Функциональное состояние — интегральный комплекс характеристик тех качеств и свойств, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека; системный ответ организма, обеспечивающий адекватность или неадекватность требованиям его деятельности. Расширение функциональных возможностей организма, соответствующее повышению тренированности, проявляется в уровне регуляции межсистемных и внутрисистемных связей, что наиболее отчетливо проявляется в реакции организма на физическую нагрузку.
Неотъемлемой частью понятия «здоровье» должен быть уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-приспособительных реакций. Поэтому реакцию организма на физическую нагрузку можно рассматривать как важнейший критерий здоровья, определяющий его уровень и полноту.
Для оценки функционального состояния используют функциональные пробы, которые позволяют оценивать состояние организма, его резервные возможности, особенности адаптации различных систем к физическим нагрузкам и в ряде случаев имитируют стрессовые воздействия. Классический вариант функциональной пробы — выполнение работы определенной мощности с использованием велоэргометра, тредбана или степ-теста, после которой регистрируется частота сердечных сокращений и артериальное давление.
Исследование сердечно-сосудистой системы — проба Мартинэ: выполнить 20 приседаний за 30 с. После окончания нагрузки испытуемый садится на стул и в течение первых 30 с каждой из 3 мин отдыха у него регистрируется пульс.
Бег на месте в течение 3 мин с высоким подниманием бедра в темпе 180 шагов/мин. Во время бега на месте руки, не напрягаясь, двигаются в темпе движений ног, дыхание свободное, непроизвольное.
Сразу же после 3 мин бега подсчитывают частоту сердечных сокращений в течение 15-секундного интервала. Затем измеряют артериальное давление.
Далее подсчитывается пульс на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления.
Исследование дыхательной системы. Для оценки состояния применяют функциональные пробы с задержкой дыхания.
Проба Штанге — задержка дыхания на вдохе. После 5 мин отдыха сидя сделать два-три глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержать дыхание и одновременно включить секундомер. При возобновлении дыхания секундомер остановить.
Средним показателем способности задерживать дыхание на вдохе считают время, равное 60—65 с. С улучшением функционального состояния организма (ростом тренированности) время задержки дыхания увеличивается, при снижении тренированности — уменьшается. При заболевании или переутомлении это время уменьшается до 30—35 с.
Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода.
Проба Генчи — задержка дыхания на выдохе. Проба выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Средним показателем считается способность задерживать дыхание в течение 30 с.
Исследование нервной системы — проверить состояние ЦНС можно при помощи ортостатической пробы, отражающей возбудимость нервной системы. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5—10 мин отдыха.
Далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 мин определяется состояние ЦНС.
Возбудимость ЦНС: слабая — 0—6 уд/мин, нормальная 7—12, живая 13—18, повышенная 19—24 уд/мин.
Представление о функции вегетативной нервной системы можно получить по кожно-сосудистой реакции. Определяется следующим образом: по коже каким-либо неострым предметом с легким нажимом проводят несколько полосок.
Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска — кожно-сосудистая реакция в норме, белая — возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов повышена, красная или выпукло-красная — возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов высокая.
Белая или красная окраска может наблюдаться при отклонениях в деятельности вегетативной нервной системы (при переутомлении, во время болезни, при неполном выздоровлении).
Источник: https://bstudy.net/743150/sport/otsenka_funktsionalnogo_sostoyaniya
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
Общей чертой всего региона Европейского Севера России является выраженное экстремальность и субэкстремальность условий среды обитания.
Циклические изменения различных факторов внешней среды таких, как температура, напряженность магнитного поля, продолжительность светового дня вызывают значительные перестройки в деятельности организма, и соответственно влияют на интенсивность физиологических процессов и поведенческие реакции человека.
В условиях Крайнего Севера комплекс экстремальных гелиогеофизических и метеорологических факторов оказывает стрессорное воздействие на функциональное состояние организма человека.
