Генетика (греч. γενητως — порождающий, происходящий от кого-то) — наука о наследственности и изменчивости. Это определение отлично соответствует афоризму А.П. Чехова «Краткость — сестра таланта». В словах наследственность и изменчивость скрыта вся сущность генетики, к изучению которой мы приступаем.
Наследственность подразумевает возможность передачи из поколения в поколение различных признаков и свойств, общих особенностей развития. Это происходит благодаря способности ДНК к самоудвоению (репликации) и дальнейшему равномерному распределению генетического материала.
Изменчивость подразумевает способность организмов приобретать новые признаки, которые отличают их от родительских особей. Вследствие этого формируется материал для главного направленного фактора эволюции — естественного отбора, который отбирает наиболее приспособленных особей.
Мы с вами истинное чудо генетики 🙂 Очевидно, что в чем-то мы схожи с собственными родителями, в чем-то отличаемся от них. Гены, которые собраны в нас, уже миллионы лет передаются из поколения в поколение, в каждом поколении совершая чудо вновь и вновь.
Ген и генетический код
Ген — участок молекулы ДНК, кодирующий последовательность аминокислот для синтеза одного белка. Генетическая информация в ДНК реализуется с помощью процессов транскрипции и трансляции, изученных нами ранее.
В одной молекуле ДНК зашифрованы сотни тысяч различных белков. Все наши соматические клетки имеют одну и ту же молекулу ДНК. Задумайтесь: почему же в таком случае клетки кожи отличаются от клеток печени, миоцитов, клеток эпителия рта — ведь ДНК везде одинакова!
Это происходит потому, что в разных клетках одни гены «выключены», а другие «активны»: транскрипция идет только с активных генов. Именно из-за этого наши клетки отличаются по строению, функции и форме.
Способ кодирования последовательности аминокислот в белке с помощью генов — универсальный способ для всех живых организмов, доказывающий единство их происхождения. Выделяют следующие свойства генетического кода:
- Триплетность
- Непрерывность
- Неперекрываемость
- Специфичность (однозначность)
- Избыточность (вырожденность)
- Колинеарность (лат. con — вместе и linea — линия)
- Однонаправленность
Каждой аминокислоте соответствует 3 нуклеотида (триплет ДНК, кодон иРНК). Существует 64 кодона, из которых 3 являются нонсенс кодонами (стоп-кодонами)
Информация считывается непрерывно — внутри гена нет знаков препинания: так как ген кодирует один белок, то было бы нецелесообразно разделять его на части. Стоп-кодоны — «знаки препинания» — есть между генами, которые кодируют разные белки.
Один и тот же нуклеотид не может принадлежать 2,3 и более триплетам ДНК/кодонам иРНК. Он входит в состав только одного триплета.
Один кодон соответствует строго одной аминокислоте и никакой другой более соответствовать не может.
Одна аминокислота может кодироваться несколькими кодонами (при этом одну а/к кодируют 3 нуклеотида.)
Соответствие линейной последовательности кодонов иРНК последовательности аминокислот в молекуле белка.
Кодоны считываются строго в одном направлении от первого к последующим. Считывание происходит в процессе трансляции.
Аллельные гены
Аллельные гены (греч. allélon — взаимно) — гены, занимающие одинаковое положение в локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие альтернативных признаков. Такими признаками может являться карий и голубой цвет глаз, праворукость и леворукость, вьющиеся и прямые волосы.
Локусом (лат. locus — место) — в генетике обозначают положение определенного гена в хромосоме.
Обратите внимание, что гены всегда парные, по этой причине генотип должен быть записан двумя генами — AA, Aa, aa. Писать только один ген было бы ошибкой.
Гены бывают рецессивные (подавляемые) и доминантные (подавляющие альтернативный ген). Доминантным геном (А) является карий цвет, рецессивным (а) — голубой цвет глаз. Именно поэтому у человека с генотипом Aa будет карий цвет глаз: А — доминантный ген подавляет a — рецессивный ген.
Генотип организма (совокупность генов — AA, Aa, aa) может быть описан терминами:
- Гомозиготный (в случае, когда оба гена либо доминантны, либо рецессивны) — AA, aa
- Гетерозиготный (в случае, когда один ген доминантный, а другой — рецессивный) — Аа
Понять, какой признак являются подавляемым — рецессивным, а какой подавляющим — доминантным, можно в результате основного метода генетики — гибридологического, то есть путем скрещивания особей и изучения их потомства.
Гаметы
Гамета (греч. gamos — женщина в браке) — половая клетка, образующаяся в результате гаметогенеза (путем мейоза) и обеспечивающая половое размножение организмов. Гамета (сперматозоид/яйцеклетка) имеет гаплоидный набор хромосом — n, при слиянии двух гамет набор восстанавливается до диплоидного — 2n.
Часто в генетических задачах требуется написать гаметы для особей с различным генотипом. Для правильного решения задачи необходимо знать и понимать следующие правила:
- В гаметах представлены все гены, составляющие гаплоидный набор хромосом — n
- В каждую гамету попадает только одна хромосома из гомологичной пары
- Число возможных вариантов гамет можно рассчитать по формуле 2i = n, где i — число генов в гетерозиготном состоянии в генотипе
- Одну гомологичную хромосому ребенок всегда получает от отца, другую — от матери
- Организмы, у которых проявляется рецессивный признак — гомозиготны (аа). У гетерозигот всегда проявляется доминантный ген (гетерозигота — Aa)
К примеру для особи AABbCCDDEeFfGg количество гамет будет рассчитывать исходя из количества генов в гетерозиготном состоянии, которых в генотипе 4: Bb, Ee, Ff, Gg. Формула будет записана 24 = 16 гамет.
