Коллектив: создание и развитие — справочник студента

Коллектив: создание и развитие - Справочник студента Вера Фоминых, преподаватель

  • Татьяна Смирнова , преподаватель
  • Наталья Гонтова, преподаватель
  • Байкальский базовый медицинский колледж Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Россия
  • Участник первенства: Национальное первенство по научной аналитике — «Россия»;

Коллектив — основное средство воспитания студентов. Именно в коллективе реализуются планы работы куратора, проходит жизнь и деятельность студентов, проявляются и развиваются качества личности. Поэтому формирование и развитие коллектива, его управление и самоуправление становятся в центре воспитательной работы в группе. Коллектив формируется в совместной деятельности студентов группы. Участвуя в самоуправлении, студенты самостоятельно решают задачи своего коллектива, организуют и активизируют деятельность, направленную на решение коллективных задач, формируют межличностные отношения, общественное мнение, определяют права и обязанности внутри коллектива, осуществляют контроль и оценку деятельности и поведения своих товарищей.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ключевые слова: коллектив, самоуправление, студент, активность, куратор, воспитание.

Модернизация среднего профессионального образования в стране требует повысить эффективность и качество воспитательной работы в средних профессиональных учебных заведениях, развивать самостоятельную управленческую деятельность студентов под педагогическим руководством. В связи с этим значительно возрастает роль кураторов групп.