Многовековое проживание коренного населения в суровых условиях окружающей среды сформировало экологический портрет человека на Севере — генетически обусловленные целесообразные адаптивные реакции, включающие наряду с антропологическими и морфофункциональными характеристиками факторы питания, особенности метаболизма, психофизиологические признаки [1].
Известно, что вегетативная нервная система играет важную роль в адаптации организма к действию метеогелиофакторов. Одними из основных показателей состояния здоровья человека являются характеристики артериального давления, частоты сердечных сокращений, соотношения роста и веса, коэффициента выносливости.
Соотношение массы тела и роста.
Среди множества разных методов подсчета идеального веса, наиболее популярным методом является подсчет рост — весового показателя, индекса массы тела — индекса Кетле.
Он может быть получен следующим образом: масса тела (кг) разделить на длину тела (м) в квадрате. Норма для мужчин индекса Кетле в среднем составляют 19-25 у.е., для женщин — 19-24 у.е.
Артериальное давление – это сила, с которой циркулирующая кровь давит на стенки артерий. Поддержание артериального давления обеспечивается тонусом сосудов, объемом циркулирующей крови и силой сердечного выброса.
Различают два показателя артериального давления: систолическое (уровень давления крови в момент максимального сокращения сердца) и диастолическое (уровень давления крови в момент максимального расслабления сердца) [2].
Артериальное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (сокращенно мм рт. ст.). Значение величины артериального давления 120/80 означает, что величина систолического артериального давления равна 120 мм рт. ст.
, а диастолического — 80 мм рт. ст.
Давление повышается при спазме сосудов, увеличении объема крови, силы и частоты сердечных сокращений. Повышение давления на каждые 10 мм рт. ст. увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний на 30%.
У людей с повышенным давлением в 7 раз чаще развиваются нарушения мозгового кровообращения (инсульты), в 4 раза чаще — ишемическая болезнь сердца, в 2 раза чаще — поражение сосудов ног. Снижение давления происходит при расслаблении сосудов в организме, уменьшении объема циркулирующей крови и ослаблении работы сердца.
Именно с измерения артериального давления необходимо начинать поиск причины таких частых проявлений дискомфорта, как головная боль, слабость, головокружение.
Пульсовое давление – это разность между систолическим и диастолическим давлением, которая косвенно говорит о тонусе сосудов.
Для оценки уровня артериального давления используется классификация Всемирной организации здравоохранения, принятая в 1999 году (таблица 1).
Превышение показателей нормы (таблица 1) называется артериальной гипертензией. Состояние, при котором артериальное давление снижается ниже 110/60, называется гипотензией.
Если норму превышает только систолическое, или диастолическое давление, такая гипертензия называется изолированной. Выделяют также высокое нормальное давление, которое находится в пределах 121-139 систолического и 80-89 диастолического.
Это понятие было введено для определения людей, находящихся в группе риска по развитию артериальной гипертензии.
Таблица 1 Классификация артериального давления [3]
Категория артериального давления* | Систолическое (верхнее) артериальное давление мм рт. ст. | Диастолическое (нижнее) артериальное давление мм рт. ст. |
Норма | ||
Оптимальное** | Менее 120 | Менее 80 |
Нормальное | Менее 130 | Менее 85 |
Повышенное нормальное | 130-139 | 85-89 |
Гипертония | ||
1 степень (мягкая) | 140—159 | 90-99 |
2 степень (умеренная) | 160-179 | 100-109 |
3 степень (тяжелая) | Более 180 | Более 110 |
пограничная | 140-149 | Менее 90 |
Изолированная систолическая гипертония | Более 140 | Менее 90 |
- * Если систолическое и Диастолическое артериальное давление оказывается в различных категориях, выбирается высшая категория.
- ** Оптимальное по отношению к риску развития сердечно-сосудистых осложнений и к смертности
- *** Термины «мягкая», «пограничная», «тяжелая», «умеренная», приведенные в классификации, характеризуют только уровень артериального давления, а не степень тяжести заболевания больного.
Причины повышения давления могут быть связаны как с заболеваниями, так и с образом жизни человека.
