Характеристика студента в личное дело
Характеристика на студента 2 курса техникума для награждения
Характеристика студента 2 курса, отлично успевающего в учёбе и активно участвующего в жизни группы и образовательного учреждения.
В характеристике отражены вся деятельность студента, участие в спортивной жизни, в олимпиадах и конференциях различного уровня. Его личные качества, отношения с одногруппниками и преподавателями, взаимоотношения в семье.
Его отношение к труду и к различным поручениям. Материал может быть полезен для преподавателей техникума и для учителей старших классов
Характеристика на хорошего ученика — студента техникума 1 курса на конец года
Характеристика студента 1 курса, хорошо успевающего в учёбе. Участвующего в жизни группы и образовательного учреждения. Социальный статус сирота.
В характеристике отражены вся деятельность студента, участие в спортивной жизни, в олимпиадах и конференциях. Его отношения с одногруппниками и преподавателями, взаимоотношения в семье. Его отношение к труду и к различным поручениям.
Материал может быть полезен для преподавателей техникума и для учителей старших классов.
Характеристика на среднего студента 3 курса техникума
Характеристика студента 3 курса, не опаздывающего и не пропускающего уроков без уважительной причины, но средне успевающего в учёбе. Эмоционального, вспыльчивого Социальный статус сирота.
В характеристике отражены его отношения с одногруппниками и преподавателями, взаимоотношения в семье. Его отношение к труду и к различным поручениям.
Материал может быть полезен для преподавателей техникума и для учителей старших классов.
Краткая характеристика студента 1 курса в личное дело
Материал содержит краткую характеристику студента (ученика), проучившегося менее 1 года в образовательном учреждении для личного дела, отражающую основные интересы, склонности обучающегося, го отношение к обязанностям, общественным поручениям, материал предназначен классным руководителям, начинающим работу с новым классом, новой группой обучающихся или новым учеником (средняя, старшая школа, СПО).
Источник: https://pedsovet.su/charakteristika_studenta_lichnoe_delo
Пример характеристики на студента с места учебы
Нужна помощь в написании работы?
По окончанию учебы в школе, училище, колледже или ВУЗе большинству студентов выдается характеристика с места учёбы.
Это своего рода рецензия и отклик преподавателей касательно личностных качеств и навыков студента, как будущего специалиста. Некоторые ВУЗы характеристику выдают только по запросу.
О том, как писать характеристику на студента, а также как выглядит пример готовой характеристики, пойдет речь дальше.
В каких случаях чаще всего нужна характеристика с места учебы?
Характеристика с места учебы – это документ, отражающий личностные качества студента и трудовые навыки, которые могут пригодиться ему в дальнейшей профессиональной деятельности на производстве. В документе такого формата должны быть исключительно объективные данные без утрирования и негативного ключа.
Выдается подобного рода рецензия учащегося по запросу в нескольких случаях:
- в военкомат, если студент проходит обучение, а его запрашивают для прохождения службы;
- при запросе от соседей по месту жительства, если предполагается повестка в суд;
- в случае трудоустройства студента на реальную должность;
- для прохождения производственной практики;
- в иных случаях, прописанных законодательством страны.
Что интересно, характеристика такого формата может даже выступать в роли доказательства по гражданскому делу в суде при ведении соответствующими органами исков уголовного и административного характера.
Кто должен составить и где заверяется характеристика в учебном заведении?
Чтобы получить документ на студента колледжа или студента из университета, характеристику нужно запрашивать у куратора, который вел группу, где состоял учащийся. Если куратору потребуется помощь в создании образа студента, к написанию характеристики может привлекаться староста группы, другие преподаватели и студенты.
Далее после составления документа, его отправляют в деканат для подтверждения. Документ обязательно обозначается названием учебного заведения, его печатью, а также подписью декана. Несмотря на то, что в большинстве случаев документ носит положительный или нейтральный оттенок, встречаются случаи, когда выдается плохая характеристика на студента.
Нужна помощь в написании работы?
Чтобы характеристика учебной и профессиональной деятельности обучающегося принесла студенту пользу в его дальнейшей карьере, документ должен быть правильно составлен согласно требованиям. В структуре обязательными пунктами считаются следующие данные:
- Шапка оформления документа или как ее еще называют заголовочная часть. Здесь указывается полное название учебного заведения, его адрес, контактные данные, а также реквизитные данные учреждения, в которое поступит характеристика.