Главные задачи куратора: организовать воспитательную работу в группе на основе самоуправления в коллективе, развивать социальную активность студентов, ответственность, вырабатывать у студентов умения анализировать ситуации в коллективе, ставить задачи коллективной деятельности, планировать работу коллектива, осуществлять контроль и оценку ее результатов, формировать здоровые межличностные отношения, нравственный и психологический климат коллектива.Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования, выделяет воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяет роль среднего образовательного учреждения как центрального звена этой системы, фундаментальной социокультурной базы воспитания и развития студентов.В числе первоочередных задач выдвигается формирование воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение.Воспитательная система учебного заведения, включающая в себя учебный процесс, внеучебную жизнь студентов, их деятельность и общение за пределами образовательного учреждения, призвана обеспечить возможно более полное и всестороннее развитие личности студента, формирование его самостоятельности и гражданского становление.Воспитание, будучи тесно связанным с обучением, имеет свои особенности. Понятие «воспитание» охватывает весь процесс подготовки студентов к жизни, включая образование и обучение.Обучение и воспитание органически взаимосвязаны. Одно является базой для другого. Как сказал Гораций, если сосуд недостаточно чист, скиснет все, что бы ты в него ни налил. Лучшим преподавателем является лучший воспитатель.Обучение и воспитание определяются в педагогике как закономерные, необходимые для общественной жизни явления. Они существуют не благодаря желаниям отдельных людей, а потому, что необходимы для общества, ибо без обучения и воспитания общество развиваться не может.Развитие существующей системы учебно-воспитательного процесса как совокупного целого состоит в том, чтобы подчинить общим целям все элементы этого процесса или создать недостающие.С первых дней знакомства с группой проводим работу по созданию студенческого коллектива. Коллектив — основное средство воспитания студентов. Именно в коллективе реализуются планы работы куратора, проходит жизнь и деятельность студентов, проявляются и развиваются качества личности. Поэтому формирование и развитие коллектива, его управление и самоуправление ставятся в центре воспитательной работы в группе. Коллектив формируется в совместной деятельности студентов группы. На основе этой деятельности складываются нравственные отношения: сотрудничество, взаимопомощь, требо¬вательность, доброжелательность, принципиальность, искренность, ответственность и дисциплина.Учение о коллективе, актуальное и для современного воспитания, поскольку студент получает образование в коллективе, отражает утвердившееся в педагогике положение о развитии личности не только в процессе воспитания, но и во взаимоотношениях с окружающей средой. Активность студента в коллективе становится движущей силой его развития. В процессе коллективной деятельности у студента возникают соответствующие эмоции, переживания, чувства, настроения. Благодаря этому создается ситуация, в которой общение становится источником непосредственного социально-психологического взаимодействия, ибо его механизм — это внушение, подражание, влияние, идущее от личности к личности.Воспитание коллектива невозможно без сотрудничества его членов, развития мотивов и характера сотрудничества. Одним из условий сотрудничества является общественный характер совместной деятельности, общая заинтересованность в результатах для всех студентов.Жизнедеятельность коллектива зависит от организации, управления им, распределения обязанностей среди студентов, организации контроля за их выполнением, стимулирования инициативы студентов, создания условий для удовлетворения их интересов.Контролируем, чтобы выборные органы коллектива работали постоянно, активно и уверенно, ибо нерегулярность их работы, пассивность создает у студентов ощущение неуверенности, беспомощности или даже отрицательного отношения к отдельным членам актива. Актив в своей работе должен опираться на членов коллектива, связанных общей деятельностью и находящихся в постоянном общении между собой, т. е. на первичный коллектив.Сплочению первичного коллектива способствует постоянное активное участие его студентов в делах основного коллектива. Благодаря активному участию повышается ответственность студентов за доверенное им дело, за свое поведение, а также создаются условия для установления связей с другими студентами.В своей работе выделяем четыре стадии развития коллектива:Первая стадия характеризуется выполнением студентами обоснованных требований куратора в той мере, в какой это удовлетворяет их интерес к основному виду деятельности коллектива. При этом студенты руководствуются личными побуждениями, а требования куратора выполняют в той мере, в какой это не противоречит их интересам. Задача куратора на этой стадии — увлечь студентов коллективными делами, преодолевая индивидуалистические мотивы их деятельности. С этой целью используем индивидуальные и групповые беседы о ближайших задачах коллектива, распределяем обязанности и роли так, чтобы все студенты охотно их выполняли. По мере возможности стремимся к тому, чтобы студенты анализировали и объективно оценивали выполненную работу с точки зрения интересов группы, коллектива.Вторая стадия характеризуется тем, что члены актива поддерживают требования куратора и сами предъявляют их к однокурсникам, становясь надежными помощниками. Большое значение приобретает учет индивидуальных способностей и склонностей студентов к различной работе. Основной состав как актива, так и его помощников меняется, пополняется за счет новых студентов. К выполнению временных поручений привлекаем всех студентов. Воспитание актива требует не только включения его членов в организаторскую деятельность, но и специальной работы с ними, способствующей выявлению склонностей студентов, воспитанию необходимых качеств, создающих благоприятные условия для обучения выполнению общественных обязанностей. В процессе выполнения отдельных заданий в группе проводятся соревнования между тремя подгруппами. При подведении итогов отмечаем лучших бригадиров, отличников учебы.Таким образом воспитывается общественная активность, инициатива, формируется общественное мнение.Третья стадия характеризуется накоплением разнообразного опыта общественной деятельности и положительного нравственного поведения, одним из показателей которого являются требования друг к другу. На этой стадии развития коллектива перед куратором встает задача способствовать дальнейшему накоплению опыта нравственного поведения в коллективной деятельности. Для решения этой задачи используются все виды коллективной деятельности, в процессе которой создается опыт коллективных отношений. Одновременно проводятся беседы, диспуты, лекции, информации. Все это способствует формированию коллективистских мотивов деятельности. Чтобы требования студентов друг к другу были справедливы, следует формировать здоровое общественное мнение. Для этого знакомим студентов с различными представлениями, взглядами на отдельные вопросы, которые влияют на составление общественного мнения. При проведении индивидуальной воспитательной работы со студентами, стремясь сформировать у них понятия, отвечающие общественным интересам. Организуем обсуждения вопросов жизни и деятельности коллектива.Четвертая стадия характеризуется предъявлением членами коллектива высоких требований к себе на фоне требований всего коллектива. На этой стадии перед куратором стоит задача приучения студентов к самовоспитанию. Студенты сами определяют требования к своей работе и поведению. Постепенно нормы поведения студента и ответственное отношение к своим обязанностям в коллективе станут потребностью и процесс воспитания перерастет в процесс самовоспитания.Стремимся к тому, чтобы на всех стадиях развития коллектива возникали и крепли традиции. Они помогают вырабатывать общие нормы поведения коллектива. Большие традиции предполагают проведение ярких массовых мероприятий, подготовка и проведение которых воспитывает чувство чести коллектива, веру в его силы, гордость его успехами. Соблюдая малые, будничные, повседневные, но не менее важные с воспитательной точки зрения традиции, студенты воспитывают в себе устойчивые привычки и нормы поведения, для реализации которых не требуется особых усилий и напряжения.Традиции в сочетании с системой самоуправления создают такой стиль жизни коллектива, в котором нет места беспорядку, анархии, бессистемности.Для формирования в коллективе здорового нравственно-психологического климата крайне важно сделать студентов хозяевами группы и организовать в ней самоуправле¬ние.Участвуя в самоуправлении, студенты самостоятельно решают задачи своего коллектива, организуют и активизируют деятельность, направленную на решение коллективных задач, формируют межличностные отношения, общественное мнение, определяют права и обязанности внутри коллектива, осуществляют контроль и оценку деятельности и поведения своих товарищей. То есть студенты управляют своим коллективом и вместе с тем нормируют свою деятельность, свое поведение, взаимоотношения, а значит, сами себя воспитывают. Следовательно, самоуправление студенческого коллектива является коллективным самовоспитанием. Участвуя в самоуправлении, студенты учатся демократии, проходят нравственное, гражданское воспитание и самовоспитание. Из этого следует, что студенческое самоуправление несет в себе огромный воспитательный потенциал.В процессе своей деятельности тесно сотрудничаем с преподавателями: совместно разрабатываются общие педагогических требований и подходов к студентам в учебно-воспитательном процессе на основе целей учебного заведения; привлекаем преподавателей к работе с родителями; включаем обучающихся в систему внеаудиторной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, выпуск санитарных бюллетеней, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.Совместно с педагогом-психологом изучаем индивидуальность студентов, процесс их адаптации и интегра¬ции в микро- и макросоциуме. При поддержке педагога-психолога анализируем развитие коллектива группы, определяем познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая студенту определиться в выборе будущей профессии; координируем выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеаудиторной деятельности.Сотрудничая с библиотекарем, расширяем круг чтения студентов, что способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья, поэтому работу с родителями направляем на сотрудничество с семьей в интересах студента, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Взаимоотношения куратора группы с родителями должны строится на использовании знаний родителей о своем ребенке и единых требований и подходов к воспитанию.Привлекаем родителей к участию в воспитательном процессе в учебном заведении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического комфорта в стенах учебного заведения и за его пределами. Координируем усилия по образованию и самообразованию студента, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовые условия, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в учебном заведении и дома, их видение перспектив развития студента.