Осознайте изученные правила и посмотрите на картинку ниже. Здесь мы образуем гаметы для различных особей: AA, Aa, aa. При решении генетических задач гаметы принято обводить в кружок, не следует повторяться при написании гамет — это ошибка.
К примеру, у особи «AA» мы напишем только одну гамету «А» и не будем повторяться, а у особи «Aa» напишем два типа гамет «A» и «a», так как они различаются между собой.
Гибридологический метод
Мы приступаем к изучению методологии генетики, то есть тех методов, которые использует генетика. Один из первых методов генетики, предложенный самим Грегором Менделем — гибридологический.
Этот метод основан на скрещивании организмов между собой и дальнейшем анализе полученного потомства от данного скрещивания. С помощью гибридологического метода возможно изучение наследственных свойств организмов, определение рецессивных и доминантных генов.
Цитогенетический метод
С помощью данного метода становится возможным изучение наследственного материала клетки. Врач-генетик может построить карту хромосом пациента (кариотип) и на основании этого сделать вывод о наличии или отсутствии наследственных заболеваний.
Если быть более точным, кариотипом называют совокупность признаков хромосом: строения, формы, размера и числа. При наследственных заболеваниях может быть нарушена структура хромосом (часто летальный исход), иногда нарушено их количество (синдром Дауна, Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).
Генеалогический метод (греч. γενεαλογία — родословная)
Генеалогический метод является универсальным методом медицинской генетики и основан на составлении родословных. Человек, с которого начинают составление родословной — пробанд. В результате изучения родословной врач-генетик может предположить вероятность возникновения тех или иных заболеваний.
По мере изучения законов Менделя, хромосомной теории, я непременно буду обращать ваше внимание на родословные. Вы научитесь видеть детали, по которым можно будет сказать об изучаемом признаке: «рецессивный он или доминантный?», «сцеплен с полом или не сцеплен?»
На предложенной родословной в поколениях семьи хорошо прослеживается наследование не сцепленного с полом (аутосомного) рецессивного признака (например, альбинизма). Это можно определить по ряду признаков, которые я в следующих статьях научу вас видеть. Аутосомно-рецессивный тип наследования можно заподозрить, если:
- Заболевание проявляется только у гомозигот
- Родители клинически здоровы
- Если больны оба родителя, то все их дети будут больны
- В браке больного со здоровым рождаются здоровые дети (если здоровый не гетерозиготен)
- Оба пола поражаются одинаково
Сейчас это может показаться сложным, но не волнуйтесь — решая генетические задачи вы сами «дойдете» до этих правил, и через некоторое время они будут казаться вам очевидными.
Близнецовый метод
Применение близнецового метода в генетике — вопрос удачи. Ведь для этого нужны организмы, чьи генотипы похожи «один в один»: такими являются однояйцевые близнецы, их появление подчинено случайности.
Близнецовый метод изучает влияние наследственных факторов и внешней среды на формирование фенотипа — совокупности внешних и внутренних признаков организма. К фенотипу относят физические черты: размеры частей тела, цвет кожи, форму и особенности строения внутренних органов и т.д.
Часто изучению подвергают склонность к различным заболеваниям. Интересный факт: если психическое расстройство — шизофрения — развивается у первого из однояйцевых близнецов, то у второго она возникает с вероятностью 90%. Таким образом, удается сделать вывод о значительной доле наследственного фактора в развитии данного заболевания.
Источник: https://studarium.ru/article/125
Лучший способ начать изучать современную генетику, молекулярную биологию, генную инженерию и геномику
Если вы когда-либо хотели разобраться в фундаментальных основах современных биотехнологий, генной инженерии, биоинформатики и молекулярной биологии, детально понимать, что творится на передних рубежах этой удивительной и революционной в настоящий момент науки, быть сознательным свидетелем тех потрясающих научных открытий, современниками которых мы являемся, но не знали с чего начать — этот пост должен быть вам интересен.
В первую очередь я считаю своим долгом поделиться своей находкой — без сомнения лучшим курсом лекций в области естественных наук, который мне когда-либо доводилось слушать, а учился я немало. Этот курс просто невозможно слушать иначе, чем открыв рот от непрерывного удивления и восхищения как его концентрированным содержанием, полным захватывающих фактов, так ясностью и выразительностью с которой лектору удается очень просто, увлекательно и одновременно глубоко объяснять весьма сложные вещи.
Также я кратко отмечу информацию о иных курсах по этой теме, которые мне удалось найти. Надеюсь в х увидеть рекомендации других членов нашего сообщества о том, с чего по их мнению лучше начать и чем продолжить образование в этой области. Мое невежество в этой области давно не давало мне покоя. Я, в принципе, очень некомфортно себя чувствую, когда чего-то не понимаю. Но тут, прямо сейчас в он-лайн режиме происходит научная революция, СМИ ежедневно пестрят заголовками об ошеломляющих достижениях ученых, о которых вчера еще невозможно было помыслить, а я в понимании биологии не выхожу за рамки советской школьной программы, которую по большей части пропустил мимо ушей и успел забыть за долгие годы.
И вот недавно, я начал поиски образовательных материалов на эту тему. Искать долго не пришлось, я открыл Youtube и очень быстро наткнулся на курс генетики от MIT, который читал замечательный профессор Eric Lander.