Повышать уровень артериального давления могут острая, горячая, соленая пища, кофеинсодержащие напитки, алкоголь, никотин, наркотики, некоторые лекарственные препараты (кофеин, экстракт элеутерококка, женьшеня, преднизолон, дексаметазон, прочие).
При остром и хроническом стрессе выделяются гормоны, повышающие артериальное давление, влияя на стенки сосудов и вызывая задержку жидкости в организме (адреналин, кортизол, вазопрессин). Выброс этих гормонов происходит и при физической или умственной нагрузке.
Кроме того, повышенный уровень артериального давления может быть признаком различных заболеваний: гипертонической болезни, пороков сердца, болезней почек, заболеваний эндокринной системы, болезней сосудов, желчного пузыря, поджелудочной железы, при травмах[6].
Частота сердечных сокращений (ЧСС) — это значение показателя биения сердца за определенный промежуток времени, как правило, за минуту.
В состоянии покоя для взрослого человека нормальная частота сердечных сокращений должна составлять 60-100 ударов в минуту. Причем, чем более натренирована сердечная мышца человека, тем меньше требуется его организму для нормального насыщения кровью числа сердечных сокращений. Например, у людей, профессионально занимающихся спортом, в состоянии покоя ЧСС может быть и до 40 ударов в минуту.
- Кроме уровня натренированности сердечно-сосудистой системы человека, на частоту сердечных сокращений влияют положение тела в момент измерения, эмоциональное состояние, температура окружающей среды, а также такие факторы, порождаемые вредными привычками, как лишний вес, табакокурение, злоупотребление алкоголем.
- Состояние, при котором у взрослого человека (не спортсмена) в покое частота сердечных сокращений составляет менее 60 ударов в минуту, называется брадикардией, более 100 ударов в минуту — тахикардией.
- Коэффициент выносливости – коэффициент, который получается следующим образом: КВ=(ЧСС*10): пульсовое давление.
Работу органов человека, в том числе сердечную регуляцию, контролируют два отдела вегетативной нервной системы: симпатический и парасимпатический. Они оказывают противоположное воздействие на наш организм.
Симпатическая нервная система, например, увеличивает частоту сердечных сокращений, а парасимпатическая, напротив, заставляет сердце биться реже.
Активизация симпатического отдела нервной системы ведет к повышению артериального давления, а парасимпатического, напротив, приводит к его снижению.
В ходе практического исследования нами изучены различия в показателях функционального состояния организма (САД, ДАД, ЧСС, коэффициент выносливости, индекс Кетле (ИК)) в состоянии покоя у студентов с преобладанием различных отделов вегетативной нервной системы (симпатической и парасимпатической).
В исследовании приняли участие 87 студентов (женщин) в возрасте от 20 до 30 лет, обучающихся заочно в С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова и не занимающихся спортом профессионально. По вегетативному индексу Кердо (ВИК) они были разделены на три группы: парасимпатики (ВИК0, nc =36 человек).
Студенты с уравновешенным типом нервной системы из исследования были исключены в связи с тем, что их количество было значительно меньше по сравнению с числом испытуемых в двух других группах, и изучение показателей их функционального состояния не было целью нашего исследования.
С помощью критерия 2 было установлено, что группы симпатиков и парасимпатиков можно считать равными по численности (nп =39, nc =36, 2 = 120, df=1, p=0,729).
Ввиду того, что выборки небольшие по численности, и распределения случайных величин в генеральных совокупностях, откуда извлечены выборки не являются нормальными, для сравнения показателей функционального состояния студентов использовался критерий U- Mann-Whitney (таблица 2).
Таблица 2 Показатели функционального состояния студентов
Показатели | Медиана парасимпатиков | Медиана симпатиков | Критерий Mann-Whitney U-test | |
Me(п) | Ме(с) | U | ||
САД | 120 | 110 | 283 | 0,200*10-4 |
ДАД | 80 | 70 | 283 | 0,500*10-4 |
ЧСС | 69 | 80 | 225 | 0,404*10-6 |
КВ | 16,667 | 19,259 | 310 | 0,300*10-3 |
ИК | 21,565 | 21,191 | 593,5 | 0,250 |
Результаты статистического анализа позволили сделать следующие выводы: СД симпатиков ниже, чем у парасимпатиков (Ме(с)=110, Me(п)=120, U = 283, р=0,200*10-4. такой же вывод можно сделать и об их диастолическом давлении (Ме(с)=70, Me(п)=80, U = 283, р=0,500*10-4).