Читайте также:  Понятие и система трудового воспитания - справочник студента

Организуем работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через, совместную деятельность.

Литература:

  • 1. Ангеловский К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. — М., 2006.
  • 2. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/Под ред.Т.И.Шамовой.-М., 2005.
  • 3. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 2004.
  • 4. Карташов П. И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. — М., 2007.
  • 5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность.-М., 2001.
  • 6. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М. М. Поташника. — М., 2003.
  • 7. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 576 с.
  • 8. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. — М., 2005.

Ваша оценка:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ваша оценка: Нет Средняя: 4.7 (22 голоса)

Источник: https://gisap.eu/ru/node/7543

Рабочая программа на тему: План развития группового коллектива группы студентов | Социальная сеть работников образования

  • ГБОУ СПО МО «Ликино-Дулевский индустриальный техникум»
  • СОГЛАСОВАНО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:
  • _______________                                                                  _____________
  • _______________                                                                  _____________
  • Программа развития группового коллектива
  • обучающихся  группы 53
Читайте также:  Виды рынка - справочник студента

на 2015-2019 уч. г.

Дудина Н.И.

2015

Пояснительная записка

Воспитание — целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей.

В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства

Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек.

  1. Получения подростками рабочей профессии является эффективной формой их ранней социализации и социальной защищенности, это основание всей пирамиды подготовки кадров.
  2.  Данная программа предлагает один из множества возможных путей воспитания такой личности.
  3. Цель: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, профессионально подготовленной, востребованной в современном обществе.
  4. Задачи:
  5. — развитие самоуправления обучающихся, предоставление им реальных
  6. возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в
  7. деятельности творческих и общественных объединений.
  8. — создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем.
  9.  — создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие
  10.  родительских объединений.
  11. -укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.
  12.  — Воспитание обучающегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
  13. — Вовлечение обучающегося в систему дополнительного образования с целью
  14. обеспечения самореализации личности.
  15. Сроки и этапы реализации программы:  2015-2019 учебные года.
  16. Воспитательная работа в группе ведется по следующим направлениям:
  • Самоуправление группы.
  • Оздоровительная работа. 
  • Гражданско-правовое воспитание.
  • Я и моя семья.
  • Планета Земля – наш общий дом.
  • Трудовое развитие.
  •  Самоуправление группы.
  • Цель: создать условия в обучении подростков управлять собой, своей жизнью в коллективе; участвовать в самоуправлении, что способствует формированию у учащихся умению самостоятельно действовать, принимать решения, совместное решение педагогами и обучающихся в наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса; повышение общего уровня умственного развития, формирование потребностей и мотивов к обучению, периодическая сменяемость актива, выборность.
  • Основными задачами самоуправления обучающихся являются:
  • формирование активной гражданской позиции;
  • приобретение навыков организаторской, управленческой, юридической и других видов деятельности;
  • стимулирование учебно-познавательной активности;
  • помощь в учебе отстающим обучающимся
  • контроль и анализ учебной деятельности группы.

Самоуправление, безусловно, необходимо. Оно способствует воспитанию инициативных, сильных, целеустремленных личностей, хозяев своей собственной жизни.  

  1. Структура группового самоуправления

Источник: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2016/02/25/plan-razvitiya-gruppovogo-kollektiva-gruppy-studentov

Управление персоналом организации и формирование управленческих команд (бак. ФППБА)

Понятие трудового коллектива

 Человек — первоначальный элемент любой социальной общности. Он нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищут взаи­моотношений с другими людьми.

Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратко-временны и незначительны. Однако, если двое, трое или более людей постоянно проводят достаточно много времени вместе, то они посте­пенно начинают осознавать и существование друг друга психологиче­ски. Создается социально-психологическая общность.

Время, требуемое для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и характера взаимосвязи людей. Но результат такого осознания практически всегда один и тот же.

Осоз­нание людьми того, что о них думают и чего от них ждут другие лю­ди, заставляет их некоторым образом менять свое поведение, под­тверждая тем самым существование взаимоотношений.

Когда такой процесс происходит, то случайное скопление людей становится груп­пой.