- Основная часть в первом абзаце содержит все личные данные учащегося – фамилия, а также имя и отчество целиком, дата рождения, месяц и год вступления в школьное, среднее или высшее учебное учреждение, профиль и его факультет, аббревиатура группы учащихся.
- Информация об успеваемости ученика или студента, его средняя оценка, знания и навыки в его специализации, интерес к учебе и специальности, успехи и достижения, в каких важных мероприятиях и организация он участвовал, с какой посещаемостью слушал лекции.
- Далее указываются психологические и социальные аспекты – характер и поведение в коллективе, характер взаимодействия с руководителями и студентами в группе, культура и другие проявления качеств.
- Дата оформления документа, подписи ответственных лиц – руководитель курса или группы, декан.
Пример заполнения характеристики для студента
Если студенту для трудоустройства на работу нужна характеристика с места обучения, образец документа должен выглядеть следующим образом:
Или образец характеристики для студента медика:
Пример заполнения характеристики для школьника
Как должна выглядеть характеристика на учащегося со школы, можно увидеть на примере ниже:
Бланк характеристики для студента
Бланк-характеристика
Бланк характеристики для студента колледжа
Бланк-характеристика
Бланк характеристики для школьника
Бланк-характеристика
Вывод
Существует множество причин, по которым учащемуся нужна будет характеристика с места учебы — школы, колледжа или университета.
Документ можно запросить для поощрительных целей, при запросе военкомата или же при трудоустройства, главное, чтобы был подобран правильный бланк для заполнения, а также внесены объективные данные.
Правила оформления и заполнения характеристики были сказаны в статье.
Источник: https://obrazovan.online/blog/harakteristika-na-studenta.html
Как составить характеристику на студента с места учебы (образец)?
Характеристика студента с места учебы может потребоваться не только при трудоустройстве.
Призыв на военную службу, взаимодействие с правоохранительными органами, поступление в другое учебное заведение (например, при переводе в другой вуз) – все подобные жизненные ситуации предполагают предоставление этого документа. Как составить характеристику, что именно в ней указать и на чем сделать акцент – читайте в статье ниже.
Структура характеристики с места учебы
Характеристика с места учебы – образец
Структура характеристики с места учебы
Однако соблюсти общепринятые стандарты все же стоит, особенно если характеристика предназначена для направления в официальное учреждение. Например, в военкомат или на предприятие, куда собирается трудоустроиться выпускник.
- Структура характеристики с места учебы включает в себя несколько пунктов:
- Заголовок
- Полное наименование адресата (учреждения, для которого готовится характеристика), должность, фамилия и инициалы руководителя или уполномоченного сотрудника (например начальника отдела кадров).
- Допускается отсутствие заголовочной части с отметкой о направлении характеристики по месту требования в конце документа.
- Анкетная часть
- Анкетные данные характеризуемого студента или выпускника: фамилия, имя, отчество, дата (иногда и место) рождения, а также год зачисления в образовательное учреждение, номер курса и учебной группы, наименование факультета и кафедры.
- Данные об успеваемости
Оценка академической успеваемости, отношение к обучению, уровень посещаемости занятий. В этом же разделе обычно указываются сведения о достижениях характеризуемого – участие в общественной работе, олимпиадах, конкурсах и т. д.
Личность
Описания личностных качеств студента: особенности характера и поведения, оценка уровня культуры, дисциплинированности, данные о взаимоотношениях с другими студентами и преподавателями. Если характеристика составляется для направления в военкомат, уместно сделать отметку о спортивных достижениях.
Заключительная часть
Не знаете свои права?
Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.
Дата составления характеристики и подписи сотрудников учебного заведения – как правило, это куратор группы, в которой обучается студент, и декан факультета либо его заместитель.
Важно: если характеристика составляется на фирменном бланке образовательного учреждения, его наименование в тексте указывать необязательно.
Характеристика с места учебы – образец
![]() |
Скачать характеристику |
- Стандартная характеристика на студента выглядит следующим образом:
- Полное наименование и почтовый адрес учебного заведения
- Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А
Сидоров Антон Петрович 12.01.1995 года рождения является студентом (наименование образовательного учреждения без адреса) с 2010 года. В настоящее время обучается на 3-м курсе факультета «Юриспруденция», учебная группа Ю-333.
За время учебы зарекомендовал себя добросовестным дисциплинированным студентом. Пропусков учебных занятий и семинаров без уважительной причины не допускал. С учебным планом справляется на «отлично» и «хорошо». Средний бал академической успеваемости – 4,7. Затруднений в обучении не испытывает.