ЧСС парасимпатиков статистически значимо ниже чем у симпатиков (Ме(п)=69, Me(с)=80, U = 225, р=0,404*10-6), по индексу массы тела (индексу Кетле) у студентов с преобладанием различных отделов вегетативной нервной регуляции статистически значимых различий не обнаружено (Ме(п)= 21,565, Me(с)= 21,191, U = 593,5, р=0,250).
Также было установлено, что студенты — парасимпатики более выносливы, чем студенты симпатики, так как их коэффициент выносливости, ниже (Ме(п)= 16,667, Me(с)= 19,292, U = 310, р=0,300*10-3).
Анализ проведенного исследования позволяет нам сделать вывод о наличии разной стратегии реализации физиологической адаптации у студентов симпатиков и парасимпатиков со стороны сердечно-сосудистой системы.
Значимо высокий коэффициент выносливости студентов-парасимпатиков обеспечивается экономичным сокращением миокарда при высоком давлении крови на стенки артерий. В таком режиме сердечная мышца работает наиболее экономично и обеспечивает адаптацию организма с наименьшими функциональными затратами.
Адаптированность студентов-симпатиков обеспечивается большими функциональными затратами организма.
Список литературы
-
Гудков А.Б., Лукманова Н.Б., Раменская Е.Б. Человек в приполярном регионе европейского севера: эколого-физиологические аспекты. – Архангельск: «ИПЦ САФУ», 2013
Источник: https://scienceforum.ru/2015/article/2015010011
Характеристика функционального состояния студентов в процессе обучения в вузе
С.В Михайлова, кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, г. Арзамас
Ю.Г.Кузмичев, доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней, Нижегородская государственная медицинская академия, г. Нижний Новгород
Представлена комплексная оценка функционального состояния человека с применением метода рейтинг-оценки. Исследование проведено по результатам проспективных наблюдений физического здоровья 450 студентов 17-23 лет в течение 2010-2016 гг. В ходе исследования применялся дневник здоровья студента.
Анализ динамики показателей за период обучения в вузе выявил многообразие индивидуальных паттернов функционального состояния и свидетельствует о снижении доли положительных оценок. Только 1,4 % молодёжи к концу обучения в вузе имеют высокий уровень функциональных резервов.
Студенты, активно занимающиеся спортом и физической культурой, за период обучения в вузе значительно наращивают свои функциональные возможности.
Ключевые слова: студенты, физическое развитие, функциональные резервы, рейтинг-оценка.
Функциональное состояние организма человека определяется наличием резервов его основных систем.
Увеличение резервных возможностей организма основывается на согласованности отдельных механизмов деятельности органов и систем в интересах целостного организма, а мобилизация физиологических резервов является реакцией высокой биологической значимости. В свою очередь, резервные возможности и степень их компенси- рованности зависят от состояния механизмов регуляции и их совершенства [2].
По теории P. M. Баевского, сердечно-сосудистая система определяется как индикатор состояния всего организма, её параметры являются ведущими для оценки его функционального состояния. Гемодинамические показатели реагируют на изменения равновесия между организмом и средой и отражают состояние уровня адаптационно-приспособительных реакций целостного организма [1].
Одним из главных этапов в оценке здоровья является изучение динамических изменений уровня функциональных резервов организма. Комплексная рейтинг-оценка уровня функциональных резервов проводится по физиометрическим параметрам, результатам функциональных проб и физической подготовленности.
Осуществляется поэтапно: рассчитывают соответствующие показатели по каждой применяемой методике, определяют номер центильного интервала на основе центильных шкал. Центильный интервал показателя имеет определённую количественную оценку, выраженную в баллах.
