Гарантии прав и свобод человека и гражданина — условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту. Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса человека и гражданина.
Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в Конституции РФ. Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина.
Гарантии правовые прав и свобод человека и гражданина подразделяются на правовые (юридические) гарантии политические гарантии и социально-экономические гарантии. Важнейшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции РФ.
Конституционные гарантии прав и свобод человека можно подразделять на общие гарантии (статьи 45, 46, 48 часть 2, 52-55)конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 часть 2) и специальные гарантии.
2. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина:
1) Государственная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления.
Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,
2) Право на самозащиту. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45 Конституции РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.
3) Судебная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Порядок обращения в суд, устанавливается Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»,
4) Право на международную защиту. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
5) Квалифицированная юридическая помощь. Статьёй 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.
7) Право на возмещение вреда. Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.,
8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Конституционные гарантии судопроизводства.
1) Гарантии подсудности (статья 47). Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.
2) Право на защиту (статья 48). Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно.
3) Презумпция невиновности (статья 49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.
4) Недопустимость повторного осуждения (статья 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
5) Недействительность незаконно полученных доказательств (статья 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (статья 50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (Уголовно-процессуальным кодексом), а также право просить о помиловании или смягчении наказания (в УК РФ смягчение наказания охватывается понятием «помилование»).
7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (статья 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определён федеральным законом.
Статья 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки.
Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).
8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (статья 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Экономические гарантии предполагают наличие эффективной и стабильной национальной экономики, уменьшение внешнего долга страны, рост национального дохода, количества рабочих мест, материальной обеспеченности граждан и т. п.
Политические гарантии предполагают наличие демократической политической системы общества, ее многопартийность, активность политической оппозиции, учет общественного мнения, ответственность перед избирателями и т.п.
Юридические гарантии предполагают ,в частности, эффективную деятельность системы судебных и правоохранительных органов, наличие юридических механизмов реализации прав, свобод.
Например, гласность и открытость судебного разбирательства, коллегиальность суда, право на бесплатную юридическую помощь, обжалование приговора (решения) суда и т. п.
— составная часть процессуальных гарантий как системы соответствующих, предусмотренных законом юридических средств ,обуславливающих надлежащее отправление правосудия по уголовным и гражданским делам, служащих обеспечению реальности прав, свобод человека и гражданина, защищаемых в уголовном и гражданском процессе.
Организационные гарантии предполагают, в частности, разработку и проведение в жизнь программ, направленных на повышение уровня занятости населения, снижение уровня преступности, смертности, наркотизации населения, загрязнения окружающей среды.
Культурные (духовные) гарантии предполагают наличие в стране соответствующего уровня развития общей и правовой культуры.
Источник: https://students-library.com/library/read/72976-ponatie-i-vidy-garantij-prav-i-svobod-celoveka-i-grazdanina
newinspire
Общие и специальные гарантии прав и свобод граждан
- Ключевые слова: общие, специальные, гарантии, прав, свобод, граждан
- Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.
- Этот принцип получает правовое выражение в различных формах — и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.
Как общее начало правового статуса личности, указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина. Причем надо отметить, что такого рода общие нормы являются новыми, их не было и в последней редакции Конституции 1978 г.
Кроме этих общих норм о гарантиях, фактически каждое конкретное право и каждая конкретная свобода сопровождаются указанием на условия, способы их гарантий.
Наиболее обстоятельно и конкретно в Конституции закреплены гарантии прав человека в тех случаях, если речь идет о привлечении его к уголовной ответственности, о применении к нему мер принудительного воздействия, о лишении его свободы (ст. 46 — 54).
Закрепленная в Конституции система такого рода гарантий определяет соответствующую направленность уголовно-процессуального, уголовного законодательства.
Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.
Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через систему государственных органов. В ст.
18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности.
Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод проводят Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Федерации.
В восстановлении нарушенных прав и свобод личности особая роль принадлежит судебным органам — Конституционному Суду РФ, конституционным и уставным судам субъектов РФ, судам общей юрисдикции.
В Конституции предусмотрен и такой специфический орган, как Уполномоченный по правам человека в РФ.
Создание условий для реализации прав и свобод — задача не только государственных структур. Ее осуществляют и органы местного самоуправления. Свою роль играют общественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.
Конституция РФ расширила рамки участия и самого человека в защите им своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
Усилены возможности судебной защиты каждым своих прав и свобод, закреплено право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
С 5 мая 1998 г.
(со дня ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод) российские граждане могут реализовать возможность обращаться в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге с жалобами на действия властей всех уровней, о правонарушениях, имевших место после ратификации.