Группа — это совокупность людей, объединенных общностью ин­тересов, профессий, деятельности и т.д. От толпы она отличается тем, что толпа — это неорганизованное скопление людей, сборище.

Группа — это социальная категория, и поведение людей в группе изучается социальной психологией. В группе люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и ока­зывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

Каждый из нас принадлежит ко многим группам. Мы члены групп семьи, родственников, друзей, студентов и т.д. Некоторые группы недолговечны. Они распадаются, когда миссия выполнена. Другие группы могут существовать долго и оказывать существенное влияние на своих членов и даже на внешнее окружение.

В процессе совместного труда люди прямо или косвенно связаны между собой, вступают в определенные отношения, объединяются в группы, образующие коллектив.

Коллектив — это группа людей, связанных устойчивой, совмест­ной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления.

Важнейшим звеном общественной структуры являются трудовые или производственные коллективы. Чтобы производить материальные и духовные ценности, люди вступают в определенные связи и отно­шения, и только в рамках этих связей существует производство.

Трудовой коллектив — это организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей.

Важнейшей характеристикой трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые вытекают из обществен­ных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив — это не только социальная категория, но одновременно и средство достиже­ния целей. 

Если цели ясны и понятны членам трудового коллектива и стано­вятся стремлением каждого его члена, то они сплачивают трудовой коллектив.

Разумеется, что общность целей не устраняет некоторых разногласий среди членов трудового коллектива, так как люди разли­чаются уровнем образования, жизненным опытом, особенностями ха­рактера и другими индивидуальными признаками.

К числу других ха­рактеристик, определяющих понятие трудового коллектива, относятся его структура, величина, функции, процедуры общения и т.д.

Центральным звеном в фирме является первичный трудовой кол­лектив: бригада, участок, цех, бюро, отдел и т.д.

Ему выделяются оп­ределенные материально-технические средства и создаются условия для успешной деятельности, которая направляется руководителем трудового коллектива.

Именно здесь создаются материальные и ду­ховные ценности, выполняется план, формируется производственная активность личности.

Трудовой коллектив — это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутрен­ними связями, оформленными и неоформленными отношениями, ко­торые определяют идеологию (совокупность идей и взглядов, отра­жающих особенности общественных отношений) и психологию (общественное мнение, социальные чувства, коллективные привычки, традиции, настроения и т.п.).

  • В повседневной деятельности руководителю трудового коллек­тива важно уметь наблюдать поведение отдельных работников в тру­де, в общении, в познании, уметь сформировать, сплотить и воспитать коллектив.
  • Исходной социологической предпосылкой изучения трудового коллектива является представление о нем как о совокупности соци­альных ролей и совокупности людей, которые по-разному проявляют себя как личности при выполнении своих ролей.
  • Структура трудового коллектива
  •  При изучении трудового коллектива его следует представлять не только как совокупность личностей, а более укрупнено — как совокуп­ность малых групп.
  • Малой группой принято считать такую общность людей, члены которой поддерживают между собой непосредственные контакты, и чья деятельность часто осуществляется на виду друг у друга.

Трудовой коллектив состоит из нескольких малых групп. Каждая группа выполняет определённые  функции и занимает в технологиче­ском процессе определенное место, она обладает некоторой обособ­ленностью.

Значение малых групп в трудовом коллективе определяется для руководителя тем, что они являются непосредственными проводни­ками и исполнителями целей коллектива.

В процессе совместного труда группы прямо или косвенно свя­заны между собой. Поэтому для практики управления важны не толь­ко особенности группы, но ее связи и отношения с другими группами.

Состав и отношения малых групп образуют структуру трудово­го коллектива. Знание закономерностей формирования и развития структуры трудового коллектива облегчает управление им.

Отношения, как и люди, характеризуются разнообразием. Струк­туру трудового коллектива можно рассматривать и оценивать с раз­ных позиций, по разным признакам.

Наиболее часто структура трудового коллектива рассматривается с позиции отношений между отдельными группами.

Отношения в трудовом коллективе могут протекать на формальном уровне (формальные или функциональные отношения) и на неформальном уровне (межличностные и групповые отношения).

С этих позиций различают формальную и неформальную структуры трудового кол­лектива. В каждом коллективе существует сложное переплетение формальных и неформальных структур.

Выполняя свои обязанности, работник вступает с другими чле­нами трудового коллектива в официальные или формальные отноше­ния, которые отражают профессионально-трудовую сторону жизни трудового коллектива.

Группы, созданные по воле руководителя для совершения произ­водственного процесса, являются подразделениями фирмы и называ­ются формальными группами. Задачей формальных групп по отноше­нию к фирме является выполнение конкретных задач и достижение определенных целей.

На характер формальных отношений большое влияние оказыва­ют индивидуальные особенности руководителя и членов трудового коллектива.

Формальные группы и их отношения образуют структуру фир­мы. Формальная или функциональная структура отражает сложив­шееся в трудовом коллективе разделение труда между отдельными группами или лицами в зависимости от деловых их других качеств.