Сумма интегральных оценок по показателям и пробам, делённая на их количество, определяет уровень функциональных резервов. Комплексную оценку уровня функциональных резервов ранжируют также по четырём группам: 1,00-0,88 — отлично; 0,87-0,70 — хорошо; 0,69- 0,50—удовлетворительно; 0,49-0 — неудовлетворительно.
Преимущества предложенного способа вычисления функционального состояния — произвольное число показателей батареи тестов; унификация оценки уровня индивидуального уровня функционального состояния (ФС) относительно сверстников [3-5].
Цель исследования — определить функциональное состояние студентов за период обучения в вузе с применением метода комплексной рейтинг-оценки.
Материалы и методы. Исследование проведено по результатам проспективных наблюдений физического здоровья 450 студентов (182 юношей и 268 девушек) 17-23 лет в течение 2010-2016 гг.
В ходе исследования применялся дневник здоровья студента, включающий разделы: социологический (анкетные данные об условиях и образе жизни); физиологический (длина тела (ДТ), масса тела (МТ), жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), динамометрия правой кисти (ДПК), частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастоличе- ское артериальное давление (САД и ДАД) и др.);
функциональный (пробы Штанге и Генчи), физической подготовленности (двигательные тесты на скорость, силу, выносливость, гибкость). Такой дневник каждый студент вёл на протяжении нескольких лет обучения в вузе при изучении дисциплин медико-физкультурного блока [4].
- Полученные данные оценивались с применением метода рейтинг-оценки:
— рейтинг 1 включал оценку функциональных резервов по показателям гемодинамики: ЧСС, САД, ДАД;
— рейтинг 2 — оценку функциональных резервов по физиометрическим показателям: ЖЕЛ, ДПК, пробы Штанге и Генчи;
— рейтинг 3 — оценку физической подготовленности: бег на 100 м, 3(2) км; прыжки в длину; упражнение на гибкость; подтягивание; отжимание; - — рейтинг 4 — интегральную оценку функционального состояния по результатам Р1-Р3.
По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка которой проведена с использованием программ офисного пакета Excel 8.00 и Primer of Biostatistics 4.03. Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий х2) с доверительным интервалом р
Источник: http://vuzirossii.ru/publ/kharakteristika_funkcionalnogo_sostojanija_studentov_v_processe_obuchenija_v_vuze/36-1-0-6252
Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 "Перечень" ВАК ИФ РИНЦ = 0,813
1
Павлова В.И. 1
Котова Н.В. 2
Кислякова С.С. 3
Сарайкин Д.А. 1
Камскова Ю.Г.
1
1 ФГБОУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет2 ГБОУ ВПО Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России3 ФГБОУ ВПО Уральский государственный университет физической культуры
В данной работе представлены данные результатов комплексного исследования функционального состояние организма студентов разных групп здоровья, обучающихся в медицинском институте. Первую группу составляли студенты, относящиеся к I и II группам здоровья, и обучающиеся по основной программе физической культуры для высших учебных заведений; вторую группу – студенты, занимающиеся волейболом, и 3ью группу составляли студенты III и IV групп здоровья, обучающихся по программам ЛФК. Низкий уровень функциональных резервов организма студентов, обучающихся по программам ЛФК на 1ом году обучения, говорит о высоком функциональном напряжении регуляторных систем и указывает на недостаточность адаптационных защитно-приспособительных механизмов в процессе обучения в медицинском вузе. Вместе с тем на 2ом году обучения у студентов, обучающихся по программам ЛФК, не было выявлено достоверных отличий показателей функционального состояния по сравнению со студентами основной группы, что свидетельствует о выполнении адекватной специализированной физической нагрузки и характеризуется адаптацией организма студентов в процессе обучения в медицинском вузе.
функциональное состояние студентовлечебная физическая культура
1. Агаджанян, Н. А. Двигательная активность и здоровье / Н. А. Агаджанян, В. П. Дегтярев, Е. И. Русанов. – Казань: Казанский гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина, 2005. – 216 с.