Такие обращения допустимы: 1) только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Конвенции; 2) только против действий или решений органов властей; 3) в случае, если использованы все возможные внутренние средства защиты в государстве; 4) до истечения шести месяцев после вынесения решения судебным органом или властной инстанции.
В положениях Конституции прослеживается тенденция повысить роль самого человека в обеспечении максимально полного использования им прав и свобод, усилить его самостоятельность.
Это вытекает из утверждения новых взаимоотношений человека и государства, из отказа от оценки роли государства как патрона, направляющего деятельность пассивной личности.
Новые ориентиры в этой области нацелены на развитие творческого потенциала каждого человека, на преодоление иждивенчества, что является важным условием исторического прогресса.
Конституционное закрепление принципа гарантированности прав и свобод человека и гражданина получает развитие в текущем законодательстве, относящемся ко всем отраслям права, в частности и к конституционному праву.
Обновленное гражданское, уголовное, административное, процессуальное и другое законодательство значительно расширило правовые гарантии прав и свобод. Однако работа в этом направлении далека от завершения.
При всей значимости правового закрепления гарантий прав и свобод для их воплощения в жизнь требуются многие условия, в том числе лежащие за рамками права: экономические, полит-ие и др.
Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии.
Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура — система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.д.
Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе; должный уровень политической культуры граждан; борьба с бюрократизмом государственного аппарата, со взяточничеством и другие политико-организационные факторы.
Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина.
Закрепление гарантий в Конституции и текущем законодательстве составляет правовую основу деятельности государственного механизма, обеспечивающего восстановление нарушенных прав и свобод, создающего возможности их реализации.
Гарантией является и активное отношение самих субъектов к использованию всех возможностей для реализации своих прав и свобод, их соответствующие знания и умение эти права и свободы защищать.
В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне.
Такого рода конституционные нормы относятся, прежде всего, к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод (ст. 47 — 54) самим государством.
Конституция гарантирует демократические принципы судопроизводства, гуманное отношение к лицам, привлекаемым к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.
Статья 47 Конституции устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Эта норма направлена на исключение возможности произвольного решения компетентными органами вопроса о передаче дела в суд по своему выбору.
Закрепляется также право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В Конституцию включены нормы, являющиеся исходными в правоустановлениях, направленных на обеспечение в должной мере справедливого отношения к человеку в ходе судебного разбирательства. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции).
Закрепляется принцип презумпции невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49 Конституции).
Обеспечению прав личности способствуют и такие демократические принципы правосудия, как недопустимость повторного осуждения лица за одно и то же преступление, использования доказательств, полученных с нарушением ФЗ; возложения на лицо обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется ФЗ, а также давать свидетельские показания в иных случаях, установленных ФЗ (ст. 50, 51). Важное значение в обеспечении прав и свобод личности имеет и конституционная норма о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон (ст. 54 Конституции).
Чтобы обеспечить защиту осужденного за преступление от возможной судебной ошибки, Конституция закрепляет за ним право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном ФЗ.
Кроме того, признавая за осужденным право просить о помиловании или смягчении наказания, Конституция обеспечивает возможности более глубоко учесть особенности личности осужденного, все обстоятельства его жизненной ситуации (ст. 50).
К числу юридических гарантий относится и конституционная норма об охране законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Изложенные выше конституционно закрепленные юридические гарантии получают развитие и конкретизацию в соответствующих отраслях права (уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском и др.). … читать далее …
Источник: http://newinspire.ru/l/3/31/135-obshchie-i-spetsialnye-garantii-prav-i-svobod-grazhdan.html
Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ
Лысаков В. А. Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ // Молодой ученый. — 2019. — №36. — С. 110-111. — URL https://moluch.ru/archive/274/62267/ (дата обращения: 23.03.2020).
- Лысаков Виталий Андреевич, студент магистратуры
- Крымский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Симферополь)
- Статья посвящена исследованию роли и места конституционно-правовых гарантий в системе специальных (юридических) гарантий прав и свобод человека и гражданина.
- Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовые гарантии реализации прав и свобод.
Одной из основных проблем современного конституционализма является совершенствование правового регулирования взаимоотношений личности и государства и выделение в его рамках механизма юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина. таких отношений определяется не только объемом прав и свобод, но и уровнем их защиты. Вот почему исследование этой проблематики с учетом постоянных изменений в жизненных и правовых реалиях является актуальным.
Каждый человек и гражданин должны знать свои права и свободы для того, чтобы правильно ими пользоваться. При осуществлении своих прав и свобод каждый должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц.