Принимает активное участие в общественной и спортивной жизни университета: является членом сборной команды КВН 3-х курсов и капитаном команды университета по волейболу.
Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Характер спокойный, выдержанный. Конфликтов избегает, доброжелателен, приветлив, общителен. На критику реагирует правильно.
Среди учащихся своей группы пользуется заслуженным авторитетом. Дружен с одногруппниками и студентами других групп и факультетов. С преподавателями и представителями администрации университета вежлив, тактичен.
- Дата Куратор группы Ю-333 (подпись)
- Декан юридического факультета (подпись)
- Характеристика дана по месту требования.
Источник: https://nsovetnik.ru/harakteristika/kak_sostavit_harakteristiku_na_studenta_s_mesta_ucheby_obrazec/
Характеристика на студента, проходившего практику – образец и шаблон
Где взять характеристику на студента, проходившего практику?
Теоретически характеристику студента пишет руководитель практики от предприятия. Именно он должен охарактеризовать навыки и умения студента, полученные в ходе прохождения практики.
Однако, в большинстве случаев характеристику пишут сами студенты, а руководитель лишь подписывает ее и ставит печать организации (еще чаще это делает секретарь предприятия).
Образец характеристики можно получить на вашей кафедре у методиста, либо запросить у старшекурсников.
Чтобы вам не пришлось долго искать, мы приложили типовой шаблон характеристики в конце статьи. Просто вставьте свои данные и распечатайте документ.
Требования к оформлению характеристики студента
Ознакомьтесь с основными правилами оформления отзыва на практиканта от руководителя
Результаты прохождения производственной практики фиксируются в отчете, который оформляется студентом. Содержание отчета регламентируется ВУЗом, как и документы, которые прилагаются к нему. Поэтому и характеристика на студента-практиканта должна быть составлена по всем правилам, с указанием необходимой информации и соответствующим оформлением.
Отзыв предпочтительно оформить на бланке организации, где студент находился на практике.
Информация, которая должна быть указана в характеристике:
- название организации и ее реквизиты;
- почтовый адрес;
- e-mail;
- контактный телефон;
- полная информация о студенте-практиканте: Ф.И.О., ВУЗ, факультет и курс обучения;
- должность, на которой студент проходил практику;
- сроки производственной практики;
- обязанности, которые были возложены на практиканта;
- подпись руководителя практики;
- печать организации.
Как написать характеристику на студента, проходившего практику
Чтобы написать характеристику на студента-практиканта можно воспользоваться нашими рекомендациями
При описании обязанностей, которые выполнял студент на практике следует ориентироваться на должностную инструкцию. Пример: в обязанности студента входило ведение бухгалтерского учета, проведение инвентаризации, анализ финансовой отчетности и пр.
Следует оценить уровень теоретической подготовки студента и его способность применять полученные знания на практике.
Пример: при выполнении поручений руководителя при прохождении практики Иванова И.А. руководствовалась полученными в высшем учебном заведении знаниями. Уровень теоретической подготовки студентки позволяет выполнять должностные обязанности на хорошем профессиональном уровне.
Затем следует отразить приобретенные студентом на практике умения. Это может быть составление отчетности, договоров и т.д.
Кроме того, одним из обязательных атрибутов отзыва является характеристика личностных качеств студента. Оценивать следует такие качества как исполнительность, пунктуальность, ответственность, способность к обучению, коммуникабельность, целеустремленность и т.п.
В заключении характеристики с места прохождении практики следует указать оценку, которую заслуживает студент за производственную практику.
Образец характеристики студента-практиканта
30 мая 2012 г.
ХАРАКТЕРИСТИКА
Настоящая характеристика дана студентке Российского государственного технологического университета им. К.Э.Циолковского Ковалевой Светлане Владимировне, проходившей преддипломную практику в ООО «Сегмент» с 10 мая 2012 г. по 29 мая 2012 г.
Во время прохождения практики Ковалева С.В. выполняла следующие обязанности: знакомилась с миссией и целями компании, структурой предприятия, принимала участие в работе в заполнении договоров поставки, составлении отчетов, изучала правила торгового визита, основы мерчендайзинга (концепцию выкладки товаров на полках).
За время прохождения практики в ООО «Сегмент» Ковалева С.В. показала хороший уровень теоретической подготовки. К выполнению всех заданий подходила добросовестно и с ответственностью. Показала свое стремление к получению новых знаний.
В целом работа Ковалевой С.В. заслуживает оценки «отлично».
