Физиологические основы речи — справочник студента

Физиологические основы речи - Справочник студента Физиологические основы речи - Справочник студента Физиологические основы речи - Справочник студента Физиологические основы речи - Справочник студента Физиологические основы речи - Справочник студента Физиологические основы речи - Справочник студента Физиологические основы речи - Справочник студента Физиологические основы речи - Справочник студента Физиологические основы речи - Справочник студента Физиологические основы речи - Справочник студента

Восприятие речи • Эффективность восприятия речи зависит от ее громкости. • Для того, чтобы сигнал был хорошо разборчив, он должен превышать уровень средних и громких шумов приблизительно на 30 д. Б. • В случае слабых шумов (до 40 д. Б) это превышение достаточно на 20 д. Б.

Восприятие речи • Речевой сигнал поставляет слушателю информацию двух видов. • лингвистическая (языковая, семантическая, вербальная) информация, носителем которой является слово.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Оптимальное управленческое решение как условие предупреждения и разрешения конфликтов - справочник студента

Оценим за полчаса!

• экстралингвистическая (внеязыковая) содержит информацию о поле, возрасте говорящего, о его физическом состоянии, здоровье, об эмоциональном состоянии, причем, эта информация не зависит от того, что говорит человек.

Речь как функция мозга • Кора больших полушарий головного мозга человека содержит три важнейших для речевой функции сенсорных поля: • зрительное (на медиальной поверхности затылочных долей правой и левой стороны, поле 17 по Бродману).

• слуховое (часть первой височной извилины каждой височной доли и глубоко проникает в латеральную сильвиеву борозду, поле 41 по Бродману), • соматосенсорное (в задней центральной извилине каждого полушария, поля 1 -3 по Бродману).

• ( в передней центральной извилине правого и левого полушарий поля 4 и 6 по Бродману) расположено 1 -е моторное поле, которое управляет мышцами лица, конечностей и туловища. • Именно 1 -е моторное поле определяет произвольную двигательную активность человека, существенной частью которой является речь и письмо.

Речь как функция мозга • Помимо первичных, существуют также вторичные сенсорные и моторные поля, расположенные в непосредственной близости к первичным зонам. • Распределение в правом и левом полушарии мозга такой высокоспециализированной функции человека как речь, глубоко асимметрично.

• Лингвистические способности человека определяются, преимущественно, левым полушарием.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Уровни развития способностей и индивидуальные различия - справочник студента

Оценим за полчаса!

• Три взаимосвязанные речевые зоны, расположенные: 1) в задней височной области, 2) в нижней центральной извилине и 3) в дополнительной моторной коре левого полушария, действуют как единый речевой механизм.

Корковые пути, связывающие различные слухоречевые зоны. 1 — моторная кора. 2 — зона Брока. 3 — первичная слуховая кора. 4 — зона Вернике, 5 — угловая извилина. 6 — первичная зрительная кора.

Афазии Афазия Брока Место нарушения • Лобная доля левого полушария, третья лобная извилина — зона Брока Последствия • Понимание речи чтение и письмо не нарушены. Имеется затруднения в произнесении слов. • Больной осознает свой дефект.

Афазия Вернике Место нарушения • Височная доля левого полушария, задняя часть первой височной извилины или зона Вернике. Последствия • Затруднения в произнесении звуков, слов нет. • Понимание речи чтение и письмо нарушены. Речь беглая бессмысленная.

Больной не осознает свой дефект.

Афазии Проводниковая афазия • Повреждены нервные волокна соединяющие зону Вернике и Брока • Речь беглая, бессмысленная, повторение фраз затруднено. Понимание речи и чтение минимальны. Словесная глухота • Поражение зоны между слуховой корой и зоной Вернике. • Понимание устной речи нарушено. • Устная речь и письмо не нарушены.

Афазии Анатомическая афазия • Нарушено взаимодействие височной, теменной и затылочной долей левого полушария • Нарушена память на слова и их связи с предметами. Глобальная афазия • Обширные поражения левого полушария. • Нарушение всех языковых функций.

Синтезатор речи предназначен преобразовывать мысли в слова людям, которые по какой-либо причине не могут говорить, но не утратили ясности мысли.

• Добровольцу под череп ввели прилегающие к поверхности мозга 16 электродов улавливают электрические сигналы, и передавали их на к микропроцессору и тот уже сопоставляет электрические импульсы с теми, которые хранятся в его памяти и соответствуют словам. Результаты оказались не идеальными.

Мысли «Да» , «Нет» угадывались с ошибкой в 20%. • Следующий этап исследования 121 электрод.