Под системой гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина следует понимать совокупность социальных, экономических, политических, духовных, нравственных, организационных гарантий, а также специальных (юридических) гарантий, то есть условий реализации и средств защиты прав, призванных непосредственно обеспечить их реализацию как на национальном, так и на международном уровне.
Под юридическими гарантиями необходимо понимать закрепление прав и свобод человека и гражданина нормами права, а также обеспечение, охрану и защиту их деятельностью государства и мирового сообщества.
Гарантии прав и свобод человека и гражданина можно определить как предусмотренную Конституцией РФ и другими законами специальную систему юридических норм, принципов, условий, и правовых способов и средств обеспечения, реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина с целью практической их реализации [2, с.9].
В научной литературе выделяются конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Так, субъектом, на которого возлагаются обязанности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, является государство.
Роль государства в этом аспекте возникает из содержания Конституции РФ, и эта функция реализуется с помощью различных правовых средств через всю систему органов государственной власти.
В Конституции нашего государства гарантиям прав и свобод человека и гражданина уделено много внимания.
Поскольку Конституция, как Основной Закон государства, вносит системность в право и является эффективным системообразующим фактором правовой системы, закрепляет исходные принципы формирования и действия национального права, наполняет его своим содержанием, пронизывает едиными принципами и идеями [2, с.
14], то конституционно-правовые гарантии является основой для формирования гарантий, содержащихся во всех иных отраслях права, т. е. конституционно-правовые гарантии превращаются в гарантии других отраслей права.
Согласно Конституции РФ государство является «инструментом» защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. В Основном законе закреплен круг государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, деятельность которых связана с обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина.
Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Государственная Дума осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод через Уполномоченного по правам человека.
Правительство РФ, органы исполнительной власти проводят организационную деятельность, направленную на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Следить за соблюдением конституционных прав и свобод призваны также органы прокуратуры, полиция, суд.
К полномочиям некоторых общественных организаций также относится контроль за соблюдением, защитой прав и свобод человека и гражданина. Эти организации занимаются в основном просветительской работой по правовым вопросам среди населения.
Необходимой юридической гарантией в любой правовом государстве является судебная защита, а ее эффективность зависит от законности принятых судебных решений. Законодательное регулирование судебных процедур гарантирует не только правомерность действий суда, но и возможность своевременного выявления и устранения судебных ошибок.
Юридические гарантии конституционных прав человека, закрепленные в Конституции РФ, образуют основы правового статуса личности. Эти гарантии наряду с юридическими гарантиями прав и свобод человека и гражданина, содержащиеся в других источниках конституционного права, а также в источниках международного права, включаются в конституционно-правовой статус личности [4].
Кроме внутригосударственных юридических гарантий, на эффективность обеспечения прав и свобод человека и гражданина влияют международные юридические гарантии, связанные прежде всего с деятельностью соответствующих организаций, обеспечивающих выполнение государствами международных обязательств по защите человека и его прав.
Во-первых, право на обращение в международные органы определяется как субъективное право человека, а не компетенция и полномочия соответствующих органов государства; во-вторых, в Конституции РФ определены два уровня защиты: национальный (внутригосударственный) и международный.
Это значит, что основными гарантами прав человека является национальное законодательство и само государство, на территории которого он проживает.
Об этом, в частности свидетельствуют и установленные процедуры международно-правовой защиты: человек, перед тем как обратиться в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является РФ, лицо должно использовать все национальные (внутригосударственные) средства правовой защиты своих прав и свобод. То есть такое обращение, по выражению Р. Рисдала, может служить последним пристанищем для граждан. Никто не должен рассчитывать получить от этого больше, чем содействия выполнению национальными судами их задачи по защите прав человека [3, с. 36].
В конце концов, вся совокупность юридических гарантий конституционных прав и свобод является элементом правового статуса личности, а если она взята в единстве с неправовыми гарантиями, то выходит за пределы такого правового статуса.
Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина занимают центральное место в системе гарантий прав и свобод, они опосредствуют отношения, связанные с возможностью восстановления и защиты нарушенных прав человека.
Следовательно, необходимость формирования эффективной системы юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающей наиболее полную и всестороннюю защиту прав личности, может быть обеспечена путем усовершенствования отечественного законодательства по вопросам обеспечения прав и свобод, а также обеспечения реального действия уже существующих правовых норм.
В заключение отметим, что в настоящее время в РФ прежде всего нужны реальные гарантии прав человека.
Должны действовать не только гарантии, закрепленные нормами права, но и гарантии, определенные другими социальными нормами: нормами морали, нравственности, корпоративными нормами, нормами-обычаями и пр.
