный возраст (от 7 до 11 лет)

  1. Актуальная социальная ситуация: особенности взаимодействия со значимыми взрослыми извне (педагогами, тренерами и т.д.).
  2. Ведущая деятельность: интеллектуальная и непосредственно учебная активность (обучение самому процессу и общим методам познания).

  3. Кризис: 12 лет – возникновение чувства взрослости и переструктурирование отношений со старшими в связи с этим.

  4. Новообразования: возникновение представлений относительно самого себя, как полностью взрослого человека, непреодолимая нужда в признании социума, стремление добиться этого.

Подростковый возраст

Период – Младший подростковый (от 12 до 15 лет)

  1. 1) Актуальная социальная ситуация: общение с ровесниками, отказ от взаимодействия со взрослыми.

  2. Ведущая деятельность: глубокое, личное взаимодействие и общение с людьми такого же возраста, освоение различных норм и правил социального поведения и взаимодействия в обществе.

  3. Кризис: 15 лет – начало формирования и проявления самосознания, эго-идентичности.
  4. Новообразования – способность к рефлексии и к осознанию собственной индивидуальности.

Период – Старший подростковый (от 15 до 17 лет)

  1. Актуальная социальная ситуация: необходимость самоопределения и планирования собственного будущего.
  2. Ведущая деятельность: познавательная и учебная, начало профессионального становление и наработки необходимых навыков.
  3. Кризис: 17 лет – напряженное состояние в связи с окончанием подросткового возраста и детства как такового и вступлением во взрослую жизнь.
  4. Новообразования: определение собственных ценностей и планов на будущее, формирование личностного мировоззрения и навыков самообразования.

Источник: https://yapsiholog.ru/psihologicheskij-vozrast-po-elkoninu/

Концепция Д. Б. Эльконина

Авторские концепции детства

Мы постараемся рассмотреть объясняющие феномен детства фундамен­тальные авторские концепции, рождение которых произошло в недавно закончившемся XX веке.

Педагогическая концепция – это система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления.

В качестве методологических ориентиров в современной дошкольной педагогике выделяют следующие концепции детства.

Постижение смысла феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство, — важней­шая задача для педагога. Ее решение позволяет обрести смысл и ин­дивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, определить приоритетные задачи воспитания и развития дошкольника, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком.

Анализ авторских концепций детства позволяет:

♦ определиться в понимании феномена детства и его самоценности, то есть ответить на вопрос: ради чего каждому человеку дается детство?

♦ выбрать наиболее привлекательную интерпретацию детства и в соот­ветствии с ней оформить смысл и стиль предстоящей или реальной профессионально-педагогической деятельности, то есть ответить на вопросы: зачем я педагог и для чего я в жизни ребенка? что для меня и моих воспитанников станет удовлетворительным результатом профессиональной деятельности и каким образом этого достичь?

Концепция детства В. В. Зеньковского

(Василий Васильевич Зеньковский 1881-1962 . Философ, богослов, педагог.)

Очень современно и привлекательно сегодня выглядит опубликованная в 1924 году концепция детства, при­надлежащая отечественному философу, богослову, психологу и педагог}' В. В. Зеньковскому.

Подчеркивается особая роль игры в детстве. В игре ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит, переживает, создавая образы, которые всплывают в сознании и которые служат средством выражения эмоциональной сферы, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка.

«Основная наша ошибка в отношении детей, — пишет В. В.

Зеньковский, — заключается в том, что мы считаем детскую душу реши­тельно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, — только еще неразвитые, слабые. Детская душа с этой точки зрения — это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии» ( Кн. Зеньковский В. В. Психология детства.)

Такой под­ход ученый определяет как биологический в понимании детства, не

позволяющий раскрыть его своеобразие и задачи. Разделяя взгляды К. Гроса, В. В. Зеньковский утверждает, что «…мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли».

Функция детства согласно этой формуле заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности.

Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии «Игра служит прежде всего запросам чувства…» — пишет В. В. Зеньковский.

Итак, эта авторская концепция детства позволяет получить еще один ответ на вопрос: ради чего каждому из нас дано детство? Ради фантазии, а работа фантазии ради игры, а игра ради выражения нашей эмоциональной жизни, рас­крытия и осознания чувства, а чувство ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования.

Таким образом, детство — уникальный этап в жизни человека, кото­рый является предметом исследования практически всех гуманитарных наук. Обзор существующих в современном научном пространстве кон­цепций понимания детства позволит вам сориентироваться в разных точках зрения, обрести собственную позицию по данному вопросу.