Формальная структура безлична. Она определяется служебными положениями, инструкциями, приказами, в которых определены пра­ва и обязанности каждого члена трудового коллектива, то есть опре­делены должностные роли, которые должен выполнять каждый ра­ботник.

  1. Весьма важно, чтобы каждый член формальной группы четко знал свою должностную роль и стремился ее выполнить полностью, качественно и вовремя.
  2. На предприятии могут создаваться три типа формальных групп:
  3.  — группы руководителей (командные группы). Группа руководи­телей — это руководитель фирмы или ее подразделения и его штаб;
  4. — группы исполнителей (рабочие группы). Рабочая группа — под­разделения или группы, работающие над одним и тем же заданием иимеющие определенную самостоятельность в своем труде;

— целевые группы (целевые комитеты). Целевая группа — комитет, который временно создается для заполнения пробелов сущест­вующих в организационных структурах. 

  • Взаимозависимые группы и их отношения образуют систему, ко­торая эффективно должна работать как единый слаженный механизм.
  • Чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа, и знает факторы ее эффективности, чем лучше он владеет ис­кусством эффективного управления формальными группами, тем больше вероятность того, что он сможет повысить производитель­ность труда своего подразделения и фирмы в целом.
  • Как только создан трудовой коллектив, он становиться также со­циальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не только по предписаниям руководителей.
  • В силу разнообразия интересов работников трудового коллектива в нем независимо от формальной структуры образуются различные социальные группы, которые называют неформальными группами.

Неформальная группа — это общность людей, как правило, в пре­делах до 7 человек, которые вступают в регулярные взаимодействия для достижения определенных целей. Неформальные группы возни­кают в результате более или менее длительного общения, основанно­го на взаимодействии работающих как личностей.

Причины вступления в неформальную группу:

 — Принадлежность – потребность в общении, симпатиях и т.п.

  1.  —  Помощь – дающих приобретает престиж, а получающий – конкретную инструкцию к действию или совет.
  2. —  Защита – необходимость социальной защиты.
  3. —  Общение – обмен информацией.
  4. —  Симпатия – личностные характеристики взаимодействующих.

Причиной существования неформальной группы является общ­ность целей, интересов и склонностей людей, их взглядов, привычек, устремлений. Они образуются как на производстве, так и вне произ­водства. Но для образования неформальных групп особенно благо­приятна трудовая среда, где люди обычно собираются каждый день многие годы.

Группы в 3-5 человек можно наблюдать «невооруженным» гла­зом. Например, перерыв в собрании. Люди группируются. Но группы больше 5 человек сохраняются 2-3 минуты. Потом кто-то отойдет, группа разделится, но все это происходит незаметно от самих людей (одному скучно, другого вызвали и т.п.). А 2-4 человека могут про­стоять долго. То же самое на вечеринках, в домах отдыха и т.д.

Причина: эмоциональный ресурс и объем внимания человека ог­раничены по величине и времени. Поэтому он не может поддерживать длительные контакты более чем с 5 людьми одновременно.

Неформальная группа характеризуется определенной социально-психологической общностью: чувством солидарности, взаимного до­верия, помощи, защиты и т.д.

В спонтанно возникающих (эмерджентных) неформальных груп­пах имеется своя иерархия, свои лидеры и задачи. В них вырабатыва­ются определенные правила, нормы поведения, которые создают по­рядок и режим функционирования неформальных групп.

Групповые нормы и правила являются своеобразным регулято­ром внутригруппового поведения.

Они нередко диктуют характер взаимоотношений подчиненных с руководителем, отношение к труду, участие  в разных формах  внегруппового  общения.

  Неформальная группа может обладать огромным влиянием на своих членов (мнение, давление группы). Принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем получаемая зарплата.

Как правило, в неформальной группе выделяется лидер. Лидером является лицо, которое ведет членов группы за собой, потому что об­ладает благоприятными для них качествами. Лидер неформальной группы не наделен административной властью, то есть он не имеет формального права распоряжаться и требовать исполнения. Но его влияние на членов неформальной группы может быть очень значи­тельным.

 Сформулируем отличия между формальным и неформальным лидерами.

Формальный лидер – человек, назначенный на должность управляющего вышестоящим руководством, а неформальный – человек, выбранный коллективом организации.

Формальный лидер несет персональную ответственность за результаты своих подчиненных, распределяет полномочия между ними, неформальный лидер в свою очередь не несет никакой ответственности за результаты своего коллектива и давать указания в распределении полномочий он не имеет права.

Формальный лидер в большинстве случаев не интересуется о происходящем климате внутри коллектива, а неформальный лидер старается поддерживать благоприятный климат.

Неформальный лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как формальный лидер осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.

Неформальное лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой является группа),а формальное лидерство — элемент макросреды, оно связано со всей системой общественных отношений.

Неформальное лидерство возникает стихийно, а формальный руководитель назначается, этот процесс не является стихийным, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры. Явление неформального лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей мере зависит от настроения группы, в то время как формальное лидерство — явление более стабильное. Формальный лидер обладает системой различных санкций, которых в руках неформального лидера нет. Сфера деятельности неформального лидера — в основном малая группа, где он является лидером, сфера действия формального руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе.