Какими бы ни были стабильными и обеспеченными со стороны государства конституционно-правовые гарантии, они не смогут обособленно от других социальных норм в достаточной степени создать благоприятные условия для полного обеспечения прав и свобод человека.
Литература:
Источник: https://moluch.ru/archive/274/62267/
Система защиты прав человека в Российской Федерации. Учебник
- Предисловие
- Раздел I. Система основных прав и свобод человека и гражданина в России
- Раздел II. Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина
- Раздел III. Защита прав человека органами власти в Российском федеративном государстве
- Раздел IV. Институт уполномоченных по защите прав личности
- Раздел V. Международная защита прав человека
- Раздел VI. Институты гражданского общества в системе защиты прав человека
- Раздел VII. Защита прав отдельных категорий граждан
В современной юридической науке существует множество определений категории «права человека».
Можно выделить две большие группы ученых, взгляды которых на понятие прав человека существенно отличаются. Одна группа является приверженцем естественного права и убеждена, что права человека являются его неотъемлемыми свойствами и принадлежат каждому с момента рождения.
Другая группа ученых убеждена, что права человека могут существовать только в отношениях с другими людьми, рассматривает человека как субъекта социальных взаимодействий.
Существовавшая долгое время «позитивистская теория прав человека» источником происхождения прав человека считала государство, которое было вправе «даровать» определенный набор прав своим гражданам. Тем не менее именно государство, способствуя признанию и защите прав человека, закрепляет их в своей конституции и законодательстве.
В ст. 2 Конституции Российской Федерации говорится о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Причем высшими ценностями российского государства признаются как сам человек — индивид с особыми, присущими только ему физиологическими и социальными свойствами, так и его права и свободы.
Конституционное положение о приоритете прав человека, признание их высшей конституционной ценностью стимулировало смещение акцента во взаимоотношениях личности и государства в сторону обеспечения государством прав человека. Совершенно прав А. И. Ковлер в том, что в Конституции Российской Федерации «отвергнута прежняя система ценностей, в которой государство находилось на вершине общественного мироздания».
Права человека представляют собой сложное, многоаспектное явление, в основе которого лежит концепция удовлетворения присущих только человеку потребностей и признания его интересов в различных сферах жизнедеятельности. Потребности и интересы человека обуславливают его запросы, притязания, требования к государству и другим лицам, нацеленные на их наиболее полное удовлетворение.
Один из самых ярких исследователей человеческих потребностей, Абрахам Маслоу, спроектировал так называемую пирамиду потребностей. В основе ее лежат физиологические потребности (потребность в пище, отдыхе, тепле и т. д.), которые являются врожденными и присущи всем людям.
На втором месте находятся потребности в безопасности жизни человека: защита от внешних и внутренних угроз, постоянство условий жизни. При удовлетворении этих двух видов потребностей хотя бы на 60–70% возникают социальные потребности — в дружбе, любви, уважении, совместной деятельности, заботе о других людях.
Потребность в самоуважении возникает как желание адекватной оценки собственных усилий со стороны других людей или государства, достижение особого социального статуса.
На вершине пирамиды потребностей человека стоит его желание достичь духовного совершенства, реализации своего творческого потенциала, наиболее полного самовыражения как одного их самобытных представителей человеческого рода.
При этом, по общему правилу, потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены только после полного или частичного удовлетворения потребностей более низкого уровня. Однако примеры из жизни могут свидетельствовать и об исключении из этого правила, когда человек, не имеющий возможности удовлетворить свои минимальные жизненные потребности, тем не менее достигает высокого уровня самосовершенствования.
Признавая и обеспечивая права человека, современное демократическое и социальное государство стремится к наиболее полному и эффективному удовлетворению всех потребностей человека. При этом следует учитывать, что на характер и содержание потребностей человека существенное влияние оказывают как внутренние, так и внешние факторы.
Например, в настоящее время на первый план выходят информационные потребности человека, его желание иметь коммуникации с другими людьми, в том числе и посредством сети Интернет. Этим обуславливается необходимость в закреплении новых прав человека, которых не было несколько десятилетий назад.
Для реализации потребностей человека необходимо создание определенных условий, формирование которых является долгом государства и его структур. Правам человека, определяемым как его возможности осуществить свои потребности различного уровня, корреспондирует обязанность современного государства гарантировать их осуществление.
Кроме того, удовлетворение потребностей человека должно быть ограничено дозволенными государством рамками, учитывающими как уровень развития самого государства, так и законопослушное поведение человека, претендующего только на то, на что он имеет право.
Ложно понятое понимание собственных потребностей и неуважение к потребностям других людей может привести к преступному поведению индивида.