С первых же лекций я влюбился как в этого харизматичного человека, так и в тот предмет, которому он учит.
Позже я узнал, что мало кто из его студентов мог устоять перед его чарами, руководство MIT особо отмечало его заслуги как в создании выдающихся курсов, так и в его уникальной способности заражать студентов своей очевидной любовью к биологии и генетике.
Эрик Лэндер — очень заслуженный человек. Математик по своему основному образованию, который позже переквалифицировался в генетика. Член национальной академии наук США с 1997 года. Лауреат многих престижных премий. Труды в основном посвящены биоинформатике, геномике и генетике. Со второй половины 1980-х годов занимается дешифровкой генома человека и применением её результатов в медицине. Один из руководителей проекта «Геном человека». Его группа секвенсировала треть генома человека.
Однако моя радость была недолгой, очень быстро я понял, что это не курс, а какие-то обрывки. Дальше все это повторилось еще несколько раз, официальный курс на https://ocw.mit.edu/ , частью которого оказался тот курс генетики, также оказался изрезанными кусочками лекций, загруженными в случайном порядке.
Моему разочарованию не было предела, я был как перед разбитым зеркалом, которое представляет величайшую драгоценность, когда в нем можно увидеть целую картину, но в моих руках были лишь осколки, которые никак не хотели стыковаться вместе — многие из них были просто утеряны.
Потом каким-то чудом мне удалось найти этот курс целиком, с правильной нумерацией лекций, но картинка была ужасного качества. Но там, внизу, среди последних лекций были лекции како-то другого, очевидно, более нового курса. И тоже случайные куски без начала и без конца…
Однако, все, что нужно было сделать, это начать в поисковой строке Гугла набирать имя этого замечательного человека. В ответ на это всплывала подсказка: eric lander edx. И на второй строке поисковой выдачи лежит та самая “жемчужина”, которой я мечтаю с вами поделиться: Introduction to Biology — The Secret of Life Это полный бесплатный курс со всеми необходимыми сопроводительными материалами, тестами и возможностью получить сертификат о его прохождении от MIT. Не просто информация, а настоящие знания, выложенные в открытый доступ.
Теперь, найдя, наконец, этот курс, я бесконечно счастлив, и могу наслаждаться интеллектуальным кайфом высшего качества.
Профессор Лэндер рассказывает одну из самых интересных историй в мире, которая по напряженности превосходит современные сериалы типа WW, каждая новая лекция буквально взрывает голову. Он настоящий драматург.
На первых лекциях казалось, что он просто знакомит нас с какими-то интересными фактами, но впоследствие это «ружье стреляет» — они вновь всплывают и становятся чрезвычайно важными в ином контексте.
Эрик Лэндер не просто знакомит своих студентов с научной фактологией, он в красках и лицах рассказывает захватывающие сюжеты из истории науки, которые приводили к великим открытиям в биологии. Учит их философии и методологии науки, интригуя, задавая вопросы, которые стояли перед учеными, заставляя студентов думать как те ученые, и придумывать самостоятельно те эксперименты, благодаря которым стало возможно знать то, что мы знаем сейчас. Или, например, придумывать эксперименты проверяемого предсказания, которые могут развеять наши сомнения в состоятельности тех или иных моделей, которые мы строим для объяснения экспериментальных данных. Для понимания курса не требуется никаких предварительных знаний, хотя они и желательны в области биологии и химии. Следует, конечно, сказать, что курс на английском языке. Я искренне сочувствую людям не знающим английского. Этот язык стоило бы выучить хотя бы ради того, чтобы познакомиться с этим курсом. Хотя и сам курс можно использовать как замечательный способ изучения английского языка. Для себя я давно пришел к выводу, что прослушивание лекций на изучаемом языке — лучший способ тренировки слухового восприятия языка. У Эрика Лэндера прекрасная артикуляция и очень ясное произношение. Множество вещей понятно из контекста. На самом сайте edX есть только английские и китайские субтитры, но есть способ добраться до русских субтитров. Инструкция, как добраться до русских субтитровВозможно, я тупой, но мне никак не удалось найти плейлист этого курса на Youtube. Если кто найдет, киньте, пожалуйста, ссылку. Однако есть способ открыть там любое видео курса “по ссылке”. В правом верхнем углу видео на сайте edX есть стрелочка “поделиться”. Нажимаем на нее, видим многоточие, нажимаем и попадаем на Youtube. Далее давим на значок шестеренки, выбираем субтитры, потом надо бы нажать “перевести”, но, по крайней мере в моем случае, эта кнопка становится активной только после того, как мы выбрали английский. Дальше наслаждаемся машинным переводом, качество которого лично меня приятно удивило. Конечно, есть курсы по биотехнологии и на русском языке: Множество курсов по данной тематике, преимущественно на английском, есть на популярнейшей образовательной площадке Coursera Об их содержании мне не известно ровным счетом ничего.
А о такой замечательной платформе, как www.edx.org, к своему стыду и счастью, я узнал исключительно благодаря той истории, которую только что вам поведал.
Спасибо за внимание, и желаю прекрасного путешествия в мир молекулярной биологии!
Источник: https://habr.com/p/427145/
Лонгитюдный, срезов, генетико-моделирующий методы
Сущностный признак представленной группы методов состоит в процедурной организации психологического исследования с целью более адекватного и содержательного отражения предмета исследования.
Данные методы задают продолжительность, последовательность развертывания и тип «управляемости» экспериментатора процессом психологического познания конкретного явления.
Так, лонгитюдное исследование — это длительное и систематическое изучение особенностей развития одних и тех же субъектов, которое позволяет определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.