В силу этого лидер и руководитель обладают качественно различными формами и степенью воздействия. Эти различия, в свою очередь, непосредственно и сильно влияют на то, как конкретно может быть осуществлена ими деятельность управления, как они могут реализовать свою позицию ведущего.

Лидер обладает влиянием — способностью оказывать воздействие на отдельные личности и группы, направляя их на достижение каких-либо целей. Влияние, в основном, реализуется через феномен авторитета. Руководитель же обладает властью, статусом.

Читайте также:  Геометрический смысл дифференциала - справочник студента

Это — уже не способность влиять, а обязанность оказывать влияние.

Неформальная или социально-психологическая структура тру­дового коллектива объединяет в себе ряд неформальных групп, кото­рые образуются в нем вне компетенции руководства.

Неформальные отношения между отдельными группами склады­ваются и существуют независимо от служебной субординации людей на основе общности интересов, сходства характеров, психологиче­ской близости, симпатий и антипатий, общественного признания, ав­торитета.

Неформальная структура трудового коллектива создается лич­ными качествами его членов. Часто неформальные объединения ока­зывают сильное влияние на качество деятельности трудового коллек­тива и на его организационную эффективность.

Чтобы успешно управлять трудовым коллективом, руководителю необходимо не только уметь анализировать межличностные отноше­ния внутри группы, но также знать характер межгрупповых отноше­ний (функциональных и личностных).

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=24268

Особенности формирования и развития студенческого коллектива в современном вузе с учетом двухступенчатой модели обучения

Возникновение коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа, а группа, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения полезно- значимой работы.

Студенческие академические группы нередко не становятся настоящими коллективами, потому что преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на прочную совместную деятельность.

Основная задача воспитательного управления академическими студенческими группами как центральным звеном микро среды вузовского студенчества заключается в превращении каждой группы в настоящий коллектив и сохранении его до конца учебы в вузе.

На реализацию этой задачи должны быть направлены усилия профессорско-преподавательского состава.

Существуют самые разнообразные пути и средства воспитательного воздействия на группы и управления ими: совет и просьба, внушение и приказ, указание и пример, убеждение и доказательство, информация и оценка, поощрение и наказание, справедливая требовательность и систематический контроль, определение перспективных линий развития коллектива. Нет только отрицательных и только положительных форм воздействия. Каждая из перечисленных форм может оказаться вредной или полезной, может осуществлять положительное или отрицательное влияние на личность. Все зависит от ситуации и стиля воздействия, положения и индивидуальных особенностей того, на кого воздействуют и кто воздействует.

Основным источником и условием коллективообразования является социально обусловленная совместная предметная деятельность людей; в условиях вуза — это совместная учебная, познавательная деятельность и подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Поэтому основным путем формирования студенческих групп как коллективов является воздействие на них прежде всего через организацию совместной учебно-познавательной деятельности членов группы при этом осуществлять субъект-субъектные взаимоотношения.

В практике уже давно утвердили себя такие формы работы как разного уровня проблемные лекции и проблемные семинарские занятия, студенческие научные группы, деловые игры и многие другие виды учебно-познавательной деятельности, которые приобщают к будущей профессии и делают учебную деятельность коллективной.

Одним из важнейших факторов формирования личности специалиста через коллективную деятельность являются личность педагога вуза и характер педагогического общения.

Педагогическое общение- это один из видов профессионального общения, осуществляющего определенные функции: регуляции отношений между педагогом и учащимися, оптимизации учебной деятельности, создания благоприятного психологического климата в коллективе и др. А. А. Леонтьев проанализировал этот вид общения и выделил его три основных вида:

социально-ориентированное общение, в котором непосредственно реализуются общественные отношения, педагог побуждает студентов к активности, формирующей их ценностные ориентации и интересы, убеждения и установки;

личностно-ориентированное как деловое, официальное, так и не деловое, неформальное, направленное на развитие психологических взаимоотношений в системе «педагог-студент»;

Одним из путей эффективного воспитательного воздействия на студенческую группу является путь равного развития трех видов педагогического общения. При этом изучение индивидуальных особенностей и возможностей каждого члена группы, учет их в организации учебной работы, может являться мощным фактором преобразования студенческой группы в коллектив.

Советский психолог А.В.Петровский выделяет три основных психологических уровня группового развития:

Низший, на котором легкость или затрудненность межличностных контактов, совместимость или несовместимость в совместной деятельности между отдельными членами групп, слаженность или разобщенность их действий обусловлены непосредственными симпатиями или антипатиями членов группы, степенью их эмоциональной привлекательности или непривлекательности друг для друга. Если отношения в академической группе останутся на данном уровне, то они будут сводится к образованию микрогруппировок по симпатиям и ни о каком развитии коллектива не может идти и речи.