Таким образом, сущностью прав человека является гарантированная государством возможность индивида удовлетворять свои потребности различного уровня в установленных законом рамках.
Права человека находятся в области абстрактных возможностей индивида и являются только основой для приобретения им своих субъективных прав.
Причем права человека выступают в качестве критерия его собственной свободы как основного способа самореализации в современном мире.
Нормативное содержание отношений, которые определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государстве, характер реализации индивидом своих возможностей и пределы ограничений для них, установленные государством, а также способы защиты и обеспечения прав в своей совокупности представляет комплексный государственно-правовой институт прав человека, включающий в себя различные элементы. Стержнем конституционного статуса личности выступают признаваемые Конституцией основные права, свободы и обязанности, содержанием которых являются опосредованные государственно-правовыми нормами важнейшие связи государства и личности.
Определяющее значение для правового статуса личности в любом государстве имеют основные права и свободы человека, которые являются фундаментальными, а потому получают гарантии в конституции государства.
Субъективное право принадлежит субъекту как его носителю и открывает перед ним определенную правовую возможность, использование которой зависит лично от него.
Причем здесь необходимо обратить внимание на то, что все права человека, которые он приобретает, вступая в разнообразные правоотношения, независимо от степени их значимости, способа возникновения, форм осуществления, видов и иных особенностей, являются именно субъективными, так как обладают главным родовым признаком — принадлежностью субъекту, наличию у него притязаний на возможность реализации данного права.
Когда речь идет о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать эту свободу, т. е. к любому возможному нарушителю свободы. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.
Обязанности человека — это мера должного поведения как по отношению к другому человеку, так и по отношению к государству и его органам. Субъект может отказаться от права, но не от обязанности. Основным средством обеспечения субъективного права является возложение на другое лицо или лиц, а также органы государства юридической обязанности.
У человека и гражданина в различных отношениях, в которые они вступают, появляется множество прав и обязанностей, но в конституциях закрепляются только основные, фундаментальные.
Совокупность субъективных прав, свобод и юридических обязанностей, определяющих правовой статус гражданина, образует систему. Основу ее составляют конституционные права, свободы и обязанности граждан.
Хотя они и разнообразны по своему характеру и содержанию, все выражают коренные связи, сложившиеся между российским государством и его гражданами, и в этом смысле они едины, составляют неразрывное целое.
Это не исключает группировку основных прав, свобод и обязанностей по одному или нескольким направлениям.
Гражданство является отправной точкой появления правового статуса человека, поскольку принадлежность лица к определенному государству, оформленная юридически, является основанием для притязания получения определенных государством благ.
Однако следует отметить, что не само гражданство, а право на гражданство является причиной приобретения совокупности гарантированных государством прав и свобод. Именно гражданин пользуется защитой и покровительством государства как внутри его, так и за рубежом.
Граждане обладают полным объемом прав и свобод, а также несут обязанности перед своим государством.
По сравнению с иностранцами или лицами без гражданства, находящимися на территории определенной страны, именно граждане могут в полной мере участвовать в управлении делами своего государства, определении его внешней и внутренней политики.
Центральное место в конституционном статусе личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина, которые представляют собой исходные начала правового положения личности.
Введение руководящих положений в ранг принципов находит свое отражение в тексте конституции. В гл.
1 и 2 Конституции РФ к ним отнесены: всеобщность, неотчуждаемость, непосредственное действие, гарантированность и равенство прав человека.
Всеобщность прав можно рассмотреть как обладание человеком правами и свободами с момента его рождения независимо от того, записаны они в Конституции или нет. Ведь признание государством естественного характера прав человека в своей конституции означает, что они существуют самостоятельно, отражая постоянство сущностных признаков человека.
Неотчуждаемость означает, что, будучи определенными самой природой человека, эти права не зависят от государства, которое не вправе изъять их у человека.
Конституционные права и свободы носят особый характер, так как обладание ими продолжается с момента рождения до смерти человека, а потому никто — ни государство, ни органы власти, ни другие лица — не вправе лишить человека основных прав. Однако сам человек в любое время может отказаться от использования своих основных прав.
Тем не менее такой отказ не может носить безусловного характера, так как человек всегда способен возвратиться к применению этих прав, и никто не в силах этому помешать.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, что означает возможность их использования и защиты, если они закреплены в тексте конституции. Наличие или отсутствие нормативных актов, конкретизирующих эти конституционные права, не является препятствием для их осуществления человеком.
Действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила обязанность государства создать юридические и организационные условия для реализации прав, свобод и законных интересов граждан России.