2. Адаптация сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам / Е. В. Быков, С. А. Личагина, Р. У. Гаттаров и др. // Колебательная активность показателей функциональных систем организма спортсменов и детей с различной двигательной активностью. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – С. 92-97.
3. Макарова, Г. А. Пограничные состояния в практике спортивной медицины / Г. А. Макарова // Избранные лекции по спортивной медицине. – М.: Натюрморт, 2003. – Т.1. – С. 93-118.
4. Повышение физической работоспособности легкоатлеток 14–15 лет в макроцикле тренировочного процесса / В. И. Павлова, С. С. Кислякова, Д. А. Сарайкин, Ю. Г. Камскова, И. В. Нагорнов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Образование, здравоохранение, физическая культура. – Челябинск, 2015. – Т. 15. – № 4. – С. 74-79.
5. Сарайкин, Д. А. Формирование здоровья юных тхэквондистов средствами хатха-йоги / Д. А. Сарайкин, М. С. Терзи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Образование, здравоохранение, физическая культура. – Челябинск, 2011. – Вып. 26, № 7 (224). – С. 134-137.
6. Севрюкова, Г. А. Характеристика функционального состояния и регуляторно-адаптивных возможностей организма студентов в процессе обучения в медицинском вузе: автореф. … д-ра биол. наук / Г. А. Севрюкова. – Майкоп, 2012. – 43 с.
7. Филонов, В. П. Здоровьесбережение учащихся – приоритетное направление в работе Белорусской школы / В. П. Филонов, Н. Ф. Фарино // Здоровье и окружающая среда: сб. науч. трудов. – Минск, 2009. – Вып. 14. – С. 629-632.
8. Цатурян, Л. Д. Уровень здоровья студентов в современных условиях / Л. Д. Цатурян, Д. А. Андросова // Вестник Ставропольского государственного университета, 2011. – Вып. 74. – С. 63-69.
В последние годы ухудшение уровня здоровья студенческой молодежи России стало общегосударственной проблемой. Обучение в высшей школе предъявляет повышенные требования к здоровью студенческой молодежи и во многом определяется функциональным состоянием организма. Особую тревогу вызывает снижение физической активности, рост заболеваемости и, как следствие, понижение сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды. Негативная тенденция к ухудшению практически всех показателей здоровья ограничивает потенциал студентов для успешного приобретения профессиональных навыков в процессе обучения [1, 4, 5, 8].
Вместе с этим, наименее исследованной считается проблема изучения функционального состояния организма студентов в процессе обучения в медицинском вузе.
Как известно, современные формы, принципы и методы обучения влияют на физическое и психическое здоровье студентов.
Хроническое воздействие на организм учебного эмоционального стресса может создать условия для развития нервного перенапряжения и сказаться на функциональном состоянии организма [5, 6, 7, 8].
- Исходя из вышесказанного и учитывая важность сохранения здоровья студентов, обучающихся в медицинском вузе, поставленная для рассмотрения проблема адаптационной физиологии является актуальной и своевременной.
- Цель исследования: определить особенности функционального состояния организма студентов разных групп здоровья в процессе обучения их в медицинском вузе.
- Материалы и методы исследования
При проведении комплексного исследования нами были исследованы 60 студентов (17–18 лет), обучающихся в медицинском вузе. Первую группу составили студенты, относящиеся к I и II группам здоровья и обучающиеся по основной программе физической культуры для высших учебных заведений (n=20).
Во второй группе принимали участие 20 студентов-спортсменов, занимающихся волейболом. Третья группа состояла из студентов III и IV групп здоровья, обучающихся по программам лечебной физкультуры для высших учебных заведений (n=20).
Студенты указанных групп обследовались в конце 1го года обучения, а затем эти же студенты обследовались на 2ом году обучения.
Функциональное состояние студентов определяли при помощи пробы Руфье – Диксона, а также при помощи расчета адаптационного потенциала по Р. М. Баевскому.