Средний уровень развития характеризуется системой межличностных и личных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и основными групповыми ценностями. Эти ценности у членов группы сходны, поэтому личные симпатии и антипатии отходят на второй план.

Высший уровень группового развития характеризуется тем, что ядро межличностных и личных отношений опосредованно связями и отношениями к предмету коллективной деятельности, ее смыслу.

На этом уровне сплоченность группы оказывается наиболее высокоразвитой и устойчивой.

Для этого уровня характерна общность единств жизненных целей и жизненных планов членов группы, взаимопонимание и взаимоподдержка.

  • Становление коллектива студенческой группы зависит от:
  • · характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;
  • · степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;
  • · частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе «педагог-студент»;
  • · особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);
  • · характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой;
  • · размера группы и времени ее существования;
  • · качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент».
  • В научной психологической и педагогической литературе можно встретить множество разнообразнейших характеристик кри­териев уровня развития студенческих учебных групп, начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориен­тации в них до таких признаков как «совпадение формальной и неформальной структуры», «высокая успеваемость» и даже от­сутствие в группах конфликтов. Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых:
  • 1. уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;
  • 2. уровень сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы;
  • 3. уровень организационного единства группа;
  • 4. уровень удовлетворенности членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;
  • 5. уровень ее эмоциональной культуры ипреобладание ма­жорного тона;
  • 6. уровень всех видов групповой общественной активности;

7. уровень группового самосознания и потребность в его развитии.

Первым, главным и наиболее общим критерием оцен­ки группы как коллектива должна быть оценка ее предметной дея­тельности: оценка выполнения коллективом основной общественной функции — овладение глубокими знаниями, подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка возможности группы способствовать, полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.

Иногда оценку исполнения коллективом основной общественной функции сводят к анализу успеваемости впериоды межсес­сионного и сессионного контроля знаний.

Поэтому некоторые вузовские сотрудники основным критерием благополучного психологического климата академической группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, факультете, во всем вузе считают процент успеваемости и количество хороших и отличных оценок на экзаменах.

На самом деле процент успеваемости не только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже не может достоверно свидетельствовать о глу­бине и прочности студенческих знаний.

Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы. Вторым критерием социальной зрелости студенческой академической группы, непосредственно связанным с первым, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство, кото­рое проявляется:

Источник: https://cyberpedia.su/17×16289.html

Создание и развитие самоуправления в ученическом коллективе — Организация воспитательной работы — Сидоров Сергей Владимирович

Робот подобрал для Вас материалы, похожие на этот. Посмотреть

  • —   самоуправление не освобождает педагога от работы; при участии воспитанников в управлении коллективом наиболее значительно меняется характер работы (вместо «сделаю» приходит «научу, как сделать»), а не её объём;
  • —    самоуправление в период его становления отнимет у педагога значительное количество времени и сил, в этот период возможно некоторое снижение результатов учёбы; однако с развитием самоуправления эти трудности преодолеваются;
  • —   целью самоуправления не должно служить манипулирование детьми; цели самоуправления настолько значительней, а возможности – богаче, что непрофессионально было бы использовать его только для решения прикладных задач педагогического руководства;
  • —   ученическое самоуправление – это фактически соуправление, в котором «на равных» участвуют педагог и воспитанники (участие «на равных» в числе прочего даёт детям право критики в адрес педагога);
  • —   самоуправление не означает вседозволенность; в основе самоуправления всегда лежит ответственность за свои дела и дела других членов коллектива;
  • —  самоуправление необязательно должно сразу охватывать всех воспитанников; далеко не все школьники бывают готовы к немедленному активному участию в самоуправлении.
  • На самом первом этапе, принимая решение создать ученическое самоуправление, педагог должен чётко представить, чего именно он хочет:
  • — включения детей в управление жизнью коллектива;
  • — собственной творческой реализации, повышения своего интереса к работе;
  • — формирования у воспитанников навыков целеполагания, планирования, анализа деятельности;
  • — установления более доверительных, дружеских отношений с детьми;
  • — развития ученического коллектива, создания в нём положительного эмоционального климата;
  • — снижения своей рабочей нагрузки («дети смогут взять на себя выполнение некоторых моих обязанностей»);
  • — повышения эффективности своей педагогической деятельности («самоуправление поможет мне лучше учить, воспитывать»);
  • — своего профессионального роста («я хочу освоить процесс создания и развития ученического самоуправления, потому что владение этими технологиями – важный элемент педагогического мастерства»);

— хороших отношений с коллегами и (или) начальством («мне велели – я выполняю; если выполню хорошо, меня похвалит завуч, будут больше уважать коллеги» и т.п.).

Даже одно из перечисленных побуждений при определённых обстоятельствах может стать достаточным для мотивации педагога на создание детского самоуправления, однако чаще всего мотивов бывает несколько.

Человек, осознающий мотивы деятельности, усиливает свою мотивацию, он способен ставить перед собой ясно различимые цели.

Таким образом, самомотивация педагога, его «настрой» на предстоящую работу является началом цепи педагогических действий, отражающей общие черты технологий создания и развития ученического самоуправления.

Следующий этап – изучение ученического коллектива – направлен на изучение общественного мнения и выявление в коллективе социально активных воспитанников. На этом этапе педагог должен получить достаточно ясные ответы на следующие вопросы:

— есть ли у воспитанников желание разделить ответственность за свою жизнь с взрослыми? — кто из воспитанников наиболее активен в общественной жизни? — кто пользуется явным авторитетом в классе, является фактическим лидером (в коллективе или микрогруппе)? — каковы интересы и предпочтения социально активных детей (на что направлена их активность)? — каковы интересы в коллективе (общие для или почти всех членов коллектива всех; интересы, объединяющие микрогруппы; индивидуальные интересы отдельных воспитанников)?   

  1. — какие полезные для детей виды деятельности, отвечающие выявленным — какие стороны своей жизни воспитанники хотят и могут организовать сами?
  2. — как можно педагогу установить более доверительные отношения с социально активными детьми?
  3. На этапе изучения коллектива необходимо использовать разные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (прежде всего, ученических сочинений типа «Если бы я…»).

В практике очень распространён вариант, при котором актив класса избирается до начала деятельности самоуправления, и педагог широко привлекает выбранных активистов к обработке результатов изучения общественного мнения (например, анкетного опроса). Совместная с детьми обработка информации об их коллективе создаёт предпосылки для дальнейшего успешного сотрудничества педагога с активистами, для учёбы актива.

Однако бывает, что коллектив не имеет опыта (или имеет негативный опыт) самоуправления. В этом случае велик риск, что воспитанники изберут в актив тех, кто не пользуется в классе сколько-нибудь заметным авторитетом (т.е.

выбирая формальных «лидеров», воспитанники на самом деле не собираются им подчиняться).

Пока педагог поймёт, что «попался на удочку», пока изменит состав актива – пройдёт немало времени, педагогу придётся выразить недоверие «законно избранным» активистам, а это непросто сделать, не дискредитируя саму идею самоуправления в ученическом коллективе.

Для такого коллектива лучше подойдёт вариант, когда педагог, выявив социально активных детей ещё до формальных выборов актива, проводит с ними учёбу актива, даёт им разовые поручения, совместно проводит изучение коллектива, поддерживает в коллективе их разумные инициативы. Когда пройдут официальные выборы, коллектив, скорее всего, подтвердит полномочия уже действующих активистов, а педагог получит проверенных и подготовленных помощников в создании самоуправления. Недостаток этого варианта: при постоянном его использовании содержание самоуправления значительно обедняется, потому что активистами становятся всегда только «ставленники» педагога; когда воспитанники это осознают, процесс выборов теряет для них элемент неожиданности, деятельность коллектива, связанная с выбором формальных лидеров, замирает. 

Создание актива – ядра самоуправления – процесс, который может и должен управляться педагогом. Для эффективности ученического самоуправления педагогу, особенно в начале работы с коллективом, необходимо проводить учёбу актива:

— воспитывать, обучать, сплачивать демократически избранных активистов, для того чтобы они имели опыт планирования и осуществления деятельности, владели организаторскими знаниями и умениями, были едины с педагогом и друг другом в своих требованиях к коллективу и отдельным его членам;

— разделять активистов по интересам и готовить их к управлению отдельными видами коллективной деятельности: познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной и т. д.; — регулировать отношения в группе активистов, между активом и коллективом, между отдельными членами актива и коллектива (члены актива могут затеять между собой долгий и обидный спор о том, кто из них «главней», они могут предъявить коллективу чересчур жёсткие требования (заставлять, угрожать), вызвав у товарищей негодование, наконец, активисты могут не вовлекать в деятельность рядовых членов коллектива, сами выполняя ту работу, которой должны управлять; перечисленные ситуации требуют тактичного вмешательства педагога); — доверять активистам только посильную для них работу (от простых управленческих действий – к более сложным; от разового дела – к системе работы). В качестве необходимых условий развития ученического самоуправления выступают вариативность и свобода выбора деятельности учащихся (т.е. разнообразие форм и видов деятельности, возможность самим школьникам выбирать себе дело по душе из множества нужных, полезных, интересных), творческое сотрудничество педагогов и учащихся.       При написании этой статьи использованы методические материалы, подготовленные в 1997-1999 гг. областным Центром молодёжного движения и Ассоциацией лидеров детско-юношеского движения «АссоЛь» Курганской области при поддержке Информационного молодёжного агентства (г. Курган). 
Робот пришёл к выводу, что со статьёй «Создание и развитие самоуправления в ученическом коллективе» тематически связаны:
Для ссылки: Создание и развитие самоуправления в ученическом коллективе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-52 (дата обращения: 23.03.2020).

Источник: http://si-sv.com/Posobiya/s-v-sidorov-organizacija_vospitatelnoj_raboty_v_uc.pdf

Источник: https://si-sv.com/publ/4-1-0-52

Ссылка на основную публикацию