Концепция Д. Б. Эльконина

Обобщив идеи Л. С. Выготского о развитии человека, ученый рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства человека.

Рассматривая детство как социально-психологическое явление в жизне­деятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потен­циальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой.

Овладеть духовными и практическими способами челове­ческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.

Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д. Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, посредст­вом которого осуществляется развитие человека.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s24852t9.html

Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Система
Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова существует более 40 лет, проверена временем,
завоевала всеобщее призвание.

С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б.
Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения.

Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины,
Казахстана, Белоруссии, Латвии.

Система вызывает огромный интерес у
французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов.

В Норвегии, например, развивающее обучение активно внедряется не только в
начальном (как в основном сложилось в России), но и в среднем, старшем звене
школы, в колледжах и университетах.

Об основателях системы – Д.Б.
Эльконине и В.В. Давыдове

Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) с гордостью говорил о том, что он является
учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского.

Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное
направление в детской и педагогической психологии.

Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, учился в Ленинградском
педагогическом институте им. А. И. Герцена.

С 1937 года и до начала Великой Отечественной войны он был учителем
начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом
институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей
Крайнего Севера. В этот период Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию,
посвященную развитию речи школьников (1940 г.).

Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей
армии, был награжден боевыми орденами и медалями.

Демобилизовавшись из армии в 1953
г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал
сотрудником Института психологии.

В 1962 году он защитил докторскую диссертацию, в 1968 году был избран
членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете
психологии Московского университета.

Василий
Васильевич Давыдов
(1930 – 1998 гг.)выдающийся отечественный педагог и
психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина.

Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего
обучения и возрастных норм психического развития.

На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и
внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике,
русскому языку, химии, географии и другим предметам.

В своих трудах В. В. Давыдов неоднократно довольно смело высказывался по
поводу официальных педагогических догм. «Последней каплей» стала A.C.
Арсеньева, Э.В. Бесчеревных, В.В. Давыдова и др.,. После выхода книги
«Философско-психологические проблемы развития образования», вышедшей в 1981
году под редакцией В.В.

Давыдова, он  был
исключен из партии, снят с должности директора Института общей и педагогической
психологии АПН СССР. Однако уже через несколько лет, в 1986 году, награжден
премией им. К.Д.

Ушинского за достижения в педагогике, а позднее восстановлен в
партии и в 1989 году вновь назначен директором этого же института.

История системы РО Эльконина-Давыдова

Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, имеет
уже более 40-летнию историю своего существования:

  • в 1959 году на базе школы № 91 г. Москвы была открыта
    лаборатория Д.Б. Эльконина «Психология младшего школьника»
  • в 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова
    вошла в массовую педагогическую практику
  • в 1994 году по инициативе и непосредственном
    участие В.В.Давыдова была создана Международная Ассоциация «Развивающее
    обучение», которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ,
    специалистов и ученых развивающего обучения
  • в 1996 году Решением Коллегии Министерства
    образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной
    из трех государственных систем наравне с традиционной системой и системой
    развивающего обучения Л.В. Занкова
  • в 1998 году сотрудники лаборатории Д.Б.Эльконина
    и В.В.Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получили Премию
    Президента РФ
  • в 1999 году авторы курса «Литература как предмет
    эстетического цикла» для начальной школы и учителя школы № 91 г. Москвы получили
    Правительственную премию в области образования
  • в 2000 году был создан Открытый институт «Развивающее
    образование» на базе которого осуществляется 
    переподготовка и повышение квалификации работников образования.

Общая характеристика системы развивающего
обучения Эльконина-Давыдова

Концептуальные положения системы Эльконина-Давыдова

В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических
особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных
выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями. Ее главные
особенности:

  • Изменение предметного содержания обучения.
    Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом
    качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической
    системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий
  • Отказ от репродуктивного способа обучения и
    переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью
    является наличие у человека основ теоретического мышления
  • Главная задача – освоение учащимися обобщенных
    способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг
    частных задач за более короткий отрезок учебного времени
  • Переход на коллективно-распределенный тип
    деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между
    учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их
    самостоятельному усвоению знаний
  • Открытие в детях потенциальных интеллектуальных
    и личностных способностей.

На сегодняшний день система развивающего обучения
Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению
творческих способностей детей.

Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

  • Знания не даются детям в виде готовых
    правил,
    аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии
  • Отметок детям в начальной школе
    не ставят
    , учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения
    на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта
  • Домашние задания сведены к
    минимуму,
    усвоение и закрепление учебного материала происходит на
    уроках
  • Дети не переутомляются,
    их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями

В результате обучения по системе
Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения,
учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют
доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению
различных дисциплин.

