Индивидуальные особенности представления — справочник студента

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления.

Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы:

  • 1) люди с преобладанием зрительных представлений;
  • 2) люди с преобладанием слуховых представлений;
  • 3) люди с преобладанием двигательных представлений;
  • Люди с представлениями смешанного типа.
  • К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным.

Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.

Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко.

У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Эпигенетическая теория э. эриксона - справочник студента

Оценим за полчаса!

Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей представления всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны.

Людей, у которых преобладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль.

Например, вспоминая какие-либо события, они мысленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; размышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т. д.

Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь – это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений.

Другой путь – путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений.

Этот путь ведет к созданию художественных образов, которые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут содержать в себе весьма широкие обобщения.

85.

88.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_169481_individualnie-osobennosti-predstavleniya-i-ego-razvitie.html

Особенности развития личности студента

Авторами изучен большой объем фактического материала.Данная статья посвящена теме становления личности студента в высшей школе. Авторы исследовали виды адаптации студентов.

Студенту как человеку определенного возраста и как личности можно дать характеристику с трех сторон:

  1. с психологической, представляющую собой целостность психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, возможности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Но при этом, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
  2. с социальной, которая воплощает социальные взаимоотношения, качества, обуславливаемые принадлежностью студента к конкретной общественной группе, национальности и т.д.
  3. с биологической, включающую тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, абсолютные рефлексы, инстинкты, физическую силу, сложение тела, физиологические особенности личности. Данная сторона в основном определена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах меняется под влиянием жизненных обстоятельств.

Исследование этих сторон раскрывает качества и способности студента, его возрастные и индивидуальные характерные черты.

Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и вербальные сигналы, оптимум абсолютной и разностной восприимчивости анализаторов, наибольшая гибкость в образовании сложных психомоторных и других умений. В случае если сопоставить с другими возрастами, в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения интереса, решения вербально-логических вопросов и т.д. Отсюда следует, что студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» итогов, которые базируются на всех предшествующих процессах биологического, психологического и социального формирования.

Если изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет — это промежуток более интенсивного формирования моральных и эстетических чувств, развития и стабилизации нрава и, что в особенности немаловажно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С данным периодом неразрывно связано начало «экономической активности», под которой демографы подразумевают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание своей семьи.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Отличительной особенностью нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения.

Значительно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, уверенность, упорство, самостоятельность, активность, умение владеть собой.

Увеличивается заинтересованность к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Вместе с тем эксперты в области возрастной психологии и физиологии обращают внимание на то, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неспособность предугадать последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы.

Канадский психолог Джеймс Марша в 1966 г. выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.

  1. Неопределенная, размытая идентичность» . Этот этап характерен тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
  2. Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
  3. Этап «моратория» обуславливается тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
  4. Достигнутая зрелая идентичность» характеризуется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.

Профориентационная работа с молодыми людьми, поступающими в высшую школу, весьма значима. С целью установления способностей, которые необходимы для овладения той или иной профессией, требуется предварительное описание профессиограмм.

Согласно требованиям, предъявляемыми профессиограммой к психике человека, выделяются три уровня: 1) абсолютно необходимые; 2) относительно необходимые; 3) желательные. Применение данных профессиограмм дает положительные результаты.

Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е.

формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.

Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности.

Важным условием эффективной работы студента считается освоение новых для него особенностей учебы в вузе, которые устраняют чувство внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой.

В течение начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и обихода, вводится система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Открытие И.П.Павловым психофизиологического явления — динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям, составляет основу резкой ломки многолетнего привычного рабочего стереотипа.

По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении.

Поэтому важно знать характерные особенностей студента, на основе которых строится система вовлечения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно акцентируют внимание на следующие главные трудности: отрицательные переживания, которые связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неясность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неспособность реализовать психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.

Социальная адаптация студентов в вузе делится на:

  • профессиональную адаптацию, которая определяется как приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
  • социально-психологическую адаптацию представляющую собой приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

Адаптация обуславливается как предпосылка интенсивной работы и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

Исследователи выделяют три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

  1. адаптация формальная, которая касается познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее условиям, к собственным обязательствам;
  2. социальная адаптация — процесс внутренней интеграции (организации) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
  3. дидактическая адаптация, которая касается подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Многие первокурсники первое время испытывают большие трудности, которые связанны с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, анализировать информацию большого объема, четко и ясно формулировать собственные мысли.

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, немаловажно понимать жизненные планы и интересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, степень требований, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т.д. Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза.

Процесс адаптации каждого студента проходит индивидуально. Юноши и девушки, которые имеют трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники — к академической работе.

Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза.