Функциональные резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем исследовали при помощи индекса Скибински, уровень соматического здоровья по Г. Л. Апанасенко.
Для оценки степени тренированности сердечно-сосудистой системы к выполнению физической нагрузки использовали коэффициент выносливости.
Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием лицензионных прикладных программ MicrosoftExcel 2007, Statistica 6.0. Оценку достоверности различий осуществляли при помощи t-критерия Стьюдента.
Результаты и их обсуждение
В таблице представлены показатели функционального состояния организма студентов в процессе обучения в медицинском вузе. Для оценки работоспособности сердца студентов при физической нагрузке была использована проба Руфье – Диксона. Результаты оценивались по величине индекса от 0 до 15.
Среднее значение индекса у студентов основной группы соответствовало «среднему» уровню физической работоспособности и составляло 5,23 у.е. на 1ом году обучения и 5,66 у.е. на 2ом году обучения в медицинском вузе.
Нами не было выявлено достоверных отличий данного показателя функционального состояния организма студентов в процессе обучения.
Показатели пробы Руфье – Диксона у студентов-спортсменов, занимающихся волейболом, были достоверно ниже на 37,3 % (p
Источник: https://science-education.ru/article/view?id=24107
Оценки физического развития, функционального состояния и самоконтроль (стр. 1 из 3)
Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.
Для примера возьмем сердечно-сосудистую систему и ее основной орган – сердце. Как уже отмечалось, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь легко, как сердце.
Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется.
Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека.
- В процессе регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные возможности по совершенствованию сердца.
- Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество.
- Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.
- Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма.
- Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой включает в себя различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль.
5.1. Физическое развитие, методы оценки
- Как уже отмечалось, физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни.
- Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.
- Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.
Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.
Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.
Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики.
Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М – mediana) и средне-квадратичное отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы).
Так, например, если средний рост студентов 173 (М) ± 6 (S) см, то большинство обследованных (68–75) % имеют рост в пределах от 167 (173 — 6) см до 179 (173+6) см.
Для оценки, сначала определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (173 см при S = ± 6), значит рост данного студента на 8,5 см больше среднего.
Затем полученная разница делится на показатель S.
Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше — 2,0 (очень низкое); от — 1,0 до — 2,0 (низкое); от — 0,6 до — 1,0 (ниже среднего); от — 0,5 до +0,5 (среднее); от + 0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое), больше+2,0 (очень высокое).
В нашем примере получаем частное 8,5 : 6,0 = 1,4. Следовательно, рост обследуемого студента соответствует оценке “высокий”.
Индексы физического развития. Это показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.
Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков.
Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т. п.) Разные индексы включают разное число признаков: простые (два признака), сложные – больше.
Наиболее часто встречающиеся индексы.
Ростовой индекс Брока-Бругша. Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом.
Весоростовой индекс (Кетле) определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см). Средними показателями считаются 350–400 г у мужчин и 325–375 г у женщин.
Для более точного определения веса тела необходимо учитывать тип телосложения и идеальный вес. Определение типа телосложения (см. выше), а идеальный вес вычисляется следующим образом.
Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин – 60 (спортсмен 68–70) мл/кг, для женщин – 50 (спортсменки 57–60) мл/кг.
Силовой индекс получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: сила кисти мужчин (70–75) % веса, женщин – (50–60) % , спортсменов – (75–81) % , спортсменок – (60–70) % .
Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину тела в двух положениях:
.
В норме КП = (87–92) % . КП имеет определенное значение при занятиях спортом.
Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92 % ), имеют преимущество в прыжках, беге. У женщин КП несколько ниже, чем у мужчин.
Показатель крепости сложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см , весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181–(80+90) = 11.
У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое телосложение, от 10 до 20 – как хорошее, от 21 до 25 – как среднее, от 26 до 35 – как слабое и более 36 – как очень слабое телосложение.
Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения.
5.2. Функциональные состояние и пробы
- Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.
- При исследовании функционального состояния организма, занимающегося физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, именно они имеют основное значение для решения вопроса о допуске к занятиям спортом и о “дозе” физической нагрузки, от них во многом зависит уровень физической работоспособности.
- Важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы – пульс (частота сердечных сокращений) и его изменения.
Пульс покоя: измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-секундным отрезкам 2–3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 мин. (число ударов в минуту).
ЧСС в покое в среднем у мужчин (55–70) уд./мин., у женщин – (60–75) уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – (брадикардия).
Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы имеют также большое значение данные артериального давления.
Артериальное давление. Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давления. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм рт. ст., минимальное – от 60 до 79 мм рт. ст.
Артериальное давление от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и от 80 мм рт. ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт. ст. – гипотоническим.
Для характеристики сердечно сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.
Функциональная проба – неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.
Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.
Приводим наиболее часто встречающиеся функциональные пробы, используемые в спортивной практике, а также пробы, которые можно использовать при самостоятельных занятиях физической культурой.
Источник: https://mirznanii.com/a/133974/otsenki-fizicheskogo-razvitiya-funktsionalnogo-sostoyaniya-i-samokontrol
Влияние регулярных занятий физической культурой на функциональное состояние организма студентов
Доцент С.Ш. Намозова Доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев Кандидат медицинских наук Л.В. Шадрин Кандидат биологических наук Р.С. Минвалеев Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
«Стресс» как адаптивная реакция направлен на поддержание гомеостаза целостного организма. Занятия физической культурой для студентов – в сущности «искусственно вызванный стресс», стимулирующий адаптационные механизмы организма, а индивидуальные комплексы физических упражнений – «инструмент» повышения адаптационного потенциала данного студента.
Цель работы – оценка функционального состояния и влияние на него физической активности с учетом данных ежегодного мониторинга функционального состояния студентов СПбГУ, полученных в результате измерений роста и веса, артериального давления до и после нагрузки (проба Руфье), ЧСС в покое, жизненной емкости легких и задержки дыхания на вдохе (проба Штанге). Статья содержит данные обследованных по средним величинам измеренных показателей систем организма. «Входные» данные по ЧСС у студентов 1-х курсов 2011–2014 гг. поступления отражают тенденцию к стремлению к тахикардиальному пределу в 80-90 уд/мин, что говорит о снижении адаптационного потенциала их организма. Итак, первичная обработка результатов 4-годичного мониторинга функционального состояния студентов выявила высокие показатели ЧСС – 80–86 уд/мин у значительного их числа, что характеризует уровень напряжения как «неудовлетворительную адаптацию». По результатам анализа данных ежегодного мониторинга отмечена зависимость показателей функционального состояния студентов от объема их физической активности в период обучения в университете. Глубокий анализ и обобщение полученных данных, а также проведение дальнейших исследований в этом направлении позволят в перспективе разработать и обосновать алгоритмы (технологии) персонализированных оздоровительных тренировок, в основе которых лежит воздействие на организм средств физической культуры.
Ключевые слова: адаптация, стресс, функциональное состояние, физическая активность, мониторинг, оздоровительные технологии.
Литература
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. – М., 1982. – С. 80.
- Душков Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. – Екатеринбург: Изд.-во «Деловая книга», 2005.
- Миронова С.П. Педагогический мониторинг как условие повышения эффективности управления процессом физического воспитания студентов: дис. … канд. пед. наук / С.П. Миронова. – Екатеринбург, 2004. – 219 c.
- Намозова С.Ш. Контроль за состоянием здоровья студентов СПбГУ посредством обязательного медицинского осмотра и мониторинга функционального состояния организма / С.Ш. Намозова, Л.В. Шадрин // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития» / под ред. Ш.З. Хуббиева, О.В. Ошиной, Р.С. Минвалеева, С.Ш. Намозовой. – СПб., 2014. – С. 164–170.
- Поляков С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. пособие / С.Д. Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с.
- Солодков А.С. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная: учебник для высших учебных заведений физической культуры. Изд. 4-е. / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Советский спорт, 2010. – 619 с.
Источник: http://teoriya.ru/ru/node/3649