Это означает необходимость создания государственного механизма защиты и гарантирования прав и свобод человека, включающего в себя как систему законодательства, так и систему органов исполнительной и судебной власти, реализующих и защищающих от нарушений права человека.
Принцип равенства прав и свобод означает официально признаваемое государством равенство граждан в фундаментальных правах и свободах. Вместе с тем нельзя отрицать наличия фактических различий между индивидами, носящих естественный характер (пол, национальность, гражданство, возраст и т.
д.), что может быть основанием для уменьшения или увеличения объема предоставляемых государством менее существенных прав и обязанностей. Однако государство должно обеспечить невозможность дискриминации по различным признакам, приводящей к недопустимому нарушению равенства прав человека.
Таким образом, конституционные принципы прав человека способствуют более полной реализации прав и свобод человека и гражданина.
Другой составной частью института прав человека выступает система установленных государством гарантий реализации прав и свобод. Она включает в себя различные способы и формы их обеспечения, охраны, защиты.
Ведь по степени гарантированности прав человека и гражданина можно судить о реальном демократическом и гуманистическом состоянии правовой, политической, экономической, культурной систем в государстве. Чем свободнее и защищеннее ощущает себя гражданин в государстве, тем эффективнее работает система гарантий прав человека.
Основная цель гарантирования прав человека состоит в том, чтобы заставить государство эффективно исполнять свои обязательства в сфере претворения в жизнь прав граждан.
Конституционные ограничения прав человека очерчивают возможные границы их осуществления и связаны с необходимостью для каждого человека учитывать интересы государства и других лиц при реализации своих собственных прав.
Ограничения могут быть обоснованы как чрезвычайными ситуациями, так и ложно понятыми отдельными людьми границами своих возможностей.
Однако в правовом государстве ограничения основных прав и свобод должны быть закреплены законом и преследовать конституционно значимые цели, указанные в Основном Законе страны.
Институт прав человека является комплексным и включает в себя нормы различных отраслей права, каждая из которых затрагивает лишь одну черту многообразных отношений (семейных, земельных, трудовых, гражданских, экологических, налоговых, административных и др.), в которые вступает человек, реализуя свои права. Конституционное право как ведущая отрасль права рассматривает права человека системно во всем их разнообразии, как единое целое, как комплексный конституционно-правовой институт.
Положение личности в конкретном государстве определяется различными видами социальных норм (моральные, политические, религиозные, правовые и др.
), которые опосредуют многообразные связи личности с обществом в целом. Все это представляет собой общественный статус личности.
Частью этого статуса является правовой статус, который характеризует отношения личности не с обществом в целом, а только с государством.
Под правовым статусом личности понимается юридически зафиксированное положение человека в обществе, его права, свободы и обязанности, установленные законодательством и гарантированные государством.
Различают общий, специальный, индивидуальный и международно-правовой правовой статус.
Общий правовой статус (конституционный) — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется конституцией страны как базовый и является единым и одинаковым для всех. Конституционное право определяет правовой статус личности комплексно во всех основных сферах жизни общества и государства.
Конституция регулирует наиболее важные отношения между индивидом и государством. Нормы других отраслей прав регламентируют эти отношения более детально. Необходимо подчеркнуть, что при этом конституционный статус является исходным, базовым.
А все остальные статусы производны от него и дополняют его. Общим конституционным статусом обладают все граждане государства, независимо от места своего жительства. В федеративных государствах, к которым относится Россия, это особенно важно.
Специальный правовой статус — это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан, который позволяет осуществлять возложенные на них государством специальные функции.
По сравнению с общим правовым статусом специальный правовой статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица. Наличие особых прав и ограничений позволяет таким категориям граждан эффективно выполнять поставленные перед ними задачи.
Государство закрепляет эти особенности правового статуса отдельных категорий граждан в специальных законах, например о статусе судей, о статусе военнослужащих, сотрудников полиции, государственных служащих, депутатов, таможенников.
Индивидуальный статус — это статус конкретного лица, отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т. д.).
Каждый человек имеет свой статус, который меняется в зависимости от его возраста и условий жизни.
Статус трудоспособного лица отличается от статуса пенсионера, причем в каждом конкретном случае это правовое положение сугубо индивидуально.
Международный правовой статус — это статус человека как субъекта международных гуманитарных отношений, который определяется международными документами.
В настоящее время в современном мире права человека не могут определяться исключительно одним государством. Именно поэтому принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Всеобщей декларации прав человека ознаменовало распространение согласованного со многими государствами перечня прав человека на всех людей, живущих на планете Земля.
Впоследствии были приняты и другие международные документы, закрепляющие международно-правовой статус человека, обязательный для всех государств, подписавших и ратифицировавших эти акты.