К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; мероприятие «Посвящение в студенты»; выступления ведущих преподавателей в группах; ознакомление с историей вуза и выпускниками, которые прославили свой вуз; проведение кураторских часов, где студенты могут получить ответы на интересующие их вопросы. Кураторы организуют совместные походы, для сближения студентов, нахождения общих тем и интересов. А также для раскрепощения, выражения своих мыслей и идей, лучшего вовлечения в образовательный процесс создаются группы, кружки, конкурсы, проводятся тренинги. Создается студенческий совет, где решаются важные вопросы. Для проведения досуга студентов организуют концертные программы, а самым главным событием является «Студенческая весна», где студенты могут пошутить и отвлечься.

В основном же развитие личности студента, как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:

  1. закрепляются идеологическая уверенность, профессиональная направленность, формируются требуемые возможности;
  2. улучшаются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт;
  3. повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;
  4. растут требования личности студента в области своей будущей профессии;
  5. на базе активной передачи социального и профессионального навыков и развития необходимых качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;
  6. повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;
  7. укрепляются профессиональная независимость и стремление к будущей практической работе.
Читайте также:  Основные формы и принципы правотворчества - справочник студента

Психологическое формирование личности студента — диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.

Источник: https://novainfo.ru/article/15935

Учёт личностных особенностей студента при формировании успешного профессионала

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Русакова Т. В., Усман Н. В. Учёт личностных особенностей студента при формировании успешного профессионала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 5 (май). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13100.htm.

Аннотация. Все мы знаем, что правильность выбранной профессии несет в себе залог душевного равновесия и позитивного отношения к жизни в целом.

Если мы хотим иметь общество, состоящее из счастливых людей и высоких профессионалов, нашедших свое место в жизни, то не должны сбрасывать со счетов учет индивидуально-личностных особенностей студентов при выборе профессии.

В этой статье, на примере студентов-актеров, рассмотрена такая отличительная особенность, как демонстративность, и осуществлена попытка показать, что обладатель именно этой черты способен обучаться актерскому мастерству успешно и с легкостью выходить за рамки «среднего балла».