Сначала лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») формировался в детской и возрастной психологии как альтернатива господствующим в то время методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»).
Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывается с возможностью предвидения дальнейшего развития личности и установления генетических связей между фазами исследуемого процесса развертывания психологических свойств бытия человека на основе объективного и последовательного анализа содержательных моментов этого процесса по каждой конкретной личности. В процессе исследования используются необходимые системы методов, обеспечивающих достижение целей исследования: синтез наблюдения, тестирования, экспериментальных техник, психографии, праксиметрии т.
Метод срезов предусматривает организацию психологического исследования как отдельной, ограниченной во времени, фиксированной относительно этапа (момента) существования исследуемого явления, познавательной и преобразующей взаимодействия психолога с субъектом.
Предметами исследования в этой процедурной технике избираются, как правило, те явления, исследование которых в «срезовом аспекте» является информативным, достаточным, а также соответствует задачам исследования. Это довольно распространенная техника психологического исследования.
Если же при этом исследователь владеет методами содержательной реконструкции сущности психологических явлений во времени их действительного существования, то срезовый аспект исследования выступает лишь отправной точкой в познании исследователем той или иной характеристики, закономерности указанного процесса.
А методы толкования и освещение необходимых динамических и потенциальных компонентов развертывания исследуемой сущности позволяют восстановить реальную последовательность событий, ситуаций и в определенной степени выявить движущую силу процесса, который проходил (происходит).
Генетико-моделирующий метод представляет и структурные особенности организации исследования, и смысловые акценты, которые обусловят тот или иной способ взаимодействия психолога с сущностью изучаемого явления.
Суть метода заключается не в том, чтобы проводить статистические срезы на различных этапах развития и фиксировать различные уровни существования предмета, а в том, чтобы организовать и обеспечить в процессе исследования переход с одного уровня предмета на другой и установить таким образом динамику процессов и их движущие силы .
Так, в процессе изучения психического развития индивида в онтогенезе задача состоит не в том, чтобы зафиксировать различные, абстрагированы от целостного процесса, уровне умственного, кинетического и иного развития ребенка, а чтобы в ходе самого исследования «перевести» индивида с одного уровня реализации исследуемых функций на следующий, более высокий уровень, а также проследить в реальном процессе развития его сущностные закономерности.
Организация генетико-моделирующего метода в психологическом исследовании требует от психолога полной теоретической осведомленности о сущности, существования и развития исследуемого явления; существенных отношений данного явления с другими явлениями мира и структурных проявлений взаимодействий его в пространстве индивидуального мира «Я» человека. Особые требования предъявляются и к методам исследования и обеспечения развивающей интенции в ходе исследования. Корректность содержания, адекватность процедуры и индивидуально-ориентированный характер взаимодействия с субъектом — постоянные содержанию ориентиры психолога в этом процессе.
Важно различать сущность генетико-моделирующего метода в системе психотерапевтических, формирующих и тренинговых процедур; основой дифференциации выступает определение предмета (конкретного явления), который организует вокруг себя пространство реализации метода.
Таким предметом всегда должно быть существенное с точки зрения формирования и развития индивидуального мира «Я», психологическое явление, составляющая структуры онтогенеза психологических характеристик личности, тогда как в других техниках с элементами формирования и развития предметом могут выступать отдельные свойства, признаки, действия и элементы взаимоотношений человека с миром.
Источник: https://studbooks.net/11277/psihologiya/longityudnyy_srezov_genetiko_modeliruyuschiy_metody
Генетико-моделирующий метод
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Наша команда экспертов рада приветствовать Вас на нашем информационно-образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, что принято понимать под термином «генетико-моделирующий метод»? Назовите его отличительные черты. Жду вашего решения.
ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения, что изучает психология, можем переходить к рассмотрению следующих терминов: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, МЕТОД, ГЕНЕТИКА.
ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. МЕТОД – это такой путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
ГЕНЕТИКА – это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. В зависимости от объекта исследования классифицируют генетику растений, животных, микроорганизмов, человека и другие; в зависимости от используемых методов других дисциплин — молекулярную генетику, экологическую генетику и другие.
Стоит отметить, что данный метод называют формирующий эксперимент, который применяется в возрастной и педагогической психологии. Он одновременно представляет структурные, иерархичные особенности организации исследования, и смысловые акценты, обуславливающие какой-либо способ взаимодействия психолога с сущностью изучаемого явления.
Стоит дополнить, что генетико-моделирующий эксперимент и проектирование являются основными методами изучения учебной деятельности и развивающего обучения.
Эти же методы в более широком плане позволяют изучать развивающее образование и его фундаментальную основу.
В зависимости от своих теоретических представлений, исследователь заранее формулирует гипотезу о том, что лежит в основе психической способности и в чем заключаются условия её эффективного развития.
Также, стоит отметить, что генетико-моделирующий метод является методом активного воздействия на испытуемого и способствует его психическому развитию и личностному росту. На этом наше занятие подошло к концу. Я рассчитываю, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего урока. Если же что-то осталось непонятным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.
Желаем успехов в учебе и на работе!
Источник: http://ru.solverbook.com/question/genetiko-modeliruyushhij-metod/
Дипломнику
Уважаемые студенты!
Здесь Вы сможете прочесть объявления руководителей о поиске дипломников (бакалавров, магистрантов), а также аспирантов.
Спектр исследовательских работ в области физиологии намного шире. На данной странице представлены лишь некоторые направления.