Таким образом, права человека — это величайшая ценность современного мира, задача каждого государства и каждого человека состоит в том, чтобы, не уменьшая достижения в данной сфере предыдущих поколений, развивать, дополнять и защищать их применительно к современным реалиям.
Список рекомендованной литературы
Источник: https://litgid.com/read/sistema_zashchity_prav_cheloveka_v_rossiyskoy_federatsii_uchebnik/page-2.php
Гарантии прав и свобод человека
Права, свободы и обязанности человека основаны на их гарантиях. Данный принцип имеет своё правовое выражение в разных формах: и как общие гарантии для реализации всех прав и свобод человека, и как конкретные гарантии для каждого права и свободы в отдельности.
В качестве общего начала правового статуса личности, этот принцип закреплен в нескольких статьях Конституции РФ.
Так, в статье 2 в качестве одной из основ конституционного строя РФ установлена обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина и человека.
В статьях 17 и 19 предусмотрено, что в России реализуются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Помимо указанных общих норм о гарантиях, фактически каждое конкретное право и свобода сопровождаются перечислением условий и способов реализации данных гарантий.
В Конституции наиболее подробно и точно отражены гарантии прав человека в случаях, в которых речь идет о привлечении к уголовной ответственности, о применении мер принудительного воздействия и о лишении свободы (статьи 46 – 54). Установленная в Конституции РФ система подобного рода гарантий формирует соответствующую направленность для уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Первоочередным субъектом, гарантирующим права и свободы человека, выступает государство. В статье 45 Конституции указывается, что государственная защита прав и свобод в России гарантирована. Роль государства как ключевого гаранта соблюдения прав и свобод вытекает из содержания статей 2, 17, 19 и других.
Она реализуется посредством функционирующей системы государственных органов.
Статья 18 устанавливает, что права и свободы человека определяют содержание, смысл и применение законодательства, деятельность исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, а также обеспечиваются системой правосудия.
В статье 80 Конституции РФ закреплено, что Президент выступает гарантом прав и свобод гражданина и человека. Федеральное Собрание реализует защиту прав, устанавливая их гарантии путем законодательной деятельности.
Соответствующая деятельность по обеспечению гарантий прав и свобод проводится Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ.
В механизме восстановления нарушенных прав и свобод личности особенная роль отведена судебным органам, а именно Конституционному Суду России, конституционным и уставным судам субъектов Федерации, судам общей юрисдикции.
Конституцией предусмотрен и такой своеобразный орган как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Выстраивание условий для полноценной реализации прав и свобод человека не является задача исключительно государственных структур. Она исполняется и органами местного самоуправления. Определенную роль в данной сфере выполняют общественные объединения, прежде всего, профессиональные и творческие союзы, а также молодежные, женские и ветеранские организации.
Конституция предусмотрела и более широкие рамки участия самого человека в механизме реализации гарантий защиты им собственных прав и свобод.
Статья 45 устанавливает, что каждый вправе обеспечивать защиту своих права и свобод всеми способами, которые не запрещены законом.
Также были расширены гарантии и возможности каждого для судебной защиты своих прав, закреплено правомочие по обжалованию в суде действий (или бездействия) и решений органов государственной власти.
- Конституционное закрепление принципа гарантированности прав человека имеет развитие в законодательстве, которое относится ко всем правовым отраслям, в том числе и к конституционному праву.
- В законодательстве выделяют политические, социально-экономические и юридические гарантии.
- Политические гарантии представляют соответствующим образом ориентированную политику государства, её нацеленность на создание условий, которые обеспечивают:
- – стабильность функционирования политических структур, их способность к установлению гражданского согласия, исключающего конфликты в обществе;
- – достойную жизнь, свободное и прогрессивное развитие человека;
- – достаточный уровень политической культуры среди граждан;
– борьба с бюрократизмом, взяточничеством и т.д.
Социально-экономические гарантии подразумевают создание материальной основы и соответствующей среды, которые будут обеспечивать свободное использование прав и свобод.
Данные гарантии предполагают развивающуюся экономику, социальную стабильность, развитые производственные мощности и инфраструктуру (совокупность учреждений, позволяющих обслуживать все виды социальных потребностей общества) и т.д.
Юридические гарантии включают все правовые средства реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Установление соответствующих гарантий в Конституции и текущем законодательстве РФ формирует правовой базис для функционирования государственного механизма, который обеспечивает восстановление нарушенных прав, создание условий для их реализации.
Важнейшей гарантией выступает и активное отношение непосредственно субъектов к задействованию всех возможностей для осуществления своих прав и свобод, их знания и навыки защищать данные права.