Директор ООО «Сегмент» | Лазаревм.п. | К.В. Лазарев |
Скачать образец характеристики студента
Шаблон характеристики студента с места практики
Пример характеристики студента
Скачать пример характеристики студента
При составлении характеристики студент с места практики руководитель должен акцентировать внимание на уровне профессиональной подготовки студента к работе, а также обозначить те навыки и умения, которые практикант получил на производстве. Характеристика, написанная по всем правилам, поможет руководителю со стороны ВУЗа оценить результативность прохождения студентом практики и справедливо оценить ее.
Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/harakteristika-studenta-proshedshego-praktiku/
Формирование характера и личности | Студент-Сервис
Все вышеназванные качества: активность, дисциплинированность и самостоятельность взаимосвязаны и способствуют формированию личности. Так, активность предполагает дисциплинированность, а дисциплинированность обеспечивает успешность выполнения самостоятельной работы, самостоятельность требует дисциплинированности, вместе с тем ее же укрепляет.
Формировать личность – это значит прежде всего формировать характер. Не случайно говорят: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”.
Типические, закрепленные в характере, свойства личности влияют на опыт личности и на поведение человека в целом.
Под формированием личности надо понимать изменение психологической структуры личности, главным образом ее содержательной стороны, под влиянием внешних воздействий с помощью тренировки, упражнения, обучения и воспитания (К.К. Платонов).
Формирование характера состоит из формирования психических процессов, психических состояний, свойств личности, свойств характера и его черт.
Под тренировкой понимается самый элементарный вид формирования личности, в основе которого лежит только систематическое повторение определенных действий, а результатом является закрепление повторяемых процессов, тренировка используется для закрепления нужных свойств личности (см., например, методику аутотренинга во второй части пособия).
Упражнение как вид формирования личности и коллектива опирается на тренировку, но дополняется наличием знания упражняющимися результатов каждого упражнения и их стремлением от раза к разу улучшать свои показатели. Успешность упражнений достигается при следующих основных психологических условиях:
- определенной конкретной цели каждого упражнения – чему научиться и до каких показателей правильности, точности и быстроты действия;
- наличии не только знаний, но и ясных представлений о последовательности и технике выполнения предстоящих действий, которые должны осваиваться в упражнении;
- предварительном освоении правил выполнения предстоящих действий;
- многократном выполнении упражняемых действий в целях достижения все возрастающей точности, быстроты действий, а также контроле и руководстве со стороны обучающего.
Различают и этапность упражнений: ознакомительные-пробные-основные-тренировочные.
Обучение как вид формирования личности и коллектива опирается на упражнение, но дополняется обеспечением связей нового содержания каждого упражнения с уже ранее освоенным, обучение применяется с целью формирования требуемых знаний, навыков и умений, которые могут закрепляться тренировкой.
Воспитанием называется наиболее сложный вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение и дополняющий его связями, приобретаемыми в процессе обучения, со свойствами направленности именно данной личности. Воспитание – самый эффективный метод руководства, и вместе с тем оно само требует управления.
Первостепенное значение в воспитании имеет личность педагога-мастера. Не подавляя, а развивая самостоятельность учащихся, мастер тем самым развивает их активность, умственные и творческие способности.
Творческое мышление – в процессе учебной деятельности – одно из важнейших условий активности учащихся, без которой формирование его самостоятельности не может быть успешным. Активность – “сердцевина” самостоятельности и одно из важных условий продуктивной самостоятельной учебной, творческой и профессиональной деятельности.
Формирование самостоятельности – это не развитие индивидуализма, а развитие индивидуальности, наилучший путь развития самостоятельности человека. Это вовлечение в коллективную совместную деятельность.
Именно в коллективном труде учебной группы каждый из учащихся получает возможность объективно оценить свои знания, отличить самостоятельность от необоснованной самоуверенности, воочию убедиться в своих промахах и ошибках.
В условиях учебной совместной деятельности творческого коллектива, где один смотрится в другого как в зеркало, решающую роль играет самостоятельность всего коллектива в целом (подробнее см. раздел “Элементы социальной психологии”).
Общение с другими людьми создает предпосылки и для самовоспитания, ибо в общении, где имеет место так называемая “социальная перцепция”, осуществляется восприятие человека человеком и познание людьми друг друга.
Воспитание характера немыслимо и без требовательности, о которой хорошо писал А.С. Макаренко:
Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/formirovanie-haraktera-i-lichnosti/
Типология личности студента
Перейти к загрузке файла |
Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени, влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, — их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, — ими можно управлять. К первой категории, в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся непосредственным источником информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную точку для воздействий на студентов. Факторы первой категории работают преимущественно на этапе адаптации. Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают, играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п. Именно это в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через пять лет покинет стены вуза. В вуз приходят совершенно различные люди с разными установками и разными «стартовыми условиями». Типология, разработанная В.Т. Лисовским, наиболее полно отражает представления о студенте, как о гармонично развивающемся субъекте с учетом специфики его деятельности. Выглядит она следующим образом:
|
Успешность обучения определяется таким психическим свойством человека, как обучаемость. Под этим понятием подразумеваются личные особенности (адаптивность, пластичность личности, напряженность мотивации и т. п.) и весь интеллектуальный потенциал человека.
Непосредственная зависимость успешности любой деятельности, в том числе и учебной, в первую очередь от уровня интеллектуального развития.
Взаимосвязь между интеллектуальными способностями и деятельностью диалектична: эффективное включение в любую деятельность требует определенного уровня способностей к этой деятельности, которая, в свою очередь, определяющим образом влияет на процесс развития и формирование способностей.
Успеваемость студентов зависит не только от общего интеллектуального развития и специальных способностей, что вполне понятно даже с точки зрения здравого смысла, но также от интересов и мотивов, черт характера, темперамента, направленности личности, ее самосознания и т. п.
В основе направленности личности лежат ее потребности, которые могут быть материальными (потребность в пище, одежде, жилище и т. д.) и духовными (потребность, познании, музыке, книге, труде и т. д.).
Потребности предполагают свое дальнейшее удовлетворение и поэтому порождают влечения, желания, стремления, эмоциональные состояния, которые заставляют студента проявлять активность. Потребности могут быть ясно осознанными и неосознанными или осознанными лишь частично.
Стремление стать хорошим специалистом, освоить преподаваемые дисциплины, стать эрудированным и культурным человеком — это выражение четко осознанных духовных и материальных потребностей студента.
Важным условием оптимизации потенциальных возможностей личности является ее активность, направленность на определенный вид деятельности. «Именно то, что особенно значимо для человека, выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности».
Обнаружена прямая корреляционная связь между направленностью на получение знаний и уровнем академической успешности. Направленность на получение профессии и направленность на получение диплома не отражаются непосредственно на результатах академической успешности.
Отсутствие взаимосвязи между направленностью на получение диплома и академической успешностью мы объясняем тем, что, как показывает ряд данных, зачастую студенты при подготовке к экзаменам применяют «штурм», который далеко не всегда приводит к положительным результатам.
Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются чувством долга, целеустремленностью, сильной волей, умением мобилизовать свои физические и психические силы на учебу, высокой регулярностью учебной деятельности.
Комплекс всех этих черт в совокупности с направленностью на получение знаний и обеспечивает высокую учебную успешность.
В процессе работы со студентами педагог должен учитывать не только уровень и структуру мотивации, но также энергетический, умственный потенциал и целый ряд жизненных обстоятельств.
Так, если у студента большой перерыв в учебе или он с трудом адаптируется к новой форме обучения, задача педагога будет состоять в том, чтобы научить студента оптимальной организации труда.
При хороших же потенциальных возможностях, высокой интеллектуальной лабильности студента, которая служит критерием хорошей обучаемости, педагог имеет основания предъявить к нему более высокие требования, апеллировать к его волевым качествам. Одной из важных потребностей является потребность в общении.
В общении студенты познают не только других, но и себя, овладевают опытом социальной жизни. Потребность в общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями.
Также одной из важнейших потребностей личности является потребность в достижениях. Жизнь студентов специфична по возможностям удовлетворения ряда потребностей. Имеются известные ограничения в удовлетворении их духовных и материальных потребностей в соответствии с требованиями учения в вузе и будущей профессии.
Наряду с ситуативными мотивами, непосредственно побуждающими к деятельности, важную роль играют мотивы, воплощающие в себе устремления направленности студента в будущее.
Важным элементом направленности личности являются: разнообразные по содержанию интересы к преподаваемым предметам, спорту, музыке, технике и т. д. Они различаются также по устойчивости, широте влияния на деятельность.
Устойчивый интерес студента к своей будущей профессии вызывает у него активность, творчество, стремление быстрее и лучше овладеть специальностью. Возникновение глубокого и устойчивого интереса студентов к учению, различным предметам является важным условием успешного формирования их личности.