Текст статьи

Русакова Татьяна Владимировна,учитель начальных классов высшейквалификационнойкатегории МАОУ СОШ №16, г. Пермь1970rusa@mail.ruУсманНаталия Викторовна, психолог, народный театр «Теотрон», г. МоскваУчёт личностных особенностей студента при формировании успешного профессионалаАннотация.Все мы знаем, что правильность выбранной профессии несет в себе залог душевного равновесия и позитивного отношения к жизни в целом. Если мы хотим иметь общество, состоящее из счастливых людей и высоких профессионалов, нашедших свое место в жизни, то не должны сбрасывать со счетов учет индивидуальноличностных особенностей студентов при выборе профессии. В этой статье, на примере студентовактеров, рассмотренатакаяотличительнаяособенность,как демонстративность,и осуществлена попытка показать, что обладатель именно этой черты способен обучаться актерскому мастерству успешно и с легкостью выходить за рамки «среднего балла». Ключевые слова: личностноориентированная педагогика, успешность обучения,индивидуальные особенности личности, демонстративность,профессиональная пригодность. Вклад русской театральной школы в мировой театральный процесс общеизвестен: без таких выдающихся театральных деятелей как Станиславский, Чехов, Мейерхольд, драматический театр не смог бы достичь тех высот, когда человеческая деятельность называется возвышенным словом –Искусство. Именно искусство способно обнаружить лучшее в человеческой душе и возвысить ее до самой вершины красоты. Однако сегодня мы видим, что нынешняя система театрального образования не решает проблем современного общества в сфере его эстетического и духовного возрождения. Понимая это, а также признавая, что театральная педагогика чрезвычайно специфична, нам не следует идти путем общих стандартов и схем, приемлемых для иных сфер обучения. А вот введение в содержание профессионального обучения актера принципов личностноориентированной педагогики поможет нам вырастить не только актеровличностей, то есть вырастить хороших профессионалов и мощные развитые счастливые личности, но так же поможет разобраться с насущной проблемой нисхождения культуры общества в целом.Рассмотрение индивидуальнопсихологических личностных особенностей актера в контексте его профессионального совершенствования необходимо, чтобы понять каким образом личностные особенности индивида могут влиять на его успешное обучение актерскому мастерству.Многие мечтают стать хорошими актерами и услышать аплодисменты благодарных зрителей. Бурные овации –это заслуженный успех любого уважающего себя актера; а крики «браво» –показатель уровня его мастерства. Но что значит быть «хорошим актером»? Конечно же, если мы говорим о простом актерском ремесле, то это всего лишь, искусное владение своим голосом и телом. Но если мы говорим о настоящем таланте?! То должны ли присутствовать в личности актера какиелибо составляющие, наличие которых гарантируют столь стяжаемый актером успех? Ведь без таланта и особенных качеств личности артиста не найти тайну воздействия на живой дух зрителя, каким бы виртуозным ремесленником актер не был. Студенты, поступающие в театральный вуз –эти «дети», фантазия которых пока не выходит за рамки портала сцены и чьи мечты еще пока ограничиваются своим собственным блистанием в свете софитов оцениваются, как правило, по своему умению говорить и двигаться. Но ведь подобные критерии не дают точной гарантии успешности обучения того или иного студента. Ведь научиться правильно дышать, говорить и двигаться –это еще не успех. Есть ли «чтото» в личности студентатеатрала, что являлось бы предпосылкой к его успешному обучению по выбранной им специальности?! Мы знаем, что с психологической точки зрения правильность выбранной профессии несет в себе залог душевного равновесия и позитивного отношения к жизни в целом. Именно поэтому важно уже в начале своего пути знать, будешь ли ты получать удовлетворение от обучения и труда в выбранной профессии. Если человек решил стать актером, то в первую очередь, важно обратить внимание на присутствие таких профессиональноважных качеств как коммуникабельность, развитое творческое и образное мышление, точная координация движений, хорошая память и, конечно же, обаяние. Правильный выбор своего места в жизни принесет удовлетворенность, а удовлетворенность приведет к гармонии личности.И если мы говорим о тех, кто выбирает своим призванием актерский труд, то стоит сразу развеять миф о том, что актеры в своем большинстве люди одинокие и совершенно равнодушные к славе. Возможно, впоследствии одинокими их делает нескладная жизнь и неправильный образ жизни, но что касается начала их творческого пути, то здесь все молодые люди без исключения, выбирая театральный институт, выбирают именно популярность. Хотя согласно теории Маслоу потребность в признании есть у всех, хочется отметить, что у тех, кто выбрал театральные подмостки, она выражена более ярко. Склонность к позированию, красочная чувственность и юношеский поэтизм –все это неотъемлемые качества человека, который переступает порог театрального вуза. И глядяна талантливых актеров прошлого и настоящего, слушая как и что они говорят вне сцены, эти качества без особого труда может увидеть даже слепой. Но вопрос в том, является ли подобная демонстративность прогнозирующим фактором успешности студентов театральных вузов? Думаем, да.В этой статье мы отчасти попытаемся понять,есть ли всетаки связь между личностными особенностями студентовтеатралов и успешностью их обучения, и играет ли в этом процессе первую скрипку такая важнейшая черта актерской одаренности как «демонстративность». Ведь именно особенности демонстративного типа личности свидетельствуют об ее актерских задатках. Известный, к примеру, автор теории акцентуаций (наиболее ярко выраженных черт) К. Леонгард считал людей демонстративного типа предрасположенными к актерской профессии, т. к. благодаря способности к вытеснению они умеют приспосабливать свое поведение практически под любую ситуацию, «отрекаться от себя, играя ту роль», которая особенно импонирует партнеру. «Ясно, что человек, играющий роль в жизни настолько хорошо, что окружающие ему безоговорочно верят и доверяют, хорошо сыграет порученную роль и на сцене». Леонгард справедливо заметил, что структура личности влияет на судьбу человека. Он также подчеркнул, что людей отличают друг от друга не только врожденные черты, но и разница в их развитии. В этой связи, если, к примеру, демонстративный тип личности может добиться оглушительного успеха на театральной сцене, однако если он, при этом, ленив, то успех его будет недолгим. Заложенная от природы тенденция в человеке, а впоследствии, развитая при определенных обстоятельствах, напрямую взаимодействует с избранной профессией, более того, человек и определенную профессию избирает именно потому, что она соответствует его индивидуальным склонностям [1].Но что мы знаем вообще о таких понятиях как «личность» и «индивидуальные особенности». Если мывернемся на несколько десятков лет назад, то сможем увидеть, как индивидуальные особенности личности жестоко подавлялись в нашей стране. И, слава Богу, сегодня неуважение к личности уже не так популярно. Теперь отечественные психологи проявляют гораздо больше интереса к проблеме личности, поскольку им «развязали руки» и дали «зеленый свет» для работы в этом направлении. Это не значит, что известные советские ученые совсем не работали надо проблемой понимания личности, иначе бы в психологии не существовало такого огромного количества теорий личности. Сегодня в психологии понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. И немудрено, ведь поняв самих себя, мы справимся с любыми проблемами, касающихся как взаимоотношений, так и профессионального становления. Итак, если мы говорим о личности, ясно одно:когда ребенок рождается на свет, он подобен «чистому листу». И каков он станет, зависит от условий, в которых он живет, и от условий, которые мы ему навязываем. Нельзя, конечно, отрицать генетическую наследственность и приписывать все воспитанию, но и утверждать, что многое зависит от генетического фонда человека, тоже нельзя. Человек развивается при помощи соединения этих двух сторон. Главное во всем этом: развивается человек. И развивается каждый человек своеобразно, именно в развитии начинают ярко проявляться его индивидуальные особенности –особенности, которые не только отличают его от других, но определяют его будущность. И ответы на такие вопросы,как:«На чем человек фокусирует свою эмоциональную силу?!»,«Ориентирован ли он на задачи или ориентирован на людей, систематичный он или нет?!»и многие другие вопросы –помогут нам определить наши индивидуальные особенности, и позволят внести свой уникальный вклад в строительство здорового общества. Итак, индивидуальнопсихологические особенности отличают одного человека от другого. Отрасль же психологической науки, изучающая индивидуальные особенности различных сторон личности и психических процессов, называется дифференциальной психологией. Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуальнопсихологических особенностей в четыре группы, образующие четыре основные стороны личности:психологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности). социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, мировоззрение). индивидуальные особенности различных психических процессов. опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек). Всё это нам никак нельзя сбрасывать со счетов, если мы хотим увидеть счастливое общество, где каждый занят своим делом.Если мы рассматриваем личностные особенности в рамках успешного обучения той или иной профессии, то здесь они чрезвычайно важны, так как именно наши индивидуальные черты помогают нам стать более результативными в работе, а также проявлять больше смекалки и понимания в сфере, в которой мы работаем в соответствии с нашей индивидуальностью. Человек чувствует себя неуверенно, если сомневается в том, правильный ли выбор он сделал. Ведь мы должны понимать, что общество –это организм, в котором каждый должен выполнять свою функцию. И если мы занимаемся в жизни тем, к чему мы предназначены, то венец радости, удовлетворения и гармонии будет нам наградой. Тогда задатки человека, его направленность, а также опыт в полной мере будет реализованы. Именно поэтому следует обращать особое внимание на индивидуальнопсихологические особенности личности. Гармоничная и сбалансированная личность –это гармоничное и сбалансированное общество. Когда мы говорим о профессиональной пригодности, то понимаем, что, вопервых, это совокупность индивидуальных данных человека при наличии которых он соответствует требованиям, предъявленных ему профессией; вовторых, профессиональная пригодность определяется по объективному критерию –успешность овладения профессиональной деятельностью (соответствует показателям, нормативам и т.д.) и, наконец, она определяется по субъективному критерию –удовлетворенность трудом. Поэтому, чрезвычайно важно рассмотреть, какие качества индивида, навыки, умения, и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии. И соответственно помочь сориентироваться в мире профессий подрастающему поколению исходя из их индивидуальных качеств. Сегодня новые исследования в области психологии начинают вовлекать актерскую профессию в общий круг исследований по психологии профессий. В центре внимания обычно вопрос о том, как должны быть развиты некоторые общие качества и черты человеческой одаренности, чтобы обеспечить их носителю успех в области театрального творчества. Создаются тесты для исследования фантазии, моторики, словесной памяти, возбудимости актеров, на этом основании составляется профессиограмма актерского труда совершенно по тому же принципу, по какому составляются аналогичные психограммы всякой другой профессии, и затем по реестру установленных качеств подбираются к данной профессии люди, наиболее соответствующие этому списку.Актерская профессия самая сложная из всех творческих профессий, так как единственным инструментом, которым должен владеть актер –это он сам: человек с его сложнейшим психофизическим аппаратом. Поэтому в данной статье мы хотим обратить ваше внимание, дорогой читатель, на одну из личностных особенностей будущих актеров –демонстративность, которая, на наш взгляд, играет важную роль в становлении студентапервокурсника в профессионального и успешного артиста. Если в целом рассматривать качества, необходимые для успешного выполнения профессиональной актерской деятельности, то можно выделить следующиеспособности, личностные качества, интересы и склонности, качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.Способности:актерские способности (умение перевоплощаться в различные образы независимо от своих личностных особенностей); творческие способности; глубина и богатство воображения; чистая, ясная дикция; хорошо развитая словеснологическая, образная и эмоциональная память; высокий уровень развития концентрации и переключения внимания(способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете и быстро переходить с одного вида деятельности на другой); психоэмоциональная уравновешенность; умение свободно и раскованно двигаться, танцевать; наличие красивого, сильного, гибкого голоса и умение им управлять, технически распоряжаться в зависимости от характера художественного произведения; способность воплощать образ персонажа перед кинокамерой; способность находить контакт со зрителем. Личностные качества, интересы исклонности: экспрессивность (выразительность); эмоциональность; чувствительность; терпеливость, настойчивость; умение импровизировать; оригинальность, индивидуальность; интуитивность. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: отсутствие артистических способностей; неоригинальность; скованность, «зажатость», стеснительность; тревожность; ригидность мышления (неспособность вживаться в различные образы); явные внешние дефекты. Если все рассмотренные выше качества соотнести с описанием демонстративной личности, которое дает Леонгард, то мы сможем увидеть, что большинство перечисленных характеристик соответствует демонстративному типу. По сути, на профессиональноповеденческом уровне демонстративный тип личности отвечает требованиям профессиограммы актера если не по всем, то некоторым пунктам.Именно поэтому знание и учет индивидуальных личностных особенностей важны как для успешности обучения, так и для успешной профессиональной деятельности. И мы снова и снова обращаем внимание читателя на то, что именно учет индивидуальных особенностей студентов театральных вузов помогут развить им свои наиболее выгодные личностные особенности до максимума, и свести к минимуму отдельные черты, мешающие их успешному обучению. Хотелось бы отметить, что актуальность и значимость исследуемого нами вопроса связаны с пересмотром технологий обучения актерскому мастерству и развитием личности студентовтеатралов. Ведь демонстративность как индивидуальная особенность, дает возможность –так называемый шанс –актеру стать успешным и популярным в области театра и кино. Люди с ярко выраженными акцентуированными чертами характера добиваются успеха гораздо чаще, чем люди, живущие в пределах нормы. И если мы будем уделять больше времени на выявление нужных индивидуальных качеств при поступлении в театральный институт, и, как мы уже сказали выше, введем в программу обучения принципы личностноориентированной педагогики, то все обучающиеся студенты впоследствии, в процессе обучения смогуттаки быть всегда выше «среднего балла».Ссылки на источники1.ЛеонгардК. Акцентуированныеличности. –РостовнаДону: Феникс, 2000.–544 с.Rusakov Tatiana,primary school teacher of the highest category Sfax School number 16, Perm1970rusa@mail.ruUsman Natalia,psychologist, a folk theater «Teotron», MoscowAccounting personal characteristics of the student the formation of a successful professionalAbstract.We all know that the correctness of the chosen profession carries a guarantee of peace of mind and a positive attitude to life in general. And if we want to have a society of happy people and a professional highnals who have found their place in life, weshould not discount the record individual personality characteristics of students in choosing a profession. In this article, for example, the student actors, we have considered such a distinctive feature as demonstrative and tried to show that onladatel precisely this trait can be taught acting successfully and easily move beyond «the average score».Keywords:studentoriented pedagogy, learning effectiveness, individual personality characteristics, demonstrative, professional suitability.

Читайте также:  Предмет и метод бухгалтерского учета - справочник студента

Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

Источник: https://e-koncept.ru/2013/13100.htm

24. Индивидуальные особенности представления и его развитие

Все люди отличаются друг от друга по
той роли, которую играют в их жизни
представления того или иного вида. У
одних преобладают зрительные, у других
– слуховые, а у третьих – двигательные
представления.

Существование между
людьми различий по качеству представлений
нашло свое отражение в учении о типах
представлений.

В соответствии с этой
теорией все люди могут быть разделены
в зависимости от преобладающего типа
представлений на четыре группы:

  • 1) люди с преобладанием зрительных
    представлений;
  • 2) люди с преобладанием слуховых
    представлений;
  • 3) люди с преобладанием двигательных
    представлений;
  • 4) люди с представлениями смешанного
    типа.
  • К последней группе принадлежат люди,
    которые примерно в одинаковой степени
    пользуются представлениями любого
    вида.

Человек с преобладанием представлений
зрительного типа, вспоминая текст,
представляет себе страницу книги, где
этот текст напечатан, как бы мысленно
его читает. Если ему нужно запомнить
какие-то цифры, например номер телефона,
он представляет себе его написанным
или напечатанным.

Человек с преобладанием представлений
слухового типа, вспоминая текст,
как бы слышит произносимые слова. Цифры
им запоминаются также в виде слухового
образа.

Человек с преобладанием представлений
двигательного типа, вспоминая текст
или стараясь запомнить какие-либо цифры,
произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко
выраженными типами представлений
встречаются крайне редко. У большинства
людей в той или иной мере присутствуют
представления всех указанных типов, и
бывает достаточно тяжело определить,
какие из них играют у данного человека
ведущую роль.

Причем индивидуальные
различия в данном случае выражаются не
только в преобладании представлений
определенного типа, но и в особенностях
представлений. Так, у одних людей
представления всех типов обладают
большой яркостью, живостью и полнотой,
тогда как у других они более или менее
бледны и схематичны.

Людей, у которых
преобладают яркие и живые представления,
принято относить к так называемому
образному типу. Такие люди
характеризуются не только большой
наглядностью своих представлений, но
и тем, что в их психической жизни
представления играют чрезвычайно важную
роль.

Например, вспоминая какие-либо
события, они мысленно «видят» картины
отдельных эпизодов, относящихся к этим
событиям; размышляя или говоря о
чем-нибудь, они широко пользуются
наглядными образами и т. д.

Все люди обладают способностью
пользоваться любым видом представлений.
Более того, человек должен уметь
пользоваться представлениями любых
типов, поскольку выполнение определенной
задачи, например овладение учебным
материалом, может потребовать от него
преимущественного использования
представлений определенного типа.
Поэтому представления целесообразно
развивать.

Сегодня нет данных, позволяющих однозначно
указать время появления у детей первых
представлений. Вполне возможно, что уже
на первом году жизни представления,
будучи еще тесно связанными с восприятием,
начинают играть значимую роль в
психической жизни ребенка.

Однако ряд
исследований показал, что первые
воспоминания о событиях жизни у детей
относятся к возрасту полутора лет.

Поэтому можно говорить о появлении
«свободных представлений» у детей
именно в это время, а к концу второго
года жизни зрительные представления
уже играют существенную роль в жизни
ребенка.

Речевые (слухо-двигательные) представления
также достигают относительно высокого
развития на втором году жизни, поскольку
без этого был бы невозможен процесс
овладения речью и наблюдающийся в этом
возрасте быстрый рост словарного запаса
ребенка. К этому же периоду относится
появление первых музыкальных слуховых
представлений, выражающихся в запоминании
мелодий и в самостоятельном пении их.

Представления играют исключительно
важную роль в психической жизни
ребенка-дошкольника. Большинство
проводимых исследований показало, что
дошкольник, как правило, мыслит наглядно,
образами.

Память в этом возрасте также
в значительной степени строится на
воспроизведении представлений, поэтому
первые воспоминания у большинства людей
носят характер картин, наглядных образов.
Однако первые представления у детей
достаточно бледны.

Несмотря на то что
представления более значимы для ребенка,
чем для взрослого, у взрослого они более
ярки. Это говорит о том, что в процессе
онтогенеза человека происходит развитие
представлений.

Психологические эксперименты показывают,
что яркость и точность представлений
возрастают под влиянием упражнений.

Например, если в эксперименте требуется
сравнить два звука, отделенных друг от
друга промежутком в 20–30 с, то сначала
эта задача оказывается почти невыполнимой,
так как к моменту появления второго
звука образ первого уже исчезает или
становится настолько тусклым и неясным,
что не допускает точного сравнения.

Но
затем постепенно, в результате упражнений,
образы становятся ярче, точнее и задача
оказывается вполне выполнимой. Этот
эксперимент доказывает, что представления
у человека развиваются в процессе
деятельности, причем той деятельности,
которая требует участия представлений
определенного качества.

Важнейшим условием развития представлений
является наличие достаточно богатого
перцептивного материала. Суть данного
утверждения состоит в том, что человеческие
представления в значительной мере
зависят от привычного способа восприятия,
и это необходимо учитывать при решении
конкретных задач.

Например, для большинства
людей характерно представлять слова
иностранного языка чаще зрительно, а
слова родного языка – слухо-двигательно.
Это объясняется тем, что родной язык
люди постоянно слышат и обучаются речи
в процессе общения с людьми, а иностранный
язык, как правило, изучаем по книгам. В
результате представления иностранных
слов формируются в виде зрительных
образов.

По этой же причине представления
о цифрах у человека воспроизводятся в
виде зрительных образов.

Тот факт, что представления формируются
не иначе, как на основе перцептивных
образов, необходимо учитывать в процессе
обучения. Не целесообразно ставить
преждевременные задачи, требующие
свободного, не имеющего опоры в восприятии,
оперирования представлениями.

Для того
чтобы добиться такого оперирования
представлениями, ученику необходимо
сформировать на основе соответствующих
перцептивных образов представления
определенного типа и иметь практику
оперирования этими представлениями.

Например, если предложить ученикам
представить мысленно расположение на
карте городов Москва и Тверь, они вряд
ли смогут это сделать, если плохо знают
карту.

Важнейшим этапом развития представлений
является переход от их непроизвольного
возникновения к умению произвольно
вызывать нужные представления. Многие
исследования показали, что есть люди,
которые совершенно не способны произвольно
вызывать у себя представления.

Поэтому
основные усилия при формировании
способности оперировать представлениями
определенного вида должны быть прежде
всего направлены на выработку умения
произвольно вызывать эти представления.

При этом следует иметь в виду, что всякое
представление содержит в себе элемент
обобщения, а развитие представлений
идет по пути увеличения в них элемента
обобщения.

Увеличение обобщающего значения
представлений может идти в двух
направлениях. Один путь – это путь
схематизации. В результате
схематизации представление теряет
постепенно ряд частных индивидуальных
признаков и деталей, приближаясь к
схеме. По этому пути идет, например,
развитие пространственных геометрических
представлений.

Другой путь – путь
развитиятипических образов. В этом
случае представления, не теряя своей
индивидуальности, наоборот, становятся
все более конкретными и наглядными и
отображают целую группу предметов и
явлений.

Этот путь ведет к созданию
художественных образов, которые, будучи
в максимальной степени конкретными и
индивидуальными, могут содержать в себе
весьма широкие обобщения.

Источник: https://studfile.net/preview/6023815/page:25/

Индивидуальные особенности представлений

Индивидуальные особенности представлений проявляются в преобладании какого-либо вида представления, которым люди обычно пользуются при воспроизведении образов объектов.

Как правило, человек не задумывается над тем, какой вид представлений является у него ведущим.

Между тем информированность об этом может оказать существенную помощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, для взаимопонимания делового партнера и др. Так, если ведущим видом представлений у индивида являются:

  • слуховые, то воспроизводимый образ объекта всплывает в его сознании преимущественно в виде звучания слов (при подготовке к экзамену по общей психологии «студенту-аудиалисту» существенную помощь окажут возникающие звуковые образы представлений, фрагментов лекций, воспроизводимых на основе голоса лектора);
  • зрительные, то при воспроизведении образа объекта к нему на помощь приходят наглядные картины (готовясь к ответу на зачете, студент представляет себе целые фрагменты страниц своего конспекта или учебника с текстом прочитанного ранее материала);
  • двигательные, то, стараясь запомнить или воспроизвести объект, индивид подключает какие-либо двигательные акты: мысленное проговаривание, кинестетические действия и др.

У человека может быть и несколько ведущих видов представлений.

Динамика представлений в онтогенезе человека еще не изучена в достаточной степени, но к настоящему времени, накоплен достаточно большой объем экспериментальных данных. Вот некоторые из них:

  • в полтора года появляются первые представления (именно этот возраст зафиксирован при поиске ответа на вопрос, к какому возрасту относятся первые воспоминания из жизни);
  • к двум годам быстро развиваются слухо-двигательные и речевые представления, обеспечивающие быстрое освоение речи;
  • к 5-6 годам развитие получает свойство наглядности представлений (ребенок познает мир больше через наглядные образы).

Представления можно развивать. Однако в этом процессе приоритет не должен отдаваться «силовым» приемам, связанным исключительно с волевыми усилиями.

Развитию представлений в какой-либо области должно предшествовать кропотливое накопление соответствующей перцептивной информации.

Нельзя, например, вызвать представление о возможной причине неисправности мотора автомашины, если человек никогда не изучал устройство и принцип действия двигателя.

Источник: 

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Источник: https://psyera.ru/individualnye-osobennosti-predstavleniy-1291.htm

Индивидуально-типологические особенности студентов вуза с разными показателями успешности учебной деятельности

Переход к личностно ориентированному и компетентностному подходу предполагает обу­чение в вузе с учетом всех особенностей индивидуальности студента. В научных исследованиях психологии высшей школы немало работ, направленных на изучение индивидуальных, возрастных особенностей студенчества (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриева, И.С. Кон, И.В Кузнецова, Н.В.

Кузьми­на, В.Т. Лисовский, Н.В. Нижегородцева, И.М. Слободчиков, С.Д. Смирнов и др.).

Однако пробле­ма проявления индивидуально-типологических особенностей в учебной деятельности студентов разработана недостаточно, в частности, в литературе существуют противоречивые сведения о том, как вообще индивидуальные особенности связаны с успешностью учебной деятельности.

Исходя из концепции Б.Г. Ананьева, в качестве конструктов, входящих в понятие «индиви­дуально-типологические особенности», мы видим индивидные характеристики, т. к.

они «являют­ся первичными и существуют на всех уровнях индивидуальности» [1, с.

209]: психодинамические особенности (экстраверсия–интроверсия, эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустой­чивость) и функциональную асимметрию мозга.

В результате теоретического исследования проблемы было конкретизировано понятие индивидуально-типологических особенностей, которые определены как первичные (индивид­ные) характеристики индивидуальности, формирующиеся на основе природных свойств, отража­ющие общее, особенное и единичное в человеке и имеющие разную меру выраженности, опреде­ляющую уникальность и неповторимость каждого конкретного человека и его принадлежность к определенному типу людей. Свойства индивидуальности могут быть определены количествен­но через показатели эффективности деятельности (производительность, качество, надежность) [2, с. 27]. Учитывая специфику учебной деятельности, мы использовали только показатель качества (успешность учебной деятельности), выраженный результативно (академическая успеваемость) и структурно-организационно (уровень развития психологической структуры учебной деятельности).

Для оценки результативного качества учебной деятельности использовались показатели ака­демической успеваемости (АУ) по профильным дисциплинам и успеваемости по непрофильным дисциплинам.

АУ представлена в виде среднего значения отметок, полученных студентами в пери­од промежуточных аттестаций и экзаменационной сессии.

Общий показатель АУ студентов – сред­няя сумма оценок по профильным и непрофильным предметам.

Были использованы теоретическая модель и комплекс методических приемов и методов ис­следования психологической структуры учебной деятельности, разработанный и апробированный в рамках системогенетической концепции учебной деятельности студентов Н.В. Нижегородцевой.

Содержание (компонентный состав) психологической структуры учебной деятельности (ПСДу) определяется спецификой учебной деятельности и содержанием образования на конкретном этапе обучения.

Основу ПСДу составляет структура (система) учебно важных качеств (УВК), обеспечи­вающих реализацию учебной деятельности [2].

В ходе теоретического анализа проблемы сформирована общая стратегия исследования: опре­деление влияния индивидуально-типологических особенностей студентов на показатели успешности учебной деятельности через анализ взаимосвязи двух уровней индивидуальности (по Б.Г. Ананьеву): индивидного и субъектного. Индивидный уровень представляют индивидуально-типологические особенности, а субъектный – уровень развития учебно важных качеств, входящих в состав психо­логической структуры учебной деятельности (ПСДу).

В результате эмпирического исследования была выявлена взаимосвязь индивидуально­типологических особенностей с результативным и структурным показателями успешности учеб­ной деятельности.

Студенты с разными индивидуально-типологическими особенностями имеют различный уровень результативного показателя (РП) успешности учебной деятельности: инт­роверты успешнее экстравертов; эмоциональная устойчивость/неустойчивость не определяет РП успешности учебной деятельности; тип функциональной асимметрии мозга (ФАМ) на уровне тен­денции связан с РП.

Установлена зависимость структурного показателя успешности учебной деятельности и качест­венной специфики ПСДу от меры выраженности индивидуально-типологических особенностей.

ПСДу интровертов менее развита, в ней проявляется эффект мнимой дезинтеграции, причиной ко­торого являются значительные индивидуальные различия в организации индивидуальной ПСДу.

ПСДу эмоционально-неустойчивых студентов характеризуется избыточным набором связей ком­понентов, более высоким уровнем развития УВК. ПСДу «правополушарных» и «левополушарных» студентов качественно гомогенны.

ПСДу «правополушарных» и «амбидекстров» менее развиты, в отличие от ПСДу «левополушарных». Возможная причина выявленных особенностей – наличие индивидуальных ПСДу в группах «правополушарных» студентов и «амбидекстров», обусловлен­ное присутствием индивидуального стиля деятельности, периодом активной перестройки ПСДу.

Также были определены типы студентов с разным уровнем и сочетанием показателей успешности учебной деятельности, характеризующиеся следующей спецификой индивидуально­типологических особенностей:

  • «низкоуспешные» студенты преимущественно экстраверты, тип ФАМ характеризуется тен­денцией к доминированию левого полушария головного мозга;
  • «среднеуспешные» студенты преимущественно экстраверты, тип ФАМ характеризуется тенденцией к доминированию правого полушария головного мозга и к отсутствию асимметрии (амбидекстрия);
  • «высокоуспешные» студенты преимущественно интроверты, тип ФАМ характеризуется тенденцией к доминированию правого полушария головного мозга и к отсутствию асимметрии (амбидекстрия);
  • «дисгармоничный» тип студентов представлен преимущественно экстравертами, «лево­полушарным» типом ФАМ. Данный тип студентов характеризуется существенной внутренней не­однородностью.

Таким образом, полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи индиви­дуально-типологических особенностей с успешностью учебной деятельности на начальном эта­пе обучения студентов вуза. Результаты исследования будут полезны для выделения психологиче­ских типов студентов с целью индивидуализации и дифференциации высшего профессионально­го образования.

Источник: https://PsyJournals.ru/education21/issue/55855_full.shtml

Ссылка на основную публикацию