Уважаемые руководители! Хотите, чтобы на этой странице появилась информация о Вас? Пишите на адрес кафедры физиологии НГУ, присылайте информацию о предлагаемых Вами исследованиях.
Лаборатория термофизиологии НИИ физиологии и фундаментальной медицины
TRP (transient receptor potencial) ионные каналы были открыты совсем недавно. Сообщение о первом TRP человека появилось только в 1995 году (Wes PD et al, 1995). Однако, как оказалось впоследствии, человечество на протяжении столетий использует некоторые из этих каналов для облегчения разного рода недугов.
Воздействуя теплом и пряными травами лекари, сами того не подозревая, изменяли активность особой группы TRP ионных каналов – термочувствительных. В настоящее время наиболее признанными термочувствительными каналами считаются ионные каналы TRPV1, TRPV2, TRPV3, TRPV4, TRPM8, TRPA1 (Caterina, 2007; Vay et al., 2012).
Каждый из этих каналов способен в определенном диапазоне температур изменять проницаемость клеточной мембраны для ионов, но их общей особенностью является способность делать это с высоким (>>2) коэффициентом Q10 (Batista et al, 2007). Кроме температуры эти ионные каналы могут быть активированы их нетермическими агонистами.
Так, TRPV1 может быть активирован капсаицином – веществом, содержащимся в жгучем перце, TRPV3 – камфорой, TRPM8 – ментолом, содержащимся в мяте, эвкалиптолом (как понятно из названия, содержащимся в эвкалиптовом масле), TRPA1 – изотиоцианатом, которой присутствует в горчице, хрене,чесноке, коричным альдегидом, содержащимся в такой пряности как корица.
Температура является неотъемлемым фактором окружающей среды, оказывающим постоянное воздействие на организм. Считается, что термочувствительные ионные каналы – это молекулярная основа восприятия организмом этого фактора.
Работы лаборатории термофизиологии (заведующая – профессор кафедры физиологии Тамара Владимировна Козырева) НИИ физиологии и фундаментальной медицины направлены на исследования защитных реакций организма (метаболических, изоляционных, иммунных) при температурных воздействиях разной интенсивности и длительности.
Особое внимание уделяется исследованиям, связанным с выяснением функций конкретных термочувствительных TRP ионных каналов в этих процессах у теплокровного организма в норме и при некоторых патологических процессах.
Методы исследования – физиологические, иммунологические, биохимические, молекулярно-генетические (см. сайт Института, лаб. термофизиологии).
Желающие получить более подробную информацию о конкретных исследованиях, проводимых в лаборатории в настоящее время, к которым можно подключиться прямо сейчас и сделать красивый медико-биологический диплом, ждем в лаборатории (ул. Тимакова, 4) после предварительного звонка по телефону 333-63-80 (или 333-48-65).
Лаборатория экспериментальной нейроиммунологии
НИИ Физиологии и фундаментальной медицины (зав.лаб. – д.б.н., проф. Т.Г.Амстиславская) приглашает студентов кафедры физиологии ФЕН НГУ для выполнения квалификационной научно-исследовательской работы бакалавра.
Деятельность нашей лаборатории посвящена исследованию иммунной системы при нейропатологиях различного генеза. Мы предлагаем Вам участие в выполнении работы по следующим темам:
- Динамика нейровоспаления при центральном введении амилоида-бета 25-35.
Вкратце: отложения амилоида-бета наблюдаются в головном мозге пациентов страдающих болезнью Альцгеймера. Одна из экспериментальных моделей болезни Альцгеймера – фармакологическая, когда мышам в боковые желудочки головного мозга вводят раствор амилоида-бета.
При этом в мозге наблюдают структурно-морфологические изменения, характерные для воспалительного процесса – нейровоспаление.
Методики: с помощью современных методов: иммуногистохии (одна работа) и электронной микроскопии (вторая работа) предполагается оценить динамику развития нейровоспаления, вызванного центральным введением амилоида-бета.
Работа требует, главным образом, аккуратности, усидчивости и настойчивости.
- Изменение клеточного состава костного мозга при синуклеинопатии (одна работа).
- Состояние иммунной системы при синуклеитнопатии (вторая работа).
Вкратце: болезнь Паркинсона – тяжелое инвалидизирующее заболевание центральной нервной системы. В патогенезе болезни Паркинсона существенную роль играют отложения альфа-синуклеина в головном мозге.
На модели мышей с оверэкспрессией человеческого альфа-синуклеина проводится исследование механизмов развития болезни Паркинсона. К настоящему времени роль альфа-синуклеина изучена фрагментарно, но уже известно, что дефицит этого белка вызывает нарушение функционирования иммунной системы.
Последствия избытка альфа-синуклеина для иммунной системы неизвестны.
Методики: с помощью современных методов: классической световой микроскопии (работа, связанная с исследованием костного мозга) и иммуногистохимии (работа, связанная с исследованием лимфоидных органов) предполагается оценить клеточный состав костного мозга, морфологию тимуса и селезенки мышей с оверэкспрессией альфа-синуклеина.
Работа требует, главным образом, аккуратности, усидчивости и настойчивости.
Непосредственный руководитель работ гистологического профиля – к.м.н. Оксана Борисовна Грицык (+7-983-315-92-57).
Использование пробиотических лактобацилл и бифидобактерий для коррекций нарушений нервной системы и поведения у мышей
Куликов Александр Викторович, д.б.н., проф., зав сектором генетических коллекций нейропатологий ИЦиГ СО РАН, Т(м) 923 241 31 83, akulikov@ngs.ru
В настоящее время не вызывает сомнения тесная связь кишечной микробиоты (совокупности микроорганизмов кишечника) и нервной систем организма хозяина.