Познавательные интересы могут развиваться, но могут и затухать. Причиной затухания интереса к учению может быть появление больших трудностей, недостатки в методике обучения, организации учебных занятий.
В деятельности и развитии студентов большую роль играет мировоззрение — система представлений, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы.
Существенные особенности в поведении и деятельности студентов вызываются различиями в темпераментах. Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение студентов на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки.
Темперамент влияет на ход и результаты различных видов деятельности.
Также в деятельности студентов проявляется и их характер — относительно устойчивый психический склад человека. Это совокупность черт, влияющих на все его поведение. Характер студента представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам.
Это, во-первых, группа интеллектуальных черт — наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональных черт — уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-третьих, группа волевых черт — целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество и др.
; четвертая группа — нравственные черты: чувство долга, честность, правдивость и др. Характеры делятся на слабые и сильные, замкнутые и эгоистичные, цельные и противоречивые. Главное, что раскрывает характер студента, — это поступки и действия, особенно поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа.
Характер формируется в процессе деятельности в зависимости от ее мотивов и общего отношения студента к окружающей действительности.
В деятельности студентов ярко проявляются способности, то есть такие их психологические особенности, которые позволяют успешно овладеть программой вуза, эффективно совершенствоваться как будущим специалистам. В структуру способностей входят внимательность, наблюдательность, определенные качества мышления, памяти и т. д.
Способности студентов развиваются вместе с совершенствованием их внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности, а также путем компенсации недостающих качеств.
Способности складываются на основе закрепления и проявления свойств человека в связи с особенностями его деятельности.
Опосредствованно на успеваемость оказывает влияние и тип конституции (телосложения) студента, которому соответствует определенный тип реактивности организма, тип нервной системы.
Влияют на успеваемость и особенности самосознания и самопонимания. В исследованиях установлена достаточно устойчивая и подтверждающаяся на разных выборках зависимость успешности обучения от таких особенностей самосознания, как степень адекватности самооценки. В отсев попадают студенты при излишней самоуспокоенности, беззаботности и неадекватности самооценки.
Лабильность и сила нервной системы влияют на отбор приемов деятельности, в частности учебной. Стилем учебной деятельности называется предпочтительно используемая индивидом совокупность приемов самоподготовки, учебной работы.
Студенты с сильной нервной системой компенсируют нерегулярность учебной деятельности «авралом», занятиями по ночам; будучи малотревожными, они легко используют при ответах на экзамене шпаргалки и т. п.
Студенты со слабой нервной системой, накопив в результате несистематической работы большое количество неизученного материала, не могут работать за счет сна. Их тревожность на экзамене, куда они приходят плохо подготовленными, мешает им выявить даже имеющиеся знания.
Так нерегулярность работы в сочетании со слабой нервной системой становится причиной неуспеваемости студентов, а зачастую — и отчисления их из вуза.
Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития: 1) интеллекта, 2) самоанализа, 3) воли.
Недостаточный уровень развития любого из этих свойств приводит к существенным просчетам в организации самостоятельной работы, следствием чего и является низкий уровень регулярности занятий, неполная подготовленность к экзаменам.
Существует два типа студентов — с высоким и, низким уровнем регулярности учебной деятельности. Эмоциональные состояния, уровень развития волевых качеств, особенности психосоциотипа студента существенно влияют на учебный стиль и успешность обучения, на характер взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями.
Знание психологических особенностей личности студента — способностей, общего интеллектуального развития, интересов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, самосознания и т. д. — позволяет изыскивать реальные возможности их учета в условиях современного массового обучения в высшей школе.
адаптация личность студент лидерство
Источник: https://studwood.ru/615795/psihologiya/tipologiya_lichnosti_studenta
Диагностика личностных достижений студентов как инструмент работы руководителя группы
Диагностика — способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования
Педагогическая диагностика — это сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическая система взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника. Наиболее важным элементом диагностической деятельности педагога выступает педагогический диагноз.
Основные задачи диагностики:
- Определить уровни развития студента
- Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону
- Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон)
- Проанализировать полученные факты.
- Установить причины изменений.
- Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
- Диагностика- процедура изучения объекта в том или ином направлении, которая должно осуществляться систематически.
- Педагогическая диагностика имеет три области:
- — результаты обучения в виде оценки знаний, умений и навыков личности;
- — результаты воспитания в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности;
- — диагностика группы студентов в целом.