Система РО Эльконина-Давыдова в начальной школе

Обучение в школе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными
исходными условиями их интеллекта и личности.

Школа развивающего обучения Эльконина-Давыдова уже в младшем
школьном возрасте:

  • формирует у ребенка новый
    тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность
    мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без
    подсказки;
  • воспитывает интерес к
    познанию, к поиску новых источников информации;
  • способствует проявлению
    таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной
    учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении
    цели, ответственность за результаты;
  • развивает желание и умение
    учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском
    возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

Педагогическая система РО Эльконина-Давыдова
дает

учащимся:

  • дети, обучающиеся по этой системе, составляют
    наибольший процент среди участников и победителей олимпиад
  • уровень развития интеллекта учащихся по этой
    системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения
  • развитие у детей способностей к анализу, умению
    аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения
  • развитие способности нетрадиционно мыслить и
    находить нестандартные решения
  • активная форма обучения развивает самооценку
    учащихся и снижает фактор закомплексованности
  • все это позволяют детям, прошедшим обучение по
    этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей
    жизни.

учителям:

  • учителя, преподающие по данной системе, при
    переаттестации получают высшую категорию
  • учитель, работающий в системе Д.Б.
    Эльконина – В.В. Давыдова, не носитель истины, а помощник в увлекательном
    процессе познания.

родителям:

  • умного, самостоятельно мыслящего ребенка.

Недостатки системы

Общий недостаток системы РО Эльконина – Давыдова: она не имеет достойного
продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте
готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется
перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах
создать ему проблемы.

Е.В. Посашкова,кандидат филологических наук

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/121.html

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды

«Избранные психологические труды.» Эльконин Д. Б. — М.: Педагогика, 1989. 560 с: ил.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

В книгу избранных трудов известного советского психолога вошли его основные работы по детской и педагогической психологии, в которых представлена оригинальная теория периодизации детства, психического развития ребенка, игровой и учебной деятельности, конкретизирующая идеи научной школы Л. С. Выготского об исторической природе детства и деятельностной основе психического развития. Ряд работ посвящен проблемам дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, обучения и развития детской речи, начального образования, психодиагностики.

Для психологов и педагогов.

Оглавление

Давыдов В.В. Научные достижения Д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии

  • РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА ДЕТСТВА И ЕГО ПЕРИОДИЗАЦИЯ
  • Введение в детскую психологию
  • Природа детства и предмет детской психологии
  • Методы детской психологии
  • История детства
  • Теории психического развития ребенка
  • Обучение и психическое развитие
  • Проблема периодизации детского развития
  • Кризис новорожденности
  • Младенчество (первый год жизни)
  • Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
  • Дошкольный возраст
  • Младший школьный возраст
  • И вновь о проблеме периодизации детского развития
  • К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
  • Связь обучения и психического развития детей
  • Размышления о перестройке советской системы образования
  • Создание единой воспитательной системы, охватывающей все периоды детства
  • Некоторые вопросы развития воспитательной системы для раннего и дошкольного возраста
  • К вопросу о стратегии перестройки школьного образования
  • Соединение обучения с производительным трудом и вопросы всестороннего развития детей
  • Место внешкольных форм жизни детей в воспитательно-образовательной системе
  • РАЗДЕЛ II ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
  • Развитие движений, действий и общения ребенка со взрослыми на первом году жизни
  • Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве
  • Развитие личности ребенка-дошкольника
  • Переход от раннего детства к дошкольному возрасту
  • Теория развития личности ребенка-дошкольника
  • Формирование первичных этических инстанций и моральных чувств
  • Развитие произвольного поведения Формирование первичных представлений о мире
  • Возникновение самосознания
  • Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения
  • О теории начального обучения
  • О структуре учебной деятельности
  • Психология обучения младшего школьника
  • Введение
  • Школьное обучение — его особенности
  • Первые недели в школе
  • Учебная деятельность — ее структура и формирование
  • Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте
  • Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков
  • Проблема, метод и организация исследования Некоторые особенности подростков-пятиклассников (анализ материалов)
  • Учебная деятельность; место учения в жизни
  • Взрослость, ее содержание и формы проявления у подростков-пятиклассников
  • Заключение
  • РАЗДЕЛ III ПРОБЛЕМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
  • К проблемам контроля возрастной динамики психического развития детей
  • Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи
  • Некоторые вопросы диагностики психического развития детей
  • РАЗДЕЛ IV ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ИГРЫ
  • Развернутая форма игровой деятельности детей
  • Слово «игра».
  • Игра и первоначальные формы искусства
  • Основная единица развернутой формы игровой деятельности.
  • Социальная природа ролевой игры Развитие игры в дошкольном возрасте
  • Роль и воображаемая ситуация: их значение и мотивация игровой деятельности
  • Предмет — действие — слово (к проблеме символизма в ролевой игре)
  • Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте
  • РАЗДЕЛ V РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
  • Развитие речи в раннем детстве
  • Развитие понимания речи
  • Развитие собственной активной речи ребенка
  • Как учить детей читать
  • Система письма и чтения
  • Звук и буква Что же такое чтение?
  • Из истории методики первоначального обучения чтению
  • Фонема — звук — буква
  • Этапы формирования действия чтения.
  • Фонемный анализ слов
  • Буквы, обозначающие гласные фонемы.
  • Формирование ориентировочной основы чтения
  • Ознакомление с буквами, обозначающими согласные фонемы.
  • Формирование основного механизма чтения