Показана ассоциации аутизма и шизофрении с нарушениями микробиоты. С другой стороны, пробиотиотические лактобациллы и бифидобактерии (см. рекламу по телевизору) способны благотворительно влиять на нервную систему и психику, а именно снижать тревожность и подавленное состояние. В лаборатории генетики микроорганизмов института общей генетики РАН (зав. д.б.н., проф.
Даниленко В.Н., Москва) созданы штаммы пробиотических лактобацилл и бифидобактерий с новыми полезными свойствами. Ожидается, что эти штаммы будут оказывать терапевтический эффект при нарушениях нервной системы и поведения, таких как патологическая тревожность, депрессия или нарушения мышления.
В SPF-виварии и секторе генетических коллекций нейропатологий института цитологии и генетики СО РАН имеется ряд трансгенных линий мышей, моделирующих нарушения нервной системы и психики человека.
Планируется исследовать действие хронического введения двух штаммов пробиотических бактерий на нервную систему и поведение трансгенных мышей. Требуется один студент.
Исследования уже начаты.
В ходе работы студент должен освоить следующие современные методы автоматической регистрации и анализа поведения, гистохимии мозга, высокоэффективной жидкостной хроматографии, количественной ОТ-ПЦР реального времени.
Работа будет проходить в сотрудничестве с ИОГен РАН.
В случае успеха, эти исследования будут продолжены до диплома магистра, и кандидата, планируется расширение исследований до больших совместных проектов, быстрого внедрения результатов в медицинскую практику.
В лабораторию молекулярной генетики человека фиц ициг со ран
требуются магистры и аспиранты (базовое образование: биология, информатика).
Зарплата: стипендия+выплаты из грантов+коммерческие анализы. Есть возможность стажировки за рубежом и участия в высокорейтинговых публикациях, что поможет Вам в дальнейшем найти работу в России или за границей.
Предполагается участие в работе по следующим проектам Российского научного фонда:
- Популяционная структура и следы адаптации к холодному климату в геномах российских пород крупного рогатого скота и овец (Руководитель – проф. Д.М.Ларкин, Королевский ветеринарный колледж Лондонского университета, ИЦиГ СО
РАН);
- Экзомный анализ предрасположенности человека к тяжелым формам клещевого энцефалита (Руководитель – к.б.н. А.Г. Ромащенко, ИЦиГ СО РАН).
Планируется работа по обработке данных полногеномного генотипирования/секвенирования образцов ДНК человека, коровы и овцы, поиск следов отбора в геноме, полногеномный анализ ассоциаций количественных признаков, реконструкция генных сетей и т.д. Последние публикации коллектива:
Zhang et al., Science, 2014, 346(6215):1311-1320.
Raghavan et al., Science. 2015 Aug 21;349(6250):aab3884.
Всех заинтересованных лиц просьба отправлять CV по адресу: yudin@bionet.nsc.ru
В лабораторию эволюционной генетики института цитологии и генетики со ран приглашаются студенты
для выполнения дипломных работ на уникальных селекционных моделях по направлениям:
- Исследование генетико-физиологических механизмов патогенеза артериальной гипертонии на крысах линии НИСАГ (аббревиатура от слов — наследственная индуцированная стрессом артериальная гипертония).
Крысы линии НИСАГ – модель стресс-чувствительной формы артериальной гипертонии.
Методы: ПЦР в реальном времени, включая все этапы пробоподготовки (выделение РНК, обратная транскрипция и др.), подбор праймеров, работа с базами данных Rat Genome, David и др., статистическая обработка данных.
- Исследование генетико-физиологических механизмов кататонии на крысах линии ГК (аббревиатура от слов — генетическая и кататония).
Крысы линии ГК — модель генетической кататонии.
Кататония (от греч. katatonos — натянутый) — психопатологический синдром, основным клиническим проявлением которого являются двигательные расстройства.
Кататонический синдром объединяет как застывание – кататонический ступор, так и кататоническое возбуждение и наблюдается при шизофрении кататонического типа, депрессии и других психических расстройствах.
Методы: ПЦР в реальном времени, включая все этапы пробоподготовки (выделение РНК, обратная транскрипция и др.), подбор праймеров, поведенческие методики, статистическая обработка данных.
- Исследование генетико-физиологических механизмов кататонии, стереотипного гиперкенеза и эпилептиформных реакций на крысах линии МД+
Крысы линии МД+ (аббревиатура от слов — маятникообразные и движения) — модель стереотипного гиперкинеза и аудиогенной эпилепсии.
Методы: ПЦР в реальном времени, включая все этапы пробоподготовки (выделение РНК, обратная транскрипция и др.), подбор праймеров, поведенческие методики, статистическая обработка данных.
Контакты: ИЦИГ СО РАН главный корпус, комната 1206, тел. 363-49-63*1206.
к.б.н., н.с. Рязанова Марина Анатольевна ocean-2006@yandex.ru 89231502073
В лабораторию регуляции экспрессии генов ициг со ран
требуется студент-физиолог, заинтересованный в работе с животными (мышами) на различных моделях стресса. Предполагаемое направление дипломной работы:
- Эффекты раннего постнатального стресса на проявление материнского поведения.
В рамках выполнения работы студент освоит методы работы с животными, ряд поведенческих тестов, характеризующих различные психоэмоциональные характеристики особей.