Для полноценной охраны прав и свобод человека их основополагающие юридические гарантии закрепляются в Конституции.
Подобные конституционные нормы относятся, прежде всего, к отношениям, связанным с возможностью государства применить к человеку меры принудительного воздействия, привлечь его к судебной ответственности, существенно ограничить его права и свободы (статьи 47 – 54 Основного закона) непосредственно государством.
В Конституции РФ предусмотрены необходимые гарантии и принципы для организации судопроизводства, гуманного отношения к тем лицам, которые привлекаются в судебном порядке к административной либо уголовной ответственности.
В статье 47 Конституции говорится о том, что никто не может лишаться права на рассмотрение его дела тем судьей и в том суде, к подсудности которых это дело отнесено законодательством.
Данная гарантия имеет целью исключение возможностей для произвольного разрешения компетентными органами вопросов о порядке передачи дела в суд по собственному выбору.
Также закреплено право лица, обвиняемого в совершении преступления, на рассмотрение подобного дела судом с участием присяжных заседателей в ситуациях, которые предусмотрены федеральным законодательством.
Конституция содержит нормы, выступающие базисом для правоустановлений, направленных на обеспечение справедливого отношения к человеку в судебном разбирательстве. Каждый имеет гарантированное право на получение квалифицированной юридической помощи. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь предоставляется на бесплатной основе.
Любое лицо, которое задержано, заключено под стражу, обвиняется в совершении преступления, вправе воспользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу либо предъявления обвинения соответственно (согласно статье 48 Конституции РФ).
Законодательство провозглашает принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления является невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и соответственно установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Обвиняемый не имеет обязательства доказывать собственную невиновность, а не устраняемые сомнения в виновности человека толкуются в его пользу (согласно положениям статьи 49 Конституции РФ).
- На обеспечение прав человека направлены и такие принципы правосудия как:
- – недопустимость его повторного осуждения за одно и то же преступление;
- – недопустимость задействования доказательств, которые получены с нарушением законодательства;
- – недопустимость возложения на человека обязанности по свидетельствованию против самого себя, супруга и близких родственников, круг которых определен законом.
Для гарантий защиты осужденного за преступление от потенциально возможной судебной ошибки, в Конституции за ним закреплено право на пересмотр приговора в вышестоящем суде в том порядке, который установлен федеральным законодательством.
Помимо этого, сохраняя за осужденным право на прошение о помиловании либо смягчении наказания, Основной закон обеспечивает возможность более глубоко оценить особенности личности осужденного, а также все обстоятельства его жизненного положения (статья 50).
Огромное значение в обеспечении прав человека несет и конституционная норма о том, что устанавливающий либо отягчающий ответственность закон не имеет обратной силы, и никто не должен нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались в качестве правонарушений. В случаях, если после совершения правонарушений ответственность за них была смягчена или полностью снята, то надлежит применять положения нового закона (статья 54 Конституции РФ).
К юридическим гарантиям относят и конституционную норму об охране законодательством прав потерпевших от правонарушений и злоупотреблений властью. Государство гарантирует им доступность правосудия и компенсацию причиненного ущерба.
Вышеизложенные конституционно закрепленные юридические гарантии имеют развитие и конкретизацию в отдельных отраслях права (гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном и т.д.).
Источник: https://lecu.ru/konstitutsionnoe-pravo-rossii/393-garantii-prav-i-svobod-cheloveka
Гарантии прав и свобод человека и гражданина | Студент-Сервис
Гарантия (от фр. garantie) — ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо.
Гарантии прав и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности, с другой — более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти. Таким образом, гарантии прав и свобод человека и гражданина — это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие :
- социально-экономические (материальные) гарантии — стабильность экономики, отношений собственности, эффективность налоговой системы и собираемости налогов и пр. (а отсюда — качественное выполнение различных социальных программ, эффективное осуществление личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод);
- политические гарантии — демократический характер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающие политическую стабильность, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества;
- юридические гарантии — собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.
Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.
Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод.
Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст.
2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст.
15), запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), установление равенства каждого перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст.
80), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45), и др.
Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна.
Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа — не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции).
Исходя из этого, Основной Закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.
Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).
Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей.
Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает возможность расширительного толкования, но тем не менее исчерпывающий:
- защита основ конституционного строя;
- защита нравственности;
- защита здоровья других лиц;
- защита прав и законных интересов других лиц;
- обеспечение обороны и безопасности государства.
В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.
Помимо общих условий ограничения прав и свобод Конституция РФ содержит и некоторые специальные условия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.
Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/garantii-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina/