1 Лыткина С.Т. 1 1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В статье рассматриваются формы интерактивного сопровождения педагогической практики студентов физкультурного вуза. Дается характеристика информационно-образовательных (ИОР) и электронно-образовательных (ЭОР) и методических ресурсов по педагогической практике.
Дается опытно-экспериментальное обоснование эффективности форм интерактивного сопровождения педагогической практики.
интерактивное сопровождениеформы интерактивного сопровожденияинформационно-образовательный ресурс (иор)и электронно-образовательный ресурс (эор)электронный методический ресурс
1. Багина В.А.
Профессиональная готовность студентов к педагогической практике // Теория и методика физической культуры. – 2005. – № 9. – С. 48–51. 2. Балицкая И.В. Интерактивные методы обучения и воспитания США: монография / И.В. Балицкая. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сах-Гу, 2004. – 108 с. 3. Вербицкий A.A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / A.A.
Вербицкий, О.П. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с. 4. Гаданов А.Ш. Характеристика интерактивных методов педагогического воздействия, используемых в физической культуре и спорте // Профессиональная и физическая подготовка военных специалистов: Межвузовский сборник научно-методических статей / под ред. д-ра пед. н., проф. В.А. Щеголева и канд. пед. н., доц. С.С. Прокопчука.
– СПб.: НИУ ИТМО, 2012. – С. 71–82.
Активное внедрение интерактивного сопровождения педагогической практики в подготовке педагогов физической культуры привело к изменениям условий профессиональной подготовки, которые вызывают необходимость пересмотра традиционных подходов к используемым образовательным технологиям.
Современный студент института физической культуры и спорта (ИФКиС) осознает эффективность интерактивных технологий в своей будущей профессиональной деятельности, важность умения находить педагогические информации, осмысливать её и внедрять в свою практическую деятельность, а также создавать современные обучающие электронные ресурсы, уметь их использовать в целях повышения эффективности обучающего, воспитательного и тренировочного процесса на занятиях физической культуры. На основе поставленных целей и вытекающих из них задач интерактивного сопровождения педагогической практики, мы скорректировали содержание педагогической практики на основании компетентностного подхода. Компетентностный подход меняет требование к педагогической практике и требует использования интерактивных форм, активизирующих студентов в поиске путей решения педагогических проблем, которые в современных стандартах высшего профессионального образования недостаточно отражено. Формы интерактивного сопровождения педагогической практики обеспечивают педагогически эффективное познавательное общение студентов с преподавателем и друг с другом. Студент должен владеть различными способами работы с информацией по выполнению информационных процедур организации занятий, уметь находить и использовать специальные ресурсы по физической культуре таких как информационно-образовательные (ИОР) и электронно-образовательные (ЭОР) и методические ресурсы по педагогической практике, тренингов и занятий. На основании анализа научных работ по интерактивным технологиям [2], мы выделяем два основных форм интерактивного сопровождения: активные, пассивные, интерактивные формы, в ходе которых происходит взаимодействие педагога со студентом.
Активный метод – это при интерактивном сопровождении является одним из творческих форм взаимодействия студентов и руководителя и методиста, при которой они взаимодействуют друг с другом во время прохождения педагогической практики занятия и здесь они становятся активными действующими лицами.
Активный метод в интерактивном сопровождении дает эффективные результаты.
На личной странице студента прикрепляется интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалы, «силовые упражнения», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), которые помогают формировать системное видение физического воспитания как целостного педагогического процесса и готовность студента к его реализации.
Рис. 1. Активные формы интерактивного сопровождения педагогической практики
К активным формам интерактивного сопровождения (рис.
1), мы относим следующие формы работ индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) и индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) студентов: индивидуальные занятия; консультации по вопросам методики преподавания физической культуры; интерактивная методическая рекомендация; использование кейс-технологий, видеоконференции; видеоуроки, видеоролики, видеофрагменты педагогических ситуаций, мозговой штурм, дебаты, фокус-группа, сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций); учебные групповые дискуссии.
Пассивный метод при интерактивном сопровождении педагогической практики является формой взаимодействия преподавателя и студента. При использовании пассивного метода преподаватель является основным управляющим информациями и педагогическими действиями, а студенты выступают получателями готовой рекомендации и информации
Пассивный метод эффективен при использовании такой системы как Moodle. Данная программа очень проста для обычного текстового сообщения, к примеру, руководитель практики оставляет рекомендацию для студента в форме обычного текста.
Moodle – эффективное средство для организации педагогической деятельности и как элемент дистанционного управления педагогической практикой.
Гипертекстовые технологии помогают думать, освоить нелинейные электронные документы и является наиболее перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, на которой может участвовать несколько человек и целая группа (рис. 2).
При интерактивном сопровождении педагогической практикой использование Moodle помогает студенту быстро и правильно создавать отчетную документацию.
Шаг 2. Страница студента.
Егоров Данил Николаевич.
Образование: студент 3 курса, ИФКиС СВФУ
Место прохождении практики: СОШ № 2 с. Чурапча Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия).
Рис. 2. Использование систему Moodle при пассивном методе
Шаг 3. Страница «Группа практикантов» (система методической взаимопомощи). Студент заполняет данную страницу информацией, то есть вносит текст сообщения.
Информация в форме гипертекста состоит из форм которая имеет вкладки «Обсуждение», «Править», «История», «Переименовать» и др. в зависимости от настроек системы по заданиям педагогической практики.
Вкладка «Править» доступна только для руководителей педагогической практики.
Шаг 4. Создание текста. Студент в своей странице прикрепляет вопросы, информации, план урока с разрешением «редактировать». Руководитель педагогической практики и методист анализируют данную проблему и оказывают методическую помощь.
Шаг 5. Обсуждение проблемы. Обсуждение и обмен информациями
Студент может загрузить фотографии – jpg, рисунки – png, публикации Publisher и презентации PowerPoint, фрагменты уроков, видеосюжетов, краткие видеоролики для обмена информации и анализа. Студенты коллективно могут создавать документы, презентации, эссе, сетевые отзывы на студенческие работы, комментариев и примечаний к тексту, советов, ссылок на учебные материалы.
Таким образом, пассивная форма интерактивного сопровождения педагогической практики включает в себя программы по общей физической подготовке с гипертекстовыми носителями: нормативные требования, критерии оценивания уровня развития основных двигательных качеств учащихся, методические рекомендации по реализации программного материала по дисциплинам учебного плана физкультурно-спортивной направленности, базирующихся на школьных программных требованиях учебной дисциплины – Физическая культура.
Интерактивный метод ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения (рис. 3).
Таким образом, при использовании форм интерактивного сопровождения руководитель педагогической практики регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Студенты вступают в коммуникацию друг с другом, знакомятся с содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса деятельности педагогического коллектива, а также с профессиональным опытом педагогов физической культуры на основе развития общепедагогических умений (аналитико-диагностических, прогностических, проектировочных, организаторских, коммуникативных и рефлексивных) и приобретение специальных профессиональных навыков (планирование и проведение учебно-тренировочного процесса и спортивно-массовых мероприятий); формирование профессионально-значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.
Рис. 3. Интерактивные методы взаимодействия
Формирующий этап эксперимента утвердил эффективность форм интерактивного сопровождения педагогической практики студентов (рис. 4). Суть эксперимента состояла в применении в процессе педагогической практики студентов экспериментальной группы (ЭГ) комплекса специально отобранных форм интерактивного сопровождения на индивидуально образовательную траекторию (ИОТ) студентов.
- В ходе педагогического эксперимента в процессе прохождения педагогической практики создавались интерактивные условия для формирования профессиональной ориентации студентов, которые помогли активизировать профессиональную ориентацию студентов, а затем в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
- Опытно-экспериментальная работа доказала эффективность форм интерактивного сопровождения педагогической практики студентов, что они развивают профессиональные умения и навыки, ориентируют к професссионально-ориентированной цели и достижения результата.
- Сравнительная характеристика уровней сформированности профессиональной ориентации студентов в ЭГ и КГ (в %) в интерактивных условиях
Уровни сформированности профессиональной ориентации студентов в процессе интерактивного сопровождения педагогической практики | Группы | |||
КГ | ЭГ | |||
До эксперимента | После эксперимента | До эксперимента | После эксперимента | |
Когнитивная | 60,2 % | 25,8 % | 58,6 % | 2,6 % |
Личностная | 30 % | 54,6 % | 31,9 % | 28,5 % |
Деятельностная | 9,8 % | 19,6 % | 9,5 % | 68,9 % |
Рис. 4. Динамика уровня сформированности профессиональной ориентации студентов в ЭГ и КГ
В то же время этот показатель в КГ – 25,8 %. Среди студентов контрольных групп наибольший процент относится к когнитивному уровню. В ЭГ показатель снизился более чем на 10 %. Деятельностный уровень в ЭГ – 57,7 %. В ЭГ – 28,5 % достигли деятельностного уровня.
Данный показатель утверждает о том, что формы интерактивного сопровождения эффективны для формирования профессиональной ориентации.
Во время эксперимента повысился активность получать результаты собственных профессиональных достижений, повысился устойчивый интерес к интерактивному сопровождению и переносу теоретических знаний в новые интерактивные условия, способность анализировать решения педагогических задач, интерактивная активность, способность работать в группе, коллективе.
В исследовании интерактивного сопровождения педагогической практики студентов физкультурного вуза мы использовали педагогический эксперимент.
Его результаты указывают на эффективность предложенной нами интерактивного сопровождения педагогической практики и убеждают в целесообразности применения для педагогической практики студентов как ведущий компонент профессионального становления будущих педагогов физической культуры.
Библиографическая ссылка
Лыткина С.Т. ФОРМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-1. – С. 80-83;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8431 (дата обращения: 22.03.2020).
Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8431
Интерактивное общение
- Общая информация
- Что из себя представляет интерактивная функция общения
- В чем суть интерактивной функции общения
- Трансактный анализ Э. Берна
Сначала выделим круг ученых, которые изучали проблему общения: Э. Берн, Л. Карпенко, Б. Д. Парыгин, А.Н. Леонтьев и другие.
Рассмотрим понятие интерактивной функции общения разберем трансактный анализ Э.Берна.
Понятие общения
Всем известно что человек существо социальное и ему присуще общение в принципе. Без него не может происходить никакое взаимодействие среди членов общества.
Общение представляет из себя межличностный процесс взаимодействия, который определяется потребностью субъектов, вступивших в него, и заключается в удовлетворении их потребностей.
Количество информации в современном мире быстро возрастает и общение сейчас актуально как никогда. Так же увеличилось количество профессий в которых основу составляет взаимодействие между людьми.
Понятие интерактивной функции общения
Интерактивная функция общения- это функция, направленная на процесс взаимодействия между членами общества.
В чем суть интерактивной функции общения?
Она предполагает не только обмен информации между людьми и их взаимодействие, но еще и концертное влияние,которое общение оказывает на каждого члена этого процесса.
Регулируют поведение между людьми:
- инструкции
- приказы
- советы
- требования и другое.
Взаимодействие между людьми в совместной деятельности влияет на каждого участника этого процесса как и их поступки.
Социальный контроль- это оценка деятельности людей которая должна соответствовать нормам поведения в обществе. которые основываются на норме взаимоотношений между людьми.
Совместная деятельность людей — это явление в обществе. проходящее под этим самым социальным контролем.
Эффективно проходит взаимодействие между людьми тогда, когда оно соответствует примерам и ролям собеседников.
Социальная роль — одобренный нормами пример поведения, который ожидают увидеть от определенной социальной позиции человека. Эта роль либо в профессиональной сфере — врач, летчик, учитель. либо основана на различии в возрасте — ребёнок, пожилой, взрослый.
Всего есть 3 группы взаимодействия между людьми:
Позитивная группа. Она характерна:
- кооперацию
- согласие
- ассоциацию
- приспособление
Взаимодействие происходит между людьми для организации совместной работы, из которой все получат выгоду.
Состязательная группа. Она характерна:
- соперничеством
- конкуренцией
Взаимодействие здесь проходит в соревновательной форме.
Негативная группа. Она характерна:
- конфликтами
- диссоциациями
- оппозициями
Взаимодействие между субъектами здесь выглядит как различные препятствия на пути к достижению результата.
Трансактный анализ Э. Берна на интерактивную функцию общения
Разберем интерактивную функцию общения на примере трансактного анализа Э. Берна. Сначала рассмотрим особенности данного анализа. В нем выделяют три типа поведения людей в общении:
- Родитель
- Ребенок
- Взрослый
Разумеется все эти позиции есть в общении любого человека; при этом они не абстрактные. а конкретные и уникальные для каждой личности. Позицию человека определяют по:
- интонации
- эмоции, вложенной во фразу
- наличие либо отсутствие скрытого подтекста
В процессе самого общения по терминологии Э.Берна происходит игра. Она показывает все взаимодействие между личностями.
- Игра — неосознанный тип поведения, при котором человек старается добиться близости с помощью манипуляции.
- Под близостью понимается искренность в чувствах, без эксплуатации другого человека и и исключение получения выгоды от общения.
- Под играми понимают ряд продолжительных действий, состоящих из поведенческих манипуляций : слабости,ловушки,ответа,удара,расплаты или вознаграждения.
- Выделяют 3 группы игр по Э. Берну:
- Игра первой степени. Такие игры приняты обществом, они не скрываются и не влекут за собой серьезного ущерба для оппонента.
- Игры второй степени. такие игры не приняты в обществе, их скрывают, оппонент в процессе может получить значительный ущерб.
- Игры третьей степени. Осуждаются в обществе,их так же скрывают, могут нанести непоправимый ущерб другому человеку в процессе такого общения.
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/interaktivnoe-obshenie/
Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 "Перечень" ВАК ИФ РИНЦ = 0,813
1
Ермакова Л.И. 1
Янюшкина Г.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия», Петрозаводск, Россия
Раскрывается роль интерактивного взаимодействия между преподавателем и студентом педвуза в условиях педагогической практики, выстроенной на положениях экспериментальной модели обучения Д.
Колба, в результате которого формируются компетенции педагога.
Возможности дистанционного обучения в среде Moodle позволили разработать методическое сопровождение педагогической практики для студентов, включающее теоретическую, педагогическую, психологическую и информационную поддержку будущих учителей, что способствует эффективному проектированию и осуществлению профессионального саморазвития всех участников педагогической практики. Результатом методического сопровождения является высокий уровень подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности.
интерактивное взаимодействиесреда дистанционного обучения Moodle
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань : Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
2. Гуманитарные образовательные технологии в вузе : метод. пособ. / О.В. Акулова [и др.]. – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 159 с. 3. Компетентностная модель современного педагога : уч.-метод. пособ. / О.В. Акулова [и др.]. – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 158 с. 4. Модестов С.Ю. Цикл Дэвида Колба и теория поэтапного формирования умственных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.treko.ru/show_article_927 (дата обращения: 07.12.2010).
5. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч.-метод. пособ. – Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
Введение. В качестве одной из долгосрочных проблем высшего профессионального образования выделяется проблема формирования профессионально-компетентной личности специалиста, умеющего самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость своей деятельности; а также проблема подготовки учителя, обладающего высоким интеллектуальным уровнем самосознания, способного к достижению профессионального успеха. Соответственно меняется и роль преподавателя вуза: функция транслятора информации замещается функциями фасилитатора, методиста, консультанта, советчика, наставника, т.е., по сути, менеджера образовательного процесса.
Несмотря на то что высшее профессиональное образование за последние годы непрерывно развивается, в практике вузов слабо представлены условия для реализации индивидуально ориентированного сопровождения студентов, в том числе и во время педагогической практики, предполагающие опору на отдельные индивидуальные особенности личности обучающегося, на сферу его образовательно-профессиональных интересов и потребностей, предпочтений, профессиональные и жизненные планы [2].
Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения. Поэтому в своем исследовании мы опирались на компетентностную модель современного педагога [3].
Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения.
Цель исследования состояла в том, чтобы выявить формы реализации интерактивного обучения на этапе педагогической практики студентов.
Материалы и методы исследования. Опыт и знания всех участников образовательного процесса — педагогической практики (студентов, руководителя, методистов) служат источником их взаимообучения и взаимообогащения.
Делясь своими знаниями и опытом деятельности, студенты берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Интерактивное обучение — это обучение через опыт.
Процесс интерактивного обучения включает в себя: переживание студентами конкретного опыта (это может быть игра, упражнение, изучение определенной ситуации); осмысление полученного опыта; рефлексия; применение знаний на практике (проведение уроков и внеклассных дел в школе).
Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме online. Мы рассматривает интерактивное обучение как, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие студентов и преподавателей в условиях педагогической практики в режиме дистанционного обучения.
Среда дистанционного обучения Moodle представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных онлайн-курсов преподавателями.
Система позволяет участникам вступать в интерактивный диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делает возможным активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени [5].
Эта программа позволяет эффективно организовать процесс обучения, используя возможности: проведение семинаров, тестов, заполнение электронных журналов, включение в урок различных объектов и ссылок из Интернета и многое другое.
Среда дистанционного обучения Moodle выступает как:
- среда для реализации учебных курсов дистанционного образования, где слушатели или студенты данного курса проходят полностью обучение в рамках данной среды (они могут быть территориально удалены);
- дополнение в образовательном процессе школы или вуза, где наряду с традиционным обучением используется и параллельное обучение в среде Moodle.
Возможности дистанционного обучения в среде Moodle позволили нам разработать методическое сопровождение педагогической практики для студентов физико-математического факультета Карельской государственной педагогической академии, включающее теоретическую, педагогическую, психологическую и информационную поддержку будущих учителей. Среда Moodle обеспечивает доступ студентов, проходящих практику не только в городе, но и в районах республики Карелия к педагогической информации и знаниям, различным технологиям и сервисам, а также их эффективное использование как инструмента интеграции в информационно-образовательном пространстве вуза.
Как показывает опыт, такое интерактивное взаимодействие между преподавателями, студентами и учителями в условиях педагогической практики способствует более эффективному проектированию и осуществлению профессионального самообразования и саморазвития всех субъектов педагогического процесса.
Знакомство с методическим сопровождением студентов происходит на установочной конференции по педагогической практике с помощью интерактивной доски. Студенты знакомятся с программой практики, с ее целями и задачами, с заданиями на практику, формами и схемами отчетов, а также с требованиями к знаниям и умениям студентов.
В разделе «Содержание педагогической практики» представлены задачи и цели педагогической практики, ее структура. На четвертом и пятом курсах студенты проходят практику в качестве учителя-предметника.
Она позволяет последовательно и в определенной системе в течение всего времени обучения в вузе соединить теоретическую подготовку студентов с их практической работой в образовательных учреждениях разного типа.
Структура педагогической практики ориентирована на формирование личности будущего учителя, усвоение им последовательно усложняющихся педагогических умений, а также приобретение и осмысление педагогического опыта.
Раздел «Формы отчетности» информирует студентов о необходимых отчетах к сдаче после практики, а также предлагает помощь в их составлении.
В качестве дистанционной поддержки на сайте представлена литература, необходимая для подготовки и проведения уроков и внеклассных мероприятий; рекомендации по подготовке и оценке урока.
Полную информацию о новостях педагогической практики, нормативных документах, организации практики студенты получают на сайте «Сетевая дистанционная поддержка практики студентов» (http://praktika.kspu.karelia.ru/). Например, разделы «Методическое обеспечение практики» и «Методическая копилка» направлены на оказание помощи студентам в педагогическом общении, в разрешении конфликтов с учащимися, исследовании межличностных отношений в группе. Здесь же представлено примерное планирование учебного материала по физике, уроки по различным предметам, рекомендации к подготовке урока, сценарии внеклассных мероприятий, презентации к урокам, учебно-методическая литература по предметам. На сайте есть ссылки на педагогические интернет-ресурсы, где студенты могут найти много полезной информации для урочной и внеклассной работы. В разделе «Фоторепортажи с практики» представлены лучшие презентации, в которых в краткой форме студенты рассказывают о школах города и районов, об их традициях, учителях, а также о своих достижениях в педагогической деятельности в данном образовательном учреждении.
Для многих студентов педагогическая практика предоставляет возможность создания конкретного профессионального образа. Продумать собственную систему правил взаимодействия с детьми, для того чтобы на первом же уроке их изложить и далее им следовать, — сложная задача для будущего учителя.
Поэтому большую роль на начальном этапе профессионального становления студента играют те дотеоретические знания, которые позволяют ему справиться с ситуацией в классе, а именно: фрагменты курса педагогики, воспоминания о собственном ученичестве, идеальные образцы деятельности собственных учителей (рассматриваемых только с точки зрения ученика).
В дальнейшем, включаясь в школьный образовательный процесс, студент постигает гражданский и нравственный смысл педагогической деятельности, корректирует личные профессиональные установки и пути саморазвития личности.
Студент получает возможность быть конструктором своего проекта, ориентироваться в межличностных отношениях, вступает в новую для него социальную роль и при этом становится субъектом новых отношений, которых не было еще на его жизненном пути.
На этапе непосредственного включения в педагогическую работу осуществляется интерактивное взаимодействие студентов, методистов, учителей школ через Moodle путем переписки между всеми участниками практики.
В процессе педагогической практики студенты сообщают своим методистам расписание уроков в школе, задают вопросы, обсуждают различные проблемы.
В итоге методисты могут не только быть информированными об успехах студентов, но и оперативно решать возникшие проблемы.
Задачи руководителя педагогической практики, методистов в интерактивной технологии состоят в следующем:
- направление и помощь процессу обмена информацией;
- выявление многообразия точек зрения;
- обращение к личному опыту студентов;
- поддержка активности студентов;
- соединение теории и практики;
- взаимообогащение опыта студентов;
- облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания студентов;
- поощрение творчества и самостоятельности будущих учителей.
Результаты исследования и их обсуждение. Опираясь на экспериментальную модель обучения Д.
Колба [4], мы выстроили педагогическую практику на следующих положениях: использование методов активного обучения; обучение предполагает рассуждение и обсуждение; из внешних источников добавляется новая информация или теория; студенты должны практиковать новые навыки и умения, разрабатывать стратегию и действия; должны продемонстрировать, что они способны на практике использовать то, что усвоили. Приняв за основу цикл Д. Колба, мы можем видеть, что именно непосредственный опыт, полученный в результате профессиональной деятельности в процессе педагогической практики, создает педагогическое поле коллективного взаимодействия студентов и преподавателей в процессе практики. Этот опыт приводит к размышлениям и новым наблюдениям за происходящим, за действиями и событиями, которые теперь уже вызывают живой интерес, так как связаны с собственными внутренними переживаниями и сравнениями: «Я делаю так, а он или она — так…», к размышлениям о том, к каким результатам приводит тот или иной вариант действий. Практическое применение полученных теоретических выводов, в свою очередь, запускает новые интерактивные обучающие циклы.
По окончании педагогической практики студентам пятого курса мы предложили ответить на вопросы в режиме online:
- Какие качества обеспечивают Вам успех в работе с учениками на практике?
- Оправдались ли Ваши ожидания от педагогической практики?
- Чему Вы научились на практике?
- Как Вы оцениваете интерактивное взаимодействие через среду Moodle?
Отвечая на первый вопрос, студенты выделили такие качества, как общительность, понимание, спокойствие, ассертивность, доброта, справедливость, дисциплинированность, внимательность, практичность, активность, терпение.
Ответы на второй вопрос показали разноплановость ожиданий от педагогической практики. Часть студентов отмечала, что практика помогла раскрыть их потенциал, приобрести уверенность в своих силах.
Другие, при использовании на уроках разнообразных методов и технологий обучения, не думали, что много времени будут уделять при работе с информационными ресурсами в поиске материала к уроку и к внеурочной деятельности.
Отвечая на третий вопрос, студенты обратили внимание на то, что педагогическая практика помогает адаптироваться будущему педагогу в профессиональной среде.
Что касается оценивания организации интерактивного взаимодействия между преподавателями и студентами, последние отметили, что среда Moodle оказала им большую методическую поддержку на педагогической практике, куда они могли обратиться за помощью в любое время.
Критериями оценки результатов педагогической практики являются степень развития умений решать профессионально-педагогические задачи, уровень осмысления своей профессиональной деятельности.
Оценки такого рода даются на основе систематического анализа работы студентов в процессе практики; отзывов учителей, классных руководителей о работе студента; самооценки студентом своей работы, степени подготовленности к практической деятельности.
Оценить степень подготовленности студента к такой деятельности методист может, проанализировав анкету «Самоанализ начальной профессиональной подготовки» [1], которую студент выставляет в Moodle и из которой можно сделать вывод, насколько сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления профессионально-педагогической деятельности.
Вывод.
Таким образом, интерактивное обучение на педагогической практике предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение, при котором обеспечивается стремление будущего специалиста к возможности и способности для выполнения задач и обязанностей повседневной деятельности в будущем.
Рецензенты:
- Акулова О.В., д.п.н., профессор, начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург.
- Маликов Р.Ш., д.п.н., профессор кафедры педагогики Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Ермакова Л.И., Янюшкина Г.М. ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И СТУДЕНТОМ ПЕДВУЗА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5477 (дата обращения: 22.03.2020).
Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5477
Сервисы интерактивного общения
- Сервисы общения IRC, MUD, MOO
- Интерактивность — способность человека активно влиять на содержимое, внешний вид и направленность просматриваемых им страниц сайта, возможность общаться с другими посетителями, свободно высказывая свое мнение и узнавая мнения партнеров по общению.
- · Что такое сервисы общения.
- · Какова функциональность сервисов.
- · Что такое многопользовательские игры в Интернете.
- · Каковы принципы доступа к сервисам общения.
- · Что такое новые сервисы Интернета.
- · Каковы отличия IRC от www-чата.
- · Какая программа используется для обеспечения аудио-видеосвязи и передачи данных посредством Интернета.
- · Как искать собеседников в Интернете.
- · Что такое программа ICQ и как ее использовать.
- · Что такое IP-телефония.
- · Как позвонить с компьютера на телефон.
К интерактивным сервисам, служащим общению людей через Интернет, относится IRC — Internet Relay Chat, разговоры через Интернет. В Интернете существует сеть серверов IRC. Пользователи присоединяются к одному из каналов — тематических групп и участвуют в разговоре, который ведется текстом.
Узлы IRC синхронизованы между собой, так что, подключившись к ближайшему серверу, вы подключаетесь ко всей сети IRC.
Подобную функциональность несут еще два сервиса — MUD и МОО. Расшифровываются эти аббревиатуры как Multi User Dungeon (многопользовательская игра) и Object-Oriented MUD (объектно-ориентированный многопользовательский мир).
MUD — многопользовательские игры в Интернете, обычно ролевого или сказочного характера, используются для организации досуга. К сожалению, большинство таких игр текстового рода, что мешает их широкому распространению.
Основное их достоинство — возможность общения людей в игре, подобно IRC. Соответственно и применимость их аналогична. Для многопользовательской игры необходима программа-клиент. Самые распространенные на сегодняшний день — это JMC Mud Client и ZMud Client. На сервере www.
mudconnect.com вы можете найти серверы для многопользовательских игр.
МОО по средствам доступа похожа на MUD, но принципы, положенные в основу МОО, — другие.
В виртуальном мире МОО отсутствует игра, но зато создаются объекты и определяются их свойства и связи, что может иметь применение в образовательных целях.
Например, в виртуальных учебных аудиториях МОО успешно проходят занятия курсов по C++ Глобальной сетевой академии (Global Network Academy). Развитие практического использования данного сервиса сдерживается неудобным интерфейсом МОО.
Программа для прямого межпользовательского общения в сети Интернет ICQ
В 1996 г. в компании Mirabilis LTD была выпущена первая версия программы для прямого межпользовательского общения в сети Интернет, получившая название ICQ (Ай Си Кью).
В этой программе пользователи, предварительно зарегистровавшись и получив свой персональный номер (UIN), могут общаться в режиме online, а также и в режиме offline, т.е.
программа выступает в роли Интернет-пэйджера.
- В отличие от IRC новая программа имеет следующие возможности:
- · Позволяет одновременно находиться в online любому количеству пользователей с одинаковыми именами.
- · Позволяет в любой момент времени видеть, находятся ли ваши друзья в сети.
· Соединяет компьютеры пользователей напрямую, без использования промежуточных серверов. Это значит, что общение происходит в реальном времени, да так быстро, что не успеваешь нажать на Send, как уже получаешь ответ.
- · Предоставляет возможность вести поиск среди пользователей по любому из основных или по совокупности дополнительных признаков.
- · Позволяет отправлять сообщение неактивному пользователю и быть уверенным, что тот его получит, как только подключит ICQ.
- · Не вынуждает постоянно «сидеть» на канале — вы ведь можете переговариваться с друзьями время от времени или в паузах, фактически не отвлекаясь от основных дел.
- · Предоставляет возможность общаться только с избранными пользователями (даже среди общего списка друзей) или сохранять полную конфиденциальность.
- · Позволяет организовать мини-чат с одним или несколькими пользователями по выбору.
ICQ — можно прочесть как «I Seek You» («Я ищу тебя»). Название отражает самое важное отличие от других программ общения в Интернете.
ICQ на самом деле позволяет «видеть» всех ваших друзей и знакомых, как только они появляются в сети Интернет в режиме онлайн. Каждый пользователь ICQ имеет свой личный номер.
Отныне вам не придется плутать по чатам, чтобы найти друзей и пообщаться с ними, потому что появилась новая программа, ласково именуемая «аськой».
ICQ позволяет обмениваться сообщениями, посылать файлы и URL, играть по сети в различные игры или просто болтать в мини-чате с приятелями.
Удобная и несложная система настроек позволяет самостоятельно выбрать требуемый уровень конфиденциальности — от простейшего до самого «засекреченного», когда вы видите всех, а вас не видит никто.
Также ICQ поддерживает ряд популярных внешних Интернет-приложений (варианты Internet-телефонов, сетевые игры и др.)- Программа выполняется в фоновом режиме, используя минимум памяти и ресурсов сети.
О популярности ICQ свидетельствует число ее пользователей, превысившее 100 млн. в мае 2001 г. Это число растет с каждым днем. Подробная информация об ICQ доступна на сервере http:// www.icq.com/ или http://www.icq.ru/.
Новые сервисы, использующие Интернет как среду передачи информации
Особую группу представляют собой новые сервисы, использующие Интернет как среды передачи информации. Это в первую очередь программные пакеты для проведения видео- и аудио-конференций.
Источник: http://www.kolomna-school7-ict.narod.ru/st50401.htm
Особенности интерактивной стороны общения старших и младших подростков
Статья опубликована в рамках: Выходные данные сборника:
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНОЙ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ И МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Жуина Диана Валериевна
канд. психол. наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии,
Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, РФ, Республика Мордовия, г. Саранск
E-mail: dianazhuina@yandex.ru
Князькова Ирина Федоровна
студентка 5 курса факультета психологии и дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, РФ, Республика Мордовия, г. Саранск
- E-mail:
- FEATURES INTERACTIVE SIDE OF COMMUNICATION WITH OLDER AND YOUNGER ADOLESCENTS
- Zhuina Diana
supervisor, the PhD. psychol. Sciences, Associate Professor, Department of Special and Applied Psychology, Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evseveva, Russian Federation, the Republic of MordoviaSaransk
Knyazkova Irina
5th year student of the Faculty of Psychology and defectology Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evseveva, Russian Federation, the Republic of MordoviaSaransk
- АННОТАЦИЯ
- В статье раскрываются теоретические аспекты проблемы общения подростков, представлен сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по исследованию интерактивной стороны общения, даны результаты эмпирического исследования интерактивной стороны общения младших и старших подростков.
- ABSTRACT
- In article theoretical aspects of a problem of communication of teenagers reveal, the comparative analysis of psikhologo-pedagogical literature on research of the interactive party of communication is submitted, results of empirical research of the interactive party of communication of younger and senior teenagers are yielded.
- Ключевые слова: общение; особенности подросткового возраста; интерактивная сторона общения.
- Keywords: communication; particularly during adolescence; the interactive side of communication.
Как известно, потребность в общении для подростков с другими людьми, а именно с ровесниками, является одной из основных человеческой необходимости.
Именно от того, насколько человек успешен в общении, зависит дальнейшее активность в общественной жизни, успешность в профессиональной деятельности, и, наконец, личное счастье каждого индивида.
Подростковый возраст является тем периодом жизни человека, когда вопросы межличностных отношений ставятся особенно остро. Группа подростка становится для сверстников той средой, в которой он пытается реализовать свои умения, способности и потребности.
Одни нуждаются в общение и совместной деятельности со сверстниками. Другие ищут подкрепления самоуважения, самосознания, самосовершенствования, признания своей человеческой ценности. Третьи получает недостающую информацию в коммуникативных навыков. Четвертые удовлетворяются в лидерской потребности.
Общение — это обмен информацией, взаимодействие людей и их взаимоотношение в совместной деятельности. Именно благодаря общению, отмечает Е.П.
Ильин, между индивидами происходит достижение распределение различных функций, включенными в совместную деятельность, согласование индивидуальных усилий, обмен опытом, знаниями, совместное планирование и сама деятельность, контроль над ее результатами [2, с. 79].
Общение — важнейшее из понятий, характеризующих мир людей. Мир, в который попадает ребенок с момента своего рождения и в котором протекает вся его жизнь. В нем нет естественных, природных объектов в том виде, в каком они присутствуют в жизни, скажем, высших приматов и других животных.
Точнее, физически они в этом мире существуют, но воспринимаются совершенно особым образом. Г.М. Андреева отмечает, что пользуясь выражением А.Н. Леонтьева, можно сказать, что любые предметы воспринимаются человеком в «квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир.
Это — смысловое поле, система значений» [1, с. 21].
Г.М. Андреева выделяет следующие структурные элементы общения:
· коммуникативный (передачу информации),
· перцептивный аспект (восприятие и понимание партнерами друг друга),
· интерактивный (взаимодействие в процессе общения) [1, с. 51].
Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые непосредственно связаны с взаимодействием людей, с организацией их совместной деятельности.
В процессе общения индивид может взаимодействовать не только словами, знаниями, идеями, но и действиями, поступками, то есть все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Предметом нашего исследования является общение в подростковом возрасте. Общение со сверстниками в подростковом возрасте приобретает первостепенный характер необходимости.
Во-первых, они приобретают важную информацию, которую по каким либо причинам не сообщают взрослые. Во-вторых, подростки осваивают необходимые навыки социального и межличностного взаимодействия.
В-третьих, получают чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Одной из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы является неблагоприятное положение в классном коллективе, причем часто такие юноши попадают под дурное влияние вне школы. По итогам обследованных М.А.
Алемаскиным девять десятых правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних, были «изолированными» в своих школьных классах; многие из них были недовольны своим положением в классе, значительное количество относились к одноклассникам негативно. Около половины обследованных Г.Г.
Бочкаревой несовершеннолетних правонарушителей относились к одноклассникам равнодушно или враждебно; среди остальных школьников такое отношение проявили 19 % [3, c. 35].