• Ученые столкнулись с одним довольно неожиданным эффектом: в процессе формирования слов наиболее активной оказалась не так называемая зона Вернике (отвечает за понимание речи), а моторная кора, связанная с координацией мышц лица. По словам исследователей область Вернике оказалась более активна тогда, когда к пациенту обращались ученые, а не тогда, когда он проговаривал слова про себя.

• Зона Вернике, небольшой участок коры головного мозга, впервые была описана Карлом Вернике еще в 1874 году — как область, предположительно связанная с речью.

• Изучение случаев афазии, болезни, при которой нарушается формирование или понимание речи, позволило нейрофизиологам найти еще несколько зон, повреждение которых делает полноценное общение с больным практически невозможным.

Они могут, к примеру, абсолютно не понимать смысла слов и восстанавливать адресованные им сообщения лишь по интонации- или, напротив, афазия может привести к полной потере способности чувствовать интонацию как таковую.

Функциональная асимметрия мозга и речь • Тональный слух идентичен для обоих полушарий.

• Участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого — для опознания интонаций, транспортных и бытовых шумов, музыкальных мелодий.

• Восприятие и генерация звуков речи, а также более высокий уровень общей речевой активности, обеспечиваются левым полушарием, а улучшение выделения сигнала из шума правым.

Функциональная асимметрия мозга и речь Правое полушарие не дает команды на реализацию речи, оно обеспечивает понимание устной речи и написанных слов.

• Правое полушарие, понимает конкретные имена существительные, в меньшей степени отглагольные существительные, еще меньше — глаголы.

• Правое полушарие обеспечивает понимание эмоционального содержания интонаций, опознание по голосу, участвует в модуляции частот голоса.

Дихотическое восприятие • В обычных условиях человек, слушая речь в свободном звуковом поле, воспринимает ее бинаурально (обоими ушами) или монаурально (через одно ухо, как при телефонном разговоре).

• • Дихотическим восприятием называется такой вид восприятия, когда на каждое ухо одновременно предъявляются разные речевые тексты.

• Особенность состоит в том, что нормальные люди, лучше запоминают и пересказывают речевой материал, предъявленный через правое ухо, чем через левое.

Дихотическое восприятие • Важная особенность дихотического восприятия речи состоит в том, что если при восприятии речевой лингвистической информации (слова, фразы, слоги) преимущество принадлежит правому уху.

• При восприятии экстралингвистической информации речи (эмоциональной интонации, определении пола говорящего, узнавании диктора по голосу), а также при восприятии музыкальных мелодий преимущество примерно с таким же перевесом оказывается за левым ухом.

В условиях дихотического восприятия преимущество получают перекрестные контралатеральные пути за счет: • во-первых, их большей мощности, • во-вторых, более быстрого достижения речевых центров при поступлении речевого сигнала с правого уха, а • в-третьих, функционального торможения ипсилатеральных афферентных путей, что имеет место в условиях параллельного конкурирующего поступления речевой информации с обоих ушей.

Контроль речевой деятельности • У человека существуют три сенсорных канала получения информации об успешной реализации речевого процесса: • слуховой, • проприоцептивный и кинестетический, • зрительный.

• Точность воспроизведения речи, то есть соответствия акустической формы речевого сигнала его акустическому образу, сформированному в процессе обучения, контролирует слуховая обратная связь. • В механизмах проприоцептивного контроля участвуют кора 3 -й лобной извилины левого полушария и нижняя моторная кора обоих полушарий.

• Контроль конечного результата влияния экспрессивной речи на слушателя реализуется по зрительному и слуховому каналам афферентации.

Качество речи зависит: • От привычки говорить слишком быстро или, наоборот, слишком медленно. • Очень сильно внимание слушателей рассеивается из-за монотонности голоса говорящего.

• Смена тона голоса на низкий привлекает внимание. • Не повторяйте смысл сказанного несколько раз. • Не перескакивайте на другую мысль не договорив первой.

• Используйте «правило края» главный смысл сказанного расположите в начале или в конце произносимого предложения.

Источник: https://present5.com/fiziologicheskie-osnovy-rechi-1-2-3-4-5/

Виды речевой деятельности. Физиологическая основа речи

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).  Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

 Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий.

В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении.

Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений.  Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.

Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.  Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь).

Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались.

Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Звуки, входящие в состав слов, являющихся условными раздражителями в устной речи, имеют сложное физическое строение; в них различают частоту колебания воздушных звуковых волн, амплитуду этих колебаний и их форму, представляющую собой характерное сочетание основного тона речевого звука и сопровождающих его обертонов.

Читайте также:  Действие магнитного поля на ток - справочник студента

Частота колебаний воздушных волн ощущается как высота звука, амплитуда их — как сила или громкость звука, форма колебаний — как тембр звука.

Источник: https://magref.ru/vidyi-rechevoy-deyatelnosti-fiziologicheskaya-osnova-rechi/

Материал лекции по учебной дисциплине "Анатомо-физиологические основы речи"

Тема «Развитие нервно-психических функций в условиях патологии»

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями развития нервно-психических функций в условиях патологии;
  • формировать представления учащихся о причинах формирования грубых пороков развития нервной системы;
  • развивать умение учащихся анализировать и делать выводы;
  • обеспечивать условия для воспитания положительного интереса к изучаемой дисциплине.

План:

  1. Развитие нервно-психических функций в условиях патологии

1.Сложность и многоэтапность становления нервно-психических функций в онтогенезе (в процессе постнатального развития организма) нарушаются при различных заболеваниях нервной системы и проявляются в форме задержки темпа ее развития, выпадения функций анализаторов.

Для научного обоснования лечебных и лечебно-педагогических мероприятий, направленных на улучшение состояния больных, коррекцию и компенсацию нарушенных функций, необходим прежде всего неврологический и педагогический анализ структуры дефекта и причин, вызвавших заболевание, выяснение его патофизиологических механизмов, времени образования дефекта, степени его тяжести, характера течения заболевания и особенностей развития ребенка. Такой подход возможен при комплексном участии в лечении ребенка невропатолога, психиатра, психолога, педагога-дефектолога. Уточнению характера патологического процесса или состояния помогают широко используемые в неврологической клинике дополнительные методы исследования: электроэнцефалография, эхоэнцефалография, реоэнцефалография, электромиография, рентгенография черепа, компьютерная томография. Кроме того, используются рентгеноконтрастные, биохимические и цитогенетические методы исследования.

Многие заболевания нервной системы возникают вследствие неблагоприятных факторов во внутриутробном периоде развития или в раннем детстве.

Причинами патологии нервной системы плода и ребенка раннего возраста могут быть инфекционные агенты (различные бактерии, вирусы, паразиты), физические факторы (ионизирующая радиация, высокочастотное излучение, повышенная вибрация и др.

), различные химические вещества, заболевания матери, несовместимость крови матери и плода по группам крови и резус-фактору, неблагоприятное течение беременности и другие факторы.

Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным воздействиям в критические периоды своего развития, когда формируются наиболее важные «функциональные ансамбли», выражена напряженность обменных процессов, наблюдается интенсивный рост отдельных элементов нервной системы.

Наиболее выраженные и диффузные изменения нервной системы и других органов возникают в случае воздействия вредных факторов на раннем этапе развития плода.

 Неблагоприятные воздействия на плод на 3-10-й неделе его развития могут быть причиной формирования таких грубых пороков развития нервной системы, как анэнцефалия (отсутствие больших полушарий головного мозга), микроцефалия (уменьшение объема и массы мозга), гидроцефалия (водянка головного мозга).

Эти неблагоприятные воздействия нередко приводят к гибели плода или рождению нежизнеспособного новорожденного. В том случае, когда нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьировать в различной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития.

Неврологические заболевания у детей раннего возраста нередко приводят к своеобразному аномальному развитию функций. Речь идет об искажении программы развития.

Каждая функция в своем развитии проходит определенные стадии, между которыми существует закономерная преемственность. Появление новых форм реагирования сопровождается угасанием первоначальных примитивных реакций.

Чрезмерная выраженность последних может блокировать и искажать дальнейшее формирование функций. Примером такого заболевания является детский церебральный паралич.

Многие заболевания, протекающие с нарушением зрения, слуха, отставанием в психическом развитии, проявляются не сразу после рождения.

Они характеризуются длительным скрытым течением с последующим внезапным клиническим проявлением на определенном этапе онтогенеза.

Эти заболевания обусловлены генными мутациями, и для их лечения, кроме средств, корригирующих и стимулирующих нормальное развитие функции, необходимо возмещение недостающих продуктов обмена веществ.

Кроме органических заболеваний нервной системы, т.е. заболеваний, протекающих с изменениями в структуре мозга, у детей могут наблюдаться нарушения, обусловленные вариациями темпа созревания функциональных систем.

В определенные периоды онтогенеза, например во время миелинизации нервной системы (т.е. созревания оболочек, покрывающих нервные проводники), а также в периоды возрастных кризов неравномерность темпа развития и созревания морфо-функциональных систем значительно возрастает.

В условиях повышенной эмоциональной нагрузки на относительно незрелые структуры последние могут становиться источником различных, чаще преходящих, патологических состояний.