Кроме того, работа предполагает исследование молекулярных механизмов, лежащих в основе влияния стресса раннего периода жизни на поведение взрослых особей.
Это включает освоение ряда молекулярно-генетических методов: выделение и очистка ДНК и РНК, оценка экспрессии генов с помощью ПЦР в реальном времени и т.д.
Руководитель дипломной практики
с.н.с., к.б.н. Бондарь Наталья Петровна,
Лаборатория регуляции экспрессии генов ИЦиГ СО РАН
nbondar@bionet.nsc.ru
8-913-910-2526
Поведенческие корреляты патологии печени в условиях экспериментального описторхоза
Исследование последствий O.felineus-индуцированного описторхоза на печень и мозг у сирийских хомячков (Mesocricetus auratus) и мышей инбредной линии C57BL/6. Для этого предполагается моделирование острого (2-4 недели) и хронического (6 мес.) описторхоза.
Будут выявлены межвидовые особенности поведения при паразитарных инвазиях (и суперинвазиях) у животных в различных тестах. Кроме того, планируется изучение возможных способов фармакологической коррекции поведенческих нарушений у O.
felineus-инфицированных хомячков анти-паразитарными препаратами. Настоящая работа важна для понимания механизмов индукции нарушений в ЦНС при паразитарных инфекциях.
Перспективы (аспирантура): дальнейшее исследование влияния патологии печени на мозг при описторхозе с помощью биохимических, молекулярных и гистологических методов.
Контактные данные:
дбн, снс Августинович Дамира Фуатовна
Лаборатория молекулярных механизмов патологических процессов Института цитологии и генетики СО РАН (5 корпус Института)
раб. тел. 363-49-63*3520 или 363-49-63*5411
Источник: https://nsu.ru/physiology_diplomniku
Генетико-моделирующий метод
Генетико-моделирующий метод по-другому называют формирующий эксперимент, который используется в возрастнои̌ и педагогической психологии.
Он одновременӊο представляет структурные особенности организации исследования, и смысловые акценты, обуславливающие какой-либо метод взаимодействия психолога с сущностью изучаемого явления.
Эᴛο метод прослеживания изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.
Суть генетико-моделирующᴇᴦο метода заключается в том, что методом исследования психических процессов становится экспериментальное формирование у детей новых методностей. Дети раньше этими методностями не обладали. В процессе исследования важно не только организовать, но и обеспечить переход с одного уровня на другой.
В результате устанавливается динамика процессов и их движущие силы. В ходе генетико-моделирующᴇᴦο эксперимента проверяется дееметодность и продуктивность некоторой модели генезиса у учащихся каких-либо понятий и умений.
Проявить их учащиеся могут только при учебнои̌ деятельности, в которой функционируют различные мыслительные операции и действия.
При осуществлении учебнои̌ деятельности усвоение полноценных понятий и умений методствует развитию у школьников мышления и сознания теоретического типа.
К примеру, выдвигается гипотеза о том, что мышление маленького ребенка строится на основе ᴇᴦο практических предметных действийВажно сказать, что для проверки гипотезы психолог организует практическую деятельность с ними. Эᴛο может быть исследование игрушки с секретом, обращение с новыми предметами или специальная практическая, исследовательская деятельность. Серия подобных занятий даст возможность выяснить, произошли ли какие-нибудь сдвиги в умственных методностях у детей. Если ϶тот сдвиг положительный, то гипотезу можно считать подтвержденнои̌.
Генетико-моделирующий метод методом активного воздействия на испытуемого и методствует ᴇᴦο психическому развитию и личностному росту. Педагогика, возрастная и педагогическая психология относятся к главным сферам ᴇᴦο применения. Формирование каких-то личностных свойств и формирование психики – ϶то процессы достаточно длительные, по϶тому данный метод осуществляется обычно продолжительное время. В ϶том смысле он, как и экспериментально-генетический метод, может быть отнесен к лонгитюдному исследованию и продолжаться с одними и теми детьми в течение ряда лет. Многолетнее экспериментальное обучение детей, например, по новым программам. Понятие степени влияния программ на психическое развитие рассматривается как лонгитюдный психолого-педагогический генетико-моделирующий или формирующий эксперимент.
Этапы генетико-моделирующᴇᴦο метода
- Философско-социологическое определение проектируемых качеств сознания и личности учащихся;
- Обязательное педагогическое определение целей учебно-воспитательного процесса по формированию качеств;
- Для формирования проектируемых качеств важным логическо-психологическое определение строения совместнои̌ деятельности учащихся и педагогов;
- Методические поиски средств реализации деятельности;
- Психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;
- Все используемые средства должны пройти физиолого-медицинскую проверку допустимости с точки зрения их влияния на здоровье учащихся.
Подготовка и организация генетико-моделирующᴇᴦο эксперимента предполагает необходимость предвидения и учета последствий всœех возможных воздействий извне.
Надо отметить, что дошкольники и без всяких экспериментальных воздействий развиваются достаточно быстро.
Но оценки эффективности генетико-моделирующᴇᴦο метода те изменения, которые происходят у участников эксперимента и тех, кто живет в естественных условиях, сопоставляются.
При сравнении результатов участники эксперимента показывают ту ʼʼприбавкуʼʼ, которую дают условия, организованные в эксперименте.
Используя генетико-моделирующий метод в психологическом исследовании, психолог должен иметь:
- Полную теоретическую осведомленность относительно сущности, существования и развития исследуемого явления;
- Информацию о существенных отношениях данного явления с другими явлениями мира и структурными проявлениями взаимодействия ᴇᴦο в пространстве индивидуального мира ʼʼЯʼʼ человека.
Постоянными ориентирами психолога в ϶том процессе являются корректность содержания, адекватность процедуры и индивидуально-ориентированный характер взаимодействия с субъектом исследования.
Наиболее развернутое обоснование применения и содержательная характеристика генетико-моделирующᴇᴦο или формирующᴇᴦο эксперимента содержатся в работах В.В. Давыдова, которого можно считать создателем целостного учения о данном методе.
Генетико-моделирующий эксперимент одновременӊο выполняет не только обучающие, но и воспитывающие функции. Термин, формирующий эксперимент, широко распространен и многие авторы ᴇᴦο именем стали называть обучающий и воспитывающий эксперименты.
Эᴛο основа ложных предпосылок начинающих исследователей. Может сложиться искаженное понимание формирующᴇᴦο или генетико-моделирующᴇᴦο эксперимента как единственного метода реализации естественного преобразующᴇᴦο эксперимента после констатирующего.
На схеме (рисунок 1) показана взаимосвязь всœех видов эксперимента, о которых шла речь в статье.
Генетико-моделирующий метод Л.С.Выготского
Данный метод был предложен Л.С. Выготским исследования высших психических функций, а так знакового опосредования, обеспечивающᴇᴦο их становление. С точки зрения ученого, изучение знакового опосредования нельзя проводить с помощью традиционного психологического эксперимента.
Предложенный им метод сам автор определяет иногда как инструментальный, потому что предметом исследования выступает инструментальный акт.
В ϶том акте отмечает ученый, используются психологические свойства внешнᴇᴦο явления, стимул становится психологическим орудием в силу использования ᴇᴦο как средства воздействия на психику и поведение.
Сравнивая исследовательские подходы, существовавшие в то время в детской психологии, Л.С. Выготский отмечает следующее:
- Эксперимент отделен от сравнительно-генетического подхода, потому что воспроизводит только устойчивые формы поведения;
- Сравнительно-генетический метод не связан с экспериментом, потому что носит описательно-феноменологический характер.
Связав обе линии в единую, мы получим генетико-моделирующий метод, в котором важную роль выполняет проектирование.
Рис.1. Виды эксперимента
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/23339_genetiko_modeliruyuschiy_metod
4. Метод исследования
Концепция
учебной деятельности использует в
качестве основного метода формирующий
эксперимент (один из вариантов
естественного эксперимента), который
в наибольшей степени адекватен объекту
изучения в возрастной и педагогической
психологии — развивающейся психике
ребенка.
Этот
метод является одним из частных воплощений
того общего каузально-генетического
(или генетико-моделирующего) метода
изучения развития психики ребенка,
основы которого заложены в трудах Л. С.
Выготского, а затем всесторонне раскрыты
в работах А. Н. Леонтьеэа, А. Р, Лурии, П.
Я. Гальперина, А. В. Запорожца, Д. Б.
Эльконина и их сотрудников. Сущность
этого метода выражается в изучении
процессов перехода к новым формам
психики, в изучении условий возникновения
того или иного психического явления и
в экспериментальном создании условий
этого возникновения. Такое исследование
протекает проектирование и моделирование
процесса развития.
В
исследованиях, опирающихся на концепцию
учебной деятельности, этот метод
применяется в виде конструирования и
переконструирования экспериментальных
школьных программ и многолетнего
обучения целых классов по этим программам.
При этом экспериментальное обучение
строится не как приспособление к
наличному, уже сложившемуся уровню
детей, а как использование таких средств,
которые активно формируют у них новый
уровень способностей, необходимый для
полноценного усвоения вводимого
материала.
Таким образом, генетико-моделирующий
метод исследований одновременно
выступает как метод экспериментального
развивающего обучения.
Такая
разновидность формирующего эксперимента
имеет ряд преимуществ сравнительно с
другими его видами.
Во-первых,
экспериментирование не с отдельными
учебными темами, а с целыми учебными
предметами позволяет более дифференцирование
определить роль различных факторов
развивающего обучения — разных понятий
и их последовательности в системе курса,
отдельных сторон учебной деятельности,
включаемых в учебную программу, и т. д.
Здесь более тщательно рассматриваются
условия генезиса исследуемых
психологических новообразований.
Во-вторых,
обучение в течение ряда лет одних и тех
же контингентов детей позволяет отойти
от изучения отдельных психологических
особенностей школьника и обратиться к
рассмотрению целостных характеристик
психического развития ребенка, тенденций
его развития, переходов от одного
новообразования к другому, а также
проследить динамику школьника с
окружающими. Это обогащает длительный
формирующий эксперимент достоинствами
лонгитюдного исследования, дает
возможность более тщательно проследить
отдельные стороны и этапы генезиса
исследуемых психологических явлений.
Пути
и способы организации длительного
формирующего эксперимента постоянно
находятся в поле внимания сторонников
генетико-моделирующего метода [5; 15; 22].
Следует отметить, что при разработке
концепции учебной деятельности активно
создавалась сеть особых экспериментальных
учреждений. Ее построение является
трудоемким научно-практическим делом.
В ходе его реализации отрабатывается
статус психолога-экспериментатора в
школе и учителя экспериментального
класса, создаются новые психологические
требования к способам проведения и
оформления экспериментальной работы,
которая по сути своей выступает как
комплексное исследование, объединяющее
представителей многих наук (психологов,
логиков, дидактов, физиологов и др.).
Источник: https://studfile.net/preview/5627850/page:4/