Таким образом, в подростковом возрасте потребность в общении с родителями уходит на второй план, уступая место потребности в межличностных отношениях со сверстниками, но все-таки родители остаются для подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источником удовлетворения разнообразных потребностей, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов.
С целью изучения особенностей интерактивной стороны общения младших и старших подростков, мы провели эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия № 23» г. Саранск.
В нем приняли участие 40 учащихся (из них — 20 человек — младшие подростки, 20 человек — старшие подростки). В ходе эмпирического исследования был подобран следующий диагностический инструментарий: «методика диагностики межличностных отношений Т.
Лири», «опросник межличностных отношений В. Шутца».
Результаты исследования полученных в ходе проведения методики межличностных отношений Т. Лири представлены в таблице1.
Таблица 1.
Стиль межличностных отношений у старших и младших подростков (по результатам проведения методики диагностики межличностных отношений Т. Лири)
Стиль межличностных отношений |
Младшие подростки | Старшие подростки |
1. Властный-лидирующий | 10 % (2 чел.) | 20 % (4 чел.) |
2. Независимый-доминирующий | 10 % (2 чел.) | 20 % (4 чел.) |
3. Прямолинейный-агрессивный | 15 % (3 чел.) | 20 % (4 чел.) |
4. Недоверчивый-скептический | 10 % (2 чел.) | 10 % (2 чел.) |
5. Покорный-застенчивый | 10 % (2 чел.) | — |
6. Зависимый-послушный | 15 % (3 чел.) | — |
7. Сотрудничающий-конвенциальный | 15 % (3 чел.) | 15 % (3 чел.) |
8. Ответственный-великодушный | 15 % (3 чел.) | 15 % (3 чел.) |
Согласно данным таблицы 1, у младших подростков доминирует в большей степени зависимый-послушный, сотрудничающий-конвенциальный, ответственный-великодушный стили межличностных отношений, в меньшей степени недоверчиво-скептический, независимый-доминирующий.
Для старших подростков в большей степени характерны властный-лидирующий, независимый-доминирующий, прямолинейный-агрессивный стили межличностного взаимодействия, в меньшей степени недоверчиво-скептический, сотрудничающий-конвенциальный, ответственный-великодушный.
Среди старших подростков не выявлены учащиеся с такими стилями межличностного взаимодействия, как зависимо-послушный и покорно-застенчивый.
Результаты, полученных в ходе проведения методики межличностных отношений В. Шутце, представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты проведения методики межличностных отношений В. Шутце с подростками
Шкала | Младшие подростки | Старшие подростки | ||
Высокий показатель |
Низкий показатель |
Высокий показатель |
Низкий показатель | |
1. Потребность включения (выраженное поведение) |
40 % (8 чел.) |
60 % (12 чел.) |
50 % (10 чел.) |
50 % (10 чел.) |
2. Потребность включения (требуемое поведение) |
45 % (9 чел.) |
55 % (11 чел.) |
60 % (12 чел.) |
40 % (8 чел.) |
3. Потребность контроля (выраженное поведение) |
30 % (6 чел.) |
70 % (14 чел.) |
45 % (9 чел.) |
55 % (11 чел.) |
4. Потребность контроля (требуемое поведение) |
60 % (12 чел.) |
40 % (8 чел.) |
35 % (7 чел.) |
65 % (13 чел.) |
5. Потребность в аффекте (выраженное поведение) |
40 % (8 чел.) |
60 % (12 чел.) |
60 % (12 чел.) |
40 % (8 чел.) |
6. Потребность в аффекте (требуемое поведение) |
35 % (7 чел.) |
65 % (13 чел.) |
50 % (10 чел.) |
50 % (10 чел.) |
Согласно данным таблицы 2, для младших подростков характерна потребность в зависимости и контроле, они стараются избегать самостоятельного принятия решений. В старшем подростковом возрасте характерна тенденция поиска общения с другими людьми. Они стараются брать ответственность на себя, для них характерна роль лидера.
Таким образом, результаты нашего исследования, направленного на изучение интерактивной стороны общения младших и старших подростков, показали, что для младших подростков в большей степени характерны зависимый-послушный, сотрудничающий-конвенциальный, ответственный-великодушный стили межличностных отношений, в меньшей степени — недоверчиво-скептический, независимый-доминирующий.
Для старших подростков в большей степени характерны властный-лидирующий, независимый-доминирующий, прямолинейный-агрессивный стили межличностного взаимодействия, в меньшей степени недоверчиво-скептический, сотрудничающий-конвенциальный, ответственный-великодушный. Среди старших подростков не выявлены учащиеся с такими стилями межличностного взаимодействия, как зависимо-послушный и покорно-застенчивый.
Список литературы:
1.Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. М.: Академия, 2007. — 156 с.
2.Жуина Д.В., Шамаева О.И. Особенности общения подростков с разным уровнем самооценки / VI Всероссийская научно–практическая заочная конференция «Современное образование: психолого–педагогические проблемы и опыт решения», 19—20 октября 2009 г. — С. 42—47.
3.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений: учебник. СПб.: Питер, 2007. — 556 с.
4.Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе : Дониш, 1998. — 138 с.
Источник: https://sibac.info/conf/innovation/xxix/36605