- Я считаю, что процедура проведения диагностики каждой отдельной личности студента(так и группы в целом) необходима в работе руководителя группы, так как ему необходимо знать интересы и увлечения студентов, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, его эмоциональное состояние, а также отслеживать динамику развития личности.
Только систематически проводимая диагностика по каждому из параметров развития студента, поможет лучше узнать студента, его интересы, его окружение, его мечты, взаимоотношения в семье и т.д.
, определить, в каком направлении необходимо работать с данным студентом, какой подход к нему подобрать, какие слова ему сказать, похвалить или поругать.
Диагностика помогает обнаруживать проблемы и ставить задачи по следующему алгоритму:
- Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам.
- Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения.
- Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению.
С самого первого дня работы с новой группой, начинаю работу по изучению личности каждого моего студента, то есть начинаю собирать данные о своих подопечных для составления психолого-педагогической характеристики. Для этого изучаю документы каждого студента, с которыми они пришли к нам в техникум, их анкеты, которые они заполняли при поступлении, по возможности, медицинские документы.
Анализ документов – это один из методов диагностики личности студента.
В процессе дальнейшей работы с группой использую и другие методы диагностики:
Метод наблюдения. Я считаю, что такой метод более всего доступен руководителю группы и дает много сведений о студенте.
Наблюдение позволяет выяснить, насколько развиты у студента навыки общения, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его развития, дает возможность изучить его участие в конкретном виде деятельности.
Так же наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении студента и совершаемого им поступка. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения личности.
Наблюдение за студентами веду во время перемен (стараюсь находиться и в классе, и выходить в коридор, и наблюдать из окна за студентами, которые выходят на улицу), при посещении занятий, готовясь к каким то мероприятиям, и во время их проведения, во время дежурства в столовой и уборки закрепленной территории и т.
д., практически постоянно. В сущности, любые контакты со студентами (будь это любые контакты в техникуме, случайные встречи вне техникума, посещения на дому, мероприятия вне техникума) дают возможность наблюдать, главное, чтоб профессиональное наблюдение было методически грамотным.
Метод беседы. Беседа, на мой взгляд, является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер студента, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем.
Этой цели может служить беседа как с самим подростком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. В моей работе беседы, так же как и наблюдения, происходят постоянно (индивидуальные беседы различного характера, беседы соц. педагога, психолога, зав отделением и т.д.
)
Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для подростка и взрослого.
Все свои наблюдения за каждым студентом, факты, случаи, связанные с этим студентом, особенности его поведения, темы бесед со студентами и их результаты фиксирую в дневнике пед. наблюдения.
Веду как личностную педагогическую диагностику, так и общую диагностику группы, так как считаю, что одно от другого неотделимо. Ведь каждая личность является членом группы и та атмосфера, которая присутствует в группе, часто влияет на развитие личности по тому или иному параметру
Личностную диагностику каждого студента веду на протяжении всего периода их обучения. Изучаю личность студента комплексно, то есть охватываю все основные стороны его развития.
Схема изучения личности студента и составления психолого-педагогической характеристики
Общие данные:
Максутова Эльвира Равильевна, 18.11.1996г.р., проживающая по адресу: ул. Петрищева, дом 21, кв.57, обучается в техникуме на 2 курсе по профессии: Повар, кондитер в гр. № 24.
Физически развита (имеет основную группу физического развития), здорова, проживает с недавних пор в неполной семье (с матерью), которая и занимается её воспитанием. Взаимоотношения в семье ровные, уважительные, доброжелательные, даже можно сказать дружеские теплые по отношению друг к другу.
Чувствуется, что между ними присутствуют взаимопомощь и взаимопонимание. Часто при разговоре у неё проскальзывают слова: «мы с мамой вместе».
Взаимоотношения с коллективом:
Группа, в которой обучается Эльвира, смешанная (обучаются мальчики и девочки).в основном со средними знаниями и способностями к обучению с небольшими знаками плюс и минус. В плане поведения и дисциплины студенты делится на две группы. Одна группа студентов требует постоянного контроля со стороны руководителя группы, так как они шумные, крикливые, гиперактивные, иногда неуправляемые.
Другая группа студентов- спокойные, уравновешенные, послушные. Однако при такой разнице в поведении нет раскола в группе, нет деления на «мы такие крутые», а «вы серые мышки». При необходимости они могут сплотиться, объединится, например для участия в конкурсе или соревнованиях.
Они вдруг перемешиваются и тогда становятся все одинаковыми, и болеют друг за друга, и могут друг другу оказать помощь.