РАЗДЕЛ VI НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО Л. С. ВЫГОТСКОГО

Очерк научного творчества Л. С. Выготского

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Концепция Л. С. Выготского о психическом развитии человека

  • 1
  • 2
  • 4
  • 5

Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского

Л. С. Выготский сегодня

  1. Об источниках неклассической психологии
  2. РАЗДЕЛ VII ИЗ НАУЧНЫХ ДНЕВНИКОВ
  3. Выдержки из научных дневников (1965—1983)

Источник: https://fusionpiter.ru/articles/elkonin-chosen-works

Теория периодизации детского развития Д.Б. Эльконина Выполнил: Зорихин И.Л. — презентация

1 Теория периодизации детского развития Д.Б. Эльконина Выполнил: Зорихин И.Л.

2 Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) — ученик выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии.

3 Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.

4 Периодизация психического развития в онтогенезе по Д.Б.

Эльконину ВозрастЭпохаПериодВедущая деятельность Тип отношений 0–1 год Раннее детство Младенчеств о Непосредственно- эмоциональное общение Человек – человек 1–3 года Раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность Человек – предмет 3–7 лет Детство ДошкольноеСюжетно-ролевая игра Человек – человек 7–11 лет Младшее школьное Учебная деятельность Человек – предмет 11–13 лет Подростничест во Младшее Интимно-личностное общение Человек – человек 13–15 летСтаршее Учебно-профессиональная деятельность Человек – предмет

5 Д.Б. Эльконин рассматривая смены периодов, заметил важную закономерность – период освоения мотивов и задач деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий. Все эпохи в детстве состоят из двух связанных периодов, которые сопровождаются трудностями в отношениях с взрослыми. В психологии их называют – критическими или кризис возрастного развития.

6 Выделено 4 основных кризиса возраста в детской психологии: Кризис первого года (переход к раннему возрасту). Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту). Кризис 7-ми лет (переход к младшему возрасту). Кризис подросткового возраста.

7 Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой ф орме.

8 Ведущая деятельность это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития

9 Основываясь на своих исследованиях вместе с В.В. Давыдовым разработал систему начального образования. С учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В.

Давыдова признана государственной системой начального обучения.

На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина- Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

10 С критикой периодизации Эльконина выступил известный советский психолог А.В.

Петровский, который, в свою очередь, развивал «деятельностный подход» в сфере социальной психологии применительно к формированию коллективов и других групп: « Детская психология не располагает никакими экспериментальными доказательствами того, что можно выделить один тип деятельности как ведущий для развития личности на каждом возрастном этапе, например, в дошкольном возрасте или в трех школьных возрастах. Все это всегда было результатом наших собственных умозрительных построений»

11 Критика теории Конец XX начало XXI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни.

События-вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр. Категории «идея возраста», «культурный возраст», по мнению К.Н.

Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его места в обществе, предъявления ему неких ожиданий и требований, однако современная ситуация представляется переходной от единой «лестницы возрастов» к неопределенности индивидуального развития.

12 Главный недостаток системы обучения Эльконина-Давыдова Общий недостаток системы РО Эльконина – Давыдова: она не имеет достойного продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

13 Рекомендуемая литература : 1. Нежнова Т.А. От составителя //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология 1989г. 4 с Эльконин Д.Б. «… Нет меры могущей измерить чувство дружбы моей » (фронтовые письма к А.Н.Леонтьеву) там же с Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // А.

Н.Леонтьев. Проблемы развития психики. М Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971г 5. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр. психологии Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/771024/

Ссылка на основную публикацию