Под влиянием различных неблагоприятных воздействий внешней среды, в частности инфекционных заболеваний, травм, неправильного воспитания, а также при наличии генных мутаций или патологии внутриутробного развития и т.д.

, относительная возрастная незрелость и диспропорция созревания могут становиться основой таких нарушений, как задержки темпа развития ретардации). При соответствующей организации медико-педагогических мероприятий такие формы задержки развития, как правило, ликвидируются.

Однако очень глубокие и стойкие задержки темпа развития морфофункциональных систем не всегда поддаются необходимой коррекции.

В некоторых случаях активные медико-педагогические воздействия могут лишь временно компенсировать дефицит функции. В дальнейшем, с возрастанием предъявляемых к ребенку требований, нередко все более отчетливо проявляется функциональная недостаточность.

В детском возрасте также нередко наблюдаются случаи временного ускорения развития функций, которое затем сменяется заметным замедлением темпов развития. Такое замедление в ряде случаев обусловлено чрезмерной «эксплуатацией» познавательных способностей ребенка, приводящей к своеобразным истощениям внутренних резервов нервной системы.

Перечисленные выше отклонения в развитии нервной системы не исчерпывают всех возможных вариантов. Следует помнить, что развитие ребенка не всегда идет строго по схеме. Становление функций может как отставать, так и опережать указанные сроки.

Это зависит от особенностей внутриутробного развития ребенка, течения родов и периода новорожденности.

В каждом случае важно установить причину имеющегося дефекта: связан ли он с первичным поражением нервной системы, является ли результатом других заболеваний или так называемой педагогической запущенности.

Под термином «педагогическая запущенность» понимают задержку развития, обусловленную недостаточностью целенаправленного развития функций и педагогического воздействия в целом. Педагогическая запущенность развивается на определенных этапах развития, а именно в период интенсивного развития функций.

Например, в момент развития речи пребывание ребенка в неречевой среде, малое общение с матерью могут привести к задержке развития речи. Недостаточность зрительных, слуховых, эмоциональных и других раздражителей, т. е. так называемый «информационный голод», приводит к задержке психического развития.

Таким образом, при анализе нарушений нервно-психического развития следует учитывать не только особенности состояния нервной системы ребенка, но и то окружение, в котором он растет и развивается.

Литература:

  1. Бадалян, Л. О. Невропатология: учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Л. О. Бадалян. – 5 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

  2. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Смирнов – 3 изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с.

Источник: https://multiurok.ru/files/material-lektsii-po-uchebnoi-distsipline-anatomo-f.html

Анатомо-физиологические механизмы речи

Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь).

Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались.

Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Звуки, входящие в состав слов, являющихся условными раздражителями в устной речи, имеют сложное физическое строение; в них различают частоту колебания воздушных звуковых волн, амплитуду этих колебаний и их форму, представляющую собой характерное сочетание основного тона речевого звука и сопровождающих его обертонов.

Частота колебаний воздушных волн ощущается как высота звука, амплитуда их — как сила или громкость звука, форма колебаний — как тембр звука.

В своей совокупности указанные характерные особенности речевого звука составляют его физическую природу. Основное значение в этих звуках имеет тембр. Составляющие звук обертоны всегда находятся по числу колебаний звуковой волны в кратном отношении к основному тону, в связи с чем они получили название «гармоники».

Постоянные гармоники (обертоны) с наибольшей для данного звука амплитудой колебаний составляют так называемые форманты речевых звуков. Все гласные и согласные звуки языка, называемые фонемами, обладают характерными для них формантами, что и позволяет дифференцированно воспринимать их.

Способность дифференцированно воспринимать фонемы речевых звуков называется речевым, или фонематическим, слухом. Последний основан на специальной чувствительности слухового анализатора к фонемам, которая развивается у человека в возрасте 1,5—4 лет. Эта чувствительность не зависит от остроты слуха.

Она обусловливается системой фонем данного языка.

Языковой единицей речи является предложение, т. е. определенное сочетание слов, соответствующее возникающей мысли. Смысловое значение каждого слова воспринимается не только по его фонематическому составу, но и потому месту, которое оно занимает в предложении.

Особую роль играет при этом речевая интонация, т. е. мелодические и динамические изменения тона голоса, а также изменения в длительности звуков и наличие пауз между отдельными словами (ритмическое членение предложения).

Речевые интонации очень многообразны, с их помощью уточняется смысловое или предметное содержание высказываемых суждений, отношение говорящего к тому, что он говорит его стремление так или иначе воздействовать на волю того, к кому он обращается. Озвученное предложение, т. е.

предложение, произносимое с определенной интонацией, называется фразой.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-rech.html?id=anatomo-fiziologicheskie-mechanizmi-rechi

Ссылка на основную публикацию