Эльвира, по своему характеру и по поведению, относится ко второй группе студентов, и порой с осуждением относится к выходкам некоторых однокурсников, однако отношения у неё со всеми ровные.
Дружит с однокурсницей- Викой Кулютиной. У них одинаковые взгляды на одни и те же вещи, взаимопонимание, взаимовыручка, одинаковое отношение к учебе.
Есть желание учиться еще лучше и закончить обучение с отличными результатами.
Учебная деятельность:
Эльвира учится на «4» и «5». По разным предметам успевает не одинаково, преобладающие оценки – «4». Уровень знаний- выше среднего , средний бал- 4,5, качество знаний – 100%
- Учится с интересом, имеет желание закончить техникум и получить дипломом с отличием.
- Не безразлична к полученным оценкам, очень переживает, если получает оценку ниже той, на которую рассчитывала.
- Положительное действие на неё оказывает похвала, у неё появляется желание сделать ещё лучше.
- Труд (занятия п/о, общественно полезный труд в техникуме и дома):
Принимает активное участие в общественно полезном труде, проявляет инициативу, заинтересована в общественной пользе своей работы. Все делает качественно и на совесть. В быту предпочтение отдает таким работам, как сборка мебели, ремонтные работы.
На практике, как она говорит, её привлекает в первую очередь сам процесс выполняемой работы и овладение навыками. Всегда организованна и дисциплинированна во время работы. Если не довольна результатами своих действий, то старается все исправить, то есть обладает терпением к длительным усилиям.
Активность участия во внеурочной деятельности:
Входит в состав актива группы (является членом редколлегии, ответственной за назначение дежурных по уборке закрепленной территории, ответственной за моющие средства в своей подгруппе), принимает участие в различных конкурсах, в мероприятиях проф. недель, в командных соревнованиях, безоговорочно выполняет поручения руководителя группы.
Направленность личности студента и специальные способности:
С самого детства любит собирать пазлы. С каждым годом количество деталей в пазлах увеличивается, тем самым усложняется и сам процесс сборки.
- Любит эстрадную музыку и песни 80-х.
- Дисциплинированность:
- Спокойная, сдержанная, дисциплинированная, не опаздывает, не прогуливает, выполняет все просьбы, поручения, требования к студентам.
- Особенности характера и темперамента:
- Положительные черты характера:
- Добрая, отзывчивая по отношению к людям, себя уважает, скромная, обладает чувством коллективизма.
- Отрицательные черты характера: ведомая, легкая внушаемость.
- Определить динамику развития личности студента по всем параметрам развития, отследить характер и величину его продвижения в развитии можно только путем сравнения результатов диагностических процедур, проводимых в разное время.
- Сравнения результатов диагностики данной студентки моей группы показали, что произошли изменения, а так же появилась положительная динамика по некоторым направлениям развития личности.
Наименование направления развития | 1 курс | 2 курс |
1. Семейное положение | Воспитывалась в полной семье | Воспитывается в не полной семье |
2. Взаимоотношения в семье |
часто проскальзывали слова: «проблемы в семье, неприятности в семье, мы с мамой не спали всю ночь» |
часто при разговоре у неё проскальзывают слова: «мы с мамой вместе». |
3. Преобладающее настроение | Задумчивость, грусть, безразличие. | Чаще стала улыбаться, стала более активная, оживленная. |
4. Взаимоотношения с коллективом | Мало общалась с ребятами в группе, в основном дружила с Наташей Кузнецовой. | Стала чаще общаться с однокурсниками. Дружит с Викой Кулютиной. |
5.Учебная деятельность | Училась с тройками, средний балл- 3,7 ; качество обучения -68% | Учится без троек, средний балл- 4,5; качество обучения – 100% |
6. Активность участия во внеурочной деятельности: | Входила в состав актива группы, но работала без желания и по моему требованию. |
Входит в состав актива группы, Работает активно, стала проявлять инициативу. Всю работу и поручения старается выполнить качественно. |
Проведение диагностической процедуры необходимо для руководителя группы, т.к. только так можно определить основные достоинства и недостатки формирующейся личности студента, выявить причины имеющихся недостатков, выяснить условия семейного воспитания, определить важнейшие психолого-педагогические задачи, состоящих перед руководителем группы для дальнейшей воспитательной работы со студентами.
Источник: https://www.informio.ru/publications/id1643/Diagnostika-lichnostnyh-dostizhenii-studentov-kak-instrument-raboty-rukovoditelja-gruppy